/
Курсовая работа
по дисциплине «Экологическое право»
тема: «Правовой режим курортных и лечебно-оздоровительных местностей»
Содержание
Введение
1. Общие положения режима курортных и лечебно-оздоровительных местностей
1.1 Основные понятия
1.2 Законодательство Российской Федерации о курортных и лечебно-оздоровительных местностей
1.3 Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом
2. Особенности использования природных лечебных ресурсов
2.1 Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы
2.2 Предоставление природных лечебных ресурсов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Выбор темы «Правовой режим курортных и лечебно-оздоровительных местностей» связан с большой актуальностью данного вопроса в настоящее время. Это значение заключается в том, что в связи с переходом России к рыночным экономическим отношениям, произошел перелом в экономической системе страны, стали появляться новые элементы в различных сферах жизнедеятельности. Это коснулось и сферы курортных и лечебно-оздоровительных местностей.
Вопросам оказания услуг в сфере курортного обслуживания уделяется мало внимания, хотя эта тема очень обширна. Именно в этой области возникают и требуют своего разрешения многочисленные противоречия социального, экономического, ресурсного, экологического, гражданско-правового характера.
Россия обладает разнообразными целебными ресурсами, многие из которых уникальны. Среди них нарзаны Кисловодска, радоновые воды Пятигорска и Белокурихи, термальные воды Кульдура, горячие газы курорта Янган-Тау, лечебные грязи Тамбуканского озера, сероводородные термальные источники Сочи, чистейший воздух Теберды, солнечное Черноморское побережье и многие другие. Наличие многообразных природных ресурсов позволило создать в нашей стране многогранную систему санаторно-курортного лечения и отдыха.
В настоящий момент существует острая необходимость в срочном порядке наметить и осуществить комплекс мероприятий, направленных на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных курортных комплексов, способной решать как медико-социальные задачи обеспечения доступной населению эффективной санаторно-курортной помощью, так и экономические проблемы формирования индустрии курортного дела. Решение данной проблемы целесообразно осуществить посредством разработки и принятия целевой федеральной программы, отражающей основные концептуальные направления государственной деятельности, которая должна предусматривать решение главных вопросов.
Целью работы является комплексное рассмотрение курортных и лечебно-оздоровительных местностей. Для этого при написании работы были исследованы нормативные акты, регулирующие гражданско-правовые отношения в данной отрасли, а также материалы локального нормотворчества, касающиеся санаторно-курортной сферы.
Структурно квалификационная работа состоит из введения, основной части и основных выводов. Основная часть работы включает две главы. В первой главе рассматриваются общие положения режима курортных и лечебно-оздоровительных местностей.
Во второй главе рассматриваются особенности использования природных лечебных ресурсов.
1. Общие положения режима курортных и лечебно-оздоровительных местностей
1.1 Основные понятия
Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения, позволяющим целенаправленно и эффективно осуществлять профилактику заболеваний и восстановительное лечение больных, проводить их реабилитацию. Организация санаторно-курортной помощи основана на принципах профилактической и реабилитационной направленности, этапности и преемственности между амбулаторно-поликлиническими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями, специализации оказываемой помощи.
Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, в том числе не имеющих аналогов в мире, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортного комплекса.
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Так, например, реорганизация санаторно-курортных организаций может осуществляться только с охранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации Экологическое право: Учебник / Под ред. Нецветаева А.Г. - М.: ММИЭИФП, 2008. - 795 с..
В общегосударственной системе охраны здоровья населения страны, позволяющей целенаправленно осуществлять профилактику и лечебно-реабилитационные мероприятия, важное место отводится санаторно-курортному лечению. В основу санаторно-курортной помощи положены наиболее гуманные, социально- и научно-прогрессивные принципы: профилактическая и реабилитационная направленность, преемственность между амбулаторно-диагностическими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями, высокая квалификация и специализация оказываемой помощи.
Главной целью государственной политики в санаторно-курортной сфере является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи.
Среди основных проблем, с которыми на данном этапе сталкивается развитие курортного дела в Российской Федерации, можно выделить следующие:
- недостаточное законодательное и нормативное правовое обеспечение санаторно-курортной деятельности;
- сложившаяся диспропорция между потребностью в санаторно-курортном лечении и отсутствием возможности приобретения путевок из-за их высокой стоимости и низкой платежеспособности населения;
- сокращение финансирования расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей за счет средств обязательного социального страхования;
- ухудшающаяся материально-техническая база санаторно-курортных учреждений из-за недостаточности финансирования из федерального и местных бюджетов;
- недостаточный уровень развития инфраструктуры курортов и невысокий уровень обслуживания в ряде здравниц;
- урбанизация и перенаселение курортных местностей, чему способствует возросшая миграция населения;
- полулегальный и нелегальный захват участков и территорий курортных местностей, непродуманное и несогласованное городское и курортное строительство, приводящие к запредельным нагрузкам на коммуникации, нехватке питьевой воды, отказам системы канализации и другим аварийным ситуациям;
- отсутствие четкого механизма функционирования здравниц в условиях рыночной экономики и благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие курортного комплекса;
- отсутствие широкой государственной рекламы и системы информирования населения о преимуществах лечения на российских курортах и одновременная активная реклама некоторыми средствами массовой информации зарубежных курортов и мест отдыха;
- ослабление контроля за использованием природных лечебных ресурсов, приводящее к нерациональному расходованию ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей, уменьшению их применения в практике работы санаторно-курортных организаций;
- значительное сокращение проведения научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику современного технологического оборудования, новых методик диагностики, лечения и оздоровления в санаторно-курортных условиях;
- отсутствие эффективной системы обеспечения научных исследований по разработке современных технологий лечебно-профилактического применения природных факторов и механизмов их внедрения в практику здравоохранения;
- недостаточная подготовка и переподготовка кадров на основе новых образовательных программ с современным научно-методическим обеспечением.
Основными задачами государственной политики развития курортного дела и использования природных лечебных ресурсов в Российской Федерации на данном этапе являются:
- восстановление и развитие системы государственного регулирования и координации в сфере курортного дела и рационального использования природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей на федеральном и региональном и местном уровнях;
- совершенствование законодательной и нормативной правовой базы в сфере курортного дела и использования природных лечебных ресурсов;
- формирование федеральных целевых программ в сфере курортного дела и обеспечение их реализации;
- межведомственная и межрегиональная координация санаторно-курортной деятельности;
- эффективный контроль за сохранением и рациональным использованием природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- разработка и ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;
- развитие инфраструктуры курортов, улучшение материально-технической и научно-методической базы санаторно-курортных и научно-исследовательских учреждений;
- разработка и реализация комплекса мер по формированию рыночных механизмов в сфере курортной деятельности, кооперации санаторно-курортных организаций с транспортными, сельскохозяйственными, производственными, банковскими структурами, страховыми и туристско-рекламными организациями, использование приемов маркетинга, менеджмента, опыта организации туристического бизнеса в продвижении на рынок санаторно-курортных услуг;
- создание условий для привлечения инвестиций в курортный комплект Российской Федерации путем предоставления налоговых льгот, государственных гарантий и других мер федеральной и региональной поддержки;
- приоритетность обеспечения санаторно-курортным лечением социально незащищенных категорий населения (детей, инвалидов, ветеранов войны и труда) за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также больных туберкулезом, граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, аварии на Чернобыльской АЭС и других техногенных катастроф;
- увеличение финансирования санаторно-курортных учреждений из средств федерального и местных бюджетов;
- разработка и реализация научно-практических программ по совершенствованию профилактики заболеваний, новых лечебно-оздоровительных, стационарозамещающих технологий, в том числе укороченных интенсивных курсов лечения, на основе эффективного применения природных и переформированных лечебных факторов;
- использование санаторно-курортных учреждений для создания на их базе сети центров и школ здоровья, отделений восстановительного лечения и реабилитации;
- повышение эффективности санаторно-курортного лечения и качества обслуживания на курортах и в здравницах, использование современных технологий приема, размещения, питания, экскурсионного обслуживания лиц, находящихся на курортах;
- совершенствование системы подготовки кадров для санаторно-курортного комплекса;
- активизация международного сотрудничества по вопросам совершенствования санаторно-курортной деятельности, а также изучения и использования природных лечебных ресурсов;
- установление экономически выгодных правил въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации для иностранных граждан, пользующихся услугами санаторно-курортного комплекса России;
- разработка и реализация рекламно-информационных программ о деятельности отечественных курортов, внедрение информационных технологий и создание базы данных санаторно-курортных организаций, проведение Всероссийских форумов, выставок, конгрессов, конференций Экологическое право: Учебник / Под ред. Боголюбова С.А. - М.: Юрайт, 2010. - 586 с..
В настоящий момент существует острая необходимость в срочном порядке наметить и осуществить комплекс мероприятий, направленных на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных курортных комплексов, способной решать как медико-социальные задачи обеспечения доступной населению эффективной санаторно-курортной помощью, так и экономические проблемы формирования индустрии курортного дела. Решение данной проблемы целесообразно осуществить посредством разработки и принятия целевой федеральной программы, отражающей основные концептуальные направления государственной деятельности, которая должна предусматривать решение главных вопросов.
Нельзя не отметить и положительные моменты. Разработан порядок лицензирования санаторно-курортной деятельности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года N 30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, одной из составляющих которой является санаторно-курортная медицинская помощь. В целях повышения квалификации работников санаторно-курортного комплекса создан ряд аттестационных комиссий для проведения аттестации медицинских работников санаторно-курортных учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с профильными научными институтами и РАМН разработало Концепцию развития санаторно-курортной помощи в Российской Федерации, в которой предусматривается, что стратегической целью государственной политики является создание современного конкурентоспособного курортного комплекса, основанного на отечественных традициях и научных достижениях.
Под природными лечебными ресурсами понимаются минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения.
Природные лечебные факторы и их ресурсы являются основой санаторно-курортного комплекса России и представляют собой общенациональное достояние населяющих ее народов. По разнообразию природных лечебных факторов, главнейшими из которых являются минеральные воды, лечебные грязи, ландшафтно-климатические условия, наша страна превосходит другие не только в количественном отношении, но, главное, в детальности изучения их генезиса и состава, по глубине научных проработок медицинских показаний к их применению и по наличию оригинальных методик лечебного их использования.
Россия обладает разнообразными целебными ресурсами, многие из которых уникальны. Среди них нарзаны Кисловодска, радоновые воды Пятигорска и Белокурихи, термальные воды Кульдура, горячие газы курорта Янган-Тау, лечебные грязи Тамбуканского озера, сероводородные термальные источники Сочи, чистейший воздух Теберды, солнечное Черноморское побережье и многие другие. Наличие многообразных природных ресурсов позволило создать в нашей стране многогранную систему санаторно-курортного лечения и отдыха Экологическое право: Учебник для вузов/ Под ред. Ерофеева Б.В. - М.: Юриспруденция, 2009. - 542 с..
Наиболее ценные природные лечебные факторы выявлены в результате комплексных курортологических обследований территории, проведения геологоразведочных работ на перспективных месторождениях минеральных вод и лечебных грязей, данных многолетних наблюдений за составом и качеством вод и пелоидов (мониторинг природных лечебных ресурсов), сконцентрированных в банке гидрогеологических данных (фондах) отдела курортных ресурсов Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии.
Включенные в предлагаемую разработку специальные разделы - минеральные воды, лечебные грязи, ландшафтно-климатические условия содержат необходимую информацию о распространении природных лечебных факторов, медицинском профиле санаторно-курортных организаций и показаниях по их лечебному использованию. При этом нозологические формы заболеваний, указанные в показаниях для направления на санаторно-курортное лечение, приведены в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем.
Данные по составу и качеству подземных минеральных вод, лечебных грязей и биоклиматических лечебных ресурсов, а также медицинские показания по их применению позволяют врачам и другим специалистам органов здравоохранения и исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации уточнять профили курортов, выявлять перспективные здравницы по различным нозологическим формам заболеваний и в результате повышать в целом эффективность санаторно-курортного этапа восстановительного лечения и профилактики заболеваний.
Лечебно-оздоровительная местность - это территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний и отдыха населения.
Лечебно-оздоровительная местность - это статус территории, который присваивается ей соответствующим уполномоченным государственным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в зависимости от значения (федеральное, региональное, местное) такой территории. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью осуществляется на основании специальных курортологических, гидрогеологических и иных исследований.
Курортом признается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Так же как и лечебно-оздоровительная местность, курорт - это статус территории, который присваивается на основании специальных курортологических, гидрогеологических и иных исследований соответствующим уполномоченным государственным органом исполнительной власти или местного самоуправления в зависимости от значения курорта.
Курорты могут иметь федеральное, региональное и местное значение.
Курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти.
Территория признается курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в чьих границах расположена такая территория.
Статус федеральных курортов имеют города Краснодарского края (Сочи, Геленджик, Анапа), Кавказских Минеральных Вод (Ессентуки, Железноводск, Пятигорск, Кисловодск, Нальчик), курорт Белокуриха Алтайского края и т.д.
Курорт регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По аналогии с присвоением курорту значения федерального, курорту присваивается значение регионального уполномоченным государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления.
Признание территории курортом местного значения осуществляется на основании специальных курортологических, гидрогеологических и иных исследований в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации, в границах которого расположена территория такого курорта Федеральный закон Российской Федерации № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
Под курортным регионом (районом) понимается территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.
Курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов.
Как уже отмечалось выше, санаторно-курортное дело традиционно является составной частью государственной политики России и важным разделом системы народного здравоохранения. Сюда же можно отнести и изучение свойств природных лечебных ресурсов и механизма их воздействия на здоровье человека, а также комплекс мероприятий по организации, строительству, управлению курортами, обеспечению лечения и культурно-бытового обслуживания граждан, эксплуатации и охране природных лечебных ресурсов и санитарной охране курортов.
Округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).
К пользователям природных лечебных ресурсов отнесены юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии.
Разработка месторождений в России является лицензируемым видом деятельности.
Федеральным горным и промышленным надзором России было принято Постановление от 1 декабря 1999 года N 88 'Об утверждении правил охраны недр при составлении технологических схем разработки месторождений минеральных вод'.
Курортный фонд Российской Федерации - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов). К данному понятию законодатель часто относит и объекты недвижимости санаторно-курортного назначения Федеральный закон Российской Федерации № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. 'Об особо охраняемых территориях'..
До настоящего времени курортный фонд России является неучтенным, несмотря на то, что такая функция возложена на основании пункта 5.4.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 325 'Об утверждении Положения о Федеральном агентстве здравоохранения' на указанное агентство.
1.2 Законодательство Российской Федерации о курортных и лечебно-оздоровительных местностей
Действующее российское законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах базируется в первую очередь на положениях Конституции Российской Федерации.
Рассматриваемые отношения представляют собой особый круг правовых отношений с конкретно определенными субъектами, предметом и объектом регулирования и принимаемыми на основе Конституции Российской Федерации и во исполнение настоящего Закона нормативными правовыми актами.
Федеральные законы, как и иные нормативные правовые акты государства, должны следовать всем нормам, установленным Основным Законом государства. В то же время ряд норм Конституции непосредственно направлен на создание правовых основ охраны и использования природных ресурсов и объектов и формирования особо охраняемых природных территорий, обеспечения экологических прав граждан.
К указанным конституционным положениям относятся следующие:
- земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9);
- финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41);
- каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42).
В ведении Российской Федерации находятся:
- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (статья 71);
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
- природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;
- земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (статья 72) Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 48с. - (Правовая библиотека).
Закон играет центральную роль в определении перечня и правового режима указанных территорий в России. Иные нормативные акты, в том числе регулирующие смежные правовые отношения, не могут устанавливать нормы об указанных природных территориях, противоречащие Федеральному закону № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
В то же время содержание данного Закона должно быть согласовано с положениями земельного, водного, лесного законодательства, законодательства об иных природных ресурсах, законодательства гражданского, административного и иных отраслей при использовании конкретных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также имущественных или административных отношений.
Закон 'Об охране окружающей среды' является основным Федеральным законом, определяющим основы природоохранной деятельности в целом. Таким образом, в том, что касается законодательно закрепленных методов охраны окружающей среды, основных направлений регулирования природоохранной деятельности, данный Закон, в сравнении с комментируемым Законом, имеет высшую юридическую силу, равно как и Закон об особо охраняемых природных территориях, так как лечебно-оздоровительные местности и курорты входят в понятие особо охраняемых природных территорий наряду с другими.
Так, статья 58 Закона 'Об охране окружающей среды' определяет, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной, для чего устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории Федеральный закон Российской Федерации № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. 'Об охране окружающей среды'..
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Лечебно-оздоровительные местности, курорты федерального, регионального и местного значений, курортные регионы образуют курортный фонд.
При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.
Как уже было сказано, нормативные акты, регулирующие отношения в области установления и поддержания режима рационального использования и охраны лечебных природных ресурсов, должны отвечать целям сохранения таких особо охраняемых территорий. Нормы подзаконных актов не должны противоречить основным требованиям по соблюдению установленного режима, должны быть согласованы и подчинены общим концептуальным подходам к осуществлению особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Во исполнение Федерального закона № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» органы государственной власти субъектов Федерации приняли региональные законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу отношений. Органам местного самоуправления также были даны рекомендации привести в соответствие свою нормативно-правовую базу.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона 'Об экологической экспертизе' от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду Федеральный закон Российской Федерации №174-ФЗ от 23.11.1995 г. 'Об экологической экспертизе'..
Отношения, связанные в использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством.
Что же касается природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, то в перечисленных кодексах мы обнаружим, что всех их в силу статуса отличает усиленный режим защиты и охраны.
Так, в силу положения пункта 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, в пределах которых расположены лечебно-оздоровительные местности и курорты, ограничены в обороте.
Статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации установлено земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека Земельный кодекс Российской Федерации. - М.: НОРМА-ИНФРА М, 2007.- 183 с..
В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Статья 49 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и отсылает к законодательству о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Статья 50 того же Кодекса определяет, что использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления Водный кодекс Российской Федерации. - СПб.: «Питер», 2008.- 156 с..
Статья 102 Лесного кодекса Российской Федерации относит к защитным лесам и особо защитным участкам лесов леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено федеральным законом.
1.3 Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом
Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом осуществляется либо Правительством Российской Федерации, либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо органом местного самоуправления в зависимости от значения территории. Основанием признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом являются данные специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
В данной связи Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 7 декабря 1996 года N 1426 'Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения', которое действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 года N 909.
Указанное Положение было разработано с целью регулирования отношений в сфере использования, развития и охраны территорий, обладающих особо ценными лечебными и оздоровительными свойствами и являющихся национальным достоянием народов Российской Федерации.
Под лечебно-оздоровительной местностью понимается территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Лечебно-оздоровительная местность является особо охраняемой природной территорией с ограниченным режимом пользования недрами, землей и другими природными ресурсами и объектами.
Помимо этого территория может быть признана лечебно-оздоровительной местностью федерального значения, если она:
- располагает одним или несколькими уникальными природными лечебными ресурсами;
- обладает необходимыми запасами минеральных вод, лечебных грязей и достаточными ресурсами других природных лечебных факторов;
- имеет площадь, пригодную и достаточную для курортного строительства;
- удовлетворяет экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, установленным для особо охраняемых территорий лечебно-оздоровительного назначения;
- обладает источниками хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, а также надежными системами энергообеспечения, способными удовлетворить потребности будущего курорта Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года № 1426 'Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения'.
Для признания территории лечебно-оздоровительной местностью федерального значения необходимо соблюдение следующей процедуры.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположена такая территория, подготавливают пакет документов для признания такой территории лечебно-оздоровительной местностью федерального значения.
Затем представленные документы в 3-месячный срок рассматриваются межведомственным экспертным советом при Министерстве здравоохранения Российской Федерации. На основании заключения этого совета Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в месячный срок вносит в Правительство Российской Федерации предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью федерального значения, согласованные с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой земельного кадастра России.
Для территорий, признанных лечебно-оздоровительными местностями федерального значения, разрабатываются и осуществляются организационно-технические и другие мероприятия, предусматривающие в частности:
- обустройство территории;
- дополнительное изучение природных лечебных ресурсов;
- разработку проекта округа санитарной или горно-санитарной охраны с предложениями по установлению границ и режима функционирования;
- вынесение на местность границ округа санитарной или горно-санитарной охраны и проведение регулярных наблюдений за состоянием природной среды на территории округа;
- поддержание лечебно-оздоровительной местности, а также ее природных лечебных ресурсов (факторов) в благоприятном экологическом и санитарно-эпидемиологическом состоянии;
- проведение работ по сохранению природных лечебных факторов, уходу за зелеными насаждениями, проведение ландшафтных и других природоохранных работ;
- строительство дорог, систем водоснабжения, канализации, энергообеспечения, телерадиовещания и связи.
Под курортом федерального значения понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая лечебно-оздоровительная местность, находящаяся в ведении федеральных органов государственной власти и располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Признание территории лечебно-оздоровительной местностью федерального значения, признание территории курортом федерального значения производится на основании документов, подготовленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года № 1426 'Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения'.
Подготовленные документы представляются и в 3-месячный срок рассматриваются межведомственным экспертным советом при Министерстве здравоохранения Российской Федерации. На основании заключения этого совета, Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в месячный срок вносит в Правительство Российской Федерации предложения о признании курорта курортом федерального значения, согласованные с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой земельного кадастра России.
Можно отметить, что процедуры признания территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами регионального значения похожи между собой и построены по принципу признания территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения, закрепленному в Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1426.
Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения производится в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.
К лечебно-оздоровительным местностям и курортам могут быть отнесены территории, обладающие природными лечебными ресурсами (минеральными водами, лечебными грязями, лечебным климатом) и пригодные или используемые для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
В целях сохранения лечебных ресурсов на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Природные лечебные ресурсы могут предоставляться юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний на основании лицензий, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте, которое в зависимости от его значения утверждается соответствующим органом исполнительной власти.
2. Особенности использования природных лечебных ресурсов
2.1 Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы
Природные ресурсы могут находиться в государственной федеральной собственности и субъектов Российской Федерации, соответственно, природные ресурсы могут принадлежать Российской Федерации и субъектам Российской Федерации.
Начать нужно с того, что под государственной собственностью в Гражданском кодексе Российской Федерации понимается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
К предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, особо охраняемые природные территории. Напомним, что в соответствии с пунктом 'ж' статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ 'Об особо охраняемых территориях', к таковым относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Итак, вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это находит свое отражение практически во всех положениях о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами.
От имени государства права собственности осуществляют уполномоченные на то органы.
Учитывая то обстоятельство, что среди действующих федеральных законодательных актов мы не находим акта, определяющего уполномоченный федеральный орган, осуществляющий права собственника, можно предположить, что в качестве такового на сегодняшний день выступает само Правительство Российской Федерации.
В отношении уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации можно сказать, что таковые определяются региональными властями.
Термин 'право собственности на природные ресурсы' означает:
- совокупность правовых норм, регулирующих данный вид отношений. Такие правовые нормы предусмотрены статьями 8, 9, 35, 36, 72 Конституции Российской Федерации, положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, других нормативных актов (право собственности в объективном смысле);
- совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом (объектом собственности) - право собственности в субъективном смысле;
- правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами.
В статье 9 Конституции Российской Федерации записано: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 48с. - (Правовая библиотека)..
Государственная собственность на землю и другие природные ресурсы утратила свое монопольное положение, хотя и продолжает занимать лидирующую позицию в общем объеме собственности на землю и недра.
Нужно заметить, что сравнительно новая для российского законодательства муниципальная форма земельной собственности не является разновидностью государственной собственности, но и не относится к видам частной собственности.
Круг субъектов государственной и муниципальной собственности устанавливается законом. Субъектами права государственной собственности являются органы представительной и исполнительной власти федерации, республик, входящих в состав федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. К субъектам права муниципальной собственности относятся представительные и исполнительные органы местного самоуправления городов и районов.
В современном российском праве различают два способа приобретения прав на землю и другие природные ресурсы - административно-правовой и гражданско-правовой.
Административно-правовой способ предусматривает предоставление земель и природных ресурсов:
- в собственность;
- во владение;
- в пользование;
- в аренду.
Гражданско-правовой способ распространяется на:
- куплю-продажу (по конкурсу, с аукциона);
- приватизацию;
- выдел доли;
- выкуп залога;
- долгосрочную аренду;
- наследование.
Укажем основания прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы:
- объективные причины: прекращение права собственности на добровольных началах (продажа, дарение и т.д.), ликвидация предприятия, смерть собственника, изъятие для государственных надобностей;
- несоблюдение условий пользования: неуплата налогов, нерациональное использование земли и других природных ресурсов, неосвоение земельного участка;
- нарушение законодательства: нецелевое использование, невыполнение обязанностей по охране природных ресурсов, нарушение экологических требований.
Ключевыми составляющими права собственности на землю и иные природные объекты являются: право владения, право пользования и право распоряжения.
Право владения природными объектами означает нахождение объекта природы во власти какого-либо субъекта, обладание и удержание этого объекта, фактическое господство над ним.
Различается полное и частичное владение землей и природными объектами.
Полное владение имеет место во всех случаях, когда природный объект размещается на территории республики и иного автономного образования.
Если природный объект находится на территории двух или нескольких субъектов Российской Федерации, то порядок владения определяется согласно достигнутому соглашению, а при необходимости - с участием Российской Федерации.
Право владения землей и природными объектами является абсолютным, а значит, распространяется на все земельные участки и природные объекты, которые находятся на территории соответствующего субъекта федерации - собственника данного земельного массива.
Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить или запретить доступ на тот или иной природный объект. Государство вправе также наложить запрет на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности.
Право владения землей и природными объектами представляет собой юридическую базу для пользования и распоряжения такими объектами.
Иными словами, эксплуатация того или иного природного объекта возможна только на основании статуса владения им.
Право пользования землей и природными объектами - еще одно самостоятельное правомочие собственника. Оно предусматривает хозяйственную и иную эксплуатацию этих объектов, извлечение из них полезных свойств, использование в иных целях ради удовлетворения потребностей общества.
Органы местного самоуправления реализуют право собственности следующими способами:
- через государственные предприятия, учреждения, организации;
- предоставляют природные объекты в пользование гражданам, негосударственным организациям.
Право пользования землей и другими природными объектами характеризуется тремя основными факторами:
- установлением для пользователей объектами природы определенных правил их эксплуатации;
- государственный контроль за соблюдением установленных правил;
- уплата налогов, рентных платежей пользователями природных объектов исходя из доходов, полученных в процессе эксплуатации природных объектов.
Право распоряжения собственника землей и природными объектами - третье самостоятельное правомочие, предусматривающее установление юридического статуса природного объекта.
Юридический статус объекта, назначаемый государством как собственником, предполагает:
- определение категории объекта исходя из его основного целевого назначения;
- указание цели использования объекта природы при передаче его в собственность, во владение, пользование или аренду определенному лицу (гражданину, организации).
Все природные объекты могут быть дифференцированы по категориям:
- земли подразделены на семь категорий;
- полезные ископаемые - на две категории (общераспространенные и не относящиеся к таковым);
- водные объекты различаются в зависимости от пригодности для питьевых и бытовых нужд населения, для лечебных, различных народнохозяйственных целей и т.п.
Дифференциация природных объектов по категориям представляет собой первую стадию в процессе распоряжения ими.
На второй стадии происходит распределение и перераспределение объектов между собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами:
- предоставление в собственность, аренду и пользование;
- изъятие природных объектов;
- обмен природными объектами между собственниками, пользователями и арендаторами и т.п.
2.2 Предоставление природных лечебных ресурсов
Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха.
Минеральные воды, лечебные грязи, другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных, используются организациями и индивидуальными предпринимателями для лечения и профилактики заболеваний. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива, а лечебные грязи - для пакетирования. Использование природных лечебных ресурсов для других целей, как правило, не допускается.
Предоставление природных ресурсов, отнесенных к категории лечебных в целях, не предусмотренных Федеральным законом № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», не допускается.
Правительством Российской Федерации в исключительных случаях разрешается использование лечебных природных ресурсов для целей, не связанных с лечением, оздоровлением, профилактикой и отдыхом населения, при условии наличия положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз, в случае, если такое использование не повлечет ущерба для курортно-рекреационного потенциала соответствующих территорий.
В последние годы одним из основных инструментов государственной экологической политики, управления природопользованием является экологическая экспертиза.
В соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ 'Об экологической экспертизе' под экологической экспертизой или оценкой воздействия на окружающую среду понимается оценка уровня возможных негативных воздействий планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы Федеральный закон Российской Федерации №174-ФЗ от 23.11.1995 г. 'Об экологической экспертизе'..
Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, рационального использования природных ресурсов, а также предупреждения негативных последствий хозяйственной деятельности.
Законом Российской Федерации 'Об экологической экспертизе' предусмотрен ряд принципов экологической экспертизы:
- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
- комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
- обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
- научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
- гласность участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
- ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Государственную экологическую экспертизу организовывают и проводят на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы. Порядок ее проведения устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Федерации.
Инициаторами проведения общественной экологической экспертизы выступают граждане и общественные организации (объединения), органы местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основное направление деятельности которых, в соответствии с их уставами, - охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы. Такие органы должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.
В области экологической экспертизы Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы.
Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает соответствие законодательных актов Российской Федерации законодательству Российской Федерации об экологической экспертизе.
Правительство Российской Федерации в области экологической экспертизы:
- утверждает порядок проведения государственной экологической экспертизы;
- контролирует исполнение российского законодательства об экологической экспертизе федеральными органами государственной власти;
- осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а также по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы;
- ежегодно отчитывается в своей деятельности в области экологической экспертизы перед Президентом Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проводится аккредитованными в установленном порядке экспертами с использованием утвержденных методов и методик и целью ее проведения является:
- установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека;
- установления причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
- установления соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг санитарным правилам.
На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, оформленных в установленном порядке, главными государственными санитарными врачами даются санитарно-эпидемиологические заключения.
Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз регламентируется Порядком проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека от 21 ноября 2005 года N 776 'О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации'.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3314-1 было утверждено Положение о порядке лицензирования пользования недрами. В указанном Постановлении отмечалось, что иностранным юридическим лицам, с которыми уполномоченными государственными органами Российской Федерации были подписаны контракты на пользование недрами до введения в действие Закона Российской Федерации 'О недрах', лицензии на право пользования недрами предоставлялись в соответствии с пунктом 19 указанного Положения.
Положение 'О порядке лицензирования пользования недрами' было разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 'О недрах'. В соответствии со статьей 11 указанного Закона недра предоставляются в пользование на основании лицензий. Указанным Положением определяется порядок предоставления лицензий на право пользования недрами для проведения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых и т.д Федеральный закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 'О недрах'..
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с заявленной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных требований и условий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 293 'Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию' организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами возложено на Федеральное агентство по недропользованию.
Предложения о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение имеющихся и вновь выявленных объектов лицензирования согласовываются с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством промышленности Российской Федерации, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации (в части минеральных подземных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных), Государственным комитетом Российской Федерации по безопасному ведению работ в промышленности и горному надзору и другими государственными органами, которые принимают участие в процессе лицензирования в соответствии со своей компетенцией, установленной положениями об этих органах.
Лицензия на геологическое изучение недр удостоверяет право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Лицензия на детальное изучение (разведку) месторождений полезных ископаемых отдельно не предоставляется, право разведки предусматривается в лицензии на добычу полезных ископаемых.
Лицензия на геологическое изучение недр дает право изучения только того вида (или видов) полезного ископаемого, который указан в лицензии, и не дает ее владельцу приоритетного права на получение лицензии на право добычи полезных ископаемых.
В случае если выявленное в процессе поисков и оценки месторождение полезного ископаемого выходит за границы предоставленного в соответствии с лицензией геологического отвода, то по заявке владельца лицензии и при отсутствии предоставленной лицензии на соответствующую сопредельную территорию органами, предоставляющими лицензию, участок недр может быть увеличен таким образом, чтобы в него входило все месторождение.
Лицензия на добычу полезного ископаемого дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии.
Рассматриваемая лицензия может выдаваться на разработку всего месторождения полезного ископаемого или его отдельной части. Разработка одного месторождения полезного ископаемого разными пользователями недр должна проводиться по согласованной технологической схеме, исключающей нерациональное использование недр. Координация действий пользователей недр возлагается по их решению на одно из предприятий, которому другие предприятия доверяют исполнение функций координатора. Указанное условие фиксируется в лицензиях на право разработки этого месторождения.
Допускается одновременное предоставление нескольких лицензий на право добычи полезных ископаемых по группе близрасположенных месторождений одному заявителю, если экономически рентабельной является только общая разработка указанных месторождений одним предприятием.
Владелец лицензии на право добычи полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему горного отвода работы по геологическому изучению недр, связанных с проводимой им добычей, без дополнительной лицензии, но с согласованием условий их проведения с органами государственного санитарного, горного надзора и государственного экологического контроля.
Разрешается предоставление совмещенных лицензий, включающих несколько видов пользования недрами (поиски, разведка, добыча полезных ископаемых). В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершению.
Совмещенные лицензии могут предоставляться на условиях предпринимательского риска. Заключаемые в этом случае формы договорных отношений закрепляются в лицензии Экологическое право: Учебник для вузов/ Под ред. Ерофеева Б.В. - М.: Юриспруденция, 2009. - 542 с..
Лицензии выдаются для геологического изучения недр на срок до 5 лет, для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с их добычей, - на срок до 20 лет, при совмещении геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых - на срок до 25 лет.
При проектном сроке отработки месторождения полезного ископаемого более 20 лет по инициативе владельца лицензии срок ее действия может быть продлен.
Срок действия лицензии исчисляется со дня ее регистрации.
Лицензия должна содержать:
- данные о пользователе недр, получившем лицензию;
- данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
- указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
- указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
- срок действия лицензии и срок начала работ;
- условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
- согласованный уровень добычи минерального сырья, а также соглашение о его долевом распределении;
- соглашение о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
- условия выполнения установленных законодательством Российской Федерации стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;
- условия продления срока действия лицензии;
- объемы и виды сбрасываемых в недра отходов производства и промышленных сточных вод.
Владельцами лицензий могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств (далее - предприятия), если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Владельцы лицензий обладают всеми правами, оговоренными в лицензии, и несут ответственность за соблюдение ее условий.
Предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов.
При конкурсной системе победителем признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям охраны недр и окружающей природной среды технические решения. В случае если на конкурс подана только одна заявка, лицензия на право пользования недрами может быть предоставлена этому заявителю на условиях объявленного конкурса.
При аукционной системе предоставления лицензий победителем признается претендент, предложивший наибольшую плату за получение права на пользование недрами.
Предприятия, желающие получить лицензию на право пользования недрами, направляют заявку в Геолком России или его территориальные подразделения, которые предоставляют необходимую информацию о сроках и условиях предоставления лицензий по интересующим объектам.
Геолком России и его территориальные подразделения учитывают поступающие заявки на получение лицензий, информируют о них органы представительной власти, организуют выпуск рекламных изданий, проводят другие мероприятия по информационному обеспечению потенциальных пользователей недр.
Информация о выносимых на конкурс или аукцион объектах публикуется в федеральном, республиканском, краевом, областном органах печати, органе печати автономного образования и местном органе печати, не позднее чем за 3, а для крупных объектов - не позднее чем за 6 месяцев до даты их проведения.
Извещения в печати должны содержать указание на местонахождение и описание участков недр, которые намечается предоставить в пользование; основные условия, определяющие выбор владельца лицензии; время и место проведения конкурсов и аукционов, а также срок подачи заявок.
В извещении также указываются стартовые размеры платежей за право на пользование недрами, стоимость пакета геологической информации и размер лицензионного сбора за участие в конкурсе или аукционе.
Оформленные заявки проходят в Геолкоме России или его территориальном подразделении экспертизу с целью проверки финансовой и технической компетентности предприятия-заявителя. Заявка считается принятой после уплаты предприятием-заявителем лицензионного сбора, о чем он официально извещается в месячный срок со дня ее поступления.
Заявки, поданные на участие в конкурсе, предварительную экспертизу не проходят, поскольку она осуществляется в процессе конкурса. Заявка на участие в конкурсе считается принятой после уплаты предприятием-заявителем лицензионного сбора, о чем он официально извещается в месячный срок со дня ее поступления.
По представлению Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур общее число лицензий, предоставляемых одному предприятию, может быть ограничено. Указанное ограничение является основанием для отказа в принятии заявки от этого предприятия Экологическое право: Учебник / Под ред. Нецветаева А.Г. - М.: ММИЭИФП, 2008. - 795 с..
После принятия заявки на участие в конкурсе предприятию-заявителю предоставляется пакет геологической информации по интересующему участку недр. Пакет должен содержать необходимый объем геологической, горно-технической, технологической и иной информации для проведения предприятием-заявителем технико-экономических расчетов показателей ведения работ.
На основании изучения геологической информации предприятие-заявитель в установленный срок разрабатывает и представляет основные технико-экономические показатели ведения работ, связанные с намечаемым пользованием недрами.
Оценка соответствия разработанных предприятием-заявителем технико-экономических показателей условиям конкурса производится экспертной комиссией и оформляется протоколом.
Формирование экспертных комиссий и определение победителя конкурса из числа предприятий-заявителей, получивших положительное заключение экспертной комиссии, производится органом представительной власти республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования и Геолкомом России или его территориальным подразделением.
Аукционы проводятся Геолкомом России или его территориальным подразделением совместно с органом представительной власти республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования.
Лицензия, предоставленная победителю конкурса или аукциона, направляется в федеральный или территориальный геологические фонды на регистрацию, которая производится в месячный срок с момента ее поступления. Лицензия вступает в силу после ее регистрации. Порядок регистрации лицензий устанавливается Геолкомом России.
После получения лицензии ее владелец имеет право на получение полного объема геологической информации по предоставленному ему в соответствии с лицензией участку недр.
Контроль за соблюдением условий пользования недрами, определенных в лицензии, осуществляется органами государственного геологического контроля во взаимодействии с органами государственного горного надзора, природоохранными и иными контрольными органами, действующими в пределах их компетенции в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации положениями об их деятельности.
Геолком России или его территориальное подразделение определяют регулярность и сроки проведения проверок и извещают владельцев лицензий о намечаемых проверках.
Владелец лицензии обязан предоставлять контрольным органам необходимую документацию, давать объяснения по вопросам, входящим в компетенцию контрольных органов, обеспечивать условия для проведения проверки.
Контрольные органы в письменной форме уведомляют владельца лицензии и органы, предоставившие лицензию, о результатах проверки, выявленных нарушениях владельцем лицензий условий пользования недрами, в том числе в отношении внесения обязательных платежей, связанных с пользованием недрами, соблюдения действующих стандартов (норм, правил), а при необходимости приостанавливают работы на предприятиях и дают предложения об аннулировании лицензии на право пользования недрами.
курортный лечебный оздоровительный местность
Заключение
Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения, позволяющим целенаправленно и эффективно осуществлять профилактику заболеваний и восстановительное лечение больных, проводить их реабилитацию. Организация санаторно-курортной помощи основана на принципах профилактической и реабилитационной направленности, этапности и преемственности между амбулаторно-поликлиническими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями, специализации оказываемой помощи.
Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, в том числе не имеющих аналогов в мире, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортного комплекса.
Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия) могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.
Лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.
Серьезной проблемой для оптимизации рационального использования лечебно-оздоровительных местностей и курортов с максимальной пользой для населения является несовершенство нормативно-правовой базы недропользования. Это - вопросы лицензирования и аккредитации, экологической экспертизы и нормативов по извлечению недр и разработки нормативных и инструктивных документов по категориям запасов природных ресурсов. По-видимому, также назрела необходимость доработки действующего законодательства и разработка федерального закона “О санаторно-курортной и оздоровительной деятельности” и законов о развитии курортов федерального, регионального и местного значения.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 48с. - (Правовая библиотека).
2. Кодексы и Законы Российской Федерации. - СПб.: ИГ «Весь», 2008. - 992 с.
3. Земельный кодекс Российской Федерации. - М.: НОРМА-ИНФРА М, 2007.- 183 с.
4. Водный кодекс Российской Федерации. - СПб.: «Питер», 2008.- 156 с.
5. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под общ. ред. С.А. Боголюбова) - М.: 'Юстицинформ', 2008. - 480 с.
6. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под общ. ред. С.А. Боголюбова, Д.О. Сивакова) - М.: Велби, 2008. - 418 с.
7. Федеральный закон Российской Федерации № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
8. Федеральный закон Российской Федерации № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. 'Об охране окружающей среды'.
9. Федеральный закон Российской Федерации №174-ФЗ от 23.11.1995 г. 'Об экологической экспертизе'.
10. Федеральный закон Российской Федерации № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. 'Об особо охраняемых территориях'.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года № 1426 'Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения'.
12. Постановление Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 1 декабря 1999 года N 88 'Об утверждении правил охраны недр при составлении технологических схем разработки месторождений минеральных вод'.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 325 'Об утверждении Положения о Федеральном агентстве здравоохранения'.
14. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 293 'Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию'.
15. Федеральный закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 'О недрах'.
16. Экологическое право: Учебник / Под ред. Нецветаева А.Г. - М.: ММИЭИФП, 2008. - 795 с.
17. Экологическое право: Учебник / Под ред. Боголюбова С.А. - М.: Юрайт, 2010. - 586 с.
18. Экологическое право: Учебник для вузов/ Под ред. Бринчук М.М. - М.: Юристъ, 2008. - 615 с.
19. Экологическое право: Учебник для вузов/ Под ред. Ерофеева Б.В. - М.: Юриспруденция, 2009. - 542 с.