МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант № 3
Челябинск
Задача 1
Имеются данные о сменной добыче угля (тонн) на одного рабочего и мощности пласта (в метрах).
Таблица 1.1. Исходные данные.
Номер региона, |
Мощность пласта, (метров). |
Сменная выработка угля на одного рабочего, (тонн). |
|
1 |
22,7 |
5,4 |
|
2 |
25,8 |
7,2 |
|
3 |
20,8 |
7,1 |
|
4 |
15,2 |
7,9 |
|
5 |
25,4 |
7,5 |
|
6 |
19,4 |
6,7 |
|
7 |
18,2 |
6,2 |
|
8 |
21,0 |
6,4 |
|
9 |
16,4 |
5,5 |
|
10 |
23,5 |
6,9 |
|
11 |
18,8 |
5,4 |
|
12 |
17,5 |
6,3 |
ЗАДАНИЕ
Исследовать зависимость сменной добычи угля на одного рабочего от мощности пласта путем построения уравнения парной линейной регрессии
.
Для исходных данных, приведенных в задаче, требуется:
1. Построить поле корреляции и сформулировать гипотезу о форме связи.
2. Найти оценки параметров модели парной линейной регрессии . Записать полученное уравнение регрессии.
3. Проверить значимость оценок коэффициентов с надежностью 0,95 с помощью статистики Стьюдента и сделать выводы о значимости этих оценок.
4. Определить интервальные оценки коэффициентов с надежностью 0,95.
5. Проверить при уровне значимости 0,05 значимость уравнения регрессии с помощью статистики Фишера и сделать выводы о значимости уравнения регрессии.
6. Определить коэффициент детерминации и коэффициент корреляции . Сделать выводы о качестве уравнения регрессии.
7. Рассчитать среднюю ошибку аппроксимации и сделайте выводы о качестве уравнения регрессии.
8. Рассчитать прогнозное значение результата , если значение фактора X будет больше на 15% его среднего уровня .
9. Дать экономическую интерпретацию коэффициентов парной регрессии.
РЕШЕНИЕ
1. Построим поле корреляции и сформулируем гипотезу о форме связи.
Анализируя поле корреляции, можно предположить, что примерные Х и У связаны линейной зависимостью t = +x, т.к. точки располагаются близко к прямой , причем с возрастанием Х значения У то увеличиваются, то уменьшаются.
2. Найдём оценки параметров модели парной линейной регрессии . Запишем полученное уравнение регрессии.
Составим расчётную таблицу.
Параметры линейного уравнения парной регрессии найдём по формулам
, .
Составим расчётную таблицу 1.2.
Таблица 1.2. Расчётная таблица.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
22,7 |
5,4 |
122,58 |
515,29 |
29,16 |
6,671 |
-1,271 |
1,615 |
0,2354 |
|
2 |
25,8 |
7,2 |
185,76 |
665,64 |
51,84 |
6,822 |
0,378 |
0,143 |
0,0525 |
|
3 |
20,8 |
7,1 |
147,68 |
432,64 |
50,41 |
6,565 |
0,535 |
0,286 |
0,0754 |
|
4 |
15,2 |
7,9 |
120,08 |
231,04 |
62,41 |
6,251 |
1,649 |
2,719 |
0,2087 |
|
5 |
25,4 |
7,5 |
190,5 |
645,16 |
56,25 |
6,822 |
0,678 |
0,460 |
1,0904 |
|
6 |
19,4 |
6,7 |
129,98 |
376,36 |
44,83 |
6,486 |
0,214 |
0,046 |
0,0319 |
|
7 |
18,2 |
6,2 |
112,84 |
331,24 |
38,44 |
6,419 |
-0,219 |
0,048 |
0,0353 |
|
8 |
21,0 |
6,4 |
134,40 |
441,00 |
40,96 |
6,576 |
-0,176 |
0,031 |
0,0275 |
|
9 |
16,4 |
5,5 |
90,20 |
268,96 |
30,25 |
6,318 |
-0,818 |
0,669 |
0,1487 |
|
10 |
23,5 |
6,9 |
162,15 |
552,25 |
47,61 |
6,716 |
0,140 |
0,020 |
0,0203 |
|
11 |
18,8 |
5,4 |
101,52 |
353,44 |
29,16 |
6,453 |
-1,053 |
1,109 |
0,1950 |
|
12 |
17,5 |
6,3 |
110,25 |
306,25 |
39,69 |
6,380 |
-0,080 |
0,006 |
0,0127 |
|
Сумма |
244,7 |
78,5 |
1607,94 |
5119,2 |
521,01 |
|
7,152 |
1,1338 |
||
Среднее |
20,4 |
6,54 |
134,00 |
426,61 |
43,42 |
= ;=; = ; =;
= 134,00-20,4*6,54 / 426,61-20,4І = 0,056
Тогда линейное уравнение регрессии запишется так:
Для вычисления значений t нужно в уравнении (*) представлять соответствующие значения xt , данные в условии и полученные результаты внести в графу (t ) расчетной таблицы.
3. Проверить значимость оценок коэффициентов с надежностью 0,95 с помощью статистики Стьюдента и сделать выводы о значимости этих оценок.
Для оценки статистической значимости параметров регрессии и коэффициента корреляции воспользуемся статистикой Стьюдента.
Для этого предварительно рассчитаем стандартную ошибку регрессии S и - стандартную ошибку параметра , используя формулы
и , причём
При n =12, используя результаты таблицы 2, получим :
,
тогда
Число степеней свободы равно числу наблюдений без двух, т.е. n = 12 - 2 = 10
Для этого числа степеней свободы и уровня доверия q = 0,95 из таблицы Стьюдента найдем критическое значение t = 2,228
Расчетное значение t-статистики параметра есть
Значение <, отсюда следует , что параметр не является значимым , значит , и уравнение регрессии (*) не является значимым
4. Определить интервальные оценки коэффициентов с надежностью 0,95.
Т.К. доверительный интервал неизвестного нам коэффициента рассчитывается по формуле : -T кр * S<< + Т кр ,Sв
Где на уровне доверия q = 0.95 T кр = 2,228
= 0,056; Sв = 0,0755
0,056- 2,228* 0,0755< в < 0.056+2,228*0,0755
0,056 - 0,1682< в < 0,056 +0,1682
-0,11 < в < 0,2242 - доверительный интервал параметра в (для q=0,95)
Аналогично находят доверительный интервал для параметра л
= 1,5602
Доверительный интервал л находится так
- T кр *Sл < л < + Ткр *Sл
5,40 - 2,228 * 1,5602 <л < 5,40+2,228*1,5602
5,40 - 3,476 < л < 5,40+3,476
1,924 < л < 8,876 - доверительный интервал для q= 0,95
5. Проверим при уровне значимости 0,05 значимость уравнения регрессии с помощью статистики Фишера и сделаем выводы о значимости уравнения регрессии.
Расчётное значение статистики Фишера определим по формуле
,
где - коэффициент парной линейной корреляции(его можно находить по разным формулам и результаты при этом могут не совпадать)
Используя формулу
,
где и - стандартные отклонения представляющие собой корень квадратный из выбранных дисперсий переменных. х и у соответственно.
;
В нашем случае
F расч = 0,0505* (12-2) / 1-0,0505 = 0,532
При значимости 0,05 и степенях свободы K1 = m=1
И K2 = n-m-1=12-1-1 =10 в таблице найдем F табл = 4,96
Т.к. F факт = 0,532 < F табл =4,96 , то уравнение регрессии (*) на уровне значимости 0,05 не является значимым
6. Определим коэффициент детерминации и коэффициент корреляции . Сделаем выводы о качестве уравнения регрессии.
= 0,0737 Это говорит о том, что на 7,37% дисперсия зависимой переменной у объясняется изменение переменной Х , а 92,63% изменения у
объясняется влиянием других факторов, не учтенных в задаче. И, следовательно, значение = 0,0737 свидетельствует о том, что найденное уравнение регрессии не является значимым
На основе полученного коэффициента детерминации можно рассчитать коэффициент парной линейной корреляции ху = = 0,2715. Это значение говорит о незначительной тесноте связи между переменными Х и У
Из этого следует, что связь между мощностью пласта и выработкой угля на одного рабочего в целом прямая
Так, при изменении Х на 1 единицу (1м) выработка угля на одного рабочего вырастет на 0,056 единицы( тонны)
7. Рассчитаем среднюю ошибку аппроксимации и сделаем выводы о качестве уравнения регрессии.
А = 1/12 * 1,1338=0,0945=9,45%
Очень близка к 10% .Это говорит о качестве подгонки недостаточно хороший, т.к. в среднем расчетные значения отличаются от фактической на 9,45%
8. Рассчитать прогнозное значение результата , если значение фактора будет больше на 15 % его среднего уровня .
Имеем = 20,4 ( 100% + 15% =115% = 1,15)
Х=1,15 * = 1,15*20,4=23,46
Этому значению согласно полученной математической модели будет соответствовать = 5,40+0,056*23,46=5,40+1,314=6,714
Итак, (23,46) = 6,714
9. Дадим экономическую интерпретацию коэффициентов парной регрессии. По приведенным в условии данным получили линейное уравнение регрессии Хt. Значение = 0,0735 говорит о том, что изменения переменной у зависит от изменения фактора х только на 7,35
На уровне значимости 0,05 доверительные интервалы параметров
1,924< л < 8,876
-0,1122 <в< 0,2242
Rху = 0,2715 говорит о прямой зависимости между х и у и незначительной тесноте связи между переменными Х и У
При изменении х на 1 единицу , значение У увеличивается на 0,056 единиц . Смысл параметра л - это значение при х=0
Библиографический список
Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика и основы эконометрики. Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 1022 с.
Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика в задачах и упражнениях: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 270 с.
Афанасьев В. Н., Юзбашев М. М., Гуляева Т. И. Эконометрика: Учебник / В. Н. Афанасьев, М. М. Юзбашев, Т. И. Гуляева; под ред. В. Н. Афанасьева. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 256 с.
Доугерти К. Введение в эконометрику: Учебник / Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 432 с.
Магнус Я. Р., Катышев П. К., Пересецкий А. А. Эконометрика. Начальный курс: Учеб. - М.: Дело, 2004. - 576 с.
Практикум по эконометрике: Учеб. пособие / И. И. Елисеева, С. В. Курышева, Н. М. Гордеенко и др.; Под ред. И. И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 192 с.
Эконометрика: Учебник / И. И. Елисеева, С. В. Курышева, Т. В. Костеева и др.; Под ред. И. И. Елисеевой. - М.: Проспект, 2010. - 576 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
линейная регрессия корреляция аппроксимация