Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Декоративные свойства природного камня "Яшма"

Работа из раздела: «Производство и технологии»

/

28

/

Курсовая работа

по теме:

'Декоративные свойства природного камня 'Яшма'

К «поделочным камням» относятся полупросвечивающие, часто непрозрачные минеральные агрегаты, горные породы и другие минеральные тела с цветными включениями или рисунком, используемые для изготовления либо для крупных художественно-декоративных поделок (столешницы, вазы, стенные панно, флорентинская мозаика и прочее), либо для недорогих мелких вставок, кабошонов, орнамента, а также для технических целей (например, - яшма, нефрит, малахит, агаты, флюорит и др.).

По физико-механическим свойствам поделочные камни делятся на твёрдые (5 и выше по шкале Мооса, например нефрит, яшма, агат и др.) и мягкие (твёрдость 4 и ниже, например малахит, мраморный оникс, тальк-стеатит, флюорит и др.). Ценность поделочных камней определяется редкостью их нахождения, индивидуальными свойствами (красота цвета, рисунок), а также трудом, затрачиваемым на их обработку.

Поделочные камни, аналогично драгоценным, подразделяются на порядки или классы (I, II, III) в зависимости от относительной ценности объединяемых в них камней. Поделочные камни I порядка: нефрит, жадеит, лазурит, чароит, содалит, главколит, амазонит, лабрадор, родонит (орлец), малахит, авантюрин, белоречит (разновидность кварцита), кварц дымчатый и розовый, халцедон (сердолик, кварц-халцедоновый оникс («сардоникс») «перелифт»), празем, агаты, яшмы, везувиан (калифорнит), письменный Шар из чароита

гранит (пегматит). Поделочные камни II порядка: серпентин (змеевик), агальматолит, тальк-стеатит, гипс-селенит, ангидрит, обсидиан, мраморный оникс («восточный оникс»), флюорит, «морская пенка». Поделочные камни III порядка: разновидности гипса (селенит, алебастр), мрамор, порфиры, брекчии, кварцит и другие горные породы. Они уже относятся больше к так называемым облицовочным материалам (декоративным камням), употребляемым в архитектурно-художественном деле. Для придания более яркого цвета поделочные камни иногда окрашивают различными химическими красителями (например, красные, чёрные и синие агаты, сердолик не природной окраски и др.).

С древнейших времён поделочные камни использовались наряду с раковинами, костью, рогом, деревом для изготовления бус, подвесок, браслетов, амулетов. Поделочные камни нашли также широкое применение в искусстве как материал для мелкой пластики, художественной резьбы, произведений скульптуры, для инкрустирования мебели, облицовки ваз и шкатулок (главным образом малахит). В ювелирных изделиях поделочные камни часто приобретают самостоятельное художественное значение, выступая как их основная часть.

2.1 Яшма в структуре лабораторных работ

Традиции создания произведений ювелирного искусства и отделки камнем самых разнообразных предметов уходят корнями в далекое прошлое. Несколько веков назад на уральской земле, богатой полезными ископаемыми, местные умельцы дали начало ремеслу обработки природных камней. На их работе отразилось многообразие добываемых на Урале минералов, культурные и природные особенности региона. Но, только благодаря самобытности, душевной красоте и трудолюбию мастеров из их рук выходят завораживающие своей красотой и поражающие тонкостью выделки изделия. В создании сувениров и других изделий из камней: (яшма, змеевик, топаз, сердолик и д.р.) мастера используют камни с разными оттенками - это ярко выражено в таких изделиях, как; шкатулки из тёмного змеевика, шкатулки из светлого змеевика, многогранные шкатулки и шкатулки зарисованные - с нанесеннием, дроблёным поделочным камнем разных оттенков, рисунков уральской природы. Секреты уральских ремесленников передаются через поколения и дополняются новыми способами укладки, шлифовки, компоновки камней. Поэтому сегодня, используя опыт предков и полагаясь на современные технологии, мастера претворяют в жизнь самые смелые задумки.

При выборе материала необходимо учитывать степень метаморфической проработки породы, считается чем она выше, тем высококачественнее сырье. Есть и определенные тонкости в обработке: многие разновидности яшмы следует увлажнить, а те куски, которые впитывают значительное количество воды, полировать не стоит. Технология обработки яшмы и кремней меняется в зависимости от пористости и присутствия участков с пониженной твердостью или небольших инкрустированных кварцем пустот. Такое сырье рекомендуется разрезать на пластины, нагреть их и на обе стороны щеткой нанести эпоксидную смолу, чтобы заполнить ею все пустоты. Таким же образом можно обработать и недоделанную заготовку, если она еще не развалилась. Можно использовать другие синтетические клеи, с повторной проклейкой по мере обработки заготовки. Яшмы часто представляют собой пропитанный кремнеземом вулканический пепел и содержат много пор, поэтому отполировать их значительно труднее, чем плотные халцедоны. После тонкой шлифовки рекомендуется использовать сначала алмаз крупностью 15, 6 и 3 мкм на дереве, а затем перейти к полированию окисью алюминия на коже или дереве. В то же время многие кремни более силицифицированы и полируются без особого труда. К наиболее трудно полируемым типам яшм относятся джеспилиты в состав которых входят окрашенная, сильно окремненная порода слоистой структуры и прожилки мелкозернистого гематита. Если этот материал обрабатывать, как кварц, то полируются только участки с кварцем, а участки с гематитом остаются неполированными. Это обусловлено тем, что частицы гематита выкрашиваются и на их месте остается много мелких ямок. Ровную поверхность в большинстве случаев можно получить путем продолжительной тонкой шлифовки 15-мкм алмазной пастой на дереве с последующей шлифовкой 6- и 3-мкм пастами и окончательной полировкой 1-0,5 - мкм алмазом на дереве. Можно также улучшить полируемость поверхности предварительной проклейкой заготовки эпоксидными смолами.

2.2 Структурно-текстурные особенности (декоративность) яшмы

Пройдет еще некоторое время и начнет обновляться земля. Буйство красок теплой поры года постоянно радует человека, принося неизъяснимое желание жизни и любви. Все краски, которые очаровывают в природе весной, летом и осенью, можно увидеть в яшме, единственном самоцвете, вобравшем в себя почти всю палитру.

Яшма представляет собой плотную кремнистую породу. Непрозрачна. Происхождение названия ее теряется в глубине веков. Оно могло произойти от греческого «яспис», персидского «яшм» или других аналогов. В природе встречается в виде массивных образований. В зависимости от места добычи яшмы часто имеют специфические названия. Так, яшма нункирхнерская, имеющая серовато-коричневый цвет, добывается в районе города Идар-Оберштейна (Германия), месторождение орской яшмы, известной также как пейзажная или фортификационная, разрабатывают в районе Орска (Уральские горы, Россия).

Богатство рисунка и окраски, прочность и зеркальная полировка определили разнообразное применение яшмы. Она используется при строительстве и облицовке зданий и сооружений. Например, в Москве яшму можно увидеть в качестве облицовочного материала в метро. В Благовещенском соборе Кремля ею выложены мозаичные полы и некоторые детали архитектуры. Канделябры и торшеры, колонны и камины, столешницы и вазы, шкатулки и резные фигурки, курительные и письменные приборы, русская мозаика и вставки в ювелирные изделия - вот далеко не полный перечень применения этого самоцвета. В последние десятилетия яшма благодаря своей прочности стала играть значительную роль в технике. Из недекоративных яшм изготавливают валы для обработки кож, ступки, истиратели и многое другое.

В России открытие месторождений яшм, изделия из которых получили мировое признание, происходило в XVII-XIX веках. Широко известны уральские яшмы. На Аушкульском месторождении они имеют серо-желтый, желтовато-белый, черный, красный, серовато-синий цвета. Но особенно красивы яшмы цвета слоновой кости, украшенные примесью марганца, который «рисует» по камню веточки растений. На Старомуйнаковском месторождении сургучные, ситцевые, полосчато-пятнистые яшмы образуют сложный узор фиолетово-красных и других цветов. Природа-творец тщательно трудилась над кварцем, дополнив его гранатом, эпидотом, амфиболом и другими минералами. Линзы имеют длину и ширину в несколько метров. Очень красивы яшмы Нурузовского месторождения. Темно-вишневый, темно-красный цвета чередуются с темно-зеленым, серым и другими.

Яшм на Урале много, здесь есть также зеленые мулдакаевскис и темно-красные мостовские, желто-зеленые кедровские и серо-зеленые калканскис, красивейшие орские яшмы с горы Полковник.

Широко известны и яшмы Алтая. Их декоративность позволила выполнить шедевры художественных изделий на Колыванской шлифовальной и Петергофской гранильной фабриках. Они установлены, как и изделия из уральских яшм, в Зимнем Дворце. Рисунок на изделиях создается чередованием разноцветных полос, параллельных друг другу или образующих очень причудливые переплетения.

Каждый новый образец, каждый новый срез - своя картина. И в каждой из них эстетическое наслаждение дают не изолированные сами по себе цвета, а сочетания красок, их переливы, гармония камня, в котором выражена гармония мира.

3. Технологические способы обработки камня

Все материалы, добываемые из недр земли, проходят сложный процесс обработки, начиная методом их добычи и заканчивая постпродажным обслуживанием. Не исключение и возможности обработки природного камня.

В зависимости от типа камня, его структуры и ценности применяют один из следующих методов добычи:

· Предварительная разведка и снятие верхнего слоя осуществляется добычей при помощи взрыва. Это наиболее старый и самый «вредный» для каменной породы тип добычи и обработки камня. Ударная волна разрушает структуру мягких пород, а из таких, как гранит, делает мелкую каменную крошку. Отходы при такой технологии добычи и обработки камня достаточно велики, да и качество оставляет желать лучшего. Большие глыбы, пригодные для распилки, составляют не более 70%, а остальные 30% идут в отход. Этот способ считается устаревшим и используется только в случае крайней необходимости или при разведке.

· Второй по распространенности способ (и наиболее древний) используют при добыче мягких слоистых пород или камня, подверженного скалыванию (например, сланцев). Сначала по прямой направляющей в породу вбиваются металлические клинья на небольшую глубину. Затем клинья равномерно вбивают до конца, важно одновременно вбивать их на небольшую высоту до полного погружения металла в породу. При завершении этого процесса в камне по направляющей образуется прямая трещина, уходящая на большую глубину. Затем осуществляют «откалывание» блока и его транспортировку.

· Третий способ добычи натурального камня - это метод откалывания при помощи воздушной подушки. Он похож на второй метод тем, что в породе также проделывают отверстие, в него закладывается резервуар, который накачивается воздухом под высоким давлением. Этот способ позволяет избежать появления микротрещин в структуре камня и является более экономичным в плане расходования месторождения, а также позволяет более точно прогнозировать места разлома породы, чем при практически неконтролируемом взрыве.

· Cамый дорогой, способ добывать натуральный камень - метод камнереза - сегодня наиболее популярен. Обработка камня таким методом позволяет полностью избежать микротрещин и даёт возможность наиболее рационально разрабатывать месторождение. Каменную породу режут специальными пилами с алмазным напылением на зубцах. Такая машина способна проходить в толще мягких и твердых пород. Длина рабочего инструмента (пилы) может составлять до пяти-семи метров. Это наиболее щадящий и экономичный в плане отходов способ добычи камня.

Уже на этапе добычи может быть использовано несколько способов обработки камня. При дальнейшей обработке необходимо учитывать физико-механические показатели породы и возможные способы использования.

3.2 Трудность обработки камня

Стоимость изделия из камня во многом определяется трудоемкостью обработки. Так, для процесса торцового шлифования поверхности изделия, технологическую себестоимость обработки, с учетом методик, можно оценить соотношением:

где СТ - технологическая себестоимость обработки изделия абразивным инструментом, - стоимость минуты: эксплуатации станка, правки круга, минутная тарифная ставка рабочего, соответственно, для j-операции и i-го перехода; - продолжительность вспомогательного времени, машинное время обработки заготовки, время правки круга, соответственно для j-й операции обработки детали; , - соответственно, стоимость и стойкость круга для j-й операции; - соответственно линейный износ круга, отнесенный к одной детали, при обработке заготовки и правке инструмента; - высота активной части абразивного инструмента.

Из этого можно сделать вывод, что снижение стоимости обработки возможно за счет снижения времени обработки поверхности заготовки , вспомогательного времени и правки шлифовального круга на i переходах j операций, а также уменьшения числа операций и переходов абразивной обработки.

То есть, выполняется условие

Поскольку ограничениями реализации технологического процесса изготовления детали являются выполнение требований качества поверхности заготовки, а также конструктивные параметры абразивного инструмента, то выполняется условие:

Следовательно, технологический процесс обработки поверхности заготовки состоит из ряда последовательных операций j и переходов i послойного шлифования, причем:

где n, k - соответственно, количество операций и переходов шлифования, необходимых для обработки поверхности заготовки с заданным уровнем качества поверхностного слоя.

В таком случае, для выполнения условий необходимо решение задачи минимизации количества проходов инструмента. Одним из методов решения задачи снижения трудоемкости изготовления изделия, является использование нового подхода в назначении припусков на послойную обработку поверхности материала.

Заключение

Кремнистая, осадочная или осадочно-метаморфическая горная порода, сложенная на 60-95% объема тонко- и микрозернистым агрегатом кварца, иногда с большей или меньшей долей скрытокристаллического халцедона, а также многочисленных второстепенных минералов, в том числе определяющих ее окраску: оксидов и гидроксидов железа и марганца, различных зеленых и голубых минералов (эпидота, актинолита, хлорита, щелочных амфиболов, пренита), глинистых минералов (до 20%), магнетита, пирита и др. В некоторых слабометаморфизованных яшмах сохранились остатки кремневых скелетов морских одноклеточных водорослей - радиолярий. Породы, в составе которых халцедон преобладает над кварцем (вплоть до полного отсутствия последнего), называют яшмоидами. Название «яшма» происходит от греч. «яспис» (пестрый), вероятно, производного от араб. «яшб», др.-евр. «ясфе» и персидского «яшм». Окраска яшм отличается богатством и разнообразием цветовой гаммы. Известны равномерно окрашенные (однотонные), полосчатые, ленточные, пятнистые и самые красивые пестроцветные яшмы. Некоторые яшмы имеют сложный узор (пейзажные, рисунчатые и т.п.). Преобладающие цвета - серый, от зеленоватого до темно-зеленого, желтый различных оттенков, сургучно-красный, коричневый, реже от голубого до синего или фиолетовый. Яшмы всегда непрозрачны. Залегают яшмы в виде линз и пластов, подчас значительной мощности, но всегда небольшой протяженности. Большинство яшм с вмещающими их породами подверглись метаморфизму. В практике камнерезного дела яшмами называют не только кремнистые породы, но и целый ряд пород различного состава и происхождения, по физическим свойствам близких к собственно яшмам. С яшмами их объединяет способность полироваться до зеркального блеска в сочетании с привлекательными расцветками, твердостью обычно не ниже 6, вязкостью, плотным, массивным сложением и непрозрачностью. Такие породы, в отличие от подлинных яшм и яшмоидов, называют яшмовидными. К ним относятся некоторые богатые кварцем мелкозернистые контактовые роговики, метаморфизованные кислые лавы, вулканические туфы разного состава, иногда также железистые кварциты. Некоторые яшмовидные породы вообще не содержат ни кварца, ни халцедона и состоят преимущественно из полевых шпатов (например, зеленовато-серая калканская яшма с Южного Урала, представляющая измененный вулканический туф пироксен-плагиоклазового состава). К числу яшмовидных пород принадлежат и знаменитые алтайские ревневская и гольцовская яшмы (яшмовидные роговики - контактово-метаморфизованные тонкозернистые глинистые сланцы), «копейчатая» коргонская (фельзитовый порфир) и др. Эти яшмы прославились созданными в 19 в. на Колыванской фабрике произведениями камнерезного искусства: камины дворцов Московского Кремля из темно-голубой и серовато-синей гольцовской яшмы; «Царица ваз» в Эрмитаже - огромная весом ок. 20 т напольная ваза с эллиптической чашей длиной 6 м из волнисто-полосчатой (ленточной) зеленоватой ревневской яшмы и др. Из серой калканской яшмы изготовлена очень красивая ваза высотой 1,3 м, также хранящаяся в Эрмитаже. Яшма - один из самых древних каменных материалов, с которыми познакомился первобытный человек. В наши дни яшма - один из самых популярных (особенно в России) и недорогих поделочных и ювелирно-поделочных камней. Она широко применяется для вставок в различные ювелирно-галантерейные изделия (запонки, булавки для галстуков, перстни, браслеты, броши), а также для изготовления пепельниц, шкатулок, подсвечников, письменных приборов и т.д. Иногда яшму используют и в качестве декоративно-облицовочного камня (для украшения парадных интерьеров). Это один из основных материалов каменных мозаик. Технические яшмы (как правило, однотонные серые или темно-зеленые) идут на изготовление ступок, валков, цапф, опорных призм измерительных приборов. Для улучшения цвета поделочных яшм их иногда искусственно подкрашивают, например, в синий цвет с целью имитации более дорогого и редкого лазурита. Лучшие в мире яшмы добывают в России на Урале (в основном на Южном Урале - между Миассом и Орском), Алтае и Северном Кавказе. Самые экзотические пестроцветные яшмы происходят из месторождения на горе Полковник в Орске. Яшмы известны в Восточном Казахстане (риддерская лавобрекчия), на Украине (в Крыму, в частности, в районе Карадага), в Узбекистане, США (рисунчатые поделочные яшмы из штатов Мэн и Аризона), Германии (Саксония) и Венесуэлы. С глубокой древности и до настоящего времени яшмы добываются в Египте и Индии. Если Вы хотите удивить родных и друзей, то - это ваш выбор!

Использованная литература

горный порода декоративный яшма

1. А.М. Орлов Добыча и обработка природного камня. М., 1977 г.

2. Ю.И. Сычев, Ю.Я. Берлин Шлифовально-полировальные и фрезерные работы по камню. Москва стройиздат 1985 г.

3. Польшаков В.И. Основы торцового шлифования труднообрабатываемых материалов: Монография. - Чернигов: ГКПРИО, 2000. - 331 с.

4. Варданян К.С. Современные камнеобрабатывающие станки и поточные линии. Под ред. акад. АН Арм. ССР М.В. Касьяна. Издательство «Айастан» Ереван 1975 г. - 227 стр.

5. Добыча и обработка природного камня: Справочник / Под общ. Ред. А.Г. Смирнова - М.: Недра, 1990 - 445 с.

6. Регель В.Р, Слуцкер А.Н., Томашевский Э.Е. Кинетичская природа прочности твердых тел. М.: Наука. 1974 - 471 с.

7.http://www.masters.donntu.edu.ua/2004/mech/golovina/diss/index.htm Головина Е.Г. Автореферат магистерской диссертации на тему: «Технологические основы и синтез мехатронных устройств плоского шлифования изделий из хрупких неметаллических материалов».

8. http://www.masters.donntu.edu.ua/2002/mech/sirchenko/lib/f1.htm

Сирченко О.В. и Калафатовой Л.П. - статья на тему «Исследование механизма формообразования поверхностного дефектного слоя хрупких неметаллических материалов при шлифовании»

9. Б. Личман История Урала с древнейших времен до конца XIX века // » СВ - 96», Екатеринбург 1998, 8 - 33 с.

10. Киевленко Е.Я, Чупров В.И., Драмшева Е.Е. Декоративные коллекционные минералы. М.: Недра, 1987.

11. Ферсман А.Е. Очерки по истории камня, т. 1, М., 1954

12. Андерсон Б. Определение драгоценных камней. М.: Мир, 1983. 456 с.

13. Киевленко Е.Я., Сенкевич Н.Н., Гаврилов А.П. Геология месторождений драгоценных камней. М.: Недра, 1982. 280 с.

14. Корнилов Н.И., Солодова Ю.П. Ювелирные камни. М.: Недра, 1982. 240 с.

15. Куликов Б.Ф., Буканов В.В. Словарь камней самоцветов Л.: Недра, 1988

16. Платонов А.Н., Таран М.Н., Балицкий В.С. Природа окраски самоцветов. М.: Недра, 1984. 197 с.

17. Путолова Л.С. Самоцветы и цветные камни. М.: Недра, 1991.

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru