/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
'Московский государственный университет тонких химических технологий имени М.В Ломоносова'
Квалификационная работа бакалавра
Социо-эколого-экономический анализ негативных воздействий на окружающую среду нефтеперерабатывающего завода в условиях Крайнего Севера и мероприятия по их минимизации
Чебуренкова Ксения Михайловна
Москва 2013
Оглавление
Город |
Индекс Загрязнения Атмосферы(5) |
Примесь |
Индекс |
Наибольшая повторяемость превышения ПДК |
Степень загрязнения |
|
Мурманск |
5.0 |
Взвешенные вещества |
0.6 |
0 |
и бенз(а)пирена (СИ=2.7) |
|
Диоксид азота |
1.2 |
1.7 |
||||
Фенол |
2.8 |
23.1 |
||||
Формальдегид |
0.9 |
0 |
||||
Бенз(а)пирен* |
2.7 |
- |
||||
Вещество |
критерий |
мг/м3 |
опасности |
вещества |
|||
код |
наименование |
г/с |
т/год |
||||
123 |
Железа оксиды |
ПДК с/с |
0,04 |
3 |
0,0049 |
0,08856 |
|
143 |
Марганец и его соединения |
ПДК м/р |
0,01 |
2 |
0,000446 |
0,000803 |
|
164 |
Никель оксиды |
ПДК с/с |
0,001 |
2 |
0,0000156 |
0,000028 |
|
203 |
Хрома оксиды |
ПДК с/с |
0,0015 |
1 |
0,000131 |
0,000236 |
|
301 |
Азота диоксид |
ПДК м/р |
0,2 |
3 |
83,9170234 |
2300,009071 |
|
303 |
Аммиак |
ПДК м/р |
0,2 |
4 |
1,550474 |
0,122735 |
|
304 |
Азота оксид |
ПДК м/р |
0,4 |
3 |
13,8934349 |
353,172595 |
|
328 |
Углерод (сажа) |
ПДК м/р |
0,15 |
3 |
0,01106 |
0,01513 |
|
330 |
Сера диоксид |
ПДК м/р |
0,5 |
3 |
38,7437754 |
1111,904593 |
|
333 |
Сероводород |
ПДК м/р |
0,008 |
2 |
0,5545548 |
11,119217 |
|
337 |
Углерод оксид |
ПДК м/р |
5 |
4 |
66,8855641 |
828,802216 |
|
342 |
Фториды газообразные |
ПДК м/р |
0,02 |
2 |
0,000139 |
0,00025 |
|
343 |
Фториды хорошо растворимые |
ПДК м/р |
0,03 |
2 |
0,000147 |
0,000265 |
|
402 |
Бутан |
ПДК м/р |
200 |
2 |
0,0054 |
0,16 |
|
405 |
Пентан |
ПДК м/р |
100 |
2 |
0,00013 |
0,004 |
Наименование установки |
Cуммарный выброс |
||
г/с |
т/год |
||
ЭЛОУ |
17,9845 |
518,0359 |
|
Установка Гидрокрекинга |
4,204641 |
122,90817 |
|
Блок Производство масел |
0,85591 |
25,14452 |
|
Гидроочистка бензина |
2,264628 |
66,512397 |
|
Гидроочистка керосина |
1,748892 |
51,377958 |
|
Гидроочистка дизельного топлива |
2,035 |
59,818905 |
|
Комплекс по производству ароматики |
13,3674 |
343,314 |
|
Каталитический риформинг |
4,280218 |
88,753047 |
|
Сплитер нафты |
0,687905 |
20,213479 |
|
Установка изомеризации |
15,087997 |
250,214463 |
|
Производство серы |
32,480183 |
627,109038 |
|
ГФУ |
1,8 |
53,000 |
|
Производство битума |
2,59094 |
74,65254 |
|
Установка производства водорода |
0,6725 |
19,715 |
|
Висбрекинг |
5,212599 |
155,343618 |
· гидроочистки керосина
· гидроочистки дизельного топлива
· гидрокрекинга/кат. крекинга.[9].
установку по производству серы.[2].
Количество выбросов ЗВ в атмосферу с установки по производству серы представлены в таблице 4.[9]
Таблица 4. Количество выбросов ЗВ в атмосферу с установки.
Наименование в-ва |
Используемый критерий |
Значение критерия, мг/м^3 |
Класс опасности |
Суммарный выброс |
||
г/с |
т/год |
|||||
Азота диоксид |
ПДКм/р |
0,200 |
3 |
2,73 |
80,400 |
|
Азота оксид |
ПДКм/р |
0,400 |
3 |
0,444 |
13,050 |
|
Сера диоксид |
ПДКм/р |
0,500 |
3 |
17,965862/ 17,96903 |
527,460304/ 527,460397 |
|
Сероводород |
ПДКм/р |
0,008 |
2 |
7,68512072/ 11,04300072 |
6,091360021/ 6,19327702 |
|
Аммиак |
ПДКм/р |
0,2 |
4 |
1,52701/ 2,22979 |
0,044857/ 0,06550 |
|
Углеводороды предельные С1-С5 |
ОБУВ |
50 |
- |
2,12819 |
0,062517 |
|
Всего веществ: 6 |
32,48018272/ 36,54401072 |
627,10903802/ 627,23169102 |
||||
в том числе твердых : 0 |
0,0000000 |
0,0000000 |
||||
жидких/газообразных : 6 |
1,800 |
53,000 |
· -реакционную печь
· -котельной оборудование
· каталитические реакторы
· теплообменное оборудование - паровые подогреватели технологического газа
· серозатворы
· колонны
· аппараты воздушного охлаждения
- насосно-компрессорное оборудование
- емкостное оборудование
· - фильтрационное оборудование
? общее оборудование
· сепарации кислых газов, поступающих на переработку,
· дегазации жидкой серы,
· утилизации очищенных хвостовых газов в инсинираторе,
? общее вспомогательное оборудование
- сбора солесодержащих стоков от продувки котлов высокого и низкого давления (ВДи НД)
· сбора дренажей аминового раствора, кислой воды, углеводородов,
· факельные сепараторы,
· узел сбора парового конденсата низкого давления (НД)
· узел приготовления тринатрийфосфата,
· узел хранения жидкой серы, 2 линии грануляции;
· расфасовка, склад для хранения и отгрузки гранулированной
В таблице 5 приведен состав основных технологических блоков установки[8].
Таблица 5. Состав основных технологических блоков установки
Наименование секции, отделения, блока |
Назначение |
|
1. Узел сепарации |
Предназначен для отделения жидкой фазы от газовой перед подачей газов в горелку на сжигание |
|
2. Производство серы методом Клауса |
Предназначен для получения серы из сероводорода, поступающего с кислыми газа, путем термического и каталитического окисления. |
|
3. Доочистка хвостовых газов Клауса |
Предназначен для восстановления сернистых соединений доя сероводорода с последующей очисткой аминовым раствором. |
|
4. Узел дегазации жидкой серы. |
Предназначен для отдувки сероводорода из жидкой серы за счет барботажа воздуха через слой жидкой серы. |
|
5. Узел утилизации технологических газов в инсинираторе |
Предназначен для утилизации вредных примесей в технологическом газе в термическом объеме для сброса дымовых газов в атмосферу |
|
6. Хранение жидкой дегазированной серы. |
Предназначен для хранения дегазированной жидкой серы перед ее подачей на грануляцию. |
|
7. Грануляция жидкой серы. |
Предназначен для получения гранулированной серы. |
|
8. Расфасовка гранулированной серы. |
Предназначен для затаривания гранулированной серы в мешки по 50кг и/или 1000 кг. |
|
9. Склад гранулированной серы. |
Предназначен для хранения расфасованной гранулированной серы. |
|
10. Воздух КИП. |
Предназначен для создания часового воздуха КИП. |
|
11. Факельные сепараторы. |
Предназначены для сбора факельных сбросов кислых газов и углеводородных газов в пределах установки. |
|
12. Узел сбора продувок от котлов. |
Предназначен для сбора и вывода с установки солесодержащих стоков. |
|
13. Узел приготовления раствора ТНФ. |
Предназначен для фосфатирования питательной воды котлов ВД |
|
14. Система дренажных емкостей. |
Предназначены для слива системы при остановках: - аминового раствора - кислой воды - углеводородов. |
|
15. Узел сбора парового конденсата НД. |
Предназначен для сбора и вывода с установки парового конденсата. |
Также имеются вспомогательные материалы:
· Катализатор Клауса Al2O3 (алюмооксидный)
· Катализатор Клауса TiO2 (титанооксидный)
· Катализатор БСР (кобальтмолибденовый на основе оксида алюминия)
· Керамические шары
· Раствор щелочи (20%-ый)
· Тринатрийфосфат
· МДЭА (метилдиэтаноламин) 100%
· Ингибитор коррозии
· Полипропилен или бумажные мешки для расфасовки по 50 кг
· Полиэтилен для упаковки 50 кг мешков в полеты по 16 шт.
· Биг-бэги (полиэтиленовые мягкие тканые)
· Поддоны.
· ассоциация молекул S2 в S6 и S8
(1) 3S2> S6 + 91100кДж/кгмоль S2
(2) 4S2 > S8 + 101490 кДж/кг моль S2
· ассоциация молекул серы S6 в S8:
(1) 4S6>3S8 + 41660 кДж/кг моль S8
· конденсация серы:
(1) S8 (газ) > S8 (жидкость) + 95710 кДж/кг моль S8
Реактор Клауса 1-й ступени представляет собой горизонтальный цилиндрический аппарат, внутри которого располагается слой катализатора. В верхней части слоя катализатора используется активированный оксид алюминия, а в нижней части - титанооксидный катализатор. На катализаторе осуществляются реакции Клауса, протекающие с выделением тепла, и гидролиз COS и CS2. Титанооксидный катализатор используется для стимулирования процесса гидролиза COS и CS2, который протекает на титанооксидном катализаторе при более низких температурах.
На каталитических ступенях процесса при температуре 200-320°С на катализаторе (активной окиси алюминия) происходит конверсия H2S и S02 с образованием серы по следующим реакциям:
2H2S + SО2> 3/6S6 + 2HzO + 44250 кДж/кг моль H2S
2H2S + SО2> 3/8S8 + 2H2О + 52000 кДж/кг моль H2S
Для гидролиза COS и CS2 (побочные продукты) в каталитический реактор 1 ступени частично загружен титанооксидный катализатор.
Так как реакции протекают с выделением тепла, то понижение температуры реакции способствует увеличению выхода серы. Минимальная температура реакции определяется температурой точки росы серы. Применение двух каталитических ступеней способствует увеличению выхода серы вследствие более низкой температуры реакции во второй ступени по сравнению с первой. Вывод серы из газовой фазы сдвигает равновесие в сторону увеличения ее выхода и снижает температуру точки росы серы в технологическом газе.
С этой целью предусмотрено охлаждение технологического газа после каждой ступени конверсии с использованием тепла горячих газов для получения насыщенного водяного пара.
Отходящий серосодержащий газ с производства серы после охлаждения в конденсаторе-генераторе направляется на очистку отходящих газов. Дожиг остаточного сероводорода до диоксида серы производится в инсинираторе со сбросом отходящих газов в атмосферу через дымовую трубу.
Технические решения по производству серы методом Клауса:
Горелочные устройства печей оснащаются следующими блокировочными параметрами:
-минимальные расходыгаза и воздуха, подаваемые на горелку;
-погасание пламени в реакционной топке котла-утилизатора (два из двух);
-максимальное давление сжигаемого газа перед горелкой;
-останов воздуходувок.
Количество отсечной арматуры определено по мощности горелки. Котлы-утилизаторы оснащается следующими блокировочными параметрами, которые останавливают работу главных горелок: при работе на кислом газе останов питательных насосов; останов инсиниратора; при работе на природном газе останов питательных насосов; останов инсиниратора.
· восстановление сернистых соединений до сероводорода;
· охлаждение и конденсация влаги из технологических газов после восстановления;
· улавливание сероводорода из технологических газов раствором МДЭА.
Сущность стадии восстановления заключается в каталитическом гидрировании элементарной серы и сернистого ангидрида до сероводорода и гидролиз сероорганических соединений при температуре 260°С на низкотемпературном кобальтмолибденовом катализаторе согласно следующим реакциям:
(1) SО2 + 3Н2>H2S + 2Н2О + 207508 кДж/кмоль SО2
(2) S8 + 8Н2> 8H2S + 293090 кДж/кмоль S8
(3) COS + Н2О >CS2 + 2Н2О
(4) CS2 + H2S> СО2 + 2H2S
Охлаждение восстановленного газа осуществляется в охладителе с выработкой пара НД (низкого давления) и дальнейшем охлаждением в колонне за счет циркулирующей воды. Для защиты системы аминовой очистки восстановленный газ промывается в нижней части охладительной колонны щелочным раствором. Питание охладителя осуществляется котловой водой среднего давления. Уровень в охладителе поддерживается регулирующим клапаном установленным на линии подачи котловой воды среднего давления. Давление пара в охладителе составляет 6,0 бар (изб.). Температура технологического газа на выходе из охладителя составляет 175°
После охлаждения и конденсации влаги газ поступает на очистку от сероводорода, которая осуществляется в абсорбере 50%-ным водным раствором МДЭА. Насыщенный раствор МДЭА направляется на централизованный узел регенерации, откуда возвращается в виде регенерированного раствора МДЭА и рециркулирующего кислого газа в составе кислых газов амина на установку производства серы. Раствор МДЭА подается на установку с температурой 38°С.
Газ поступает в нижнюю часть абсорбера и проходит через контактные устройства противотоком к раствору МДЭА, который избирательно поглощает H2S. Одновременно с поглощением сероводорода происходит и поглощение части углекислоты содержащейся в хвостовых газах.
Селективность раствора МДЭА основана на прямой реакции МДЭА с сероводородом. Поглощение углекислоты проходит через стадию растворения углекислоты в воде с дальнейшей реакцией между МДЭА и углекислотой
(1) H2S + R3N - R3
(2) NH+ + H2S -CО2 + R3N - нет
(3) CО2 + R3N + H2О- R3NH+ + HCО3-
С целью снижения потерь раствора МДЭА очищенный газ контактирует промывочной водой в верхней части абсорбера, которая циркулирует с помощью насоса промывочной воды. На всех промывочных насосов подается при необходимости ингибитор коррозии.
Основными отходами в данном процессе является водяной конденсат, образующийся при охлаждении восстановленного газа, содержащий физически растворенный H2S и СО2, и отработанный раствор каустика, содержащий соли сульфит/бисульфит натрия/карбонат/бикарбонат натрия.
· по минимальному уровню в емкости (защита работы от сухого хода);
· по температуре подшипников;
· при повышении температуры затворнойжидкости;
· при повышении давления в бачке;
· при понижении уровня затворнойжидкости в бачке.
Сброс природного и топливного газов от предохранительных клапанов, установленных на соответствующих сепараторах, осуществляется через факельный сепаратор низкого давления.
Углеводородный конденсат по мере накопления насосами выводится с установки.
Газ от сепаратора направляется на факел низкого давления.
· предупреждение оператора технологического процесса для принятия
соответствующих действий, направленных на снижение опасности;
· предупреждение персонала для обеспечения безопасной эвакуации или выполнения других соответствующих действий.
Между контроллерами СОГО и РСУ центрального пункта управления организуется
сдвоенная связь с последовательной передачей данных для контроля оператором
срабатывания датчиков газовой опасности.
СОГО интегрирована в сеть системы безопасности предприятия и не зависима от
других систем. В контроллерах и интерфейсах ввода/вывода СОГО используется
оборудование того же типа, что и в ПАЗ.
· организованные выбросы дымовой трубы технологической печи;
· неорганизованные выбросы - совокупность отдельных источников выделения вредных веществ (фланцевые соединения арматуры, трубопроводы, уплотнения и др.) , расположенных на открытой площадке установки, которые образуют неорганизованный источник выбросов.
Значение валовых выбросов указано выше.
В таблице 6 указаны валовые выбросы вредных веществ в атмосферу источниками установки при эксплуатации.[8]
Таблица 6. Значения валовых выбросов ЗВ при эксплуатации НПЗ на установке по производству серы
· наличие заглушек на воздушниках и продувочных линиях, установленных на
сероводородных средах;
· емкости с раствором МДЭА снабжены 'азотным дыханием';
· принят закрытый дренаж аппаратов в заглубленные емкости;
· применение эжекторов для отсоса газовоздушной среды из емкостей серы с
направлением ее на дожиг;
· на инсинираторе применены горелочные устройства с низким образованием
окислов азота, сбросы от предохранительных клапанов на горючих газо-парогазовых средах осуществляются на факел;
· сбросы от предохранительных клапанов токсичных газовых сред утилизируются в инсинираторе
· наличие аварийно-предупредительной сигнализации о нарушении режима;
· установка сигнализаторов довзрывных концентраций по углеводородам, а также газосигнализаторов на ПДК по сероводороду;
· предусматривается узел дегазации жидкой серы для обеспечения безопасной
· работы с серой при транспортировке и последующей ее обработке;
· оборудование устанавливается на забетонированных площадках с бортиками, в
обвалованиях или на специальных покрытиях, предотвращающих проникновение дождевых осадков и аварийных проливов в почву и на рельеф;
Контроль организованных выбросов вредных веществ осуществляется после печи
дожига на дымовой трубе (контролируется содержание SО2, H2S, NOx).
· (Статья 9) '1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
· 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности'.
· (ст. 24 ч. 2) ' Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом'.
· (Статья 42) 'Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением'.
· (ст.53) 'Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц'.
· (Статья 58) 'Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам'
Федеральный закон 'Об охране окружающей среды' от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.
( статья 16) 1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным.2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
· выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
· сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
· загрязнение недр, почв;
· размещение отходов производства и потребления;загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
· иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
(статье 32). 1. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
(статья 33) 1. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
(статье 34)1. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.2. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
(статья 81) Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
( статья 82) 1. Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора Российской Федерации. 2. Если международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ 'Об охране атмосферного воздуха'.
статья 16 1. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
Статье 25 1. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. 2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
(Статья 26) Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации об общественных объединениях.
Указ Президиума ВС СССР от 26 ноября 1984 г. N 1398-XI 'Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР'.
Российская Федерация является стороной Протокола 1992 года к Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года.
Федеральный Закон № 104-ФЗ 'Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ'
Статья 7. Взаимоотношения общин малочисленных народов с органами государственной власти и органами местного самоуправления.'Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут оказывать помощь общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин м.н. в виде целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам КМН и пр.'.
Устав (Основной Закон) Мурманской области (утв. Мурманской областной Думой 26 ноября 1997 г.)
(Статья 54) Статья данного Устава определяет, что органы государственной власти Мурманской области в сфере охраны окружающей среды и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляют:
· создание и обеспечение охраны государственных природных заказников, памятников природы, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения, ведения Красной книги Мурманской области;
· государственный экологический контроль, экологическую экспертизу;
· иные полномочия, не относящиеся к компетенции Российской Федерации.
Постановление Губернатора Мурманской области № 443 от 12.10.1998 г. 'О мерах по обеспечению сохранности оленеводческих стад'
Постановление Правительства Мурманской области № 57-ПП от 11.02.2009 г. 'О создании Совета представителей коренных малочисленных народов Севера при Правительстве Мурманской области'
Закон Мурманской области от 30.06.2008 г. № 984-01-ЗМО 'О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера в Мурманской области, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности и традиционные промыслы'. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2009 №1245-р 'Об утверждении плана мероприятий по реализации 2009-2011 годах концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ'.
Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 986 'О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществлении традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и о заключении такого договора'. Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 № 217 'Об утверждении правил распределения и предоставления из Федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ'.
Федеральный Закон № 49-ФЗ 'О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ'
(Статья 10). Части территорий традиционного природопользования.
На территориях традиционного природопользования могут выделяться следующие их части: 'Участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в т.ч. оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений'.
(Статья 12). Изъятие земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования:
'В случае изъятия земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, и общинам малочисленных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие природные объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием'.
(Статья 13). Использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования:
'…Пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования'.
(Статья 16). Сохранение объектов историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования.
'Объекты историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования (древние поселения, другие памятники истории и культуры, культовые сооружения, места захоронения предков и иные имеющие историческую и культурную ценность объекты) могут использоваться только в соответствии с их назначением. Научные или иные изыскания в отношении объектов историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования проводятся, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования'.
· наличие участков побережья, имеющих заливы и бухты позволяющие обеспечить защищенность элементов акватории и портовых сооружений от воздействий естественных условий, особенно волнения;
· отсутствие в этих заливах и бухтах объектов Министерства обороны РФ, препятствующих хозяйственной деятельности МНПЗ;
· возможность размещения в заливах и бухтах портовых сооружений с размерами элементов акватории, позволяющими обеспечить безопасность производства маневровых, швартовных и грузовых операций;
· возможность размещения на прилегающей территории всей инфраструктуры объектов МНПЗ. [2].
Климат района - субарктический с продолжительной суровой зимой и достаточно прохладным коротким летом.
Зима длится 5 месяцев - с ноября по март. Средняя месячная температура воздуха наиболее холодных зимних месяцев (февраля и января) не опускается в центре области ниже -14°. Число дней с устойчивыми морозами составляет 140-160. Средняя температура самого теплого месяца -- июля -- равна 9--10°. Первые заморозки возможны уже в августе, а последние - в конце мая и в июне.[4].
В районе размещения Мурманского НПЗ распространены следующие почвенные разности:
· тундровые почвы;
· подзолистые почвы;
· болотно-подзолистые почвы;
· торфяные болотные верховые почвы;
· аллювиальные почвы.
Одной из важнейших особенностей строительства и эксплуатации рассматриваемой НПЗ является то, что территория Мурманского НПЗ расположена в условиях Крайнего Севера, который характеризуется крайне сложными инженерно-геологическими условиями, включая: многолетнемерзлые грунты, являющиеся основой таких криогенных процессов как солифлюкция, криогенное сезонное и многолетнее пучение, криогенное растрескивание, наледеобразование, термокарст, курумообразование, термоэрозия и термоабразия, а также оползнеобразование, засоленность, дефляция, овражная и речная эрозия, просадки, расчлененность и заболоченность территории.[13].
Как показывает практика эксплуатации объектов в условиях Крайнего Севера, строительство, эксплуатация и в особенности, аварии и отказы оборудования влекут за собой значительные экологические нарушения. [10]. В условиях Крайнего Севера даже для частичного очищения почвы от нефти с использованием различных приемов рекультивации необходимо не менее пяти-семи лет. На Севере процесс очищения почвы от нефти гораздо продолжительнее и сложнее, чем в районах с благоприятными климатическими условиями. Следует подчеркнуть еще раз: местные почвы характеризуются крайней чувствительностью к любым техногенным воздействиям. Разложение органических веществ в них протекает медленно, что обусловлено низкими значениями рН (в среднем от 3,5 до 4,5).[13].
· в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов.
· в пределах установленных лимитов (выбросов) за сверхлимитное загрязнение. [15].
Фактическая масса годовой эмиссии загрязняющих веществ учитывается природопользователем в ежегодной статистической отчетности по формам №2-тп воздух, составленных на основании журналов первичного учета, где учитываются результаты работы источников загрязнения атмосферы .[15].
В качестве нормативов ПДВ предлагается установить показатели на уровне расчетных. В дальнейшем требуется разработка тома ПДВ по результатам натурных замеров.
Плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, определяется умножением соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирование полученных произведений по видам загрязняющих веществ:
Пн =при Мi?Мнi
где i- вид загрязняющего вещества (i=1, 2, ..., n) ; Пн- плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах , не превышающих предельно допустимые нормативы, руб.; Снi- ставка платы за выброс 1 т загрязняющего вещества в переделах допустимых нормативов, руб.; Мi-фактический выброс загрязняющего вещества, т; Мнi- предельно допустимый выброс загрязняющего вещества, т.
Снi= Нбнi Кэ,
где Нбнi- базовый норматив платы за выброс 1 т загрязняющего вещества в размерах , не превышающих предельно допустимые нормативы , руб.; Кэ- коэффициент экологической ситуации и экологической значимости.
Плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется следующим образом:
при Мнi<Мi?Млi ,
где i- вид загрязняющего вещества ; Пл- плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов, руб.; Слi- ставка платы за выброс 1 т i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, руб.; Мi- фактический выброс загрязняющего вещества , т; Мнi- предельно допустимый выброс загрязняющего вещества, т.; Млi- выброс загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, т.
Слi= Нблi Кэ,
где Нблi- базовый норматив платы за выброс в количестве 1 т загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, руб.; Кэ- коэффициент экологической ситуации и экологической значимости.
Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент:
Псл=5Слi (Мi-Млi) при Мi>Млi
где i- вид загрязняющего вещества ; Псл- плата за сверхлимитный выброс ЗВ; Слi- ставка платы за выброс ЗВ в пределах установленного лимита , руб.; Мi-фактическая масса выброса ЗВ, т; Млi- масса выброса i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, т.
Слi= Нблi Кэ
где Нблi-базовый норматив платы за выброс 1 т i-го ЗВ в пределах установленного лимита, руб.; Кэ- коэффициент экологической ситуации и экологической значимости.
В таблицах 7,8 представлен расчет по платежам.
Таблица 7. Платежи за выбросы основных ЗВ от МНПЗ в атмосферный воздух
Таблица 8. Расчет платежей за выброс ЗВ от установки по производству серы в атмосферный воздух
· Коэффициенты экологической значимости и экологической ситуации атмосферного воздуха = 1,5 ( Северо- Западный регион).
· Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ установлены Постановлением Правителства РФ от 12 июня 2003 г. №344(Д).[15].
Коэффициент учитывающий инфляцию утвержден ежегодным постановлением Правительства РФ.