/
/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Национальный аэрокосмический университет Им Н.Е. Жуковского «ХАИ»
ДОМКРАТ ВИНТОВОЙ С ХРАПОВЫМ МЕХАНИЗМОМ
Пояснительная записка к домашнему заданию
Дисциплина - Конструирование машин и механизмов
Харьков - 2010г.
Содержание
Введение
1. Основные исходные данные
2. Расчёт винта
3. Расчет пяты
4. Расчёт гайки
5. Расчёт рукоятки
6. Расчёт и проектирование корпуса механизма
7. Определение КПД механизма
Заключение
Список использованных источников
Введение
Передача винт-гайка предназначена для преобразования вращательного движения в поступательное. При этом обеспечивается очень большой выигрыш в силе. Такие передачи широко используются в авиационной технике: в домкратах, съёмниках, подъёмниках шасси и др.
Преимущества такой передачи - это большая несущая способность при малых габаритах, возможность достижения высокой точности перемещения, простота конструкции и изготовления.
Недостатком является маленький КПД таких передач.
В данной работе спроектирован домкрат винтовой с храповым механизмом. Рассчитаны винт, гайка, корпус винтовой передачи.
1. Основные исходные данные
1. Действующая сила (H) F=14000;
2. Размер H max (мм ) =750;
3. Ход винта h=0,4 H max;
4. Тип резьбы ГОСТ 9484
Так как механизм ответственный и испытывает большую нагрузку, то материалы винта назначаем из качественной стали, а для гайки - из безоловянистой бронзы.
Для винта: 65Г (в= 1200 т=1000 HRC=34…42);
Для гайки БрАЖН10-4-4(в=650 E=120000 HRC=100).
2. Расчёт винта
Во всех случаях винт работает на сжатие (растяжение) и кручение. Винты должны одновременно удовлетворять условию прочности при продольном изгибе и условию допускаемой гибкости:
;
;
Наиболее допускаемая гибкость для грузовых винтов . Задаёмся гибкостью и коэффициентом запаса - , S=4. Допускаемые напряжения для стальных винтов определяются по формуле:
;
Находим диаметр винта по критериям, определяющим работоспособность передачи винт-гайка, исходя из условий: прочности на сжатия с учётом устойчивости, допускаемой гибкости, износостойкости рабочих поверхностей витков резьбы.
а) Условие прочности на сжатия с учётом устойчивости.
,
где k - коэффициент, учитывающий скручивание тела винта моментом в опасном сечении. Принимаем k=1,2;
- коэффициент уменьшения основного допускаемого напряжения , =0,69;
- отношение внутреннего диаметра d0 к внешнему d1 (для сплошного сечения ).
б) Условие по допускаемо гибкости.
где - коэффициент приведённой длины винта, который равен 2;
- коэффициент полноты сечения, 0,25(для сплошного винта);
=0.4Нmax=0.4•750=300мм- свободная длина винта,;
;
в) Износостойкость рабочих поверхностей витков резьбы.
где d2 - средний диаметр резьбы винта;
=H /d2 - коэффициент высоты гайки (для ходовых винтов принимают конструктивно 1,2…2,5);
H- высота гайки;
=h /P - коэффициент высоты резьбы (h- высота профиля резьбы, Р - шаг резьбы). Для трапецеидальной резьбы =0,5;
[Fуд] - допускаемое удельное давление. [Fуд]=7 МПа;
.
По наибольшему диаметру подбираем резьбу (вычисленному по допускаемой гибкости):
Таблица 1 - Параметры резьбы
Шаг резьбы, мм |
Резьба трапециидальная ГОСТ 9484 - 73 (рис 1). Диаметр резьбы, мм |
|||||
Винт |
Винт и гайки |
Гайки |
||||
Наружный |
Внутренний |
Средний |
Наружный |
Внутренний |
||
6 |
36 |
29 |
33 |
37 |
30 |
Рис.1 - Резьба трапецеидальная
Проводим проверочные расчёты на условие самоторможения и на прочность в опасном сечении.
Расчёт на условие самоторможение.
Угол подъёма средней винтовой линии резьбы
винт гайка изгиб работоспособность
°,
где P - шаг резьбы;
d2 - средний диаметр резьбы;
і-количество заходов.
Приведенный угол трения: ,
Условие самоторможения выполняется.
Дальше выполняем проверку винта на прочность в опасном сечении:
;
;
.
Условие прочности выполняется.
3. Расчёт пяты
Размеры шариковых подшипников в механизмах, с ручным приводом определяется из расчета статической грузоподъемности:
где n - 1,2…1,5 - коэффициент надёжности,
F - эквивалентная нагрузка подшипника, Н;
С0 - статическая грузоподъемность.
.
По значению С0 подберём подшипник из справочника /4/ по ГОСТ 7872-89 , подшипник 8103.
Внутренний диаметр подшипника d=17мм;
Внешний диаметр подшипника D=30мм;
Высота подшипника H=9мм;
Все остальные размеры пяты назначаем из конструктивных соображений. Мп=F·fd/2=14000·0.001·17/2=119(H·мм)
4. Расчет гайки
Гайки обычно изготавливаются из материалов, имеющих в паре со стальным винтом низкий коэффициент трения и хорошую износостойкость. К таким материалам относятся оловянистые и безоловянистые бронзы, латунь, металлокерамика и антифрикционный чугун.
Принимаем, что гайка изготовлена из безоловянистой бронзы БрАЖН10-4-4(в=650 E=120000 HRC=100);
Гайки выполняются в виде цилиндрических втулок, которые запрессовываются или ввинчиваются в подвижный или неподвижный корпус. В данном случае конструкцию гайки выбираем таким образом, чтобы распределение нагрузки по виткам резьбы было наиболее равномерным.
При расчёте резьб гаек допускается, что осевое усилие распределяется по виткам равномерно, а угол подъёма витков настолько мал, что их можно рассматривать в виде плоских круговых колец. В гайке рассчитывают резьбу (на изгиб, срез и удельное давление), основные её размеры (H, D), а также отдельные элементы (посадка в корпус, упорный буртик , фиксирующие детали и др.).
Рис. 2 - Конструкция гайки
Тело гайки подвергается кручению и сжатию.
Наружный диаметр тела гайки определяется из условия прочности:
где k -коэффициент, учитывающий скручивание тела гайки, k=1,3;
допускаемое напряжение сжатие или растяжении
,
.
Наружный диаметр принимаем , диаметр мал поэтому назначаем его конструктивно .
Примем D=62(мм)
Число витков определяем из уравнения:
Высота гайки:
Проводим проверку витков резьбы на прочность, так как материал гайки обладает более низкими механическими свойствами, чем материал винта. Исходя из условия прочности витка на срез:
а) Проверка на срез:
,
где - ширина витка в корневом сечении резьбы: ;
б) Проверка на изгиб:
где p-равномерно распределенная нагрузка:
Условия выполняются.
Размер заплечика определяем из условия смятия материала гайки под действием силы F по уравнению:
,
Из конструкторских соображений принимаем =7 мм.
Высоту заплечика определяется из условия изгиба под действием нагрузки F, без учёта запрессовки и трения на поверхности гайки, по уравнению:
.
Из конструкторских соображений принимаем h=7 мм
Гайку в корпус ставим по посадке с гарантированным натягом. Для уменьшения натяга гайку в корпусе фиксируем штифтом, который должен удерживать гайку от проворачивания при работе механизма.
Рис.3 - Соединение гайки с корпусом с помощью штифта
Расчет штифта выполним из условия его среза по сечению или смятия поверхности под действием момента винтовой пары:
Принимаем d0 равный 6 мм. Проверим выполнение условия прочности при работе на смятие:
Принимаем из конструктивных соображений .
По справочнику подбираем штифт: Штифт 6Г12 ГОСТ 3128-70.
5. Расчёт рукоятки
В переносных винтовых механизмах чаще всего применяются перекидные рукоятки либо рукоятки с храповым механизмом. Соединение храпового колеса с винтом бывает шпоночным, штифтовым или профильным. Выбираем шпоночное соединение в соответствии с ГОСТ23360-78 по диаметру вала:30-38мм соответствует шпонка 10х8 мм.
Материал рукоятки: сталь 45 без термообработки
.
Рассчитываем нужную длину рукоятки, исходя из усилия рабочего Q=200Н.
Mp=M B.P +Мп =30340.2+119=30459=Qlp;
;
Принимаем длину рукоятки ;
Диаметр рукоятки определяется из условия прочности на изгиб:
;
Принимаем диаметр ;
Выбираем материал храпового механизма: Сталь 40ХН [?u]=370МПа;
Размеры храпового колеса не гостированы и выбирается конструктивно:
Dх=2d=2.36=72(мм);
Dх-- наружный диаметр храпового колеса;
-- ширина храпового колеса;
принимаем ;
--ширина зуба, где z -- количество зубьев;
z=8
--ширина зуба;
Х1=0,75.Dx=0.75.72=54--расстояние от центра храпового колеса до центра оси собачки.
--длина зуба храпового колеса
Конструктивно принимаем
После эскизирования данного храпового механизма выполним проверочные расчёты.
1) Рассчитаем зуб храпового колеса на изгиб
где N-- нормальная сила
где М -- момент рукоятки
;
условие выполняется
2) Определим силу действующую на ось собачки
;
Угол возьмём из эскиза. Он равен 300. Тогда:
Определим размер оси собачки по уравнению:
полученного из условия
3) Ось собачки рассчитываем на срез, как двухсторонний стержень:
-- условие выполняется
Окончательно выбираем
-- прочность в сечении 1-1
где -- момент сопротивления
-- площадь сечения 1-1
- коэффициент полноты сечения
условие выполняется
Прочность в сечении 2-2:
где W-- момент сопротивления сечения 2-2
Х2-- расстояние от центра храпового колеса до сечения 2-2
Х2=86 мм [?u]=370МПа
Условие выполняется
Шпонку храпового колеса рассчитываем на смятие:
;
z -- число шпонок; z=1;
d --диаметр винта; d=36(мм);
l --длинна шпонки; l=30(мм);
h --высота шпонки; h=7(мм);
b --ширина шпонки; b=7(мм);
;
Условие выполняется
Окончательно выбираем шпонку по ГОСТ23360-78
с размерами h=7(мм); b=7(мм); l=30(мм);
6. Расчет и проектирование корпуса механизма
Корпус домкрата выполняют литым из чугуна с толщиной стенки мм.
Рис.4 - Корпус домкрата
Материал корпуса испытывает напряжения сжатия от силы веса поднимаемого груза и напряжения от действия момента винтовой пары.
Корпус домкратов для обслуживания авиационных изделий представляет собой пространственную конструкцию, из стальных (25ХГС, 30ХГС) или дюралевых (Д-16) труб или уголков.
Тогда F ?3.14/4(D1?-D2?) []
=
Опорная плита домкрата квадратная. Её площадь подбирается из условия смятия материала, на который устанавливается домкрат. Для дерева [] = 1...2 МПа:
, необходимый диаметр 79 мм.
Толщина плиты принимается равной , проверяется по условию прочности на изгиб:
Для круглой плиты
,
,
,
.
7. КПД механизма
Коэффициент полезного действия винтовой пары скольжения определяется по формуле:
Таким образом, = 0.3963 = 39.63 %.
КПД механизма:
Заключение
В данной работе был рассчитан и спроектирован домкрат винтовой Подобраны материалы деталей конструкции, а также проведены проверочные расчёты деталей на прочность. Закреплён и усвоен материал читаемого курса и приобретены первичные навыки конструкторской работы,
Коэффициент полезного действия данной винтовой передачи равен 39.5%. Это значение далеко от максимального значения КПД винтовой передачи, что указывает на то, что передача, в основном, работает на трение.
Список использованных источников
1. Решетов Д.Н. «Детали машин». М., «Машиностроение»,1975. 496 с.
2. Ефоян А.С., Дорофеев В.Г.,. Муравьева В.А., Шебанов И.Г. Проектирование винтовых механизмов авиационных устройств и роботов. Учебное пособие. Харьков: ХАИ,1989. 87 с.
3. Яковлев Ю.В.Расчет и проектирование устройств с винтовой передачей. Учебное пособие по курсовому и дипломному проектированию. Харьков:ХАИ,1978. 85 с.
4. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. М., «Машиностроение»,1979.
5. Иванов М.Н. «Детали машин». Курсовое проектирование. М., «Высшая школа»1975. 551 с.