Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Сущность социальной философии

Работа из раздела: «Философия»

/

План

Введение

Что бы человек ни изучал: родной язык или математику, литературу или биологию - всё это - изучение объективной реальности. Но нельзя изучать сразу весь язык, пусть даже и кажущийся понятным и знакомым с детства; невозможно взяться за изучение всей математики одновременно. Однако литература и биология - это менее сложные миры, чем мир человеческой души или мир растений и животных. Очевидно, что человек для своего познания избирает тот конкретный предмет, знание о котором ему сейчас более всего необходимо. Но вместе с этим, человек вынужден изучать и те предметы (явления), которые находятся в непосредственном взаимодействии с предметом изучения: понятно, например, что выучив все склонения существительных, мы не сможем овладеть литературным русским языком. И все же на каждом этапе обучения выделение его конкретного предмета необходимо. Таким образом, объектом исследования является сама объективная реальность или какой-то её фрагмент, а предметом исследования выступает одно из конкретных проявлений этого объекта.

Один и тот же объект может быть предметом многих исследований. Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.

В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе, является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, - существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Социальному познанию можно дать следующее определение: 'Познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием'.

социальная философия познание аксиологический

1. Сущность социальной философии

В буквальном смысле слова социальная философия - это философия общественной жизни. Социально-философское понимание общества как особой формы движения материи усматривает ее качественную определенность, прежде всего, в человеке и его деятельности. Ведь общество - это сам человек в его общественных отношениях (иногда говорят, что общество - это 'развернутый человек', а человек - 'свернутое общество').

Доминантой философских размышлений, как известно, является проблема человека. В их русле имеет свое место социальная философия, предназначение которой не ограничивается абстрактным анализом общих проблем человека и его бытия в мире.

Важнейшей, по сути, субстанциональной проблемой социальной философии является выяснение способа существования социальной формы движения материи, общества, исторической действительности.

В социально-философских поисках невозможно уйти от альтернативы в смысле признания или отрицания объективных законов общества. Причем выбор одного из ответов порождает новые, более сложные проблемы и вопросы. Так, признав наличие объективных законов общества, необходимо выяснить их соотношение с человеческой деятельностью, выявить механизм проявления социальных законов. Здесь же встает проблема исторической необходимости и свободы.

Только социально-философская мысль оказалась способной не просто обнажить проблему, что есть общество - хаотическое скопление явлений, процессов или закономерно развивающаяся система, - но и предложить свои принципы и методы ее разрешения. Различие в исходных философских основаниях, а также в критериях членения исторической действительности обусловило соответствующее различие разработанных теоретических моделей общества.

Эти проблемы рассматриваются как стержневые в социальной философии.

Отметим, что нередко употребляется как тождественное социальной философии понятие 'философия истории', введенное в научный оборот французским философом Вольтером и получившее широкое распространение. Эти понятия правомерно рассматривать как однопорядковые, учитывая их особенности. В аспекте философии истории познание направлено на сопоставление закономерностей и движущих сил на различных ступенях истории человечества, включая выяснение их проявления в конкретных событиях и действиях исторических личностей. Что касается социальной философий, то она раскрывает свои подходы, проблемы, вопросы, прежде всего, применительно к данной, современной эпохе человеческого общества, не исключая при необходимости и экскурсы в прошлое. Как видно, высказанные суждения о разграничений социальной философии и философии истории весьма условны и не должны абсолютизироваться.

Во взаимосвязи с социологией (термин введен французским мыслителем О. Контор в середине XIX в. и первоначально означал обществоведение) социальная философия выступает как общесоциологическая теория, а под социологией понимают учение о закономерностях развития социальных общностей в системе социальных отношений. Социология непосредственно включает специальные (частные) социологические теории, эмпирические социологические исследования [3, с.248-250].

Проблемное поле социальной философии включает изучение:

· общих законов развития социума как подсистемы единого мироздания;

· специфики общественного бытия и духовного мира людей, их коллективного, массового сознания;

· ценностных отношений людей к социальным явлениям, их соответствие человеческим потребностям и целям.

Следовательно, социальная философия вырабатывает такое видение социального мира, которое не могут дать частные общественные науки, так как они исследуют лишь отдельные фрагменты, стороны, аспекты всей многогранной социальной структуры [2, с.217].

Таким образом, социальная философия - раздел философии, описывающий качественное разнообразие общества, его отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, системе ценностей, духовной культуре, выявляющий основные стратегии интерпретации общества в истории философской мысли, его цели, общественные идеалы, генезис, развитие и смысл социальной истории, направленность общественных процессов, антиномии объективизма и субъективизма в анализе социальных систем, основные типы культуротворчества (искусство, религия, мораль), традиции и новации, судьбы и перспективы общества в социокультурной динамике [4, с.232].

2. Функции социальной философии

Объект социальной философии - социальная жизнь и социальные процессы. Однако сам термин 'социальный' употребляется в литературе в разных смыслах. Поэтому следует определить, что имеется в виду под этим термином, когда мы говорим о социальной философии. Прежде всего отметим, что из понятия социального исключаются, с одной стороны, природные, а с другой стороны, - индивидуальные, личностные явления. То есть социальные явления - это всегда общественные явления. Однако под понятие 'общественные явления' подходят и экономические, и политические, и национальные, и множество других явлений.

Известный русско-американский социолог П. Сорокин дает следующее, характерное для его общей философской концепции определение социального явления: Социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного - в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов.

Неправомерность этого определения, на наш взгляд, состоит в том, что из сферы социального выпадает вся объективная, материальная реальность общества, лежащая за пределами 'мира понятий'. В действительности же общественная жизнь, социальное бытие включает в себя не только духовные явления и 'мир логического', но и объективные, материальные явления и 'мир чувственного'.

Нам представляется правильной точка зрения, согласно которой социальная реальность включает в себя различные стороны общественной жизни. Говоря кратко, социальная жизнь общества - это совместное бытие людей, это их событие. Оно включает материальные и духовные явления и процессы, различные стороны общественной жизни: экономическую, политическую, духовную и т.д. в их многостороннем взаимодействии. А социальное действие - это всегда результат взаимодействия целого ряда общественных факторов.

Поэтому основным субъектом социального действия и социальных отношений является общественная группа (социальная общность) или общество в целом. Характерный момент социальной жизни - ее организованность и структурированность в рамках определенной социальной системы. Различного рода взаимодействия между элементами социальной системы образуют ее структуру. Сами же элементы этой системы носят разнообразный характер. Она включает в себя различные способы ее функционирования, многообразные социальные институты, обеспечивающие реализацию общественных отношений. И, конечно, такими элементами выступают основные субъекты социальной жизни - социальные общности и индивиды, организованные в социальные группы.

На основе изложенного можно сказать, что социальная философия - это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.

Социальная философия изучает общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Безусловно, что предметом ее рассмотрения является и сам человек, взятый, однако, не 'сам по себе', не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

Предмет и специфику социальной философии нельзя раскрыть, не затрагивая вопрос о ее функциях. Функции социальной философии в основном те же, что и философии вообще, однако они имеют свои особенности. Назовем основные из них.

Мировоззренческая функция социальной философии заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д.

Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенденциях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом.

С указанными выше функциями связана методологическая функция социальной философии, заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, юридических, экономических, психологических и других наук.

Наконец, прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества.

Указанные функции социальной философии проявляются в мышлении человека, если он овладевает философским мировоззрением, теорией и методологией философии. В этом случае он приобретает способность мыслить системно, диалектически, рассматривать общественные явления в их взаимодействии, изменении и развитии. В результате формируется определенная методологическая дисциплина мышления, делающая его строго логическим и четким, что является показателем культуры мышления.

В заключение отметим, что все функции социальной философии диалектически взаимосвязаны [4, с.232-242].

3. Структура социальной философии

Наиболее распространенной считается точка зрения, рассматривающая структуру социальной философии с позиций различных сторон социального познания. При таком подходе выделяют три части социальной философии:

1. Онтологическая (от греч. on (ontos) - сущее) сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Вместе с тем она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений. В рассматриваемом аспекте указанная выше сложность социальной жизни, а также ее динамичность в сочетании с личностным элементом социального познания являются объективной основой многообразия точек зрения по вопросу о сущности социального бытия людей.

Что это действительно так, свидетельствуют и сама история социального познания, и его сегодняшнее состояние. Достаточно отметить, что различные авторы за основу бытия общества и человеческой деятельности принимают такие разнородные факторы, как идею справедливости (Платон), божественный замысел (Августин Блаженный), абсолютный разум (Гегель), экономический фактор (К. Маркс), борьбу 'инстинкта жизни' и 'инстинкта смерти' (эроса и танатоса) между собой и с цивилизацией (3. Фрейд), 'реликты' (В. Парето), 'социальный характер' (Э. Фромм), 'народный дух' (М. Лацариус, X. Штейнталь), географическую среду (Ш. Монтескье, П. Чаадаев). Каждая из этих точек зрения, а их можно бы было назвать гораздо больше, отражает ту или иную сторону бытия общества. Однако задача общественной науки, каковой и является социальная философия, заключается не в простой фиксации различного рода факторов социального бытия, а в том, чтобы обнаружить объективные закономерности и тенденции его функционирования и развития. Но тут мы и сталкиваемся с главным вопросом, когда речь идет о социальном познании: а существуют ли эти объективные законы и тенденции в обществе?

Из ответа на него вытекает и ответ о возможности самой социальной науки. Если объективные законы социальной жизни существуют, то, следовательно, возможна и социальная наука. Если же таких законов в обществе нет, то не может быть и научного знания об обществе, ибо наука имеет дело с законами. Однозначного ответа на поставленный вопрос сегодня не существует.

Указывая на сложность социального познания и его объекта, например, такие последователи И. Канта, как В. Виндельбанд и Г. Риккерт, утверждали, что никаких объективных законов в обществе нет и не может быть, ибо здесь все явления носят индивидуальный, неповторимый характер, а, следовательно, в обществе нет и объективных законов, которые фиксируют лишь устойчивые, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Последователи неокантианцев пошли еще дальше и объявили, что само то общество существует лишь как наше представление о нем, как 'мир понятий'', а не как объективная реальность. Представители этой точки зрения по существу отождествляют объект (в данном случае общество и вообще социальные явления) и результаты социального познания.

На самом деле человеческое общество (как и сам человек) имеет объективную, прежде всего природную, основу. Оно возникает и развивается тоже объективно, то есть независимо от того, кто и как его познает, независимо от конкретного субъекта познания. В противном случае в истории вообще не было бы какой-либо общей линии развития.

Сказанное, конечно, не означает, что развитие социального знания вообще не влияет на развитие общества. Однако при рассмотрении этого вопроса важно видеть диалектическое взаимодействие объекта и субъекта познания, ведущую роль основных объективных факторов в развитии общества. Необходимо также выделить те закономерности, которые возникают в результате действия этих факторов.

К таким основным объективным социальным факторам, лежащим в основе любого общества, относятся, прежде всего, уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей. Не только отдельный человек, но и все человечество, прежде чем заниматься познанием, удовлетворять свои духовные потребности, должно удовлетворить свои первичные, материальные потребности. Те или иные социальные, политические и идеологические структуры также возникают лишь на определенном экономическом базисе. Например, современная политическая структура общества не могла возникнуть в условиях первобытной экономики. Хотя, безусловно, нельзя отрицать взаимовлияния самых различных факторов на общественное развитие, начиная от географической среды и кончая субъективными представлениями о мире [1, с.55-60].

2. Гносеологическая (от греч. gnosis - знание) сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, то есть от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и вообще в познании, в социальном познании онтология во многом определяет гносеологию.

К гносеологической стороне социального познания относится также решение таких проблем:

v каким образом осуществляется познание общественных явлений;

v каковы возможности их познания и каковы границы познания;

v роль общественной практики в социальном познании и значение в этом личного опыта познающего субъекта;

v роль разного рода социологических исследований и социальных экспериментов в социальном познании.

Немаловажное значение имеет вопрос о возможностях человеческого разума в познании духовного мира человека и общества, культуры тех или иных народов. В связи с этим возникают проблемы возможностей логического и интуитивного познания явлений общественной жизни, в том числе психологических состояний больших групп людей как проявлений их массового сознания. Не лишены смысла проблемы так называемого 'здравого смысла' и мифологического мышления применительно к анализу явлений общественной жизни и их пониманию.

3. Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания существует и ценностно-аксиологическая его сторона (от греч. axios - ценный), играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных познающих субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала познания - с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом с его жизненным и познавательным опытом, индивидуальными целями и задачами. Кроме того, ценностные предпосылки и приоритеты во многом определяют не только выбор объекта познания, но и его формы и методы, а также специфику истолкования результатов социального познания. То, как исследователь видит объект, что он в нем постигает и как он его оценивает, вытекает из ценностных предпосылок познания. Различие ценностных позиций обусловливает различие в результатах и выводах пoзнания [5, с.786-787].

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Социальная философия призвана ответить на вопрос о том, как вообще возможно сознательное упорядочение людьми своих отношений в обществе, какие открывались и открываются перед ними в различные исторические эпохи пути и средства строительства социальных отношений, какой характер носили и носят здесь объективные преграды, встающие перед людьми, как эти ограничения осознаются людьми и проявляются в практике, насколько адекватно эту проблему отражали философские системы и идеологические конструкции прошлого и настоящего.

2. Функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так или иначе, включает их в свое содержание. Таким образом, очевидно, что социально-философское исследование общественных процессов будет тем более успешным, чем с большей тщательностью будет обращено внимание на каждую из функций философии.

3. Онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности людей. Онтологическая сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Гносеологическая сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с тем, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли их вообще. Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания существует и ценностно-аксиологическая сторона, играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных субъектов.

Список литературы

1. Калмыков В.Н. Основы философии. - Мн.: Выш. школа, 2004. - 259 с.

2. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 384 с.

3. Философия: учеб. пособие / Ю.А. Харин, В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов и др. Под общ. ред. Ю.А. Харина. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. - 416 с.

4. Философия: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. В 2 ч. Ч.2/В.С. Степин, Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин и др.; Под общей ред.Я.С. Яскевич. - Мн.: РИВШ, 2005. - 389 с.

5. Философский энциклопедический словарь. - Москва: Издательство 'Советская энциклопедия', 1983. - 1142 с.

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru