/
1. Постановка задачи
Названия основных силовых элементов кузова автобуса.
Схема расположения опор и прикладываемой внешней нагрузки.
2. Теоретические основы метода конечных элементов
Идея метода:
1. Исследуется конструкция представленная в виде дискретной модели состоящей из определенного количества узлов.
2. Узлы соединяются между собой элементами, каждый из которых имеет свои характеристики и определенное математическое описание.
3. Модель конструкции закрепляется в отдельных узлах. К определенным узлам конструкции прикладывается нагрузка.
4. Анализируя поведения каждого элемента в отдельности по определенным зависимостям можно получить напряженно-деформированное состояние конструкции.
Уравнение равновесия:
Система находится в равновесии в обоих случаях. При этом полная потенциальная энергия равна:
где - энергия внутренней деформации, - энергия внешних сил.
В данном случае нам необходимо минимизировать полную потенциальною энергию:
Тогда решение сводится к нахождению частной производной от полной потенциальной энергии и приравнивания ее к нулю:
;
После минимизации(дифференцирования) потенциальной энергии можно получить уравнение равновесия системы:
,
модель деформация сечение нагрузка
где {qe} - матрица-вектор степеней свободы системы;
[K]-1 - матрица жесткости, зависящая от параметров Ех lx Ax;
{р} - матрица-вектор нагрузки.
Далее матрица-вектор {qe} перемножается с матрицей формы [N], зависящей от координат x, y, z:
;
где {U}- матрица-вектор перемещения узлов.
Далее матрица-вектор перемножается с матрицей градиентов [B], определяемой типом элементов:
получим матрицу-вектор деформации {е}. Затем полученную матрицу-вектор перемножаем с матрицей упругости [Д]:
полученная матрица-вектор {у} - является матрицей напряжений.
3. Подготовка исходной информации по конечно-элементной модели
Схема конструкции с номерами стержней и выбранной системой координат представлена на рисунке 1.
Геометрические параметры сечений силовых элементов представлены в таблице 1.
Таблица 1.
N сечен |
Геометрия |
Размеры |
|
1 |
6х4х0,3 |
||
2 |
4х4х0,25 |
||
3 |
8х6х0,3 |
||
4 |
4х2,8х0,2 |
||
5 |
8х6х0,5 |
||
6 |
- |
0,1 |
Координаты узлов представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Nузла |
X |
Y |
Z |
34 |
75 |
202,5 |
250 |
||
1 |
0 |
0 |
0 |
35 |
75 |
94 |
250 |
||
2 |
0 |
47 |
0 |
36 |
75 |
47 |
250 |
||
3 |
0 |
94 |
0 |
37 |
75 |
0 |
250 |
||
4 |
0 |
202,5 |
0 |
38 |
75 |
0 |
163 |
||
5 |
0 |
242,5 |
10 |
39 |
75 |
0 |
87 |
||
6 |
0 |
242,5 |
67,5 |
40 |
90 |
0 |
206,5 |
||
7 |
0 |
242,5 |
95 |
41 |
90 |
0 |
125 |
||
8 |
0 |
242,5 |
155 |
42 |
90 |
0 |
43,5 |
||
9 |
0 |
242,5 |
182,5 |
43 |
105 |
0 |
0 |
||
10 |
0 |
242,5 |
240 |
44 |
105 |
40 |
0 |
||
11 |
0 |
202,5 |
250 |
45 |
105 |
40 |
250 |
||
12 |
0 |
94 |
250 |
46 |
105 |
0 |
250 |
||
13 |
0 |
47 |
250 |
47 |
105 |
40 |
163 |
||
14 |
0 |
0 |
250 |
48 |
105 |
0 |
163 |
||
15 |
0 |
0 |
163 |
49 |
105 |
0 |
87 |
||
16 |
0 |
0 |
87 |
50 |
105 |
40 |
87 |
||
17 |
37,5 |
47 |
0 |
51 |
135 |
74 |
0 |
||
18 |
41 |
242,5 |
95 |
52 |
135 |
94 |
0 |
||
19 |
41 |
242,5 |
155 |
53 |
135 |
202,5 |
0 |
||
20 |
37,5 |
47 |
250 |
54 |
135 |
242,5 |
10 |
||
21 |
37,5 |
0 |
206,5 |
55 |
135 |
242,5 |
67,5 |
||
22 |
37,5 |
0 |
125 |
56 |
135 |
242,5 |
95 |
||
23 |
37,5 |
0 |
43,5 |
57 |
135 |
242,5 |
155 |
||
24 |
75 |
0 |
0 |
58 |
135 |
242,5 |
182,5 |
||
25 |
75 |
47 |
0 |
59 |
135 |
242,5 |
240 |
||
26 |
75 |
94 |
0 |
60 |
135 |
202,5 |
250 |
||
27 |
75 |
202,5 |
0 |
61 |
135 |
94 |
250 |
||
28 |
75 |
242,5 |
10 |
62 |
135 |
74 |
250 |
||
29 |
75 |
242,5 |
67,5 |
63 |
135 |
74 |
163 |
||
30 |
75 |
242,5 |
95 |
64 |
135 |
0 |
163 |
||
31 |
75 |
242,5 |
155 |
65 |
135 |
0 |
87 |
||
32 |
75 |
242,5 |
182,5 |
66 |
135 |
74 |
87 |
||
33 |
75 |
242,5 |
240 |
Топология стержневых элементов представлена в таблице 3.
Таблица 3.
N |
Н |
K |
ТО |
55 |
1 |
23 |
16 |
||||
Сечен.1 |
1 |
1 |
2 |
14 |
56 |
23 |
39 |
22 |
|||
2 |
2 |
3 |
13 |
57 |
39 |
22 |
38 |
||||
3 |
3 |
4 |
11 |
58 |
22 |
15 |
21 |
||||
4 |
14 |
13 |
1 |
59 |
15 |
21 |
14 |
||||
5 |
13 |
12 |
3 |
60 |
21 |
37 |
38 |
||||
6 |
12 |
11 |
4 |
61 |
43 |
42 |
49 |
||||
7 |
24 |
25 |
37 |
62 |
42 |
39 |
41 |
||||
8 |
25 |
26 |
35 |
63 |
39 |
41 |
38 |
||||
9 |
37 |
36 |
24 |
64 |
41 |
48 |
40 |
||||
10 |
36 |
35 |
26 |
65 |
38 |
40 |
37 |
||||
11 |
43 |
44 |
46 |
66 |
40 |
46 |
48 |
||||
12 |
51 |
52 |
62 |
67 |
4 |
5 |
27 |
||||
13 |
52 |
53 |
61 |
68 |
5 |
6 |
28 |
||||
14 |
46 |
45 |
44 |
69 |
6 |
7 |
18 |
||||
15 |
62 |
61 |
52 |
70 |
7 |
8 |
31 |
||||
16 |
61 |
60 |
53 |
71 |
8 |
9 |
19 |
||||
17 |
49 |
50 |
48 |
72 |
9 |
10 |
32 |
||||
18 |
48 |
47 |
50 |
73 |
10 |
11 |
33 |
||||
19 |
65 |
66 |
64 |
74 |
18 |
19 |
30 |
||||
20 |
64 |
63 |
65 |
75 |
27 |
28 |
53 |
||||
сечен 2 |
21 |
1 |
24 |
14 |
76 |
28 |
29 |
54 |
|||
22 |
24 |
43 |
37 |
77 |
29 |
30 |
56 |
||||
23 |
44 |
51 |
45 |
78 |
31 |
32 |
58 |
||||
24 |
3 |
26 |
12 |
79 |
32 |
33 |
59 |
||||
25 |
26 |
52 |
61 |
80 |
33 |
34 |
60 |
||||
26 |
4 |
27 |
11 |
81 |
53 |
54 |
27 |
||||
27 |
27 |
53 |
34 |
82 |
54 |
55 |
28 |
||||
28 |
14 |
37 |
15 |
83 |
55 |
56 |
29 |
||||
29 |
37 |
46 |
48 |
84 |
56 |
57 |
30 |
||||
30 |
12 |
35 |
3 |
85 |
57 |
58 |
31 |
||||
31 |
35 |
61 |
26 |
86 |
58 |
59 |
32 |
||||
32 |
45 |
62 |
47 |
87 |
59 |
60 |
33 |
||||
33 |
11 |
34 |
4 |
88 |
5 |
28 |
6 |
||||
34 |
34 |
60 |
27 |
89 |
28 |
54 |
29 |
||||
сечен 3 |
35 |
1 |
16 |
24 |
90 |
6 |
29 |
18 |
|||
36 |
16 |
15 |
39 |
91 |
29 |
55 |
30 |
||||
37 |
15 |
14 |
38 |
92 |
7 |
18 |
8 |
||||
38 |
24 |
39 |
43 |
93 |
18 |
30 |
19 |
||||
39 |
39 |
38 |
50 |
94 |
30 |
56 |
31 |
||||
40 |
38 |
37 |
48 |
95 |
8 |
19 |
7 |
||||
41 |
43 |
49 |
65 |
96 |
19 |
31 |
18 |
||||
42 |
49 |
48 |
65 |
97 |
31 |
57 |
30 |
||||
43 |
48 |
46 |
64 |
98 |
9 |
32 |
8 |
||||
44 |
44 |
50 |
66 |
99 |
32 |
58 |
31 |
||||
45 |
47 |
45 |
63 |
100 |
10 |
33 |
9 |
||||
46 |
51 |
66 |
44 |
101 |
33 |
59 |
32 |
||||
47 |
65 |
64 |
49 |
Сечен 5 |
102 |
16 |
39 |
15 |
|||
48 |
63 |
62 |
47 |
103 |
39 |
49 |
38 |
||||
Сечен 4 |
49 |
1 |
17 |
14 |
104 |
49 |
65 |
48 |
|||
50 |
17 |
26 |
20 |
105 |
50 |
66 |
47 |
||||
51 |
44 |
26 |
45 |
106 |
15 |
38 |
16 |
||||
52 |
14 |
20 |
1 |
107 |
38 |
48 |
39 |
||||
53 |
20 |
35 |
17 |
108 |
48 |
64 |
49 |
||||
54 |
45 |
35 |
44 |
109 |
47 |
63 |
50 |
Топология оболочечных элементов представлена в таблице 4.
Таблица 4.
Nэ |
1 |
2 |
3 |
4 |
треугольники |
|||||
прямоугольники |
130 |
1 |
24 |
26 |
||||||
110 |
43 |
24 |
44 |
25 |
131 |
26 |
3 |
1 |
||
111 |
27 |
4 |
28 |
5 |
132 |
25 |
44 |
26 |
||
112 |
53 |
27 |
54 |
28 |
133 |
44 |
51 |
26 |
||
113 |
28 |
5 |
29 |
6 |
134 |
51 |
52 |
26 |
||
114 |
54 |
28 |
55 |
29 |
135 |
62 |
61 |
35 |
||
115 |
29 |
6 |
30 |
7 |
136 |
45 |
62 |
35 |
||
116 |
55 |
29 |
56 |
30 |
137 |
36 |
45 |
35 |
||
117 |
18 |
7 |
19 |
8 |
138 |
37 |
35 |
14 |
||
118 |
31 |
8 |
32 |
9 |
139 |
14 |
35 |
12 |
||
119 |
57 |
31 |
58 |
32 |
140 |
1 |
24 |
39 |
||
120 |
32 |
9 |
33 |
10 |
141 |
39 |
16 |
1 |
||
121 |
58 |
32 |
59 |
33 |
142 |
24 |
43 |
39 |
||
122 |
59 |
33 |
60 |
34 |
143 |
43 |
49 |
39 |
||
123 |
33 |
10 |
34 |
11 |
144 |
16 |
39 |
15 |
||
124 |
46 |
37 |
45 |
36 |
145 |
39 |
38 |
15 |
||
125 |
43 |
49 |
44 |
50 |
146 |
39 |
49 |
48 |
||
126 |
44 |
50 |
51 |
66 |
147 |
48 |
38 |
39 |
||
127 |
49 |
48 |
65 |
64 |
148 |
15 |
37 |
14 |
||
128 |
48 |
46 |
47 |
45 |
149 |
15 |
38 |
37 |
||
129 |
47 |
45 |
63 |
62 |
150 |
38 |
46 |
37 |
||
151 |
38 |
48 |
46 |
|||||||
152 |
49 |
65 |
50 |
|||||||
153 |
50 |
65 |
66 |
|||||||
154 |
48 |
64 |
47 |
|||||||
155 |
47 |
64 |
63 |
Таблица 5 - Нагрузки на секцию.
№ |
Fz, кгс |
|
53 |
400 |
|
4 |
400 |
Определяем граничные условия и заносим их в таблицу 6.
Таблица 6 - Закрепления секции.
Nу |
X |
Y |
Z |
|
15 |
+ |
+ |
+ |
|
16 |
+ |
+ |
+ |
|
48 |
+ |
|||
49 |
+ |
|||
65 |
+ |
+ |
+ |
|
64 |
+ |
+ |
+ |
Также из начальных условий известно:
Толщина листов обшивки секции составляет 1 мм.
4. Последовательность ввода данных.
Ввод информации в программу GIFTS:
1) Задание характеристик сечений:
BEAMCS
Name: Savina
* srcon ( начало записи в текстовый файл)
>Savina1 (имя текстового файла)
* RECTH (ввод характеристик тонкостенных прямоугольных сечения)
> 1 (сечение №1)
? 6,4 (указание высоты и ширины)
? 0.3,0.3 (указание толщины)
>2
? 4,4
? 0.25,0.25
>3
? 8,6
? 0.3,0.3
>4
? 4,2.8
? 0.2,0.2
* CHANNEL
>5
? 8,6
? 0.5,0.5
>ENTER
* END
* SRCOFF
* QUIT
2) Создание конечных элементов модели:
EDITM
Name: Savina
* srcon
>Savina2
* ETH,1 (задание толщины оболочных элементов)
>6
? 0.1
>enter
* ELMAT, 4 (задание характеристики материала)
>1
? 2100,2.1Е+6,0.3,7.3Е-3
>enter
* POINT (ввод координат узлов )
>1 (узел №1)
? 0,0,0
>2
? 0,47,0
>3
? 0,94,0
. . .
>66
? 135,74,87
>enter
* PTRM (вызов номера материала)
>1
* PTRTH (вызов номера свойства)
>1
* BEAM2 (задание стержневых элементов)
>1,2,14
>2,3,13
…
>enter
* PTRTH
>2
* BEAM2
>1,24,14
>24,43,37
…
>enter
… ( и так далее по всем сечениям)
* PTRTH
>6 (Оболочки)
* QB4 (ввод четырех узловых элементов)
>43,24,44,25
>27,4,28,5
…
>enter
* TB3 (ввод трех узловых элементов)
>1,24,26
>26,3,1
…
>47,64,63
>enter
* END
* SRCOFF(конец записи в файл)
* PLOT (отображение результатов)
* ROTV/65,50,50 (радиус просмотра)
* QUIT
В результате ввода данных на экране появится рисунок конечно-элементной модели секции
3) Связь элементов модели:
BULKF
Name: Savina
>enter
4) Задание нагрузки и закрепления:
LOADBC
Name: Savina
* SRCON
>Savina3
* SUPP,1 (закрепление по оси х)
>15
>16
>65
>64
>enter
* SUPP,2 (закрепление по оси y)
>15
>16
>48
>49
>65
>64
>enter
* SUPP,3 (закрепление по оси z)
>15
>16
>65
>64
>enter
* LOADP,1 (нагрузка по оси х)
>enter
* LOADP,2 (нагрузка по оси у)
>enter
* LOADP,3 (нагрузка по оси z)
>53
?400
>4
?400
>enter
* END
* SRCOFF
* PLOT
* MASS (расчет массы конструкции)
* SUM
* QUIT
Таблица 7.
Ось |
x |
y |
z |
Результат |
|
сила |
0.000Е+00 |
0.000Е+00 |
8.000Е+02 |
8.000Е+02 |
|
момент |
1.620Е+05 |
-5.400Е+04 |
0.000Е+00 |
1.708Е+0.5 |
|
масса |
2.827Е+02 |
2.827Е+02 |
2.827Е+02 |
5) Проверка ошибок:
MCHECK
Name: Savina
? NO (отказ от изменений)
6) Оптимизация:
OPTIM
Name: Savina
>1
?1,10
>enter
7) Выделения места на жестком диске под матрицу жесткости:
ADSTIF
Name: Savina
>enter
8) Вычисление матрицы жесткости отдельных элементов:
ELSTFF
Name: Savina
>enter
9) Формирование глобальной матрицы жесткости:
STASS
Name: Savina
>enter
10) Разложение матриц жесткости в ленту:
DECOM
Name: Savina
>enter
11) Вычисление перемещений узлов:
DEFL
Name: Savina
>enter
12) Вычисление перемещений:
STRESS
Name: Savina
>enter
13) Просмотр результатов:
RESULT
Name: Savina
* PLOT
>enter
5. Обработка и анализ результатов расчета
Заходим в программу RESULT:
* PLOT
* CONTOUR
>TDR Изолинии деформации в оболочечных элементах
* PLOT
В результате на экране появится рисунок .
Рисунок - Распределение изолиний деформаций в оболочечных элементах.
Из рисунка видно, что три наиболее нагруженных элемента под номерами: 5, 8, 9.
* CONTOUR
> VONM Изолинии напряжений в оболочечных элементах
* PLOT
В результате на экране появится рисунок .
Рисунок - Распределение изолиний напряжений в оболочечных элементах.
* FC
> VONM Показатели критериев прочности по всем элементам
* PLOT
В результате на экране появится рисунок .
Рисунок - Распределение эквивалентных напряжений по всем элементам.
Из рисунка увидим распределение эквивалентных напряжений по критерию прочности во всех элементарных конструкции (в процентах от предела текучести)
* экране появится FCRANGE,10 (отображение наиболее нагруженных элементов)
>a
?2264.8,4529.7
Так как 2152100кг/см2=4529,7 кг/см2
4529,7 кг/см2/2=2264,8 кг/см2
* Plot
В результате на рисунок.
Рисунок - Распределение эквивалентных напряжений в наиболее нагруженных элементах.
* Ext (отображение критических значений)
В результате на экране появится сводная таблица результатов
Из рисунка следует, что наиболее нагруженным элементом является элемент № 67, а наименее нагруженным - №145.
* INFDN(Информация по перемещению узлов)
Таблица -Значение наибольших деформаций.
№ элемента |
?x, см |
?y, см |
?z, см |
|
5 |
-0,939 |
0,257 |
7,952 |
|
8 |
0,133 |
0,954 |
7,95 |
|
9 |
0,339 |
0,952 |
7,949 |
Заходим в программу POSTBM:
* PLOTST (Просмотр внутренних усилий и напряжений)
?67 (Наиболее нагруженный элемент)
?0 (Просмотр нормальных и касательных напряжений в начале элемента №67)
В результате на экране появится два рисунка:
Рисунок - Эпюры внутренних усилий в элементе №67.
Рисунок - Эпюры нормальных и касательных напряжений в элементе №67.
6.Выводы и практические указания
Вывод: рассматриваемая конструкция кузова автобуса МАЗ -103 имеет недостаточную прочность, поскольку напряжение созданное нагрузкой больше предельно допустимого на 215.
Рекомендации: с целью увеличения прочности и несущей способности секции автобуса возможно за счет увеличения толщины стенок сечения №4, или дополнительных укрепляющих элементов.