https://
3
2
https://
РЕФЕРАТ
Пояснительная записка 54 стр., 12 рис., 21 источников.
ЖИЛОЙ ФОНД, ЖИЛИЩНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ, дефицит жилья, коэффициент доступности жилья, СОЦИАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ
Объектом исследования является жилищная обеспеченность как фактор уровня жизни населения страны. Предметом исследования жилищная обеспеченность в России и Москве.
Цель работы - выявить пути повышения жилищной обеспеченности в городах России в современных условиях.
В курсовой работе раскрыто понятие жилищной обеспеченности как фактора уровня и качества жизни населения страны; рассмотрена нормативно-законодательная база жилищного обеспечения; изучен зарубежный опыт повышения жилищной обеспеченности; проведен анализ жилищной обеспеченности в России и Москве.
В проектной части курсовой работы предложены основные направления повышения жилищной обеспеченности в городах России в современных условиях.
Метод исследования: сравнительный анализ, системный анализ.
В работе использованы следующие источники информации: учебные пособия, периодические издания, статистические сборники, информационные ресурсы сети Интернет.
Содержание
Введение
1 Теоретические основы изучения жилищной обеспеченности
1.1 Жилищная обеспеченность как фактор уровня и качества жизни
1.2 Нормативно-правовое регулирование жилищного обеспечения
1.3 Зарубежный опыт повышения жилищной обеспеченности
2 Анализ жилищной обеспеченности в России и Москве
2.1 Основные показатели уровня и динамики жилищной обеспеченности в России и Москве
2.2 Общие тенденции дифференциации в жилищной обеспеченности
2.3 Оценка темпов решения проблемы улучшения жилищных условий населения
3 Пути повышения жилищной обеспеченности в городах России
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Собственное жилье - первоочередная потребность для каждой семьи. Президент Российской Федерации назвал обеспечение граждан доступным жильем первой приоритетной задачей социального обеспечения.
Вместе с тем, остаются острыми проблемы крайне низкой обеспеченности населения жильем, несоответствия стоимости жилья и уровня доходов граждан, недостаточного для замены выбывающего жилищного фонда объема нового строительства, отсутствия эффективных финансовых инструментов, стимулирующих вложения средств в жилищное строительство, отсутствия доступных большинству населения кредитных механизмов для приобретения жилья. В связи с этим, весьма актуальным является поиск разносторонних путей решения проблемы жилищной обеспеченности, что может способствовать снижению социальной напряженности в обществе, благодаря повышению доступности жилья для основной части населения и стимулированию развития рыночной экономики в целом.
Объектом исследования является жилищная обеспеченность в как фактор уровня жизни населения страны. Предметом исследования жилищная обеспеченность в России и Москве.
Цель работы - выявить пути повышения жилищной обеспеченности в городах России в современных условиях. В соответствии с заданной целью поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие жилищной обеспеченности как фактора уровня и качества жизни населения страны;
- рассмотреть нормативно-законодательную базу жилищного обеспечения;
- изучить зарубежный опыт повышения жилищной обеспеченности;
- провести анализ жилищной обеспеченности в России и Москве;
- выявить проблемы в обеспечении населения жильем.
Метод исследования: сравнительный анализ, системный анализ.
В работе использованы следующие источники информации: учебные пособия, периодические издания, статистические сборники, информационные ресурсы сети Интернет.
1. Теоретические основы исследования жилищной обеспеченности
1.1 Жилищная обеспеченность как фактор уровня и качества жизни
жилищная обеспеченность население
Прогрессивное развитие человеческого общества невозможно без повышения уровня жизни и благосостояния его населения. Повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели социально-экономического развития страны.
Политика государства должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу.
При этом первостепенную значимость приобретают качественные: характеристики экономической динамики. Достижение просто «высоких темпов роста» не может рассматриваться как стратегическая цель развития. Тем более, если эти темпы достигаются за счет «производства ради производства». Темпы роста должны быть результатом достижения конкретных, значимых для населения ориентиров благосостояния, успешного решения действительно актуальных задач, структурно-технологической модернизации, дополнительных конкретных преимуществ России на международной арене Козадаев А. Реформа ЖКХ: перспективы социальной защиты населения [Текст] / А. Козадаев // Предпринимательство. - 2008. - №1-2. - С. 10-12. .
В социальной сфере это означает доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде: всего, образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов. Все это, в конечном итоге, выражается в повышении уровня и качества жизни населения.
Уровень жизни населения - это социальный индикатор, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, складывающийся из нескольких компонентов: уровня текущего дохода, объема потребляемых благ и используемых услуг, установившихся цен на товары и услуги, обеспеченности жильем и уровнем его благоустройства, а также доступности образования, медицинского и бытового обслуживания, степени безопасности жизнедеятельности и др.
Анализ различных теоретических подходов к проблеме оценки жизненного уровня населения позволяет сделать вывод, что в настоящее время не существует четкого разграничения между понятиями «уровня жизни» и «качества жизни». Уровень жизни следует рассматривать как совокупность жизненно необходимых элементов, обеспечивающих нормальные условия существования и воспроизводства индивидов, а качество жизни отражает степень удовлетворения индивидов элементами в своей жизнедеятельности. Например, если количество квадратных метров жилой площади на человека - это показатель уровня жизни, то комфортность и удобство этого жилья для конкретных людей характеризуют качество жизни населения.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах указывается, что участвующие в, настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий.
Таким образом, жилищная обеспеченность является одним из важнейших показателей уровня и качества жизни населения страны Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика: учебное пособие [Текст] / В.З. Черняк. - М.: КНОРУС, 2008. - С.28-35.
Жилищная обеспеченность характеризуется количественными данными, выраженными в квадратных метрах общей площади жилья (квартиры, индивидуального жилого дома, части квартиры или(и) индивидуального жилого дома), приходящейся на одного проживающего, а также данными о качестве жилых помещений, включающими сведения об их пригодности для постоянного проживания и благоустройстве Жилищная обеспеченность [Электронный ресурс] / Единое информационное пространство «Недвижимость». - Режим доступа: http://www.eip.ru/info/laws/?dop=119&dop2.
Потребность человека в жилье зависит от многих факторов и в принципе безгранична. Поэтому суть жилищной проблемы заключается в дефиците жилья, рассчитанном исходя из определенных нормативов, стандартов жилищной обеспеченности. Всего выделяют четыре ступени дефицита Система муниципального управления [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.Б. Зотова. СПб.: Питер, 2007 . - с. 260.
Первая - абсолютный дефицит, когда количество жилых ячеек меньше числа домохозяйств.
Вторая - структурный дефицит, означающий несоответствие структуры жилищного фонда структуре семей (например, недостаток одно- и многокомнатных квартир при избытке двухкомнатных).
Третья - неудовлетворенность качественными характеристиками жилья (площадь кухни и коридора, наличие центрального отопления, горячего водоснабжения, раздельный санузел, балкон и т.д.).
Четвертая - потребность в престижном жилье повышенного качества.
Сегодня в среднем на душу населения Российской Федерации приходится 19,5 квадратных метров общей жилой площади. В США - более 60 квадратных метров, в Норвегии - 74, во Франции - 43, в странах Восточной Европы - около 35.
Чтобы России приблизится хотя бы к последнему минимальному уровню, необходимо вводить по одному квадратному метру жилья на душу населения, при этом в последние годы вводилось лишь по 0,3-0,35 квадратных метров на душу. И это без учета выбывающих из строя 25 млн. квадратных метров ветхого и аварийного жилья. Иначе говоря, необходимые темпы строительства нового жилья в России, чтобы снять остроту жилищной проблемы, составляют в среднем не один, а полтора квадратных метров жилья на душу населения в год, что в пять раз больше, чем сегодняшние темпы воспроизводства жилфонда.
В ближайшие годы жилье может стать доступным лишь для той трети относительно состоятельного населения, которое жилье уже имеет и в приобретении нового, как правило, не нуждается. Возможность улучшить жилищные условия есть так же у семей, уже обладающих собственной жилплощадью, посредством обмена на более просторное жилье. Большой проблемой является обеспечение жильем семей, не имеющих никакого собственного жилья и при этом не обладающих должным уровнем дохода. Так же остро встает вопрос обеспечения жильем малоимущих граждан. Эти категории при действующих системах кредитования приобрести квартиру не могут - во всяком случае, без специальных программ субсидирования.
Для определения доступности жилья используется так называемый коэффициент доступности. Он представляет собой частное от деления средней стоимости типовой квартиры - общей площадью 54 квадратных метра для среднестатистической семьи из трех человек - на годовой доход этой семьи. Если, например, квартира стоит 100 тысяч долларов, а годовой доход семьи составляет 20 тысяч долларов, то коэффициент доступности равен пяти годам (100/20) Стороженко В. Кому доступно доступное жилье? [Текст] / В. Стороженко // Наука и жизнь. - 2006. - №6. - С. 14-17.
Показатель доступности жилья - один из ключевых индикаторов, широко применяемых в мировой практике. В частности он используется ООН при сравнении стран по развитию населенных пунктов. Коэффициент доступности жилья, например, в Нью-Йорке составил 2,7, в Париже - 3, Мельбурне - 3,6. В России коэффициент доступности равен 6, что примерно соответствует практике некоторых развитых стран. Однако у России есть свои особенности. И главная из них - высокие процентные ставки по банковским кредитам. Поэтому коэффициент доступности для России следовало бы уточнить и к стоимости квартиры в числителе прибавить еще прирост стоимости за счет выплаты процентов по кредиту, что увеличивает конечную стоимость квартиры иногда в 1,5-2 раза.
Попробуем оценить реальные возможности среднестатистической семьи из трех человек купить жилье в кредит. Предположим, что стоимость квартиры 50 тысяч долларов, срок кредита 20 лет, процентная ставка 10 % годовых - условия довольно благоприятные. И тем не менее за кредит необходимо ежегодно отдавать 2,5 тысячи долларов и примерно столько же выплачивать процентов. Всего в среднем 5 тысяч долларов или 150 тысяч рублей. Поскольку, как известно, оплата за приобретаемую квартиру не должна превышать одной трети дохода семьи, он не может быть меньше 450 тысяч рублей в год, или около 40 тысяч в месяц. Согласно статистике, таким доходом располагают меньше 10 процентов российских семей с детьми. В этом примере не учтено требование 20-30 процентов первоначального взноса от стоимости квартиры, что весьма ограничивает доступность жилья для большей части населения России Гусев А.Б. Доступность жилья в России и за рубежом [Электронный ресурс]. - Электронная версия журнала 'Капитал страны' - Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/610.
Ситуация с обеспечением населения России жильем в настоящее время является довольно сложной. Один из наиболее острых моментов заключается в том, что большинство граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества. Основной проблемой при обеспечении населения жильем является недостаток государственных средств. Так же остается нерешенной и проблема обеспечения доступности жилья для граждан с разным уровнем дохода.
Таким образом, жилищная обеспеченность характеризуется количественными данными, выраженными в квадратных метрах общей площади жилья, приходящейся на одного проживающего, а также данными о качестве жилых помещений, включающими сведения об их пригодности для постоянного проживания и благоустройстве. Социальное и политическое значение вопросов обеспечения населения жильем невозможно переоценить, от них зависят качество и уровень жизни. В России показатели жилищной обеспеченности и доступности жилья значительно отстают от развитых стран, в связи с чем особое значение приобретает государственное регулирование жилищного обеспечения.
1.2 Нормативно-правовое регулирование жилищного обеспечения
Жилищное законодательство представляет собой систему нормативных правовых актов, регулирующих определенный круг общественных отношений, связанных, прежде всего, с удовлетворением жилищной потребности граждан. Согласно Конституции (ст. 72) жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому следует руководствоваться как законодательными актами, принятыми федеральными органами государственной власти, так и актами, принятыми государственными органами субъектов РФ Крашенинников П.В. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения [Текст] / П.В. Крашенников // СПС «Консультант Плюс».
На федеральном уровне это следующие акты:
а) законодательные акты РФ - законы и другие нормативные правовые акты, принятые федеральным законодательным органом: Федеральным Собранием - парламентом РФ. По форме это федеральные законы, но могут действовать и законы РСФСР. Последние могут применяться в части, не противоречащей Конституции и ЖК РФ;
б) нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции), а также утверждаемые указами положения;
в) постановления Правительства. При этом нужно иметь в виду, что источниками жилищного права являются и действующие постановления, принятые предыдущими правительствами. Правительство РФ также утверждает различного рода нормативные акты типа правил или положений, которые также являются источниками жилищного права;
г) нормативные акты министерств, государственных комитетов, комитетов и других федеральных органов исполнительной власти, которые могут их издать на основании законов и иных нормативных правовых актов в рамках их компетенции. Они могут носить как отраслевой, так и межотраслевой характер, и содержать нормы жилищного права.
Субъекты РФ принимают свои акты жилищного законодательства. Акты могут издаваться законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти. Они регулируют вопросы, касающиеся содержания жилых домов и их ремонта, оплаты жилья и коммунальных услуг, установления порядка учета нуждающихся в жилье граждан и др. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам.
Нормативные акты по вопросам, касающимся жилищной сферы, принимают органы местного самоуправления, в том числе в случае наделения законом этих органов государственными полномочиями.
Продолжают действовать некоторые нормативные акты государственных органов СССР, которые применяются до принятия соответствующих законодательных актов РФ в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ.
Конституция Российской Федерации» провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище (ст.40) и его неприкосновенность (ст.25). Право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом. Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище - относиться к; основными материальным условиям жизни человека.
Жилищный кодекс РФ является базовым в системе актов жилищного законодательства. Другие нормативные правовые акты, содержащие нормы жилищного права, не должны противоречить нормам Жилищного кодекса, принимаются в соответствии с нормами Жилищного кодекса и в их развитие.
Жилищный кодекс РФ, как следует из его ст. 4, регулирует жилищные отношения с участием многих субъектов. Однако ясно, что центральное место в нем занимает гражданин (человек). Только гражданину нужно для проживания жилище, и указанное право закреплено в ст. 40 Конституции РФ. Это право согласно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, как и другие права и свободы, неотчуждаемо и принадлежит каждому от рожденья, т.е. его нельзя передать другому лицу или отказаться от него. Такие права называют естественными, в частности, в некоторых источниках право на жилище относят к социально-экономическим правам. Титов А.А. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / А.А. Титов // СПС «Консультант Плюс».
Нужно отметить, что в юридической литературе по вопросу, что означает право на жилище, нет единого мнения. В этой связи существует проблема доктринального определения права граждан на жилище. Формулировки об обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в части реализации права граждан на жилище отличаются особой осторожностью ('обеспечивают создание условий для осуществления права на жилище, содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, стимулируют жилищное строительство...'). Можно сказать, что редакция ст. 40 Конституции РФ не отличается конкретностью. Однако надо полагать, для того и принимался новый Жилищный кодекс, чтобы 'снять' все неопределенности. А из ст. 2 Жилищного кодекса РФ неясно, каким образом каждому гражданину должно быть обеспечено право на жилище.
Представляется, что из Конституции РФ следует: государство в лице соответствующих органов (должностных лиц) должно позаботиться о каждом в зависимости от его имущественного, социального положения и иного статуса. Иначе говоря, кто-то должен получить бесплатное (социальное) жилье, кто-то - с частичной оплатой его стоимости, а кто-то (более состоятельный) должен решить задачу обеспечения жильем с помощью различных льгот, например налоговых. Перекладывать эту важную (для многих 'неподъемную') задачу на самих граждан нельзя. Кроме того, отождествление понятия 'право на жилище' только с правом граждан быть обеспеченными жилым помещением является неполным и не соответствует его содержанию, определенному Конституцией РФ Комментарий к жилищному законодательству РФ [Текст] / Отв. ред. Г.А. Жилин // СПС «Консультант Плюс».
Статья 2 «Обеспечение условий для осуществления права на жилище» нового жилищного кодекса, не содержит самого понятия 'жилище', а также не определяет, в чем заключается конституционное право граждан на жилище и как оно может быть практически реализовано (обеспечено). Это так же следует отнести к недостаткам нового ЖК РФ. В комментируемой статье названы не все элементы указанного конституционного права, гарантированного ст. 40 Конституции, в частности, его не следует отождествлять только с задачей соответствующих органов и организаций обеспечить граждан жилым помещением.
Действующая Конституция занимает главенствующее положение в правовой системе страны. Ее положения являются первичными по отношению ко всем правовым актам, принимаемым в РФ. Это касается и правовых актов жилищного законодательства, в том числе ЖК РФ. Конституция содержит специальную статью (ст. 40), которая включена в гл. 2 'Права и свободы человека и гражданина'. Она состоит из трех частей Долгова М.Н. Новые правила предоставления жилых помещений нуждающимся [Текст] / М.Н. Долгова // СПС «Консультант Плюс»:
'1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами'.
Как видно из ч. 1, Конституцией провозглашено право граждан на жилище, которое является юридической гарантией обеспечения граждан жильем. Однако содержание данного права изменилось. Теперь всем гражданам, нуждающимся в жилье, государство уже не может гарантировать 'благоустроенное жилище', а также 'невысокую плату за квартиру и коммунальные услуги'. Конституция закрепила принципы рыночной экономики, в том числе в жилищной сфере. Она изменила пути решения жилищного вопроса граждан, установив, что бесплатно (т.е. на условиях договора социального найма) или за доступную плату жилье предоставляется только двум категориям граждан: малоимущим и иным указанным в законе лицам. Другие граждане должны решать данный вопрос в основном самостоятельно, т.е. за счет собственных или заемных средств.
Ранее действующим жилищным законодательством было предусмотрено предоставление бесплатного жилья (по договору найма) всем гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Жилые помещения предоставлялись гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (ст. 28 ЖК РСФСР).
ЖК РФ содержит принципиально новые положения Долгова М.Н. Новые правила предоставления жилых помещений нуждающимся [Текст] / М.Н. Долгова // СПС «Консультант Плюс»:
- жилые помещения предоставляются гражданам только в государственном и муниципальном жилищном фонде, как правило, по месту их жительства (ч. 1 ст. 49 и ч. 3 ст. 52 ЖК РФ);
- учет нуждающихся в жилье осуществляют органы местного самоуправления; непосредственно порядок ведения этого учета устанавливается законом субъекта РФ (ст. 52 ЖК РФ). При этом следует обратить внимание, что ЖК РФ не предусмотрено осуществление учета нуждающихся в жилом помещении граждан по месту их работы: на государственных и муниципальных предприятиях (в учреждениях). Конечно, данный вопрос в связи с отсутствием соответствующих норм требует уточнения, в частности, организации должны обеспечить очередников, которые были приняты на учет до 1 марта 2005 г.;
- обеспечению социальным жильем подлежат только малоимущие и иные граждане, определенные федеральным законом и законом субъекта РФ. Малоимущим гражданам оно предоставляется в муниципальном жилфонде;
- по договору социального найма не обеспечиваются жилыми помещениями иностранные граждане и лица без гражданства;
- граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилого помещения.
В этой связи принципиальное значение имеет урегулирование законодательством вопроса, каким 'малоимущим' гражданам в настоящее время жилое помещение должно предоставляться на условиях договора социального найма (в жилищном фонде социального использования по договору социального найма жилого помещения). Из ч. 2 статьи 7 ЖК РФ следует, что этот вопрос передан на решение субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Возникают вопросы относительно признания нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, проживающих в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям Долгова М.Н. Новые правила предоставления жилых помещений нуждающимся [Текст] / М.Н. Долгова // СПС «Консультант Плюс».
По мнению специалистов необходимо было в Жилищном кодексе РФ или хотя бы в методических рекомендациях установить срок, в течение которого при нахождении в очереди будет предоставлено жилое помещение по договору социального найма. Сроки должны быть гарантированны, т.к. при сроках обеспечения жильем 15-20 лет может значительно измениться состав семьи. Главная проблема, которая в кодексе не решается, это положения семей, не попадающих в категорию малоимущих и не имеющих возможности купить жилье по ипотеке. Хотя данная категория граждан составляет свыше 12 млн.семей.
Таким образом, в настоящее время Жилищный кодекс не рассматривает ряд очень важных проблем жилищного обеспечения граждан, таких как: помощь в обеспечении средних слоев населения жильём; определение гарантийных сроков предоставления жилья, недостаточно проработана система обеспечения жильем нуждающихся.
1.3 Зарубежный опыт повышения жилищной обеспеченности
В странах с развитой рыночной экономикой накоплен значительный опыт решения жилищных проблем. Остановимся вначале на общих тенденциях в решении жилищных проблем в странах с развитой рыночной экономикой. В настоящее время в этих странах на воспроизводство жилищного фонда приходится в среднем 23--25% валовых инвестиций и от 20 до 25% личных накоплений граждан. Однако в последнее время наметилась тенденция к сокращению инвестиций в новое жилищное строительство. Это вызвано удовлетворенным спросом на жилье обеспеченной части населения. В ряде стран (Франция, Австрия, Швеция, Дания и др.) увеличиваются объемы государственного жилищного строительства и создаются системы государственных субсидий и льготных кредитов на покупку или строительство жилья. Это делается для того, чтобы удовлетворить жилищные потребности населения с низкими доходами.
Кроме того, во многих развитых странах происходит перераспределение инвестиций с нового строительства на реконструкцию и модернизацию жилищного фонда. При этом возрастает роль требований к качеству жилищного фонда. В связи с этим строительные и проектные фирмы практически во всех развитых странах активно изучают современные требования населения к удобству и уровню качества жилищ.
В странах с рыночной экономикой жилищное строительство осуществляется в основном за счет частных инвестиций. Доля государственного сектора в жилищном строительстве этих стран колеблется в пределах от 1,5-2% (США) до 5--18,5% (Италия, Франция). За счет средств населения (собственных и заемных) строятся или покупаются индивидуальные или односемейные дома, а также квартиры в многосемейных домах.
Преобладающим типом жилья в большинстве развитых стран являются односемейные одно- и двухэтажные дома, которые строятся, как правило, в пригородной зоне больших городов, в средних и малых городах, а также в сельской местности. При этом практически отсутствуют одинаковые архитектурные и планировочные решения. Многие дома частично или полностью собираются в заводских условиях. Широкое применение получили модули и блоки, используются различные сборные элементы заводского изготовления. Время сборки такого дома ограничивается несколькими днями. Общая продолжительность цикла по созданию такого дома (с момента принятия заказа до сдачи) не более 8 месяцев Бузырев В.В. Экономика жилищной сферы: Учебное пособие / В.В. Бузырев, В.С. Чекалин. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 256 с..
Для малоимущих семей, нуждающихся в социальной помощи, строятся многоэтажные дома, как правило, каркасного типа из монолитного бетона.
В странах с развитой рыночной экономикой для строительства жилья с привлечением средств населения создан и совершенствуется соответствующий кредитно-финансовый механизм. Как показывает богатый зарубежный опыт, наиболее перспективным и массовым направлением решения жилищной проблемы является кредитование граждан и, в первую очередь, ипотечное кредитование, которое подразумевает выдачу кредита на длительный срок под залог недвижимости.
Формы субсидирования, условия кредитования (размеры кредитов, сроки их погашения, процентные ставки) сильно дифференцированы по различным странам. Однако можно обнаружить и ряд схожих моментов.
Во-первых, наряду с так называемыми системами общего субсидирования, в которых сумма кредита тесно увязана с доходами семей, получают развитие системы индивидуального субсидирования. В последнем случае условия субсидирования увязаны с такими социальными аспектами, как жилищные условия, количество и возраст членов семьи, их доходы.
Во-вторых -- рост доли заемных средств при строительстве или покупке жилья. В большинстве случаев эта доля достигает в среднем 80%, первоначальный личный вклад составляет 20%. Однако для населения с низкими доходами доля ссуды может достигать 93--95%. В отдельных случаях предоставляется полная ссуда гражданам, которые не имеют возможности сделать личный вклад. Решающее значение в этом механизме имеют срок предоставления кредита и величина процентной ставки за него. Обычно этот срок составляет 30 лет, а плата за кредит в 5-6% Бузырев В.В. Экономика жилищной сферы: Учебное пособие / В.В. Бузырев, В.С. Чекалин. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 256 с..
Остановимся на некоторых особенностях повышения жилищной обеспеченности в отдельных высокоразвитых странах, таких, как США и Нидерланды.
Повышение жилищной обеспеченности в США. Участие правительства в жилищном строительстве началось с 30-х годов XX в. Вмешательство федерального правительства выразилось в реорганизации всей системы финансирования частного жилищного строительства, выдаче гарантий кредитным учреждениям и предоставлении им кредитных фондов. Это позволило даже людям с ограниченными средствами покупать дома -- первый взнос наличными устанавливался сравнительно небольшой, а кредит предоставлялся на льготных условиях. Начиная с 1937 г. стала проводиться в жизнь программа муниципального жилищного строительства (МЖС), направленная на обеспечение жильем малоимущих и неимущих слоев населения. Выполнение этой федеральной программы осуществляют созданные местными властями управления МЖС. Эти управления приобретают многоквартирные жилые дома, малоэтажные строения, а в некоторых случаях и односемейные дома, тремя способами:
- покупают землю, заказывают разработку проектной документации и на конкурсной основе привлекают строительную фирму, которая предложила строить спроектированный жилой дом за наименьшую цену;
- покупают новые жилые дома у частной строительной фирмы или фирмы-билдера, специализирующейся на строительстве жилья на своих земельных участках для последующей продажи;
- берут в аренду у владельца законченный строительством жилой дом и от своего имени сдают квартиры семьям с низкими доходами. Малоимущие платят за жилье не более 30% своего дохода. Если квартира обходится управлению дороже, то разница покрывается за счет правительственных дотаций. Снимать квартиру в муниципальном доме имеют право лишь семьи с ограниченными доходами.
Особую роль в сфере воспроизводства жилищного фонда в США играют фирмы-билдеры, которые ведут жилищное строительство по собственным проектам, на собственных земельных участках для продажи или сдачи готового дома в аренду. Как правило, эти фирмы принадлежат крупным промышленным, банковским или торговым корпорациям.
В США в последние годы наблюдается увеличение доли вложений в жилищное строительство. За последние 15 лет цены на жилье возросли примерно в два раза -- в основном за счет повышения требований стандартов на архитектурные решения и техническое оборудование зданий, а также в связи с инфляционными явлениями. Но при этом необходимо отметить сравнительную доступность приобретения жилья. Качество домов для индивидуального проживания весьма высокое.
Сфера жилищного строительства в США практически полностью контролируется частным капиталом. Средняя американская семья тратит на жилье, включая плату за тепло и электроэнергию, около четверти своих годовых расходов. Поэтому для удовлетворения потребности в жилье семей с низкими доходами необходима помощь государства. Можно отметить три типа таких программ. Первый тип может быть определен как жилищная помощь: это различные меры для улучшения жилищных условий и снижения себестоимости жилья для семей с низкими доходами. Второй тип -- это программы поддержки усилий местной администрации по улучшению качества жилья и оживлению заброшенных микрорайонов. Третий тип - это государственная политика ограничения максимальной квартплаты.
Исходя из этих программ, местные органы власти могут строить и обслуживать социальное жилье для семей с низкими доходами. Участие государства при этом осуществляется четырьмя путями:
- капитальные субсидии. Государственное жилье может строиться за счет выпуска ценных бумаг, освобожденных от налогообложения. После оплаты этих бумаг правительством жилье становится собственностью местной администрации;
- субсидии по эксплуатации жилья, покрывающие разницу между квартплатой и фактическими затратами его эксплуатации. Эти субсидии могут быть установлены таким образом, чтобы семья платила за жилье не больше 30% своего дохода;
- субсидии на ремонт. Правительство может выделить субсидии на ремонт и обновление старых домов;
- отбор жильцов (устанавливаются ограничения (сверху) дохода жильцов, которые имеют право пользоваться государственным жильем).
В качестве альтернативы строительству государственного жилья выступает субсидирование частного жилья. Для этого реализуются две возможные программы: субсидирование сдаваемого внаем нового жилья лицам с низкими доходами и субсидирования уплаты процентов при покупке домов лицами этой категории. Обе программы предусматривают субсидии домовладельцам, строящим жилье и сдающим его семьям с низкими доходами.
Альтернативой этим программам может служить непосредственное субсидирование семей и лиц с низкими доходами с предоставлением им права выбора жилища. Эти семьи и лица получают жилищные купоны, которые они могут реализовывать при найме жилья. Для реализации купонных программ применяются квартирные сертификаты и жилищные ваучеры. Семьям с низкими доходами выдаются квартирные сертификаты, которые могут быть использованы для найма ненового жилья. Семья, подпадающая под действие данной программы, платит 30% своего дохода и получает квартирный сертификат, покрывающий разницу между этой величиной и фактической квартплатой. Ваучер отличается от квартирного сертификата одним важным качеством -- получатель может его использовать при найме любого жилища, удовлетворяющего минимальным стандартам качества.
Особенности решения жилищной проблемы в Нидерландах. Большой интерес представляет опыт решения жилищной проблемы и воспроизводства жилого фонда в такой западноевропейской стране, как Нидерланды.
Фундамент современной жилищной системы Нидерландов был заложен еще в 1901 г. принятием Жилищного закона. Забота о жилище для бедных была признана обязанностью государства. Закон позволял центральному правительству выдавать субсидии для строительства социального арендуемого жилища. Он же впервые в истории страны ввел стандарты качества такого жилища и обязал муниципалитеты осуществлять контроль за их соблюдением с помощью строительных правил.
С тех пор центральное правительство вместе с провинциальными и местными властями играло в жилищной сфере все возрастающую роль. В течение всего послевоенного периода оно субсидировало текущие расходы в социальном арендуемом жилище, покрывая разницу между фактическими затратами домовладельцев и контролируемым уровнем арендной платы.
Вплоть до начала 90-х годов роль центрального правительства в жилищной системе Нидерландов оставалась решающей. Направляя финансовые потоки (жилищные кредиты и субсидии) и пользуясь строительным регулированием, государство добилось решения важнейшей задачи -- обеспечения жильем всего населения.
В последние годы правительство приступило к трансформации сложившейся системы. Оно перестает нести финансовое бремя жилищного строительства, активизируя рыночные силы для выделения свободных кредитов на эти цели.
Одним из ключевых исполнителей жилищной политики в Нидерландах являются муниципалитеты. Законом им предоставляется широкий набор средства воздействия на жилищную ситуацию. Муниципалитет довольно свободно распоряжается бюджетными дотациями, поступающими из центра. Администрация крупных городов вправе сама решать, куда направить полученные средства: на обеспечение жильем населения с меньшими доходам или на стимулирование строительства частного жилья для собственного проживания владельцев; на покрытие расходов, связанных с освоением неблагоприятных территорий, или на снижение арендной платы. Мелкие муниципалитеты часто создают межмуниципальные группы для повышения своих финансовых возможностей.
Один из действенных инструментов муниципалитета в реализации им жилищной политики -- регистрация нуждающихся и предоставление социального жилья. Согласно требованиям муниципального закона городские власти вправе устанавливать стандарты его качества и количества.
Самой большой и постоянно возрастающей статьей жилищных расходов правительства являются индивидуальные жилищные пособия. Домохозяйство может претендовать на жилищное пособие, если его доход не превышает определенного установленного уровня. Каждое домохозяйство должно оплачивать само определенную часть ренты. Жилищные пособия выделяются из расчета той суммы, на которую рыночная рента превышает стандартную.
Становым хребтом жилищной системы Нидерландов признаются сегодня жилищные корпорации (объединения), ориентированные на получение лишь минимальной прибыли. Жилищный закон официально закрепил статус жилищных корпораций как частных бесприбыльных организаций, действующих в сфере строительства дешевого арендуемого жилища при поддержке государства. Корпорации должны получать государственную лицензию на свою деятельность, а всю получаемую прибыль вновь инвестировать в социальный жилищный сектор.
До 60-х годов корпорации были лишь исполнителями политики местных властей. Часто их роль сводилась к распределению квартир уже построенного муниципалитетом жилого дома между очередниками и эксплуатации дома. После 60-х годов в результате длительной публичной дискуссии было признано за корпорациями преимущественное право на строительство жилья. Обязанность возвращать государственные субсидии отменили, установили единые правила их предоставления. Теперь жилищные корпорации занимаются разработкой местной жилищной политики, проводят маркетинговый анализ рынка жилья, прогнозируют использование жилищного фонда, они получили право принимать самостоятельные инвестиционные решения, обращаться за кредитами на свободный рынок капиталов и планировать собственную финансовую деятельность.
Одновременно с отменой прямого субсидирования жилищных корпораций государство позаботилось о создании механизма, повышающего для них коммерческую доступность рыночных кредитов. Два специальных страховых фонда гарантируют возврат корпорациям заемных средств и снижают, таким образом, риск банков и размер процентной ставки.
Сегодня 763 жилищные корпорации владеют более чем 1/3 всего жилищного фонда в Нидерландах. Центральное правительство контролирует их деятельность и ежегодно требует отчета по ее важнейшим направлениям: предоставление жилищ малоимущим, инвалидам, беженцам и другим целевым категориям; качество нового строительства, ремонта и содержания жилищного фонда и жилой среды; привлечение жителей к управлению жилищем; следование финансовой политике, укрепляющей данную корпорацию и арендуемый сектор в целом.
Есть еще три требования к деятельности жилищной корпорации, нарушение которых может привести к отзыву лицензии и передаче ее собственности муниципалитету: она должна использовать полученную прибыль для предоставления кредитов менее успешным корпорациям; не вправе использовать средства для строительства в основном дорогого собственного жилья; заранее обязана разрабатывать годовой план действий, отвечающий политике муниципалитета.
Все жилищные корпорации объединены сегодня в две общенациональные федерации. Федерации лоббируют интересы корпораций на общегосударственном уровне и оказывают им помощь в управлении собственностью, издают периодику и книги, проводят конференции. Активными деятелями нидерландской жилищной системы являются многочисленные общественные организации, объединяющие отдельные группы населения по социальным и демографическим признакам.
Как и в любой стране с рыночной экономикой, в Нидерландах имеются коммерческие домовладельцы, сдающие жилища в аренду для получения прибыли. Здесь они играют достаточно скромную роль, поскольку владеют менее чем четвертью жилищ.
В жилищной системе Нидерландов жителям отводится особая роль. Они являются не только конечными потребителями, но и активными субъектами разработки и реализации жилищной политики. Основная часть жителей -- арендаторы. Общепринятая в большинстве европейских стран краткосрочная аренда редко встречается в Нидерландах. Домовладелец может выдать своему жильцу уведомление о выселении лишь в немногих, строго оговоренных случаях, но и тогда арендатор не рискует оказаться на улице. Жители социально арендуемого сектора отлично организованы и в основном объединены Союзом арендаторов, который отстаивает их права. Его главная задача -- участие в ежегодных договорах с правительством и домовладельцами по установлению уровня арендной платы.
Владельцы жилищ для собственного проживания (не путать с владельцами-арендодателями) составляют значительную по размеру и активно растущую категорию жителей. Жилищная собственность поощряется государством. Например, арендаторам выдаются субсидии для приобретения занимаемого ими жилья в собственность. Покупатели домов освобождаются от уплаты налогов на проценты по закладной. Собственники жилищ также объединяются в национальную организацию -- Союз домовладельцев.
Помимо упомянутых двух категорий жителей и их формальных организаций активными субъектами жилищной системы являются многочисленные общественные организации, объединяющие отдельные группы населения по социальным и демографическим признакам.
Опыт Нидерландов свидетельствует, что по мере устранения острой нехватки жилья страна может позволить себе некоторое снижение объемов жилищного строительства. В новом жилищном строительстве преобладают дома на 1 --2 семьи и блокированные. Остальные -- мало- и среднеэтажные жилища секционной и галерейной структуры. Здания повышенной этажности строятся лишь в исключительных градостроительных случаях и в основном в крупнейших городах. Помимо снижения объемов и реструктуризации строительства для современного этапа развития жилищной системы Нидерландов характерна общая переориентация с нового строительства на реконструкцию и так называемую конверсию нежилых помещений.
Реконструкция позволяет перевести жилище в новый сектор рынка, привлечь в неблагополучные районы города семьи с высоким уровнем дохода. Так закладываются социально-экономические основы возрождения деградированных городских территорий.
В последние десять лет резко активизировался процесс превращения в жилье изначально нежилых помещений. Социальные и градостроительные последствия этого явления весьма существенны. Перестройка под жилье пустующих зданий школ, железнодорожных станций, больниц, складов, пивоварен, фабрик, богаделен и даже водонапорных башен позволяет устранить очаги обитания так называемых групп риска -- наркоманов, алкоголиков, бродяг.
При преодолении количественного дефицита жилищ и снижении потребности в прямой и широкомасштабной финансовой интервенции государства целенаправленное регулирование жилищной политики и стимулирование общественно значимых инициатив в сфере жилища не исчезло. Деятельность государства становится более избирательной, но по-прежнему направлена, в первую очередь, на оказание помощи менее обеспеченным гражданам.
Исходя из опыта развитых стран, в которых жилищная проблема практически решена, можно определить следующие характерные черты функционирования жилищной сферы:
- большая часть жилищного фонда города находится в частной или коллективной собственности, а городской жилищный фонд составляет лишь незначительную часть (10-15%);
- заметная доля горожан является собственниками жилья, в котором они проживают, а остальные нанимают квартиры в частном или муниципальном фонде;
- собственники жилья несут все расходы на его содержание, ремонт и восстановление и выплачивают страховые взносы и налоги на недвижимость;
- оплата найма в частном фонде покрывает все затраты собственника жилья и прибыль домовладельца, а в муниципальном фонде -- затраты муниципалитета (без прибыли);
- ставки за наем жилья всех форм собственности во многих городах и странах регулируются муниципалитетом с помощью косвенных экономических и правовых рычагов;
- субсидии на содержание жилья выплачиваются для ограниченной части нанимателей с низкими душевыми доходами;
- работы по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству жилья определяются собственником с учетом действующих норм и правил, принятых в данном городе (регионе) на договорной основе;
- приобретение жилья в большинстве случаев осуществляется в кредит на длительный срок (10--25 лет);
- используются разные формы кредитования, в том числе ипотечные кредиты под залог недвижимости;
- уровень дохода большинства населения позволяет полностью оплачивать наем жилья или содержать его в качестве собственника, вносить первоначальный взнос на строительство и выплачивать соответствующие проценты;
- строительство и сдача внаем жилья является прибыльной коммерческой сферой и потому привлекательны для частного капитала.
Таким образом, жилищная сфера в странах с развитой рыночной экономикой является объектом экономического и административного регулирования с использованием разнообразных форм и методов. Достаточно высокий уровень удовлетворения жилищных потребностей, решения ряда социальных проблем в этих странах свидетельствует об эффективности действующих рыночных механизмов в сфере жилищного обеспечения.
2 АНАЛИЗ ЖИЛИЩНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ В РОССИИ И МОСКВЕ
2.1 Основные показатели уровня и динамики жилищной обеспеченности в России и Москве
Согласно данным официальной статистики Российский статистический ежегодник [Текст] // Федеральная служба государственной статистики, 2009. в России на конец 2008 года площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя, составила 21,1 кв.м, в Москве - 19,7 кв.м (что существенно меньше, чем в европейских странах, где этот показатель составляет 35-50 кв.м. Россия и страны - члены Европейского союза в цифрах [Текст] // Федеральная служба государственной статистики, 2009.). Динамика жилищной обеспеченности в Росси и Москве за последние 10 лет представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Обеспеченность населения жильем в России и Москве
(квадратных метров общей площади на одного жителя)
За последние 10 лет средняя обеспеченность квадратными метрами увеличилась в России на 15,3 %, в Москве же - всего на 6,5%. При этом не стало меньшим число москвичей, проживающих в одной квартире (3 человека в среднем).
При анализе основных причин низкой обеспеченности жильем по России, а в особенности по Москве на первый взгляд кажется, что это вызвано низкими темпами жилищного строительства. Для России это действительно так, там жилье долгое время практически не строилось. А вот Москва с Московской областью отличались сравнительно высокими темпами ввода жилья.
Вместе с тем год от года уменьшалось строительство муниципального жилья и, соответственно, росли объемы жилья, выставленного на продажу. Коммерческое жилье, которое было москвичам недоступно, покупалось в основном приезжими. Об этом говорит значительный, если не сказать чрезмерный рост численности населения Москвы (с 8,6 млн. человек в 1989 году до 10,4 млн. человек - в 2008 году), который, в условиях депопуляции населения, очевидно, вызван исключительно миграционным приростом Гузанова А.К. Жилищная обеспеченность в России и Москве: тенденции последних лет, социальные различия, жилищная политика [Текст] / А.К.Гузанова // Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 2009. - 45 с..
Статистические данные последних лет позволили также выявить значительную категорию населения, которое не имеет постоянного жилья. Такая негативная тенденция характерна прежде всего для Москвы. Во-первых, по сравнению с 1989 годом, возросла доля домохозяйств, снимающих жилье. Доля домохозяйств, снимающих жилье, составляла по России - 3,5%, по Москве - 4% (по разным оценкам это число существенно выше, особенно в Москве). Плюс 9% московского населения были учтены как постоянные москвичи, проживающие в других жилых помещениях, отличных от квартир и индивидуальных домов, - вагончиках, бытовках и т.п. Видимо, часть из них также снимает жилье. Заметим, что такое проживание «нигде» характерно именно для Москвы (в России таких всего 1,2%). Еще 4-5% населения страны проживают во временном жилье: общежитиях, гостиницах, институциональных учреждениях. В итоге в России имеют свое жилье 91% домохозяйств, а в Москве - всего 83%, у остальных 17% нет своего жилья Социальное положение и уровень жизни населения России. Официальное издание. [Текст] // Федеральная служба государственной статистики, 2009..
Имеются различия по размеру домохозяйств, снимающих жилье. В России снимают жилье примерно такие же домохозяйства, что и те, кто проживает в постоянном жилье. Другое дело в Москве, в которой среди снимающих много домохозяйств большого размера, состоящих из 5 и более человек (13% против 8% в среднем по России). При этом в снимаемых квартирах проживает по 3 жильца, а в среднем по городу - 2,6.
Рисунок 2 - Население по типам занимаемых жилых помещений
в России и Москве, %
Таким образом, многие сдаваемые московские квартиры перенаселены. Кроме всего прочего, это создает проблему с существенным недобором жилищно-коммунальных платежей. Дело в том, что сдают квартиры как раз небольшие семьи, состоящие из одного двух человек, на которых и начисляется квартплата, а проживает в них жильцов в два раза больше. С учетом того, что в Москве доля сдаваемых квартир высока (по оценкам экспертов, не менее 15%) и имеет тенденцию к росту, выявленная проблема требует решения. При этом вряд ли можно добиться больших успехов разного рода запретительными мерами, налогами и штрафами, направленными против тех, кто сегодня сдает жилье. Выходом, в том числе и из этой проблемы, является создание в противовес стихийному рынку цивилизованного сектора арендного жилья, прежде всего в Москве, а потом и в других крупных российских городах.
Обеспеченность населения жильем в Московском регионе проиллюстрировано на рисунке 3.
Рисунок 3 - Обеспеченность населения жильем в Московском регионе
(квадратных метров общей площади на одного жителя) Итоги обследования домашних хозяйств г. Москвы [Текст] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве, 2009
Анализ обеспеченности жильем в Московской области показывает, что там она росла невиданными тепами, особенно в сельской местности, где этот показатель увеличился в 2008 году по сравнению с 1998 годом в два раза с 19,4 до 37,4 квадратных метров общей площади на одного жителя. Действительно ли так просторно жить населению Подмосковья?
Сопоставление жилищной статистики по жилищному фонду Московской области с результатами переписи проживающего на этой территории населения обнаружило заметное расхождение в показателях жилищной обеспеченности, которые свидетельствуют о том, что в Московской области значительная часть жилья никем не занята. Предположительно это жилье используется москвичами сезонно, другими гражданами или стоит пустым. Объемы такого жилья, особенно в сельской местности, весьма значительны (по статистике - более 60%). Имеется в виду жилищный фонд, не включая дачных построек. А если добавить к этому все, что было возведено за последнее время на дачах, то налицо явная переориентация платежеспособного спроса москвичей на Подмосковье. Это вызвано прежде всего желанием вкладывать средства именно в дачную недвижимость, в собственные индивидуальные дома и коттеджи Гузанова А.К. Жилищная обеспеченность в России и Москве: тенденции последних лет, социальные различия, жилищная политика [Текст] / А.К.Гузанова // Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 2009. - 45 с..
Таким образом, не смотря на увеличение показателей обеспеченности населения жильем в России и Москве имеет тенденцию к росту, жилищная обеспеченность в стране значительно меньше показателей европейских стран. Исключение составляет лишь Подмосковье, где жилищная обеспеченность увеличилась за последние 10 лет почти в 2 раза, но это в основном связано с развитием коттеджных поселков для граждан с высоким уровнем дохода.
2.2 Общие тенденции дифференциации жилищной обеспеченности
Статистические данные обследований домохозяйств позволяют оценить положение с жилищной обеспеченностью в России и Москве (рисунки 4 и 5).
Рисунок 4 - Распределение домашних хозяйств России по площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного проживающего, % Российский статистический ежегодник [Текст] // Федеральная служба государственной статистики, 2009.
Рисунок 5 - Распределение домашних хозяйств Москвы по площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного проживающего, %
По этим данным в Москве дело обстоит заметно лучше - 25 против среднероссийских 21,5 квадратных метров общей площади на члена домохозяйства, и по сравнению, скажем, с 1998 годом, эти московские показатели улучшились весьма существенно (на 25%). Как видим, бюджетная статистика по Москве показывает более высокую обеспеченность жильем по сравнению с жилищной статистикой - 19,7 квадратных метров на человека, по которой учитывается проживание в Москве тех, кто не имеет собственной жилплощади. Согласно бюджетной статистике, в Москве заметно ниже, чем в среднем по России, доля семей с крайне острой жилищной ситуацией (до 9 квадратных метров общей площади на члена домохозяйства). Это число составляет порядка 2% против 6,6% по России. Довольно много - треть московских домохозяйств - имеет просторное по российским меркам жилье от 30 квадратных метров на члена домохозяйства, в России таких 22%.
Данные свидетельствуют о заметной дифференциации в жилищной обеспеченности домохозяйств с тенденцией ее усиления. Расчеты показывают, что заметно больше половины домохозяйств (в России - 58%, в Москве - 63%) имеют квадратных метров меньше, чем в среднем. Различия в жилищной обеспеченности в зависимости от уровня доходов домохозяйств. Что касается различий в жилищной обеспеченности в зависимости от уровня доходов домохозяйств (рисунок 6), то они явно прослеживаются как в России, так и еще более выражены в Москве.
https://
3
2
https://
Рисунок 6 - Дифференциация по обеспеченности жильем в зависимости от уровня среднедушевого дохода, в России - по 20%-м группам и в Москве - по10%-м группам, кв. метров общей площади на члена домохозяйства
В России разница между 20-ти процентными группами домохозяйств с самыми низкими и самыми высокими среднедушевыми доходами составляет 1,5 раза (17,6 кв.м и 27,2 кв.м, соответственно). При этом наблюдается прямая связь: с ростом доходов растет и количество жилья. В Москве различия между бедными и материально обеспеченными выше и составляют более 2 раз. А вот характер зависимости отличается от общероссийского распределения. Выявленные тенденции таковы:
- Бедные слои населения обеспечены жильем также плохо, как в целом в России. Это видно по показателям по первой и второй децильным (10-ти процентным по уровню среднедушевого дохода) группам.
- Средняя обеспеченность по первым семи децильным группам (70% населения) примерно одинаковая и низкая - везде ниже средней. Некоторый «всплеск» наблюдается в 4-м и смежных с ним децилях. Очевидно, это обусловлено сосредоточением там домохозяйств пенсионеров, у которых квадратных метров в существенно больше, чем в среднем. Если пересчитать обеспеченность по первым пяти децильным группам без учета пенсионеров, то она будет ниже в 1,5-2 раза.
Явный показатель недоступности для москвичей московского жилья - уровень жилищной обеспеченности в 7-й децильной группе с совсем не низкими для московского населения доходами. Он опускается ниже, чем у самых бедных. Здесь уже нет пенсионеров. Зато много семей с детьми. Именно у них сегодня нет жилья, но они не в состоянии купить для своей семьи квартиру при нынешних ценах на московскую недвижимость Гузанова А.К. Жилищная обеспеченность в России и Москве: тенденции последних лет, социальные различия, жилищная политика [Текст] / А.К.Гузанова // Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 2009. - 45 с..
- Наконец, в последних трех децильных доходных группах обеспеченность делает резкий скачок вверх - в 2 раза. Доходов уже достаточно, и демографическая нагрузка не играет роли.
Такова общая картина. Если посмотреть динамику зависимости жилищной обеспеченности от доходов домохозяйств, то тенденции весьма негативны и говорят об усилении дифференциации. Скажем, в России в 2007 году по сравнению с 2004-м годом бедных домохозяйств, имеющих плохие жилищные условия (с потенциальным правом на очередь), стало несколько больше и в то же время увеличилось число материально обеспеченных домохозяйств с хорошими жилищными условиями.
Небезынтересно сравнить, что изменилось за последние десять 10 лет в Москве (рисунок 7). За это время по бюджетной статистике обеспеченность существенно выросла с 20 до 25 квадратных метров на человека. При этом, однако, средние показатели по первым семи децильным доходным группам стали даже ниже, за исключением четвертой децильной группы (в которую, видимо, переместились пенсионеры из второй-третьей децильных групп). Зато резкий скачок имел место при наличии самых высоких доходов. Очевидно, именно на эти категории пришлась львиная доля введенного за эти годы, а также приобретенного на вторичном рынке московского жилья Социологическое обследование московских домохозяйств по жилищной проблеме [Текст] // Институт экономики города, 2009..
Рисунок 7 - Дифференциация в жилищной обеспеченности в Москве в 1998 и 2008 гг. в зависимости от уровня среднедушевого дохода группам, по 10-ти процентным группам, кв. метров общей площади на члена домохозяйства
Рассмотрим также дифференциацию жилищной обеспеченности по социально-демографическим категориям. Принятые в настоящее время условия постановки домохозяйств в очередь на получение жилья требуют наличия крайне тяжелой жилищной ситуации и низкого материального достатка. Постараемся очертить круг семей, остро нуждающихся сегодня в улучшении жилья, в том числе и имеющих неплохие по среднемосковским меркам доходы.
Были и остаются существенными, а порой и усилились различия в жилищной обеспеченности по демографическим категориям. Тенденции в России в целом и в Москве довольно похожи. В Москве уровень жилищной обеспеченности колеблется от 40 квадратных метров для одиночек до менее 13 квадратных метров на члена домохозяйства из четырех и более человек (рисунок 8).
Рисунок 8 - Обеспеченность жилой площадью в Москве в зависимости от размера домохозяйства, кв. метров общей площади на члена домохозяйства
За критерий нуждаемости принят порог менее 12 квадратных метров на члена домохозяйства. В этом случае в улучшении жилищных условий нуждается каждая четвертая семья из четырех человек и почти половина семей из пяти и более человек (рисунок 9)Анализ социально-экономического положения многодетных семей / Л.М. Прокофьева [и др.] // Министерство здравоохранения и социального развития РФ, СЭПН РАН, Москва, 2009..
Рисунок 9 - Доля домохозяйств Москвы с низкой обеспеченностью жилой площадью менее 12 кв. м общей площади на члена домохозяйства в зависимости от размера домохозяйства, %
На рисунке 10 видно, что сравнительно неплохо обстоит дело с жильем только у семей без детей. Уже наличие одного ребенка заметно снижает уровень жилищной обеспеченности домохозяйства. Семья с двумя детьми проживает в квартирах, в два раза более тесных, чем в среднем по Москве, на каждого члена семьи здесь приходится только 13 квадратных метров. А в семьях с тремя и более детьми - всего 9 квадратных метров. В итоге остро нуждаются в улучшении жилья каждая пятая семья с одним ребенком, аждая четвертая семья с двумя детьми и практически все многодетные семьи (рисунок 11).
Рисунок 10 - Обеспеченность жилой площадью в Москве в зависимости от количества детей в домохозяйстве, кв. метров общей площади на члена домохозяйства
Рисунок 11 - Доля домохозяйств Москвы с низкой обеспеченностью жилой площадью (менее 12 кв. м общей площади на члена домохозяйства) в зависимости от количества детей в домохозяйстве, %
Как показывает обеспеченность жильем по децильным доходным группам (рисунок 6), семьи с плохими жилищными условиями имеются и среди семей со средними и сравнительно высокими доходами. Это обусловлено именно влиянием демографических факторов, прежде всего сосредоточением семей с детьми в этих доходных категориях. Рисунок 12 демонстрирует, сколько семей в каждой доходной группе проживают в крайне тесных квартирах.
Рисунок 12 - Доля домохозяйств Москвы с низкой обеспеченностью жилой площадью (менее 12 кв. м общей площади на члена домохозяйства) в зависимости от уровня среднедушевого дохода, по 10-ти процентным группам, %
Обращает на себя внимание положение в шестой и седьмой децильных группах, в которых количество таких семей доходит до 20-25%, то есть ситуация вполне сопоставима с жильем самых бедных семей (первым и вторым децилем). Таким образом, при нынешней жилищной политике и уровне цен на московское жилье большинство семей с детьми не могут решить своих жилищных проблем. Для этого представляется целесообразным выработка специальных социальных жилищных программ, ориентированных на семьи с детьми. Это представляется также крайне важным в связи с нынешним демографическим кризисом в России.
2.3 Оценка темпов решения проблемы улучшения жилищных условий населения
С 1998 года в России не уменьшилось число остронуждающихся семей. Удельный вес очередников составляет 6% в общем числе семей (от 12 до 24% по различным субъектам РФ, в Москве - 5%) Социальное положение и уровень жизни населения России. Официальное издание. [Текст] // Федеральная служба государственной статистики, 2009.. Очередь продвигалась медленно: по 4-5% от общего числа очередников в год.
Приведенные цифры косвенно характеризуют безвыходность тяжелой жилищной ситуации бедных семей, которых среди очередников много. Положение с жилищной очередью во многом обусловлено недостаточным строительством государственного и муниципального жилья, удельный вес которого в общем объеме жилищного строительства в последние годы неуклонно снижался. В настоящее время доступность социального жилья для определённых категорий населения страны представляется довольно условной, так как данные статистического учёта свидетельствуют об увеличении срока ожидания в очереди на социальное жильё до 20 лет. Это никак не соответствует изменению жилищных потребностей семей на разных стадиях её жизненного цикла.
Приватизации жилья не решила проблему жилищной обеспеченности. В России на сегодня в собственности граждан находится 77% жилья (в городах - 70,1%), в Москве - 65%. Как показывают исследования, в ходе массовой приватизации приватизировалось лучшее и просторное жилье, к этому добавились купленные не самые тесные квартиры и коттеджи. В муниципальном и государственном фондах остались семьи с детьми и большие семьи, подросшее молодое поколение, очередники и другие категории, охватывающие более 40% населения. Квартиры таких семей перенаселены. При остроте жилищной ситуации им нечего продать для выхода на рынок жилья Гузанова А.К. Приватизация жилья : факторы и социальные последствия [Текст]. / А.К. Гузанова // Проблемы прогнозирования. - №1. - 2009. - С.92-100..
Если рассматривать Московский регион, то исследования показывают также, что социальный состав москвичей, проживающих в частном жилье, весьма неоднороден - с одной стороны, это пенсионеры, требующие социальной защиты из-за низкой пенсии, с другой стороны - богатые жильцы дорогих приватизированных или купленных квартир.
Несколько слов в пользу развития аренды жилья. В России доля частного жилищного фонда намного больше, чем в развитых европейских странах (Франция - 56%, Нидерланды - 55%, Германия -45%, Швеция - 46%). Значительную долю там составляет арендный сектор. Спрос на арендное жилье подтверждается результатами проведенных в социологических исследований. Они показали, что Москва и некоторые регионы крайне нуждаются в структуризации рынка аренды жилья и удешевлении стоимости аренды. Несмотря на существующие проблемы, по данным проведенного исследования, около трети населения столицы в настоящее время предпочитает арендовать жилье Доступное жилье: что хочет население (результаты социологического исследования). [Электронный ресурс].. - Экспертный совет при Совете при Президенте Российской Федерации по реализиации приоритетных национальных проектов и демографической политике. - Режим доступа: http://rusdb.ru/research/9/.
Необходимо также уделить внимание жилищным условиям и потребностям молодежи в связи с проблемой рождаемости. В утвержденной в конце 2007 года концепции демографической политики России на период до 2025 года к числу основных задач отнесены снижение уровня смертности и повышение уровня рождаемости, укрепление института семьи, регулирование миграции. Для решения этих проблем большая роль отводится жилищной политике, направленной на обеспечение жильем молодых семей. На основании социологического исследования 2008 года были проанализированы жилищные условия российской молодежи.
Число домохозяйств, с состав которых входит молодежь от 18 до 30 лет, составляло порядка 40% от общего числа домохозяйств. Из них проживающие: отдельно молодые одиночки без детей и неполные семьи - 2,4%, совместно с родственниками молодые одиночки без детей и неполные семьи - 23,4%, отдельно молодые супруги с детьми и без детей - 8%, совместно с родственниками молодые супруги с детьми и без детей - 6,1%.
По сравнению с 1996 годом ситуация мало изменилась. Большая часть несемейной молодежи проживает с родственниками. Что касается семей, то в прошлые годы половина из них проживали самостоятельно и столько же - с родителями. В последние годы наметилась тенденция в пользу раздельного проживания. Большой проблемой является теснота занимаемых квартир. За исключением молодых одиночек, обеспеченность молодежи жилплощадью заметно (в 1,5-2 раза) не дотягивает до среднего уровня. Особенно это касается семей нескольких поколений.
Наиболее заметной тенденцией, связанной с попытками молодежи решить свои жилищные проблемы, является существенное увеличение числа тех, кто снимает жилье. Среди молодых домохозяйств, проживающих отдельно, каждое четвертое снимает жилье Гузанова А.К. Необходимость целенаправленной семейной политики. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены / А.К. Гузанова // ВЦИОМ, 2009..
Что касается репродуктивного поведения молодежи, то результаты исследований говорят о том, что раздельное от родственников проживание оказывает положительное влияние на репродуктивное поведение молодых семей (в этом случае семей с двумя и более детьми в 2 раза больше).
В то же время значительное число молодых семей не имеют своего жилья. Что по этому поводу предусматривает национальный проект по доступному жилью? Являются ли предлагаемые в нем меры достаточными?
Справочно, в Москве с 2003 по 2006 год молодым семьям было предоставлено 7,7 тыс. квартир, построенных за счет средств бюджета города. Что касается России, то реализация национального проекта позволила обеспечить жильем в 2006-2007 годах около 69,5 тыс. молодых семей. Всего же до конца 2010 годы планируется обеспечить собственным жильем 181,7 тыс. молодых семей. Очевидно, что планируемые государственные мероприятия столь малого масштаба вряд ли смогут оказать влияние на улучшение жилищного положения молодых семей, чтобы это как-то сказалось на повышении показателей рождаемости.
Жилищная политика, особенно в ее рыночных механизмах, сводимых к поддержке ипотечного кредитования, представляется плохо реализуемой в условиях отсутствия политики занятости, серьезных проблем с заработной платой, наличия весьма ощутимой дифференциации доходов. При наличии таких обстоятельств, по-видимому, большую роль должна играть государственная поддержка молодых семей, строительство жилья для молодежи. Развитие ипотеки мало связано с жизненным циклом семьи, проблемами молодой семьи. Необходимы и другие механизмы семейной жилищной политики Гузанова А.К. Необходимость целенаправленной семейной политики. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены / А.К. Гузанова // ВЦИОМ, 2009..
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ в ГОРОДАх россии
Решение проблемы повышения жилищной обеспеченности населения в Российской Федерации зависит от многих важнейших условий и в первую очередь -- от стратегических решений общенационального масштаба. Основные из них:
- отказаться от монопольного (государственного и частного) манипулирования ценой земли под жилищное строительство и другие объекты социальной сферы;
- обеспечить финансовыми ресурсами (обязательно на конкурентной основе) жилищное строительство в объеме реальной потребности, обусловленной трудовыми в материальными ресурсами, проектно-сметной документацией на конкретные объекты;
- ввести систему государственных гарантий застройщикам-инвесторам за счет излишков Стабилизационного фонда, бюджетного профицита, золотовалютных резерва (особое значение эта мера будет иметь для иностранных инвесторов);
- с большим опережением обеспечивать земельными наделами новые направления строительства -- усадебную застройку, кооперативные и муниципальные формы строительства жилых домов и т.д.;
- восстановить старые и создать новые мощности промышленности строительных материалов, наладить за счет финансовых резервов государства импорт дефицитного оборудования и строительных материалов, предусмотрев в дальнейшем постепенную замену импортной продукции отечественной;
- восстановить научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую инфраструктуру, необходимую для развития строительства.
Без названных стратегических подходов актуальную федеральную целевую программу «Жилище» и новый президентский проект доступного и к тому же комфортного жилья осуществить не удастся.
Для семей без детей и с одним ребенком целесообразной представляется поддержка аренды жилья. Для этого экспериментально предлагается внедрить строительство домов, квартиры в которых будут сдаваться молодым семьям и молодежи в аренду на льготных условиях. Что касается семей с двумя и более детьми, то перспективной является ориентация на отдельные дома, развитие индивидуального жилищного строительства. Исследования показывают, что индивидуальные дома как тип жилища являются для семей с большим числом детей более подходящими, чем квартиры. Многодетные семьи, особенно с четырьмя и более детьми, заслуживают большой государственной поддержки и, в силу их малочисленности и, как правило, бедности. Обеспечение их жильем должно происходить за счет бюджетных средств. Задача эта имеет как практическое, так и политическое значение для формирования установок семей в отношении большего числа детей.
Предлагается также откорректировать окончание второй стадии программы «Жилище», придав ей главным образом социальную направленность в обеспечении всех граждан, нуждающихся в жилье и не имеющих средств на его приобретение. Для этого предлагается выделить отдельной строкой строительство социального жилья.
«Социальное жилье» - это субсидируемое государством жилье, представляемое в аренду (по договору найма) малоимущим домохозяйствам (семьям и одиночкам) по минимальной норме, гарантирующей приемлемые уровни санитарно-гигиенических качеств и комфорта жилища, с оплатой государством расходов на его строительство и содержание в зависимости от состава членов домохозяйства и его среднедушевого дохода.
Следует отметить, что в зарубежной практике в отличие от отечественной стоимость строительства жилья, как правило, включается в «жилищные расходы» и оплачивается арендатором поэтапно вместе с эксплуатационными затратами. При этом, государство оказывает финансовую помощь как на строительство жилья в виде бюджетных перечислений на жилищные счета местных властей, грантов жилищных ассоциаций, налоговых льгот, льготных кредитов, субсидий на оплату процентов по кредитам и прочее, так и на его содержание в виде субсидий, предоставляемых непосредственно потребителям для снижения платы за жилье (грантные скидки, доплаты, разовые пособия для наименее обеспеченных).
Предлагается при создании фонда социального жилья в течение ближайших 5-10 лет исходить из следующих основных принципиальных положений:
- фонд социального жилья является муниципальной собственностью. Государство определяет категорию семей, имеющих право на это жилье, его основные параметры, объемы строительства, источники финансирования, а также осуществляет передачу квартир в пожизненную наследуемую аренду (или по договору найма) малоимущим семьям очередников (без права приватизации);
- фонд социального жилья должен состоять, как правило, из многоквартирных жилых домов с экономичными индивидуальными квартирами для посемейного заселения;
- социальное жилище наряду с другими типами жилища должно соответствовать местным природным, этническим и градостроительным условиям, что может быть обеспечено многовариантностью проектных решений, учитывающих региональные условия строительства и возможности материально-технической базы;
- экономичность строительства социального жилья должна быть обеспечена за счет применения целесообразных архитектурно-планировочных решений квартир и домов; сочетания в застройке больших и малых квартир одинаковой комнатности, что позволит более гибко осуществлять расселение семей различного демографического состава, а также рациональных параметров жилых домов (протяженность, этажность, количество квартир в секции, ширина корпуса, применение мансардных этажей и т.п.).
Весьма важным в концепции социального жилья является создание определенной законодательной базы, ограничивающей возможность последующей продажи и обмена бесплатно полученного жилья, его приватизации, наследования и т.п.
Необходимо выделить отдельной строкой в программе «Жилище» строительство примерно 90 млн.кв.м. социального жилья, понимая под этим обеспечение всех нуждающихся практически бесплатным или дотируемым жильем. Источником денежных средств для строительства социального жилья должны стать нетрадиционные формы финансирования.
Схема может выглядеть следующим образом. Строительство любого жилого дома ведется по инвестиционному договору с городом, в котором оговаривается процент передачи жилья или денежных средств от квадратных метров строящегося дома. Этот процент достаточно высок и колеблется в пределах от 40 до 60%. Эти средства идут на предоставление бесплатного жилья, переселение из сносимых домов, на создание и развитие городской инфраструктуры в виде строительства социальных объектов (школ, детских садов) и инженерных коммуникаций. Многолетняя практика показала, что это выгодно для инвестора и этот опыт можно успешно использовать во всех городах и регионах России. Представляется целесообразным в законодательном порядке ввести правило отчислений квадратных метров или денежных средств (примерно на уровне 30-35%) в бюджет города или села от всех видов строительства, освободив от «оброка» только социальные виды зданий - социальное (муниципальное) жилье, школы, детские сады, поликлиники и т.п., а также все виды работ по созданию инженерной инфраструктуры. Наиболее значимые средства, вполне естественно, будут поступать от коммерческого жилья и зданий коммерческого назначения.
Для всех участников процесса строительства социального жилья должна быть создана система преференций и льгот по налогам, ресурсному обеспечению, кредитованию и т.п.
Проблему низкого платежеспособного спроса может решить предоставление муниципальных беспроцентных кредитов и кредитов под небольшие проценты, для различных категорий населения.
Так же повышение жилищной обеспеченности возможно за счет крупных предприятий и их заинтересованности в улучшении качества жизни своих сотрудников. Данная помощь очень выгодна самим предприятиям, так как обеспечение сотрудников жильем выполняет не только функцию стимулирования для сотрудников предприятия, но и привязывает их к месту работы. Это можно осуществить либо путем продажи сотрудникам построенных квартир в кредит, либо предоставлением кредитований для сотрудников под покупку жилья. Либо путем предоставления служебных квартир, в этом случае сотрудник лишается жилья, если решит сменить работу и будет вынужден искать новое жилье. Это будет являться сдерживающим фактором для смены работы и позволит предприятию значительно снизить текучесть кадров и повысить таким образом эффективность работы.
Муниципальные органы власти должны поощрять осуществление строительства жилья крупными предприятиями города, для своих сотрудников, путем предоставления им для строительства незастроенных территорий и площадок с готовыми коммуникациями.
Так же необходимо стимулировать крупные предприятия к ипотечному кредитованию своих сотрудников для приобретения жилья и к помощи в улучшении жилищных условий сотрудников.
Кроме того, местные органы власти могут способствовать жилищному строительству, путем создания жилищно-строительных кооперативов и поддержки уже существующих. Таким образом, семьи могут участвовать в строительстве дома постепенно вкладывая деньги в будущее жилье, что также способствует снижению затрат на приобретение жилья. Но для функционирования этой схемы необходимы поддержка и контроль местных органов власти, чтобы обеспечить участникам кооператива гарантии в получении данного жилья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема жилищной обеспеченности населения в России остается актуальной. Социальное и политическое значение вопросов обеспечения населения жильем невозможно переоценить, от них зависят качество и уровень жизни. В России показатели жилищной обеспеченности и доступности жилья значительно отстают от развитых стран, в связи с чем особое значение приобретает государственное регулирование жилищного обеспечения. В то же время рассмотрение нормативно-правового аспекта жилищного обеспечения населения выявило слабую законодательную проработку ряда очень важных проблем жилищного обеспечения граждан, таких как: помощь в обеспечении средних слоев населения жильём; определение гарантийных сроков предоставления жилья, система обеспечения жильем нуждающихся.
Рассмотрение зарубежного опыта повышения жилищной обеспеченности показало, что жилищная сфера в странах с развитой рыночной экономикой является объектом экономического и административного регулирования с использованием разнообразных форм и методов. Достаточно высокий уровень удовлетворения жилищных потребностей, решения ряда социальных проблем в этих странах свидетельствует об эффективности действующих рыночных механизмов в сфере жилищного обеспечения.
Анализ жилищной обеспеченности в России и Москве выявил, что жилищная политика, особенно в ее рыночных механизмах, сводимых к поддержке ипотечного кредитования, представляется плохо реализуемой в условиях отсутствия политики занятости, серьезных проблем с заработной платой, наличия весьма ощутимой дифференциации доходов. При наличии таких обстоятельств, по-видимому, большую роль должна играть государственная поддержка молодых семей, строительство жилья для молодежи. Развитие ипотеки мало связано с жизненным циклом семьи, проблемами молодой семьи. Необходимы и другие механизмы реализации жилищной политики.
В связи с этим, были предложены следующие мероприятия по повышению жилищной обеспеченности в городах России:
- организация поддержки государства в области развития строительной отрасли (создание материальной базы, восстановление научно-исследовательской и проектно-конструкторской инфраструктуры для развития строительства; обеспечение на конкурсной основе финансовыми ресурсами для строительства жилья);
- строительство социального жилья;
- осуществление муниципального ипотечного кредитования.
- стимулирование крупных предприятий города к корпоративному субсидированию и к строительству жилья для своих сотрудников;
- поддержка и организация жилищно-строительных кооперативов.
Изменение акцента в программах «Жилище» и «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в сторону полного, а не частичного обеспечения населения нормой здорового жилища будет означать коренной сдвиг нации к решению первейшей, пока не полностью удовлетворенной, потребности человека в обеспечении жильем, в решении жилищной проблемы как таковой для всей страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анализ социально-экономического положения многодетных семей / Л.М. Прокофьева [и др.] // Министерство здравоохранения и социального развития РФ, СЭПН РАН, Москва, 2009.
2. Бузырев В.В. Экономика жилищной сферы: Учебное пособие / В.В. Бузырев, В.С. Чекалин. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 256 с.
3. Гузанова А.К. Жилищная обеспеченность в России и Москве: тенденции последних лет, социальные различия, жилищная политика [Текст] / А.К.Гузанова // Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 2009. - 45 с.
4. Гузанова А.К. Необходимость целенаправленной семейной политики. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены / А.К. Гузанова // ВЦИОМ, 2009.
5. Гузанова А.К. Приватизация жилья: факторы и социальные последствия [Текст]. / А.К. Гузанова // Проблемы прогнозирования. - №1. - 2009. - С.92-100.
6. Гусев А.Б. Доступность жилья в России и за рубежом [Электронный ресурс]. - Электронная версия журнала 'Капитал страны' - Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/610
7. Долгова М.Н. Новые правила предоставления жилых помещений нуждающимся [Текст] / М.Н. Долгова // СПС «Консультант Плюс»
8. Доступное жилье: что хочет население (результаты социологического исследования). [Электронный ресурс]. - Экспертный совет при Совете при Президенте Российской Федерации по реализиации приоритетных национальных проектов и демографической политике. - Режим доступа: http://rusdb.ru/research/9/
9. Жилищная обеспеченность [Электронный ресурс] / Единое информационное пространство «Недвижимость». - Режим доступа: http://www.eip.ru/info/laws/?dop=119&dop2
10. Итоги обследования домашних хозяйств г. Москвы [Текст] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве, 2009
11. Козадаев А. Реформа ЖКХ: перспективы социальной защиты населения [Текст] / А. Козадаев // Предпринимательство. - 2008. - №1-2. - С. 10-12.
12. Комментарий к жилищному законодательству РФ [Текст] / Отв. ред. Г.А. Жилин // СПС «Консультант Плюс»
13. Крашенинников П.В. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения [Текст] / П.В. Крашенников // СПС «Консультант Плюс»
14. Российский статистический ежегодник [Текст] // Федеральная служба государственной статистики, 2009.
15. Россия и страны - члены Европейского союза в цифрах [Текст] // Федеральная служба государственной статистики, 2009.
16. Система муниципального управления [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.Б. Зотова. СПб.: Питер, 2007 . - 560 с.
17. Социологическое обследование московских домохозяйств по жилищной проблеме [Текст] // Институт экономики города, 2009.
18. Социальное положение и уровень жизни населения России. Официальное издание. [Текст] // Федеральная служба государственной статистики, 2009.
19. Стороженко В. Кому доступно доступное жилье? [Текст] / В. Стороженко // Наука и жизнь. - 2006. - №6. - С. 14-17
20. Титов А.А. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / А.А. Титов // СПС «Консультант Плюс»
21. Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика: учебное пособие [Текст] / В.З. Черняк. - М.: КНОРУС, 2008. - 392 с.