22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Национальный аэрокосмический университет
Им Н.Е. Жуковского
«ХАИ»
ДОМКРАТ САМОЛЕТНЫЙ
Пояснительная записка к домашнему заданию
Дисциплина - “Конструирование машин и механизмов”
Харьков
Содержание
Введение
1. Исходные данные
2. Расчёт винта
3. Расчёт гайки
4. Расчёт рукоятки
5. Расчёт корпуса
6. КПД механизма
Заключение
Список использованных источников
Введение
Цель этой работы состоит в том, чтобы спроектировать винтовой механизм авиационных устройств (домкрат самолетный). Назначение передач винт-гайка - преобразование вращательного движения в поступательное. Передачи обеспечивают большой выигрыш в силе, возможность получения медленного движения, большую несущую способность при малых габаритах, возможность достижения высокой точности перемещений, простоту конструкции и изготовлению, поэтому винтовые механизмы получили широкое распространение в авиационных устройствах и работах.
В данной работе спроектирован самолётный домкрат. Рассчитаны винт, гайка, корпус винтовой передачи.
Также проведены проверочные расчёты и подобраны стандартные детали.
винтовой механизм домкрат самолетный
Исходные данные
Основные исходные данные:
- действующая сила P, Н: 9000;
- тип резьбы: ГОСТ 9484;
- габаритный размер , мм: 1500;
- ход винта: ;
- габаритный размер : .
Схема механизма представлена на рисунке 1.
Рис 1 - Схема домкрата самолетного
Так как механизм ответственный и испытывает большую нагрузку, то материалы винта назначаем из качественной стали, а для гайки - из бронзы.
Для винта: Сталь45 (в=610 т=360);
Для гайки: БроФ 10-1 ГОСТ 613-41 (в=300).
2. Расчёт винта
Во всех случаях винт работает на сжатие (растяжение) и кручение. Винты должны одновременно удовлетворять условию прочности при продольном изгибе и условию допускаемой гибкости:
;
.
Наиболее допускаемая гибкость для грузовых винтов . Задаёмся гибкостью и коэффициентом запаса - , . Допускаемые напряжения для стальных винтов определяются по формуле:
.
Находим диаметр винта по критериям, определяющим работоспособность передачи винт-гайка, исходя из условий: прочности на сжатия с учётом устойчивости, допускаемой гибкости, износостойкости рабочих поверхностей витков резьбы.
а) Условие прочности на сжатия с учётом устойчивости.
,
где k - коэффициент, учитывающий скручивание тела винта моментом в опасном сечении. Для съемников k=1.3;
- коэффициент уменьшения основного допускаемого напряжения , =0,9;
- отношение внутреннего диаметра d0 к внешнему d1 (для сплошного сечения ).
б) Условие по допускаемой гибкости.
где - коэффициент приведённой длины винта, который равен ;
- коэффициент полноты сечения, 0,25;
- свободная длина винта, ;
- допускаемая гибкость для грузовых винтов;
.
в) Износостойкость рабочих поверхностей витков резьбы.
,
где - средний диаметр резьбы винта;
- коэффициент высоты гайки(для ходовых винтов принимают конструктивно 1,2…2,5);
- высота гайки;
- коэффициент высоты резьбы. Для трапецеидальной резьбы
;
- высота профиля трапецеидальной резьбы,
- шаг резьбы;
- допускаемое удельное давление, зависимое от материалов трущейся пары ;
По наибольшему диаметру подбираем резьбу (наибольший диаметр получился в расчетах на износостойкость рабочих поверхностей витков резьбы):
Таблица 1 - Параметры резьбы
Шаг резьбы, мм |
Резьба трапецеидальная ГОСТ 9484-73 (рис 2). Диаметр резьбы, мм |
|||||
Винт |
Винт и гайки |
Гайки |
||||
Наружный |
Внутренний |
Средний |
Наружный |
Внутренний |
||
2 |
24 |
21,5 |
23 |
24,5 |
22 |
Рис.2 - Резьба трапецеидальная
Проводим проверочные расчёты на условие самоторможения и на прочность в опасном сечении.
Расчёт на условие самоторможение.
Угол подъёма средней винтовой линии резьбы:
.
где - количество заходов резьбы (принимаем );
- шаг резьбы;
- средний диаметр резьбы.
Приведенный угол трения:
при обильной смазке в винтовой паре, скорости и коэффициенте трения .
Условие самоторможения выполняется, так как .
Дальше выполняем проверку винта на прочность в опасном сечении:
;
;
Условие прочности выполняется.
3. Расчет гайки
Гайки обычно изготавливаются из материалов, имеющих в паре со стальным винтом низкий коэффициент трения и хорошую износостойкость. К таким материалам относятся оловянистые и безоловянистые бронзы, латунь, металлокерамика и антифрикционный чугун.
Гайки выполняются в виде цилиндрических втулок, которые запрессовываются или ввинчиваются в подвижный или неподвижный корпус. В данном случае конструкцию гайки выбираем таким образом, чтобы распределение нагрузки по виткам резьбы было наиболее равномерным
Материал гайки: БрОФ 10-1 ГОСТ613-41(в=300).
Рис.3 - Конструкция гайки
При расчёте резьбы гаек допускается, что осевое усилие распределяется по виткам равномерно, а угол подъёма витков настолько мал, что их можно рассматривать в виде плоских круговых колец. В гайке рассчитывают резьбу (на изгиб, срез и удельное давление), основные её размеры (H, D), а также отдельные элементы (посадка в корпус, упорный буртик , фиксирующие детали и др.).
Тело гайки подвергается кручению и сжатию. Наружный диаметр тела гайки определяется из условия прочности:
где - коэффициент, учитывающий скручивание тела гайки, ;
- допускаемое напряжение сжатие или растяжения
.
Таким образом,
.
Толщина стенки гайки по условию прочности оказалась малой, наружный диаметр гайки назначаем конструктивно:
.
Далее определяем число витков:
.
Из конструктивных соображений принимаем
После этого определяем высоту гайки:
Проводим проверку витков резьбы на прочность, так как материал гайки обладает более низкими механическими свойствами, чем материал винта. Виток резьбы гайки разворачиваем по наружному диаметру (D) и представим в виде консольной балки, несущей равномерно распределённую нагрузку, которую заменяем сосредоточенной силой F/z. Наибольшее напряжение среза и изгиба возникают в корневом сечении с длиной и высотой витка . Исходя из условия прочности витка на срез:
;
.
а) Проверка на срез:
.
где - ширина витка в корневом сечении резьбы (H0=1,9).
б) Проверка на смятие:
.
где - высота витка в среднем сечении.
в) Проверка на изгиб:
.
Все условия выполняются.
Размер заплечика определяем из условия смятия материала гайки под действием силы P по уравнению:
,
.
Из конструкторских соображений принимаем =5 мм.
Высоту заплечика определяется из условия изгиба под действием нагрузки , без учёта запрессовки и трения на поверхности гайки, по уравнению:
.
Соединение гайки с корпусом имеет следующий вид (рис. 4).
Рис.4 - Конструктивная схема соединения гайки с корпусом
Витки гайки проверяют на прочность при следующих допущениях:
а) осевое усилие распределяется между витками равномерно;
б) угол подъема витков настолько мал, что их можно рассматривать в виде плоских круговых колец.
Уравнение прочности витка на срез при нагрузке, приходящейся на один виток имеет вид:
,
Расчетная схема витка гайки на изгиб представляет собой кольцевую плитку, заделанную по наружному контуру и несущую равномерно распределенную нагрузку:
Прочность витка на изгиб:
где
Гайку в корпус ставим по посадке с гарантированным натягом. Для уменьшения натяга гайку в корпусе фиксируем штифтом, который должен удерживать гайку от проворачивания при работе механизма. Расчет штифта выполним из условия его среза по сечению или смятия поверхности под действием момента винтовой пары:
Из конструктивных соображений длина штифта должна равняться:
По справочнику подбираем штифт: Штифт 4Г12 ГОСТ 3128-70
Рис.5 - Соединение гайки с корпусом с помощью штифта
4. Расчёт рукоятки
Для повышения производительности труда используют рукоятки с храповым механизмом.
Соединение храпового колеса с винтом бывает шпоночным, штифтовым или профильным. Выбираем шпоночное соединение, выбираем в соответствии с ГОСТ 23360 - 78 по диаметру вала: 30 -38 - 10 x 8.
Размеры храпового колеса не гостированы и выбираются конструктивно. Обычно:
, примем
,
, Z = 8
После черновой прорисовки выполним проверочные расчеты:
1.Определим силу, действующую на ось собачки:
2. Рассчитаем зуб храпового колеса на смятие:
И на изгиб:
3. Ось собачки рассчитываем на срез как двухсторонний стержень:
И на изгиб как балку на двух опорах под действием сосредоточенной силы:
5. Расчёт пяты скольжения
По ГОСТ 831-75 принимаем подшипник шариковый радиально-упорный однорядный, его характеристики:
- внутренний диаметр кольца подшипника,
- наружный диаметр кольца подшипника.
Рис.6 - Подшипник шариковый радиально-упорный однорядный
Расчетная грузоподъемность стандартного радиально-упорного шарикоподшипника при действии только осевой нагрузки F(A):
где - начальный угол контакта, равный углу между линией действия нагрузки на тело качения и плоскостью, перпендикулярной к оси подшипника, ;
- коэффициент осевой статической нагрузки (так как , то );
- статическая грузоподъемность;
- коэффициент запаса (1,2…1,5).
Условное обозначение подшипника: 36206.
Грузоподъемность: , .
По ГОСТ 831-75определяем размеры подшипника:
Момент трения в стандартном радиально-упорном шарикоподшипнике равен:
где - средний диаметр круга катания шариков;
- коэффициент трения качения;
- диаметр шарика;
- внутренний диаметр кольца подшипника;
- приведенный коэффициент трения.
Основной критерий работоспособности плоской сплошной и кольцевой пят это износостойкость, из него можно определить наружный диаметр пяты:
,
где - отношение внутреннего диаметра пяты к внешнему.
Определим момент трения:
.
6. Расчёт корпуса
Корпус домкратов для обслуживания авиационных изделий представляет собой пространственную конструкцию, изготовленную из стальных (25 ХГС, 30 ХГС) или дюралевых (Д-16) труб или уголков.
Рис.7 - Расчетная схема корпуса домкрата
Разложим силу на три направления, находим силу , сжимающую
подкос:
,
, .
Выбираем трубчатые подкосы Д-16 (т=330МПа).
Задаёмся предельной гибкостью , из условия допускаемой гибкости находим наружный диаметр трубы:
Принимаем наружный диаметр трубы dнтр=30мм, Sсеч=3.3см2
- осeвой момент сопротивления;
Размеры опорной плиты домкрата определяются из расчета на смятие материала, на который устанавливается домкрат. Обычно под домкрат подкладываются доски, шпалы, для которых допускаемое напряжения смятия [см] = 1 2 Н/мм2.
Принимаем [см] = 1 Н/мм2
Найдем площадь сечения опоры:
Определим диаметр плиты d.
Принимаем d=78мм.
7. КПД механизма
Коэффициент полезного действия винтовой пары скольжения определяется по формуле (при прямом ходе):
.
КПД механизма определяем по формуле:
где работа сил полезного сопротивления за один оборот;
работа сил полезного сопротивления и трения в винтовой паре за один оборот;
работа сил полезного сопротивления в подшипнике.
КПД механизма должен мало отличаться от КПД винтовой передачи.
Заключение
В ходе данного домашнего задания мы приобрели первичные навыки конструкторской деятельности.
В данной расчетно-графической работе представлен расчет винтового механизма домкрата самолётного. В ходе расчетов были определены параметры винтовой передачи, корпуса, подобраны стандартные детали. Определен КПД механизма, который равен 38
Список использованных источников
1. Муравьева А.М., Яковлев Ю.В. Методические указания к выполнению домашнего задания по винтовым устройствам: Харьков, Харьк. авиац. ин-т, 1981.
2. Еофян А.С., Дорофеев В.Г. Проектирование винтовых механизмов авиационных устройств и роботов: Харьков, Харьк. авиац. ин-т, 1989.
3. Анурьев В.И. Справочник конструктора - машиностроителя: В 3-х т.М.: Машиностроение, 1979. Т.1
4. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т.М.: Машиностроение, 1979. Т.2