Содержание
2. Что говорит теория Модильяни-Миллера о возможности установления оптимальной структуры капитала?
Гипотеза Модильяни-Миллера (теорема Модильяни-Миллера) -- предположение о независимости рыночной цены предприятия от структуры корпоративных ценных бумаг (соотношения собственного (акционерного) и заёмного (эмиссия облигаций) капитала, условий выплат по выпущенным ценным бумагам и т.п.) для заданного потока дивидендов, при условии рациональности экономических субъектов и совершенстве рынка капитала.
Обоснование гипотезы состоит в следующем: если финансирование деятельности предприятия более выгодно за счет заёмного капитала, а не за счет собственных источников средств, то владельцы акций предприятия со смешанной структурой капитала предпочтут продать часть акций своего предприятия, использовав вырученные средства на покупку акций предприятия, не пользующегося привлеченными источниками, и восполнив недостаток в финансовых ресурсах за счет заёмного капитала. Одновременные операции с ценными бумагами предприятий с относительно высокой и относительно низкой долей заёмного капитала приведут в конце концов к тому, что цены таких предприятий будут примерно совпадать.
Подобно большинству экономических теорий, концепция Модильяни--Миллера верна при наличии определенных предпосылок. Однако, продемонстрировав те условия, при которых структура капитала не влияет на стоимость предприятия, Модильяни и Миллер сделали важный вклад в понимание возможного влияния заёмного финансирования.
3. Собственные источники финансирования и их роль в решении проблемы финансового обеспечения
У любого предприятия существуют два источника финансирования деятельности: собственные и привлеченные. Собственные источники финансирования деятельности - это кредит, предоставленный предприятию его собственниками на весь период осуществления его деятельности. Следовательно, собственные источники финансирования - это те суммы, которые предприятию не нужно отдавать кредиторам.
Основными источниками финансирования являются собственные средства. Собственный капитал включает уставный капитал, накопленные предприятием средства, в том числе резервный капитал, а также средства целевого финансирования, поступившие в виде ассигнований, дотаций, благотворительных взносов, пожертвований и др.
Основными источниками финансирования являются собственные средства. Собственный капитал включает уставный капитал, накопленные предприятием средства, в том числе резервный капитал, а также средства целевого финансирования, поступившие в виде ассигнований, дотаций, благотворительных взносов, пожертвований и др.
Уставный капитал состоит из средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. Вкладами в уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств, и его величина фиксируется при регистрации предприятия.
Формирование уставного капитала может сопровождаться получением дополнительного источника средств - эмиссионного дохода. Он возникает при первичном размещении акций по ценам, превышающим номинал.
Накопленный предприятием собственный капитал формируется из трех источников. Основной источник средств - прибыль от производственной и финансовой деятельности, которая накапливается в виде резервного капитала, нераспределенной прибыли и фондов накопления. Второй источник - амортизационные отчисления. Третий источник - средства от увеличения стоимости основного капитала предприятия при переоценке основных фондов.
Прибыль - основной источник формирования резервного капитала. Резервный фонд создается для покрытия убытков предприятия, для погашения облигаций и выкупа собственных акций. Резервный капитал не может быть использован для целей потребления, а порядок его формирования регламентируется нормативными и уставными документами.
Основная цель образования фонда накопления - приобретение нового основного и оборотного капитала. Добавочный капитал образуется при переоценке основных фондов и других материальных ценностей.
Собственные средства коммерческого предприятия для покрытия краткосрочных потребностей составляют выручка от реализации и внереализационные доходы, устойчивые пассивы, выручка от реализации имущества.
В составе выручки наибольшее значение в отношении направлений использования имеют прибыль и амортизационные отчисления. Использование иных средств ограничено нормативными документами по начислению налогов, выплате заработной платы, оплате счетов и др.
4. Сформулируйте цель дивидендной политики
Дивидендная политика - политика АО в области использования прибыли. Дивидендная политика формируется советом директоров в зависимости от целей АО, и определяет доли прибыли, которые: выплачиваются акционерам в виде дивидендов; остаются в виде нераспределенной прибыли; и реинвестируется.
Например, целью дивидендной политики ОАО «НЛМК» является обеспечение устойчивых дивидендных выплат акционерам Компании. А целью дивидендной политики ОАО «Газпром» является повышение благосостояния акционеров общества.
Основной целью дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие. Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
5. В чем основные положения теории Миллера-Модильяни, согласно которой дивидендная политика не влияет на стоимость фирмы?
Существуют два различных подхода в теории дивидендной политики. Первый подход носит название «Теория начисления дивидендов по остаточному принципу». Его последователи считают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров, поэтому оптимальная стратегия в дивидендной политике заключается в том, чтобы дивиденды начислялись после того, как проанализированы все возможности для эффективного реинвестирования прибыли. Таким образом, дивиденды выплачиваются только в том случае, если профинансированы за счет прибыли все приемлемые инвестиционные проекты. Если всю прибыль целесообразно использовать для реинвестирования, дивиденды не выплачиваются совсем.
Основные теоретические разработки в рамках этой теории были выполнены Франко Модильяни и Мертоном Миллером в 1961 г. Они выдвинули идею о существовании так называемого «эффекта клиентуры», согласно которой акционеры в большей степени предпочитают стабильность дивидендной политики, чем получение каких-то экстраординарных доходов. Кроме того, Модильяни и Миллер считают, что дисконтированная цена обыкновенных акций после финансирования за счет прибыли всех приемлемых проектов плюс полученные по остаточному принципу дивиденды в сумме эквивалентны цене акций до распределения прибыли. Иными словами, сумма выплаченных дивидендов примерно равна расходам, которые в этом случае необходимо понести для изыскания дополнительных источников финансирования.
Тем не менее Модильяни и Миллер все же признают определенное влияние дивидендной политики на цену акционерного капитала, но объясняют его не собственно влиянием величины дивидендов, а информационным эффектом -- информация о дивидендах, в частности о их росте, провоцирует акционеров на повышение цены акций. Основной вывод этих ученых -- дивидендная политика не нужна.
6. Что такое «экс-дивидендная дата»?
Экс-дивидендная дата - это дата, начиная с которой акции продаются как экс-дивидендные, т.е. продавец сохраняет право на дивиденды, а покупатель его еще не получает. Эта дата обычно наступает за четыре рабочих дня до закрытия реестра - даты регистрации акционера для получения дивиденда.
Что касается России, то здесь согласно букве закона эксдивидендная дата не имеет столь важного значения. Дело в том, что последовательность дивидендных событий согласно российскому законодательству следующая:
1) эксдивидендная (предварительная) дата;
2) регистрация (составление списка) акционеров;
3) объявление дивидендов;
4) выплата дивидендов.
7. Метод чистых активов
Учитывая цели и задачи оценки, при определении рыночной стоимости используется метод чистых активов. Этот метод предполагает анализ и корректировку всех статей баланса предприятия, суммирование стоимости активов и вычитание из полученной суммы скорректированных статей пассива баланса в части долгосрочной и текущей задолженности. Данный метод расчета стоимости предприятия соответствует международным принципам бухгалтерского учета и широко используется при определении стоимости чистых активов акционерных обществ. Ниже представлен алгоритм реализации метода:
1. Суммируются статьи баланса предприятия
2. Суммируются обязательства (задолженности) предприятия по пассиву баланса
3. Из суммы активов (п.1) вычитается сумма пассивов (п.2).
4. К полученной разности прибавляется рыночная стоимость земли, (земля не оценивалась).
Корректировка статей баланса в целях оценки стоимости предприятия заключается как в нормализации бухгалтерской отчетности (в том числе статей баланса), так и в пересчете статей актива и пассива баланса в текущие цены. Пересчет статей актива баланса предприятия в текущие цены состоит:
В определении рыночной стоимости основных средств и нематериальных активов;
В определении фактической текущей стоимости «незавершенки»;
В анализе и оценке долгосрочных финансовых вложений;
В анализе и оценке по текущим ценам запасов, затрат и денежных средств;
В анализе и определении текущей стоимости имеющихся у предприятия задолженностей.
После корректировки статей баланса предприятия можно рассчитать чистую стоимость его активов по приведенному алгоритму.
Задачи
1. Компания эмитировала долгосрочные 10-ти процентные облигации. Чему равна стоимость этого источника финансирования, если ставка налога на прибыль составляет 24 %?
Решение:
Стоимость источника финансирования = 100 + 10 + 24 = 134%
2. Определить дивиденд на акцию.
Компания следует остаточной дивидендной политике. Имеются три инвестиционных проекта, которые эта компания намерена профинансировать, проект А требует 15 млн. рублей, проект В - 8.3 млн. рублей, проект С - 4 млн. рублей. Оптимальная структура капитала для фирмы - финансовый рычаг (D/E) равен 40 %. У акционеров на руках 800 тысяч акций компании. Прибыль к распределению составляет 86 млн. рублей.
Решение:
Сумма проектов = 15 + 8,3 + 4 = 27,3 млн. руб.
86 - 27,3 = 58,7 млн. руб.
Дивиденд на акцию = 58 700 000 / 800 000 = 73,38 руб.
3. Определить максимально возможную массу дивидендов на одну акцию. Акционерное общество с уставным капиталом 200 млн.д.е. выпустило еще 10 тысяч обыкновенных акций на 100 млн.д.е. и 500 облигаций на 50 млн.д.е. с 20% годовых. Прибыль общества после уплаты налогов составляет 25 млн.д.е.
Решение:
Доход по облигациям = 50 * 0,2 = 10 млн.д.е.
Прибыль по акциям = 25 - 10 = 15 млн.д.е.
Стоимость акции = 100 000 000 / 10 000 = 10 000 д.е.
Сумма акционерного капитала = 200 + 100 = 300 млн.д.е.
Количество акций = 300 000 000 / 10 000 = 3 000 акций.
Дивиденд на 1 акцию = 15 000 000 / 3 000 = 5 000 д.е.
4. Объем производства - 6000 шт. Постоянные издержки - 55000 руб. Цена продукции - 75 руб. Удельные переменные издержки - 40 руб. Проценты по заемному капиталу составляют 75000 руб. в год. Найти операционный, финансовый и общий леверидж.
Решение:
Общая формула для определения значения производственного левериджа следующая:
Jпр = ((p - cv) x q) / ((p - cv) x q - Cf) , где
Jпр - операционный леверидж;
р - цена единицы продукции;
cv - переменные издержки на единицу продукции;
q - объем продаж;
Cf - постоянные издержки;
(p - cv)xq - Cf - операционная прибыль компании.
Jпр = ((75 - 40) x 6000) / ((75 - 40) x 6000 - 55000) = 1,35
Формула финансового левериджа следующая:
Прибыль = 6000 * 75 - 55000 - 6000*40 = 155 000 руб.
Lфинанс = 155 000 / (155 000 - 75 000) = 1,94
Общий леверидж = 1,35 * 1,94 = 2,62
Список литературы
Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - Москва: Дело, 2005.
Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. - Москва: Финансы и статистика, 2004.
Боровкова В.А., Мурашова С.В., Мокин В.Н. Финансы и кредит: Учебник для вузов. - М.: Бизнес-Пресс, 2006.
Дегтярев А.А. Факторы дивидендной политики и их классификация // Финансовый менеджмент. 2005. №3.
Дьяконова М.Л., Кузьменко Т.Н., Ковалева Т.М. Финансы и кредит. Учебник. 4-е издание. - М.: КноРус, 2007.
Попков В.П., Семенов В.П. Организация и финансирование инвестиций. - СПб: Питер, 2001.
Уткин Э.А. Финансовое управление. - М.: Тандем, 2002.