Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Методика развития скоростно-силовых качеств у детей 7-9 лет, занимающихся футболом

Работа из раздела: «Спорт и туризм»

/

Содержание

Не следует также забывать, что если организм футболиста будет регулярно подвергаться влиянию нескольких, равных по силе, воздействий кратковременных и слабых программ (например, на выносливость, силовые координационные качества и т.д.), то произойдёт равномерное и на 'низком' уровне приспособление ко всем программам, которое может не обеспечить наивысший из возможных уровней адаптации ни к одному из тренирующих показателей. Если же сила воздействия одной из программ увеличивается и становится по величине интенсивности или продолжительности больше остальных, то организм будет приспосабливаться к более сильной за счёт исключения или подавления остальных программ. В этом случае узкая направленность тренировки с чёткой регламентацией даст более одностороннее приспособление, но зато его степень окажется наиболее высокой.

Отсутствие должного внимания к использованию закономерностей при повторении упражнений, регламентированных по длительности, интенсивности, количеству повторений заданным режимам деятельности и отдыха, задачам действия в занятиях, применяемых в практике футбола, является той причиной, которая вызывает самые различные и часто не поддающиеся анализу ответные реакции. Это, естественно, снижает эффективность тренирующих воздействий, а сам процесс становится малоуправляемым.

Чтобы уровень управляемых воздействий был достаточно высок, естественно, необходимы многократные индивидуальные и коллективные повторения как отдельных элементов избранных специальных действий, так и их компонентов.

Для эффективной игры необходим большой запас технических двигательных действий с мячом и без него, элементов, организованных в группы структур, в виде специальных технико-тактических упражнений. Эти упражнения выполняют как минимум двойную роль - объединяют технические элементы в логическую схему владения мячом и телом; позволяют разграничить и объединить тактические структуры реализации двигательных действий; являются основным средством в достижении разных сторон адаптации.

При выполнении каждого упражнения имеют место факторы, которые усиливают или могут уменьшить эффект воздействия упражнений на организм футболиста, это: интенсивность, продолжительность, режим чередования работы и отдыха, количество повторений, структура упражнений и задачи действий.

Эффективное управление заключается в воздействии на управляемую систему таким образом, чтобы она переходила из исходного состояния в заданное. Однако следует учитывать, что управление фактически теряет смысл, если отсутствует цель управления. Кроме того, это может происходить и при условии, если выбраны случайные или слабо выраженные воздействия, не влияющие на изменение параметров системы в целом. Чтобы избежать этого, необходимо располагать данными об исходных и желаемых состояниях хотя бы основных параметров системы в виде их количественных значений, а при воздействии на них в тренировочном процессе оперировать оптимальными величинами силы, частоты, продолжительности и соотношением разных по направленности задач.

При этом необходимо учитывать, что программы функционирования разных систем от обращённых на них воздействий не всегда гармоничны и могут вступать в противоречия, поскольку между ними (программами) существует определённый ряд взаимоотношений - от координации до соподчинения ради целесообразности функционирования всего организма.

Спортивная тренировка изменяет разные стороны функциональных возможностей организма согласно специфическим программам, в которых приходится в большей или меньшей степени 'работать' организму: в одних случаях с большим проявлением разных сторон выносливости (специальной, скоростной, силовой, координационной и т.д.) , в других - скорости, силы, координации и т.д. Естественно, разные по функциональной направленности виды деятельности влияют на специфическую адаптацию организма. Степень этой адаптации зависит от соотношения разных величин тренировочных воздействий, их частоты, интенсивности, повторяемости однотипных и разных по направленности воздействий и пр. В связи с этим для достижения высокого уровня адаптации, обеспечивающей уровень специальной работоспособности, необходимо использовать численные соотношения факторов, определяющих программу. Например, если в тренировочной программе отдаётся предпочтение совершенствованию координационных дифференцировок, необходимых для выполнения технических приёмов, то эта часть программы должна быть «сильнее» части программы развития, скажем, силовой или специальной выносливости. Это предусматривает создания соответствия, по крайней мере, двух факторов - программы 'внутреннего' функционирования систем, на которые направлены заданные воздействия, и 'внешней' управляющей, тренирующей программы.

Известно, что на начальном этапе тренировки могут параллельно развиваться сразу несколько сторон функциональных возможностей, определяющих проявления скорости, силы, выносливости и т.д. Однако возрастание тренированности (системы адаптации) требует постепенного увеличения, так как сила воздействия преобладающей программы начинает подавлять остальные. В связи с этим одной из сложных задач тренировочного процесса является управление соотношениями тренирующих программ при достижении целесообразных адаптаций разных сторон функциональных возможностей, определяющих уровень специальной работоспособности. Последняя, в свою очередь, является одним из решающих факторов реализации технической и тактической структуры ведения игры. Принцип целесообразности, осуществляемый в меняющихся условиях игры, сам по себе представляет проявление тактического мастерства футболистов. Возникающие и быстро меняющиеся ситуации требуют от футболистов высокой степени умения творчески воспринимать отдельные ситуации, оценивать и правильно их решать. Это умение является результатом длительной и целенаправленной упражняемости.

Поскольку игровые упражнения для футболистов являются основными тренировочными средствами, предлагается разделение их на группы по задачам действий, составляющих тактическую структуру игры. Задачи действия предусматривают разработку целесообразных индивидуальных и коллективных действий футболистов в рамках заранее подготовленной тактической модели. Они подчинены достижению заданного (желаемого) результата подготовки. Решение задач действия базируется на функциональных, мотивационных, моральных, волевых, технико-тактических и других возможностях и способностях футболистов. По сути дела, на способностях спортсменов извлекать из памяти и сравнивать модели прошлой, настоящей и будущей деятельности и вносить коррекцию в тактику поведения. При этом обстановка, опыт поведения в прошлых ситуациях дают возможность гибко варьировать в цепи отдельных приёмов поведения:

- умение приспособиться к мячу, новому партнёру, к игре соперника, условиям погоды, состоянию поля;

- к последовательности тренировочных занятий, величинам тренировочных и соревновательных воздействий, структурам действий в отдельных игровых ситуациях.

Поэтому в тренировочном процессе футболистов необходимо как можно больше и разнообразнее моделировать самые различные игровые ситуации. Расширение и увеличение количества моделей игровых действий повышает уровень и эффективность работоспособности и мышления футболистов.

На наш взгляд, предлагаемый принцип разделения игровых упражнений по «задачам действий» даст возможность тренеру творчески подходить к их выбору и даже конструировать новые упражнения, более чётко варьировать основными фрагментами игровой деятельности на поле, составлять алгоритмы тренировочной программы технико-тактической направленности.

Таким образом, общие рекомендации для построения занятий разной направленности у футболистов старшего возраста и квалификации могут содержать следующее.

Тренировочное занятие следует рассматривать как комплексный раздражитель организма футболиста, физиологическая характеристика которого определяется пятью факторами:

- структурой предлагаемых упражнений (или серий) ;

- интенсивностью выполнения упражнений;

- продолжительностью упражнения или серии;

- режимом чередования серии упражнений и отдыха;

- количеством упражнений или серий.

Если располагать количественными значениями каждого из перечисленных факторов, можно получить заранее известные ответные реакции систем организма, соответствующие величине и направленности поставленных педагогических задач, при этом следует учитывать, изменение численного значения хотя бы одного из факторов изменяет и ответную реакцию организма.

Таким образом, варьируя количественными значениями указанных факторов, можно обеспечить всё разнообразие тренировочного процесса, способного влиять на уровни разных сторон тренированности футболистов.

Заключение

Раскрытие данной темы стало возможным благодаря решению задач, поставленных для достижения цели курсовой работы. В ходе выполнения исследования были решены следующие задачи:

1. Изучена научно-теоретическую литература по данной теме. В результате чего было выявлено, что на сегодняшний момент техника игры российских футболистов находится на недостаточно высоком уровне. Основной причиной этого является низкий уровень подготовки спортсменов на начальном этапе обучения.

2. Рассмотрены особенности подготовки футболистов в зависимости от возрастного периода. В результате проведения данного исследования выявили, что наиболее важным для рассмотрения является период начальной подготовки, приходящийся на возраст 7-9 лет. Именно на этом этапе закладываются основы скоростно-силовой и тактико-технической подготовки спортсменов.

3. Проанализировали методику развития скоростно-силовых качеств у футболистов 7-9 лет. В результате чего пришли к выводу о том, какие упражнения следует выбирать для развития скоростно-силовых качеств спортсмена, а также проанализировали, какими критериями требуется пользоваться при выборе методики построения тренировочного процесса.

Библиографический список литературы

1. Адамбеков К.И. Оптимизация тренировочных занятий при подготовке юных футболистов в условиях ДЮСШ. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 176 с.

2. Андреев С.Н. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 223 с.

4. Ермолов Ю.В. Исследование влияния тренировочных микроциклов, направленных на развитие специальной выносливости у юных футболистов 10-12 летнего возраста / Ю.В. Ермолов, Г.С. Лалаков, А.Г. Ушаков // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. - С. 69-70.

5. Ермолов Ю.В. Исследование различных вариантов тренировочных микроциклов, направленных на развитие специальных скоростных качеств у юных футболистов 10-12 лет / Ю.В. Ермолов, Г.С. Лалаков // Научные труды. Ежегодник. 2006., - Омск. Изд-во СибГУФК,2006. - С. 85-89.

6. Ермолов Ю.В. Исследование структуры тренировочных микроциклов, направленных на развитие скоростных качеств у юных футболистов 10-12 лет / Ю.В. Ермолов, Г.С. Лалаков // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - С. 143-146.

7. Ермолов Ю.В. Определение допустимых и эффективных тренировочных микроциклов, развивающих спортивные качества у юных футболистов / Ю.В. Ермолов, Г.С. Лалаков, А.Г. Ушаков // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. - С. 70-71.

8. Ермолов Ю.В. Определение рациональных объемов тренировочных микроциклов, направленных на развитие специальной выносливости у футболистов 7-10 летнего возраста / Ю.В. Ермолов, Г.С. Лалаков // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - С. 159-162.

9. Ермолов, Ю.В. Современные подходы к построению тренировочных микроциклов при подготовке футболистов / Ю.В. Ермолов, Г.С. Лалаков, В.Ю. Клепиков // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: Материалы межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2004. - С. 83-85.

10. Ермолов Ю.В. Определение допустимых тренировочных микроциклов, направленных на развитие специальной выносливости у юных футболистов 7-9 летнего возраста / Ю.В. Ермолов, Г.С. Лалаков // Современные технологии в спортивных играх: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. - С. 90-91.

11. Лалаков Г.С. Развитие специальной выносливости квалифицированных футболистов с использованием допустимых тренировочных нагрузок / Г.С. Лалаков, Ю.В. Ермолов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №10.C. 36-38.

12. Ушаков, А.Г. Динамика общей выносливости у юных футболистов в годичном цикле тренировки / А.Г. Ушаков, Ю.В. Ермолов. // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. - С. 112-113.

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru