/
Министерство Образования Республики Беларусь
Учреждение Образования
Гродненский Государственный Университет им. Янки Купалы
Факультет биологии и экологии
План конспект урока по химии
Тема:
Относительная атомная масса химических элементов
Выполнила :
Студентка 6 курса 1 группы
Факультета биологии и экологии
Сумарока Ольга Павловна
Дата: 23.09.2014 года
Школа: ГУО «Гимназия №1 г. Жодино»
Класс: 7 Б
Гродно 2014
Тема: Относительная атомная масса химических элементов
Цель: сформировать представление о понятии «относительная атомная масса».
Задачи:
создать условия для формирования представлений учащихся об относительной атомной массе, овладения способом нахождения значений относительной атомной массы;
продолжить развитие представлений об атомах;
показать различие между понятиями «масса атома» и «относительная атомная масса»;
способствовать развитию умений анализировать значения относительной атомной массы, сопоставлять массы атомов химических элементов путем сравнения значений относительных атомных масс, делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
относительный атомный масса химический
Технологическая карта
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
1.Организационный момент (2 мин) |
приветствие учеников, проверка готовности класса, проверка отсутствующих |
приветствие учителя, подготовка к уроку, перечисление отсутствующих |
|
2.Актуализация знаний |
|||
2.1 Проверка домашнего задания (15 мин) |
Проводит игру «Назови элемент» (5-7 учеников) |
ученики отвечают на вопросы учителя |
|
2.2 Мотивация (3 мин) |
Организует обсуждение проблемных вопросов, знакомит с новой темой урока |
пытаются ответить на вопросы учителя, записывают новую тему |
|
3.Формирование новых знаний (12 мин) |
|||
3.1 Размеры и масса атомов |
Объяснение материала |
слушают, рассматривают в учебнике рисунки атомов химических элементов |
|
3.2 Атомная единица массы |
Объяснение материала |
внимательно слушают учителя, записывают формулы |
|
4.Применение новых знаний ( 10 мин) |
Дает образец для выполнения заданий на сравнение масс различных химических элементов |
Выполняют задания и делают выводы вместе с учителем |
|
5.Домашнее задание (2 мин) |
Объяснение домашнего задания |
записывают домашнее задание в дневник |
|
6.Рефлексия (3 мин) |
дать оценку своей работе уроке |
анализируют свою работу и выставляют себе оценку |
План-конспект урока
Организационный момент. Приветствие учеников, проверка готовности класса, проверка отсутствующих (1-2 мин).
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (15 мин)
Игра «назови элемент». Ребята, сейчас я буду вызвать каждого из вас и поднимать карточку с латинским символом химического элемента, а вы называете его русское название. Итак, начнем, Au, Ag, Pb, Cu, Zn, Na, Mg, O, K, B, F, Si, P, Cl.
Мотивация
Ребята, как вы считаете, чем отличаются атомы разных элементов между собой? Вы уже знаете: массой, размерами и строением. Но в действительности атомы настолько малы, что измерить их массу очень сложно. Как вы думаете, каким образом можно определить их массу? Ученики предлагают варианты ответов. Так давайте вместе найдем ответы на эти вопросы.
Формирование новых знаний.
Размеры и масса атомов.
Ребята, давайте сравним размеры атомов некоторых химических элементов. На рис. 30 учебника показаны многократно увеличенные шаровые модели атомов некоторых элементов. В действительности атомы настолько малы, что их невозможно рассмотреть даже в самые лучшие оптические микроскопы. Так, например, самый легкий атом - атом водорода. Его масса равна 0,0000000000000000000000000016735 кг. Самым маленьким является атом гелия. Диаметр этого атома приблизительно 0,00000000098 м.
Еще больше различаются атомы разных элементов по массе. Масса атома обозначается символом mа и выражается в единицах массы СИ (кг). Так, например, масса атома углерода равна : mа(С)=26,56 *10-27 кг.
Пользоваться такими маленькими величинами масс атомов при расчетах неудобно. Поэтому на практике вместо истинных масс атомов стали применять их относительные значения. Они рассчитывались по массовым отношениям простых веществ в реакции друг с другом. Химики предположили, что эти отношения пропорциональны массам соответствующих атомов. Именно так в начале 20-ого века Дж. Дальтон ввел понятие относительной атомной массы, приняв за единицу сравнения массу самого легкого атома - водорода.
В настоящее время в качестве такой единицы сравнения используется 1/12 часть массы атома углерода, что наглядно представлено на рис.33 учебника. Она получила название атомной единицы массы (а.е.м.). Ее международное обозначение - u.
1 u = ma(C) / 12 = 19,94 * 10-27кг / 12 = 1,66 * 10-27 кг
Запишите и запомните эту формулу.
Физкультминутка: Дети, посмотрите на доску и нарисуйте глазами восьмерку, затем посмотрите вверх, вниз, влево, вправо. А теперь несколько раз сильно зажмурьте глаза.
Применение новых знаний ( 10 мин)
А сейчас я дам вам образец выполнения заданий на сравнение масс атомов различных химических элементов. Заполните его и сделайте выводы. Раздаю карточки с заданиями.
Карточка 1.Во сколько атом кислорода легче атома серы?
Карточка 2.Во сколько атом углерода легче атома серебра?
Ответ к карточке 1.в 2 раза легче
Ответ к карточке 2.в 8,9 раз легче
Учащиеся подводятся к выводу, что отношения масс атомов элементов равно отношению их относительных масс.
А теперь, ребята, давайте попробуем найти значения относительных атомных масс элементов по таблице 2 учебника.
Оценки учеников за урок: 1. Савошко: 8
2.Боровский: 9
3.Подымако: 9
4.Заболоцкий: 8
5.Савицкая: 7
5.Домашнее задание.
Домашним заданием будет параграф 6,а также вопросы после параграфа 5,6 письменно.
6.Рефлексия
Ученики оценивают свою работу с помощью стикеров «настроение».
Оценка деятельности учителя на уроке __________________________
Предложения и пожелания по совершенствованию деятельности учителя на уроке:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________