/
Дано:
Д-808-С - краново-металлургический тихоходный двигатель постоянного тока с сериесным (последовательным) возбуждением. Режим работы - S1 (длительный), ПВ = 100%.
Номинальная мощность двигателя, Рн |
37 |
кВт |
|
Номинальное напряжение сети постоянного тока, Uн |
220 |
B |
|
Номинальная частота вращения вала, nн |
525 |
Об/мин |
|
Номинальные ток в обмотках якоря, Iя. н |
200 |
A |
|
Сопротивление обмотки якоря, Rя |
0,054 |
Ом |
|
Число активных проводников в обмотке якоря, N |
278 |
шт |
|
Число пар параллельных ветвей якоря, а |
2 |
шт |
|
Момент инерции якоря, Jя |
2,0 |
кг·м2 |
|
Сопротивление последовательной обмотки возбуждения, Rв |
0,031 |
Ом |
|
Число витков полюса последовательной обмотки |
30 |
шт |
|
Магнитный поток полюса, Фп |
39,6 |
мВб |
Задание:
1. Рассчитать и построить естественные электромеханическую щ (Iя) и механическую щ (M) статистические характеристики двигателя.
2. Рассчитать сопротивление пускового реостата и построить соответствующие реостатные характеристики щ (M) при пуске двигателя в три (3) ступени.
Решение:
1. Особенностью двигателя последовательного возбуждения является то, что его обмотка возбуждения включается последовательно с обмоткой якоря, поэтому ток якоря Iя и ток возбуждения Iв равны между собой. Благодаря этому основной магнитный поток зависит от нагрузки двигателя постоянного тока последовательного возбуждения.
двигатель реостат пуск ток
Двигатель постоянного тока последовательного возбуждения можно пустить в ход только под нагрузкой, так как при холостом ходе или при малой нагрузке (менее 25% от номинального тока) вследствие малой величины тока и магнитного потока скорость вращения двигателя возрастает до величины, опасной для механической прочности двигателя.
В начальный момент пуска двигателя скорость вращения его вала щ равна нулю, следовательно, и противо-ЭДС Ея, пропорциональная скорости вращения и магнитному потоку Ф, наводимая в проводниках якоря, также равна нулю.
Найдём общую потребляемую двигателем мощность:
Узнаем коэффициент полезного действия двигателя:
Определим номинальную угловую скорость вращения вала:
Вычислим номинальное значение момента:
Рассчитаем номинальное сопротивление двигателя:
Найдём общее сопротивление двигателя:
Узнаем электрическую постоянную:
Найдём конструктивный коэффициент:
В связи с отсутствием уравнений, позволяющих рассчитать и построить механические характеристики двигателя последовательного возбуждения, для их построения пользуются универсальными характеристиками, т.е. характеристики строятся в относительных единицах. Методические указания, приложение №5:
ток, - момент,
частота (угловая скорость) вращения,
Таблица 1. Данные построения универсальной характеристики.
i |
I* |
М* |
щ* |
|
1 |
0,2 |
0,1 |
2,82 |
|
2 |
0,4 |
0,28 |
1,98 |
|
3 |
0,6 |
0,48 |
1,38 |
|
4 |
0,8 |
0,72 |
1,12 |
|
5 |
1 |
0,98 |
0,98 |
|
6 |
1,2 |
1,24 |
0,9 |
|
7 |
1,4 |
1,54 |
0,84 |
|
8 |
1,6 |
1,84 |
0,78 |
|
9 |
1,8 |
2,14 |
0,74 |
|
10 |
2 |
2,44 |
0,7 |
|
11 |
2,2 |
2,74 |
0,66 |
|
12 |
2,4 |
3,04 |
0,62 |
Таблица 2. Данные для построения рабочих характеристик.
i |
Ii, А |
Mi, Н•м |
щi, с-1 |
|
1 |
40 |
67,3 |
155,04 |
|
2 |
80 |
188,44 |
108,86 |
|
3 |
120 |
323,04 |
75,869 |
|
4 |
160 |
484,56 |
61,575 |
|
5 |
200 |
659,54 |
53,878 |
|
6 |
240 |
834,52 |
49,48 |
|
7 |
280 |
1036,4 |
46,181 |
|
8 |
320 |
1238,3 |
42,883 |
|
9 |
360 |
1440,2 |
40,684 |
|
10 |
400 |
1642,1 |
38,485 |
|
11 |
440 |
1844 |
36,285 |
|
12 |
480 |
2045,9 |
34,086 |
2. Так как сопротивление обмоток двигателя обычно невелико, то пусковой ток достигает большой величины, опасной для целостности коллектора и обмоток двигателя.
Для уменьшения пускового тока в цепь якоря двигателя последовательно к обмотке якоря включается пусковой реостат, сопротивление которого Rп должно быть таким, чтобы ток в якоре при пуске двигателя не превышал (1,1…1,6) ·Iян.
По мере разгона двигателя величина индуцируемой в обмотке якоря противо-ЭДС Ея возрастает, что приводит к уменьшению тока якоря. Поэтому с нарастанием скорости вращения двигателя пусковой реостат постепенно выводится.
Зададим максимальный ток при пуске ДПТ ПВ:
Определим ток переключения при пуске ДПТ ПВ:
Вычислим расстояние h, для построения графика пусковой диаграммы:
Найдём величины сопротивлений для построения графика пуска ДПТ ПВ:
Графоаналитический расчёт пуска ДПТ ПВ.
1. Возьмём общий масштаб по оси (У) для угловой скорости, щ: 1 мм - 0,5 рад/с.
2. Зададим масштаб для построения графика естественной электромеханической характеристики по току, I: 1 мм - 2 А.
3. Найдём длину отрезков: OIн = 100 мм; OI1 = 160 мм; OI2 = 110 мм и т.д. (таб. 3).
4. Выберем масштаб для построения графика пусковой диаграммы для сопротивления: 1 мм - 0,005 Ом.
5. Определим длину отрезков: Oh = 17 мм; OR2 = 200 мм; OR1 = 137,5 мм.
Таблица 3. Данные для построения характеристик на графике.
i |
Ii, А |
Ii, мм |
щi, с-1 |
щi, мм |
|
80 |
40 |
108,86 |
217,7 |
||
3 |
120 |
60 |
75,869 |
151,7 |
|
4 |
160 |
80 |
61,575 |
123,2 |
|
5 |
200 |
100 |
53,878 |
107,8 |
|
6 |
240 |
120 |
49,48 |
99 |
|
7 |
280 |
140 |
46,181 |
92,4 |
|
8 |
320 |
160 |
42,883 |
85,8 |
|
9 |
360 |
180 |
40,684 |
81,4 |
|
10 |
400 |
200 |
38,485 |
77 |
Сопротивления добавочных резисторов находим из графика пусковой диаграммы:
Рисунок 4. Принципиальная электрическая схема ДПТ ПВ.
Список литературы
1. Ключев В.И. Теория электропривода: учебник для вузов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Энергоатомиздат, 2001, - 704 с.
2. Чиликин М.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода: учебник для вузов - 6-е изд., доп. и перераб. - М.: Энергоиздат, 1981, - 576 с.
3. Москоленко В.В. Электрический привод: учебник для студ. высш. учеб. завед. - М.: издат. центр 'Академия', 2007, - 368 с.
4. Вешеневский С.Н. Характеристики двигателей в электроприводе. М. - Л.: Энергия, 1977, - 432 с.
5. Методическая программа, задания и указания на выполнение контрольных работ. Киров, изд. ВятГТУ, 2005.