Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Данте и философия Раннего Возрождения

Работа из раздела: «Философия»

/

Данте и философия Раннего Возрождения

Содержание

5. Философская мысль

6. Структура мироздания

I. Гуманистический (антропоцентрический) - середина XIV в. - середина XVв.. Средневековому теоцентризму противопоставлен интерес к человеку в его отношении с миром.

II. Неоплатонический - середина XV в. - первая половина XVI в.. Этот период связан с широким спектром онтологических проблем: расширяются представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени.

III. Натурфилософский.Вторая половина XVI в. и начало XVII в..

2. Данте Алигьери

Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания. Появляется культ человека-творца.

У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери. Данте был выдающимся поэтом и мыслителем. Он известен общественности как автор 'Божественной комедии' и трактатов 'Пир' и 'Монархия', заложивший в своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке. Данте боролся против феодальных привилегий и светской власти церкви. За это он поплатился пожизненным изгнанием. Показательно, что толчок к созданию нового мировоззрения исходил не от философа-профессионала, а от поэта, вышедшего из среды людей, осознающих необходимость перемен в жизни.

3. Краткая биографическая справка

Данте Алигьери (DanteAlighieri) родился в середине мая 1265 года во Флоренции. Родители - почтенные горожане скромного достатка, что, однако, не помешало им оплатить обучение сына в школе, а затем их доход позволил ему совершенствоваться в искусстве стихосложения.

Во Флоренции в то время власть была у раздираемой внутрипартийной борьбой партии гвельфов - шла борьба между белыми гвельфами (сторонниками независимости Флоренции от папы) и черными гвельфами (сторонниками папской власти). Симпатии Данте принадлежали белым гвельфам, поэтому, когда 1 ноября 1301 года пришел Карл и власть пришла к черным гвельфам, Данте, как и прочие белые гвельфы, подвергся репрессиям, и в январе 1302 года по сфабрикованному обвинению во взяточничестве, должностных преступлениях и сопротивлении папе и Карлу Валуа был заочно приговорен к изгнанию. Во Флоренцию Данте больше не вернулся.

В 1310 император Генрих VII вторгся в Италию с 'миротворческой' миссией. Данте горячо откликается на эти события: появляется письмо 'К правителям и народам Италии', еще в одном письме Данте осуждает сопротивление, оказанное Флоренцией императору. Вероятно, именно в это время создается трактат 'О монархии' (Demonarchia).

На некоторое время Данте находит убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала, которому посвящает заключительную часть 'Божественной Комедии' - Рай.

Последние годы жизни поэт провел под покровительством Гвидо да Полента в Равенне, где скончался в сентябре 1321, завершив незадолго до смерти Божественную Комедию.

4. Творчество

'Новая жизнь' (LaVitaNuova)

Сборник 'Новая жизнь' (LaVitaNuova), составленный в форме прозиметрума -- чередующихся фрагментов стиха и прозы - собрал лишь часть ранних стихотворений Данте. Помимо них уже были написаны несколько аллегорических канцон, а также большое число лирических стихотворений, посвященных, в основном, Беатриче. Впоследствии все эти стихотворения были изданы под заглавием Стихи (Rime), или Канцоньере (Canzoniere), хотя сам Данте не составлял такого сборника. Сюда же следует отнести шутливо-бранные сонеты (тенцоны), которыми Данте обменивался со своим другом ФорезеДонати.

'Пир' (Convivio)

Трактат 'Пир' (Convivio) был написан Данте, по его утверждению, для того, чтобы заявить о себе как о поэте, который повзрослел, и, как следствие, перешел от куртуазной любви к философской тематике. Изначально предполагалось 14 канцон, сопровождаемых толкованием их аллегорического и философского значения. Однако после написания толкований к трем канцонам, работа над трактатом была оставлена.

'О монархии' (Demonarchia)

Тщательно созданное и обоснованное исследование 'О монархии' (Demonarchia) создано поэтом, дабы доказать истинность того, что лишь под властью вселенского монарха человечество может прийти к мирному существованию и исполнить свое предназначение. Кроме того, предполагается, что Господь избрал римский народ, чтобы тот правил миром, а император и папа получают власть непосредственно от Бога, и, следовательно, друг другу они не подчиняются.

Несмотря на то, что эти взгляды высказывались и до Данте, пылкость доказательства и убеждения в них привнес именно он. Церковь трактат осудила и, как водится, приговорила книгу к сожжению.

Последние произведения

За последние два года жизни Данте написал две эклоги латинским гекзаметром. Исследование 'Вопрос о воде и земле' (Questiodeaquaetterra), посвященное вызывавшему множество споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне. Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, все на латыни.

'Божественная Комедия'

Когда Данте достигает зрелости, его начинают мучать вопросы практики и общественной нравственности. Ему начинает казаться, что все плутают в темени заблуждений.

Историки считают, что Данте прервал работу над Пиром ради написания Божественной комедии. В этом произведении он хотел представить двойное видение общественно-политического устройства: с одной стороны, как божественно предустановленного, с другой - как достигшего невиданного разложения в современном ему обществе ('нынешний мир сбился с пути' - Чистилище, ХVI, 82). Основной темой Божественной Комедии можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека. Свою поэму Данте назвал Комедией, поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности), и, кроме того, написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке, 'каким говорят женщины'. Эпитет 'Божественная'впервые появился в издании, вышедшем в 1555 в Венеции и, соответственно, был придуман не Данте. В поэме около ста песней примерно одинаковой длины; она делится на три части - Ад, Чистилище и Рай - по тридцать три песни в каждой. Размер Божественной Комедии - одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в нее глубокий смысл. Божественная Комедия - непревзойденный пример искусства как подражания, за образец Данте берет все сущее, как материальное, так и духовное, сотворенное триединым Богом, наложившим на все отпечаток своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная симметричность ее строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господь придал всем вещам. В письме кКан Гранде Данте объясняет, что его поэма многозначна, это аллегория наподобие Библии. Действительно, поэма имеет сложную аллегорическую структуру, и хотя повествование почти всегда может держаться на одном лишь буквальном смысле, это далеко не единственный уровень восприятия. Автор поэмы представлен в ней как человек, удостоившийся особой Божьей милости - совершить путешествие к Господу через три царства загробного мира, Ад, Чистилище и Рай. Это путешествие представлено в поэме как реальное. В загробном мире поэт видит разнообразные состояния душ после смерти, в соответствии с воздаянием, определенным Господом. Божественная Комедия охватывает всю жизнь. По сути, это - поэтическая энциклопедии средневекового миросозерцания. Благодаря Комедии, которую сам Данте называл священной поэмой, вырастает образ поэта, окруженного легендой. Тотчас после его смерти являются и комментаторы, и подражания, спускающиеся до полународных форм 'видений'; терцины комедии распевали уже в XIV в. на площадях. Комедия эта -- просто книга Данте. Боккаччио открывает ряд его публичных истолкователей. С тех пор его продолжают читать и объяснять; поднятие и падение итальянского народного самосознания выражалось такими же колебаниями в интересе, который Данте возбуждал в литературе. Вне Италии этот интерес совпадал с идеалистическими течениями общества, но отвечал и целям школьной эрудиции, и субъективной критики, видевшей в Комедии все, что ей угодно: в империалисте Данте -- что-то в роде карбонара, в Данте-католике -- ересиарха, протестанта, человека, томившегося сомнениями. Новейшая экзегеза обещает повернуть на единственно возможный путь, с любовью обращаясь к близким к Данте по времени комментаторам, жившим в полосе его миросозерцания или усвоившим его. Там, где Данте -- поэт, он доступен каждому; но поэт смешан в нем с мыслителем, а он требует прежде всего суда себе равных.

5. Философская мысль

Философские мысли Данте неоднозначны и неоднородны по своей сути. Он испытывает влияние Аристотеля, схоластического аристотелизма и аверроизма, а также - отчасти - неоплатонизма, стоицизма и арабской философии.

Данте специально изучал тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита, Иоанна Скота Эриугены, а также Бернара Клервоского, Алана Лилльского и Сигера Брабантского.

В условиях перманентной гражданской войны формируются политические идеалы Данте: становится важным единое светское государство как гарант мира и воплощение законности, где будет ликвидирован сепаратизм и отменена частная собственность на землю. Управление таким государством Данте видит по платоновской модели: решения монарха должны быть фундированы советами философа ('О вы, несчастные, ныне правящие! О вы, несчастнейшие, которыми управляют! Ибо нет философского авторитета, который сочетался бы с вашим правлением').

Оптимальное, с точки зрения Данте, политическое устройство, с одной стороны, основано на презумпции мирового единства, а с другой - предполагает сохранение местного самоуправления и обеспечение свободы.

Одно это уже свидетельствует о том, что для Данте основными являются ценности не только христианские. Несмотря на то, что общая картина мира вполне укладывается в рамки католического миросозерцания, отдельные штрихи ее не вписываются в русло традиционного понимания: к примеру, Сигера Брабантского, известного еретика, главу аверроистов, Данте помещает в раю рядом с Фомой Аквинским, всю жизнь боровшимся с аверроизмом. Античных же философов (Демокрита, Сократа, Платона) Данте также помещает не собственно в аду, несмотря на общепринятое мнение, а в лимбе -- самом первом круге ада. Картина мира в этом произведении средневековая, чисто католическая, но сама иерархия небес рая во многом напоминает неоплатоническое построение.

Более того, Данте не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, причастен одновременно двум природам -- земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь, как указывает Данте, философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному наслаждению ведет путь наставлений духовных, сообразующихся с учением Святого Духа.

Философия, таким образом, оказывается для устроения земной жизни гораздо более нужной, чем богословие, и это тоже не укладывалось в рамки католического и вообще христианского миросозерцания. Философия нужна для управления государством, а церковь -- для того, чтобы вести людей в Царство Небесное. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. Поэтому и смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни.

Признавая свободу воли, Данте считал, что от личной ответственнсти она не избавляет: нельзя свалить вину на Бога или на ряд каких-то абстрактных причин.В учении о двояком предназначении человека ярко проявился разрыв Данте со средневековой традицией.

6. Структура мироздания

Созданный Данте в его 'священной поэме' великий синтез поэзии, философии, теологии и науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Предстающая перед читателем картина мира по своей структуре еще вполне средневековая, и дело здесь не только в унаследованной от античности геоцентрической космологии; физическая 'система мира' Аристотеля-Птолемея с землей в центре, с семью сферами светил, восьмой сферой 'неподвижных' (фиксированных) звезд и помещенным за ее пределами 'девятым небом' - небом неподвижного двигателя, придающего движение зримому миру, - оказывается включенной в качественно иную - сакральную -структуру мироздания христианской религии. 'За пределами всех этих небес, - пишет Данте в 'Пире', - католики помещают еще одно небо - Эмпирей, иначе говоря, небо пламенеющее или светоносное, и полагают, что оно неподвижно, имея в себе, в каждой своей части, то, что необходимо его составу'. Поднявшись сквозь небеса светил, пройдя за пределы восьмого и девятого неба, ведомый Беатриче поэт возносится в область небесной иерархии, девяти ее чинов и выше - к лицезрению триединого бога христианства. Здесь теология не только подчиняет себе космологию, но и поглощает ее. В пределах Дантовой структуры мироздания расположено особое, сакрально организованное пространство, где абсолютному низу соответствуют мрачные провалы Ада с Люцифером, средоточием мирового зла, и абсолютному верху - Бог. Земля - не только физический центр обращения небесных тел, а место развертывания космической драмы сотворения, грехопадения и искупления человека. Где пространство вытянуто по вертикали согласно ценностной иерархии, где падение и возвышение соответствуют шкале нравственных ценностей. В этом иерархически построенном пространстве тленному миру земли противостоит вечный и нетленный мир небес. В этом мире сакрально не только пространство, но и время: разновременные исторические события сосуществуют в одновременности или вневременности, предстоя перед судом вечности. Как отмечает М.М. Бахтин, временно-исторические разделения и связи заменены у Данте 'чисто смысловыми, вневременно-иерархическимиразделениями и связями'. Ограниченное пространство конечного мира противостоит бесконечности бога, конечное земное время - вечности.

Однако мир поэтических образов 'Комедии' обнаруживает разительное несоответствие той строго уравновешенной схоластической иерархии, которая была обоснована в теологических сводах св. Фомы. Недаром исследователи отмечают ту 'напряженность'мира Данте, которую 'создает борьба живого исторического времени с вневременной потусторонней идеальностью', то 'крайнее перенапряжение' 'средневековых мыслительных схем', которое и определяет собой переходный характер творчества великого поэта.

Принимая в качестве непостижимой и непреложной истины догматы христианства, Данте идет своим путем в толковании соотношения природного и божественного начал - и в мире, и в человеке. Мысль о постепенном, опосредованном переходе от божественного первоначала к стихиям 'нижнего' мира составляет важнейшую часть его представлений о мироустройстве. Не отвергая акта творения, он использует неоплатоническое по происхождению представление о постепенном нисхождении божественного света; при этом Эмпирей, огненное небо, приобретает функции и черты 'мировой души'античных неоплатоников. В результате божественный свет, венчающий иерархически построенный мир, пронизывает его и ведет если не к обожествлению, то к оправданию природного начала. Природу Данте именует 'искусством бога', 'деянием божественного разума', что позволяет ему отказаться от противопоставления природного и божественного начал - противопоставления, лежавшего в основе знаменитого средневекового трактата диакона Лотаря (позднее папы Иннокентия III) 'О презрении к миру и ничтожестве человека'.

Отстаивая идеал земного совершенства, не приносимого в жертву загробному блаженству (но и не противопоставляя одно другому), Данте обосновывает возможность возвышения природного (человеческого) до божественного. От требования следовать природному началу идет и призыв к героическому деянию, лежащему в основе представления о человеческом благородстве. Воплощением высоких представлений о человеке явился в 'Божественной комедии' образ Улисса (Одиссея) - пророческий образ смелого первооткрывателя, в ком стремление к знаниям и славе преодолели страх нарушить запрет богов. Речь Улисса, обращенная к спутникам, звучит манифестом нарождающегося гуманистического представления о человеке:

О братья! - так сказал я,- на закат

Пришедшие дорогой многотрудной!

Тот малый срок, пока еще не спят

Земные чувства,- их остаток скудный

Отдайте постиженью новизны,

Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный!

Подумайте о том, чьи вы сыны!

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и знанью рождены.

философский взрождение данте ренессанс

Так вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте создать в 'Божественной комедии' первый гимн достоинству человека. Данте открывает путь к новой гуманистической антропологии.

Заключение

С конца XIV до начала XVII в. в Европе была эпоха, которую принято называть Возрождением. После религиозного засилья Средневековья человек вновь, как в античном мире, ощущает свою мощь, свои возможности. Страсти, мысли, физическая красота человека становятся для художников предметом изучения и поклонения. Историческое содержание этой эпохи отчетливее всего выразил Ф. Энгельс в 'Диалектике природы': 'В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир -- греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть. В Италии, Франции, Германии возникла новая, первая, современная литература. Англия и Испания пережили вскоре вслед за этим свою классическую литературную эпоху... Духовная литература церкви была сломлена... Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености'.

В творчестве Данте, которое опиралось как на античные учения, так и на средневековый фундамент, нашли отражение все важнейшие социально-политические проблемы его времени. Данте стоял на грани двух эпох, и печать этой двойственности, переплетение старого и нового в мировоззрении поэта характерны для его сочинений.

Согласно мировоззрению Данте, природа божественна, а человек имеет две природы - земную и небесную, поэтому стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному - путь наставлений духовных, сообразно с учение Церкви. Значит, философия для земной жизни гораздо более нужна, чем богословие. Да и смысл жизни на земле - не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а в жизни сообразно с природой, с человеческими, земными целями и в улучшении условий земной жизни.

Признавая свободу воли, Данте считал, что она не позволяет избежать личной ответственности, свалив ее на Бога или на безличную совокупность причин. В учении о двояком предназначении человека проявился разрыв Данте со средневековой традицией и, как итог, Данте открывает путь к новой гуманистической антропологии.

Список использованной литературы и источников

1. Соколов В.В.Европейская философия XV-XVII веков. Москва, 1984г.

2. Голенищев-Кутузов И.Н. Данте.- М.: 1967

3. Данте Алигьери. Божественная комедия.- М.: 1967

4. Данте Алигьери. Малые произведения.- М.: 1968

5. Доброхотов А.Л. Данте Алигьери.- М.: 1990.

6. Карпушин В.А. Некоторые аспекты философской концепции личности у Данте// Дантовские чтения.- М.: 1968.

7. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения - М., 1980

8. Советский энциклопедический словарь. Под ред. Прохорова А.М. - М. Советская энциклопедия, 1990

9. Соколов В.В. 'Европейская философия XV-XVII веков'. Уч.п. - М. 'Высшая школа', 1984

10. Философия: учебник под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. - М., Фонд 'Мир', 2005, М., Академический проспект, 2005.

11. Баткин Л.M. Данте и его время. М., 1965

12. Глина К.Г. Данте: критико-биографический очерк. М., 1965.

13. Смирнова Е.Д., СушкевичЛ.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. -- Минск: Беларусь, 1999

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru