Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Общая характеристика банковской системы России

Работа из раздела: «Банковское, биржевое дело и страхование»

/

Содержание

Введение

Главным звеном банковской системы любой страны являются ее Центральный банк. В разных государствах он называется по-разному: центральный, национальный, резервный, федеральный или просто по названию страны (Банк Англии, Банк Италии). В России Центральный банк именуется: 'Центральный банк Российской Федерации' или 'Банк России'.

Банковская система является неотъемлемой частью рыночной инфраструктуры, находится в двухсторонней связи с реальным сектором. Вместе с тем, рассматривая ситуацию в России, следует отметить некоторый дисбаланс между экономикой в целом, которая большинством международных структур признается рыночной, и банковской системой, которая, по мнению экспертов МВФ, сохраняет многие черты системы распределительного типа и является переходной.

Банки играют огромную роль в дальнейшем углублении и совершенствовании рыночных отношений в стране. Банки России образуют единую, развивающуюся систему, сочетающую в себе автономию и централизм. Автономия выражается в том, что банки, как заинтересованные участники рыночных отношений, являются собственниками аккумулированных ими денежных средств. Они самостоятельно определяют пути выхода на кредитный, валютный и фондовый рынки и отношения с коммерческими предприятиями.

Целью данной работы - рассмотрение основных черт и особенностей функционирования банковской системы России на современном этапе, ее главных проблем и предлагаемых моделей их решения, а также общей стратегии развития кредитно-денежной системы РФ. Также считаю необходимым уделить особое внимание последствиям глобального финансового кризиса и мероприятиям по их минимизации.

В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:

банковская система россия

1. Описать сущность и принципы функционирования банковской системы. Разграничить роль и функции Центрального банка и коммерческих банков.

2. Рассмотреть и проанализировать показатели, характеризующие эффективность банковской системы в настоящее время.

3. Подчеркнуть проблемы, требующие оперативного решения.

4. Оценить эффективность проводимых мероприятий по противодействию последствиям финансового кризиса.

При подготовке работы мной использована учебная и научная литература российских авторов по теории и практике банковского дела, юридические акты, регулирующие банковский сектор, статистические материалы Центрального банка, а также материалы аналитических интернет-порталов.

Глава 1. Теоретико-методологические основы банковской деятельности

1.1 Общая характеристика банковской системы России

Банковская система России - один из важнейших элементов ее финансовой системы. В Российской Федерации в настоящее время функционирует двухуровневая банковская система.

Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он - посредник между государством и экономикой. В своей деятельности он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом. Роль центрального банка в Российской Федерации исполняет Банк России. Коммерческие банки не существуют сами по себе, они являются частью общества, следовательно, степень их развития зависит от уровня развития общества в целом, от его потребностей, предъявляемых требований, от деловых и финансовых возможностей субъектов данного общества. Экономический рост приводит к повышению потребности в банковских услугах и, наоборот, спад и низкий уровень жизни основной части населения страны влечет за собой снижение потребности в сфере банковской деятельности. Для эффективного развития рынка банковских услуг важно создать совершенную законодательную базу.

При проведении банковских операций в Российской Федерации должен соблюдаться Гражданский кодекс РФ и законодательство о банковской деятельности:

1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 'О банках и банковской деятельности';

2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ 'О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)'.

3. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ 'О рынке ценных бумаг'.

4. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ 'О валютном регулировании и валютном контроле'.

В соответствии с Федеральным законом 'О банках и банковской деятельности' кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции.

Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять все банковские операции.

Небанковская кредитная организация - это кредитная организация, которая имеет право осуществлять отдельные банковские операции.

Иностранный банк - это банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Коммерческие банки концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и непосредственно обслуживают юридических и физических лиц. Коммерческие банки, являющиеся основным звеном банковской системы страны, могут быть:

1. универсальными, т.е. осуществлять практически все виды банковских операций;

2. специализированными, т.е. осуществлять только определенные виды банковских операций.

К основным функциям коммерческих банков относятся:

1. мобилизация временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и превращение их в капитал;

2. кредитование юридических и физических лиц, а также государства;

3. расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Коммерческие банки при совершении операций и предоставлении услуг должны придерживаться определенных принципов и выполнять определенные функции.

Первым основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов.

Вторым важнейшим принципом, на который опирается деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность и соответственно экономическая ответственность банка за результаты своей деятельности.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся на принципах рыночных отношений, подразумевающих оценку прибыльности, риска и ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности осуществляется только косвенными экономическими (а не административными) методами.

В Российской Федерации все кредитные организации подлежат государственной регистрации на основании решения Банка России с внесением в единый государственный реестр юридических лиц. Помимо государственной регистрации кредитной организации необходимо получить лицензию. Для государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна представить в Банк России следующие документы:

1. Заявление с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии с указанием адреса.

2. Учредительный договор.

3. Устав.

4. Бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации.

5. Документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора.

6. Копии документов о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также подтверждения налоговыми органами уплаты налогов в бюджеты всех уровней за последние три года.

7. Документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации.

8. анкеты кандидатов на должности руководителей и главного бухгалтера кредитной.

Современный коммерческий банк - это универсальная организация, которая стремится осуществлять как можно более широкий спектр банковских операций и услуг.

Вновь созданной кредитной организации выдаются следующие виды лицензий:

1. лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц).

2. лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц).

3. лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов (только по согласованию с Минфином России).

Расширить круг выполняемых операций кредитная организация может путем получения:

1. лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами.

2. лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях (по истечении двух лет от даты государственной регистрации).

3. лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте (по истечении двух лет от даты государственной регистрации).

4. генеральной лицензии банка, имеющему лицензии на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте.

1.2 Деятельность Банка России

В банковской системе центральный банк страны играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития национальной экономики и ее банковского сектора. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, центральный банк создает экономические предпосылки для движения товаров и услуг от производителя к потребителю.

Центральный банк функционирует в сфере обмена. Создавая свой продукт в виде наличных денег и безналичных платежных средств, эмитируя их в обращение, он обеспечивает кругооборот и оборот капитала экономических субъектов, непрерывность процесса производства, распределения, перераспределения и потребления общественного продукта.

Центральный банк - экономический институт, функционирующий в сфере товарно-денежных отношений. Его денежно-кредитная политика основана на использовании денег, кредита, процента, валютного курса.

Вместе с тем центральный банк выступает как некоммерческая организация. Предоставляя экономическим субъектам свои продукты и услуги, центральный банк получает за них определенную плату. В отличие от коммерческих банков получение прибыли не является для него целью деятельности.

Центральный банк - общественный институт, работающий на макроуровне экономических отношений. Эмитирование им наличных денег и платежных средств важно для отдельных экономических субъектов и для экономики в целом.

Правовой статус Центрального банка Российской Федерации и цели его деятельности, функции и полномочия определяют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон 'О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)', другие федеральные законы.

Центральный банк Российской Федерации в отличие от коммерческих банков - федеральный орган государственной власти. Его государственно-властные полномочия распространяются на денежно-кредитную сферу и регулирование деятельности банков, входящих в банковскую систему страны. Такое управление не предполагает право собственности на имущество управляемых субъектов, их подчинение банку. Банк России осуществляет государственное управление в форме денежно-кредитного регулирования с помощью введения норм и правил деятельности неподчиненных ему банков, надзора и контроля за их работой.

Фундаментальный признак деятельности Центрального банка Российской Федерации - ее независимый характер. Федеральный закон 'О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)' декларирует: функции и полномочия 'Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления'.

Прежде всего речь идет о независимости операционной деятельности Банка России. Он осуществляет определенный спектр операций, предусмотренных банковским законодательством, по специально разработанным нормам.

Банк России подотчетен Государственной Думе. Дума назначает и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Совета директоров Банка России (по представлению его Председателя, согласованному с Президентом РФ), рассматривает годовой отчет Банка России, основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение.

В названном Федеральном законе отмечается, что целями деятельности Банка России являются:

1. Защита и обеспечение устойчивости рубля.

2. Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации.

3. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Федеральный закон 'О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)' содержит перечень из 18 функций, который не исключает осуществление иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти 18 функций можно группировать исходя из целевой ориентации и назначения Банка России:

1. Денежно-кредитное регулирование (регулирующая функция).

2. Нормативное регулирование (нормативно-творческая функция).

3. Операционная.

4. Информационно-аналитическая.

5. Надзорная и контрольная.

В рамках денежно-кредитного регулирования (регулирующая функция) Банк России в соответствии с законом, определяющим его деятельность:

1. Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

2. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение.

3. Выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организует систему их рефинансирования.

Нормативное регулирование (нормативно-творческая функция) предусматривает:

1. Разработку правил ведения банковских операций.

2. Определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

3. Определение правил ведения расчетов в Российской Федерации.

4. Разработку правил расчетов с международными организациями‚ государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

В соответствии с операционной функцией Банк России:

1. Осуществляет самостоятельно либо по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок.

2. Управляет своими золотовалютными резервами.

3. Обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

Согласно информационно-аналитической функции Банк России:

1. Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и по регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений и ценообразования, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

2. Участвует в разработке прогноза платежного баланса страны, организует его составление.

3. Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице.

Реализуя надзорную и контрольную функцию, Банк России осуществляет:

1. Надзор за деятельностью банков и банковских групп.

2. Государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на совершение банковских операций, приостановку их действий и их отзыв.

3. Регистрацию эмиссий ценных бумаг банков.

4. Валютное регулирование и валютный контроль.

Функция, в юридическом отношении трактуемая как направление деятельности, предполагает осуществление ряда операций и сделок. В рамках установленных законом функций Центральный банк Российской Федерации:

1. Проводит операции по выпуску денег в обращение.

2. Осуществляет кредитные, расчетные, кассовые и депозитные операции.

3. Покупает и продает государственные ценные бумаги на открытом рынке.

4. Покупает и продает облигации, эмитируемые им, и депозитные сертификаты.

5. Покупает и продает иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями.

6. Покупает, хранит, продает драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей.

7. Принимает на хранение, и управление ценные бумаги и другие активы.

8. Выдает поручительства и банковские гарантии.

9. Совершает операции с финансовыми инструментами, используемые для управления финансовыми рисками.

10. Открывает счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации, территориях иностранных государств.

11. Выставляет чеки и векселя в любой валюте.

12. Проводит иные банковские операции.

К кругу иных банковских операций относятся предусмотренные Федеральным законом 'О банках и банковской деятельности': привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (депозиты); размещение их от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов экономических субъектов; осуществление по поручению своих клиентов расчетов по счетам, открываемым в учреждениях Банка России.

Представленные операции имеют ряд особенностей:

1. Все операции Банка России носят денежный (стоимостный) характер, осуществляются в сфере обмена, охватывают сферу купли-продажи‚ а через нее все стадии воспроизводственного процесса.

2. В соответствии с функцией эмиссии наличных денег Банк России эмитирует банкноты и монеты, проводит операции по организации наличного денежного обращения.

3. Операции, осуществляемые Банком России, могут обслуживать как макро-‚ так и микроуровень экономических отношений.

4. Операции, выполняемые Банком России, носят договорной характер.

5. Операции совершаются Банком России на комиссионной основе.

6. Операции Банка России осуществляются по регламенту, разрабатываемому им в форме указаний, положений и инструкций.

7. Операции Банка России отличаются от операций коммерческих банков, для которых главной и решающей по объему является кредитная операция. Для Банка России более значимы выпуск наличных денег и операции по безналичным расчетам.

Банк России не имеет права выполнять операции:

1. С юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций.

2. С физическими лицами в тех регионах, где нет кредитных учреждений.

3. По приобретению акций (долей) кредитных и иных организаций (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).

4. С недвижимостью (кроме случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций).

5. По торговле и производству товаров (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).

6. По пролонгированию выданных ссуд (кроме случаев, связанных с решением Совета директоров Банка России).

Операции, предусмотренные законодательством, выполняют учреждения Банка России. Основная работа по банковскому обслуживанию клиентов сосредоточена в его главных управлениях, национальных банках, полевых учреждениях, расчетно-кассовых центрах (РКЦ), операционных управлениях.

1.3 Анализ банковской деятельности в России

В последние годы отечественная банковская система демонстрировала устойчивую положительную динамику (см. таблица 1). В плане количественного роста ее активы выросли. С 1.01.2008 по 1.01.2012 активы увеличились на 21502,4 млрд. руб. За 2011 год активы выросли с 33804,6 млрд. руб. до 41627,5 млрд. руб., то есть темп роста составил 123%. С точки зрения повышения качества работы - банковский сектор России, наконец, начал выполнять функцию финансового посредника между капиталоизбыточными и капиталонедостаточными секторами хозяйства.

Вместе с тем на фоне экономического роста в стране динамика банковского сектора представляется явно недостаточной.

Кредитный портфель за последние годы увеличился в 2 раза, за последний год темп роста составил 128%, если на 1.01.2011 кредиты составили 18147,7 млрд. руб., то на 1.01.2012 23266,2 млрд. руб.

Капитал также увеличился с 1.01.08 до 1.01.12 в 2 раза, в 1.01.08 капитал составил 2671,5 мрлд. руб., в 1.01.12 5242,1 млрд. руб. темп роста за последний год составил 110%.

Несмотря на заметный рост кредитных портфелей российских банков, потребности предприятий в получении кредитов все еще удовлетворены незначительно. В особом дефиците длинные инвестиционные кредиты, четверть рынка которых обеспечено прямыми трансграничными кредитами иностранных банков. Но эти кредиты доступны ограниченному кругу российских предприятий, в основном крупным экспортерам и естественным монополиям. Большинство средних и малых предприятий испытывают в привлечении кредитных ресурсов серьезные затруднения. Согласно данным межрегионального обследования малого бизнеса, только четверть малых предпринимателей имеет опыт и условия для использования банковских кредитов

Банковская система России продолжает нести серьезные системные риски, порождаемые неразвитой системой рефинансирования. Несмотря на недавний кризис, Центральный Банк ограничился разовым сокращением нормативов обязательных резервов.

Достаточно высокими остаются кредитные риски. Предприятия, имеющие доступ к кредитному рынку, обладают возможностью пролонгации и рефинансирования своих ссуд, что маскирует истинную кредитоспособность заемщиков и, следовательно, качество кредитных портфелей банков. В случае же резкого торможения роста экономики и сворачивания кредитного бума вполне вероятен масштабный кризис 'плохих' долгов.

Уровень концентрации капитала и эффективности деятельности российских банков в значительной степени отстает от зарубежных. Недостаточно высоки квалификация кадров и качество управления.

Российский банковский сектор отличается низким уровнем капитализации, составляющей в целом размер капитала крупного банка экономически развитой страны. В силу низкой эффективности и рискованности вложений он не обладает инвестиционной привлекательностью.

Рост конкурентоспособности российского банковского сектора сдерживают законодательные ограничения (отмененные в ряде экономически развитых стран), которые не позволяют российским банкам привлекать так называемые 'длинные' деньги страховых и пенсионных фондов.

Выявленные проблемы предопределяют выбор главного направления развития банковского сектора России - количественный и качественный рост, усиление концентрации капитала и на этой основе повышение уровня эффективности банковской деятельности. Однако для этого требуется разработка и реализация стратегии, позволяющей максимально адаптировать российскую банковскую систему к современным мирохозяйственным тенденциям и состоянию мировой финансовой системы.

В 2011 году наблюдалась разнонаправленная динамика большинства ключевых показателей, характеризующих роль банковского сектора в экономике. Отношение активов банковского сектора к ВВП за год возросло с 74,8 до 76,3%. Отношение капитала банковского сектора к ВВП составило 9,6%, сократившись за год на 0,9 процентного пункта. Основным источником формирования ресурсной базы кредитных организаций по итогам 2011 года, как и в предыдущие годы, были вклады физических лиц: отношение их объема к ВВП не изменилось и составило 21,7%. Отношение депозитов нефинансовых организаций к ВВП повысилось на 2,0 процентного пункта - до 15,3%. В структуре активов банковского сектора в 2011 году, как и годом ранее, доминировали кредиты. Отношение совокупного объема выданных кредитов 13 к ВВП возросло на 3,6 процентного пункта - до 52,6%, при этом их доля в совокупных активах банковского сектора увеличилась на 3,4 процентного пункта и составила 68,9%. Отношение кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам к ВВП возросло на 2,4 процентного пункта - до 42,6%.

В 2011 году количество действующих кредитных организаций сократилось на 34 единицы - до 978 организаций (таблица 2). В течение года были отозваны (аннулированы) лицензии у 22 кредитных организаций; в связи с реорганизацией в форме присоединения исключены из Книги государственной регистрации 18 кредитных организаций; получили лицензию на осуществление банковских операций 5 новых кредитных организаций. Таким образом, в 2011 году сохранилась тенденция последних лет к уменьшению числа действующих кредитных организаций. Крупные многофилиальные банки в 2011 году продолжали оптимизацию своих региональных подразделений. В отчетном году количество филиалов действующих кредитных организаций на территории Российской Федерации уменьшилось на 4,1% - на 1.01.2012 их количество составило 2807 (на 1.01.2011 - 2926). В 2011 году общее количество внутренних структурных подразделений кредитных организаций и их филиалов увеличилось на 2179 единиц и на 1.01.2012 составило 40 610 (на 1.01.2011 - 38 431). При этом количество дополнительных офисов увеличилось с 22 001 до 22 565, кредитно-кассовых офисов - с 1389 до 1725, операционных офисов - с 2994 до 5360, передвижных пунктов кассовых операций - с 87 до 100, а общее количество операционных касс вне кассового узла сократилось с 11 960 до 10 860.

В результате количество внутренних структурных подразделений, приходящихся на 100 тыс. населения, возросло с 27,1 на конец 2010 года до 28,4 на конец 2011 года.

Глава 2. Банковские операции

В рамках осуществления своей деятельности банки выполняют самые разнообразные виды операций и не только организуют денежный оборот и кредитные отношения, но и участвуют в процессе финансирования экономики.

Коммерческие банки реализуют свои функции, предоставляя обществу широкий спектр разнообразных банковских продуктов.

Банковский продукт - это разработанное и сформированное предложение банка клиенту определенной (необходимой или привлекательной для него) банковской операции или услуги с предоставлением соответствующих процедуре документов. Принятие и реализация этого предложения предполагает достижение взаимовыгодных результатов.

Виды банковской деятельности:

1. Операции по вкладам и счетам - прием во вклад временно свободных денежных средств от вкладчиков и выдача им денег с их счетов.

2. Кредитные операции - предоставление кредитов и ссуд заемщикам банка.

3. Расчетные операции - осуществление безналичных платежных и инкассовых операций.

4. Валютные операции - покупка и продажа валютных ценностей. Операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями - покупка и продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, привлечение их во вклады и размещение.

5. Операции по гарантиям - взятие на себя гарантий (поручительств) по выполнению обязательств в соответствии с договорами.

6. Операции по выдаче акцептов и авалей - акцептование и авалирование ценных бумаг других эмитентов.

7. Факторинговые операции - финансирование по договору уступки денежного требования.

8. Форфейтинговые операции - финансирование внешней торговли путем покупки дисконтных ценных бумаг без права 'регресса'.

9. Операции по учету векселей - Покупка векселей до наступления срока их оплаты должником.

10. Операции с ценными бумагами - Эмиссия, покупка и продажа ценных бумаг.

11. Инвестиционные Размещение денежных средств по заявкам

12. Инвестиционные операции - размещение денежных средств по заявкам клиентов в ценные бумаги или в недвижимость от собственного имени за счет инвесторов в соответствии с принципом разделения риска.

13. Операции доверительного управления (трастовые операции) - доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами.

14. Депозитарные операции - хранение и управление ценными бумагами, не принадлежащими банку.

15. Лизинговые операции - приобретение имущества и передача его в аренду.

16. Услуги по организации инкассации - осуществление операций по подкреплению банковскими ценностями и инкассации излишков банковских ценностей.

Банковские операции можно классифицировать по различным признакам:

1. По цели - для формирования ресурсов или для размещения их.

2. Функциональному назначению.

3. Субъектам отношений - с физическими лицами, юридическими лицами, государством.

4. Платности - операции на платной или на безвозмездной основе.

5. Степени значимости в структуре банковской деятельности - основные или дополнительные.

В процессе осуществления банковской деятельности кредитная организация может выступать как в роли кредитора, так и в роли заемщика. Все банковские операции и сделки в зависимости от того, в какой роли в них выступает банк, делятся на пассивные и активные.

Деятельность коммерческих банков, представляющая собой совокупность пассивных операций, посредством которых образуются банковские ресурсы, и активных операций по использованию этих ресурсов с целью получения дохода, характеризуется такими показателями, как ликвидность (возможность быстрого превращения в наличные денежные средства), прибыльность и финансовая устойчивость.

В соответствии с Федеральным законом 'О банках и банковской деятельности' коммерческие банки формируют финансовую отчетность, которая призвана служить трем основным целям:

1. Дать руководству банка возможность оценить свои операции, их конечные результаты и общую эффективность, а также определить дальнейшую политику в вопросах развития тех или иных видов банковских операций.

2. Служить средством контроля по различным направлениям деятельности банка (формирование и размещение ресурсов, состояние кредитных, расчетных, кассовых и других банковских операций, операций с ценными бумагами) и создавать условия для наблюдения органами банковского надзора за финансовым положением коммерческих банков.

3. Обеспечивать акционерам банка (прежде всего путем аудиторского анализа) возможность контроля по соблюдению их интересов в ходе проводимой руководством банка политики его развития.

Главной частью отчетности коммерческого банка является его бухгалтерский баланс, в котором отражается состояние собственных и привлеченных средств банка, а также их размещение в кредитные и другие операции.

Фактически баланс коммерческого банка представляет собой сводную таблицу, дающую представление о финансовом положении, характере, структуре и размерах операций банка на соответствующую дату.

В балансе коммерческого банка активы и пассивы группируются по содержанию и располагаются в соответствии с общепринятым в мировой практике главным принципом его построения: статьи по активу расположены в соответствии с последовательным уменьшением их ликвидности, а статьи по пассиву - с уменьшением востребования средств (т.е. по порядку очередности выполнения обязательств банка).

Пассивные операции - это те операции, которые позволяют сформировать банковские пассивы и дают возможность банку привлечь в свое распоряжение для временного пользования ресурсы.

Совершая пассивные операции, банк становится должником, так как привлеченные им денежные средства подлежат по истечении какого-то времени возврату. В зависимости от источника средств банковские пассивы подразделяются на две группы:

1. Собственные средства (капитал).

2. Привлеченные (заемные) средства.

Собственный капитал обеспечивает самостоятельность коммерческого банка и гарантирует его финансовую устойчивость, являясь источником сглаживания негативных последствий различных рисков, которые несет банк.

Собственный капитал формируется за счет взносов самих учредителей или владельцев банка, различных фондов, создаваемых банком, а также из нераспределенной прибыли. Основной составляющей собственного капитала является уставный фонд (капитал), формирование которого зависит от организационно-правовой формы банка. Уставный фонд полностью формируется за счет взносов участников (юридических и физических лиц) и служит обеспечением их обязательств. Если банк создается как акционерное общество, его уставный фонд образуется за счет средств акционеров, поступивших от реализации акций. Банк, который является обществом с ограниченной ответственностью, формирует уставный фонд за счет паевых взносов участников.

В процессе деятельности кредитной организации уставный капитал может и должен увеличиваться. Это достигается дополнительным выпуском акций и распределением их среди юридических и физических лиц. Банки сами заинтересованы в увеличении своих капиталов для повышения устойчивости и престижа, возможности маневрировать ресурсами и улучшении рентабельности.

Помимо уставного фонда коммерческие банки располагают и другими собственными фондами. Они формируются за счет чистой прибыли, получаемой банками в процессе осуществления деятельности. Банки самостоятельно определяют периодичность формирования и размер отчислений от чистой прибыли, а также цели ее использования. Чистая прибыль может направляться на создание:

1. Резервного фонда, который предназначен для покрытия возможных убытков банка по операциям в процессе его деятельности.

2. Фонда производственного и социального развития для финансирования технического совершенствования банка и улучшения условий труда работников банка.

3. Фонда материального поощрения персонала банка.

4. Специальных страховых фондов.

В составе пассивных операций коммерческих банков, направленных на формирование привлеченных и заемных средств, можно выделить следующие группы:

1. Вклады и депозиты юридических и физических лиц.

2. Остатки на расчетных, текущих, корреспондентских и других счетах.

3. Кредиты, полученные от других коммерческих банков или Банка России (межбанковские кредиты).

4. Эмиссия не инвестиционных ценных бумаг (депозитных и сберегательных сертификатов, векселей и т.д.).

Другими источниками банковских ресурсов являются средства, которые банк самостоятельно по своей инициативе привлекает с целью обеспечения своей ликвидности. Это могут быть:

1. Межбанковские кредиты.

2. Ценные бумаги, проданные по соглашениям об обратном выкупе (сделки РЕПО).

3. Займы на рынке евродолларов.

Подобные привлеченные средства относятся к управляемым пассивам. Именно управляемые пассивы дают банкам возможность восполнять отток средств по депозитам и преодолевать связанные с этим неблагоприятные непредвиденные обстоятельства.

Получая от других банков займы, банки получают возможность оперировать достаточно крупными средствами, поддерживать оптимальный остаток на корреспондентском счете и при необходимости обращаться за кредитом в банк-корреспондент.

Получение займа у Банка России - традиционная пассивная операция коммерческих банков. Коммерческие банки получают кредиты у Банка России в форме переучета и перезалога векселей, в порядке рефинансирования, а также в форме ломбардного кредита, т.е. под залог государственных ценных бумаг.

Соглашения об обратном выкупе (сделки РЕПО). Суть этих сделок заключается в том, что для привлечения дополнительных ресурсов банки заключают соглашения с коммерческими структурами о размещении ценных бумаг на условиях обязательного обратного выкупа у них в оговоренные сроки (обычно короткие) и по определенной цене, которая выше той цены, по которой они продавались.

Активные операции - это операции, при осуществлении которых банки используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы, размещая их от своего имени с целью получения необходимого дохода.

Основными видами активных операций коммерческого банка являются:

1. Предоставление кредитов юридическим и физическим лицам на различных условиях и на различный срок.

2. Операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счет.

3. Инвестирование.

4. Сделки РЕПО.

5. Валютные дилинговые операции.

6. Нетрадиционные операции коммерческих банков.

Кредитные операции - это операции кредитора по размещению свободных ресурсов в различные ссуды, предоставляемые клиентам на условиях платности, срочности и возвратности. Свои ресурсы банки могут размещать на межбанковском рынке, предоставляя кредиты другим банкам или открывая у них депозитные счета.

Прямые инвестиции представляют собой непосредственное вложение средств банка в производство, приобретение реальных активов. Портфельные инвестиции осуществляются в форме покупки ценных бумаг или предоставления долгосрочных денежных ссуд.

Банки совершают сделки по покупке ценных бумаг с обязательной последующей продажей (сделки РЕПО) того же выпуска и в том же количестве через определенный договором срок по установленной цене.

Операции по торговле иностранной валютой относятся к посреднической деятельности по покупке-продаже валюты. Задачей банка в данной области является предоставление своим клиентам возможности конвертировать их активы в иностранной валюте из одной валюты в другую.

К нетрадиционным операциям коммерческих банков относятся операции, которые могут выполнять и другие организации, кроме коммерческих банков:

1. Расчетно-кассовое обслуживание.

2. Доверительные (трастовые) операции.

3. Лизинговые операции.

4. Факторинговые операции.

5. Выдача гарантий и поручительств.

6. Услуги по инкассации и т.д.

Активные операции осуществляются коммерческими банками с целью получения прибыли при одновременном поддержании необходимого уровня ликвидности банка и оптимального распределения рисков по отдельным видам операций.

По выполняемым задачам активные операции банка можно подразделить на две группы.

1. Операции, направленные на поддержание ликвидности банка на определенном уровне; к ним относятся: денежные средства в кассе банка; остатки средств на корреспондентском счете в Банке России; средства на счетах и депозитах в других коммерческих банках.

2. Операции, направленные на получение банковской прибыли, к ним относятся: кредитование физических и юридических лиц; инвестиции в ценные бумаги; вложения в инвестиционные проекты; операции по торговле иностранной валютой.

При осуществлении активных операций большое значение имеют кредитные риски и их распределение.

Основу всех активных операций составляют ссудные операции, которые приносят банкам значительную часть доходов. Эффективность ссудных операций определяется кредитной политикой банка. Кредитные вложения должны быть для банка надежны и рентабельны.

Глава 3. Центральный банк как орган государственного регулирования

Центральный банк РФ (Банк России) является юридическим лицом и имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Банк России - самостоятельное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы страны. Находится в собственности Российской Федерации.

Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель; разделена на два уровня: первый уровень, это банковские кредитные организации, охватывает учреждения центрального Банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй уровень, это небанковские кредитные организации, состоит из деловых различных банков, задача которых - обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставления им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые депозитные валютные операции и др.).

Банковская система находится в стадии переходной системы: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще не достаточно развито. Известно, что та или иная система, так или иначе происходит из предшествующей, поэтому содержит 'родимые пятна' прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в условиях России еще наполнена рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.

3.1 Функции и роль центрального банка

Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:

разработка и проведение кредитно-денежной политики;

регулирование денежного обращения;

регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними;

осуществление безналичных расчетов в общенациональном масштабе;

организация валютного регулирования;

хранение золотовалютных резервов страны.

Для их выполнения ЦБ РФ использует следующие инструменты и методы:

установление правил, регламентирующих деятельность кредитных организаций;

осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;

установление и осуществление контроля за соблюдением обязательных экономических нормативов кредитными организациями;

установление резервных требований;

рефинансирование кредитных организаций;

проведение дисконтной политики;

проведение операций на открытом рынке;

осуществление валютных интервенций. Для поддержания надежности банковской системы Центральным банком активно используются все перечисленные выше инструменты.

Постоянно проводится работа по совершенствованию правил бухгалтерского учета и отчетности, основной целью этого шага являются: приближение российской отчетности к международным стандартам, повышение информативности, однозначность трактовки отдельных бухгалтерских операций и, как следствие, адекватность реально проводимых банком операций их отражению в отчетности. К сожалению, большие различия в функционировании экономического механизма России и развитых индустриальных стран Запада не позволяет в полной мере использовать зарубежный опыт в составлении отчетности, так как это в значительной степени снижает качество анализа и контроля за финансовым состоянием российских банков.

Большое внимание уделяется вновь создаваемым банкам. Постоянно ужесточаются условия их лицензирования, требования к величине уставного фонда, порядку работы на финансовом рынке, правам и обязанностям вновь созданной кредитной организации.

В целях обеспечения экономических условий для устойчивого функционирования банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ установлены обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций. К ним относятся: нормативы достаточности капитала, нормативы ликвидности кредитной организации, максимальные размеры рисков и ряд других нормативов. Невыполнение кредитной организацией отдельных нормативов влечет наложение штрафных санкций вплоть до отзыва лицензии.

В целях совершенствования надзора и ориентации его, в первую очередь, на то, чтобы выявить проблемы, способные в будущем осложнить финансовое положение банков, ЦБ РФ разработал рекомендации по определению критериев степени проблемности банков. Эти критерии используются подразделениями ЦБ РФ при проведении надзорных проверок и разработке мер воздействия, применяемых к банкам в зависимости от степени их проблемности, при принятии решений о санации банков либо их ликвидации.

Установление резервных требований преследует две цели: регулирование уровня денежной массы и частичное страхование привлекаемых банками средств. Для вкладчиков такое страхование служит дополнительной гарантией надежности вложения. Однако, во-первых, оно приводит к существенному снижению доходности по вкладам (так как по обязательным резервам проценты не начисляются, банки снижают ставку процента по привлекаемым ресурсам). Во-вторых, механизм обязательного резервирования до конца не отработан, как следствие, использование банками своих резервов в критических ситуациях для их исправления практически невозможно.

Под рефинансированием банков понимается кредитование банков Центральным банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и ломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов. Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необходимое количество кредитных ресурсов из других источников. То есть Центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, как правило, на короткие сроки и под высокие проценты и полностью обеспечиваются залогом.

Ставка рефинансирования в последнее время носит более формальный характер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ и все более величину штрафных санкций к банкам.

В связи с продолжающимся кризисом на валютном рынке и рынке МБК, неразвитостью фондового рынка, особое значение для поддержания ликвидности банковской системы и отдельных банков получает проведение операций на открытом рынке посредством купли-продажи государственных ценных бумаг. Из всех обязательств, обращающихся на рынке, государственные ценные бумаги являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может владеть отдельный участник финансового рынка).

А в связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействие отдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказывает значительного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и Правительством жесткая валютная политика на протяжении последних лет привела к значительному сокращению доли спекулятивных валютных операций от общего объема проводимых банками.

Как известно, центральные банки возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют решить по крайней мере одну, но сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем развитее становятся капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихийный характер. На определенном этапе развития цивилизации общество начинает понимать необходимость ограничения указанного стихийного начала рынка, минимизации связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка - и производители, и потребители, и посредники.

Задача эта поистине сложная: с одной стороны, надо сохранить свободу предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой - ограничить по возможности стихийно-разрушительное начало, внутренне присущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданных потерь (можно даже сказать, что задача состоит в том, чтобы сохранить в рынке его 'хорошие' качества и по возможности нейтрализовать 'плохие' - задача, долгое время служившая предметом насмешек, но вполне корректная для условий XXЭ в). Вторая часть данной задачи решается с помощью общественного контроля основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия, т.е. общественно организованного регулирования. В банковской сфере функции такого регулятора рыночных отношений поручаются такому государственному институту, как центральный банк.

В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное регулирование хозяйственной деятельности должно преследовать три главные цели:

создание (поддержание) общих условий цивилизованного функционирования рынка, всего народного хозяйства;

стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;

решение макроэкономических проблем. Как орган государственный центральный банк применительно к своей сфере должен участвовать в достижении всех трех целей, для чего, в частности, он обязан:

поддерживать правопорядок в финансовой сфере, заставлять участников денежно-кредитных отношений выполнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;

осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правильное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

выполнять или организовывать выполнение общезначимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасности банковской системы и т.д.);

добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, темпов и качества экономического роста, уровня занятости и т.д.).

Реализация перечисленных и некоторых других целей и задач представляет собой необходимое условие нормального функционирования и развития каждого банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с другими государственными органами, достичь этих целей и решить задачи не способен. Поэтому коммерческие банки (кредитные учреждения) правы, когда именно от правительства и Центрального банка РФ ожидают обеспечения приемлемых общих условий для своей деятельности.

Отсутствие таких общих условий может иметь несколько объяснений.

Во-первых, их могли еще не успеть создать. Применительно к нашему случаю такая причина частично имеет место. Вместе с тем здесь важна динамика, тенденция. Она же такова, что по ряду направлений, зависящих прежде всего от правительства, а потом от ЦБ РФ, прогресса в создании таких условий не наблюдается уже несколько лет. Это касается в первую очередь состояния национальной экономики в целом и базирующегося на нем состояния национальной денежной единицы, а также состояния правопорядка в стране.

Во-вторых, ситуация может объясняться неумением властей взяться за дело и создавать указанные условия по крайней мере в тех объемах, в каких это объективно возможно в данный момент. Нет сомнений, что и эта причина частично действует.

В-третьих, здесь может сказываться влияние ориентации властей и части самих предпринимателей на создание дикого, нерегулируемого цивилизованными средствами рынка, такого, который стихийно развивался во всем мире в течение тысячелетий вплоть до начала XX в. С сожалением следует констатировать, что подобная ориентация достаточно сильна в современном российском обществе. К тому же данная установка определенно и последовательно проводится в жизнь правительством.

Следует только заметить, что в рамках такого подхода уже неочевидна сама необходимость иметь и совершенствовать Центральный банк РФ как таковой. Первобытно-дикий рынок не приемлет и не нуждается ни в общественно организованном регулировании вообще, ни в центральном банке в частности. Поэтому надо ясно понимать: если в России культивируется именно такой рынок, и, исходя из такого сознательно выбранного курса, государство в лице правительства добровольно удалилось от регулирования экономики, то очередным, по-своему логичным шагом в данном направлении должна была бы стать ликвидация ЦБ РФ. Если же нет, тогда к делам регулирования экономики наряду с ЦБ РФ должны быть снова призваны и другие органы государственной власти и управления.

В-четвертых, следует иметь в виду и такую причину, как неадекватное понимание Центральным банком РФ целей своей деятельности, связанной с ними огромной его ответственности не только перед банковским сообществом, но и перед всей экономикой, всем обществом, необходимости более активно отстаивать право на собственную позицию, защищать интересы даже не банков как таковых, а банковского дела, интересы здоровья денежно-кредитной системы страны. Например, практические шаги Банка России в последнее время не дают оснований однозначно утверждать, что он в полной мере осознает свою ответственность за действительное укрепление рубля и за устойчивое развитие национальной банковской системы.

Наконец, в-пятых, необходимо принять во внимание еще одну возможную причину - дефицит независимости у Центрального банка РФ. В наших условиях это достаточно реальная причина, к тому же традиционная для России. При этом для современного Банка России характерна меньшая, чем закреплено за ним в Законе, степень независимости.

Это означает, что система Центрального банка РФ, которая должна являть собой финансовую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, на деле поставлена под власть правительства и президентского аппарата, причем негласно, поскольку такое соотношение между ними законодательством не предусмотрено (власть правительства над центральным банком может считаться даже нормальным явлением, если таков закон).

Это означает также, что ЦБ РФ в сегодняшних обстоятельствах стеснен, с одной стороны, в смысле собственной защиты в отношениях с исполнительной властью; с другой - в плане выражения и отстаивания законных и долговременных интересов 'подведомственной' ему сферы в целом и составляющих ее отдельных организаций.

Можно отметить, что легальный статус ЦБ РФ в соответствии с новым Законом достаточно высокий. Надо только этот статус наполнить реальным содержанием (и в этом пункте ЦБ РФ вполне мог бы опираться на поддержку коммерческих банков, их ассоциаций и союзов). Последнее же зависит не только от законов, но и от множества других факторов, среди которых:

качество и направленность подзаконных актов, прежде всего нормативных актов самого Банка России;

желание и готовность ЦБ РФ четко и последовательно отстаивать свое видение проблем и свою политику, держать известную дистанцию между ним и исполнительной властью, которая, как и власть законодательная, менее склонна смотреть далеко вперед;

качество работы ЦБ РФ, прежде всего работы аналитической;

персоналии на ключевых постах в ЦБ РФ и других властных структурах.

Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действительном смысле этого слова (большую или меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).

В то же время независимость ЦБ РФ может и должна быть относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется, что это должна быть зависимость прежде всего и больше всего от потребностей экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он правильно отражает эти потребности).

'Опыт многих зарубежных государств показывает, что для обеспечения независимости ЦБ руководство страны должно ответить на два главных вопроса. Во-первых, какая степень формальной независимости может рассматриваться. как желательная и реальная. Во-вторых, что требуется для обеспечения такой степени независимости ЦБ. В наших условиях свои ответы на данные вопросы в первую очередь должен дать, видимо, сам ЦБ РФ (поскольку, как уже отмечено, легальный его статус вполне высок) и убедить общественность в их обоснованности.

Заключение

В данной работе была предпринята попытка проанализировать основные тенденции, черты и перспективы развития банковского сектора Российской Федерации.

Специфика анализа заключается в том, что основные тенденции развития банковской системы были частично прерваны финансово-экономическим кризисом. Прежде, для российской банковской системы были характерны стремительный рост активов банков, превышающий темп роста их собственного капитала, постепенное сокращение ставки процента, устойчивое уменьшение количества действующих кредитных организаций, постепенный рост отношения выданных банками кредитов к активам, кредитам к ВВП и др. В качестве присущих системе проблем были выделены низкая капитализация банковского сектора, недостаточная надёжность и недостаточное доверие населения, ряд региональных и структурных диспропорций в экономике, макроэкономическая нестабильность, отсутствие ясной стратегии развития, высокая концентрация, институциональные проблемы в экономике и др.

Финансово-экономический кризис, обусловленный комплексом внешних и внутренних причин, вызвал резко сокращение притока капитала в банки, увеличил стоимость заимствования за рубежом, привёл к банкротству ряда банков, дестабилизировал экономику в целом, что привело к росту ставок по выдаваемым кредитам и, соответственно, к сокращению кредитования.

Недостаток ликвидности и 'длинных' пассивов банковской системы ухудшил возможности банков по выдаче кредитов, а рост просроченной задолженности угрожает вызвать вторую волну банковского кризиса. Принятые регулятором и правительством меры позволили смягчить последствия, однако выйти на докризисные темпы роста все еще не удается, неопределенность остается высокой. Сложность прогнозирования во много объясняется тем, что состояние банковского сектора сейчас зависит от состояния экономики РФ в целом и ситуации на мировых рынках.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011)'О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)'.

2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 06.12.2011)'О банках и банковской деятельности'.

3. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 30.11.2011)'О рынке ценных бумаг'.

4. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011)'О валютном регулировании и валютном контроле'.

5. Каджаева М.Р. Банковские операции: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / М.Р. Каджаева, С.В. Дубровская. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр 'Академия', 2008. - 400 с.

6. Костерина Т.М. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО: Учебно-практическое пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. - 360 с.

7. Кроливецкая Л.П. Банковское дело: кредитная деятельность коммерческих банков: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2009. - 280 с.

8. Кузнецова Е.И. Деньги. Кредит. Банки. - ЮНИТИ, - 2-е изд. 2009, - 566 с.

9. Лаврушин О.И. Банковское дело: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред.О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и. статистика, 2009. - 672с.

10. Лаврушин О.И. Банковское дело. Экспресс-курс: учебное пособие; под. ред.О. И Лаврушина. - 3-е изд., перер. и доп. - М.: КНОРУС, 2009, - 352 с.

11. Нуреев Р.М. Курс макроэкономики. Учебник для вузов. - 3-е изд. изм. / Р.М. Нуреев. - М.: НОРМА, 2009. - 572 с.

12. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/ под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС. - 2009. - 688 с.

13. http://www.cbr.ru

14. http://www.gks.ru.

15. http://www.banki.ru.

Приложение

Таблица 1

Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора Российской Федерации

1.01.08

1.01.09

1.01.10

1.01.11

1.01.12

Активы (пассивы) банковского сектора, млрд. руб.

в % к ВВП

20125,1

60,5

28022,3

67,9

29430,0

75,9

33804,6

75,2

41627,5

76,6

Собственные средства (капитал) банковского сектора,

млрд. руб.

в % к ВВП

в % к активам банковского сектора

2671,5

8,0

13,3

3811,1

9,2

13,6

4620,6

11,9

15,7

4732,3

10,5

14,0

5242,1

9,6

12,6

Кредитный портфель, млрд. руб.

в % к ВВП

в % к активам банковского сектора

12287,1

37,0

61,1

16526,9

40,0

59,0

16115,5

41,5

54,8

18147,7

40,4

53,7

23266,2

42,8

55,9

Ценные бумаги, приобретенные банками, млрд. руб.

в % к ВВП

в % к активам банковского сектора

2250,6

6,8

11,2

2365,2

5,7

8,4

4309,4

11,1

14,6

5829,0

13,0

17,2

6211,7

11,4

14,9

Вклады физических лиц, млрд. руб.

в % к ВВП

в % к пассивам банковского сектора

в % к денежным доходам населения

5159,2

15,5

25,6

24,2

5907,0

14,3

21,1

23,4

7485,0

19,3

25,4

26,3

9818,0

21,8

29,0

11871,4

21,8

28,5

Средства, привлеченные от организаций, млрд. руб.

в % к ВВП

в % к пассивам банковского сектора

7053,1

21,2

35,0

8774,6

21,3

31,3

9557,2

24,6

32,5

11126,9

24,8

32,9

13995,7

25,7

33,6

Таблица 2

Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций

На 1.01.11

На 1.01.12

Регистрация кредитных организаций

1. Зарегистрировано КО Банком России либо на основании его решения Уполномоченным регистрирующим органом - всего

1 146

1 112

в том числе:

- банков

1 084

1 051

- небанковских КО

62

61

1.1 Зарегистрировано КО со 100 процентным иностранным участием в капитале

80

77

1.2 КО, зарегистрированные Банком России, но еще не оплатившие

уставный капитал и не получившие лицензию (в рамках законодательно установленного срока)

2

0

в том числе:

- банки

1

0

- небанковские КО

1

0

Действующие кредитные организации

2. КО, имеющие право на осуществление банковских операций - всего

1 012

978

в том числе:

- банки

955

922

- небанковские КО

57

56

2.1 КО, имеющие лицензии (разрешения), предоставляющие право на:

- привлечение вкладов населения

819

797

- осуществление операций в иностранной валюте

677

661

- генеральные лицензии

283

273

- на проведение операций с драгметаллами

208

207

2.2 КО с иностранным участием в уставном капитале - всего

220

230

из них:

- со 100-процентным

80

77

- свыше 50%

31

36

2.3 КО, включенные в реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов

832

806

3. Зарегистрированный уставный капитал действующих КО, млн. руб.

1 186 179

1 214 343

4. Филиалы действующих КО на территории Российской Федерации - всего

2 926

2 807

из них:

- ОАО 'Сбербанк России'

574

524

- банков со 100-процентным иностранным участием в уставном капитале

203

155

5. Филиалы действующих КО за рубежом - всего

6

6

6. Филиалы банков-нерезидентов на территории Российской Федерации

0

0

7. Представительства действующих российских КО - всего

460

378

в том числе:

- на территории Российской Федерации

416

335

- в дальнем зарубежье

32

31

- в ближнем зарубежье

12

12

8. Дополнительные офисы КО (филиалов) - всего

22 001

22 565

в том числе:

- ОАО 'Сбербанк России'

10 251

10 518

9. Операционные кассы вне кассового узла КО (филиалов) - всего

11 960

10 860

в том числе:

- ОАО 'Сбербанк России'

8 521

7 655

10. Кредитно-кассовые офисы КО (филиалов) - всего

1 389

1 725

в том числе:

- ОАО 'Сбербанк России'

0

0

11. Операционные офисы КО (филиалов) - всего

2 994

5 360

в том числе:

- ОАО 'Сбербанк России'

9

545

12. Передвижные пункты кассовых операций КО (филиалов) - всего

87

100

в том числе:

- ОАО 'Сбербанк России'

83

96

Отзыв лицензий и ликвидация юридических лиц

13. КО, у которых отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление банковских операций и которые не исключены из Книги государственной регистрации кредитных организаций

132

134

14. Внесена запись в Книгу государственной регистрации кредитных

организаций о ликвидации КО как юридического лица - всего

1 991

2 028

в том числе:

- в связи с отзывом (аннулированием) лицензии

1 555

1 574

- в связи с реорганизацией

435

453

из них:

- в форме слияния

2

2

- форме присоединения

433

451

в том числе:

- преобразованы в филиалы других банков

362

372

- присоединены к другим банкам (без образования филиала)

71

79

- в связи с нарушением законодательства в части оплаты уставного

капитала

1

1

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru