Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Мониторинг состояния лесных ресурсов в Александрово-Заводском районе

Работа из раздела: «Экология и охрана природы»

/

54

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Мониторинг состояния лесных ресурсов в Александрово-Заводском районе

2010 г.

Содержание

Введение

1. Общая часть

1.1 Обзор состояния лесного фонда Читинской области

2. Специальная часть

2.1 Мониторинг леса

2.2 Лесной фонд Читинской области

2.3 Основные задачи лесхозов

2.4 Информация об Алексадрово-Заводском районе

2.5 Анализ лесов Алексадрово-Заводского района

2.6 Основные положения ведения лесного хозяйства

2.7 Экологическое и санитарное состояние лесов лесхоза

2.8 Оценка экологического ущерба

3. Природоохранные мероприятия

3.1 Лесовосстановительные мероприятия

3.2 Противопожарные мероприятия

3.3 Мероприятия по борьбе с вредителями леса

3.4 Правовая и нормативная документация

4. Экономическая часть

4.1 Расчет ущерба от лесных пожаров

4.2 Расчет ущерба, причиненного хозяйству от незаконной порубки деревьев

4.3 Стоимость лесовосстановительных работ

4.4 Оценка эффективности лесовосстановительных работ

5. Охрана труда

5.1 Федеральная инспекция труда: причины деятельности, задачи, полномочия

5.2 Государственный надзор за безопасным ведением работ в отдельных отраслях и некоторых объектах промышленности

5.3 Государственная экспертиза условий труда

5.4 Примерный перечень вопросов, рассматриваемых при проведении государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Лесной фонд Читинской области составляет 33.417,5 тыс. гектар лесов, из них не покрытие лесов площади занимают 611,7 тыс. гектар, - это гари (2%), вырубки - 0,2%, прогалины - 0,08%. Из этого следует, что основную опасность для лесов Читинской области составляют пожары.

Лесной фонд подвергается различного рода воздействием, как антропогенного, так и естественного происхождения. Негативное явление на его состояние оказывают лесные пожары, интенсивные вырубки различного рода вредители леса, аккумуляции тяжелых металлов, разработки полигонов под добычу полезных ископаемых, выбросы промышленных предприятий и транспорта, неумеренное рекреационное использование и другие факторы.

Влияние лесов на окружающую среду исключительно многообразно. Оно проявляется в том, что леса:

-являются основным поставщиком кислорода на планете;

-влияют на водный режим;

-смягчают воздействие засух и суховеев, сдерживают подвижные пески;

-смягчают климат, способствуют повышению урожаев сельхозкультур;

-поглощают и обезвреживают часть атмосферных химических загрязнений;

-защищают почвы от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, разрушения берегов и других неблагоприятных геологических процессов;

-создают нормальные санитарно-гигиенические условия, благотворно влияют на психику человека, имеют огромное рекреационное значение.

В настоящее время леса испытывают значительные антропогенные нагрузки. Целью данной дипломной работы является исследование отрицательных воздействий на лесные ресурсы Александрово-Заводского района, анализ основных экологических проблем лесхозов лесных ресурсов на данной территории, разработка природоохранных мероприятий в целях рационального использования в исследуемом районе. Кроме того, в дипломной работе проведены расчеты ущерба от лесных пожаров, незаконной вырубки деревьев, дается экономическая оценка эффективности лесовосстановительных мероприятий.

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1 Обзор состояния лесного фонда России

Леса высокая часть окружающей природной среды. Как экологическая система, лес выполняет различные функции и одновременно является незаменимым природным ресурсом (см. рис.1).

/

54

Рис. 1. Функции леса

Лесной фонд России, в настоящее время составляет 771 млн. га, покрытой лесом площади с запасом древесины 80,7 млрд. кубометров. На долю России приходится 22,1% лесопокрытой площади мира. ј мировых запасов древесины и более половины запасов хвойной древесины. Леса России покрывают 69% всей территории страны, из которых на долю Сибири приходится 435,8 млн. га лесного фонда, что составляет 39%. Запасы спелых и перестойных лесов Западной и Восточной Сибири составляет 21,5 млрд. кубометров, из них хвойных - 17,4 млрд. кубометров.

Лесной фонд России в соответствии с хозяйственным использованием экономическим назначением, местоположением и выполнением функций разделен на три группы:

I группа включает леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, а также леса, особо охраняемых территорий и природно-заповедного фонда.

Ко II группе относятся леса, имеющие средообразуюшие, защитные функции. В этой группе допускается ограниченный режим пользования лесным фондом.

К III группе относятся леса имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначено для удовлетворения потребностей хозяйства в древесине.

Леса первой группы занимают 21,7%, второй - 7,6%, третьей - 7,07% от общей площади лесов России. Распределение запасов лесного фонда по группам в пределах России неравномерно. В Европейской части, на долю которой приходится 18% площади лесного фонда страны, размещается 29% лесов первой и 65% второй групп. Основная часть лесов Сибири и Дальнего Востока (75-85%) отнесена к третьей группе, что не соответствует природоохранному значению лесов экологически очень ранимым регионов, половина территорий которых расположена в зоне вечной мерзлоты и представлена горными экосистемами. Особенно ценными по породному составу является хвойные и твердолистые леса, которые формируют самые долговечные и устойчивые экосистемы, оказывающие наиболее регулирующее воздействие на ход природных процессов, в том числе на поглощение углерода и регулирование водного баланса в биосфере. На долю хвойных лесов приходится 7,19% покрытой лесом площади. Средний возраст хвойных лесов России - 100 млн. твердолиственных - 9,9 мягколиственных.

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Мониторинг леса

Мониторинг лесов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов а также же повышения их экологических функций. Порядок осуществления мониторинга лесов устанавливается Федеральным органом управления лесным хозяйством совместно и специально уполномоченным Государственным органом в области охраны окружающей среды.

Лесопатологический мониторинг (ЛПМ) - это система наблюдений за состоянием лесов, нарушением их устойчивости, повреждением (поражением) вредителями, болезнями и другими природными и антропогенными факторами среды и за динамикой этих процессов, обеспечивающая ранее выявленные неблагополучного состояния насаждений, оценку и прогноз развития экологически неблагополучных ситуаций для своевременного принятия решений по планированию и осуществлению эффективных и лесозащитных мероприятий.

Лесопатологический мониторинг является информационной основой государственного контроля за санитарным состоянием лесов и лесопатологической обстановкой на территории лесного фонда Читинской области Российской Федерации и лесов, не входящих в лесной фонд Российской Федерации.

Он включает в себя систему сбора, хранения и использования лесопатологической информации.

Лесопатологический мониторинг организуется федеральным органом управления лесным хозяйством и является одним из главных функциональных задач государственного управления лесным хозяйством

Лесопатологический мониторинг составляет функциональное направление лесного мониторинга, входящего в Единую Государственную систему экологического мониторинга.

Лесопатологический мониторинг организуется на всей территории лесов 1 группа, на территории лесов II и III групп, используемых в различных целях или испытывающих различные антропогенные воздействия, и в которых вероятно образование очагов вредителей и болезней.

Система лесопатологического надзора и прогноза развития распространения вредителей, болезней лесов, включающая сигнализацию о повреждении лесов, входит в ЛПМ и является неотъемлемой его частью.

Целью организаций лесопатологического мониторинга является своевременное обнаружение неблагополучных по санитарному состоянию участков леса, выявление и прогнозирование массового ослабления и усыхания лесов под влиянием стихийных бедствий, пожаров, насекомых, болезней, прочих факторов воздействия на окружающую среду природного и антропогенного характера, получение своевременной и достоверной информации от нежелательных изменениях в состоянии лесов под влиянием антропогенных процессов и материалов для обоснования решений по охране, защите леса, способствующих повышению его средоохранных и сфероформирующих функций, предотвращению ущерба, сохранению биологического разнообразия лесных экосистем, рациональному использованию лесных ресурсов и устойчивому развитию лесного сектора экономики России.

Первоочередными объектами лесопатологического мониторинга являются особо ценные леса, леса особо охраняемых природных территорий, леса в районах техногенного загрязнения, пострадавшие от стихийных бедствий, подвергающихся интенсивному хозяйственному воздействию, рекреационной нагрузки, поврежденные огнем, вредными организмами и другими факторами, неблагоприятного воздействия природного и антропогенного происхождения.

Проекты профилактических и истребительных мероприятий против вредителей и болезней леса, планы санитарно-оздоровительных и других лесозащитных мероприятий составляются согласно Санитарным правилам в лесах России и другими нормативными документами.

На территории Александрово-Заводского лесхоза мониторинг лесных ресурсов ведется не по полной программе, ввиду отсутствия финансирования.

2.2 Лесной фонд Читинской области

Площадь лесного фонда находится во ведении Читинского управления лесами и составила 31421,5 тыс. га, что на 2,7 тыс. га больше по сравнению с предыдущим годом (табл.1). Увеличение произошло в результате приемки земель в состав государственного лесного фонда в связи с окончанием срока пользования.

Площадь покрытых лесом земель увеличилась на 31,9 тыс. га за счет проведения лесовосстановительных мероприятий лесхозами области. перевод в покрытые лесом земли сократил не сомкнувшиеся лесные культуры на 600 га. В результате лесовосстановительных работ на вырубках, гарях, погибших насаждениях, пустырях и рединах площадь земель, непокрытых лесом, уменьшилась на 29,4 га.

Таблица 1 Категории земель Читинской области

Категории земель

На начало года

2004г.

2005г.

Общая площадь земельного лесного фонда

31418,8

31421,5

Нелесные земли

3141,9

3141,9

Лесные земли

2827,9

28277,9

В том числе покрытые лесом

26888,3

26920,2

Не сомкнувшиеся лесные культуры

36,0

35,4

Не покрытые лесом земли

1352,4

1323,0

Окончание таблицы 1

Из них:

редины

656,0

655,4

Гари и погибшие насаждения

533,4

523,7

Прогалины и пустыри

29,4

27,8

вырубки

133,6

116,1

Качественный состав лесного фонда по лесхозам области не однороден. Леса Северного Забайкалья (Чарский, Тунгокоченский и Тунгиро-Олекленский лесхозы) занимают более 30% лесопокрытой площади. Здесь преобладают горные лиственные леса. Леса растут медленно. Они низких бонитетов (IV-V), в большинстве низкополотные (0,3-0,5). По возрастному составу преобладают спелые и перестойные древесиной. В возрасте спелости это средняя и мелкая древесина. Возобновляются естественным путем. Имеют большое водоохранное, климаторегулирующее и креагенно-почвозащитное значение.

Горные сосново-лиственные и лиственные леса Центрального Забайкалья расположены в низкогорном и среднегорном поясах с относительно благоприятными условиями. Леса растут удовлетворительно. характеризуются средними бонитипами. Высокопроизводительные древостой представлены достаточно часто. В западных лесхозах области сосредоточены основные эксплуатационные запасы сосны, которые в 150-200 - километровой полосе вдоль Транссибирской магистрали значительно вырублены. В этих лесхозах наблюдается омоложение лесов. Так, например, в Хилокском лесокомбинате на 80% площади лесопокрытых земель распространены преимущественно хвойные молодняки Центрального Забайкалья выполняют большие водоохранные, климаторегулирующие, криогенно-почвозащитные и санитарно-гигиенические функции, так как это наиболее населенная и освоенная территория, испытывающая значительную антропогенную нагрузку. Здесь наиболее частые пожары.

Юго-Западную территорию Забайкалья занимают горные сосново - кедроволиственные леса. Этой территории уделяется особое внимание, так как она входит в природоохранную зону оз. Байкал, и защитные функции лесов преобладают над эксплуатационным. Здесь сосредоточены основные кедровые формации и орехово-промысловые зоны области.

Часть центральных и юго-восточных, восточные лесхозы области - это наименее облесенные земли. Здесь природные условия формируют лесостепные и степные геосистемы. Распространены сосново-лиственные и сосново-березовые леса. Они занимают сравнительно небольшие площади, иногда островного характера.

Имеют неоценимое защитное, климаторегулирующее, санитарно-гигиеническое значение. Леса и степи - источники пищевого, лекарственного и технического сырья.

Так, хозяйственно возможный сбор кедровых орехов составляет 11,4 тыс. т, грибов - 10 тыс. т, ягод - 33 тыс. т и лекарственно-технического сырья - 25 т. Детальные исследования запасов лекарственного сырья выполнялись лишь в 2001-2002 г. в 6 районах

В области заготавливались 36 видов лекарственных растений. Контроль за заготовками практически не осуществляется.

В 2005г. на территории Читинской области возникло 857 лесных пожаров. Сгорело и повреждено леса на корню 244,5 тыс. м3. Большинство лесных пожаров возникло по вине человека (89%). Наибольшая горимость лесов была в Читинском, Карымском, Каларском, Ингодинском, Петровск - Забайкальском районах.

Ущерб от лесных пожаров составил 13,5 млрд. руб. Текущее лесопатологическое обследование проведено на площади 147,9 тыс. га.

В Ононском лесхозе очаг линера фризе сохраняется, проводятся биологические меры борьбы. В Борзинском лесхозе имеет место комплексный очаг вредителей леса. Здесь на площади 500 га проведена обработка леса биопрепаратом дендро-бациллином.

Читинским управлением лесами в 2005 г. проведены лесовосстановительные работы на площади 26025 га, (в 2004г. - 26143 га) в том числе посадка леса на 4459 га (в 2004г. 4507 га). На 2952 га сократилась площадь вырубок и составила 11847 га.

В 2005 г. переведены в покрытые лесами земли молодняки хозяйственно-ценных пород на площади 60615 га, в том числе лесные культуры - на 5455 га. Посадка полезащитных полос в 2005 г. не проводилась. Проведено дополнение (замена погибших деревьев) полезащитных полос на площади 100 га. и уход за лесополосами на площади 300 га. количество лесовосстановительных работ улучшается. В 2005 году списано 128 га лесных культур (в 2004 г. - 214 га). По причине лесных пожаров в 2005 году списано 80,5% всего количества списанных культур.

При передаче в аренду участков лесного фонда с арендатором заключаются договора на проведение лесовосстановительных работ, срок выполнения которых контролируется лесхозами.

Из имеющихся природоохранных проблем, связанных с растительным миром, в том числе с лесами, на сегодняшний день наиболее четко обозначились следующие:

- сохранение генофонда - биологического разнообразия и ценофонда - разнообразия растительности;

- изучение и рациональное использование растительных, в частности, лесных ресурсов;

- поддержание в естественном состоянии части ландшафтов с целью сохранения всего многообразия природных экосистем Юго - восточного Забайкалья. Лесной фонд Читинской области на 1 января 2001 года оставляет 33417,5 тыс. га лесов, их них непокрытые лесом площади занимают в 11,7 тыс. га, это гари (2%), вырубки (0,2%) прогалины (0,08%). Из этого следует, что основную опасность для лесов Читинской области представляют пожары.

Однако следует иметь ввиду, что данные по вырубкам значительно расходятся с реальностью, так как не учитывается незаконные вырубки.

Лесной фонд Читинской области разделен на 3 группы:

I группа - леса, выполняющие защитные и рекреационные функции, их площади - 11,1%; II группа - леса, имеющие защитное и ограниченное экосистемное значение, их площадь составляет 13,1%. В Читинской области большая часть этих лесов расположена в бассейне озера Байкал (юг и, юго-запад области), и от общей площади лесного массива составляет лишь 11,2%; III группа - «резервные» леса (предназначенные для удовлетворения потребностей в древесине). Их общая площадь составляет 75,8%. Эти леса расположены, в основном, в восточной, северно-западной и северной части области, на значительном удалении от железнодорожных и автомобильных магистралей, и поэтому «не освоены для заготовок древесины». Но именно эти леса большей частью остаются нетронутыми. К сожалению, настоящий правовой статус этих лесов не дает гарантий их сохранения, поэтому эти леса нуждаются в особом статусе охраны ( альтернативой могут стать особо охраняемые территории различного статуса).

В целом, территория лесного фонда области, освоенная для заготовок древесины, составляет 44%.

Не освоенных естественных лесов - 56% от общей площади лесов. Леса, произрастающие по днищам котловин и склонам хребтов в верхнем поясе тайги, напоминающем лесотундру, редколесья с подлеском из кедрового стланика сменяются его зарослями, местами - криволесьями из ольховника, в еще выше - горными тундрами.

Большая часть покрытой лесом площади занята лиственницей, кедровым стлаником и ерником. Сосна произрастает в примести лиственных древостоев, и чем прохладнее условия произрастания, тем для участия лиственницы в общем составе сосняков, увеличивается. Площадь лесного фонда находящегося в ведении Агентства лесного хозяйства по Читинской области составляет 31307,0 тыс. га, 93% всех лесов Читинской области, в том числе:

I группа лесов 3215,0 тыс. га - основную часть этих лесов представляют зеленные зоны населений, защитные полосы лесов вдоль железнодорожный магистралей, автомобильных дорог, запретные полосы лесов по берегам рек и полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, орехово промысловые зоны, леса I II III зон округов санитарной охраны округов, особо ценные лесные массивы.

II группа - 3838,0 тыс. га. III группа - 24254,0 га.

Читинская область - горная территория. Природные ландшафты изменяются в широком диапазоне: от горных тундр и тайги на севере до сухих степей на юге. Основная часть лесхозов Читинской области находится в горно-лесной зоне. По долинам преобладают степные участки. Верховья хребтов занята горной тайгой. В ней господствует сосна, на северных слонах - лиственница Гмелина, на севере по долинам обширные площади занимают ерники.В настоящее время лес постоянно испытывает неблагоприятные антропогенные воздействия. Особое место среди них занимают, так называемые катастрофические смены, вызываемые лесными пожарами.

В 2004 году на территории гослесфонда Читинской области погибло 11066 га лесов, что составляет 0,03% от общей лесной площади.

Основной причиной гибели явились лесные пожары в ранневесенний и летнее - осенний засушливые периоды, ветровалы, буреломы, повреждения вредителями, болезнями и другие негативные факторы приведены.

2.3 Основные задачи лесхозов

Лесхоз является специально уполномоченными государственными органами в следующих областях государственного управления:

-использования, охраны, защиты лесного фонда Российской Федерации (далее - лесной фонд) и воспроизводства лесов;

-охраны окружающей природной среде;

-охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания;

Лесхозы в соответствии с возложенными на них задачами:

-обеспечивают осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-ведут государственный учет лесного фонда, государственный лесной кадастр, мониторинг лесов в соответствии с установленным порядком;

-участвуют в выполнении федеральных государственных программ, а также в разработке и реализации территориальных государственных программ. Защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

-выполняет на основе договоров работы по защитному лесоразвитию на землях сельскохозяйственного назначения, водного фонда, транспорта и землях других категорий;

-осуществляют охрану лесов от пожаров, незаконных рубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду, а также защиту от вредителей и болезней леса;

-организуют работы по уходу за лесами, проводят работы по селекции, лесному семноводству и сортоиспытанию ценных древесных пород, повышению плодородий почв, заболачиванию, засорению и других процессов, ухудшающих состояние земель.

2.4 Информация об Александрово-Заводском районе

Александрово-Заводской район расположен на юго-востоке Читинской области. На севере район граничит с Шелопугинским и Газимуро-Заводским районом, на востоке с Калганским, на юге с Приагрунским с Борзинскими районом.

Общая площадь района составляет 713229 га. Численность населения района 13900 человек, 27 сельских населенных пунктов.

Районным центром является Алексанровский Завод. Расстояние от районного центра до города Чита 492 км. Расстояние до центра самой отдаленной сельской администрации, села Васильевский хутор - 70 км.

Село Александровкий Завод основано в 1792 году и является одним из так называемых Нерченских Заводов - старых горнопромышленных поселков, образованных в местах расположения сереброплавительных заводов.

Средняя температура по району составляет - 440 С. Сумма активных температур 16200С. Годовая сумма осадков 350-390 мм.

По природно-хозяйственному районированию район относится к Верхне-Амурской лесостепной и Приаргунской степной подзонам. Для района характерно наличие горного и холмисто-увалистого рельефа. Сопки имеют высоту 60-90 м. В центральной части района проходит Нерченский хребет, в северной отросли хребтов. Кукульбей и Урюмканского. В почвенном покрове территории района основной фон составляют черноземы, которые занимают до 42% земель. Несколько меньше распространение имеют лугово-черноземные почвы - 17% серые лесные - 13%, луговые - 9%.

Основу растительного покрова составляют злаково-ковыльные, вострецовые и другие растительные группировки. Речная сеть представлена рекой Газимур и ее притоками и несколькими менее крупными речками и ручьями. В районе ведется добыча золота. В северо-восточной части района расположен Борзинский заказник площадь которого 73030 га. На территории заказника находится село Кокуй -1й, близ границ заказника села - Кузнецовов и Красноярово. Близ сел в лесных массивах находится грибные и ягодные места, озера - места для рыбалки.

Схематическая картина района представлена в приложении 1.

2.5 Анализ лесов Александрово-Заводского района

Лесхоз входит в водоохранную зону озера Байкал, где установлен особый режим лесопользования, исключающий применение способов рубок и технологии лесосечных работ, которые не обеспечивают чистоту с сохранность вод Байкала. Лесхоз расположен в зоне горно-таежных лесов юго-восточного Забайкалья. По лесохозяйственному районированию территория относится к горно-таежному району.

Климат резко-континентальный и характеризуется длительной малоснежной зимой и коротким сухим жарким летом. Континентальность климата обусловлена удаленностью Забайкалья от смягчающего действий незамерзающих морей и океанов и высокой приподнятостью территорий над уровнем моря.

На температурный режим территорий влияет чрезвычайная расчлененность рельефа, экспозиция склонов и значительные колебания высот местности. Климатические условия района обследования суровы.

Однако факторы, уменьшающие испарение в сухой весенний период: значительное количество осадков, концентрированно выпадающих в теплый период, совпадение максимального промачивания с максимальным прогреванием почв, сравнительно высокая влажность воздуха в летние месяцы, интенсивность солнечной радиации, слабые летние ветры - все это обуславливает оптимальные условия для роста и развития сосновых, лиственных и березовых лесов.

Почвы территорий сформировались под воздействием сурового климата и сильно изрезанного рельефа. Горные хребты, где идут процессы почвообразования, сложены массивно- кристаллическими породами: гранитами, гнейсами. Сверху покрытые различными сланцами. Только в межгорных котловинах и широких речных долинах почвообразование происходит на кольце рыхлых канав.

Из осадочных пород наиболее широкое распространение имеет элювий и делювий, лессовидные суглинки и сутки. По механическому составу они представляют собой суглинки, супеси, слипы с большим содержанием обмолов коренных пород и слабо выветренного щебня. На территории лесхоза можно встретить почти все главнейшие типы почв. Наиболее распространены горно-таежные почвы. Глубина залегания слоя вечной мерзлоты создает избыточное увлажнение почв.

Эти эктозии оказываются заболоченными и отличаются мощным покровом из мха и багульника. Глубина оттаивания мерзлоты в летний период зависит от механического состава почв и надпочвенного покрова. Южнее склоны заняты более мощными слабоподзолистыми и луговыми почвами.

Территория лесхоза расположена в бассейне реки Газимур. В хозяйственном отношении значение этой реки велико. В ее пойме расположены основные населенные пункты и сельскохозяйственные угодья района. Река имеет быстрое течение. В связи с большим уклоном русла, и характеризуется неравномерно уровня вод, стремительностью летних паводков и быстрым спадом воды.

Леса территории рассматриваются, как фактор, влияющий на водный режим озера Байкал, что служит основным принципом в всех мероприятий ведения лесного хозяйства. В связи с этим по своему народнохозяйственному значению эти леса отнесены к I и II группам лесов. Древостой представлен, в основном, сосновыми, лиственными и травянисто - кустарниковыми лесами с преобладанием подлеска из рододендрона и ерника.

Покрытая лесом площадь составляет 9,19% от общей пощади лесхоза. Не покрытая лесом площадь составляет 3,1% и представлена, в основном, рединами, гарями, погибшими насаждениями, пустырями и прогалинами.

Основная часть редин расположена в высокогорной части, где они образуются естественным путем под влиянием крайне неблагоприятных лесорастительных угодий.

Основными лесообразующими породами являются лиственница, сосна, береза. Покрытая лесом площадь представлена, в основном, насаждениями III и IV классов бонитета. По возрастным группам насаждения в лесном фонде лесхозов распределены неравномерно. Такое неравномерное распределение насаждений по возрастным группам обусловлено малым промышленным освоением массивов, несмотря на преобладание спелых и перестойных насаждений. Наибольший возраст имеют хвойные насаждения.

Основным видом лесохозяйственной деятельности является отвод лесосек под рубки главного пользования и заготовка древесины от рубок ухода, а также лесовосстановительные работы и охрана лесов от пожаров.

Планирование лесозащитных мероприятий и контроль за их выполнением осуществляется отделом охраны и защиты леса. Ежегодно проводится текущее лесотехническое обследование.

В последние годы наблюдается очень высокая горимость лесов на значительных площадях. Исходя их этого, необходимо увеличить затраты на противопожарную деятельность, а также увеличить объем санитарных рубок. Площадь насаждений с неудовлетворительным санитарным состоянием составляет 4,2% от обследованной площади лесхоза. Причинами неудовлетворительного санитарного состояния насаждений являются: пожары, неблагоприятные условия произрастания, перестойкость (накопление естественного отпада), грибные болезни, антропогенные факторы.

Лесхоз подразделяется на 4 лесничества: Кличенское, Акурайское, Акатуйское, Алекзаводское. В каждом лесничестве имеется свой техпрофинплан, в соответствии с которым осуществляется лесохозяйственные и лесовосстановительные мероприятия.

К лесохозяйственным мероприятиям, проводимым в лесхозе, относится: отвод лесосек под рубки главного пользования и подрубки ухода и выставление лесоделян на аукцион для продажи, проведение различных рубок ухода, очистка насаждений от захламленности.

Лесовосстановительные мероприятия, проводимые в Алекозаводском лесхозе: посадка леса, уход за местными культурами, содействие естественному возобновлению леса, дополнение лесных культур. Заготовка семян сосны, выращивание стандартного посадочного материала, уход за лесосеменными участками. К мероприятиям по охране леса относят: текущее лесопатологическое обследование, устройство минерализованных полос, строительство дорог противопожарного назначения, противопожарная пропаганда.

Объем работ, установлены согласно материалам лесоустройства Читинского управления лесами, выполняются полностью.

2.6 Основные положения ведения лесного хозяйства

Существующее деление лесов на группы и категории защитности вполне соответствует нормативам, отвечает современным экономическим требованиям и природоохранным целям.

Особо охраняемые территории в лесхозе отсутствуют.

В районе расположения лесхоза крупных промышленных предприятий и промышленных центров нет, поэтому леса лесхоза сверхнормативных рекреационных нагрузок практически не испытывают.

В соответствии с учетом требований к организации лесохозяйственного производства хозяйственные части в лесхозе не образуется, ведение лесного хозяйства предусматривается по категориям защитности.

Ведение лесного хозяйства в ревизионном переходе в пределах установленных категорий защитности предусматривается по преобладающим породам без подразделения по производительности в виду незначительной площади сосновых насаждений.

Основным типом леса в условия лесхоза является разнотравный, в котором произрастают сосна - 5,3%, лиственница - 8,8%, береза - 25,9%, осина - 1,9%, ерник - 0,2%.

Биологические свойства березы и лиственницы делают их наиболее приспособленными к условиям лесхоза.

Являясь светолюбивой породой, она мало требовательна к теплу и почвенным условиям и произрастает в самых разнообразных условиях, вплоть до избыточного увлажнения. В силу своих биологических особенностей березка и лиственница в условиях лесхоза занимают склоны всех экспозиций, образуя смешанные насаждения различной продуктивности (табл. 2).

Таблица 2 Распределение площади покрытых лесом земель по группам типов леса и преобладающим породам

Группы типов леса

Индекс серий типов леса

Преобладающие породы

Итого

С

Л

Б

Ос

И вд

Кустарники

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Разнотравный

РТ

13

91

9

23

42

6

6869

5

50

82

434

111

556

Рододендроновый

РДД

10

14

8

30

07

3

3150

2

12

21

729

94

Ольховниковый

ОЛ

Х

34

64

3210

667

4

Брусничниковый

БР

71

08

23

85

8

1513

0

460

96

Поименный

П

69

5

58

2

134

Приручейниковый

ПР

13

56

319

167

5

Багульниковый

БАГ

57

23

7181

129

04

Ерниковый

ЕРН

21

27

212

7

Осоковый

ОС

8658

865

8

Сфагновый

СФ

56

56

Горно-каменистый

ГК

68

0

13

70

286

233

Итого по лесхозу

31

85

5

91

39

7

1264

48

63

08

58

9054

265

160

Доминирует на территории лесхоза разнотравный (42,1%) и рододендроновый (27,5%) типы леса, занимающие более половины от общей площади покрытых лесом земель. Брусничниковый тип леса занимает 17,4% остальные типы леса занимают 13% покрытых лесом земель.

Основными положительными результатами хозяйственной деятельности лесхоза на территории являются:

1. Сокращена до минимума площадь не покрытых лесом земель.

2. Значительно улучшилось количество проводимых лесовосстановительных работ.

3. Сократились количество случаев и сроки обнаружения и тушения лесных пожаров.

4. Проведение санитарных вырубок в больших объемах; значительно сокращены запасы мертвого и сухостойного леса и качественно улучшено санитарное состояние лесного фонда.

5. Экологическое состояние лесного фонда вполне удовлетворительное, факторов влияющих на ухудшение экологического состояния лесов нет.

Разработка лесосек ведется малыми комплексными бригадами, валка леса - бензомоторными пилами, трелевка - трелевочными тракторами, погрузка - челюстными погрузчиками, вывозка древесины проводится лесовозными автомобилями, обрубка сучьев вручную на лесосеках, вывозка хлыстовая с последующей разделкой на нижних складах.

Отходы лесозаготовок (порубочные остатки, вершинник, низкотоварная древесина) до настоящего времени не находят должного применения и продолжают уничтожаться на лесосеках путем сжигания или измельчения и разбрасывания по лесосеке.

Очистка мест рубок с нормальным увлажнением почв производится путем сжигания порубочных остатков в кучках и валах в пожаробезопасный период. На мокрых почвах очистка производится путем равномерного разбрасывания порубочных остатков, которые более благоприятно сказывается на естественном возобновлении.

Значительное недоиспользование расчетной лесосеки проводит к накоплению спелых и перестойных насаждений, теряющи свои технические качества и создающих благоприятные условия для размножения и появления очагов вредителей и болезней леса. Других влияний на экологическое состояние породный состав не оказывает.

Рубка промежуточного пользования оказывает благоприятное влияние на санитарное и экологическое состояние лесов лесхоза, снижают пожароопасность, возможность появления и распространения первичных и вторичных вредителей леса, улучшают породный состав (см. табл 3).

Таблица 3 Баланс между рубкой, гибелью и восстановлением лесов

Показатели

Всего

В том числе на хозяйства

Хвойные

Твердолиственные

Мягколиственные

2

3

4

5

6

Всего по лесхозу

Вырублено и погибло насаждений

1412

1042

370

Из них восстановилось

708

408

300

В том числе культуры

Не сомкнувшиеся лесные культуры

200

200

Осталась непокрытых лесом земель

504

434

70

Не покрытые лесом земли, учтенные предыдущим лесоустройством

9277

8451

826

Из них восстановилось

8071

7245

826

В том числе лесные культуры

2417

2417

Не сомкнувшиеся

1206

1206

Осталось не покрытых лесом земель

2.7 Экологическое и санитарное состояние лесов лесхоза

В настоящее время лес постоянно испытывает несвойственные ему воздействия окружающей среды. Компоненты, сглаживающие лесной биоценоз и формы их динамики, во взаимозависимости. Они очень разнообразны (см. табл. 4).

Таблица 4 Источники, характер и размеры вредных воздействий на лес

Источник вредного воздействия, его местонахождение

Фактор воздействия и характер наносимых им повреждений

Территория подвергающаяся воздействию (л-во, кварт)

Площадь, га

2

3

4

5

Лесные пожары

Выгорание подроста, подроста, покрова, частично почвенного слоя. Повреждение иногда гибель древостоя

Клическое л-во к.в. 75,99,100,101,151,236.

Акатуевское л-во кв 61

638

70

Итого

708

В том числе по характеру воздействия

Усыхание полное

Усыхание частичное

90

Замедление роста и ослабление древостоя

618

Особое место среди них занимают так называемые катастрофические смены, вызываемые лесными пожарами. Других вредных источников отрицательного воздействия на лес не обнаружено.

Экологическое состояние лесов лесхоза вполне удовлетворительное.

В течении прошедшего ревизионного периода произошло очень значительное улучшение санитарного состояния лесов за счет уборки сухостойного леса в насаждениях, поврежденных пожарами различной степени, также улучшения охраны лесов от пожаров. Сократились сроки обнаружения, и тушения лесных пожаров по времени. В эти факторы благоприятно повлияли на общее экологическое состояние лесов лесхоза.

Источников вредных воздействий промышленных, сельскохозяйственных и других производств на территории района расположение лесхоза не имеется.

Нарушений правил технологии лесопользования на экологическое и санитарное состояние лесов не отмечено. Очагов вредителей и болезней леса в лесхозе нет.

2.8 Оценка экологического ущерба

Вырубка 200 года, площадь - 10 га, запас сосна - 100 м3/га, лиственницы - 50 м3/га.

Ущерб рассчитывается по формуле

Yпр 1л=(Noi*Hi) S*Кр (1)

где Yпр 1л - оценка в денежной форме величины экологического ущерба лесными ресурсами для 1ой категории мероприятий отчетный период времени, т/руб в год;

i = 1,2,3 … N - число лесных пород растений на территории; м3

S - площадь территорий, га;

Hi - таксовая стоимость древесины iго вида лесной породы, руб за 1м3;

Кр - региональный коэффициент биоразнообразия (для Читинской области составляет 3,5).

Таксовая стоимость сосны средней категории крупности по 3 разряду такс - 15,1 руб/м3. Лиственницы 12,1 руб/м3. Коэффициент 1,4 стоимость 1м3.

Сосны 15,1Ч1,4=21,14 руб., стоимость 1м3.

Лиственницы 12,1Ч1,4=16,94 руб.

Yпр 1л= (100*21,14+50*16,94)*10*3,5=103635 руб

3. ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

3.1 Лесовосстановительные мероприятия

В соответствии с Лесным Законодательством РФ и «Основными положениями по лесовосстановлению и лесоразведению в лесном фонде РФ», утвержденным приказом федеральной службы лесного хозяйства России №334 от 27.12.03г., каждый владелец лесного фонда обязан проводить лесовосстановительные работы в соответствии с мероприятиями лесоустройства.

Объемы лесовосстановительных работ с учетом естественного возобновления хозяйственно-ценными породами в лесхозе не должны допускать разрывы между рубкой и восстановлением леса. Лесовладельцы предусматривают естественное возобновление (заращивание) леса:

- при рубки насаждений с наличием жизнеспособного подроста хозяйственно-ценных древесных пород в количестве не менее полуторной нормы, установленной для конкретной лесорастительной зоны по шкале оценки естественного возобновления леса как удовлетворительного;

- при рубке насаждений древесных пород, способных к вегетативному возобновлению путем образования поросли от пней или корневых отпрысков, если невозможно семенное возобновление, а вегетативное возобновление соответствует целям ведения хозяйства;

- в заповедниках, национальных парках, лесных и ботанических заказниках.

При естественном возобновлении леса на участке в течении предельно допустимого срока должно появиться достаточное количество равномерно размещеных молодых деревьев хозяйственно-ценных пород, обеспечивающих в дальнейшем формирование высокопродуктивного насаждения. Содействие естественному возобновлению леса (СЕВ леса) направлен на создание условий, благоприятных для скорейшего появления и сохранения нового поколения леса из хозяйственно-ценных пород.

К планируемым мерам СЕВ леса относят:

1 - сохранение при лесозаготовках жизнеспособного подроста и молодняков хозяйственно-ценных пород;

2 - уход за подростом и самосевом при окончании лесосечных работ;

3 - минерализация поверхности почв;

4 - огораживание вырубок;

5 - посадка сеянцев и саженцев доминирует породы для дополнения естественного возобновления леса на участках с недостаточным количеством или неравномерным размещением подроста самосева хозяйственно-ценных пород.

Оставление семенников (деревьев и куртин) - обязательная лесовод-ственная мера при отводе и разработке лесосек, как важнейшее обеспечение возобновления, но в план СЕВ не включается.

Сохранение при лесозаготовках жизнеспособного подроста молодняка хозяйственно-ценных пород является одним из мероприятий СЕВ леса и должно обеспечиваться заготовителем путем применения соответствующей технологии лесосечных работ. По окончанию лесосечных работ, включая вывозку древесины, очистку мест рубок, площадь пасек с сохраненными подростом и тонкомером хозяйственно-ценных пород должен составлять не менее 75% от площади всей лесосеки при валке деревьев бензопилой и тракторной трелевке и не менее 60% при заготовке леса заготовительными машинами. Лесопользователь обязан проводить отправку полроста, освобождение его от заменяющих деревьев и кустарников и разреживание излишне густых групп.

Минерализацию поверхности почвы проводят при наличии обсеменителей с целью создания благоприятных условий для произрастания семян и выживания выходов под пологом поступающих в рубку насаждений с полной не более 0,6 на вырубках и прогалинах путем обработки почвы механическими, химическими или огневыми средствами в зависимости от механического состава и влажности почвы, густоты и высоты почвенного покрова, мощности подстилки, степени минерализации поверхности почвы во время лесосечных работ, количества обсеменителей и других условий участка. Доля минерализованной поверхности должна составлять не менее 30%от площади всего участка.

Оптимальный срок проведения минерализации поверхности почвы - перед началом опадения семя, то есть в конце лета или осенью.

Лесные культуры на землях лесного фонда создаются в тех случаях, когда в предельно допустимые сроки невозможно обеспечить восстановление хозяйственно-ценных пород естественным возобновлением, СЕВ леса. Участки земель, предназначенные для создания лесных культур, составляет лесокультурный фонд, который разделяется на следующие категории:

I - свежие вырубки 1-2 летней давности;

II - вырубки давности 3-х лет и более, на которых в течении предельно допустимого срока не произошло естественное возобновление леса хозяйственно-ценными породами;

III - участки насаждений, погибших вследствие пожаров (гари) или по другим причинам, на которых не ожидается ествественное возобновление леса хозяйственно-ценными породами в предельно допустимые сроки.

IV - погибшие или списанные лесные культуры;

V - прогалины, пустыри, осушенные болота, рекультивационные земли;

VI - земли, вышедшие из под сельскохозяйственного пользования;

VII - малоценные реконструкции;

VIII - расстроенные низкоплотной древесиной с полной 0,6 и менее.

Лесные культуры могут создаваться из одной главной древесной породы (чистые культуры) или нескольких главных и сопутствующих пород (смешанные культуры).

Главная порода выбирается из местных лесообразующих пород. При выборе сопутствующих пород и кустарников следует учитывать их взаимовлияние с главной породой. На вырубках лесной зоны на свежих влажных и переувлажненных почвах первоначальная густота культур, создаваемых посадкой сеянцев, должна быть не менее 4 тыс., на сухих почвах и в лесостепной зоне - 6 тыс. при посадке лесных культур саженцами допускается снижение количества высаживаемых растений до 2,5 тыс. штук на гектар при условии, что ко времени перевода в покрытые лесом земли они будут соответствовать требованиям стандарта.

Основным методом создания лесных культур является посадка. Для посадки лесных культур используются саженцы и сеянцы, а также черенки, позволяющие обеспечить надежность лесных культур, уменьшить потребность в агротехническом уходе за ними и ускорить перевод в покрытые лесом земли. Посадочный материал перед посадкой обрабатывают различными веществами для его защиты от подсушивания и повреждения вредителями и болезнями, а также для повышения приживаемости и ускорения роста культур.

При ограниченной доступности участков больших размеров на свежих гарях вырубках с минерализованной поверхностью почвы, на которой невозможно создание культур наземными способами, допускается посев семян сосны или с помощью авиации (аэросев).

Посадки и посев леса могут сочетаться с внесением в почву удобрений, средств защиты от вредителей и болезней, так же с посевом специальных трав для последующего использования на них удобрений.

В большинстве случаев лучшим сроком посадки и посева леса является ранняя весна, допускается осенняя посадка и посев.

Агротехнический уход за лесными культурами обеспечивает предотвращение зарастания поверхности почвы сорной травянистой и мелкой древесно-кустарниковой растительностью и накоплению влаги в почве.

К агротехническому уходу относятся:

1. Ручная оправа растений от завала травой и почвой, заноса песком, размыва и выдувания почвы, выжимания морозом.

2. Рыхление почвы с одновременным уничтожением растительности в рядах культур и междурядий.

Подкормка минеральными удобрениями и посев лесных культур относятся к агротехническому уходу и планируется и проводится как специальные мероприятия.

Реконструкции подлежат малоценные насаждения в возрасте 5 лет и старше, которые по своему составу, полноте и ожидаемой к возрасту спелости, продуктивности и выполняемым полезным функциям не соответствуют лесорастительным условиям участка и целевому назначению лесов. В фонд реконструкций включают:

1. Кустарниковые заросли на участках, пригодных для выращивания продуктивных древостоев.

2. Молодняки малоценных древесных пород, не отвечающих лесорастительным условиям участка.

3. Расстроенные низкополнотные (0,5 и ниже) или поврежденные насаждения и низкопродуктивного древостоя с преобладанием нежелательных пород II класса возраста и старше.

В целях повышения лесистости территории, предотвращения эрозионных процессов и улучшения экологической обстановки создают:

1. Насаждения на горных склонах и овражно-балочных землях для регулирования поверхностного стока, борьбы с водной эрозией почв и задержания твердого стока.

2. Лесные государственные полосы для улучшения гидрологических и микроклиматических условий местности, защиты дорог от снегозаносов.

3. Истоковые, прирусловые и береговые насаждения для охраны малых рек и других водных источников от заиливания продуктами эрозии, загрязнения агрохимическими и улучшения их водного режима.

4. Массивные, кулисные или полосные насаждения на песках для их закрепления.

5. Лесные полосы, куртины и массивные насаждения на пастбищных землях для повышения кормовой продуктивности угодий, защиты животноводческих усадеб от сильных ветров и занос снегом и мелкоземом, защиты скота от солнечной радиации, ветра и вредных насекомых.

Для осуществления контроля за качеством работ по лесовосстановлению проводятся:

1. Техническая приемка лесных культур и участков с проведенными мерами СЕВ.

2. Осенняя инвентаризация лесных культур 1,3,5 года выращивания.

3.2 Противопожарные мероприятия

К противопожарным мероприятиям относят:

- устройство агитплакатов;

- устройство специальных мест отдыха и курения;

- установка постов охраны леса;

- установка пожарных наблюдательных вышек;

- оповещение населения о пожароопасном периоде;

- устройство минерализованных полос;

- строительство дорог противопожарного назначения;

- устройство противопожарных барьеров.

3.3 Мероприятия по борьбе с вредителями леса

К мероприятиям по борьбе с вредителями леса относят:

- химическая обработка семян перед посадкой;

- химическая обработка саженцев;

- биологическая обработка саженцев;

- обработка мест скопления вредителей с помощью авиации.

3.4 Правовая и нормативная документация

1. Лесное законодательство Российской Федерации (сборник нормативных правовых актов).

2. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации.

3. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях.

При лесонарушении составляются:

- протокол об административном правонарушении;

- Постановление по делу об административном правонарушении.

- Протокол об аресте товаров, транспортных средств, и иных вещей;

- Протокол об изъятии вещей, документов;

- Определение о возбуждении дела по административному правонарушению и проведении административного расследования;

- Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном нарушении.

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

4.1 Расчет ущерба от лесных пожаров

Расчет ущерба, причиняемого лесными пожарами, производится согласно приказа Федеральной службой лесного хозяйства России № 53 от 03.04.1998 г. (см. приложение 1). Суммарный ущерб от лесного пожара включает:

1. стоимость потерь древесины на корню;

2. ущерб от повреждения молодняков естественного и искусственного происхождения;

3. ущерб от повреждения ресурсов побочного пользования;

4. расходы на тушение лесных пожаров;

5. стоимость сгоревших объектов и сотовой продукции в лесу;

6. расходы на расчистку горельников и дополнительные санитарные рубки в лесу;

7. ущерб от снижения почвозащитных, санитарно-гигиенических, водоохранных и других средообразующих функций леса;

8. ущерб от загрязнения воздушной среды продуктами горения;

9. ущерб от гибели животных и растений;

10. другие потери.

По степени повреждения или сгорания отдельных частей деревьев и различных компонентов фитоценоза определяется вид и интенсивность пожара.

В расчетах ущерба от лесного пожара используются действующие региональные ставки лесных податей, лесотаксационные и экономические нормативы.

Стоимость потерь древесины определяется путем умножения средней ставки одного обезличенного кубометра корневого запаса древесины преобладающей породы на величину потерь древесины (количество сгоревшей древесины и последующего его отпада). Средняя ставка одного обезличного кубометра корневого запаса древесины определяется путем умножения действующей ставки лесных податей за деловую древесину сосны средней категории крупности по второму разряду такс на поправочный коэффициент.

При расчете ущерба от поврежденных молодняков учитывается возраст повреждения молодняков путем умножения норматива затрат на выращивание 1 га молодняка до возраста смыкания крон на соответствующий коэффициент.

Ущерб от повреждения лесным пожаром ресурсом побочного пользования рассчитывается как сумма ущерба и определяется по каждому поврежденному ресурсу побочного пользования. Размер ущерба от повреждения ресурсов побочного пользования принимаются на уровне 5% от суммарной стоимости потерь древесины и ущерба от повреждения молодняков искусственного и естественного происхождения.

Ущерб от повреждения отдельного ресурса побочного пользования определяется как произведение трех сомножителей:

- ставки местных податей, взимаемых за единицу лесного ресурса;

- величина эксплуатационного урожая на 1 га;

- эксплуатационной площади, на которой поврежден соответствующий ресурс.

Расходы на тушение лесного пожара включают:

- заработную плату рабочих;

- стоимость услуг машин, тракторов и других механизмов;

- стоимость израсходованных при тушении пожара материалов, средств тушения и др;

- расходы на питание работников, почтово-телеграфные расходы.

Ущерб от снижения почвозащитных, санитарно-гигиенических, водоохранных и других средообразующих функций леса определяется умножением суммы ущербов от потерь древесины на корню и повреждения молодняков на коэффициент экологической значимости лесов, величина которого зависит от группы лесов и категорий защитности.

В Кличенском лесничестве, квартал 53, видел 30. Таксационное описание древостоя : 6л4б+с(60%лиственницы, 40% березы, единичные деревья сосны) возраст 100 лет, d=20 м, запас - 170 м3 на 1 га, склон 5%, подроста нет, площадь пожара - 10 га, расстояние вывозки - 50 км, II группа лесов.

Пожар низовой, устойчивый сильный. Потери древесины - 50%, правочный коэффициент - 0,49.

Ущерб от потерь древесины рассчитывается по формуле

Уд=SnЧЗдЧПдЧЛn, (2)

где, Sn- площадь пожара, га;

Зд - запас древесины, м3;

Пд - потери древесины, м3;

Лn - лесная подать.

Уд=10гаЧ170м3/гаЧ22,4=9329,60 руб

Ущерб от повреждения ресурсов побочного пользования рассчитывается по формуле

Уп= УдЧС, (3)

где Уп - ущерб от повреждения ресурсов побочного пользования, руб;

Уд - ущерб от потери древесины, руб;

С - склон, %

Уп=9329,60Ч5%=466,48 руб

Ущерб от вреда, причиненного окружающей среде рассчитывается по формуле 6

Уо=(Уп+П) ЧК, (4)

где Уд - это ущерб от потерь древесины;

П - отсутствие подроста;

К - коэффициент экологической значимости для лесов II группы. Уо=(9329,60+0) Ч1=9329,60 руб

Расходы на проведение санитарных рубок (определены в соответствии с нормативно-технологической картой на создание лесных культур предприятия).

Стоимость расчистки 1 м3 древесины - 88 руб.

65м3 - 5720 руб

65м3 - это объем древесины, получаемой при расчистке горельника (определена актом натурального обследования, составленным лесничим).

По данным предприятия, дневная тарифная ставка рабочего по 8 разряду составляет 19 руб 78 коп.

На тушение пожара потребовалось 4 дня, были заняты 6 человек.

Определяем заработную плату рабочих

ТстЧДдн/Ч4 (5)

19,87Ч4Ч6=474,72 руб

Рассчитывается стоимость услуг машин и механизмов.

Для тушения пожара использовали вездеход БМП, амортизационные расходы - 100 руб в день, 4 дня - 156 л.

Стоимость топлива: 156Ч15=2340 руб

Итого: 400+2340=2740 руб

По данным Читинского управления лесами - расходы на питание 55 руб в день на 1 человека.

55Ч4Ч6=1320 руб

Суммарный ущерб, причиняемый лесным пожаром рассчитывается по формуле

Усдпосрп, (6)

Ус=9329,60+466,48+9329,6+5720+474,72+2740+1320=29377,4 руб

4.2 Расчет ущерба, причиненного лесному хозяйству от незаконной порубки деревьев

Квартал 53, выдел 14, урочище. Поселья, незаконная порубка 57м3 сосны, из них 8м3 оставались на деляне, 49м3 вывезено.

Расчет составлен на основании Постановления Правительства РФ № 67 от 05.02.92г.

Пункт 3-а незаконная рубка деревьев - 10-ти кратный размер конкретных ставок лесных податей за древесину незаконно срубленных деревьев.

За незаконную порубку деревьев хвойных пород в декабре - январе размер взысканий удваивается.

Примечание. При исчислении конкретной ставки лесных податей древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится.

Ставка лесных податей сосны обыкновенной - 23,52 руб/м3.

213,52 руб*57м3*10 кр*2 разах = 26812,6 руб

Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства № 1 от 22.04.86г.

Пункт 2.7. при невозможности изъятия древесины сумма ущерба увеличивается на однократную стоимость.

23,52*49 м3*1кр=1152,48 руб

Итого: 26812,8+1152,48=27965,28 руб -суммарный ущерб от незаконной порубки.

4.3 Стоимость лесовосстановительных работ

На вырубки. До населенного пункта 80 км, до питомника - 10 км, общее расстояние 180 км, площадь - 10 га, требуется посадочного материала 25 тыс. шт (на 1 га - 2,5 тыс. шт).

Стоимость саженцев (по данным предприятия) 1000 шт - 143,82 руб

25000 шт - 3595,5 руб

Стоимость выкопки посадочного материала (согласно нормативно-технологической карте создания лесных культур предприятия) 1000 шт. - 56,59 руб, 25000 шт - 1414,75 руб.

Автоуслуги: проезд до вырубки на автомашине ГАЗ 66, амортизационные расходы 100 руб/день. 2 дня - 200 руб. расходы бензина: 1л-8,6 руб, 653л-541,8 руб. стоимость автоуслуг - 541,8+200=741,8 руб

Посадка лесных культур: заработная плата рабочих по 10 разряду, дневная ставка составляет 25,28 руб/день; норма выработки на человека

28 шт/день; 5 дней - 6 человек.

25,28Ч5Ч-6=758,4 руб

Стоимость подготовки почвы под лесные культуры:

1 га - 184 руб (по данным предприятия)

10 га - 1840 руб

Итого стоимость лесовосстановительных работ по вырубке:

3595,5+1414,75+741,8+758,4+1840=8350,47 руб

- на площади, пройденной пожаром.

Расстояние от населенного пункта 30 км. От поселка до питомника 110 км, общее расстояние - 80 км площадь 10 га, посадочного материала требуется 40 тыс. шт. (из расчета на 1 га - 4000 шт).

Стоимость саженцев ( по данным предприятия):

1000шт-143,82 руб

40000шт-5752,8.

Стоимость выкопки посадочного материала (согласно нормативно-технологической карты создания лесных культур) 1000 шт-56,59 руб.

40000 шт-2263,6 руб.

Определяем стоимость автоуслуг.

Для подвоза рабочих и инструментов требуется автомобиль ГАЗ-66, амортизационные расходы - 100 руб в день, 2 дня - 200 руб.расход топлива 100 км - 35 л, 80 км-28 л. Стоимость бензина -1л - 8,6 руб., 28л - 240,8 руб

Итого: 240,8+200-440.8 руб посадка местных культур.

Заработная плата рабочих составляет по 10 разряду - 25,28 руб/день с нормой выработки 826 шт. саженцев/день; 6 дней - 8 человек

25,28Ч6Ч8=1213,44 руб.

Итого стоимость восстановительных работ на гари составляет:

1213,44+5752,8+2263,6+440,8=9670,64

4.4 Оценка эффективности лесовосстановительных работ

Оценка эффективности лесовосстановительных мероприятий производилась по формуле

NPV=, (7)

где NPV - чистая текущая стоимость, руб;

В - выгода, руб;

С - затраты, руб; r - коэффициент диконтирования (в данном случае 0,1). Оценка эффективности проводилась в действующих ценах ставок лесных податей и в рыночных ценах.

1. Вырубка

Выгода: запас - 17м3/га: таксовая стоимость сосны равна 21140 руб. на 10 га - 1700 м3, лиственницы - 11858 руб.

Итого: 32998 руб

В рыночных ценах 100 руб/м3 (аукционная цена) - 170 тыс. руб.

Затраты:

1 год - посадка лесных культур - 8350,45 руб.

2 год - уход за лесными культурами - стоимость 1 га (по данным предприятия) - 59 руб., 10 га - 590 руб.

40 год - затраты на рубки ухода стоимость 1 га (согласно нормативно-технологической карте рубок ухода) - 102 руб., 10 га - 1020 руб.

Расчет эффективности лесовосстановительных работ в действующих ценах минеральных ставок лесных податей:

Расчет эффективности лесовосстановительных работ в аукционных ценах:

2. Площадь, пройденная пожаром.

Площадь 10 га, запас 150 м3 на 1 га - 1500 м3.

Выгода: в размере минимально действующих ставок лесных податей.

Сосна 100 м3/га - 21140 руб.. лиственница 50 м3/га -8470 руб.

Итого: 29610 руб., в аукционных ценах - 100 руб/м3; 1500 м3 - 150 тыс. руб.

Затраты:

1ый год - посадка лесных культур - 9670,64 руб.

2ый год - уход за лесными культурами, стоимость 1 га (по данным предприятия) - 59 руб., стоимость 10 га - 590 руб.

40 год - рубки ухода в молодняках, стоимость 1 га 102 руб (согласно нормативно-технологической карты рубок ухода), 10 га - 1020 руб.

Расчет экономической эффективности лесовосстановительных работ на гари в действующих минимальных ставках лесных податей:

Ущерба, затраты на лесовосстановление и экономической эффективности посадки леса приведен в табл. 5.

Таким образом, экономически лесовосстановительные мероприятия, в частности, посадка лесных культур на вырубках и гарях проводить не выгодно.

Таблица 5 Сводная таблица ущерба, затрат на лесовосстановление и экономической посадки леса

Виды и воздействия на лесной фон

Сумма ущерба, (руб.)

Затраты на лесовосстановление, (руб.)

Экономическая эффективность в аукционных ценах, (руб.)

Экономическая эффективность в ценах минимальных ставок лесных податей, (руб.)

1. Пожар

28101,2

9670,64

-4344

-7371,1

2. Вырубка

103635

8350,45

-5987,5

-8647,4

Это объясняется низкими ставками лесных податей, взаимных с продажи древесины на корню, относительно невысокой аукционной стоимостью, высокими затратами на посадку лесных культур, где цена горючесмазочных материалов играет важную роль.

Сосновые и лиственные древостои называют в рубку главного пользования только не достижении ими 130 - летнего возраста, только тогда можно получить максимальную прибыль. Посадка лесных культур долгосрочный кредит, который с лихвой окупится нашими потомками.

Денежные средства, предназначенные для посадки лесных культур, ежегодно выделяются федеральными службами (целевым назначением).

5. ОХРАНА ТРУДА

5.1 Федеральная инспекция труда: причины деятельности, задачи, полномочия

Федеральная инспекция труда (ст. 354 РФ) - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации.

Положение о Федеральной инспекции труда утверждается Правительством РФ.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначенный на должность и освобожденный от должности Правительством РФ. Руководители государственных инспекций труда - главные государственные инспекторы труда назначаются на должность и освобождаются от должности главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Деятельность органов федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами органов Федеральной инспекции труда согласно ст. 355 ТК РФ являются:

-обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

-обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-доведение до сведения соответствующих органов государственной власти факторов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не попадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с возложенными на них задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия (ст. 356 ТК РФ):

-осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом:

-анализируют обстоятельствами причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

-осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных нарушениях;

-направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

-реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы права;

-проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

-осуществляет надзор и контроль за соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

-обобщают практику применения, анализируют причины нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;

-анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;

-принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

-запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач; ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобные иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работника; готовят и публикуют ежегодные доклады и соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации и Правительство РФ.

Органы федеральной инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединение работодателей, другими организациями. Координация деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля, осуществляемой профессиональными союзами (их объединениями), по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

5.2 Государственный надзор за безопасным ведением работ в отдельных отраслях и некоторых объектах промышленности

Согласно статьи 366 ТК РФ (государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется специальным органом, ведающим вопросами горного и промышленного надзора в Российской федерациями, в праве следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горно-рудной, горнно-химической, нерудной, нефтедобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности).

При исполнении обязанностей по надзору за безопасным ведением работ работниками социального органа, ведающего вопросами горного и промышленного надзора, независимы и подчиняются только закону.

В соответствии со статьей 367 ТК РФ государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоизолирующих установок, осуществляется специальным органом ведающим вопросами энергетического надзора в Российской Федерации.

При проведении указанных мероприятий работниками специального органа, ведающего вопросами энергетического надзора, не зависимы и подчиняются только закону.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно - гигиенических и санитарно - противоэпидемиологических норм и правил осуществляется специальным органом, ведающим вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации (ст. 368 ТК РФ).

Работниками специального органа, ведающего вопросами санитарно-эпидемиологического надзора, при осуществлении надзора за соблюдением организациями перечисленных в части первой настоящей статьи норм и правил независимости и подчиняются только закону.

Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности согласно ст. 369 ТК РФ осуществляется специальным органом, ведающим вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации.

Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.

Работниками специального органа, ведающего вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью, при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону.

5.3 Государственная экспертиза условий труда

Согласно статьи 21 (п.4) Федерального закона РФ «Об основных охраны труда в Российской Федерации» государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодалей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Постановлением Минтруда России от 2 июля 2001г. №253. приведем примерный перечень опросов, рассматриваемых при проведении экспертизы.

5.4 Примерный перечень вопросов, рассматриваемых при проведении государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности

1. Организация работы по охране труда. Наличие и структура службы охраны труда, эффективность ее работы. Наличие в организации (с количеством работников более 10 человек) комитета (комиссии) по охране труда, наличие в организации нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

2. Наличие приказа о назначении лиц, ответственных за соблюдение требований по охране труда, за выполнение специальных работ (перемещение грузов кранами; эксплуатацию сосудов, работающих под давлением, и т.п.).

3. Проведение обучения и проверки знаний по охране труда работников, в том числе руководителей, членов комиссий по проверке знаний по охране труда организаций. Наличие у работников удостоверений установленной формы, дающих право на выполнение специальных работ.

4. Наличие журналов проведения всех видов инструктажей по безопасности труда по профессиям и видам работ, перечня вопросов (программа, конспект для проведения вводного инструктажа).

5. Проведение медицинских осмотров работников, предусмотренных Приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 года. № 90 и Минздрава России от 10 декабря 1996 г. № 405.

6. Организация работы по выполнению Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. № 105 «О нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей в ручную» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, №7 ст. 566), Постановлений Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при некоторых запрещается применять труд женщин» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000 № 10 ст. 1130), от 25 февраля 2000г. №163 «Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 10, ст. 1131). Разработка соответствующих мероприятий.

7. Наличие и достаточность разработанных требований по безопасности труда в проектах производства работ или в технологических картах. Обеспеченность работников специальных одеждой. Специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с установленными нормами.

8. Соответствие аттестаций рабочих мест по условиям труда. положению о порядке проведения аттестаций рабочих мест по условиям труда, утвержденному Постановлению Минтруда России от 14 марта 1997г. № 12.

9. Результаты проверок состояния условий и охраны труда государственными надзорами и контрольными органами за соблюдением законодательства о труде и охране труда и выполнении их предписаний.

10. Наличие в коллективном договоре обязательств работодателя перед трудовым коллективом организаций в области условий и охраны труда.

11. Наличие перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда. Правильность представления компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

12. Соблюдение требований Кодекса законов о труде Российской Федерации 1 (продолжительность рабочего времени, наличие сменности в рабочем времени; регулярность предоставления и продолжительности очередных отпусков; оплата больничных листов).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной дипломной работе оценивается состояние лесных ресурсов Алекзаводского района. Приводится расчетная лесосека по главному пользованию. Она составляет 13 млн. 576,1 тыс. кубических метров. Приводится фактическая заготовка по главному пользованию, которая составляет 979,4 тыс. кубических метров.

По данным лесного хозяйства Читинской области было выявлено, что основной опасностью для лесов Алекзаводского района, также как и всего Забайкалья являются лесные пожары. Не покрытые лесом площади занимают 611,7 тыс. га - это гари. Основная причина пожаров - это небрежное обращение человека с огнем.

В дипломной работе предложены природоохранные мероприятия:

- противопожарные мероприятия по борьбе с вредителями леса;

- лесовосстановительные мероприятия.

С помощью этих мероприятий можно значительно уменьшить количество лесных пожаров, бороться с незаконной рубкой деревьев, бороться с вредителями леса и рационально использовать лесные ресурсы.

Оценка эффективности лесовосстановительных мероприятий, в частности посадка культур на вырубках и гарях, свидетельствует о том, это в настоящее время эти лесовосстановительные работы экономически не выгодно. Необходимо увеличивать ставки лесных показателей, аукционную стоимость леса, что позволит перекрыть высокие затраты на посадку лесных культур и цену горючесмазочных материалов.

Результаты лесного мониторинга показали, что состояние лесного фонда Александрово-Заводского района следует считать удовлетворительным. Происходит улучшение состояния лесного фонда за счет проводимых лесокультурных и лесохозяйственных мероприятий.

экология мониторинг ресурс лес

Список литературы

1. Алексеев М.И. Экология. - М.: 2009. - 237с.

2. Антипов А.М. Гидрологическая роль лесных геосистем. - Новосибирск: Наука, 1989. - 307с.

3. Воспроизводство лесных ресурсов в условиях Восточного Забайкалья. - Новосибирск: Наука, 2008. - 178с.

4. Галицин А.Н. Основы промышленной экологии. - М.: Академия, 2002. - 239с.

5. Государственный доклад за 2009 год. - 192с.

6. Исаев А.С. Экологические проблемы поглощения углекислого газа посредством лесовосстановления и лесоразведения в России. - М.: 1995. -275 с.

7. Коробкин В.И. Экология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 575 с.

8. Крутов В.И. Грибные болезни молодняков хвойных пород. - М.: 1994. - 87с.

9. Лесной Кодекс Российской Федерации. - Сибирское университетское издательство, оформление, 2008. - 58с.

10. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.-384с.

11. Нирусов Э.В., Бобылев С.Н. Экология и экономика природопользования. - М.: ЮНИТИ, Единство, 2002.-519с.

12. Акимова Т.А., Хасмин В.В. Экология. - М.: ЮНИТИ, 2007.-566с.

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru