Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Типы и формы государства

Работа из раздела: «Теория государства и права»
                                    ПЛАН.



ВВЕДЕНИЕ.

1. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.


2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ.


3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.


4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

                                  Введение


Сегодня , пожалуй ,нет  более спорного вопроса в политической  науке  ,  чем
вопрос государства , его природе и роли в общественной жизни.
Государство  –  это  прежде  всего  исторически  сложившиеся  ,  сознательно
организованная социальная  сила  ,  управляющая  обществом.  Это  фактически
первая  сознательно  созданная  обществом   и   планомерно   функционирующая
организация , оказывающая  огромное  воздействие  на  жизнь  индивидуумов  ,
социальных групп и всего общества. А из этой исходной  функции  –  управлять
обществом – следуют  другие  черты  государства  .  Управление  обществом  –
управление  определенной  массой  людей  ,   на   которой   и   могут   быть
распространены государственные управленческие функции.
Традиционно отечественная теория государства и права в этих  целях  выделяет
в формах государства три основных , взаимосвязанных блока:
форму правления ,  форму  национального  и  административно-территориального
устройства , политический режим.



Особенности  государства  конкретного  исторического  периода   определяются
состоянием  и  уровнем  развития  общества.  При   неизменности   формальных
признаков ( территории , публичной власти , суверенитета  )  государство  по
мере общественного развития претерпевает  серьезные изменения .
Особенности  исторических   периодов   (этапов   ,   эпох   )   в   развитии
государственно-организационного общества у  различных  народов  в  различное
историческое время позволяют тем не менее выявить существенные  общие  черты
, характерные для всех государств данного  периода.  Первые  попытки  такого
обобщения , несмотря  на  отсутствие  исторического  опыта  государственного
строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием.
Аристотель  считал  ,  что  основными  критериями  разграничения  государств
являются:
1. Количество властвующих в государстве
2. Осуществляемая государством цель.
По первому признаку он различал правление  одного  ,  правление  немногих  ,
правление большинства. По  второму  признаку  все  государства  делились  на
правильные ( в них  достигается  общее  благо  )  и  неправильные  (  в  них
преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий  того  времени
,  Аристотель  считал  главное  различие  государств  в  том  ,  какое  мере
государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.
Полибий  говорил  ,   что   развитие   государства   ,   смена   его   типов
(разновидностей)   –   естественный   процесс   ,   определяемый   природой.
Государство развивается  по  бесконечному  кругу  ,  который  включает  фазы
зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна  в
другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает , что  цикличность  в
развитии государственно-организованного  общества  –  закономерный  процесс.
Тем не менее , главное в воззрениях Полибия состоит в том ,  что  за  основу
смены циклов в развитии государства  он  принимал  изменения  в  соотношении
государственной власти и человека.
Разнообразие  научных  подходов  в  оценке  этого  чрезвычайно  сложного   и
неоднозначного   общественного    явления    стало    обьективной    основой
концептуального  плюрализма   типологии   государств.   Марксистко-ленинская
типология  государства  и  права  базируется   на   категории   общественно-
экономической формации.
Формация – исторический тип общества , основанный  на  определенном  способе
призводства. Уровень развития производительных сил  определяет  материально-
техническую базу общества , а производственные  отношения  ,  складывающиеся
на однотипной форме собственности  на  средства  производства  ,  составляют
экономический  базис  общества  ,  которому    соответствуют    определенные
политические , государственно-правовые и другие надстроечные явления.
Переход от одной общественно-экономической формации к  другой  происходит  в
результате смены отживших   форм  производственных  отношений  и  замены  их
новым экономическим строем.  Качественные  изменения  экономического  базиса
закономерно влекут за  собой  коренные  преобразования  в  надстройке.  Этот
принцип положен  в  основу  марксистско-ленинской  типологии  государства  и
права.
Исторический тип  государства  ,  согласно  марксистско-ленинской  теории  ,
выражает единство классовой сущности  всех  государств  ,  обладающих  общей
экономической   основой   ,   обусловленной   господством    данного    типа
собственности  на  средства  производства.  Единство  экономического   строя
различных стран проявляется в господствующем типе собственности на  средства
производства , а следовательно , в  экономическом  господстве  определенного
класса ( классов ). Тип государства определяется на основании того  ,  какой
экономический  базис   это   государство   защищает   ,   интересам   какого
господствующего  класса  оно   служит.   При   таком   подходе   государство
приобретает сугубо классовую определенность , выступая в качестве  диктатуры
экономически господствующего класса.
Формационный  критерий   ,   лежащий   в   основе   марксистской   типологии
государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства :
рабовладельческое , феодальное и последний – социалистическое  ,  которое  ,
теоретически  ,  в  ближайшей  исторической  перспективе  должно   было   бы
перерасти в общественное коммунистическое самоуправление .
Перечислим основные характеристики различных типов государств  ,  выделяемых
на основании данной концепции.
 Рабовладельческий тип  государства  –  исторически  первая  государственно-
классовая  организация  общества.  По   своей   сущности   рабовладельческое
государство –  организация  политической  власти  господствующего  класса  в
рабовладельческой  обшественно-экономической  формации.  Важнейшая   функция
этих  государств  –  защита   собственности   рабовладельцев   на   средства
производства , в том числе на рабов.
Феодальный тип государства – результат  гибели  рабовладельческого  строя  и
возникновения   феодальной   общественно-экономической    формации.    Такое
государство  ,  согласно  марксистский  теории  ,  есть  оружие   классового
господства крепостников  –  помещиков,  главное  средство  защиты  сословных
привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности  .
Данный тип государства функционирует на базе  производственных  отношений  ,
основанных  на   капиталистической   частной   собственности   на   средства
производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.
Социалистический тип государства  возникает  в  результате  социалистической
революции  ,  которая  ниспровергает  отношения  частной   собственности   и
основанную на данных отношениях государственную  машину  .  Социалистическое
государство – орудие  политической  власти  трудящихся  масс  (  классов  ),
выражает  интересы  трудового  народа  ,  обеспечивает  защиту  и   развитие
социалистического общества.
Социалистический тип права – это высший  тип  правовой  системы  общества  ,
диаметрально   противоположный   всем   типам    эксплуататорского    права.
Социалистическое право возводит  в  закон  волю  трудящихся  масс  ,  служит
классовым   регулятором   общественных   отношений.   По    мере    перехода
социалистического общества к высшему , коммунизму, государство  и  право  во
всех своих элементах и признаках
постепенно   перерастают   в   систему    общественного    коммунистического
самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.
В  марксистском  понимании   исторический   тип   государства   определяется
зависимостью классового содержания государственной  и  правовой  организации
общества от типа экономического базиса классового  общества.  В  этой  связи
вводится понятие переходной государственности.
Переходное государство – представляет собой государственность ,  возникающую
в результате  национально  –  освободительной  борьбы  зависимых  народов  и
опирающуюся на разнотипные производственные отношения.  В  дальнейшем  ,  по
мере преобладания господствующей формы собственности , подобные  государства
должны  примкнуть  к  определенному   историческому   типу   государства   ,
капиталистическому  или  социалистическому.  Многоукладность  экономики  при
преобладании   примитивных   форм   собственности    (    родоплеменной    ,
полуфеодальной , смешанной ,  капиталистической  с  элементами  общественной
собственности ) – экономическая основа этих государств.
Концепцию  переходного  государства  разработал  В.И.Ленин  .  В   контексте
развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности  перехода  отдельных
стран к социализму , минуя капиталистическую стадию.
Главной задачей государства социалистической ориентации  считалось  создание
экономических , социальных ,  политических  ,  идеологических  ,  культурных
предпосылок для перехода к социализму.
Государства  капиталистического   пути   развития   по   мере   формирования
производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.
Первопричина смены  исторических  типов  государств  считается  социально  –
экономическое развитие  общества.  Социальная  революция  уничтожает  старую
общественную систему и кладет начало господству нового способа  производства
, новым  производственным  отношениям  ,  которым  соответствует  новый  тип
государственности  и права . Смена  одного  исторического  типа  государства
другим происходит в результате социальной революции.
Смена исторических типов государств неизбежно  влечет  за  собой  ликвидацию
устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства  ,
отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества.
      Преемственность между историческими типами  государств  заключается  ,
главным образом , в использовании структуры ,  форм  и  методов  организации
государственной  власти  прошлого  ,  которые  в  своем  развитии   отражают
общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят  от  конкретной  сущности
государства.
      Наиболее четко черты преемственности прослеживаются  основоположниками
марксизма – ленинизма в эксплуататорских типах государств ,  которые  роднит
их   общая   эксплуататорская   сущность   ,   необходимость    установления
государственности  ,   позволяющей   держать   в   повиновении   подавляющее
большинство   населения   страны.   Одновременно   подчеркивается   ,    что
преемственная связь при смене исторических типов  государства  и  права  по-
разному  проявляется  и  при  переходе  от  эксплуататорского   общества   к
социализму.
   Анализируя все известные эксплуататорские типы государств , марксистско –
ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:
1.  Все  эти  государства  являются  политической  надстройкой  над   такими
   производственными   отношениями   ,   которые   базируются   на   частной
   собственности и эксплуатации человека человеком .
2.  Они  представляют  организацию  политической  власти  эксплуататоров   ,
   подавляющей большинство населения.
3.  Все  эксплуататорские  государства  стоят  над  обществом  и  все  более
   отчуждают себя от него.
4.  По  мере  возрастания  неустойчивости   эксплуататорской   социально   –
   экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в
   этих  государствах  концентрируется   в   руках   все   уменьшающейся   ,
   незначительной части людей.
В  отличии  от  эксплуататорских  государств  социалистическое   государство
представляет  собой  организацию  политической  власти  трудящихся.   Отсюда
основные черты государства социалистического типа:
1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на
   орудия и средства производства , на отношениях товарищеской взаимопомощи
   сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего
   большинства населения , а по мере преодоления классовых антагонизмов , и
   всего народа.
Классово – формационный подход к типологии государств до последнего  времени
был единственным . Типом государства называется «совокупность  государств  ,
развивающихся в рамках одной и той же общественно –  экономической  формации
классового общества  и  характеризующихся  единством  классовой  сущности  и
экономической основы»1 . «Исторический


1Основы теории государства и права , М., 1982. С.23



тип государства  (  или  права  )  это  совокупность  наиболее  существенных
признаков , свойственных государствам  (  или  правовым  системам  )  единой
общественно –  экономической  формации  1  .  Тип  государства  определяется
экономическим строем классового общества  ,  соответствующей  ему  классовой
структурой ,  эксплуататорской  или  неэксплуататорской  природой  классовых
отношений и его классовой сущностью.2
      Так  ,Г.Елинекс  писал  ,  что  “несмотря  на  постоянное  развитие  и
преобразования , можно , однако , установить некоторые  прочные  признаки  ,
придающие  определенному  государству  или   группе   государств   на   всем
протяжении их истории черты  определенного  типа  3.  «Он  подразделяет  все
государства на два типа : идеальный и  эмпирический.  Идеальный  тип  –  это
мыслимое государство , которое в реальной жизни  не  существует.  Идеальному
государству  противопоставляет   эмпирический   ,   который   получается   в
результате сравнения отдельных ,  реально  существующих  государств  друг  с
другом.
      Английский  ученый   А.Тойнби   развил   и   конкретизировал   понятие
цивилизации , под которым он  понимал  относительно  замкнутое  и  локальное
состояние общества , отличающееся общностью  культурных  ,  экономических  ,
географических и других факторов.
Цивилизованный подход:
      Во-первых , при  анализе  экономического  базиса  упускается  из  вида
важный фактор , как многоукладность .
      Во-вторых  ,  при  формационном  рассмотрении   структуры   классового
общества их социальный состав значительно сужается  ,  так  как  в  основном
учитываются только классы антагонизмы.
      В-третьих  ,  формационный  подход  ограничивает  анализ  культурно  –
духовной жизни общества кругом  тех  идей  ,  представлений  и  ценностей  ,
которые отражают интересы основных антагонистических классов.
Основное  отличие  понятия  “цивилизация”  от  понятия  формация  состоит  в
возможности раскрытия сущности любой исторической  эпохи  через  человека  ,
через совокупность  господствующих  в  данный  период  представлений  каждой
личности  о  характере  общественной  жизни  ,  о  ценностях  и   целях   ее
собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре  изучения
прошлого  и  настоящего  общества  как  подлинно  творческая  и   конкретная
личность , а не как классово-обезличенный индивид.
Цивилизованный подход позволяет , таким образом , видеть  в  государстве  не
только   инструмент   политического   господства   эксплуататоров   ,    над


1 Теория государства и права .М., 1985. с.82
2 Теория государства и права .М., 1985. с.41
3 Еллинек Г. Указ.соч. с.210

эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает  как
важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества  ,
консолидации людей , удовлетворения разнообразных потребностей людей.
Западноевропейская  наука  классифицирует  государства  в   зависимости   от
характера взаимоотношений между  государственной  властью  и  индивидов.  По
этому признаку выделяют два типа государственности :
демократия и автократия.1  Г.  Кельзен  считал  ,  что  в  основе  типизации
современных государств находится идея политической  свободы.  В  зависимости
от  того  места  ,  которое  занимает  индивид  в  создании  правопорядка  ,
различаются  два  типа  государства  .  Если  индивид  активно  участвует  в
создании правопорядка ,- налицо демократия , если нет – автократия .2
Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый  Р.Макайвер
. Он делит все государства на два типа :
1. Династические (антидемократические) , где общая волна  не  выражает  воли
   большинства населения
2.  Демократические  ,  где  государственная  власть  выражает  волю   всего
общества или большинства его членов и в которых народ  либо  непосредственно
правит , либо активно поддерживает правительство.3
      Немецкий  ученый  Р.  Дарендорф  ,  подразделяя  все  государства   на
демократические и антидемократические ,  делал  вывод  ,  что  в  результате
постепенной демократизации общество классовой  борьбы  становится  обществом
граждан , в котором хотя и нет недостатков в неравенстве . но создана  общая
для всех основа , и которая  делает  возможным  цивилизованное  общественное
бытие.4
      Итак , понятие государства и права многомерно  и  многовариантно.  Оно
состоит  из  различных  научных  оснований  ,  которые  позволяют   выделить
наиболее общие свойства и черты , характерный для той или иной  исторической
группы государств и правовых систем.
Типология государства тесно связана с понятием формы государства.
Форма государства – сложное общественное явление , которое включает  в  себя
три взаимосвязанных элемента :  форму  правления  ,  форму  государственного
устройства и форму государственного режима.
Форма правления представляет собой структуру высших органов  государственной
власти , порядок их образования и распределения компетенции между ними .

1   Автократия   –   от   греческого    auto-krator-самовластный,    имеющий
неограниченное право
2 см: Кельзен Г. Общая теория государства и права .Кембридж.1946г.
3 см: Макайвер Р. Современное государство . Оксфорд . 1964г.
4 см: Дарендорф Р. Фрагменты нового милитаризма . Штутгард . 1987г.
Форма государственного правления позволяет уяснить :
 - Как создаются высшие органы власти и каково их строение;
 - Какой принцип лежит в основе  взаимоотношений  между  высшими  и  другими
   государственными органами ;
 - Как строятся взаимоотношение между верховной  государственной  властью  и
   населением страны;
 -  В  какой  мере  организация   высших   органов   государства   позволяет
   обеспечивать права и свободы гражданина.
Уже Аристотель , вслед за Платоном , столкнувшись с самыми  разными  формами
организации  и  осуществления  государственной  власти  в  Древнем  Мире   ,
попытался разработать классификацию государств  по  критерию  ,  кто  и  как
правит в этих государствах , то  есть  по  критерию  формы  правления  .  Он
выделил несколько форм правления  :  монархию  ,  республику  ,  деспотию  –
положив в основу классификации способы образования органов государства ,  их
соотношение , приемы  осуществления  государственной  власти  .Прежде  всего
теория государства и права два основных устройства государственной власти  ,
которые  характеризуются  содержанием   формы   правления   :   монархию   и
республику.
Монархическая – “ персональное единовластие ” – древняя  форма  правления  .

      Впервые зародилась в  раннеклассовых  обществах  ,  власть  в  которых
захватывали  военноначальники  ,   представители   разросшихся   семей   или
соседских общин . Свои истоки монархическая форма  правления  имела   в  той
достаточно простой , социально не слишком расчлененной организации  общества
, которая появилась на рубеже        IV – III тысячелетий до нашей эры  ,  в
итоге нелитической революции.
      В этих раннеклассовых обществах организация власти  осуществлялась  на
жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее  эффективной  и
понятной.
      Монарх назначал чиновника по управлению регионами или  функциональными
службами  , те в свою очередь назначали более мелких руководителей  работ  .
Такая вертикальная иерархия  власти  позволила  строить  весьма  эффективную
форму правления , при которой  земледельцы  –  общинники  ,  ремесленники  и
другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры.
      Сам же монарх решал , в нормальном режиме прав , вопросы  связанные  с
организацией и осуществлением власти . Он советовался со своими  чиновниками
( советниками )  ,  среди  которых  были  пророки,  предсказатели  ,  другие
культовые служители.
      Монархии , как форме правления , присуще четкие юридические  признаки.
Монарх персонифицирует государство  ,  выступает  во  внешней  и  внутренней
политике как глава государства . Монарху же приходится принимать решения  по
самым важным вопросам _ принципиально – государственным.  Он  обладает  всей
полнотой власти . Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть  в
государстве . Его власть  объявлялась  священной  ,  наделялась  религиозным
ореолом. Она  распространялась  на  все  сферы  жизни,  в  том  числе  и  на
судебную. Таким образом , власть монарха не  знает  ограничений  и  может  и
может  распространятся  на  различные  сферы  государственной  деятельности.
Монарх – свободный от ответственности . Он не несет конкретной  политической
и юридической ответственности за результаты своего правления , а  за  ошибки
злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.
      Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную  роль  в
общественной жизни играли отношения общинного строя ,  патриархального  быта
. Рабовладение здесь носило коллективный  или  семейный  характер  и  только
государственные рабы принадлежали монарху.
      Древнеримская монархия выступала в форме  империи  (I-III  века  нашей
эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода – период  принципиата  и
период  доминанта.  При  принципиате   формально   еще   сохраняются   формы
республиканской формы правления и основные учреждения республики.  Действуют
консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не  играют.  Все
основные функции сосредотачиваются в руках императора.
В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная  монархия  (  доминант
). Полностью исчезают республиканские учреждения .  Управление  государством
–  полностью  в  руках  императора  ,  который  назначает   исполнителей   –
сановников .Порядок поддерживается при помощи административно – судебного  и
военного аппарата.
      Феодальная ( средневековая монархия )  последовательно  переходит  три
периода своего развития :  раннефеодальной  ,  сословно-представительной   и
абсолютной монархии .
      Конституционная монархия представляет  такую  форму  правления  ,  при
которой власть  монарха  значительно  ограничена  представительным  органом.
Обычно   это   ограничение   определяется   конституцией   ,    утверждаемой
парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде  стран  Европы
и Азии , и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).
Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .
   Парламентная монархия характеризуется основными свойствами :
 -  Правительство  формируется  из  представителей  определенной  партии   ,
   получивших большинство на выборах;
 - Лидер партии , обладающей наибольшим числом депутатских мест , становится
   главой государства ;
 - В законодательной ,  исполнительной  и  судебной  сферах  власть  монарха
   фактически отсутствует , она является символической ;
 - Законодательные акты принимаются парламентом  и  формально  подписываются
   монархом ;
 -  Правительство   согласно   конституции   несет   ответственность   перед
   парламентом.
   При дуалистической монархии  государственная  власть  носит  двойственный
характер. Юридически и фактически власть разделена  между  правительством  ,
формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма правления  существовала
в кайзеровской Германии.
Республика – такая форма правления , при которой  верховная  государственная
власть  осуществляется  выборными  органами  ,  избираемым   населением   на
определенный срок.
Все высшие органы государственной власти – разного рода  собрания  ,  советы
имеют  сложную  структуру   ,   наделяются   определенными   ,   только   им
свойственными полномочиями и несут ответственность за  их  неисполнение  или
ненадлежащее исполнение согласно закону.
Органы  республиканского  правления  наделяются  различными  полномочиями  и
сферой деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой  государственной
власти.
      Надо обратить внимание и на то обстоятельство , что все  ветви  единой
государственной  власти  осуществляют  именно  властные  полномочия  ,  т.е.
организуют  и   обеспечивают   отношения   “   власти   –   подчиненные   ”в
соответствующих  сферах  государственной  жизни  .  Кроме  того  ,   следует
подчеркнуть , что , несмотря на разделение  властей  ,  все  республиканские
органы призваны осуществлять согласованно , системно , организованно  единую
государственную власть и не могут функционировать друг без друга .  Например
: исполнительная власть  зачастую  готовит  и  передает  парламенту  проекты
законов , а судебная власть  функционирует  как  система  ,  предотвращающая
нарушение законов .
Впервые идею  разделения  власти  глубоко  ,  подробно  разработал  в  своем
фундаментальном  труде  Ш.  Монтескье.  Эта  идея  была  направлена   против
произвола , политических ошибок , злоупотреблений  ,  порабощения  народа  в
абсолютной  монархии.  По  существу  он  дал  правовую   основу   буржуазной
революции в сфере государственности и изобрел тем  самым  современную  форму
демократии.
      Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую  роль
играет и  власть главы государства , президента .  Эта  самостоятельность  ,
вытекающая из статуса главы государства ,  как  гаранта  конституции  .  Эта
власть обеспечивается не только распределением полномочий между  президентом
и парламентом , президентом и правительством , и  созданием  при  президенте
специальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий  и  т.п.)
содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства  ,
гаранта конституции , например :  в  реализации  его  права  законодательной
инициативе.
      Большое отличие от монархии имеет республика  и  в  сфере  образования
органов власти . Республика – это такая форма правления ,  при  которой  все
высшие органы государственной власти избираются народом ,  либо  формируются
общенациональным представительным учреждением  .  История  государственно  –
организованного  общества   ,   его   народов   знает   несколько   основных
разновидностей республиканского правления.
      Афинская демократическая  республика  (  V  –  IV  вв.  до  н.э.).  Ее
особенности   и   значительный   демократизм   обусловливались    социальной
структурой афинского общества , характером рабовладения , а  также  наличием
коллективного рабовладения . В республиканский  период  а  Афинах  сложилось
эффективная система органов власти , имеющая четкую структуру  и  функции  .
Система государственных органов состояла  из  народного  собрания  ,  совета
пятисот , выборных должностных лиц , суда присяжных  ,  ареопага  (  высшего
судебного и политического органа ).
Высшим органом  государственной  власти  в  Афинах  было  народное  собрание
которому подчинялись все остальные органы и должностные лица . В его  работе
принимали  участие  полноправные  граждане  ,  достигшие  20  лет.   Главной
функцией народного собрания бало принятие  законов  ,  но  и  осуществлялась
разнообразная административная и судебная деятельность .
      Народное собрание объявляло войну и заключало  мир  ;  ведало  высшими
сношениями ; избирало военноначальников ( стратегов ) ; ведало  религиозными
делами , вопросами продовольствия . конфискацией имущества.
      Высшим  исполнительным  органом   власти   был   совет   пятисот.   Он
формировался из представителей  территориальных  подразделений  и  руководил
повседневной практической деятельностью государств. Ареопаг был  чрезвычайно
влиятельным  органом  государственной  власти.  Он  мог   отменять   решения
народного  собрания  ,  контролировать   деятельность   совета   пятисот   и
должностных лиц. Состоял ареопаг из архонтов ( высших должностных  лиц  )  и
бывших архонтов , которые назначались пожизненно  .  Реформы  Эфиальта  (462
г.) лишили  ареопаг  высших  политических  функций  ,  и  он  превратился  в
судебный орган.
      Спартанская аристократическая республика ( V-IV вв. до н.э. ).  Спарта
, в отличии от Афин , возглавлявших демократическую часть населения  полисов
, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть.
Формально  верховная  власть  принадлежала  двум  царям  ,  фактически   она
ограничена в пользу  аристократии.  Цари  являлись  военноначальниками  ,  в
военное время им принадлежала судебная власть , ведали делами культа.
Законодательную власть осуществлял совет старейшин (  герусия  )  .  Герусия
состояла из двух царей и 28 членов совета  ,  избираемых  из  представителей
аристократии  пожизненно.  Высшую  правительственную   власть   осуществляла
коллегия эфоров , ежегодно избираемых  из  числа  заслуженных  аристократов.
Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех государственных органов  и
должностных лиц ,  в  том  числе  и  царей  .  Они  рассматривали  важнейшие
гражданские  и  уголовные  дела  ,  решали  вопросы   внешней   политики   ,
осуществляли набор войска.
      Римская аристократическая республика (V-II  вв.  до  н.э.).  Верховной
властью в республиканском Риме был сенат.  Члены  сената  назначались  особо
уполномоченными лицами ( цензорами) , которые  в  свою  очередь  назначались
народным собранием. Все  вопросы  ,  решающиеся  в  местных  органах  власти
(центуриях) ,  предварительно  обсуждались  в  сенате.  Прерогативой  сената
являлось   установление  диктатуры  ,  после  чего  все   должностные   лица
республики переходили в подчинение диктатора  ,  срок  полномочий  ограничен
шестью  месяцами.  Сенат  обладал  и  другими   важными   полномочиями:   он
распоряжался казной и гос.  имуществом  ,  решал  вопросы  войны  и  мира  ,
назначал командующих войсками и судебные коллегии.  Народное  собрание  ,  а
позже народный трибунат  ,  делали  все  возможное  для  охраны  граждан  от
злоупотребления властей.
      Заслуга римской государственности состоит в  том  ,  что  она  оказала
большое влияние на характер и структуру государственной  власти  ряда  стран
более поздних цивилизаций. Но  в  большей  мере  были  восприняты  положения
римского права.  Римские  юристы  впервые  сформировали  важнейший  правовой
институт цивилизованного общества – право собственности .  Они  подразделяют
систему права на две части : право частное и право публичное .
      Города – республики ( феодальные  республики  ).  Возникает  наряду  с
феодальными монархиями . Феодальные  республики  складываются  в  результате
укрепления могущества и самостоятельности  крупных  городов  ,  за  которыми
признавалось право выбирать собственные органы управления , издавать  законы
, осуществлять суд над гражданами.  По  отношению  к  центральной  власти  (
сеньору ) город был обязан вносить определенные взносы  ,  выделять  граждан
для военной службы.
Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция , Венеция , Генуя –  в
Италии , Новгород и Псков . Вольные  города  складывались  и  в  Германии  ,
Англии  , где основную роль играли купцы и ремесленники.
Наиболее существенной чертой  многих  городов  –  республик  было  признание
свободы граждан и свободы рыночных отношений .
      Парламентарная   республика   –   разновидность   современной    формы
государственного правления , при  которой  верховная  власть  в  организации
государственной жизни принадлежит парламенту. Глава  государства  избирается
парламентом.  Глава  государства   обладает   обширными   полномочиями.   Он
обнародует законы , издает декреты  ,  имеет  право  роспуска  парламента  ,
назначает главу  правительства  ,  является  главнокомандующим  вооруженными
силами .
      Глава правительства (премьер-министр)  назначается  президентом  .  Он
формирует возглавляемое им правительство ,  которое  осуществляет  верховную
исполнительную власть и отвечает за свою деятельность  перед  парламентом  .
Главной  функцией  парламента  является   законодательная   деятельность   и
контроль  за  исполнительной  властью.   Обладает   важнейшими   финансовыми
полномочиями.
Парламентская форма  республиканского  правления  представляет  собой  такую
структуру  высших  органов  государственной   власти   ,   которая   реально
обеспечивает демократизм общественной жизни ,  свободу  личности  ,  создает
справедливые  условия  человеческого  общежития  ,  основанного  на  началах
правовой законности.
   Президентская республика – соединяет в руках президента полномочия  главы
государства и главы правительства. Характерные черты:
 - Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
 - Ответственность правительства перед президентом , а не перед парламентом;
 - Более широкие  ,  чем  в  парламентской  республике  ,  полномочия  главы
   государства.
   Социалистическая республика – особая форма государственного  правления  ,
которая возникла в  ряде  стран  в  результате  социалистической  революции.
Основные особенности :
 - Ведущая роль принадлежит представительным органам  ,  которые  составляют
   основу аппарата государственной власти ;
 - Социалистическая республика должна сочетать политическое ,  хозяйственное
   и культурное руководство общественной  жизнью  в  едином  государственном
   механизме  ,  что   позволило   бы   государственной   власти   суверенно
   распоряжаться  общественными  средствами  производства,  регулировать   и
   контролировать распределение материальных и духовных благ;
 - Высшие и местные органы власти объединяются  в  единую  представительскую
   систему , основанную на принципе демократического централизма;
 - В условиях социалистического государственного правления законодательная и
   исполнительная власти  соединяются  в  лице  работающих  представительных
   учреждений;
 -   Социалистическая   республиканская   форма    правления    предполагает
   подотчетность и подконтрольность исполнительно – распорядительных органов
   органам законодательной власти;
 - Социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для
   обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в  общественной
   и государственной жизни.
Различают  три   разновидности   социалистической   формы   государственного
правления  :  Парижскую  коммуну   ,   Советскую   республику   и   народно-
демократическую (народную) республику ,  которые  изначально  выступают  как
государственная форма диктатуры пролетариата.
      Парижская  коммуна  считается  исторически  первой  формой   диктатуры
пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего  и
равного  избирательного  права.  Во-вторых  ,  коммуна  полностью  разрушила
старый государственный аппарат , заменив его новым.  Высшим  органом  власти
являлся совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через  которые  коммуна
осуществляла высшие законодательные , исполнительные и судебные функции.  В-
третьих , подобная структура  государственной  власти  в  коммуне  полностью
отвергала буржуазный парламентаризм и  связанную  с  ним  теорию  разделения
властей.
   Республика Советов – возникла в новых исторических условиях в  России.  В
республике Советов В.И.Ленин видит однотипную  с  Парижской  коммуной  форму
организации власти и выделяет следующие ее признаки:
 - Слом старого буржуазного государственного аппарата  и  образование  таких
   органов власти , которые  бы  обеспечивали  защиту  завоеваний  революции
   вооруженной силой рабочих и крестьян.
 - Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством ,
   превращения  Советов  в  политическую  основу  государственного  строя  ,
   совмещения в них функций законодательного и исполнительного органа.
 - Руководящая роль  в  организации  государственной  и  общественной  жизни
   страны  принадлежит  партии  рабочего  класса  ,  которая  определяет   и
   направляет внутреннюю и внешнюю политику государства .
   Народно – демократическая республика –  возникает  после  второй  мировой
войны . По структуре и характеру она мало чем отличается от советской  формы
правления.
Советская и народно – демократическая  формы  правления  полностью  отрицали
прогрессивные  стороны  парламентаризма  и  принцип  разделения   власти   .
Важнейшим фактором , который обусловливал специфику данной конкретной  формы
государства любого  типа  ,  считалось  соотношение  классовых  сил,  борьбы
классов.
      Форма государственного устройства – это национальное и административно
–  территориальное  строение  государства  ,  которое  раскрывает   характер
взаимоотношений  между  его  составными  частями  ,  между  центральными   и
местными органами власти.
Форма государственного устройства показывает:
 - Из каких частей состоит внутренняя структура государства;
 - Какое правовое положение этих частей и каково взаимоотношение их органов;
 - Как строятся отношения между  центральными  и  местными  государственными
   органами;
 -  В  какой  государственной  форме  выражаются  интересы  каждой  нации  ,
   проживающей на территории данного государства.
По форме государственного устройства все государства можно разделить на  три
основные группы : унитарное , федеративное и конфедеративное.
Унитарное государство – это единое цельное   государственное  образование  ,
состоящее из административно территориальных единиц  ,  которые  подчиняются
центральным органам власти  и  признаком  государственного  суверенитета  не
обладают . Характеризуется следующими признаками:
 - Во-первых , унитарное государство предполагает единые ,  общие  для  всей
   страны высшие представительные , исполнительные и судебные органы которые
   осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.
 -  Во-вторых  ,  на  территории  унитарного  государства   действует   одна
   конституция , единая система законодательства , одно гражданство . В  нем
   функционирует единая денежная система , проводится обязательное для  всех
   административно-территориальных  единиц  общая  налоговая   и   кредитная
   политика.
 -  В-третьих  ,  составные  части  унитарного  государства  (   области   ,
   департамента , провинции ) государственным суверенитетом  не  обладают  .
   Они не имеют своих законодательных  органов  ,  самостоятельных  воинских
   формирований и др. атрибутов государственности . В то  же  время  местные
   органы  в  унитарном  государстве  обладают  известной  ,  а   иногда   и
   значительной независимостью. По степени  их  зависимости  от  центральных
   органов унитарное государство  централизованным  и  децентрализованным  .
   Централизованное – если во главе местных органов  государственной  власти
   стоят назначенные из центра чиновники , которым подчинены местные  органы
   самоуправления  .  В  децентрализованных  государствах   местные   органы
   государственной власти избираются населением  и  пользуются  значительной
   самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
 - В-четвертых , унитарное государство , на  территории  которого  проживают
   малочисленные  национальности   ,   широко   допускает   национальную   и
   законодательную  автономию  .  В  Монголии   автономным   государственным
   образованием является Баян – Улэгэйский аймак ,  на  территории  которого
   проживает в основном лица казахской национальности.
 - В-пятых , в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения
   осуществляют государственные органы  ,  которые  официально  представляют
   страну на международной арене.
 -  В-шестых  ,  унитарное  государство  имеет  единые  вооруженные  силы  ,
   руководство которыми осуществляется центральными органами государственной
   власти .
   Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ,  ранее
независимых государственных формирований в одно союзное государство.
В федерации существует два уровня государственного аппарата : федеральный  ,
союзный   и  республиканский  .  На   высшем   уровне   федерации   характер
государственности выражается в создании двухпалатного союзного парламента  ,
одна из  палат  которого  отражает  интересы  субъектов  федерации.  При  ее
формировании используется принцип равного представительства вне  зависимости
от  численности  населения  .  Другая  палата  формируется   для   выражения
интересов всего населения государства , всех  его  регионов  .  В  федерации
может также существовать государственный  аппарат  и  на  местном  уровне  .
Одним  из  формальных  признаков   федерации   является   наличие   двойного
гражданства  ,  каждый   гражданин   считается   гражданином   федерации   и
гражданином  соответствующего   государственного   образования   .   И   это
закрепляется конституциями государств. Это  означает  ,  что  объем  прав  и
свобод у каждого гражданина , независимого от того ,  на  территории  какого
субъекта федерации он проживает , один и тот же.
В федеративном государстве функционирует правовая система ,  построенная  на
принципе централизации , единства . Но субъекты федерации могут создавать  и
собственную правовую систему.
Финансовая  зависимость  является  одним  из  важных   дополнений   к   тому
конституционному  механизму  ,  с  помощью   которого   центральная   власть
подчиняется и контролируется субъектами федерации.
Главным вопросом любой федерации является  разграничение  компетенции  между
союзом и субъектами федерации. Практика федеративных  государств  показывает
что вопрос полномочий федерации и местных органов решается  на  основе  трех
принципов :
1.  Принцип  исключительной  компетенции  федерации   ,   т.е.   определение
   предметов ведения.
2. Принцип совместной компетенции ,  т.е.  установление  одного  и  того  же
   перечня предметов ведения как федерации , так и субъектов.
3.  Принцип  трех  сфер  полномочий  предполагает  установление  федеральных
   полномочий.
Мировой опыт показывает , что федеральное государственное  устройство  более
прочно в тех странах ,  где  ликвидирована  дискриминация  по  национальному
признаку , укоренилась политическая культура  .  Можно  привести  конкретный
пример , рассмотрев российский федерализм.
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:
1. Создание основ социалистического федерализма (1918 –1936 г.).
2. Утверждение фактического унитаризма в государственном  устройстве  России
   (1937-1985 г.).
3. Реформы государственного устройства перед Конституцией 1993 г..
Федерализм  возник  и  развивался  в   России   по   идеологическим   схемам
большевизма, положившего  в  основу  федерации  не  реальную  демократизацию
власти , а преодоление «национального гнета».  Начался  хаотический  процесс
создания автономий по  национальным  или  географическим  признакам  ,  хотя
ясных границ национального разделения  не  существует  ,  и  население  было
смешанным.
Процесс создания автономий , изменения их границ и после принятия  в  1925г.
новой  Конституции  РСФСР.  Принятая  за  год  до  этого  Конституция   СССР
закрепила создание союзного государства , в которой  РСФСР  стала  одной  из
равноправных  республик.  Созданный  в  1922г.   СССР   являл   собой   иное
федеральное государство , т.к. состоял из разных субъектов с  правом  выхода
из федерации.
Ко времени принятия Конституции СССР 1936г. и РСФСР  1937г.  государство  по
существу стало унитарным. Конституционные гарантии  не  оказали  какого-либо
сдерживающего влияния на  политику  репрессий  ,  которые  существовали  под
руководством Коммунистической партии в масштабах страны.
Мощная  демократическая  волна  ,  вызванная  перестройкой  и  послевоенными
реформами , обострила процесс  государственно-правового  развития  страны  в
целом и России в частности.
   Национальные  федерации  характеризуются  более  сложным  государственным
устройством. Национальная федерация ,  независимо  от  ее  разновидностей  ,
имеет основные признаки :
1.  Субъектами  такой  федерации   являются   национальные   государства   и
   национально-государственные образования  ,  которые  отличаются  друг  от
   друга национальным составом населения , его особой культурой  ,  бытом  ,
   традициями , обычаями.
2. Национальная федерация строится  на  принципе  добровольного  объединения
   составляющий его субъекта.
3. Национальная федерация обеспечивает государственный  суверенитет  больших
   и малых наций , их свободное и самостоятельное развитие.
4. Высшие  государственные  органы  национальной  федерации  формируется  из
   представителей субъектов федерации.
5.  Важнейшей  особенностью   национальной   федерации   является   правовое
   положение ее субъектов.
Субъекты  национальной  федерации  в  сфере  международных  отношений  могут
установить  дипломатические  отношения   с   любым   государством   мирового
сообщества , заключать политические , экономические и др. договоры.
В  этой  связи  важно  различать  союзное  государство  ,  складывающееся  в
условиях  территориальной  федерации  ,  и   союз   государств   ,   которые
объединяются  по  национальному  признаку.  Союзное   государство   является
федерацией , основанной  на  договорной  территориальной  основе  ,  а  союз
государств –  федеральное  объединение  национальных  государств  ,  которые
обладают как государственным , так и национальным суверенитетом.
Специфика территориально-национальной федерации состоит в том  ,  что  такое
государство должно не только интегрировать , но и дифференцировать  интересы
всех субъектов , как национальных , так и территориальных.
   Конфедерация  –  временный  юридический  союз  суверенных  государств   ,
созданный для обеспечения их общих интересов.
1. Конфедерация не имеет своих  общих  законодательных  ,  исполнительных  и
   судебных органов , характерных для федерации.
2. Конфедерация не имеет единой армии , единой  системы  налогов  ,  единого
   гос. бюджета.
3. Конфедерация сохраняет гражданство тех государств , которые находятся  во
   временном союзе.
4.  Конфедеративные  государственные  органы  могут  договорится  о   единой
   денежной системе , единых таможенных правилах , единой межгосударственной
   кредитной  политике  на  период  существования  данного  государственного
   образования.
5.  Конфедеративные  государства  недолговечны  .  Они  или  распадаются  по
   достижению общих целей или превращаются в  федерации  (  Германский  союз
   1815-1867  гг.,  Швейцарский  союз  1815-1848гг.,  Австро-Венгрия   1867-
   1918гг.)
   Содружество – весьма редкое , еще более аморфное , чем конфедерация ,  но
тем не менее организация. Объединяющие их признаки могут касаться
, во-первых , экономически ( одинаковая  форма  собственности  ,  интеграция
хозяйственных связей , единая денежная система и др.) , во-вторых , права  (
уголовного , гражданского , процессуальных норм , сходство имеет и  правовой
 статус гражданина) , в-третьих , языка ,  в-четвертых  ,  культура  (иногда
культурная общность имеет единое происхождение ,  иногда  достигается  путем
взаимообогащения , или даже привнесения  и  ассимиляции  иных  ,  чужеродных
элементов ) , в-пятых , религии (но не всегда).  Но  содружество  –  это  не
государство , а своеобразное объединение независимых государств .  В  основе
содружества , как и  при  конфедерации  ,  могут  лежать  межгосударственный
договор , декларация и другие юридические документы  .  Цели  ,  выдвигаемые
при создании содружества , могут быть различными .  Они  затрагивают  важные
интересы государств , что не позволяет их отнести к  разряду  второстепенных
. Члены содружества – это полностью независимые , суверенные  государства  ,
субъекты международных отношений.
Межгосударственные  объединения  знают  и  такую  форму  ,  как   сообщество
государств  .  В  основе  сообществ  лежит  межгосударственный   договор   .
Сообщество   является   еще   одной   своеобразной   переходной   формой   к
государственной организации общества. Оно в  большинстве  случаев  усиливает
интеграционные связи государств , входящих в сообщество ,  и  эволюционируют
в сторону конфедеративного общества ( Европейские сообщества ).
В сообществе может быть свой бюджет ( Формируемый  из  отчислений  членов  –
государств )  ,  надгосударственные  органы.  Сообщество  может  иметь  цель
выровнять экономику и научно-технический потенциал государств ,  входящих  в
него , упростить таможенные , визовые и др. барьеры.
Надо  подчеркнуть  ,  что  не  следует  межгосударственные   объединения   -
конфедеративные содружественные формы – принимать догматически . В  реальной
жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр , давать такие сочетания  ,
как  конфедеративно  –  федеративные  ,  когда  в   одних   областях   между
государствами осуществляются федеративные , а  в  других  –  конфедеративные
связи.  Или  ,  например  ,  давать  сочетания   унитарно   –   федеративных
государственных  образований  (  Например  ,  в  России  в   состав   входят
республика и вместе с тем она имеет  четкое  административно-территориальное
устройство). Как и в других , в данном случае  теория  государства  и  права
выделяет и рассматривает самое типичное , основное ,  что  характеризует  те
или иные реальные формы устройства государств.
Межгосударственные  формы   делятся   на   два   вида   :   добровольные   и
насильственные.
      Форма государственного режима представляет собой совокупность способов
и  методов  осуществления  власти  государством.  Государственный  режим   –
важнейшая часть политического режима , существующего в обществе.
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими .
Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и  демократия  ,  для
феодализма –  и  неограниченная  власть  феодала  ,  монарха  ,  и  народное
собрание  ;  для  современного  государства  –  и  тоталитаризм  и  правовая
демократия . Можно выделить наиболее общие черты ,  присущие  той  или  иной
разновидности государственного режима .
   Антидемократический режим имеет следующие признаки:
 - Во – первых , главное , что определяет характер государственной власти  ,
   это соотношение государства и личности .  Если  государство  в  лице  его
   различных органов подавляет личность , ущемляет его права ,  препятствует
   ее свободному развитию , то такой режим называется антидемократическим .
 - Во-вторых , характеризуется полным ( тотальным  )  контролем  государства
   над всеми сферами общественной жизни.
 - В-третьих , свойственно огосударствление всех общественных организаций  (
   профсоюзов , молодежных , спортивных и т.д. ).
 - В-четвертых  ,  личность  в  антидемократическом  государстве  фактически
   лишена каких  –  либо  субъективных  прав  ,  хотя  формально  они  могут
   провозглашаться даже в Конституции.
 - В-пятых , реально существует примат государства над правом , что является
   следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых  начал
   в общественной жизни.
 -   В-шестых,   характерный   признак   _   всеохватывающая   милитаризация
   общественной жизни, наличие огромного военно – бюрократического  аппарата
   , военно – промышленного комплекса  , довлеющего над мирной экономикой.
 - В-седьмых, антидемократический  режим  игнорирует  интересы  национальных
   государственных образований , особенно национальных меньшинств.
 - В-восьмых, антидемократическое  государство  во  всех  разновидностях  не
   учитывает  особенностей  религиозных  убеждений  населения   .   Отрицает
   полностью религиозное мировоззрение  или  отдает  предпочтение  одной  из
   религий.
   Деспотический режим ( от греческого “despotic” – неограниченная власть  )
.  Этот  режим  характерен  для   абсолютной   монархии   ,   когда   власть
осуществляется  исключительно  одним  лицом  ,   становящимся   деспотом   .
Деспотизм  возник  в  древности  и  характеризовался  крайним  произволом  в
правлении  ,  полным  бесправием  и  подчинением  деспоту  со  стороны   его
подданных , отсутствия правовых и моральных начал в управлении.
При деспотии  осуществляется  жесткое  подавление  любой  самостоятельности,
недовольства , возмущения и даже несогласия подданных.
      Тиранический режим также основан на единоличном правлении .  Однако  в
отличии  от  деспотии  ,   власть   тирана    устанавливается   насильно   ,
захватническим  путем  ,  часто  смещением   законной   власти   с   помощью
государственного переворота. Она лишена  правовых  и  нравственных  начал  ,
построена на произволе , подчас терроре о геноциде.
      Тоталитарный  режим   характеризуется   наличием   одной   официальной
идеологии  ,  которая  формируется   и   задается   общественно-политическим
движением , политической партии , правящей элитой  ,  политическим  лидером,
вождем народа , в  большинстве случаев харизматическим
Тоталитарный режим допускает только  одну  партию  –  правящую  ,  а  другие
стремится  разогнать  ,  запретить   или   уничтожить.   В   государственном
управлении  тоталитарный  режим  характеризуется  крайним   централизмом   .
Практически управление выглядит как исполнение команды сверху , при  которой
инициатива фактически не  поощряется  ,  а  строго  наказывается  .  Местные
органы власти  и  управления  становятся  простыми  передатчиками  команд  .
Особенности регионов не учитываются.
Центром тоталитарной  системы  является  вождь.  Его  фактическое  положение
сокрализуется. Он объявляется самым мудрым , непогрешимым ,  справедливым  ,
неустанно думающим о благе человека.
Тоталитарный режим широко и постоянно применяется террором  по  отношению  к
населению . Физическое насилие уже не становится самоцелью,
как при деспотии и тирании. Он выступает как главное условие для  укрепления
и осуществления власти .
При тоталитарном режиме устанавливается полный контроль  над  всеми  сферами
жизни общества .
Милитаризация так же одна из основных характеристик  тоталитарного  общества
.  Идея  о  военной  опасности,   об   “отчужденной   крепости“   становится
необходимой для сплочения общества , для построения его по  принципу  лагеря
. Государство как бы берет на себя заботу о каждом члене общества.
      Фашистский режим одна из крайних форм  тоталитаризма  ,  прежде  всего
характеризуемую   националистической   идеологией   ,   представлениями    о
превосходстве одних наций над другими , крайней агрессивностью.
Фашизм  основывается  на  национальной  расистской   демагогии   ,   которая
возводится в ранг официальной  идеологии  .  Целью  фашистского  государства
объявляется  охрана  национальной  общности  ,  решение  геополитических   ,
социалистический  задач  ,  защита  чистоты  расы  .   Главная   предпосылка
фашистской идеологии такова :  люди  отнюдь  не  равны.  Поэтому  фашистский
режим ,  как  правило  ,  человеконенавистнический  ,  агрессивный  режим  ,
ведущий в итоге к страданиям  прежде  всего  своего  народа.  Но  фашистские
режимы возникают при социальных расстройствах общества, обнищании масс  .  В
их основе лежат  определенные  общественные  и  политические  движения  ,  в
которых   внедряются   национальные    идеи    ,    популистские    лозунги,
геополитические интересы , и т.д..
      Авторитарный режим . Использование насилия становится характерным  для
авторитарного режима . Вот почему  государство  не  может  существовать  без
опоры  на  полицейский  и  военный  аппараты.  Суд  в  таком  государстве  –
вспомогательный  инструмент  ,  поскольку  широко  используются  внесудебные
органы принуждения людей. Оппозиции  при  авторитаризме  не  допускается.  В
политической жизни могут участвовать и несколько  партий  ,  но  все  партии
должны  ориентироваться  на  линию  ,  выработанную  правящей   партией,   в
противном случае они запрещаются. Оппозиционеры , как организации  ,  так  и
граждане жестоко наказываются . Власть применяет к инакомыслящим законные  и
незаконные методы расправы. Личность в авторитарном  государстве  фактически
не может пользоваться конституционными правами и свободами , даже  если  они
и провозглашаются формально , т.к. отсутствует механизм их  реализации.  Она
лишена  гарантий   своей   безопасности   и   взаимоотношений   с   властью.
Авторитарная власть признает ,  что  доверие  народа  –  великая  сила  ,  и
поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе  ,  используя
демагогию и превращение населения в простой объект манипуляций.
      Либерально   –   демократический.   Обусловливается    прежде    всего
потребностями  товарно-денежной  ,  рыночной  организации  экономики.  Рынок
требует равноправных , свободных , независимых  партнеров  .  В  либерально-
демократическом обществе провозглашаются  свобода  слова  ,  мнений  ,  форм
собственности , дается  простор  частной  инициативе.  Права  и  свободы  не
только закрепляются в конституции , но  и  становятся  осуществимыми.  Таким
образом   ,   экономическую   основу    либерализма    составляет    частная
собственность.
При либерализме власть формируется путем выборов , исход  их  зависит  и  от
финансового положения партий.
Либеральный режим может существовать только на  демократической  основе,  он
вырастает из собственно демократического режима.
Собственно демократический режим ( “demarcate”- народовластие ) –  это  одна
из разновидностей либерального режима , основанного на  признании  равенства
и свободы всех людей , участии народа в управлении  государством.  Конкретно
режим демократического государства выражается в следующем :
1.  Во-первых  ,  такой  режим  предоставляет  свободу  личности   в   сфере
   экономической  деятельности  ,  которая  составляет  материальную  основу
   благополучия.
2. Во-вторых , реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина  ,
   его возможность выражать собственное мнение .
3. В-третьих , создает эффективные механизмы прямого  воздействия  населения
   страны на характер государственной власти.
4. В-четвертых , личность защищена от  произвола  ,  беззакония  ,  т.к.  ее
   права находятся под постоянной защитой органов правосудия .
5.  В-пятых  ,  демократическая  республика  является  следствием  реального
   разделения властей , как в унитарных , так и в федеративных государствах.
6. В-шестых , демократическая власть в одинаковой  мере  учитывает  интересы
   меньшинства и большинства ,  индивидуальные  и  национальные  особенности
   населения.
7.  В-седьмых  ,  демократические   методы   государственного   властвования
   позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия ,  обеспечивая
   компромисс между органами государственными органами и гражданами.
8. В-восьмых , основным принципом деятельности демократического  государства
   является плюрализм.
9. В-девятых , демократический государственный режим базируется  на  законах
   , которые отражают объективные потребности развития личности и общества ,
   поэтому  он  обеспечивает  стабильный  правопорядок  ,   низкий   уровень
   преступности .
Таким образом , форма государства может быть понята только в  единстве  трех
составляющих  элементов  :  форма   правления   ,   форма   государственного
устройства и форма государственного режима  .  Изменения  ,  происходящие  в
современном цивилизованном мире , безусловно , потребуют корректировки.



                                  ИСТОЧНИКИ



1. “Теория государства и права” 1997г. Хропанюк В.Н.
2. “Государство  и право в современном обществе // Теория права : новые
   идеи “ 1991г. Лившин Р.З.
3. “Государство , его вчерашнее и сегодняшние  трактовки // государство и
   право” 1993г. №7 стр.12-20 Бутенко А.П.
4. “Конституционное право РФ” Москва ,1996г. Боглай М.В.,Габричидзе Б.Н.
5. “Российский федерализм” 1994г. , Мухамедшин Ф.Х.
6. “Сущность содержания и формы государства” Л.,1971г. Петров В.С.
7. “Развитие форм государства ” 1905г. Каутский К.




ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru