3
НОУ СПО Техникум экономики и права «Эксма»
Внешнеторговая деятельность по законодательству РФ
Курсовая работа
по финансовому праву
студента-экстерна
Глухова Леонида Владимировича
Руководитель:
Шеховцева Екатерина Валерьевна
Санкт-Петербург
2008
СОДЕРЖАНИЕ
В курсовой работе я рассмотрел: В первой части рассматриваются понятие и субъекты внешнеторговой деятельности РФ. Особым образом рассмотрен Федеральный закон РФ 'О валютном регулировании и валютном контроле'2 Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 'О валютном регулировании и валютном контроле' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50 ст. 4859
При написании работы широко использовались действующие законы и положения, регулирующие внешнеторговую деятельность; множество периодических изданий, предоставляющих аналитические материалы и данные; а также информационные ресурсы сети Интернет.
1.1. Субъекты внешнеторговой деятельности
Традиционно под внешнеторговыми сделками понимаются сделки, содержанием которых являются экспортно-импортные операции по обмену товарами, услугами, продуктами творческой деятельности и т.п., в которых хотя бы одной из сторон является иностранный гражданин или иностранное юридическое лицоБольшая советская энциклопедия. Т. 3. -М.: Советская энциклопедия, 1970.- С. 341..
Основные положения об участниках внешнеторговой деятельности содержатся в главе 3 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ 'Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности' Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ 'Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, № 50, ст. 4850.
. (далее - ФЗ о внешнеторговой деятельности).
Согласно ст. 10 ФЗ о внешнеторговой деятельности1 любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Исходя из смысла этой статьи, субъекты внешнеторговой деятельности различаются по национальной принадлежности и делятся на российских и иностранных лиц.
Российским лицом в соответствии с пп. 23 ст. 2 ФЗ о внешнеторговой деятельности является лицо - юридическое лицо, созданное в соответствии
с законодательством Российской Федерации, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К иностранному лицу согласно пп. 11 ст. 2 ФЗ о внешнеторговой деятельности Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ 'Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, № 50, ст. 4850. относится физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами;
При анализе норм ФЗ о внешнеторговой деятельности,1 возможно, сделать вывод, что к определению сторон внешнеторговых сделок не применяется терминология валютного законодательства, в котором предусмотрено деление участников соответствующих правоотношений на резидентов и нерезидентов.
При этом п. 6 ст. 1 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 'О валютном регулировании и валютном контроле' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859 относит к резидентам Российской Федерации:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте 'в' настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
Нерезидентами согласно пп.7 ст.1 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 'О валютном регулировании и валютном контроле' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859 являются:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами 'а' и 'б' пункта 6 настоящей части;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие, обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах 'б' и 'в' настоящего пункта;
ж) иные лица, не указанные в пункте 6 ст.1 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1;
Безусловно, перечень резидентов и нерезидентов Российской Федерации, предусмотренный в ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1, гораздо шире, чем указанный в ФЗ о внешнеторговой деятельности2.
В частности, в перечень лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, включены напрямую в ст. 1 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 'О валютном регулировании и валютном контроле' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859 Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, в то время как согласно ст. 2 ФЗ о внешнеторговой деятельности Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ 'Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, № 50, ст. 4850. указанные субъекты правоотношений относятся к российским лицам, а ст. 11 ФЗ о внешнеторговой деятельности2 определяет, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность, только в случаях, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 50 Закона о внешнеторговой деятельности2 право осуществления внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах предоставлено дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации, а также созданным на основании международных договоров Российской Федерации торговым представительствам Российской Федерации, решение об учреждении которых принимается Правительством Российской Федерации.
При совершении внешнеторговых сделок, заключенных российскими торговыми представительствами за рубежом, Российская Федерация несет по данным сделкам имущественную ответственность. Вместе с тем, ни торговые представительства, ни Российская Федерация в целом не отвечают по сделкам, заключенным внешнеторговыми (в том числе государственными) организациями как самостоятельными юридическими лицами, а эти организации, в свою очередь, не отвечают по обязательствам торгпредств или государства.
Таким образом, Российская Федерация, ее субъекты осуществляют внешнеторговую деятельность через специально создаваемые (зачастую в форме унитарного предприятия) структуры, которые, в свою очередь, действуют в интересах государства.
Среди субъектов внешнеторговой деятельности не названы также и филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц - резидентов Российской Федерации, как расположенные на территории Российской Федерации, так и находящиеся за ее пределами. В качестве участников внешнеторговой деятельности от имени иностранных юридических лиц и лиц, не являющихся юридическими по законодательству государства их регистрации, могут выступать также и филиалы, представительства, иные подразделения данных организаций, прошедших процедуру аккредитации в установленном законом порядке и в необходимых случаях, вставших на налоговый учет.
Представляется, что не включение указанных субъектов в перечень российских и иностранных лиц, несмотря на их признание в качестве нерезидентов в ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 'О валютном регулировании и валютном контроле' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859, является серьезным упущением в регулировании внешнеторговой деятельности, так как филиалы и представительства не являются по общему правилу юридическими лицами, однако представляют интересы юридического лица вне пределов нахождения последнего, в том числе при осуществлении внешнеторговой деятельности.
В данном случае было бы целесообразно унифицировать нормы действующего законодательства Российской Федерации в сфере внешней торговли, и валютного регулирования и валютного контроля и сформулировать понятия, используемые в ФЗ о внешнеторговой деятельности Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ 'Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, № 50, ст. 4850., исходя из критериев, которым соответствуют резиденты и нерезиденты Российской Федерации согласно валютному законодательству. В частности, относительно российских и иностранных лиц могут быть предложены следующие понятия:
- иностранное лицо - физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются резидентами Российской Федерации;
- российское лицо - физическое лицо, юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые являются резидентами Российской Федерации;
- участники внешнеторговой деятельности - резиденты и нерезиденты Российской Федерации, занимающиеся внешнеторговой деятельностью.
1.2 Закон 'О валютном регулировании и валютном контроле' как нормативная база внешнеторговой деятельности.
Вопросы валютного регулирования относятся к исключительному ведению Российской Федерации (п. «ж» ст.71 Конституции РФ) Конституция Российской Федерации.- М.: Юрайт-Издат, 2002. - 48 с., субъекты Российской Федерации нормотворческих полномочий в этой сфере не имеют.
Можно определить валютное регулирование как, деятельность государственных органов, направленных на регламентирование порядка совершения валютных операций.
Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном. Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение валютных правоотношений.
Закон Российской Федерации от 09.10.92 № 3615-I 'О валютном регулировании и валютном контроле'Закон от 09.10.92 г. N 3615-1О 'О валютном регулировании и валютном контроле' // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 45. Ст. 2542. послужил правовой основой для создания в РФ нормативной правовой базы валютного регулирования и организационной системы валютного контроля. В декабре 1998 г., июле 1999 г., в мае, августе и декабре 2001 г. в этот и другие федеральные законы вносились изменения. Внесение изменений в вышеупомянутый Закон, а также в сопредельные с ним федеральные законы было обусловлено необходимостью последовательной либерализации валютного законодательства РФ, как одного из факторов развития рыночной экономики в РФ, а также устранения имеющихся пробелов, коллизий и противоречий с положениями других федеральных законов.
Основы организации и осуществление валютного регулирования определены Федеральным законом от 10.12.03 № 173-ФЗ 'О валютном регулировании и валютном контроле' Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 'О валютном регулировании и валютном контроле' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859 (далее - ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле) был принят Государственной Думой 21.11.03, одобрен Советом Федерации 26.11.03 и подписан Президентом РФ 10.12.03.В него были внесены изменения посредством Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ 'О внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления'// Собрание законодательства Российской Федерации, 05.07.2004, №27, ст. 2711. от 18.07.2005 N 90-ФЗ Федеральный закон от 18.07.2005 № 90-ФЗ 'О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации'// Российская газета от 20.07.2005, от 26.07.2006 N 131-ФЗ Федеральный закон от 26.07.2006 № 131-ФЗ 'О внесении изменений в федеральный закон 'О валютном регулировании и валютном контроле'// Российская газета от 27.07.2006от 30.12.2006 N 267-ФЗ Федеральный закон от 30.12.2006 № 267-ФЗ 'О внесении изменений в федеральный закон 'О валютном регулировании и валютном контроле'// Российская газета от 31.12.2006, от 17.05.2007 N 83-ФЗ Федеральный закон от 30.12.2006 № 267-ФЗ 'О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с принятием федерального закона 'О банке развития'// Российская газета от 24.05.2007, от 05.07.2007 N 127-ФЗ Федеральный закон от 05.07.2007 № 127-ФЗ 'О внесении изменений в федеральный закон 'О валютном регулировании и валютном контроле'// Собрание законодательства Российской Федерации, 16.07.2007, №29, ст. 3480 от 30.10.2007 N 242-ФЗ Федеральный закон от 05.07.2007 № 127-ФЗ 'О внесении изменений в статью 12 федерального закона 'О валютном регулировании и валютном контроле'// Собрание законодательства Российской Федерации, 05.11.2007, №45, ст. 5419
ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 'О валютном регулировании и валютном контроле' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859 состоит из 5 глав:
· Общие положения (ст.ст.1-4).
· Валютное регулирование (ст.ст. 5-18).
· Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки (ст.ст. 19-21).
· Валютный контроль (ст.ст. 22-25).
· Заключительные положения (ст.ст. 26-28).
Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную.
В ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1 установлены принципы и правовые основы валютного регулирования и валютного контроля, законодательно определены права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля, определены права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, а также особенности и порядок вступления ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле в силу.
ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 'О валютном регулировании и валютном контроле' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859 является системообразующим законом в области валютного регулирования и валютного контроля в РФ.
Так, в ст. 4 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1 четко раскрывается понятие валютного законодательства РФ. В частности, установлено, что валютное законодательство РФ состоит из ФЗ о валютном регулировании и валютном1 контроле и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1 также предусмотрено, что органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1.
Что касается международных договоров РФ, то они применяются к отношениям, указанным в ст. 2 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора РФ следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1, применяются правила такого международного договора.
Издаваемые в установленном порядке акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 'О валютном регулировании и валютном контроле' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859 или иными федеральными законами.
К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.
ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1 определено, что акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. А акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Кроме того, ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1 установлено, что акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования не применяются.
ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 'О валютном регулировании и валютном контроле' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859 органы валютного контроля наделяются правом издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, но только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. В данном случае нормативные акты органов валютного регулирования занимают подчиненное положение по отношению к законодательным актам валютного законодательства РФ.
С учетом состояния внутреннего валютного рынка, платежного баланса страны, во избежание расширительного толкования норм о полномочиях органов валютного контроля в ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1 предусмотрен исчерпывающий перечень мер, при помощи которых Правительство РФ и ЦБ РФ будут устанавливать требования при осуществлении резидентами, за исключением кредитных организаций, валютных операций движения капитала.
С вступлением ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле1 в силу нормы российского законодательства приведены в соответствие с международными требованиями и обязательствами о свободном перемещении капитала, что расширит возможности резидентов по развитию внешнеэкономической деятельности и увеличению экспорта, способствуя укреплению и развитию национальной экономики.
Очевидно, что с ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 'О валютном регулировании и валютном контроле' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859 связаны надежды на благоприятные условия для инвестирования капитала в российскую экономику, развития международных связей, снятия напряженности в отношениях с иностранными партнерами, что также благотворно скажется на деловой активности иностранных граждан в РФ.
КРИТЕРИЙ |
ВИДЫ ВАЛЮТНОГО КУРСА |
|
1. Способ фиксации |
Смешанный |
|
2. Способ расчета |
Фактический |
|
3. Вид сделок |
Своп-сделок |
|
4. Способ установления |
Неофициальный |
|
5. Отношение к паритету покупательной способности валют |
Паритетный |
|
6. Отношение к участникам сделки |
Средний курс |
|
7. По учету инфляции |
Номинальный |
|
8. По способу продажи |
Банкнотный |
Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 'О валютном регулировании и валютном контроле' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859
7) с иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 'О валютном регулировании и валютном контроле' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859
- Постоянный рост оборота внешней торговли России.
- Увеличение доли экспорта продукции топливно-энергетического комплекса.
- Снижение в экспорте доли продукции обрабатывающих отраслей промышленности.
- Рост положительного сальдо внешней торговли.
Не все эти тенденции можно считать положительными, так как наблюдается дальнейший рост зависимости России от экспорта сырья, что не характерно для наиболее развитых стран мира.
В целом повысилась самооценка российского бизнеса, что проявилось в росте конкурентоспособности промышленности. Нужно отметить, что это признак активизации использования неценовых факторов конкурентоспособности, т.е. факторов, связанных с эффективностью производства, рост которой компенсирует укрепление рубля.
Для стабильного развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к внешнеторговой политике в таком контексте придаст ей необходимую 'стратегичность', устойчивость, предсказуемость.
Факторы торгово-политического характера -- унификация и снижение импортных пошлин, активизация переговорного процесса по присоединению России к ВТО, расширение сотрудничества с Евросоюзом и другие -- формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и предсказуемости.
Становление валютного рынка в России имеет свою специфику, состоящую в сохранении пока еще очень высокой степени его централизации. Это связано с ограниченным объемом валютных ресурсов стране в целом и, в частности, у уполномоченных банков, с недостаточной налаженностью контактов между уполномоченными банками, в связи с тем, что система кредитных отношений в централизованной экономике строилась по вертикальному принципу.
Тем не менее, есть основания полагать, что в перспективе валютный рынок РФ будет развиваться в русле основных закономерностей, проявляющихся в международной практике.
На основе вышеизложенного материала курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Формой законодательного регулирования внешнеторговых отношений являются Федеральный закон Российской Федерации 'Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности' Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ 'Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, № 50, ст. 4850. и Федеральный закон Российской Федерации 'О валютном регулировании и валютном контроле'. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 'О валютном регулировании и валютном контроле' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859
Формой связи между производителями продукции разных стран выступает внешняя торговля, обслуживающая сферу товарного обращения (включая услуги и посредников) через внешнеторговые операции, которые носят коммерческий характер. Таким образом, внешнеторговые операции представляют собой комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) видов коммерческой деятельности, то есть набор технических приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию договора купли-продажи. Внешнеторговые операции охватывают разнообразную сферу взаимоотношений экономического, финансового и правового характера между партнерами, которые осуществляются на основе заключаемых внешнеторговых сделок.
Список использованной литературы
I. Нормативная литература
1. Конституция Российской Федерации.- М.: Юрайт-Издат, 2002. - 48 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 июня 2007 года.- М.: Эксмо,2007. - 736 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2.- М.: Эксмо,2007. - 832 с.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ 'Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, № 50, ст. 4850.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 'О валютном регулировании и валютном контроле'//Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859.
6. Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ 'О внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления'//Собрание законодательства Российской Федерации, 05.07.2004, №27, ст. 2711.
7. Федеральный закон от 18.07.2005 № 90-ФЗ 'О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации'// Российская газета от 20.07.2005.
8. Федеральный закон от 26.07.2006 № 131-ФЗ 'О внесении изменений в федеральный закон 'О валютном регулировании и валютном контроле'// Российская газета от 27.07.2006.
9. Федеральный закон от 30.12.2006 № 267-ФЗ 'О внесении изменений в федеральный закон 'О валютном регулировании и валютном контроле'// Российская газета от 31.12.2006.
10. Федеральный закон от 30.12.2006 № 267-ФЗ 'О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с принятием федерального закона 'О банке развития'// Российская газета от 24.05.2007.
11. Федеральный закон от 05.07.2007 № 127-ФЗ 'О внесении изменений в федеральный закон 'О валютном регулировании и валютном контроле'// Собрание законодательства Российской Федерации, 16.07.2007, №29, ст. 3480.
12. Федеральный закон от 05.07.2007 № 127-ФЗ 'О внесении изменений в статью 12 федерального закона 'О валютном регулировании и валютном контроле'// Собрание законодательства Российской Федерации, 05.11.2007, №45, ст. 5419.
13. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 'О валютном регулировании и валютном контроле' // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4859.
14. Закон от 09.10.92 г. N 3615-1О 'О валютном регулировании и валютном контроле' // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 45. Ст. 2542.
II. Специальная литература
1. Большая советская энциклопедия. Т. 3. -М.: Советская энциклопедия, 1970.- С. 341.
2. Большой экономический словарь. /под ред. А.Н. Азрилияна. -5-е изд., перераб. и доп. -М.: Институт новой экономики, 2002. - С.280.
3. Банковское дело : Учебник. /под ред. Г.Г.Коробовой. - изд. с изм. - М.: Экономистъ, 2006. -С.266.
4. Веременко С.А. Банковское дело. / М.: ЮНИТИ, 2005. - С.90.
5. Астахов В. П. Бухгалтерский учет и валютный контроль во внешнеэкономической деятельности. / М.: ПРИОР, 2001. - С.236.
6. Доронин И.Г. Валютный рынок России. / М.: Финансы, 2005. - С.120.
7. Деньги и финансовые институты. /под. ред. И.Т. Балабанова, О.В. Гончарук. - М.: Питер, 2003. - С.83.
8. Деньги. Кредит. Банки. / под ред. Жукова Е. Ф. - М.: ЮНИТИ, 2003. -С.243-245.
9. Дадалко В.А. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. / М.:Армита.Маркетинг, Менеджмент, 2000. -С.394.
10. Международные валютно-кредитные отношения. / под. ред Колесников В.И. - М.: Питер, 2001. -С.197.
11. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. . 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. -C.259.
12. Л.А. Воловик .Основы внешнеэкономической деятельностью: Учебное пособие. / М.: КГУ. Калининград, 2003. - С. 56.
13. Практика внешнеэкономической деятельности. Учет, анализ и контроль валютных операций. /под ред. Ю.Г. Ермолаева. - М.: АРГО, 2003. - С. 69.
14. Володин Ф. Г. Валютная политика ЦБ: структурный анализ и новации // Банковские услуги, 2004.- С. 2-10.
15. Бородин А.Ф. О роли банковского сектора в обеспечении устойчивого роста экономики // Деньги и кредит, 2003.- С.15-16.