Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Особенности финансов дорожного хозяйства

Работа из раздела: «Финансы и налоги»

Содержание

финансовый состояние денежный задолженность

Введение

1. Общая характеристика финансового состояния предприятия и определение вероятности банкротства

1.1 Общая характеристика финансового состояния предприятия

1.2 Определение вероятности банкротства предприятия

2. Пути улучшения финансового состояния предприятия

2.1 Методика управления денежными потоками

2.2 Методика проектирования логистической системы управления запасами

2.3 Методика анализа безубыточности предприятия

2.4 План финансового оздоровления предприятия

3. Прогнозирование финансовых показателей деятельности предприятия

3.1 Прогноз прибыли предприятия

3.2 Прогноз прибыли по форме бухгалтерского баланса

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Введение

Дорожное хозяйство Российской Федерации является одним из элементов транспортной инфраструктуры, который обеспечивает конституционные гарантии граждан на свободу передвижения и делает возможным свободное перемещение товаров и услуг. Наличием и состоянием сети автомобильных дорог общего пользования определяется территориальная целостность и единство экономического пространства Российской Федерации.

Для обеспечения устойчивого роста благосостояния страны необходимо взаимоувязанное развитие экономики и транспортно-дорожного комплекса, однако в настоящее время в этой сфере наблюдается целый ряд дисбалансов.

Целью реформирования дорожного хозяйства Российской Федерации является переход к новой системе управления, ориентированной на достижение результатов и повышение эффективности функционирования отрасли.

Деятельность всех организаций дорожного хозяйства нацелена на формирование дорожной сети, удовлетворяющей потребностям населения, государства и бизнеса в передвижениях по автомобильным дорогам общего пользования с минимальными затратами времени при обеспечении комфортности, надежности и безопасности перевозок.

Для решения задач реформирования дорожной отрасли потребуется реализация комплекса мероприятий, согласованных по срокам, исполнителям и ресурсам. Программные мероприятия направлены на создание нормативной правовой базы, реформирование управления отраслью, повышение эффективности экономических и административных мер регулирования развития дорожного хозяйства, научно-техническое и информационное обеспечение принятия управленческих решений.

В отличие от существующей системы управления, основанной на годовом планировании, финансировании дорожного хозяйства на базе индексации прошлых расходов и контроле затрат, внедрение новых механизмов и технологий управления дорожным хозяйством позволит перейти к принципиально новой системе управления, направленной на достижение конечных результатов, за счет:

- определения основных целевых показателей совершенствования и развития дорожной сети исходя из приоритетов социально-экономического развития страны и интересов пользователей;

- планирования объемов дорожных работ, необходимых для достижения целевых показателей, на основе использования комплексного подхода, учитывающего государственные, общественные и частные интересы и обеспечивающего на этой основе возможности объединения усилий и ресурсов для достижения конечных результатов;

- финансирования дорожных работ в соответствии с обязательствами по достижению целевых показателей, объединения государственных и частных ресурсов, концентрации их на приоритетных проектах развития дорожной сети;

- внедрения механизмов контроля и эффективности результатов деятельности дорожных организаций.

1. Общая характеристика финансового состояния предприятия и определение вероятности банкротства

1.1 Общая характеристика финансового состояния предприятия

На сегодняшний день финансовое состояние предприятия представляет огромный интерес для государства, инвесторов, кредиторов, собственников, партнеров, работников предприятия и для других лиц.

В данном случае для определения финансового состояния предприятия целесообразно провести расчет следующих коэффициентов:

1. Коэффициент абсолютной ликвидности (Кабс. ликв). Он показывает, какую часть краткосрочных обязательств предприятие может погасить своими абсолютно ликвидными активами и рассчитывается по формуле.

Кабс. ликв = (1.1)

Кабс. ликв = (389 + 32) / 5032 = 0,08

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочных обязательств предприятие может погасить своими абсолютно ликвидными активами. Полученное значение при расчётё данного коэффициента составляет 0,08, минимально допустимым же при этом признано значение равное 0,2. Следовательно, данное предприятие может погасить своими абсолютно-ликвидными активами всего лишь 8% своих краткосрочных обязательств, следовательно, можно сделать вывод о низкой платежеспособности предприятия.

2. Коэффициент текущей ликвидности (Ктек. ликв) или общий коэффициент покрытия. Данный коэффициент показывает, как, насколько предприятие может погасить краткосрочные обязательства всеми своими оборотными (текущими) активами и рассчитывается по формуле.

Ктек. ликв = (1.2)

Ктек. ликв = ( 389 + 32 + 4991 + 6070 - 39) / 5032= 2,27

При расчете данного показателя вычитаем из стоимости запасов и затрат расходы будущих периодов.

В данном случае коэффициент текущей ликвидности составляет 2,27, в то время как безопасным в мире признано значение равное 2,0. Это говорит о том, что расчетное значение является достаточно высоким.

3. Коэффициент независимости (Кнезав.). Он характеризует долю собственности владельцев предприятия в общей сумме авансированных средств. Чем выше значение коэффициента, тем финансово более устойчиво и независимо от внешних кредиторов предприятие. Коэффициент независимости имеет большое значение для инвесторов и кредиторов, т.к. чем выше значение коэффициента, тем меньше риск потери инвестиции и кредитов. Расчет его производится по формуле:

Кнезав.= (1.3)

Кнезав.= 12231 / (5661+11848) = 12231 / 17509= 0,69

Значение коэффициента независимости составляет 0,69, что должно быть не ниже 0,5. Значит предприятие имеет значительную долю собственных средств в формировании своего имущества.

Общая характеристика финансового состояния предприятия осуществляется на основе сопоставления расчётных значений показателей со стандартными.

Таким образом, существующие методики позволяют оценить ту или иную стороны финансового состояния предприятия (ФСП).

На практике имеются отдельные методики общей оценки ФСП. Для этого целесообразно воспользоваться справочной таблицей стандартных значений индикаторов финансового состояния предприятия.

Таблица 1.1 - Стандартные значения индикаторов финансового состояния предприятия

Показатели

Значения показателей

I класс

II класс

III класс

Коэффициент абсолютной ликвидности Кабс. ликв.

Коэффициент текущей ликвидности Ктек. ликв.

Коэффициент независимости Кнезав.

>0,6

>1,5

>0,5

0,4-0,6

1,3-1,5

0,3-0,5

<0,4

1,0-1,3

<0,3

Коэффициент абсолютной ликвидности для данного предприятия равен 0,08, значит, что он относится к III классу. Коэффициент текущей ликвидности довольно высок - 2,28, следовательно, по данному коэффициенту предприятие можно отнести к I классу. Коэффициент независимости рассматриваемого предприятия также можно оценить как высокий - 0,69, значит, предприятие по данному показателю отнесем к I классу.

Для того, чтобы уточнить к какому классу относится предприятие нужно воспользоваться двумя способами:

1 индикатору, имеющему наихудший класс, присвоить наибольший рейтинг;

2 всем индикаторам присвоить одинаковый рейтинг.

Данные индикаторы сведены в таблицу 1.2.

Таблица 1.2 - Общая оценка финансового состояния предприятия

Показатели

Значения

показателей

Класс

Рейтинг

Баллы

1в.

2в.

1в.

2в.

1.Коэффициент абсолютной ликвидности

0,08

3

40

33,4

120

100,2

2.Коэффициент текущей ликвидности

2,28

1

30

33,3

30

33,3

3.Коэффициент независимости

0,69

1

30

33,3

30

33,3

Итого:

-

-

100

100

180

167

К первому классу относятся предприятия с суммой баллов от 100 до 150, ко второму классу - от 151 до 200, к третьему - от 201 до 300.

По проведенному расчету получили, что предприятие относится ко второму классу, а, следовательно, нуждается в улучшении своего финансового состояния.

1.2 Определение вероятности банкротства предприятия

Потребность в оценке финансового состояния и прогнозировании его изменений испытывают как сами предприятия, так и их контрагенты, инвесторы, заемщики и т.д. Необходимость такого анализа особенно проявляется при проведении санации, финансового оздоровления, антикризисного управления. В то же время хроническая неплатежеспособность хозяйствующих субъектов создает серьезную угрозу экономической стабильности страны в целом и необходим систематический государственный мониторинг финансового состояния предприятий с целью выявления несостоятельных. Все это обусловило создание значительного числа методик проведения такого анализа.

Критерии определения неудовлетворительной структуры баланса, предполагают определение двух коэффициентов:

1. Коэффициент текущей ликвидности:

Минимально допустимым утверждено значение, равное 2,0. Ранее было получено значение данного коэффициента равное 2,28. Значит данное предприятие имеет удовлетворительную структуру баланса.

2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами.

Коб. с. ср.= , (1.4)

где П3 - итог третьего раздела Пассива баланса;

А1 и А2 - итог первого и второго разделов Актива баланса соответственно. В числителе отражена та часть собственных средств, которая направлена в формирование оборотных активов (П3 - А1). В знаменателе - стоимость всех оборотных активов. Минимально допустимым утверждено значение 0,1.

Коб. с. ср. = (122231-5661) / 11848 = 6570 / 11848 = 0,55

На предприятии коэффициент обеспеченности собственными средствами составляет 0,55, а минимальное значение этого коэффициента равно 0,1, следовательно, вероятность банкротства невелика. В международной практике для определения вероятности банкротства (прогнозирования) используются различные модели. Они основаны на предварительном составлении преобразованного баланса в таблице 1.3. Наибольшее распространение в мире получила двухфакторная модель для оценки вероятности банкротства.

Таблица 1.3 - Преобразованный баланс предприятия

АКТИВ

ПАССИВ

Разделы (статьи)

Сумма,

тыс. руб.

Разделы (статьи)

Сумма,

тыс. руб.

1. Внеоборотные активы

5661

1. Собственный капитал

12231

2. Текущие активы

11848

2. Текущие обязательства

5278

Баланс

17509

Баланс

17509

Рассмотрим двухфакторную модель вида:

Z1= -а0 - а1x'+ а2х'' (1.5)

Z1 = - 0, 3877 - 1,0736 x' +0,0579 х'',

где х' - показатель покрытия, определяется, как отношение текущих активов к текущим обязательствам;

х' = 11848 / 5278 = 2, 2448

х'' - удельный вес заемных средств в активах, определяется как отношение текущих обязательств к итогу актива;

х'' = 5278 / 17509 = 0,3014

Z1 = - 0, 3877 - 1,0736 * 2,2448 + 0,0579 * 0,3014 = - 0,3877 - 2,4100 + 0,0175 = - 2,7802 тыс.руб.

Так как результат расчёта по модели отрицательный, то вероятность банкротства предприятия невелика.

Достоинствами данной модели являются:

- простота

- она включает главные факторы, влияющие на банкротство.

К недостаткам относятся:

- модель учитывает всего лишь два фактора, влияющих на банкротство;

- недостаточная корректность результата: например, при Z1 = - 2 и при Z1 = - 0,002 вывод о вероятности банкротства делается одинаковый;

- модель была разработана в середине прошлого века в США, поэтому не отражает особенностей современного этапа развития экономики России.

Для преодоления недостатков целесообразно использовать другие модели определения вероятности банкротства, например, пятифакторную модель Альтмана, которая имеет вид:

Z2 = 0,012х1 + 0,014х2+ 0,033х3+ 0,006х4+0,999х5 , (1.6)

где х1 - отношение чистых оборотных средств к объему активов;

х2 - отношение нераспределенной прибыли к объему активов;

х3 - отношение балансовой прибыли к объему активов;

х4 - отношение рыночной стоимости всех акций к объему заемных средств;

х5 - отношение выручки от реализации к объему активов.

Однако у данной модели есть следующие недостатки:

1 модель была создана в США в 60-е гг. XX века на основе обследования

33-х обанкротившихся американских фирм;

2 в Российской Федерации недостаточно развит финансовый рынок и отсутствует информация о рыночной стоимости ценных бумаг многих российских предприятий. Поэтому будет целесообразным провести расчет, используя четырехфакторную модель прогноза риска банкротства (модель R), разработанную учеными Иркутской государственной экономической академии Российской Федерации, которая имеет следующий вид:

Z2 = 8,38Х1 + Х2 + 0,054Х3 + 0,63Х4, (1.7)

где Х1 -- чистый оборотный капитал / общая сумма активов;

Х2 -- чистая прибыль / собственный капитал;

Х3 -- выручка от реализации / общая сумма активов;

Х4 -- чистая прибыль / интегральные затраты.

Z2 = 8,38 * 11848 / 17509 + 11271 / 12231 + 0,054 * 29367/ 17509 + 0,63 * 11271 / 11132 = 8,38 * 0,68 + 0,92 + 0,054 * 1,68 + 0,63 * 1,01 = 7,34

Вероятность банкротства предприятия в соответствии со значением модели R определяется следующим образом.

Таблица 1.4 - Стандартные значения для определения банкротства по модели R.

Значение R

Вероятность банкротства, процентов

Меньше 0

Максимальная (90-100)

0-0,18

Высокая (60-80)

0,18-0,32

Средняя (35-50)

0,32-0,42

Низкая (15-20)

Больше 0,42

Минимальная (до 10)

По итогам данной методики выяснили, что вероятность банкротства также невелика. Заметим также, что российская модель прогнозирования банкротства более корректна, т.к. в ней учитывается большее число факторов.

Также можно воспользоваться и другими моделями, например, моделью Таффлера. Таффлер в 1977 году предложил прогнозную модель платежеспособности, которая позволяет дать картину финансового состояния предприятия, то есть может быть использована для оценки риска банкротства.

Z3 = 0,53 X1 + 0,13 X2 + 0,18 X3 + 0,16 X4, (1.8)

где X1 - прибыль до выплат / текущие обязательства

X2 - текущие активы / текущие обязательства

X3 - текущие обязательства / общая стоимость активов

X4 - интервал кредитования ( X4 = 1)

Поскольку отсутствуют данные о прибыли от реализации рассматриваемого предприятия, вычислим данный показатель, предположив, что прибыль от реализации равна балансовой прибыли предприятия за пятый год:

Z3=0,53*+0,13*+0,18*+0,16*= 1,19 + 0,29 + 0,05 + 0,27 = 1,80.

Величина Z-счета для данного предприятия равна 1,80 и значительно превышает 0,3. Это позволяет судить о неплохих долгосрочных перспективах предприятия и его прочной позиции на рынке. Таким образом, проведя ряд расчетов по разным методикам определения вероятности банкротства, можно сделать вывод, что финансовое состояние предприятия оценивается положительно, и вероятность банкротства крайне мала.

2. Пути улучшения финансового состояния предприятия

2.1 Методика управления денежными потоками

Анализ движения потоков денежных средств позволяет изучить их динамику, сопоставить сумму поступлений с суммой платежей (отчислений), сделать вывод о возможностях внутреннего финансирования, способствует обеспечению устойчивости и платежеспособности в текущем и будущих периодах.

Косвенный метод направлен на получение денных, характеризующих чистый денежный поток предприятия в отчетном периоде. Источником информации для разработки этим методом отчётности о движении денежных средств предприятия является отчётный баланс и отчёт о финансовых результатах.

Расчёт чистого денежного потока предприятия косвенным методом осуществляется по видам хозяйственной деятельности и предприятию в целом.

По операционной деятельности базовым элементом расчёта чистого денежного потока предприятия косвенным методом выступает его чистая прибыль, полученная в отчетном периоде. Путём внесения корректив чистая прибыль преобразуется затем в показатель чистого денежного потока.

Формула, по которой осуществляется расчет данного показателя по операционной деятельности, в общем виде выглядит следующим образом.

ЧДПо = ЧП + А - ?КФВ - ?ДЗ - ?З + ?КЗ, (2.1)

где ЧДПо - сумма чистого денежного потока предприятия по операционной деятельности в рассматриваемом периоде;

ЧП - сумма чистой прибыли предприятия;

А - сумма амортизационных отчислений;

?КФВ - изменение суммы краткосрочных финансовых вложений;

?ДЗ - изменение суммы дебиторской задолженности;

?З - изменение суммы запасов;

?КЗ - изменение суммы кредиторской задолженности.

ЧДПо = 11271 - 32 - 4991 - 6070 + 5278 = 5456 тыс. руб.

По инвестиционной деятельности сумма чистого денежного потока определяется как разница между суммой реализации отдельных видов внеоборотных активов и суммой их приобретения в отчетном периоде.

Расчёт этого показателя по инвестиционной деятельности осуществляется по формуле:

ЧДПи = - ?ОС - ?НА - ?НКЗ - ?ДФВ - ?Пр, (2.2)

где ЧДПи - сумма чистого денежного потока предприятия по инвестиционной деятельности в рассматриваемом периоде;

?НА - изменение суммы нематериальных активов;

?НКЗ - изменение суммы незавершенных капитальных вложений;

?ДФВ - изменение суммы долгосрочных финансовых вложений;

?Пр - изменение суммы прочих внеоборотных активов.

Данный расчет будет равен сумме внеоборотных активов, при условии, что предприятие не имеет доходных вложений в материальные ценности и не имеет отложенных финансовых активов.

ЧДПи = 5661 тыс. руб.

По финансовой деятельности сумма чистого денежного потока определяется как разница между суммой финансовых ресурсов, привлеченных из внешних источников, и суммой основного долга, а также дивидендов (процентов), выплаченных собственникам предприятия. Формула, по которой осуществляется расчёт данного показателя по финансовой деятельности:

ЧДПф = ?СК + ?ДК + ?КК, (2.3)

где ЧДПф - сумма чистого денежного потока предприятия по финансовой деятельности в рассматриваемом периоде;

?СК - изменение суммы собственного капитала;

?ДК - изменение суммы долгосрочных кредитов и займов;

?КК - изменение суммы краткосрочных кредитов и займов.

ЧДПф = 12231 + 5278 = 17509 тыс. руб.

Сумма денежных потоков по указанным трем направлениям деятельности предприятия образует чистый денежный поток. Величину чистого денежного потока можно рассматривать как потенциальный объем денежных средств, которым должно располагать предприятие по результатам своей деятельности.

Этот показатель рассчитывается по формуле.

ЧДП = ЧДПо + ЧДПи + ЧДПф. (2.4)

ЧДП = 5456 + 5661+17509 = 28626 тыс. руб.

Использование косвенного метода расчёта движения денежных средств позволяет определить потенциал формирования предприятием основного внутреннего источника финансирования своего развития - чистого денежного потока по операционной и инвестиционной деятельности, а также выявить динамику всех факторов, влияющих на его формирование.

2.2 Методика проектирования логистической системы управления запасами

Состояние и эффективность использования производственных запасов, как самой значительной части оборотного капитала - является одним из основных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к производственным запасам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Поэтому для предприятия все возможные способы рационального расходования средств, одним из которых является определение оптимальной величины производственных запасов, приобретают все большую значимость.

Специфика дорожного хозяйства такова, что поставка материалов должна происходить непосредственно в процессе работы, т. е. эффективной для работы дорожного предприятия является система «точно в срок». Это связано с тем, что материалы для строительства и ремонта дорог занимают большие площади, что ведет к значительным складским расходам.

При складировании материалов увеличиваются транспортные затраты, кроме того некоторые материалы для строительства и ремонта дорог имеют ограниченный период применения.

Текущий или ожидаемый запас определяется по формуле.

Зтек = qпр * Тинт , (2.5)

где Зтек- текущий запас;

qпр- проектируемый суточный расход ТМЦ;

Тинт- длительность интервала в условных единицах.

Если предприятие имеет определенный период использования запаса данного вида ресурса, то можно выделить максимальное и минимальное значения, как суточного расхода, так и длительности интервала. И тогда максимальный или минимальный текущие запасы могут быть рассчитаны по выражениям:

Зтек(max) = qmax * Тинт max. (2.6)

Зтек(min) = qmin инт min . (2.7)

Гарантийный запас может быть определен по формуле

Зстр = (qmax - qmin )*(Тинт max- Тинт min), (2.8)

где qср - среднее значение суточного расхода;

Тинт ср - среднее значение длительности интервала.

Подготовительный запас обычно принимается равным либо половине суточного расхода, либо суточному расходу в зависимости от сложности распределительной работы на складе предприятия (длительность входного контроля, приемка, подготовка к подаче на рабочие места в цех).Тогда:

Зоб = Зтек + Зпр + Згар , (2.9)

где Зоб - общий запас ТМЦ;

Зпр - проектируемый подготовительный запас;

Згар- гарантийный проектируемый запас.

В начальный период интервала между поставками величина заказа и запаса совпадут. Затем величина запаса будет уменьшаться за счет расхода, и в каждый t-й период времени величина запаса равна:

Зi = Зоб - qпр *t . (2.10)

Нормативный запас равен полу сумме запасов на начало и конец интервала, как в стоимостной форме, так и в натуральных измерителях и в условных единицах времени.

Предположим, что в данном предприятии щебень доставляется до места ремонта дороги грузовыми автомобилями вместимостью 16 куб. метров. Среднедневной расход 162 куб. метров. Т.е. Поставка должна происходить ежедневно по 10-11 машин. Запасы на начало и конец дня будут равны 0. С другой стороны предприятие может делать запасы щебня на протяжении участка строящейся или ремонтируемой дороги. Поэтому потребность в материалах рассчитывается согласно нормам и объемам работ.

Зтек = 162 * 0,1 = 16,2 куб. метров

Зmax = 178 * 0,3 = 53,4 куб. метров

Зmin = 82 * 0,2 = 16,4 куб. метров

Зстр = (53,4-16,2) * (0,3-0,1) = 7,44 куб. метров

Зпр = 0 куб. метров

Зоб = 16,2 + 7,44 = 23,64 куб. метров

Таким образом, оптимальный размер заказа составит 77 куб. метров щебня. Максимальный желательный заказ составляет 110 кубов, гарантийный 32,6 кубов щебня.

Основой для повышения эффективности управления запасами должно являться планирование и составление календарного графика работ.

2.3 Методика анализа безубыточности предприятия

Этот метод представляет собой затратный метод ценообразования, при котором производится определение точки безубыточности и целевой прибыли. Анализ безубыточности осуществляется на основе исследования соотношения 'затраты - объем - прибыль', которое отражает взаимосвязь затрат, выручки, объема производства и прибыли. По существу, этот метод сводится к определению точки безубыточности производства (критической точки) такого объема продукции, при реализации которого достигается нулевой результат: предприятие не получает прибыли, но и не несет убытков. Для определения точки безубыточности применяют такие методы, как математический, метод маржинального дохода и графический.

При использовании математического метода для расчета точки безубыточности определяется объем реализации в единицах продукции, который необходим для покрытия всех затрат:

выручка от реализации - суммарные переменные затраты - постоянные затраты = прибыль.

Учитывая, что выручка от реализации = цена на единицу продукции умножить на объем реализации;

суммарные переменные затраты = переменные затраты на единицу продукции умножить на объем реализации, формула для расчета прибыли предприятия может быть представлена в следующем виде:

(цена единицы продукции * Х) - (переменные затраты * X) -

- постоянные затраты = прибыль,

где X - объем реализации в точке безубыточности.

Так как прибыль приравнивается к нулю (цель расчета состоит в определении объема реализации или критической точки, при котором у предприятия нет прибыли), то для расчета объема реализации используют следующую формулу:

X * (цена единицы продукции - переменные затраты на единицу продукции) - постоянные затраты = 0.

Таким образом, для того чтобы рассчитать объем реализации, при котором прибыль равна нулю, или точку безубыточности, необходимо величину постоянных затрат разделить на разность между ценой продажи и величиной переменных затрат на единицу продукции:

X = постоянные затраты / (цена - переменные затраты на единицу продукции).

Допустим, данное предприятие получило заказ на изготовление дорожных знаков.

При этом цена единицы продукции - 1200 руб., переменные затраты на ее единицу - 750 руб., постоянные затраты на весь объем производства -

1 350 000 руб. Если X - точка безубыточности в единицах продукции, то с помощью приведенного выше получим, что X * (1200 - 750) - 1 350 000 = 0. Тогда 1 350 000 = X * 450, откуда Х = 1 350 000 : 450,

т.е. Х = 3000 шт.

Таким образом, необходимо реализовать 3000 дорожных знаков, чтобы достичь точки безубыточности. Объем реализации в денежном выражении, соответствующий точке безубыточности, составит:

1200 руб. * 3000 = 3 600 000 руб.

Из приведенного примера можно сделать следующий вывод: только после достижения объема выручки в размере 3 600 000 руб. фирма начнет получать прибыль.

Варьируя величинами издержек и объемов продаж, можно добиться изменения положения точки безубыточности, например, если фирма стремится увеличить объем реализации при неизменном спросе. В данной ситуации нужно в первую очередь воздействовать на сам спрос, что приведет к увеличению расходов на рекламу, маркетинг. Также необходимо создавать ценовые преимущества путем снижения цен, предоставления дополнительных скидок. В этом случае смещение точки безубыточности соответственно произойдет вправо. Смещение точки безубыточности влево (т.е. приближение момента получения прибыли) происходит при сокращении издержек, в первую очередь постоянных.

График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненное преимущество этого метода заключается в том, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке.

Существенный недостаток рассматриваемого метода состоит в том, что установление цены зависит от эластичности спроса по ценам, а график безубыточности этого не отражает. Поэтому фирма должна проанализировать все возможные варианты установления цены, прежде чем принять окончательное решение.

2.4 План финансового оздоровления предприятия

Финансовое оздоровление - это процесс разработки и реализации комплексной антикризисной стратегии деятельности предприятия, направленной на восстановление платежеспособности предприятия в текущем периоде и обеспечение оптимального использования его финансового потенциала в долгосрочной перспективе.

Для преодоления существующих проблем целесообразно разработать план мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния предприятия. Три из них уже были изложены в предыдущих подразделах. В общем виде план оздоровления предприятия будет выглядеть следующим образом:

1 Методика управления денежными потоками;

2 Методика проектирования логистической системы управления запасами;

3 Методика анализа безубыточности предприятия;

4 Рациональное использование инвестиций для улучшения финансового состояния предприятия;

5 Методика управления дебиторской задолженностью;

6 Оптимизация численности персонала;

7 Методика планирования издержек предприятия.

Приведем обоснование вышеизложенных мероприятий.

4 Критерием оценки целесообразности финансового оздоровления предприятия является наличие неиспользуемых потенциальных возможностей обеспечения прибыльной деятельности. Таким образом, изучение различных видов потенциала предприятия показало, что с величиной результирующих финансовых показателей деятельности предприятия связан финансовый потенциал.

Рассматривая финансовый потенциал предприятия как максимально возможную стоимость всех его активов при условии их наилучшего и наиболее эффективного использования, для расчета такой стоимости необходимо применять метод дисконтирования денежных потоков, поскольку именно такой подход к оценке финансового потенциала позволяет получить количественную характеристику потенциальных возможностей предприятия по формированию максимального финансового результата:

, ( 2.11)

где ДПi- денежный поток в i-ом году;

- денежный поток в первый год постпрогнозного периода;

R - ставка дисконтирования;

g - ожидаемые долгосрочные среднегодовые темпы роста доходов в постпрогнозный период.

Уровень использования финансового потенциала предприятия, характеризующийся текущей стоимостью, при оценке целесообразности оздоровления должен быть рассчитан исходя из прогноза финансового результата деятельности предприятия при условии отсутствия усилий по его финансовому оздоровлению, что соответствует положениям концепции оценки «стоимость предприятия как действующего». Стоимость предприятия как действующего выражает стоимость некоторого сложившегося бизнеса и выводится путём капитализации его прибыли:

, ( 2.12)

где I - периодический доход;

R - коэффициент капитализации;

Спрликв - ликвидационная стоимость прочих (неиспользуемых) активов.

Однако такой подход к оценке текущей стоимости предприятия можно использовать только в той ситуации, когда предприятие получает прибыль. В том случае, если деятельность предприятия убыточна, необходимо использовать гибридные методы оценки, совмещающие в себе особенности доходного и затратного подходов оценки стоимости бизнеса. Величина вклада определяется затратами на осуществление тактических и стратегических мероприятий программы финансового оздоровления предприятия, которая по своему содержанию должна реализовать вариант наилучшего и наиболее эффективного использования существующих активов предприятия.

Однако в ходе финансового оздоровления предприятия нередко возникает необходимость реализации инвестиционных проектов. В данном случае затраты на реализацию подобного проекта и генерируемый им денежный поток должны быть учтены отдельно, так как реализация новых инвестиционных проектов создает «дополнительную» стоимость предприятия, то есть прирост его финансового потенциала.

Использование предложенных критерия и методики оценки целесообразности финансового оздоровления позволяет в значительной степени формализовать процедуру принятия решения о привлекательности инвестиций в оздоровление кризисного предприятия. Представляется возможным применение разработанной методики в процессе банкротства предприятий-должников, например, при решении вопроса о необходимости использования восстановительных либо ликвидационных процедур, что позволит предотвратить, или же затруднить осуществление преднамеренного банкротства хозяйствующих субъектов.

Недостатком известных подходов к разработке программ финансового оздоровления так же является преимущественное использование инструментов финансового менеджмента. Финансовое оздоровление должно основываться на разработке и реализации мероприятий не только в области финансового менеджмента, но и в сфере управления производством и персоналом, а также в области маркетинга. Необходимость комплексного подхода к разработке и реализации программы финансового оздоровления объективно обусловлена природой финансового кризиса, который является следствием негативных процессов в деятельности предприятия.

5 Методика управления дебиторской задолженностью.

Анализ финансового состояния предприятия показал, что оно обладает слишком большим размером дебиторской задолженности, которая сдерживает финансовые потоки денежных средств за реализованную потребителям продукцию и оказанные услуги и тормозит дальнейший финансово-хозяйственный процесс. Следовательно, одной из важнейших рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности для предприятия является уменьшение размера дебиторской задолженности.

Дебиторской задолженностью необходимо управлять на всех этапах ведения хозяйственной деятельности, начиная от проведения преддоговорных процедур до исполнения договорных операций. Помимо указанных в таблице мероприятий на всех этапах ведения хозяйственной деятельности необходимо:

- постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительный рост долга создает угрозу финансовой устойчивости предприятия;

- своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской задолженности, к которым относятся отгруженные товары, не оплаченные в срок, поставщики и покупатели по претензиям, задолженность по расчетам возмещения материального ущерба, по статье 'Прочие дебиторы';

- прогнозировать поступление денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации;

- оценивать реальную стоимость существующей дебиторской задолженности.

Но на практике может оказаться так, что предприятия самостоятельно не могут обеспечить возврат дебиторской задолженности или максимизировать ее, свести к минимуму возможные потери. В этих случаях могут быть приняты меры по досудебному взысканию задолженности, защита страхованием или факторинговые операции.

Меры по досудебному взысканию предполагают:

- заключение договора с частными компаниями, использующими различные технологии возврата задолженностей, в основном 'информационного' характера, порядок применения которых обязательно согласовывается с заказчиком;

- страхование как способ свести к минимуму возможные потери. Это мероприятие направлено против непредвиденных потерь безнадежного долга. В процессе принятия решения по страхованию кредитов необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям, а также стоимость страхования;

- факторинговые операции представляют собой продажу прав на взыскание дебиторской задолженности. Факторинговая компания обязуется немедленно оплатить около 80% от стоимости поставок и оплаты оставшейся части (за вычетом процента за кредит) в строго установленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. При этом необходимо оценить, приведет ли факторинговая операция к чистой экономии.

Все вышерассмотренные приемы и методы управления дебиторской задолженностью относятся, главным образом, к нормально функционирующим предприятиям. Но управление дебиторской задолженностью имеет место и в компаниях, находящихся в кризисном состоянии.

Предприятие, стремящееся выйти из кризиса, должно грамотно осуществлять контроль за дебиторской задолженностью и разрабатывать системы договорных взаимоотношений с контрагентами с применением гибких условий и форм оплаты, таких как выставление промежуточного счета, применение гибких цен, банковская гарантия и др.

Для того чтобы устранить последствия кризиса, предприятия иногда нуждаются в решительных мерах. Так, одним из способов рефинансирования активов является продажа или обмен дебиторской задолженности (перемена лиц в обязательствах, финансирование под уступку прав требования, факторинговые операции), который нецелесообразен без предварительной оценки стоимости дебиторской задолженности, поскольку предприятие не сможет реально оценить выгоду и эффект от проводимых мероприятий.

6 Оптимизация численности персонала

Оптимизация численности персонала -- это непростой и болезненный инструмент сокращения издержек компании. Если применять его взвешенно, после всестороннего анализа текущей ситуации и прогноза последствий -- он будет эффективно работать и давать ожидаемые результаты.

Важнейший элемент эффективной кампании по оптимизации численности персонала - определение реальной потребности в рабочей силе и подготовка прогноза изменения этой потребности. После этого необходимо произвести детальное сопоставление потребности и наличия рабочей силы, определив несоответствие между ними как с точки зрения количества работников (наиболее простая задача), так и с точки зрения их квалификационных характеристик.

Прежде, чем приступать к массовым увольнениям сотрудников, в чьем труде организация больше не нуждается, руководство должно попробовать использовать другие, менее болезненные средства сокращения численности.

- Прекращение приема на работу. Вместо приема на работу новых сотрудников освобождающиеся в силу естественной текучести кадров рабочие места заполняются работниками организации, чьи должности подлежат сокращению.

- Перевод части сотрудников на сокращенный рабочий день или рабочую неделю позволяет избежать увольнений и сохранить приобретенную работниками организации квалификацию при одновременном сокращении издержек на рабочую силу. Эти методы так же, как предоставление неоплачиваемых отпусков, широко используются в отраслях с сезонными колебаниями спроса, в том числе в дорожном хозяйстве.

- Увольнения по собственному желанию также сокращают внутриорганизационное предложение рабочей силы, поэтому руководство может быть заинтересовано в стимулировании добровольного ухода работников путем выплаты единовременного пособия или предоставления помощи в поисках новой работы.

Если же приведенные выше меры не позволяют добиться требуемого сокращения численности, организация вынуждена разработать программу увольнений. При разработке и реализации этой программы сотрудникам отдела человеческих ресурсов необходимо:

- обеспечить соблюдение трудового законодательства. В случае несоблюдения законодательства организация может понести значительные финансовые издержки, а ее репутации будет нанесен существенный ущерб;

- выработать четкие и максимально объективные критерии отбора сотрудников, подлежащих сокращению;

- организовать коммуникационную кампанию с целью предоставления сотрудникам наиболее полной информации о причинах увольнений, критериях отбора, компенсации увольняемым сотрудникам, перспективах их возвращения в организацию;

- оказать увольняемым сотрудникам помощь в виде материальной компенсации и содействия в трудоустройстве;

- действовать решительно и последовательно. Приняв решение о сокрающении и определив увольняемых сотрудников, руководство должно как можно скорее и последовательней воплотить его в жизнь. Затягивание с сокращением не только не позволяет компании сократить свои издержки (основная цель сокращения), но и крайне негативно сказывается на морали организации. Поскольку потребности организации в рабочей силе изменяются как в сторону сокращения, так и в сторону увеличения, отделу человеческих ресурсов необходимо поддерживать базу данных на работников, уволившихся по собственному желанию или по сокращению. В случае появления потребности в дополнительных сотрудниках, эти люди должны стать первыми кандидатами для приема на работу - они знают организацию, в их развитие организация вложила существенные средства, их опыт и квалификация могут прекрасно послужить ей в будущем.

7 Методика планирования издержек предприятия

Издержки представляют собой стоимость всех видов затрачиваемых ресурсов и выполняемых работ и услуг, связанных с производством конечной продукции предприятия.

Управление издержками предприятия заключается в рационализации структуры себестоимости и определении путей ее снижения с целью максимизации прибыли, а также увеличения эффективности производства.

Как правило, сокращение издержек на производство и реализацию продукции возможно при условии рационального использования ресурсов (сырья, материалов, оборудования, финансов) и максимизации отдачи от них.

Основными базовыми концепциями в управлении затратами являются:

- концепция затратообразующих факторов;

- концепция добавленной стоимости;

- концепция цепочки ценностей;

- концепция альтернативности затрат.

Структурные затратообразующие факторы первой концепции влияют на общий уровень затрат не столько в учетном бухгалтерском, сколько в экономическом смысле. Эффект оптимизации в данном случае достигается не в результате изменения состава затрат, а за счет рационализации использования внутрихозяйственных ресурсов, повышения их оборачиваемости.

В рамках концепции добавленной стоимости составляющие затрат рассматриваются на всех стадиях добавления стоимости, начиная с закупок сырья и материалов и заканчивая реализацией собственной продукции, работ и услуг. Ключевым моментом такого подхода к управлению затратами является максимизация разницы (добавленной стоимости) между закупками и реализацией.

Концепция цепочки ценностей основывается на расширитель ном подходе к формированию и управлению затратами и предлагает учитывать затратообразующие механизмы по всей цепочке ценностей в рамках согласованного набора видов деятельности, начиная от исходных источников сырья и заканчивая готовой продукцией или услугами, полученными конечными пользователями.

Концепция альтернативности затрат, или затрат упущенных возможностей, основывается на том, что любое финансовое решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат, и практическая реализация всякого управленческого решения в этом случае связана с отказом от какого-то альтернативного варианта.

3. Прогнозирование финансовых показателей деятельности предприятия

3.1 Прогноз прибыли предприятия

Планирование прибыли занимает важное место в работе финансовых служб любой организации. Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли , главным образом, прибыль от реализации продукции , выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

Составим таблицу для прогнозирования прибыли предприятия.

Таблица 3.1 - Исходные данные для прогнозирования прибыли

Годы

1

2

3

4

5

Прибыль, тыс. руб.

7996

8655

9963

10878

11271

Первый способ

1.1 Определение абсолютных приростов:

?А = Аi - Ai-1, ( 3.1)

А2 = 8655 - 7996 = 659 тыс. руб.

А3 = 9963 - 8655 = 1308 тыс. руб.

А4 = 10878 - 9963 = 915 тыс. руб.

А5 = 11271 - 10878 = 393 тыс. руб.

1.2 Расчет среднегодового абсолютного прироста:

, ( 3.2)

где n - количество лет в исследуемом периоде.

= = 818,75 тыс. руб.

1.3 Определение прогнозной прибыли:

П6 = П5 + ; ( 3.3)

П6 = 11271 + 818,75 =12089,75 тыс. руб.

Е = * 100, % ( 3.4)

Е = * 100 % = 6,77 %

Второй способ

2.1 Расчёт показателей темпа роста:

?Т = Тi - Ti-1 , ( 3.5)

Т2 = 8655 / 7996 = 1,082

Т3 = 9963 / 8655 = 1,151

Т5 = 11271 / 10878 = 1,036.

2.2 Расчет среднегодового темпа роста:

( 3.6)

= 1,0895

2.3 Расчет прогнозной прибыли:

П6 = П5 * ( 3.7)

П6 = 11271* 1,0895 = 12279,8 тыс. руб.

Е = * 100 % = 8,22 %

Третий способ

Построение линейной зависимости вида:

Пi = а0 * а1 ( 3.8)

а0n + а1

а0+ а1

Таблица 3.2 - Расчёт параметров модели

П

1

7996

7996

1

2

8655

17310

4

3

9963

29889

9

4

10878

43512

16

5

11271

56355

25

Итого

48763

155062

55

Лучшим будет тот способ, у которого ошибка наименьшая. Прибыль, рассчитанная этим способом принимается в качестве прогнозной. В данном случае наименьшая ошибка была рассчитана при 1 методе (6,77%), следовательно, предприятию целесообразно воспользоваться именно им.

3.2 Прогноз прибыли по форме бухгалтерского баланса

В прогнозе по форме бухгалтерского баланса будем также использовать преобразованный баланс предприятия (см. табл. 1).

1. Установим соотношение каждой статьи актива и пассива преобразованного баланса и выручки:

А1 = 5661 / 29367 = 0,19;

А2 = 11848 / 29367 = 0,41;

П1 = 12231 / 29367= 0,42;

П2 = 5278 / 29367= 0,18.

2. Определим темпы роста выручки (прибыли) предприятия как отношение прогнозного значения прибыли к значению за последний год исследуемого периода:

== 1,07.

3. Рассчитаем прогнозную выручку путем умножения ее значения на ожидаемый темп роста:

Впрог=29367*1,07 = 31422,69 тыс. руб.

4. Рассчитаем прогнозные оценки по каждой статье баланса с учетом прогноза выручки (как произведение установленных ранее соотношений и ожидаемой выручки):

А1прогн= 31422,69 *0,19 = 5970,31 тыс. руб.;

А2прогн= 31422,69 *0,41 = 12883,30 тыс. руб.;

П1прогн= 31422,69 *0,42 = 13197,53 тыс. руб.;

П2прогн= 31422,69 *0,18 = 5656,08 тыс. руб.

5. Составим прогнозный баланс:

Таблица 3.4 - Прогнозный преобразованный баланс предприятия

Актив

Пассив

Статья

Сумма, тыс. руб.

Статья

Сумма, тыс. руб.

1. Внеоборотные активы

5661,00

1. Собственный капитал

12888,22

2. Текущие активы

12883,30

2. Текущие обязательства

5656,08

Баланс

18544,30

Баланс

18544,30

На основе прогнозного баланса организации определим новую вероятность ее банкротства по двухфакторной модели. Рассчитаем факторы-аргументы x1 и x2.

х1 =12883,30 / 5656,08 = 2,28

х2= 5656,08 / 18544,30 =0,31.

Таким образом, подставив найденные значения x1 и x2, найдем Z1:

Z1= -0,3877-1,0736*2,28+0,0579*0,31= -0,3877 - 2,4478 + 0,0179 =

= -2,82.

Найденное прогнозное значение Z1 является отрицательным (-2,82), это свидетельствует о том, что вероятность банкротства организации в прогнозном периоде будет также невелика.

Заключение

Существующие в нашей стране автомобильные дороги под разделяются на дороги общего пользования и ведомственные. На долю первых приходится 90% всех автомобильных дорог. Дороги общего пользования по их народнохозяйственному значению под разделяются на общегосударственные, республиканские, областные и местные. Общегосударственные дороги связывают важнейшие экономические районы и крупные административные, промышленные и культурные центры страны. В зависимости от интенсивности движения они относятся к первой или второй категории дорог.

Дороги республиканские и областные связывают экономические, административные и культурные центры в пределах республики, области. Они относятся к третьей категории дорог. Дороги общегосударственного значения находятся в ведении специализированных организаций по строительству и эксплуатации автодорог.

В связи с тем, что до 1992 г. пользование автомобильными дорогами в нашей стране было бесплатным, все затраты, связанные со строительством новых дорог, ремонтом и их текущим содержанием, финансировались в сметном порядке за счет бюджетных ассигнований и привлеченных средств предприятий и организаций. При этом строительство и текущее содержание общегосударственных дорог осуществлялись за счет средств государственного бюджета. Несмотря на сметный порядок финансирования затрат, дорожные организации строили свою производственную финансовую деятельность на принципах хозрасчета.

Финансирование строительства и затраты на эксплуатацию дорог республиканского и областного значения осуществлялись в основном за счет целевых 2%-ных отчислений от доходов авто мобильного транспорта. Расходы на строительство и содержание местных автодорог покрывались за счет средств, привлеченных от колхозов, совхозов и других предприятий. Первичной производственной единицей на автодорогах являются дорожно-эксплуатационные участки (ДЭУ) или производственно-дорожные участки (ПДУ). Они осуществляют текущее содержание дорог, все виды ремонта дорог и дорожных сооружений, а также другие виды работ по их эксплуатации (озеленение, охрана отдельных участков и др.). Как правило, эти организации осуществляют свою деятельность на условиях хозяйственного расчета. За ними закреплены основные фонды и оборотные средства. На основные фонды, находящиеся в распоряжении дорожных организаций, ежемесячно начисляется в общеустановленном порядке амортизация. Автомобильные дороги и дорожные сооружения, закрепленные за данным участком, учитываются отдельно от основных фондов, принадлежащих ДЭУ или ПДУ. Амортизация на них не начисляется, а установленные нормы используются только для учета в денежном выражении износа дорог и дорожных сооружений, что необходимо для планирования ремонтных работ.

Собственными оборотными средствами дорожные организации наделяются для образования не снижающихся запасов основных и вспомогательных материалов, запасных частей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, авторезины, топлива, горючего и других оборотных активов, необходимых для обеспечения работ, выполняемых в целях круглогодичного содержания дорог в проезжем состоянии. Норматив собственных оборотных средств определяется исходя из установленной процентной нормы к объему дорожных работ, выполняемых собственными силами. Источниками формирования оборотных средств являются: прибыль по работам и услугам, устойчивые пассивы и ассигнования из бюджета.

Список использованных источников

1. О несостоятельности (банкротстве) [Текст] : фед. закон: [принят Гос. Думой 27 сентября 2002 г.: одобр. Советом Федерации 16 октября 2002 г.] - [13-е изд.]. - М.: Ось - 89, [2009].- 288, [1]с.; 21 см.- (Актуальный закон).

2. Андреев, А. В. Условия объявления должника банкротом и проблема их дифференциации / А. В. Андреев // «Юрист», 2006. №7 (62).

С. 53 - 57.

3. Анохин, В. Предупреждение банкротства и восстановление платежеспособности несостоятельного должника / В. Анохин // «Хозяйство и право», 2006. №1. С. 48-50.

4. Антикризисное управление [Текст]: учебное пособие - 6-е изд.перераб. и доп. под ред. И. К. Ларионова. - М.: Издательский дом 'Дашков и К', 2010. - 292с.

5. Бурмистрова, Л. М. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: учебное пособие / Л. М. Бурмистрова . - М.: ИНФРА-М, 2009. - 240 с.

6. Гаврилова, А. Н. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп./ А. Н. Гаврилова, А. А. Попов. - М.: КНОРУС, 2007. - 599с.

7. Ивасенко, А. Г. Финансы организаций (предприятий) [Текст] : учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. - М.: КНОРУС, 2008.-

- 208 с.

8. Казакова, Н. А. Диагностика и прогнозирование банкротства / Н. А. Казакова // Финансовый менеджмент. 2009. №6. С. 17-20.

9. Казакова, Н. А. Управленческий анализ и аудит компании в условиях кризиса [Текст] : учебник / Н. А. Казакова - М: Дело и Сервис, 2010. - 304с.

10. Казуева, Т. С. Управление доходами и расходами предприятия [Текст]: Учебное пособие / Т. С. Казуева. - М.: Дашков и К, 2008. - 188с.

11. Караванова, Б. П. Разработка стратегии управления финансами организации [Текст]: учебное пособие / Б. П. Караванова. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 128 с.

12. Ковалева, А.М. Финансы фирмы [Текст] : учебник / А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай. - М.: ИНФА-М, 2007. - 520 с.

13. Ковалев В.В. Финансы организаций (предприятий) [Текст] : учебник / В. В. Ковалев, Вит. В. Ковалев - М.: Проспект, 2007. - 352 с.

14. Колтович, С. П. Критерии, стратегии и методы финансового оздоровления предприятий / С. П. Колтович // Финансовый менеджмент. 2009. №3. С. 136-144.

15. Остапенко, В. В. Финансы предприятий [Текст] : учебное пособие / В. В. Остапенко. - М.: OMEГA-Л, 2007. - 301 с.

16. Попондопуло, В. Ф. Процедуры банкротства и обеспечение интересов кредиторов / В. Ф. Попондопуло // «Предпринимательское право». 2006. №2. С. 11-17.

17. Шатохина, К. А. Банкротство предприятий /К. А. Шатохина // «Безопасность бизнеса». 2006. №1. С. 46- 47.

18. Шеремет, А. Д. Финансы предприятий, менеджмент и анализ [Текст]: Учебное пособие / А. Д. Шеремет, А. Ф. Ионова. - М.: ИНФА - М, 2007. - 479с.

19. Шуляк, П. Н. Финансы предприятий [Текст] : учебник / П. Н. Шуляк. - М.: Дашков и К, 2007. - 712 с.

20. Федеральное дорожное агентство. URL : www. Rosavtodor.ru

Приложение А

Особенности финансов дорожного хозяйства

Одной из важных предпосылок эффективного функционирования любой дорожной организации в рыночной системе хозяйствования является оптимальное использование в ее деятельности достижений научно-технического прогресса. В общем случае оно предполагает не только осуществление таких инновационных мероприятий, которые дают наибольший экономический эффект, но и обязательное соответствие их объемов финансовым возможностям дорожной организации, а также имеющимся трудовым и материальным ресурсам.

При этом для повышения реальности выполнения планов использования инноваций в дорожном хозяйстве необходимо обязательно учитывать при их формировании факторы риска и неопределенности деятельности дорожных организаций в рыночных условиях хозяйствования.

Вместе с тем, как показал анализ, указанные требования к разработке планов освоения инноваций в дорожных организациях в настоящее время не выполняются, что приводит к недостаточно эффективному использованию выделяемых на разработку и внедрение инвестиционных мероприятий ресурсов и снижению объемов их внедрения.

Одной из причин этого являются серьезные недостатки в существующей методической базе оценки эффективности и планировании использования инноваций в дорожном хозяйстве, к основным из которых следует отнести: недоучет специфики работы дорожных организаций; нерепрезентативность применяемой системы показателей планирования инноваций как в целом по отрасли, так и по отдельным предприятиям; отсутствие дифференцированного подхода к оценке эффективности разного вида инновационных продуктов на государственных и негосударственных предприятиях; отсутствие каких-либо методических рекомендаций по оптимальному планированию использования инноваций с учетом факторов риска и неопределенности.

Одним из решающих факторов повышения эффективности дорожного хозяйства России является ускорение научно-технического прогресса при проектировании, строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

Рисунок 1 - Рост автомобильных дорог федерального назначения

Вместе с тем, до настоящего времени процесс освоения инноваций в дорожных организациях осуществлялся еще в недостаточных масштабах и весьма невысокими темпами, что не обеспечивал требуемой интенсификации производства, роста производительности труда, снижения себестоимости и повышение качества дорожных работ. Одной из главных причин сложившейся ситуации является недоучет при оценке эффективности и планировании освоения инноваций специфических особенностей дорожного хозяйства, к основным из которых следует отнести:

1) высокую социально-экономическую значимость большинства инновационных проектов в дорожном хозяйстве, которые наряду с прямыми производственными (как правило, относительно небольшими) эффектами, имеют и весьма существенные косвенные (транспортные и внетранспортные) эффекты. Это свидетельствует о том, что при оценке эффективности инноваций игнорировать косвенные эффекты нельзя, так как результаты работы дорожного хозяйства должны оцениваться, в первую очередь, не по величине затраченных средств на простое и расширенное воспроизводство автомобильных дорог, а по уровню их развития и транспортно-эксплуатационному состоянию;

2) наличие в дорожном хозяйстве предприятий с государственной и негосударственной формой собственности. Первые из них, составляющие примерно 50% в сфере эксплуатации и 10% в сфере строительства дорожных сооружений, осуществляют свою деятельность непосредственно под руководством федерального или территориального органа управления дорожным хозяйством и, следовательно, могут рассматриваться как участники реализации единой научно-технической (в том числе и инновационной) политики в области простого и расширенного воспроизводства автомобильных дорог. Негосударственные предприятия организационно не подчинены государственным органам управления дорожным хозяйством. Поэтому их инновационная политика может не совпадать с установочными заданиями по освоению инноваций этих органов управления. В этом случае может иметь место дисбаланс интересов и, как следствие, снижение социально-экономической эффективности использования разрабатываемых в отрасли инновационных планов и программ;

3) многообразие форм эффективности инноваций, которые проявляются по-разному в различных сферах деятельности предприятий (производственной, инвестиционной и финансовой) при разных видах воспроизводства (строительство, реконструкция, ремонт и содержание) и при внедрении различных видов инновационных продуктов (материалов, машин, оборудования и технологий). Данная особенность обуславливает целесообразность группировки отдельных видов инновационных мероприятий по методам расчета эффективности использования;

4) довольно низкая рентабельность деятельности дорожных организаций (как государственных, так и негосударственных), что требует привлечения для осуществления инновационных проектов, как правило, значительных кредитных ресурсов. Применительно к оценке эффективности инноваций это означает необходимость проведения расчетов по обоснованию финансовой реализуемости инновационных проектов, для выполнения которых обязательным является наличие исходных данных о конкретных условиях финансирования этих проектов.

Анализ особенностей планирования инноваций на государственных предприятиях позволил сделать вывод о том, что при оценке эффективности их освоения, наряду с социально-экономическими должны обязательно рассчитываться и хозрасчетные эффекты, что, как правило, не делается на практике. Необходимость их определения, в первую очередь, обусловлена тем, что в условиях ограниченного государственного финансирования деятельности дорожные организации должны принимать к внедрению. в первую очередь, те инновационные проекты, которые являются экономически эффективными не только для отрасли, но и для самих предприятий.

Издержки, связанные с плохим состоянием дорожного хозяйства, ложатся в основном на пользователей дорог. Комплексная эффективность использования всех средств, выделяемых дорожному хозяйству, во многом определяется не только их абсолютной величиной, но и структурой их использования, в частности, пропорциями средств на эксплуатацию автомобильных дорог и на новое строительство. Особое значение соблюдение оптимальных пропорций в распределении средств имеет при недостаточном финансировании дорожной отрасли. В такой ситуации уменьшение средств на эксплуатацию существующих дорог в пользу увеличения нового строительства неэффективно в связи с заведомо большей капиталоемкостью последнего. Реконструкция дорог обходится в три раза дороже, чем их регулярный ремонт и содержание в течение 10-20 лет.

Проблемы развития дорог для нашей страны очевидно актуальны, учитывая современный уровень автомобилизации и состояние дорожных коммуникаций. К сожалению, все вопросы, связанные с эффектом от развития автомобильных дорог и от инвестиций в них, весьма сложно поддаются учету. Наиболее яркий показатель развитости сети автодорог - скорость перевозки.

Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно-правовых форм и в дорожной отрасли, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Это представляется естественным и целесообразным в условиях развитой рыночной экономики, предполагает создание и функционирование отлаженного механизма и процедуры банкротства. Вместе с тем убыточность многих предприятий в России обусловлена объективными причинами, а их ликвидация может привести к массовой безработице и серьезным социальным потрясениям.

Серьезными причинами существующих в дорожном хозяйстве проблем являются:

- несовершенство практики технико-экономического обоснования инвестиционных проектов и ценообразования. В результате происходит значительный рост реальной стоимости объектов по сравнению со сметной стоимостью;

- расходы на дорожные работы часто превышают фактическое финансирование, что приводит к образованию цепочки неплатежей и ухудшению финансового положения дорожных предприятий;

- недостатки в организации централизованных закупок основных материально-технических ресурсов для работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а именно несвоевременная поставка продукции и материально-технических ресурсов дорожным организациям, несоответствие качества поставленной продукции техническим требованиям;

- отсутствие реальной конкуренции при размещении заказов на производство дорожных работ;

- громоздкая система органов управления автомобильными дорогами;

- недочеты законодательного обеспечения дорожного хозяйства (в настоящее время отсутствуют законодательные и нормативные акты, определяющие направления развития дорожной отрасли, устанавливающие права и обязанности органов и организаций, взаимодействующих между собой в процессе финансирования, проектирования, строительства, реконструкции и содержания автомобильных дорог).

Не допустить убыточность предприятий, с этой целью:

- проводить работу по заключению прямых договоров с предприятиями и организациями на выполнение дорожно-строительных работ;

- оптимизировать кадровый состав организаций;

- осуществлять конструктивное сотрудничество с муниципальными образованиями.

Таким образом, целесообразно провести целостную системную реорганизацию дорожного хозяйства, прояснение в ее рамках экономической основы, цели и критериев деятельности отрасли.

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru