Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Экономика предприятия

Работа из раздела: «Экономика»

1. Предмет и м-ды эк исследований. Эк- это наука о том, как общ-во исп-т
определ ограниченные ресурсы для пр-ва полезных продуктов и распределяет их
среди людей. Эк предпр как наука изучает действие объективных эк з-нов и
формы их проявления в специфич условиях. Она изучает з-ны, факторы и
условия, под влиянием кот эти з-ны действуют более эффективно. М-ды эк
исследований: 1. Диалектический- все явления рассм во взаимосвязи и
взаимозависимости, колич изменения приводят к кач изменениям, т.е.
происходит движение от простого к сложному. 2. Статистический- основан на
обработке массовых данных, х-х изучение данного явления м-дом группировки.
3. Монографический- изучение опыта хоз-ния, типового или передового предпр
по развитию разл отраслей. 4. Расчетно-конструктивный- определ-ся неск
вариантов решений какой-то задачи, которые затем сравниваются  выбирается
лучший вариант для решения данной задачи.5. Эк-математический- на основе
быстродействующих ЭВМ определ-ся наиб оптим варианты при исп многих
переменных величин.

2. Рынок и его сущность. Рынок- это совок-ть  форм  взаимоотношений,  связей
м/у отд самостоят принимающими решения хоз-ими  субъектами,  взаимод  кот  в
качестве  покупателей  и  продавцов  приводит  к  возможности  обмена,  т.е.
возможности продавцам продавать, а покупателям-  купить  необх  т-р.  Рынок-
это обмен, купля и продажа т-ров с пом денег. Осн элементы рынка- это т-р  и
деньги. Т-р- это продукция, изготовленная  для  продажи,  а  не  для  собств
потребления. Деньги- это эквивалент всех физич т-ов  и  услуг,  тоже  товар.
Осн действ лица на рынке- продавец (поставщик) и  покупатель  (потребитель).
Рынок- это следствие  общественного  РТ,  т.е.  изготовление  прод  с  целью
обмена.

3. Ф-ции и стр-ра рынка.  Ф-ции:  ценообразующая,  стимулирующая  9побуждает
снижать индивид  затраты  труда,  использовать  нов  технику),  регулирующая
(регулирует пр-во  и   обращение  т  и  усл),  воспроизв-ая,  информационная
(информирует о состоянии дел в хоз сфере), санирующая (очищает  общественное
пр-во от эк-ки слабых, неконкурентоспособных  хоз  единиц),  контролирующая.
Классификация рынка: 1. По элементам рын инфрастр-ры: Р т  и  усл,  факторов
пр-ва, финансовый рынок; 2. По  эк  назначению  объектов  рын  отношений:  р
потребительских  т  и  усл,  р  т-ов  пр-го  назначения,  р   нов   изделий,
технологий, проектов, сырьевой рынок, рынок  труда,  рынок  ЦБ,  рынок  втор
сырья; 3.По географич расположению: местный, национальный,  мировой;  4.  По
степени  ограничения  конкуренции:  свободный,  рынок  монополистич  конкур,
олигополистический рынок чистой монополии.  5.  По  отраслям  сфер  пр-ва  и
услуг: топливный, автомобильный, компьютерный, рынок хлебопродуктов  и  т.д.
6. По х-ам и р-рам продаж: оптовый и розничный.

4. Пром-ть и ее роль в соц-эк развитии общ-ва.  Пром-ть-  совок-ть  большого
числа  самостоят  предпр,  цехов  и  пр-в,  занятых  добычей,  заготовкой  и
переработкой  сырья  в  гот  прод.  Она  базируется  на  технологии   пр-ва,
созданной чел, хар-ся непрерывностью пр-ва. В задачу пром  входит  изменение
кач-ва  и  ср-в  обрабатываемых  предметов  труда.  Важное  место   в   пром
принадлежит решению  продовольственной  проблемы.  Производя  все  виды  с/х
техники,  мин  удобрений  и  ср-в  химзащиты  растений,   она   способствует
повышению урожайности с/х культур,  сокращению  потерь  и  повышению  технич
оснащенности  с/х  пр-ва.  Пром,  и  в  1ую  очередь  ее   базовые   отрасли
(энергетика, металлургия,  хим  пром,  машиностроение),  явл  матер  основой
технич процесса реконструкции всех отраслей нар хоз-ва. Недостатки  развития
пром: 1. Недостаточный уд вес прогрес видов машин и обор в общем объеме  пр-
ва. 2. Уровень разрабатываемой техники не соотв совр  требованиям.  3.  Мало
производится пром работ и малогабаритной с/х техники.
5.  Отраслевая  стр-ра  пром-ти.    Отрасль-  это  совок-ть  самостоятельных
предпр, цехов и пр-в,  хар-хся  единством  назначения  вырабатываемой  прод,
общностью технологич процесса и перерабатываемого  сырья.  Для  формирования
отрасли  пром-ти  необх  определить  условия:  наличие  достаточно  большого
объема рын игрока на данный вид прод, наличие прир  ресурсов.  Классификация
отраслей: 1. По эк назначению прод: отрасли, изгот ср-ва пр-ва, О,  производ
предметы потребления. 2. По х-ру воздействия на предметы труда:  добывающие-
угольная,  торфяная,  гидроэнергетика,  Обрабатывающие-  осущ-т   дальнейшую
обработку сырья и материалов: металлургия, хим отрасль… 3. По  ф-циональному
назначению прод: производ промежуточную прод, произв конечную прод. Все  эти
отрасли в наст время объединены в группы межотраслевых комплексов: топливно-
энергетический, металлургический, металлостроение,  химико-лесной  комплекс,
пром-ть строит комплекса, отрасли перераб пром, входящие в состав  агро-пром
комплекса. 4. По уровню концентрации пр-ва и предложения однородной прод  на
отд предпр:  совершенноконкурентные,  монополистические,  О  с  монополистич
конкуренции, олигополистические.
6. Совр отраслевая стр-ра пром-ти РБ и осн направления. Пром РБ начисляет  в
св  составе  более  100   отраслей.   Ведущие   О:   1.   Машиностроение   и
металлообработка занимают 24% в общем объеме пром пр-ва. 2.  Пищепром-  19%,
3. Хим и нефтехим- 14%. 4. Легкая- 9%. 5.  Электроэнергетика-  8%.  Наиб  уд
вес в стр-ре пр-ва ВВП заним пром- 31%, транспорт и связь- 11%,  торговля  и
общепит- 9%, с/х и строительство- по 5.5%.  Беларусь  занимает  среди  стран
СНг 1 место по пр-ву  тракторов,  хим  волокон  и  нитей.  2  место  по  мин
удобрениям,   грузовым   авто,   металлорежущим   станкам,    холодильникам,
телевизорам, чулочно-носочным изделиям и обуви. РБ осущ-т торговлю со  всеми
странами СНг и более чем  со  150  странами  дальнего  зарубежья.  Важнейшие
направления: 1. Опережение темпов роста пром пр-ва прод отрасли,  изгот  ср-
ва пр-ва и отрасли, изгот предметы потребления. 2. Повышение доли  отраслей,
обеспечивающих технич прогресс в нар хоз-ве. 3.  Изменение  соотношения  м/у
добывающими и обрабат отраслями пром в пользу последних. 4.  Изменение  стр-
ры топливной пром-ти.
7. Понятие и  классификация  предпр.  Каждое  предпр-  это  самостоятельный,
организационно обособленный хозяйствующий субъект произв сферы  нар  хоз-ва,
кот  производит  и  реализует  прод,  выполняет  работы  пром   хар-ра   или
предоставляет платные услуги.  Классификация:  1.  Отраслевая  и  предметная
специализация.  Хар-ся  различием  выпускаемой  прод,   в   том   числе   ее
назначением,  способом  пр-ва  и  потребления.  1.1.   Промышленные-   заним
выпуском машин, обор. 1.2. с/х-  по  выращивании.  зерна,  овощей  и  технич
культур.  1.3.  Строит  индустрия  и   транспорт.   2   По   стр-ре   пр-ва.
2.1.Узкоспециализированные - изготавлив огранич ассортимент  прод  массового
потребления.  2.2.  Многопрофильные.  2.3.  Комбинированные.  3.  По   р-рам
предпр: малые, средние, крупные.
8. ЖЦП: создание, реорганизация, реструктуризация,  санкция,  банкротство  и
ликвидация. 1. Создание предпр и его становление. Регистрир в соотв  органах
исполнит власти. 2 способа  регистрации6разрешительный,  уведомительный.  2.
Реорганизация- это  изменение  орг-ной  стр-ры  упр-ия,  м-т  происходить  в
рамках действующего субъекта хоз-ния или  с  послед  ликвидацией  старого  и
регистрацией   нового.   3.   Реструктуризация-   это    выделение    стр-ых
подразделений предпр с самостоят балансом и  р/сч,  но  без  образования  юр
лица. 4. Санация- фин оздоровление предпр. 5.  Банкротство-  последн  стадия
несостоятельности  объекта  хоз-ния.  Фин  несостоятельность  удостоверяется
судом,  неспособность  субъекта  хоз-ния  оплатить   предъявл   док-ты   или
превышение статуса долговых обязательств над им-вом субъекта хоз-ни. Дело  о
его фин несост открывается  либо  по  заявлению  самого  клиента,  либо  его
кредиторов.  Назначается  фин-хоз  экспертиза.  При   принятии   решения   о
признании хоз субъекта банкротом суд образует ликвидационную  комиссию,  она
обязана: известить кредиторов о ликвидации субъекта  хоз-ния,  Сосредоточить
все деньги на одном счете в банке, составить отчет о им-ве Ф, включая  наход
под  залогом,  подготовить  план  ликвидации,  поэтапно  осущ-ся  ликвидация
собственности, предоставление инф и ходе ликвидации,  составляется  отчет  и
ликвидационный  баланс.  По  окончанию  ликвидации  Ф  исключается  из   гос
реестра.
9. Хоз-правовые формы  предпр.  ЧАСТНЫЕ  ПРЕДПР  в  РБ  создаются  в  рез-те
приватизации гос предпр частными лицами, путем возникновения нов предпр. Им-
во ЧПр формируется за счет его владельца,  получ  им  доходов,  а  также  др
источников, незапрещенных з-ном. Прод, произвед на ЧП, доходы, получ  от  ее
реализ принадлежат исключительно его владельцу. +: полная  самостоятельность
действий, конфидециальность деят-ти, низкие издержки на орг-цию и упр-ие пр-
вом. --:огранич фин возможности для расширения  и  совершенствования  пр-ва,
отсутствие  специализированного   менеджмента.   ГОС   ПРЕДПР-   им-во   кот
принадлежит  гос-ву.  Им-во  м-т  создаваться  за  счет  бюдж  ассигнований,
вкладов др гос предпр или  др  источников.  +:  значит  фин  возможности  дл
расширения  и  совершенствования  пр-ва  за  счет  ср-в   бюджета,   высокая
кредитоспособность, исп-ие высококвалифицированных  специалистов  в  области
менеджмента. --: интересы раб не совпадают с интересами гос-ва. ХОЗ  ТОВ-ВА-
это форма предпринимат деят-ти при кот  им-во  предпр  формируется  за  счет
вкладов неск граждан и юр лиц, кот объединяются  для  совм  хоз  деят-ти  на
основе договора м/у ними. Полное- все участники несут по его  обязат  полную
неогранич ответственность. Коммандитное- один из уч несет  полную  ответств,
и хотя бы один- ограниченную. Акционерно-коммандитное- члены вносят св  долю
путем  приобретения  акций-  переходная  форма  к   АО+:   высокая   степень
ответственности по обязательствам делает ХТ  надежным  партнером,  несложная
стр-ра и с-ма упр-ия, возможность привлечения капиталов  др  инвесторов.  --
:нестабильность фин-ия, отсутствие четкого проф упр-ия,  непривлекательность
полной  ответственности,  кот  часто  приводит  к  разорению  мелких  и   ср
собственников.



10. АО, сущ-ть, значение. В связи  с  переходом  РБ  к  рын  отнош  получило
развитие нов орг-ной  формы  хоз-ния-  АО-  это  объединение,  созданное  по
соглашению юр и физ лиц путем объединения их им-ва и ср-в  с  цель.  осущ-ия
хоз деят-ти. АО им  уставной  фонд,  разделенный  на  определ  число  акций,
равной номин ст-ти и несущ ответственность по обязательствам т-о за счет  св
им-ва. АО бывает открытым (акции  распредел-ся  путем  открытой  подписки  и
продажи)  и  закрытым  (среди  лиц,  подписавших  договор  о  совм  деят-ти,
преобревших эти акции). Цели создания АО: для привлечения доп  ср-в  в  виде
сбережений членов труд кол-ва, для укрепления матер-технич базы и  соц-культ
уровня, превращает раб-ов предпр в  его  совладельцев,  повышении  их  матер
заинтересованности в экономном выполнении работ,  повышение  ответственности
руководителей и специалистов за рез-ты деят-ти предпр перед труд кол-вом.

11. Содержание  и  образование  акций.  Акция-  это  ЦБ,  удостовер  участие
владельца в  делах  учредителя  и  дающая  право  на  получение  соотв  доли
прибыли. Акция  обеспеч  владельцу  долю  во  владении  предпр.  Фин  сумма,
обознач на акции, предст собой ее номин ст-ть, а цена, по кот она  продается
на рынке обозначает ее курс. По хар-ру распр акции м.б.:  1.  Именные-  А  с
указанием   ее   владельца,   распр   в   порядке   открытой   подписки.1.1.
Привилегированная- А. дивиденд кот фиксируется в виде твердого %,  выплач-ся
в 1ю очередь, незав от величины прибыли предпр.  Не  дает  право  голоса  ее
владельцу, не участв в упр-ии. 1.2. Простая- А не с фиксир  дивидендом,  р-р
кот определ-ся общим собранием акционеров, после утраты фиксир  %  держатели
им право участвовать в упр-ии АО. 2. А на предъявителя-  не  содержит  имени
ее держателя. 3. А труд кол-ва- держателем м.б. т-о раб-ки  данного  предпр.
4. А предпр- распр среди др предпр и орг-ций.

12. Права и обязанности акционеров. Права: 1. держатели акций  им  право  за
каждый год хранения акций получать дивиденды, быть избранными  членами  упр-
ия и его председателями. 2.  Ежегодно  заслушивать  на  собрании  акционеров
отчет по работе предпр за прошедший год и задачи на буд. 3.Требовать от рук-
лей и специалистов отчета о  невыполнении  плана  прибыли.  4.  М-т  ставить
вопрос о досрочном замещении рук-ва, если оно  не  справилось  с  планом  по
прибыли. Обязанности:  1.  Соблюдение  произв  и  технологич  дисциплин.  2.
Бережно относиться к собственности предпр, не допускать  ее  порчи,  вносить
предложения по улучшению хоз деят-ти, направленной  на  увеличение  прибыли.
3. Бережно хранить акции, не передавать их др лицу, т.к. при этом  акции  не
погашаются и по ним не выплачиваются дивид-ды. 4. При выплате дивид  сверить
содержание акций с паспортными данными, указанными на корешке. 5. Если  раб-
к увольняется, то он обязан погасить акцию, в случае смерти акционера  акция
передается наследникам. 5. Если  акционеры  раб-т  на  предпр  и  общ  ст-ть
личных и наслед акций не превышает  мах,  Ио  они  им  право  хранить  их  и
получать по ним дивид, если сумма превышает мах, то они обязаны  превышающую
сумму погасить.

13. Упр-ие  АО.  Органы  упр-ия:  Собрание  акционеров,  сов  диреков  совет
правления, наблюдательный совет, дирекция. Полномочия  собрания  акционеров:
изменение и доп устава, изменение уст фонда, определение  орг-ной  стр-ры  и
правил, избрание  и  отзыв  членов  выбран  органов,  утв  год  отчетов  АО,
создание, реорганизация и ликвид АО, принятие  реш  о  прекращении  деят-ти.
Общ соб в праве наделить правление общ-ва решением  вопросов,  отнесенных  к
компетенции собрания. Нельзя без собрания:  принятие  устава  и  внесение  в
него изменений, избрание членов выборочного органа, принятие реш  о  прекращ
деят.  Правление  предст  интересы  акционеров  на  период  м/у  собраниями.
Полномочия: орг-ция собрания акционеров, подписание контрактов,  утверждение
договоров  и  сделок,  р-р  кот  не  превышает  25%,  контроль  за  деят-тью
дирекции. Состав упр-ия:  председатель,  его  зам,  2  члена  упр-ия.  Члены
дирекции и ревизной комиссии не м.б. членами упр-ия. Члены упр-ия в  теч  24
мес после прекращения деят-ти не м.б. уволены с  данного  предпр.  Дирекция-
исполнит орган, несет отчет перед  упр-ием  и  собранием  акционер.  Состав:
директор, его зам, глав  бух,  нач  юр  отдела.  Полномочия:  осущ-ие  текущ
управл деят-ти, обеспечение  вып-ия  решений  собрания,  упр-ие  им-вом  АО,
распоряжение его капиталом, несет  ответственность  за  деят-ть  АО,  заключ
договора, выдает доверенности, открывает счет в банке.

14. Сущность, цели и задачи разгосударствления, его направления. Разгосуд  и
приватизация гос собств явл одним  из  направлений  перехода  эк  РБ  к  рын
отношениям. Разгосуд- это процесс формирования многоукладной  смешанной  эк,
децентрализованного упр-ия, освобождение гос-ва от ф-ции  прямого  гос  упр-
ия. Принципы: добровольность, эк заинтересованность труд коллективов  и  отд
граждан, гласность, соблюдение интересов гос-ва и населения.  Осн  критерии:
сокращение принудит гос з-нов, расширение  свободной  продажи  продуктов  на
рынке, либерализация цен, конкуренция товаропроизводителей,  обеспечение  эк
ответственности за рез-ты хоз деят-ти.
15. сущ-ть, принципы и источники приватизации. Приватизация-  передача  гос-
ом права собственности на предпр, им-ые комплексы  и др  им-во  гражданам  и
юр лицам, деят-ть кот основана на негос собственности. В  рез-те  ПР  гос-во
утрачивает  право  владения,  пользования  и  распоряжения   объектами   хоз
собственности, а гос органами-  права  упр-ия  ими.  Способы  ПР:  1.  Выкуп
арендного им-ва арендным предпр.  .2  Продажа  объектов  на  аукционе  и  по
конкурсу. 3. Продажа гос доли акций и АО, преобразованных из гос и  арендных
предпр негосуд-ыми юр и физ лицами. Принципы:  1.  сочетание  возмездного  и
безвозмездного способа ПР. 2. Дифференциация м-дов, форм и процедур  Пр.  3.
Право каждого гражд РБ на часть безвозмездно предоставленной  собственности.
4. Предоставление определ соц гарантий членам труд кол-ва (  уменьшение  ст-
ти приватизир им-ва на 20%, ЗПЛ  и  дивиденды  не  облагаются  налогом).  5.
Принцип гласности процесса  ПР.  Цели,  кот  д.б.  достигнуты  за  счет  ПР:
усиление стимулов к труду, повышение пр тр, эфф-ти пр-ва,  предприним  деят-
ти, устранение бесхозности, уменьшение масштабов  коррупции  и  теневой  эк,
возрождение общечел-х ценностей.

16. Методы и способы приватизации.  2  этапа:  1.  Изучение  законодательной
базы, кот необх для того, чтобы убедиться, что предпр  не  попадает  под  к-
либо ограничения. Если инициатором проведения  Пр  выступает  коллектив,  то
подготовительная работа начин-ся с создания инициативной  группы  в  составе
представителей  планового,  фин  отдела  и   бухгалтерии,   и   председателя
профсоюзного комитета. Инициативная группа готовит след  док-ты:  отраслевая
принадлежность, место нахождения предпр,  численность  раб  с  разбивкой  по
категориям сложности работы, стр-ая хар-ка предпр,  срмес  ЗПл,  балансовая,
восстановительная и остаточная  ст-ть  ОФ,  ст-ть  обор  ср-в,  номенклатура
выпускаемой прод, степень вредности и тяжести труда, отчетн и  прогнозир  пр
тр  и  рентабельность,  р-ры  фондов  эк   стимулирования   и   др   фондов,
экологическое состояние предпр. 2. №17

17.  М-ды   определения   ст-ти   объектов   приватизации.   Предварительная
подготовительная работа завершается проведением  собрания  труд  кол-ва  для
ознакомления с подготовит док-ами, а так же  с тем,  что  будет  иметь  член
труд кол-ва от приватиз предпр. Составл чек-формат к приложению на  приватиз
данного предпр. Чек содержит: 1. Общ сведения о предпр и ассортименте  пр-ой
прод. 2. Сведения об активности предпр, определ его колич и  качеств  хар-р.
3. Территориальная хар-ка предпр (площадь  занимаемой  территории  и  хар-ка
строений). 4. Хар-ка рынка сбыта производ прод,  а  также  рынка  осн  видов
потребляемого сырья и матери. 5. Осн эк показатели развития предпр  (пр-сть,
рентаб, прибыльность) за 2 последних года, предшествующих ПР.
18. Орг-ция и порядок проведения  приватизации  гос  им-ва  предпр.+№16,  17
Приватизация-  передача  гос-ом  права  собственности   на   предпр,   им-ые
комплексы  и др им-во гражданам и юр лицам, деят-ть кот  основана  на  негос
собственности. В рез-те ПР гос-во утрачивает право владения,  пользования  и
распоряжения объектами хоз собственности, а гос органами- права упр-ия  ими.
Способы ПР: 1. Выкуп арендного им-ва арендным предпр.  .2  Продажа  объектов
на аукционе и по конкурсу. 3. Продажа гос доли акций и  АО,  преобразованных
из гос  и  арендных  предпр  негосуд-ыми  юр  и  физ  лицами.  Принципы:  1.
сочетание возмездного и безвозмездного способа ПР. 2. Дифференциация  м-дов,
форм и процедур  Пр.  3.  Право  каждого  гражд  РБ  на  часть  безвозмездно
предоставленной  собственности.  4.  Предоставление  определ  соц   гарантий
членам труд кол-ва (  уменьшение  ст-ти  приватизир  им-ва  на  20%,  ЗПЛ  и
дивиденды не облагаются налогом). 5. Принцип гласности  процесса  ПР.  Цели,
кот д.б. достигнуты за счет ПР: усиление стимулов к труду, повышение пр  тр,
эфф-ти  пр-ва,  предприним  деят-ти,  устранение   бесхозности,   уменьшение
масштабов коррупции и теневой эк, возрождение общечел-х ценностей.
19,  Сущность  и  основные  признаки   предпринимательства.   Предприним-во-
самостоятельная инициативная деят-ть, осущ-ся на св страх и риск  и  под  св
имущественную ответственность,  основанная  на  частной  собств  и  напр  на
получение прибыли. Для орг-ции любой предпр деят-ти необх: ОФ,  обор  ср-ва,
ден  капитал,  технология,  инф,  сам  человек.  Основу  предприним  деят-ти
составляют  рын  отношения,  основанные  на  частной  собств.  Признаки:  1.
Самостоятельность- независимость хоз субъектов при осущ-ии любых видов деят-
ти, незапрещенных з-ном. 2.  Комм  свобода-  предприниматель  самостоятельно
определяет   пути,   способы   и   цену   реализации   т-ра.    3.    Личная
заинтересованность в свободе выгоде. 4.  Личная  ответственность  за  рез-ты
труда,  за   нарушение   договорных,   налоговых   расчетных   и   кредитных
обязательств. 5. Добровольность,  свободное  привлечение  ресурсов,  найм  и
увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение  прибыли.  5.  Добровольность,
свободное привлечение ресурсов,  найм  и  увольнение  раб-ов.  6.  Свободное
распределение прибыли. 5. Добровольность,  свободное  привлечение  ресурсов,
найм  и  увольнение  раб-ов.  6.   Свободное   распределение   прибыли.   5.
Добровольность, свободное привлечение ресурсов, найм  и  увольнение  раб-ов.
6.   Свободное   распределение   прибыли.   5.   Добровольность,   свободное
привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6.  Свободное  распределение
прибыли.  5.  Добровольность,  свободное  привлечение   ресурсов,   найм   и
увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение  прибыли.  5.  Добровольность,
свободное привлечение ресурсов,  найм  и  увольнение  раб-ов.  6.  Свободное
распределение прибыли.


20. Виды предприним деят-ти. 1. Производственное- распр в  осн  на  пр-во  и
потребление т и усл.  2.  Коммерческое-  распр  на  обмен,  распределение  и
потребление т и усл, 3. Финансовое- на  их  обращение,  обмен  ст-ти.  Пр-ая
деят-ть самая сложная. В условиях пр-ой деят-ти, осущ-ся выпуск прод,  т-ов,
работ, усл. дух ценностей. При этом ф-ция  пр-ва явл основной, а  сбыт  прод
играет второстепенную роль. Коммерческое создается для осущ-ия  сбыта  прод,
хар-ся тов-ден, торгово-обменными операциями, сделками по купле и продаже т-
ов. В комм  предприним  нет  необходимости  обеспечивать  пр-ыми  ресурсами-
приобретаемые матер  ресурсы  покупают  уже  в  виде  гот  прод,  кот  затем
реализуется потребителю. 2 требования к комм деят-ти: реализационная цена т-
ра д.б. выше, чем покупная, Д.б. достаточный спрос на данный вид  т-ра.  Фин
предпр- объектом купли-продажи  явл  деньги,  валюта,  ЦБ.  Занимаются  комм
банки, фондовые биржи, предприятия, орг-ции и отд  граждане-предприниматели.


21. Малые предпр. Осн этапы орг-ции предпринимательства. Одна  из  гл  задач
малого предприн-ва- преодоление монополии на развитие прод.  Цель  создания:
активизация  стр-рной  перестройки  эк,  насыщение  потребит  рынка   т-ами,
расширение   конкуренций,   преодоление    отраслевого    и    регионального
монополизма, создание доп раб мест, развитие небольших  городов.  Этапы:  1.
Отбор людей и изучение конъюнктуры рынка. 2. Гос регистрация предприним.  а)
с образов юр лица- предпр, б) без образования  юр  лица-  ИП.  3.   Открытие
р/сч в банке. 4. Выдача лицензии. Критерии отнесения к МП: срспис числ  раб,
в  кот  помимо  постоянных  работ  учитыв  раб  по   договорам   подряда   и
совместительству. ( пром-ть, строительства, транспорт- не  больше  100  чел,
с/х, наука- 60, др отрасли- 50). 2. Объем валового прод.  3.  Р-р  П  как  в
странах ЕС. Преимущества: освобождение  крупн  и  ср  предпр  с  массовым  и
крупно-серийным  пр-ов  пром  прод  от  выпуска  изделий  мелкими   сериями,
создание большого числа раб мест и привлечение своб  населения,  способность
обеспеч  конкурентного  хар-ра  пр-ва  и   его   демократизацию.   Проблемы:
отсутствие поддержки гос-ва, огранич фин  возможности,  трудности  в  матер-
технич  обеспечении,  несовершенность  зак-ва  в  области  малого   бизнеса,
отсутствие  опыта  деят-ти  в   рын   стр-рах,   отсутствие   руководителей-
менеджеров, знающих специфику мал предпр.


22. Гос предпр. им-во кот принадлежит гос-ву. Им-во м-т создаваться за  счет
бюдж ассигнований, вкладов др гос предпр или др источников.  Различают:  гос
предпр, вход  в  республиканскую  собственность,  коммунальные  гос  предпр,
принадл местным органам власти.  Доходы, получ гос предпр, принадлежат  гос-
ву, а не членам труд кол-ва, кот явл наемными раб и получают ЗПл в  соотв  с
ценой раб силы и  в  зав  от  р-ров  труд.  +:  значит  фин  возможности  дл
расширения  и  совершенствования  пр-ва  за  счет  ср-в   бюджета,   высокая
кредитоспособность, исп-ие высококвалифицированных  специалистов  в  области
менеджмента. --: интересы раб не совпадают с интересами гос-ва. Органы  упр-
ия: труд кол-в, совет труд кол-ва, дирекция,  зам  директора  и  специалисты
стр-ых подразделений

23. Частные предпр. ЧАСТНЫЕ ПРЕДПР в РБ создаются в рез-те приватизации  гос
предпр  частными  лицами,  путем  возникновения  нов   предпр.   Им-во   ЧПр
формируется за счет его владельца, получ им доходов, а также др  источников,
незапрещенных з-ном. Прод, произвед  на  ЧП,  доходы,  получ  от  ее  реализ
принадлежат  исключительно  его  владельцу.  +:   полная   самостоятельность
действий, конфидециальность деят-ти, низкие издержки на орг-цию и упр-ие пр-
вом. --:огранич фин возможности для расширения  и  совершенствования  пр-ва,
отсутствие   специализированного    менеджмента.    Факторы,    сдерживающие
предпринимательство в РБ: отсутствие у большинства  граждан  первонач  капит
для создания предпр, сложность получения кредитов, неразвитость рынков  ср-в
пр-ва, незаинтересованность предпринимателей в пром пр-ве.

24. Хоз  тов-ва.  это  форма  предпринимат  деят-ти  при  кот  им-во  предпр
формируется за счет вкладов неск граждан и  юр  лиц,  кот  объединяются  для
совм хоз деят-ти на основе договора м/у ними. Отличит особенностью ХТ от  др
хоз-правовых форм явл то, что один или неск-ко участников обязательно  несут
неограниченную  ответственность  по  обязательствам  тов-ва.   Полное-   все
участники  несут   по   его   обязат   полную   неогранич   ответственность.
Коммандитное-  один  из  уч  несет  полную  ответств,  и   хотя   бы   один-
ограниченную.  Акционерно-коммандитное-   члены   вносят   св   долю   путем
приобретения акций- переходная форма к АО+: высокая степень  ответственности
по обязательствам делает ХТ надежным партнером, несложная стр-ра и с-ма упр-
ия, возможность привлечения капиталов др инвесторов. --:нестабильность  фин-
ия,   отсутствие   четкого   проф   упр-ия,    непривлекательность    полной
ответственности, кот часто приводит к разорению мелких и ср собственников.

25.  Произв  кооперативы.  комм  орг-ция,  участники  кот   обязаны   внести
имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его  деят-ти
и нести ответственность по его обязательствам в равных долях. Его  фирменное
название должно содержать наименование и слова  «произв  кооператив».  Число
членов не д.б. менее 3х. Учредит док-т- устав, утверждаемый общим  собранием
его членов, кот должен  содержать  сведения  о  паевом  взносе,  порядке  их
внесения; хар-ре и порядке труд участия его членов в деят-ти  кооператива  и
их ответственности за нарушение обязательства по  личному  труд  участию;  о
порядке распределения прибыли и убытков,  р-ре  и  условиях  ответственности
членов кооператива по его долгам, о составе и  компенсации  органов  упр-ия,
порядке принятия ими  решений.  Высший  орган  упр-ия-  общее  собрание  его
членов. К о единогласному решению его членов м-т преобразовываться в ХТ  или
общ-во, а также в унитарное предпр в случаях, когда в его  составе  осталось
менее 3х чел. Унитарное предпр- ком рог, не наделенная правом  собственности
на закрепленное за ней собственником им-во,  кот  не  м.б.  распределено  по
вкладам.

26.  Совместные  предпр.  совм  пр-енно-хоз   деят-ть   партнеров   2х   или
нескольких стран,  хар-ся объединением знаний, усилий, ср-в в сфере пр-ва  и
сбыта прод,  НТ, инвестиционной и  др  видов  деят-ти.  Осн  цели  и  задачи
создания  совм  предпр   заключ-ся  в  привлечении   в   страну    передовых
технологий,   прогрессивного  сбыта  орг-ции  и   упр-ия   пр-вом,    иностр
капитала,  в получении иностр кредитов  на  льготных  условиях,   наполнение
внутр  рынка,   увеличение  запасов   свободно-конвертируемой  валюты.  Совм
предпр  существенно влияет  на структурную перестройку  эк  страны,   вносит
определ вклад   в  увеличение  общих  объемов   пр-ва,   рын  т/о,   создает
благопр среду  для развития конкуренции,  обеспечивает стимулы  к  высокоэфф
труду. Предлагая св прод  для реализации,   СП  способствует  более  полному
удовлетворению  потребит спроса  населения.  Они  создают  нов  раб   места,
привлекают и внедряют  прогресс  технологии,  увеличивают  запасы  свободно-
конвертируемой  валюты.   Для  государства    польза  от  СП  заключается  в
поступлении доходов  в местный и центральный бюджет.

27.  Новые орг-ые формы объединений (концерн,  консорциум,  хоз  ассоциация,
союзы). Концерн- это форма объединения самостоят предпр, связ посредством с-
мы участия в капитале, фин связей, договоров об  общности  интересов,тесного
производственного сотрудничества. Входящие  в  концерн  компании  номинально
остаются самостоят юр лицами в форме АО или иных хоз общ-в или  товариществ,
а фактически  подчинены  единому  хоз  руководителю.  Вертикальный  концерн-
объединяющий  компании  разных   отраслей,   связанные   последовательностью
технологич процесса пр-ва  гот  прод  (горнодобывающие,  металлургические  и
машиностроит).  Горизонтальный-   концерн,   объединяющий   компании   одной
отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и  те  же
стадии пр-ва. Консорциум-  временный союз хоз-но независ фирм, целью кот  м.
б.   разные  виды  их  скоординированной  предпринимат  деят-ти,  чаще   для
совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения.  Орг-ция
К оформляется соглашением,  К м-т создаваться с образ и без образ  юр  лица.
Организационно-правовой формой К в виде юр лица может  быть  АО  или  другие
хозяйственные общества. В рамках к-ма  участниками  не  формируется  никаких
орг-ых  стр-р,  за  исключением  небольшого   аппарата   (например,   совета
директоров консорциума). Компании, входящие в к-ум, полностью  сохраняют  св
эк и юр самостоятельность, за исключением той части деят-ти, кот  связана  с
достижением целей к-ма. Часто консорциумы  являются  бесприбыльными  орг-ми.
Цель создания: объединение усилий для реализации  конкр  проекта,  обычно  в
сфере своей осн деят-ти, осуществление науко- и  капиталоемких  проектов,  в
том числе междунар,  или  совместное  проведение  крупных  фин  операций  по
размещению займов, акций.  Ассоциация — добровольное объединение юр или  физ
лиц для достижения общей хоз, научной,  культ-й  или  к-либо  другой  некомм
цели. Создается в целях кооперации  деят-ти  рекомендательного  х-ра;  члены
ассоциации (союза) сохраняют св хоз самостоят-ть и  права  юр  лица.  А.  не
отвечает по  обязательствам  св  членов;  члены  асс-ии  несут  субсидиарную
ответственность по ее обязательствам  в  р-ре  и  порядке,  предусмотренными
учредит док-ами ассоциации; члены асс-и вправе безвозмездно пользоваться  ее
услугами.
28. Холдинговая компания, картель,  СЭЗ.  Холдинг  компания  (англ.  holding
владеющий)- акционерная компания, использующая св капитал  для  приобретения
контрольных пакетов акций др компаний  с  целью  установления  контроля  над
ними. Каждое  из  предпр,  вход  в  Х,  получает  условия  для  собственного
развития,  поддерживает  жизнедеят-ть  другого  -  внутри  всех  направлений
выстроены  четкие  пр-ые  связи  и  цепочки.  Преимущества   -   возможность
перемещения   фин   потоков,   рабочих   и   матер   ресурсов,   оптимизация
налогообложения,  создание  единого  инженерного  центра,  бухг  и  сбытовых
подразделений,  оперативность  в  принятии  решений.  Картель-   объединение
фирм одной отрасли, кот вступают м/у собой  в  соглашение,  касающееся  разл
сторон комм деят-ти компании- соглашение о ценах, о  рынках  сбыта,  объемах
пр-ва и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях  найма  раб  силы  и
т.д.  СЭЗ- это составная часть хоз  комплекса  страны,  спец  выделяемая  на
конкр историческом этапе и  им-ая  особые  эк  условия  для  конкр  цели  эк
развития страны. Цели создания: включение страны  в  межд  РТ  и  увеличение
выпуска  конкурентоспособной   прод   на   эксп,   насыщение   внутр   рынка
заинтересованной  страны   определ   прод,    замещающей   импортные   т-ры,
обеспечить ускоренное внедрение в пр-во отечеств и иностр НТ  разработок,  с
дальнейшим исп-ием их рез-тов  на  всей  террит  страны,  стимулирование  эк
развитии к-либо  территории  страны  или  конкр  национ  отрасли  пр-в.  Осн
задачи:  рост  занятости,  опробование  нов  м-дов  хоз-ния,  стимулирование
экспорта пром т-ров, получение валютной выручки. Свод торг зоны,  зоны  пром
обработки, технико-внедренческие, сервисные (оффшорные).

32. Сущность комм и хоз расчета: определение, принципы.  ХР-  эк  категория,
отражающая отношения в области пр-ва, распределения,  обмена  и  потребления
прод.  Цель:  рачительное  ведение  хоз-ва,  соблюдение   режима   экономии,
окупаемости затрат и обеспечение рентаб пр-ва. Охватывает все  сферы  произв
отношений, кот строятся на основе таких  стоимостных  форм  как  т-р,  цена,
с/с, ст-ть, деньги, прибыль. Принципы?  окупаемость  затрат  и  самофин-ние,
гос регулирование эк и самоупр-ие кол-ва, матер заинтересованность кол-ва  и
каждого раб в конечных  рез-тах  пр-ва,  матер  ответств  кол-ва  и  раб  за
конечные рез-ты пр-ва. Комм расчет ведется в  интересах  получения  прибыли,
ХР- нацелен на вып-ие гос планов. КР ликвидир админ-командн с-му  и  обеспеч
предпр реальн эк самостоятельность, т.е  предпр  само  фин-т  ден  ср-ва  на
приобретение матер рес и оплаты  труда  раб,  само  определяет,  какую  прод
производить с учетом конъюнктуры рынка, и само реализ прод с учетом  выгоды.


33. Сущ-ть, формы и принципы  коллект  подряда.  Колл  подряд  направлен  на
увеличение  эфф  пр-ва,  увеличение  выхода  гот  прод,  улучш  ее   кач-ва,
повышает ответственность каждого раб за рез-ты хоз деят-ти. Виды: Бригадный-
 осущ в бригаде, кот д.б. по р-ру не б 15-20 чел. Прим  в  строит  бригадах,
кот сдают объекты под ключ и в теч определ времени отвеч за  кач-во  работы.
Звеньевой подряд- внутри бригады создаются звенья (5-10чел), специализир  по
выпуску разл видов прод. Семейный подряд- в общепите и с/х.  Личный  подряд-
когда раб бригады берет на себя обязательства по пр-ву прод. Для  этого  ему
выделяют необх ср-ва, определяют с-му оплаты труда и он производит  и  сдает
прод производителю. Арендный подряд- наиб эфф форма кол подряда, основан  на
им-нном найме, когда арендатор становится владельцем  осн  ср-в  за  оплату.
Принципы: кол оплата труда с  учетом  вклада  каждого  раб  в  общий  рез-т,
установление небольших по численности раб  труда  (5-10чел),  т.к.  практика
показала, что при  большой  численности  бригада  становится  неуправляемой,
обеспечение техникой и др ср-ами пр-ва  с  таким  расчетом,  чтобы  вся  осн
работа по пр-ву прод выполнялась силами одного кол-ва, добровольный  принцип
вступления   в   кол-в   на   основе   подачи   заявления   каждым   раб-ом,
самостоятельность подрядных кол-вов в  решении  пр-ых  вопросов  с  одноврем
увеличением ответств за вып-ие технологии пр-ва, договорная форма  отношений
м/у кол-ами и администрацией.

34. Аренда и арендный подряд как формы развитого комм расчета. Аренда- осущ-
ие им-го найма или договора, при кот арендатель сдает др арендатору осн  ср-
ва пр-ва во  временное  пользование  за  определ  плату.  Различают:  аренду
помещений, оборудования, предприятий (т.е сдаются в аренду не отд части  им-
ва, а единый им-ый комплекс, при  такой  аренде  в  состав  арендного  им-ва
включ осн фонды по остаточной ст-ти и собств  обор  ср-ва  предпр.  Арендные
отношения исп-ся в 2х формах: 1. Целевая аренда- арендаторы берут  у  предпр
за определ плату ср-ва пр-ва для создания  продукта  по  заказу  предпр.  2.
Полная  аренда  (свободная)-  арендатору  выделяются  осн  ср-ва  пр-ва  для
создания прод, кот арендатор реализует по  св  усмотрению  с  учетом  эфф-ти
разл   каналов   реализации.   Арендные   отношения    хар-ся    признаками:
самостоятельность  арендатора  в  орг-ции  пр-ва,  матер  заинтересованность
(ответственность) арендатора за исп-ие взятых в аренду  ср-в  пр-ва,  прямая
зависимость доходов раб-ка от конечных рез-тов их деят-ти,  установление  на
заранее  определ  срок  арендной  платы,   самостоятельность   (полная   или
частичная) арендаторов за реализацию произвед прод.


35. Методика расч арендной платы. .  1.  Линейный  м-д  ст-ть  объекта*годов
норма амм (год сумма амм отчислений). 2. Метод суммы чисел лет:  напр,  срок
исп-ия 5  лет,  следовательно  сумма  чисел  полезного  исп-ия=1+2+3+4+5=15.
1год=5/15*100%. Получившийся % * на ст-ть объекта. 2год=4/15*100% и т.д.  3.
Произв-ый м-д на изготовление прод: затраты на 1ед прод=ст-ть  объекта/объем
пр-ва прод. Получ сумму * на нужное кол-во ед. 4. Произв м-д  на  транспорт:
ст-ть преобрет транспорта*пробег в теч срока эксплуатации. Получ сумму *  на
пробег в отч  году.  5.  М-д  уменьшаемого  остатка.  1год:  год  сумма  амм
отчислений=ст-ть*год норму отчислений в %. 2год: амм начисляется от  разницы
амм ст-ти объекта  и суммой начисл за 1год и * на год норму отчислений в  5.
3год:ст-ть объекта-сума начисл за 1год-за 2год и * на год  норму  отчислений
в %. 4год:То же самое, что и 3, но еще отнимается и сумма амм отчислений  за
3год. 5. То же самое, что и 4 но еще отнимается и сумма  амм  отчислений  за
4год. Амортизацию заменить на аренду.


36.  Понятие,  классификация  и   стр-ра   ОФ.   Средства   труда   (машины,
оборудование,  здания)  совместно  с  предметами  труда  (сырье.  материалы,
топливо) образуют ср-ва пр-ва. Выраженные в стоимостной  форме  ср-ва  пр-ва
явл пр-ыми фондами предпр. различают осн  и  обор  фонды.  Осн  пр-ые  фонды
предст собой средства труда, участвующие  в  процессе  пр-ва  длит  время  и
сохраняющие при этом св натур форму. Стоимость их переносится  на  гот  прод
частями, по мере утраты потребит ст-ти. Обор фонды- это те ср-ва пр-ва,  кот
целиком потребляются в каждом новом пр-ом цикле, полностью переносят св  ст-
ть на гот продукт и в процессе пр-ва не сохраняют св натуральную форму.  Сущ
непр-ые фонды- им-во соц назначения. –жилые дома, столовые, базы отдыха.   В
зав  от  пр-го  назначения  ОФ  делятся  на  группы:   здания,   сооружения,
передаточные ср-ва, машины и устройства, трансп ср-ва,  инструменты,  произв
инвентарь и принадлежности, хоз инвентарь. Эти группы образуют акт  (передат
устр-ва, машины и обор) и пасс  (здания.  сооружения,  трансп  ср-ва)  части
ОПФ. Соотношение м/у отд группами и частями ОПФ хар-ет  их  стр-ру,  имеющую
важное значении в орг-ции пр-ва. Наиб эфф-на та стр-ра, где больше  удельный
вес акт части.  На стр-ру ОПФ влияют  такие  факторы,  как  специализация  и
концентрация  пр-ва,  особенности  пр-го  процесса,  уровень  механизации  и
автоматизации, геогр размещение предпр.
37. Износ, оценка и амм ОПФ. 2 вида износа ОФ:  моральный  (изменение  ст-ти
машин и обор под влиянием сокращения общественно-необх затрат на  их  воспр-
во- мор износ 1ой формы; 2ой формы- это уменьшение ст-ти в рез-те  внедрения
нов, более прогрес и эк эфф-х машин и обор) и физич (постепенная  утрата  ОФ
св первонач потребит  ст-ти):  полный  (действующие  фонды  ликвидируются  и
заменяются новыми) и частичный  (возмещается  путем  ремонта).  Амортизация-
это ден возмещение износов ОФ путем  включ  части  их  ст-ти  в  затраты  на
выпуск прод. 1. На=(Фнг+К+Д-Л)/Т;  Д-демонтажное  обор,  Т-срок  службы.  2.
А=На*Фсг.  3.  На=(Фнг+К+Д-Оо)/Фнг*Т,  Оф-  Остат  ст-ть  ОФ.  4.   На=(Фнг-
Л)/Фнг*Т*100%.  Величина  амм   отчислений   определ-ся   3мя   м-дами:   1.
Равномерный- когда из справочника берется год норма амм отчислений  и,  зная
сргод ст-ть ОФ, расчит На. 2. М-д ускоренной амм ОФ.  Когда  первые  3  года
примен-ся повышенные нормы,  позвол-ие  перенести  на  с/с  порядка  2/3  их
первонач ст-ти, а оставшаяся после этого ст-ть переносится по одинаковым  На
по каждому из оставшихся лет службы в пределах  принятого  амм  периода.  3.
Неравномерная амм. Большая часть ст-ти обор включ в издержки пр-ва в  первые
годы эксплуатации. Это позволяет в усл инфляции  быстрее  окупить  сделанные
затраты и направить их на  дальнейшее  обновление  парка  оборудования.   1.
Линейный м-д ст-ть объекта*годов норма амм (год сумма  амм  отчислений).  2.
Метод суммы чисел лет: напр, срок исп-ия 5 лет,  следовательно  сумма  чисел
полезного исп-ия=1+2+3+4+5=15. 1год=5/15*100%. Получившийся  %  *  на  ст-ть
объекта. 2год=4/15*100% и  т.д.  3.  Произв-ый  м-д  на  изготовление  прод:
затраты на 1ед прод=ст-ть объекта/объем пр-ва прод. Получ сумму * на  нужное
кол-во ед. 4. Произв м-д на транспорт: ст-ть  преобрет  транспорта*пробег  в
теч срока эксплуатации.  Получ  сумму  *  на  пробег  в  отч  году.  5.  М-д
уменьшаемого  остатка.  1год:  год  сумма  амм  отчислений=ст-ть*год   норму
отчислений в %. 2год: амм  начисляется  от  разницы  амм  ст-ти  объекта   и
суммой начисл за 1год и * на год норму отчислений в 5.  3год:ст-ть  объекта-
сума начисл за 1год-за 2год и * на год норму  отчислений  в  %.  4год:То  же
самое, что и 3, но еще отнимается и сумма амм отчислений за 3год. 5.  То  же
самое, что и 4 но еще отнимается и сумма амм отчислений за 4год.

38. Показатели исп-ия ОПФ. 1.  Фондоотдача.  Фо=ВП(объем  вып  прод)/ОФ.  2.
Фондоемкость Фе=ОФ/Вп=1/Фе. 3. Фондорентабельность.  Фр=Прибыль/ОФ*100%.  4.
Фондовооруженность. Фв=ОФ/Числ Персонала. 5. Сргод ст-ть ОФ.  Фсг=Фнг+Фввод-
Фвывод. 6. Сргод ст-ть Фс.ввод=Сум Фввод*Тi/Т, Тi-месяц ввода  ОФ,  Т-кол-во
мес в году. 7. Сргод ст-ть Фс.вывод=СумФвывод(12- Тi)/12.    8.  Коэф  съема
прод   с   1см2.   Ксм2=ВП/см2.   9.   Коэф   исп-ия   ОФ    по    мощности.
Кинт=ВПфактич/ВПмах;   Кэкст=Тфакт/Тплан;   Кинтегр=Кинт*Кэкст.   10.   Коэф
обновления ОФ=ст-ть вновь введенных ОФ на определ период/ ст-ть ОФ на  конец
того же периода. 11. Коэф выбытия ОФ= ст-ть выб ОФ за определ период/  ст-ть
ОФ на нач того же периода. 12. Кгодгости=остат ст-ть   первонач  ст-ти.  13.
Кизноса ОФ=начисл амм/первонач ст-ть ОФ.



39.  Пути  лучшего  исп-ия  ОПФ.  1.  Улучшение  орг-ции  пр-ва  и  труда  и
ликвидация внеплановых простоев. 2. Сокращение времени  и  повышение  кач-ва
ремонта. 3.  Вовлечение  в  работу  бездействующих  ОФ.  4.  Модернизация  и
автоматизация обор.  5.  Повышение  квалифик  кадров.  6.  Совершенствование
техники. 7.  Быстрое  освоение  проектных  мощностей.  8.  Улучшение  кач-ва
подготовки сырья и матер  к  процессу  пр-ва.  9.  Сокращение  внутрисменной
потери обор. 10.  Ликвидация  целодневных  простоев.  13.  Совершенствование
технологии пр-ва, освоение передовых приемов работы.
40. Понятие, состав и стр-ра об ср-в. Об ср- это ден  ср-ва,  находящиеся  в
распоряжении предпр и предназначены для образования  обор  фондов  и  фондов
обращения. Они постоянно находятся в обеспечении  процесса  пр-ва  и  реализ
прод, одновременно находятся на всех стадиях кругооборота ср-в.  Состав:  1.
Обор фонды- это ср-ва пр-ва, кот целиком потребляются в каждом  новом  пр-ом
цикле, полностью переносят  св  ст-ть  на  гот  прод  в  процессе  пр-ва  не
сохраняя св натур форму. Состав ОбФ: пр-ые запасы, Незаверш  пр-во,  расходы
буд периодов,  полуфабрикаты  собств  изготовления,  прошедшие  обработку  в
одном цехе, но подлежащие обработке в др. 2. Фонды обращения- это  гот  прод
на  складе  предпр,  т-ры,  отгруженные  для  продажи,  но   не   оплаченные
покупателем, деньги на р/сч, вложения в краткоср ЦБ. Соотношение отд  эл-тов
ОС или уд вес каждого Эл-та предст стр-ру ОС. Факторы, кот влияют на  стр-ру
об ср-в:  специфика  предпр,  уровень  концентрации  и  специализации,  НТП,
географич размещение предпр, х-р и степень совершенствования технологии орг-
ции пр-ва, продолжит-ть пр-го цикла, уд  вес  матер  затрат  в  общей  сумме
затрат  на  пр-во.  Собственные  ОС-  уставной   фонд,   бюджетное   фин-ие,
направляемое на прирост норматива собств обор ср-в, прибыль  предпр  от  хоз
деят-ти, устойчивые пассивы). Заемные ОС- кредиты банков, привлеченные  обор
ср-ва, кот привлекаются предпр из св собств фондов, ассигнования из  бюджета
или кредиторская задолженность предпр по неоплаченным в срок  счета,  задолж
по платежам в  бюджет  по  выданным  кредитам,  векселям,  задолж  по  ЗП  с
населением.
41. Показатели исп-ия ОС. 1. Оборачиваемость ОС:  исчисл  в  днях  и  хар-ся
периодом, за кот  ОС  предпр  совершают  1  оборот.  О=С*Д/Р.  С-ср  остаток
нормированных ОС, Д-длительность оборачиваемости, Р- объем реализ  прод.  2.
Коэф оборачиваемости ОС: Ко=Р/С. Он показывает, ск-ко оборотов совершают  ОС
за отч период. Чем больше оборотов, тем лучше они исп-ся. 3.  Коэф  загрузки
оборудования. Кзо=С/Р. Показ ск-ко ОС приходится на  руб  реализ  прод.  Чем
меньше, тем лучше они исп-ся. 4. Коэф эфф-ти Кэфф=П/С. Он показывает,  ск-ко
прибыли прих-ся на руб ОС. Чем больше прибыли  прих-ся,  тем  эфф-ее  исп-ся
ОС.

42. Пути ускорения оборачиваемости обор ср-в. 1.  Совершенствование  орг-ции
матер-технич обеспечения за счет приближения предпр к  поставщикам  сырья  и
матер. 2. Ликвидация сверх нормативов запасов сырья, топлива, незавеверш пр-
ва и доведение их до min необх р-ров.  3.  Сокращение  норм  расходов  матер
ценностей, применение более дешевых матер без ухудшения  кач-ва  и  внешнего
вида прод. 4. Сокращение длит-ти пр-го цикла,  совершенствование  технологии
выработки научной орг-ции пр-ва и труда. 5.  Сокращение  времени  пребывания
прод на складе. 6. Сокращение времени пребывания матер ценностей в пути.

43. Нормирования потребности в ОС. Для обеспеч-я  бесперебойного  выпуска  и
реализ прод, в целях эфф-ти исп-ия ОС на  предпр  осущ-ся  их  нормирование.
Факторы, кот учитываются  при  нормировании:  1.  Условия  снабжения  предпр
товарно-матер ценностями. 2. Орг-ция пр-ва: длит пр-го  цикла,  номенклатура
выпуск прод. 3. Условия реализ прод.  Значение  нормирования:  1.  Правильно
обеспечение норматива ОС обеспечивает бесперебойность технологич процесса  и
реализ прод. 2. Позволяет эфф исп-ть ОС на каждом  предпр.  3.  Обоснованные
нормативы ОС способствуют укреплению режима  экономии,  выявлению  и  исп-ию
внутрихоз-ых  резервов.  3  м-да  нормирования:  1.  Аналитический-  предусм
анализ  наличных  тов-матер  ценностей   с   послед   извлечением   из   них
избыточных.2. Коэффициентный - состоит из действующих нормативов, собств  ОС
в соотв с изменением показателей пр-ва. 3. М-д прямого  счета-  это  научно-
обоснованный расчет нормативов по каждому Эл-ту нормированных ОС.
44.  Источники  формирования  ОС.   Располагая  ОС  предпр  м-т  производить
расчеты с поставщиками за приобретенные у них ср-ва и предметы труда, с раб-
ами и служащими по ЗП, с банками- за пользование  ссудами,  с  бюджетом-  по
оплате за пр-ые фонды и др платежи.  Наличие  ОС  им  большое  значение  для
создания  нормативных  условий  пр-ой  и   фин   деят-ти   предпр,   поэтому
рациональна орг-ция ОС им первостепенное значение для всей к работы  предпр.
1. Собственные ОС- уставной фонд, бюджетное фин-ие, направляемое на  прирост
норматива  собств  ОС,  приб  предпр  от  хоз  деят-ти,  устойчивые  пассивы
(задолженность по ЗП) и min резервы предстоящих  платежей.  2.  Заемные  ОС-
кредиты банков, предпр-смежников, привлеченные ОС, кот  привлекаются  предпр
из собств фондов, ассигнования из  бюджета  или  кредиторская  задолженность
предпр по неоплаченным в срок счетам, задолженность  по  выданным  кредитам,
векселям, задолж по ЗП с населением.

45. Сущность, показатели и м-ды измерения пр-ти общ-го труда. Пр-ть тр-  это
кол-во прод, изготавливаемое в ед раб времени или затраты раб времени на пр-
во ед прод. От уровня пр тр зависит  объем  пр-ва  прод,  численность  пр-го
персонала, его ЗПл, с/с  прод,  доход  предпр.  Для  хар-ки  исп-ся  индивид
(выработка-  учитывается  т-о  живой  труд  непосредственно  затраченный  на
изготовление  прод)  и  общие  показатели,  а  также  обратный   показатель-
трудоемкость. Индивид пр тр: часовая- отношение  объема  выпущенной  прод  к
отработанным Ч-Ч, дневная- отношение объема выпущенной прод  к  отработанным
Ч-Д,  годовая-  отношение  объема  выпущенной  прод  к   численности   пр-го
персонала. Обществ пр тр=НД/пром-произв персонал. 3 способа  определения  пр
тр: натуральный (если выпускают  1  вид  прод.  М-о  определить  потребность
предпр  в  сырье,   матер,   обор),   условно-натуральный   ,   стоимостной.
Трудоемкость прод- затраты раб времени на ед  прод.  :  1.  Технологическая-
все затраты труда осн раб. 2. Обслуживание пр-ва- трудоемкость обслуж  пр-ва
определ-ся затратами труда вспомогат и обслуж рабочих. 3.  Производственная-
сумма 1 и 2. 4. Упр-ие пр-ом- затраты труда руководителя и специалистов.  5.
Полная- совокупность всех трудоемкостей.

46.  Экономическое  и  соц  значение  роста  пр  тр.  1.  С  ростом  пр   тр
увеличивается выпуск прод, увеличивается р-р ЗПл раб-ов. 2. С ростом  пр  тр
сокращаются затраты труда на ед прод, что  сопровождается  снижением  с/с  и
увеличением прибыли. 3. С ростом  пр  тр  сокращаются  админ-  упр  расходы,
приходящиеся на ед прод. 4. С ростом пр тр увеличивается  прибыль  предпр  и
гос-ва. 5. Чем выше уровень пр тр каждого  раб-ка,  тем  более  обеспеченным
д.б. не т-о настоящее. но и будущее.
47. Пути повышения роста пр тр. Уровень пр тр определ-ся  качеством  и  кол-
вом произведенной прод в ед времени. 2 пути, за счет чего  м-о  повысить  пр
тр: 1. Экстенсивный- за счет сокращения фонда раб  времени.  ФРВ=Чр*Пс*Кс/Т.
Чр- числ раб,  Пс-  продолжит  смены.  Кс-  кол-во  смен,  Т-  трудоемкость.
Факторы увеличения роста пр тр: 1. Матер-технич: технологии,  автоматизация,
внедрение нов технологий. 2.  Орг-ые-  связаны  с  упр  на  предпр.  3.  Эк:
налоги,  кредитно-ден  политика,  ценовая   политика.   4.   Соц-   создание
благоприятных условий труда на предпр.

48. Сущность прибыли и ее формирования. П предпр- важнейший показатель  эфф-
ти его деят-ти, источником фин-ия пр-ых и соц расходов,  доп  вознаграждения
раб-ов. За счет П выплач-ся доходы  по  акциям,  гасятся  кредиты.  Добиться
увеличения м-о за счет улучшения кач-ва  пр-ой  прод,  роста  объема  пр-ва,
роста пр тр, применения более соверш технологий. П предпр обеспечивает  вып-
ие ф-ций: оценка итоговых показателей  деят-ть  предпр,  стимулирующая  (явл
фин рез-том и осн Эл-том  формирования  фин  ресурсов),  важнейший  источник
формирования бюджетов всех уровней, источник расширенного  воспр-ва  предпр,
роста ст-ти капитала. Виды: 1. П от  реализ  прод,  раб,  усл-  разница  м/у
отпускной ценой с с/с прод и налогами, вход в эту цену. Прп=Выр  от  реализ-
с/с-НДС-Акцизы. 2. БП=Прп+Проф+Пот  внереализ  доходов-Уот  внереал  дох.  В
Приб от внереал доходов включ: П прошлых лет, выявленную в отч году,  доходы
от  дооценки  т-ров,  от   сдачи   им-ва   в   аренду,   поступления   дебит
задолженности, полученные штрафы, неустойки, % получ  по  банковским  счетам
предпр, дивиденды по ЦБ, принадлежащим предпр. У от внереал  дох:  недостачи
матер ценностей, штрафы. пени. неустойки, отрицательные курсовые  разницы  в
иностр валюте, потери от стих бедствий, судебные сборы. 3.  Налогооблагаемая
П=  БП-Пльготн-Ннедвиж.  Пльготн-  не  облаг  налогом:  на  развитие  пр-ва,
создание доп раб  мест,  благотворительность,  противопожарные  мероприятия,
охрана окр среды.

49. Порядок распределения прибыли. БП распред в: 1. Фонд  потребления-  исп-
ся на фин-ие соц нужд и матер  стимулирование  раб-ов,  выплату  премий,  не
связанных с пр-ыми показателями,  оказание  матер  помощи,  оплату  путевок,
лечения, медик для раб-ов и членов их семей. Носят безвозмездный  хар-р.  2.
Фонд  накопления-  на  приобретение  и  строительство  ОФ  пр-го  и  непр-го
назначения и осущ-ние др капит вложений, кот не носят  безвозвратный  хар-р.
За счет ФН фин-ия расходы, кот  носят  безвозм  хар-р:  на  проведение  НИР,
природоохр мероприятия, расходы сверх установленных норм, расходы на  выпуск
ЦБ, взносы на создание др предпр, уплата штраф санкций  в  случае  занижения
или скрытия П, нарушения требов по охране окр  среды.   3.  Резервный  фонд-
предназначен для покрытия непредвиденных  потерь,  вызв  стих  бедств  и  др
причинами.

50.  Рентабельность  прод  и  пр-ва.  Рентаб  (норма  П)-  это   показатель,
определяющий эфф-ть деят-ти  Ф,  выражающий  относит  величину  П  и  хар-ий
степень отдачи ср-в, исп-ых в пр-ве. Определ-ся в % и в абсол величинах.  1.
Р пр-ва  хар-ет  отдачу  авансированных  в  пр-во  ср-в  и  начисляется  как
отношение  БП  к  ст-ти  пр-ых  фондов   и   собств   обор   ср-в.   Р   пр-
ва=БП/(ОФ+ОСсобтв)*100%.  2.  Рпрод=  БП/с-с*100%.  3.   Рвыручки=БП/Вреализ
прод*100%. 4. Ркапиталовложений=БП/К*100%.


52. Кадры предпр.  Труд рес предпр- это раб-ки, прошедшие  спец  подготовку,
им-ие опыт и навыки в труде и занятые на предпр. Персонал предпр- это  кадры
(труд коллектив), это совок-ть раб-ов, входящих в его спис состав.  По  хар-
ру вып-ых ф-ций персонал подразделяется на 4  категории:  1.  Рабочие-  раб,
занятые  пр-ом  прод,  услуг,  ремонтом,  перемещением  грузов.   (основные,
вспомогательные).  2.  Руководители-  раб,  заним  должности   руководителей
предпр  и  их  стр-ых  подразделений  (функц  служб),  их  заместители.   3.
Специалисты- раб, выполняющее  инженерно-технические,  эк  и  др  ф-ции.  4.
Технич  исполнители-  раб,  осущ-ие  подготовку  и  оформление  док-ов,  хоз
обслуживание.

53. Стр-ра кадров.  Стр-ра труд рес цеха или  участка  хар-ся  соотнош  разл
категорий раб-ов в их общей численности. ^Рi=Pi/P*100%, Pi- кол-во итых  раб
в той или иной профессии в общей стр-ре  раб-ов.  Р-  среднеспис  числ  раб.
Расчит-ся на основании сргод численности раб-ов. Стр-ра кадров определ-ся  и
анализируется  по  каждому  подразделению,  а  также  м-т  рассм  по   таким
признакам, как возраст, степень вып-ия норм и т.д. Коэф оборота  раб  силы.(
по принятым и уволенным) расчит-ся как отношение принятых и  уволенных  раб-
ов к срспис числ  раб  за  определ  период.  Коэф  текучести-  расчит  путем
деления  выбывших  раб  за  определ  период  по  причинам   нарушения   труд
дисциплины, по собств желанию на срспис численность раб этого периода.  Коэф
устойчивости персонала- отношение числа  раб,  постоянно  состоящих  в  спис
составе в теч года в годовой срспис численности раб-ов.

54.  Занятость.  В  наст  время  в  РБ  безработица-   4%.   Безраб   хар-ся
невозможностью трудоспос населения,  желающего  работать,  вступить  в  труд
отношения для получения компенсации за труд и обеспечения св  существования.
Виды: 1. Технологическая- связана с переходом к  нов  поколениям  техники  и
технологии, автоматизации  и  механизации  ручного  труда.  2.  Структурная-
закрытие устаревшего предпр,  сокращение  выпуска  прод  ряда  отраслей.  3.
Конверсионная- связана с сокращением армии и занятых в отрасли  военной  эк-
ки.  4.  Эк-кая-  носит  постоянный  хар-р,  обусловленный  колебанием   рын
конъюнктуры,  поражением  т-производителя   в   конъюнктурной   борьбе.   5.
Молодежная- возникает на 2х этапах в жизни  чел:  после  окончания  школы  и
после получения проф образования. 6. Скрытая- наблюд в тех сферах, где  раб-
ов  больше,  чем  треб  для  выпуска  конечной  прод.  7.  Застойная-  когда
способные к труду люди не м-т и не хотят устраиваться на работу.

55. Налоги, осн понятия, ф-ции и принципы налогообложения. Налогообл-  давно
известный способ пополнения гос бюджета.  Налоги  оказ  воздействие  на  фин
состояние субъекта. Большой налог гнет изымает ресурсы, тем самым  сдерживая
пр-ое развитие. Ф-ции: Финансовая (фискальная)-  заключ  в  безвозм  изъятии
части дохода в бюджет с целью выполнения гос-ом задач эк-ой и соц  политики.
Регулирующая (стимулирующая)- с ее пом гос-во сдерживает или  развивает  отд
отрасли эк-ки. Принципы:  Всеобщность,  обязательность,  равнонапряженность,
допустимость, стабильность, налоги  д.б.  уменьшаемыми  (отменяемыми),  если
они  сдерживают  потребление,  налоги  должны  стимулировать  пр-во   и   не
сокращать тот объем фин ресурсов, кот м.б. использован для развития.

56. Классификация налогов.  1. По назначению:  общие-  на  общего-ые  нужды,
специальные- им строго определ цели (целевые налоги и  сборы).  2.  По  м-ду
исчисления: Пропорциональные (твердый н-г)- если ср  налог  ставка  остается
неизм незав от р-ра дохода. Регрессивные- если она понижается по мере  роста
дохода. Прогрессивная- повышается по  мере  роста  величины  дохода.  3.  По
способу изъятия: Прямые- устанавливаются непоср на доход или им-во (+:  дает
постоянный верный доход, прост в исчислении и изъятии, носят  постоянный  х-
р; --: дает небольшой доход гос-ву), Косвенные- на т-р, услуги  и  фиксир  в
цене т-ра (+: весьма доходно для гос-ва;--: сдерживает эк свободу, т.к.  его
введение  затрагивает  интересы  производителя,  сдерживает  потребительский
спрос, сложность исчисления и изъятия). Прямые: 1. реальные  (земельный,  на
недвиж,  Экологич,  чернобыльский),  2.  Личные  (на  прибыль,  на   доходы,
подоходный) Косвенные: акцизы, НДС, тамож пошлины, налоги  на  эксп  и  имп,
местные.

57. Налог с-ма РБ.  Совок-ть  налогов,  методика  их  исчисления  и  способы
изъятия образ налог с-му. Стр-ра, в кот м-о уместить все налоги, состоит  из
прямых и косвенных. ПРЯМЫЕ: 1. Прямые реальные- взимаются исходя из  внешних
признаков (площадь  зем  участка,  Остат  ст-ть  недвижимости,  р-р  выброса
загрязняющих вещ-в). 1.1. Земельный- облагаются земли с/х назначении,  насел
пунктов, лесного фонда, водного фонда.  Р-р  платы  определ  от  качества  и
местоположения и не зависит от рез-тов эк и хоз деят-ти. Плательщики-  юр  и
физ лица. 1.2. На недвижимость

58. Сущ-ть и  содержание  нормирования  труда.   Нормирование  труда  –  это
установление необх затрат  раб  времени  на  изготовление  ед  прод  или  ее
выработки в ед времени. Норма труда-  это  мера  его  затрат,  установленное
задание в определ условиях отдельных работ, пр-ых операций или  ф-ций  одним
или группой раб-х, им-х соотв квалификацию,  профессию,  специальность.  Явл
основой  для  расчета  величины  пр-го  цикла,  пр-ой   мощности,   загрузки
оборудования. Норма времени- это величина затрат раб времени,  установленная
для вып-ия единицы работ одним или  группой  раб-ов.  Измер-я  в  Ч-М,Ч-Ч,Ч-
Д.Твр=Тшт+Тпз;Тшт=  То(основное)+    Тв(вспомогательное)+   Торг(оргобслуж)+
Ттех(техничобсл)+Тпт(неустранимых   перерывов)+Тот(отдых   ).    Оперативное
время: Топ=То+Тв.  Тобслуж=Торг+Ттех.   Тшт=Топ+Тобс+Тот.  Норма  выработки-
установленный объем работы, кот работник  должен  выполнить  в  ед  времени.
Нв=Т*Ч/Нвр; Т-период, на  кот  устанавливается  Нв,  Ч-кол-во  исполнителей.
Т.к. обычно Нв устанавливают на смену, то: Нв=Тсм/Нвр.  Норма  обслуживания-
кол-во производственных объектов, кот раб-й обязан обслужить в  теч  ед  раб
времени. Но.=Нвр*А*К. А-кол-во ед работы. К-  коэф,  учитывающий  выполнение
раб ф-ций не учтенных Нвр.   Норма  численности-  установленная  численность
раб-ов, необх для вып-ия конкр пр-ых ф-ций или  объема  работ.  Нч=Q/Но,  Q-
объем работ в данном цехе, на участке.

59. М-ды технич нормирования. 1. Аналитический- основан  на  предварительном
изучении труд  процесса,  эфф-ом  исп-ии  техники  и  раб  времени  в  целях
выявления резервов сокращения затрат  труда  и  повышения  его  пр-ти.  1.1.
Аналитически-исследовательский- необх  затраты  времени  определ  на  основе
исследования этих затрат непосредственно на раб местах и  их  анализа.  1.2.
Аналит-расчетный—необх  затраты  времени   определ-ся   по   заранее   устан
технически обоснованным нормативам времени.  2.  Суммарный-  -  норма  труда
определ-ся в целом на всю работу или операцию без расчленения ее  на  Эл-ты,
труд  процесс  не  анализируется,  рациональность  приемов,  м-дов  труда  и
затраты времени на их выполнение не изучаются.

60. Фотография раб места,  хронометраж,  методика  проведения,  обработки  и
анализа данных. ФРМ- вид наблюдения, при  кот  замеряются  и  изучаются  все
затраты раб времени в теч раб смены или определ ее части.  Цели  выполнения:
выявление недостатков  в  орг-ции  труда,  получение  исходных  данных   для
разработки  нормативов  подготовительно-заключ  вр,  на   отдых   и   личные
надобности.  ,  установление  норм  обслуживания  и  нормативов  численности
рабочих,  выявление  причин  невыполнения  или  значит  перевыполнения  норм
выработки(времени) отд  рабочими.  При  проведении  фотографии  раб  времени
фиксируют длительность работы и перерывов  в той последовательности,  в  кот
они протекают. В наблюдательный  лист  записывают  наименование  выполняемой
работы или хар-р перерыва. Оперативное время указывают суммарно, др  затраты
раб времени-  поэлементно.  Наблюдение  ведут  с  пом  часов  и  хроноскопа.
Хронометраж- способ наблюдения, при кот изучаются  циклически  повторяющиеся
элементы оперативной или подготовительно-заключительной  работы, или  работы
по обслуживанию раб места.  Цель:  установление  норм  времени  и  получение
данных для разработки их нормативов, проверка кач-ва действующих норм.  М.б.
непрерывным, выборочным и цикловым.


ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru