Содержание
Введение
Актуальность исследования обуславливается тем, что в настоящее время большое количество детей с нарушением слуха нуждается в коррекционно-компенсаторной помощи, повышении уровня физической подготовленности, который необходим для дальнейшей адаптации к условиям окружающей среды, приобретения значимых социально-бытовых навыков и успешной интеграции в общество.
Всестороннее и полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого и слабослышащего ребенка.
Существующие образовательные программы не учитывают весь диапазон задач специального физического воспитания детей с нарушениями слуха. Тем не менее, раннее начало коррекционной помощи определяет большие потенциальные возможности ребенка, при помощи средств физического воспитания. Ранняя коррекция отклонений в двигательной сфере может быть эффективной только при условии активизации всех компенсаторных возможностей детей с нарушениями слуха.
Для детей с нарушением слуха характерным является мышечная слабость, снижение тонуса мышц. Выявлено, что потеря слуха сопровождается дисгармоничным физическим развитием, дефектами опорно-двигательного аппарата, задержкой моторного развития. Также, у детей с нарушением слуха отмечается задержка развития локомоторных статических функций, задержка в развитии 'прямостоянии' при ходьбе и беге.
Таким образом, все выявленные специалистами учеными проблемы в развитии детей с нарушением слуха приводят к нарушению ориентировки в пространстве, что, несомненно, сказывается в их социальной жизни. Поэтому, решение данной проблемы, в частности поиска эффективных средств в обучении двигательным действиям детей данной категории заболевания является и в настоящее время актуальным.
Анализ научных исследований у детей с нарушением слуха выявили значительное отставание в показателях скоростных и скоростно-силовых качеств. Тем не менее, в дошкольных образовательных организациях на занятиях физической культуры большую часть занимают виды движения циклического характера, в частности, ходьба, бег, прыжки и метания. Все эти упражнения входят в содержание рабочей программы физического воспитания детей с нарушением слуха в раздел 'Физическое развитие' (Носкова Л.П. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: программы для специальных дошкольных учреждений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др. М.: просвещение, 1991.156 с.).
Так как, эти упражнения относятся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков необходимо научить не слышащих детей правильно и уверенно выполнят движения, входящие в раздел легкой атлетики и применять эти движения (ходьба, бег, прыжки, метания) в изменяющихся условиях повседневной жизни. Поэтому выбор нашей темы педагогического исследования 'Особенности обучения легкоатлетическим упражнениям детей дошкольного возраста с нарушением слуха' является своевременным и актуальным.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подобранные нами физические упражнения, учитывающие особенности детей с нарушением слуха, позволят улучшить процесс обучения легкоатлетическим упражнениям.
Объект нашего исследования: процесс овладения легкоатлетическими упражнениями детьми дошкольного возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования: обучение легкоатлетическим упражнениям детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
нарушение слух легкоатлетическое упражнение
Цель исследования: выявление эффективных особенностей обучения легкоатлетическим упражнениям детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-литературные источники по проблеме исследования.
2. Выявить существующие проблемы в обучении детей дошкольного возраста с нарушением слуха легкоатлетическим упражнениям.
3. Определить эффективность, выявленных нами особенностей обучения легкоатлетическим упражнениям детей с нарушением слуха.
4. Методом математической статистики обосновать эффективность, выявленных нами особенностей обучения легкоатлетическим упражнениям детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
1. Влияние легкоатлетических упражнений на развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха
1.1 Характеристика детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Одной из наиболее социально значимых проблем является рост инвалидности. По данным статистики в России число инвалидов по слуху превышает 13 млн. человек, из них более 1 млн. - дети. Нарушения слуха наблюдаются у 55,1% мальчиков и 44,9% девочек (Степанова О.Н., Шмелева С.В., Янкевич И.Е. Особенности физической кондиции и психомоторные нарушения слабослышащих подростков 13-15 лет, занимающихся футболом // Ежеквартальный журнал Адаптивная физическая культура. 2015. № 1).
Появившееся ухудшение функции слуха в детстве, проявляется на психосоматическом развитии детей. Как утверждают ученые, патология нарушения слуха происходит на первом и втором годах жизни, а именно до развития речи и в период ее формирования.
Слух - это умение человека воспринимать и различать звуки, воспроизводить действительность в форме звуковых явлений.
По мнению авторов ученых, данная способность осуществляется с помощью слухового анализатора человека, которая представляет собой объединение нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и определяющих направление и степень удаленности источника звука.
Также авторы указывают, что большое значение на организацию раздельного обучения оказывает создание системы специальных (коррекционных) школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, обозначение критериев поступления и комплектования групп, создание специального обучения детей с различным состоянием слуха.
Боскис Р.М. оказала большое влияние на развитие сурдопедагогики и в 1963 году она выделила основные показатели, входящие в основу педагогической классификации детей с нарушениями слуха и характеризующие особенности их развития. По мнению автора, такими показателями являются степень поражения слуховой функции, уровень развития речи, время возникновения нарушения.
Также, Боскис Р.М. определила две категории детей с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие.
Глухие - это дети, состояние слуха которых не создает возможности для самостоятельного овладения речью.
Слабослышащие - это дети с нарушением слуха, при котором ребенок может самостоятельно овладеть речью, хотя бы в минимальной степени.
Слабослышащих детей разделяют на две категории, учитывая уровень развития речи, слабослышащие дети, которые имеют сильное недоразвитее речи и слабослышащие дети, у которых есть развернутая фразовая речь с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении (Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: педагогика, 1963.215 с.).
По мнению Носкова Л.П. (1993), изучение ребенка с отклонениями в развитии не может ограничиться только установлением степени и тяжести недостатка, а непременно включает компенсаторный процесс.
Таким образом, большое разнообразие нарушений в развитии не слышащего ребенка не может являться причиной только не большого доступа звуковых раздражителей. Из этого вытекают лишь нарушения в речевом развитии, тем самым влияет на процесс обучения всех двигательных навыков.
При возникновении основной патологии может образоваться последовательная цепочка следствий, которые при этом становятся причинами новых нарушений, и является сопутствующими.
Явным отличием от слышащих сверстников считается очень малая двигательная подвижность и соматическая слабость.
Учеными было установлено, что климатические условия являются одной из причин нарушения слуха. Так в начале и середине осени физическая работоспособность детей после летнего отдыха намного лучше, это благоприятно влияет на обучение новым движениям и развитию физических качеств. Переходя от осени к зиме можно наблюдать резкое снижение физической работоспособности, ухудшение самочувствия, после работы на выносливость отмечается плохое восстановление, снижается ловкость, координация движений и глазомер. Если рассматривать зимний период, то там происходит стабилизация физической работоспособности. Этот период является более благоприятным для развития и совершенствования физических качеств и совершенствования движений.
Весенний период имеет отличия в снижении двигательной активности и общего самочувствия детей с нарушением слуха. Авторы рекомендуют в это время больше планировать игр и проводить занятия на основе игрового сюжета. Так же середина весны и все лето является подходящим периодом для физического совершенствования.
Согласно Шевченко Ю.С. об общих закономерностях развития детского организма, дети с нарушением слуха практически ни чем не отличается в своем развитии от здоровых сверстников, но с другой стороны имеют индивидуальные особенности, вызванные у детей внутренним дефектом.
Так же авторы утверждают, что проблема обучения и воспитания детей с различным уровнем нарушения слуха является комплексной проблемой. При решении этой проблемы требуется участие физиологов, дефектологов, сурдопедагогов, социологов, психологов и специалистов адаптивной физической культуры (Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. М.: издательство Института Психотерапии, Издательство НГМА, 2000.320 с.).
Анализируя научный материал параграфа можно определить, что дети с нарушением слуха составляют большой процент населения России и эта проблема остается и в данный момент актуальной в поиске путей по организации специальных условий развития и обучения данной категории людей.
1.2 Особенности физического и психического развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Детям с нарушениями слуха, часто имеющим другие дополнительные расстройства, трудно строить свои взаимоотношения с окружающими. Зачастую у таких детей нет желания вступать в контакт, они безынициативны, замкнуты в своих ощущениях. Помимо проблем, связанных с психофизическим развитием, глухие дети ощущают серьезные проблемы в двигательной сфере (Заречнова С.В. Организация культурной и творческой деятельности слепоглухих детей с целью социализации в обществе // Научно-методический и практический журнал 'Воспитание и обучение детей с нарушениями развития'. 2011. №2.).
Процесс адаптации в обществе детей с физическими и психическими отклонениями имеет свои особенности. Слуховая недостаточность неблагоприятно сказывается на психофизическом развитии ребенка, особенно если нарушение слуха наступает в раннем возрасте. В первую очередь страдают восприятие и воспроизведение устной речи, что приводит к нарушению социальных контактов ребенка с окружающими людьми (Галикова М.А. Адаптация детей с нарушением слуха к среде нормально слышащих сверстников / М.А. Галикова // Научно-методический и практический журнал 'Воспитание и обучение детей с нарушениями развития'. 2009. № 2.).
Основным из важнейших направлений коррекционно-педагогической работы физическое воспитание детей с нарушением слуха находится в тесной связи со всеми другими сторонами обучения и воспитания. Тем самым главным для успешного проведения воспитательной и коррекционно-педагогической работы становится правильно организованное физическое воспитание, что дает основу для укрепления здоровья, развития активности и повышения работоспособности детей.
Снижение и потеря слуха сопровождается нарушениями физического и моторного развития, отрицательно сказываются на работе вестибулярного и кинестетического аппаратов (Степанова О.Н., Шмелева С.В., Янкевич И.Е. Особенности физической кондиции и психомоторные нарушения слабослышащих подростков 13-15 лет, занимающихся футболом // Ежеквартальный журнал Адаптивная физическая культура. 2015. №1.).
По наблюдениям за детьми первого года жизни можно отметить отставания в удержании головы, позднее овладевают ходьбой, также отставание в статических и локомоторных функциях, по мнениям ученых задержка прямостояния может компенсироваться к одному году жизни ребенка.
В публикациях по специальной психологии и педагогике указывается, что у большинства детей с нарушением слуха, сохраняются неустойчивость поз и движений, потеря равновесия. Страдают ориентация в пространстве, координация и ловкость пальцев рук. Замедлен темп двигательной активности, затруднено формирование двигательных навыков (Головчиц Л.А. Вариативные формы дошкольного образования детей с комплексными нарушениями развития // Научно-методический и практический журнал 'Воспитание и обучение детей с нарушениями развития'. 2010. №1.).
Вследствие того, что отсутствует или очень ослаблен контроль со стороны слухового анализатора, дети с недостатками слуха производят излишний шум и выполняют неритмичные и замедленные движения, это проявляется в шаткой походке, нескоординированных и неловких движениях и шарканье ногами. Также у детей наблюдается повышенная резкость движений, асимметрия шагов и пошатывание корпуса. Ученые в своих наблюдениях утверждают, что ошибки, которые дети выполняют при ходьбе, переносят в бег. При беге у некоторых детей возникает неэкономичность работы ног, наклоняются вперед, широко ставят ступни ног и разворачивают носки наружу.
Как отмечает Козырнов Г.Ф., результаты прыжков в длину и в высоту у глухих дошкольников низкие в силу нерациональной техники разбега, связанной с особенностями выполнения бега, а также из-за боязни без опорного положения, плохой устойчивости равновесия, нарушенной координации движений (Козырнов Г.Ф. К методике формирования у глухих школьников техники правильной ходьбы и бега // журнал Дефектология. 1977. №3.).
Не слышащим детям присуща нарушение координации движений, неуверенность движений, боязнь высоты, тем самым они бояться подниматься по гимнастической стенке, что существенно омрачает выполнение лазания.
Нарушения в двигательной сфере у детей отмечаются в трудности сохранения статического и динамического равновесия, в снижении основных физических качеств, ориентировки в пространстве, медленное выполнение отдельных движений.
Владение двигательным опытом, который есть к этому времени у здоровых слышащих детей, при этом дети с нарушением слуха не умеют прыгать, бегать, метать, производить простейшие движения по подражанию взрослым. Проявление сформированных движений отмечаются в таких особенностях как, нарушение координации, боязни высоты, ориентировки в пространстве, замедленности и скованности движений и нарушении координации.
Наибольшее своеобразие в развитии двигательных качеств у дошкольников с нарушениями слуха отмечается в уровнях скоростных качеств и равновесия.
Движение пальцев, артикуляционный аппарат это нарушения мелкой моторики рук у детей, тем самым в дальнейшем может влиять на формирование различных видов детской деятельности.
В работах Выготского Л.С. аргументированно положение о том, что глухие дети достигают того же развития, что и слышащие, но это является следствием помощи иных, способов и средств. Самое главное знать способы, по которым необходимо развивать ребёнка. Психическое развитие детей, формирование личности в целом тесно связаны с процессом обучения и воспитания.
Крет Я.В., считает что, в игровой деятельности дошкольников успешно решаются задачи по коррекции психофизического развития с помощью речевых и подвижных игр, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, благодаря этому активизируются эмоции и речь, ориентировка в пространстве и равновесие, мелкая моторика и дыхание (Методика активизации познавательной деятельности глухих детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/page_28. htm).
В развитии познавательной сферы у детей с нарушением слуха присутствуют свои особенности:
1. В дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Большое значение имеют зрительные стимулы, основная нагрузка по приёму и переработке информации ложится на зрительный анализатор. У глухих детей наблюдаются большие трудности с произвольным вниманием, у них быстрей наступает утомление, снижается скорость деятельности, увеличивается количество ошибок. Продуктивность внимания у глухих детей зависит от качества предлагаемого наглядного материала.
Таким образом, по мнению Стребелевой Е.А. (2002), лицам с нарушениями слуха необходима специальная коррекционная работа по развитию внимания, общение с взрослым, введение указательного жеста, а затем речевая инструкция (Стребелева Е.А. специальная дошкольная педагогика. М.: издательский центр 'Академия', 2002.312 с.).
2. Ощущение - элементарный психический процесс отражения отдельных свойств, предметов и явлений объективного мира, действующих на наши органы чувств.
3. Восприятие - представляет собой целостный образ предметов и явлений. Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий.
Таким образом, у лиц с нарушениями слуха отмечается недоразвитие одних систем восприятия при высоком уровне развития других.
4. У человека существует особая связь между двигательным и слуховым анализаторами. Она проявляется при поражении слухового анализатора. У глухих детей потеря слуха отрицательно влияет не только на двигательные ощущения артикуляторного, но и на двигательные ощущения дыхательного аппарата.
Таким образом, двигательные ощущения играют важную роль в овладении глухими детьми устной речью.
5. По мнению авторов, память у лиц с нарушениями слуха формируется специфически и имеет свои особенности в снижении уровня образной памяти, в не частом использовании приемов опосредованного запоминания, в больших проблемах со словестной памятью.
6. Наглядно - действенное мышление формируется в старшем возрасте вследствие задержки речевого и сенсорного развития. В целом отмечается значительно больше трудностей, чем в развитии других познавательных процессов. Наглядно - образное мышление развивается по мере знакомства детей с предметами, их свойствами и отношениями (Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: издательский центр 'Академия', 2002.480 с.).
Столяренко Л.Д. в своих работах пишет, что вербальное общение не формируется или формируется со своими особенностями, но взамен формируются специфические формы общения, характерные для глухих и слабослышащих: дактильная речь и жестовая речь. Трудностей в организации общения между глухими обычно не возникает, но серьезные проблемы возникают в общении глухих и слышащих (Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: 'Феникс', 2000.672 с.).
Дети с нарушением слуха нуждаются в комплексном подходе, предусматривающем единство работы медиков, психологов, педагогов. При этом все участники образовательного процесса должны заботиться о создании специфического психологического климата в образовательной организации, комфортных условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. От педагогов требуется большое искусство в организации такого образовательного пространства, в котором психофизическое развитие проводится ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для детей разного возраста (Основная образовательная программа дошкольного образования 'Детский 2100'. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / под науч. ред.Р.Н. Бунеева. М.: Баласс, 2016.528 с.)
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что физическое и психическое развитие лиц с нарушениями слуха формируется специфично и имеют свои особенности.
1.3 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Вся человеческая деятельность, интеллект, труд, чувства, общение, эмоции побуждаются к жизни движениями. Выполняя те или иные двигательные действия, человек проявляет в них свои способности, отличающиеся качественным своеобразием. Характеризуя отдельные способности человека, говорят, что он сильный, ловкий, выносливый так далее. По существу, в этих характеристиках проявляются физические способности, которые называются физическими качествами (Теория и организация адаптивной физической культуры / под общей ред. проф. С.П. Евсеева. М.: советский спорт, 2002.448 с.).
Матвеев Л.П. считает, физические качества - врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры. М.: советский спорт, 2005.272 с.).
Григоренко В.Г., Сермеев Б.В. (1991) рассматривают физические способности как совокупность психических, морфологических компонентов организма человека, единство которых обеспечивает готовность больного или инвалида к бытовой, производственной, спортивной и другим видам социальной деятельности (Теория и организация адаптивной физической культуры / под общей ред. проф. С.П. Евсеева. М.: советский спорт, 2002.448 с.).
По мнению Пензулаевой Л.И., физическое воспитание детей - одно из важных направлений коррекционно - педагогической работы, которое находится в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания и обучения. Тем самым правильно организованная работа по физическому воспитанию и развитию создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность.
Проанализировав материал данной темы, показал, что организация работы по физическому воспитанию детей в дошкольных учреждения первого и второго вида применяются только традиционные технологии обучения детей, но они не охватывают всю коррекцию особенностей физического развития детей с нарушением слуха.
К концу года обучения в дошкольном учреждении, детям необходимо овладеть техникой выполнения основных видов движений, двигательными навыками, умением применять их в разнообразной физкультурной деятельности, все это предусмотрено специализированной программой используемой в дошкольном учреждении. Для того чтобы детям было легче адаптироваться к школьным нагрузкам, организуется специальная работа по развитию двигательных способностей и высокий уровень физического развития у дошкольников помогающая при дальнейшей подготовке к обучению детей в школе.
Согласно рассказам авторов, в общей системе всестороннего и гармоничного развития, физическое воспитание детей дошкольного возраста, занимает главное место, именно поэтому в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, большой работоспособности и правильного физического развития. То есть в эти годы происходит формирование двигательной деятельности и первоначальное воспитание физических качеств.
По мнению Осокиной Т.И., важной задачей является формирование основных движений и двигательных качеств, таких как ловкость, быстрота, сила, выносливость, так как овладение основными движениями создает основу для нормализации жизнедеятельности ребенка. Обучение детей правильной ходьбе, бегу, лазанью, прыжкам, метанию оказывает эффективное воздействие на развитие всего организма (Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: просвещение, 1973.288 с.).
Коррекционные задачи, связанные с развитием и тренировкой функции равновесия, формированием правильной осанки, коррекцией и профилактикой плоскостопия, развитием дыхания, координации движений.
Однако одной из важнейших коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих дошкольников является развитие их ориентирования в пространстве. Для этого используются упражнения, связанные с изменением местонахождения детей и размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения. Детей необходимо упражнять в быстром выполнении ряда движений, развивать их двигательную реакцию в играх, изменять условия применения сформированных навыков и умений.
Частое выполнение физических упражнений является не только повышение качества техники, но и тренирующее влияние, развитие адаптационных процессов, содержащих все системы и функции организма. Правильно организованный подбор физических упражнений, контролирование их продолжительности и интенсивности выявляют характер и степень влияния физической нагрузки на организм занимающихся, развитие его определенных способностей.
С точки зрения авторов, принято различать пять основных физических качеств: силовые, скоростные, координационные, выносливость и гибкость. Физические качества имеют общие закономерности такие как, этапность, возраст, неравномерность, наследственный фактор и состояние здоровья.
Исходя из анализа научных исследований, педагогических наблюдений и проведенных обследований физического состояния не слышащих детей дошкольного возраста, ученые показали значительное отставание в данных скоростно-силовых качеств и различных показаниях координационных способностей. Ими было установлено, что в дошкольном возрасте значительное увеличение показателей физических качеств у детей нарушением слуха возникает в те же периоды жизни, что и у здоровых детей. эти периоды являются более подходящим для развития всех физических качеств, детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Большинство авторов дают детям дошкольного возраста с нарушением слуха отличительные особенности в психическом, физическом и функциональном развитии. Эти особенности определяют специфику их физического развития. Например, выполняя технику циклических движений, наблюдаются отклонения, такие как шаркающая походка при ходьбе и полусогнутые ноги при маленькой амплитуде движений рук и небольшом наклоне туловища при беге. Поэтому движения не имеют пластичности и точности.
Также у детей с нарушением слуха хорошо выражено отставание в скорости двигательной реакции и одиночного движения. В свою очередь имеется выявленное отставание в развитии двигательной памяти и снижение статического и динамического равновесия. Отсутствие в равновесии и деятельности вестибулярного анализатора являются приспособительными реакциями в статике и моторике. Это является такими дефектами как широкая постановка ног при ходьбе и беге, повышение плоскостопия, большая степень изогнутости позвоночника. Сохранение у детей с нарушением слуха вестибулярного аппарата не всегда является стойкость равновесия. Тем не менее, главным и решающим фактором в регуляции чувства равновесия оказывается степень сохранности слуха, мышечно-составное чувство и деятельность двигательного аппарата.
В дыхательной системе у глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста имеются такие отклонения как недостаточность жизненной емкости легких, несоответствие в объеме грудной клетки, неумение управлять дыхание с ритмом устной речи.
Как советуют нам авторы во время физического воспитания в дошкольных учреждениях для глухих детей обязательно использовать устную речь. Это хорошо влияет на накопление и осмысление словарного запаса, связанного с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков на развитие интеллекта глухого ребенка.
Исходя из выше сказанного, общеразвивающие гимнастические упражнения нацелены на воспитание координации движений и развития двигательных качеств, на формирование правильной осанки и исправление дефектов опорно-двигательного аппарата. Также для совершенствования основных движений в более сложных условиях помогают подвижные игры.
Авторы рекомендуют выбирать игры, которые помогали бы развитию чувства равновесия, зрительной ориентации, внимания, двигательной ориентации, скорости движения, метания, прыжков, лазания.
При организации и проведении всех видов физических упражнений, в том числе и подвижных игр, инструктор по адаптивной физической культуре по возможности должен постоянно находиться в поле зрения всех учащихся для того, чтобы они могли видеть сигналы, движения и речь воспитателя.
Речевой материал дается во время изучения и совершенствования упражнений. Благодаря тренировкам организм более приспособлен к нагрузкам. Занятия физической культурой и спортом дают высокие показатели физической подготовленности детей с ослабленным здоровьем. Все это благодаря регулярным посещениям занятий физической культуры, тренировок, соблюдая режим дня. Потеря слуха оказывает значительное влияние на функциональное состояние всего организма.
Таким образом, особенности психического и физического развития глухих и слабослышащих детей изложены рядом причин функциональным нарушением отдельных физиологических функций, общей соматической ослабленностью, отставанием в психическом развитии, недоразвитием или отсутствием речи.
В исследованиях Выготского Л.С., Запорожца А.В., Леонтьева А.Н., Лубовского В.И., в общей и специальной психологии с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха обретает особую значимость влияние речи на психическое и физическое развитие глухих детей. Систематическое физическое воспитание в полной мере восполняет физическое развитие и двигательную сферу детей с нарушением слуха.
В 'Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста' основные виды движения относятся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков. Необходимо научить не слышащих детей правильно и уверенно выполнять эти движения в изменяющихся условиях повседневной жизни (Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: программа для специальных дошкольных учреждений / Головчиц Л.А. и др. М., 1991.156 с.).
Проанализировав научный материал данного параграфа можно определить, что дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей, которые обуславливаются снижением слуха и нарушением вестибулярного аппарата, имеют различные характерные отклонения в координации, походке, равновесии, осанке, и т.д.
1.4 Особенности обучения легкоатлетическим упражнениям детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Легкая атлетика - более массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию человека, так как объединяет распространенные и жизненно важные движения, такие как ходьба, бег, прыжки, метания. Систематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни.
В процессе физического воспитания легкая атлетика занимает главное место благодаря разнообразию, доступности, дозируемости, а также ее прикладному значению. Разнообразные виды бега, прыжков и метаний являются составной частью каждого занятия физической культуры образовательных учреждений, пишет Жилкин А.И. (Жилкин А.И. Легкая атлетика. М.: издательский цент 'Академия', 2003.464 с.).
Занятия легкой атлетикой доступны благодаря разнообразию ее видов, большому количеству легко дозируемых упражнений и имеет оздоровительное значение, воспитательное значение, образовательное значение (Лазарев И.В. Практикум по легкой атлетике. М.: издательский цент 'Академия', 1991.160 с.).
Начиная с раннего возраста легкоатлетические упражнения, массово используются в детских дошкольных учреждениях. Легкоатлетические упражнения повышают деятельность всех систем организма, способствуют закаливанию, являются одним из действенных факторов профилактики различных заболеваний. Легко дозируемые упражнения могут использоваться для развития подрастающего организма, в период реабилитации после перенесенных травм и для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческого организма (Жилкин А.И. Легкая атлетика. М.: издательский цент 'Академия', 2003.464 с.).
В специальных образовательных программах раздел 'Физическое развитие' направлен на развитие физических качеств детей с нарушением слуха, что обеспечивает обучение детей легкой атлетике.
Занятия по легкой атлетике направлены на освоение бега на короткие, средние, длинные дистанции, эстафетного бега, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность и совершенствование техники в этих видах.
Бег, прыжки, метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях. Они оказывают существенное влияние на развитие физических качеств дошкольников (Лазарев И.В. Практикум по легкой атлетике. М.: издательский цент 'Академия', 1991.160 с.).
При выполнении вспомогательных и основных упражнений предъявляемые требованиям постепенно повышаются, благодаря чему развиваются двигательные способности занимающихся: их сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость (Легкая атлетика / под ред. Лутковского Е.М. и Филиппова А.А.М., 'Физкультура и спорт', 1977.344 с.).
Для детей дошкольного возраста легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме. После усвоения основ техники выполнения легкоатлетических упражнений, начинают изучение техники бега на короткие и средние дистанции, прыжков в длину с места и метаний (Лазарев И.В. Практикум по легкой атлетике. М.: издательский цент 'Академия', 1991.160 с.).
В научных исследованиях четко выявлено отставание в скоростно-силовых качествах и координационных способностях у детей дошкольного возраста с нарушением слуха (Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры / под ред. Л.В. Шапковой. М.: советский спорт, 2003.464 с.).
Такие упражнения как бег, прыжки, метание в 'Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста' используются на занятиях по физической культуре как основные виды движения. (Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры / под ред. Л.В. Шапковой. М.: советский спорт, 2003.464 с.).
Занятия по легкой атлетике должны иметь определенные требования, а именно содержать общие и частные задачи, иметь правильную методическую направленность, учитывать пол, возраст, уровень физической подготовленности обучаемых, иметь целостность и законченность занятия, сочетаться с предыдущими и последующими занятиями.
Занятие по легкой атлетике состоит из трех частей: подготовительной (разминка), основной, заключительной (Лазарев И.В. Практикум по легкой атлетике. М.: издательский цент 'Академия', 1991.160 с.).
Проводя занятия по легкой атлетике в детском саду необходимо включать элементы обучения основным видам движений. Занятия проводятся три раза в неделю, одно из которых берется для обучения элементам скоростно-силовых качеств и одно направленное на координацию и равновесие. В основную часть так же можно включить прыжки.
В начале обучения скоростно-силовых качеств и мелкой моторики можно заменить мячи на поролоновые кубики. Представляем несколько разновидностей упражнений с поролоновыми кубиками: сжимание кубика руками и ногами, поднимание кубика ногами вверх сидя и лежа, броски кубика из различных исходных положений, ускоренный бег за кубиками из разных исходных положений после броска.
Для повышения интереса детей к занятиям предлагается выполнение упражнений по станциям, здесь используется круговая форма организации, в виде игры. За основу берутся упражнения для комплексного развития физических качеств, интенсивность и интервалы отдыха регулируются по индивидуальным возможностям детей.
Если рассматривать развитие равновесия и коррекции вестибулярных нарушений, то здесь необходимо выполнять в одном занятии и отводить примерно равное время для их выполнения. При выполнении упражнений необходимо обеспечить страховку, поддержку и помощь (Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры / под ред. Л.В. Шапковой. М.: советский спорт, 2003.464 с.).
Стимулятором вестибулярного аппарата являются упражнения в метании выполняющиеся на точность с мячами и мешочками с песком. При их выполнении необходимо запрокидывать голову назад, держать тело в равновесии, сохранять устойчивость.
Во всех возрастных группах содержание по обучению детей дошкольного возраста двигательным действиям имеют свои требования и особенности.
Так при обучении детей младшего дошкольного возраста необходимо уделить развитию двигательной активности, формированию произвольного внимания, умению подражать действиям взрослого, развитию эмоционально-волевой сферы. Развитие основных видов движений происходит при включении их в содержание занятий. Если добавить в обучение ходьбе и бегу игровые моменты, то вместе с тем детям будет намного интереснее заниматься на занятии, чем оно пройдет в обычной форме. Так же дети во время занятий овладевают разнообразными видами прыжков, таких как на месте, с поворотом, перепрыгивать через веревку.
Если рассматривать обучение детей средней группы, то здесь уже увеличивается сложность упражнений, их выполнение. При обучении детей основным видам движений, то здесь дети должны уметь спрыгивать на полусогнутые ноги, правильно координировать движения рук и ног в ходьбе и беге. Развивается умение реагировать на звуковые сигналы. Необходимо сформировать у детей правильное поведение в коллективных играх, выполнять правила, знать свою роль в игре.
В старшей группе необходимо научить детей самостоятельно выполнять упражнения, как по образцу, так и по словесной инструкции. Двигательные навыки закрепляются при усложнении упражнений, увеличения темпа. Особое значение придается формированию хорошего качества движений. Подбираются специальные упражнения и подвижные игры. Для достижения высокой плотности занятий используются фронтальный, поточный или подгрупповой способы организации детей.
Дети подготовительной группы должны уметь владеть основными движениями, самостоятельно выполнять серию последовательных движений в ходьбе друг за другом, уметь ориентироваться в пространстве, в играх. Должны уметь согласовывать свои действия с действиями других детей в подвижных играх, эстафетах (Учебное пособие - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nashaucheba.ru/v61544/? download=1#6.).
Теория Выготского Л.С. подтверждает, что обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии составляет целостный процесс становления личности, в котором все составляющие находятся в тесном единстве и взаимосвязи.
Мы можем сделать вывод, что при рациональном использовании в обучении детей легкоатлетическим упражнения, все вышеуказанное служит стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей.
1.5 Методы и методические приемы обучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха легкоатлетическим упражнениям
Системой работы педагога в процессе обучения движениям в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения называется методом (Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях / под ред. С.А. Козловой. М.: издательский центр 'Академия', 2002.320 с.).
Методические приемы являются видом осуществления метода в соответствии с четкой задачей коррекции, компенсации, профилактики, обучения, воспитания, оздоровления (Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: советский спорт, 2004.463 с.).
По мнению Кожухова Н.Н., соответствующее использование комплекса методов и методических приемов представляет инструмент педагогических воздействий и является частью педагогической технологии. В основе лежат закономерности обучения, целесообразность комплексного решения учебно-воспитательных задач, общеметодические и специально-методические принципы (Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях / под ред. С.А. Козловой. М.: издательский центр 'Академия', 2002.320 с.).
В современной дошкольной педагогике многими авторами выдвигаются разнообразные группы методов, в частности зависят от способов познания окружающей действительности, управления деятельностью детей, влияния на многие стороны развития. Такие методы как наглядные, практические и словестные очень часто выделяются специалистами, также они определяют способы деятельности детей и познания окружающего (Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.304 с.).
Кожухова выделяет ряд методов и методических приемов при обучении детей движениям (таблица 1):
Таблица 1 - методы и приемы при обучении детей движениям
Метод обучения |
Методические приемы |
Цель |
|
Наглядный метод |
1. Наглядно-зрительные приемы: показ физических упражнений; использование наглядных пособий; подражание; зрительные ориентиры; 2. Наглядно-слуховые приемы: музыка. 3. Тактильно-мышечные приемы. |
Создает зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. |
|
Словесный метод |
Объяснения; пояснения; указания; подача команд, сигналов; вопросы к детям; образный сюжетный рассказ; беседа; словестная инструкция. |
Обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения. |
|
Практический метод |
Повторение упражнений без изменения и с изменениями; проведение упражнений в игровой форме; проведение упражнений в соревновательной форме. |
Закрепляет на практике знания, умения и навыки в основных движениях, способствует созданию мышечных представлений о движении. |
По мнению Головчиц Л.А. при обучении детей с нарушением слуха применяются такие методы, как показ, помощь, страховка, действия по словесной инструкции, тем не менее, их дозировка на разных годах обучения во многом отличается. Как утверждает нам автор, показ как метод обучения используется в работе, как с младшими дошкольниками, так и со старшими детьми. В процессе показа детям дается образ движения в его полном виде, не останавливая внимания на отдельных элементах. Безошибочный показ и точность является обязательным условием обучения. Если педагогом будет выполнен неправильный показ движений, это может привести к ошибочному выполнению движения детьми. Для обучения детей старшего дошкольного возраста элементам техники, движение может быть разделено на несколько частей (Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.304 с.).
При работе с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения в равновесии и ориентировке в пространстве, обязательно должна быть помощь со стороны взрослого. Помощь взрослого происходит, при удержании рук ребенка при ловле мяча, преставлении ноги при лазанье по гимнастической стенке.
Такой метод как страховка применяется во всех возрастных группах и имеет особое значение при выполнении сложных упражнений на координацию и во избежание травм.
Еще одним из методов применяемый в обучении детей с нарушением слуха является словесная инструкция. Смысл в этом методе заключается в использовании разнообразных форм речи, двигательного опыта и состояния слуха и речи. Тем самым те движения, которые показывал педагог изначально, дети начинают воспроизводить по словестной инструкции (Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.304 с.).
Авторы учебника 'Теория и организация адаптивной физической культуры' делят методы формирования знаний на две группы: методы слова (информация речевого воздействия) и методы наглядности (информация перцептивного воздействия).
Рассматривая метод наглядности у глухих и слабослышащих детей можно сказать, что ведущей ролью словесной речи является комплексное включение всех сохранных видов ощущений. К ним относятся наиболее присущие методы и методические приемы, такие как плакаты с изображением тела человека; карточки с рисунками и схемами движений, с заданиями, указателями, ориентирами; показ движений с одновременной словесной инструкцией (описанием, объяснением) и уточняющей мимикой, жестами, речью для считывания с лица; плоскостные и объемные предметы, спортивный инвентарь и нестандартное оборудование, разные по цвету, форме, величине, весу для формирования пространственных представлений; световые, знаковые, вибрационные сигналы для концентрации внимания, информации о начале или прекращении движения; звуковые сигналы музыкальных инструментов.
Выбирая методы и приемы обучения для формирования знаний, основывается на сохранности сенсорных систем, речи, интеллекта, тем самым компенсация слухового дефекта происходит за счет зрительного восприятия, кинестетической и вибрационной чувствительности.
Также авторы выделяют методы и методические приемы для развития физических качеств и способностей для обучения легкоатлетическим упражнениям.
Для развития скоростных качеств подходит такой метод как повторный, соревновательный, игровой, вариативный, сенсорный методы. Различные методические приемы, направленные на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных частей тела, разделение усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений подходят для развития координационных способностей (Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / под общей ред. проф. С.П. Евсеева. М.: советский спорт, 2002.448 с.)
Диагностика здоровья и функционального состояния, оптимальные и доступные режимы нагрузки, учет медицинских противопоказаний и контроль над динамикой функционального, физического, психического состояния все это компоненты методики для развития силовых и скоростных качеств лиц с нарушением слуха.
Для их коррекции и развития используются определенные методические приемы, такие как симметричные и асимметрические упражнения, элементы новизны физических упражнений, упражнения на реакцию, упражнения для развития вестибулярного аппарата, упражнения на точность мышечных усилий, временных усилий и расстояния, упражнения для развития чувства ритма.
Пространственная ориентация на основе кинестетических, тактильных, зрительных, слуховых ощущений; упражнения на мелкую моторику кисти; парные и групповые упражнения (Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / под общей ред. проф. С.П. Евсеева. М.: советский спорт, 2002.448с.).
Для развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сферы детей с нарушением слуха является игровой метод. Как показывает практика, он является самым эффективным из всех выше указанных методов, потому что охватывает ряд компонентов для удовлетворения естественных потребностей детей в движении, общении и имеет способ самовыражения.
Таким образом, изучив литературные источники, мы можем сделать вывод, что многие авторы выделяют ряд методов и методических приемов для обучения двигательным способностям детей с нарушением слуха, что дает эффективный результат при обучении легкоатлетическим упражнениям.
2. Методы, организация и результаты собственного исследования
2.1 Методы исследования
В нашей работе были использованы следующие методы исследования:
1. Метод анализа научно-методической литературы.
2. Метод педагогического наблюдения
3. Метод педагогического эксперимента.
5. Метод математической статистики.
Метод анализа научно-литературных источников. Данный метод позволил нам изучить и проанализировать научно-литературные источники по теме исследования, выявить существующие проблемы, указывающие на сложности обучения физическим упражнениям детей с нарушением слуха. Нами было проанализирован 29 литературных источника и 2 интернет ссылки.
Метод педагогического наблюдения. Педагогическое наблюдение проводилось нами на занятиях по физической культуре у детей с нарушением слуха легкой степени в МДОУ 'Детский сад компенсирующего вида № 57' г. Вологда. Педагогическое наблюдение было обосновано нами тем, что дети с нарушением слуха физически слабые, неловкие в своих двигательных действиях, часто не понимают правой и левой стороны при выполнении упражнений, они с трудом воспринимают пространство и это мешает им ориентироваться. Также, им требуется значительно больше времени, чтобы понять предлагаемый инструктором учебный материал. Поэтому, мы и использовали данный метод для наблюдения за респондентами при выполнении ими легкоатлетических упражнений, которые входят в обязательную часть программного обучения в детском саду.
Метод педагогического эксперимента. В нашем эксперименте приняли участие 10 детей с нарушением слуха легкой степени детского сада № 57 г. Вологда. В ходе педагогического эксперимента мы определяли особенности обучения легкоатлетическим упражнениям детей с нарушением слуха. Выявляли наиболее эффективные особенности обучения, которые лучше помогают осваивать технику легкоатлетических упражнений.
Методы математической статистики. В нашей работе математическая статистика была основана на математических расчетах, полученных в ходе педагогического эксперимента. Все полученные показатели педагогического наблюдения подвергались статистической обработке процентного соотношения, для дальнейшего построения графических рисунков.
Процент определялся по формуле:
= C, где:
А - количество респондентов неправильно выполнивших элементы техники,
В - общее количество наблюдаемых респондентов,
С - процентный ответ.
2.2 Организация исследования
Написание нашей выпускной квалификационной работы выполнялось в 3 этапа:
I ЭТАП - ТЕОРЕТИКО-ПОИСКОВЫЙ
(сентябрь 2014 г. - декабрь 2014 г.).
На данном этапе была определена тема исследования, изучены и проанализированы научно-методическая и научно-исследовательская литература по интересующей нас проблеме. Были обозначены цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза, определены предмет и объект педагогического исследования.
II ЭТАП - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ (январь 2015 г. - декабрь 2015 г.).
Этап педагогического эксперимента включал в себя два подэтапа:
На первом подэтапе (январь 2015 г. - май 2015 г.) нами была определена экспериментальная площадка, обозначены испытуемые, разработан протокол наблюдения, отбирались особенности обучения л/атлетическим упражнениям респонденты.
На втором подэтапе (сентябрь 2015 г. - декабрь 2015 г.) мы проверили педагогическое наблюдение за техникой выполнения легкоатлетических упражнений детьми с нарушением слуха на занятиях по легкой атлетике в МДОУ 'Детский сад компенсирующего вида № 57' г. Вологда. Определили существующие проблемы при выполнении техники упражнений. Апробировали предложенные нами особенности обучения респондентов ЭГ легкоатлетическим упражнениям.
III ЭТАП - АНАЛИТИЧЕСКИЙ (январь 2016 г. - май 2016 г.)
Аналитический этап использовался нами для определения эффективности, предложенных нами особенностей обучения детей с нарушением слуха легкоатлетическим упражнениям. Проводили математические расчеты и сравнительную характеристику полученных результатов в процентном соотношении. Выполняли научно-оформительскую работу, обосновывали выводы.
2.3 Результаты собственного исследования
Организованный нами педагогический эксперимент проводился на базе МДОУ 'Детский сад компенсирующего вида № 57' г. Вологда. В эксперименте приняли участие 10 детей дошкольного возраста.
Первым организационным шагом педагогического эксперимента было проведение педагогического наблюдения за техникой выполнения легкоатлетических упражнений респондентами. Педагогическое наблюдение осуществлялось на занятии физической культуры в составе членов комиссии: инструктора физической культуры - Княжевой Марии Владимировны, старшего воспитателя - Федотовской Ольги Михайловны и практиканта ФФК ВоГУ - Вересовой Екатерины Станиславовны.
Составленный нами протокол наблюдения включал элементы техники легкоатлетического бега, прыжков и метания (приложение 1): беговой шаг, работа рук при беге, согласованное движение рук и ног, бег по прямой, темповый бег, отталкивание, работа рук при отталкивании, фаза полета, приземление, держание снаряда, работа рук при замахе, финальное усилие.
Результаты, полученные по педагогическому наблюдению представлены нами в приложение 2 и отражены на рисунках 1 - 6:
Рисунок 1 - Соотношение выполнения задания респондентами элементов легкоатлетического бега (%)
Как показано на рисунке № 1 по выполнению элементов легкоатлетического бега не справилось с заданием на начало педагогического эксперимента только 50 % респондентов.
В соответствии с рисунком № 2 видно, что во всех элементах техники бега нет 100 % выполнения, хуже всех респонденты выполняют технику бегового шага (пояснить особенность элемента);
Рисунок 2 - Соотношение выполнения респондентами элементов техники бега (%)
Рисунок 3 - Соотношение выполнения задания респондентами элементов легкоатлетических прыжков (%)
В соответствии с рисунком № 3 видно, что по выполнению элементов легкоатлетических прыжков не справилось с заданием на начало педагогического эксперимента только 47,5 % респондентов.
В соответствии с рисунком № 4 видно, что во всех элементах техники прыжков нет 100 % выполнения, хуже всех респонденты выполняют технику фазы полета.
Рисунок 4 - Соотношение выполнения респондентами элементов техники прыжков (%)
Рисунок 5 - соотношение выполнения задания респондентами элементов легкоатлетических метаний (%)
В соответствии с рисунком № 5 видно, что по выполнению элементов легкоатлетических метаний не справилось с заданием на начало педагогического эксперимента только 46,6 % респондентов.
В соответствии с рисунком № 6 видно, что во всех элементах техники метаний нет 100 % выполнения, хуже всех респонденты выполняют технику финального усилия.
Рисунок 6 - Соотношение выполнения респондентами элементов техники метания (%)
Следующим шагом нам необходимо было провести доказательную базу выдвинутой нами гипотезы. Для этого мы проанализировали научно-литературные источники и выявили те особенности обучения, которые применяют на занятиях физической культурой с данной категорией детей. В частности, мы выявили, что в обучении легкоатлетическим упражнениям традиционно применяются:
Упражнения для обучения бегу:
Бег по отрезкам.
Бег с изменением направления по сигналу.
Бег по кругу (вправо-влево) с изменением диаметра круга.
Бег из различных исходных положений.
Челночный бег 3x5 м.
Упражнения для обучения прыжкам:
Прыжки на одной ноге (левой, правой).
Прыжки на двух ногах на подкидном мосту (батуте).
Прыжок в длину с места на максимальный результат.
Прыжки с короткой и длинной скакалкой (различные).
Упражнения для обучения метаниям:
Метание мешочка (200 г) на дальность (правой и левой рукой).
Метание различных по весу и диаметру снарядов на дальность и в цель.
В нашем эксперименте мы подобрали такие упражнения, которые также как и в традиционном процессе обучения учитывали проблемы наших респондентов, но, предложили свою особенность при их выполнении и обучении:
1) добавили в список упражнений упражнения на равновесие и пространственную ориентацию:
Упражнения для обучения бегу:
добавили бег по разметке;
добавили бег по сигналу, догоняя партнера.
Упражнения для обучения прыжкам:
добавили прыжки через предметы, расположенные на одинаковом и разном расстоянии;
добавили прыжок в длину на заданное расстояние;
добавили прыжок вверх с места с доставанием подвешенного предмета;
добавили спрыгивание со скамейки, куба (10-30 см) с приземлением в указанное место (при соблюдении техники безопасности).
Упражнения для обучения метаниям:
добавили метание мешочка в горизонтальную и вертикальную цель;
добавили метание мешочка сверху, снизу, сбоку.
2) обучали упражнениям посредством обозначения траектории движения в виде разметки из гимнастических скамеек, фишек и других дополнительных ориентиров:
3) также, нами были предложены комплексы упражнений, особенностью которых является направленность на развитие физических качеств, необходимых при обучении легкоатлетическим упражнениям, с учетом специфики наших респондентов:
Комплекс прыжковых упражнений для развития скоростно-силовых качеств
1. Прыжки на двух ногах через поролоновые кубики.
2. Прыжки боком (правым, левым) на двух ногах через поролоновые кирпичики.
3. Прыжки на правой, левой ноге.
4. Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по два.
5. Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по три.
Комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств, круговым методом
Станция 1. Бег на прямых ногах 10 м.
Станция 2. Выпрыгивание из полуприседа, сопровождая взмахом рук вверх.
Станция 3. Лазание по гимнастической лестнице вверх-вниз разноименным способом, руки согнуты.
Станция 5. Махи правой (левой) ногой вперед до уровня пояса, стоя боком к месту опоры.
Станция 6. Лежа на животе, руки впереди прямые, поднимание набивного мяча вверх.
Комплекс упражнений для коррекции и развития равновесия
1. Стойка на носках, руки внизу.
2. Стойка на правой (левой) ноге, руки внизу.
3. Ходьба с мешочком на голове, по дорожке шириной 15-25 см.
4. Ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы, лежащей на полу.
5. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз.
6. Ходьба по канату (на полу) вдоль и приставными шагами поперек, руки в стороны.
С целью обоснования нашей особенности обучения детей с нарушением слуха легкоатлетическим упражнениям, нам необходимо было провести педагогическое исследование респондентов. Для этого мы поделили их на две равные группы по 5 человек. Одна группа - контрольная (КГ), проходила обучение по традиционным упражнениям, другая группа - экспериментальная (ЭГ) по предложенным нами особенностям подбора упражнений и их обучению.
Результаты, полученные по окончанию педагогического эксперимента, показаны в приложении 3 и отражены на рисунках 7 - 12:
Рисунок 7 - соотношение выполнения задания респондентами элементов легкоатлетического бега после педагогического эксперимента (%)
В соответствии с рисунком № 7 видно, что по выполнению элементов легкоатлетического бега в экспериментальной группе не справилось с заданием на конец педагогического эксперимента только 12 % респондентов, а в контрольной 36 % респондентов.
В соответствии с рисунком № 8 видно, что практически во всех элементах техники бега есть 100 % выполнения, в результате эксперимента у респондентов остались техники, которые они выполняют хуже. Так респонденты экспериментальной группы выполняют намного хуже технику согласованного движения рук и ног, а в контрольной группе согласованное движение рук и ног и темповый бег.
Рисунок 8 - соотношение выполнения респондентами элементов техники бега после педагогического эксперимента (%)
Рисунок 9 - соотношение выполнения задания респондентами элементов легкоатлетических прыжков после педагогического эксперимента (%)
В соответствии с рисунком № 9 видно, что по выполнению элементов легкоатлетических прыжков не справилось с заданием на конец педагогического эксперимента только 10 % респондентов экспериментальной группы и 40 % респондентов контрольной группы.
Рисунок 10 - соотношение выполнения респондентами элементов техники прыжков после педагогического эксперимента (%)
В соответствии с рисунком № 10 видно, что практически во всех элементах техники прыжков есть 100 % выполнения, в результате эксперимента у респондентов остались элементы техники, которые они выполняют хуже. Так респонденты экспериментальной группы по прежнему выполняют хуже технику фазы полета, а респонденты контрольной группы технику работы рук при отталкивании и фазу полета.
Рисунок 11 - соотношение выполнения задания респондентами элементов легкоатлетического метания после педагогического эксперимента (%)
В соответствии с рисунком № 11 видно, что по выполнению элементов легкоатлетического метания не справилось с заданием на конец педагогического эксперимента только 13,3 % респондентов экспериментальной группы и 26,6 % респондентов контрольной группы.
Рисунок 12 - соотношение выполнения респондентами элементов техники метания после педагогического эксперимента (%)
В соответствии с рисунком № 12 видно, что практически во всех элементах техники бега есть 100 % выполнения, в результате эксперимента у респондентов остались техники, которые они выполняют хуже. Так респонденты экспериментальной группы выполняют технику работы рук при замахе и финального усилия намного хуже, чем остальные элементы, а респонденты контрольной группы также хуже выполняют технику работы рук при замахе и финального усилия.
Таким образом, мы видим, что предложенная нами особенность обучения легкоатлетическим упражнениям детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством ограничения траектории бега различными ориентирами и подбором упражнений с указательными ориентирами позволила улучшить показатели выполнения элементов техники легкоатлетических упражнений.
Заключение
Изучение литературных источников по теме особенности обучения легкоатлетическим упражнениям детей дошкольного возраста с нарушением слуха, исследование показало, что при обучении детей легкоатлетическим упражнениям возникают многочисленные проблемы. Так же для обучения детей основным элементам легкой атлетики не хватило практической подготовки, следствием явилось отсутствие места для полноценного обучения детей.
Нами были определенны проблемы, которые испытывают дети с нарушением слуха при обучении легкоатлетическим упражнениям. Такими проблемами являются: дисгармоничность физического развития, отстающие дефекты в опорно-двигательном аппарате, задержка моторного развития, проявление шаткой походки, нескоординированные и неловкие движения, шарканье ногами, неуверенность движений, плохая ориентировка в пространстве, медленное выполнение отдельных движений, так же наблюдается нарушение мелкой моторики рук. Если говорить про то чего не хватило в практической подготовке, можно выделить то, что требуется больше времени для организации и проведения занятий, объяснения и показа тех или иных элементов техники бега, прыжков, метания.
Нами было проведено педагогическое наблюдение, где мы могли наблюдать за тем, что дети с нарушением слуха физически слабые, неловкие в своих двигательных действиях, часто не понимают правой и левой стороны при выполнении упражнений, они с трудом воспринимают пространство и это мешает им ориентироваться. Также, им требуется значительно больше времени, чтобы понять предлагаемый инструктором учебный материал. Поэтому, мы и использовали данный метод для наблюдения за респондентами при выполнении ими легкоатлетических упражнений, которые входят в обязательную часть программного обучения в детском саду.
В процессе проведения педагогического эксперимента нами было разработано несколько комплексов упражнений для эффективного обучения детей дошкольного возраста элементам техники бега, прыжков в длину с места и метание мешочка вдаль. Так же были проведены занятия, где основное внимание было направлено на развитие трех основных двигательных качеств, проводились подводящие упражнения, в начале и в конце года были проведены диагностики для выявления результатов обучения легкоатлетическим упражнениям.
В результате проведенного исследования установлено, что система обучения детей дошкольного возраста легкоатлетическим упражнения является одной из важнейших составляющих в развитии физической культуры в детском саду. Поэтому эта система является существенной в области физического воспитания дошкольников с нарушением слуха. Именно в процессе обучения складываются те знания и умения детей в овладении правильным и точным двигательным действиям при овладении легкоатлетическим упражнениям.
Список использованных источников
1. Антропов, Ю.Ф., Шевченко, Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. - Москва: издательство Института Психотерапии, Издательство НГМА, 2000. - 320 с.
2. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. - Москва: педагогика, 1963. - 215 с.
3. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: Программы для специальных дошкольных учреждений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др. - Москва: просвещение, 1991. - 156 с.
4. Галикова, М.А. Адаптация детей с нарушением слуха к среде нормально слышащих сверстников / М.А. Галикова // Научно-методический и практический журнал 'Воспитание и обучение детей с нарушениями развития'. - 2009. - № 2. - С.49-51.
5. Головчиц, Л.А. Вариативные формы дошкольного образования детей с комплексными нарушениями развития // Научно-методический и практический журнал 'Воспитание и обучение детей с нарушениями развития'. - 2010. - №1. - С.10-17.
6. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. - Москва: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
7. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) / Теория и практика физической культуры. 1998. - № 1. - 65 с.
8. Жилкин, А.И. Легкая атлетика. - Москва: издательский цент 'Академия', 2003. - 464 с.
9. Заречнова, С.В. Организация культурной и творческой деятельности слепоглухих детей с целью социализации в обществе // Научно-методический и практический журнал 'Воспитание и обучение детей с нарушениями развития'. - 2011. - №2. - С.21-27.
10. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях / под ред. С.А. Козловой. - Москва: издательский центр 'Академия', 2002. - 320 с.
11. Козырнов, Г.Ф. К методике формирования у глухих школьников техники правильной ходьбы и бега // журнал Дефектология. - 1977. - №3. - С.56.
12. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. - Москва: издательский центр 'Академия', 2002. - 480 с.
13. Лазарев, И.В. Практикум по легкой атлетике. - Москва: издательский цент 'Академия', 1991. - 160 с.
14. Легкая атлетика / под ред. Лутковского, Е.М. и Филиппова, А.А. - Москва: 'Физкультура и спорт', 1977. - 344 с.
15. Методика активизации познавательной деятельности глухих детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/page_28. htm.
16. Основная образовательная программа дошкольного образования 'Детский 2100'. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / под науч. ред. Р.Н. Бунеева. - Москва: Баласс, 2016. - 528 с.
17. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду. - Москва: просвещение, 1973 - 288 с.
18. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. - Москва: просвещение, 1988. - 143 с.
19. Программа 'Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития' / под ред. Л.А. Головщиц. - Москва, 2003. - 128 с.
20. Степанова, О.Н., Шмелева, С.В., Янкевич, И.Е. Особенности физической кондиции и психомоторные нарушения слабослышащих подростков 13-15 лет, занимающихся футболом // Ежеквартальный журнал Адаптивная физическая культура. - 2015. - №1. - С.29-31.
21. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: 'Феникс', 2000. - 672 с.
22. Стребелева, Е.А. специальная дошкольная педагогика. - Москва: издательский центр 'Академия', 2002. - 312 с.
23. Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. - Москва: Сфера, 2005. - 176 с.
24. Теория и организация адаптивной физической культуры / под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - Москва: советский спорт, 2002. - 448 с.
25. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - Москва: советский спорт, 2004. - 463 с.
26. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре / под ред. С.П. Евсеева. - Москва: советский спорт, 2004. - 296 с.
27. (Учебное пособие - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nashaucheba.ru/v61544/? download=1#6.).
28. Частные методики адаптивной физической культуры. - Москва: советский спорт, 2003. - 464 с.
29. Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры. - Москва: советский спорт, 2005. - 272 с.
30. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. - Москва: советский спорт, 2003. - 464 с.
31. Шишкина, В.А., Мащенко, М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. - Москва: просвещение, 1998. - 80 с.
Приложения
Приложение 1
Протокол наблюдения за детьми с нарушением слуха при выполнении ими элементов техники легкоатлетических упражнений
Таблица 2 - Протокол наблюдения за выполнением респондентами элементов техники бега
Ф.И. респондента |
Элементы техники бега |
|||||
Беговой шаг |
Работа рук при беге |
Согласованное движение рук и ног |
Бег по прямой |
Темповый бег |
||
1. Антонов Д. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
|
2. Полякова Ю. |
- |
- |
- |
+ |
+ |
|
3. Ветрова С. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
|
4. Лебедева Д. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
|
5. Мойкин С. |
- |
- |
- |
- |
- |
|
6. Петров В. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
|
7. Конин А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
8. Лукьянова М. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
|
9. Савин И. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
|
10. Соболева В. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Примечание: знак '+'задание выполнено; знак ' - ' задание не выполнено
Таблица 3 - Протокол наблюдения за выполнением респондентами элементов техники прыжков
Ф.И. респондента |
Элементы техники прыжков |
||||
отталкивание |
Работа рук при отталкивание |
Фаза полета |
Приземление |
||
1. Антонов Д. |
- |
+ |
- |
- |
|
2. Полякова Ю. |
+ |
- |
+ |
+ |
|
3. Ветрова С. |
+ |
+ |
- |
+ |
|
4. Лебедева Д. |
- |
+ |
- |
+ |
|
5. Мойкин С. |
- |
+ |
- |
- |
|
6. Петров В. |
+ |
- |
+ |
- |
|
7. Конин А. |
- |
- |
+ |
+ |
|
8. Лукьянова М. |
+ |
+ |
- |
+ |
|
9. Савин И. |
+ |
- |
- |
+ |
|
10. Соболева В. |
+ |
- |
+ |
- |
Таблица 4 - Протокол наблюдения за выполнением респондентами элементов техники метаний
Ф.И. респондента |
Элементы техники метания |
|||
Держание снаряда |
Работа рук при замахе |
Финальное усилие |
||
Антонов Д. |
+ |
- |
- |
|
Полякова Ю. |
+ |
- |
+ |
|
Ветрова С. |
+ |
- |
+ |
|
Лебедева Д. |
- |
+ |
- |
|
Мойкин С. |
- |
+ |
- |
|
Петров В. |
+ |
- |
- |
|
Конин А. |
+ |
- |
+ |
|
Лукьянова М. |
+ |
+ |
+ |
|
Савин И. |
- |
+ |
- |
|
Соболева В. |
+ |
+ |
- |
Приложение 2
Результаты математической статистики в процентном соотношении по выполнению элементов техники легкоатлетического бега
25 (ошибок) * 100 % = 50%
50 (элементов техники)
Результаты математической статистики в процентном соотношении по выполнению элементов техники легкоатлетических прыжков
19 (ошибок) * 100 % = 47,5%
40 (элементов техники)
Результаты математической статистики в процентном соотношении по выполнению элементов техники легкоатлетического метания
14 (ошибок) * 100 % = 46,6%
30 (элементов техники)
Приложение 3
Протокол наблюдения за детьми с нарушением слуха при выполнении ими элементов техники легкоатлетических упражнений после педагогического эксперимента
Таблица 5 - Протокол наблюдения за выполнением респондентами элементов техники бега после педагогического эксперимента
Ф.И. респондента |
Элементы техники бега |
|||||
Беговой шаг |
Работа рук при беге |
Согласованное движение рук и ног |
Бег по прямой |
Темповый бег |
||
ЭГ |
||||||
Антонов Д. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
|
Полякова Ю. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Ветрова С. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
|
Лебедева Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Мойкин С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
КГ |
||||||
Петров В. |
+ |
- |
- |
+ |
- |
|
Конин А. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
|
Лукьянова М. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
|
Савин И. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
|
Соболева В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Таблица 6 - Протокол наблюдения за выполнением респондентами элементов техники прыжков после педагогического эксперимента
Ф.И. респондента |
Элементы техники прыжков |
||||
Отталкивание |
Работа рук при отталкивание |
Фаза полета |
Приземление |
||
ЭГ |
|||||
Антонов Д. |
+ |
+ |
- |
+ |
|
Полякова Ю. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Ветрова С. |
+ |
+ |
- |
+ |
|
Лебедева Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Мойкин С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
КГ |
|||||
Петров В. |
+ |
- |
- |
+ |
|
Конин А. |
- |
- |
+ |
+ |
|
Лукьянова М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Савин И. |
- |
+ |
- |
+ |
|
Соболева В. |
+ |
- |
- |
+ |
Таблица 7. Протокол наблюдения за выполнением респондентами элементов техники метаний после педагогического эксперимента
Ф.И. респондента |
Элементы техники метания |
|||
Держание снаряда |
Работа рук при замахе |
Финальное усилие |
||
ЭГ |
||||
Антонов Д. |
+ |
+ |
+ |
|
Полякова Ю. |
+ |
+ |
+ |
|
Ветрова С. |
+ |
- |
+ |
|
Лебедева Д. |
+ |
+ |
- |
|
Мойкин С. |
+ |
+ |
+ |
|
КГ |
||||
Петров В. |
+ |
+ |
- |
|
Конин А. |
+ |
- |
+ |
|
Лукьянова М. |
+ |
+ |
+ |
|
Савин И. |
+ |
+ |
+ |
|
Соболева В. |
+ |
- |
- |
Приложение 4
Результаты математической статистики в процентном соотношении по выполнению элементов техники легкоатлетического бега после педагогического эксперимента
Экспериментальная группа
3 (ошибок) * 100 % = 12%
25 (элементов техники)
Контрольная группа
9 (ошибок) * 100 % = 36%
25 (элементов техники)
Результаты математической статистики в процентном соотношении по выполнению элементов техники легкоатлетических прыжков после педагогического эксперимента
Экспериментальная группа
2 (ошибок) * 100 % = 10%
20 (элементов техники)
Контрольная группа
8 (ошибок) * 100 % = 40%
20 (элементов техники)
Результаты математической статистики в процентном соотношении по выполнению элементов техники легкоатлетического метания после педагогического эксперимента
Экспериментальная группа
2 (ошибок) * 100 % = 13,3%
15 (элементов техники)
Контрольная группа
4 (ошибок) * 100 % = 26,6%
15 (элементов техники)
Приложение 5
Контрольные испытания для детей с нарушением слуха были подобраны нами согласно образовательной программы по предмету 'Физическая культура' для дошкольных образовательных организаций. Тесты включали:
1) бег на 30 метров со старта.
2) прыжки в длину с места.
3) метание мешочка с песком вдаль.
Ш Бег на 30 м со старта (тестируются скоростные качества)
Задание проводится на беговой дорожке. На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Тестирование проводят два взрослых; один находится с флажком на линии старта, второй (с секундомером) - на линии финиша. За линией финиша ставится яркий ориентир. По команде воспитателя 'внимание' ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда 'марш' - взмах флажком. В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями.
Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат.
Ш Прыжок в длину с места
Этот тест можно проводить в физкультурном зале на поролоновом мате, на котором нанесена разметка через каждые 10 см. Тестирование проводят два человека - первый объясняет задание, следит за тем, как ребенок принял исходное положение для прыжка, дает команду 'прыжок'; второй замеряет длину прыжка (с помощью сантиметровой ленты).
Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Измеряется расстояние от линии старта до пятки 'ближней ноги' с точностью до 1 см.
Делаются две попытки, засчитывается лучшая из них. Следует давать качественную оценку прыжка по основным элементам движения: исходное положение, энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталкивании, группировка во время полета, мягкое приземление с перекатом с пятки на всю стопу.
Для повышения активности и интереса детей целесообразно разместить несколько ярких предметов на расстоянии 15 - 20 см за матом и предложить ребенку допрыгнуть до самого дальнего из них.
Ш Метание мешочка с песком вдаль
Метание проводится попеременно правой и левой рукой, одна нога впереди, мешочек на уровне плеча. Предоставляется по 3 попытки каждой рукой, засчитывается лучший результат. Ребенок не должен заходить за контрольную линию, отклонение при метании от прямой линии не должно превышать 50 см в каждую сторону (Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. М.: Сфера, 2005.176 с.).