Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Тренировка юных туристов

Работа из раздела: «Спорт и туризм»

/

/

Введение

тренировка турист спортивный

Достижение высоких результатов в спорте - итог сложного процесса спортивной подготовки, важнейшим компонентом которой является планирование тренировки. Оно должно обеспечить эффективное сочетание средств и методов тренировочного воздействия и восстановления функционального состояния спортсмена, а также способствовать целенаправленному совершенствованию систем и функций организма, обеспечивающих спортивный результат. Развитие данных положений дало толчок детализированному планированию (программированию) тренировочного процесса. Вместе с тем тренировочная нагрузка может иметь повреждающий характер и приводить к травмам и перетренировкам. Усиление положительных и минимизация отрицательных эффектов - основная задача, решаемая при планировании тренировочной нагрузки. В этой связи целесообразно рассматривать планирование как построение плана тренировок, отвечающего определенным требованиям. Его использование позволяет минимизировать риски перетренировки и травм и в то же время обеспечить необходимое совершенствование систем и функций организма, определяющих спортивный результат. Задача эта весьма сложна, поскольку существует огромное количество значений и сочетаний различных характеристик тренировочной нагрузки, и в этом многообразии мы должны найти или сформировать один или несколько планов тренировок, которые отвечают критериям качества и условиям, отражаемым нормой и принципами распределения тренировочной нагрузки. Мы разделяем точку зрения Н.Д. Граевской [12] и Р.Е. Мотылянской [25] о том, что рациональное планирование тренировки обусловливается, прежде всего, решением таких вопросов как рациональное сочетание нагрузок различной продолжительности и интенсивности, определение продолжительности интервалов отдыха между занятиями или соревнованиями, оптимальной продолжительности тренировочных циклов, чередование в них работы и отдыха. Особенно актуальным становится решение этих вопросов в юношеском спорте, где зачастую применяется методика тренировки взрослых спортсменов и, как следствие этого, страдает подготовка резервов для «большого» спорта. Высокая сложность и указанные особенности планирования тренировочной нагрузки требуют использования специальных подходов.

Актуальность работы: построение спортивной тренировки требует всесторонних и глубоких знаний о сущности тренировочного процесса - его содержании и структуре, закономерностях, определяющих его построение и изменение его направленности с ростом мастерства спортсменов.

Цель работы: совершенствование построения спортивной тренировки в годичном цикле занятий спортсменов секции спортивного туризма 14-15 лет.

Задачи работы:

1. Провести анализ литературы исследователей построения спортивной тренировки.

2. Описать развитие спортивной формы как отправное начало периодизации тренировки.

3. Провести практическое исследование на базе МАОУ ДОД ДООЦТЭиО «ВОЯЖ» г. Бирска, обозначить характерные особенности проведённого исследования, выделить и обобщить результаты эксперимента.

Объект изучения: учебно-тренировочный процесс юных туристов, специализирующихся в дисциплине спортивный туризм.

Предмет исследования: тренировочная нагрузка в различные периоды спортивной тренировки годичного цикла подготовки юных туристов.

Гипотеза исследования: сформулированы предположения о том что, возможно повысить эффективность тренировочного процесса туристов, путем рационального планирования, нормирования и сочетания нагрузок в годичной системе подготовки юных спортсменов, специализирующихся в дисциплине «Спортивный туризм».

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы:

- для коррекции основной направленности тренировочного процесса юных спортсменов секции спортивного туризма на этапах годичного цикла;

- для контроля за уровнем физической подготовленности и функционального состояния юных туристов;

- при составлении программно-нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ.

База исследования: МАОУ ДОД ДООЦТЭиО «ВОЯЖ» г. Бирска.

1. Общие принципы построения спортивной тренировки

1.1 Актуальность построения периодов спортивной тренировки в современном спорте

Энциклопедический словарь дает следующее определение спорту: «спорт - это составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений».

Только ли для проведения соревнований нужен спорт и физкультура?

Спорт - это общественное явление, а физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная, прежде всего, на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека необходимых ему в повседневной жизни.

Быть здоровым - это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.

Для поддержания здоровья человеку просто необходимо заниматься физической культурой и спортом, правильно питаться и чередовать труд и отдых, закаливать свой организм. Кроме этого, необходимо психоэмоциональное равновесие. Под влиянием всестороннего воспитания, рациональной физической и интеллектуальной тренировки и общественно-полезной деятельности формируется гармонично развитая личность, основными чертами которой являются духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.

Тренировка - это систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения. Также под тренировкой принято понимать педагогический процесс, который без ущерба для здоровья дает возможность достичь высоких результатов посредством овладения определенными специальными знаниями, подготовить организм к максимальным для него проявлениям силы, быстроты, ловкости и выносливости с целью достижения к моменту соревнования наибольшей работоспособности., планомерного систематического развития физических способностей, морально-волевых качеств и адаптации организма к условиям специфической деятельности мышц, связанной с занятиями спортом.

Учесть все эти факторы, создать необходимые условия физического развития общества в целом и каждого его члена в отдельности, добиваться высоких спортивных результатов призвана наука теория и методика спорта. Несмотря на накопленный опыт, для достижения спортсменами более высоких результатов, не теряют своей актуальности теоретико-методические подходы к программированию и построению тренировочного процесса.

Решая специфические задачи физического воспитания (по развитию физических способностей, укреплению здоровья, формированию двигательных навыков и т.д.) проблема построения спортивной тренировки привлекает все большее внимание. Она интересна, прежде всего, для практики спорта, поскольку спортивные достижения растут год от года и вопрос правильного, оптимального построения спортивной тренировки не теряет своей актуальности.

Тренировка - это не только обучение техническим элементам и движениям, приучение организма ко все большим нагрузкам, это многосторонний педагогический процесс, имеющий специфическую форму организации, превращающий ее в сложное системное воздействие на личность и физическое состояние человека. По своему содержанию тренировка есть активная и систематическая специализированная двигательная деятельность, направленная на всестороннее воспитание спортсмена, в том числе на приобретение широкого круга специальных знаний, навыков и умений, повышение физической работоспособности организма, овладение техникой спортивных упражнений и искусством соревновательной борьбы. Все это обеспечивается в ходе многолетней тренировки постепенно, с определенной очередностью в решении этапных задач и последовательностью в овладении новыми вершинами спортивного мастерства.

1.2 Литературный обзор по теме «Построение периодов спортивной тренировки»

Построению спортивной тренировки в литературе уделено достаточно много внимания. В данной работе использованы в основном материалы книг Ю.В. Верхошанского «Программирование и организация тренировочного процесса» [4], Л.П. Матвеева «Проблема периодизации спортивной тренировки» [18].

О необходимости построения спортивной тренировки упоминается уже в древнегреческих источниках. Известно, например, что в эпоху расцвета олимпийских игр древности участники состязаний должны были пройти не менее чем десятимесячный период предварительной подготовки и затем еще месяц готовиться и проводить испытания на месте состязаний под руководством специальных лиц. Эти требования показывают, что значение достаточно продолжительной подготовки уже было определено.

В спортивно-методических пособиях конца XIX-начала XX вв. подготовка к состязаниям ограничивалась обычно 2-3 неделями. Например, в одном из распространенных в то время руководств по гребному спорту утверждалось, что квалифицированным спортсменам вполне достаточно 15-20 дней для достижения «такого совершенства, какого они только способны достигнуть».

Автор уверяет: «Пытались продолжить время этой тренировки до 5-6 недель, но всегда оказывалось, что… молодые люди скорее слабеют, чем укрепляются…».

Один из наиболее известных спортивных специалистов М. Мерфи в своей книге «Тренировка в легкой атлетике», опубликованной в 1924 г. пишет: «В отношении почти всех упражнений спортсмен должен употреблять от восьми до десяти недель для тренировки… «[24]. Никто не должен заниматься тяжелой тренировкой в течение более длинного периода, чем указанный выше». Правда, Мерфи допускает для некоторых видов спорта (бег на средние и длинные дистанции) предварительную кроссовую тренировку, а также рекомендует легкоатлетам применять зимой некоторые специально-подготовительные упражнения.

Постепенно становилось очевидным, что нерегулярная и непродолжительная подготовка не в состоянии обеспечить ни высоких спортивных достижений, ни полноценных педагогических результатов занятий спортом. В литературу все настойчивее начинает проникать мысль о необходимости увеличить продолжительность спортивной тренировки. Особого внимания в этой связи заслуживает работа Б.А. Котова «Олимпийский спорт» [16], опубликованная в 1916-1917 гг. Она, по мнению Л.П. Матвеева, интересна во многих отношениях, и прежде всего тем, что автор, несмотря на отставание дореволюционной России в развитии спорта, сумел подняться значительно выше распространенных взглядов. Опираясь на прогрессивные тенденции отечественного и международного спортивного опыта, Б.А. Котов одним из первых высказался за непрерывность и этапность тренировочного процесса. Всю тренировку автор подразделяет на три главных периода: «общую тренировку», «подготовительную» и «специальную».

Общая тренировка заключалась «в развитии дыхательных органов и укреплении мускулов человека». Определенных сроков для нее не устанавливалось.

Подготовительная тренировка (6-8 недель и больше) отводилась главным образом для развития силы и выносливости («выдержки») на основе занятий разнообразными упражнениями.

Специальная тренировка предусматривала подготовку в отдельных упражнениях до совершенства. Она подразделена на две части: предварительную (порядка четырех недель) и основную тренировку (также обычно четыре недели, иногда больше). Здесь общая тренировка представляет начальную ступень для новичка, подводящую его к занятиям спортом.

Б.А. Котов решает задачу непрерывности тренировки в соответствии с возможностями теории и практики своего времени. Он не столько за круглогодичную спортивную специализацию, сколько за непрерывные занятия в году путем сочетания «летних» и «зимних» видов спорта и применения в «межсезонье» некоторых специально-подготовительных упражнений. Требование совмещать занятия различными видами спорта сыграло для своего времени, безусловно, положительную роль. Б.А. Котов выступил против широко распространенной практики игнорирования всесторонней подготовки, за внедрение непрерывных занятий спортом.

1.3 Современный опыт и практика

В современной практике поднимается вопрос о программировании спортивной тренировки.

Программирование-это упорядочение содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени. Программирование - новая, более совершенная форма планирования тренировки, решающая задачу на более высоком научно-методическом уровне и с большей вероятностью достижения цели.

В основе программирования тренировки лежит процедура принятия решения, связанного как с определением общей стратегии подготовки спортсмена, так и с выбором оптимального варианта построения тренировочного процесса. Задача эта весьма сложная из-за бесчисленного множества возможных значений и сочетаний в составе, объеме, продолжительности и организации тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности. Практически принятие решения в такой ситуации осуществляется путем перебора и оценки многих из приемлемых вариантов построения тренировки и зависит от опыта тренера.

Выбор решения при программировании тренировки исходит прежде всего из познания специфических закономерностей, присущих процессу становления спортивного мастерства (ПССМ) и определяющих его планомерное развитие во времени. Такие закономерности выявляются на основе изучения особенностей долговременной адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе и принципиальных тенденций в изменении его состояния в зависимости от организации тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности, их объема и продолжительности.

Результаты исследований в указанных направлениях:

- обеспечивают существенное повышение объективности предварительной оценки тренирующего потенциала предполагаемой нагрузки, а следовательно, и вероятности прогноза (предвидения) тренировочного эффекта, который она может обеспечить;

- способствуют разработке наиболее рациональных форм организации тренировочной нагрузки;

- дают основания к переосмысливанию традиционных принципов построения тренировки.

Итак, программирование - это предварительное определение стратегии, содержания и форм построения тренировочного процесса; организация - практическое осуществление его программы с учетом конкретных условий и реальных возможностей спортсмена; управление - контроль и регулирование хода тренировочного процесса по заранее определенным критериям его эффективности.

Современный опыт и практика показывают, что построение спортивной тренировки требует всесторонних и глубоких знаний о сущности тренировочного процесса - его содержании и структуре, закономерностях, определяющих его построение и изменение его направленности с ростом мастерства спортсменов. Такие знания должны, во-первых, включать в себя достижения практического опыта и весь комплекс научных данных, освещающих воздействие тренировки на личность и организм спортсмена, и, во-вторых, быть систематизированными таким образом, чтобы обеспечить разработку и аргументацию тех методических положений и принципов, которые непосредственно определяют практическое решение проблем программирования и организации тренировочного процесса.

Принципы спортивной тренировки представляют собой наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых синтезированы научные данные и передовой практический опыт тренерской работы.

Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация. Если при использовании физических упражнений без спортивных целей реализуется лишь некоторая, не предельно возможная степень достижений, то для спортивной деятельности характерна направленность именно к максимуму. И хотя этот максимум индивидуально различен, закономерным является стремление каждого возможно дальше пройти по пути спортивного совершенствования.

Спортивные достижения важны, конечно, не сами по себе, а как конкретные показатели развития способностей и мастерства. Установка на высшие спортивные результаты имеет в этой связи существенное общественно-педагогическое значение, поскольку означает устремленность к высшим рубежам совершенства человека. Такая устремленность стимулируется всей организацией и условиями спортивной деятельности, особенно системой спортивных состязаний и прогрессирующих поощрений.

Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием наиболее действенных средств и методов, углубленной специализацией в избранном виде спорта. Направленность к максимуму обусловливает так или иначе все отличительные черты спортивной тренировки - повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность и т.д.

Данная закономерность спортивной тренировки проявляется по-разному в зависимости от этапов многолетнего спортивного совершенствования. На первых этапах, когда занятия спортом проводятся в основном по типу общей подготовки, тренировочный процесс не имеет ярко выраженных черт спортивной специализации - установка на высшие достижения носит характер дальней перспективы. По мере возрастного формирования организма и повышения уровня тренированности эта установка реализуется в полной мере до тех пор, пока не начнут действовать ограничивающие возрастные и другие факторы. Таким образом, общий принцип прогрессирования приобретает в области спортивной подготовки особое содержание. Его нужно понимать как требование обеспечить максимально возможную степень совершенствования в определенном виде спорта. А это означает необходимость углубленной специализации.

Спортивная специализация характеризуется таким распределением времени и усилий в процессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избранном виде спорта, но не является таковым для других видов спорта. В связи с этим при построении спортивной тренировки чрезвычайно важен учет индивидуальных особенностей. Узкая специализация, проводимая в соответствии с индивидуальными склонностями взрослого спортсмена, дает возможность наиболее полно выявить его одаренность в области спорта и удовлетворить спортивные интересы. Напротив, ошибочный, не отвечающий индивидуальным качествам спортсмена выбор специализации, а в некоторых видах спорта и определенного амплуа в команде в значительной мере сводит на нет усилия спортсмена и тренера.

Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки спортсменов с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня подготовленности.

Единство общей и специальной подготовки. Спортивная специализация не исключает всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе разностороннего развития физических и духовных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма. В этом убеждает весь опыт спортивной практики, а также многочисленные данные научных исследований.

Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития, в том числе и интеллектуального, объясняется двумя основными причинами: во-первых, единством организма - органической взаимосвязью его органов, систем и функций в процессе деятельности и развития; во-вторых, взаимодействиями различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг двигательных умений и навыков, освоенных спортсменом, тем благоприятнее предпосылки для образования новых форм двигательной деятельности и совершенствования освоенных ранее.

Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка, являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию. В соответствии с этим в спортивной тренировке неразрывно сочетаются общая и специальная подготовка.

Единство общей и специальной подготовки спортсмена означает, что ни одну из этих сторон нельзя исключить из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования спорта как средства воспитания. Единство общей и специальной подготовки заключается также во взаимной зависимости их содержания: содержание общей физической подготовки определяется с учетом особенностей избранного вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой.

Для различных периодов многолетней и круглогодичной тренировки характерен неодинаковый удельный вес общей и специальной подготовки.

Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.

Непрерывность тренировочного процесса. Этот принцип характеризуется следующими основными положениями:

1) спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект в направлении спортивной специализации;

2) воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы «наслаивается» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их;

3) интервал отдыха между занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повышения работоспособности, причем в рамках тренировочных мезо- и микроциклов при определенных условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается уплотненный режим нагрузок и отдыха.

Необходимо стремиться так, строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить возможную в данных конкретных условиях преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить неоправданные перерывы между ними и свести к минимуму регресс тренированности. В этом заключается основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки. Принципиальный методический смысл этого положения заключается в требовании не допускать излишне длительных интервалов между тренировочными занятиями, обеспечивать преемственность между ними и тем самым создавать условия для прогрессирующих достижений.

Гетерохронность восстановления различных функциональных возможностей организма после тренировочных нагрузок и гетерохронность адаптационных процессов позволяют в принципе тренироваться ежедневно и не один раз в день без каких-либо явлений переутомления и перетренировки. Непрерывность тренировочного процесса связана со степенью и продолжительностью воздействия отдельных упражнений, отдельных тренировочных занятий или соревнований, а также отдельных циклов подготовки на состояние работоспособности спортсмена.

Эффект этих воздействий непостоянен и зависит от продолжительности нагрузки и ее направленности, а также величины. В связи с этим различают ближний тренировочный эффект, следовой тренировочный эффект и кумулятивный тренировочный эффект.

БТЭ характеризуется процессами, происходящими в организме непосредственно при выполнении упражнений, и теми изменениями функционального состояния, которые возникают в конце упражнения или занятия. СТЭ является последствием выполнения упражнения, с одной стороны, и ответным реагированием систем организма на данное упражнение или занятие с другой.

По окончании упражнения или занятия в период последующего отдыха начинается следовой процесс, представляющий собой фазу относительной нормализации функционального состояния организма и его работоспособности. В зависимости от начала повторной нагрузки организм может находиться в состоянии недовосстановления, возвращения к исходной работоспособности или в состоянии суперкомпенсации, т.е. более высокой работоспособности, чем исходная.

При регулярной тренировке следовые эффекты каждого тренировочного занятия или соревнования, постоянно накладываясь друг на друга, суммируются, в результате чего возникает кумулятивный тренировочный эффект, который не сводится к эффектам отдельных упражнений или занятий, а представляет собой производное от совокупности различных следовых эффектов и приводит к существенным адаптационным изменениям в состоянии организма спортсмена, увеличению его функциональных возможностей и спортивной работоспособности. Однако такие положительные изменения в состоянии подготовленности возможны при правильном построении спортивной тренировки и через достаточно продолжительное время. Таким образом взаимодействия БТЭ, СТЭ и КТЭ и обеспечивают непрерывность процесса спортивной тренировки.

Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок. Увеличение функциональных возможностей организма закономерно зависит от предъявляемых тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый новый шаг на пути к спортивным достижениям означает и новый уровень тренировочных нагрузок. Постепенно и неуклонно возрастают как физические нагрузки, так и требования к технической, тактической и психической подготовленности спортсмена, что выражается в последовательном выполнении им таких заданий, какие мобилизуют его на освоение все более сложных и совершенных навыков, умений, на все более высокие проявления физических и духовных сил. Для динамики нагрузок в процессе тренировки характерно, что они возрастают постепенно и в то же время с тенденцией к предельно возможным. Понятие «максимальная нагрузка» неверно было бы всегда отождествлять с понятием «нагрузка до отказа», до полного утомления. Правильно будет сказать, что это нагрузка, которая находится на границе наличных функциональных способностей организма, но ни в коем случае не выходит за границы его приспособительных возможностей.

В динамике тренировочных нагрузок органически сочетаются две, на первый взгляд несовместимые черты - постепенность и «перерывы постепенности», т.е. своего рода «скачки» нагрузки, когда она периодически возрастает до максимальных значений. Постепенность и «скачкообразность» взаимообусловлены в про-цессе тренировки. Максимум нагрузки в норме всегда устанавливается соответственно наличным возможностям организма на данном этапе его развития. По мере расширения функциональных и приспособительных возможностей организма спортсмена в результате тренировки максимум нагрузки будет постепенно возрастать.

Постепенное и максимальное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливает прогресс спортивных достижений. Это обеспечивается неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований, предъявляемых к подготовке спортсмена. Все это выражается в последовательном выполнении спортсменом таких заданий, которые позволяют ему овладеть все более сложными и совершенными умениями и двигательными навыками.

Постепенность в тренировке должна соответствовать возможностям и уровню подготовленности спортсмена, особенно юного, обеспечивая неуклонный поступательный рост его спортивных достижений.

Волнообразность динамики нагрузок. Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определенных этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме спортсмена. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом временно снижать нагрузки, что обеспечивает необходимые биологические перестройки в организме спортсмена. Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии - она приобретает волнообразный характер. Волнообразные изменения нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков учебно-тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки.

Волнообразные колебания свойственны как динамике объема, так и динамике интенсивности нагрузок, причем максимальные значения тех и других параметров в большинстве случаев не совпадают. В настоящее время можно представить ориентировочную схему общих тенденций нагрузок в различных фазах, этапах и периодах тренировочного процесса.

Согласно этой схеме выделяются «волны» следующих масштабов:

- малые, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах, которые охватывают несколько дней;

- средние, выражающие общую тенденцию нагрузок нескольких малых «волн» в пределах мезоциклов тренировок;

- большие, характеризующие общую тенденцию средних «волн» в период больших циклов тренировки.

Искусство строить спортивную тренировку в немалой степени состоит именно в том, чтобы правильно соразмерить все эти «волны» друг с другом, т.е. обеспечить необходимое соответствие между динамикой нагрузок в микроциклах и более общими тенденциями тренировочного процесса, характерными для тех или иных его этапов и периодов.

Неизбежность волнообразных колебаний нагрузки объясняется комплексом взаимосвязанных причин. Наиболее существенные из них следующие:

- фазность и гетерохронность процессов восстановления и адаптации в ходе тренировки;

- периодические колебания дееспособности организма, обусловленные его естественными биоритмами и общими факторами среды;

- взаимодействие объема и интенсивности нагрузки, в силу которых эти ее стороны изменяются в определенные фазы тренировочного процесса как разнонаправленно, так и однонаправленно.

Продолжительность и степень изменения отдельных параметров нагрузки в различных фазах ее волнообразных колебаний зависит от:

- абсолютной величины нагрузок;

- уровня и темпов развития тренированности спортсмена;

- особенностей вида спорта;

- этапов и периодов тренировки.

На этапах, непосредственно предшествующих основным соревнованиям, волнообразное изменение нагрузок обусловлено в первую очередь закономерностями «запаздывающей трансформации» кумулятивного эффекта тренировки. Внешне феномен запаздывающей трансформации проявляется в том, что пики спортивных результатов как бы отстают во времени от пиков объема тренировочных нагрузок: ускорение роста результата наблюдается не в тот момент, когда объем нагрузок достигает особенно значительных величин, а после того как он стабилизировался или снизился. Отсюда в процессе подготовки к соревнованиям на первый план выдвигается проблема регулирования динамики нагрузки с таким расчетом, чтобы их общий эффект трансформировался в спортивный результат в намеченные сроки.

Из логики соотношений параметров объема и интенсивности нагрузок можно вывести следующие правила, касающиеся их динамики в тренировке:

- чем меньше частота и интенсивность тренировочных занятий, тем продолжительнее может быть фаза неуклонного нарастания нагрузок, но степень их прироста каждый раз незначительна;

- чем плотнее режим нагрузок и отдыха в тренировке и чем выше общая интенсивность нагрузок, тем короче периоды волнообразных колебаний в их динамике, тем чаще появляются в ней «волны»;

- на этапах особенно значительного увеличения суммарного объема нагрузок доля нагрузок высокой интенсивности и степень ее увеличения лимитированы тем больше, чем значительнее возрастает суммарный объем нагрузок, и наоборот;

- на этапах особенно значительного увеличения суммарной интенсивности нагрузок их общий объем лимитирован тем больше, чем значительнее возрастают относительная и абсолютная интенсивность.

Цикличность тренировочного процесса. Характеризуется частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов. Циклы тренировки - наиболее общие формы ее структурной организации.

Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, т.е. отличается от предыдущего обновленным содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д. От того, на-сколько рационально сочетаются при построении тренировки ее повторяющиеся и динамические черты, в решающей мере зависит ее эффективность.

В форме циклов строится весь тренировочный процесс - от его элементарных звеньев до этапов многолетней тренировки.

В зависимости от масштабов времени, в пределах которых строится тренировочный процесс, различают микро-, мезо-, макроциклы. Все они составляют неотъемлемую систему рационального построения тренировочного процесса.

Руководствоваться данным принципом - это значит:

1) строя тренировку, исходить из необходимости систематического повторения основных элементов ее содержания и вместе с тем последовательно изменять тренировочные задания в соответствии с логикой чередования фаз, этапов и периодов тренировочного процесса;

2) решая проблемы целесообразного использования средств и методов тренировки, находить им, соответствующее место в структуре тренировочных циклов;

3) нормировать и регулировать тренировочные нагрузки применительно к закономерностям смены фаз, этапов и периодов тренировки;

4) рассматривать любой фрагмент тренировочного процесса в его взаимосвязи с более крупными и менее крупными формами циклической структуры тренировки, учитывая, что структура микроциклов, например, во многом определяется их местом в структуре средних циклов, а структура средних циклов обусловлена, с одной стороны, особенностями составляющих их микроциклов, а с другой - местом в структуре макроцикла и т.д.;

5) при построении различных циклов тренировки следует учитывать как естественные биологические ритмы организма, так и связанные с природными явлениями и некоторые другие, получившие распространение в последние годы.

В этих требованиях выражен общий смысл цикличности. Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена. В основе данного принципа лежат закономерности, отражающие структуру, взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена.

Рациональное построение процесса тренировки предполагает его строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное осуществление соревновательной борьбы.

Этим принципом особо следует руководствоваться при создании системы поэтапного управления, разработке перспективной программы на относительно длительный период спортивной подготовки.

Возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности. Сущность этого принципа состоит в том, чтобы в процессе многолетней тренировки учитывалась динамика возрастного развития спортсмена, позволяющая эффективно воздействовать на возрастную динамику способностей, проявляемых в спорте, в направлении, ведущем к спортивному совершенствованию и в то же время не вступающем в противоречие с закономерностями онтогенеза организма человека.

В детско-юношеском возрасте, когда происходит формирование и созревание организма, эффект тренировки существенно зависит от учета особо чувствительных периодов, которые характеризуются более высокими, чем в иные периоды, темпами развития способностей.

В юношеском возрасте, до полного возрастного созревания основополагающим в тренировке должны быть общая физическая подготовка, формирование у каждого спортсмена всего комплекса физических способностей.

Многолетний тренировочный процесс следует строить, ориентируясь на оптимальные возрастные периоды, в границах которых спортсмены добиваются высших спортивных достижений.

Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования.

Продолжительность этапов многолетней подготовки обусловлена особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготовленности занимающихся. Четкой границы между этапами не существует. Решая вопрос о переходе к очередному этапу подготовки, следует учитывать паспортный и биологический возраст спорт-смена, уровень его физического развития и подготовленности, способность к успешному выполнению возрастных тренировочных и соревновательных нагрузок.

Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи:

1) освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта;

2) формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;

3) содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости.

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала.

Этап начальной спортивной специализации. Основными задачами на этом этапе являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.

Специализация имеет «многоопорный» характер. Наряду с овладением основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта.

Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка.

Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной специализации должно быть увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интенсивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой.

Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде.

Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений.

Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований в избранной спортивной дисциплине. Система тренировки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.

На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализацию, развить те физические и волевые качества, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена.

Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревнованиях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Все чаще используются тренировочные занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10-15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.

Тенденции постепенности и вместе с тем крутого нарастания нагрузок в спортивной тренировке естественнее всего проявляется в их волнообразной динамике. Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определённых этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме спортсмена. Это вызывает необходимость временно снижать нагрузки, что обеспечивает необходимые биологические перестройки в организме спортсмена. Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии - она приобретает волнообразный характер как для относительно небольших структурных образований тренировочного процесса (микроциклов), так и для более продолжительных (мезоциклов, периодов).

Можно выделить волны нескольких категорий:

* Малые волны, характеризуют динамику нагрузок в микроциклах тренировки (недельных циклах).

* Средние волны, выражают тенденцию нагрузок в нескольких микроциклах

(в 3 - 6), то есть в пределах мезоциклов тренировки.

* Большие волны, которые выявляются при оценке общих тенденций динамики нагрузок в нескольких мезоциклах, составляющих этапы или периоды тренировки в микроциклах.

Неизбежность волнообразных колебаний нагрузки объясняется следующими причинами:

* Фазовость и гетерохронность процессов восстановления и адаптации в ходе тренировки.

* Периодические колебания дееспособности организма, обусловленные его естественными биоритмами (типа суточных, околонедельных и более протяжённых), а также факторами внешней среды.

* Взаимодействие объёма и интенсивности нагрузок, в силу которых они в определённые фазы тренировочного процесса изменяются разнонаправлено.

* Разнонаправленный характер в рамках тренировочных макроциклов обычно имеют и величины работы различной преимущественной направленности (аэробная; анаэробно-гликолитическая; анаэробно-алактатная).

Таким образом, волнообразные изменения тренировочных нагрузок позволяют избежать противоречий между работы различной преимущественной направленности, объёмом и интенсивностью, процессами утомления и восстановления.

На этапах, непосредственно предшествующих основным соревнованиям, волнообразное изменение нагрузок обусловлено закономерностями «запаздывающей трансформации» кумулятивного эффекта тренировки. Внешне феномен «запаздывающей трансформации» проявляется в том, что пики спортивных результатов как бы отстают во времени от пиков объёма и интенсивности тренировочных нагрузок. Ускорение роста результатов наблюдается не в тот момент, когда нагрузки достигают особенно значительных величин, а после того, как они стабилизировались и снизились (в этот момент усиливается роль тактической и психической подготовки, а также интегральной подготовки). Отсюда в процессе подготовки к основным соревнованиям на первый план выдвигается проблема регулирования нагрузки с таким расчетом, чтобы их общий эффект трансформировался в спортивный результат в намеченные сроки.

Тренировочный процесс характеризует чётко выраженная цикличность. Циклы представляют собой относительно завершённую последовательность звеньев и стадий тренировочного процесса (микро-, мезо- и микроциклов), чередующихся как бы в порядке кругооборота.

Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, то есть отличается от предыдущих обновлённым содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д.

В форме циклов строится весь тренировочный процесс - от его элементарных звеньев до этапов многолетней подготовки. В зависимости от масштабов времени, в пределах которых строится тренировочный процесс, различают микро-, мезо - и макроциклы. Все они составляют неотъемлемую систему рационального построения тренировочного процесса.

Основные положения принципа цикличности тренировочного процесса:

* Спортивная тренировка строится из недельных, месячных циклов и более крупных структурных единиц, которые систематически повторяются и вместе с тем элементы их содержания изменяются в соответствии с логикой развёртывания тренировочного процесса.

* Решая проблемы целесообразного использования средств и методов тренировки необходимо находить им соответствующее место в структуре тренировочных циклов.

* Необходимо нормировать и регулировать тренировочные нагрузки применительно к закономерностям построения микро-, мезо - и макроциклов тренировки (волнообразные изменения в динамике тренировочных нагрузок - малые, средние и большие волны в этих структурных образованиях тренировочного процесса).

* Необходимо рассматривать любой фрагмент тренировочного процесса в его связи с более крупными и менее крупными циклическими структурами. Структура микроциклов во многом определяется их местом в структуре мезоциклов, а структура мезоциклов обусловлена с одной стороны особенностями составляющих их микроциклов, а с другой - местом в структуре макроцикла.

Построение тренировочного процесса на основе различных циклов даёт возможность систематизировать задачи, методы и средства тренировки и реализовать основные принципы спортивной тренировки: единство общей и специальной подготовки, постепенное увеличение нагрузок и тенденция к максимальным нагрузкам, волнообразность динамики нагрузок.

2. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1 Цель и задачи исследования

Цель научного исследования - повышение эффективности системы подготовки юных туристов 12-13 лет, их тренированности на основе двигательной предрасположенности на этапе начальной спортивной специализации.

На основе выделения цели исследования нами были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить индивидуальные особенности юных туристов в контексте групповой системы подготовки;

2. Разработать экспериментальную программу годичной системы подготовки юных туристов на этапе начальной спортивной специализации с учетом индивидуализации спортивной подготовки;

3. Обосновать эффективность использования индивидуализированных тренировочных программ для юных туристов на этапе начальной спортивной специализации.

Методология физической культуры и спорта имеет свои особенности, за счет специфики предмета исследования. Для сбора научных данных были применены следующие группы методов исследования:

1. Методы теоретического анализа и обобщения;

2. Методы педагогического исследования;

3. Социологические опросы;

4. Математико-статистические методы количественного анализа полученных данных.

Рассматривая данную группу методов, следует обратить внимание на тот факт, что теоретическое исследование представляет собой взаимосвязанную непрерывную цепочку, состоящую из отдельных звеньев. Обзор отечественной литературы.

Аналитический обзор литературных источников по исследуемой проблеме и сопряженным со спортивным туризмом дисциплинам осуществлялся на протяжении всех 3 этапов исследования, что позволило первоначально сформулировать цель исследования, и поставить задачи. Затем были сопоставлены полученные результаты эксперимента с предполагаемыми. И в завершении исследования обосновывалась научная гипотеза проблемы исследования.

На основе обобщения общей информации, были выделены основные аспекты, затрагивающие сущность понятия индивидуализации и особенностей построения тренировочного процесса юных туристов 12-13 лет.

Тренировочный процесс, прежде всего, является педагогическим процессом. Поэтому использование педагогических методов исследования необходимо. Объект исследования подвергается внешнему воздействию со стороны педагога-тренера, либо учебно-тренировочный процесс не подвергается внешнему воздействию, а ведется лишь учет количественных показателей. В данном исследовании нами применялись следующие методы данной группы:

- педагогическое наблюдение,

- педагогическое тестирование,

- педагогический эксперимент.

Педагогическое наблюдение является важным и определяющим дальнейшее исследование педагогическим методом исследования. Посредством наблюдения было оценено качество тренировочного процесса юных туристов 12-13 лет в различных школах, а также в экспериментальной и в контрольной группах. Большое внимание было уделено оценке технике преодоления технических этапов. Был собран фактический материал, изучена работа тренеров и сопоставлены различные тренировочные методики подготовки юных спортсменов 12-13 лет. Во время научного исследования использовалось прямое и скрытое наблюдение.

Педагогическое тестирование использовалось нами в работе с целью получения данных о функциональной подготовленности юных спортсменов, их моторной предрасположенности. Тестирование осуществлялось как до эксперимента, с целью формирования тренировочных подгрупп, так и во время его осуществления и реализации экспериментальной тренировочной программы. Таким образом, осуществлялся текущий контроль, за состоянием организма занимающихся детей, и происходило соотношение полученных результатов с запланированными показателями в экспериментальной тренировочной программе. Были использованы тестовые упражнения на определение развития у юных туристов скоростно-силовых качеств, качества общей и специальной выносливости, гибкости, а также средства тестирования направленные на комплексную реализацию нескольких физических качеств одновременно. Нами были применены следующие основные тестовые упражнения:

- прыжок с места - для определения скоростно-силовых показателей;

- подтягивание на высокой перекладине - для определения силы разгибателей предплечий;

- бег 30, 60 метров с хода для - определения скоростных качеств;

- упражнение «лягушка», время выполнения 30 секунд - для определения уровня развития специальной выносливости и скоростно-силовых показателей;

-12 минутный бег - для определения развития качества общей выносливости;

- прохождение пешеходной дистанции третьего класса с соревновательной скоростью - определение специальной подготовки юных туристов;

- наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье - для определения показателей гибкости.

Педагогический эксперимент проводится с целью подтверждения целесообразности дальнейшего использования инновационных тренировочных методик. Согласно условиям проведения данный эксперимент является модельным, так как предполагается формирование специальных групп и осуществляется реализация учебно-тренировочного процесса в моделируемых нами условиях.

Проведение социологических опросов осуществлялось на предмет методики организации и построения тренировочного процесса. Нами был опрошен ряд специалистов в области физического воспитания и тренеры по спортивному туризму.

Непосредственное использование методов математической статистики предусматривают обобщение полученных нами экспериментальных данных. На основе их обработки проводилось сопоставление показателей до и после эксперимента, осуществлялся расчет полученных средних величин, их минимального и максимального значений в вариационном ряду определяемых показателей, осуществлялось сравнение средних величин по критерию Стьюдента.

тренировка турист спортивный

2.2 Организация исследования

Исследование проводилось нами по общепринятым правилам, и осуществлялось в 3 этапа.

На первом этапе был собран и проанализирован полученный в результате наблюдения материал по рассматриваемой проблеме исследования. Формировался предмет научного исследования, и была выдвинута гипотеза. Проведенный на данном этапе устный и анкетный опрос специалистов в области подготовки спортивного резерва в спортивном туризме, позволил конкретизировать цель и задачи исследования.

На втором этапе осуществлялось проведение основного педагогического эксперимента. Нами были сформированы 2 тренировочные группы идентичные по качественному и количественному составу: экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа посредством выполнения тестовых упражнений по определению выраженности определенного физического качества, в свою очередь была разделена на 3 подгруппы:

1. с выраженным проявлением качества выносливости;

2. с проявлением скоростно-силовых качеств;

3. с равномерным развитием всех физических качеств.

Тренировочные занятия в контрольной группе (Г) проводились по общепринятой программе, а в экспериментальных группах (А, Б, В) по разработанной экспериментальной программе. Занятия проводились на базе МАОУ ДОД ДООЦТЭиО «ВОЯЖ» г. Бирска. Длительность педагогического эксперимента составила 1 год.

На третьем этапе был систематизирован полученный в результате научного исследования материал, обобщена вся имеющаяся информация по проблеме исследования. Были сопоставлены полученные данные с предполагаемыми. Осуществлялось написание выпускной квалификационной работы.

Разработка тренировочной методики является трудоемким и длительным процессом. Тренер-педагог должен руководствоваться основными принципами организации и реализации педагогического процесса, прежде всего общепедагогическими и социальными принципами. Также следует руководствоваться принципами теории и методики физического воспитания (всесторонности, сознательности и активности, постепенности, систематичности и последовательности, наглядности, цикличности, единства общей и специальной подготовки, волнообразного изменения тренировочных нагрузок, индивидуализации).

В последнее время все большее значение уделяется реализации принципа индивидуализации, что, по мнению специалистов позволит в большей степени раскрыть потенциал юных спортсменов, воздействовать на превалирующие стороны физической подготовки.

В настоящее время выявлены основные предполагаемые направления в методике подготовки юных туристов. Во время подготовки следует акцентировать внимание на развитии скоростно-силовых способностей и дистанционной (специальной) выносливости на базе общей физической подготовки.

Общая физическая подготовка предполагает развитие у юных туристов всех физических качеств, присущих человеку, так как спортивный туризм является видом спорта, требующим всесторонней подготовки и подготовленности юных спортсменов. Координационные способности, гибкость, а также быстрота, силовые способности и качество выносливости на этапах начальной подготовки развиваются в примерно равных отношениях, лишь с некоторым приоритетом основных качеств туриста.

Актуальным является вопрос оптимизации построения тренировочного процесса юных туристов, а с учетом научно-технического прогресса и предъявляемого уровня готовности, уже на этапе начальной спортивной специализации целесообразно в подготовке юных спортсменов использовать принцип индивидуализации спортивной подготовки, основанном на наличии у детей морфо-функциональных и психологических особенностей.

2.3 Построение тренировочного процесса юных туристов

Анализ построение тренировочного процесса юных туристов данной возрастной группы осуществлялся посредством вербального общения с тренерами и специалистами в области теории и методики физического воспитания, а также использовалось их анкетирование. Пристальное внимание было уделено анализу и статистической обработке зарегистрированной информации, указанной в личных дневниках контроля выполненных тренировочных нагрузок и самочувствия юных туристов.

Было опрошено 110 юных туристов на предмет ведения и регулярного заполнения личных дневников контроля. Выяснилось, что 14 спортсменов (12,7%) либо не ведет дневники, либо делает это не систематически, а от случая к случаю, что несколько затруднило провести учет интересующей нас информации. Нами была осуществлена статистическая обработка 96 дневников юных спортсменов, при этом был произведен учет следующих показателей:

- учет общего объема выполненной тренировочной нагрузки;

- учет объема технической подготовки;

- учет объема общей физической подготовки;

- учет беговой и прыжковой подготовки;

- учет указанных пульсовых значений выполненной нагрузки;

- учет общефизической подготовки;

- учет количества тренировочных дней и тренировок и другой полезной информации.

Согласно подсчетам было установлено, что объем годовой циклической тренировочной нагрузки для групп I-го года обучения в УТГ (Учебно-тренировочная группа), на этапе начальной-спортивной специализации колеблется в пределах 1680-2035 километров, среднее значение составило 1865 километров.

А для групп 2-го года обучения в УТГ (учебно-тренировочная группа) объем выполненной годовой циклической тренировочной нагрузки, по данным регистрации, находится в пределах 1890-2360 километров, при среднем значении 2150 километров.

Однако, данные, полученные путем статистической обработки количественной информации дневников контроля, не совпадают с мнением тренеров и специалистов в области спортивного туризма. По их данным общий объем тренировочной нагрузки находится в пределах 1950-2550 километров для спортсменов 1-го года обучения в УТГ, а для спортсменов 2-го года обучения 2400-3400 километров. А в процентном соотношении, по данным ведущих специалистов и тренеров, объем годовой циклической нагрузки для юных туристов составляет для спортсменов 1-го года обучения в УТГ 26-30%, а для спортсменов 2-го года обучения в УТГ 35-49% от показателей взрослых квалифицированных туристов.

Значительное расхождение данных минимального и максимального значений объемов обусловлено рядом факторов, влияющих на организацию тренировочного процесса юных туристов:

1. погодные условия региона;

2. наличие и качественное состояние инвентаря;

3. индивидуальные возможности юных спортсменов;

4. состав педагогического руководства;

5. ресурс свободного времени у юных лыжников;

6. материальное и социальное благополучие детей.

Помимо основных средств тренировки туристов в дневниках контроля были отмечены дополнительные, применяемые, как правило, для общефизической подготовки: плавание, подвижные и спортивные игры, езда на велосипеде, работа на силовых тренажерах. Эти данные были зарегистрированы не во всех дневниках контроля.

Плавание отмечено в 78 дневниках (81%), подвижные и спортивные игры зарегистрированы у 92 юных спортсменов (96%), езда на велосипеде присутствует в 45 дневниках (47%), работа на тренажерах указана в 64 дневниках (67%), имитационные упражнения технического характера действия зарегистрированы в 34 дневниках (35%), прыжковые упражнения в 42 дневниках (44%). При этом регистрация беговой (кроссовой), технической и имитационной подготовки динамического характера отмечена во всех 96 дневниках (100%).

Характер отдыха отмечен в 86 дневниках (90%). Зафиксированы такие средства восстановления как: баня, плавание, активный отдых на природе, релаксационные мероприятия, отдых на море. Однако в большинстве случаев указан характер отдыха лишь как факт, нет наличия точной информации о длительности отдыха между выполнением упражнений повторного, переменного и интервального характера.

Важным моментом в построении тренировочного процесса юных туристов является возможность проанализировать опыт работы специалистов в области методики построения тренировочного процесса, а также тренеров по данному виду спорта. Целесообразно сопоставить все применяемые тренерами методики и достигнутый при их применении результат. Анализ построения тренировочного процесса осуществлялся посредством вербального общения со специалистами в области спортивного туризма и тренерами, а также использовалось их анкетирование. Нами было опрошено и проанкетировано 10 тренеров и специалистов.

Следует отметить, что по ряду вопросов наблюдалось единодушие во мнениях, а по некоторым существенные расхождения. Анкетирование представляло собой комплекс вопросов относительно планирования тренировочного процесса, использования средств и методов подготовки.

Был задан вопрос: «Какие тренировочные объемы допустимы для юных туристов на этапе начальной-спортивной специализации, их соотношение в годичном цикле подготовки?» По мнению тренеров - специалистов объем тренировочной нагрузки колеблется в пределах 1950-2550 километров для спортсменов 1-го года обучения в УТГ, при среднем значении 2333, и 2400-3400 километров для спортсменов 2-го года обучения в УТГ, при среднем значении 2224.

Вопрос, «Какие основные и вспомогательные средства спортивной тренировки вы используете в тренировочном процессе?» предполагал выбор нескольких вариантов ответа. Данные количественной обработки ответов респондентов следующие: кроссовый бег - 100%, техническая подготовка - 100%, силовая подготовка - 72%, спортивные и подвижные игры - 100%, имитационная подготовка - 100%, плавание - 84%, езда на велосипеде - 47%, тренировочные занятия на специальных имитационных тренажерах - 51%.

«Напишите количественное (процентное) соотношение ОФП и СФП на данном этапе спортивной подготовки юных туристов?» Представленные данные были самыми разнообразными, количественные значения находились в диапазоне 80/20 до 40/60, хотя наибольшее количество специалистов и тренеров ответило, что значения 70/30 и 60/40 наиболее оптимальны для туристов 1-ого и 2-ого года обучения в УТГ соответственно. 18% респондентов не смогли количественно отобразить соотношение нагрузок.

Вопрос о соотношении объема и интенсивности основных средств тренировки в годовой системе подготовки выявил неоднозначность суждений специалистов и тренеров, что несомненно дало основу для рассуждений.

Следующий вопрос «Используете ли вы в своей работе научные материалы, периодическую литературу по спортивному туризму и сопряженными с ними по методике подготовки видами спорта?» выявил следующее: 45% респондентов регулярно используют специализированную печатную продукцию и научные наработки в области спортивного туризма, 53% опрошенных ответили, что использование специализированной литературы не является систематическим, 2% опрошенных ответили, что практически не используют литературные источники информации.

На вопрос «Выезжаете ли вы на учебно-тренировочные летние или зимние лагерные сборы?» 76% тренеров ответили, что выезжают, 24% такой возможности не имеют. Причем в личной беседе со специалистами и тренерами было установлено, что выезжают в основном в летние оздоровительные лагеря.

Все полученные в результате анкетирования данные были обработаны и проанализированы.

Проведенный анализ учебно-тренировочных программ в совокупности с имеющимся теоретическим материалом, позволил нам провести годовое планирование учебно-тренировочного процесса экспериментальных групп с учетом их двигательной типологии.

Нами был составлен план учебно-тренировочных занятий для юных туристов 1-го и 2-го года обучения в УТГ.

Экспериментальный учебный план для юных туристов на этапе начальной-спортивной специализации

Раздел подготовки

Группа 1-го года обучения в УТГ (час./%)

Группа 2-го года обучения в УТГ (час./%)

1.

Теоретическая подготовка

10/2,3

12/2,2

2.

Общая физическая подготовка

159/34,5

191/34,7

3.

Специальная физическая подготовка

100/23,9

145/26,3

4.

Техническая подготовка

45/9,8

55/10

5.

Контрольно-тестовые испытания

8/1,7

8/1,5

6.

Спортивные и подвижные игры

105/22,8

110/19,9

7.

Участие в соревнованиях

23/5

30/5,4

Всего часов:

460/100

552/100

На теоретическую подготовку отводится 10 и 12 часов для 1-ого и 2-ого года обучения в учебно-тренировочных группах соответственно. Общая физическая подготовка на данном этапе спортивной тренировки занимает значительное количество времени, 34,5% и 34,7% от общего количества часов в год, что обусловлено поставленными и решаемыми задачами.

Доля специальной физической подготовки незначительно, но возрастает, составив 23,9% и 26,3% от общего времени подготовки. Немаловажно заметить, что направленность СФП в экспериментальных подгруппах различна, и варьируется в соответствии с разработанными план-схемами построения тренировочных нагрузок, в соответствии с двигательной предрасположенностью юных спортсменов.

Контрольно-тестовые испытания и участие в собственно соревновательной деятельности обязательные мероприятия для организации контроля и учета двигательных изменений и динамики спортивных результатов в течении определенных установленных временных отрезков. Доля контрольно-тестовых мероприятий составляет 1,7% и 1,5%, а участие в соревнованиях 5% и 5,4% для юных лыжников 1-ого и 2-ого года обучения в УТГ соответственно. Спортивные и подвижные игры, как обязательный элемент в системе подготовки юных спортсменов, выражен в процентном эквиваленте 22,8% и 19,9%.

Тренировочное занятие по форме проведения представляет собой общепринятый вариант и состоит из 3-х частей, каждая из которых решает свои частные задачи. Нами обобщены и проанализированы имеющиеся данные о структуре, как многолетнего тренировочного процесса, так и отдельно взятого тренировочного (учебного) занятия. Важно рассматривать тренировочное занятие (урок) в контексте этапа спортивной специализации.

В подготовительной части, прежде всего, используется медленный бег со слабой интенсивностью, а также гимнастические мероприятия. Основной задачей данной части является адаптация организма занимающихся к условиям внешней среды, а также подготовка к предстоящей нагрузке основной части занятия.

В основной части решаются задачи, направленные на совершенствование техники преодоления технических этапов, развития и совершенствования физических качеств, методики ведения тактической борьбы. Объем, интенсивность, характер предлагаемой тренировочной нагрузки зависят от этапа спортивной тренировки, уровня подготовки юных спортсменов, поставленных задач на данный период. На данном этапе подготовки целесообразно использовать игровой метод тренировки.

Заключительная часть занятия носит восстановительный характер. Как правило, это упражнения на растягивание мышц, легкий бег, гимнастические упражнения. Возможны упражнения, направленные на совершенствование техники преодоления этапов, использование игр на внимание с элементами техники передвижения.

Построение тренировочного процесса строится на основе выраженности проявления основных физических качеств, необходимых туристам.

Немаловажно заметить, что тенденция к индивидуализации в системе подготовки вытесняет направленность универсализации. Однако это не означает, что во время реализации тренировочного процесса следует отказываться от всестороннего развития и подготовки юных спортсменов. С учетом специфики вида спорта, длительности выполнения соревновательных действий, и как следствие характера энергообеспечения основным (ведущим) физическим качеством в лыжных гонках является качество выносливости. На основе всестороннего физического развития следует больше целенаправленно развивать превалирующие над другими физические качества, и механизмы энергообеспечения.

По результатам первичного педагогического тестирования следует определить тип моторики (двигательной предрасположенности) юных туристов с последующим распределением спортсменов по экспериментальным группам. Реализация разработанных экспериментальных программ будет осуществляться для каждой отдельно взятой группы с учетом выше указанных возрастных психологических, физиологических и других индивидуальных особенностей детей. По окончании проведения основного педагогического эксперимента предполагается обосновать правильность применения разработанных и в последствии реализуемых тренировочных методик на основе статистической обработки данных двигательных тестов и функциональных проб.

В настоящее время существуют различные точки зрения на структуру тренировочного процесса юных туристов. Рассматриваются и активно применяются концепция равнонаправленного воздействия на все физические качества. Адаптационные возможности организма, в данном случае юных спортсменов 12-13 лет, к предлагаемым разнонаправленным тренировочным нагрузкам, заметно уменьшаются.

Постоянное применение одних и тех же тренировочных методик в течении продолжительного времени приводит к замедлению роста спортивных результатов в связи с адаптации организма юного спортсмена к предлагаемому характеру тренировочного воздействия. Вместе с тем, всестороннее физическое развитие очень важно как для укрепления здоровья, общего развития детей, так и для выявления на основе этого его ведущих сторон, типологии моторики.

При всем многообразии применения различных тренировочных методик, нами, как наиболее рациональная концепция, была выбрана схема построения тренировочного процесса с акцентом наибольшего тренировочного воздействия на генетически выраженные двигательные качества. Что, как предполагается, позволит нам, добиться положительных сдвигов в системе подготовки юных туристов, достичь положительных результатов.

Для распределения юных туристов по экспериментальным группам и определения исходного уровня развития двигательных навыков и физических качеств, нами был использован блок тестов. Данный блок включал основные упражнения, определяющие направленность спортивной подготовки и отражающие уровень физической подготовленности спортсменов. Прыжок с места, подтягивание на высокой перекладине, бег 30 метров с хода, бег 1000 метров, 12-ти минутный бег, наклон вниз, упражнение «лягушка», прохождение соревновательной дистанции на лыжах 5000 метров - основные средства, определяющие исходный уровень развития физических качеств.

Уровень развития физических качеств у юных туристов 12-13 лет

Ф.И.О.

Прыжок с места

Подтягивание

Наклон вперед

30 м с/х

1000 м бег (м

12-ти мин. Бег

3000 м. лыжи (с.)

Лягушка» 30 секунд

1.

Арманшин Артур

188 (4б)

9

3,9

3,9

230

2680

882

35

2.

Валеев Игорь

167 (2б)

8

3,7

4,3

241

2570

1021

29

3.

Вьюгов Никита

201 (6б)

8

3,0

4,1

232

2710

903

40

4.

Изиляев Сергей

184 (4б)

3

4,5

4,3

210

2650

864

32

5.

Калачев Никита

208 (6б)

9

2,1

4,2

219

2730

891

34

6.

Немешаев Вадим

180 (2б)

4

5,2

4,0

244

2750

963

27

7.

Салимов Айдар

189 (4б)

10

3,9

4,1

231

3010

753

35

8.

Хамидуллин Николай

190 (4б)

11

5,4

3,9

225

2860

851

31

9.

Щанкин Андрей

203 (6б)

12

4,5

4,2

222

2860

765

43

10.

Ядренкин Сергей

195 (6б)

11

4,3

3,8

230

3020

775

33

11.

Рябов Д

176 (2б)

13

6,6

4,3

216

2910

714

37

12

Тимиркаев А.

181 (2б)

5

4,7

4,2

229

2750

984

34

13

ГребенщиковА.

173 (2б)

8

6,4

4,0

250

2630

1037

32

14

Баушев И.

192 (4б)

2

4,2

4,4

236

2840

1008

32

Количественная оценка полученных результатов физической подготовленности была выражена в баллах: низкий уровень - 2 балла, средний - 4 балла, высокий - 6 баллов.

Уровень развития физических качеств у юных туристов 12-13 лет

Ф.И.О.

Прыжок с места

Подтягивание

Наклон вперед

30 м с/х

1000 м бег (м)

12-ти мин. Бег

3000 м. лыжи (с.)

Лягушка» 30 секунд

1.

Арманшин Артур

2.

Валеев Игорь

3.

Вьюгов Никита

4.

Изиляев Сергей

5.

Калачев Никита

6.

Немешаев Вадим

7.

Салимов Айдар

8.

Хамидуллин Николай

9.

Щанкин Андрей

10.

Ядренкин Сергей

11.

Рябов Д

12

Тимиркаев А.

13

ГребенщиковА.

14

Баушев И.

Общая сумма баллов каждого отдельно взятого туриста, была определена посредством количественного подсчета индивидуальных оценок по каждому упражнению. Полученные данные дали возможность распределить юных спортсменов по экспериментальным группам и определить отстающие и ведущие физические качества. Эта информация дает возможность целенаправленно планировать подготовку каждого отдельно взятого юного туриста в соответствии с принципом индивидуализации спортивной подготовки.

Моделирование и построение тренировочного процесса юных туристов разрабатывается с учетом индивидуально-типологических особенностей детей. Основной задачей является формирование такой тренировочной программы, которая была бы эффективна для всех юных спортсменов. В соответствии с индивидуальными особенностями детей осуществляется нормирование тренировочных нагрузок, и разрабатываются индивидуальные тренировочные задания.

В основу формирования экспериментальных групп нами был положен принцип индивидуального нормирования тренировочной нагрузки с учетом двигательной предрасположенности юных туристов. В связи с чем, предстояло определить показатели развития физических качеств путем выполнения тестовых упражнений. Предполагалось выполнение тестовых упражнений различной двигательной направленности, характера вовлечения механизмов энергообеспечения и длительности воздействия на организм испытуемого.

Полученные результаты позволяют нам распределить юных спортсменов по 3-м тренировочным группам в соответствии с двигательной типологией.

Экспериментальная группа состоит из 3-х подгрупп: А - «выносливые», Б - со скоростно-силовой направленностью в системе подготовки, В-с относительно равномерной направленностью в системе подготовки. По количественному составу: подгруппа А - 12 человек, подгруппа Б - 15 человек, подгруппа В - 14 человек; контрольная группа насчитывала 26 человек. Следует заметить, что юные спортсмены как в экспериментальной, так и контрольной группах относительно равны по уровню физической подготовленности, и прошли этап базовой физической подготовки.

Однако такой принцип разделения юных туристов основан не только на выделении отстающих в развитии физических качеств, но, прежде всего на большем акцентированном воздействии на ведущие физические качества, что связано с тенденцией к большему разделению соревновательных дисциплин от классического формата проведения соревнований и востребованностью узко специализированных спортсменов.

Планирование тренировочного процесса туристов 12-13 лет предполагает проведение педагогического тестирования в начале эксперимента, для распределения детей по экспериментальным группам, основываясь по принципу моторной предрасположенности, и по его завершении для получения характеристик уровня развития физических качеств, функциональных возможностей детей. На основе полученных по завершении эксперимента данных осуществлялся сравнительный анализ с показателями физической и функциональной готовности юных лыжников на начало проведения педагогического эксперимента.

Для реализации экспериментальной тренировочной программы нами был разработан блок физических упражнений, в который вошли специфические физические упражнения различной двигательной направленности. Чтобы определить результативность внедрения экспериментальной тренировочной программы в учебно-тренировочный процесс, в конце учебного года было проведено контрольное тестирование. Состав контрольных средств не претерпел изменений за время реализации тренировочных программ. Отметим, что результаты в прохождении соревновательной дистанции 3000 и 5000 метров «А», «Б», «В», «Г» не имели достоверных различий, хотя предполагается, что организация тренировочного процесса с акцентом большего тренировочного воздействия на превалирующие над остальными физическими качествами.

При формировании экспериментальных подгрупп достоверные различия имели место быть. Так в группе «А» (выносливые) была выше результативность на дистанции 1000 метров, 12-ти минутном беге. В группе «Б» (скоростно-силовая направленность) были выше показатели в прыжке с места, подтягивании, беге 30 метров с хода, упражнении «лягушка». В группе «В» результаты тестовых упражнений имели меньшую вариативность, чем в группах «А» и «Б. Из данных таблиц видно, что во всех 3-х экспериментальных группах произошли положительные изменения в результатах основных тестовых упражнений. В группе «А» достоверно увеличились результаты в 6-ти из 8-ми упражнений, в группе «Б» достоверно улучшились результаты во всех упражнениях, в группе «В» достоверно улучшились результаты в 7-ми тестовых упражнениях из 8-ми. Следует заметить, что положительная динамика показателей в подгруппах неодинакова.

Согласно экспериментальным тренировочным планам тренировочный процесс в группе «А» строился с акцентом наибольшего воздействия на качество выносливости, в подгруппе «Б» предполагалось наибольшее увеличение скоростно-силовых показателей на фоне прироста остальных показателей, в группе «В» предполагалось наиболее равномерно воздействовать на все основные физические качества. Поэтому на динамику достоверного прироста результатов общей и специальной подготовленности юных спортсменов экспериментальной группы оказала разработанная и опробованная на практике методика на основе двигательной предрасположенности (типологии).

В совокупности показатели тестовых упражнений за время проведения эксперимента достоверно возросли по всем 8-ми основным тестовым упражнениям, в то время как результаты педагогического тестирования в контрольной группе достоверно улучшились лишь в 2-х упражнениях.

Тестовые упражнения, направленные на выявление уровня развития качества выносливости, 12-ти минутный бег, 1000 метров (бег), 3000 метров на лыжах не изменили общего состояния. Результаты в экспериментальной группе достоверно возросли во всех упражнениях, в то время как в контрольной группе только в 2-х.

Достоверное положительное изменение показателей в экспериментальной группе выявило тенденцию к дальнейшему использованию данной тренировочной методики. При этом достоверность различий колеблется от P<0,05 до P<0,01. Динамика улучшения показателей общей и специальной подготовленности позволяет утверждать о правильном сочетании основных средств и методов тренировки, их соотношения в годичном цикле подготовки. Положительное изменение результатов основных тестовых упражнений в контрольной группе позволяет констатировать о приросте показателей общей и специальной подготовленности. Однако изменения не столь существенны, а в 6-ти из 8-ми упражнений не наблюдается достоверного прироста показателей, что отражает меньшую результативность использованной тренировочной методики.

В контрольной группе занятия проводились по общепринятой методике, с превалированием беговой подготовки. В экспериментальной группе помимо использования основных средств тренировки использовались прыжковые имитационные упражнения, направленные на улучшение скоростно-силовых показателей и специальной выносливости.

Следует заметить, что объем и интенсивность использования основных средств тренировки, как в контрольной, так и экспериментальной группе были примерно одинаковы

Заключение

Программирование и построение периодов спортивной тренировки - новая и более совершенная форма планирования тренировочного процесса. Необходимость в ней со всей очевидностью исходит из требований сегодняшнего дня, а возможность ее разработки подготовлена всем ходом развития науки и практики спорта.

Наиболее перспективными направлениями научного поиска является изучение закономерностей долговременной и так называемой компенсаторной адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе и наблюдение принципиальных тенденций в динамике состояния спортсмена на длительных этапах подготовки в зависимости от задаваемой тренировочной нагрузки (ее содержания, объема и организации).

Дальнейшая разработка вопросов программирования спортивной тренировки должна вестись и с учетом ее общих педагогических принципов, но на основе специального экспериментального поиска. Программирование недопустимо понимать как следование некоей инструкции, предписывающей жесткий порядок в организации тренировочного процесса. Это так же бессмысленно, как попытка создания алгоритма для шахматной игры. Программирование в спорте - это искусство, которое, базируясь на определенных принципах, оставляет тренеру возможность творческой инициативы в принятии окончательного решения.

Такие принципы нашли свое концентрированное выражение в моделях системы построения тренировки в годичном цикле. Однако их практическое использование для программирования тренировочного процесса требует дальнейшей разработки целого ряда частных методических вопросов. Последние касаются упорядочения тренировочной нагрузки в границах больших этапов подготовки и составляющих их микроциклов, а также рациональных способов объединения содержания этих микроциклов в единую систему с учетом специфики вида спорта и задаваемой нагрузки, периода подготовки, квалификации спортсмена и присущей ему индивидуальности.

Главная роль в решении таких вопросов принадлежит тренерам, педагогическое мастерство и методический опыт которых в данном случае должны сказать свое решающее слово, но лишь при условии, если они дополнены достаточными знаниями из физиологии спорта. Это важно как для практического использования и дальнейшего совершенствования сформулированных принципов программирования тренировки, так и для профессиональной подготовки самих тренеров.

Список использованной литературы

1. Бондарчук, А.П. Интенсивность тренировочных нагрузок и длительность цикла развития спортивной формы [Текст]: / А.П. Бондарчук // Теория и практика физической культуры. - 1989. - №8. - С. 18-20;

2. Бондарчук, А.П. Объем тренировочных нагрузок и длительность цикла развития спортивной формы [Текст] / А.П. Бондарчук // Теория и практика физической культуры. - 1990. - №2. - С. 5-6;

3. Бондарчук, А.П. Периодизация спортивной тренировки [Текст]: / А.П. Бондарчук. - Киев: Олимпийская литература, 2005. - 304 с.

4. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса [Текст]: / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

5. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст]: / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.

6. Верхошанский, Ю.В., Виру А.А. Некоторые закономерности долговременной адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам [Текст]: / Ю.В. Верхошанский, А.А. Виру // Физиология человека. - 1987. - №5. - С. 811-818.

7. Верхошанский, Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки [Текст]: / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1998. - №7. - С. 41-54.

8. Верхошанский, Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки [Текст]: / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1998. - №2. - С. 21-42.

9. Волков, Н.B. Теория и методика детского и юношеского спорта Н.B. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 294 с.

10. Волков, И.П. Психологические аспекты изучения состояний спортивной формы у квалифицированных спортсменов [Текст]: / И.П. Волков, В.Ю., Колесников // Вестник Балт. Пед. акад. - 2004. - С. 16-19.

11. Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование [Текст]: / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук. - М.: Дрофа, 2001. - 256 с.

12. Граевская, Н.Д. Методика врачебно-педагогических наблюдений за спортсменами [Текст]: / Н.Д. Граевская. - М., 1962. - 323 с.

13. Карнаухов, Г.З. Комплексная система учебно-спортивной и профессиональной подготовки подрастающего поколения [Текст]: / Г.З. Карнаухов. - М.: Изд-во «Спортна», 2002. - 287 с.

14. Карнаухов, Г.З. Социально-педагогическая регуляция подготовки профессиональных кадров и квалифицированных спортсменов в полиструктурной функциональной педагогической системе [Текст]: / Г.З. Карнаухов. - СПб., 2003. - 58 с.

15. Куликов, Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье [Текст]: / Л.М. Куликов. - М.: ФОН, 1995. - 231 с.

16. Котова, Б. А «Олимпийский спорт [Текст]: / Б.А. Котова. - М.: Физкультура и спорт, 1916.

17. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры и спорта [Текст]: / Ю.Ф. Курамшин. - М.: 2004. - 233 с.

18. Матвеев, Л. Проблема периодизации спортивной тренировки [Текст]: / Л. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1965. - 245 с.

19. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки [Текст]: / Л.П. Матвеев. - М.: ФиС, 1977. - 263 с.

20. Матвеев, Л.П., Меерсон Ф.З. Некоторые закономерности спортивной тренировки в свете современной теории адаптации к физическим нагрузка [Текст]: / Л.П. Матвеев, Ф.З. Меерсон // Адаптация спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам. - 1984. - С. 29-40.

21. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта [Текст]: / Л.П. Матвеев. - М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. - 304 с.

22. Матвеев, Л.П. К дискуссии о теории спортивной тренировки [Текст]: / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 1998. - №7. - С. 55-61.

23. Матвеев Л.П., Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта (давние, но не стареющие и новые идеи) [Текст]: / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №1. - С. 2-11.

24. Мерфи, М.С. Тренировка в легкой атлетике [Текст]: / М.С. Мерфи. - Берлин, 1924.

25. Мотылянская, Р.Е., Летунов, С.П. Методика врачебно-педагогических наблюдений за спортсменами [Текст]: / Р.Е. Мотылянская, С.П. Летунов. - М., 1962. - 189 с.

26. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать [Текст]: / Н.Г. Озолин. - М.: ACT: Астрель, 2003. - 863 с.

27. Рубин, B.C. Построение олимпийского цикла тренировки спортсменов высокой квалификации [Текст]: / B.C. Рубин. - М.: Спорт Академ Пресс, 2002. - 76 с.

28. Суханов, А.Д. Динамика взглядов на процесс управления подготовкой спортсменов [Текст]: / А.Д Суханов // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - №10. - С. 22-23.

29. Сысоев, B.И., Суханова Е.В., Сысоев, А.В. [Текст]: / B.И. Сысоев, Е.В. Суханова, А.В, Сысоев // Культура физическая и здоровье. - 2004. - №1. - С. 47-50.

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru