Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Механизмы социально-ориентированной модели рыночной экономики

Работа из раздела: «Экономика и экономическая теория»

/

Введение

Основой развития государства, гарантией независимости, стабильности, эффективности жизнедеятельности общества является экономика страны. Экономика - это особая сфера, которая связана с производством благ и услуг, с ведением национального хозяйства. Характер развития экономики определяет уровень и качество жизни народа, течение политических, социальных и экономических процессов, выступает основой и важнейшим элементом идеологии государства.

Модель экономической системы выступает как теоретическое описание (отпечаток, слепок) или желаемого состояния, или реально существующих экономических отношений и взаимосвязей хозяйственной жизни.

Актуальность изучения данной темы связана с тем, что в мировой практике с учётом развития тех или иных стран (исторические особенности, уровень развития национальной экономики, выбор приоритетов общественного развития, традиции и т.д.) сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы.

Для того, чтобы избрать экономически верный путь развития страны, необходимо правильно поставить цель развития национальной экономики, а в дальнейшем отслеживать основные показатели, характеризующие результативность и эффективность ее функционирования. Этим и обусловлена актуальность исследуемой в данной курсовой работе проблемы.

Экономическая модель каждой страны - это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование её достижений не приносит желаемых результатов.

Республика Беларусь пошла по пути создания своей модели социально - экономического развития. Чёткую формулировку основным особенностям белорусской модели социально - экономического развития дал Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в марте 2002 г. Основными её чертами являются:

1) Сильная и эффективная государственная власть, способная успешно управлять государством, обеспечить экономический порядок и экономическую безопасность страны и граждан;

2) Обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования;

3) Осуществление хорошо продуманной и просчитанной, нацеленной на повышение эффективности производства, приватизации экономической политики;

4) Проведение развитой социальной политики, которая предполагает нарастающее и приоритетное инвестирование в здоровье человека, в его образование, профессиональное и культурное развитие, а также адресную социальную помощь экономически уязвимым слоям населения;

5) Развитие интеграционных процессов со странами СНГ, и прежде всего с Россией, в экономической сфере, в области здравоохранения, образования, науки, культуры и т.д.;

6) Многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип благоприятного существования и функционирования страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей.

И в 2001 - 2005 г. г. социально - ориентированная модель экономического развития была полностью сформирована и уже приносит высокие результаты.

Белорусская модель социально - экономического развития - это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием и распределением доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наёмных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния усердно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным, престарелым, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, инвалидам, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод - всем гражданам.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, высшей ценностью общества является человек, поэтому и была выбрана социально - ориентированная модель экономического развития, основной целью которой является обеспечение достойного уровня и качества жизни каждого жителя страны и благосостояния государства в целом.

Целью курсовой работы выступает исследование характерных черт и механизмов социально-ориентированной модели рыночной экономики с учетом национальной специфики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить отличия социально-ориентированной и других моделей экономического развития;

- обозначить роль государства в трансформационной экономике;

- изучить концептуальные особенности белорусской модели социально-экономического развития;

- определить сценарии развития Беларуси на ближайшую перспективу.

1. Особенности белорусской модели социально-экономического развития

1.1 Отличия социально-ориентированной от других моделей экономического развития

Нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:

. от географического положения;

. от наличия природных ресурсов;

. от исторических условий развития;

. от традиций населения и его обычаев;

. от уровня развития производительных сил;

. от социальной направленности общества.

Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования. Принято выделять пять типичных моделей капиталистической экономики:

· Японская модель экономики;

· Латиноамериканская модель экономики

· Африканская модель экономики

· Американская модель экономики

· Социально - ориентированная модель экономики

Японская (азиатская) модель экономики, или иерархический корпоративизм связан с менталитетом конфуцианства. Модель предполагает организацию предпринимательства на основе холдингов. Мелкие и средние предприятия, как правило, группируются вокруг крупных ведущих производств (банков), заключая с последними долговременные хозяйственные договора. На рынок они выходят именно в составе таких крупных финансово-промышленных групп. Государство, не имея существенной собственности, может оказывать значительное влияние на экономику посредством индикативного макроэкономического планирования и финансирования государственных программ. Особое значение придается человеческому фактору, духу коллективизма и патернализма (принцип старшинства) на производстве.

Латиноамериканская модель ориентирована на эксплуатацию богатых природных ресурсов и дешевую рабочую силу. Характерен высокий уровень коррупции и криминализации экономики, в том числе за счет наркоторговли. Слабая эффективность экономики приводит к социальному неравенству и высокой внешней задолженности. К началу XXI в. Бразилия и Аргентина встали на путь реструктуризации национальных хозяйств и осуществляют активную экспортную экспансию.

Африканская модель характеризуется низкой производительностью экономик, основанных на многоукладности и многообразии форм собственности (в том числе общинной), патриархальном ведении хозяйства, жесткой эксплуатации низкоквалифицированного труда.

Американская, или либеральная, модель. Ее основой являются рыночный механизм саморегулирования экономики при низкой доле государственной собственности и максимальной свободе субъектов рынка. Относительно невелик удельный вес государственных расходов в процентах к ВВП. Так, в США этот показатель составляет примерно 30%, во Франции -- 50%, в Швеции -- 60%. В наиболее чистом виде эта модель была представлена экономикой США до Великой депрессии, но и сейчас США остаются эталоном либеральной модели. Для нее характерна высокая предпринимательская активность, жесткая конкуренция и ориентация на нововведения, что позволяет максимизировать прибавочную стоимость. В какой-то мере эта модель характерна для Великобритании и Канады.

Модель социально ориентированной экономики возникла после Второй мировой войны в Германии и Франции. Она базируется на смешанной экономике с более широким государственным регулированием, включающим в себя перераспределительные функции. Последнее означает сильную систему социального обеспечения широких слоев населения. Доминирует идеология социального партнерства и общественного консенсуса. Данная экономическая модель присуща и белорусскому государству.

Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:

. наличие многообразных форм собственности;

. преобладание свободных цен на товары и услуги;

. развитая система свободной конкуренции;

. распространение предпринимательской деятельности;

. определенная система государственного регулирования экономики.

Для более подробной характеристики белорусской модели экономического развития, сравним её с американской (либеральной) моделью.

Основной, как бы базовой современной экономической системой является либеральная экономика. Стержневым принципом данной системы служит идея минимизации вмешательства государства в экономическую жизнь, принцип экономической свободы индивидуума и независимости фирмы. Предполагается, что основная масса экономических проблем может быть решена самими субъектами хозяйственной деятельности при широком использовании возможностей свободной рыночной экономики.

Ее характерными особенностями являются:

· малый удельный вес государственной собственности. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами или резким подъемом экономики;

· минимальная регулирующая роль государства в экономике;

· всемерное поощрение предпринимательства.

· большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратных разрывов между главой фирмы и служащими;

· приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Государство берет на себя минимум проблем, в основном те, которые рынок в принципе решить не может. Вмешательство в экономику осуществляется косвенными, в настоящее время чаще всего финансовыми методами. Так, большинство общественных благ в этой системе производится частными фирмами по заказу или при поддержке государства.

Число естественных монополий крайне мало, государственная собственность (в сфере производства и распределения) составляет несколько процентов от общего объема производственных фондов, функционирует огромное число мелких фирм, процедуры открытия и ликвидации предприятия крайне просты.

Государственная социальная поддержка оказывается только лицам, опустившимся за черту бедности, большинство социальных услуг для экономически благополучного населения реализуется на индивидуальной частной платной основе через системы добровольного страхования.

Целями экономической политики внутри страны являются поддержание справедливой конкуренции и высокого уровня производства, во внешнеэкономических связях практикуется умеренный протекционизм, выражающийся в требовании свободы торговли в тех отраслях, в которых национальные фирмы занимают сильные позиции, и отстаивании права на защиту национальных интересов в тех отраслях, где конкуренты сильнее. Налоговая система чаще всего носит фискальный характер, то есть, ориентирована не столько на функцию регулирования экономических процессов, сколько на функцию сбора средств для нужд правительства. Кроме того, она ориентируется на поддержку малого и инновационного предпринимательства.

Финансирование науки и образования носит смешанный характер, прикладные исследования и элитные учебные заведения финансируются из частных фондов.

В целом государство и бизнес выступают как равноправные партнеры с четко очерченным кругом прав и обязанностей. Данная система на сегодняшний день наиболее полно реализована в США.

Характерные признаки социально - ориентированной модели :

§ обеспечение полной занятости населения;

§ социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т. д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство);

§ частная собственность на средства производства и свободное ценообразование;

§ создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции);

§ политика стабильной валюты (в том числе через независимый эмиссионный банк);

§ свобода внешней торговли, свободный валютный обмен;

Основные принципы этого вида экономической системы.

> Принцип главенства права. Социально - ориентированная рыночная экономика может быть реализована только в правовом государстве, где утверждается всеобщее уважение и соблюдение общественных законов, особенно в сфере экономики.

> Принцип устойчивости экономического роста как материальной основы для всеобщего и справедливого благосостояния.

> Принцип свободы экономической деятельности субъектов хозяйствования в рамках существующих законов.

> Принцип полной занятости трудоспособного населения, условия для которого должно создавать государство.

> Принцип установления социальных гарантий населению.

> Принцип социальной справедливости.

> Принцип социальной защиты людей.

> Принцип социального партнерства, обеспечивающее равноправие и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством.

> Принцип ответственности граждан за экономическую эффективность как своей, так и общей деятельности, а также за свой образ жизни.

Исходя из принципов, можно представить основные функции социальной рыночной экономики. Таким образом, если общей функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то она, естественно, остается таковой и для социально - ориентированной рыночной экономики. Тогда другими, специфическими ее функциями будет:

· удовлетворение социальных потребностей общества граждан;

· обеспечение социальной справедливости;

· обеспечение роста материального и духовного благосостояния всех слоев общества в меру экономического роста;

· социальное умиротворение, смягчение социальных противоречий.

На современном этапе развития, экономика обладает преимуществами по сравнению с другими экономическими системами, поскольку она позволяет создавать модели, которые в разных условиях приводят к более (или менее) позитивным экономическим и социальным результатам.

1.2 Роль государства в трансформационной экономике

Трансформационная (переходная) экономика -- экономика стран переходящих от централизованно управляемой системы хозяйствования к системе основанной на рыночных принципах. Содержанием трансформационной (переходной) экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.

Трансформационный (переходный) период -- это время, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Трансформационная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся экономических систем:

1) особое исходное состояние, предшествующее переходному процессу - плановая экономика;

2) неустойчивость состояния, нарушением целостности;

3) количественное и качественное изменение структуры;

4) на первоначальном этапе трансформационные преобразования сопровождаются социально-экономическими издержками: спадом производства, инфляционными процессами, падением уровня жизни населения и др;

5) наблюдается качественное изменение системных связей и отношений.

Сегодня общепризнанно, что в мире нет ни одной страны с эффективной, базирующейся на современных достижениях, социально - ориентированной экономикой без активной регулирующей роли государства. Главная особенность развитых стран как раз и состоит в широкой вовлеченности государства в хозяйственную жизнь.

Под государственным регулированием экономики в условиях рыночного хозяйства понимается система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально - экономической системы в изменяющихся условиях. Как часть системы государственного регулирования экономики может рассматриваться и государственный контроль. Это объясняется тем, что наличие контроля предполагает установление государством тех или иных требований к различным сторонам деятельности субъектов экономики, проверка соблюдения которых и является содержанием контроля со стороны государственных органов.

Опыт промышленно - развитых стран, осуществивших глубокие рыночные преобразования, говорит о том, что не регулируемый государством рынок несёт в себе существенные экономические последствия в виде ухудшения финансово - экономической и социальной ситуации, монополизации экономики, неспособности рыночных отношений функционировать в периоды экономической нестабильности. Именно государство создаёт условия для развития основ рыночной экономики - свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции.

Таким образом, государственное регулирование является закономерным следствием развития экономики и общества в целом и в настоящее время есть неотъемлемая часть функционирования экономической системы, а государство является одним из важнейших участников любой хозяйственной деятельности.

Однако вопрос о роли государства в рыночной экономике является дискуссионным. Чаще всего, спор идёт не по поводу необходимости государственного регулирования экономики, а о его целесообразных масштабах, формах и эффективности. В разные экономические эпохи и в разных экономических системах роль государства в экономике не может быть одинаковой. Опыт промышленно развитых стран и новых индустриальных стран свидетельствует о длительной эволюции политики государственного вмешательства.

Отказ от государственного регулирования и контроля в условиях рынка противоречит самим участникам рынка, поскольку лишь государство обладает по отношению ко всем без исключения субъектам экономики полномочиями, достаточными для поддержания общих правил ведения хозяйственной деятельности. Экономическая роль государства выделяется в следующих функциях:

- разработка и осуществление стратегии социально - экономического развития страны, структурно - технологических и институциональных преобразования, места и роли страны в системе экономических отношений;

- обеспечение социальной ориентации рыночной экономики;

- целенаправленное формирование государственного сектора экономики;

- участие в ключевых, структурно - технологических программах;

- распределение и перераспределение ВВП;

- проведение общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для субъектов рыночной экономики, прерогатив федеральных, региональных органов и органов местного самоуправления.

1.3 Белорусская модель перехода к социально - ориентированной рыночной экономике

Начало переходного периода в Беларуси характеризуется влиянием следующих факторов:

1) глубокий экономический кризис, унаследованный в результате краха командно-административной системы;

2) распад СССР и превращение бывших республик в самостоятельные государства, прервавшие хозяйственные связи друг с другом;

3) деформированная структура экономики, сложившаяся в условиях командной системы (преобладанием производства средств производства);

4) характерная для начального этапа переходного периода экономическая, политическая и социальная неустойчивость;

5) экономический кризис не позволяет предоставить необходимое время для выработки долгосрочной стратегии и ее спокойной реализации.

К особенностям белорусской модели относятся:

ь значительная регулирующая роль государства;

ь принцип постепенности, эволюционности преобразований;

ь создание сильной и эффективно действующей вертикали государственной власти;

ь четкая система законодательства, обеспечивающая общность интересов государства и каждого его гражданина в отдельности;

ь сильная социальная направленность идущих реформ;

ь активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией.

2. Белорусская модель социально-экономического развития на современном этапе

2.1 Анализ основных направлений рыночных преобразований в Республике Беларусь

Как показывает практика, в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений:

- либерализацию экономики; 

- реформирование отношений собственности;

- стабилизацию экономики;

- реструктуризацию (структурную перестройку) экономики;

- интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. 

Важнейшую роль в переходной экономике играют широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация означает отказ от государственного регулирования цен, переход к свободному ценообразованию и прекращение контроля со стороны государства над торговлей. Роль либерализации заключается в возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Она позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги -- освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также либерализация внутренней и внешней торговли.

Можно выделить следующие признаки начавшейся финансовой стабилизации в Беларуси: 

ь снижение инфляции 12 % в 2004 г.; 

ь стабильное увеличение золотовалютных резервов Национального банка; 

ь снижение доли убыточных предприятий и фирм; 

ь постепенное повышение средней рентабельности производства; 

ь устойчивый рост уровня реальных доходов населения страны; 

ь начиная с 1996 г. стабильный экономический рост; 

ь постепенное укрепление банковской системы; 

ь рост капитализации отечественных предприятий, 

ь сокращение до минимума бартерных операций;

ь увеличение оборотов фондового и страхового рынков. 

Мероприятия по финансовой стабилизации в Беларуси позволили увеличить склонность населения к сбережениям, создать более предсказуемые условия для производителей, нарастить поступления валютной выручки в страну. Ключевой момент переходного периода -- реформирование отношений собственности. Собственность, как известно, выступает основой не только экономических, но и всех общественных отношений. Поэтому от хода реформ собственности, их темпов и масштабов зависит ход всей рыночной трансформации народного хозяйства.

Необходимость реформирования отношений собственности обусловлена разным статусом собственников и коренными различиями в отношениях собственности в рыночной и командной экономике. Рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности. В командной экономике господствуют только один субъект собственности -- государство, и только одна форма собственности -- государственная. Отношения, возникающие между многими независимыми собственниками в рыночной экономике, требуют четких имущественных прав. В огосударствленной экономике такой четкости нет. Отсюда следует, что переход от сложившейся в социалистических странах командно-административной системы экономики к рыночной может быть осуществлен только на базе перестройки отношений собственности. А для этого необходимо провести разгосударствление экономики и приватизацию государственных предприятий.

Главной целью преобразований собственности является рост эффективности производства, формирование конкурентной среды, привлечение инвестиций. Новые подходы к приватизации должны учитывать также градостроительные, социальные, экологические последствия реформ. 

Реформирование государственной собственности в нашей стране регулируется Законом “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь”. Законодательством предусматривается многообразие подходов к реформированию государственной собственности, включая преобразование государственных и арендных предприятий в открытые акционерные общества, продажу объектов государственной собственности на аукционе и по конкурсу, выкуп арендованного имущества арендным предприятием. Малая приватизация охватывает в основном торговлю и сферу услуг, мелкие предприятия промышленности и строительства, большая приватизация -- крупные предприятия.

В настоящее время картина реформирования государственной собственности в Беларуси выглядит следующим образом. За время проведения реформ в республике приватизировано 4054 объекта государственной собственности, в том числе 1061 объект республиканской и 2993 -- коммунальной собственности, что составляет соответственно около 35 и свыше 51 процента от количества объектов, подлежащих приватизации. При этом в промышленности реформировано 533 предприятия, или 37,5 % от общего количества предприятий государственной собственности данной отрасли, в агропромышленном комплексе -- 756 (44,9 %) , в строительстве -- 289 (30,5 %), в торговле и общественном питании -- 1503 (72,4 %), в остальных отраслях -- 973 предприятий. Из общего числа реформированных государственных предприятий 1936 или 47,8 % преобразованы в открытые акционерные общества, 724 (17,8 %) -- выкуплены коллективами работников, 419 (10,3 % ) -- проданы по конкурсу и 975 (24,1 %) -- на аукционах. Общая численность работающих на реформированных предприятиях составила около 950 тыс. человек [10, с. 36].

Поскольку приватизация в большинстве стран с переходной экономикой началась относительно недавно и еще продолжается, пока рано судить о ее окончательных результатах. Однако можно подвести первые итоги и сделать некоторые выводы. Приватизация проводится разными масштабами и темпами. Быстрая полномасштабная приватизация осуществлена в России, а также в Казахстане, причем зачастую темпы приватизации опережали подготовленность к ней как народного хозяйства, так и населения. Значительно медленнее приватизируются государственные предприятия в Беларуси и некоторых других странах СНГ. Главное достижение -- подорван монополизм государственной собственности, начался процесс формирования многоукладной экономики, основанный на множестве форм собственности и базирующихся на них типах хозяйствования. 

2.2 Направления развития экономики

Основными стратегическими направлениями развития экономики, включения ее в систему нового международного экономического порядка должны стать следующие приоритеты и мероприятия.

Во-первых, необходима разработка на государственном уровне ясной и комплексной внешнеэкономической стратегии развития, под которой должна пониматься целенаправленная деятельность государства по достижению долгосрочных ориентиров экономического развития, определяемых программами с учетом достигнутого уровня социально-экономического развития страны. Внешнеэкономическая стратегия - это направление, главный вектор развития национальной экономики во взаимодействии с внешней мировой экономикой в самых разнообразных формах внутренней и внешне направленной интернационализации деловой активности.

В настоящее время сводного единого документа, в котором расставлены приоритеты внешнеэкономического развития в стране, не имеется. Частично они содержатся в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы, Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2006-2010 годы, Программе привлечения иностранных инвестиций на 2006-2010 годы, отраслевых программах развития туризма, транспорта, энергетики и т.д. Так, в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы главной целью внешнеэкономической деятельности провозглашено создание благоприятных условий для повышения эффективности экономики, ее модернизации на основе углубления взаимодействия страны с мировым рынком.

Во-вторых, важнейшим стратегическим приоритетом должно стать формирование благоприятного международного имиджа Республики Беларусь как страны, открытой внешнему миру, а получение более высоких страновых и кредитных рейтингов облегчит доступ к внешним заимствованиям недостающих ресурсов. Страна и ранее декларировала свою открытость путем создания свободных экономических зон (СЭЗ) и политикой привлечения иностранных инвестиций (ПИИ).

Следует подчеркнуть, что в предшествующие годы экономика страны развивалась, прежде всего, за счет внутренних накоплений, роль иностранных инвестиций была минимальна. В отличие, например, от КНР белорусские СЭЗ не стали толчком и для рыночных преобразований. Они появились с опозданием, когда в стране были созданы основы рыночной экономики и действовал Закон об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь (ныне - Инвестиционный кодекс), который содержал стандартный набор экономических стимулов и политических гарантий для иностранных инвесторов.

В-третьих, необходимо создание привлекательных условий в первую очередь для деятельности отечественных предпринимателей, а за ними потянется и иностранный капитал. При этом возможно реальное переплетение экономических интересов белорусского и иностранного бизнеса. Это позволит привлечь инвестиции и в финансовый и реальный сектор экономики. В силу ряда политических причин белорусская модель базируется на внутренних накоплениях при норме сбережений на уровне 7%. Доля ежегодно привлекаемых иностранных инвестиций колеблется от 0,6 до 5%.

Что касается банковской сферы, то здесь активно идут процессы внутри направленной интернационализации путем продажи пакетов акций зарубежным финансовым институтам. Доля иностранного каптала в банковском секторе в стране составляет уже 25%.

Ориентация на экспорт требует привлечения инвестиций и технологий из-за рубежа. В Беларуси с 1991 по 2004 г. объем накопленных зарубежных инвестиций в уставном капитале совместных и иностранных инвестиций составил всего 724 млн долл., или 74 долл. на одного человека [11, с.44].

В-четвертых, необходимо разработать стратегию привлечения и создания новых технологий для наращивания экспорта. В Беларуси до сих ощущается недостаток новых привлеченных из-за рубежа современных технологий, внедрение которых позволило бы существенно увеличить экспортный потенциал. При этом внешние источники финансирования для технического перевооружения практически не используются, а белорусские предприятия не располагают достаточными собственными средствами. К сожалению, государство не проводит целенаправленную политику заимствования иностранных технологий и финансирования разработок новых технологий.

Учитывая структуру белорусской промышленности, наращивание экспорта целесообразно только при внедрении новых и новейших энерго-, материало- и трудосберегающих технологий в передовых отраслях, ориентированных на экспорт.

В-пятых, свертывание неэффективных производств, теряющих сравнительные конкурентные преимущества на внешних рынках, перевод высвобожденных ресурсов в производства новых технологических укладов [15].

2.3 Социальные реформы в Беларуси и других постсоветских странах

Благодаря проведённым социально - экономическим реформам Республика Беларусь не отстаёт в своём экономическом развитии от других постсоветских стран. Несмотря на то, что после развала Советского Союза, экономическое положение Республики Беларусь серьёзно пошатнулось, Правительство не побоялось встать на путь реформ, которые на сегодняшний день привели Беларусь к непрерывно стабилизирующейся экономической политике. Об этом можно судить исходя из следующих фактов:

1. Уровень валового внутреннего продукта непрерывно растёт (Таблица 2.3.1):

Таблица 2.3.1 - Валовой внутренний продукт*

*Источник: [6].

В Беларуси довольно высокий уровень ВВП (Таблица 2.3.2):

Таблица 2.3.2 - Основные показатели социально - экономического развития стран СНГ в январе - июле 2012г.*

*Источник :[6].

2. В Беларуси индекс потребительских цен и индекс цен производителей промышленной продукции выше, чем в других постсоветских странах, но имеет тенденцию к снижению (Таблица 2.3.3):

социальный ориентированный экономический преобразование

Таблица 2.3.3 - Индексы цен*

*Источник: [6].

3. По объёму промышленной продукции, среди постсоветских стран, Беларусь занимает высокие места (Таблица 2.3.4):

Таблица 2.3.4 - Объём выпуска промышленной продукции*

Объём промышленной продукции

Январь - июль 2012 г. в % к январю - июлю 2011 г.

Июль 2012 г. в % к июню 2012 г.

Азербайджан

97,2

103,2

Армения

113,4

104,8

Беларусь

108,1

104,6

Казахстан

101,3

96,5

Кыргызстан

69,8

101,0

Молдова

99,7

Россия

103,2

101,9

Таджикистан

112,0

101,65

Украина

100,2

103,0

*Источник: [6].

4. Беларусь успешно привлекает иностранные инвестиции (Таблица 2.3.5)

Таблица 2.3.5 - Объём иностранных инвестиций *

*Источник :[6].

5. Растёт экспорт продукции (Приложение 1)

6. Снижается уровень безработицы (Таблица 2.3.6 )

Таблица 2.3.6 - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец года)*

*Источник: [6].

7. Увеличивается оплата труда (рисунок 2.3.1)

Рисунок 2.3.1 - Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу)*

*Источник: [6].

Результативность социальных реформ можно оценить при сравнении уровня и качества жизни населения различных стран.

Понимание категории «уровень жизни» формировалось долгие годы. Еще более 50 лет назад Комитет экспертов ООН рекомендовал понимать под этим термином фактически сложившиеся условия жизни населения, включающие наряду с материальными условиями, здоровье людей, занятость, условия труда, уровень человеческой свободы.

На современном этапе одни ученые рассматривают уровень жизни как оценку степени удовлетворения измеримых потребностей, другие - как компоненту образа жизни, третьи - как «уровень потребления материальных и духовных в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления».

Основными показателями уровня жизни в современных условиях, согласно рекомендациям ООН, рассматриваются следующие:

1) Рождаемость и смертность населения: численность населения республики на 1 июля 2012 года, по информации Национального статистического комитета Беларуси, составляет 9 457,5 тысячи человек. Вследствие увеличения рождаемости и снижения смертности в последние годы убыль населения в Беларуси уменьшилась. Если в 2002 году она достигла рекордной величины 70 тысяч человек, в 2011-м показатель снизился до 16 тысяч (минимальный за последнее десятилетие). Начиная с 2004 года, в республике наметилось увеличение числа рождений. В прошлом году родилось 109,1 тысячи маленьких белорусов. В первом полугодии 2012-го -- 54,2 тысячи детей, что на 3,4 тысячи больше, чем в аналогичном периоде 2011-го. Коэффициент смертности в первом полугодии 2012-го снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 14,8 до 13,6 умерших на 1000 человек. За этот период умерло 63,9 тысячи белорусов -- это на 5,6 тысячи меньше, чем в прошлом году.

2) Санитарно-гигиенические условия жизни: из-за аварии, произошедшей на Чернобыльской АЭС в 1986 году, некоторые области Республики Беларусь подверглись значительному радиоактивному загрязнению. В связи с этим, санитарно-гигиенические условия жизни находятся на низком уровне.

3) Образование: в Республике Беларусь очень большое количество людей обучающихся в высших учебных заведениях, которое увеличивается с каждым годом (таблица 2.3.7).

Таблица 2.3.7 - Основные показатели образования*

*Источник:[6].

4) Занятость и условия труда: По данным Белстата, в экономике Беларуси в январе--июне 2012 года было занято 4 млн. 574,1 тыс. человек, что на 2,2% меньше, чем в январе--июне 2011 года, численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец июня 2012 года составила 27,9 тыс. человек, что на 8,9% меньше, чем на конец июня 2011 года, и на 6,3% меньше, чем на конец мая 2012 года. 

Уровень зарегистрированной безработицы на конец июня 2012 года составил 0,6% от экономически активного населения (на конец июня 2011 года -- 0,7%). 

Организациями республики (без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в первом полугодии 2012 года было принято на работу 377,4 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места -- 23,6 тыс. человек, уволено по различным причинам 429,5 тыс. человек. Из общей численности уволенных 6,9% было уволено за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, 1% -- в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций [16].

5) Социальное обеспечение: социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения. Государством предусмотрены социальные выплаты нуждающемуся населению в виде различных пособий, стипендий, пенсий. Также предусмотрены различные льготы на строительство жилья, получение образования и т.д.

Существуют мнение, что сегодняшняя кажущаяся стабилизация в экономике страны, может продлиться недолго. Дело в том, что единственным внутренним фактором обеспечившим временную стабилизацию, была девальвация произошедшая в прошлом году. Ее результатом стало увеличение экспорта, что помогло белорусским производителям справляться с последствиями кризиса.

Другими факторами обеспечившими стабилизацию были внутренние. И основным было внешнее заимствование, т.е. кредиты за которые в последствии придется расплачиваться. Еще стоит отметить о роли средств поступивших в казну после продажи “Белтрансгаза“, а так же за счет экспорта нефтепродуктов произведенных из дешевой российской нефти.

Тем не менее, в 2011 году в стране разразился финансовый кризис, в результате которого белорусский рубль обесценился более чем в два раза отношению к другим мировым валютам. Уровень жизни населения резко упал. В результате девальвации 23-24 мая 2011 года заработная плата в долларовом эквиваленте сократилась с $500 до $312 к маю 2011 года и до $218 к сентябрю. 11 апреля 2011 года Александр Лукашенко подписал Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011--2015 годы. Основные макроэкономические пункты программы:

· увеличение ВВП на 62--68% за пять лет;

· рост объёма промышленного производства и продукции сельского хозяйства примерно в полтора раза;

· увеличение производства услуг в 1,8--1,9 раза;

· рост инвестиций в основной капитал в 1,9--1,97 раза;

· ликвидация дефицита торгового баланса к 2014 году и выход на положительное сальдо торговли товарами и услугами в 2015 году.

Предполагается, что пункты программы «приблизят качество жизни населения к европейскому уровню, позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7--1,76 раза за пятилетие».

Несмотря на то, что экономическое развитие Республики Беларусь проходит успешно, существуют некоторые проблемы. Как видно в таблице 2.3.3, приведённой ранее, в Беларуси довольно высокий индекс цен, а это, согласно классической теории, снижает размер совокупного спроса, объём валового национального продукта и занятость населения. Следовательно, для наиболее благоприятного развития государства, необходимо предпринять меры для снижения индекса цен, что приведёт к увеличению совокупного спроса, объёму валового национального продукта и занятости населения.

Уровень ВВП в Беларуси недостаточно высок, его невысокий уровень обусловлен малым объёмом государственных закупок и высокими налогами. Для того, чтобы его увеличить, необходимо изменить эти признаки.

По сравнению со странами Европы, уровень доходов населения Беларуси довольно низок. Также в Республике Беларусь не созданы благоприятные условия для развития и поддержки малого предпринимательства, что в свою очередь не позволяет обеспечить население свободными рабочими местами.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что социальные реформы в Беларуси проходят неплохо, об этом свидетельствует непрерывное увеличение валового внутреннего продукта (Таблица 2.4.1), большой объём выпуска промышленной продукции (Таблица 2.4.4), приток большого количества иностранных инвестиций (Таблица 2.4.5.), увеличивается оплата труда (Рисунок 2.4.1). В ближайшем будущем, при дальнейшем успешном развитии национальной экономики, уровень жизни белорусов значительно вырастет.

3. Совершенствование рыночных и социальных преобразований в Республике Беларусь

3.1 Необходимость реформирования белорусской экономики

Необходимость реформирования белорусской экономики связана с проблемами белорусской экономики в период БССР (1922-1991). На тот момент в СССР существовала административно-командная система, что не давало экономике Беларуси самостоятельно развиваться. Основными проблемами были:

1. Чрезмерно высокие затраты на оборону

2. Низкая эффективность работы предприятий (высокая материалоёмкость и энергоёмкость предприятий)

3. Низкая мотивация к инновациям

4. Низкая трудовая мотивация (обусловлена отсутствием безработицы)

5. Низкое качество продукции и услуг

6. Системный дефицит качественной продукции

7. Возникновение нелегального частно -предпринимательского сектора экономики

В связи с этим, объектом реформирования была выбрана административно - командная система. Целью реформирования являлось создание социально - ориентированной рыночной экономики. В связи с этим, в 1997 г., была разработана «Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 г.». В основу построения структуры Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь положена следующая логика. В первых разделах дана оценка стартовых условий Беларуси в контексте мировых тенденций экономического развития, определены основные компоненты (подсистемы) модели устойчивого развития и императивы (требования) к их функционированию и взаимодействию, дана оценка национальных ресурсов и социально-экономического потенциала страны. Это позволило в последующих разделах обосновать стратегические цели, этапы и сценарии перехода страны к устойчивому развитию, определить важнейшие направления и пути перехода белорусской экономики к устойчивому развитию по главным его составляющим - «человек-окружающая среда-экономика». Далее рассматриваются важнейшие средства, финансово-экономические и социально-политические механизмы обеспечения устойчивого развития. В заключительном разделе даны предложения по созданию соответствующей системы мониторинга. Согласно этому документу, к 2020 г. должна быть создана социально - ориентированная рыночная экономика. На сегодняшний день, созданы все институты социально-ориентированной экономики, но сама экономика ещё полностью не построена (её институты или плохо работают или находятся в недостаточном количестве).

Таким образом, установлено, что период 1991-2020 г.г. называется временем переходного периода, или переходной экономикой.

Основными задачами на этот период являются:

· Осуществление финансово - кредитной стабилизации экономики (финансовая стабилизация заключается в регулировании бюджетного сальдо ; кредитная стабилизация заключается в достижении минимальной доли «проблемных» кредитов в коммерческих банках (до 4%));

· Разгосударствление экономики (собственность на важнейших предприятиях остаётся государственной, но повышается самостоятельность и ответственность директоров этих предприятий);

· Приватизация государственных предприятий, не имеющих стратегического значения для национальной безопасности. Приватизация решит проблемы мотивации к труду, увеличит эффективность производства, увеличит качество производимой продукции и улучшит уровень обслуживания;

· Формирование рыночной структуры;

· Создание конкурентной среды;

· Постепенная либерализация цен;

· Повышение конкурентоспособности белорусской экономики.

3.2 Активизация успешного экономического развития

На основе данных Белорусского Национального Статистического Комитета, приведённых во 2-й главе, можно сделать вывод, что национальная экономика развивается успешно. Для дальнейших успехов в создании социально - ориентированной рыночной экономики, следует обратить внимание на такие показатели, как:

· Уровень валового внутреннего продукта;

· Уровень доходов населения;

· Развитие малого предпринимательства.

Согласно таблице 2.3.1, уровень валового внутреннего продукта в стране непрерывно растёт. Для его дальнейшего успешного роста, нужно увеличивать экономические показатели, на основе которых он рассчитывается, а именно:

1. Увеличение внутренних объёмов производства всех видов товаров и услуг, во всех отраслях экономики.

2. Увеличение внутреннего потребления всех видов этих товаров и услуг. Национальный продукт, в первую очередь, должен пользоваться популярностью у граждан страны. Для этого продукция должна соответствовать потребительским предпочтениям, быть конкурентоспособной и иметь устраивающую потребителя цену. Также необходимо стимулировать естественный интерес белорусов к национальной продукции.

3. Увеличение экспорта и уменьшение импорта. Благодаря этому будет реализовываться большая часть произведённой продукции.

Согласно рисунку 2.3.1, доходы населения растут, повышается оплата труда. Дальнейшее повышение доходов населения должно происходить постепенно, так как резкое увеличение заработной платы может привести к инфляции, а это недопустимо.

Увеличение доходов населения будет происходить только тогда, когда результаты его труда будут пользоваться спросом как в самой стране, так и за рубежом. Из этого следует, что производимые товары и услуги (как говорилось ранее) должны соответствовать потребительским предпочтениям.

Успешному экономическому развитию также будет способствовать увеличение количества индивидуальных предпринимательств. Для этого следует обеспечить привлекательные условия для создания малого бизнеса, а именно:

ь Предоставлять кредиты на выгодных условиях;

ь Предоставить лёгкие пути вхождения в отрасль;

ь Оказывать информационную и консультационную поддержку начинающим предпринимателям.

При стабильном увеличении валового внутреннего продукта, доходов населения и развитии малого бизнеса, белорусская экономика также будет стабилизироваться, улучшая при этом уровень жизни граждан.

3.3 Активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества

Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого развития в решающей степени зависит от качественного расширения ее связей с внешним миром. Это обусловлено ориентацией важнейших отраслей производства и сферы услуг на внешний рынок и существенной зависимостью белорусского сырьевого рынка от импорта.

Углубление интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество является стратегической задачей. Внешнеторговая политика строится на основе международных норм и демократических стандартов, соблюдения международных договоренностей, многовекторности и либерализации внешнеторговых связей. 

Основная цель внешнеэкономической политики Республики Беларусь - эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации достижений научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли в интересах нынешнего и будущих поколений.

Для развития продуктивных международных отношений, следует выполнить следующие мероприятия:

· активизировать участие Республики Беларусь в организации международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию и в разработке мер, способствующих снижению антропогенного воздействия на биосферу;

· обеспечить реализацию конкурентных преимуществ страны при осуществлении внешней торговли;

· создать условия для привлечения зарубежных и отечественных инвестиций в перспективные программы и проекты, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции, соответствующей международным нормам и экологическим стандартам;

· способствовать приоритетному развитию тех форм международного сотрудничества, от которых зависит технико-экономический и технологический уровень экономики (промышленная кооперация, обмен технологиями, в том числе по выпуску экологически чистой продукции, экспорт услуг, совместные НИОКР, лизинг оборудования и пр.);

· разработать меры по более широкому привлечению международного сообщества к решению долгосрочных социально-экономических, научно-технологических и медицинских проблем страны, а также к участию в реализации международных проектов, направленных на развитие энергетики, транспорта, информационных и коммуникационных технологий, минимизацию последствий чернобыльской катастрофы, сохранение, защиту и восстановление экосистем;

· развивать инфраструктуру внешней торговли, включающую товаропроводящие сети, современные системы информационно-маркетинговой поддержки и электронной торговли, глобальные телекоммуникационные сети.

Одним из направлений устойчивого развития Республики Беларусь является создание и развитие свободных экономических зон (СЭЗ). Совершенствование их деятельности необходимо осуществлять с учетом приоритетов структурно-инвестиционной политики, создания полюсов ускоренного роста путем привлечения иностранных инвестиций, стимулирования развития экспорта и импортозамещающих производств, внедрения современных технологий и новых методов хозяйствования. Создание и функционирование СЭЗ связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности, отработкой рыночной модели развития, обеспечением благоприятных условий для экономического развития регионов страны, созданием новых рабочих мест, ускорением научно-технического прогресса. 

Также необходимо дальнейшее расширение трансграничного сотрудничества, направленного на развитие торгово-экономической, научно-технической и природоохранной деятельности на межрегиональном уровне. Географическая близость, эффективность формирования сходных или взаимодополняющих производств, комплексность решения экологических проблем, транзитные возможности определяют необходимость развития различных форм приграничного сотрудничества Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины (Гомельской, Черниговской и Брянской областей). Для обеспечения результативности приграничной свободной торговли следует разработать нормативно-правовое законодательство, регламентирующего процесс их организационных и инфраструктурных преобразований.

Благодаря всем этим мероприятиям, повысится экспорт, увеличится объём поступаемых в экономику инвестиций и Республика Беларусь займёт выгодное положение на международной арене.

Развитие международного сотрудничества в рамках еврорегионов позволит более оперативно решать приграничные проблемы, создавать гибкие коммерческие структуры с привлечением внешних инвестиций для совершенствования инфраструктуры, налаживать приграничную торговлю, туризм, расширять сотрудничество в культурной, социальной и экологической сферах.

3.4 Модернизация производства

Обеспечение устойчивого экономического роста страны предусмотрено осуществлять на основе модернизации и реструктуризации отраслей реального сектора, технологического и организационного обновления производств с целью их приспособления к внутренним и внешним условиям рыночной экономики.

Важнейшим инструментом преобразования производственного потенциала является внедрение новых высоких технологий и новейших экологически чистых материалов.

Основным принципом реструктуризации предприятий должна стать рыночная самоорганизация и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Используемые при этом инструменты государственного воздействия следует ориентировать на поддержку инициативы по освоению производств современного и новейшего технологических укладов, стимулируя в соответствующих направлениях инвестиционно-инновационную активность предприятий. 

Устойчивый экономический рост промышленного комплекса страны должен базироваться на развитии высокотехнологичных, конкурентоспособных и экологичных по мировым стандартам производств на основе активного проведения коренных преобразований существующего научно-технического и производственного потенциалов.

Реструктуризация промышленных предприятий, в том числе на основе создания интегрированных объединений внутри страны и межгосударственных корпоративных структур, позволит активизировать процесс модернизации промышленного производства и обеспечит устойчивое его развитие с учетом соблюдения экологических требований.

3.5 Оптимизация социальной политики

Оптимизация социальной политики, проводимой в государстве, может быть достигнута за счёт улучшения уровня жизни населения и улучшения демографической ситуации.

Для улучшения уровня жизни необходимо:

+повысить производительность труда, а как следствие этого, повысится заработная плата

+улучшить экологическую обстановку (пропагандировать здоровый образ жизни, осуществлять экологический контроль за предприятиями)

+обеспечить трудоустройство (обеспечить молодых специалистов рабочими местами)

+снизить безработицу (увеличить количество рабочих мест)

+оказывать социальную помощь нуждающимся (создавать дома престарелых, выплачивать пенсий, пособий, стипендий)

+сдерживать рост уровня цен

+поддерживать курс национальной валюты на международном валютном рынке

+создавать культурно - развлекательных центров

+создавать спортивных комплексов

+облегчить условия для создания малого бизнеса

Для улучшения демографической ситуации необходимо:

· сократить миграцию населения

· повысить рождаемость (создать материнский капитал, обеспечить социальные гарантии молодым семьям)

· понизить смертность (улучшить обслуживание органов здравоохранения, профилактика и пропаганда здорового образа жизни)

· увеличить продолжительность жизни

Главным результатом социально-экономического развития Республики Беларусь стало создание и деятельность оптимальной социально-экономической системы, основанной на постепенном, эволюционном пути экономических преобразований. Страна сохранила богатства, созданные трудом всего народа, не продала за бесценок землю, заводы и фабрики, приостановила инфляцию и без помощи из-за границы сократила дефицит государственного бюджета. Сохранены и углублены социальные гарантии для людей: жилье, пенсии, бесплатные (за счет бюджета) образование и лечение.

При осуществлении вышеназванных мероприятий, Республики Беларусь сможет достигнуть высоких позиций в экономическом пространстве, производить высококачественную продукцию, которая будет способно конкурировать с иностранными производителями, улучшить демографическую ситуацию и повысить уровень жизни населения.

Заключение

Модель национальной экономики представляет собой вербальное или формализованное описание явлений и процессов, позволяющее выявить функциональные зависимости и основные тенденции развития.

В реальной действительности модель национальной экономики может выступать как концепция (программа) дальнейшего социально-экономического развития, как теоретическое обобщение национальной экономической системы и т. п.

Наличие у державы мощного авторитета и значительных резервов предопределяет возможность формирования подсистемы государственного регулирования национальной экономики. Такая подсистема выступает как совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации социально-экономических процессов.

Переходная экономика есть особая фаза состояния национальной экономики, в которой осуществляются радикальные преобразования, связанные с постепенным преодолением административных элементов и утверждением рыночных принципов хозяйствования.

Переходная экономика имеет ярко выраженный трансформационный характер. Ее эволюция подчиняется объективным закономерностям, которые выявляются экономической теорией переходного периода. Для всех стран трансформационной группы общим выступает признание необходимости преодоления инерционности и ускорения социально-экономического развития.

Белорусская модель -- это модель только на переходный период, главной чертой которой является постепенный, эволюционный характер проводимых преобразований.

Важнейшей и принципиальной чертой этой модели является ее социальная направленность.

Главным результатом реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

Будет предпринят комплекс эффективных мер для того, чтобы страна не позднее 2015 года вошла в число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала.

В стране изменится технологическая и отраслевая структура экономики -- она станет более наукоемкой, основанной на значительно возросшей доле высокотехнологичных отраслей и производств, что станет возможным в результате создания национальной инновационной системы. В экономике произойдет переход к быстрому обновлению основных средств.

Инвестиционная политика будет нацелена на модернизацию более трети существующих и создание около одного миллиона новых рабочих мест. Гарантированные высокопроизводительные хорошо оплачиваемые рабочие места позволят всем трудоспособным гражданам раскрыться в профессиональном плане, с максимальной отдачей применить свой опыт, квалификацию и способности, получать достойное вознаграждение за достойный труд.

Экономический уровень развития Беларуси к концу пятилетия будет сопоставимым со средней европейской страной.

Национальная социально ориентированная модель экономики в значительной мере обновится за счет широкого встраивания в нее институтов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства. Будут созданы все базовые условия для организации и развития «собственного дела».

Все это позволит Республике Беларусь к 2015 году войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса, в том числе привлекательными и для зарубежных инвестиций.

Список использованных источников

1) Лобкович, Э. И. Переходная экономика : сущность, проблемы, особенности в Беларуси : учебно-методическое пособие / Э. И. Лобкович - Минск : БГЭУ, 2009. - 435 с.

2) Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики : курс лекций / Н. Б. Антонова, А. Г. Завьялков, Г. А. Кандаурова ; под общ. ред. Н. Б. Антоновой. - Минск : ООО 'Мисанта', 2006. - 360 с.

3) Кочетков, А.А. Основы экономической теории: курс лекций /А.А.Кочетков. - Минск: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. - 492 с.

4) Лемешевский, И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений/ И.М. Лемешевский - Минск: ООО «ФУАинформ», 2004 . -576 с.

5) Лутохина, Э.А. Макроэкономика: социально-ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Э.А.Лутохина - Минск: ИВЦ Минфина, 2005. - 400 с.

6) Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.belstat.gov.by. - Дата доступа: 16.10.2012

7) Паньшин Б.Н. Белорусская модель: факторы успешности и перспективы развития / Б.Н.Паньшин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.bsu.by/library/Паньшин%5CПаньшин_Белорус-кая_ модель.pdf - Дата доступа: 03.10.2012

8) Рубинов А.Н. Белорусская модель [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://beldumka.belta.by/isfiles/000167_770398.pdf. - Дата доступа: 16.10.2012

9) NewBY.org - Новости Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newsby.org/by/2010/05/28/text14988.htm. - Дата доступа: 03.10.2012

10) Герасименко, А. Движение к рынку по старой колее/ А. Герасименко// Экономическая газета. - 2011.- №3. -36 с.

11) Куницкий, Р. Легенды и цифры внешней торговли/ Р. Куницкий// Экономическая газета. - 2011. - №37. -44 с.

12) Григорьева, А. Главный вопрос о собственности/ А. Григорьева// Экономическая газета. - 2010. - №71. -18 с.

13) Щёкин, Н. Стратегическое развитие Беларусь/ Н. Щёкин// Беларуская думка. - 2012. - №6. -44 с.

14) Побяржина, Т. Белорусский стандарт/ Т. Побяржина// Беларуская думка. - 2012. - №7. -46 с.

15) Стратегические направления развития экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.forsecurity.org/. - Дата доступа: 14.10.2012

16) Занятость и условия труда [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/economic/2012/07/26/ic_news_113_398297/.- Дата доступа: 14.10.2012

17) Прогноз социально - экономического развития Республики Беларусь в 2013 году [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.belta.by/ru/infographica?id=1308. - Дата доступа: 14.10.2012

18) Белорусский экономический портал [Электронный ресурс]- Режим доступа: http:// www.ekonomika.by. - Дата доступа: 07.09.2012

19) Миксюк А.Ю. Влияние денежно-кредитной политики на платежный баланс и макроэкономические показатели: теоретическая модель.// «Белорусский экономический журнал».- №3 2012

20) Курс экономической теории : общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики : учебное пособие / под ред. А. В. Сидоровича. - Москва : Дело и Сервис, 2009. - 346 с.

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru