Разработка асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
Работа из раздела: «
Физика и энергетика»
2
Введение
Асинхронные двигатели являются основными преобразователями элек-трической энергии в механическую и составляют основу электропривода большинства механизмов, используемых во всех производствах.
Асинхронные двигатели общего назначения мощностью от 0,06 до 400кВт на напряжение до 1140В - наиболее широко применяемые элек-трические машины. В парке всех производств Республики Беларусь они со-ставляют по количеству 90%, по мощности - примерно 55%, а по потребле-нию электроэнергии более 40%. При проектировании необходимо учитывать соответствие технико-экономических показателей современному мировому уровню при соблюдении требований государственных и отраслевых стандартов. Приходится также учитывать назначение и условия эксплуатации, стоимость активных и конструктивных материалов КПД, технологию производства, надежность в работе и патентную частоту.
Расчет и конструирование неотделимы от технологии их изготовления. Поэтому при проектировании необходимо учитывать возможности электротехнических заводов, стремиться к максимальному снижению трудоемкости изготовления электрических машин.
Выбрать оптимальный вариант можно, сопоставив многие варианты расчета. Поэтому без применения ЭВМ не обходится ни один серьезный расчет электрических машин.
В данном курсовом проекте все расчеты ведутся на ЭВМ, включая и построение рабочих и пусковых характеристик.
Содержание
- Введение
- 1. Описание конструкции асинхронного двигателя
- 2. Выбор главных размеров
- 2.1 Расчёт высоты вращения и длины железа статора
- 2.2 Определение числа пазов, витков и сечения провода обмотки статора
- 2.3 Расчёт размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора
- 2.4 Расчёт ротора
- 2.5 Расчёт паза ротора
- 2.6 Расчёт короткозамыкающих колец
- 3. Электромагнитный расчёт
- 3.1 Расчёт магнитной цепи
- 3.2 Расчёт намагничивающего тока
- 3.3 Параметры рабочего режима
- 3.4 Расчёт потерь
- 3.5 Расчёт рабочих характеристик
- 3.6 Расчёт пусковых характеристик
- 4. Круговая диаграмма
- 5. Тепловой и вентиляционный расчёты
- 5.1 Тепловой расчёт
- 5.2 Вентиляционный расчёт
- 6. Механичский расчёт
- 6.1 Расчёт вала
- 6.2 Расчёт подшипников
- 7. Экономический расчёт
- 8. Описание технологии сборки
- Заключение
- Список литературы
- Введение
- Асинхронные двигатели являются основными преобразователями электрической энергии в механическую и составляют основу электропривода большинства механизмов, используемых во всех производствах.
- Асинхронные двигатели общего назначения мощностью от 0,06 до 400кВт на напряжение до 1140В - наиболее широко применяемые электрические машины. В парке всех производств Республики Беларусь они составляют по количеству 90%, по мощности - примерно 55%, а по потреблению электроэнергии более 40%.
- При проектировании необходимо учитывать соответствие технико-экономических показателей современному мировому уровню при соблюдении требований государственных и отраслевых стандартов. Приходится также учитывать назначение и условия эксплуатации, стоимость активных и конструктивных материалов КПД, технологию производства, надежность в работе и патентную частоту.
- Расчет и конструирование неотделимы от технологии их изготовления. Поэтому при проектировании необходимо учитывать возможности электротехнических заводов, стремиться к максимальному снижению трудоемкости изготовления электрических машин.
- Выбрать оптимальный вариант можно, сопоставив многие варианты расчета. Поэтому без применения ЭВМ не обходится ни один серьезный расчет электрических машин.
- В данном курсовом проекте все расчеты ведутся на ЭВМ, включая и построение рабочих и пусковых характеристик.
- 1. Описание конструкции асинхронного двигателя
- Опираясь на исходные данные, заданные в задании на проектирование, можно произвести анализ конструкции электродвигателя.
- По условию курсовой работы заданы: исполнение по защите, монтажное исполнение и способ охлаждения. Исполнение по защите проектируемого двигателя IP44. Это подразумевает, что двигатель защищен от возможности соприкосновения инструмента с токоведущими частями попадания внутрь двигателя твердых тел диаметром более 1 мм, а также двигатель защищен от брызг, вода, разбрызгиваемая на оболочку в любом направлении, не должна оказывать вредного действия на изделие, т.е. двигатель выполнен в закрытом исполнении.
- Способ охлаждения IС0А141 подразумевает, что охлаждение осуществляется воздухом, а машина с ребристой станиной, обдуваемая внешним вентилятором, расположенным на валу двигателя.
- Монтажное исполнение IМ2001 говорит о том, что двигатель выполнен на лапах с двумя подшипниковыми щитами и фланцем на одном щите, имеет горизонтальное расположение и один выходной конец вала.
- Обмотка короткозамкнутого ротора не имеет изоляции, выполняется заливкой пазов алюминием, одновременно со стержнями отливается замыкающие кольца с вентиляционными лопатками.
- В связи с тем, что мощность двигателя 50 кВт, в статор укладываем двухслойную обмотку с укороченным шагом.
- Магнитопровод статора выполняют шихтованным из целых листов электротехнической стали 2312 толщиной 0,5 мм.
- 2. Выбор главных размеров
- По условиям курсового проекта заданы следующие параметры проектируемого двигателя:
- - мощность двигателя Р2= 47800 Вт;
- - линейное напряжение питания 380/220В;
- - исполнение по способу защиты IP44;
- - число пар полюсов 2р=10
- - частота питающей сети 50 Гц;
- - конструктивное исполнение IM2001;
- 2.1 Расчёты высоты вращения и длины железа статора
- Первым шагом при выборе главных размеров асинхронного двигателя является выбор высоты оси вращения h, которая предварительно выбирается по рисунку 8.17 [1,c.274] для двигателя P2=47,8кВт, IP=44, 2р=10. Принимается h=280 мм.
- Внешний диаметр Da магнитопровода статора выбирается из таблицы 8.6 [1, c.275] для h=280 мм. Принимается Da=520 мм.
- Внутренний диаметр D магнитопровода статора вычисляется по формуле [1, c. 275]
- D=kDDa, (1)
- где kD - коэффициент характеризующий отклонение внутреннего и внешнего диаметров сердечников статора асинхронных двигателей серий 4А и АИ, таблица 8.7 [1, c. 276].Принимается для 2р=10 kD=0,76.
- D=0,760,52=0,395 м
- Полюсное деление , мм определяется по формуле8.3 [1, c. 276]:
- (2)
- где р - число пар полюсов.
- Расчётная мощность ,ВА:
- , (3)
- где - номинальная мощность двигателя, Вт; - отношение ЭДС обмотки статора к номинальному напряжению; - номинальный расчётный КПД; соs - номинальный расчётный коэффициент мощности.
- Из рисунка 8.20 [1, c. 276] =0,945. Из рисунка 8.21 [1, c. 277] принимается =0,91, соs =0,78.
- (Вт)
- Синхронная угловая скорость движения , рад/с, рассчитывается по формуле:
- (4)
- где f1 - частота питающей сети, Гц.
- Расчётная длина магнитопровода определяется по формуле 8.6 [1, c. 279]:
- (5)
- где - коэффициент формы поля; - обмоточный коэффициент (выбирается в зависимости от типа обмотки статора); А - электромагнитная нагрузка, А/м; - индукция магнитного поля в воздушном зазоре, Тл.
- принимается равным 1,11.
- При мощности АД больше 15 кВт используется двухслойная обмотка, поэтому принимается =0,91. Из рисунка 8.23 [1, c. 279] находим: А=36103 А/м, =0,8 Тл.
- Для определения правильности выбора главных размеров D и l используется значение:
- (6)
- Полученное значение находится в пределах указанных на рисунке 8.25 [1, c. 280].
- 2.2 Определение числа пазов, витков и сечения провода обмотки статора
- Следующий этап расчёта включает определение числа пазов статора Z1 и числа витков в фазе обмотки статора W1.
- (7)
- Значения tZ1min, tZ1max определяются по графику на рисунке 8.26 [1, c. 282]. Для h=280 мм, 2p=10, =124 мм, tZ1min=0.0138 м, tZ1max=0.016 м.
- Окончательное число пазов статора Z1 выбирается в полученных пределах с учётом условий симметрии: q1 есть целое число.
- (8)
- где m - число фаз, m=3.
- Принимается Z1=90, q1=3. Окончательное значение tZ1 вычисляется по формуле:
- (9)
- входит в выбранный диапазон.
- Далее предварительно определяется число эффективных проводников в пазу u'п по формуле 8.17 [1, c. 284]при условии, что параллельных ветвей в обмотке 4 (a=4).
- (10)
- где I1ном - номинальный ток АД, А по формуле 8.18 [1, c. 279].
- (11)
- Окончательно принимается a=5.
- Число эффективных проводников в пазу равно:
- (12)
- Для двухслойной обмотки принимаем . Относительное число витков в фазе обмотки по формуле 8.20 [1, c. 279]:
- (13)
- Окончательное значение линейной нагрузки по формуле 8.21 [1, c. 279]:
- (14)
- (15)
- Пусть шаг обмотки y=7 зубцовых делений, тогда относительный шаг равен:
- (16)
- Коэффициент укорочения:
- (17)
- Коэффициент распределения определяется по таблице 3.16 [1, c. 113]. Принимается =0,943.
- Обмоточный коэффициент определяется следующим образом:
- (18)
- Далее определяется значение потока по формуле 8.22 [1, c. 285]:
- (19)
- Индукция в воздушном зазоре определяется по формуле 8.23 [1, c. 285]:
- (20)
- Выбор допустимой плотности тока производится с учётом линейной нагрузки двигателя:
- (21)
- Значение (A?J) для АД различных исполнений приведены на рисунке 8.27 [1, c. 286]. Для проектируемого двигателя выбирается (A?J)=150?109 A2/м2.
- Сечение эффективных проводников определяется исходя из тока одной параллельной ветви и допустимой плотности тока в обмотке по формуле 8.24 [1, c. 285]:
- (22)
- Принимается число эффективных проводников nэл=3, qэл=1.227 мм2 (таблица П-28 [2, c. 470]), тогда qэф1=3*1.227=3.68 мм2, dиз=1,33 мм. Обмотка выполняется круглым проводом.
- Далее уточняется плотность тока в обмотке:
- (23)
- 2.3 Расчёт размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора
- По таблице 8.10 [1, c. 289] Ba=1.1 Тл и BZср=1.6 Тл. По таблице 8.11 [1, c. 290] выбирается коэффициент заполнения сталью магнитопровода kc1=0,95. По выбранным значениям Bа и kc1 рассчитывается высота ярма статора по формуле 8.28 [1, c. 288]:
- (24)
- Минимальная ширина зубца статора:
- (25)
- Размеры паза вначале определяются без учёта размеров и числа проводников обмотки, исходя из допустимых значений индукции в зубцах и ярме статора.
- Высота паза определяется по следующей формуле:
- (26)
- Ширина паза:
- (27)
- (28)
- где - высота шлица зуба, м; - ширина шлица зуба, м.
- Принимается =1 мм, =4 мм [1, c. 295-296]. Приведённые расчёты выполнены для трапециидального паза. Форма паза статора представлена в графической части проекта.
- .
- (29)
- Для расчёта коэффициента заполнения паза необходимо определить площадь паза в свету и учесть площадь сечения паза, занимаемую корпусной изоляцией Sиз и прокладками в пазу Sпр. Размеры паза в свету определяются с учётом припусков на шихтовку и сборку сердечников bп и hп:
- (30)
- Из таблицы 8.12 [1, c. 292] bп=hп=0,3 мм.
- Площадь поперечного сечения трапециидального паза, в которой размещаются обмотки, корпусная изоляция и прокладки:
- . (31)
- Площадь занимаемая корпусной изоляцией в пазу, м2:
- (32)
- где - односторонняя толщина изоляции в пазу, м.
- Из таблицы 3.1 [1, c. 74] выбирается =0,55?10-3 м2, тогда:
- Площадь поперечного сечения прокладок по 8.47, м2:
- (м2 ) (33)
- Площадь поперечного сечения паза, остающаяся свободной для размещения проводников обмотки, м2:
- Контролем правильности размещения обмотки в пазах является значение коэффициента заполнения паза:
- , (34)
- где dиз - диаметр изолированного элементарного проводника, мм. dиз=1.33*10-3 м.
- Коэффициент заполнения входит в указанные пределы (0.72<<0.74)[1]
- Для обмотки статора используется круглый медный эмалированный провод ПЭТ-155 с площадью поперечного сечения 1.227 мм2.
- 2.4 Расчёт ротора
- На следующем этапе выбирается воздушный зазор по рис. 8,31 [1, c.300]:
- = 0,0007 (м)
- После выбора величины воздушного зазора выполняется расчёт короткозамкнутого ротора.
- Число пазов ротора по таблице 8.16 [1, c.307]: .
- Диаметр ротора:
- (35)
- Длина магнитопрвода ротора равна длине магнитопровода статора: .
- Зубцовое деление:
- (36)
- Внутренний диаметр ротора равен диаметру вала, так как сердечник ротора непосредственно насаживается на вал, по формуле 8.102 [1, c.319]:
- ; (37)
- где - находим из таблицы 8.17 [1, c.319].
- (м).
- Коэффициент привидения токов по формуле 8.66 [1, c.308]
- , (38)
- Пазы ротора со скосом пазов вычисляем по формулам.
- (39)
- (40)
- Угол скоса:
- (41)
- Коэффициент скоса равен:
- (42)
- Ток в обмотке ротора по формуле 8.57 [1, c.302]
- , (43)
- где - коэффициент учитывающий влияние формы тока намагничивания на отношение I2/I1 находим по формуле 8.58 [1, c.303]
- . (45)
- Плотность поперечного сечения стержня предварительно по формуле 8.68 [1, c.308], плотность тока в стержне алюминиевой литой клетки принимаем
- (46)
- 2.5 Расчёт паза ротора
- Принимается =0,8 мм, =1,7 мм, =0,5 мм [1, c. 295-296]. Приведённые расчёты выполнены для трапецеидального закрытого паза. Форма паза ротора представлена в графической части проекта.
- Определяем допустимое значение индукции по таблице 8.10 [1, c.289] =1.85.
- Допустимая ширина зубца по формуле 8.75 [1, c.314]
- (47)
- Размеры паза по формулам 8.76-8.78 [1, c.314]:
- (48)
- (49)
- (50)
- Уточняем ширину зубцов ротора по формулам таблицы 8.18 [1,c.324]
- (51)
- Полная высота паза:
- (52)
- (53)
- Таким образом Площадь поперечного сечения стержня рассчитываем по формуле 8.79 [1, c. 314]
- (54)
- Плотность тока в стержне:
- (55)
- 2.6 Расчёт короткозамыкающих колец
- Токи в кольце по формуле 8.70 [1, c.309]
- (56)
- где .
- Плотность тока в замыкающих кольцах [1, c.309]:
- . (57)
- Площадь поперечного сечения кольца по формуле 8.72 [1, c.309]:
- (58)
- Высота сечения кольцах [1, c.310]:
- (59)
- Ширина замыкающих колец [1, c.310]:
- . (60)
- Средний диаметр замыкающих колец по формуле 8.74 [1, c.310]:
- . (61)
- Следующим этапом является электромагнитный расчет.
- 3. Электромагнитный расчёт
- 3.1 Расчет магнитной цепи
- Для магнитопровода используется сталь 2312.
- Магнитное напряжение воздушного зазора определяется по формуле:
- (62)
- где - коэффициент воздушного зазора; - магнитная постоянная.
- Коэффициент воздушного зазора рассчитывается по следующей формуле:
- (63)
- (64)
- где - зубцовое деление статора;- ширина шлица паза статора.
- Для статора =14?10-3 м, =4?10-3 м,=0,7?10-3 м.
- Далее рассматривается магнитное напряжение зубцовой зоны статора. Для зубцов с параллельными гранями (трапециидальные пазы):
- , (65)
- (66)
- (67)
- По таблице 8.15 [1, c. 299] расчетная высота паза hZ1=hп=33?10-3 м.
- Индукция в зубце, Тл:
- (68)
- Магнитное напряжение зубцовой зоны статора, А:
- (69)
- После расчёта магнитной цепи статора рассчитывается магнитная цепь ротора. Общая формула для расчета магнитного напряжения ротора, А:
- (70)
- где - расчётная высота зубца, м; - расчётная напряжённость в зубце, А/м.
- Для короткозамкнутого ротора с закрытыми пазами
- =-0,1=28-0,1?5.86=27 мм. (71)
- Индукция в зубце, Тл:
- (72)
- Пусть действительная индукция =1,85 Тл, соответствующая ей напряжённость =3330 А/м (таблица П - 17, [2, c. 330]). Полученные данные нужно подставить в следующие уравнения:
- Магнитное напряжение зубцовой зоны статора, А:
- (73)
- Коэффициент насыщения зубцовой зоны рассчитываем по формуле 8.115 [1, c.328]:
- (74)
- На следующем этапе рассматривается магнитное напряжение ярма статора по формуле 8.116 [1, c.329]:
- (75)
- где - длина средней магнитной силовой линии в ярме статора, м; - напряжённость поля при индукции по кривой намагничивания стали ярма, А/м.
- Индукция в ярме статора, определяется по следующей формуле, Тл:
- (76)
- где - расчётная высота ярма статора, м.
- При отсутствии аксиальных вентиляционных каналов в статоре:
- (77)
- Длина средней магнитной силовой линии в ярме статора:
- (78)
- По таблице П - 16 [2, c. 460] для =1.1 Тл для стали 2212 =332 А/м.
- Магнитное напряжение ярма ротора, А по формуле 8.121 [1, c.329]:
- (79)
- где - напряжённость поля в ярме при индукции по кривой намагничивания;- длинна силовой линии в ярме, м.
- Для двигателей с непосредственной посадкой ротора на вал (Dj=DB) без вентиляционных аксиальных каналов по формуле 8.123 [1, c.330]:
- (80)
- Индукция в ярме ротора по формуле 8.122 [1, c.329]:
- Для =0.44 Тл, =108 А/м.
- Длина средней магнитной силовой линии в ярме ротора, м:
- (81)
- . (82)
- Суммарное магнитное напряжение на пазу полюсов по формуле 8.128 [1, c.330]:
- (83)
- Коэффициент насыщения магнитной цепи по формуле 8.129 [1, c.330]:
- (84)
- 3.2 Расчёт намагничивающего тока
- Намагничивающий ток по формуле 8.130 [1, c.331]:
- (85)
- Относительное значение намагничивающего тока определяется по формуле 8.131 [1, c.331]:
- (86)
- - находится в допустимых пределах
- На следующем этапе рассчитываются параметры асинхронной машины для номинального режима.
- 3.3 Параметры рабочего режима
- Для номинального режима АД активное сопротивление обмотки статора определяется по формуле 8.132 [1, c.332]:
- (87)
- где - общая длинна эффективных проводников фазы обмотки, м; - площадь поперечного сечения эффективного проводника, м2; - удельное сопротивление материала обмотки при расчётной температуре,Ом?м; -коэффициент увеличения активного сопротивления фазы обмотки от действия эффекта вытеснения тока.
- Значение для номинальных режимов принимается равным единице. Для класса изоляции F =(1/41)?10-6 Ом?м.
- Общая длина проводников фазы обмотки определяется по формуле:
- (88)
- где - средняя длина витка обмотки статора, м; - число витков фазы.
- Средняя длинна витка есть сумма прямолинейных пазовых и изогнутых лобовых частей катушки:
- (89)
- Длина пазовой части равна конструктивной длине сердечника, для всыпной обмотки статора длина лобовой части равна:
- (90)
- Вылет лобовых частей, м:
- (91)
- где - средняя ширина катушки, м, определяемая по дуге окружности, проходящей по серединам высоты пазов; B - длины вылета прямолинейной части катушек из паза, м.
- , (92)
- где - относительное укорочение шага обмотки статора. , - коэффициенты в зависимости от числа полюсов машины и наличия изоляции в лобовых частях (таблица 8.21[1, с.334]).
- Для машин, обмотки которых укладываются после запрессовки сердечника в корпус, вылет прямолинейной части B=0,01 м. Из таблицы 8.21 [1, с. 334] =1,9, =0,72.
- (м),
- (м),
- (м),
- (м),
- (м).
- Активное сопротивление фазы статора:
- (Ом).
- Относительное значение:
- (93)
- Далее рассчитывается активное сопротивление фазы ротора, Ом:
- (94)
- где -сопротивление стержня; - сопротивление участка замыкающего кольца, заключенного между двумя соседними стержнями.
- Сопротивление стержня:
- (95)
- Сопротивление участка замыкающего кольца, заключенного между двумя соседними стержнями:
- . (96)
- Для дальнейших расчётов должно быть приведено к числу витков первичной обмотки:
- . (97)
- ( Ом).
- Относительное значение сопротивления:
- (98)
- Далее рассчитываются индуктивные сопротивления, обмоток статора и ротора двигателя.
- Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора:
- (99)
- где - расчётная длина магнитопровода, м; - коэффициенты магнитной проводимости пазового, лобового и дифференциального рассеяния соответственно.
- При отсутствии вентиляционных каналов = , ==1, =0.024.
- Коэффициент рассчитывается для двухслойной обмотки в трапециидальном пазу.
- (100)
- Коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния:
- (101)
- Коэффициенты магнитной проводимости дифференциального рассеяния:
- (102)
- (103)
- Из рисунка 8.51 [1, c. 340] =0,9 =1.
- .
- Относительное значение:
- (104)
- Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора по 8.177 [1, c.343]:
- (105)
- где - коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки короткозамкнутого ротора; - коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки короткозамкнутого ротора; - коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния ротора.
- (106)
- так как режим номинальный.
- Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки короткозамкнутого ротора:
- (107)
- Коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния для ротора с литыми обмотками при замыкающих кольцах, прилегающих к торцам сердечника ротора:
- (108)
- Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки короткозамкнутого ротора:
- (109)
- Приводим к числу витков статора по формуле:
- (110)
- Относительное значение:
- (111)
- На следующем этапе проектирования рассчитываются потери и КПД.
- 3.4 Расчет потерь
- Основные потери в стали определяются по формуле:
- (112)
- где - удельные потери, Вт/кг; - показатель степени, учитывающий зависимость потерь в стали от частоты перемагничивания, =1,5;,- коэффициенты, учитывающие влияние на потери в стали, неравномерности распределения потока по сечениям участков магнитопровода и технологических факторов;,- масса стали ярма и зубьев статора, кг. Для стали 2312 по таблице 8.26 [1, c. 348] принимается =1,3 Вт/кг. Для машины мощностью менее 250 кВт =1,6 и =1,8.
- (113)
- (114)
- где = - расчётная высота зубца статора, м; - удельная плотность стали, =7800 кг/м3.
- Затем рассчитываются добавочные потери в стали.
- Амплитуда пульсации индукции в воздушном зазоре над коронками зубцов статора и ротора, Тл:
- (115)
- .
- =0,16 из рисунка 8.53 [1, c.349].
- По и частоте пульсаций индукции под зубцами, равной , определяются удельные поверхностные потери для ротора. Для проектируемого двигателя n=600 мин-1.
- (116)
- где - коэффициент учитывающий влияние обработки поверхности зубцов ротора на удельные потери.
- Принимается =1,5.
- Полные потери ротора, Вт:
- (117)
- Для определения пульсационных потерь вначале находится амплитуда пульсаций индукции в среднем сечении зубцов ротора, Тл:
- (118)
- .
- Пульсационные потери в зубцах статора и ротора, Вт:
- (119)
- Масса стали зубцов ротора:
- (120)
- Добавочные потери в стали, Вт:
- , (121)
- Полные потери в стали, Вт:
- (122)
- Механические потери, Вт:
- (123)
- (124)
- Добавочные потери, Вт при номинальном режиме:
- (125)
- Суммарные потери в двигателе ,Вт:
- (126)
- Коэффициент полезного действия двигателя:
- (127)
- Рассчитываем холостой ход двигателя.
- Электрические потери статора при холостом ходе, Вт:
- (128)
- Ток холостого хода двигателя, А:
- (129)
- где - активная составляющая тока, А; - реактивная составляющая тока, А.
- (130)
- .
- - при холостом ходе:
- (131)
- На следующем этапе необходимо рассчитать рабочие характеристики асинхронной машины.
- 3.5 Расчет рабочих характеристик
- Методы расчёта характеристик основаны на системе уравнений токов и напряжений, которой соответствует схема замещения.
- Рисунок 3.1- Cхема замещения.
- Рассчитаем сопротивление взаимной индукции обмоток статора и ротора:
- (132)
- (133)
- Комплексный коэффициент для машин мощностью более 3 кВт с большой точностью можно определить по формуле:
- (134)
- (135)
- (136)
- (137)
- Активная составляющая тока синхронного холостого хода, А:
- (138)
- Номинальное скольжение (предварительно) принимаем s=0,02
- Для расчёта рабочих характеристик необходимы следующие формулы:
- (139)
- (140)
- (141)
- (142)
- (143)
- (144)
- (145)
- (146)
- (147)
- (148)
- (149)
- (150)
- (151)
- (152)
- (153)
- (154)
- (155)
- (156)
- (157)
- Результаты расчёта рабочих характеристик представлены в таблице 3.4.1 и 3.4.2
- Таблица 3.4.1
Si
|
m1i
|
zi
|
I1ai
|
I1pi
|
I1i
|
I2i
|
P1i
|
|
0.0001
|
619.587
|
619.962
|
1.577
|
37.149
|
37.18
|
0.373
|
1.041
|
|
0.0019
|
32.61
|
32.718
|
7.945
|
37.253
|
38.09
|
7.065
|
5.244
|
|
0.0038
|
16.305
|
16.417
|
14.616
|
37.563
|
40.3
|
14.081
|
9.647
|
|
0.0057
|
10.87
|
10.986
|
21.226
|
38.073
|
43.5
|
21.043
|
14.009
|
|
0.0076
|
8.152
|
8.272
|
27.767
|
38.778
|
47.69
|
27.945
|
18.326
|
|
0.0095
|
6.522
|
6.645
|
34.231
|
39.673
|
52.39
|
37.786
|
22.592
|
|
0.011
|
5.435
|
5.562
|
40.61
|
40.751
|
57.53
|
41.56
|
26.803
|
|
0.013
|
4.659
|
4.79
|
46.898
|
42.007
|
62.9
|
48.265
|
30.952
|
|
0.015
|
4.076
|
4.211
|
53.087
|
43.434
|
68.59
|
54.897
|
35.038
|
|
0.017
|
3.623
|
3.762
|
59.173
|
45.025
|
74.35
|
61.453
|
39.054
|
|
0.019
|
3.261
|
3.403
|
65.15
|
46.773
|
80.2
|
67.93
|
42.868
|
|
0.021
|
2.965
|
3.11
|
71.013
|
48.67
|
86.09
|
74.326
|
46.868
|
|
0.023
|
2.717
|
2.867
|
76.757
|
50.71
|
91.99
|
80.638
|
50.659
|
|
0.024
|
2.592
|
2.744
|
80.027
|
51.954
|
95.41
|
84.254
|
52.818
|
|
0.026
|
2.383
|
2.538
|
86.153
|
54.448
|
101.91
|
91.075
|
56.861
|
|
0.029
|
2.174
|
2.334
|
93.243
|
57.612
|
109.6
|
99.054
|
61.54
|
|
|
- Таблица 3.4.2
Ri
|
I``2i
|
P2i
|
P'э2i
|
P'э1i
|
Pдобi
|
|
|
|
|
619.962
|
0.355
|
0.124
|
0.00002
|
0.411
|
0.0052
|
0.119
|
0.042
|
1.164
|
|
32.718
|
6.724
|
4.03
|
0.0084
|
0.431
|
0.026
|
0.768
|
0.209
|
1.214
|
|
16.417
|
13.401
|
8.334
|
0.033
|
0.483
|
0.048
|
0.864
|
0.363
|
1.313
|
|
10.986
|
20.026
|
12.552
|
0.075
|
0.565
|
0.07
|
0.896
|
0.487
|
1.458
|
|
8.272
|
26.595
|
16.679
|
0.131
|
0.676
|
0.092
|
0.91
|
0.582
|
1.647
|
|
6.645
|
33.105
|
20.711
|
0.204
|
0.816
|
0.113
|
0.917
|
0.653
|
1.881
|
|
5.562
|
39.553
|
24.646
|
0.291
|
0.984
|
0.134
|
0.92
|
0.706
|
2.157
|
|
4.79
|
45.933
|
28.479
|
0.392
|
1.178
|
0.155
|
0.92
|
0.745
|
2.473
|
|
4.211
|
52.245
|
32.208
|
0.507
|
1.399
|
0.175
|
0.919
|
0.774
|
2.829
|
|
3.762
|
58.484
|
35.832
|
0.636
|
1.644
|
0.195
|
0.917
|
0.796
|
3.223
|
|
3.403
|
64.648
|
39.347
|
0.77
|
1.912
|
0.215
|
0.915
|
0.812
|
3.652
|
|
3.11
|
70.735
|
42.753
|
0.93
|
2.203
|
0.234
|
0.912
|
0.825
|
4.116
|
|
2.867
|
76.743
|
46.048
|
1.095
|
2.516
|
0.253
|
0.909
|
0.834
|
4.612
|
|
2.744
|
80.184
|
47.904
|
1.195
|
2.706
|
0.264
|
0.907
|
0.839
|
4.913
|
|
2.538
|
86.675
|
51.345
|
1.396
|
3.088
|
0.284
|
0.903
|
0.845
|
5.517
|
|
2.334
|
94.269
|
55.261
|
1.652
|
3.571
|
0.308
|
0.989
|
0.851
|
6.279
|
|
|
- 3.6 Расчет пусковых характеристик
- Расчет токов с учетом влияния изменения параметров под влиянием эффекта вытеснения тока (без учета влияния насыщения от полей рассеяния).
- Расчет проводим для значения s=1.
- Находим высоту стержня по рисунку 2.1:
- (158)
- При литой алюминиевой обмотке ротора при расчетной температуре 75o имеем по 8.244 [1, c.364]:
- (159)
- Находим параметры для =1.76 из графиков на рисунках 8.57-58 [1, c. 366]:
- ;
- Глубина проникновения тока по формуле 8.246 [1, c.367]:
- (160)
- Тогда площадь сечения по 8.253 [1, c.367]:
- (161)
- (162)
- .
- Коэффициент определяется по формуле 8.247 [1, c.365]:
- (163)
- Коэффициент общего увеличения сопротивления фазы ротора под влиянием вытеснения тока по 8.257 [1, c.368]:
- (164)
- Приведенное активное сопротивление фазы ротора под действием эффекта вытеснения тока по 8.260 [1, c.369]:
- (165)
- Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния с учетом вытеснения тока:
- (167)
- Рассчитываем коэффициент уменьшения индуктивного сопротивления фазы ротора:
- (168)
- Приведенное индуктивное сопротивление фазы ротора под действием эффекта вытеснения тока по 8.260 [1, c.369]:
- (169)
- Пусковые параметры:
- (170)
- (171)
- . (172)
- (173)
- Токи без учета влияния эффекта насыщения:
- (174)
- (175)
- Расчет токов с учетом влияния вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния.
- Зададимся кратностью увеличения тока, обусловленного уменьшением индуктивного сопротивления из-за насыщения зубцовой зоны:
- . (176)
- Средняя МДС обмотки, отнесенная к одному пазу статора:
- ; (177)
- Фиктивная индукция потока рассеяния:
- (178)
- где коэффициент, который находится следующим образом:
- (179)
- По рисунку 8.61 [1, c.370] выбираем для =3.4 .
- Значение дополнительного раскрытия паза статора:
- (180)
- Уменьшение коэффициента магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения по 8.266 [1, c.371]:
- (181)
- Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения по 8.271 [1, c.372]:
- (182)
- Коэффициент проводимости дифференциального рассеяния участков зубцов статора с учетом влияния насыщения по 8.274 [1, c.373]:
- (183)
- Индуктивное сопротивление обмотки статора с учетом насыщения от полей рассеяния:
- (184)
- Значение дополнительного раскрытия паза ротора:
- (185)
- Уменьшение коэффициента магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки ротора с учетом влияния насыщения по 8.271 [1, c.371]:
- (186)
- Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения по 8.271 [1, c.372]:
- (187)
- Коэффициент проводимости дифференциального рассеяния участков зубцов ротора с учетом влияния насыщения по 8.274 [1, c.373]:
- (188)
- Приведенное индуктивное сопротивление обмотки статора с учетом насыщения от полей рассеяния:
- (189)
- Пусковые параметры:
- (190)
- (191)
- (192)
- Ток в обмотке ротора:
- (193)
- Ток в обмотке статора:
- (194)
- Кратность пускового тока:
- (195)
- Кратность пускового момента:
- (196)
- Формулы для расчета токов в пусковом режиме асинхронного двигателя с КЗ ротором с учетом эффекта вытеснения тока.
- (197)
- . (198)
- (199)
- (200)
- (201)
- (202)
- (203)
- (204)
- (205)
- (206)
- (207)
- (208)
- (209)
- (210)
- (211)
- Результаты расчёта токов в пусковом режиме асинхронного двигателя с КЗ ротором учетом влияния эффекта вытеснения тока представлены в таблице 3.5.1 и 3.5.2
- Таблица 3.5.1 - Расчет токов в пусковом режиме асинхронного двигателя с КЗ ротором учетом влияния эффекта вытеснения тока
Si
|
|
|
hri
|
kri
|
Kri
|
|
|
|
1
|
1.743
|
0.55
|
0.018
|
1.43
|
1.34
|
0.075
|
0.8
|
|
0.8
|
1.559
|
0.42
|
0.019
|
1.32
|
1.25
|
0.07
|
0.9
|
|
0.6
|
1.35
|
0.309
|
0.021
|
1.22
|
1.17
|
0.066
|
0.9
|
|
0.5
|
1.233
|
0.259
|
0.022
|
1.18
|
1.14
|
0.064
|
0.9
|
|
0.4
|
1.102
|
0.213
|
0.023
|
1.14
|
1.11
|
0.062
|
0.95
|
|
0.35
|
1.031
|
0.193
|
0.023
|
1.12
|
1.09
|
0.061
|
0.95
|
|
0.3
|
0.955
|
0.173
|
0.023
|
1.103
|
1.08
|
0.061
|
0.95
|
|
0.25
|
0.872
|
0.156
|
0.024
|
1.09
|
1.07
|
0.06
|
0.95
|
|
0.2
|
0.78
|
0.14
|
0.024
|
1.07
|
1.058
|
0.059
|
0.97
|
|
0.151
|
0.677
|
0.126
|
0.024
|
1.06
|
1.05
|
0.059
|
0.97
|
|
0.146
|
0.666
|
0.125
|
0.024
|
1.06
|
1.048
|
0.059
|
0.97
|
|
0.1
|
0.551
|
0.114
|
0.025
|
1.05
|
1.041
|
0.058
|
0.97
|
|
0.05
|
0.39
|
0.105
|
0.025
|
1.044
|
1.034
|
0.058
|
0.99
|
|
0.001
|
0.055
|
0.1
|
0.025
|
1.04
|
1.031
|
0.058
|
0.99
|
|
|
- Таблица 3.5.2
Si
|
|
Kxi
|
|
Xni
|
I`2i
|
I1i
|
Rni
|
|
1
|
1.474
|
0.929
|
0.173
|
0.466
|
441.351
|
451.6
|
0.177
|
|
0.8
|
1.6
|
0.964
|
0.18
|
0.473
|
431.68
|
442.1
|
0.19
|
|
0.6
|
1.6
|
0.964
|
0.18
|
0.473
|
424.233
|
434.5
|
0.213
|
|
0.5
|
1.6
|
0.964
|
0.18
|
0.473
|
4117.8
|
427.9
|
0.232
|
|
0.4
|
1.662
|
0.982
|
0.183
|
0.476
|
405.3
|
415.3
|
0.26
|
|
0.35
|
1.662
|
0.982
|
0.183
|
0.476
|
397.8
|
407.7
|
0.281
|
|
0.3
|
1.662
|
0.982
|
0.183
|
0.476
|
387.5
|
397.3
|
0.309
|
|
0.25
|
1.662
|
0.892
|
0.183
|
0.476
|
372.9
|
382.4
|
0.348
|
|
0.2
|
1.687
|
0.989
|
0.185
|
0.478
|
350.5
|
359.6
|
0.41
|
|
0.151
|
1.687
|
0.989
|
0.185
|
0.478
|
316.9
|
325.4
|
0.5
|
|
0.146
|
1.687
|
0.989
|
0.185
|
0.478
|
312.3
|
320.8
|
0.52
|
|
0.1
|
1.687
|
0.989
|
0.185
|
0.478
|
258.3
|
265.6
|
0.71
|
|
0.05
|
1.712
|
0.996
|
0.186
|
0.479
|
158.3
|
164.4
|
1.3
|
|
0.001
|
1.712
|
0.996
|
0.186
|
0.479
|
3.657
|
28.4
|
60.2
|
|
|
- Формулы для расчета токов в пусковом режиме асинхронного двигателя с КЗ ротором с учетом эффектов вытеснения и насыщения.
- . (212)
- (213)
- (214)
- (215)
- (216)
- (217)
- (218)
- (219)
- (220)
- (221)
- Пусковые параметры:
- (222)
- (223)
- (224)
- (225)
- (226)
- (227)
- (228)
- Результаты расчёта токов в пусковом режиме асинхронного двигателя с КЗ ротором учетом влияния эффекта вытеснения тока представлены в таблице 3.5.3 и 3.5.4.
- Таблица 3.5.3 - Расчет пусковых характеристик асинхронного двигателя с КЗ ротором учетом эффекта вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
1.35
|
4013
|
3.432
|
0.68
|
0.0031
|
0.246
|
1.033
|
1
|
|
0.8
|
1.3
|
3783
|
3.235
|
0.68
|
0.0031
|
0.246
|
1.033
|
0.8
|
|
0.6
|
1.25
|
3575
|
3.057
|
0.68
|
0.0031
|
0.246
|
1.033
|
0.6
|
|
0.5
|
1.25
|
3521
|
3.011
|
0.68
|
0.0031
|
0.255
|
1.033
|
0.5
|
|
0.4
|
1.15
|
3144
|
2.689
|
0.75
|
0.0024
|
0.255
|
1.034
|
0.4
|
|
0.35
|
1.15
|
3086
|
2.639
|
0.75
|
0.0024
|
0.255
|
1.034
|
0.35
|
|
0.3
|
1.15
|
3007
|
2.572
|
0.75
|
0.0024
|
0.261
|
1.034
|
0.3
|
|
0.25
|
1.15
|
2894
|
2.475
|
0.3
|
0.0019
|
0.261
|
1.035
|
0.25
|
|
0.2
|
1.05
|
2485
|
2.125
|
08
|
0.0019
|
0.279
|
1.035
|
0.2
|
|
0.151
|
1.05
|
2249
|
1.923
|
0.95
|
0.00049
|
0.279
|
1.037
|
0.151
|
|
0.146
|
1.05
|
2217
|
1.896
|
0.95
|
0.00049
|
0.279
|
1.037
|
0.146
|
|
0.1
|
1.05
|
1836
|
1.57
|
0.95
|
0.00049
|
0.283
|
1.037
|
0.1
|
|
0.05
|
1.05
|
1136
|
0.972
|
0.98
|
0.00019
|
0.283
|
1.038
|
0.05
|
|
0.001
|
1.05
|
196.5
|
0.168
|
0.98
|
0.00019
|
0.283
|
1.038
|
0.001
|
|
|
- Таблица 3.5.4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0.537
|
0.177
|
0.385
|
519.3
|
528.69
|
1.171
|
1.033
|
1.216
|
5.541
|
|
0.563
|
0.19
|
0.39
|
505.3
|
514.9
|
1.165
|
1.033
|
1.343
|
5.39
|
|
0.563
|
0.212
|
0.392
|
493.6
|
502.9
|
1.157
|
1.033
|
1.603
|
5.27
|
|
0.563
|
0.231
|
0.392
|
483.6
|
492.8
|
1.152
|
1.033
|
1.793
|
5.165
|
|
0.601
|
0.26
|
0.41
|
453.2
|
462.5
|
1.113
|
1.034
|
1.915
|
4.848
|
|
0.601
|
0.308
|
0.41
|
442.8
|
451.9
|
1.109
|
1.034
|
2.064
|
4.737
|
|
0.601
|
0.347
|
0.41
|
428.9
|
437.8
|
1.102
|
1.034
|
2.231
|
4.589
|
|
0.621
|
0.406
|
0.421
|
403
|
411.7
|
1.077
|
1.035
|
2.338
|
4.315
|
|
0.626
|
0.503
|
0.422
|
375.4
|
383.7
|
1.067
|
1.035
|
2.509
|
4.021
|
|
0.699
|
0.517
|
0.461
|
322.4
|
330.6
|
1.016
|
1.037
|
2.431
|
3.465
|
|
0.699
|
0.71
|
0.461
|
317.7
|
325.8
|
1.016
|
1.037
|
2.44
|
3.415
|
|
0.699
|
1.3
|
0.461
|
261.3
|
268.4
|
1.01
|
1.037
|
2.392
|
2.813
|
|
0.726
|
1.5
|
0.472
|
158.7
|
164.7
|
1.002
|
1.038
|
1.754
|
1.726
|
|
0.726
|
60.137
|
0.472
|
3.658
|
28.45
|
1
|
1.038
|
0.046
|
0.298
|
|
|
- Кратность максимального момента для
- 4 Круговая диаграмма
- Круговая диаграмма представлена на листе Д1.
- Круговая диаграмма изображена в графической части курсового проекта. Исходными данными для её построения являются:
- Ток синхронного холостого хода по формуле 8.236 [1, стр.360]:
- , (229)
- А.
- Коэффициент c1 = 1.0348.
- Сопротивление короткого замыкания по формуле 8.237 [1,стр.360]:
- , (230)
- Ом;
- , (231)
- Ом;
- Диаметр круговой диаграммы: Dk = 200 мм.
- Рассчитаем масштабы.
- Масштаб тока:
- , (232)
- А/мм.
- Масштаб мощности:
- , (233)
- Вт/мм;
- Масштаб момента:
- , (234)
- Н·м/м;
- Вектор тока синхронного холостого хода:
- , (235)
- мм;
- , (236)
- 0.
- Определим длинны отрезков:
- , (237)
- ; мм
- , (238)
- ;м
- м;
- , (239)
- м;
- , (240), где:
- , (241)
- Вт.
- Тогда:
- мм.
- По круговой диаграмме для тока статора , которому соответствует точка А на окружности, можно рассчитать необходимые для построения рабочих характеристик данные:
- 1. Ток статора, А: , (242)
- 2. Ток ротора, А: , (243)
- 3. Первичная мощность, Вт: , (244)
- 4.Электромагнитныймомент: (245)
- 5. Полезная мощность, Вт: ; (246)
- 6. КПД: ; (247)
- 7. Коэффициент мощности: ,
- 8.Скольжение двигателя:. (248)
- Полученная круговая диаграмма представлена в графической части проекта.
- 5 Тепловой и вентиляционный расчеты
- 5.1 Тепловой расчет
- Превышение температуры внутренней поверхности сердечника статора над температурой воздуха внутри двигателя:
- (249)
- где K=0,17 - коэффициент, определяемый из таблицы 8.33 [1, c.402];=74 - коэффициент теплоотдачи по рисунку 8.71 [1, c.401]; - электрические потери в пазовой части статора.
- (250)
- Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки статора по 8.331 [1, c.400]:
- (251)
- где - расчетный параметр поперечного сечения паза статора; - средняя эквивалентная теплопроводность изоляции класса B; - среднее значение коэффициента теплопроводности внутренней изоляции обмотки из эмалированных проводников с учетом неплотности прилегания проводников друг к другу по рисунку 8.72 [1, c.402].
- (252)
- =0,16 Вт/м2 .
- =1,4 Вт/м2 .
- Перепад температуры по толщине изоляции лобовых частей по 8.335 [1, c.402]:
- (253)
- где - расчетный параметр поперечного сечения паза статора; - электрические потери в лобовых частях статора.
- (254)
- =0.05
- Повышение температуры наружной поверхности лобовых частей над температурой воздуха внутри двигателя:
- (255)
- Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой воздуха внутри двигателя:
- (256)
- Превышение температуры воздуха внутри двигателя над температурой окружающей среды по 8.338 [1, c.403]:
- (257)
- где - эквивалентная поверхность охлаждения; - коэффициент подогрева воздуха, определяется по рисунку 8.70 [1 c. 400];
- - сумма потерь, отводимых в воздух двигателя.
- Вт/
- (258)
- (259)
- =1,07 - коэффициент нагревостойкости.
- (260)
- Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой окружающей среды по 8.344 [1, c.404]:
- (261)
- 5.2 Вентиляционный расчет
- Для двигателей со степенью защиты IP44, требуемый для охлаждения расход воздуха вычисляется по формуле 8.356 стр. 407 [1]:
- м3/с, (262)
- где - коэффициент, учитывающий изменение условий охлаждения по всей длине поверхности корпуса, вычисляется по формуле 8.357 стр. 407 [1]:
- м3/с, (263)
- -Коэффициент, зависящий от высоты вращения и числа пар полюсов стр. 407 [1].
- Определяем расход воздуха, обеспечиваемый наружным вентилятором по формуле 8.358 стр. 407 [1]:
- м3/с. (264)
- Т.к. , то требуемый для охлаждения объем воздуха наружным вентилятором обеспечивается.
- Принимаем . По выбранному диаметру вентилятора мы определяем окружную скорость по формуле 7.49 стр. 236 [1]:
- (265)
- Номинальный расход воздуха .
- Сечение на выходной кромке вентилятора найдем по формуле 7.51 стр. 237 [1]:
- . (267)
- Ширина колеса вентилятора вычисляется по формуле 7.52 стр. 237 [1]:
- . (268)
- Выберем аэродинамическое сопротивление по рисунку 7.5 стр. 231 [1]:
- Окружная скорость на внутренней кромке вентилятора по формуле 7.55 стр. 237 [1]:
- . (269)
- где -для радиальных лопаток стр. 237 [1].
- -плотность охлаждающей среды.
- Давление развиваемое вентилятором в режиме холостого хода вычисляется по формуле 7.42 стр. 234 [1]:
- (270)
- Рассчитаем внутренний диаметр по формуле:
- (271)
- Число лопаток вентилятора по формуле:
- (272)
- Примем число лопаток равное 26.
- 6.Механический расчет
- 6.1 Расчёт вала
- Рисунок 6.1 - Вал двигателя.
- Расчет вала на жесткость.
- Вал имеет следующие размеры (рисунок 6.1):
- Сила тяжести сердечника ротора с обмоткой и участком вала по его длине по формуле 8 [3, c.17]:
- Массу ротора можно представить как:
- (кг) (273)
- Расчет прогиба вала проводят исходя из приведенной силы тяжести
- (H) (274)
- Hоминальный вращающий момент для двигателя:
- (275)
- Прогиб вала посредине сердечника ротора от реакции передачи по формуле 9 [3, c.17]:
- (H). (276)
- Модуль упругости E=2,06 Па.
- Момент инерции находим по формуле 13 [3, c.17]:
- (277)
- Для определения прогиба вала рассчитываем вспомогательные значения , , по формулам 10, 11, 12 [3, c.17]:
- (278)
- (278)
- (280)
- (281)
- Прогиб вала посредине сердечника ротора от реакции передачи по формуле 9 [3, c.17]:
- (282)
- Прогиб вала посредине сердечника ротора под действием силы тяжести по формуле 7 [3, c.15]:
- Начальный расчетный эксцентриситет ротора по формуле 13 [3, c.17]:
- (283)
- Начальная сила одностороннего магнитного притяжения по формуле 14 [3, c.18]:
- (284)
- Прогиб вала под действием силы по формуле 16 [3, c.18]:
- (285)
- Установившийся прогиб вала от одностороннего магнитного притяжения по формуле 17 [3, c.18]:
- (286)
- (287)
- Результирующий прогиб вала от силы тяжести ротора, реакции передачи и магнитного притяжения по формуле 18 [3, c.18]:
- (288)
- Суммарный прогиб вала посредине магнитопровада ротора в процента
- . (289)
- Прогиб составляет примерно 3.51% воздушного зазора, т.е. прогиб не влияет на вал.
- Критическая частота вращения:
- (290)
- Превышение критической частоты вращения относительно номинальной
- (291)
- Рабочая частота вращения ротора отличается от критической более чем 45 раза.
- В расчете на прочность принимаем коэффициент перегрузки:k=2;
- Напряжение на свободном конце вала в сечении А:
- Момент сопротивления при изгибе :
- (292)
- Напряжение в сечении Б :
- (294)
- Момент сопротивления при изгибе:
- (295)
- (296)
- Напряжение в сечении В :
- (297)
- Момент сопротивления при изгибе :
- (298)
- Напряжение в сечении Г
- (300)
- Момент сопротивления при изгибе
- Напряжение в сечении Д:
- Момент сопротивления при изгибе :
- Напряжение в сечении Е:
- Момент сопротивления при изгибе :306
- Из сопоставлениия полученных данныч следует, что наиболее нагруженным является сечение Б, для которого выполняется условие нагруженности.
- В соответствии с рекомендациями, выбираем для P=18,8 кВт со стороны выходного вала подшипники качения роликовые,а с другой стороны шариковые.
- 6.2 Выбор подшипников
- В соответствии с рекомендациями, выбираем для P=47.8 кВт со стороны выходного вала подшипники качения роликовые, а с другой стороны шариковые.
- Определяем радиальную нагрузку на подшипники RA, RB по формуле 26 [3, c.24]:
- (309)
- (310)
- Динамическая приведенная нагрузка по формуле 27 [3, c.24]:
- (311)
- (312)
- Динамическая грузоподъемность по формуле 27 [3, c.24]:
- (313)
- (314)
- Выбираем по каталогу, с учетом надежности шарикоподшипник № 218 средней серии со значением С=75500 Н, роликоподшипник № 22218 средней узкой серии со значением С=55500 Н.
- 7 Экономический расчёт
- Масса меди статора:
- (315)
- где - плотность меди.
- =8900 кг/м3.
- (316)
- Масса статора:
- (317)
- Масса стали ротора:
- (318)
- где - плотность стали.
- =7800 кг/м3.
- (319)
- Масса алюминия ротора:
- (320)
- где - плотность алюминия.
- =2700 кг/м3.
- Масса ротора:
- (321)
- Масса корпуса электродвигателя:
- (322)
- где - толщина корпуса; - длина корпуса двигателя.
- =0.02.
- =0.7
- (323)
- Масса подшипников:
- Масса подшипниковых щитов:
- (324)
- где - внешний диаметр подшипникового щита; - ширина подшипникового щита.
- =0.45.
- =0.005.
- (325)
- Масса выводной коробки
- Масса вала:
- Масса электродвигателя:
- (327)
- Отношение массы к полезной мощности:
- (328)
- 8 Описание технологии сборки
- Сердечник статора и ротора шихтуются из электротехнической стали толщиной 0,5 мм, сердечник выполняется без вентиляционных каналов.
- Для изоляции листов друг от друга их лакируют. Для стали 2312 листы подвергают термообработке, в результате которой стабилизируются потери в стали и образуется поверхностный оксидный изолирующий слой.
- Магнитопровод ротора насаживается непосредственно на гладкий вал.
- Для предотвращения деформации (распушения) относительно тонких листов крайние торцевые листы магнитопровода штампуют из более тонких листов стали.
- Собранный таким образом магнитопровод прессуют. После укладки обмотки в статор и пропитки ее лаком сердечник запрессовывают в станину.
- Обмотки короткозамкнутых роторов не имеют изоляции. Они выполняются заливкой пазов алюминием, причем одновременно со стержнями обмотки отливают замыкающие кольца с вентиляционными лопатками.
- На ротор напрессовывают подшипники, заводят его в статор. После этого устанавливают передний фланец и фиксируют в нем подшипник ротора. Затем устанавливают задний подшипниковый щит.
- После этого устанавливают на задний конец вала надевают крыльчатку вентилятора. Затем защищают вентилятор кожухом.
- На завершающем этапе сборки устанавливают клемную коробку.
- Перед пробным пуском проверяют точность установки вала путем прокручивания его на несколько оборотов.
- К корпусу ЭД с помощью болтов на коробку выводов крепится верхняя крышка.
- Заключение
В результате проектирования был разработан асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, который полностью отвечает требованиям, поставленным в курсовом проекте. Все проверяемые параметры отвечают критериям, рекомендуемым ГОСТ. Из-за перехода на меньшую высоту оси вращения, разработанный двигатель по некоторым технико-экономическим параметрам уступает существующим двигателям аналогичной мощности.
Список литературы
1. Проектирование электрических машин: Учебник для вузов Книга 1. Под редакцией Копылова И.П.Москва: Энергоатомиздат 1993. - 464 с.
2. Проектирование электрических машин: Учебник для вузов Книга 2. Под редакцией Копылова И.П.Москва: Энергоатомиздат 1993. - 384 с.
3. Электрические машины. Методические указания по курсовому проектированию для студентов специальности Т.11.02.00 'Автоматизированный электропривод'.- Могилев: УО МГТУ, 2002. - 51 с.
4. Электрические машины: Асинхронные машины: Учеб. Для электромех. спец. вузов/ Радин В.И., Брускин Д.Э., Зорохович А.Е.; Под ред. И.П. Копылов-М.: Высшая школа, 1988,-328 с.