Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Страхование грузов при их транспортировке на различных путях сообщения

Работа из раздела: «Банковское, биржевое дело и страхование»

/

Содержание

Введение;

Глава 1. Транспортное страхование

1.1 Страхование грузов

1.2 Минимизация убытков при транспортировке застрахованных грузов

1.3 Построение тарифов по страхованию грузов

Глава 2. Анализ деятельности предприятий по транспортному страхованию на различных путях сообщения

2.1 Страхование морских грузов на примере деятельности ОАО «ГСК Югория»

2.2 Страхование грузов при авиаперевозках на примере деятельности «Логистическая компания 'Maksi-S'»

2.3 Страхование грузов на железнодорожных путях сообщения на примере деятельности ООО 'ЮВМ-ГРУПП'

2.4 Страхование грузов при автоперевозках на примере деятельности ООО «АвтоТрансИнфо»

Глава 3. Стратегии развития транспортного страхования в компаниях РФ

Заключение

Список исследуемой литературы

Введение

Страхование в экономической деятельности страны связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг. Все нарастающее в последние годы количество торговых сделок привело к усложнению форм договоров.

Цивилизованное ведение бизнеса, тем более при договорной форме отношений и отсутствии монополии государственной собственности, просто немыслимо без страхования. Исключить же полностью риски, даже при самой совершенной форме договорных отношений, невозможно. Им можно только противодействовать различными способами. К числу этих способов по праву относится страхование - механизм, с помощью которого риск переводится на страховщика.

Страхование - это такой вид необходимой общественно полезной деятельности, при которой граждане и организации заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий в сфере их материальных и личных нематериальных благ путем внесения денежных взносов в особый фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, а эта организация при наступлении указанных последствий выплачивает за счет средств этого фонда страхователю или иному лицу обусловленную сумму.

Страховой рынок подразумевает не только конкуренцию, но и взаимодействие страховых организаций в выработке согласованных условий страхования, проведение организационных и технических мероприятий по предупреждению ущерба, в первую очередь в транспортном страховании, где наиболее зримо проявляется основополагающий тезис «страхование - бизнес без границ».

Необходимость рассмотрения основного механизма страхования грузов достаточно актуальна в данный момент. Большинство российских страховых компаний мало пользуются тем опытом, который накоплен западными странами и поэтому их деятельность не совсем эффективна. В результате это ведет к недопониманию, спорам и судебным разбирательствам.

Знание же всех нюансов страхования перевозок грузов позволит вывести торговлю на более высокий уровень, уменьшить затраты времени на решение вопросов о распределении потерь при возникновении страхового случая и тем самым стимулировать дальнейшие развитие страхования в экономической деятельности.

Большая часть прав и обязанностей в договорах купли-продажи связана с обеспечением сохранности товара на протяжении всего пути следования от продавца к покупателю. Именно поэтому участники сделок прибегают к транспортному страхованию, включающее в себя все виды перевозок, ответственность перевозчиков, а также страхование самих грузов.

В связи с тем, что страхование грузов очень разнообразная область страхования, основной целью данной работы является рассмотрение механизма транспортного страхования, а именно, страхования грузов на различных путях сообщений, так же необходимо выполнить ряд задач способствующие достижению цели.

В первой главе необходимо рассмотреть понятие транспортного страхования, раскрыть теоретический смысл общего понятия о страховании грузов в целом, так же моменты минимизации убытков при транспортировке грузов, и охватить темы по тарификации страхования грузов.

Во второй главе раскрыть практические аспекты основного вопроса отчетной работы. На базе конкретных предприятий проанализировать порядок ведения страховки груза. Рассматривать различные пути сообщения, и на каждый вид путей отобрать определенное предприятие, деятельность которого обуславливается именно его категорией функционирования.

В третьей главе рассмотреть возможные стратегии развития данной отрасли страхования.

Глава 1. Транспортное страхование

1.1 Страхование грузов

Под транспортным страхованием понимается совокупность видов страхования от опасностей, возникающих на различных путях сообщения - морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных. Объектами страхования могут быть как сами средства транспорта, так и перевозимые ими грузы.

В настоящее время объектами транспортного страхования являются:

- каско, (страхование корпусов судов и других транспортных средств);

- карго, (страхование грузов);

- фрахт как со стороны судохозяина, так и со стороны грузохозяина, (часто под фрахтом понимают также наем транспортного средства);

- комиссия, куртаж и прочий интерес агента при покупке или продаже товара;

- договор денежного займа под заклад судна, товаров и услуг. По договору страхования страховщик обязан возместить страхователю потери по наступлении страхового случая.

Современная внешняя торговля и морские перевозки не могут обходиться без страхования. В большинстве случаев договор страхования является неотъемлемой частью торговой сделки. Вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование, решается при заключении этих сделок.

В международной торговле при всем многообразии ее форм выработаны основные условия торговли теми или иными товарами и соответствующие им проформы торговых контрактов. В этих проформах предусматриваются механизм образования цены товара и действия, принимаемые на себя сторонами в этой сделке.

Страхование грузов - одна из форм гарантии имущественных интересов грузовладельца. Страхователь (выгодоприобретатель) получает возмещение убытков в случае гибели, потери или повреждения груза в процессе автоперевозки. Не следует путать застрахованную ответственность автоперевозчика и страхование груза, как предмета собственности.

Рис.1. Рынок страхования грузов

Отечественный рынок страхования грузов находится в стадии становления и обладает достаточно высоким потенциалом развития. На сегодня доля застрахованных грузов составляет не более сорока процентов. Большая часть - экспортные грузы, которые застрахованы в силу действующих правил международной торговли, утвержденных Международной Торговой Палатой, которые сведены в последней редакции Икотермс 2000. Меньшая часть, составляющая немногим более 10% - это застрахованные грузы, перевозимые в пределах РФ.

В последнее время в России быстро развивается рынок страхования грузов, практически полностью ориентированный на международную практику страхования. В этой области сложилась определенная классификация страхования грузов по разным критериям. Виды страхования различаются по следующим критериям:

· характер перевозимых грузов;

· способ транспортировки;

· содержание народнохозяйственных интересов.

По характеру перевозимых грузов различаются следующие виды страхования:

· страхование генеральных грузов. Генгрузами считаются грузы, упакованные в стандартную, общепринятую тару, не требующих особенных условий перевозки;

· страхование наливных, насыпных, навальных грузов;

· страхование сельскохозяйственных и других животных;

· страхование драгоценных металлов, банковских банкнот, монет.

Страхование генгрузов подразделяется на страхование машин и оборудования, электротехнических товаров, автомашин, продовольствия. Особняком стоит страхование выставочных грузов (экспонатов). Особенность его в том, что экспонаты являются собственностью одного грузовладельца на весь период перевозки и транспортировки. Отдельную группу составляет страхование грузов, особо подверженных бою и лому, страхование грузов со специфическими физико-химическими свойствами (например, взрывчатых веществ).

Исходя из способа транспортировки, выделяются следующие виды страхования:

· наземное страхование грузов (железнодорожным и автомобильным транспортом);

· страхование грузов при перевозке воздушным транспортом;

· страхование грузов при перевозке внутренними водными путями;

· комбинированное страхование;

· страхование почтовых отправлений.

Объектами страхования являются имущественные интересы, связанные с сохранностью перевозимого груза от воздействия множества рисков, возникающих в ходе транспортировки. В рамки страхового интереса страхователя включается не только груз, но и плата за перевозку и ожидаемая прибыль.

Существует возможность заключить договор страхования на отдельную перевозку, а также генеральный договор, по условиям которого считаются застрахованными все или некоторые грузы, получаемые или отправляемые в течение определенного периода.

Страховое покрытие по договору страхования грузов распределяется на стоимость грузов, транспортные расходы (фрахт), ожидаемую прибыль, целесообразные расходы, которые предприняты страхователем для предотвращения или уменьшения ущерба при наступлении страхового случая, расходы и жертвы по общей аварии, затраты на перегрузку, складирование и дальнейшее движение груза после страхового случая. Страховое покрытие различается в зависимости от вида транспорта, которым перевозится груз; от того, перевозится груз своим транспортом или перевозчиком; внутри страны или за рубеж.

Страхуемые риски. Повреждение или полная гибель груза или его части по следующим причинам: стихийные бедствия; крушения, столкновения перевозочных средств, удар транспортных средств о неподвижные или подвижные предметы; посадка судна на мель, повреждение судна льдом; огонь, молния, пожар, взрыв; подмочка груза забортной водой, провал мостов и другие опасности; пропажа груза без вести вместе с перевозочным средством; повреждение или полная гибель груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке, при заправке перевозочного средства топливом; расходы, произведенные с целью спасения груза или уменьшения убытка, а также по установлению размеров ущерба; убытки, расходы и взносы по общей аварии.

Исключения из страхового покрытия кроме обычных для договоров имущественного страхования включают: порчу груза, не связанную с условиями транспортировки; производственные дефекты и недостачу груза при целостности наружной упаковки; задержки в доставке груза и изменения цен. В страховании грузоперевозок обязательно используется франшиза.

Страхователями могут выступать любые юридические и физические лица, являющиеся грузоотправителями и грузополучателями. Кто конкретно заключает договор страхования грузов, покупатель или продавец, зависит от условий поставки продукции, обусловленных ими взаимоотношений.

Договор страхования (полис) заключается по заявлению страхователя.

Груз принимается на страхование в сумме, определяемой страхователем (грузоотправителем или грузополучателем), но не больше его действительной стоимости с учетом расходов на страхование и фрахт. Стоимость груза определяется по перевозочным документам. Договор страхования может быть заключен в пользу страхователя или указанного в полисе другого лица (выгодоприобретателя). Страхователь в праве назначить любое лицо в качестве получателя страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Ставки страховых платежей устанавливаются страховщиком в процентах от страховой суммы в зависимости от стоимости и вида перевозимого груза, вида транспортного средства и других данных, позволяющих определить степень риска при заключении договора.

Рис.2. Структура условий страхования грузов

В части грузов, перевозимых по территории РФ, 78% грузов застрахованы на условиях «с ответственностью за все риски», по которым страховщик несет ответственность за частичное или полное повреждение груза или его гибель, произошедшие по любой причине, за исключениями, оговоренными в договоре страхования груза. На условиях «с ответственностью за частную аварию» застраховано порядка 18% грузов, по которым страховщик несет ответственность в случаях аварии или пропажи автоперевозчика, перевозившего груз. При этом исключаются риски кражи груза из транспортного средства и разбойные нападения на автоперевозчика. Оставшиеся 4% приходятся на условия «без ответственности за повреждения груза, кроме случаев крушения». В этом случае страховщик несет ответственность, если автоперевозчик попадает в ДТП или стихийные бедствия.

Доля застрахованных грузов, перевозимых на внутригородских и областных линиях малотоннажными грузовиками, составляет порядка 25%. В основном это грузы крупных компаний, обеспеченных страховой защитой по всем видам грузоперевозок в рамках генеральных полисов на страхование грузов. Основные риски, учитывающиеся при страховании грузов, перевозимых на местных линиях - ДТП и кражи. При выдаче генерального полиса, страховые компании, анализируя объем грузоперевозок потенциальных клиентов, степень безопасности грузоперевозок, степень защиты ответственности привлекаемых к грузоперевозкам автотранспортных предприятий, предлагают очень лояльные для клиентов ставки на страхование грузов. Учитывая, что легкий грузовик берет на борт, в денежном выражении, грузов не более, чем на 300-500 тысяч рублей, то безусловно возникает вопрос: стоит ли на этом экономить?

Однако существует и другой полюс. Привлекательность этого сегмента страхования грузов для страховщиков. Грузовики, развозящие грузы по адресам, как правило, не запираются, и уж тем более не пломбируются. Зачастую грузы отправляются без объявленной стоимости. Возникают путаницы при оформлении товаросопроводительных документов и так далее.

По прогнозам Эксперта, к концу 2010 года рынок страхования грузов вырастет на 5-7%, но в большей степени это коснется междугородних грузоперевозок.

В зарубежной практике автоперевозок страхование груза - необходимая процедура, наряду с заключением договора на автоперевозки.

Сегодня на российском рынке крупные страховые компании предлагают механизм страхования грузов при автоперевозках, удовлетворяющий большинству участников рынка. Не следует сомневаться, что этот вид страхования в самой недалекой перспективе станет неотъемлемой частью взаимоотношений субъектов рынка, укрепляя взаимное доверие.

Условия страхования грузов, используемых в международной практике и нашей внутригосударственной, имеют как общие черты, так и определенные отличия.

Правила, применяемые страховыми организациями, предусматривают возможность страхования грузов на условиях:

1 -- 'с ответственностью за все риски'

2 -- 'без ответственности за повреждение'.

Страхование 'с ответственностью за все риски' означает возмещение убытков от повреждения или полной гибели всего или части имущества, возникающих от любых причин (кроме особо оговоренных), а также необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию и сохранению груза, по предупреждению дальнейших его повреждений.

Исключение из этой универсальной ответственности составляют не возмещаемые убытки, происшедшие вследствие: военных действий (военных мероприятий) и их последствий; народных волнений и забастовок; конфискации, реквизиции, ареста груза или транспортного средства, их противоправного захвата; прямого-косвенного воздействия атомного взрыва, радиоактивного заражения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов; умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителя, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов; несоблюдения необходимых требований по упаковке (укупорке) грузов, отправления их в поврежденном состоянии, а также недопоставки грузов; пожара или взрыва вследствие погрузки с ведома страхователя (его представителя), но без ведома страховой организации самовозгорающихся и взрывоопасных веществ и предметов; недостачи груза при целости наружной упаковки; повреждения груза червями, грызунами и насекомыми; влияния температуры, трюмного воздуха или особых и естественных свойств груза, включая усушку. Не возмещаются также разного рода косвенные убытки.

По договору страхования 'без ответственности за повреждения' возмещаются убытки от полной гибели всего или части груза, вызванной пожаром, взрывом, молнией, бурей, вихрем, другими стихийными бедствиями, крушением или столкновением перевозочных средств (поездов, судов, самолетов и т.д.), посадкой судна на мель, повреждения его льдом, провалом мостов, подмочкой груза забортной водой, аварией при погрузке, выгрузке, укладке груза, приеме судном топлива. Возмещается также ущерб вследствие пропажи транспортного средства без вести, целесообразно произведенные расходы по тушению пожара, спасанию, сохранению груза и предупреждению его дальнейших повреждений

Не возмещаются убытки в тех же случаях, что и при страховании 'с ответственностью за все риски' и, кроме того, потери вследствие отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками, обесценения груза ввиду загрязнения при целости наружной упаковки, выбрасывания за борт и смытия волной палубного груза (или перевозимого в беспалубных судах), кражи или недоставки груза.

По соглашению сторон груз может быть застрахован и на иных условиях, в том числе от дополнительных рисков. Здесь может быть использован опыт страхования другого имущества, а также международная практика страхования грузов, о которой говорится дальше.

Здесь необходимо дать разъяснение терминам «частная» и «общая» аварии. Под аварией обычно принято понимать любые поломки, которые могут произойти с оборудованием и сооружениями на суше; с транспортными средствами на море: поломки, взрывы, пожары, столкновения судов, посадка на мель. Убытком по общей аварии признаются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно, разумно и чрезвычайных расходов, взносов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимых на судне грузов от общей для них опасности.

Страховщик, как правило, несет ответственность за убытки только в пределах страховой суммы. Однако убытки общей аварии возмещаются даже в тех случаях, когда общая сумма выплат может превысить страховую сумму.

Грузополучатель при приеме груза обязан возместить перевозчику все необходимые расходы, произведенные им за счет грузотправителя, а в случае общей аварии внести аварийный взнос или представить надежное обеспечение (на основании залогового права перевозчик до уплаты соответствующей суммы может задержать выдачу груза). При определении общей аварии учитываются следующие документы.

Аварийная подписка - письменное заявление грузополучателя, где он обязуется уплатить долю расходов, падающую на него в порядке распределения по общей аварии.

В качестве обеспечения платежей по общей аварии может вноситься денежный депозит. По договоренности сторон банковская гарантия может заменить денежный депозит. В некоторых случаях может потребоваться и контргарантия более солидного банка. Аварийными комиссарами (сюрвейерами) составляется документ, который содержит описание причин и размера убытка при любом страховом случае, а также другие данные, позволяющие судить о наличии ответственности страховщика - аварийный сертификат.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая обычны при любом виде страхования. Различие заключается лишь в необходимости выполнения ряда формальностей и предоставления различных по характеру документов в подтверждение наличия страхового случая.

Ответственность страховой организации начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления и продолжается в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранения на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный пункт назначения, указанный в страховом свидетельстве (полисе).

По генеральному полису считаются застрахованными грузы, перевозимые на морских и речных судах, по железной дороге, на автомашинах, воздушным транспортом. По каждой отправке страхователь обязан сообщить основные сведения об отправляемых грузах, пунктах отправления и назначения, видах перевозочных средств, а также информировать страховщика обо всех изменениях в риске.

Деятельность страховых компаний по страхованию грузов, возмещению возникающих потерь связана с осуществлением мероприятий по сохранению экспортно-импортных грузов в портах (превентивные мероприятия). Некоторые другие акционерные страховые организации, заключая договоры страхования грузов, обеспечивают вместе с тем их охрану, сопровождение в пути.

1.2 Минимизация убытков при транспортировке застрахованных грузов

По мнению транспортных страховщиков, около 70% зафиксированных убытков можно было бы предотвратить при проведении необходимых мер по улучшению качества упаковки.

При анализе механических и климатических нагрузок, влияющих на перевозимые грузы, следует принимать во внимание ряд важных факторов, оказывающих определенное влияние на сохранность груза:

1) место назначения груза;

2) путь от экспортера до получателя;

3) каким транспортным средством осуществляется доставка груза;

4) где осуществляется перевозка и какими средствами;

5) предполагается ли контейнерная отправка;

6) в каком месте судна размещается груз;

7) условия в порту назначения (время ожидания до разгрузки судна);

8) заключительная транспортировка груза к месту назначения;

9) условия разгрузки и перемещения грузов в пункте назначения;

10) условия складирования;

11) климатические условия при транспортировке, в пункте назначения.

Только после получения четких ответов на поставленные вопросы можно приниматься за надлежащую упаковку перевозимых грузов, определив наилучший для данного случая вид упаковки.

Упаковка обычно не влияет на возрастание стоимости перевозимых грузов, но порой существенно увеличивает непроизводственные расходы. В то же время экономия на упаковке значительно повышает риск транспортных убытков, что обязывает упаковочные и экспедиторские организации обращать внимание отправителя на вероятные нагрузки на трассе и предлагать осуществлять упаковку надлежащим образом.

Для того чтобы выбрать упаковку, способную выдержать любое воздействие внешней среды на пути к получателю, очень важно знать нагрузки, характерные для различных видов транспортировки.

При железнодорожных отправлениях имеют место нагрузки, как по вертикали, так и по горизонтали, особенно в процессе погрузки в железнодорожные вагоны. Кроме того, в пути груз подвергается воздействию качания, вибрации и центробежных сил, которые также часто недооцениваются.

При перевозке автотранспортными средствами действуют такие нагрузки как качание, тряска, вибрация, удары во время езды по плохим дорогам и булыжным мостовым, смещение груза от резкого торможения.

При морских перевозках возникают нагрузки вследствие удара или падения груза, а также горизонтальные удары во время размещения груза, давление в штабелях в трюмах, усиленное сжатие груза вследствие килевой или бортовой качки судна. Особенно это ощущается при международных морских перевозках. На груз оказывает влияние вибрация, а также вода (особенно на палубе судна и при складировании од открытым небом) и конденсированная влага, образующаяся внутри упаковки из-за высокой относительной влажности воздуха и при быстрой мене температур (что особенно характерно для контейнерной упаковки).

Часто существенным испытаниям поступивший груз подвергается в пунктах назначения, поэтому на складе в пункте назначения следует учитывать следующее: упакованные транспортные грузы могут храниться под открытым небом много месяцев при сильных изменениях погодных и температурных условий; груз может перемещаться автопогрузчиками и неподходящими подъемными средствами, ящики могут подвергаться толчкам вдоль и поперек, их могут укладывать в штабели. Нередко убытки по перевозимым грузам можно предотвратить только применяя соответствующую упаковку.

При авиаотправках в целях облегчения вес используют контейнеры из гофрированного картона в соответствии со стандартами, разработанными ИАТА (международной авиатранспортной ассоциацией). Размещение груза в этом случае удобно тем, что оно может размещаться любыми погрузочными средствами.

Заключительным этапом оформления упаковки экспортных грузов является чистая, удобочитаемая маркировка. Она является важным элементом и непременным условием при предъявлении страховщику заявления об убытке. В случае убытка безупречная маркировка может стать решающим фактором для заявления требования страховщику о возмещении.

Наряду с указанными символами на упаковке должны быть приведены следующие данные:

- наименование получателя;

- номер места;

- место и порт назначения;

- брутто- и нетто-вес груза;

- размеры упаковки.

Нанесение рекламы должно быть исключено, так как это может побудить к краже содержимого упаковки. Важнейшие данные маркировки должны быть нанесены по меньшей мере с двух сторон упаковки в виде хорошо читаемых водостойких надписей. При серийных отправках дополнением к маркировке служит упаковочный лист, прикрепленный к внешней стороне упаковки в непромокаемом конверте.

Из-за неудовлетворительно оформленной маркировки могут возникнуть неприятные последствия:

- потеря упаковочного листа на пути к получателю;

- прибытие груза с большой задержкой;

- повреждение поступившего груза из-за неправильного обращения с ним;

- штраф отправителю со стороны таможни;

- недовольство получателя;

- издержки, связанные с заменой отправки.

1.3 Построение тарифов по страхованию грузов

Один из основополагающих принципов гласит: страховая премия должна находиться в соответствии с риском. Поэтому главной задачей тарификации является строгое согласование размера премии с величиной риска.

Структура тарифных ставок. Оценка страховых рисков и расчет страховых тарифов представляют для отечественных страховщиков достаточно сложную задачу. В особенности трудно ее решать начинающим страховую деятельность страховым организациям. Учитывая названные обстоятельства, федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью с лета 1993 года рекомендовала страховщикам использовать в практической работе Методики расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования.

В методике для характеристики структуры тарифной ставки использованы следующие основные понятия.

Страховой тариф (брутто-тариф) - ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. Страховой тариф состоит из нетто-ставки и нагрузки, что можно представить следующей формулой:

Тб = Тн + Тзрп

где Тб - страховой тариф (брутто-тариф);

Тн - тарифная нетто-ставка;

Тзрп -нагрузка.

Нетто-ставка страхового тарифа - часть страхового тарифа, предназначенная для обеспечения текущих страховых выплат по договорам страхования, которая в общем виде может быть выражена формулой:

Тн = Р(А)*К*100

де А - страховой случай;

Р(А) - вероятность страхового случая;

К - коэффициент отношения средней выплаты к средней страховой сумме на один договор.

Нагрузка (Тзрп) - часть страхового тарифа, предназначенная для покрытия затрат на проведение страхования и создания резерва (фонда) предупредительных мероприятий. В составе нагрузки может быть предусмотрена прибыль от проведения страховых операций.

Основная задача, которая ставится при построении страховых тарифов по имущественным рискам, связана с определением вероятной суммы ущерба, приходящейся на каждого страхователя или на единицу страховой суммы.

При построении нетто-ставки принято исходить из равенства:

П=В,

где П - страховые платежи, соответствующие нетто-ставкам; В - страховое возмещение.

При указанном равенстве, рассчитав его правую часть, получают искомую величину страховых платежей.

Страховой тариф (брутто-тариф). Таким образом, в названных методиках механизм расчета тарифов в качестве основы принимает структуру тарифной ставки.

Методики расчета тарифных ставок. Принимая во внимание универсальность и интернациональность страховых математических методов, имеет смысл остановиться на Методиках расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования, используемых российскими страховщиками.

Под рисковыми в названных методиках понимаются виды страхования, относящиеся к видам страховой деятельности иным, чем страхование жизни:

? не предусматривающие обязательства страховщика по выплате страховой суммы при окончании срока действия договора страхования;

? не связанные с накоплением страховой суммы в течение срока действия договора страхования.

В рассматриваемые методики входят две методики:

1. Методика расчета тарифных ставок по массовым рисковым видам страхования при наличии в страховом портфеле произвольного количества типовых рисков.

Под массовыми рисковыми видами страхования здесь понимаются виды страхования, предположительно охватывающие значительное число субъектов страхования и страховых рисков, характеризующихся однородностью объектов страхования и незначительным разбросом в размерах страховых сумм. Данная методика применима при следующих условиях:

а) существует статистика либо какая-то другая информация по рассматриваемому виду страхования, что позволяет оценить следующие величины:

?вероятность наступления страхового случая по одному договору страхования;

? среднюю страховую сумму по одному договору страхования;

?среднее возмещение по одному договору страхования при наступлении страхового случая;

б) предполагается, что не будет опустошительных событий, когда одно событие влечет за собой несколько страховых случаев;

в) расчет тарифов проводится при заранее известном количестве договоров, которое предполагается заключить со страхователями.

2. Методика расчета тарифных ставок по массовым рисковым видам страхования на основе анализа имеющейся страховой статистики (фактической убыточности) за определенный период времени или при отсутствии таковой использовать статистическую информационную базу (демографическая статистика, смертность, инвалидность, производственный травматизм).

Определение страхового тарифа на основе страховой статистики за несколько лет осуществляется с учетом прогнозируемого уровня убыточности страховой суммы на следующий год.

Данная методика применима при следующих условиях:

а) имеется информация о сумме страховых возмещении и совокупной страховой сумме по рискам, принятым на страхование, за ряд лет;

б) зависимость убыточности от времени близка к линейной.

Факторы, учитываемые при установлении страховых тарифных ставок.

Условия перевозки изделий различными видами транспорта могут быть трех видов.

1.Условия легкие (Л):

? перевозки без перегрузок железнодорожным транспортом;

? перевозки без перегрузок автомобильным транспортом - по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытием (дороги 1-й категории по СНиП, утвержденным Госстроем СССР) на расстояние до 200 км; по булыжным (дороги 2-й и 3-й категорий по СНиП, утвержденным Госстроем СССР) и грунтовым дорогам на расстояние до 50 км со скоростью до 40 км/ч;

? перевозки различными видами транспорта - воздушным или железнодорожным транспортом совместно с автомобильным, отнесенным к настоящим условиям, с общим числом перегрузок не более двух.

2.Условия средние (С):

? перевозки автомобильным транспортом с общим числом перегрузок не более четырех - по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытием (дороги 1-й категории) на расстояние 200-1000 км; по булыжным (дороги 2-й и 3-й категорий) и грунтовым дорогам на расстояние более 50 км со скоростью 40 км/ч;

?перевозки различными видами транспорта - воздушным, железнодорожным транспортом в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным к условиям транспортировании Л с общим числом перегрузок 3-4 или к настоящим условиям транспортирования; водным путем (кроме моря) совместно с перевозками, отнесенными к условиям транспортирования Л, с общим числом перегрузок не более четырех.

3.Условия жесткие (Ж):

? перевозки автомобильным транспортом с любым числом перегрузок - по дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием (дороги 1-й категории) на расстояние более 1000 км; по булыжным (дороги 2-й и 3-й категорий) и грунтовым дорогам на расстояние более 2 50 км с большей скоростью, которое допускает транспортное средство;

?перевозки различными видами транспорта - воздушным, железнодорожным транспортом и водным путем (кроме моря) в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным к условиям транспортирования Л и С с общим числом перегрузок более четырех или к настоящим условиям транспортирования; водным путем (кроме моря) совместно с перевозками, отнесенными к условиям транспортирования С и с любым числом перегрузок;

? перевозки, включающие транспортирование морем.

К условиям Л и С могут быть отнесены перевозки гужевым транспортом, на аэросанях, санных прицепах к тракторам на расстояние в пределах, установленных для перевозок автомобильным транспортом.

При транспортировании изделий в закрытых транспортных средствах или под укрытием в условиях Л их допускается перевозить без упаковки, с защитой отдельных частей изделий, применением следующей тары и вспомогательных упаковочных средств:

?ящики дощатые крупного габарита с обшивкой древесноволокнистыми плитами, решетчатые, включая обрешетки;

? ящики фанерные (толщина фанеры 3 мм), из гофрированного или сплошного склеенного картона;

? барабаны фанерные (толщина фанеры не более 4 мм), металлические (толщина листов стали не более 0,4 мм);

?мешки бумажные многослойные, полиэтиленовые, тканевые, бумажно-пленочная обертка, чехлы, связки, потребительская тара.

Изделия, транспортируемые в условиях Л и С открытыми транспортными средствами при бесперегрузочных перевозках, допускается перевозить без упаковки с учетом правил перевозок грузов, действующих на транспорте соответствующего вида. В зависимости от конструктивных особенностей изделий для обеспечения их сохранности в условиях транспортирования Ж необходимо предусматривать в нормативно-технической документации на конкретные виды изделий на таре дополнительные крепления в виде поясов, угольников, планок и т.д.

Сроки транспортирования и промежуточного хранения при перегрузках не должны превышать 1 месяца для условий транспортирования Л, 3 месяца - для условий С и 6 месяцев - для условий Ж. Допускается увеличивать срок транспортирования и промежуточного хранения изделий при перегрузках за счет сроков нахождения в стационарных условиях.

Крепление грузов в транспортных средствах и транспортирование осуществляют в соответствии с правилами, действующими на транспорте данного вида. Если условия транспортирования выбраны только по признаку числа перегрузок, то при установлении ограничительных требований к обращению с грузом допускаются более легкие условия транспортирования.

Упаковку по функциональному назначению (в отношении защиты от внешних воздействующих факторов) подразделяют на внутреннюю упаковку, транспортную тару и средства амортизации и крепления изделий в таре и других средствах упаковки.

В зависимости от требований к защите изделий от воздействия механических факторов при транспортировании и хранении устанавливают три исполнения упаковки по прочности: легкое (Л); среднее (С); усиленное (У).

В соответствии с перечисленными категориями исполнения упаковки по прочности исполняются по прочности средства крепления, т.е. имеется взаимосвязанный процесс, но никак не разрозненный.

В зависимости от требований к защите изделий от воздействия климатических факторов (внешней среды) устанавливают следующие категории упаковки (КУ):

КУ-1 - для защиты от прямого попадания атмосферных осадков, брызг воды и солнечной ультрафиолетовой радиации, для ограничения проникновения пыли, песка, аэрозолей;

КУ-2 - для защиты от проникновения атмосферных осадков, брызг воды, солнечной ультрафиолетовой радиации, пыли, песка, аэрозолей;

КУ-3 - для защиты от проникновения атмосферных осадков, брызг воды, солнечной ультрафиолетовой радиации, пыли, песка, аэрозолей, для ограничения проникновения газов и водяных паров, для предотвращения развития плесневых грибков. Данная категория имеет две модификации:

1) КУ-ЗА - упаковка с применением чехла из полиэтиленовой пленки толщиной 0,15 мм и осушителя;

2) КУ-ЗБ - усиленная по сравнению с КУ-ЗА упаковка с применением осушителя, в которой, помимо этого, усиление достигается путем применения двойного чехла, утолщения материала чехла или менее газо- и паропроницаемого чехла, футляра, пенала;

КУ-4 - для защиты от проникновения атмосферных осадков, брызг воды, солнечной ультрафиолетовой радиации, пыли, песка, аэрозолей, газов и водяных паров и для предотвращения развития плесневых грибков (герметичная упаковка).

Каждая предыдущая категория упаковки является облегченной по сравнению с последующей.

Размеры ящиков и обрешеток устанавливают с учетом размеров, массы и конструктивных особенностей упаковываемых изделий, размеров транспортных средств и условий транспортирования.

Сроки транспортирования и промежуточного хранения при перегрузках не должны превышать 1 месяца для условий транспортирования Л, 3 месяца - для условий С и 6 месяцев - для условий Ж.

Долголетняя практика в морском страховании, охватывающем все мировое пространство, выработала некоторые начала для установления размеров страховых платежей. В основе тарификации страхования грузов лежат три главных начала:

1) вид транспорта;

2) род груза (товара);

3) протяженность пути.

Как не трудно убедиться, принципы построения тарифов по страхованию грузов и размера ставок премии прежде всего зависят от ряда постоянно действующих факторов. Также надо отметить, что тариф является весьма гибким экономическим инструментом, полностью учитывает интересы страхователей по предоставлению им максимально возможного страхового покрытия.

Тарифы страховых премий в морском страховании время от времени подвергаются пересмотру и соответственно повышаются или понижаются, однако не путем изменения основного тарифа, а путем надбавки или скидки в размере известного процента.

Большое значение при установлении ставок премии имеет вид транспорта, на котором перевозится застрахованный груз. Различают пять видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, авиационный, речной. Приведенная «очередность», бытующая сегодня среди страховщиков, характеризует не столько количество грузов, перевозимых тем или иным видом транспорта, сколько количество страхований, приходящихся в настоящее время на соответствующий вид транспорта.

Тарифы по страхованию грузов с ответственностью «от всех рисков»

Табл.1.1.

Вид груза

Вид транспорта и расстояние, км

Автомоб. до 1500

Железнодор. до 5000

Морской до 10000 миль

Авиация до 10000

Прокат, сырье

0,2-0,45

0,2-0,45

0,15-0,4

-

Лес

0.3-0,5

0,25-0,5

0,2-0,5

-

Бумага

0,3-0,6

0,25-0,6

0,25-0,55

0,2-0,5

Химия, полимеры

0,3-0,6

0,25-0.55

0,2-0,5

0,15-0,45

Техника, оборудование

0,35-0,75

0,3-0,65

0,25-0,6

0,2-0,55

Мебель

0,45-0,75

0,35-0,7

0,3-0,69

0,25-0,6

НТП

0,55-0,8

0,45-0,75

0,4-0,7

0,35-0.65

Продовольственные товары

0,55-0,85

0,45-0,8

0,4-0,75

0,35-0,7

Оргтехника, оптика

0.55-0,8

0,45-0,8

0,4-0,75

0,35-0,7

Спирт, напитки

0,6-0,9

0,55-0,85

0,5-0,8

0,45-0,75

Опасные грузы

0.85-2,0

0,85-2,0

0,85-2,0

0,7-1,5

Примечание. При увеличении дальности перевозки вводится поправочный коэффициент на каждую следующую 1000 км для: автомобильного и железнодорожного транспортов - 0,05%; морского транспорта - 0,04%; авиационного транспорта - 0,025%.

В страховании транспортируемых грузов нет установленного премиального тарифа, как в других видах страхования. Премия зависит от объективных и субъективных условий, которые страховщик должен индивидуально учитывать. Следует обратить внимание, что обеспечение безопасности транспортирования грузов обусловливает значительное понижение страховых премий.

Группы опасных грузов (товаров) при страховании

Табл.1.2.

Группа А - повышен

ный риск

Драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства, промышленная и бытовая электроника, медицинская техника, пушнина и изделия из меховой промышленности, стекло и прочие изделия него, а также прочие грузы, риск гибели, повреждения и кражи которых высок из-за их высоких потребительских качеств, физических и естественных свойств

Группа Б - средний риск

Технологическое оборудование, запасные части, общемашиностроительная продукция, сельхозтехника, продукты питания, продукция хозяйственного назначения, обувь, одежда, мебель, парфюмерия, фармацевтическая и химическая продукция, а также другие грузы, риск гибели, повреждения и кражи которых не очень высок

Группа В - малый риск

Металлопрокат, метизы, древесина, бумага, стройматериалы, трубы, уголь, руда, нефть, а также другие грузы, риск гибели, повреждения или кражи которых незначителен из-за их физических и естественных свойств

Как свидетельствуют данные, приведенные в табл.2., наиболее типичные грузы (товары) подразделяются на три группы соответственно большей или меньшей опасности их перевозки в зависимости от ценности, прочности и громоздкости. Следует отметить, что при подобной классификации в соответствующие группы сведены довольно разнородные грузы (товары).

В частности, это наглядно видно на примере группы А. В ее состав входят ценные грузы, которые сами по себе также разнородные. К ним обычно относят: слитки драгоценных металлов или изделия из них, драгоценные камни или дорогостоящие ювелирные изделия, банкноты и монеты, облигации, платежные средства или ценные бумаги иного рода, ценные произведения искусства.

Следовательно, приведенные группы риска можно использовать только для установления базисных или исходных ставок, к которым следует применять надбавки и скидки в зависимости от различных причин и обстоятельств. В частности, для объема ответственности страховщика имеют существенное значение те ограничительные формулировки, которые в соответствии с условиями страхования включены в полис.

страхование груз транспортирование тариф

Страховые тарифы по видам транспорта и группам риска груза

Табл.1.3.

Объем ответственности

Вид транспорта

Группы риска груза за

А

Б

В

Полная гибель всего или части груза

Автомоб.

0,5

0,35

0,3

Железнод.

0,38

0,2

0,14

Мор., реч.

0,33

0,23

0,15

Воздушн.

0,3

0,21

0,13

Полная гибель и повреждение всего или части груза

Автомоб.

0,65

0,45

0,35

Железнод.

0,43

0,28

0,2

Мор., реч.

1,1

0,5

0,25

Воздушн.

0,34

0,32

0,18

За все риски

Автомоб.

3,2

2,4

1,6

Железнод.

2,3

1,6

0,9

Мор., реч.

1,9

1,4

0,5

Воздушн.

1,2

0,7

0,35

Примечания:

1. При смешанном составе груза (из разных категорий риска) за основу при расчете принимается груз с наибольшей заявленной стоимостью.

2. Данные тарифы приведены при перевозках на дальность до 1000 км.

3. При увеличении дальности перевозки на расстояние свыше 1000 км вводится поправочный коэффициент равный 0,1% от величины тарифа за каждые последующие 1000 км пути.

4. Базисные ставки рассчитаны на перевозку грузов отечественными транспортными средствами.

С точки зрения сохранности грузов наиболее эффективной является транспортировка в специальных контейнерах, которая также обеспечивается страховой защитой. Объектом страхования являются сами контейнеры, как емкости для помещенных в них грузов. Их страхование осуществляется по специальным договорам страхования. Объем страхового покрытия при этом может быть различным. Страхование контейнеров может быть произведено как на условиях от всех рисков, так и на более узких условиях, покрывающих риск гибели контейнеров, падающую на контейнеры долю в общей аварии, расходы по спасанию контейнеров, предотвращению и сокращению убытков.

Для калькуляции премии требуется детальный учет риска и знание риска. Как уже отмечалось, страховая премия определяется по ставкам, рассчитанным в пропорциональной зависимости от дальности перевозки, вида и надежности транспорта, характера груза. Если заключается договор страхования на условиях «с ответственностью за все риски», тарифная ставка должна быть установлена выше, чем при страховании по условиям «с ответственностью за частную аварию», и при расчете ставки следует применять повышающий коэффициент.

Тарифные ставки по страхованию грузов

Табл.1.4.

Вид транспорта

Ответственность

Все риски

Частная авария

Воздушный

0.5-0,9

0,4-0,8

Морской

0,6-1.0

0,5-0,9

Железнодорожный

0,6-1,0

0,5-0,9

Автомобильный

0,7-1,2

0,6-1,0

Страховые тарифы, ввиду большого разнообразия факторов, которые необходимо учесть, состоят из базовой страховой премии и надбавки, устанавливаемой страховщиком самостоятельно. Базовая страховая премия рассчитывается дифференцирование по видам транспорта и условиям ответственности. Размер надбавки к базовой страховой премии устанавливается страховщиком с учетом степени принимаемого на страхование риска. Поэтому вполне правомерно указывать ставки премии не конкретной цифрой, а диапазоном цифр, в котором может находиться конкретная величина ставки премии, отражающая соответствующие условия договора страхования.

При страховании грузов страховщики обращают внимание на то, какие транспортные риски еще застрахованы, в частности, транспортное средство (каско) и ответственность перевозчика. Это также говорит в пользу установления пределов величин ставок премии.

Важным условием для правильного исчисления премий является рационально поставленная статистика. Но организация статистического учета в области транспортного страхования крайне трудное дело, как в этом можно было убедиться по вышеприведенным примерам. Здесь влияют две главные причины.

Во-первых, осложнен сбор статистической информации из-за ведомственной закрытости отечественных транспортных организаций, которые в большинстве случаев по-прежнему остаются монополистами.

Во-вторых, страховщик должен осуществить тщательную группировку самых разнообразных данных. Один только их перечень составляет обширный список. А также в каждом конкретном случае надо применить адекватные математические методы, учитывающие специфику страховых операций. Если в качестве примера рассмотреть страхование грузов, транспортируемых по морю, то страховщик должен принять во внимание и затем дать качественную и количественную меру страховых рисков в зависимости от следующих факторов:

? судно с его владельцем и капитаном;

? путь, по которому направляется судно;

? место отправления и место назначения;

? время, года и состояние погоды;

? род товара и способ его упаковки;

? способ отправки груза: в трюме или на палубе;

? свойства груза;

? политико-экономические условия и т.п.

Получить достоверные сведения по всему этому перечню, естественно далеко не полному, довольно трудно, а иногда вообще невозможно. В настоящее время из-за разобщенности отечественных страховщиков каждая страховая компания, занимающаяся страхованием рассматриваемых транспортных рисков, имеет свою статистику. Мало того, опасаясь конкуренции, держат ее в секрете. Такое поведение свойственно страховщикам, только осваивающим рынок. Однако показатели убыточности их деятельности, которые постоянно сопутствуют страхованию транспортных рисков, обязательно побудят страховщиков объединиться для выработки согласованных действий, в том числе при выработке тарифов страховых премий.

Таким образом, из сказанного становится вполне очевидным, что в страховании грузов применяются индивидуальные для каждой перевозки ставки премии в зависимости от влияния различных факторов, о которых говорилось выше. Твердые тарифы ставок выработать практически невозможно. Практика знает только отдельные твердые тарифы для одноименных грузов, регулярно перевозимых в идентичных условиях.

Глава 2. Анализ деятельности предприятий по транспортному страхованию на различных путях сообщения

2.1 Страхование морских грузов на примере деятельности ОАО «ГСК Югория»

Комплекс морского страхования ОАО «ГСК Югория» состоит из трех основных видов страхования:

· страхование каско (корпуса и оснастки перевозочных и других плавсредств);

· страхование карго (перевозимых грузов);

· страхование ответственности судовладельцев (является наиболее сложным видом страхования в силу особой конструктивности, характера и условий эксплуатации морских плавучих средств, многочисленных правил и особенностей морской перевозки грузов, а также специфического законодательного регулирования).

Морское страхование является одним из видов имущественного страхования и имеет своей целью возмещение ущерба, причиненного страхователю гибелью или повреждением во время морского пути объекта, с которым связан его имущественный интерес.

В большинстве случаев договор страхования является неотъемлемой частью торговой сделки. При заключении этих сделок решается вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование.

В международной торговле при всем многообразии ее форм выработаны основные условия торговли теми или иными товарами, которыми предусматривается механизм образования цены товара и обязательства, принимаемые на себя сторонами в этой сделке.

Повреждение и гибель, кража и недоставка товаров - эти негативные явления сопровождали перевозки грузов во все времена. Защита и гарантия от возможного ущерба владельцу груза могут быть обеспечены только в результате страхования.

ОАО «ГСК Югория» предлагает страхование грузов на следующих условиях.

1.«С ответственностью за все риски». На этом условии Страховщик возмещает:

· убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине, кроме случаев, предусмотренных в исключениях и противоречащих законодательству;

· все необходимые и целесообразно проведенные расходы по спасанию и сохранению груза, уменьшению убытка и определению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования;

· убытки, расходы, взносы по общей аварии.

2. «С ответственностью за частную аварию». Страховщик компенсирует убытки, которые произошли в результате:

· пожара, удара молнии, взрыва, стихийных явлений (бедствий);

· крушения или столкновения поездов, судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или удары их о неподвижные или плавучие предметы, повреждения судна льдом, посадкой судна на мель, падения самолетов (включая «неудачные» по метеоусловиям посадки);

· пропажи без вести транспортного средства;

· провала конструкций мостов во время следования транспорта, обрушивания кровли складских помещений;

· подмочки забортной водой, смыва груза с борта судна, аварийного выброса груза с самолета, а также мер, принятых для тушения пожара;

· погрузки, укладки, выгрузки груза.

3.«Без ответственности за повреждения». Страхование подразумевает возмещение убытков только от полной гибели всего груза или его части если они наступили в результате событий, которые указаны в покрытии «с ответственностью за частную аварию».

При всех трех условиях страховщик возмещает убытки и расходы по общей аварии, возмещает необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза и по уменьшению убытка.

Убытком по общей аварии признаются убытки, понесенные вследствие разумных и чрезвычайных расходов, взносов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимых на судне грузов от общей для них опасности, произведенных намеренно.

Страховой суммой является определяемая договором страхования денежная сумма, в пределах которой Страховщик несет ответственность по договору страхования. Страховая сумма как правило совпадает со страховой стоимостью груза, но может быть увеличена за счет стоимости фрахта, таможенных расходов, ожидаемой прибыль в размере до 10% от стоимости груза.

Варианты договоров страхования. ОАО «ГСК «Югория» предлагает владельцам груза заключение договора страхования грузов на единичную (разовую) перевозку с выдачей разового полиса, а также заключение Генерального договора страхования грузов на систематические перевозки однородного груза на сходных условиях. Факт страхования конкретного груза подтверждается акцептом Страховщика на Извещении Страхователя. Направление Извещения и его акцепт осуществляется путем факсимильной связи или электронной почты. Бесспорным плюсом заключения Генерального договора страхования является минимизация документооборота.

Страховая премия. Стоимость договора страхования грузов зависит от условий транспортировки, объема ответственности страховой компании, вида транспорта, номенклатуры грузов, протяженности маршрута, наличия перегрузок, перевалок и промежуточного хранения.

Средняя стоимость договора страхования грузов определяется в процентах от страховой суммы и составляет:

· по автоперевозкам от 0,08% до 0,6 %

· по железнодорожным перевозкам от 0,09% до 0,69%

· по морским (речным) перевозкам от 0,09% до 0,66%

· по авиаперевозкам от 0,07% до 0,54%.

Преимущества при страховании в ОАО «ГСК «Югория»:

· оперативность в принятии решений и оформлении договора страхования;

· сотрудничество с крупными сюрвейерскими компаниями позволяет при наступлении страхового случая оперативно произвести оценку убытков;

· поддерживается круглосуточная диспетчерская связь для мобильного и оперативного решения любых вопросов при наступлении страхового случая;

· наличие более 100 филиалов и агентств по всей стране позволяет быстро и эффективно урегулировать убытки на всей территории России по месту нахождения груза;

· возможность уплаты страховой премии в рассрочку;

· возможность применения гибкой системы понижающих коэффициентов при определении страхового тарифа.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая обычны при любом виде страхования. Различие заключается лишь в необходимости выполнения ряда формальностей и представления различных по характеру документов в подтверждение наличия страхового случая.

В случае какого-либо происшествия во время рейса, связанного со стихийными силами, капитан судна для снятия с себя ответственности за возможные повреждения в грузе или на судне в первом же порту прибытия заявляет компетентному государственному органу морской протест с изложением важнейших обстоятельств морского происшествия и мер, принятых командованием судна для предотвращения возможных неблагоприятных последствий такого происшествия. Таким образом, в этом заявлении капитан доказывает, что экипажем принимались все меры для благополучного завершения рейса и сохранности груза, а если это не удалось, то виной этому стихийные силы природы, и капитан протестует против всех претензий, которые могут быть предъявлены к нему или к судовладельцу.

При страховании груза или ожидаемой прибыли страховщик не несет ответственности за убытки, если докажет, что они причинены: умышленно или по грубой неосторожности отправителя или получателя либо его представителя; вследствие естественных свойств груза (порчи, убыли, ржавчины, плесени, утечки, поломки, самовозгорания или других); вследствие ненадлежащей упаковки.

2.2 Страхование грузов при авиаперевозках на примере деятельности «Логистическая компания 'Maksi-S'»

Логистическая компания 'Maksi-S' предлагает услуги авиаперевозки тем, кому необходима особая оперативность доставки грузов на большие расстояния. Профессиональные логисты подбирают оптимальную схему авиаперевозки: чтобы срочный груз был вовремя доставлен к месту назначения.

Для каждого типа перевозок существуют свои способы ее реализации. Главной проблемой импортных авиаперевозок является работа с грузом в стране-отправителе. Не всегда имеется возможность проконтролировать погрузку, выбрать авиакомпанию. Тем более необходимо знать особенности работы иностранных компаний, аэропортов, особенности оформления документов в другой стране.

Транспорт для грузовых авиаперевозок обладает рядом преимуществ перед другими видами транспорта. Авиагрузоперевозки позволяют максимально оперативно доставить любые грузы, в том числе крупные партии тяжеловесных и негабаритных грузов, до самых отдаленных точек назначения. Грузовые авиаперевозки предъявляют особые требования к определенным видам грузов, таким как оружие или психотропные вещества, живые грузы. При осуществлении авиаперевозки грузов необходимо учитывать и повышенное внимание авиакомпаний к маркировке и упаковке грузов.

Транспорт для авиаперевозок грузов представлен рядом самолетов, отличающихся характеристиками грузоподъемности, объемами грузовых отсеков и другими параметрами. По грузоподъемности грузовые авиалайнеры принято разделять на следующие классы:

· самолеты малой грузоподъемности (могут доставить груз массой до 27 тонн);

· грузовые самолеты средней грузоподъемности или узкофюзеляжные (берут на борт грузы массой от 27 до 55 тонн);

· широкофюзеляжные самолеты средней грузоподъемности (поднимают в воздух до 64 тонн полезного груза);

· широкофюзеляжные авиалайнеры большого класса (способны доставить до 120 тонн груза).

Авиагрузоперевозки -- это оптимальный способ доставить груз в максимально сжатые сроки. Авиаперевозки грузов предоставляют возможность срочной и оперативной доставки крупногабаритных и тяжеловесных авиагрузов, а также легковесных авиагрузов. Особенно выгодно использование грузовых авиаперевозок в тех случаях, когда необходимо доставить крупные партии товара.

К перевозке авиатранспортом могут быть приняты различные категории грузов, характер упаковки и свойства которых позволяют обеспечить их безопасную авиаперевозку при условиях: длительного пребывания при низком барометрическом давлении -- до 193 ГПа (до 145 мм рт. ст.), и при температуре +/- 60°С; воздействия вибрационных перегрузок до 2,9 q; воздействия на воздушное судно в продольном и поперечном направлениях эксплуатационных перегрузок до 1,0 q, в вертикальном направлении - вверх до 1,0 q и вниз до 3,0 q.

При перечисленных условиях авиагрузы не должны изменять своих химических, физических и других свойств, которые могут привести их к порче или к повышению степени опасности при воздушной перевозке. При перевозке грузов рейсовыми пассажирскими воздушными судами в порядке их дозагрузки.

Страхование авиагрузов -- это система мер, направленная на полное или частичное возмещение убытков, возникших в результате различных обстоятельств. Обязанность возместить убытки принимает на себя страховщик (страховая компания) за установленное вознаграждение (страховой взнос).

В зависимости от вида страхования при авиаперевозках в «Логистическая компания 'Maksi-S'», страховщик может нести ответственность за:

· повреждения груза, возникшие в результате стихийных бедствий;

· повреждения или утрату груза, вызванные нестабильной политической ситуацией в регионе;

· ущерб, возникший при аварии или пропаже транспортного средства;

· ущерб, возникший в ходе погрузки и выгрузки товара.

Существует несколько систем страхования рисков при авиаперевозке грузов. Одна система предполагает страхование только от рисков, указанных в договоре. Другая -- страхование «от всех рисков», но с некоторыми исключениями. К ним относятся, в частности, ущерб от радиации, атомного взрыва, уничтожение или повреждения груза, вызванные военными действиями или конфискацию груза военными властями. Поэтому если грузовые авиаперевозки осуществляются через территории, на которых идут военные действия, все возможные страховые риски следует описать в договоре.

Страхованию не подлежат такие страховые риски при авиаперевозках, как повреждения груза животными, насекомыми, повреждения, вызванные нарушением целостности упаковки или правил хранения груза.

Страховые тарифы «Логистическая компания 'Maksi-S'».

Грузовые авиаперевозки -- самый дорогой способ доставки груза в место назначения, но есть грузы, которые нельзя транспортировать каким-либо еще способом. Стоимость авиаперевозок зависит от множества факторов, учитывая которые, вы сможете уменьшить свои расходы на авиагрузоперевозки. В первую очередь цена зависит от «объемного веса багажа», то есть от того, насколько «эффективно» груз заполняет грузовой отсек самолета. Поэтому очень важно, чтобы менеджеры транспортной компании грамотно сформировали партию грузов.

Стоимость авиаперевозки грузов во многом зависит от наличия прямых рейсов в место назначения, от выбора аэропорта и места консолидации грузов и т.п. Каждый их этих факторов формирует цены на авиаперевозки.

Тарифы на авиаперевозки зависят также и от того, сколько специалистов принимает участие в организации транспортировки груза. Если для организации авиаперевозки требуется задействовать большое количество авиаперевозчиков, грузовых терминалов, складов и т.п., ее стоимость может оказаться довольно существенной.

На стоимость грузоперевозки влияет также и организация дополнительных услуг, например, услуги «от двери до двери», которая подразумевает, что груз будет доставлен непосредственно к клиенту. Стоимость такой услуги рассчитывается индивидуально.

Компания 'Макси-С' эффективно сотрудничает с крупнейшими мировыми авиаперевозчиками, что позволяет нам гибко подходить к тарифам на авиаперевозки.

2.3 Страхование грузов на железнодорожных путях сообщения на примере деятельности ООО 'ЮВМ-ГРУПП'

Одной из услуг транспортной компании 'ЮВМ-ГРУПП' является предоставление возможности перевезти груз железнодорожным транспортом.

Грузовая ж/д перевозка представляет собою транспортировку различных грузов на большие расстояния, в том числе - доставку грузов в труднодоступные регионы, где автоперевозки практически исключены. Помимо надёжности и наименьшей аварийности, ж/д грузоперевозка - наиболее рентабельный вид транспортировки грузов, где относительно низкая стоимость отлично сочетается с высокой эффективностью данных услуг. Кроме того, железнодорожный транспорт не зависит от изменений погоды.

Прием к перевозке грузов осуществляется в местах общего и необщего пользования железнодорожных станций (далее - станция), открытых для грузовых операций. Перечень таких станций публикуется в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.

Страховые тарифы ООО 'ЮВМ-ГРУПП' по железнодорожным перевозкам в контейнерах

Табл.2.1.

Род груза

3- и 5-тонные

20-тонные

Страховые тарифы по железнодорожным перевозкам в контейнерах

0,65

0,55

Сигареты, изделия из меха, кожи, теле-видео-аудиотехника

0,6

0,5

Продукты, напитки, одежда, обувь, парфюмерия

0,5

0,45

Вычислительная, бытовая техника, оргтехника

0,45

0,4

Мебель, оборудование, материалы

0,4

0,35

1. Данные тарифы приведены при перевозках на дальность до 6000 км. При расстоянии свыше 6000 км тарифная ставка увеличивается на 0,05% на каждую следующую 1000 км.

2. Перевозки в металлических вагонах страхуются по тарифам для 20-тонных контейнеров.

3. Перевозки в рефрижераторных секциях страхуются в половину тарифной ставки для 20 тонных контейнеров.

Перевозки грузов могут осуществляться повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми и маршрутными отправками. Повагонной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной транспортной железнодорожной накладной (далее -- накладная) груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона. Контейнерной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется предоставление одного контейнера. Мелкой отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз, для перевозки которого не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера. Групповой отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление более одного вагона, но менее маршрутной отправки. Маршрутной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по массе или длине. Сборной повагонной отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз разных наименований в адрес одного грузополучателя. В случаях, если при недостатке в накладной места для перечисления всех перевозимых по одной отправке грузов грузоотправителем составляется перечень и в графе 'Наименование груза' указывается 'Сборная повагонная отправка, перечень грузов прилагается'.

Основанием для приема груза к перевозке является наличие заявки на перевозку груза с отметкой управления железной дороги о ее принятии и согласие (виза) начальника станции в накладной о назначении дня погрузки.

О предстоящей подаче грузоотправителю вагонов, контейнеров под погрузку, работник станции уведомляет грузоотправителя не позднее, чем за два часа до подачи с одновременной регистрацией такого уведомления в книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку, выгрузку.

Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков, вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретных грузов, а также отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние грузов при погрузке, выгрузке и в пути следования, особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров) для перевозки конкретных грузов определяется в отношении:

* вагонов - грузоотправителями, если погрузка осуществляется ими, или железной дорогой, если погрузка осуществляется ею;

* контейнеров - грузоотправителями.

Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретных грузов, и железная дорога обязана подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки таких грузов вагоны, контейнеры.

Факты непригодности вагонов под перевозку грузов, в том числе используемых в порядке сдвоенных операций (после выгрузки груза из вагона), оформляются актом общей формы, который подписывается представителями железной дороги и грузоотправителя.

Требования к таре и упаковке грузов, качеству перевозимой железными дорогами продукции должны предусматриваться стандартами, техническими условиями, утвержденными соответствующими организациями по согласованию с МПС России. Грузоотправители по требованию станции предъявляют стандарты или технические условия на отгружаемую продукцию, а также на тару, упаковку, если груз упакован. Грузы, на тару и упаковку которых стандарты и технические условия не установлены, представляются к перевозке в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность при перевозке, соответствующей условиям контрактов, договоров на поставку и требованиям настоящих Правил.

Импортные тарные и штучные грузы принимаются железной дорогой к перевозке в таре (упаковке), в которой они прибыли из-за границы, если тара (упаковка) обеспечивает сохранность груза при перевозке по железным дорогам. В необходимых случаях грузополучатель, грузоотправитель согласовывает с МПС России особые условия перевозки грузов.

Железнодорожная маркировка наносится: станцией отправления - при приеме к перевозке грузов в местах общего пользования и наряду с этим указывается в накладной в графе 'Марка ж.д.'; грузоотправителем (до предъявления грузов к перевозке) - при погрузке грузов мелкими отправками в местах не общего пользования. Информационные надписи должны содержать: массу брутто и массу нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках. Эти сведения могут не наноситься, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию; габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина, высота либо диаметр и высота). Такие размеры не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает 1 м - при перевозке груза в открытом подвижном составе и 1,2 м - в крытом вагоне.

Манипуляционные знаки - изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Необходимость нанесения манипуляционных знаков устанавливается в стандартах, технических условиях на продукцию. Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом. Транспортная маркировка должна быть нанесена на каждое грузовое место. Допускается наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и массы нетто) не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех, при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками. В этом случае замаркированные грузовые места размещают:

* в крытых вагонах -- по два места у каждой двери маркировкой наружу;

* в открытом подвижном составе -- в верхнем ярусе погрузки по два места у каждого продольного борта вагона маркировкой вверх.

Пломбирование вагонов и контейнеров осуществляются в соответствии с правилами пломбирования вагонов и контейнеров. Пломбирование вагонов и контейнеров с экспортными грузами производится после завершения их таможенного оформления.

Указанные перевозки оформляются накладными, соответствующих международных сообщений, а при следовании через морские порты и пограничные станции железных дорог Российской Федерации не в прямом международном сообщении - перевозочными документами, действующими на железных дорогах Российской Федерации. Вывоз грузов за пределы таможенной территории Российской Федерации осуществляется только после завершения их таможенного оформления.

2.4 Страхование грузов при автоперевозках на примере деятельности ООО «АвтоТрансИнфо»

В транспортном праве вина перевозчика презюмируется, предполагается, что виновником несохранности перевозки является перевозчик. Грузополучатель не обязан доказывать вину перевозчика: ему достаточно указать, что имела место несохранная перевозка, а перевозчик, наоборот, должен доказывать отсутствие своей вины.

С практической точки зрения страховую компанию больше всего должны интересовать сроки предъявления претензий и исков по несохранной перевозке. Сроки исковой давности установлены в 1 год со дня выдачи груза, а в случае утраты груза - с тридцатого дня по истечении согласованного срока давности, а если таковой не был согласован - с 60-го дня со дня принятия груза к перевозке. Существенным является то, что иск может быть предъявлен как в суд страны отправления груза, так и в суд страны назначения. Предъявление претензии перевозчику приостанавливает срок исковой давности вплоть до дня получения ответа на претензию. При этом такое приостановление срока давности может быть неограниченно долгим.

При выдаче груза всякое замечание по поводу его неудовлетворительного состояния или ненадлежащего количества, адресованное перевозчику, должно быть сделано грузополучателем в письменном виде не позднее чем через 7 дней со дня принятия груза. В противном случае бремя доказывания вины перевозчика будет лежать на грузополучателе (или, соответственно на страховой компании), а вина перевозчика не будет презюмироваться.

Конвенция CMR удобна тем, что она применяется даже тогда, когда одна из стран (назначения или отправления груза) не является участником этой конвенции. Достаточно участия хотя бы одной страны.

При внутренних (внутрироссийских) перевозках автомобильным транспортом необходимо руководствоваться Уставом автомобильного транспорта РФ, устанавливающим практически такой же порядок предъявления претензий к перевозчику, как и конвенция CMR Отличие состоит в следующем:

- отсутствует 7-дневный срок для дачи замечаний перевозчику;

- иные сроки: 6 месяцев - на предъявление претензии перевозчику, плюс 3 месяца - для дачи ответа, плюс 12 месяцев - на заявление иска, который подается по месту нахождения ответчика, т.е. транспортного предприятия.

Нет страхового случая, и соответственно, не может быть предъявлено требований перевозчику при следующих обстоятельствах:

- утрата груза при целостной упаковке или неповрежденных пломбах отправителя;

- утрата или повреждение груза из-за упаковки, неадекватной характеру груза;

Страховые тарифы ООО «АвтоТрансинфо» по автомобильным перевозкам

Табл.2.2.

Вид груза

До 1500 км

1500-4000 км

> 4000км

с охр.

без охр.

с охр.

без охр.

с охр.

без охр.

Автомобили, спиртное

0,5

0,65

0,6

0,8

0,7

-

Сигареты, изделия из меха, кожи, теле-видео-аудиотехн.

0,45

0,6

0,55

0,7

0.65

Продукты, напитки, одежда» обувь, парфюмерия

0,4

0,5

0,5

0,65

0,6

0,8

Вычислительная, бытовая техника, оргтехника

0,35

0,45

0,45

0,6

0,55

0,7

Мебель, оборудование, материалы

0,3

0,4

0,4

0,5

0,5

0,65

Из приведенного перечня вторым важным условием при установлении страховой премии является род груза (товара). В настоящее время в отечественном страховании сложилась определенная классификация грузов (товаров) для приема на страхование.

На автомобильном транспорте и в комбинированном сообщении чаще всего используются термины EFW, FCA, CPT, CIP, DAF, DDU, DDP. Применение условия CIF для этих видов транспорта создаёт трудности при разрешении споров. Условие DAF применяется редко, но в Росси и в странах СНГ используется для железнодорожных перевозок.

Базисные условия поставки разработаны с целью однозначного определения системы транспортировки, возможных рисков и других особенностей, что особенно важно при международных перевозках, где сталкиваются интересы разных фирм и государств. Условия базиса могут влиять на стоимость товара. Если продавец не доставляет товар (базис EXW), то он довольствуется минимальной ценой, максимальной цене соответствует базис DDU и DDP.

Согласно правилам Инкотермс существует 13 базисов поставки, объединенных в четыре группы:

Е - отгрузка со склада продавца (Ex works); включает базис поставки EXW (франко-предприятие или с завода), согласно которому покупатель забирает товар в месте производства и сам осуществляет перевозку (как бы самовывозом).

F - передача от продавца товара, свободного от риска (Free on risk), за счет покупателя. Основной фрахт или перевозка не оплачена. Группа состоит из трёх базисов:

FCA (франко-перевозчик) - грузовладелец доставляет груз до указанных перевозчиком места и времени;

FAS (свободно у борта судна) - продавец доставляет груз в порт отгрузки в установленные покупателем сроки;

FOB (свободно на борту) - груз доставляется непосредственно на судно в установленное сроки.

C - продавец несет определенные расходы (Cost) даже после момента перехода на покупателя риска потери (повреждения) товара, или основной фрахт оплачен. Группа включает четыре базиса:

CFR (стоимость и фрахт) для контрактных поставок морским транспортом;

CIF (стоимость, страхование, фрахт) - это условие, как и FOB, по которому товар котируется на товарных биржах, применяется при морских перевозках;

CPT (перевозка оплачена до …) - аналог базиса CFR, но применяется на многих видах транспорта. Продавец отвечает за груз до передачи первому из возможных перевозчиков. Покупателю этот базис невыгоден;

CIP (перевозка и страхование оплачены до…) - часто применяется на всех видах транспорта, кроме водных.

D - доставка товара в место назначения (at a stated Destion), или прибытие. Группа включает пять базисов:

DAF (поставка франко-граница), согласно которому груз доставляется до граничного пункта в указанное время;

DES (поставка франко-судно) - поставка на судно перевозчика;

DEO (поставка франко-причал) - поставка на указанный покупателем причал и в указанное время;

DDU (поставка без уплаты пошлины или франко-покупатель) - поставка в указанные покупателем место и время без уплаты пошлины;

DDP (поставка с уплатой пошлины) - то же, но с уплатой покупателем таможенной пошлины.

Глава 3. Стратегии развития транспортного страхования в компаниях РФ

Рынок страхования грузов растет не по дням, а по часам. Эксперты считают, что у данного вида страхования - большое будущее. Дело в том, что развитие страхования грузов зависит от количества перевозок. А они, как выясняется, увеличиваются из года в год. За прошедший год динамика роста страхования грузов составила 25%. На рост перевозок влияет и социально-экономический фактор: увеличиваются показатели производства объемы экспортно-импортных перевозок. И потенциальные страхователи понимают, что без страховки им не обойтись.

В первую очередь, можно говорить о достаточно высокой заинтересованности участников рынка в развитии данного вида страхования: около 4/5 опрошенных признали важным развитие страхования грузов, и 2/3 респондентов оценили как «хорошую» перспективность страхования грузов как вида страхования в России. Также около половины опрошенных позитивно охарактеризовали сегодняшнее состояние в целом страхования в России и квалификацию российских страховщиков по страхованию грузов. Разумными представляются и сегодняшние скептические оценки, данные ряду критериев. Это традиционно тормозящая роль государственного и законодательного регулирования, влияющих на развитие страхования грузов, также и слабая уверенность в активности страхователей и, наконец, такие специфические критерии, важные именно по этому виду страхования, как влияние государственной монополий на средство транспортировки и развитие внутреннего страхования перевозок. При этом, несмотря на низкие оценки развития некоторых факторов, большинство рассмотренных критериев были признаны экспертами очень важными для развития страхования грузов.

Перспективным направлением эксперты считают страхование контейнеров. Объем контейнерных перевозок в России сейчас невелик, всего около одного процента от грузооборота, но он активно развивается. У этого рынка большие перспективы - в других странах на контейнерные перевозки приходится до 10-15% от грузооборота. Если говорить о составе страхуемой продукции, то эксперты рынка выделяют в качестве перспективной перевозку продуктов пищевой промышленности, а также оргтехники, бытовой и сельскохозяйственной техники, автотранспорта.

Приходит постепенное понимание Правительством РФ и администрации регионов необходимости страховой защиты. Количество страховых случаев не уменьшается. Ежегодно от опасных природных процессов, явлений и стихийных бедствий народное хозяйство страны терпит большие убытки. Но кроме того наносится большой ущерб от пожаров, техногенных катастроф, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Требуется глубокий анализ картины роста страховых компаний. Значительная их часть создавалась лишь как объект вложений капитала, страховая деятельность ими не начиналась или считалась, к сожалению не основной. Небольшой уставный капитал страховых компаний ограничивает их возможности проводить многие виды страхования, большинство из них не играет большой роли на рынке. На долю 100 крупнейших страховых компаний приходится 60% совокупной премии. Главная перспектива развития имущественного страхования заключается в возможности более полной защите имущества юридических и физических лиц. Этому в какой - то мере будет способствовать включение затрат по страхованию в себестоимость продукции в размере 1%.

Заключение

Транспортное страхование справедливо заняло особое место в системе страхования. Услуги транспортного страхования, призваны свести к минимуму возможные потери и прибавить уверенности в дороге.

Транспортное страхование - отрасль страхования, включающая, совокупность способов страхования от опасностей, возникающих на всех видах путей сообщения. Объектом транспортного страхования могут быть как сами транспортные средства (каско) и грузы (карго). Различают: сухопутные, морские, речные и авиационные страхования.

На основе проделанной работы можно сказать, что в общем виде объектом транспортного страхования является чей-либо материальный интерес. Физическое или юридическое лицо, страхующее свой интерес от каких-либо неблагоприятных и непредсказуемых явлений. Главной обязанностью транспортного страхователя является выделение определенных средств для создания фонда, из которого он имеет право получить возмещение при наступлении определенных приносящих ущерб событий.

Со временем формирование страхового фонда стало в основном осуществляться с помощью заранее определенных взносов, управление этим фондом усложнилось, и все больше обособлялось от страхователей, становясь самостоятельной сферой финансовой деятельности. Эту деятельность осуществляет страховщик-организация, аккумулирующая взносы страхователей и обязующаяся возместить им понесенные по непредвиденным обстоятельствам потери.

Подводя итоги по всей отчетной работе, можно сказать, что основная цель выполнена, и все поставленные задачи рассмотрены. Таким образом, в работе наиболее полным образом было раскрыто все содержание стоящего вопроса о транспортном страховании, и отчетливо по пунктам разобраны моменты страхования грузов на различных путях сообщения, а именно, на морском, воздушном, железнодорожном, автомобильном и авиационном.

Список исследуемой литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями.)

2. Закон Российской Федерации 'Об организации страхового дела в Российской Федерации' от 27.11.92. №4015-1 (с изменениями).

3. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1996 г. N1387 'О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации' (с изм. и доп. от 20 февраля 2002 г.)

4. Гардинер Б. Природа риска. Природа страхования. - Страховое дело,

5. Гурков И.М. Страхование грузов. 137 с. 2010

6. «Инкотермс-90» //Экономика и жизнь. -М., 2008. -№46. -С.17.

7. Международные правила по толкованию терминов «Инкотермс» (редакция 2007 г.). --Урядовый курьер, 17 ноября 1994 г., №177-178.

8. Методики расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования..//Страховое дело. -- М., 2006.

9. Журавлев Ю.М. Страхование во внешнеэкономических связях. -М.: «АНКИЛ», 2010.

10. Климова М.А. Страхование: Учеб. Пособие. -М.: Издательство РИОР,2008.-137 с.

11. Смирнов В.В. Страховая защита от рисков при реализации продукции по договорам купли-продажи по базисам поставки. -М.: «АНКИЛ», 2007.

12. Терехов П.Р. Страхование: проблемы и перспективы, - М.: Просвещение, 2009. - 304 с.

13. Цыганов А.А. Проблемы развития страхового рынка, - М.: ДРОФА, 2008.- 65с.

14. Чунтомова Ю.А. Транспортное страхование. 2010 - 9

15. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. -М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 2011.

16. Шахова В.В. Страхование, - М.: Юнвес, 2011.

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru