Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
'Солнечный промышленный техникум'
190629 Техническая эксплуатация подъёмно - транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Выпускная квалификационная работа
Модернизация ремонтной мастерской СТО 'АвтоТехЦентр'
ИП Куценко А.И.
Студент
Белобородов Владислав Константинович
п. Солнечный 2016
Содержание
1. Исследовательская часть
1.1 Характеристика предприятия
Индивидуальный предприниматель Куценко Александр Иванович действует с 03.08.2005. Основной вид деятельности - технический контроль автомобилей: периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств, осуществляется в Хабаровский край, рабочий поселок Солнечный. Основным заказчиком является КГКУ 'Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края'.
Производственная база является вспомогательным подразделением Общества, которое осуществляет обеспечение его основной производственной деятельности, в том числе ремонт машин и механизмов.
ИП Осуществляет свою деятельность на основе Устава и действующего законодательства РФ.
На территории предприятия находятся боксы для хранения, ремонта автомобилей и бульдозеров на 13 мест; офис и дополнительные помещения, деревянное здание для сторожей. Все здания, кроме сторожевого, кирпичные, оснащённые проводкой и трубами для обогрева помещений. Для ремонта автомобилей и бульдозеров имеется мастерская с необходимым набором технологического оборудования и инструментами, а также склад запасных частей. Так же на территории имеется штрафстоянка. Территория ограждена деревянным забором. Въезд, выезд осуществляется через железные ворота.
1.2 Анализ структуры состава парка машин и оборудования
Таблица 1 Подвижной состав предприятия
Марки автомобилей, тракторов и бульдозеров |
Колесная формула |
Количество, шт. |
Общий пробег, тыс. км. (мтч) |
|
Фронтальный погрузчик YIGONG-ZL20 |
4x4 |
1 |
575 |
|
КАМАЗ-53112 (самосвал) |
6x4 |
1 |
217118 |
|
NISSAN DUTSUN |
4x4 |
1 |
233245 |
Таблица 2 Имеющееся оборудование
Оборудование |
Количество |
|
Мастерская для ремонта |
||
Электродрель Bosch GSB 1200 |
1 |
|
Верстак слесарный |
2 |
|
Подъёмник электромеханический 2-х стоечный П-97МКБ до 2 тонн |
1 |
|
Подъёмник электрогидравлический 2-х стоечный Т 4 (220В/380) до 4 тонн |
1 |
|
Станок заточный BG 14-02 |
1 |
|
Тиски слесарные поворотные |
2 |
|
Болгарка Bosch GWS 20 |
1 |
|
Компрессор КРАТОН 300-100 |
1 |
|
Наборы инструментовSATA |
4 |
|
Прес гидравлический TROMMELBERG |
1 |
|
Ударный пневматический гайковерт ИЭ-3111 |
1 |
|
Стенд сход-развал АМД КДС-5К |
1 |
|
Ёмкость для слива отработанного масла |
1 |
1.3 Анализ технико-экономических показателей работы предприятия
Таблица 3ТЭП за отчётные периоды в 'СТО АвтоТехЦентр'
Значения показателей |
Легковые автомобили, шт. |
Грузовые автомобили, шт. |
Общее количество, шт. |
|
2013 г. |
1100 |
0 |
1100 |
|
2014 г. |
1030 |
0 |
1030 |
|
2015 г. |
1095 |
0 |
1095 |
Из выше приведённых показателей видно, что показатели в 2014 году стали отставать от показателей 2013 года. Это обусловлено нехваткой оборудования для обслуживания ТС и снижением конкурентоспособности СТО. В 2015 году в 'СТО АвтоТехЦентр' было доставлено некоторое из необходимого оборудование, что позволило увеличить качество выполняемых работ и показатели в 2015 году улучшились.
Исходя из этого, необходимо модернизировать мастерскую для легковых автомобилей. Необходимо заменить старое и докупить недостающее оборудование, чтобы расширить спектр услуг. Модернизация мастерской позволит привлечь новых клиентов, а новое оборудование увеличить качество и эффективность работ, что отразиться на конкурентоспособности предприятия.
1.4 Характеристика объекта проектирования
Ремонтная мастерская легковых автомобилей представляет собой кирпичное одноэтажное здание длиной - 12 м, шириной-12 м, высотой-4,5 м. Оснащена проводкой и трубами для отопления помещений. Против возможных возгораний имеется углекислотный огнетушитель, ящик с песком. Выезд, въезд машин осуществляется через ворота. Имеется дверь. Отсутствует вентиляция, вытяжка для выхлопных газов, электротельфер и контаватель двигателя. В ремонтной мастерской работают 2 слесаря. Режим работы в мастерской односменный с 900-1800. Форма оплаты труда сдельная. Журнал по технике безопасности ведёт руководитель предприятия.
Задачей дипломного проекта является улучшение качество ТО и ремонта путём замены старого оборудования на новое, а также обеспечения ремонтной мастерской вентиляцией.
1.5 Перспективы развития предприятия
Количество автомобильного транспорта в Солнечном районе и р-он им. П. Осипенко увеличивается. Это ведет к увеличению потребности в ТО, ТР и УМР. В связи с нагрузкой на рабочий персонал, требуется модернизация СТО. Модернизация СТО позволит сократить время, затрачиваемое на обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, что увеличит прибыль и конкурентоспособность предприятия.
2. Технологическая часть проекта
2.1 Расчет производственной программы СТО
Прежде всего, выбирается перечень услуг, который станция технического обслуживания предлагает автолюбителям.
Виды услуг СТО:
· шиномонтажные работы;
· продажа запчастей системы питания;
· диагностика и ремонт ДВС;
· диагностика и ремонт узлов и агрегатов;
· мойка автомобилей.
2.2 Расчет годового объема работ
Годовая трудоемкость планируемой дорожной СТО зависит от годового объема уборочно-моечных работ и работ по ТР автомобилей.
Годовая трудоемкость уборочно-моечных работ определяется исходя из числа заездов на станцию автомобилей в год и средней трудоемкости работ.
ТГУ.-М = NСТОЧNГАЧtУ.-М (2.1)
где: ТГУ.-М - годовая трудоемкость уборочно-моечных работ, чел/ч;
NСТО - число автомобилей обслуживаемых проектируемой СТО в год;
NГА- число заездов одного обслуживаемого автомобиля на СТО в течение года;
tУ.-М - трудоемкость уборочно-моечных работ на один заезд, чел/ч;
Годовая трудоемкость работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей:
ТГ = NСТОLГt / 1000, (2.2)
где: ТГ - годовая трудоемкость работ по ТО и ТР, чел.-ч;
NСТО - число автомобилей обслуживаемых проектируемой СТО в год;
LГ- годовой пробег одного автомобиля, км;
t- удельная трудоемкость ТР на 1000 км. пробега, чел.-ч;
2.3 Расчёт численности производственных и вспомогательных рабочих
К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР автомобилей. Различают технологически необходимое (явочное) и штатное число рабочих.
Технологически необходимое число рабочих, чел
РТ = Т/ФТ, (2.3)
где Т - годовой фонд (номинальный) времени технологически необходимого рабочего при односменной работе, ч.
Фонд (ФТ) определяется продолжительностью смены (в зависимости от продолжительности рабочей недели) и числом рабочих дней в году.
Для расчета технологически необходимого числа рабочих по нормативам годовой фонд времени (ФТ) принимают равным 2020 ч для производства с нормальными условиями труда и 1780 ч для производств с вредными условиями труда.
РТ = Т/ФТ = 7277,3/2020= 3,6 чел
- принимаем 4 человека
Штатное число рабочих, чел
РШ = Т/ФШ, (2.4)
где ФШ - годовой (эффективный) фонд времени штатного рабочего ч.
Годовой фонд времени штатного рабочего определяет фактическое время, отработанное исполнителем непосредственно на рабочем месте, фонд времени штатного рабочего меньше фонда времени технологически необходимого рабочего, за счет предоставления рабочим отпусков и невыходов по уважительным причинам (по болезни и др.).
Для расчета штатного количества рабочих ФШ = 1770 ч для производства с нормальными условиями труда и ФШ = 1560 ч для производств с вредными условиями труда (по нормам проектирования)
РШ = Т/ФШ = 7277,3/1770= 4 чел
К вспомогательным рабочим относятся рабочие, осуществляющие обслуживание и ремонт технологического и инженерного оборудования, коммуникаций и другие виды работ.
Численность вспомогательных рабочих (РВ) согласно ОНТП-01-91 устанавливается в процентном отношении от штатной численности производственных рабочих (15-20%). Численность административного персонала (ИТР и служащих) (РА) принимается в процентном отношении от штатной численности производственных рабочих (20-25%).
РВ = (0,15 ч0,20) · РШ = 0,15 ·4 = 1 чел (2.5)
РА = (0,20 ч0,25) · РШ = 0,2 ·4 = 1 чел (2.6)
2.4 Расчёт числа постов и автомобиле мест
Посты и автомобиле-места по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие, вспомогательные и автомобиле-места ожидания и хранения.
Рабочие посты - это автомобиле-места, оснащенные соответствующим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль для поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида (посты мойки, диагностирование ТО, ТР, ремонта кузовов и окрасочные).
Вспомогательные посты - это автомобиле места, оснащенные или не оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологические вспомогательные операции (по приемке и выдаче автомобилей, контроля после проведения ТО и ТР, сушки на участке уборочно-моечных работ, подготовки и сушки на участке окраски).
Годовой фонд времени поста, ч
ФП = Драб.г. · ТСМ · С ·з, (2.7)
где Драб.г - число дней работы в году станции обслуживания, дн;
ТСМ - продолжительность смены, ч;
С - число смен;
з=0,9 - коэффициент использования рабочего времени поста.
Годовой фонд времени поста, ч
ФП = Драб.г. · ТСМ · С ·з = 365 ·8 ·1,0 · 0,9 = 2628 ч
Количество рабочих постов ТО, ТР, а также вспомогательных постов для приема и выдачи автомобилей определяется по формуле, ед
Х = ТП ц/(ФПРср), (2.8)
где ТП - годовой объем постовых работ, чел.ч;
ц- коэффициент неравномерности загрузки постов;
Рср - среднее число рабочих, одновременно работающих на посту.
Согласно ОНТП среднее число рабочих на одном посту ТО и ТР принимается 1-2 чел, а коэффициент неравномерности загрузки постов ц = 1,15.
Число рабочих постов
Х = ТПР ц/(ФПРср) = 3638,7 ·1,15/2628 ·1 = 1,5
Принимаем 2 рабочих поста, т.е. при расчёте принят 1 слесарь на пост, что может быть больше потребности но слесарь может переходить на пост где большая трудоёмкость.
2.5 Выбор технологического оборудования
Перечень и количество оборудования устанавливаем на основе выполненных на станции видов услуг (работ). При подборе оборудования используем различные справочники и каталоги выпускаемого (продаваемого) оборудования.
Подбор технологического оборудования осуществляем в основном по табелю технологического оборудования с учетом вновь выпускаемого оборудования и в зависимости от размера СТО с учетом специализации станции по маркам автомобилей или видам работ.
Количественно технологическое оборудование определяем в зависимости от мощности предприятия, производственной программы, типа обслуживаемых автомобилей, количество смен работы постов. Чем больше времени работает пост, зона тем меньше необходимо однотипного оборудования, тем лучше используются фонды.
Таблица 4 Ведомость технологического оборудования, оснастки и производственного инвентаря.
Наименование |
Тип, модель |
Габаритные размеры, мм |
Мощность электропотребления кВт |
Изготовитель |
Кол-во |
Площадь, м2 |
Цена единицы, руб. |
|
Вытяжка для выхлопных газов |
Trommelberg 356980042 |
745х 728х 598 |
1.5 |
Германия |
1 |
----- |
20250 |
|
Электротельфер |
Тельфер т-10 (2 тонны) |
500х 300 |
3 |
Болгария |
1 |
----- |
20000 |
|
Кантователь двигателя |
AE&T T63005 (900 кг) |
840х 330х 220 |
----- |
Китай |
1 |
2,16 |
10460 |
|
Наименование |
Тип, модель |
Габаритные размеры, мм |
Мощность электропотребления кВт |
Изготовитель |
Кол-во |
Площадь, м 2 |
Цена единицы, руб. |
|
Ящик для ветоши |
----- |
500х 400 |
----- |
Собственного изготовления |
3 |
1 |
----- |
|
Ларь для отходов |
----- |
500х 400 |
----- |
Собственного изготовления |
4 |
1 |
----- |
|
Итого: |
10 |
50710 |
2.6 Определение площадей и планировка объекта проектирования
Состав и площади помещений определяем размером станции и видами выполняемых услуг. На стадии технологического расчета площади рассчитываем ориентировочно по укрупненным показателям и уточняются в последующем при разработке планировочных решений.
Площади СТО по своему функциональному назначению подразделяются на:
производственные (зона постовых работ, производственные участки);
складские;
технические помещения (трансформаторная, тепловой пункт, водомерный узел, насосные, электрощитовая и т.п.);
административно-бытовые (конторские помещения, гардероб, туалеты, душевые и т.п.);
помещения для обслуживания клиентов (клиентская, бар, буфет, помещения для продажи запасных частей, автопринадлежностей и т.п.);
помещения для продажи автомобилей (салон-выставка продаваемых автомобилей, зоны хранения и др.).
Площадь производственных помещений ориентировочно рассчитывается по удельной площади на один рабочий пост, которая с учетом проездов принимается 40-60 м2, в рассмотренном примере по нормативам проектирования площадь участка на котором располагается 2 поста с оборудованием и подъёмниками SН=(40-60)*2=80-120м2. В настоящее время площадь бокса SБ= 144м2.
По расчётам на данной площади может разместится больше постов чем получено по расчёту, однако, для этого необходимо перепланировка, которая приведёт к непредвиденным затратам.
2.7 Научная организация труда на объекте проектирования
Под научной организацией труда понимается комплекс технических, экономических, технологических, санитарно-гигиенических, организационных и прочих мероприятий направленных на повышение производительности при одновременном улучшении условий труда.
Основными задачами НОТ на СТО является:
· применение более рациональной организации труда на основе изучения производственных операций;
· устранение непроизводственных потерь рабочего времени;
· использование наиболее совершенных методов производства;
· внедрение таких форм труда, которые обеспечивают развитие творческого отношения к труду;
· общие улучшения условий труда, воздействующих на организм человека;
· использование различных форм сочетания морального и материального стимулов.
В связи с этим на реконструируемом участке необходимо применить следующие элементы НОТ:
· создание санитарно-гигиенических условий труда;
· обеспечение рабочих мест необходимым оборудованием и инструментом;
· повышение квалификации рабочих.
Все выше перечисленные предложения позволяют увеличить производительность труда, уменьшить затраты непроизводственного времени, облегчить и улучшить условия труда, что в конечном счёте сказывается на качестве выполняемых работ.
3. Мероприятия по охране труда, противопожарной защите и технике безопасности
Условия безопасной работы по исключению опасных и вредных факторов на участке.
Охрана труда - это комплекс взаимосвязанных мероприятий трудового законодательства, техники безопасности и промышленной санитарии.
Трудовое законодательство регламентирует основные нормы ведения трудовых процессов, определяет нормативы, и положение рабочего времени и отдыха. КЗОТ регламентирует трудовое отношение рабочих и служащих, устанавливая высокий уровень условий труда и всемирную охрану труда.
Правила, нормы и инструкции по технике безопасности и производственной санитарии входят в комплекс нормативно-технической документации по охране труда. Правила и нормы могут быть едиными, межотраслевыми и отраслевыми.
Единые правила и нормы распространяются на все отрасли народного хозяйства и закрепляют важнейшие гарантии безопасности и гигиены труда, которые одинаковы для всех отраслей народного хозяйства.
Межотраслевые правила и нормы закрепляют важнейшие гарантии безопасности и гигиены труда в нескольких отраслях либо в отдельных видах производств, работ или на отдельных типах оборудования в любых отраслях народного хозяйства.
Отраслевые правила и нормы распространяются только на отдельную отрасль в масштабах всей страны и содержат гарантии безопасности и гигиены труда.
Инструкции по охране труда устанавливают требования безопасности при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия и в иных местах, где работающие выполняют порученную им работу или служебные обязанности.
На производственных участках, в службах, отделах работу по охране труда организуют их руководители (начальник производства, гаража, цеха, автоколонны, мастера, механики).
Обязанностью механика является следующее, обеспечивать:
безопасное состояние производственных и вспомогательных помещений, оборудования, инструмента, инвентаря, транспортных средств, сантехнических установок;
правовую организацию работ;
организовывать безопасное хранение транспортировку взрывоопасных и т.п. веществ;
контроль соблюдения рабочими норм, правил, инструкций, приказов по технике безопасности и промышленной санитарии;
не допускать работников к самостоятельной работе без проведения инструктажа и проверки знаний работы;
следить за правильной эксплуатацией механизмов;
обеспечивать, исправным инструментом;
обеспечивать специализированными одеждой, обувью, моющими средствами и т.п.;
следить за наличием на рабочем месте инструкций по безопасности;
проводить своевременно расследование по несчастным случаям;
участвовать в разработке инструктажей в области охраны труда.
Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда, препятствующие деятельности профессиональных союзов, могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.
Уголовная ответственность возникает в результате грубого нарушения должностными лицами трудового законодательства, а также правил и норм охраны труда.
Опасный производственный фактор это производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.
Воздействие опасного производственного фактора может привести к травме, для этого разрабатываем мероприятия по обеспечению требований техники безопасности
На участке ТО и ТР проводятся работы различной сложности и вредности. Также на участке имеются различные вредные и опасные производственные факторы:
легковоспламеняющиеся обтирочные жидкости;
поражение электрическим током от инструмента;
отсутствие ограждений, сигнализаций, предупредительных надписей;
нарушение норм расстановки оборудования;
отсутствие или некомплектность СИЗ;
отсутствие специализированного инструмента;
несвоевременная проверка оборудования на техническую безопасность и исправность;
неудовлетворительное обучение безопасным приемам работы;
отсутствие контроля за безопасным проведением работ на рабочих местах
Средства индивидуальной защиты в зависимости от назначения подразделяются на следующие:
изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, одежда специальная защитная - спецодежда, обувь специальная защитная - спец обувь, средства защиты рук, головы, рук, глаз, органов слуха.
Гигиеническое состояние, срок службы, рациональное использование средств индивидуальной защиты в значительной мере зависит от своевременной профилактической обработки, химчистка, стирки и ремонта. Сроки этих мероприятий администрация СТО должна устанавливать с учетом производственных условий.
Создание безопасной работы на рабочем месте зависит от обучения рабочих безопасным приемам и методам труда отраженным в системе инструктажей:
вводный;
первичный;
повторный;
внеплановый;
целевой.
Для обеспечения безопасных условий труда необходимо проводить работы на постах оснащенных специализированным оборудованием, обеспечивающим снижение трудоемкости процессов.
Каждый работающий обязан знать и соблюдать технологический процесс ремонта в соответствии с технической документацией во избежание повреждения оборудования, ремонтируемого автомобиля или его узлов и деталей и во избежание получения травм и увечий в процессе работы.
Выполнение работ производится согласно технологической операционной карте. На участке имеется специализированный инструмент, что облегчает выполнение работ рабочим. Запрещается пользоваться неисправными приспособлениями и инструментами.
При сборочных работах запрещается проверять совпадение отверстий в соединяемых деталях пальцами.
В процессе работы необходимо использовать контрольно-измерительные приборы.
Применяемый ручной электроинструмент должен иметь двойную изоляцию.
Если возникла аварийная ситуация, необходимо:
отключить оборудование от системы питания;
вывесить табличку о неисправности оборудования и доложить о происшедшем администрации;
не приступать к работе на неисправном оборудовании до устранения неисправности;
при получении травм, отравлений немедленно известить механика и организовать первую медицинскую помощь.
После окончания работы рабочее место привести в порядок. Выключить электрооборудование, очистить оборудование от грязи и пыли, убрать инструмент и приспособления, аккуратно сложить детали и материалы.
Негодные детали, промасленную ветошь, использованные обтирочные материалы вынести за пределы участка в специально отведенное для этого место.
Вымыть руки теплой водой с мылом или другим чистящим средством. При необходимости принять душ. Грязную спецодежду своевременно сдавать в прачечную.
3.1 Обеспечение требований санитарных норм на участке
Требования промышленной санитарии это комплекс мероприятий по оздоровлению, улучшению условий труда, по созданию оптимальной рабочей среды:
устройство приспособлений защищающих от вредных факторов;
рационализация освещения;
устройство вентиляционной системы;
оборудование санитарно-бытовых помещений;
средства индивидуальной защиты.
Вредный производственный фактор - это производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.
К вредным производственным факторам относятся:
понижение или повышение температуры воздуха или влажности на рабочем месте;
отсутствие или не удовлетворительная работа вентиляции;
содержание на рабочем месте вредных веществ превышающих ПДК;
отсутствие или недостаток естественного освещения;
недостаточное освещение рабочей поверхности в зимнее время;
неправильный выбор светильников без учета характера зрительной работы.
Производственные помещения СТО необходимо содержать в чистоте. В должны регулярно проводиться влажная уборка, очистка пола от следов грязи, воды и химических жидкостей.
Участки работ, на которых в соответствии с технологией выделяют вредные вещества, избытки теплоты, появляется шум, должны располагаться в отдельных помещениях, изолированных от других помещений стенами.
Участки работ, на которых в соответствии с технологией выделяются вредные вещества, тепло и появляется шум, следует изолировать стенами до потолка.
Для хранения шин, агрегатов и деталей в горючей таре должны предусматриваться отдельные складские помещения. Совместное их хранение в одном помещении допускается лишь в том случае, если его площадь не превышает 50 м 2 и они размещены раздельно. Проходы между стеллажами, полками и шкафами должны быть шириной не менее 1 м и обеспечивать свободное перемещение обслуживающего персонала.
Для сохранения и работоспособности человека в процессе труда особое значение имеет состояние воздушной среды: чистота воздуха, микроклимат. Многие производственные процессы на СТО сопровождаются выделением в воздух рабочей зоны вредных веществ, к которым относятся различные газы, пары и пыль. Эти вещества проникают в организм человека через дыхательные пути, а также через кожу и пищеварительный тракт и могут вызвать раздражение и травмирование слизистых оболочек дыхательных путей, болезни кожного покрова, ожоги, отравления и другие изменения в организме человека.
В целях безопасности работающих количество вредных веществ в воздухе рабочей зоны ограничивается предельно допустимыми концентрациями. Предельно допустимыми концентрациями вредных веществ в воздухе рабочей зоны являются такие концентрации, которые при ежедневной работе в течение 8 ч или при другой продолжительности, но не более 41 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.
Микроклимат производственных помещений определяются действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также температуры окружающих поверхностей.
В помещениях СТО микроклимат зависит от технологического процесса и от внешних погодных условий.
Микроклимат оказывает большое влияние на самочувствие и работоспособность человека. Его воздействие на организм человека тесно связано с процессами терморегуляции организма.
Терморегуляцией называется совокупность процессов, обеспечивающих теплообмен между организмом и внешней средой и сохранение постоянной температуры человеческого тела независимо от внешней среды.
Оптимальными метеорологическими условиями считают сочетания параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают сохранение нормального функционального и теплового состояния организма без напряжений реакций терморегуляции. Такие условия обеспечиваю тепловой комфорт, и создают предпосылки для уровня работоспособности.
Для выполнения требуемых санитарных исполнений нормы СН 245-71, в которых предпочтение отдается оптимальным параметрам микроклимата.. Санитарно-гигиенический паспорт участка ТО и ТР представлен в таблице 6.
Таблица 5 Санитарно-гигиенический паспорт участка
Факторы |
Единицы измерения |
По норме |
Категория работ |
Класс эл. опасности |
Категория пож. опасности |
|
Температура воздуха внутри помещения Влажность воздуха Загазованность Запыленность вредные примеси -бензин топливный в пересчёте на С -ацетон -масла минеральные -сода кальцинированная -уайт спирит -эпоксидная смола -сажи чёрные Скорость движения воздуха Шум Вибрации Освещенность |
°С % мг/м3 мг/м3 мг/м3 мг/м3 мг/м3 мг/м3 мг/м3 мг/м3 м/сек Дб Гц лк |
7-19 60-40 25 4 100 0,2 5 20 4 5 0,2 70 100 35-40 300 |
Средней тяжести II б (энергозатраты 235-295 Дж/с) |
Повышенная электроопасность |
Категория В - пожароопасный |
Для поддержания оптимальных условий труда необходимо применять вентиляцию и отопление
Выбираем оптимальный микроклимат для участка ТО и ТР, который создает условия высокой работоспособности человека при сохранении нормального, функционального и теплового состояния организма с учетом выполнения работ по тяжести и времени года.
Вентиляция предусматривается для обеспечения в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях СТО параметров воздушной среды, удовлетворяющих санитарно-гигиеническим требованиям.
По способу перемещения воздуха вентиляция подразделяется на естественную и механическую. Сочетание естественной и механической вентиляции называют смешанной вентиляцией.
На СТО большинство производственные помещения оборудуют механической обще обменной приточно-вытяжной вентиляцией. Она должна быть в помещениях для ТО и ТР автомобилей, где могут находиться автомобили и выделяться вредные вещества.
Отопление предусматривается для поддержания в холодное время года температуры воздуха в рабочей зоне в пределах санитарно-гигиенических норм. Оно должно возмещать потери тепла через открытые ворота, двери всевозможные не плотности в ограждениях, на нагревание поступающих извне транспортных средств, оборудования и материалов; на нагревание воздуха, поступающего в помещение извне вместо удаляемого вытяжными вентиляционными системами и не компенсированного притоком подогретого воздуха в системах приточной вентиляции, и на другие нужды.
В качестве теплопроводов применяются ребристые трубы или регистры из гладких труб. К нагревающим аппаратам должны быть подходы свободными.
При техническом обслуживании и ремонте автомобилей работающие нередко подвергаются воздействию шума и вибрации.
Рационально спроектированное освещение позволяет обеспечить необходимое качество обслуживания и ремонта автомобилей, повысить производительность и безопасность труда.
Благоприятные условия зрительной работы оказывают положительное психологическое воздействие на человека, способствует сохранению его здоровья и работоспособности в процессе труда.
3.2 Обеспечение электробезопасности на участке
На участке электрическая энергия используется повсеместно. Она приводит в действие станки, стенды и т. д. Электрооборудование должно быть надежно заземлено. Иметь блокировку и защитное отключение на случай перегрузки. Применяемый ручной электроинструмент должен иметь двойную изоляцию. Электрический ток при несоблюдении правил техники безопасности и мер предосторожности представляет для людей большую опасность, так по сравнению с другими видами травматизма на СТО электротравматизм носит более тяжелый характер и нередко приводит к смертельному исходу. Причем опасность поражения электрическим током специфична, поскольку наличие напряжения не может быть обнаружено человеком без специальных приборов.
Основные причины поражения электрическим током на участке ТО и ТР:
непреднамеренное прикосновение к токонесущим частям под напряжением;
случайное прикосновение к неисправным защитным устройствам или при пробое изоляции;
попадание под шаговое напряжение в зоне замыкания фазы на землю на расстоянии менее 10 метров;
нарушение правил эксплуатации электроустановок или электроинструмента;
ремонт электроустановок без соответствующего допуска.
Опасное и вредное воздействие электрического тока на людей может быть термическим (ожоги отдельных участков тела, нагрев кровеносных сосудов, нервных волокон), электролитическим (разложение крови и других органических жидкостей), механическим (расслоение, разрыв и различные повреждения тканей организма человека в результате электродинамического эффекта и взрывоподобного образования пара) и биологическим
(раздражение и возбуждение живых тканей организма). Степень опасного и вредного воздействия электрического тока на организм зависит от индивидуальных особенностей человека, электрического сопротивления его тела рода тока и электрического напряжения, силы, частоты и пути тока через тело человека, продолжительности воздействия, условий внешней среды. Электробезопасность должна обеспечиваться конструкцией электроустановок, техническими способами и средствами защиты, организационными и техническими мероприятиями. Основные способы защиты от поражения электрическим током представлены в таблице 6.
Таблица 6 Защита от поражения электрическим током
Мероприятия по защите от электрического тока |
Напряжение |
Сущность |
Место установки |
|
Коллективные |
||||
Защитное заземление и зануление |
U=380-440 B |
Заземление-соединение металлических нетоковедущих частей электроустановок с 'землей'. Зануление - соединение металлических частей электроустановок с заземленной точкой источника питания при |
Станки, стенды |
|
Защитное отключение |
U<1000 B |
Автоматическое отключение электроустановки при возникновении в ней опасности поражения электрическим током |
Станки |
|
Малое напряжение |
U< 42 B |
Снижение напряжения до безопасного при помощи автотрансформатора |
Электродрели, переносные лампы |
|
Двойная изоляция |
220 В,380 В |
Электрическая изоляция, состоящая из рабочей и дополнительной |
Электродрели, переносные лампы |
|
Индивидуальные |
||||
Резиновые перчатки, калоши, резиновые коврики |
U=380-440 В |
Повышение электросопротивляемости организма человека |
При работе с электрооборудованием |
|
Защита от статического электричества |
||||
Заземляющее устройство |
Не выше 100 ОМ |
Электрооборудование |
||
Антиэлектростатическая обувь |
10 -10 Ом |
Повышение электросопротивляемости организма человека |
При работе с электрооборудованием |
Сопротивление тела у разных людей различно и кроме того, зависит от состояния кожи (наличия порезов, царапин, ссадин, влаги, загрязнений), места. приложения и напряжения, площади контакта, физиологических и других факторов.
При чистой сухой неповрежденной коже оно колеблется в пределах от нескольких сотен Ом до нескольких мегаом.
Опасность для организма человека возрастает с увеличением времени воздействия электрического тока, так как со временем в организме накапливаются отрицательные последствия этого воздействия, а также происходят прогревание и пробой рогового слоя кожи, вследствие чего увеличивается протекаемый через тело ток. Опасность поражения электрическим током существенно зависит от условий окружающей среды, например, такие параметры, как влажность и температура воздуха, влияют па состояние изоляции электрооборудования, на сопротивление тела человека. Допустимые напряжения прикосновения и токи, протекающей через тело человека, работающего в условиях высоких температур (выше 25 °С) и влажности (относительная влажность более 75%) в 3 раза меньше, чем для нормальных условий.
Защита людей от поражения электрическим током обеспечивается не только конструкцией электроустановок, но и различными техническими способами и средствами, которые могут применяться как отдельно, так и в сочетании друг с другом.
К техническим способам и средствам защиты относятся: заземление, зануление, выравнивание потенциалов, малое напряжение, разделительный трансформатор, двойная изоляция, блокировка аппаратов, ограждающие устройства, защитное отключение, средства защиты и приспособления.
Для защиты от опасного проявления разрядов статического электричества используются средства коллективной и индивидуальной защиты.
В качестве средств индивидуальной защиты применяют: специальную антиэлектростатическую одежду и обувь, антиэлектростатические предохранительные приспособления и средства защиты рук.
Выбирая средства защиты, руководстводствуемся необходимостью исключения возникновения искровых разрядов с энергией, превышающим на 40% минимальную энергию зажигания окружающей среды, или с зарядом в импульсе, превышающим на 40% воспламеняющее значение заряда в импульсе окружающей среды.
3.3 Пожарная безопасность на участке
Пожар - неконтролируемое горение, вне специального очага, наносящая материальный ущерб. Основными причинами возникновения пожаров на СТО являются:
· неосторожное обращение с огнем;
· нарушение правил пожарной безопасности при сварочных и других огневых работах;
· нарушение правил эксплуатации электрооборудования;
· неисправность отопительных приборов и термических печей;
· нарушение правил безопасности хранения горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
· самовозгорание смазочных и обтирочных материалов и т.д.
Исключение причин возникновения пожаров - одно из важнейших условий обеспечения пожарной безопасности на СТО.
Шиноремонтный участок относится к категории. В пожароопасных помещений, в которых находятся: горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы.
В соответствии с действующим законодательством ответственность за обеспечение пожарной безопасности на СТО несут их руководители. Ответственность за пожарную безопасность мест для стоянок, помещений ТО и ТР автомобилей, отдельных цехов, участков и складов возлагается на руководителей соответствующих служб или других должностных лиц, специально назначенных приказом руководителя СТО.
Для извещения о пожаре используют электрическую пожарную сигнализацию, телефонную связь и на отдельных объектах радиосвязь. Связь автоматического действия является более совершенной, так как она позволяет автоматически обнаружить возникший пожар и передать сообщение о нем ближайшую пожарную часть. В ней используются автоматические извещатели, которые подразделяются на тепловые, дымовые, пламенные и комбинированные.
Прекратить горение можно физическими и химическими способами. К физическим способам относятся охлаждение горящих веществ, изоляция реагирующих веществ от зоны горения, разбавление реагирующих веществ негорючими и не поддерживающими горение веществами.
В настоящее время для прекращения горения используют широкий ассортимент различных огнетушащих средств. К наиболее распространенным относятся:
вода;
огнетушители различных назначений;
песок;
асбестовое или войлочное полотно.
Для локализации и ликвидации небольших возгораний и пожаров в начальной стадии их развития применяют первичные средства пожаротушения, к которым относятся переносные и передвижные огнетушители, ящик с песком, асбестовое покрывало, резервуары с водой и др.
На участке находятся:
-ящик с песком
- углекислотный огнетушитель ОУ-5 - 1 шт.
Огнетушитель располагается на видном месте возле выхода на высоте 1,5 м.
Территорию участка необходимо содержать в чистоте и систематически очищать от производственных отходов. Промасленные обтирочные материалы и производственные отходы следует собирать в специально отведенных местах, и по окончании рабочих смен удалять.
Курение допускается только в специально отведенном для этого месте, оборудованном резервуаром с водой и урной.
3.4 Организация контроля за состоянием охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии
автосервисный реконструкция модернизация ремонтный
За состоянием охраны труда и техники безопасности проводится трехступенчатый контроль для всесторонней и эффективной проверки на
предприятии. Этот контроль проводится в три ступени снизу вверх:
1-я ступень. Ежедневно, в начале работы мастер с общественным инспектором по охране труда обходит все рабочие места участка. Они проверяют исправное состояние оборудования, станков, ограждений, приспособлений и инструмента. При обнаружении неполадок и нарушений принимают меры к их устранению и записывают в журнал 3-х ступенчатого контроля с указанием ответственного исполнителя и сроков исполнения. Если недостатки своими силами не устранить, согласовывают ответственного исполнителя с директором СТО или главным инженером и об этом указывают в примечании. При необходимости проводят пятиминутки по результатам обхода;
2-я ступень. Один раз в неделю директор СТО с представителем комиссии по охране труда обходит свои участки. Все недостатки, обнаруженные в процессе вносятся в журнал, тут же определяются лица, ответственные за устранение, и намечаются сроки исполнения. Проверяется выполнение первой ступени. Если мероприятия нельзя выполнить силами участка, то об этом ставят в известность главного инженера и записывают в примечании;
3-я ступень. Один раз в месяц комиссия в составе директора СТО, ответственного по технике безопасности на СТО, медицинского работника и представителя местного комитета проверяют состояние техники безопасности и промышленной санитарии на всех участках. По результатам проверок составляется протокол, в котором указываются нарушения и недостатки выполнения мероприятий первой и второй ступени, указывают работники, ответственные за устранение обнаруженных нарушений, устанавливают сроки исполнения.
После таких проверок главный инженер проводит совещание, на котором присутствуют все мастера, члены комиссии охраны труда и представители местного комитета. На совещании составляют текущие оперативные планы по охране труда.
4. Ремонт детали рабочего тормозного цилиндра NISSAN DUTSUN
Рабочий тормозной цилиндр - механизм тормозной системы, преобразующий давление жидкости в механическую силу воздействующую на колодки. В отличие от главного тормозного цилиндра, рабочим тормозным цилиндром называют устройство, которое воздействует непосредственно на тормозные колодки барабанного типа. Также, рабочим тормозным цилиндром называют тормозной поршень, оказывающий воздействие на тормозные колодки дискового типа.
Рабочий тормозной цилиндр - компонент тормозной системы, силовой орган, преобразующий давление сжатого воздуха в механическую энергию, которая передаётся через тормозную рычажную передачу на тормозные колодки, прижимая их к ободу колеса или к тормозным дискам.
Корпус и крышки тормозного цилиндра отливаются из чугуна или изготавливаются сварными из стали. Внутри корпуса находятся: поршень с резиновой уплотняющей манжетой и войлочным смазывающим кольцом, шток, отпускная пружина. Шток может быть жестко связан с поршнем, если соединённый с ним рычаг не передаёт на него изгибающего усилия, или шарнирно, если рычаг движется по дуге. В задней крышке тормозного цилиндра имеется отверстие для подвода сжатого воздуха и отверстие для установки манометра при испытаниях, заглушенное пробкой. В передней крышке имеется отверстие для слива конденсата, в горловине крышки установлена резиновая пылезащитная шайба.
4.1 Карта технологического процесса
Карта технологического процесса на замену заднего тормозного цилиндра на автомобиле NISSAN DUTSUN в условиях СТО представлена в таблице 7.
Таблица 7 Карта технологического процесса
Наименование операции |
Применяемое оборудование, инструмент |
Норма времени, мин |
Технические условия |
|
Выставить автомобиль на подъёмник |
Подъёмник Т 4 (220В/380) |
2 |
||
Ослабить болты крепления колёса |
Гайковёрт ИЭ-3111 головка на 17 мм |
2,5 |
Головка должна быть плотно одета. Колесо не должно прокручиваться. |
|
Вывесить автомобиль на подъёмнике |
Подъёмник Т 4 (220В/380) |
2 |
На высоту 1,5 м |
|
Открутить болты крепления колеса |
Гайковёрт ИЭ-3111 головка на 17 мм |
3 |
Головка должна быть плотно одета |
|
Снять левое заднее колесо |
Вручную |
0,5 |
Использовать перчатки или рукавицы |
|
Отвернуть штуцер трубопровода от тормозного цилиндра |
Ключ рожковый 8 мм |
2 |
Стремиться к минимальной потере тормозной жидкости |
|
Отверстие трубопровода заглушить |
Резиновая заглушка |
0,5 |
||
Расконтрить и отвернуть болты крепления колёсного цилиндра к направляющим пальцам |
Ключ рожковый 15 мм, ключ накидной 15 мм |
5 |
||
Снять тормозной цилиндр |
Вручную |
0,5 |
||
Установить в тиски тормозной цилиндр |
Тиски |
1 |
||
Открутить болты крепления цилиндра к суппорту |
Гайковёрт ИЭ-3111 |
2 |
||
Снять неисправный цилиндр |
Вручную |
0,2 |
||
Установить технически исправный цилиндр |
Вручную |
0,2 |
||
Закрутить болты крепления цилиндра к суппорту |
Гайковёрт ИЭ-3111 |
2 |
||
Установить цилиндр в тормозной механизм |
Вручную |
0,5 |
||
Закрепить и законтрить болты крепления колёсного цилиндра к направляющим пальцам |
Ключ рожковый 15 мм, ключ накидной 15 мм |
5 |
||
Убрать заглушку отверстия трубопровода |
Резиновая заглушка |
0,5 |
Стремиться к минимальной потери тормозной жидкости |
|
Закрутить штуцер трубопровода к тормозному цилиндру |
Ключ рожковый 8 мм |
2 |
||
Восстановить уровень жидкости в бачке и прокачать систему гидропривода |
10 |
Довести уровень жидкости до нормы |
||
Одеть заднее левое колесо |
Вручную |
1 |
Использовать перчатки или рукавицы |
|
Предварительно закрутить болты крепления колеса |
Гайковёрт ИЭ-3111 головка на 17 мм |
3 |
Головка должна быть плотно одета |
|
Опустить автомобиль |
Подъёмник Т 4 (220В/380) |
2 |
||
Затянуть болты крепления колеса |
Гайковёрт ИЭ-3111 головка на 17 мм |
1 |
||
Прокачать тормозную систему |
Вручную |
30 |
Прокачивать тормоза рекомендуется вдвоем. |
Исполнитель - слесарь 5 разряда
Норма времени - 78,5 мин
Трудоёмкость операции - 0,79 чел.ч
Прокачка тормозов
Перед прокачкой тормозов на автомобилях, оборудованных ABS-системой отсоединить АКБ от массы. Прокачивать тормозную систему рекомендуется двоим!
1. Необходимость прокачки возникает после замены деталей магистрали гидропривода. При разборке гидропривода одного колеса можно ограничиться прокачкой только разбиравшегося контура.
2. Поднимите автомобиль и установите на подставки. Нажмите несколько раз на педаль тормоза. Перед прокачкой восстановите уровень жидкости в бачке и во время прокачки поддерживайте уровень, не допуская опустошения бачка.
3. Начните прокачку с регулятора давления. Отверните нелегка подтяните штуцер для прокачки.
4. Присоедините к штуцеру шланг, другой конец шланга опустите в сосуд с тормозной жидкостью.
5. Попросите помощника несколько раз нажать на печаль тормоза и удерживать. Отверните штуцер и спустя 2 сек после того как поток вытекающей с пузырями жидкости ослабнет, затяните штуцер. Попросите помощника отпустить педаль.
6. Повторите процедуру 8-9 раз, до тех пор пока в вытекающей жидкости не перестанут наблюдаться пузырьки. Затяните штуцер.
8. Выполните эти действия на колесных цилиндрах в последовательности: правое заднее колес, левое заднее, правое переднее, левое переднее. По окончании восстановите уровень жидкости в бачке.
Неисправности тормозов, причины, способы устранения показаны в таблице 8.
Таблица 8 Неисправности тормозов, причины, способы устранения.
Признак неисправности |
Возможная причина |
Способ устранения |
|
Контрольная лампа тормоза включена |
Утечка тормозной жидкости |
Неисправность датчика уровня тормозной жидкости |
|
Включатель стояночного тормоза замкнут на 'массу' |
Отремонтируйте замыкание на 'массу' |
||
Неисправность датчика уровня тормозной жидкости |
Замените датчик |
||
Сигнал торможения включен |
Неисправность включателя фонаря сигнал торможения |
Замените включатель фонаря сигнала торможения |
|
Длина штока вакуумного усилителя меньше необходимой длины |
Отрегулируйте длину штока вакуумного усилителя |
||
Цепь включателя фонаря сигнал торможения замкнута но положительную клемму аккумуляторной батареи |
Отремонтируйте или замените электропроводку |
||
Неэффективное торможение |
Утечка или отсутствие тормозной жидкости |
Устраните утечку или долейте жидкость |
|
Загрязнение тормозной жидкости |
Замените тормозную жидкость |
||
Наличие воздуха в тормозной жидкости |
Удалите воздух из тормозной системы |
||
Повреждение тормозных шлангов |
Замените тормозные шланги |
||
Повреждение вакуумного шланга или неисправность контрольного клапана |
Замените вакуумный шланг или контрольный клапан |
||
Прихваты ванне (заедание) тормоза |
Отсутствует люфт педали тормоза |
Отрегулируйте люфт |
|
Ослабление возвратной пружины педали тормоза |
Замените возвратную пружину |
||
Неисправность главного тормозного цилиндра |
Замените главный цилиндр |
||
Наличие воздуха в тормозной системе |
Удалите воздух из тормозной системы |
||
Большой ход педали тормоза |
Утечка или отсутствие тормозной жидкости |
Устраните утечку или долейте жидкость |
|
Ненадлежащая регулировка люфта педали тормоза |
Отрегулируйте длину штока вакуумного усилителя тормоза |
||
Неравномерное торможение передних колес |
Неисправный суппорт |
Замените суппорт |
|
Заклинивание поршня в суппорте |
Произведите ремонт или, при необходимости, замените суппорт в сборе |
||
Заедание (прихватывание) тормозов передних колес |
Заклинивание поршня в суппорте |
Произведите ремонт или, при необходимости, замените суппорт в сборе |
|
Шум и вибраций передних колес при торможении |
Чрезмерное биение тормозного диска |
Замените диск |
|
Мешающее воздействие пылезащитного кожуха |
Произведите ремонт пылезащитного кожуха |
||
Ослабление болтов крепления суппорта |
Затяните болты крепления |
||
Недостаточная тормозная сила задних колес |
Сильный износ накладок тормозных колодок |
Замените тормозные колодки |
|
Попадание масла или тормозной жидкости на накладку тормозной колодки |
Проверьте на отсутствие утечки из рабочего тормозного цилиндра и, при необходимости, замените рабочий цилиндр или тормозные колодки |
||
Неисправность рабочего тормозного цилиндра |
Замените рабочий тормозной цилиндр |
||
Неисправность в работе саморегулировки |
Отремонтируйте саморегулировку |
||
Неравномерное торможение задних колес |
Попадание масла или тормозной жидкости на накладку тормозной колодки |
Проверьте отсутствие утечки из рабочего тормозного цилиндра; при необходимости замените рабочий цилиндр или тормозные колодки |
|
Неисправность рабочего тормозного цилиндра |
Замените рабочий тормозной цилиндр |
||
Неисправность в работе саморегулировки |
Отремонтируйте саморегулировку |
||
Прихватывание тормозов после отпускания педали тормоза |
Ослабление пружины возврата тормозных колодок |
Замените пружину возврата тормозных колодок |
|
Неисправность рабочего тормозного цилиндра |
Замените рабочий тормозной цилиндр |
||
Чрезмерный ход педали тормоза |
Чрезмерный износ накладок тормозных колодок |
Замените тормозные колодки |
|
Неисправность в работе саморегулировки |
Отремонтируйте саморегулировку |
||
Шум или вибрация задних колес при торможении |
Попадание инородного материала в тормозной барабан |
Прочистите тормозной барабан |
|
Ослабление болта крепления опорного тормозного диска |
Затяните болт крепления опорного тормозного диска |
||
Повреждение тормозного барабана |
Замените тормозной барабан |
||
Плохая тормозная сила стояночного тормоза |
Попадание масла или тормозной жидкости на накладку тормозной колодки |
Проверьте отсутствие утечки из рабочего тормозного цилиндра; при необходимости, замените рабочий цилиндр или тормозные колодки |
|
Неисправность в работе саморегулировки |
Отремонтируйте саморегулировку |
||
Плохая регулировка троса стояночного тормоза |
Отрегулируйте длину троса стояночного тормоза |
5. Конструкторская часть
Спроектировать, рассчитать и выполнить эскиз съемника для снятия подшипников.
В результате расчета определить: размеры винта, ее высоту и наружный диаметр гайки, диаметр бурта гайки, ее высоту, длину и диаметр рукоятки, размеры траверсы, лап съемника.
5.1 Определение размеров винта и гайки
Расчет передачи винт гайка начинают с определения среднего диаметра резьбы (d2) по критерию износоустойчивости:
, (5.1)
где F - расчетное усилие, Н;
H = H / d
коэффициент высоты гайки; Н высота гайки, мм.
Рекомендуемое значение коэффициента высоты гайки 1,2...2,5. Принимаем H = 1,3;
h = h / P
- коэффициент высоты резьбы, для прямоугольной резьбы
h = 0,5;
h - рабочая высота профиля резьбы, мм.;
Р - шаг резьбы, мм;
[р] - допускаемое давление в резьбе, МПа. Для незакаленного винта и бронзовой гайки [р] = 9 МПа.
мм. (5.2)
Полученное значение среднего диаметра резьбы d2 корректируется. Параметры нестандартной прямоугольной (квадратной) резьбы согласовываются с возможностью ее изготовления на токарно-винторезных станках, поэтому шаг нарезки, полученный по рекомендации:
P = 0,22d2, следует скорректировать со значением шага любой стандартной резьбы.
Принимаем: Р = 4 мм, тогда диаметры резьбы соответственно: внутренний, наружный и средний в мм будут равны:
D=d=18; D1=d1=14; d2=16;
Рис. 1 Эскиз гайки с условными размерами
Высоту гайки Н определяем по формуле (5.2), в зависимости от принятого значения коэффициента высоты гайки - H.
Н = H d2 = 1,316 = 20,8мм.
Принимаем Н = 21 мм.
Число витков резьбы в гайке вычисляется по выражению:
Z = H / P; Z = 21 / 4 = 4,2.
Примем Z=4
Существует рекомендация Z < 10, следовательно выбранная резьба имеет допускаемое число витков.
Высота буртика гайки h принимается h = (0,5...0,6)Н
h= 0,5Н=0,5*21=12,5 мм.
Нижняя часть гайки работает на растяжение, поэтому диаметр Dг определяется формулой
, (5.3)
где - [р] допускаемое напряжение растяжения [р] = т /S.
где т - предел текучести материала гайки.
Гайку изготавливаем из бронзы Бр 05Ц 5С 5, для которой т= 80 МПа. Тогда, при коэффициенте запаса прочности S = 1,5-2,5, допускаемое напряжение растяжения;
[р] = т /S = 80/2 = 40 МПа.
мм, (5.4)
Принимаем Dr =22 мм.
Диаметр опорного буртика гайки Dг 1 определяется по напряжению смятия силой F, действующей по оси винта:
, (5.5)
для бронзовых гаек [cм] = 70 - 80 МПа.
мм, (5.6)
Принимаем Dr1 = 26 мм.
Вычерчиваем эскиз гайки с рассчитанными размерами. При этом, с учетом того, что сила со стороны винта направлена снизу вверх, изображаем гайку в ее реальном положении относительно корпуса струбцины.
Рис. 2 Эскиз гайки с расчетными размерами 10,5
5.2 Проверка соблюдения условия самоторможения
Для большинства механизмов, использующих передачу винт-гайка, является обязательным удовлетворение условия самоторможения:
,
где - угол подъема винтовой линии по среднему диаметру;
- угол трения винтовой пары.
Угол трения определяется из соотношения:
= arctg fд, (5.7)
где fд - действительный коэффициент трения в винтовой паре.
Действительный коэффициент трения принимают для сочетания: сталь по стали - 0,15; сталь по чугуну - 0,3; сталь по бронзе - 0,12.
При типах резьб отличных от прямоугольной (квадратной), вместо коэффициента fд подставляют условный (приведенный) коэффициент трения fпр.
, (5.8)
Для самотормозящих винтов величина угла трения винтовой пары находится в пределах 5°... 7°. Тогда, чтобы с гарантией соблюсти условие самоторможения - (), разность между и должна составлять не менее 1°.
Для всех видов резьб угол подъема нарезки резьбы определяется по соотношению:
, (5.9)
где Р - шаг резьбы, мм;
d2 - средний диаметр резьбы, мм.
Условие самоторможения удовлетворяется, так как
=4,550=6,480.
Определение КПД винтовой пары передачи винт-гайка
Определение КПД винтовой пары для прямоугольной резьбы проводится по уравнению:
, (5.10)
Малое значение КПД является большим недостатком передачи 'Винт-гайка'
5.3 Проверка винта на устойчивость
Проверка сжатых винтов на устойчивость сводится к определению коэффициента запаса устойчивости (Sус).
Гибкость винта зависит от его диаметра, длины и определяется по формуле:
, (5.11)
где l - расчетная длина винта, т.е. расстояние от середины гайки до опорной поверхности головки струбцины при вывернутом до отказа винте.
l = А + H/ 2, l = 250 + 25/ 2 = 260,5 мм, (5.12)
i - радиус инерции для круглого сечения (по внутреннему диаметру резьбы d1).
, (5.13)
где Iпр - приведённый момент инерции круглого сечения
, (5.14)
- коэффициент приведения длины винта, зависит от расчётной схемы винта ( = 2 - домкраты, съемники, струбцины; = 1-ходовые винты и валики).
мм, (5.15)
, мм, (5.16)
, (5.17)
В зависимости от гибкости винта () или его приведённой длины ( l), критическая сила (нагрузка) на винт определяется по формулам Эйлера или Ясинского.
Если >100 или ( l) > 25 d1, то критическую силу определяют по формуле Эйлера:
, (5.18)
где Е - модуль продольной упругости материала винта. Для стальных деталей Е = 2. 105 МПа;
( l) - приведённая длина винта.
Н., (5.19)
Запас устойчивости винта определяется по уравнению:
Sус = Fкр / F [Sус],
Sус должен составлять не менее 2,5.
В нашем случае:
Sус = 13484,43 / 4200 = 3,21 > 2,5.
Следовательно, выбранный диаметр винта удовлетворяет условию достаточной устойчивости.
5.4 Расчёт элементов винта и гайки на прочность
Винт в передаче винт-гайка испытывает напряжения сжатия или растяжения и кручения. Для оценки величины этих напряжений следует определить величину эквивалентного напряжения и сравнить ее с допускаемым напряжением растяжения:
, (5.20)
где р - напряжения растяжения или сжатия, определяемые формулой:
, (5.21)
В нашем случае:
МПа, (5.22)
Для подсчета напряжений кручения, связанных с моментом трения в резьбе, используется следующая зависимость:
, (5.23)
где Ттр - момент трения в резьбе, подсчитывается по формуле:
Ттр = 0,5 d2 F tg ( + ), (5.24)
В нашем случае:
Ттр = 0,5 16 4200 tg (4,550 + 6,840) = 6768,9 Нмм, (5.25)
Тогда напряжения кручения:
МПа, (5.26)
Возвращаясь к формуле (5.20), находим эквивалентное напряжение:
МПа, (5.27)
Допускаемые напряжения сжатия или растяжения определяются по уравнению:
[р] = [сж] = т / [S], (5.28)
где [S] - коэффициент запаса прочности, рекомендуется выбирать из пределов 1,3…2,5. Принимаем [S] = 2;
т - предел текучести. Для Стали 45 т = 360 МПа.
Тогда: [р] = [сж] = 360 / 2 = 180 МПа.
Условие прочности удовлетворяется, так как:
э = 40 МПа < [р] = 180 МПа.
Если в передаче гайка изготовляется из менее прочного материала чем винт, то резьбу в гайке следует проверить на срез по выражению:
, (5.29)
где Н - высота гайки, мм;
Кп - коэф. полноты резьбы, принимается по данным таблицы. Для прямоугольной резьбы Кп = 0,65.
Кн - коэф. неравномерности распределения нагрузки по виткам резьбы, принимается равным 0,6...0,7;
, (5.30)
[ср] - допускаемое напряжение среза, подсчитывается по выражению:
[ср] = (0,6…0,65) (в / [S]), (5.31)
где в - временное сопротивление материала гайки, принимается по данным таблицы.
[ср] = 0,6 (145 / 2) = 43,5 МПа.
Т.е. условие ср [ср] выполняется.
5.5 Конструирование и расчёт дополнительных элементов передачи винт-гайка
Выбор размеров головки винта
Рис.3 Эскиз головки винта и рукоятки с условными размерами
Размеры головки винта назначаются конструктивно по базовому размеру - диаметру винта:
D2 = (1,7…1,9) d; D2 = 1,9 18 = 34 мм.
B = (1,4…1,8) d; В = 1,8 18 =32 мм.
Dp = (0,4…0,5) d; Dр = 0,5 18 = 9 мм.
5.6 Выбор размеров рукоятки винта
Общий момент сопротивления повороту винта равен:
Т0 = Ттр + Тн, (5.32)
где Тн - момент сопротивления в наконечнике, его величина может быть принята Тн = 0,5 Ттр. Следовательно Т 0 = 1,5 Ттр.
Т0 = 1,5 6768,9 = 10153,35 Нмм.
Общий момент сопротивления преодолевается усилием рабочего - Fр, приложенного к рукоятке длиной Lр, т.е.
Т0 = Fp Lр,
где Fр - усилие рабочего на рукоятке, Fр = 150 Н;
Lр - длина рукоятки в мм.
Обычно задача решается относительно требуемой длины рукоятки. При длине рукоятки более 1 метра, следует рассчитывать на усилие двух рабочих.
Lр = Т0 / Fр = 8571 / 150 = 67,7 мм. (5.33)
По соображениям удобства расположения рукоятки в руке рабочего принимаем Lр= 100 мм.
Диаметр рукоятки Dp, принятый по рекомендации пункта 6.1, следует проверить по напряжениям изгиба. Для изготовления рукоятки выбираем тот же материал, что и для винта, т. е. Сталь 45:
, (5.34)
где Wx - осевой момент сопротивления:
Wx = 0,1Dp3 ;
[и] - ранее определенное допускаемое напряжение изгиба,
[и] = 180 МПа.
Wx = 0,193 = 72,9 мм 3.
Тогда напряжение изгиба составит:
МПа.
Следовательно, принятый диаметр рукоятки Dp = 9 мм удовлетворяет условию прочности.
Рис.4 Эскиз головки винта и рукоятки с расчетными размерами
Выбор размеров наконечника винта
Передача усилия от вращающегося винта на неподвижную опорную поверхность детали требует использования специального наконечника. Наконечник воспринимает осевое усилие со стороны торца винта и передает его детали. При этом относительное круговое движение винта осуществляется в закрытом пространстве наконечника, куда помещается смазка.
На рис.5 представлен вариант наконечника винта для съемников и струбцин. Выбор размеров элементов винта производится по рекомендациям, приведенными на поле чертежа рис.4 методического пособия.
Рис. 5 Эскиз наконечника винта с размерами
Расчет траверсы
Траверса является несущим элементом съемников. Нагружается траверса изгибающим моментом. Наибольшее значение момента приходится на середину траверсы. В этом же месте располагается гайка передачи винт-гайка.
Для размещения гайки на траверсе выполняется расширение в виде цилиндра диаметром В и высотой, равной высоте гайки Н (рис. 5). В центре цилиндра растачивается ступенчатое отверстие по размерам наружных диаметров гайки Dr и Dr1.
Рис. 6. Эскиз траверсы с условными размерами.
Расчетным параметром траверсы является размер В, который находится из требуемого осевого момента сопротивления в сечении Х-Х. Исходной формулой для расчета является:
, (5.35)
где М - изгибающий момент в середине траверсы:
, (5.36)
где L - наибольшее расстояние между лапами съемника;
Hмм
Wx - осевой момент сопротивления в сечении Х-Х.
Его можно рассматривать как сопротивление прямоугольника, ослабленного ступенчатым отверстием с диаметрами Dr и Dr1. С достаточной степенью точности ступенчатую форму отверстия можно заменить условным гладким цилиндрическим отверстием со средним диаметром:
мм
мм
тогда:
мм
Подставляем значения M и Wx в формулу (5.35):
Съёмник подшипник винт гайка траверса самоторможение
Условие выполняется.
Рис. 7. Эскиз траверсы с условными размерами.
Расчет лапы съемника
Лапа съемника нагружена силой растяжения Fл и изгибающим моментом Ми. Вследствие этого в сечении х-х действуют напряжения растяжения и напряжения изгиба. Они расположены в одной плоскости. Тогда эквивалентное напряжение будет равняться:
= р+и.
Условие удовлетворения критерия прочности:
0,6 [р] [р].
В этих формулах: р - напряжения растяжения;
р = Fл / А;
где Fл = F / Z
А - площадь сечения лапы съемника, равная
А = а b,
для предварительного расчета рекомендуется а = 0,75d, b = d ;
Z - количество лап съемника.
Напряжения изгиба:
и = Ми/ Wx ;
где: Ми - изгибающий момент:
Ми = FлL;
Wx - осевой момент сопротивления:
Wx = a b2/ 6;
Допускаемое напряжение растяжения:
[р] = т / S
где: т - предел текучести материала лапы,
S - коэффициент запаса прочности, рекомендуемое значение - 1,5 ..2,5.
Вводные данные:
материал лапы - Сталь 45, для нее предел текучести
т = 360 МПа;
F - 4,2 кН;
L = 30 мм;
a = 13,5 мм; b = 18 мм;
количество лап съемника Z = 2.
Fл - сила, действующая на лапу:
Fл = F / Z = 4200/2 = 2100 H;
р - напряжения растяжения:
р = Fл / А = Fл /(а b) = 2100/(13,518) = 8,6 МПа;
и - напряжения изгиба:
и = Ми/ Wx = (FлL)/(a b2/ 6) = (210030)/(13,5182/ 6) = 86,4 MПа;
Эквивалентное напряжение:
= р+и = 8,6 + 86,4 = 95 МПа;
Допускаемое напряжение растяжения.
Примем коэффициент запаса прочности S = 2,5. Тогда допускаемое напряжение:
[р] = т / S = 360/2,5 = 144 МПа;
Условие прочности:
0,6 [р] = 86 МПа = 95 МПа [р] = 144 МПа;
Прочность обеспечена.
Рис. 7. Эскиз лапы с расчетными размерами
6. Экономическая часть
Расчёт затрат и себестоимости ТО и ТР автомобилей на участке
Определение дохода СТО от деятельности участка (зоны ТО и ремонта), руб
Дуч = Счел.ч·Туч, (6.1)
где Счел.ч - стоимость нормо-часа на СТО, руб
Принимается по прейскуранту СТО;
Туч - трудоёмкость участка (зоны) ТО и ремонта, чел.ч. Принимается трудоёмкость до реконструкции, т.е. при сложившейся на СТО системе и рабочих постах ТО и ремонта.
Дуч = Счел.ч ·Туч = 500 ·7277,3 = 3638650руб
Основная заработная плата ремонтных рабочих участка ТО и ремонта, руб.
ЗПосн=, (6.2)
где %ЗПосн - процент основной зарплаты от дохода участка (зоны). Принимаем до внедрения 24%. По проекту 23,5%
ЗПосн.до=3638650*24/100 = 873276 руб.
ЗПосн.по.пр=3638650*23,5/100 = 855082,75 руб.
Дополнительная заработная плата, руб.
ЗПдоп=, (6.3)
где % ЗПдоп - процент дополнительной зарплаты выплачиваемый за нерабочее время, т.е. отпуск и гособязанности. Принимаем 10%
ЗПдоп.до= 873276*10/100=87327,6 руб.
ЗПдоп.по.пр=855082,75*10/100=85508,3 руб.
Общий фонд оплаты труда, руб
ФОТобщ = ЗПосн + ЗПдоп, (6.4)
ФОТобщ до = ЗПосн до + ЗПдоп до = 873276 + 87327,6 = 960603,6руб
ФОТобщ по пр. = ЗПосн по пр. + ЗПдоп по пр. = 855082,75 + 85508,3 = 940591,05руб
Единый социальный налог, руб
НАЧ=, (6.5)
где %НАЧ - % единого социального налога. %НАЧ = 27,1%
НАЧдопр=960603,6*27,1/100=260323,6 руб
НАЧпопр=940591,05*27,1/100=254900,2 руб
Расчёт накладных расходов приходящихся на участке ТО и ремонта, руб
НР=, (6.6)
где %НР - процент накладных расходов СТО. Принимаем 200%. Процент большой, т.к. большие затраты на содержание СТО и налоги.
НРдо=960603,6*200/100 = 1921207,2 руб.
НРпр.=940591,05*200/100 = 1881182,1 руб.
Затраты по участку ТО и ремонта, руб
С = ФОТобщ + НАЧ + НР, (6.7)
Сдо = ФОТобщ до + НАЧдо + НРдо = 960603,6 + 260323,6 + 1921207,2 = 3142134,4руб
Спо пр. = ФОТобщ по пр. + НАЧпо пр. + НРпо пр. = 940591,05 + 254900,2 + 1881182,1= 3076673,35руб
6.1 Расчёт экономической эффективности проекта
Прибыль участка (зоны) ТО и ремонта, руб.
П = Д - С, (6.8)
Пдо = Д - Сдо = 3638650-3142134,4=496515,6 руб.
Ппо пр. = Д - Спо пр. = 3638650-3076673,35 =561976,65руб.
Рентабельность участка (зоны) ТО и ремонта, %
*100, (6.9)
Рдо=469515,6/3142134,4*100 = 14,8%
Рпр=561976,65/3076673,35*100 = 18,7%
Экономия годовых текущих затрат, руб.
?Эг = Сдо-Спо.пр=3142134,4 -3076673,35 = 65461,05 руб. (6.10)
Срок окупаемости капитального вложений включая стоимость строительства и приобретение оборудования, лет
, (6.11)
где - стоимость внедрения предложений проекта, руб.
Стоимость строительства 0руб. Стоимость дополнительного оборудования 50710 руб. Стоимость монтажа и доставки оборудования примерно 15% стоимости его.
?К=Сстр+Собор+0,15*Собор=0+50710+0,15=58316,5руб.
Тоб=?К/Эг=58316,5/65461,05=0,8 лет
Экономия приведённых годовых затрат (годовой экономических эффект), руб.
Эприв=Эг-Ен*?К, (6.12)
где Ен - нормативное значение коэффициента экономической эффективности капитальных вложений. Ен = 0,15
Эприв=65461,05-0,15*58316,5=56713,55 руб.
6.2 Технико-экономические показатели проекта
Технико-экономические показатели и отношения показателей приведены в таблице 9.
Таблица 9 Расчёт отклонений технико-экономических показателей
Наименование показателя |
Значение |
Отклонение |
|||
до внедрения |
по проекту |
абсолютное |
относительное,% |
||
Доход участка ТО и ремонта, руб |
3638650 |
3638650 |
- |
- |
|
Срок окупаемости капитальных вложений, лет |
- |
0.8 |
- |
- |
|
Текущие годовые затраты, руб |
3142134,4 |
3076673,35 |
65461,05 |
7,5 |
|
Экономия приведённых затрат руб |
- |
- |
56713,55 |
- |
В результате оснащения поста дополнительным оборудованием годовой экономический эффект, как разница приведённых затрат составляет 56713,55 руб. При этом зарплата ремонтных рабочих вырастет на 1,7%, производительность труда вырастет на 3,1%. Таким образом рост производительности труда опережает рост зарплаты.
Заключение
Темой выполненного дипломного проекта предусматривалось решение определенных задач в ходе работы над проектом. Решение их дано в пояснительной записке, где отражены задачи стоящие перед автомобильным транспортом в целом и технической службой реконструируемого предприятия.
В характеристике объекта проектирования дано: наименование, назначение, перечисленные основные виды выполняемых работ.
Раздел 'Охрана труда и окружающей среды дает общую характеристику организации работ по охране труда. В нем определены основные производственные вредности, их источники, описаны рекомендации по мерам электро-безопасности и пожарной безопасности.
Произведены экономические расчеты подтверждающее выгодность реконструкции и ее окупаемость.
При техническом перевооружении мастерской рекомендована к установке разработанная в дипломном проекте конструкция универсального пневматического стенда для разборки и сборки клапанного механизма головки блока цилиндров, по которому приведены необходимые расчеты.
Проведено технико-экономическое обоснование целесообразности внедрения проектных предложений по реконструкции ремонтной мастерской.
Графическая часть диплома даёт наглядную пояснительную информацию и чертеж по всем разделам представленного проекта. Необходимая справочная информация содержаться в приложениях.
В ходе прохождения практики по профилю специальности у меня сформировались основные профессиональные умения и навыки по моей будущей специальности. Для себя я закрепил, углубил, расширил и систематизировал знания, полученные при изучении специальных дисциплин, на основе деятельности конкретной организации. А самое главное в ходе прохождения практики - я приобрел первоначальный практический опыт работы на предприятии.
Список литературы
1. Анисимов, А.Н. Экономика, организация и планирование автомобильного транспорта. - М. Транспорт, 1986 г
2. Крамаренко, Г.В., Барашков, И.В. Техническое обслуживание автомобилей. - М. Транспорт, 1982 г
3. Напольский, Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. - М. Транспорт, 1985 г
4. Правила по охране труда на автомобильном транспорте. - М., 1995 г
5. Российская Автотранспортная Энциклопедия.
6. Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автотранспортных средств.-Т.З. М.: Р 00ИП,2000.-456с.