Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Психоанализ и его философский смысл

Работа из раздела: «Философия»

/

Психоанализ и его философский смысл

Содержание

2. Концепция Э. Фромма

Как полагал Э. Фромм, формирование типичных социальных характеров осуществляется под воздействием капиталистических отношений. Фромм выделил следующие социальные характеры: накопительский, эксплуататорский, рецептивный и рыночный. В социальном характере кристаллизуется психическая энергия человека, это -- «определенного рода соотношение между реально существующими социально-экономическими отношениями и провозглашаемыми в обществе идеалами, и такое соотношение определяет изменение социальных характеров, а наименее изменяющаяся часть социально значимых ценностей составляет основу ментальности».

Э. Фромму и К. Хорни удалось объяснить причины отличия друг от друга народов, населяющих разные территории, а также отыскать объективный источник развития культуры - по их мнению, источником является несовпадение социального и индивидуального характеров.

Также следует особо выделить работу Э. Фромма «Бегство от свободы» (1941), в которой он рассматривает основные проблемы человеческого существования и главные противоречия бытия. Фромм приходит к выводу о том, что эти противоречия возникают по причине несовместимости уникальности каждого человека и всеобщего характера социума. Человек должен нести ответственность за свой выбор, что вызывает бегство от свободы, за счет чего возникают тоталитарные режимы и авторитарные методы управления. Именно люди собственными усилиями их и порождают.

В некоторых своих работах Э. Фромм также отмечал, что человек обладает неизменной сущностью, которая сохраняется как ядро во всех культурах и при всех исторических обстоятельствах, но это «не биологически заданная природа, а всегда «вторая природа», собственно человеческий мир культуры». Наконец, стоит сказать о том, какие потребности для человека Э. Фромм считал самыми важными. На первом месте стоит в общении, в межиндивидуальных связях, далее следуют потребность в творчестве, потребность в прочности и безопасности бытия; стремление к употреблению, поиск идентичности, а значит формирование образцов, идеалов, примеров для подражания, пятой потребностью является стремление к познанию и освоению мира.

Вывод. Среди главных проблем современной жизни Фромм называет несоответствие высокого уровня эмоционального развития человека и его же умственного развития. Этот конфликт носит глобальный характер и даже может угрожать самому существованию человечества. Социальный характер формируется благодаря воспитанию и социализации, однако человек оказывается не в состоянии освободиться от пороков западного типа культуры, направить свои способности к таким ценностям, как любовь, вера, гуманизм. Концепция Э. Фромма сыграла важную роль в осмыслении происходящих в европейской культуре процессов и кризисных явлений.

Заключение

Таким образом, философия психоанализа действительно уникальна и самобытна. Особое внимание следует обратить на психоаналитическую концепцию человеческой психики, культуры и общественного развития. Представители философии психоанализа стремились к осмыслению глобальных проблем человечества, в частности, места человека в мире, развитие личности, проблема взаимодействия между человеческой личностью и обществом.

Все представители психоанализа исходили из теорий личности, согласно которым у человека есть трехкомпонентная структурная модель психики, именно эта модель оказывает значительное влияние на то, каким образом человек выстраивает свои отношения с культурным пространством и обществом в целом.

В философии психоанализа важнейшее место занимает проблема развития европейской культуры. Фрейд и Юнг сходились во мнении о кризисном и болезненном характере европейской культуры.

Что касается отдельных представителей психоанализа, то здесь необходимо отметить особые заслуги К.Г. Юнга, хотя и являющегося последователем идей Фрейда, но в значительной степени расширившего границы фрейдистской концепции либидо. Юнгом была разработана оригинальная и крайне актуальная концепция архетипов, которая и сегодня представляет огромный интерес и используется во многих серьезных научных исследованиях. В образах (архетипах) коллективного бессознательного Юнг видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений.

Теории и идеи З. Фрейда развивались в концепциях Э. Фромма и К. Хорни, которые стремились разрешить проблему причины появления конфликта между индивидуальностью человеческой личности и обществом.

Список литературы

1. Большой психологический словарь./Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Педагогика-Пресс, 2003.

2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов./Авт. коллектив: И.Т. Фролов и др. - М.: Республика, 2005./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php

3. Культурология. XX век. Энциклопедия./Под ред. С.Я. Левита. - СПб.: Университетская книга, 1998. [Ресурс локального доступа]

4. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов.// http://bookap.info/psyanaliz/kutter/#o

5. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М.: Политиздат, 1990. [Ресурс локального доступа]

6. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2006.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер-Пресс, 1997.// http://psylib.org.ua/books/hjelz01/index.htm

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru