Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная
подлость.
Л.Н.Толстой
Жизнь великого писателя Л.Н.Толстого состояла из нравственных исканий. Всю жизнь он повторял одну и ту же молитву:'Господи! Научи меня жить!' Романы свидетельствуют о бесконечной душевной борьбе писателя. Задумав писать роман о декабристе, вернувшемся из ссылки, он понял, что для раскрытия внутреннего мира героев ему надо вернуться на несколько лет на- зад и окунуться в общество 1812 года. Но работа с историческими книгами и архива- ми заставила его вернуться к 1805 году. Главной задачей Толстого было раскрытие внутренней жизни героев.'Люди, как реки...',-говорил он, подчёркивая этим сравнением необъятность, сложность человеческой души, изменчивость и непрерывное развитие внутренней жизни. Духовная красота любимых героев Льва Николаевича проявляется в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств, в неустанных по- исках смысла жизни, в мечтах о деятельности для пользы народа. На Пьера, которого он задумал как декабриста, Толстой потратил лучшие краски души своей. Безухов ищет ответ на вопрос, поставленный перед ним эпохой 60-х годов: что делать? Чему посвятить жизнь? 'Он так всеми силами души своей всегда искал одного: быть вполне хорошим',-эти слова Пьера, сказанные об Андрее Болконском, относятся и к самому Пьеру. Впервые встречаясь с ним в салоне Шерер, мы чувствуем, что этот неуклюжий молодой человек, как инородное тело, не в своей среде, выглядит довольно нелепо. Он слишком искренен и естественен, чтобы скрывать свои чувства за непроницаемой маской и сдерживать эмоции. Он не защищён от ошибок и, как многие молодые люди того времени, восхищаются Наполеоном. А защищая перед ярыми монархистами идеи французской революции, он заходит так далеко, что совсем уже не вписывается в это высокомерное, презрительно относящиеся ко всему общество, и Анна Шерер вынуждена впихнуть Пьера в нужные рамки. В отличии от него Андрей Болконский уже устал от всего и стремится на войну, надеясь найти там применение себе и совершить подвиг, добыть славу себе, а, следовательно, и отечеству. Со сдержанно презрительной улыб- кой прохаживается он между опостылевшими ему людьми, лишь встретив Пьера, он становится немного теплее и доброжелательнее. Чувствуя себя довольно неуютно в салоне Анны Шерер, Пьер тратит свои силы на раз- гул в компании Долохова и Курагина, где 'золотая молодёжь'веселится, как ей угодно, доходя до безрассудства. Описывая развлечения молодых людей, Толстой невольно сравнивает их с помещением, в котором они собираются. Сначала этот зал, освещённый богатыми люстрами, сверкает своей изысканностью, белизной и богатством. Столы, покрытые белыми, накрахмаленными скатертями, ломятся под тяжестью аккуратно, строго симметрично расставленной серебряной посуды. С иголочки одетые молодые люди рассаживаются за столы. Но через полчаса комната в нечто, очень похожее на хлев. Молодые люди, отбросив все приличия, пьют вино, закусывая его жирным мясом, спорят, ставят об заклад. Сам Долохов, поспорив, что выпьет бутылку вина, стоя на карнизе, уже выиграл спор и принялся за новое развлечение. Но когда Пьер решил испытать себя, его остановили и успокоили. Этим писатель хотел подчеркнуть, что Пьера любили и уважали... Молодой человек мечется, ошибается, совершает одну из самых страшных ошибок связывает свою жизнь с Элен. Воспользовавшись его детской беспомощностью в вопросах брака, его женили на холодной Элен. Но ищет счастья в супружеской жизни и не находит его. Поиски правды приводят его в масонскую ложу. Пьеру кажется, что в масонстве он нашёл воплощение своих идеалов. Мысль о совершенствовании мира и самого себя охватывает его. Идеи братства, равенства и любви больше всего привлекают молодого человека в масонстве. Он хочет действовать, приносить пользу людям. Прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Но ханжество и лицемерие проникли и в среду масонства. Нет и личного счастья. В жизни его наступает полоса разочарований в личном счастье, в общественных идеалах. И вновь ошибки... Пытаясь найти своё место, он едет на Бородино и волею случая оказывается на самом главном и опасном редуте. Пьер рад любой работе: таскать ящики, помогать раненым. Выглядит он очень нелепо, но симпатии солдат всё же обращены к нему. Вид бойни приводит его в ужас: 'Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!' Всем своим видом и душевным смятением выражает Пьер всю антигуманную сущность войны. Оставшись в Москве, он вновь сталкивается с ужасами войны. Тогда Пьер решает убить Наполеона, видя в этом своё предназначение. Но понимает вскоре, что Наполеон недоступен и убить его невозможно. Спасая девочку из огня пожара, Пьер попадает в плен, где пытается понять этих людей, которые привыкли спать в пыли, отдавать последнее, не оставляя себе самого нужного. Духовные и физические страдания научили Пьера ценить жизнь и маленькие её радости. Встреча с Платоном Каратаевым, который представляет собой обобщённый крестьянский образ, во многом меняет отношение Пьера к жизни. Платон изменяет сознание Пьера своей народной мудростью, даёт ему возможность понять иное мироощущение, не основанное на злой власти и жестокости. То, что говорит Каратаев, обобщено, как особый дух правды и красоты. Любовь Наташи походит на награду Пьеру за все лишения и душевные мучения. Наташа, словно ангел, входит в его жизнь, озаряя её тёплым, ласковым светом. Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жизни. Но искания его ещё не кончились. Путь к правде слишком труден. Пьера не понимают, но он не отчаивается, а доказывает правоту своих прогрессивных идей. Между Платоном Каратаевым и Безуховым стена, признанная Пьером. Но в семье часто вспоминают этого доброго, милого человека. Пьер постоянно обращается мысленно к нему, спрашивая себя: 'А как бы поступил он?' Николай Болконский любит Пьера, мы чувствуем, что он продолжит дело Пьера, о чём свидетельствуют его слова в конце романа:'Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...'Он - это Андрей Болконский, дух которого вселился в душу мальчика, одобряя его и Пьера.