Традиционные и нетрадиционные способы закаливания детей до 3- х лет
Работа из раздела: «
Физкультура и спорт»
Реферат
на тему: «Традиционные и нетрадиционные способы закаливания детей до 3-
х лет.
Воздух, солнце, вода, баня».
Реферат подготовил
студент ЕПК Ф – 121 группы
Мальков Е. А.
2003 г.
Значение закаливания.
Эта проблема рассматривалась в течение нескольких столетий. Давно
известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-
20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-
70% - от образа жизни. Здоровый образ жизни - это рациональное питание,
занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль
играет и закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте
до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно
актуальной. Закаливание - это научно обоснованное систематическое
использование естественных факторов природы для повышения устойчивости
организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание как
фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим
условиям использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания
насчитывает свыше тысячи лет. Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) в VIII-IX веках
создал 'Канон врачебной науки'. В одной из глав своего труда Авиценна
говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста, а
также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в
условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. Древнейший русский летописец
Нестор в X веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной
воде младенцев сразу после рождения.
Научная новизна определяется основными результатами. Показано, что при
точной дозировке описанные ниже природные факторы повышают иммунитет и
работоспособность человека, снижают влияние стрессовых ситуаций.
Закаливание - одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни. Что
же подразумевается под понятием закаливание и закалка? «В русской речи, -
писал профессор В. В. Гориневский, - понятия эти возникли на основании
аналогии, которая существует между превращением железа и стали из одного
состояния в другое и теми приемами, которые ведут к укреплению организма и
его выносливости».
Суммируя научные данные об использовании естественных факторов
природы, физиолог А. П. Парфенов отмечал, что можно «...определить
закаливание человека как частный случай тренировки, направленной к
совершенствованию способности организма выполнить работу, связанную с
повышением стойкости своих тканей по отношению к действию вредных влияний».
В более узком смысле под закаливанием следует понимать различные
мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил
природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям различных
метеорологических факторов.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ.
Итак, систематическое закаливание - испытанное и надежное
оздоровительное средство! Однако большого прока не будет, если при
проведении закаливающих процедур пренебрегать теми принципами, которые
выработаны практическим опытом и подкреплены медико-биологическими
исследованиями. Наиболее важные из них - систематичность, постепенность и
последовательность, учет индивидуальных особенностей, сочетание общих и
местных процедур, активный режим, разнообразие средств и форм,
самоконтроль.
Принцип систематичности требует ежедневного выполнения закаливающих
процедур. Для достижения высокой степени закаленности необходимо постоянно
повторять воздействия того или иного метеорологического фактора. Итак,
первое условие: процедуры проводятся не от случая к случаю, а
систематически, каждый день! Повторность воздействия того или иного
метеорологического фактора совершенно обязательна. Иначе добиться желаемого
закаливающего эффекта невозможно. Систематические закаливающие процедуры
повышают способность нервной системы приспосабливаться к меняющимся
условиям внешней среды. Стало быть, закаливание следует проводить
ежедневно!
Свою закалку можно сохранить лишь путем непрерывного выполнения
необходимых закаливающих процедур - невзирая ни на возраст, ни на время
года. Если перерыв будет вынужденным, то закаливание возобновляется как бы
от исходной точки: начинают с мягких процедур, затем постепенно переходят к
более сильным. Словом, придерживайтесь общепринятого правила: от простого -
к сложному!
Другое обязательное условие правильного закаливания - постепенное и
последовательное увеличение дозировки процедур. Только - и об этом никогда
не следует забывать - постепенное усиление того или иного раздражителя
(будь то понижение температуры воды, применяемой для водных процедур, или
иной закаливающей процедуры), а также последовательный переход от малых доз
воздействия к большим обеспечивают желаемый эффект.
При выборе дозировки и форм проведения закаливающих процедур
учитываются индивидуальные особенности человека - возраст, состояние
здоровья, другие обстоятельства. Объясняется это тем, что реакция организма
на закаливающие процедуры у разных людей неодинакова. Дети, например,
обладают большей, чем взрослые, чувствительностью к влиянию внешних
факторов. Лица, слабо физически развитые или недавно перенесшие какое-либо
заболевание, также значительно сильнее реагируют на воздействие
метеорологических факторов по сравнению со здоровыми людьми.
Устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам в
значительной мере повышается благодаря сочетанию общих и местных процедур.
При общих процедурах воздействию подвергается вся поверхность тела, при
местных - лишь его отдельные участки. Местные процедуры оказывают, конечно,
менее сильное действие на организм, чем общие. Однако эффекта можно
добиться и при местном закаливании, если умело подвергать воздействию
температурных факторов наиболее чувствительные к охлаждению участки тела -
шею, горло, ступни.
Эффективность закаливания намного повышается, если его проводить в
активном режиме, т. е. выполнять во время процедур, скажем, физические
упражнения либо какую-нибудь мышечную работу. Так, доказано, что физические
упражнения при закаливании холодом дают возможность покрывать вызванную
охлаждением усиленную теплоотдачу за счет более усиленной теплопродукции.
Разнообразие средств и форм процедур обеспечивает всестороннее
закаливание. Вызвано это тем, что устойчивость организма повышается только
к тому раздражителю, воздействию которого он многократно подвергался. Так,
повторное действие холода вызывает повышение устойчивости к холоду,
повторное же действие тепла, наоборот, только к теплу.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ.
Воздух, как известно, представляет собой естественную смесь газов,
главным образом азота и кислорода. Эта газовая оболочка и составляет
атмосферу нашей планеты. Под воздействием воздуха и воды на поверхности
Земли совершаются важнейшие геологические процессы, формируются погода и
климат.
Существование человека, жизнедеятельность его органов и систем во
многом зависят от химического состава и физических свойств атмосферного
воздуха. Если без еды человек может обходиться десятки дней, без воды-3
дня, то без воздуха он не проживет и 10 мин. Но воздух не только поставщик
необходимого кислорода. Он прекрасное средство укрепления и закаливания
организма. Недаром воздушные ванны рассматриваются как наиболее нежные и
безопасные процедуры. С них обычно и рекомендуется начинать систематическое
закаливание всего организма.
Воздух не только поставщик кислорода. Образуя ветер, его потоки
оказывают существенное влияние на природные процессы и явления. От ветра -
ураганы и бури, волнения на морских просторах, эрозия почвы, всякого рода
разрушения...
Другое дело - воздушные потоки умеренной силы. Именно они из всех
естественных факторов рассматриваются как наиболее нежные, безопасные, всем
доступные процедуры. Именно воздух, по мнению ученых, наиболее
универсальное средство закаливания, С воздушных ванн медики рекомендуют
начинать систематическое закаливание организма. Это простое, но вместе с
тем исключительно полезное начинание не откладывайте в долгий ящик.
Влияние воздушных потоков на человеческий организм разносторонне. Это
воздействие и температуры воздуха и его влажности, и скорости движения, и
наличия аэрозолей - всякого рода твердых и жидких веществ, находящихся в
состоянии мельчайшего раздробления. Основной фактор, воздействующий на
человека, - температура воздуха.
Воздушная ванна может быть общей, если воздействию воздуха
подвергается вся поверхность тела, либо частичной, когда обнажается только
его часть (туловище, шея, руки, ноги). Закаливающее воздействие воздушных
потоков связано прежде всего с разницей температур между ними и
поверхностью кожи. Слой воздуха, находящийся между телом и одеждой, обычно
имеет постоянную температуру (около 27-28 °С). Разница между температурой
кожи одетого человека и окружающим воздухом, как правило, невелика. Потому-
то отдача тепла организмом почти незаметна. Но как только тело человека
освобождается от одежды, процесс отдачи тепла становится интенсивнее. Чем
ниже температура окружающего воздуха, тем большему охлаждению мы
подвергаемся.
Воздушные ванны по воздействию на организм подразделяются на
тепловатые (свыше 22 °С), прохладные (от 20 до 17 °С), холодные (от 16 °С и
ниже). Такое деление, конечно, условно, рассчитано на рядового человека. У
хорошо закаленных людей ощущение холода, естественно, возникает при более
низкой температуре.
Воздействие холодного воздуха на большую поверхность тела вызывает в
организме определенную реакцию. В первый момент вследствие большой отдачи
тепла возникает ощущение холода, затем кровеносные сосуды кожи расширяются,
приток крови к коже увеличивается, и ощущение холода сменяется чувством
приятной теплоты.
Прием воздушных ванн следует начинать в предварительно проветренном
помещении. По мере закаливания их переносят на открытый воздух. Лучшее
место для процедур - затенные участки с зелеными насаждениями, удаленные от
источников возможного загрязнения атмосферы пылью, дымом, вредными газами.
Это имеет немаловажное значение. Когда-то мы радовались развитию индустрии,
пуску новых предприятий. Теперь же проблемы экологии стали одними из самых
насущных. Оказывается, на нашей планете ежегодно сжигаются миллиарды тонн
условного топлива. В атмосферу при этом выбрасывается еще больше тонн
углекислого газа, воздух загрязняется окислами азота, сероводорода и др.
Наряду с традиционными методами закаливания воздухом, о которых шла
речь выше, можно использовать и следующее.
Эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам у детей и
взрослых разработал врач В. Л. Лебедь. Для создания воздушного потока он
предлагает в комнате с температурой воздуха 18-20 °С поставить на столе или
стуле на уровне груди обычный бытовой вентилятор. Затем раздетый ребенок
встает лицом к включенному вентилятору на расстоянии 5 м. Ни в коем случае
нельзя начинать процедуру в разгоряченном состоянии. Кожа должна быть
абсолютно сухой. Через 10 с надо повернуться к потоку воздуха спиной.
Длительность процедур увеличивается постепенно, так же постепенно
сокращается расстояние до вентилятора.
Продолжительность охлаждения спереди и сзади одинакова. При ежедневном
закаливании по предлагаемой схеме через 24 дня организм в основном
адаптируется к ветровому воздействию. В дальнейшем, т. е. с 25-го дня от
начала закаливания, достаточно лишь поддерживать достигнутый уровень
закаленности, продолжая проводить процедуры на том же расстоянии от
вентилятора.
При перерыве процедур на 5-10 дней и больше все начните сначала. Если
прошло меньше 5 дней, то прежде чем возобновить закаливание, по табл. 3
определите, какими были расстояние до вентилятора и продолжительность
обдувания за 4 дня до последней перед перерывом процедуры. Например, если
закаливание проводилось 10 дней, а затем был 3-дневный перерыв, то
продолжать надо по схеме 6-го дня.
Таблица1. Режим закаливания воздушными потоками
|Дни закаливания |Расстояние от |Продолжитель- |
| |вентилятора, м |ность процедуры, с|
|Начальный период |
|1—2 |5,0 |20 |
|3—4 |4,5 |40 |
|5—6 |4,0 |60 |
|7—8 |3,5 |80 |
|9—10 |3,0 |100 |
|11—12 |2,5 |120 |
|13—14 |2,0 |140 |
|15—16 |1,5 |160 |
|17—18 |1,0 |180 |
|19—20 |1,0 |180 |
|21—22 |1,0 |180 |
|23—24 |0,5 |180 |
|Поддерживающий период 25|0,5 |180 |
|и далее | | |
Весьма надежное средство, охраняющее от простуды, - закаливающее
носовое дыхание. Займитесь вместе с ребенком освоением следующих несложных
упражнений:
1. Сделайте 10 вдохов - выдохов через правую и левую ноздрю (по 4-6 с),
поочередно закрывая их большим и указательным пальцами.
2. На вдохе надо оказывать сопротивление воздуху, надавливая пальцами на
крылья носа. Во время продолжительного выдоха такое сопротивление должно
быть переменным (постукивайте пальцами по крыльям носа).
3. Выключите дыхание ртом, подняв кончик языка к твердому небу. Вдох и
выдох при этом осуществляется через нос.
4. Сделайте спокойный вдох. На выдохе одновременно с постукиванием пальцами
по крыльям носа произнести слога: Ба-бо-бу.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ.
У водных процедур есть особенность. Они, как правило, оказывают на
человека механическое воздействие. Более сильное действие по сравнению с
воздухом вода оказывает и за счет растворенных в ней минеральных солей,
газов и жидкостей. Кстати, с целью усиления раздражающего действия воды
иногда к ней прибавляют 2-3 столовые ложки поваренной соли либо 3-4 ложки
столового уксуса.
Основное же преимущество воды как средства закаливания заключается в
температурном факторе. Водные процедуры по своей температуре подразделяют
на горячие - выше 40 °С, теплые - 36-40 °С, безразличные - 34-35 °С,
прохладные -20-33 °С и холодные - ниже 20 °С. Деление такого рода
учитывается при проведении закаливания. Умело варьируя температурой воды,
можно легко соблюдать точность дозировки сеансов закаливания.
Высокая эффективность воздействия воды на организм объясняется тем,
что ее теплоемкость в 28 раз выше, чем теплоемкость воздуха. Так, воздух
при температуре 13° С воспринимается как прохладный, в то же время вода той
же температуры кажется холодной. При одной и той температуре воздуха и воды
организм теряет в воде почти в 30 раз больше тепла. Именно по этой причине
вода рассматривается ,как весьма сильное закаливающее природное средство.
Каждый, в зависимости от состояния, степени закаленности, других
условий может к тому же выбрать подходящий для себя способ процедур.
Воздействие некоторых из них не слишком велико (например, обтирания мокрым
полотенцем). Сила же воздействия других, скажем, душа, купания, -
достаточно велика. Однако при всех обстоятельствах старайтесь
придерживаться важнейшего принципа - постепенности. Иначе говоря,
целесообразнее использовать воду той температуры, которая необходима в
данном случае.
Никогда не забывайте, что чрезмерное пребывание в воде ведет к таким
изменениям в организме, которые могут выйти за пределы нормальных. Не
исключены и весьма печальные последствия. У людей, систематически
превышающих доступные им нормы купания, отмечались падение массы тела,
серьезные нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы, у них резко
понизились болевая и тактильная чувствительность, внимание и память,
способность к выполнению сложных операций. Происходит общее ухудшение
самочувствия, человек испытывает чувство усталости, головокружение,
сонливость. Как тут не вспомнить слова известного английского исследователя
Антарктиды Р. Скотта о том, что «человек в пургу должен не только
поддерживать кровообращение, но и бороться против онемения мозга и отупения
рассудка».
Методика водного закаливания зависит от возраста ребенка. Необходимо в
обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание) вносить элемент
закаливания.
1. Возраст ребенка от рождения до 2-3 мес.
1. Общие ванны - ребенка купают ежедневно водой температуры 37-36oC
в течение 5 мин., затем обливают водой с температурой на 2oC
ниже.
2. Подмывание, умывание, которое длится 1-2 мин., вначале проводят
при температуре воды 28oC, через каждые 1-2 дня и снижают на 1-
2oC и доводят до 20-22oC.
3. Местное влажное обтирание - рукавичкой, смоченной водой
температуры 33-36oC, обтирают ручки от кисти до плеча, затем
ножки от ступни до колена в течение 1-2 мин. Один раз в пять
дней температуру понижают на 1oC и доводят до 28oC. Необходимое
условие - каждую часть тела вытирают насухо до легкого
покраснения сразу после ее влажного обтирания.
2. Возраст ребенка от 2-3 до 9-10 мес.
4. Как в предыдущей возрастной группе.
5. Как в предыдущей возрастной группе.
6. Общее влажное обтирание. Сначала обтирают верхние конечности,
затем нижние и, наконец, грудь и спину. Температура воды такая
же, как при местных обтираниях. В воду можно добавить соль (2
чайные ложки соли на 1 стакан воды). Необходимо соблюдать то же
правило - каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее
обтирания.
3. Возраст ребенка от 9-10 мес. до 1 года.
7. Как в предыдущей возрастной группе.
8. Как в предыдущей возрастной группе.
9. Общее обливание. При этой процедуре ребенок может сидеть или
стоять. Гибкий шланг душа нужно держать близко от тела ребенка
(25-30 см). Струя воды должна быть сильной. Сначала обливают
спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. После
обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале
температура воды 35-37oC, затем каждые 5 дней ее снижают на 1oC
и доводят до 28oC.
4. Возраст ребенка от 1 года до 3 лет.
В этом возрасте можно использовать общие обтирания со снижением
температуры воды до 24oC, общие обливания температуры до 24-28oC. С
1,5 лет можно применять душ, который оказывает более сильное
воздействие, чем обливание, так как, кроме температуры воды, здесь
включается еще и механическое влияние. Длительность процедуры до 1,5
мин.; температура воды и ее снижение - как при общем обливании.
Грудным детям, страдающим экссудативно-катаральным диатезом, для
закаливания можно использовать травяные ванны 'Чебурашка': берут смесь
трав душицы, череды, мать-и-мачехи, календулы, фиалки по 40-50 г,
заливают 3-4 л кипятка, настаивают 2-3 ч, фильтруют и выливают в ванну
с теплой водой 35-36oC. Сначала ребенок находится в воде 1-2 мин.,
постепенно продолжительность пребывания увеличивают до 8-10 мин.,
одновременно снижая температуру воды до 24-28oC, а более закаленным
детям даже до 15oC. Такие ванны применяют через 1-2 дня.
Обтирание- начальный этап закаливания водой. В течение нескольких дней
производят обтирания полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой.
Сперва обтираются лишь по пояс, затем переходят к обтиранию всего тела.
Обтирание проводится в направлении тока крови и лимфы - от периферии к
центру.
Придерживайтесь определенной последовательности. Сначала
обтирают водой голову, шею, руки, грудь, спину, вытирают их насухо и
растирают до красноты полотенцем. После этого то же проделывают со
ступнями, голенями, бедрами.
Таблица 2. Примерная температура воды для влажных обтираний детей, ' С
|Возраст |Начальная |Предельная |
| |Зимой |Летом |Зимой |Летом |
|3 — 6 мес. |36 |35 |30 |28 |
|7 — 12 мес. |34 |33 |28 |26 |
|1 — 3 года |33 |32 |26 |24 |
При купании, напомним об этом, происходит комплексное
воздействие водной процедуры и последующей воздушной ванны. Для
малышей ясельного возраста при таком закаливании можно воспользоваться
специальными рекомендациями, изложенными в табл. 3.
Таблица 3. Схема купаний детей ясельного возраста.
|Дни |Температура воды, ' С |Время охлаждения, с |
|Начальный режим |
|1 — 5 |37 — 36 |180 — 200 |
|6 — 10 |36 — 34 |180 — 200 |
|11 — 15 |34 — 32 |180 — 200 |
|16 — 20 |32 — 31 |180 — 200 |
|21 — 25 |30 |150 — 180 |
|Оптимальный режим |
|26 — 30 |29 |150 — 180 |
|31 — 35 |28 |159 — 180 |
|36 — 40 |27 |120 — 150 |
|41 — 45 |26 |120 — 150 |
|46 — 50 |25 |90 — 120 |
|Специальный режим |
|51 — 55 |24 |90 — 120 |
|56 — 60 |23 |90 — 120 |
|61 — 65 |22 |90 — 120 |
|66 — 70 |21 |60 — 90 |
|71 — 75 |20 |60 — 90 |
Таблица 4. Схема применения контрастного душа
|Дни |Температура воды, ' С |Продолжительность |Смена |
| | |процедур, с |процедур, |
| | | |количество|
| |Горячей |Холодной |Нагревание|Охлаждение | |
|Начальный режим |
|1 — 3 |37 — 34 |30 — 28 |90 |120 |3 — 4 |
|4 — 6 |37 — 34 |27 — 26 |90 |120 |3 — 4 |
|7 — 10 |38 — 39 |26 — 25 |90 |120 |3 — 4 |
|11 — 15 |38 — 39 |25 — 24 |90 |120 |3 — 4 |
|16 — 20 |40 |24 — 23 |90 — 60 |100 — 80 |4 — 5 |
|Оптимальный режим |
|21 — 25 |40 |23 — 22 |90 — 60 |100 — 80 |4 — 5 |
|26 — 30 |40 |22 — 21 |90 — 60 |100 — 80 |4 — 5 |
|31 — 35 |41 — 40 |21 — 20 |75 — 60 |80 |4 — 5 |
|36 — 40 |41 — 40 |20 — 19 |60 |80 |4 — 5 |
|41 — 45 |41 — 40 |19 — 18 |60 |70 |5 — 6 |
|Специальный режим |
|46 — 50 |41 — 40 |17 — 16 |60 |70 |5 — 6 |
|51 — 55 |41 — 40 |14 — 14 |60 |60 |5 — 6 |
|56 — 60 |42 — 41 |13 — 12 |45 |45 |7 — 8 |
Наиболее распространенным методом для детей является контрастное
обливание ножек.
Необходимо соблюдать правило - нельзя обливать холодные ноги холодной
водой, т.е. ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так,
чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура
воды всегда равна 38-40oC, а в другом (в первый раз) на 3-4oC ниже. Ребенок
сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин. (топчет ими), затем в
прохладную на 5-20 с. Число попеременных погружений 3-6. Каждые 5 дней
температуру воды во втором тазике понижают на 1oC и доводят до 18-10oC. У
здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных -
горячей. Контрастное обтирание для усиления воздействия можно проводить с
настоем трав. Для более интенсивного охлаждения используют настой мяты.
Сухую траву с цветами заливают кипятком из расчета 4 столовые ложки на 1 л,
настаивают 30 мин, фильтруют, охлаждают до 20-22oC. Горячий настой готовят
с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и
еловыми иголками. Их берут по 2 столовые ложки на 1 л кипятка, настаивают,
фильтруют, подогревают до 38-40oC. Сначала растирают ручку ребенка
полотенцем, смоченным в холодном настое, затем другой рукавичкой, смоченной
в горячем растворе, а после этого сухим полотенцем растирают ручку до
покраснения. Так проводят процедуру со второй ручкой, ногами, туловищем. У
более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно
постепенно повышать температуру горячего настоя до 40-42oC, а холодного
снизить до 4-6oC. Более старшим детям контрастные ножные ванны можно
заменить контрастным душем: экспозиция горячей воды 40-50oC в течение 1
мин., затем в течение 10-20 с проводят обливание холодной водой с
минимальной температурой 10-15oC. Чередуют 5-10 раз. В сауне (суховоздушной
бане) используется высокая температура воздуха в парной (около 60-90oC) с
низкой влажностью и охлаждением в бассейне с температурой воды 3-20oC, а
зимой купание в снегу. При отсутствии противопоказаний, желании родителей
ребенок может посещать сауну с 3-4 лет, 1 раз в неделю, вначале в виде
одного захода на 5-7 мин. при температуре в парной около 80oC на высоте
верхней полки. Затем можно довести до трехкратного посещения парной на 10
мин. с последующим охлаждением.
С раннего возраста приучайте детей к прохладной, но, конечно, не очень
холодной воде. При местных водных процедурах начальная температура воды
должна быть 28-30 ° С. Затем постепенно снижайте ее через каждые 3-4 дня на
1- 2°С. От местных процедур переходите к кратковременным общим (обтирание,
обливание, душ, ванна, купание в открытых водоемах).
Особого внимания заслуживают малыши. Академик Г. Н. Сперанский
рекомендовал начинать их закаливание с сухих обтираний, которые выполняют
следующим образом. Куском чистой, проглаженной фланели легко протирают все
тело ребенка до появления небольшой красноты. Спустя 2 нед можно приступить
к влажным обтираниям. Губку или рукавичку из махровой ткани смачивают в
воде и немного отжимают. Сначала обтирают руки от пальчиков к плечу, затем
ноги, живот и спину. Обтирание продолжается 1-2 мин, после чего тело
ребенка вытирают сухим мягким полотенцем и делают легкий массаж до
появления умеренного покраснения.
С раннего возраста приучайте детей к прохладной, но, разумеется, не слишком
холодной воде. Снижать температуру воды можно на 1 °С каждую неделю, доводя
до определенного минимума (табл. 10).
Кратковременные общие процедуры (обливание, душ) детям до года
проводятся при температуре воды 35-36 °С. В течение 3 нед ее снижают до 28
°С. Для детей от 1 года до б лет начальная температура воды составляет 33-
34 °С. Затем в течение 25 дней ее доводят до 26 °С зимой и 24 °С летом
(табл. 11).
Для обливания используют лейку или кувшин. Струю воды с высоты 40-50
см направляют ребенку на шею, плечи, руки, ноги (голову не мочат).
Продолжается процедура 20-30 с. Сразу же после обливания тело ребенка
вытирают насухо. Понаблюдайте за малышом: если заметите, что вода ему
неприятна или он зябнет, напряжен, немедленно прекратите процедуру,
согрейте его и успокойте.
Душ в целях закаливания длится 1-1,5 мин. Более продолжительной
процедурой является ванна (5 мин). Температуру воды при этом обычно не
снижают: для детей до 1 года она составляет 37 ° С. В теплые летние дни
процедуру проводят на улице, в холодные, сырые и ветреные - в помещении с
температурой воздуха не ниже 18°С. Постоянно следите за самочувствием
ребенка. Вполне естественны такие явления, как легкое побледнение,
появление гусиной кожи в начале процедуры. Если же они держатся долго, то
ребенка необходимо вытереть и согреть.
Гигиеническую ванну дети в возрасте до 6 мес. получают ежедневно.
Помните: ребенок должен получать от ванны удовольствие. Не погружайте его в
воду насильно, невзирая на плач. Так вы рискуете травмировать психику
младенца, привьете ему отвращение к воде. Попробуйте использовать такой
стимул: положите в ванну игрушки, и малыш сам потянется за ними.
Закаливающий эффект усилится, если завершить купание такой процедурой'
в конце ванны с помощью шланга делается холодовое пятно - зона с более
холодной температурой, куда вводят и выводят малыша 1-2 раза, день ото дня
увеличивая число таких заходов.
Если закаливающая процедура по какой-то причине не выполнялась более
10 дней, то при ее возобновлении надо как бы вернуться к исходному уровню
нагрузок.
Многие родители обучают грудных детей плаванию в домашней ванне.
Приобретая жизненно важный навык, малыши одновременно закаляются. Однако
необходима и осторожность. Малыша купают через 1-2 дня, начиная с 1-2 мин.
Постепенно понижайте температуру воды, продолжительность же пребывания в
ней ребенка увеличивайте (но не дольше 8-10 мин). Длительное пребывание в
прохладной воде может плохо сказаться на нежной, легкоранимой коже
младенца, особенно если он страдает экссудативным диатезом. Чтобы этого не
случилось, используйте травяную ванну, которая не только не раздражает
кожу, но, наоборот, способствует устранению кожных высыпаний.
Готовят ванну из растений, обладающих противовоспалительными,
антисептическими, противоаллергическими свойствами: душицы, череды, мать-и-
мачехи, календулы, фиалки. Каждого растения берут по 40- 50 г, смесь
заливают 3-4 л кипятка, настаивают 2-3 ч и выливают в ванну с теплой водой
(35-36 °С). Не беда, если такая вода попадет в рот.
Можно сделать также витаминную ванну. Для этого используют молодые
листья и ветки черной смородины, собранные при весенней обрезке кустарника,
300 г свежего растения или 150 г сухого заливают 3 л кипятка и держат в
эмалированной посуде в течение 1,5-2 ч, затем выливают в ванну с водой
нужной температуры. Содержащиеся в воде витамины С и Р при купании
впитываются кожей ребенка, оказывают на организм благотворное влияние:
снижают проницаемость сосудов, улучшают обмен веществ, усиливают
закаливающий эффект.
ЗАКАЛИВАНИЕ СОЛНЦЕМ.
Люди с незапамятных времен знали, что солнечный свет - и целитель, и
надежный союзник в борьбе с болезнями. Широко использовали лучи солнца как
укрепляющее средство в Древней Элладе. Крупнейшие спортивные соревнования
древности - Олимпийские игры - проводились, как правило, в самые знойные
летние месяцы. Ровно в полдень, когда нестерпимо жгло солнце, выходили на
старт загорелые атлеты. Они выступали обнаженными и не имели права
покрывать для защиты от палящих лучей солнца голову.
Еще большее распространение закаливание солнцем получило в Древнем
Риме. Как показали раскопки римских городов, буквально всюду: на крышах
домов, в банях, в гладиаторских школах - устраивались солярии - места для
приема солнечных ванн. В Римской империи создавались специальные
климатические станции, предназначавшиеся для солнцелечения. Сюда
направлялись больные для приема необходимых целебных процедур.
Действие волшебных ультрафиолетовых лучей на организм неодинаково.
Одни из них оказывают витаминобразующее действие - способствуют образованию
в коже витамина D, недостаточность которого вызывает нарушение фосфорно-
кальциевого обмена в организме, приводит к заболеванию детей рахитом.
Другие оказывают так называемое эритемное и пигментное действие, т. е.
вызывают на коже образование эритемы (покраснение) и пигмента,
обусловливающего загар. Солнечный свет обладает поистине изумительной
целебной силой. Его лучи, прежде всего ультрафиолетовые, действуют на
нервно-рецепторный аппарат кожи и вызывают в организме сложные химические
превращения. Под влиянием облучения повышается тонус центральной нервной
системы, улучшается обмен веществ и состав крови, активизируется
деятельность желез внутренней.
Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно
чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится
к закату. Лучшее время для загара: в средней полосе – 9-13 и 16-18 часов;
на юге – 8-11 и 17-19 часов. Первые солнечные ванны надо принимать при
температуре воздуха не ниже 18(. Продолжительность их не должна превышать 5
минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа). Воздушных
ванн время приема солнечных ванн нельзя спать! Голова должна быть прикрыта
чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.
Чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше
возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года
противопоказаны. Крайне осторожно они назначаются детям от 1 года до 3 лет.
В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают
перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только
допустимо, но и необходимо. Летом рекомендуют проводить световоздушные
ванны при температуре воздуха 22oC и выше для грудных детей и при 20oC для
детей 1-3 лет, лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент
проведения ванны должно быть активным. После солнечных ванн, а не до них,
детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть
ребенка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже
происходит переохлаждение детского организма.
БАНЯ.
Русская баня с ее пряным духом, целебным паром, березовым или дубовым
веником с давних пор пользовалась заслуженной доброй славой, служила
своеобразным средством закаливания организма, естественным лекарством от
всякого рода хворей.
Ах, как любили баню наши прадеды и деды! В парильне на высокой полке
до изнеможения стегали они себя вениками. Распарившись, бросались в снег
или студеную воду. Затем снова – в жар и пар. Известный исследователь
народных традиций, русский историк и писатель Н. И. Костомаров отмечал: Для
простого народа баня была замечательной школой закаливания,
нечувствительности к жаре и морозу, какой всегда отличались русские,
удивляя этим иностранцев.
За что же русская баня получила такое признание и широкое
распространение? На это довольно точно ответил Санчес. «Искреннее желание
мое, - писал он в трактате, - простирается только до показания
превосходства бань российских перед бывшими вдревне у греков и римлян, и
перед находящимися ныне в употреблении у турков, как для сохранения
здравия, так и для излечения многих болезней…»
Для русского человека баня, безусловно, была больше, чем просто
гигиеническое средство. Она давала отдых натруженному телу, снимала
душевную усталость. Свидетельство тому – меткие народные поговорки: «Кости
распарить – все тело поправить», «Баня болезнь из тела гонит», «Помылся,
как вновь народился», «Баня парит, баня правит, баня все поправит»,
«Который день паришься, тот день не старишься».
Авторитет парной бани достаточно высок и в наше время. Он ничуть не
упал даже после того, как многие переселились в современные благоустроенные
квартиры, где к их услугам и ванна, и душ. Целительные свойства щедрого
пара по-прежнему притягивают к себе огромное число приверженцев.
Каковы же целительные свойства столь популярного источника здоровья,
радости, бодрости духа?
Баня, как уже отмечалось, - испытанное гигиеническое средство для
поддержания чистоты тела. Во время нахождения в парильне, мытья и массажа
лучше функционируют сальные и потовые железы, усиливаются кровоснабжение и
обменные процессы. Сама же кожа, которая выполняет защитную, выделительную
и терморегуляторную функции, очищается от жира, пота, пыли, становится
гладкой, эластичной. Показательно, что при правильном пользовании парной
баней человек теряет до 2 кг массы тела!
Одно из главных достоинств щедрого жара состоит в том, что он улучшает,
стимулирует и тонизирует деятельность всего организма, благотворно
воздействует на сердечно-сосудистую и костно-мышечную систему, улучшает
общее самочувствие.
Установлено, например, что в парной бане у человека усиливается
кровоток. В крови под воздействием банных процедур увеличивается содержание
гемоглобина, число лейкоцитов, а также эритроцитов, снабжающих органы
кислородом. Повышается сопротивляемость организма, в том числе
болезнетворным микробам.
Все эти процессы изучал в свое время русский физиолог И. Р. Тарханов.
Им было установлено, что в бане благодаря притоку крови на периферию кожа
краснеет, масса тела за счет потери воды уменьшается, температура тела
временно повышается. Подобные изменения для здоровья не опасны. Обычно уже
через час деятельность сердечно-сосудистой системы нормализуется. Другая
реакция организма – активизация дыхания. Оно становится чаще и глубже.
Вместе с тем установлено: газообмен в клетках и в крови резко снижается.
Это указывает на то, что легкие в бане выполняют главным образом
терморегуляторную роль.
Парная баня, как видим, обладает прекрасными целебными и закаливающими
свойствами. Но добрый банный жар таит и опасность. И об этом вы обязаны
знать. Так, при очень высоких температурах, когда затруднено дыхание, при
долгом пребывании в парном помещении, а также при слишком резком перепаде
температур во рту и горле появляется сухость, кожа испытывает жжение. Это –
первые тревожные симптомы. В деятельности жизненно важных систем организма,
скажем, сердца, могут произойти нежелательные изменения. Допускать этого ни
в коем случае нельзя. Заповедь простая: баня парит и правит, т. е. Дает
положительный эффект лишь в том случае, если при проведении процедур строго
придерживаться определенных гигиенических требований и правил.
Во многих регионах нашей страны широко используется закаливающий
эффект русской бани. Основой его является строгое соблюдение контрастного
цикла: нагревание – охлаждение – отдых. Формула закаливающего цикла –
1:1:2, т.е. париться и принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое
время, а отдыхать в два раза дольше. Для детей раннего возраста, только
привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла. В парильном отделении
вначале следует находиться не более 3-5 мин., через несколько посещений
можно увеличить время до 5-10 мин. Вначале охлаждение лучше проводить
обливанием, затем холодным душем, позднее – купанием в холодной воде, в том
числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно количество заходов в
парную увеличивают до 4-5. В русской бане часто на раскаленные камни льют
не простую воду, а банные коктейли в виде ароматического настоя трав.
Например, для антисептического эффекта используют в равных пропорциях мяту,
шалфей, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью – тимьян, мяту,
душицу, ромашку, березовые почки, зеленую хвою ели; тонизирующее действие
оказывают почки тополя (1 часть), цветочные корзинки пижмы обыкновенной (2
части), листья зубровки (1 часть); улучшают дыхание листья березы, дуба,
липы, трава душицы, тимьяна. Широко используют в русской бане веники,
причем каждый веник вызывает специфический эффект. Например, березовый
веник оказывает болеутоляющее, успокаивающее и бронхолитическое действие,
дубовый – успокаивающее, противовоспалительное, липовый – бронхолитическое,
мочегонное, а также помогает при головной боли, простудных заболеваниях,
пихтовый – помогает при радикулитах, невралгии, ольховый – при миальгии,
рябиновый – оказывает возбуждающее действие и т.д.
ВРЕДНО ЛИ ПАРИТЬСЯ ДЕТЯМ!
На этот вопрос, волнующий мам и пап, можно ответить однозначно: нет,
не вредно! Специальные исследования, проведенные в нашей стране, в
Финляндии и Германии, показали, что целебный жар полезен детям уже с 3 лет.
Однако режим банной процедуры для малышей должен быть более щадящим, чем
для взрослых. Рекомендуется делать не более 2 заходов по 5 мин при
температуре не выше 60-70 °С. Старайтесь оберегать детей от переохлаждения
– действия слишком контрастных температур. После парной им рекомендуется
принимать не холодный, а теплый душ. Интенсивное охлаждение может нарушить
приспособительные механизмы детского организма, а это в свою очередь
приведет к серьезным заболеваниям.
Рекомендации.
Всем ли полезно закаливание? Безусловно! А когда следует приступать к
нему? Чем раньше, тем лучше! У детей, например, под влиянием резких
изменений погоды, вызывающих местное или общее охлаждение организма, чаще,
чем у взрослых, возникают различные простудные, влекущие за собой серьезные
осложнения заболевания: грипп, ангина, катары верхних дыхательных путей,
воспаление легких. Родители должна знать, что с помощью закаливания можно
намного повысить у детей не только способность приспосабливаться к
изменению внешних условий, но – и это главное – заложить у них на всю
дальнейшую жизнь прочный фундамент здоровья.
Крупнейшие специалисты в области детских болезней подчеркивали
эффективность закаливания. Послушайте, что говорил виднейший советский
педиатр Герой Социалистического Труда профессор Г. Н. Сперанский: «При
самом внимательном уходе немыслимо оградить ребенка от всех неожиданных
перемен температуры, внезапных сквозняков, открытых форточек, ветров,
дождей, сырости. Но для изнеженного, привыкшего к постоянному теплу
организма такое случайное охлаждение становится особенно опасным, так как
его способность самостоятельно защищаться от холода уже значительна
ослаблена. Чем старательнее кутают ребенка, тем более он уязвим для
простуды, тем чаще болеет. Несомненно, что единственное надежное средство –
закаливание. Надо тренировать, совершенствовать, развивать врожденные
защитные силы, добиваться их наилучшего действия».
При закаливании детей мамам и папам следует, прежде всего, учитывать
анатомо-физиологические особенности организма ребенка, несовершенство его
терморегуляторного аппарата. Чем меньше ребенок, тем резче выражена эта
особенность. Детский организм вследствие недостаточного развития нервной
системы плохо приспосабливается к изменениям температуры окружающей среды.
У них скорее наступает нарушение теплового равновесия. Мамы и папы должны
строго придерживаться основных принципов закаливания, о которых мы говорим,
учитывать возраст, состояние здоровья, общее физическое развитие и другие
индивидуальные особенности своих малышей. В случае появления малейших
признаков неблагоприятного воздействия закаливающих процедур – вялости или
возбуждения, нарушения аппетита и сна – следует немедленно прекратить
закаливание и обратиться к врачу. Кстати, приступая к закаливанию ребенка,
обязательно получите конкретные рекомендации у педиатра.
Постарайтесь ежедневно, упорно воспитывать у детей привычку к
закаливающим процедурам. Большое значение имеет ваш личный пример. Если
родители сами принимают воздушные и водные процедуры, то ребенок без
принуждения последует их примеру. В первую очередь выработайте у малыша
любовь к свежему воздуху.
Следите, чтобы помещение, в котором он находится, постоянно
проветривалось. Если наружный воздух не слишком холодный, то в присутствии
детей на весь день открывают форточки и фрамуги. Температура в помещении
должна быть 16-19 °С. С наступлением морозной погоды форточки приоткрывают
лишь на некоторое время, пока температура воздуха в помещении не снизится
на 1-2 °С. Занятия гимнастикой и подвижными играми должны всегда проходить
при открытых форточках.
Длительное пребывание на свежем воздухе – важный элемент закаливания.
Даже зимой постарайтесь, чтобы ваши дети были на прогулке не менее 3-4 ч.
Во время прогулок полезно проводить подвижные игры.
Использование воздуха, воды и солнца для закаливания детей в раннем
возрасте имеет свои особенности.
Воздух как средство закаливания полезен с первых дней жизни ребенка.
Воздушные ванны он принимает во время смены пеленок и одежды, когда на
короткое время (2-3 мин) остается частично или целиком раздетым.
Температура в помещении при этом должна быть 20- 22 °С.
По мере роста ребенка время воздушной ванны постепенно увеличивается и
к концу года достигает 10 мин. Одновременно можно выполнять простые
движения: сгибать, разгибать и отводить руки и ноги, поднимать их вверх и
опускать вниз. На первых порах каждое упражнение повторяют 2-3 раза, а
затем 5-6 раз. В дальнейшем упражнения усложняются, время их выполнения
доходит до 10 мин. После воздушных ванн и гимнастики детей одевают и
укладывают в кроватку. В холодное время года после воздушной ванны и
гимнастики выносить детей на воздух можно лишь спустя час или полтора.
Для детей старше года температура воздуха при воздушных ваннах
составляет 18-19 °С, в возрасте от 3 до б лет она снижается до 16 °С. Во
время воздушной ванны дети должны находиться в движении: участвовать в
подвижных играх, выполнять гимнастические упражнения. После воздушных ванн,
проводимых в помещении, переходите на открытый воздух. Регулировать
действие воздуха на организм помогает постепенное облегчение одежды.
В зимнее время маленьких детей выносят на воздух, начиная с 2-3-
недельното возраста: сначала 2, а затем 3 раза в день. В возрасте до б мес
пребывание на открытом воздухе допускается при температуре не ниже –10°С, а
для более старших детей не ниже –15 °С Во время прогулок лицо ребенка
должно быть открытым.
Одно из эффективных средств закаливания – дневной сон на свежем
воздухе летом и зимой в любую погоду. Это повышает устойчивость организма
по отношению к простудным заболеваниям, хроническим заболеваниям верхних
дыхательных путей. Лучше всего укладывать детей спать на веранде или
балконе.
Матрас, на котором спит ребенок, следует выносить из теплого помещения
непосредственно перед укладыванием ребенка. Внимательно следите, чтобы не
наступало как чрезмерного охлаждения, так и перегревания ребенка.
Таблица. Закаливающие процедуры в режиме дня ребенка
|Процедура |Время проведения |
| | |Частота процедур |
| | | |
| | | |
|Прогулка и |Утром и днем |Осенью и зимой не|
|игры на | |реже 2 раз по 2 |
|воздухе | |ч, летом 6 — 8 ч |
|Дневной сон |Утром или после |Грудные дети 2 — |
|на воздухе |обеда |3 раза по 1,5 — 2|
| | |ч, а старше — 1 |
| | |раз то же время |
|Воздушные |Утром или после |Осенью и зимой в |
|ванны |дневного сна |комнате 2 — 3 |
| | |раза по 2 — 15 |
| | |мин и дольше, |
| | |летом на воздухе |
| | |30 — 60 мин |
|Солнечные |В средней полосе |Детям старше года|
|ванны |9 — 11 ч |начинать с 1 — 2 |
| | |мин (на все |
| | |стороны тела) |
|Обтирание |Рано утром или |1 — 2 мин |
| |после дневного | |
| |сна | |
|Обливание |Утром после |30 — 40 с |
| |гимнастики, | |
| |воздушной и | |
| |солнечной ванны | |
| |(летом) | |
|Душ |Утром перед едой |Детям старше 1,5 |
| |или перед дневным|лет по 30 — 40 с |
| |сном | |
|Купание в |9 — 11 ч |Детям старше 2 |
|реке, озере | |лет по 2 — 6 мин |
|Массаж и |Грудным детям |1 — 2 раза по 5 —|
|гимнастика |утром через 40 — |10 — 12 мин в |
| |60 мин после еды |зависимости от |
| | |возраста |
|Гимнастика |Через 20 — 30 мин|Детям 1,5 — 2 лет|
| |после завтрака |по 8 — 10 мин, до|
| | |3 лет по 12 — 15 |
| | |мин |
Заключение.
Было выяснено, что закаливание детей до 3-х лет соответствует
общебиологической закономерности, согласно которой растущий организм
обязательно должен подвергаться воздействиям температурных колебаний. Они
являются непременным условием его эффективного роста и развития. Однако
следует учитывать особенности терморегуляции детей , состоящих в том, что
обеспечение постоянства температуры тела, требует очень большого напряжения
всех физиологических механизмов, а когда их мощностей не хватает, наступают
различные нарушения. Поэтому закаливание нужно проводить в щадящем режиме.
Абсолютно у всех людей закаливание повышает устойчивость организма к
простудным заболеваниям; повышает неспецифическую устойчивость к
инфекционным заболеваниям, усиливает иммунные реакции. Закаливание
обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных
механизмов, приводит к повышению общей и специфической устойчивости
организма к неблагоприятным внешним воздействиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванченко В.Г. Тайны русского закала.- М., 1991. - С. 31.
2. Воронцова И.М., Беленький Л.А. Закаливание детей с применением
интенсивных методов. Метод. рекомендации. - СПб., 1990. - С. 27.
3. Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста - М., 1988. -
С. 220.
4. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Материалы
конф.- Дубна, 1992. - С. 115.
5. Толкачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. - М., 1988. - С. 102.
6. Турсунов М.М. Патогенетические основы врачебной тактики при частых ОРЗ
у детей: Автореферат. - М., 1987. - С. 18.
7. Попов С.В. Валеология в школе и дома ( О физическом благополучии
школьников).-СПб.: СОЮЗ, 1997. 256с.
8. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. Москва. Медицина.1991.