Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Методика обучения профилирующим прыжкам спортивной аэробики (на примере прыжка согнувшись, согнув одну ногу – "Cossack jump")

Работа из раздела: «Спорт и туризм»

/

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОФИЛИРУЮЩИМ ПРЫЖКАМ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКИ (на примере прыжка согнувшись, согнув одну ногу - 'Cossack jump')

Содержание

Введение

Спортивная аэробика - вид спорта достаточно сложный и своеобразный, включает в себя сочетание хореографии и различных элементов структурных групп сложности, которые требуют общей физической подготовленности, специальной физической подготовленности, силы, гибкости и выносливости. Спортивная аэробика включает в себя 5 номинаций: индивидуальные выступления женщин (ИЖ), индивидуальные выступления мужчин (ИМ), смешанные пары (СП), трио (ТР) и группы, состоящие из шести человек (ГР). Судьи оценивают: артистичность, исполнение и сложность программы. Мы остановимся на судьях исполнения и сложности программы. В последние годы спортивная аэробика, стала развиваться очень большими шагами вперед, поэтому для достижения высоких результатов на соревнованиях, прослеживается повышение сложности элементов структурных групп. У многих спортсменов высокого уровня стала прослеживаться тенденция, заострять свое внимание на прыжках (структурная группа ”C”). Для качественного выполнения этих сложно-координационных элементов необходимо развитие различных физических качеств, умение выполнять технически правильно двигательные действия. Поэтому для выполнения элементов структурной группы 'С' необходима более тщательная и систематичная подготовка. Так как, в спортивной аэробике, не все специалисты владеют знаниями и умеют правильно обучить такому двигательному действию, как прыжки, мы решили провести исследование этой проблемы, рассмотрев её на прыжке “Казак - Cossaсk”.

Объект исследования - техническая подготовка в спортивной аэробике.

Предмет исследования - методика обучения элементам, относящихся к группе прыжков спортивной аэробики.

Гипотеза - предполагается что, уточнение особенностей техники профилирующих прыжков спортивной аэробики позволит разработать программу обучения, направленную на формирование техники, приближенной к модельным требованиям правил соревнований, обеспечивающую качественное и стабильное выполнение прыжков (на примере прыжка согнувшись, согнув одну ногу - 'Казак')

Глава 1. Обзор литературы по проблеме исследования

Аэробная гимнастика - молодой и развивающийся вид спорта. В нем сочетаются гармония и грация движений в сочетании с сложными гимнастическими, и присущими только аэробной гимнастике, сложными элементами.

Аэробная гимнастика развивается большими темпами во всех странах мира.

1.1 История возникновения и характеристика содержания спортивной аэробики

Слово “аэробика' как собственное название для различных видов двигательной активности, имеющих оздоровительную направленность, впервые было использовано в конце 60-ых годов крупнейшим американским специалистом профилактической медицины Кеннетом Купером (1989).

Спортивная аэробика - молодой и развивающийся вид спорта. В нем сочетаются гармония и грация движений в сочетании со сложными гимнастическими, и присущими только спортивной аэробике сложными элементами.

Спортивная аэробика образовалась на базе оздоровительной аэробики. Эпоха аэробики позволила соединить, казалось бы, не соединимое - гимнастические упражнения, которые всегда имели весьма далекое отношение к развитию общей выносливости организма человека и аэробику как физическую деятельность, оказывающее на организм прямо противоположное воздействие, то есть развивающую эту самую общую выносливость. С 1990 года помимо общеразвивающей направленности аэробика приобрела направленность, характерную для спорта. Спортивная аэробика развивается большими темпами во всех странах мира (Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестаков 2002).

На пике популярности оздоровительной аэробики в начале 80-х годов были разработаны и опробованы первые правила для соревнований по аэробике. В США в 1984 - был организован первый национальный чемпионат аэробики. В июне этого же года в Сан-Франциско национальной ассоциацией аэробики США - АНАК (ANAC) были проведены соревнования, известные как, Первый международный чемпионат мира по аэробике (А.А. Сомкин, 2001).

Развитию спортивной аэробики во многом способствовал Ховард Шварц, возглавивший АНАК. Первоначально соревновательная программа представляла из себя танцевально-аэробную композицию с элементами гимнастики. По мере развития эта композиция усложнялась модифицированными гимнастическими упражнениями присущими только спортивной аэробике, а также были установлены некоторые критерии по оценке выступлений спортсменов (техника, артистичность, сложность).

В отличие от оздоровительной и прикладной аэробики, спортивная аэробика - это сложная и эмоциональная гимнастическая дисциплина, характеризующаяся всеми признаками вида спорта.

Спортивная аэробика или аэробная гимнастика (версия названия, принятая ФИЖ в 2005 году) - это вид спорта, который характеризуется способностью спортсменов исполнять в сочетании с музыкой непрерывные, сложные и соединения движений, выполняемые с высокой интенсивностью.

Спортивная аэробика - это ациклический вид спорта, со сложной координацией движений и выраженной атлетической направленностью, возникший в начале девяностых годов прошлого века на основе оздоровительной аэробики и включающий элементы из спортивной, художественной гимнастики и акробатики (Юсупова Л.А. 1998, Крючек Е.С., 2001). Этот вид спорта имеет ряд общих черт с другими гимнастическими дисциплинами, но одной из важных особенностей спортивной аэробики, характеризующей ее специфику, является направленность на демонстрацию технического мастерства спортсменов.

Одной из отличительных черт аэробики является то, что соревновательное упражнение выполняется под музыкальное сопровождение в высоком темпе. Длительность упражнения составляет от 1 минуты 25 секунд, но не более 1 минуты 50 секунд, что в большей степени соответствует анаэробному типу энергообеспечения работающих мышц, т.к. аэробные процессы не успевают развернуться в полной мере. Спортивная деятельность в аэробике реализуется за счет смешанного типа энергообеспечения. Однако данное обстоятельство не должно снижать значение тренировки аэробной выносливости, т.к. она является основой стабильных выступлений на высоком техническом уровне, как в спортивной аэробике (Борилкевич Е.В. с соавт., 1998), так и в других видах спорта.

Другая характерная черта спортивной аэробики - это наличие нескольких видов соревнований, в которых спортсмен может выступать. Например, в индивидуальной программе, смешанной паре и в группе, в связи с этим он должен обладать определенной 'турнирной' выносливостью для того, чтобы успешно выступить в разных видах соревнований, демонстрируя высокую техническую подготовленность. Это обусловливает необходимость учета взаимосвязи физической и технической подготовки при составлении программы обучения и спортивной тренировки.

В смежных с аэробикой дисциплинах, таких как акробатика, гимнастика и фигурное катание, специалисты выделяются несколько основных ведущих показателей физического развития и физической подготовленности спортсменов, обеспечивающих высокий спортивный результат, это: координационные и силовые способности, гибкость, конституция тела, осанка, удельный вес тела (Курамшин Ю.Ф. 2003).

Так в спортивной аэробике при выполнении соревновательных упражнений спортсмен демонстрирует зрителям и судьям свою подготовленность, включающую высокий уровень выносливости, силы, гибкости и координации. Оценки судей включают несколько критериев - это сложность, техника в элементах и исполнительское мастерство, что во многом определяется уровнем физической и специальной технической подготовки спортсмена.

Таким образом, спортивные результаты во многом зависят от физической подготовленности, работоспособности спортсмена и уровня функциональных возможностей его организма, обусловливающих возможность становления специфичной техники движений и надежности её реализации в соревновательной программе.

Рассмотрим содержание комбинаций, демонстрируемых в соревнованиях по спортивной аэробике.

Упражнение должно демонстрировать баланс между движениями и соединениями аэробных танцевальных шагов (комбинациями движений с высокой и низкой интенсивностью) и элементами сложности. Руки и ноги должны быть напряженными ('сильными'), а все движения должны иметь определенную форму.

Существенным для демонстрации сбалансированности является использование всего пространства соревновательной площадки: движений на полу, стоя на площадке и в воздухе.

Особое место в спортивной программе занимают рискованные элементы. Риск в этих элементах связан с объективной угрозой невыполнения при малейшей неточности. Наличие рискованных элементов в спортивных программах свидетельствуют о совершенстве подготовки спортсменов. (Р.А. Варшавская, Л.Н. Кудряшова 1973)

Продолжительность упражнения соревновательных программ взрослых спортсменов составляет от 1 минуты, 30 секунд (ИМ, ИЖ) до 1 минуты 45 секунд (СП, ТР, ГР) с отклонением плюс или минус 5 секунд.

Все упражнение должно быть выполнено под музыку. Может быть использован любой стиль музыки, приспособленный для аэробной гимнастики.

Элементы акробатики, акробатического рок-н-рола взаимодействия партнеров, встречающиеся в современном балете, фигурном катании, широко используются в спортивной аэробике в программах спортсменов - в парах, трио, группах. Различные балансирования, поддержки, упоры и другие элементы взаимодействий спортсменов, выбранные с учетом правил соревнований, должны быть четкими, динамичными и оригинальными. (Е.С. Крючек 2002)

Содержание соревновательных упражнений составляют элементы, заимствованные из разных гимнастических дисциплин. Из традиционных оздоровительных программ выбраны так называемые 'базовые аэробные шаги', которые аэробных упражнений в соревновательной программе при непрерывном движении должны демонстрироваться гибкость, сила и семь базовых аэробных шагов, сочетающихся с элементами сложности, исполненными с высокой степенью совершенства. Аэробная гимнастика образовалась на базе оздоровительной аэробики. Эпоха аэробика позволила соединить, казалось бы, несоединимое - гимнастические упражнения, которые всегда имели весьма далекое отношение к развитию общей выносливости организма человека и аэробику, как физическую деятельность, оказывающее на организм прямо противоположное воздействие, то есть развивающую эту самую общую выносливость.

В 1990 году помимо общеразвивающей направленности аэробика стала видом спорта.

Аэробная гимнастика образовалась на фундаменте оздоровительной аэробики, имеется общность техники базовых движений и общность названий. (Е.Б. Мякиченко., М.П. Шестаков, 2002)

При оценке программы судьями учитывается искусство движений, в которых проявляется не только сила, выносливость, гибкость, а так же артистичность исполнения и сложность программы.

Знакомство России с аэробной гимнастикой состоялось в 1989 году, когда основатели этого вида спорта - американские спортсмены-супруги Шварц продемонстрировали свою программу специалистам на базе Московского Государственного Института физической культуры и спорта и Ленинградского Государственного Университета. Программа вызвала большой интерес, и уже в 1990 году в Санкт-Петербурге прошел первый Чемпионат СССР. Тогда же в 1990 году в США в Сан-Диего прошел первый неофициальный Чемпионат Мира, в котором приняли участие спортсмены из 16 стран.

Вскоре, вслед за народным признанием последовало признание официальное и в 1995 году аэробная гимнастика, как самостоятельная дисциплина, вошла в состав Международной Федерации Гимнастики (FIG) наряду с такими видами спорта как спортивная и художественная гимнастика, батут, акробатика.

Первый Чемпионат Мира проводился в 1995 году шведкой Ивонн Линн под эгидой федерации спортивной гимнастики по версии ФИЖ.

По самым скромным подсчетам сегодня в России аэробикой занимается тысячи людей в возрасте от 6 до 35 лет. Аэробной гимнастикой можно заниматься в детских и юношеских спортивных школах (ДЮСШ), группах со спортивной направленностью при ДЮСШ, Школах Высшего спортивного мастерства (ШВСМ), клубах.

В России аэробная гимнастика стала очень популярна с момента ее становления, она привлекла в свои ряды бывших гимнастов, акробатов и других спортсменов, которые нашли себя именно в этом виде спорта.

Содержание акробатических поддержек (пирамид) и тематических композиций (упражнений), делают этот вид спорта поистине зрелищным и индивидуальным. По результатам последних Чемпионатов Мира и Европы, лидирующими странами считаются: Румыния, Китай, Испания, Италия и Россия. Для того, чтобы уточнить специфичные особенности спортивной аэробики, рассмотрим особенности судейства соревновательных упражнений, так как требования правил соревнований во многом предопределяют содержание учебно-тренировочного процесса.

спортивная аэробика прыжок казак

1.2 Характеристика правил соревнования по спортивной аэробике

Правила соревнований по спортивной аэробике совершенствуются и переиздаются как и в других гимнастических дисциплинах через каждые четыре года (Code of point, 2005, 2009). Прежде, чем рассматривать особенности правил соревнований, рассмотрим некоторые термины, используемые в спортивной аэробике.

Понятия 'Соединение аэробных движений'. Аэробными хореографическими соединениями являются комбинации базовых аэробных шагов, сочетающихся с движениями руками: эти соединения движений с высокой и низкой ударной нагрузкой исполняются в полном соответствии с музыкой с творческой интерпретацией ее динамики, ритма и длительности. В упражнении должен поддерживаться высокий уровень интенсивности.

Для того, чтобы получилось оригинальное, запоминающаяся композиция, очень важна первоначальная задумка при составлении хореографии, удачным выбором 'идеи' упражнения и музыкального сопровождения. Таким образом, можно выделить три типа постановки упражнения: стандартные, танцевальные и сюжетные. (Е.С. Крючек 2003)

Содержание и композиция соревновательных программ в аэробике имеет многокомпонентную количественную структуру, которая представлена комплексными (элементы сложности, использование пространства, спортивное специфическое содержание, средства оформления, музыкальное соответствие интенсивности) и единичными показателями. Основными из которых являются прыжки, темп исполнения, акцентные точки, элементы высшей сложности, переходы, движения рукой, головой, танцевальные движения, элементы групп сложности, базовые шаги, перемещения. (Е.А. Позднеева, 2006)

В отличном упражнении демонстрируются точные положения тела и осанка, активная и пассивная гибкость, сил, прыгучесть и мышечная выносливость:

а) форма движения, поза и осанка. Способность поддерживать правильную позу и осанку - естественное положение позвоночника - (на полу, стоя и в воздухе или при приземлениях) на протяжении исполнения элементов Сложности так же хорошо, как и в комплексах аэробных шагов, аэробных частей движений и переходов:

­ положение и удержание туловища, поясницы, таза и напряженных мышц живота;

­ положение верхней части тела, шеи, плеч и головы относительно позвоночника;

­ положение стоп относительно голеностопных, коленных и тазобедренных суставов;

­ правильное положение во всех суставах.

б) Точность. Под точность следует понимать - способность контролировать обе стороны тела (правую и левую) при исполнении частей движения и фазы завершения:

­ каждое движение должно иметь точное исходное и конечное положение;

­ каждая фраза должна быть выполнена с полным контролем движений;

­ необходимо сохранение устойчивости (равновесие) в элементах сложности, переходах, поддержках и приземлениях, а также в сложных соединениях аэробных движений.

в) Сила, прыгучесть (мощность), мышечная выносливость. Способность демонстрировать силу, прыгучесть (взрывную силу) и поддерживать интенсивность движений на протяжении всего упражнения.

Амплитуда определяется по демонстрации взрывной силы а прыжках и элементах сложности, выполняемых в плиометрическом режиме.

Согласованность движений с музыкой и одновременность действий:

­ согласованность движений с музыкой или выбор времени - это способность двигаться в соответствии с музыкой, попадать в каждую долю (бит) музыки и окончание музыкальных фраз;

­ синхронность (идентичность) для смешанных пар, трио и группы - это способность выполнить все движения как один.

Сложность:

­ судьи Сложности записывают все упражнения (все элементы сложности), используя официальную стенографию ФИЖ;

­ судьи считают количество элементов сложности. Они делают сбавку за каждый элемент сложности, выполненный сверх требуемых правилами.

­ они дают ценность элементам в пределах от 0,0 до 1,0 для первых 12 исполненных элементов сложности и дополнительно 0,1 балла для каждой комбинации (связки), внутри этих элементов;

­ они оценивают новые увиденные элементы сложности;

­ они делают сбавки за выполнение более чем 6 элементов сложности на полу, рассматривая все первые 10 выполненных элементов сложности;

­ они делают сбавки за недостающие группы из таблицы элементов, рассматривая первые 10 элементов;

­ они делают сбавки за выполнение более 2 элементов сложности с приземлением в упор, лежа и в шпагат, рассматривая первые 10 выполненных элементов сложности;

­ ни делают сбавки за повторение элементов, рассматривая все первые 10 выполненных элементов сложности;

­ два судьи, рассматривающие все перечисленные выше положения, сравнивают свои оценки и сбавки, чтобы гарантировать, что они пришли к согласию и затем посылают в секретариат свои оценки. В случае противоречивого мнения и существования различий, оценка будет усреднена;

­ они в конце соревнования составляют письменный отчет для Главного судьи бригады обо всех новых элементах сложности, расцененных визуально.

Нарушения линии фиксируются судьями, располагающимися по диагонали в двух из 4 углов площадки. Каждый судья отвечает за две линии. Полоса вокруг площадки является частью соревновательной площади, касание спортсменами ограничительной линии разрешено. Однако если любая часть тела коснется площади за линией, будут сделаны сбавки. Снижение оценки за движение в воздухе за пределами ограничительной линии не производится. Если спортсмен заступит за линию, Судья линии покажет красный флаг.

Физическое взаимодействие партнеров разрешено, и оно не попадает под определенный подъем. Физическое Взаимодействие определяется как контакт между двумя или большим количеством спортсменов в течение движения, при этом все спортсмены находятся в контакте с полом. В упражнении должно быть выполнено 3 подъема. Любое нарушение, отсутствие или дополнительный подъем, приведут к сбавке 0,5 балла.

Подъем определяется как построение, при котором одного или нескольких спортсменов поднимают, удерживают и, или, переносят над полом. Подъем может выполняться любой комбинацией спортсменов. Подъем может демонстрировать различные формы и различные построения, но при любой комбинации спортсменов подъемы должны быть выполнены всеми одновременно.

Критерии оценивания

Судьи исполнения оценивают техничность выполнения всех движений, включая элементы, переходы, соединения, основные аэробные шаги, движения руками, связки (комбинации) аэробных движений, взаимодействия партнеров, позы и подъемы (пирамиды), и т.д.

В упражнениях СП, ТР и ГР, судьи оценят согласованное выполнение всех движений, также как способность выполнять упражнение, 'как один' (синхронизация). Судьи Сложности оценивают и устанавливают стоимость (от 0.0 до 1.0 балла) для элементов, если минимальные требования, предусмотренные для элементов сложности, выполнены.

Судьи сложности считают все выполненные элементы и дают ценность для 12 первых элементов (СП, ТР, ГР) или 10 первых элементов, выполняемых (ИМ, ИЖ, в соревнованиях возрастных групп, см. Приложение V, 2009).

Элементы, выполненные с падением, будут подсчитаны, как выполненные элементы, но получат ноль (0) за ценность и не будут учтены как элементы группы.

Элементы, оцененные визуально, и объединенные в связки элементы не будут рассматриваться как элементы группы.

Исходя из сказанного выше, следует подчеркнуть, что спортивная аэробика является одной из гимнастических дисциплин и правилами соревнований предопределяется оценивание технического мастерства спортсменов. Процесс технической подготовки в спортивной аэробике осуществляется со спортсменами разного возраста (начиная с 6-7 лет и до 36-40 лет).

1.3 Техническая подготовка в спортивной аэробике

За последние годы в соревновательных программах спортсменов произошли существенные изменения. Основной тенденцией этих перемен явилось еще большее усложнение элементов, появились упражнения со сложностью 1.00 балла. Значительное увеличение количества элементов разных структурных групп обусловливает необходимость целенаправленной технической подготовки спортсменов, обеспечивающей становление необходимого уровня технического мастерства (К.Б., Адресян, 1995). Техническое мастерство специалистами рассматривается (В.М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский. 1999), как способность демонстрировать движения с максимальной точностью в соответствии с соответствующей моделью техники, описанной в приложении II к Правилам соревнований, (2005, 2009).

Спортсмены в упражнении должны демонстрировать точные положения тела и так называемую 'гимнастическую осанку', обеспеченные высоким уровнем физической подготовленности - активной и пассивной гибкостью, силой, прыгучестью и мышечной выносливостью (Ю. В Менхин, 1992, Ю.К. Филиппова, 1999). В гимнастических дисциплинах, в том числе и в спортивной аэробике рассматриваются:

форма движений поза и осанка. В соответствии с требованиями правил соревнований спортсмен должен быть способность поддерживать - естественное положение позвоночника на протяжении исполнения всех элементов, входящих в упражнение, а также в комплексах аэробных шагов и переходах;

точность - под которой подразумевается способность контролировать исходное положение, все фазы движения и завершения. и конечное положение. Спортсмен должен сохранять устойчивость (равновесие) в элементах сложности, переходах, поддержках и приземлениях, а также в сложных соединениях аэробных движений;

уровень проявления физической подготовленности силы, прыгучести, выносливости, которые обеспечивают необходимую амплитуду движений.

Общепризнанным является тот факт, что подготовка спортсменов является длительным (многолетним) процессом, включающим в себя воспитание, обучение и повышение функциональных возможностей (Курамшин, Ю.Ф., 2003). Понятие подготовка охватывает все частные, относительно самостоятельные виды и формы подготовки.

Под физической подготовкой понимается педагогический процесс, направленный на совершенствование двигательной функции спортсмена путём развития двигательных качеств - силы, гибкости, быстроты, ловкости, выносливости и функциональных возможностей систем организма (Ю.В. Менхин, А.В. Волков, 1980).

Технической подготовке в тренировке гимнастов отводится ведущая роль. К данному разделу подготовки относится любая тренировка, связанная с разучиванием и совершенствованием движений (Н.Г. Сучилин, 1989).

Психологическая подготовка заключается в систематическом использовании средств, формирующих личность спортсмена, его эмоциональную сферу и волевые качества для обеспечения успеха в спорте.

Теоретическая подготовка заключается в формировании у спортсменов знаний, касающихся вопросов гигиены, правил поведения на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях, видах тренировки и их влиянии на организм, разнообразии средств и методов обучения и т.п.

Роль тактической подготовки возрастает по мере повышения квалификации спортсмена, и ее результат проявляется в поведении спортсменов во время соревнований (режим дня, питания в дни соревнований, характер разминки, особенностей 'настраивания' на выступление и т.п.)

Интегральная подготовка заключается в объединении различных видов подготовки в одном тренировочном процессе (могут смещаться акценты в связи с преимущественным проявлением двигательной, функциональной или интеллектуальной активностью).

Работа над элементами технической подготовки будет более эффективной при введении так называемой специализированной технической подготовки (В.М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский. 1999). Как отмечают эти авторы, задачами технической подготовки являются:

1. Формирование системы специальных знаний о рациональной технике упражнений, требований к их исполнению, изучение правил соревнований.

2. Формирование широкого круга разнообразных двигательных умений и навыков, свойственных спортивной аэробике.

3. Совершенствование всех спортивно-значимых компонентов исполнительского мастерства: технических, физических, эстетических и музыкально-выразительных

4. Разработка новых оригинальных элементов и соединений и ее совершенствование техники общеизвестных.

5. Составление соревновательных программ, эффективно отражающих и совершенствующих спортивное мастерство исполнителей.

Начальная подготовка в спортивной аэробике в основном охватывает учебный материал двух первых классов упражнений:

I класс - упражнения начальной 'гимнастической школы':

Осанка;

Гимнастический стиль;

'школа общего назначения' - уроки музыки и хореографии

'Школа в видах' соревнований - основные рабочие положения, специфическая осанка, упоры, хваты при взаимодействиях, подъемах (В.А. Горбунов, О. И Демиденко, 1999).

II класс - базовые навыки (двигательные блоки, части упражнений):

Выделяют базовые навыки общего - универсального назначения (приземления - восстановление и сохранение равновесия; отталкивание руками и ногами; вращения вокруг продольной оси - опорные и не опорные) и специального назначения - навыки, необходимые для исполнения упражнений только в одном виде соревнований. Этот раздел в спортивной аэробике пока не достаточно разработан. Вероятно, к нему можно отнести вращения вокруг фронтальной оси - в завершающих поддержках, но без фазы полета; бросковая хлестообразная техника движений в различных рабочих положениях (например - 'большой оборот' в финальной поддержке трио Россия, 1997), сохранение равновесия и управление движениями при взаимодействии партнеров.

Базовые навыки - это 'ключевые' или базовые упражнения, которые как бы находятся в центре 'семейства структурно родственных упражнений. Это наиболее простое, но обладающее всей полнотой технических признаков, достаточных и необходимых для любого упражнения данного типа. При освоении базовых упражнений особое внимание следует уделять динамической осанке.

Динамическая осанка - определенная четкая поза тела, которую необходимо сохранять в течение определенного промежутка времени в так называемом' изменяющемся силовом поле', т.е. на фоне общего перемещения в пространстве. Для аэробики характерны рабочие положения, связанные с сохранением взаиморасположения звеньев тела на одной линии - 'туловище - голова' при выполнении хореографических соединений, в фазе полета и на опоре - в партере.

Система занятий на становление 'школы' с включением ОРУ, хореографии, базовых аэробных движений и соединений необходима на всех этапах спортивной карьеры. Упражнения 'школы' используют в роли подготовительных упражнений, разминочных, настроечных (В.А. Горбунов, 2008).

С элементами 'школы' неразрывно связаны сопутствующие двигательные качества, необходимые для овладения этими элементами (подвижность в суставах, сила, координация и др.). Важным разделом начальной 'школы' является освоение движений, обеспечивающих укрепление мышечно-связочного аппарата гимнастов. Это связано с тем, что при выполнении многих упражнений организм спортсмена испытывает большие механические нагрузки ударного типа. Поэтому для увеличения механической прочности мышечно-связочного аппарата спортсменов упражнениям ударного типа должны предшествовать общая силовая подготовка и специальные подготовительные упражнения, избирательно направленные на укрепление соответствующих мышечных групп (Курамшин, Ю.Ф., 2003). Поскольку ударные нагрузки тем выше, чем ближе к опоре сустав, необходимо провести предварительную подготовку голеностопных, коленных, лучезапястных и локтевых суставов. Наиболее уязвимыми при ударных нагрузках являются голеностопные и лучезапястные суставы, укреплению которых следует уделить достаточное внимание. Для усиления воздействия на опорно-двигательный аппарат при исполнении упражнений могут быть применены отягощения. Предлагаемый вес отягощений (утяжелителей) зависит от возраста и уровня подготовленности спортсменов. Конкретных рекомендаций для спортсменов, занимающихся аэробикой, в доступной литературе нам не удалось обнаружить. Ю.Л. Кузнецов (1988), в своих рекомендациях для квалифицированных гимнастов предлагает использовать отягощения равные 100-150% от собственного веса и 60-80% - для юных гимнастов. Упражнения следует выполнять в быстром темпе, по 15-20 повторений в одном подходе. Можно воспользоваться советами Ю.В. Менхина и А.В. Волкова (1980), которые нам кажутся более приемлемыми для юных спортсменов. Авторы рекомендуют в упражнениях для сгибателей и разгибателей бедра использовать отягощения для ног от 3% до 7% от массы тела гимнаста.

Упражнения для сопряженного развития скоростной силы, подготовки сгибателей и разгибателей ног к ударным нагрузкам и формирования навыков отталкивания и приземления должны включаются в тренировку на всех этапах подготовки спортсменов (Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучили, 2004).

Базовые навыки общего назначения - важный компонент специальной технической подготовки. Каждое упражнение (элемент) в аэробике это сложный двигательный акт, состоящий из ряда характерных двигательных 'блоков', имеющих более универсальное или специфическое применение.

III класс - целостные базовые упражнения, в него входят целостные базовые элементы, конкретные упражнения, составляющие основу материала СТП. Особенность этих упражнений заключается в том, что они могут, с одной стороны, использоваться для включения в соревновательные программы, но одновременно, в силу структурно-технических свойств, играют роль важнейших ключевых учебно-тренировочных элементов. Первоочередное освоение этих упражнений (соответствующее определенным требованиям) обеспечивает в дальнейшем успешное разучивание и других упражнений данного структурного типа. Выделяются три разновидности целостных базовых упражнений:

- Профилирующие упражнения - это фундамент для освоения большого цикла родственных упражнений, они обеспечивают положительный перерос навыка. Профилирующие упражнения - это структурно целостные, технически рациональные высокопараметрические движения, занимающие ключевое положение в структурных семействах ('профилях') элементов и, в силу своих биомеханических качеств, обеспечивающие максимально возможный положительный перенос навыка на другие упражнения профиля.

В спортивной аэробике такие профилирующие упражнения можно выделить в каждой структурной группе элементов. Например: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (с разными положениями локтей - в стороны или вдоль тела), из стойки прыжком падение в упор лежа, упор углом. Прыжки толчком одной и двумя ногами в шпагат, прыжок согнувшись, поворот на одной ноге на 3600 и др. (А.А. Сомкин, 2001, Е.С. Крючек, 2008).

Освоение учебных профилирующих комбинаций, концентрация базовых элементов и основных компонентов технических действий, необходимых для успешного освоения все более сложных технических действий (они могут быть контрольными, в дальнейшем - разминочными).

Служебные упражнения - это другая категория целостных базовых упражнений, к ним относятся:

Связующие элементы - они сами по себе необходимы для объединения упражнений в комбинации, для компоновки упражнений (многие упражнения невысокой трудности, переходы от хореографии к элементам и от элементов к хореографии). Исполнение связующих элементов в разном двигательном контексте требует от спортсмена безупречного владения всеми их техническими оттенками;

Разгонные элементы - еще одна кардинально важная категория целостных базовых движений - энергонасыщающие, разгонные упражнения (действия, используемые для выполнения упражнений с фазой полета)

Комбинации базовых упражнений - последняя ступень организации материала СТП. В процессе специальной технической подготовки учебный материал должен быть рационально скомпонован, так чтобы была возможность предлагать занимающимся удобные и эффективные задания. Наилучшие результаты дает использование специальных учебно-тренировочных комбинаций, составленных - по необходимости - из наиболее актуальных для текущего этапа подготовки базовых упражнений от элементов школы до целостных движений (Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин, 2004, Ю.С. Филиппова, 2006). Особая роль учебных комбинаций и соединений заключается в отработке навыков исполнения каждого движения в предложенной последовательности, работы 'на стыках' движений разного типа и при разных параметрических условиях. Состав учебных комбинаций может быть очень мобильным и зависит от текущих задач обучения и тренировки. Такие комбинации могут быть и контрольными упражнениями, по которым оценивается текущая готовность спортсменов (Ю.С. Филиппова, 2006).

Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. (2004), Смолевский В.М. (2006) утверждают, что в упражнениях спортсменов экстра-класса должны быть модальные элементы. Термин происходит от математического понятия 'мода'. Под модальным понимается усложнение уже известного ранее элемента, это могут быть также элементы относительно новые, отвечающие критерию риск, оригинальность. Наличие таких элементов в соревновательной программе характеризует спортсменов высокой квалификации (многие элементы в спортивной аэробике получили 'авторские имена' спортсменов, впервые продемонстрировавших их). В спортивной аэробике можно также выделить обязательные (квалификационные) элементы, выполнение которых необходимо для спортсменов возрастных групп 12-14 и 15-17 лет.

Стандартная схема процесса обучения в спортивной аэробике соответствует общепризнанной последовательности, обычно она сводится к трем основным стадиям:

формирование исходных (предварительных) двигательных представлений об упражнении, являющихся целью тренировочной работы (целевое упражнение);

углубленное разучивание целевого упражнения до уровня двигательного умения;

закрепление и совершенствование ранее разученного упражнения до уровня двигательного навыка.

Обобщая сказанное выше, необходимо отметить, что теория и методика спортивной аэробики пока не получила должного научно-методического подкрепления. Информация по содержанию технической подготовки спортсменов пока еще заимствуется из смежных гимнастических дисциплин и носит общий характер, что и обусловливает необходимость проведения целенаправленных исследований в спортивной аэробике. Для экспериментального изучения одной из важных проблем специальной технической подготовки была выдвинута гипотеза исследования, которая заключалась в предположении о том, что

уточнение особенностей техники профилирующих прыжков спортивной аэробики позволит разработать программу обучения, направленную на формирование техники, приближенной к модельным требованиям правил соревнований, обеспечивающую качественное и стабильное выполнение прыжков (на примере прыжка согнувшись, согнув одну ногу - 'Казак')

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1 Цель и задачи исследования

Цель настоящей работы - определить структурные группы прыжков спортивной аэробики, относящиеся к группе профилирующих, и изучить особенности техники исполнения прыжка 'казак'

Задачи исследования:

1. Уточнить содержание прыжков структурной группы 'казак' в правилах соревнований и в упражнениях спортсменов

2. Определить основные характеристики техники прыжка 'казак' с поворотом на 3600

3. Разработать и проверить эффективность программы обучения прыжку 'казак' с поворотом на 3600

2.2 Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

2.2.1 Анализ литературы

2.2.2 Анкетирование

2.2.3 Педагогическое наблюдение (по видеоматериалам)

2.2.4 Педагогический эксперимент

Полученные результаты обрабатывались с использованием методов математической обработки материалов (вычисления процентов).

2.2.1 Анализ литературных источников;

Было проанализировано 27 научных работ.

2.3 Организация исследования

Исследование проводилось в 4 этапа.

1 этап - Выбор темы исследования, обоснование актуальности, сбор литературных данных по данной проблеме.

2 этап - Анализ, обобщение научно - методической литературы и написание главы 1, подбор методов исследование, разработка анкет с целью выявления более качественного обучения элементу.

Было опрошено 10 человека.

3 этап - Обработка материалов, подготовка иллюстраций, графиков, диаграмм и описание полученных результатов.

4 Этап - Формулирование выводов и оформление курсовой работы.

Глава 3. Анализ результатов собственных исследований

3.1 Содержание элементов группы 'С' в таблице сложности правил соревнований и в упражнениях спортсменов

Как было сказано выше, к базовым (профилирующим) упражнениям относятся такие, которые в силу своих структурных и параметрических свойств являются ключевыми для освоения числа родственных упражнений и дают наибольший методический эффект.

К данной группе упражнений относится прыжок 'Казак (Cossack)' (согнувшись, согнув одну ногу) из группы 'С' - прыжки. Основное двигательное действие, характеризующее название данного элемента - это положение согнувшись в высшей точке вылета.

Анализ правил соревнований показал, что прыжки этой структурной группы постоянно изменяются как по количеству, так и по сложности.

В первых правилах соревнований по спортивной аэробике Международной федерации гимнастики 1994 - 1996 гг. прыжок 'казак' (согнувшись, согнув одну ногу) не был представлен. В следующих правилах соревнований 1997-2000 гг. записано четыре элемента данной структурной группы. Впоследствии правилах соревнований 2001-2004 гг., 2005-2009 гг. появились прыжки 'Казак': с приземлением в шпагат, в упор лежа на согнутых руках; которые могли усложняться поворотами на 180 и 360. В последней версии правил соревнований насчитывается уже имеется 23 элемента данной структурной группы.

В таблице 1 представлено общее количество прыжков разных структурных групп, в правилах соревнований 2009-2012 годов. Неуклонно возрастает сложность прыжков структурной группы 'казак', выполняемых ведущими спортсменами мира на соревнованиях

Таблица 1

Количество прыжков разных структурных групп в таблице сложности правил соревнований цикла 2009-2012 гг.

Структурная группа прыжков

Количество

% от общего количества прыжков

1

Поворот в воздухе (Air turn)

8

4,4

2

Свободное падение (Free fall)

12

6,6

3

Гейнер (Gainer)

7

3,8

4

Сагиттальный шпагат в упор лежа (Sagital scale to push up)

5

2,7

5

Группировка (Tuck jump)

16

8,7

6

Согнувшись ноги врозь (Straddle jump / leap)

28

15,3

7

Казак (Cossack jump)

23

12,6

8

Согнувшись (Pike jump)

18

9,8

9

Шпагат (Split jump / leap)

24

13,1

10

Фронтальный шпагат (Frontal split jump)

12

6,6

11

Разножка (Switch split leap)

5

2,7

12

Мах 'Ножницы' (Scissor Kick)

4

2,2

13

Перекидной (Scissors leap)

11

6,0

ВСЕГО:

183

Как видно из представленных материалов 12.6% составляют прыжки структурной группы согнувшись, согнув одну ногу ('Казак'). Их ценность определена в достаточно большом диапазоне: от 0.3 до 1.0 балла. Самыми сложными являются прыжки; с поворотом на 3600 с приземлением в упор лежа на 1 руку или в упор 'Венсон' и с поворотом на 5400 в упор лежа.

Прыжок 'пайк' выполняется толчком двумя ногами. В фазе полета гимнаст демонстрирует 'складку' (положение согнувшись), затем разгибается и приземляется на две ноги. Он является профилирующим для освоения более сложных прыжков данной структурной группы. Усложнение осуществляется за счет изменения двух параметров.

Первый параметр - создание вращения вокруг продольной оси тела в фазе полета: на 180, 360, 540 и 720 градусов. Поворот более чем на 720 градусов теоретически возможен, но пока еще не выполняется спортсменами.

Второй параметр - приземление: в упор лежа на согнутых руках (push up), в продольный шпагат, в поперечный, в упор лежа ноги врозь на одну согнутую руку. Теоретически возможно приземление в опорный и безопорный 'Венсон' и другие положения.

Таким образом, прыжок 'казак' является профилирующим для всех прыжков данной структурной группы.

Прыжок 'казак', в спортивных программах спортсменов, встречается очень часто, этому поспособствовал большой шаг вперед в технике и развитии спортивной аэробике, как и на соревнованиях в России, так и на международных соревнованиях, в связи с этим этот прыжок стал одним из немногих элементов, который встречается практически к каждой спортивной программе спортсменов. Этот прыжок выполняют гимнасты разных возрастных групп. Спортсмены возрастной группы “12-14” лет, как правило, выполняют этот прыжок с вращением на 3600 градусов (1800 “Cossack” 1800). Спортсмены возрастной группы “15-17” лет так же выполняют прыжок, как с поворотом так и с приземлением в шпагат или упор лежа. Спортсмены возрастной группы “18 и старше” выполняют этот прыжок с поворотами как на 360 градусов, так на 540 и 720 градусов, так же с приземлением в упор лежа, так же усложняют программу делая 'казак' в связке с каким либо другим элементом. Такие координационно-сложные элементы делают спортсмены мирового уровня. Для иллюстрации этого заключения и с целью уточнения целесообразности разработки программы для обучения этим сложным прыжкам мы рассмотрели содержание соревновательных упражнений чемпионов мира 2010 года в индивидуальных выступлениях мужчин, женщин, смешанных пар, трио и групп (таблица 2).

Таблица 2

Количество элементов разных структурных групп в упражнениях чемпионов мира 2010 года

Виды соревнований /Основные группы

ИЖ

ИМ

СП

ТР

ГР

A

2

3

2

3

3

B

1

1

2

1

2

C

5

5

6

6

5

D

2

1

2

2

2

всего

10

10

12

12

12

Представленные данные свидетельствуют о том, что соревновательные программы чемпионов мира всех видов соревнований по аэробике содержат 50% прыжков.

Все спортсмены выполняют разные варианты прыжка 'Казак', причем он, как правило, выполняется с вращениями на 3600 или 5400, с приземлением в упор лежа или в соединении с другим элементом (групп А или С).

3.2 Особенности техники прыжка согнувшись, согнув одну ногу - Cossack

В приложении 2 к правилам соревнований 2009 года описана техника выполнения прыжка 'казак' и представлен рисунок составляющих прыжок движений (рис.1). Помимо этих конкретных требований описаны общие положения, относящиеся ко всей структурной группе 'С'.

К таким общим требованиям относятся: каждое стартовое и конечное положения должны соответствовать описаниям в приложении 2, могут быть выполнены с 1 ноги или с двух ног.

Это положение применимо также к приземлению; все элементы должны демонстрировать прыгучесть и максимальную амплитуду;

все прыжки должны быть выполнены с полным разгибанием при приземлении; поза тела в безопорном положении должна быть ясно распознаваемой; тело и ноги должны быть напряженными и прямыми, голова на одной линии с позвоночником

1. C 463: ПРЫЖОК СОГНУВШИСЬ, СОГНУВ ОДНУ НОГУ - КАЗАК COSSACK JUMP Ценность 0.3

Вертикальный прыжок, при котором обе ноги поднимаются параллельно полу или выше с одной согнутой в колене ногой.

Бедра обеих ног вместе и параллельны полу.

При приземлении ноги вместе.

2. C 466: С ПОВОРОТОМ НА 3600 ПРЫЖОК КАЗАК 1/1 TURN COSSACK JUMP Ценность 0.6

Вертикальный прыжок с поворотом на 360°.

В воздухе показать положение казак

При приземлении ноги вместе

3. C 467: С ПОВОРОТОМ НА 5400 ПРЫЖОК КАЗАК 1 1/2 TURN COSSACK JUMP Ценность 0.7

Вертикальный прыжок с двух ног с поворотом на 540°.

В воздухе показать положение казак

При приземлении ноги вместе.

Рис.1. Описание техники разновидностей прыжка структурной группы 'Казак' в правилах соревнований 2009-2012 гг.

Несомненно, эта информация полезна при сопоставлении реального исполнения с моделью данного прыжка. Однако, она не дает полного представления об особенностях движений. На рисунках 2 и 3 представлен

Подготовительные действия - разгон

Наскок - амортизация

Отталкивание

Полет - 1 фаза

Полет - 2 фаза

Приземление

Рис.1. Структура прыжка 'Казак с поворотом на 3600'

Вариант прыжка 'Казак с поворотом на 3600', выполненный Кристиной Бернатовой, участницей чемпионата мира 2010.

Рис.3 Временная структура фаз прыжка 'Казак с поворотом на 3600'

Из представленной на рисунках 2 и 3 данных видно, что спортсменка выполняет достаточно длительные про времени подготовительные действия - шаги, подскоки, на них затрачивается 22% времени всего прыжка, затем, при наскоке в фазе аммортизации спортсменка, опускается с носка на стопу долго остается в этом положении, затрачивая 42% времени прыжка.1-я фаза полета, до принятия требуемого рабочего положения согнувшись, длится 0,24 с. Общая длительность нахождения спортсменки в безопорном положении составляет 0,44 с.

На рисунках 4 и 5 представлена информация о выполнении более сложного прыжка 'Казак с поворотом на 5400' в исполнении мужчины. Весь прыжок выполняется спортсменом значительно быстрее, чем девушкой. Это связано с более интенсивными подготовительными действиями и быстрой фазой амортизации при наскоке (всего 0,12 с) и отталкивания (0,16 с).1-я фаза полета более длительная, чем у девушки. Можно утверждать, что спортсмен, до принятия рабочей позы согнувшись, показывает большую высоту прыжка. Время нахождения в безопорном положении составляет 0,48 с, что позволяет усложнить прыжок, выполнив перед приземлением дополнительный поворот на 1800.

Наскок-амортизация

Отталкивание

полет-1-я фаза

полет - 2-я фаза

приземление

Рис.4. Кинограмма - прыжок 'Казак с поворотом на 540°' - исполнитель чемпион мира 2010 года Морган Жакъюмин (ФРА)

Рис.5. Временная структура фаз прыжка 'Казак с поворотом на 5400'

Как видно из кинограммы (рис.4), фаза приемления очень короткая, не более 0,16 с. Это позволяет спортсмену сохранить требуемую интенсивность движения в отличии от девушки, которая в этой части движения останавливается.

Рассмотрим еще некоторые характеристики движения. Можно предположить, что в фазе отталкивания скорость перемещения ОЦТ возрастает (это особенно заметно у юноши), так как скорость движения в 1-й фазе полета достигает 20 м/с, а высота его прыжка составляет 0,56 м.

В рабочей позе - согнувшись, спортсмены соединяют ноги (колени вместе) и поднимают их выше горизонтального уровня (на 10-150), что соответствует требованиям судей исполнения и сложности и демонстрирует хорошую амплитуду движения. Одна нога - прямая, другая согнута. Выдержаны требования по положению туловища относительно ног. У девушки угол между туловищем и бедрами составляет 600, а юноша демонстрирует максимальную 'складку' (угол между туловищем и бедрами не превышает 400). Положение согнутой ноги у спортсменов соответствует требованиям, угол сгибания колена не превышает 600.

Во 2-й фазе полета угловая скорость уменьшается, из-за разгибания в тазобедренных суставах изменяется расстояние между ОЦМ ног и осью вращения. Приземление на две ноги у юноши не имеет существенных ошибок. Спортсменка же не успевает принять корректную позу для приземления, она теряет равновесие и вынуждена компенсировать ошибку, затрачивая на это больше времени.

Для обучения этим элементам необходима предварительная подготовка с правильным подбором подводящих упражнений, так же необходима специальная физическая подготовка, без которой точной и правильное выполнение элемента невозможно. Для эффективной тренировки спортсмена большое значение имеет правильный подбор и подача общеразвивающих и специальных упражнений (Е.Г. Попова, 1999). При разработке программы необходимо использовать принцип сопряженной тренировки (Л.Я. Аркаев., Н.Г. Сучилин, 2004).

3.3 Программа обучения прыжку согнувшись, согнув одну ногу - 'Казак' (Cossack)

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ:

1 Блок Требования к физической подготовленности

• Сила мышц ног и прыгучесть ('взрывная сила') для выполнения прыжков на двух ногах

• Сила мышц передней и задней поверхности тела для удержания выпрямленного положения тела в безопорной фазе движения

• Координационные способности для выполнения поворотов в воздухе

• Способности к сохранению равновесия при приземлении

Упражнения: соскок с возвышения, с четким приземлением на две ноги, без схода с места приземления.

2 Блок Ощущение положения тела (динамическая осанка) в разных фазах прыжка

Прыжки с использованием батута, с выполнением динамической осанки прыжка

3 Блок Особенности техники движений в безопорной фазе движения.

Прыжки с использованием батута, с выполнением динамической осанки прыжка, прыжки с гимнастического мостика

Ш Комплекс упражнений для освоения специфичной динамической осанки - сохранения прямого и напряженного положения тела, позы казак (использовать различную высоту опоры, батут, подкидной мостик, гимнастические маты).

Ш Серии прыжков на двух ногах с различными положениями рук (на месте и с продвижением)

Ш Серии прыжков с поворотами на 90° (180°) и т.д.

4 Блок Выполнение упражнений в естественных условиях

Ш По частям,

Ш Целостное движение с разбега, с места, отталкиваясь 1 или 2 ногами

5 Блок. Совершенствование и усложнение прыжка

Ш Прыжки с поворотами, разные способы приземления на 1 и 2 ноги, в шпагат, в упор лежа.

Ш Выполнение прыжка в учебном и соревновательном упражнении

Ш Выполнение прыжка в соединении с другими элементами

Последовательность усложнения прыжка структурной группы 'Казак' представлена на рис.6.

Рис.6. Последовательность усложнения прыжка согнувшись согнув одну ногу - 'казак' - Cossack jump

Физические качества, необходимые для выполнения элемента:

1) гибкость (активная)

2) сила (взрывная, динамическая, статическая)

координация движений (способность к равновесию, дифференцированию движений и к управлению мышечными напряжениями)

Характер работы мышц:

1) взрывная работа (мышц ног и спины)

2) динамическая работа

Режимы работы мышц:

1) преодолевающий (при отталкивании ногами от опоры)

Основная нагрузка при выполнении элемента идет на мышцы ног и спины.

Для овладения необходимо большое внимание уделять развитию способности к динамической и взрывной силе.

Упражнения для развития физических качеств, необходимых для выполнения элемента.

Гибкость.

1. одна нога на возвышенной опоре (гимнастической стенке, степ - платформе, гимнастической скамейке), выполнить согитальный шпагат с касанием грудью ноги.

2. стоя лицом к гимнастической стенке, махи одной вперед (без грузов и с ними)

Сила.

Динамическая и взрывная сила.

1. Сгибание разгибание ног в коленном суставе стоя на двух ногах, на одной ноге.

2. Прыжки, из положения упор присев, вверх с максимально резким отталкиванием ногами от опоры.

3. Прыжок “Сossack” с использованием батута.

Оборудование и инвентарь:

• Гимнастическая скамейка

• Гимнастическая стенка

• Грузы

• Гимнастические маты

Возможные ошибки при исполнении элемента:

1. Нога не доходит до горизонтали

2. Невытянутые носки и согнутые колени

3. Колени не вместе

4. Неконтролируемое приземление

Разработанная методика обучения прыжку 'казак' с перспективными юными спортсменами, проверялась в ходе проведения педагогического эксперимента.

В эксперименте приняли участие 6 спортсменов 13-15 лет. Перед началом была произведена экспертная оценка качества выполнения прыжка 'казак' двумя судьями международной категории, которая показала, что четыре спортсмена исполнили этот прыжок с большой ошибкой и два - с грубой.

На первом этапе ставились две основные задачи. Первая - это формирование динамической осанки в фазе полета и двигательных действий в этой фазе. Прежде всего это положение согнувшись в высшей точке вылета, а также сам вылет, сгибание, разгибание и подготовка к приземлению. Для быстрого принятия положения согнувшись, определяющего название данного прыжка, использовались упражнения, в основном направленные на развитие силы мышц брюшного пресса, которые применялись в заключительной части тренировочного занятия во время специальной физической подготовки.

В висе на гимнастической стенке - поднимание прямых сомкнутых ног до касания носками рейки - 10-15 раз, а затем удержание этого положения до 10 с. Это же упражнение можно выполнять на верхней жерди разновысоких брусьях или перекладине.

Лежа на спине на полу руки вверх выполнение 'складки' (сед высоким углом, согнув одну ногу) и возвращение в исходное положение - максимальное количество повторений за 10 с.

На батуте с ног ј сальто назад на спину - вылет вверх - принятие положения согнувшись, согнув одну ногу - разгибание - приземление на спину (повторить 8-10 раз).

Вторая задача - изучение техники приземления, которая, как было сказано выше, аналогична гимнастической.

Приземление совершенствовалось после прыжков вверх и соскоков с небольшой высоты (скамейка, горка матов) в доскок.

Параллельно на данном этапе в качестве средства СФП применялись упражнения скоростно-силового характера для мышц ног: многоскоки на прямых ногах, в приседе, а также на каждой ноге с продвижением вперед и назад.

Второй этап.

Совершенствование принятия рабочего положения в облегченных условиях. Для этого использовались прыжки на батуте, время фазы полета, которое в несколько раз превышает время выполнения в стандартных условиях. Спортсмены должны выполнять подряд не менее пяти прыжков на батуте с четкой фиксацией положения согнувшись в высшей точке вылета.

Третий этап.

На данном этапе производилось обучение всем основным фазам прыжка с использованием двойного минитрампа (ДМТ)

Спортсмены выполняли после предварительных подскоков на ДМТ, прыжок 'казак' с приземлением сначала на мягкие, а затем стандартные гимнастические маты.

Параллельно на данном этапе в подготовительной части занятий в качестве разминки включались учебные комбинации на батуте с использованием в них прыжка 'казак'. Также продолжалось развитие физических качеств по методу круговой тренировки. Использовались упражнения первого этапа, но с отягощениями по 0,8 кг на ногах и по 0,4 кг на руках.

Четвертый этап.

Освоение прыжка 'казак' с использованием отталкивания от стандартного гимнастического моста. Здесь присутствуют все фазы элемента: из основной стойки махом одной ноги толчком другой наскок на мостик - отталкивание от него - выполнение прыжка 'казак' - приземление на стандартный гимнастический мат. По мере стабилизации качества прыжка мат убирался, и спортсмены приземлялись на соревновательную площадку для спортивной аэробики.

Пятый этап

Данный этап является заключительным и предполагает дальнейшее совершенствование выполнения прыжка 'казак' в стандартных условиях на соревновательной площадке для спортивной аэробики. При условии стабильного и высококачественного выполнения данного элемента спортсмены приступали к изучению более сложных упражнений из данной структурной группы: прыжки 'казак' с поворотом на 180, 360 градусов, приземлением - в упор лежа, в поперечный и продольный шпагат и другие положения.

Процесс обучения профилирующему прыжку 'казак' занял у юниоров от четырех до пяти недель.

По его окончании была проведена повторная экспертная оценка качества выполнения этого прыжка. Сравнение результатов, показанных спортсменами до и после эксперимента выявлено достоверность различий при пороге доверительной вероятности р ? 0,95 по непараметрическому t-критерию Уайта.

Таким образом, педагогический эксперимент подтверждает эффективность разработанной методики обучения выполнения прыжка 'казак' перспективными юными спортсменами. Трое из них по его окончании стали выполнять данный прыжок лишь с мелкой ошибкой (0,1 балла).

Таблица

Результаты, показанные спортсменами до и после эксперимента, по обучению прыжка 'Казак' (ставки в баллах по правилам соревнований)

п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

до

0,4

0,4

0,35

0,35

-

0,3

0,3

-

-

-

-

-

пос-

ле

-

-

-

-

0,35

-

-

0,3

0,2

0,1

0,1

0,1

Rd

1,5

1,5

4,0

4,0

-

7,0

7,0

-

-

-

0

Rп

-

-

-

-

4,0

-

-

7,0

9,0

11,0

11,0

11,0

Rd, Rп - ранги показателей до и после эксперимента

Тd, Тп - суммы рангов до и после эксперимента

Тd = 25; Тп = 53

Тd + Тп = 78;

Т 0,95 = 26 25

Дать заключение о том, что в результате проведенного исследования получены новые сведения о технической подготовке спортсменов на примере обучения профилирующему прыжку 'казак'

3 глава результаты выводы

В ходе нашего исследования

Выводы

1. В таблице элементов сложности правил соревнований спортивной аэробики, группа 'Прыжки' представлена наиболее широко. Прыжки структурной группы 'Казак' постоянно изменяются как по количеству, так и по сложности. В правилах 1994 - 1996 гг. прыжок 'казак' не был представлен. В следующих версиях правил количество прыжков этой структурной группы увеличилось от 4 до 23. Появились прыжки 'Казак' с приземлением в шпагат, в упор лежа на согнутых руках, которые усложнялись поворотами на 180 и 360 и более.

2. Прыжок 'Казак' стал одним из немногих элементов, который встречается в программе каждого спортсмена разных возрастных групп. Гимнасты возрастной группы 12-14 лет выполняют более простые варианты этого прыжка с вращением на 1800. Спортсмены возрастной группы 15-17 лет усложняют прыжок дополнительным вращением и приземлением в шпагат или в упор лежа. Спортсмены группы 18 лет и старше выбирают прыжки с поворотами от 3600до 7200, с приземлением в упор лежа или усложняют прыжок 'казак', выполняя го в связке с каким-либо другим элементом.

3. Основными физическими качествами, обеспечивающими техническое мастерство выполнения прыжка “казак” с поворотом на 3600градусов, являются: взрывная сила, гибкость, прыгучесть, умение сохранять ориентировку и контролировать положение звеньев тела в безопорном положении.

4. Прыжки 'казак' с поворотом, выполненные юношей и девушкой имеют разную временную структуру. Наибольшие различия отмечены в во всех фаза прыжка: общее время наскока, полета и приземлений у девушки составляют соответственно 1.25, 0,44 и 0,12 сек, а у юноши - 0.26, 0,48 и 0.16 сек. В прыжке юноши отмечено быстрое отталкивание от опоры и длительная фаза полета, что обеспечивает большую амплитуду и эффектность прыжка

В рабочей позе - согнувшись, спортсмены соединяют ноги (колени вместе) и поднимают их выше горизонтального уровня (на 10-150), что соответствует требованиям правил соревнований. У девушки угол между туловищем и бедрами в фазе полета составляет 600, а юноша демонстрирует максимальную 'складку' (угол между туловищем и бедрами не превышает 400).

5. Программа обучения прыжку 'Казак' содержит 5 взаимосвязанных блоков:

ѕ Подбор и использование средств, обеспечивающих достижение требуемого уровня физической подготовленности;

ѕ Формирование динамической осанки в разных фазах прыжка

ѕ Освоение техники движений в безопорной фазе прыжка

ѕ Выполнение частей и целостного движения в естественных условиях

ѕ Совершенствование и усложнение прыжка

Каждый из блоков программы содержит специфичный набор упражнений с указанием их дозировки: ОРУ, упражнения на гимнастической стенке, прыжки с повышенной опоры, на батуте.

6. Экспертная оценка техники прыжка показала положительное влияние предложенной программы обучения на техническое мастерство спортсменов. До начала эксперимента все спортсмены допускали грубые ошибки в технике прыжка (0,3-0,4 балла), а в конце эксперимента качество исполнения улучшилось (спортсмены допускают мелкие и средние ошибки - 0,1 - 0,2 балла). Результаты, показанные спортсменами до и после эксперимента выявили достоверность различий при пороге доверительной вероятности р ? 0,95 по непараметрическому t-критерию Уайта.

Практические рекомендации

Для обучения прыжку “казак” необходимо использовать личные качества каждого спортсмена, добавление нового, каждый спортсмен воспринимает обучение лично, следовательно к каждому спортсмену, в период специальной физической подготовки необходимо подстраиваться под каждого спортсмена. Использование дополнительного инвентаря необходимо для качественного обучения, а в дальнейшем и для правильного выполнения прыжка, если спортсмен правильно обучен прыжку, ему не составит труда выполнять этот элемент в усложненной форме.

Список литературы

1. Адресян, К.Б. Моделирование годичного цикла подготовки в спортивной аэробике/ К.Б. Адресян: - РГАФК. - 1996.

2. Аркаев, Л.Я. Как готовить чемпионов. / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. - М.: Физкультура и спорт. 2004. - С.25-76.

3. Борилкевич, В.Е. Сравнительная физиологическая характеристика спортивной аэробики / В.Е. Борилкевич, Н.Н. Кузьмин, А.А. Сомкин // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 3. С.44-45

4. Горбунов В.А. Гимнастика в системе специализированной подготовким спортсменов в аэробике: метод. Разработка для слушателей семинаров по спортивной аэробике / В.А. Горбунов, Демиденко О.И. - Иркутск.: ИТФК, 1999.76 с.

5. Горбунов В.А. Контроль за тренировочной и соревновательной нагрузкой на специализированном этапе многолетнее подготовки спортивного резерва в аэробике: Учебное пособие / В.А. Горбунов. - Иркутск.: 'Репроцентр А 1', 2008. - 84 с

6. Донской, Д.Д. Биомеханика: учебник для ин-тов физ. культуры. / Д.Д. Донской, В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт. 1979. - 263с.

7. Елина, М.С. Спортивная аэробика в России /М.С. Елина. - 2000.

8. Ковшура, Е.О. Профилактика травматизма на занятиях спортивной аэробикой/Е.О. Ковшура. - Спб. - 2003.

9. Крючек, Е.С., Спортивная аэробика: реалии и перспективы / Е. С Крючек. Мат-лы научно практической конференции, посвящ.100-летию со дня рожд. Л.П. Орлова / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 2001., с.87-93

10. Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: учебно-методическое пособие / Е.С. Крючек. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 64 с.

11. Крючек, Е.С. Содержание и композиция упражнений спортивной аэробики / Е.С. Крючек / Гимнастика: Сборник научных трудов. Выпуск 1 - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 2003. с.37-45

12. Крючек, Е.С., Модельные характеристики соревновательных упражнений спортсменов высокого класса в спортивной аэробике / Е.С. Крючек Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы. Сб. материалов IY Международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2008. С.47-51

13. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия: [пер. с англ.] / К. Купер. - 2-е изд., доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.: ил. - (Наука-здоровью). - ISBN 5-278-0016-Х.

14. Курамшин, Ю.Ф. Выносливость и методика ее развития / Ю Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - С.166-170.

15. Курамшин, Ю.Ф. Силовые способности и методика их развития / Ю.Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт. 2003. - С.122-129.

16. Менхин Ю.В. Физическаяподготовка к высшим спортивным достижениям в видах спорта со сложной координацией: Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М.: 1992

17. Менхин, Ю.В. Начала гимнастики / Ю.В. Менхин, А.В. Волков. - Киев.: Здоров, я, 1980. - 272 с.

18. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения: Учебное пособие / СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.78 с

19. Смолевский, В.М. Спортивная гимнастика / В.М. Смолевский Ю.К. Гавердовский. - Киев.: Олимпийская литература. - 1999, - 230 с

20. Смолевский, В.М. Энциклопедия спортивной гимнастики / В.М. Смолевский, Л.Я. Аркаев. М.: 'АНИТА ПРЕСС', 2006, - 378 с

21. Сомкин, А.А., Спортивная аэробика. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных спортсменов / А.А. Сомкин: Монография / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, - СПб, 2001. - 222 с. ISBN 5-86708-248-2

22. Сучилин Н.Г. Становление и совершенствование технического мастерства в упражнениях прогрессирующей сложности. Автореф. дис. докт пед. наук. - М., 1989. - 49 с

23. Филиппова Ю.С. Учебно-методическое руководство по аэробике / Ю.С. Филиппова. - Новосибирск.: Академгородок. - 1999. - 180 с.

24. Филиппова Ю.С. Программы по спортивнойаэробике / под ред. Ю.С. Филипповой. - Новосибирск.: Федерация спорт. аэробикиНовосиб. Обл - 2006. - 60 с.

25. Юсупова, Л.А. Современные тенденции развития спортивной аэробике/ Л.А. Юсупова. - Минск. - 1998.

26. Aerobic Gymnastics / Code of Points 2005-2008/- Fegeration Internationale de Gymnasique. 2005. - 32 p.

27. Aerobic Gymnastics / Code of Points 2009-2012/Fegeration Internationale de Gymnasique. 2009. - 32 p.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Анкета

Уважаемый респондент!

Кафедра теории и методики по гимнастике Национального Государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта г. Санкт-Петербурга проводит исследование физической подготовки спортсменов по спортивной аэробике.

Просим Вас ответить на предоставленные ниже вопросы.

ФИО______________________________________________________________

Тренерская категория________________________________________________

Стаж работы_______________________________________________________

Возраст и квалификация занимающихся, с которыми Вы работаете

ОБРАЗЕЦ АНКЕТЫ.

Уважаемый респондент!

Кафедра теории и методики гимнастики НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, убедительно просим уделить немного внимания данной анкете и ответить на несколько несложных вопросов, чтобы помочь нашему исследованию. Данная анкета проводится нами с целью изучения методики составления упражнений по спортивной аэробике. Нас интересует Ваше мнение по поводу этой проблемы. Просим отвечать искренне. Анонимность и конфиденциальность гарантируем.

Инструкция к заполнению анкеты.

Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением тот вариант ответа, который соответствует Вашему мнению. Кроме того, Вы можете предложить ответы непредусмотренные нами.

Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!

Вопросы:

1. С чего Вы начали обучать занимающегося прыжку “казак”?

А) С фазы отталкивания

Б) С наскока

В) С динамической осанки

Г) другое

2. Какой наскок был использован при выполнении прыжка?

А) одного шага

Б) с галопа

В) с места

Г) другой

3. Какой инвентарь был использован при обучении прыжку?

А) ничего не было использовано

Б) гимнастический мат

В) батут

Г) возвышение

4. Какой инвентарь был использован при обучении прыжку?

А) ничего не было использовано

Б) гимнастический мат

В) батут

Г) возвышение

5. Обучали ли Вы прыжку, сначала (после разучивания) с одной ноги?

А) да

Б) нет

В) другое

6. Какие прыжки были подводящие к прыжку “казак”?

А) прыжок верх

Б) прыжок в группировке

В) прыжок согнувшись

Г) другое

7. С какого возраста целесообразно обучать прыжку “казак”?

А) 5-7 лет

Б) 7-9 лет

В) 9-11 лет

8. За какой промежуток времени у спортсмена появилось продвижение в разучивании прыжка?

А) 1 неделя

Б) 2 недели

В) 3 и более недель

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru