Содержание
1.1 Государственная политика в области охраны окружающей среды и природопользования: понятие, цели, задачи, основные направления, проблемы
С целью улучшения качества жизни общества современное государство обязано обеспечивать граждан оказанием качественных услуг, а также созданием эффективных и надежных государственных структур и политических институтов.
Государственная политика это план действий органов государственной власти, целью и задачей которого является решение важных общественных проблем, используя конституционные законы и правила, толкование законов и иные ресурсы, имеющиеся в ее распоряжении. К основным источникам государственной политики в области экологии необходимо отнести такие правовые документы, как Конституция РФ, различные законы и кодексы в области экологии, а также Указы и распоряжения Президента РФ, но и нормативно-правовые акты министерств и ведомств и решения органов местного самоуправления.
К основным целям государственной политики можно отнести обеспечение защиты граждан, деятельности и их собственности, а также создание условий для производства товаров и услуг которые необходимы населению и обеспечение социальной активности. Проведя комплексный анализ проблем, изучив их особенности факторы, формируются цели политики, которые позволяют разработать мероприятия для решения существующей проблемы.
В современный период, актуальной задачей является совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды. За последние 20 лет было направлено множество усилий государства на решение вопроса о совершенствовании государственного управления в области охраны окружающей среды, неоднократно уточнялись функции органов государственной власти, происходили изменения в перераспределении полномочий. Но успеха мы так и не достигли.
К примеру, в Прогнозе государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года указываются механизмы, с помощью которых должны решаться задачи по формированию эффективной системы управления в сфере охраны окружающей среды и ее обеспечения экологической безопасности.
В первую очередь на исполнительные органы власти возлагаются задачи по усовершенствованию разграничения полномочий федеральных и региональных органов власти и прежде всего это касается экологического надзора:
-усовершенствование разграничения полномочий органов государственной власти в данной области;
-повышение эффективности и четким разграничением полномочий и ответственности государственного экологического надзора между федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также муниципальными органами.
По словам В.Г. Вишнякова, в преамбулах всех президентских указов о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, которые были приняты на период с 1994 по 2000 гг., основной целью их изменения является создание эффективной структуры этих органов.
Таким образом, задачи, которые были сформулированы в документах государственного планирования ранее, то есть 10-15 лет назад, в современных документах излагаются как новые и требуют принятия современных решений и осмысления.
Как утверждает Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник для вузов. Москва: ЭКСМО. 2009. - С. 105., важнейшим критерием отнесения конкретного права человека к основным, которые требуют закрепления в Конституции, является значимость их для человека и государства. Они подчеркивают: «В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и, в наибольшей мере, социально значимы, как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства. Право человека на благоприятную окружающую среду вполне соответствует этому основополагающему критерию. Для человека это непосредственно означает необходимость среды обитания, благоприятной для жизни, труда и отдыха, а для государства - претворение в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового».
По данным Росгидромета за 2013 г., в 123 городах Российской Федерации (57% городов РФ) степень загрязнения воздуха оценивается как очень высокая и высокая, и только в 22% городов - низкая. По словам Министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского, «адекватного улучшения качества поверхностных вод не происходит. С каждым годом увеличивается число рек с высоким уровнем загрязнения воды. Основными причинами являются: отсутствие на многих предприятиях необходимых очистных сооружений; сброс неочищенных стоков с территорий больших городов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий».
Конституция РФ (ст. 7) объявляет, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Российская Федерация - это социальное государство. Следовательно, главная цель социального государства - сделать так, чтобы все граждане жили достойно. Однако достижение этой цели невозможно без создания благоприятной окружающей среды. Загрязнение окружающей среды отрицательно воздействует на здоровье людей, а право на охрану здоровья - это обязательное конституционное право каждого гражданина. Отсюда следует, что экологическая безопасность граждан и охрана окружающей среды должны быть одними из приоритетных направлений деятельности государственной политики Аксенова О. Особенности региональной экологической политики // Социальная экология регионов России. 2009. № 1. С. 23..
На федеральном уровне должны разрабатываться различные программы, с целью оздоровления экологической обстановки в стране. Необходимо проводить экологические экспертизы предприятий, деятельность которых способна негативно влиять на окружающую среду. Эти и другие полномочия государственных органов закреплены в ФЗ РФ «Об охране окружающей среды». Однако стоит задуматься и над тем, что и каждый гражданин обязан вносить свой вклад для оздоровления экологической обстановки. П. 2 ст. 45 Конституции РФ гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Это означает, что каждый человек самостоятельно вправе защищать свое право на благоприятную окружающую среду.
В процессе реализации права на благоприятную окружающую среду большое значение имеет экологическое правосознание. Личностное отношение субъектов права к построению собственной системы правовых ценностей зависит от субъективных представлений о качестве собственной жизни. Практика показывает, что реализация и защита, экологических прав населением, общественными объединениями, отдельными гражданами формируется с большим трудом. В ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» предусмотрены способы побуждения граждан на оздоровление экологической обстановки. В ст. 11 данного Закона определены права и обязанности граждан в отношении охраны окружающей среды.
Таким образом, можно сделать вывод, что право на улучшение окружающей среды - является одним из главных прав человека и всего населения, которое затрагивает основы его жизнь, связанную с комфортным поддержанием и функционированием условий его жизнедеятельности.
Российская промышленность переживает эпоху бурного развития, соответственно увеличиваются объем отходов. Утилизация и обращение с отходами на сегодняшний день является одной из основных проблем в экологическом вопросе, а также в экономическом, политическом и социальном уровне. Разные страны пытаются найти пути решения в борьбе с утилизацией бытовых и промышленных отходов Васильева М.И. Государственный экологический контроль // Вестник Правительства РФ. 2008. № 10. С. 31..
Были рассмотрены проблемы в Северо-Западном Федеральном округе. Анализ показывает, что основными проблемами в экологии являются загрязнения поверхностных вод, загрязнение воздуха, массовая гибель малых рек, загрязнение морей, ухудшение качества питьевой воды, истощение лесных ресурсов.
В Архангельской области существуют три промышленных предприятия, два из которых относятся к крупнейшим. Такие предприятия как «Архангельский ЦБК» (город Новодвинск), Филиал ОАО «Группа ИЛИМ»/ Котласский ЦБК (город Коряжма), «Севералмаз» (поселок Светлый).
В Вологодской области на данный момент действуют и функционируют 2 крупнейших промышленных предприятия, которые ежедневно загрязняют воздух, это Череповецкий металлургический комбинат, ОАО «Северсталь» (город Череповец) и «Аммофос» (город Череповец).
Электроэнергетика, нефтедобыча и нефтепереработка, угольная, газовая, цветная и черная металлургия, а также машиностроение наносят наибольшее воздействие негативного характер на атмосферу российских городов Приложение 1.
По статистике 28,8 % всех выбросов, которые загрязняют атмосферу российских городов, приходится на энергетику.72% электроэнергии в нашей стране вырабатывается на ТЭС, работающих на твёрдом топливе - угле. При сжигании угля воздух загрязняется сернистым и серным ангидридами, фторидами, токсичными примесями мышьяка, диоксида кремния и т.д.
Загрязнение атмосферы предприятиями чёрной металлургии. Вырабатывая 1 т предельного чугуна, заводы выбрасывают в воздух 4,7 кг пыли, 2,8 кг сернистого газа, 0,5 кг марганца. Из труб агломерационных фабрик выходит едкий дым, содержащий продукты выгорания серы и пиритов (железных руд). При выработке 1 т руды испаряется 180 кг серы Официальный сайт Государственной статистики .
Загрязнение воздуха предприятиями цветной металлургии. При получении 1 т алюминия расходуется от 39 до 48 кг фтора, и около 67% его выделяется в атмосферу. Нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность загрязняют воздух российских городов стиролами, фенолами, ацетоном и т.д. Приложение 2
Вместе с вышеупомянутыми проблемами актуальной в России в настоящее время является утилизации бытовых отходов и загрязнения ими окружающей среды. Например, в Мурманской области, на базе детско-юношеской библиотеки активисты организации «Природа и молодежь» провели массовый мастер-класс по изготовлению экологических сумок по японской технике Фурошики. Данная техника позволяет использовать квадратный кусок ткани в качестве тары для переноски различных предметов всевозможных габаритов и форм. Целью этого мероприятия стало большое желание подрастающего поколения отказаться от пластиковых пакетов, как предметов, представляющих опасность для экологии.
Полигон «Красный Бор» или химический Чернобыль сейчас представляет собой громадные озёра, под завязку наполненные бурлящими ядовитыми бытовыми и химическими отходами. В жаркий летний период от смрада, исходящего от полигона, задыхаются не только жители соседних деревень, но и население Колпино. Полигон для захоронения токсичных отходов «Красный бор» был основан в шестидесятых годах прошлого столетия в районе залежей кембрийской глины. По мнению геологов, эта высокомощная глина недолжна была выпустить ни доли токсинов с территории полигона.
На самом деле полностью сдержать утечки химических отходов не удалось. Их следы стали находить в полях и в реках.
Химически загрязнённые районы Ленинградской области представляют не меньшую опасность для здоровья населения, чем радиационные неблагополучные территории. В частности, из-за того, что почва, вбирая в себя химические вещества и бактерии, является благоприятной средой для передачи человеку инфекционных и паразитарных заболеваний.
Существует несколько факторов, которые препятствуют решению вопроса с проблемой утилизации отходов. Среди них основными являются недостатки в финансировании. Так как тех средств, которые выделяет государство, недостаточно. Низкая культура ряда граждан усугубляет проблему обращения с бытовыми отходами. На Западе люди грамотно обращаются с мусором, начинается все с самого первого этапа - в домах, чего не хватает для жителей нашей страны.
Ряд авторов, с которыми можно согласиться считают переработкой отходов из бескорыстных побуждений утопией. А для многих компаний, которые занимаются переработкой пластика, макулатуры или стекла возникают проблемы реализации полученного вторсырья.
На Западе развитию рынка вторсырья способствуют определенные механизмы воздействия со стороны государства. В некоторых странах согласно законодательству в производстве требуется использование определенного процента вторсырья, поэтому передача отходов на утилизацию и переработку становится обязательной. Для предприятий, обращающихся к применению вторичного сырья в производстве, устанавливается ряд льгот и преимуществ.
Развитые страны отправляют на переработку до 70% мусора. В это же время в России показатель едва достигает 5% Приложение 3..
Проанализировав информацию о состоянии окружающей среды можно судить о том, что должностные лица и органы исполнительной власти недобросовестно относятся к исполнению своих должностных полномочий.
Необходимо бороться с этими проблемами. Можно устраивать различные семинары, посвященные экологической тематике, массовые сборы на уборку территории, которые загрязнены бытовыми отходами. Способов и методов очень много, необходимо их реализовывать, чтобы улучшить ситуацию в нашей стране в дальнейшем.
1.2 Нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов
Вместе с правами гражданина на благоприятную окружающую среду, Конституция РФ ставит задачу в обязанности каждого гражданина к сохранению своей природы и бережному отношению к природным богатствам. Именно от этих граждан непосредственно зависит возможность в обеспечении благоприятных последствий в процессе выполнения трудовых обязанностей, которые связаны с экологией.
Законы об охране атмосферного воздуха, о земле и недрах, об охране и использовании животного мира и др. составляют основу в области охраны окружающей среды. Атмосферный воздух является одним из жизненно важных компонентов среды обитания, которая окружает человека. В связи с обострением экологической обстановки, которая связана с загрязнением атмосферного воздуха, послужило толчком к принятию Федеральный закона от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Данный закон регулирует отношения в области охраны воздуха от загрязнений, которые негативно сказываются на здоровье человека и на окружающую среду. Согласно ст. 3 данного закона сформированы основные принципы государственной политики в области охраны атмосферного воздуха, исходя из принципов охраны жизни и здоровья человека и будущего поколения.
Конституция РФ определяет ряд вопросов, которые непосредственно необходимо решить на федеральном уровне вместе с Федерацией и ее субъектами. Существует ряд программ, находящихся в области исключительного ведения установления основ в области развития экологии. Такие как ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы и др.
В основном это вопросы в области природопользовании и охраной окружающей среды, а также в области обеспечения экологической безопасности. Тем не менее, в Конституции РФ следует более четко и конкретно классифицировать предметы ведения РФ (ст. 71) и предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, которые касаются экологических отношений, с тем, чтобы исключить дублирование и взаимное проникновение.
Международные нормативно-правовые акты занимают особое место среди источников экологического права. В ст. 15 Конституции РФ, они являются составной частью нашей правовой системы и имеют важное значение. Политико-правовой основой для законодательной регламентации права граждан на благоприятную окружающую среду выступали положения Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., иные принципы и нормы международного права. К примеру, в Стокгольмской декларации, принятой на Конференции ООН по окружающей среде в 1972 г., а также в документах Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) право человека на здоровую и благоприятную жизнь в окружающей природной среде провозглашено в числе важнейших гуманитарных прав человека.
Лесной кодекс РФ (далее - ЛК РФ) регулирует отношения в сфере лесопользования. Лес, как жизненно важный элемент окружающей среды является национальным достоянием.
Водный кодекс РФ (далее - ВК РФ) является основным источником экологической проблемы и нaправлен на исключение из собственности государства и общества водных объектов для передачи частным юридическим и физическим лицам. Все реки, озера, болота, ручьи, заливы, водохранилища - являются водными объектами и превращены в имущество и товар.
Земельный кодекс РФ (далее - ЗК РФ) это нормативно-правовой акт, который несет в себе важные нормы земельного права, также регулирует важнейшие правовые вопросы в сфере земельных отношений в согласованном между собой и систематизированном виде.
Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» это один из основных специальных норм правового акта, который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы в целом, которые возникают при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Важную роль в процессе защиты окружающей среды имеет Конституция РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. С помощью информации каждый может получить необходимые сведения, которые позволяют каждому реализовать конституционное право на информацию. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение и распространение играет важную роль в доступе в частности к экологической информации, так как он устанавливает основные принципы правового регулирования. В отношении информационных, государственных и иных органов и организаций закон устанавливает общие требования.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную среду обитания, тем самым статья 8 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а так же ст. 29 ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха» предоставляет право получить информацию о своих правах. Также основной проблемой информационного обеспечения является своевременность, это значит, что информация должна быть предоставлена в сроки которые установлены выше названным законом.
Эти сроки отражены в статье закона, согласно которого коротко можно сказать, что письменные обращения рассматриваются в течение 30 дней с момента регистрации, исключением является письменное обращение содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции. Такое обращение рассматривается в течение 20 дней с момента регистрации. Уполномоченное лицо в исключительных случаях вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив об этом гражданина, который направил обращение.
Информация является полной, в случае если предоставлена в том объеме, в котором обладает ей субъект, обязанный предоставить информацию (ст. 6 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). На сегодня нет законодательных ограничений в предоставлении информации о состоянии окружающей среды. Так, согласно п. 1 ст. 8 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, которые установлены федеральными законами.
Основной и самой главной проблемой является то, что инициированная еще в 2007 году кодификация экологического законодательства так и не была закончена. Потенциальный Экологический кодекс РФ должен был содержать нормы, регулирующие приоритетность экологии над экономическими вопросами и нормы, регулирующие взаимоотношения между смежными отраслями. Созданию экологического кодекса РФ сопротивляются крупные и мелкие промышленники, которые даже в уже существующем мягком федеральном законодательстве видят причину материальных потерь. Все это приводит к снижению результативности экологического надзора (контроля) и, как результат, снижению экологической безопасности населения. Для подкрепления мер контроля необходимо создание логичного, жёсткого и последовательного законодательства и финансовых вливаний.
Первопричиной возникновения данной проблемы можно указать прямое нарушение Конституции РФ, что с нашей точки зрения неизбежно приводит к значительным финансовым (бюджетным) потерям на всех уровнях. В соответствии со ст.72 Конституции РФ охрана окружающей среды и природопользование вместе с экологической безопасностью находятся в общем ведении Федерации и субъектов. Это ведет к неопределенности в разделении обязанностей. Считаю, что поскольку вопрос экологии всего населения страны и каждого отдельного гражданина в частности. Российский природный надзор и органы охраны природы в субъектах РФ поделили между собой только предприятия (на которых проводятся контролирующие мероприятия), да еще некоторые природоохранные разрешительные функции. Таким образом, возможность комплексного, полноценного контроля, а равно и управление в субъектах РФ качеством экологии, просто исключается.
Подводя итог в рассмотрении этой темы, можно отметить, что с развитием промышленности, научно-технического прогресса и общества с каждым годом создаются новые проблемы в области экологии, которые непосредственно связаны с охраной окружающей среды с тем как необходимо рационально использовать ее ресурсы. Развитие правовых норм в экологической области - процесс непрерывный и неизбежный Васильева, М.И. Закон субъекта Российской Федерации «Об охране окружающей среды»: опыт правового моделирования // Законодательство и экономика. 2007. № 11. С.30, в связи с этим необходимо внести изменения в ст. 71-72 Конституции, определив вышеизложенные проблемы как предмет ведения РФ.
политика управление экологический контроль
Глава 2. Организация государственного управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды
2.1 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Обозначенные в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина имеют ряд определенных признаков, отличающих их от других прав и свобод:
- верховенство, а все остальные юридические права и свободы должны соответствовать правам и свободам человека и гражданина, обозначенным в Конституции РФ. Ни одно должностное лицо или государственный орган не имеют права принимать правовые акты или решения, противоречащие конституционным правам и свободам. В случае коллизии между различными правовыми нормами или актами всегда действует конституционная норма права;
-юридическая база для всех других прав, свобод и обязанностей, установленных законом;
-общий вид формулировки, детали обозначаются в правах и обязанностях, которые устанавливают отраслевые нормы права;
- действуют на всей территории Российской Федерации, законны по отношению ко всем гражданам государства, иностранцев и лиц без гражданства.
- имеют постоянно действующий, непрерывный характер, и имеют повышенную государственно-правовую защиту.
Основные функции управления в области охраны окружающей среды, принадлежат, прежде всего, органам исполнительной власти. В Конституции РФ отражены содержания этих функций, они охватывают такие вопросы как защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение экологической безопасности, природопользования и охрану окружающей среды, вопросы пользования и распоряжения землей, лесами, недрами водными и другими природными ресурсами Власов, В.А. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования: вопросы теории и практики // Муниципальный менеджмент. 2008. № 5. С.11..
Для разработки социально-экономического развития и принятия решений касаемо этих вопросов, используется информация которая получена с помощью государственного мониторинга окружающей среды, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, разрабатываются программы в области окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятия с целью улучшения экологической обстановки по охране окружающей среды.
Каждый гражданин Российской Федерации имеет одинаковый набор конституционных прав и свобод.
Смирнова Ю.В. отмечает, что в Конституции Российской Федерации изложен список прав и свобод, не подлежащих какому-либо ограничению, даже при введении на территории страны чрезвычайного положения. К этим правам относятся право на жизнь, охрана достоинства личности, запрет пыток, насилия и некоторые другие.
В юридической науке существует довольно распространенное разделение основных прав и свобод человека и гражданина на три основные группы - личные, политические и социально-экономические. Но такое разделение в достаточной мере условно. Это связано с тем, что некоторые отдельные права и свободы по своему содержанию можно отнести к разным группам. В качестве примера можно привести право на свободу. Данное право в равной мере соотносится как с личными, так и с политическими правами и свободами. Но, тем не менее, все права и свободы не разделимы и связаны между собой.
Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина - это основные составляющие экономической и культурной жизни общества и государства. Их реализация позволяет решить задачу, которая сформулирована в ст. 7 Конституции РФ, которая провозглашает Российскую Федерацию социальным государством.
Рассматривая Конституцию РФ можно отметить, что каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. С помощью структур, выполняющих специальные задачи в области экологической политики, контроля, надзора и управления осуществляется охрана окружающей среды. Эти структуры и входящие в них органы и лица, действуют в рамках своей компетенции экологической политики, в соответствии с действующим законодательством, стратегиями, концепциями, которые приняты в установленном порядке, обеспечивая тем самым экологическую безопасность и охрану окружающей среды.
Для более детального представления данного вопроса необходимо рассмотреть структуры природоохранных органов Российской Федерации.
Существует целая система федеральных органов государственного управления в сфере природопользования, которая отражена в Указе Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
Главные функции должно выполнять Правительство РФ, в первую очередь оно координирует деятельность других органов, которые как правило входят в его структуру или находятся в его ведении или соответствующих Министерств. Правительство должно следить за процессом реализации прав граждан и организовать деятельность в соответствующих направлениях (предотвращение стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и других угроз, возникающих в этой сфере).
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (готовит как любой другой орган исполнительной власти проекты федеральных и конституционных законов, федеральных законов и другие нормативно-правовые акты. Президент РФ, Правительство РФ также самостоятельно осуществляет правовое регулирование по вопросам использования, охраны и защиты лесного фонда, водных объектов, объектов животного мира и среды их обитания, охрану атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления и др.). Оно обладает самостоятельностью в собственном правовом регулировании.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (является основным органом государственного регулирования по вопросам своих полномочий, который в соответствии с вышеназванным Указом должно осуществлять контроль за деятельностью агропромышленного комплекса с целью улучшения землепользования, снижения загрязнения рек, озер и т.д..
В ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации относятся находится ряд федеральных служб, перечень которых представлен на сайте Правительства РФ.
Известно, что механизм управления в области использования природных ресурсов в Советском Союзе базировался на командно- административной системе. Ее основу составляли экологические стандарты, строгое планирование природоохранной деятельности как впрочем, и в любой другой и ее финансирование из государственного бюджета. В 90- е годы данный механизм развивался в условиях переходной экономики, и постепенно изменялся. Возникла современная система управления природными ресурсами. Базой этой системы сегодня служит система платежей, за загрязнение окружающей среды поступающая в различные экологические фонды. Эти средства формируют основу финансирования в области охраны природных ресурсов и они, согласно с Ивановым О.П., что на сегодняшний день служат эффективным регулятором, но увеличение ставок платы за выбросы вероятно ощутимых результатов в улучшении состояния окружающей среды не принесут Иванов, О.П. Основные направления реформирования современной природно-ресурсной политики России // Использование и охрана природных ресурсов в России. №3. 2011. С. 40..
Возможно, это будет лишь первый и единственный возможный шаг по созданию экономического механизма в области использования природных ресурсов.
Задачей государственной политики состоят в развитии регионов. Устойчивого развития субъектов Федерации невозможно без решения с одной стороны необходимо повысить эффективность использования первичных ресурсов. Однако с другой стороны это не должно снижать ряда вопросов и даже экологическую безопасность экономического уровня регионов. Необходимо решить задачу утилизации и переработки отходов на различных производственных предприятиях. Важно разрабатывать технологии по комплексному использованию втор ресурсов и снижению доли затрат энергии и ресурсов при производстве единицы продукции с целью уменьшения числа отходов.
Все это невозможно без формирования новой современной экологической культуры.
Институт местного самоуправления в области охраны окружающей среды пока еще недостаточно развит, однако его компетенция в сфере охраны окружающей среды сводится к большому объему вопросов, находящихся в ведении соответствии с Федеральным Законом ведении муниципальных органов власти.
Рассматривая статью 7 закона об охране окружающей среды можно сказать, что вопросы местного значения предполагают участие в деятельности по сбору и транспортировке отходов на территории этих местных поселений, а также участие в организации деятельности по переработке, утилизировании, обезвреживании и захоронении этих отходов на соответствующей территории. А к вопросам местного значения городских округов, к которым принадлежат направления г. Вологда и г. Череповец относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах этого образования и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
К одному из важнейших звеньев государственного регулирования в области охраны окружающей среды можно отнести специализированный орган прокуратуры, к нему относится природоохранная прокуратура.
Она призвана осуществлять надзор за исполнением законодательства и за деятельностью хозяйствующих субъектов, физических и юридических лиц, а также обеспечивать экологический правопорядок Игнатов, В.Г. Кокин, А.В. Экологический менеджмент: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Издательство АООТ «Ростовское книжное издательство». 2007. С.180.
Основными задачами природоохранной прокуратуры является осуществить квалифицированное расследования уголовных дел в сфере охраны окружающей среды, оперативно и решительно на факты безответственного отношения к природным ресурсам и нанесению вреда экологии, а также добиваться ликвидации очагов и последствий загрязнения окружающей среды.
В области охраны окружающей среды и природопользования существует недостатки в использовании различных методов управления. При этом разработанные в настоящее время программы по улучшению обстановки в области охраны окружающей среды и грамотному использованию ресурсов, должным образом не координируются, в связи с этим приводит к значительному снижению их экологической и экономической эффективности.
На сегодняшний день, с помощью формирования мер по обеспечению развития, разработке и внедрении новых безотходных и ресурсосберегающих технологий в промышленном производстве улучшит обстановку в нашей стране.
Также необходимо усовершенствование федерального природоохранного законодательства, которое будет совершенствовать экономические отношения и обеспечит развитие правового поля в области охраны окружающей среды.
Представляется возможным, что в Федеральный закон следует внести изменения, которые будут связаны с передачей конкретных полномочий с федерального на уровень субъектов РФ.
Необходимо, с нашей точки зрения уточнить полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления контроля за изучением, охраной и рациональным использованием недр.
О передаче некоторых полномочий предлагаем изменить требования к технологиям производства и техническим средствам, которые обеспечат уменьшение показателей выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и образование отходов, которые конкретизируют их в Законе и соответствующие подзаконные акты.
Необходимо делать шаги в развитии законодательства, нормативно-методических и организационных вопросов в области государственного экологического контроля, на уровне субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.
Также необходимо законодательно применить ставки сборов за негативное воздействие на окружающую среду. Обеспечить повышения эффективности с помощью экономического стимулирования деятельности в области государственной политики, включая установление налоговых и иных поощрений при внедрении наилучших существующих технологий, разрабатывая программы для промышленных предприятий для определение мер поддержки предпринимательской, инновационной и иной научной и технической деятельности, которая направлена на охрану окружающей среды и ее рациональное природопользование Зеркин, Д.П., Игнатов, В.Г. Основы теории государственного управления. Ростов-на-Дону.: МарТ. 2009. С 88..
Конституционные экологические права населения Российской Федерации собраны в законодательстве об охране окружающей среды и о природопользовании. Согласно статьи 11 Федерального закона № 7-ФЗ закреплены права граждан, которые непосредственно способствуют осуществлению и реализации основополагающих (конституционных) прав граждан.
Конституция РФ относит важные вопросы регулирования природопользования, охраной окружающей среды и вопросы обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Можно сделать вывод, что региональным органам, являясь исполнительными органами управления общей компетенции, необходимо осуществлять, вместе с решением основных задач, государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В качестве вывода попробуем сформулировать основные задачи в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Первой считаем формирование и применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки. Во - вторых это создание и применение системы налогов и пошлин, обеспечивающих преимущества экологически чистых технологий, товаров и услуг вне зависимости от страны производства. Важно также при перераспределении средств между ними учитывать вклад субъектов в обеспечение целостности природных систем, в том числе используемых малочисленными народами для традиционного хозяйствования, необходимо совершенствование методики определения величины компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности и обеспечение их неукоснительных выплат, в том числе в натуральной форме, неукоснительно обеспечивать зависимость размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности, а также способствовать развитию экологического внутреннего аудита на действующих предприятий, экологическому предпринимательству, разных форм и добровольной сертификации установлению механизма финансовых гарантий, включающие в себя экологическое страхование, за всевозможные негативные воздействия на окружающую среду, также необходимо создать условия для внедрения рыночных механизмов охраны природы, включающие зaлогововозвратные механизмы, которые будут стимулировать повторное использование и вторичной переработки промышленных товаров, продажу прав на загрязнение и т.п. Коробкин В.И. Передельский Л.В. Экология: Учебник для вузов, издание 12-е, допол. и пер. Ростов-на-Дону: издательская группа «Феникс». 2007. С. 195.
2.2 Организационно-правовые основы формирования и осуществления системы, государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду и природопользование
В юридической науке существует довольно распространенное разделение основных прав и свобод человека и гражданина на три основные группы - личные, политические и социально-экономические. Но такое разделение в достаточной мере условно. Это связано с тем, что некоторые отдельные права и свободы по своему содержанию можно отнести к разным группам. В качестве примера можно привести право на свободу. Данное право в равной мере соотносится как с личными, так и с политическими правами и свободами. Но, тем не менее, все права и свободы не разделимы и связаны между собой.
Право на благоприятную окружающую среду стало еще одним нововведением в отечественном законодательстве, закрепленное в Конституции РФ 1993 года. Отныне граждане имеют право иметь землю в частной собственности, распоряжаться ею и другими природными ресурсами. Владеть, пользоваться и распоряжаться землей собственники имеют право свободно, по собственному усмотрению, если это никаким образом не причиняет вреда окружающей среде, не наносит ей ущерба и не нарушает ничьих прав и законных интересов. Условия и порядок пользования землей регламентированы Федеральным законом, и Земельным кодексом РФ.
Частная собственность на землю допускает государственную, муниципальную и коллективную собственность на землю и природные ресурсы.
Программа ставит перед собой следующие задачи: создать условия, обеспечивающие развитие массового строительства жилых площадей из серии экономкласса; повысить жилищную обеспеченность граждан путем поднятия объемов строительства жилья; создавать и развивать финансово-кредитные институты рынков жилья. Рассматриваемая программа состоит из целого ряда подпрограмм. В том числе тех, которые направлены на модернизацию и реорганизацию коммунальной инфраструктуры.
Порядок обеспечения граждан, указанных в перечне устанавливается специальными нормативными актами государственных исполнительных органов субъекта РФ.
Первое, по мнению рядовых граждан, государство уходит от выполнения своих прямых обязанностей помогать погорельцам и другим людям, оставшимся без жилья в результате аварий, стихийных бедствий и других непредвиденных обстоятельств.
Второе, это очередной способ пополнения портфелей, то есть не что иное, как интерес профессиональных участников страхового рынка.
Третье, оптимистичное, это комплексное решение проблем, связанных с гибелью или повреждением имущества потерпевших, причинением вреда их жизни и здоровью.
С целью реализации различными организациями, способствующими благоприятную обстановку в области экологии основных конституционных прав, органы исполнительной власти в первую очередь должны разрабатывать и внедрять государственные программы в сфере охраны окружающей среды. Во-вторых, обеспечивать нормы по состоянию окружающей среды. В третьих, осуществлять надзор и координировать действия другими органами, а в случае нарушения привлекать к ответственности, а также следует возмещать ущерб причиненный здоровью и имуществу, как в судебном, так и в административном порядке за экологические нарушения. Оказывать поддержку в развитии страхования в области экологии и оперативно представлять достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
В случае препятствия должностными и иными лицами реализации гражданами, которые направлены на улучшение экологической обстановки, необходимо привлекать к административной и уголовной ответственности. Совершенствование обстановки в области экологии является обязанностью органов публичной власти, которые обязаны оказывать содействия различным объединениям, деятельность которых направлена на реализации и формирование их прав в области охраны окружающей среды. К таким относятся экономические, политические, и другие условия их осуществления.
В данной системе основной гарантией необходимо разделить на две группы, от которых зависит осуществление экологических прав. К первой можно отнести общесоциальные, а ко второй юридические Питулько В.М., Донченко В.К., Растоскуев В.В. Экологическая экспертиза: Учебное пособие для вузов. Москва: Издательский центр «Академия». 2006. С. 69..
Международная и внутренняя государственная политика является политическая гарантия каждого гражданина, а органы государственной власти в свою очередь должны оказывать поддержку со своей стороны.
Гарантии экономического характера, регулирующие отношения в области экологии можно сказать, что это такой уровень социального и экономического развития, при котором возможность социально-экономических факторов снижена по минимуму.
К духовным обязательствам следует отнести существование в социуме моральных, гуманитарных взглядов на окружающую среду как важнейшую нематериальную значимость, которая служит основным условием жизни общества, животного мира и растительности. В ст. 71-74 Федерального закона об охране окружающей среды отражены действующие проблемы, которые повысят эколого-правовую культуру граждан.
К целям экологического обучения и образования следует отнести повышение экологического менталитета, профессиональных навыков и знаний общества в сфере природопользования, а также обеспечения стабильного социального и экономического развития регионов.
Право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду обеспечивается не только при помощи общесоциальных гарантий, но и специальными (юридическими) гарантиями, к которым следует отнести систему средств правовой охраны личности.
К понятию юридические гарантии необходимо отнести государства и различные государственные учреждения, которые обязаны обеспечить защиту прав и свобод, а также ее реализацию.
Существует ряд систем и юридических гарантий. К основным необходимо отнести конституционные, за ними следуют экологические, уголовные, гражданские и другие.
Существующие гражданско-правовые гарантии регулируют порядок возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан. Так, ст. 1084-1094 ГК РФ и ст. 77-79 комментируемого закона закрепляют обязанность полного возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями, устанавливают порядок такого возмещения, а также особенности возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности для окружающей среды. Особенностью возмещения ущерба, причиненного экологическим правонарушением является то, что наряду с экономическими потерями учитывается и вред, нанесенный окружающей среде, ведущий зачастую к непоправимому ухудшению ее качества. Вред окружающей среде подлежит возмещению в соответствии со специальными методиками и таксами расчёта ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление надлежащего качества природного объекта.
В числе прочих отраслевых гарантий большое значение принадлежит административно-правовым гарантиям. Их содержание состоит в практическом осуществлении органами государственного и муниципального управления и их должностными лицами следующих юридически значимых действий? выполнение юридических обязанностей по обеспечению реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду; создание надлежащих условий его реализации; наблюдение за его реализацией; охрана данного права; применение санкций в случае его нарушения.
Примером работы данной группы гарантий будет являться оказание содействия со стороны соответствующих должностных лиц гражданам и их объединениям в получении своевременной, полной и достоверной экологически значимой информации, а также в своевременном реагировании на жалобы, заявления и обращения граждан.
В целях охраны окружающей среды законодатель предусматривает выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экологических требований в процессе осуществления хозяйственной деятельности на всех стадиях организации производства? при размещении, проектировании и строительстве объектов (доэксплуатационная стадия); при вводе их в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации (послеэксплуатационная стадия), чему посвящена глава VII ФЗ «Об охране окружающей среды».
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, должностные лица бывают привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
Предусмотренные ФЗ «Об охране окружающей среды» препятствия гражданам и их некоммерческим объединениям в осуществлении их экологически значимой деятельности могут затрагивать различные ее аспекты и повлечь за собой различные последствия, а, соответственно, за их нарушение могут наступать различные неблагоприятные последствия. Наиболее мягким видом воздействия на нарушителей экологического законодательства (при условии, что эти действия нарушают и трудовое законодательство) является наложение мер дисциплинарного воздействия исходя из статьи 192-193 ТК РФ. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель вправе применить следующие дисциплинарные взыскания? замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
При наличии большей общественной опасности деяния, законодательство предусматривает меры административной ответственности. Так, ст. 8.5. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Наиболее же строгое наказание, к примеру, за вышеупомянутый отказ в предоставлении гражданину информации, в т.ч. о состоянии окружающей среды, предусматривает ст. 140 УК РФ, согласно которой наказанию подлежит неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, в случае если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан. Данный перечень деяний, препятствующих реализации экологических прав граждан, равно как и мер ответственности, не является исчерпывающим.
Многочисленные изменения в законодательстве и его толерантность в области природопользования и контроля за охраной окружающей среды, несоответствие его реальных возможностей заявленным в нем целям и ценностям, противоречивость отдельных норм, сложность, отсутствие взаимосвязи со смежными отраслями привели к массовому отрицанию права, как системы правил поведения, способной регулировать отношения в области законодательства об охране природы. Престиж данной работы и результативность экоконтроля снизился до самого минимума.
Экологический надзор (контроль), который должен быть взаимосвязан с такими обязательными составляющими, как различные экспертизы (экологическая и градостроительная), лицензирование природоохранной деятельности, разрешения на использование природных ресурсов, экологическое управление, экономика и политика. Но на деле такая взаимосвязь почти не выдерживается, что и стало основным недостатком действующего российского законодательства. Тем не менее, рост заболеваемости и смертности населения в стране, изменения климата, природные катастрофы, так или иначе, заставляют поднимать вопрос об ужесточении мер по обеспечению сохранности естественной природы и экологической безопасности людей. Появилась необходимость сделать надзор (контроль) наиболее эффективным средством воплощения экополитики.
Для осуществления данных целей в 2012 году Президентом Д.А. Медведевым была утверждена программа, рассчитанная до 2030 года по развитию политики в области экологии. А 2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды.
Рассмотрим, какие недостатки имеются в сфере экологического контроля.
Росприроднадзор во всех субъектах РФ объединяет под своим контролем абсолютно все средние и крупные предприятия, которых, по данным, представленным Росстатом, начитывается от 500 до 2500 в каждом регионе. Государственных инспекторов Росприроднадзора - не более 40 на те же объёмы, и наличием опыта осуществления экологического контроля могут похвастаться только единицы. В результате, проверки проводятся поверхностно, некомпетентно и, что самое главное, раз в пятьдесят лет. Также нельзя снимать со счетов «пятилетние каникулы», объявленные Президентом отечественному бизнесу и отсутствие профильных лабораторий, способных проводить необходимые экспертизы. Да и сама заработная плата инспектора оставляет желать лучшего.
С другой же стороны, во многих регионах созданы различные крупные природоохранительные организации, которые не обладают полновесными контролирующими полномочиями, так как эти полномочия отнесены к компетенции Росприроднадзора и других органов субъектов РФ. Таким образом, при наличии огромного количества полномочий, укомплектованность высококвалифицированными специалистами недостаточна, что приводит к невозможности выполнения всего объема контролирующих мероприятий.
Некоторые функции экологического контроля (надзора) также возложены еще на четырнадцать министерств и ведомств, среди которых МЧС, Государственный контроль по рыболовству, потребительский надзор, технический надзор и др. Но деятельность указанных государственных органов, самим государством никак не регулируется ни на одном из уровней.
А контроль на уровне муниципалитетов в 2002 году Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть I), ст. 24, в угоду бизнесу, вообще перестал существовать. Таким образом, ни один из государственных органов не будет нести ответственность в результате ухудшения состояния окружающей среды на территориях муниципальных образований.
Продолжение передачи экологоконтролирующих полномочий в регионы неизменно усугубляет экологическую ситуацию, так как коррупция на местах гораздо масштабнее, чем в федерации. Влияние территориальных администраций в части принятия решений органами по охране природы значительно больше.
Работниками территориальных прокуратур также ведется политика в области административных правонарушений. В природопользовании уплат за отрицательное влияние на нашу окружающую среду, в нормировании, экологической экспертизе и лицензировании вращаются огромные деньги. План проверок составляется непосредственно самим контролирующим органом, поэтому инспектор может внести предприятие в график, а может и не вносить в течение нескольких лет. Благо у каждого органа найдется немало способов объяснить свои действия.
Результаты проверок предприятий - природопользователей крайне редко заканчиваются составлением административного протокола и применением наказания в виде приостановки производственной деятельности. А если это и происходит, то, в основном, в отношении мелких предприятий, которые не имеют, хоть какого-либо экономического влияния в регионе. Крупные корпорации почти никогда не попадают в поле зрения надзорных органов.
Очень показательным является заключение мирового соглашения между Уфимским Росприроднадзором и акционерным обществом «Уфанефтехим», в результате которого надзорный орган освободил Общество от возмещения вреда, причиненного экологии реки Белая, являющейся главной водной магистралью Башкортостана, на сумму, превышающую 20 миллионов рублей. Решение было принято незаконно по следующим основаниям.
Во-первых, согласно ст.77 ФЗ «Об охране окружающей среды», причиненный вред должен возмещаться в полном объеме, а факт нанесения вреда был установлен и не оспорен сторонами.
Во-вторых, статья 78 указанного Федерального закона дает возможность возместить причиненный вред восстановлением нарушенного экологического состояния за счет средств виновного лица. Для этого должен разрабатываться проект восстановительных работ. Но такой проект не разрабатывался по причине невозможности ликвидации последствий противоправных действия со стороны Общества.
В-третьих, мировое соглашение содержит в себе лишь общие фразы о проекте безопасности окружающей среды, но никаких конкретных мероприятий, источников финансирования и показателей улучшения состояния сбросов в нем не указывается, что является признаком мнимой сделки.
В-четвертых, в соглашении не содержится сведений о том, что права третьих лиц (простых граждан) противоправными действиями Общества также были нарушены. Воду реки Белой использовали для своих нужд жители, проживающие ниже по течению. И в результате данного соглашения, права указанных граждан нарушались и нарушаются.
В-пятых, надзорный орган не вправе освобождать нарушителя от ответственности. Тем более, что действия Общества фактически подпадают не под административную, а уголовную ответственность - имеются признаки состава преступления, предусмотренного ст.250 УК РФ.
Результатом данного мирового соглашения стала лавина жалоб от общественности на загрязнение окружающей среды. Уфимский Росприроднадзор вышел в суд с тремя десятками исков на приостановление деятельности в отношении мелких производителей, осуществляющих свою деятельность в г.Уфе, но на самой приостановке деятельности настаивать не стал. В результате суд обвинил этих мелких предпринимателей в загазованности воздуха в городе и применил к ним санкцию в виде штрафа. Крупные же нефтеперерабатывающие предприятия были выведены из-под внимания самим надзорным органом. Не было даже попыток приостановить деятельность этих предприятий или отдельных их цехов. Результатом такой преступной деятельности со стороны надзорных органов явилась полная утрата питьевой подземной воды в одном из районов Уфы, произошедшая из-за варварской добычи нефти.
Изменения, внесенные в ФЗ «О лицензировании… О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Российская газета. 2011. № 97; Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716; Парламентская газета. № 23.» освободили от необходимости получения лицензии на сбор отходов, являющихся опасными. Данное решение законодателя спровоцировало многократный прирост свалок с опасными веществами и материалами.
Была отменена экологическая экспертиза проектной документации. Градостроительный кодекс РФ заменил ее на общую. В результате опасные промышленные предприятия почти повсеместно получают положительное заключение экспертов и выпадают из поля зрения надзорных органов.
Приведенные выше примеры не единичны, что свидетельствует о кризисе в области охраны окружающей среды.
Загрязнение вод и загрязнение атмосферы на сегодняшний день являются одними из наиболее опасных экологических преступлений, так как деяния наносят вред здоровью человека, причиняют экономический ущерб, но и способствуют усыханию лесов и иной растительности, выпадению кислотных дождей, отравление земли, гибель животных.
В связи с этим в ст. 250-251 УК РФ предлагается дополнить ч. 4 следующего содержания:
Деяния, предусмотренные частями первой или второй, а также, если это лицо ранее привлекалось за аналогичное административное правонарушение, наказываются: лишением свободы на срок до пяти лет.
Престиж общественной экологической работы был утрачен в связи с изменениями, которые произошли в общественном строе страны и ее идеологии. В таких условиях, когда государство ослаблено, общественность принимает все меры для осуществления экологического контроля и защиты своих интересов и права иметь благоприятную окружающую среду.
Граждане все чаще проявляют активность в вопросах предотвращения экологических правонарушений. Это обуславливается также и тем, что Федерация, на законодательном уровне, пытается привлекать население к участию в экологическом контроле. В связи с этим представляется, что использование гражданских прав в защите экологии не бесполезно, и приносит реальные результаты.
В качестве способа предупреждения нарушения экологических прав является экологический контроль. Право на данный контроль имеют как граждане, так и общественные организации. Несмотря на то, что право указанного контроля, в основном, носит декларативный характер, и не обладает правовым механизмом реализации, но в нашей стране очень сильна правоприменительная практика. Считается, что отправлять общественный контроль под контроль государства не целесообразно, так как данная процедура утратит часть своих возможностей. И это неизбежно приведет к отказу людей, с гражданской позицией, от этой общественной работы и приведет общество к толерантности или равнодушию к состоянию природы.
Лица, осуществляющие общественный экологический контроль должны обладать необходимыми знаниями и умениями, иметь высокий профессиональный уровень и способность организовывать процесс контроля, добиваться конкретных результатов. В нашей стране настойчивость даже отдельных граждан, при минимуме обеспечения (юридического и материального), может приносить результаты, которые в дальнейшем используются на благо населения.
В качестве положительных моментов ОЭК можно назвать, в числе главного, это большой выбор способов и методов контроля, которые не нарушают закон, а также полную независимость общественных контролеров от организаций - природопользователей и Федерации, возможность апеллировать к любым инстанциям, а также поддержка средств массовой информации.
Как показывает практика, граждане не связаны какими-либо инструкциями (например, должностными) и, проявляя настойчивость, могут практически любую проблему продвигать и придавать ей широкую огласку, а также потребовать от должностных лиц отчета о соблюдении требований законодательства практически на любом объекте.
Престиж работы по охране природы, как бы странно это ни звучало, может быть возрожден только лишь через положительные результаты общественного контроля для природы и населения. Раз у государства не доходят руки до защиты окружающей среды, то этим может заняться население (в интересах подрастающего поколения). Работа общественного контроля предусмотрена ст.68 ФЗ 'Об охране окружающей среды'.
Создаваемые общественные экологические советы должны бы де-факто играть особую роль в политике охраны природы, но, как правило, эти советы наполняются людьми равнодушными к изучаемому вопросу, не имеющими специальной подготовки и знаний.
В качестве примера можно привести рассмотренный ранее «Росприроднадзор» по Республике Башкортостан. В 2012 году в его состав вошли бизнесмены и чиновники. От общественной организации был только один представитель - председатель Охотобщества. Но его сфера деятельности не относится к сфере деятельности Росприроднадзора. А председателем экологического совета был назначен человек, не имеющий отношения ни к общественной, ни к природоохранной деятельности, да еще и проживающий в нескольких сотнях километров от регионального центра.
Для решения вопросов нарушений в сфере окружающей среды невозможно отстранится от участия населения, но для результативности их деятельности, их полномочия необходимо закрепить в нормативно- правовых актах. Необходимо производить стимулирование (как моральное, так и материальное), увеличивать их полномочия. Общественные советы в каждом регионе должны реально действовать.
Отдельно хотелось бы оценить роль производственного экологического контроля. С одной стороны инспектор производственного экологического контроля - это государственный инспектор, который обязан соблюдать закон и свои должностные инструкции, осуществлять свою государственную функцию, а с другой стороны - он сам является работником своего предприятия, которое выплачивает ему зарплату, и, как следствие, стимулируется собственным руководством для сокрытия нарушений в сфере экологии. Многие предприятия идут даже на то, что сокращают должности инженеров-экологов, объясняя это экономией и оптимизацией, и перекладывают их полномочия на других служащих (например, бухгалтера или специалиста по охране труда или техники и безопасности).
Между престижностью профессии эколога и эффективностью государственного контроля в регионе существует прямая зависимость. Чем больше государство проявляет интереса к вопросам экологии в конкретном регионе, тем более квалифицированные в нем экологи, тем выше престижность профессии и более внимательное отношение к вопросам охраны окружающей среды у общественности и средств массовой информации.
Порядок проведения производственного экологического контроля в федеральном законодательстве никак не регламентирован и содержит только рекомендации по его производству. Для улучшения качества работы по экологическому контролю на предприятиях, необходима разработка типовых положений об экологической службе, которая бы содержала исчерпывающий перечень прав и обязанностей инженеров-экологов.
Стабилизировать экологическую обстановку в России можно только в результате эффективного взаимодействия государства, производств и общества. Для этого необходимо часть полномочий от субъектов 'вернуть' федерации, в том числе и расчет убытков, причиненных экологическими нарушениями. На губернаторов необходимо возложить ответственность за экологическую обстановку в регионах, а сведения об их работе в этом направлении внести в ежегодную статистическую отчетность.
Наше несовершенное российское законодательство привело к тому, что государство и граждане, осуществляющие общественный контроль практически противопоставлены друг другу. Отсутствует практика проведения совместных проверок. Результаты контроля не оглашаются, не доводятся до сведения населения, проверяющие организации отказываются работать со средствами массовой информации, что неизбежно приводит к повышению коррупции в указанной сфере. Также в законодательстве не имеется норм, которые бы могли стимулировать деятельность общественных проверяющих, не говоря уже о том, что общественные инспектора не имеют возможности составлять протокола об административных правонарушениях, общественный контроль не поддерживается социально, что приводит к возникновению равнодушия к указанной сфере деятельности.
Необходимо совершенствовать нормативно - правовую базу, в частности ужесточить наказание за повторное административное правонарушение с более жестокой мерой пресечения и привлечением к уголовной ответственности, а также постоянное совершенствование правовой базы в области охраны окружающей среды и природопользования.
В частности, в главу 26 «Экологические преступления» необходимо внести изменения, а также произвести детальный анализ.
Заключение
При написании дипломной работы нами были изучены правовые основы и правоотношения, возникающие в процессе государственно-правового регулирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
В целях дальнейшего развития и совершенствования государственного регулирования в области охраны окружающей среды, повышения уровня экологической культуры населения, поддержки процессов модернизации производства на основе внедрения прогрессивных, экологически чистых и безопасных технологий необходимо сосредоточить основные усилия на следующих приоритетных направления деятельности.
Во-первых необходимо совершенствование и повышение эффективности системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды, во-вторых усовершенствовать базу нормативно-правового регулирования не только на уровне Российской Федерации, но и на уровне субъектов, также повышение уровня экологической культуры населения и степени участия гражданского общества в формировании и реализации экологической политики государства.
Важнейшими условиями повышения эффективности борьбы с угрозами экологической безопасности является усовершенствование природоохранного законодательства. Сложившаяся к настоящему времени правовая база в этой сфере все еще не совершенна и часто не способна обеспечить осуществления необходимых мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, нуждается в совершенствовании и детальной доработке.
Необходимо ускорить разработку Экологического кодекса Российской Федерации. В целях совершенствования системы управления окружающей средой и обеспечения экологической безопасности автором работы предлагается предусмотреть подготовку целевых программ, направленных на обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды, финансируемых в установленном порядке из федерального и региональных бюджетов, разработку и внедрение системы экологических показателей как количественных критериев экологической эффективности проводимой исполнительными органами регионов политики.
Требуется с одной стороны дополнение и уточнение норм федерального законодательства, регулирующего природоохранную компетенцию органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. С другой стороны, неотъемлемым компонентом и условием реализации экологической политики является наличие собственной нормативно-правовой базы регионального и муниципального уровня, содержание которой, в свою очередь, прямо зависит от федерального правового регулирования в сфере охраны окружающей среды.
При принятии новых федеральных законов, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, надо предусматривать переходный период для разработки механизма их реализации и при необходимости реорганизации органов исполнительной власти.
Исполнительные органы государственной власти регионов должны периодически анализировать и оценивать действующую систему управления окружающей средой, чтобы выявить благоприятные возможности для ее улучшения. Система управления охраной окружающей среды является средством, позволяющим достичь того уровня экологической эффективности, который она себе установила, и систематически контролировать его.
Представляется целесообразным внести изменения в действующие нормативные правовые документы, в том числе в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в части повышения ответственности субъектов хозяйственной и иной деятельности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Возникает необходимость серьезной детальной доработки Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно главы 26 'Экологические преступления'.
Полагаем, что в ст. 262 УК необходимо указать, кому может быть причинен преступлением значительный ущерб. В принципе нарушением режима особо охраняемых территорий и объектов вред может быть причинен государству; субъекту Федерации, муниципальному территориальному образованию, в чьем ведении могут находиться особо охраняемые объекты; гражданину - работнику заповедника или национального парка, ведущему в них ограниченное хозяйствование; окружающей природной среде в целом. В тексте статьи адресат не обозначен. Между тем от этого зависит решение вопроса о содержании вреда как последствия преступления и о его размере, признаваемом существенным. Конечно же, в статье должны быть предусмотрены последствия экологического характера. В связи с этим целесообразно в данной статье после слов «повлекшее причинение» включить в текст слово «им».
Обязательным условием уголовной ответственности по ряду статей является наступление негативных последствий. Часто экологический вред является необратимым, он не поддается восстановлению ни силами природы, ни деятельностью человека. Подсчитать экологический ущерб порой практически невозможно (например, выведение из оборота участка земли вследствие радиоактивного загрязнения). В связи с этим в статьи 250 и 251 УК РФ предлагается дополнить ч. 4 следующего содержания: «Деяния, предусмотренные частями первой или второй, а также, если это лицо ранее привлекалось за аналогичное административное правонарушение, - наказываются: лишением свободы на срок до пяти лет».
Список использованных источников
I. Нормативные правовые акты и официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. - 25 декабря; Российская газета. 2014. - 23 июля.
2. Водный кодекс Российской Федерации от 03 июня 2006 года № 74-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. - Ст. 2381; Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4350.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Российская газета. 1996. - 18, 19, 20, 25 июня; Российская газета. 2016. - 6 мая.
4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04 декабря 2006 года № 200-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. - Ст. 5278; Собрание законодательства РФ. 2016. № 18. Ст. 2495.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (ред. от 11.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. - Ст. 3824; Собрание законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2063.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. - Ст. 3340; Собрание законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2061.
7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. - Ст. 4147; Собрание законодательства РФ. 2016. № 18. Ст. 2495.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (часть I). - Ст. 1; Собрание законодательства РФ. 2016. № 18. Ст. 2509.
9. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть I), ст. 24
10. Об особо охраняемых природных территориях: федер. закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 12. - Ст. 1024; Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4359.
11. О животном мире: федер. закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. - Ст. 1462; Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4370.
12. О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Российская газета. 2011. № 97; Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716; Парламентская газета. № 23.
13. Об экологической экспертизе: федер. закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. - Ст. 4556; Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть I). Ст. 28.
14. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 35. - Ст. 3648; Собрание законодательства РФ. 2016. № 7. Ст. 919.
II. Публикации, монографии, статьи, диссертации.
15. Аксенова О. Особенности региональной экологической политики // Социальная экология регионов России. 2009. № 1. С.20-26.
16. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Москва: Зерцало. 2011. С.75-90.
17. Арбузов В.В. Экологическое право. Пенза: Манэб. 2009. 266 c.
18. Арустамов Э.А. Природопользование: Учебник для вузов. Москва: Издательский дом «Дашков и К0». 2008. 284 с.
19. Боголюбов С.А. Экологическое право. Москва: Норма. 2009. 312 с.
20. Белов С.В., Барбинов Ф.А., Козьяков А.Ф. Охрана окружающей среды: Учебник для вузов, 2-е изд.исправленное и дополненное. Москва: Издательская группа «Высшая школа». 2009. 319 с.
21. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник для вузов. - Москва: ЭКСМО. 2009. - С. 80-110.
22. Васильева М.И. Государственный экологический контроль // Вестник Правительства РФ. 2008. № 10. С.31-32.
23. Васильева М.И. Закон субъекта Российской Федерации «Об охране окружающей среды»: опыт правового моделирования // Законодательство и экономика. 2007. № 11. С.30-31.
24. Власов В.А. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования: вопросы теории и практики // Муниципальный менеджмент. 2008. № 5. С.11-12.
25. Высторобец Е.А, Дупак В.Я. Государственная и региональная экологическая политика. Москва: Одна восьмая. 2009. 324 с.
26. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов, 2-е издан., перераб. и дополн. Москва: Издательство политической литературы «Единство». 2007. 519 с.
27. Глухов В.В., Лисочкина Т.В., Некрасова Т.П. Экономические основы экологии: Учебник для вузов. Санкт-Петербург: издательская группа «Специальная литература». 2007. 304с.
28. Государство и экономика: основы взаимодействия / Под ред. Ф.И. Шамхалева. Москва: Экономика. 2009. 316 с.
29. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Ростов-на-Дону.: МарТ. 2009. 244 с.
30. Иванов О.П. Основные направления реформирования современной природно-ресурсной политики России // Использование и охрана природных ресурсов в России. №3. 2011. С.40-45.
31. Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экологический менеджмент: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Издательство АООТ «Ростовское книжное издательство». 2007. 301 с.
32. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник для вузов, издание 12-е, допол. и пер. Ростов-на-Дону: издательская группа «Феникс». 2007. 602 с.
33. Кудряшова А.А. Человечество, живой мир и среда обитания: Учебное пособие для вузов. Москва: Издательство «Колос». 2008. 198 с.
34. Лукьянчиков Н.Н. Экономико-организационный механизм управления окружающей средой и природными ресурсами. Москва: Норма. 2009. 220 с.
35. Никитин А.Т., Степанов С.А. Государственное и муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды. Москва: МНЭПУ. 2009. 296 с.
36. Николаев А.К. Об экологической доктрине РФ // Правовые вопросы охраны окружающей среды. 2007. №6. С. 5-7.
37. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учебное пособие для вузов. Москва: Издательская группа «ФАИР-ПРЕСС». 2009. 320 с.
38. Охрана окружающей среды в России: стат.сб. Москва: Росстат. 2011. 414 с.
39. Питулько В.М., Донченко В.К., Растоскуев В.В. Экологическая экспертиза: Учебное пособие для вузов. Москва: Издательский центр «Академия». 2006. 480 с.
40. Попов Л.Л. Административное право. Москва. 2005. 345 с.
41. Прохоров Б.Б. Экология человека: Учебник для вузов, 4-е издание, стер. - М: Издательский центр «Академия». 2008. 320 с.
42. Расширены полномочия комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области Экология производства. 2008. № 5. С.24-26.
43. Фролова С.А. Экологическая политика и охрана окружающей среды как задача государственного управления // Муниципальные финансы. 2008. № 2. С.23-24.
44. Четвериков В.С. Административное право. Москва: ИНФРА-М. 2011.
Приложение 1
Рис 1 - Распределение промышленных выбросов в атмосферу по федеральным округам.
Приложение 2
Рис 2 - Доля отраслей промышленности в загрязнении воздуха России
Приложение 3
Рис 3- Сравнительная характеристика степени переработки коммунальных отходов.