/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Саратовский государственный технический университет
Контрольная работа
по Теории механизмов и машин
Саратов 2015
Задача 1
Определить степень свободы пространственного манипулятора промышленного робота (рис. 1).
Рис. 1.Схема пространственного манипулятора.
1. Схема механизма промышленного ( рис.1) состоит из одного неподвижного звена стойки 0 и подвижных звеньев 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Следовательно, число подвижных звеньев равно семи, т. е. .
Число степеней свободы пространственного механизма определяется формулой Малышева:
(1)
Для определения значений коэффициентов выявим все кинематические пары, входящие в состав схемы механизма промышленного манипулятора. Результаты исследования заносим в таблицу 1.
Таблица 1
№ п/п |
Номера звеньев /название |
Схема |
Класс / подвижность |
Вид контакта / замыкание |
|
1 |
0 - 1 поступательно - вращательная |
4/2 |
Поверхность (низшая) / геометрическое |
||
2 |
1 - 2 / вращательная |
4/2 |
Поверхность(низшая) / геометрическое |
||
3 |
2 - 3 / вращательно - поступательная |
4/2 |
Поверхность(низшая) / геометрическое |
||
4 |
3 - 4 / поступательно - вращательная |
4/2 |
Поверхность(низшая) / геометрическое |
||
5 |
4 - 5 / вращательная |
4/2 |
Поверхность(низшая) / геометрическое |
||
6 |
5 - 6 / вращательная |
4/2 |
Поверхность(низшая) / геометрическое |
||
7 |
6 - 7 / вращательная |
5/1 |
Поверхность(низшая) / геометрическое |
Из анализа данных таблицы 1 следует, что исследуемая схема механизма манипулятора промышленного робота представляет собой разомкнутую кинематическую цепь, звенья которой образуют между собой семь пар
Подставив найденные значения коэффициентов в структурную формулу Малышева (1):
робот манипулятор промышленный рычажный
Результат свидетельствует о том, что для однозначного описания положений звеньев механизма манипулятора промышленного робота в пространстве необходимо семь обобщенных координат. пятого класса.
2) Маневренность это подвижность пространственного механизма при неподвижном звене 7. Маневренность обозначают и определяют по формуле Малышева.
Для определения маневренности необходимо остановить (запретить перемещаться) выходное звено 7. Следовательно, число подвижных звеньев становиться равным четырем, т.е. . Значения всех остальных коэффициентов не изменяются, т.е.
Подставив найденные значения коэффициентов в выражение для маневренности (1), получим:
Результат говорит о том, что для однозначного определения положений
звеньев механизма манипулятора промышленного робота, имеющего замкнутую кинематическую цепь, достаточно семь обобщённых координат.
Проверим полученное значение:
Задача 2
Для двухскоростной планетарной коробки передач (рис. 2.) определить передаточное отношение от колеса 1 к колесу 6 и скорость вращения колеса 6:
а) при закрепленном водиле (первая передача);
б) при закрепленном водиле (вторая передача).
Известны числа зубьев колес и скорость вращения колеса 1.
Рис.2.Схема двухскоростной планетарной коробки передач.
Дано:
, , , , , ,
1. Рассмотрим случай при закрепленном водиле (первая передача).
1.1. Определим передаточное отношение механизма при остановившемся водило :
Определяем передаточное отношение от колеса 1 к колесу 3 при остановившемся водиле :
Определяем передаточное отношение от колеса 5 к колесу 6 при остановленным колесе 4:
Тогда передаточное отношение от колеса 1 к колесу 6:
1.2. Определяем частоту вращения колеса 6:
2. Рассмотрим случай при закрепленном водило (вторая передача).
2.1. Определим передаточное отношение механизма при остановившемся водило :
Определяем передаточное отношение от колеса 1 к колесу 3 при остановившемся водиле :
Определяем передаточное отношение от колеса 4 к колесу 6 при остановленным водило :
Тогда передаточное отношение от колеса 1 к колесу 6:
2.2. Определяем частоту вращения колеса 6:
Задача 3
Для положения рычажного механизма, изображенного на рис. 3 необходимо:
1. Методом построения планов скоростей и ускорений определить скорости и ускорения коромысла и ползуна .
2. Методом кинетостатики определить реакцию в шарнире и приведенный момент на кривошипе от приложенных усилий и момента .
Рис. 3.Схема рычажного механизма.
Дано: , , .
, , , ,
,,,
,.
1. Для механизма (рис. 4 а) выполним структурный анализ.
Схема рычажного механизма представляет собой замкнутую кинематическую цепь, следовательно, данный механизм является плоским механизмом.
Подвижность рычажного механизма определяется поструктурной формуле Чебышева:
Структурная схема механизма состоит из шести звеньев:
1 кривошипа,
2 шатуна,
3 коромысла,
4 шатуна,
5 ползуна,
0 стойка.
При этом звенья 15 являются подвижными звеньями, а стойка 0 - неподвижным звеном.
Следовательно, .
Механизм имеет 7 пар пятого класса , четвертого класса .
Следовательно:
Результат говорит, что для однозначного описания положений звеньев рычажного механизма на плоскости необходима одна обобщенная координата .
2. Строим схему механизма рис.4 а:
Приняв , определим масштабный коэффициент:
Переводим все остальные геометрические параметры в выбранный масштабный коэффициент длин, мм:
,
,
,
,
,
,
,
, .
, ,
, ,
, ,
, .
По полученным величинам в выбранном масштабном коэффициенте выполняем чертёж рычажного механизма рис.4. а
3. Выполним кинематический анализ рычажного механизма методом построения плана скоростей и ускорений.
3.1. Построение плана скоростей.
Кривошип вращается с постоянной угловой скоростью .
Составим векторное уравнение скорости точки :
(1)
Точка является неподвижной точкой, следовательно, значение скорости этой точки равно нулю ().
Вектора является перпендикуляром к оси кривошипа 1, а направление действия совпадает с направлением его вращения
Определяем значение скорости точки , м/с, равно:
(2)
На чертеже отмечаем полюс точку в которой размещаем вектор скорости.
Приняв , принимаем масштабный коэффициент:
Изобразим на рис. 4.б строим вектор ра, перпендикулярный , учитывая направление вращения звена 1.
Составим векторное уравнение скорости точки :
Вектор скорости точки А известен по величине и направлению.
Вектор скорости точки В относительно точки А, перпендикулярный звену 2 неизвестен по направлению и величине.
Вектор скорости точки O2 равен нулю, располагаем его в полюсе .
Вектор скорости точки В относительно точки O2, перпендикулярны звену 3 неизвестен по направлению и величине.
Строим на плане скоростей векторные уравнения.
Из точки а проводим прямую вектор скорости точки В , из точки р проводим прямую вектор скорости точки В при пересечении получаем точку b. Указываем направление скоростей и .
Из теоремы подобия на отрезке аb определяем положение точки с:
откуда:
где: ,, размеры с чертежа.
Составим векторное уравнение скорости точки :
Вектор скорости точки С параллелен звену 4 неизвестен по направлению и величине.
Вектор скорости точки D относительно точки С, перпендикулярный звену 4 неизвестен по направлению и величине.
Вектор скорости точки 0 равен нулю, располагаем его в полюсе .
Вектор скорости точки D относительно точки 0, параллелен ходу ползуна 5. Точку с соединяем с полюсом получаем скорость точки С .
Из точки с проводим прямую до пересечения с вертикальной прямой проходящую через полюс .
Замерив на плане скоростей рис.4. б длины соответствующих отрезков, найдем значения скоростей характерных точек механизма:
Определим угловые скорости шатунов 2, 4 и коромысла 3.
Угловая скорость ползуна 5 равна нулю, так как совершает поступательное движение.
Направление угловых скоростей шатунов 2, 3 и коромысла 4, соответственно, укажут вектора скоростей , и , взятые с плана скоростей и мысленно перенесенные в точки и на кинематической схеме механизма.
Направление угловых скоростей шатунов 2, 3 и коромысла 4, соответственно, укажут вектора скоростей , и , взятые с плана скоростей рис.4.б и мысленно перенесенные в точки и на кинематической схеме механизма рис.4.а. При этом условно разрывается связь звеньев 23 и звеньев 45, а точки и условно закрепляются. В этом случае под действием векторов скоростей , и , соответственно, шатун 2 и коромысло 3 будут вращаться в направлении, противоположном действию часовой стрелки, а шатун 4 в направлении, совпадающем с действием часовой стрелки.
Данные направления движений и есть направления действия угловых скоростей ,, и , соответственно.