/
Министерство образования и науки Российской
Федерации федеральное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
'Тюменский государственный нефтегазовый университет'
Технологический институт
Кафедра переработки нефти и газа
Расчётно-пояснительная записка к курсовому проекту
Проект установки первичной перегонки Усть-Балыкской (Ю-II) нефти мощностью по сырью 6 млн. тонн в год. Технологический расчет основной нефтеперегонной колонны
Выполнил:
студент Гатиятов И.В.
Руководитель:
Трушкова Л.В.
Тюмень 2014
Аннотация
нефть перегонка ректификация колонна
Курсовой проект на тему 'Проект установки первичной перегонки Усть-Балыкской (Ю-II) нефти мощностью по сырью 6 млн. тонн в год. Технологический расчет основной нефтеперегонной колонны' состоит из литературного обзора, технологической части и заключения. Литературный обзор содержит систематизированный материал по технологии проектирования установки.
Технологическая часть состоит из выбора и обоснования технологической схемы производства, характеристики сырья, принципиальной технологической схемы производства с описанием, материального баланса производства, расчёта нефтеперегонной колонны К-2.
Содержание
Введение
Разделение смесей и очистка продуктов - типичные и широко распространенные задачи химической технологии. Для жидких и газообразных потоков (в последнем случае после ожижения путем конденсации) эти задачи во многих отраслях производства чаще всего решают методом ректификации. Широко различаются масштабы ректификационных установок - от крупнейших ректификационных колонн нефте- и газо-переработки до малых установок в производствах фармацевтических препаратов, реактивов и особо чистых веществ.
Ректификация осуществляется в простой аппаратуре без привода и движущихся частей.
Ректификация (от позднелатинского rectificatio - выпрямление, исправление), один из способов разделения жидких смесей, основанный на различном распределении компонентов смеси между жидкой и паровой фазами. При ректификации потоки пара и жидкости, перемещаются в противоположных направлениях (противотоком), многократно контактируют друг с другом в специальных аппаратах (ректификационных колоннах), причем часть выходящего из аппарата пара (или жидкости) возвращается обратно после конденсации (для пара) или испарения (для жидкости). Такое противоточное движение контактирующих потоков сопровождается процессами равновесия; при этом восходящие потоки пара непрерывно обогащаются более летучими компонентами, а стекающая жидкость - менее летучими. При затрате того же количества тепла, что и при дистилляции, ректификация позволяет достигнуть большего извлечения и обогащения по нужному компоненту или группе компонентов.
Основные области промышленного применения ректификации - получение отдельных фракций и индивидуальных углеводородов из нефтяного сырья в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, получение окиси этилена, акрилонитрила, капролактама, алкилхлорсиланов - в химической промышленности. Ректификация широко используется и в других отраслях народного хозяйства: цветной металлургии, коксохимической, лесохимической, пищевой, химико-фармацевтической промышленностях.
Перечень сокращений и условных обозначений
В данном курсовом проекте используются следующие условные сокращения:
НПЗ - нефтеперерабатывающий завод;
АТ - атмосферная трубчатая установка;
ВТ - вакуумная трубчатая установка;
ВПБ - установка вторичной перегонки бензина;
ДТ - дизельное топливо;
УГ - углеводородные газы;
Условные обозначения в системе СИ:
I - энтальпия, кДж/кг;
Р - давление, МПа;
Т - температура,0 С;
t - температура, К;
М - молярная масса, кг/кмоль;
V- молярныйобьем, м3/кмоль;
G - массовый расход, кг/с;
Ф - тепловой поток, Вт;
ж, рп- плотность жидкой и паровой фаз, кг/м3;
vл - линейная скорость пара, м/с;
D - диаметр, м;
Н - высота, м;
1. Литературный обзор
1.1 Подготовка нефти к переработке
Одно из важнейших мероприятий по уменьшению коррозии оборудования -- обессоливание нефти. Нефть, поступающая на переработку на установки нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), проходит подготовку на промыслах, где ее освобождают от попутного газа, части легких углеводородов, значительного количества пластовой воды и механических примесей. Содержание солей в товарной нефти в настоящее время, как правило, не превышает 300 мг/л (по ГОСТ 9965--76 допускается до 1800 мг/л), воды-- 1%.
Хорошо обезвоженная и обессоленная нефть при температуре ниже 260 практически не оказывает действия на металл. Скорость коррозии углеродистой стали не превышает 0,05 мм/год.
Некоторые нефти содержат сероорганические соединения, отличающиеся низким порогом термостабильности и частично выделяют сероводород при нагревании нефти в процессе ее подготовки на блоке ЭЛОУ. Одновременное присутствие в водной фазе сероводорода и хлороводорода (или хлоридов) приводит к усиленной коррозии оборудования до 8 мм/год, в то время как в насыщенной сероводородом воде коррозия стали не превышает 0,5 мм/год.
Уменьшить образование сероводорода с помощью химико-технологических методов не представляется возможным. Поэтому удаление из нефти большого количества хлорсодержащих соединений (минеральных и органических) способствует снижению низкотемпературной электрохимической коррозии оборудования на установках нефтеперерабатывающих заводов.
Значительная часть коррозионных примесей нефти находится в каплях пластовой воды, поэтому сущность процесса обессоливания состоит в наиболее полном удалении из нефти этих капель. Процесс обессоливания связан со значительными сложностями, так как после промысловой подготовки нефти в ней остаются очень мелкие капли воды. При транспортировке и хранении нефти образуется устойчивая водонефтяная эмульсия.
1.1.1 Фракционный состав нефти
Поскольку нефть представляет собой многокомпонентную непрерывную смесь углеводородов и гетероатомных соединений, то обычными методами перегонки не удается разделить их на индивидуальные соединения со строго определенными физическими константами, в частности температурой кипения при данном давлении. Принято разделять нефть и нефтепродукты путем перегонки на отдельные компоненты, каждый из которых является менее сложной смесью. Такие компоненты называют фракциями или дистиллятами.
В условиях лабораторной или промышленной перегонки отдельные нефтяные фракции отгоняются при постоянно повышающейся температуре кипения. Следовательно, нефть и ее фракции характеризуются не температурой кипения, а температурными пределами начала кипения и конца кипения.
При исследовании качества новых нефтей (т.е. составлении технического паспорта), их фракционный состав определяют на стандартных перегонных аппаратах, снабженных ректификационными колоннами (например, на АРН-2 по ГОСТ 11011-85). Это позволяет значительно улучшить четкость погоноразделения и построить по результатам перегонки так называемую кривую истинной температуры кипения в координатах температура -- выход фракций в % мас., (или % об.).
1.1.2 Основные нефтяные фракции
Из нефти выделяют разнообразные продукты, имеющие большое практическое значение. Сначала из нее удаляют растворенные газообразные углеводороды (преимущественно метан). После отгонки летучих углеводородов нефть нагревают. Первыми переходят в парообразное состояние и отгоняются углеводороды с небольшим числом атомов углерода в молекуле, имеющие относительно низкую температуру кипения. С повышением температуры смеси перегоняются углеводороды с более высокой температурой кипения. Таким образом можно собрать отдельные смеси (фракции) нефти. Чаще всего при такой перегонке получают четыре летучие фракции, которые затем подвергаются дальнейшему разделению.
Основные фракции нефти следующие:
* Газолиновая фракция, собираемая от 40 до 200°С, содержит углеводороды от C5H12 до C11H24. При дальнейшей перегонке выделенной фракции получают газолин (tкип = 40-70°С), бензин (tкип = 70-120°С) - авиационный, автомобильный и т.д.
* Лигроиновая фракция, собираемая в пределах от 150 до 250°С, содержит углеводороды от С8Н18 до С14Н30. Лигроин применяется как горючее для тракторов. Большие количества лигроина перерабатывают в бензин.
* Керосиновая фракция включает, углеводороды от С12Н26 до С18Н38 собираемая от 180 до 300 °С. Керосин после очистки используется в качестве горючего для тракторов, реактивных самолетов и ракет.
* Газойлевая фракция (tкип > 275°С), по-другому называется дизельным топливом.
* Остаток после перегонки нефти - мазут - содержит углеводороды с большим числом атомов углерода (до многих десятков) в молекуле. Мазут также разделяют на фракции перегонкой под уменьшенным давлением, чтобы избежать разложения. В результате получают соляровые масла (дизельное топливо), смазочные масла (автотракторные, авиационные, индустриальные и др.), вазелин (технический вазелин применяется для смазки металлических изделий с целью предохранения их от коррозии, очищенный вазелин используется как основа для косметических средств и в медицине). Из некоторых сортов нефти получают парафин (для производства спичек, свечей и др.). После отгонки летучих компонентов из мазута остается гудрон. Его широко применяют в дорожном строительстве. Кроме переработки на смазочные масла мазут также используют в качестве жидкого топлива в котельных установках.
1.1.3 Выбор направления переработки нефти
Выбор направления переработки нефти и ассортимента получаемых нефтепродуктов определяется физико-химическими свойствами нефти, уровнем технологии нефтеперерабатывающего завода и настоящей потребности хозяйств в товарных нефтепродуктах. Различают три основных варианта переработки нефти:
· топливный,
· топливно-масляный,
· нефтехимический.
По топливному варианту нефть перерабатывается в основном на моторные и котельные топлива. Топливный вариант переработки отличается наименьшим числом участвующих технологических установок и низкими капиталовложениями. Различают глубокую и неглубокую топливную переработку. При глубокой переработке нефти стремятся получить максимально возможный выход высококачественных и автомобильных бензинов, зимних и летних дизельных топлив и топлив для реактивных двигателей. Выход котельного топлива в этом варианте сводится к минимуму. Таким образом, предусматривается такой набор процессов вторичной переработки, при котором из тяжелых нефтяных фракций и остатка -- гудрона получают высококачественные легкие моторные топлива. Сюда относятся каталитические процессы -- каталитический крекинг, каталитический риформинг, гидрокрекинг и гидроочистка, а также термические процессы, например коксование. Переработка заводских газов в этом случае направлена на увеличение выхода высококачественных бензинов. При неглубокой переработке нефти предусматривается высокий выход котельного топлива.
По топливно-масляному варианту переработки нефти наряду с топливами получают смазочные масла. Для производства смазочных масел обычно подбирают нефти с высоким потенциальным содержанием масляных фракций.
В этом случае для выработки высококачественных масел требуется минимальное количество технологических установок. Масляные фракции (фракции, выкипающие выше 350°С), выделенные из нефти, сначала подвергается очистке избирательными растворителями: фенолом или фурфуролом, чтобы удалить часть смолистых веществ и низкоиндексные углеводороды, затем проводят депарафинизацию при помощи смесей метилэтилкетона или ацетона с толуолом для понижения температуры застывания масла. Заканчивается обработка масляных фракций доочисткой отбеливающими глинами. Последние технологии получения масел используют процессы гидроочистки взамен селективной очистки и обработки отбеливающими гланами. Таким способом получают дистиллятные масла (легкие и средние индустриальные, автотракторные и др.). Остаточные масла (авиационные, цилиндровые) выделяют из гудрона путем его деасфальтизации жидким пропаном. При этом образуется деасфальт и асфальт. Деасфальт подвергается дальнейшей обработке, а асфальт перерабатывают в битум или кокс.
Нефтехимический вариант переработки нефти по сравнению с предыдущими вариантами отличается большим ассортиментом нефтехимической продукции и в связи с этим наибольшим числом технологических установок и высокими капиталовложениями. Нефтеперерабатывающие заводы, строительство которых проводилось в последние два десятилетия, направлены на нефтехимическую переработку. Нефтехимический вариант переработки нефти представляет собой сложное сочетание предприятий, на которых помимо выработки высококачественных моторных топлив и масел не только проводится подготовка сырья (олефинов, ароматических, нормальных и изопарафиновых углеводородов и др.) для тяжелого органического синтеза, но и осуществляются сложнейшие физико-химические процессы, связанные с многотоннажным производством азотных удобрений, синтетического каучука, пластмасс, синтетических волокон, моющих веществ, жирных кислот, фенола, ацетона, спиртов, эфиров и многих других химикалий.
1.2 Теоретические основы процессов перегонки нефти
С основными закономерностями процессов физической переработки нефти и газов, в частности перегонки и ректификации, студенты ознакомились в курсе 'Процессы и аппараты нефтепереработки'. В этой связи ниже будут изложены лишь обобщающие сведения по теоретическим основам процессов, получивших в нефтепереработке наименование первичной (прямой) перегонки (переработки), подразумевая, что продукты этих головных на НПЗ процессов будут подвергаться далее вторичной переработке с получением товарных нефтепродуктов или их компонентов.
1.2.1 Общие сведения о перегонке и ректификации нефти
Перегонка (фракционирование) -- это процесс физического разделения нефти и газов на фракции (компоненты), отличающиеся друг от друга и от исходной смеси по температурным пределам (или t) кипения.
Перегонка с ректификацией -- наиболее распространенный в химической и нефтегазовой технологии массообменный процесс, осуществляемый в аппаратах -- ректификационных колоннах -- путем многократного противоточного контактирования паров и жидкости. Контактирование потоков пара и жидкости может производиться либо непрерывно (в насадочных колоннах), либо ступенчато (в тарельчатых ректификационных колоннах). При взаимодействии встречных потоков пара и жидкости на каждой ступени контактирования (тарелке или слое насадки) между ними происходит тепло- и массообмен, обусловленные стремлением системы к состоянию равновесия. В результате каждого контакта компоненты перераспределяются между фазами: пар несколько обогащается низкокипящими, а жидкость -- высококипящими компонентами. При достаточно длительном контакте и высокой эффективности контактного устройства пар и жидкость, уходящие из тарелки или слоя насадки, могут достичь состояния равновесия, т.е. температуры потоков станут одинаковыми и при этом их составы будут связаны уравнениями равновесия. Такой контакт жидкости и пара, завершающийся достижением фазового равновесия, принято называть равновесной ступенью, или теоретической тарелкой. Подбирая число контактных ступеней и параметры процесса (температурный режим, давление, соотношение потоков, флегмовое число и др.), можно обеспечить любую требуемую четкость фракционирования нефтяных смесей. Место ввода в ректификационную колонну нагретого перегоняемого сырья называют питательной секцией (зоной), где осуществляется однократное испарение. Часть колонны, расположенная выше питательной секции, служит для ректификации парового потока и называется концентрационной (укрепляющей), а другая -- нижняя часть, в которой осуществляется ректификация жидкого потока, -- отгонной, или исчерпывающей, секцией.
1.2.2 Простые и сложные колонны
Простые ректификационные колонны обеспечивают разделение исходной смеси (сырья) на два продукта: ректификат (дистиллят), выводимый с верха колонны в парообразном состоянии, и остаток -- нижний жидкий продукт ректификации.
Сложные ректификационные колонны разделяют исходную смесь более чем на два продукта. Различают сложные колонны с отбором дополнительных фракций непосредственно из колонны в виде боковых погонов и колонны, у которых дополнительные продукты отбирают из специальных отпарных колонн, именуемых стриппингами. Последний тип колонн нашел широкое применение на установках первичной перегонки нефти.
Четкость погоноразделения -- основной показатель эффективности работы ректификационной колоны -- характеризует их разделительную способность. Она может быть выражена в случае бинарных смесей концентрацией целевого компонента в продукте.
Применительно к ректификации нефтяных смесей она обычно характеризуется групповой чистотой отбираемых фракций, т.е. долей компонентов, выкипающих по кривой истинной температуры кипения до заданной температурной границы деления смеси в отобранных фракциях (дистиллятах или остатке), а также отбором фракций от потенциала. Как косвенный показатель четкости (чистоты) разделения на практике часто используют такую характеристику, как налегание температур кипения соседних фракций в продукте. В промышленной практике обычно не предъявляют сверхвысоких требований по отношению к четкости погоноразделения, поскольку для получения сверхчистых компонентов или сверхузких фракций потребуются соответствующие сверхбольшие капитальные и эксплуатационные затраты.
В нефтепереработке, например, в качестве критерия достаточно высокой разделительной способности колонн перегонки нефти на топливные фракции считается налегание температур кипения соседних фракций в пределах 10-30°С.
Установлено, что на разделительную способность ректификационной колонны значительно влияние оказывают число контактных ступеней и соотношение потоков жидкой и паровой фаз. Для получения продуктов, отвечающих заданным требованиям, необходимо, наряду с другими параметрами ректификационной колоны (давление, температура, место ввода сырья и т.д.), иметь достаточное число тарелок (или высоту насадки) и соотвествующее флегмовое и паровое числа.
Флегмовое число (R) характеризует соотношение жидкого и парового потоков в концентрационной части колонны и рассчитывается как
R = L/D,
где L и D -- количества соответствующей флегмы и ректификата.
Паровое число (П) характеризует соотношение контактирующихся потоков пара и жидкости в отгонной секции колонны, рассчитываемое как:
где G и W -- количества соответствующих паров и кубового продукта.
Число тарелок (N) колонны (или высота насадки) определяется числом теоретических тарелок (NТ), обеспечивающим заданную четкость разделения при принятом флегмовом (и паровом) числе, а также эффективностью контактного устройства (обычно коэффициент полезного действия реальных тарелок или удельной высотой насадки, соответствующей 1 теоретической тарелке).
Очевидно, при увеличении количества орошения будут расти эксплуатационные затраты связанные с расходом энергии на перекачку, тепла в кипятильнике и холода в конденсаторах, а капитальные затраты вначале будут существенно уменьшаться в результате снижения высоты, а затем расти из-за увеличения диаметра колонны.
1.2.3 Способы регулирования температурного режима ректификационной колонны
Нормальная работа ректификационной колонны и требуемое качество продуктов перегонки обеспечиваются путем регулирования теплового режима -- отводом тепла в концентрационной и подводом тепла в отгонной секциях колонн, а также нагревом сырья до оптимальной температуры. В промышленных процессах перегонки нефти применяют следующие способы регулирования температурного режима по высоте ректификационной колонны.
Способы создания орошения:
а) холодного (острого);
б) горячего (глухого);
в) циркуляционного.
Подвод тепла в нижнюю часть колонны при помощи:
а) куба;
б) внутреннего подогревателя (паром или горячим теплоносителем);
в) внешнего подогревателя - кипятильника;
г) трубчатые печи
На современных установках перегонки нефти чаще применяют комбинированные схемы орошения. Так, сложная ректификационная колонна атмосферной перегонки нефти обычно имеет вверху острое орошение и затем по высоте несколько промежуточных циркуляционных орошений.
Из промежуточных орошений чаще применяют циркуляционные орошения, располагаемые обычно под отбором бокового погона или использующие отбор бокового погона для создания циркуляционного орошения с подачей последнего в колонну выше точки возврата паров из отпарной секции.
При подводе тепла в низ ректификационной колонны кипятильником осуществляют дополнительный подогрев кубового продукта в выносном кипятильнике с паровым пространством (рибойлере), где он частично испаряется. Образовавшиеся пары возвращают под нижнюю тарелку ректификационной колонны. Характерной особенностью этого способа является обеспечение в кипятильнике постоянного уровня жидкости и парового пространства над этой жидкостью. По своему разделительному действию кипятильник эквивалентен одной теоретической тарелке. Этот способ подвода тепла в низ колонны наиболее широко применяется на установках фракционирования попутных нефтей и нефтезаводских газов, при стабилизации и отбензинивании нефтей, стабилизации бензинов прямой перегонки и вторичных процессов нефтепереработки.
При подводе тепла в низ колонны часть кубового продукта прокачивается через трубчатую печь, и подогретая парожидкостная смесь (горячая струя) вновь поступает в низ колонны. Этот способ применяют при необходимости обеспечения сравнительно высокой температуре низа колонны, когда применение обычных теплоносителей (водяной пар и др.) невозможно или нецелесообразно (например, в колоннах отбензинивания нефти).
Выбор давления и температурного режима в ректификационной колонне. При принятых значениях флегмового числа, числа и типа тарелок на экономические показатели процессов перегонки наиболее влияние оказывают давление и температурный режим в колонне. Оба эти рабочих параметра тесно взаимосвязаны: нельзя оптимизировать, например, только давление без учета требуемого температурного режима и наоборот.
При оптимизации технологических параметров ректификационной колонны целесообразно выбрать такие значения давления и температуры, которые:
1) обеспечивают состояние разделяемой системы, далекое от критического (иначе нельзя реализовать процесс ректификации), и возможно большее значение коэффициента относительной летучести;
2) исключают возможность термодеструктивного разложения сырья и продуктов перегонки или кристаллизации их в аппаратах и коммуникациях;
3) позволяют использовать дешевые и доступные хладоагенты для конденсации паров ректификата (вода, воздух) (например, в стабилизационных ректификационных колоннах) и теплоносители для нагрева и испарения кубовой жидкости (например, водяной пар высокого давления), а также уменьшить требуемые поверхности холодильников, конденсаторов, теплообменников и кипятильников.
По величине давления ректификационные колонны можно подразделить на следующие типы:
а) атмосферные, работающие при давлением несколько выше атмосферного (0,1-0,2 МПа), применяемые при перегонке стабилизированных или отбензиненных нефтей на топливные фракции и мазут;
б) вакуумные (глубоковакуумные), работающие под вакуумом (или глубоким вакуумом) при остаточном давлении в зоне питания (? 100 и 30 гПа соответственно), предназначенные для фракционирования мазута на вакуумный (глубоковакуумный) газойль или узкие масляные фракции и гудрон;
в) колонны, работающие под повышенным давлением (1-4 МПа), применяемые при стабилизации или отбензинивании нефтей, стабилизации газовых бензинов, бензинов перегонки нефти и вторичных процессов и фракционировании нефтезаводских или попутных нефтяных газов.
Повышение или понижение давления в ректификационной колонне сопровождается, как правило, соответствующим повышением или понижением температурного режима.
Температурный режим, наряду с давлением, является одним из наиболее значимых параметров процесса, изменением которого peгулируется качество продуктов ректификации. Важнейшими точками регулирования является температура поступающего сырья и выводимых из колонны продуктов ректификации. Как показала практика эксплуатации промышленных установок, перегонка нефти при атмосферном давлении осуществляется при температуре в зоне питания ректификационной колонны 320-360°С, а вторичная перегонка мазута -- при температуре на выходе из печи не выше 430°С.
Рассмотрим схему установки с двухкратным испарением и двухкратной ректификации нефти (рис 2.1). Эта схема технологически гибкая и работоспособная при значительном изменении содержания бензиновых фракций и растворенных газов. Коррозионно-активные вещества удаляются в первой (отбензинивающей) колонне К-1 и основная сложная колонна (атмосферная) К-2 защищена от их воздействия. Колонна К-2 работает совместно с двумя отпарными секциями (К-3/1 и К-3/2) в виде дополнительных боковых погонов. Благодаря предварительному удалению в отбензинивающей колонне растворенных газов и легкого бензина в змеевиках печи, в теплообменниках не создается большого давления, и основная колонна не перегружается по парам.
Рис. 2.1. Принципиальная схема установки подготовки нефти.
2.2 Материальный баланс установки
Составим материальный баланс установки мощностью 6 млн. тонн в год по нефти, разгонка (ИТК) которой приведена в таблице. В отбензинивающей колонне К-1 предусмотрим отбор фракций легкого бензина 28-1250С. В атмосферной колонне К-2 следующих фракций: тяжелого бензина 125-1800С, керосина 180-2400С, дизтоплива 240-3500С, и мазута больше 3500С
Таблица 2.1. Разгонка (ИТК) Усть-Балыкской (Ю-II) нефти.
Температура выкипания фракции при 760 мм.рт.ст., |
Выход (на нефть), % |
||
отдельных фракций |
суммарный |
||
до 28 |
1,91 |
||
28-60 |
3,83 |
||
60-90 |
5,84 |
||
90-123 |
8,13 |
||
123-144 |
10,25 |
||
144-163 |
12,47 |
||
163-180 |
14,69 |
||
180-200 |
16,95 |
||
200-217 |
19,42 |
||
217-232 |
21,85 |
||
232-252 |
24,32 |
||
252-268 |
26,79 |
||
268-285 |
29,36 |
||
285-300 |
31,83 |
||
300-314 |
34,33 |
||
314-331 |
36,86 |
||
331-343 |
39,46 |
||
343-358 |
42,1 |
||
358-372 |
44,74 |
||
372-387 |
47,38 |
||
387-401 |
50,12 |
||
401-413 |
52,79 |
||
413-425 |
55,53 |
||
425-439 |
58,34 |
||
439-452 |
61,05 |
||
452-460 |
63,55 |
||
460-472 |
66,55 |
||
472-480 |
69,57 |
||
остаток |
100 |
Рис. 2.2. Кривая ИТК
Таблица 2.2. Материальный баланс всей установки
Статьи баланса |
Выход на нефть |
||||
%, масс |
тысяч т/год |
т/сут |
кг/час |
||
Приход: |
|||||
1. Нефть |
100 |
6000 |
17142,9 |
714286 |
|
Всего |
100 |
6000 |
17142,9 |
714286 |
|
Расход: |
|||||
1. Газ (до 28) |
2 |
120 |
342,9 |
14286 |
|
2. Бензиновая фракция (28-180) |
12,7 |
762 |
2177,1 |
90714 |
|
3. Керосиновая фракция (180-240) |
8,1 |
486 |
1388,6 |
57857 |
|
4. Дизельная фракция (240-350) |
17,4 |
1044 |
2982,9 |
124286 |
|
5. Вакуумный дистиллят (350-480) |
29,4 |
1764 |
5040,0 |
210000 |
|
6. Гудрон (480 >) |
30,4 |
1824 |
5211,4 |
217143 |
|
Всего |
100 |
6000 |
17142,9 |
714286 |
Таблица 2.3. Материальный баланс отбензинивающей колонны К-1.
Статьи баланса |
Выход на нефть |
||||
%, масс |
тысяч т/год |
т/сут |
кг/час |
||
Приход: |
|||||
1. Нефть |
100 |
6000 |
17142,9 |
714286 |
|
Всего |
100 |
6000 |
17142,9 |
714286 |
|
Расход: |
|||||
1. Газ (до 28) |
2 |
120 |
342,9 |
14286 |
|
2. Бензиновая фракция (28-125) |
6,4 |
384 |
1097,1 |
45714 |
|
3. Полуотбензиненная нефть (125 >) |
91,6 |
5496 |
15702,9 |
654286 |
|
Всего |
100 |
6000 |
17142,9 |
714286 |
Таблица 2.4. Материальный баланс основной нефтеперегонной колонны К-2
Статьи баланса |
Выход на нефть |
|||||
%, нефть |
%, масс |
тысяч т/год |
т/сут |
кг/час |
||
Приход: |
||||||
1. Полуотбензиненная нефть (125 >) |
91,6 |
100 |
5496 |
15702,9 |
654286 |
|
Всего |
91,6 |
100 |
5496 |
15702,9 |
654286 |
|
Расход: |
||||||
1. Бензиновая фракция (125-180) |
6,3 |
6,9 |
378 |
1080,0 |
45000 |
|
2. Керосиновая фракция (180-240) |
8,1 |
8,8 |
486 |
1388,6 |
57857 |
|
3. Дизельная фракция (240-350) |
17,4 |
19,0 |
1044 |
2982,9 |
124286 |
|
4. Вакуумный дистиллят (350-480) |
29,4 |
32,1 |
1764 |
5040,0 |
210000 |
|
5. Гудрон ( > 480) |
30,4 |
33,2 |
1824 |
5211,4 |
217143 |
|
Всего |
91,6 |
100 |
5496 |
15702,9 |
654286 |
2.3 Технологическая классификация нефти
Усть-Балыкская (Ю-II) нефть относится к классу высокосернистых нефтей, т.к. в ней содержится 2,06%масс. серы на нефть.
Массовая доля фракций, выкипающих до 350°С составляет 40,1%, что указывает на принадлежность Усть-Балыкской (Ю-II) нефти к 3 типу.
Усть-Балыкская (Ю-II) нефть относится к 1 группе 3 подгруппы, т.к. в ней содержится 29,4% базовых масел с индексом вязкости 85.
Усть-Балыкская (Ю-II) нефть содержит 1,25% масс. парафинов и относится к нефтям первого вида.
Таким образом, в соответствии с ГОСТ 38 01197 - 80 технологический индекс Усть-Балыкской (Ю-II) нефти 3.3.1.3.1.
2.4 Технологический расчет основной нефтеперегонной колонны К-2
2.4.1 Температурный режим колонны К-2
Температура верха колонны К-2.
Температуру верха можно найти графически, построив линию ОИ. Строим ИТК для тяжелой бензиновой фракции (125-180(рис. 2.4.1)
Таблица 2.4.1. Выход узких фракций тяжелой бензиновой фракции.
№ |
Температурные пределы выкипания |
Выход, % масс. |
||||
на нефть |
сумм. |
на фр. |
сумм.фр. |
|||
1 |
125-130 |
0,6 |
0,60 |
9,52 |
9,52 |
|
2 |
130-140 |
1,0 |
1,60 |
15,87 |
25,40 |
|
3 |
140-160 |
2,0 |
3,60 |
31,75 |
57,14 |
|
4 |
160-180 |
2,7 |
6,30 |
42,86 |
100,00 |
|
Всего: |
6,3 |
100,00 |
Таблица 2.4.2. Характеристика кривой ИТК тяжелой бензиновой фракции.
Фракция |
Температура оС |
Тангенс угла наклона (t70-t10)/60 |
Температура 50% отгона по кривой ИТК t 50% оС |
||
10% отгона по кривой ИТК t10oC |
70% отгона по кривой ИТК t70oC |
||||
125-180 |
130 |
165 |
0,6 |
156 |
На графике Обрядчикова и Смидович находим значения, соответствующие температурам 0% и 100% отгона. Эти значения откладываем на ИТК, соединяя точки получаем кривую ОИ. (рис. 2.4.1)
Так как давление в колонные К-2 составляет 0,14 МПа, производим перерасчет парциального давления фракции:
где - число молей соответственно тяжелой бензиновой фракции, орошения и водяных паров низа колонны и двух боковых стриппингов.
По графику Кокса определяем температуру и корректируем кривую ОИ на данное давление (рис. 2.4.1)
Рис. 2.4.1
Температура верха колонны К-2 равна 140
Температура вывода боковых погонов.
Температуру боковых погонов находим аналогично нахождению температуры верха колонны.
Таблица 2.4.3. Выход узких фракций керосиновой фракции (180-240.
№ |
Температурные пределы выкипания |
Выход, % масс. |
||||
на нефть |
сумм. |
на фр. |
сумм.фр. |
|||
1 |
180-200 |
2,0 |
2,00 |
24,69 |
24,69 |
|
2 |
200-220 |
3,1 |
5,10 |
38,27 |
62,96 |
|
3 |
220-240 |
3,0 |
8,10 |
37,04 |
100,00 |
|
Всего: |
8,1 |
100,00 |
Таблица 2.4.4. Характеристика ИТК фракции 180-240
Фракция |
Температура оС |
Тангенс угла наклона (t70-t10)/60 |
Температура 50% отгона по кривой ИТК t 50% оС |
||
10% отгона по кривой ИТК t10oC |
70% отгона по кривой ИТК t70oC |
||||
180-240 |
190 |
225 |
0,6 |
215 |
На графике Обрядчикова и Смидович находим значения, соответствующие температурам 0% и 100% отгона. Эти значения откладываем на ИТК, соединяя точки получаем кривую ОИ. (рис. 2.4.2)
Так как давление в колонные К-2 составляет 0,14 МПа, производим перерасчет парциального давления фракции:
где - число молей соответственно керосиновой фракции, орошения и водяных паров низа колонны и из отпарной секции дизельного топлива.
По графику Кокса определяем температуру и корректируем кривую ОИ на данное давление (рис. 2.4.2)
Рис. 2.4.2
Таблица 2.4.5. Выход узких фракций дизельной фракции (240-350.
№ |
Температурные пределы выкипания |
Выход, % масс. |
||||
на нефть |
сумм. |
на фр. |
сумм.фр. |
|||
1 |
240-260 |
3,1 |
3,10 |
17,83 |
17,83 |
|
2 |
260-280 |
2,6 |
5,70 |
14,95 |
32,78 |
|
3 |
280-300 |
3,3 |
9,03 |
19,15 |
51,93 |
|
4 |
300-320 |
3,5 |
12,50 |
19,95 |
71,88 |
|
5 |
320-350 |
4,9 |
17,39 |
28,12 |
100,00 |
|
Всего: |
17,4 |
100,00 |
Таблица 2.4.6. Характеристика ИТК фракции 180-240
Фракция |
Температура оС |
Тангенс угла наклона (t70-t10)/60 |
Температура 50% отгона по кривой ИТК t 50% оС |
||
10% отгона по кривой ИТК t10oC |
70% отгона по кривой ИТК t70oC |
||||
240-350. |
250 |
320 |
1,2 |
300 |
На графике Обрядчикова и Смидович находим значения, соответствующие температурам 0% и 100% отгона. Эти значения откладываем на ИТК, соединяя точки получаем кривую ОИ. (рис. 2.4.3)
Так как давление в колонные К-2 составляет 0,14 МПа, производим перерасчет парциального давления фракции:
где - число молей соответственно керосиновой фракции, орошения и водяных паров низа колонны и из отпарной секции дизельного топлива.
По графику Кокса определяем температуру и корректируем кривую ОИ на данное давление (рис. 2.4.3).
Рис. 2.4.3
Температура вывода фракции 180-240 равна 165, а температура вывода фракции 240-350 равна 232
Температура низа колонны К-2
Температура низа колонны К-2 принимается 340.
2.4.2 Доля отгона сырья поступающего в колонну К-2
Определим молярную долю отгона при температуре подачи сырья равной 350. Результаты расчетов сведены в таблицу 2.4.7
Таблица 2.4.7
Фракция |
||||||||
125-180 |
153 |
350 |
131 |
0,063 |
4,81 |
0,1464 |
2343,90 |
|
180-240 |
210 |
350 |
169 |
0,081 |
4,79 |
0,1459 |
1084,85 |
|
240-350 |
295 |
350 |
238 |
0,174 |
7,31 |
0,2226 |
280,71 |
|
350-480 |
415 |
350 |
338 |
0,294 |
8,70 |
0,2648 |
26,88 |
|
> 480 |
580 |
350 |
420 |
0,304 |
7,24 |
0,2203 |
0 |
|
Всего |
0,916 |
32,85 |
1,00 |
Продолжение таблица 2.4.7
20,50 |
1076,7 |
0,019 |
0,319 |
41,8 |
16,74 |
0,32 |
140 |
0,425 |
|
20,43 |
541,6 |
0,038 |
0,292 |
49,4 |
7,75 |
0,29 |
140 |
0,425 |
|
31,16 |
199,8 |
0,156 |
0,313 |
74,4 |
2,01 |
0,31 |
140 |
0,425 |
|
37,07 |
91,9 |
0,403 |
0,077 |
26,2 |
0,19 |
0,08 |
140 |
0,425 |
|
30,85 |
80,5 |
0,383 |
0,00 |
0,0 |
140 |
0,425 |
|||
1,00 |
1,00 |
191,7 |
1,00 |
Молярная доля отгона равна 0,425
Определим массовую долю отгона:
где - средняя молярная масса нефти.
Таким образом, массовая доля отгона равна:
2.4.3 Тепловой баланс колонны К-2
Тепловой баланс составим по дизельной, керосиновой и бензиновой секциям (Контур А, Б, В). Энтальпию жидких и парообразных нефтепродуктов рассчитаем по формулам:
и .
Энтальпию водяного пара возьмем с литературных данных с учетом его парциального давления.
Плотность
.
Все результаты сведем в таблицы 2.4.8, 2.4.9, 2.4.10.
Таблица 2.4.8
Тепловой баланс секции диз.топлива - контур А |
|||||
Приход |
|||||
Продукт |
t, C |
G, кг/с |
I, кДж/кг |
Ф, кВт |
|
Паровая фаза: |
350 |
||||
бензиновая |
12,50 |
1121,0 |
14012,06 |
||
керосиновая |
16,07 |
1103,8 |
17740,44 |
||
дизельная |
34,52 |
1080,5 |
37303,77 |
||
Жидкая фаза: |
350 |
||||
мазут |
118,65 |
829,7 |
98448,78 |
||
Водяной пар: |
400 |
3,63 |
3276,5 |
11909,82 |
|
Итого |
179414,87 |
||||
Расход |
|||||
Жидкая фаза: |
340 |
||||
мазут |
118,65 |
829,7 |
98448,78 |
||
Паровая фаза: |
232 |
||||
бензиновая |
12,50 |
816,3 |
10203,37 |
||
керосиновая |
16,07 |
802,8 |
12902,16 |
||
дизельная |
34,52 |
784,4 |
27082,04 |
||
Водяной пар: |
232 |
3,63 |
2928,6 |
10645,23 |
|
Итого |
159281,58 |
Таблица 2.4.9
Тепловой баланс секции керосиновой фр - контур Б |
|||||
Приход |
|||||
Продукт |
t, C |
G, кг/с |
I, кДж/кг |
Ф, кВт |
|
Паровая фаза: |
232 |
||||
бензиновая |
12,50 |
816,3 |
10203,37 |
||
керосиновая |
16,07 |
802,8 |
12902,16 |
||
дизельная |
34,52 |
784,4 |
27082,04 |
||
Водяной пар: |
|||||
с низу колонны |
232 |
3,63 |
2928,6 |
10645,23 |
|
из отпарной сек. |
400 |
0,36 |
3276,5 |
1190,98 |
|
Итого |
62023,78 |
||||
Расход |
|||||
Паровая фаза: |
165 |
||||
бензиновая |
12,50 |
666,9 |
8336,43 |
||
керосиновая |
16,07 |
655,2 |
10530,54 |
||
Жидкая фаза: |
232 |
||||
дизельная |
34,52 |
522,0 |
18020,60 |
||
Водяной пар: |
165 |
4,00 |
2788,0 |
11147,57 |
|
Итого |
48035,15 |
Избыток необходимо снять одним или нескольким циркуляционными орошениями. Примем одно циркуляционное орошение ( с температурой вывода 250 и возврата 90.Энтальпия жидкого орошении при таких температурах будет равна 636,19 кДж/кг. Расход циркуляционного орошения составит:
Таблица 2.4.10
Тепловой баланс секции бензиновой фракции - контур В |
|||||
Приход |
|||||
Продукт |
t, C |
G, кг/с |
I, кДж/кг |
Ф, кВт |
|
Паровая фаза: |
165 |
||||
бензиновая |
12,50 |
666,9 |
8336,43 |
||
керосиновая |
16,07 |
655,2 |
10530,54 |
||
Водяной пар: |
|||||
с низу колонны |
165 |
3,63 |
2788,0 |
10134,16 |
|
от отпарной секции |
400 |
0,55 |
3276,5 |
1786,47 |
|
Итого: |
30787,60 |
||||
Расход |
|||||
Паровая фаза: |
140 |
||||
бензиновая |
12,50 |
615,4 |
7692,3 |
||
Жидкая фаза: |
165 |
||||
керосиновая |
16,07 |
362,3 |
5823,1 |
||
Водяной пар: |
140 |
4,18 |
2005,1 |
8381,6 |
|
Итого: |
21897,1 |
Избыток необходимо снять одним холодным орошениями. Примем одно холодное орошение с температурой 50. Энтальпия орошения при этой температуре будет равна 101,36 кДж/кг. Расход холодного орошения составит:
2.5 Определение геометрических размеров колонны К-2
Для вычисления геометрических размеров были выбраны колпачковые тарелки со следующими параметрами:
Hт=800мм
2.5.1 Диаметр колонны
Диаметр колонны зависит от объема паров и их допустимой скорости в свободном сечении колонны. Разделим колонну на два сечения и рассчитаем диаметры по формуле:
Верхнее сечение:
Найдем объемный расход паров:
Допустимую линейную скорость вычисляют по уравнению:
Полученный результат округляется до ближайшего, большего по ГОСТ 21944-76 равным 4 м
Нижнее сечение:
Допустимую линейную скорость вычисляют по уравнению:
Из двух полученных диаметров выбирается больший. Диаметр колонны равен 4,5 м, что соответствует ГОСТ.
2.5.2 Определение числа тарелок
Для данной колонны выбираем колпачковые тарелки, перекрестного тока, в них между клапаном и ограничителем установлен тяжелый балласт. Клапан начинает приподниматься при небольших скоростях газа и пара. С дальнейшим увеличением скорости пара клапан упирается в балласт и затем приподнимается вместе с ним. В результате такая тарелка значительно раньше вступает в работу, имеет более широкий рабочий диапазон, более высокую эффективность разделения и пониженное гидравлическое сопротивление. Коэффициент полезного действия такой тарелки 70%.
Для определения числа тарелок разделим колонну на три, рассчитаем количество тарелок в каждом сечении.
Верхнее сечение:
Минимальное число тарелок:
Среднее сечение:
Нижнее сечение:
Общее количество:
Количество теоретических тарелок примерно в 2 раза больше минимального, поэтому:
Вычислим практическое число тарелок по формуле:
Учитывая тарелки отпарных стриппингов, то число тарелок в самой колонне равно 50.
2.5.3 Высота колонны
Высота ректификационных колонн рассчитывается в зависимости от числа, типа контактных устройств и расстояния между ними.
Высота h1 принимается равной 0,5D для сферического днища. В нашем случае:
Число промежутков между тарелками меньше количества тарелок на единицу, поэтому:
Высота эвапорационного пространства принимается равной трем расстояниям между тарелками:
Высота h4 определяется аналогично h2:
Свободное пространство между уровнем жидкости внизу колонны и нижней тарелкой необходимо для равномерного распределения паров. Высота принимается:
Высоту слоя жидкости нижней части колонны рассчитывают по ее 10-минутному запасу, необходимому для обеспечения нормальной работы насоса. Принимая запас на 600 с, объем мазута составит:
Площадь поперечного сечения колонны:
Тогда:
Высота юбки принимается равной 4м.
Общая высота колонны:
Заключение
В данной курсовой работе был проведен технологический расчет основной нефтеперегонной колонны К-2. В результате расчетов получены следующие данные:
Характеристика |
Величина |
|
Температура верха колонны,°С |
140 |
|
Температура вывода керосина (180-240°С) |
165 |
|
Температура вывода диз.топлива (240-350°С) |
232 |
|
Температура низа колонны,°С |
340 |
|
Температура ввода сырья,°С |
350 |
|
Давление, МПа |
0,14 |
|
Диаметр колонны, м |
4,5 |
|
Высота колонны, м |
58,3 |
|
Количество тарелок |
50 |
|
Количество тарелок в боковых стриппингах |
12 |
Список использованной литературы
1. Ахметов С.А. Технология глубокой переработки нефти и газа: учебное пособие / С.А. Ахметов, М.Х. Ишмияров, А.А. Кауфман. - СПб: Недра, 2009. - 832 с.
2. Магарил Р.. Теоретические основы химических процессов переработки нефти: учебное пособие / Р.З. Магарил. - М.: КДУ, 2010. - 280 с.
3. Мановян А.К. Технология первичной переработки нефти и природного газа: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Химия, 2001. - 568 с.
4. Александров И.А. Перегонка и ректификация в нефтепереработке: монография / И.А. Александров. - М.: Химия, 1981. - 352 с
5. Основные процессы и аппараты химической технологии: пособие по проектированию / Г.С. Борисов [и др.]; под редакцией Ю.И. Дытнерского. - четвертое издание, стер., перепечатка с издания 1991 года - М.: АльянС, 2008. - 494 с.
6. Альбом технологических схем процессов переработки нефти и газа / Под ред. Б.И. Бондаренко. М.: Химия,1983.-128с.
7. Нефти СССР: Справочник / Под ред. С.Н. Павловой, З.В. Дриацкой. - т.4. - М.: Химия, 1976.
8. Справочник нефтепереработчика: справочное издание / под ред. Г.А. Ластовкина, Е.Д. Радченко, М.Г. Рудина. - Л.: Химия. Ленинградское отделение, 1986. - 648 с.
9. Расчёты основных процессов и аппаратов нефтепереработки: справочник / Е.Н. Судаков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Химия, 1979. - 567с.
10. Физико-химические свойства индивидуальных углеводородов: справочник / под редакцией В.М. Татевского. - М.: Гостоптехиздат, 1960. - 412 с.
11. Рид Р. Свойства газов и жидкостей / Р. Рид, Дж. Праусниц, Т. Шервуд; пер. под ред. Б.И. Соколова. - Л.: Химия, 1982. - 592 с.
12. Александров И.А. Ректификационные и абсорбционные аппараты. Методы расчета и основы конструирования. - 3-е изд. М.: Химия, 1987. - 280с.