35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ПРАВОВЕДЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО»
О Т Ч Е Т
О ПРОХОЖДЕНИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Введение
I. Общая характеристика базы прохождения практики
1.1 Характеристика Дагестанской таможни
1.2 Задачи и функции отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений
II. Тарифные преференции, механизм их реализации и пути совершенствования
2.1 Технология предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации
2.2 Анализ практики предоставления тарифных преференций в отделе товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Дагестанской таможни Северо-кавказского таможенного управления ФТС РФ
2.3 Совершенствование системы тарифных преференций
Заключение
Список использованной литературы
Наименование таможенного органа |
Код таможенного органа |
Почтовый адрес таможенного органа, индекс |
|
Дагестанская таможня |
10801000 |
367013, г. Махачкала, ул., Юсупова, 24 |
|
Махачкалинский таможенный пост |
10801020 |
367010, г. Махачкала, ул. Амедхана Султана, 30 |
|
т/п Морской торговый порт «Махачкала» |
10801050 |
367012 г. Махачкала, ул Портовское шоссе, 5 |
|
Дербентский таможенный пост |
10801010 |
368604 г. Дербент, ул. Шеболдаева, 34 |
|
т/п «Аэропорт-Махачкала» |
10801030 |
РД, Аэропорт-16 |
|
т/п ЖДПП Дербент |
10801040 |
368608, г. Дербент, ул., Тахо-Годи, 8 «а» |
|
Магарамкентский т/п |
|
368789,Магарамкентский район, с. Яраг-Казмаляр |
|
т/п МАПП Тагиркент-Казмаляр |
10801070 |
368796 Магарамкентский район, с. Тагиркент-Казмаляр. |
Обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности, а также международными договорами Российской Федерации в области обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и пресечения незаконного оборота через таможенную границу Евразийского экономического союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности.
Обеспечение соблюдения установленных в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации.
Оказание методологической помощи должностным лицам подчиненных таможенных постов по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.
Участие в разработке, совершенствовании и внедрении передовых технологий совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в части компетенции Отдела.
Организация и проведение аналитической работы, направленной на обеспечение контроля за правильностью классификации товаров по ТН ВЭД Евразийского экономического союза, определения страны происхождения товаров, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, прав на объекты интеллектуальной собственности, условий предоставления тарифных преференций.
Обеспечение выполнения показателей эффективности деятельности таможни по вопросам, относящимся к компетенции Отдела
Применение системы управления рисками по направлениям деятельности Отдела.
Анализ работы таможенных постов, находящихся в регионе деятельности таможни, по классификации товаров по ТН ВЭД Евразийского экономического союза, определению страны происхождения товаров, предоставлению тарифных преференций, по соблюдению прав на объекты интеллектуальной собственности, по обеспечению соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и разработка предложений по повышению ее эффективности.
Организация контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД Евразийского экономического союза, определения страны происхождения товаров, обоснованности предоставления тарифных преференций и принятие по результатам такого контроля в случаях, отнесенных к компетенции таможни, решений о классификации товаров по ТН ВЭД Евразийского экономического союза, о стране происхождения товаров, о предоставлении тарифных преференций.
Координация деятельности подчиненных таможенных постов по контролю за соблюдением порядка оформления продукции военного назначения и товаров, подлежащих экспортному контролю.
Организация контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Евразийского экономического союза и содержащими объекты интеллектуальной собственности.
Формирование досье на объекты интеллектуальной собственности, внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Осуществление контроля подготовки решений о приостановлении выпуска товаров, содержащих зарегистрированные в таможенном реестре объекты интеллектуальной собственности, или об отмене таких решений.
Организация деятельности подчиненных таможенных постов по обеспечению соблюдения мер технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, карантинных и фитосанитарных требований, которые установлены международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского Экономического союза.
Организация и координация деятельности таможенных органов при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза лицензируемых товаров.
Осуществление взаимодействия с другими структурными подразделениями таможни по вопросам, связанным с делами об административных правонарушениях, возбужденными по фактам несоблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации.
Обеспечение организации взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, иными контролирующими органами, на которые возложены функции осуществления государственного контроля за безопасностью ввозимых товаров, охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
Организация в таможне работы по совершенствованию контроля за ввозом (вывозом) лицензируемых товаров.
Осуществление взаимодействия с пограничными таможнями по вопросам, связанным с перемещением товаров, подлежащих контролю иными государственными контролирующими органами.
Выявление рисков по результатам анализа информации и оценка уровня выявленных рисков.
Формирование в установленном порядке предложений по разработке профилей рисков и целевых методик выявления рисков.
Направление в координирующее подразделение вышестоящего таможенного органа утвержденных самостоятельно целевых методик выявления рисков, проектов целевых методик выявления рисков, целесообразных для применения во всех таможенных органах управления или Российской Федерации.
Применение мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков.
Контроль применения подчиненными таможенными постами мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, а также мер по минимизации рисков, которые применяются уполномоченными должностными лицами таможенного поста самостоятельно без указания в профиле риска.
Присутствие при проведении таможенного контроля в случае выявления при таможенном контроле профилей рисков, содержащих указание подразделениям таможни.
Формирование предложений по определению степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении отдельных категорий товаров и товаров, перемещаемых отдельными лицами, либо неприменения указанных мер.
Проведение по направлениям деятельности анализа эффективности профилей рисков.
Формирование и направление предложений об актуализации или отмене профилей рисков.
Подготовка предложений по выявлению и управлению рисками с учетом особенностей региона деятельности таможни и направление их в координирующее подразделение вышестоящего таможенного органа.
Контроль соблюдения установленного порядка фиксации результатов применения мер по минимизации рисков.
Выявление фактов некорректной работы (ошибок) специальных программных средств выявления рисков, содержащихся в профилях рисков, и доведение информации о таких фактах в соответствии с установленным порядком, определенным правовыми актами ФТС России.
Осуществление иных функций при реализации СУР, определенных положением о таможне, положениями о структурных подразделениях таможни и отдельными правовыми актами управления и ФТС России.
Проведение работы по анализу и управлению рисками в части вопросов, относящихся к компетенции Отдела.
Организация и осуществление контроля применения таможенными постами профилей рисков по направлениям деятельности Отдела, анализ эффективности их применения.
Участие в проведении проверок достоверности сведений, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру, а также после выпуска товаров, в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Участие в обобщении и анализе практики проведения таможенного контроля, а также в разработке и осуществлении мер, направленных на повышение эффективности работы таможни и подчиненных таможенных постов региона по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.
Обобщение и анализ судебной практики по вопросам классификации товаров по ТН ВЭД Евразийского экономического союза, определения страны происхождения товаров, предоставления тарифных преференций, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации.
Организация и координация деятельности таможенных постов по выявлению, пресечению и предупреждению нарушений таможенного законодательства Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле по направлениям деятельности Отдела. Выявление причин таких нарушений и принятие мер по их недопущению.
Подготовка заключений соответствующим структурным подразделениям таможни по жалобам, запросам и заявлениям организаций и граждан, предметом рассмотрения которых являются вопросы, относящиеся к компетенции Отдела.
Согласование (визирование) проектов решений, подготовленных соответствующими структурными подразделениями таможни в порядке ведомственного контроля, по жалобам, запросам и заявлениям организаций и граждан по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.
Проверка в порядке ведомственного контроля при наличии поводов, относящихся к компетенции Отдела, законности и обоснованности решений, действий (бездействия) подчиненных таможенных постов или подчиненных должностных лиц таможенных постов, принятых и совершенных в области таможенного дела. Подготовка по результатам ведомственного контроля в пределах компетенции Отдела проектов решений об отмене (изменении) не соответствующих требованиям международных договоров и актов, составляющими право Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решений подчиненных таможенных постов, а также о признании неправомерными действий (бездействия) подчиненных таможенных постов и подчиненных должностных лиц таможенных постов в области таможенного дела.
Принятие в пределах компетенции Отдела мер, направленных на прекращение неправомерных действий (бездействия) подчиненных таможенных постов и подчиненных должностных лиц таможенных постов либо на обеспечение совершения действий, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и осуществление контроля за ходом их исполнения.
Подготовка разъяснений соответствующим структурным подразделениям таможни по запросам заинтересованных лиц по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.
Обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации защиты сведений, представленных таможенным органам исключительно для таможенных целей и составляющих государственную, коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, контроля такой деятельности в подчиненных таможенных органах.
Участие в обеспечении выполнения программ, планов и показателей деятельности таможни.
Подготовка и своевременное представление в управление отчетов о работе Отдела в соответствии с установленным порядком.
Участие в обучении должностных лиц таможни и подчиненных таможенных постов по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.
Взаимодействие с другими структурными подразделениями таможни, в том числе путем обмена необходимой информацией, в целях эффективного выполнения функций Отдела.
Участие в организации проведения необходимых исследований в экспертно-криминалистических службах - региональных филиалах Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления, Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении и иных соответствующих организациях с целью идентификации товаров и определения страны их происхождения.
Организация в установленном порядке проведения проверки достоверности сведений, подлинности и правильности заполнения и (или) оформления сертификатов происхождения товаров, предъявляемых при совершении таможенных операций.
Осуществление анализа динамики и тенденций внешнеторговой деятельности, мониторинга декларируемых сведений о стране происхождения товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, и результатов применения форм таможенного контроля в целях выявления и предотвращения случаев нарушеия требований международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, связанных с недостоверным заявлением сведений о стране происхождения товаров и необоснованным предоставлением тарифных преференций.
Проведение функциональных проверок деятельности таможенных постов (ОТОиТК) по направлению деятельности Отдела, участие в проведении инспекторских и служебных проверок.
Подготовка предложений по устранению выявленных в ходе проверок, инспектирования деятельности таможенных постов (ОТОиТК) недостатков, осуществление контроля за их выполнением.
Подготовка для управления и ФТС России обзоров результатов проверок деятельности таможенных постов (ОТОиТК) по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.
Отдел для решения возложенных на него задач и функций имеет право:
1) вносить на рассмотрение начальнику таможни, заместителю начальника таможни, начальнику ОТНПТиТО управления предложения по вопросам своей деятельности
2) запрашивать и получать от структурных подразделений таможни и подчиненных таможенных постов согласно установленному порядку необходимые статистические, аналитические и другие данные, документы, заключения и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.
3) пользоваться согласно установленному порядку ведомственными информационными системами и создавать собственные базы данных.
4) взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.
5) участвовать в подготовке разъяснений физическим и юридическим лицам по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.
6) запрашивать у участников внешнеэкономической деятельности и иных лиц сведения, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Отдела.
7)пользоваться иными правами, предусмотренными законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.
Штатная численность Отдела устанавливается в рамках штатного расписания таможни, которое утверждается приказом таможни.
Начальник Отдела назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом таможни по согласованию с заместителем начальника управления - начальником службы федеральных таможенных доходов, а также по согласованию с начальником Управления товарной номенклатуры ФТС России, начальником Управления рисков и оперативного контроля ФТС России и начальником Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России. В период отсутствия начальника Отдела исполнение его должностных обязанностей возлагается на иное должностное лицо таможни, назначенное в установленном порядке приказом таможни.
Другие должностные лица Отдела назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности приказом таможни.
Должностные обязанности, права и ответственность должностных лиц, работников Отдела регламентируются должностными регламентами, (инструкциями) утвержденными в соответствии с порядком, установленным ФТС России.
Должностные лица Отдела назначаются из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям.
Начальник Отдела:
1) руководит деятельностью Отдела на основе принципа единоначалия;
2) принимает участие в совещаниях, проводимых руководством таможни при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Отдела;
3) распределяет обязанности между должностными лицами Отдела;
4) участвует в подборе, расстановке кадров Отдела, обеспечивает соблюдение должностными лицами и работником Отдела служебной дисциплины;
5) создает условия для повышения профессиональной подготовки должностных лиц Отдела и внедрения передовых приемов и методов работы;
6) вносит начальнику таможни предложения о назначении должностных лиц Отдела на должность, а также предложения об их поощрении, наложении на них дисциплинарных взысканий;
7) принимает меры по обеспечению необходимых условий службы (работы) для должностных лиц и работника Отдела;
8) представляет интересы таможни в государственных органах и различных организациях по вопросам, входящим в компетенцию Отдела, в соответствии с установленным порядком;
9) пользуется другими правами, исполняет другие обязанности и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Начальник Отдела несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Отдел функций, в том числе за выполнение в рамках компетенции Отдела программ, планов и показателей деятельности таможни.
Возложение на Отдел функций, не предусмотренных настоящим положением, кроме специальных (адресных) поручений начальника таможни, заместителя начальника таможни, не допускается.
2. Тарифные преференции, механизм их реализации и пути совершенствования
2.1 Технология предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации
Таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.
Решения о стране происхождения товаров или о предоставлении тарифных преференций принимаются:
1) До выпуска товаров или после их выпуска по результатам дополнительной проверки - таможенным постом или таможней, уполномоченным принимать такие решения
2) После выпуска товаров - таможней, региональным таможенным управлением (РТУ), Федеральной таможенной службой России (ФТС). Приказ ФТС от 2 августа 2012 г “Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций”
Если до выпуска товаров нет оснований полагать, что заявленные сведения о происхождении товаров являются недостоверными или неподтвержденными, должностное лицо таможенного органа осуществляет выпуск товара на основании сведения о стране происхождения товаров, заявленных в декларации на товары.
Если до выпуска товаров обнаружено, что сведения о стране происхождения товаров являются недостоверными, уполномоченное должностное лицо принимает решение о происхождении товара по форме, утвержденной приказом ФТС от 2 августа 2012 г “Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций”.
Информация о принятом решении отражается в графе “D” декларации на товары путем проставления должностным лицом таможенного органа отметки:
СПТ скорректирована: ННН/СС/КК/ОО/Э, где:
ННН - номер товара в соответствии с декларацией на товары
СС - двузначный буквенный код страны происхождения в соответствии с Классификатором стран мира, утвержденным Комиссией Таможенного союза (КТС), завяленный декларантом.
КК - двузначный буквенный код страны происхождения в соответствии с Классификатором стран мира, утвержденным Комиссией Таможенного союза (КТС), согласно принятому решению уполномоченного лица.
ОО - двузначный цифровой код, в котором отражаются обстоятельства, послужившие основание для принятия решения. Первая цифра - уровень принятия решения: 3 - таможня, 4 - таможенный пост. Вторая цифра - обстоятельства, послужившие основание для принятия решения.
Э - цифровой код, в котором отражается этап, на котором принято решение. Например, 1 - до выпуска товаров.
Сведения, заявленные в декларации на товары о стране происхождения товаров, которые не влияют на размер сумм уплаты таможенных платежей, подлежат изменению до выпуска товаров.
Если до выпуска товаров не выявлено нарушений условий предоставления тарифных преференций, должностное лицо таможенного органа осуществляет выпуск товара на основание сведений о тарифных преференциях, заявленных в декларации на товары.
Если до выпуска товаров обнаружено нарушение условий предоставления тарифных преференций, должностное лицо принимает решение о предоставлении тарифных преференций по форме, утвержденной приказом ФТС от 2 августа 2012 г “Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций”.
Информация о принятом решении отражается в графе “D” декларации на товары путем проставления должностным лицом таможенного органа отметки:
“Преференция не предоставлена: ННН/ОО/Э”, где
ННН - номер товара в соответствии с декларацией на товары
ОО - двузначный цифровой код, в котором отражаются обстоятельства, послужившие основание для принятия решения. Первая цифра - уровень принятия решения: 3 - таможня, 4 - таможенный пост. Вторая цифра - обстоятельства, послужившие основание для принятия решения.
Э - цифровой код, в котором отражается этап, на котором принято решение. Например, 1 - до выпуска товаров.
Решения принимаются должностным лицом таможенного органа, уполномоченного принимать такие решения в сроки выпуски товаров, за исключением случаев, когда необходимо проведение дополнительной проверки.
В случае, если обнаружены признаки, указывающие не недостоверность указанных сведений о стране происхождения товаров, должностное лицо таможенного органа проводит дополнительную проверку.
При проведении дополнительной проверки в графе “D” декларации на товары ставится отметка: “Дополнительная проверка”. В случае, если проведение дополнительной проверки требуется не для всех товаров, заявленных в декларации, то указывается номер товара из графы 32. Например “Дополнительная проверка № 3,4,6”.
Если после проведения дополнительной проверки не обнаружены признаки, указывающие на недостоверность указанных сведений о стране происхождения товаров, должностное лицо таможенного органа принимает решение о стране происхождения товаров. При этом в графе “D” декларации на товары делается отметка: “СПТ принята”. В случае если дополнительная проверка проводилась в отношении отдельных товаров, заявленных в декларации, то в графе “D” дополнительно указывается номер товара из графы 32. Например, “СПТ № 3,4,6 принята”
Если после проведения дополнительной проверки обнаружено, что заявленные сведения о стране происхождения товаров являются недостоверными, то должностное лицо таможенного органа принимает соответствующее решение. При этом в графе “D” декларации на товары ставится отметка: “СПТ скорректирована: ННН/СС/КК/ОО/Э”.
Если после проведения дополнительной проверки обнаружено, что соблюдены условия, необходимые для предоставления тарифных преференций, должностное лицо таможенного органа принимает решение о предоставлении тарифных преференций.
Информация о принятом решении отражается в графе “D” декларации на товары путем проставления должностным лицом таможенного органа отметки:
'Преференция предоставлена: ННН/ ОО / Э'
Если после проведения дополнительной проверки обнаружено, что не соблюдены условия, необходимые для предоставления тарифных преференций, должностное лицо таможенного органа принимает решение об отказе в предоставлении преференций. Тарарышкина Л.И. Особенности налогообложения внешнеторговых операций в условиях единой таможенной территории Таможенного союза ЕврАзЭС 2011 г.
Информация о принятом решении отражается в графе “D” декларации на товары путем проставления должностным лицом таможенного органа отметки:
'Преференция не предоставлена: ННН/ ОО / Э'
В соответствии с принятыми ращениями по результатам дополнительной проверки, заявленные в декларации на товары сведения подлежат изменению в соответствии со статьей 191 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Если по результату проведенного таможенного контроля после выпуска товаров, должностное лицо таможенного органа обнаружило, что сведения о стране происхождения товаров являются недостоверными, принимается решение о корректировке страны происхождения товаров.
Информация о принятом решении отражается в графе “D” декларации на товары путем проставления должностным лицом таможенного органа отметки:
“СПТ скорректирована ННН/СС/КК/ОО/Э”
Если по результату проведенного таможенного контроля после выпуска товаров, должностное лицо таможенного органа обнаружило, что условия, необходимые для предоставления тарифных преференций соблюдены, принимается решение после выпуска товаров о предоставлении тарифных преференций.
Информация о принятом решении отражается в графе “D” декларации на товары путем проставления должностным лицом таможенного органа отметки:
'Преференция предоставлена: ННН/ ОО / Э'
Если по результату проведенного таможенного контроля после выпуска товаров, должностное лицо таможенного органа обнаружило, что условия, необходимые для предоставления тарифных преференций не соблюдены, принимается решение после выпуска товаров об отказе в предоставлении тарифных преференций.
Информация о принятом решении отражается в графе “D” декларации на товары путем проставления должностным лицом таможенного органа отметки:
'Преференция не предоставлена: ННН/ ОО / Э'
При проведении таможенного контроля после выпуска товаров в форме проверки документов и сведений или таможенной проверки, решения принимаются уполномоченным должностным лицом таможенного органа:
1) не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня оформления результатов проверки документов и сведений либо со дня их получения от таможенного органа, проводившего проверку;
2) в соответствии с порядком, установленным статьей 178 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ 'О таможенном регулировании в Российской Федерации'.
Все принятые решения направляются таможенным органом сопроводительным письмом декларанту в течение 5 пяти рабочих дней со дня их принятия.
В соответствии с принятыми решениями на основании статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза заявленные в декларации на товары сведения при необходимости подлежат в установленном порядке изменению после выпуска товаров.
Тарифные преференции могут быть предоставлены (восстановлены) при условии подтверждения страны происхождения товаров до истечения одного года со дня регистрации таможенным органов таможенной декларации в следующих случаях:
1) Если на момент регистрации таможенным органом таможенной декларации, у декларанта отсутствуют документы, подтверждающие страну происхождения товара.
2) Если в отношении ввозимых товаров подлежат уплате пошлины по ставкам, применяемых к товарам, происходящим из стран, с которыми не установлен режим наиболее благоприятствуемой нации, если таможенным органов обнаружены признаки того, что товар происходит с такой страны. Корф Д. В. Таможенное законодательство о стране происхождения товаров // Реформы и право. - 2011.
Для восстановления тарифных преференций, декларант подает заявление в произвольной форме о восстановлении тарифных преференций в таможенный орган. Если заявление подано по истечению 1 года с даты регистрации таможенным органом таможенной декларации, то такое заявление не может являться основанием для восстановления тарифных преференций.
Заявление подается в таможню, в регионе деятельности которого производилось таможенное декларирование товаров. К Заявлению прикладываются оригиналы документов, подтверждающих страну происхождения товаров.
Должностное лицо таможенного органа проверяет документы, подтверждающие страну происхождения товаров на правильность и достоверность их оформления, а также проверяют соблюдение иных условий для предоставления тарифных преференций.
В рамках проводимой проверки уполномоченные должностные лица на основании статьи 98 Таможенного кодекса Таможенного союза вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для принятия решения о возможности восстановления тарифных преференций.
До представления декларантом (таможенным представителем) по запросу таможенного органа документов и сведений решение уполномоченным должностным лицом не принимается.
Если в ходе такой проверки обнаружены признаки, указывающие на то, что представленный преференциальный сертификат о происхождении товаров не выдавался и (или) содержит недостоверные сведения, и (или) оформлен с нарушением требований к его оформлению и (или) заполнению, таможня не позднее 30 (тридцати) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации в таможенном органе Заявления, направляет с обоснованием такой сертификат в вышестоящий таможенный орган на последующую проверку в случаях, определяемых ФТС России. Приказ ФТС от 2 августа 2012 г “Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций”
Таким образом, тарифные преференции предоставляются после принятия соответствующего решения должностным лицом таможенного органа по форме, указанной в приказе ФТС №1565. Декларант представляет в таможенный орган сертификат о происхождении товаров, а также связанные с ним документы. После проверки сертификата, должностное лицо принимает решение о предоставлении тарифных преференций, или об отказе в предоставлении тарифных преференций.
2.2 Анализ практики предоставления тарифных преференций в отделе товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Дагестанской таможни Северо-кавказского таможенного управления ФТС РФ
В 2013 году отделом товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Дагестанской таможни было принято 8 решений о стране происхождения товаров, в 2014 году - 30 решений, в 2015 году - 4 решения, в 2016 году- 24 решений. За первые 3 месяца 2017 году было принято 9 решений о стране происхождения товаров, причем 2 из них были приняты отделом таможенного контроля после выпуска товаров (ОТКВПВТ). (Рис 1)
Период |
Количество решений о стране происхождения |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
Январь |
0 |
10 |
0 |
2 |
0 |
|
Февраль |
0 |
0 |
1 |
11 |
3 |
|
Март |
0 |
3 |
0 |
0 |
6(2-ОТКВПВТ) |
|
Апрель |
1 |
1 |
0 |
0 |
||
Май |
4 |
6 |
0 |
2 |
||
Июнь |
2 |
3 |
1 |
7 |
||
Июль |
0 |
2 |
0 |
0 |
||
Август |
0 |
1 |
0 |
0 |
||
Сентябрь |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Октябрь |
0 |
2 |
0 |
1 |
||
Ноябрь |
1 |
2 |
1 |
1 |
||
Декабрь |
0 |
0 |
1 |
0 |
||
Итого |
8 |
30 |
4 |
24 |
9 |
Рис 1. Количество принятых решений о стране происхождения товаров
При этом доначисление таможенных платежей, связанное с корректировкой страны происхождения товаров, наблюдалось лишь в 2014 году, 2016 и 2017 годах. В 2014 году доначисление таможенных платежей составило 1496,54 тысяч рублей, в 2016 году - 2399,96 тысяч рублей, за первые 3 месяца 2017 года - 1246,7 тысяч рублей. (Рис. 2)
Период |
Доначисленно таможенных платежей, тысяч рублей. |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
Январь |
0 |
0 |
0 |
30,2 |
0 |
|
Февраль |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Март |
0 |
0 |
0 |
0 |
1246,74 |
|
Апрель |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Май |
0 |
18,78 |
0 |
0 |
||
Июнь |
0 |
68,69 |
0 |
2368,5 |
||
Июль |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Август |
0 |
380,96 |
0 |
0 |
||
Сентябрь |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Октябрь |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Ноябрь |
0 |
1028,11 |
0 |
1,26 |
||
Декабрь |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого |
0 |
1496,54 |
0 |
2399,96 |
1246,74 |
Рис 2. Доначисленно таможенных платежей
Количество решений об отказе в предоставлении тарифных преференций в 2013 году составило 574, в 2014 - 99, в 2015 - 52, в 2016 13-, за первые три месяца 2017 года - 23. Большое количество решений об отказе в предоставлении тарифных преференций в 2013 году обусловлено тем, что в 2012 году ФТС издала приказ, который обязывал участников ВЭД представлять в таможенный орган оригинал сертификата о происхождении товаров. И в силу незнания нового порядка, участники ВЭД не представляли в таможенный орган оригинал сертификат и им было отказано в предоставлении тарифных преференций. (Рис. 3)
Период |
Количество решений об отказе в предоставлении тарифных преференций |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
Январь |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
|
Февраль |
0 |
64 |
7 |
0 |
5 |
|
Март |
0 |
27 |
4 |
0 |
18 |
|
Апрель |
0 |
1 |
8 |
0 |
||
Май |
0 |
0 |
0 |
4 |
||
Июнь |
0 |
4 |
0 |
5 |
||
Июль |
0 |
1 |
5 |
0 |
||
Август |
0 |
0 |
7 |
0 |
||
Сентябрь |
561 |
0 |
0 |
0 |
||
Октябрь |
0 |
2 |
0 |
1 |
||
Ноябрь |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Декабрь |
13 |
0 |
21 |
0 |
||
Итого |
574 |
99 |
52 |
13 |
23 |
Рис. 3. Количество решений об отказе в предоставлении тарифных преференций
При этом доначисление таможенных платежей, связанное с отказом в предоставлении тарифных преференций, составило в 2013 году - 200854,9 тысяч рублей, в 2014 году -533,7 тысяч рублей, в 2015 году- 1704 тысяч рублей, в 2016 году - 1130,1 тысяч рублей, за первые три месяца 2017 года - 388,61 тысяч рублей. Доначисление таможенных платежей производится в случае, принятия решения об отказе в предоставлении тарифных преференций было после проведения проверки. (Рис. 4)
Период |
Доначисленно таможенных платежей, тысяч рублей. |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
Январь |
0 |
0 |
0 |
77,7 |
0 |
|
Февраль |
0 |
185,1 |
365,4 |
0 |
254,05 |
|
Март |
0 |
300,2 |
1068,2 |
0 |
134,56 |
|
Апрель |
0 |
2,3 |
97,1 |
0 |
||
Май |
0 |
0 |
0 |
202,3 |
||
Июнь |
0 |
0 |
0 |
744,1 |
||
Июль |
0 |
0 |
100,36 |
0 |
||
Август |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Сентябрь |
200854,9 |
0 |
0 |
0 |
||
Октябрь |
0 |
46,1 |
0 |
106 |
||
Ноябрь |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Декабрь |
0 |
0 |
73 |
0 |
||
Итого |
200854,9 |
533,7 |
1704 |
1130,1 |
388,61 |
Рис. 4 Доначисленно таможенных платежей (первые полугодия)
В 2013 году отделом товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Дагестанской таможни было принято 12 решений о восстановлении преференциального режима, в 2014 году - 125, в 2015 -1102, в 2016 - 85, за первые три месяца 2017 года - 345. (Рис 5.)
Период |
Количество решений о восстановлении преференциального режима |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
Январь |
0 |
0 |
0 |
21 |
1 |
|
Февраль |
1 |
11 |
3 |
44 |
0 |
|
Март |
0 |
28 |
0 |
0 |
344 |
|
Апрель |
2 |
7 |
3 |
0 |
||
Май |
2 |
0 |
4 |
0 |
||
Июнь |
2 |
7 |
272 |
0 |
||
Июль |
0 |
60 |
293 |
11 |
||
Август |
5 |
0 |
41 |
0 |
||
Сентябрь |
0 |
4 |
328 |
1 |
||
Октябрь |
0 |
0 |
0 |
5 |
||
Ноябрь |
0 |
8 |
122 |
3 |
||
Декабрь |
0 |
0 |
36 |
0 |
||
Итого |
12 |
125 |
1102 |
85 |
345 |
Рис 5. Количество решений о восстановлении преференциального режима
При восстановлении преференциального режима, таможенный орган возвращает уплаченные таможенные платежи. В 2013 году было возвращено таможенных платежей на сумму 881,65 тысяч рублей, в 2014 году - 183,08 тысяч рублей, в 2015 году 416,7 тысяч рублей, в 2016 году - 8530, 1 тысяч рублей, за первые два месяца 2017 года - 606,7 тысяч рублей. (Рис. 6)
Период |
Возвращено таможенных платежей, тысяч рублей |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
Январь |
0 |
0 |
0 |
965,6 |
606,7 |
|
Февраль |
31,19 |
0 |
3 |
2074,8 |
0 |
|
Март |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Апрель |
89,95 |
0 |
280,7 |
0 |
||
Май |
144,57 |
0 |
133 |
0 |
||
Июнь |
298,13 |
0 |
0 |
0 |
||
Июль |
0 |
183,08 |
16561 |
3145,8 |
||
Август |
317,81 |
0 |
0 |
0 |
||
Сентябрь |
0 |
0 |
0 |
101,6 |
||
Октябрь |
0 |
0 |
0 |
1686,4 |
||
Ноябрь |
0 |
0 |
0 |
556,3 |
||
Декабрь |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого |
881,65 |
183,08 |
416,7 |
8530,1 |
606,7 |
Рис 6. Возвращено таможенных платежей (первые полугодия)
За 2013-2015 гг. не было возбуждено ни одного дела об административном правонарушении при контроле страны происхождения товаров. В 2016 году было возбуждено 25 дел об административном правонарушении, а за первые три месяца 2017 года - 2 дела. Дела об административном правонарушении возбуждаются в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ. (Рис. 7.)
Период |
Возбуждено дел об административном правонарушении |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
Январь |
0 |
0 |
0 |
4 |
0 |
|
Февраль |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
|
Март |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
|
Апрель |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Май |
0 |
0 |
0 |
2 |
||
Июнь |
0 |
0 |
0 |
9 |
||
Июль |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Август |
0 |
0 |
0 |
7 |
||
Сентябрь |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Октябрь |
0 |
0 |
0 |
1 |
||
Ноябрь |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Декабрь |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого |
0 |
0 |
0 |
25 |
2 |
Рис 7. Возбуждено дел об административном правонарушении (первые полугодия)
В 2013 году было направлено на проверку в экспертно-криминалистическую службу 66 преференциальных сертификатов, в 2014 году - 29, в 2015 году - 16, в 2016- 26, за первые три месяца 2017 в целях осуществления дополнительного контроля для проведения технико-криминалистической экспертизы в Экспертно -криминалистическую службу филиала ЦЭКТУ г.Пятигорск направлено 14 «иранских» сертификатов по 10 сертификатам формы «А» заключения эксперта получены с выводами об отсутствии нарушений. (Рис 8.)
По 4 сертификатам «формы А» выданных в Иране, результаты таможенного эксперта по состоянию на 04.04.2017г. не получены.
Период |
Количество направленных на проверку в ЭКС преференциальных сертификатов |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
Январь |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Февраль |
0 |
0 |
0 |
4 |
10 |
|
Март |
0 |
1 |
15 |
5 |
4 |
|
Апрель |
0 |
17 |
0 |
1 |
||
Май |
0 |
1 |
0 |
4 |
||
Июнь |
0 |
8 |
0 |
7 |
||
Июль |
0 |
1 |
0 |
0 |
||
Август |
0 |
1 |
0 |
3 |
||
Сентябрь |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Октябрь |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Ноябрь |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Декабрь |
66 |
0 |
1 |
2 |
||
Итого |
66 |
29 |
16 |
27 |
14 |
Рис 8. Количество направленных на проверку в ЭКС преференциальных сертификатов.
Основной причиной отказов таможенного органа в предоставлении преференций, является недостаточная правовая культура в сфере таможенного законодательства, в том числе и в части выполнения декларантом условий предоставления преференций, что может быть обусловлено не достаточной опытностью в сфере внешнеэкономической деятельности декларантов и таможенных представителей.
Таким образом, в целях предупреждения нарушений таможенного законодательства, и как в части правильности определения страны происхождения товара и правомерности предоставления тарифных преференций, таможенными органами, как на федеральном, так и на региональном уровнях, систематически проводятся совещания и консультативные советы по вопросам взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.
2.3 Совершенствование системы тарифных преференций
В настоящее время льготы по уплате таможенных платежей, широко используются для стимулирования развития производства, предпринимательства, защиты внутреннего рынка, а также привлечения иностранных инвестиций в отечественную промышленность. Кроме того, льготы по уплате таможенных пошлин, применяются в поддержку экономического развития наименее развитых и развивающихся стран, а также в способ торговли и политические уступки со стороны партнеров (на основе взаимности).
Современная торговая политика характеризуется усилением распространения преференциальных торговых режимов. Они являются начальной стадией создания интеграционных групп, решают как экономические, так и политические проблемы. Последний фактор часто побуждает государства идти к созданию зоны свободной торговли и таможенных союзов, даже в тех случаях, где их экономические выгоды не являются предопределенными. Кроме того, геополитические соображения приводят к созданию преференциальных режимов, которые, если могут принести экономические выгоды для их инициаторов, то лишь в долгосрочной перспективе. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость / В. Е. Новиков, В. Н. Ревин, М. П. Цветинский.--2-е изд., испр. и доп.
Правила Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1994), регулирующие использование льготных отношений между развитыми странами, являются достаточно жесткими. Они позволяют исключить страны из льготного режима «чувствительных» секторов экономики за исключением периода поэтапного создания зоны свободной торговли или таможенного союза, то есть, как правило, этот период не должен превышать 10 лет.
Что касается предпочтений в пользу развивающихся стран, то есть правовая возможность регулировать количество преимуществ, так как ГАТТ отображает режим действий за рамками общего обязательства наибольшего благоприятствования и не дискриминации.
Применение льготного режима к товарам, ввозимым на рынок импортирующей страной, создает значительные преимущества по сравнению с конкурентами и позволяет не только избежать уплаты таможенных пошлин или значительно уменьшить их уровень (в 2-3 раза), но в некоторых случаях даже показывает такой импорт как применение антидемпинговых пошлин и количественных ограничений. Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 (ред. от 30.11.2016) 'О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза'
Российская Федерация предоставляет льготные торговые режимы ряду стран: членам Евразийского экономического союза (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения), Содружеству Независимых Государств в рамках двусторонних зон свободной торговли, а также осуществляет развитие и наименее развитых стран в рамках национальной схемы Общей системы преференций (ОСП). тарифный преференция таможенный
Документами, регулирующими использование тарифных преференций являются Договор о Евразийском экономическом союзе, соглашение «О правилах происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран», Соглашение «О правилах определения страны происхождения товаров в СНГ», решение Комиссии таможенного союза № 130 «О едином таможенном тарифном регулировании таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан», закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» № 5003-1. В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-членов системы преференций, ставки импортных пошлин применяются в размере 75% от действующих ставок, а в наименее развитых странах применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.
В настоящее время, пользователями схемы тарифных преференций Евразийского экономического союза, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих стран, которые классифицируются как «развивающиеся» из-за традиции или политической установки ведущих развитых стран, чтобы обеспечить «развивающейся» стране известные привилегии в международных экономических отношениях. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. - М., 2014. - 216
Новый, более дифференцированный подход к различным уровням развития стран-бенефициаров национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже реализуется во многих странах. Евразийский экономический союз должен также пойти по этому пути, с одной стороны, будет увеличение в долгосрочной перспективе доходов от импортных пошлин, а с другой стороны, это будет способствовать повышению эффективности схемы тарифных преференций в качестве инструмента торговой политики в отношениях с третьими странами.
Однако, простое удаление любого из пользователей в списке стран окажет негативное влияние на весь спектр политических, торговоэкономических отношений с ними.
Фискальные цели в рамках реформирования российской системы преференций можно было бы достичь без какого-либо ущерба для всего комплекса отношений Евразийского экономического союза с заинтересованными странами в случае исключения из преференциальных схем некоторых из наиболее «чувствительных» категорий продукта. Это соответствовало бы защите интересов отечественных производителей. Внесение существенных изменений в схему тарифных преференций ЕАЭС политически и экономически допустимо лишь на основе разработки новых, с учетом международных обязательств и международного опыта, схем тарифных преференций.
Такой подход будет способствовать дальнейшему совершенствованию схемы тарифных преференций в целях превращения ее в действительно эффективный механизм регулирования торговых отношений с развивающимися и наименее развитыми странами. В частности, можно было бы подумать о градации тарифных преференций по схеме, введении тарифной квоты в соответствии с «чувствительностью» продукта с точки зрения национального производства. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015)
Наряду с подготовкой перечня товаров, подпадающих под условия предпочтений, следует рассмотреть вопрос о том, как определить конкурентоспособность конкретного продукта развивающихся и наименее развитых стран-членов схемы преференций для ее возможного выхода из применения этой схемы. Это может быть, например, установление потока в виде фиксации доли импорта любой системы продукта пользователем предпочтений страны в общем объеме импорта аналогичной продукции.
Имея список продуктов, включенных в систему тарифных преференций, требуется разработка порядка внесения изменений в этот список, так как нельзя исключить возможность обращения страны с такой просьбой. Необходимо предусмотреть и критерии включения продукта в систему тарифных преференций. Следует также иметь в виду, что изменения в схему тарифных преференций Российской Федерации, утверждение перечня товаров, к которым они применяются, должны быть согласованы в рамках Евразийского экономического союза с Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией.
В странах Содружества Независимых Государств Российская Федерация предлагает ввести электронную систему сертификации происхождения товаров. Соответствующее решение содержится в «Протоколе о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009».
В соответствии с Положением, электронная система сертификации вводится для того, чтобы не представлять оригинал документа в бумажной форме. Напомним, эта информация должна быть представлена с декларацией на товары.
Данная система позволит реализовать следующие задачи:
- Осуществлять централизованный сбор информации о выданных сертификатах по форме СТ-1;
- предотвратить возможность несанкционированного уничтожения информации или ее искажение;
- иметь точные и актуальные данные, указанные в электронной системе сертификации;
- сохранять электронный сертификат в системных формах не менее трех лет. Яшина О.Н. Внешнеторговая политика как инструмент модернизации экономики// Всероссийский научно-аналитический журнал «Вестник Уральского института экономики, управления и права». 2010.
Кроме того, сертификаты в электронном и бумажном виде должны быть идентичными в композиции информации, за исключением того, что подписи и печати, не присутствуют в электронном документе. Требования включают необходимость внесения информации в электронной системе о сертификате не позднее, чем за один день после утверждения оригинала на бумажном носителе уполномоченным органом.
Внешняя торговля стала для многих стран мира наиболее важной сферой экономической деятельности, состояние которых зависит от стабильности национальной экономики, а также от уровня экономического развития. Таким образом, страны в той или иной форме с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, решают многие из приоритетов социально-экономических проблем. Использование тарифных льгот и преференций является неотъемлемой частью внешней политики государств, которые являются эффективным средством торговой политики, и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. Попов А.С. Тарифная политика современных государств. М., 2011
В соответствии с тарифными уступками на основе взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Евразийского экономического союза привилегии в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, применяются в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины, пониженной ставки пошлины, возврата ранее уплаченной пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.
Они не могут иметь индивидуальный характер и в соответствии со статьей 43 Договора о Евразийском экономическом союзе, применяются независимо от страны происхождения товара.
Тарифные уступки осуществляют регуляторные и каталитические функции. Государство, устанавливая определенную привилегию, пытается создать наиболее благоприятные условия для импорта или экспорта товаров в тех областях, которые способствуют, прежде всего, улучшению экономической ситуации в стране, развитию обрабатывающей промышленности.
Принципиально значимым вопросом совершенствования ЕСТП ЕАЭС является развитие принципа тарифной дифференциации, предполагающее разделение товарной номенклатуры на группы в зависимости от их чувствительности для общего рынка ЕАЭС, определяемой с учетом доли импорта на рынке данного товара и степени его влияния на соответствующий сектор экономики стран данного интеграционного объединения.
В данном контексте целесообразно использование опыта ЕС, в котором применяются четыре градации ставки таможенных пошлин:
1) 85% от базовой ставки для очень чувствительных товаров;
2) 70% для чувствительных товаров
3) 35% для получувствительных товаров;
4) 0% для нечувствительных товаров.
Предоставление тарифных преференций - важная деятельность Евразийского экономического союза, поскольку это помогает уменьшить экономическое неравенство между странами и содействует обеспечению доступа к мировому рынку союза. Но также необходимо обратить внимание на нормативно-правовую базу в отношении тарифных льгот, которые доступны для определенных видов продукции, с тем, чтобы стимулировать создание и развитие отечественного производства определенных товаров.
Тарифные преференции дают право импортерам применять нулевые или пониженные ставки таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара. Слюсарь Н.Б. Институциональные основы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Таможенное дело. 2011.
Использование тарифных преференций в любой стране, жестко связано с текущей правовой и нормативной базой. Практическое применение льгот, основано как на внутреннем законодательстве стран, а также и на международном праве. Это также верно по отношению к российской теории и практике в области правил, процедур и условий применения тарифных льгот и преференций.
Особенности общей системы преференций с точки зрения ее влияния на ускорение экономического развития развивающихся стран не следует переоценивать. Даже самая совершенная система преференций не может сама по себе коренным образом способствовать решению важнейших социальных, экономических, торговых и политических отношений. Новый, все более и более дифференцированный подход к различным уровням развития стран-бенефициаров национальных схем тарифных преференций стал давно актуальным и дал жизнь многим странам.
Для упрощения механизма предоставления тарифных преференций, возможно внедрение электронной сертификации со странами-пользователями тарифных преференций. Такая система позволит не предоставлять оригинал сертификата о происхождении товаров, при условии, что таможенные органы получат доступ к электронной системе, с помощью которой можно идентифицировать сертификат, а также получить всю необходимою информацию о стране происхождения товара. Но сложность внедрения системы заключается в том, что другие государственные контролирующие органы пока еще не способны переходить на безбумажные технологии.
Безусловно, существует необходимость более детальной и точной проработки таможенного законодательства, регулирующего вопросы определения страны происхождения товаров. Нужно также не забывать о непрерывном процессе обучения и о повышении квалификации таможенных инспекторов, выпускающих товары, ведь большинство рассмотренных выше проблем связано с «человеческим фактором» - недостаточная правовая культура должностных лиц таможенных органов, небрежность при проверке и составлении документов приводят к ошибкам при предоставлении или отказам в предоставлении тарифных преференций.
Заключение
В Российской Федерации система тарифных преференций начала формироваться в начале 1990х годов. Тарифные преференции представляют собой таможенные льготы специфического характера, подразумевающие снижение или отмену таможенных пошлин на определенные товары, поступающие из стран, в отношении которых действует преференциальный режим. В Российской Федерации в настоящее время действует единая система тарифных преференций ЕАЭС. Евразийской экономической комиссией утверждаются перечень преференциальных товаров, а также перечень преференциальных стран. У единой системы тарифных преференций ЕАЭС сложилась определённая нормативно-правовая база, определяющая общие условия предоставления тарифных преференций. В соответствии с договором о ЕАЭС, товары, ввозимые из наименее развитых стран, полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин, а к товарам, ввозимым из развивающихся стран применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от ставок, указанных в едином таможенном тарифе. Порядок предоставления тарифных преференций определяется национальным законодательством государств-членов ЕАЭС, а также международными договорами. Так, в РФ приказом ФТС № 1565 “Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций” определены порядок предоставления тарифных преференций.
Важнейшей частью системы тарифных преференций является определение страны происхождения товара. Правила определения страны происхождения товаров указаны в Соглашении “О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве независимых государств”, действующее для всех участников данного соглашения и Соглашение “ О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран”, действующее на территории ЕАЭС. Для предоставления тарифных преференций, участники ВЭД должны предоставить сертификат о происхождении товаров по форме А, если товар ввозится из наименее развитых и развивающихся стран, и сертификат о происхождения товаров по форме СТ-1, если товар ввозится с территории стран-участниц СНГ.
В вопросе предоставления тарифных преференций наблюдается множество проблем. В первую очередь проблемы связаны с недобросовестностью участников ВЭД, их низкой правовой культурой, а также некомпетентностью должностных лиц таможенных органов.
Важное значение приобретает проблема определения страны происхождения товара, которая отражается в существенном недоборе таможенных платежей и тем самым оказывает значительное влияние на доходную часть федерального бюджета. Ведь от точности определения страны происхождения зависит размер начисляемых ставок пошлин (нулевые, 75% от базовых, базовые), а значит и объем перечисляемых в бюджет средств.
Определение страны происхождения товаров по-прежнему вызывает значительные трудности. В результате проводимого таможенными органами ведомственного контроля решений нижестоящих органов и их должностных лиц обнаруживается, что наибольшее количество не соответствующих требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решений в области таможенного дела принимаются при определении страны происхождения товаров и их классификации.
Ввозимый товар считается товаром, происходящим из стран-пользователей тарифных преференций в случаях:
1) Если товар полностью произведен в данной стране. К таким товарам относятся: полезные ископаемые, добытые на территории страны; животные, выращенные или родившиеся в стране, а также продукция, получаемая от этих животных; рыболовная продукция, продукция морского промысла, добытая судом этой страны; растительная продукция, выращенная на территории данной страны и т.д.
2) Если товар был произведен из сырья, полуфабрикатов, материалов, происходящих из других стран при условиях достаточной переработки или обработки в данной стране.
Если таможенная стоимость ввозимых товаров не превышает 5000$ в эквиваленте, то предоставление сертификата о происхождении товара не обязательно, достаточно лишь представить декларацию о происхождении товаров.
Исходя из приведенной статистика по предоставлению тарифных преференций отделом товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Дагестанской таможни, можно увидеть, что какой-либо тенденции к росту или спаду не наблюдается.
В Дагестанской таможне регулярно проводятся семинары, на которых обсуждаются вопросы определения страны происхождения товаров. Так, во исполнение пункта плана 4 июня 2016 г. проведено учебное занятие-семинар. Согласно протоколу № 1 от 4 июня 2016 г. на семинаре в актовом зале (ул. Аметхана Султана 30), были обсуждены проблемные вопросы в присутствии должностных лиц ОТОиТК таможенных постов.
Новый, всё более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже приводится в жизнь многими странами. ЕАЭС также должен пойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе поступления в бюджет стран-участников ЕАЭС от импортных пошлин, а с другой стороны, повысило бы эффективность схемы тарифных преференций как торгово-политического инструмента в отношениях с третьим миром.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1) Федеральный закон РФ № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)
2) Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусия, Республики Казахстан и Российской Федерации»
3) Письмо ФТС России от 10.03.2011 № 01-11/10499 «О предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, декларируемых в электронной форме»
4) Перечень наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза? (в редакции Решения Совета ЕЭК от 23.04.2015 №35)?
5) Перечень развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза (в редакции Решения Совета ЕЭК от 23.04.2015 №35)
6) Соглашение Правительств государств - участников СНГ 'О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств' от 20.11.2009
7) Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 'О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран'
8) Приказ ФТС от 2 августа 2012 г “Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций”
9) Федеральный закон 'О таможенном регулировании в Российской Федерации' от 27.11.2010 N 311-ФЗ
10) Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N
11) Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015)
Специальная литература:
12) Новиков М.В., Землянская С.В. Система тарифных преференций Таможенного союза // Вестник Волгоградского университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2013.
13) Ершов, А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таомженном деле: Учебное пособие. - СПб: Изд-во «Бизнес-пресса», 2009. - 256 с.
14) Корф Д. В. Таможенное законодательство о стране происхождения товаров // Реформы и право. - 2011. - № 1
15) Корф Д.В. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и классификация товаров в таможенных целях: научно-практический комментарий главы 6 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС // Реформы и право. 2012.
16) Оболенский В.П. Россия в таможенном союзе и ВТО: новое в торговой политике. Мировая экономика и международные отношения. 2011.
17) Тарарышкина Л.И. Особенности налогообложения внешнеторговых операций в условиях единой таможенной территории Таможенного союза ЕврАзЭС 2011 г.