Содержание
Глава 2. Особенности решения проблем молодых семей методами социальной работы
2.1 Формы и методы социальной работы с молодой семьей
2.2 Решение социальных проблем молодых семей в России
Заключение
Черты характера |
Невеста |
Жених |
|
Характер будущего супруга беспокоит |
54 |
53 |
|
Упрямство |
50 |
55 |
|
Плохое настроение |
52 |
55 |
|
Излишняя критичность |
42 |
43 |
|
Пристрастие к спиртному |
37 |
38 |
|
Замкнутость |
37 |
38 |
|
Неправильное поведение на людях |
35 |
32 |
|
Черты характера |
Невеста |
Жених |
|
Ненадежность в делах |
25 |
26 |
|
Ревность |
29 |
27 |
|
Желание добиться превосходства |
18 |
24 |
Вид работы емьи |
Жена |
Муж |
Оба вместе |
Другие члены семьи |
|
Покупка продуктов |
28,0 |
11,0 |
33,0 |
28,0 |
|
Приготовление пищи |
55,0 |
2,0 |
15,0 |
28,0 |
|
Мытье посуды |
30,0 |
5,0 |
36,0 |
29,0 |
|
Уборка квартиры |
35,0 |
4,0 |
31,0 |
30,0 |
|
Стирка |
59,0 |
1,0 |
11,0 |
29,0 |
Вопрос |
Мужчины |
Женщины |
|
В чьем ведении находится семейный бюджет? |
|||
мужа |
6,0 |
2,0 |
|
жены |
59,0 |
55,0 |
|
обоих вместе |
32,0 |
38,0 |
|
Кто занимается повседневными расходами? |
|||
муж |
7,0 |
4,0 |
|
жена |
58,0 |
70,0 |
|
Вопрос |
Мужчины |
Женщины |
|
оба вместе |
28,0 |
23,0 |
|
Кому принадлежит решающий голос в семье? |
|||
мужу |
37,0 |
13,0 |
|
жене |
7,0 |
34,0 |
|
обоим вместе |
64,0 |
47,0 |
Обстоятельства, связывающие |
Несчастливые семьи |
Счастливые семьи |
|||
супругов |
мужчины |
женщины |
мужчины |
женщины |
|
Любовь |
5,6 |
20,0 |
71,9 |
81,6 |
|
Симпатия |
5,6 |
10,0 |
62,8 |
56,3 |
|
Общие интересы |
23,6 |
5,0 |
48,7 |
56,3 |
|
Дети |
78,9 |
60,0 |
85,1 |
88,5 |
|
Чувство долга |
38,9 |
30,0 |
51,2 |
48,2 |
|
Сексуальная совместимость |
22,2 |
5,0 |
53,7 |
49,5 |
|
Общий очаг, хозяйство |
27,8 |
20,0 |
62,0 |
57,8 |
|
Привычка |
22,2 |
40,0 |
21,5 |
26,8 |
|
Боязнь одиночества |
0 |
10,0 |
5,9 |
9,3 |
|
Смирение с обстоятельствами |
16,7 |
25,0 |
5,9 |
9,3 |
Мотивы |
Вступающие в брак |
Молодые супруги |
|||
мужчины |
женщины |
мужчины |
женщины |
||
Любовь |
91,6 |
97,4 |
71,7 |
75,4 |
|
Желание жить вместе с надежным другом |
95,4 |
97,8 |
52,8 |
60,0 |
|
Желание иметь рядом заботливого и нежного человека |
89,7 |
95,0 |
31,1 |
39,4 |
|
Желание иметь свой очаг и быть самостоятельным |
83,8 |
87,8 |
52,3 |
51,1 |
|
Желание материально обеспечить себя |
60,4 |
65,9 |
22,0 |
21,0 |
|
Желание узаконить интимную жизнь |
64,9 |
63,1 |
23,9 |
26,2 |
|
Желание достичь положения семейного человека |
44,1 |
41,3 |
9,3 |
9,5 |
|
Выполнение данного обещания |
44,3 |
38,6 |
12,9 |
9,9 |
|
Мотивы |
Вступающие в брак |
Молодые супруги |
|||
мужчины |
женщины |
мужчины |
женщины |
||
Ожидаемый ребенок |
41,2 |
41,5 |
21,0 |
26,2 |
|
Боязнь одиночества |
22,3 |
23,6 |
7,8 |
12,2 |
|
Желание родителей |
21,7 |
22,6 |
5,5 |
6,9 |
Критерием молодой семьи, прежде всего, является очередность брака - первый, продолжительность совместной жизни - до трех лет и границы возраста супругов - от 18 до 30 лет. По своей структуре современная молодая семья бывает полной, типичной и семьей социального риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей, те семьи, где отец проходит срочную военную службу, студенческие семьи, а так же семьи в которых один из ее членов является инвалидом. Из них наиболее многочисленны группы неполных и студенческих семей.
Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в недостатке средств на социальные цели и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.
Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа.
Проведенное исследование показало, что отношения молодой семьи должны быть более эгалитарными (равноправными) и они будут являться фактором стабильности брака. Чем полнее будут раскрываться цивилизованные принципы развития нашего общества, тем более выраженной будет тенденция демократизации семьи. В течение XXI в. эгалитарная семья станет массовой и преобладающей.
Глава 2. Особенности решения проблем молодых семей методами социальной работы
2.1 Формы и методы социальной работы с молодой семьей
Социальная защита семьи. Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.
Важнейшим критерием социального государства является защита материнства, детства, отцовства, а также помощь и защита семьи. В Конституции РФ сказано, что «в Российской Федерации... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства... развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Это полностью согласуется со ст. 23 Международного пакта «О гражданских и политических правах», где говорится, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:
денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;
бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);
социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической; юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.).
В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защиты являются:
реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;
адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;
совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;
4)широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.).
Основными принципами социальной работы с семьей являются:
приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;
уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;
соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;
обоснованное использование власти и контроля;
учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.
Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др. (см. Приложение 2)
Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, была разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую вошли шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера» (см. Приложение 3), «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи». Во многих субъектах Российской Федерации разработаны конкретные программы социальной помощи семьям. Например, в Пермской области с целью стимулирования трудового и имущественного потенциала малоимущих сельских семей с детьми и преодоления бедности проводятся программы адресной помощи «От пособия к зарплате» и «Развитие личного подсобного хозяйства».
Вместе с тем жизнь показала, что необходимо как можно быстрее ввести в действие новые государственные стандарты социального обслуживания семьи и детей, потому что многие федеральные программы не выполняются.
В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.
Выделим основные формы и методы социальной работы Служб с молодыми семьями.
Информационная работа: выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников (поликлиник, больниц, диспансеров, школ, органов внутренних дел, социального обеспечения, медвытрезвителей, суда, службы занятости, жилищно-эксплуатационных контор, почты и т.д.), о молодых семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной «горячей линии» для экстренного обращения граждан в случаях, требующих письменной консультации специалистов; создание «банка данных» о молодых семьях и отдельных людях, нуждающихся в социальном патронаже.
Работа по обеспечению занятости членов молодых семей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки.
Методическая работа: изучение инновационных эффективных форм и методов деятельности сотрудников отделов и учреждений по социальной работе, ее обобщение и распространение в трудовом коллективе; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы; сбор и систематизация информационных материалов, литературы по социальным вопросам, законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими.
Рекламно-пропагандистская работа: реклама услуг, предоставляемых отделами и учреждениями по социальной работе, задач и содержания оказываемой им социальной помощи; пропаганда в местных средствах массовой информации укрепления и поддержки молодой семьи; издание листовок, пособий и т.д. в помощь молодой семье по различным вопросам ее жизнедеятельности.
Аналитико-прогностическая работа: изучение демографической ситуации, тенденций и причин социального и семейного неблагополучия, мнения населения о качестве и спектре оказываемой социальной помощи молодым семьям, актуальной и перспективной потребности в ней; разработка на этой основе предложений по корректировке и совершенствованию социальной работы, планированию социального развития, учету демографических факторов и показателей при строительстве жилья и социально-культурных объектов.
Медико-социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижном образа жизни и т.д.), подготовке членов молодых семей к рождению ребенка, профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья;
Работа по снятию нервно-психических и физических нагрузок, предупреждению и профилактике заболеваний, связанных с перегрузками нервной и мышечной системы, обучению передовым методам физической и психической культуры. Перечисленные виды деятельности могут осуществляться в социально-психологических службах, центрах здоровья и народной медицины, а также в отделах и секторах других социальных Служб.
Социально-педагогическая работа: социальный патронаж молодых семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов.
Создание условий для формирования среды общения и досуга молодежи, стимулирования развития семейного, молодежного туризма, развитие современных форм воспитания личности. К таким службам относятся центры досуга, бюро путешествий и туризма, женские и молодежные клубы, клубы деловых встреч и т.п.
Социально-реабилитационная работа: помощь в социальной реабилитации и адаптации безработным, эмигрантам, лицам, вынужденно поменявшим место жительства (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве, переквалификации и устройстве на работу по вновь приобретенной специальности и т.д.); инвалидам, женщинам, имеющим детей; молодым семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия; организация работы отделений социальной реабилитации молодежи с дезадаптированным поведением.
Социальная реабилитация и адаптация членов молодых семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др. Для этого создаются службы или центры социальной реабилитации и адаптации, приюты, убежища, социальные общежития, социальные гостиницы и т.п.
Информирование и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов молодых семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п.
Службы социальной помощи молодежи самостоятельно формируют и осуществляют программу деятельности в оказании социальных услуг населению, избирают формы и методы достижения целей и задач, оговоренных в положении конкретной службы.
Выделим сложившиеся в настоящее время в социальных учреждениях четыре основные формы государственной помощи молодым семьям:
денежные выплаты семьям на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей;
трудовые, налоговые, жилищные и др. льготы;
бесплатные натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременным женщинам и т.д.);
социальное обслуживание молодых семей (оказание конкретной психологической, юридической помощи, консультирование, социальные услуги).
Также через системы социальных служб и клубов для молодежи проводятся комплексные меры по укреплению молодой семьи:
профилактическая работа с группами социального риска среди молодежи и подростков, обобщение и внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодежи;
расширение деятельности профильных лагерей, клубов, организация досуга молодежи;
принятие эффективных мер для снижения уровня подростковой и молодежной преступности;
создание условий для психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением;
развитие учреждений социального обслуживания молодежи;
просвещение подростков по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.
Совокупность приемов и методов деятельности субъектов и объектов социальной работы, рассматривающих социальные проблемы клиентов, как способ стимулирования развития их собственных сил, конструктивной деятельности в социуме по изменению неблагоприятной жизненной ситуации служат достижению понимания клиентом зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем, активизации его участия в солидарных действиях по разрешению возникающих проблем, конфликтных ситуаций.
Наряду с этим, проблема дальнейшей разработки методов обусловлена и необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов по социальной работе с молодыми семьями, как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. Особенно важно отметить, что развития этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы через оказание адресной, комплексной и своевременной помощи.
В условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: ухудшается состояние здоровья молодежи. В среднем в России лишь 10 % выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50 % имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии; размываются духовные ценности, ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде; распространяются наркобизнес и наркомания среди молодежи: около 70 % лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет.
В связи с этим 22 марта 2005 года коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации обсудила проект Федеральной целевой программы 'Молодежь России' на 2006-2010 гг., которая со стороны высшего органа исполнительной власти является также и показательной формой социальной работы с молодыми семьями.
22 марта 2005 года коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации обсудила проект Федеральной целевой программы 'Молодежь России' на 2006-2010 гг.
Задача Федеральной целевой программы - повысить включенность молодых семей в социальные процессы, создав условия для их самореализации.
Цели и задачи Программы. Традиционные подходы и меры, реализуемые до настоящего момента в сфере работы с молодежью, не носили системного характера. Они не позволили приостановить развитие негативных тенденций в молодежной среде, укрепить нормативно-правовую базу государственной молодежной политики, уточнить круг приоритетных проблем этой политики и способов их решения. Несмотря на 13 летний опыт формирования различных моделей молодежной политики, реализуемых, преимущественно, на региональном уровне, в современной России сложилась ситуация «чистого листа». Опыт прошлого не получил своего оформления в виде законов и правовых норм, а существует лишь на уровне традиционной практики. Все это предопределяет необходимость разработки Федеральной целевой Программы «Молодежь России 2006 - 2010», как важнейшего инструмента и элемента федеральной молодежной политики.
Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России (2006-2010 годы) представляет и обосновывает новые подходы к реализации государственной молодежной политики.
Это - создание условий интеграции молодежи, как активного субъекта, в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития страны.
Задачи Программы:
1. Интеграция молодежи в социально-экономические отношения.
2. Интеграция молодежи в общественно-политические отношения.
3. Интеграция молодежи в социокультурные отношения.
Такая постановка цели и задач позволит разрешить ключевую проблему, выявленную в результате системного анализа проблем молодежи и молодежной политики - неполную включенность молодежи в жизнь общества.
Проблема носит системный характер и проявляется в снижении экономической активности молодежи; росте ее социальной апатии; криминализации молодежной среды и ухудшении социального здоровья молодого поколения, в негативной оценке самой молодежью возможностей самореализации в России.
Новизна и особенности Программы.
1. Принципиальной особенностью предлагаемого подхода является его направленность на достижение результата, востребованного как в молодежной среде, так и обществе в целом. Необходимо не только создавать условия для интеграции молодежи в жизнь общества, но и обеспечить доступность и применяемость этих условий самой молодежью.
2. Главной особенностью программы является ее общественно-государственный характер. Решение задачи вовлечения молодежи в социально-политические и социально-экономические процессы возможно только на основе широкого участия всех субъектов социального воспитания, институтов гражданского общества в решении проблем молодежи.
3. Представляемая Программа впервые в практике реализации государственной молодежной политики в России интегрирует все возможности бюджетного финансирования и обеспечения мероприятий ГМП. Предлагается единый алгоритм в разработке и реализации программных действий. Этот алгоритм включает:
- организацию научно-исследовательских и конструкторских работ в сфере государственной молодежной политики, основное предназначение которых заключается в опережающем научном прогнозировании и обеспечении путей решения проблем молодежи средствами Программы;
- прямые инвестиции в развитие федеральной инфраструктуры объектов молодежной политики;
- реализацию научно и экономически обоснованных программных мер, в рамках бюджетного финансирования по статье «прочие расходы»;
Финансирование программных мероприятий федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2006 - 2010 годы предусматривается за счет средств федерального бюджета с привлечением внебюджетных источников.
Программа предусматривает обеспечить развитие компетентности молодых граждан в вопросах семейной жизни.
Основными целями Программы являются создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи. Для достижения основных целей требуется решение следующих задач:
улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем молодых граждан;
создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;
формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности;
реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержка молодежного предпринимательства;
формирование здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков, профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;
развитие и поддержка федеральной и региональной систем информационного обеспечения молодежи на базе традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей.
разработка современных технологий работы социальных служб органов по делам молодежи, улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи;
нормативно-методическое обеспечение органов государственной власти;
развитие системы дополнительного образования (поддержка различных форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей, подростков и молодежи), укрепление ее материальной базы;
создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи; работа со студенческой молодежью;
дальнейшее развитие массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов;
поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;
воспитание у молодежи гражданско-патриотической позиции;
подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении;
создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти на всех уровнях.
Предусматривает внедрение мер, направленных на развитие института семьи, в том числе молодой семьи в российском обществе, повышение уровня компетентности молодых родителей в вопросах воспитания детей. Содействует укреплению социального благополучия молодых семей. Предполагает развитие системы центров семейного просвещения «Академия молодой семьи», развитие системы клубов молодой семьи, создание всероссийской очно-заочной школы «Молодые родители и ребенок».
Специфика и содержание каждого из комплексных направлений Программы уже сегодня разрабатываются и отбираются авторитетным коллективом ученых, практиков, исследователей управленцев сферы работы с молодежью. При этом открытый характер разработки Программы обеспечивается средствами широкого обсуждения и коррекции программных мер, которые предусмотрены самим механизмом управления Программой, описанным в Концепции.
Всероссийский центр интеграции молодых людей с ограниченными возможностями должен приобрести статус пилотной площадки для создания и продвижения интеграционных программ для молодежи и с участием молодежи. (Миссия подобного центра заключается в создании и распространении программ совместной деятельности молодых людей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников. Центр проектируется как модульный и по содержанию деятельности и по форме конструирования зданий. Модульный подход в данном случае обеспечивает возможность тиражирования и распространения опыта работы центра в регионах РФ).
Логика проектирования мероприятий Программы, предполагает, что действие всех проектов и программных действий распространяется на территорию всей страны.
Данная Программа должна развить новые формы и методы социальной работы с молодыми семьями, разрешить многие накапливающиеся в последние годы проблемы у молодых семей.
2.2 Решение социальных проблем молодых семей в России
Социальные службы семьи. Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента Российской Федерации. В структуре федерального Министерства здравоохранения и социального развития сформировано специальное подразделение - Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.
Служба семьи - один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого - обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.
На начало 1998 г. действовало 115 центров социальной помощи семье и детям, 36 центров психолого-педагогической помощи населению, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В ряде территорий функционируют комплексные центры социальной помощи населению, в которых предусмотрена работа с семьей и детьми. В 2005 г. их количество значительно увеличилось.
В последние годы стала быстро развиваться сеть консультативных учреждений («Брак и семья», «Центр социального здоровья», «Мать и дитя», «Совершенствование»), появляются семейные клубы, реализуются программы «Кроха», «Здоровый малыш», «Безопасное материнство», «Сознательное родительство», «Семь - Я», «Согласие», «Женщина и семья» и др.
Наиболее целенаправленно сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей развивается в Московской, Орловской, Ленинградской, Ростовской, Самарской, Челябинской, Тюменской областях, Красноярском и Краснодарском краях, в ряде других территорий.
В Республике Тыва хорошо зарекомендовали себя 15 центров социальной помощи семье и детям, из них два центра социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков в городах Кызыле и Ак-Довураке. Главная их задача заключается в стимулировании экономического потенциала семьи, ее саморазвития, в обеспечении адресной социальной поддержки. На базе Научно-технического центра традиционной и нетрадиционной медицины действует психологическая служба «Телефон доверия». Для обеспечения координации действий центров, служб социальной помощи на дому и срочной социальной помощи действует Управление проблем семьи, женщин и детей со структурными подразделениями в низовом звене в виде отделов и секторов.
Основные направления реализации семейной политики, например, в Краснодарском крае включают в себя создание системы социальной и психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессионального и социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно-просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб. Организационные меры включают следующие мероприятия:
принятие специальных законодательных и иных правовых актов края, решений местных органов власти и управления;
внесение в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам семейной политики;
разработку и осуществление краевых программ комплексного и целевого характера по отдельным направлениям семейной политики;
формирование системы территориальных органов социальной защиты, а также специальных служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье и детям и др.
Основными функциями социального работника при этом являются:
диагностическая (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциала);
охранно-защитная (правовая поддержка семьи);
социально-психолого-педагогическая;
прогностическая (моделирование ситуаций и разработка программ адресной помощи);
координационная.
Разнообразие условий на обширной территории Российской Федерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного пункта, культурного центра с множеством социальных ресурсов и специалистов или отдаленного поселения, где таких профессиональных работников нет, - все это объясняет существование различных моделей социальных центров и служб для работы с семьей.
Преобладающая модель государственной службы - территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семьи, оказать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни. Эта способность центра очень важна и существенна, так как российская семья сегодня сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти.
Наряду с государственными территориальными центрами, службами, входящими непосредственно в систему Министерства труда и социального развития Российской Федерации, имеются различные социальные службы семьи ведомственной, межведомственной подчиненности, смешанные - государственные и коммерческие. Идеология этой службы - работа с целостным социальным объектом, т.е. районом, который понимается, во-первых, как совокупность проживающих здесь различных групп и слоев населения, а во-вторых, как социальная структура, включающая микрорайоны, учреждения, организации и предприятия. Приоритет в оказании помощи всегда оказывается работе с семьей и детьми. Работа же с организациями является основным средством обеспечения стабильности социального обслуживания и оптимизации затрат.
Основная задача работников службы - помочь члену семьи (вне зависимости от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации члена семьи, т.е. восстановление его прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение его в общество.
В настоящее время в Российской Федерации создано много социально-психологических служб, в том числе территориальных, действующих на основе закона о предпринимательстве и предпринимательской деятельности. Основные направления их деятельности те же, что и государственных служб.
Следует подчеркнуть, что сегодня базовыми, типовыми моделями организации социальной работы с семьей и детьми по месту жительства (территориальными) являются центры социального обслуживания и реабилитации семьи и детей и районные социально-психологические службы. Кроме того, имеется определенное количество слабо взаимодействующих между собой социальных служб (не всегда территориальных) различной ведомственной принадлежности.
Опыт деятельности служб по месту жительства подтверждает тот факт, что социальная работа по своей сути межведомственна и требует правового оформления и организации территориальных социальных служб, координации деятельности органов социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и спорта, правоохранительных структур, служб занятости.
Рассмотрим их подробнее, поскольку именно они представляют собой модели социальных служб нового типа - модели нормативного программного характера.
На основании разработанной концепции развития социальной службы, Основ законодательства Российской Федерации о социальной службе, типовых положений различных территориальных центров работы с семьей и детьми во многих регионах начали формироваться территориальные службы (ТСС), которые оказывают комплекс социальных услуг всем нуждающимся (взрослым и детям), поскольку включают в себя учреждения социальной структуры, органы управления делами социальных служб, учебные и научно-исследовательские заведения. Осуществляя деятельность на территории конкретного городского или сельского района, небольшого города, ТСС максимально приближена к населению, доступна всем нуждающимся.
Структура ТСС состоит из следующих специализированных территориальных центров:
центр социальной помощи семье и детям, имеющий отделы социальной реабилитации и профилактической работы, консультативной помощи, развития семейного предпринимательства и т.д., а также подразделения по оказанию практической помощи: выездные комплексные бригады; экстренной психологической помощи; юридическая и психолого-педагогическая консультация; служба знакомств, социальный приют; отделение дневного пребывания детей и матерей с детьми;
центр психолого-педагогической помощи семье и детям призванный оказывать помощь в преодолении конфликтов в семье повышать психологическую культуру населения в сфере семейного, супружеского, родительского общения; помогать семьям, испытывающим трудности в воспитании детей предотвращении эмоционального и психического кризиса, обеспечивать квалифицированную психолого-педагогическую помощь лицам различных групп риска;
служба экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»), задача которой - снизить психологический дискомфорт, уровень агрессивности членов семьи;
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, осуществляющий социальную и медико-психологическую помощь и поддержку тем, кто оказался в кризисной жизненной ситуации.
Итак, в современных условиях меняется вся система социальных институтов, регулирующих социально-экономические отношения. В рамках этого процесса происходит также и изменение сложившийся в прошлые годы парадигмы взаимодействия личности, семьи и государства.
В настоящее время социальная помощь семье представляет собой разноплановую деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и подведомственную разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия предопределяют трансформацию содержания, методов и форм по социальной помощи молодой семье.
Основные цели и задачи социальной работы с молодыми семьями включают в себя: разработку и осуществление мер по укреплению молодой семьи, как репродуктивной социальной единицы; адаптацию молодой семьи в условиях переходной рыночной экономики; улучшение материального, нравственного и духовного состояния молодой семьи; создание и развитие системы служб социально-психологической помощи молодой семьи; создание благоприятных условий для сочетания социальной и семейно-бытовой функции молодой семьи; стимулирование деловой активности молодежи; организацию семейного досуга и отдыха.
Большая часть социальной работы с молодыми семьями проводится в основном через территориальные службы социальной помощи молодежи. Они используют следующие основные формы и методы социальной работы с молодыми семьями.
Социальную службу обеспечивают предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица различных форм собственности, которые осуществляют социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.
В формах консультирования, информационной, методической, рекламно-пропагандистской, аналитико-прогностической, медико-социальной, социально-педагогической, социально-реабилитационной и др. работ они используют разнообразные методы социальной работы с молодыми семьями включая сбор официальной статистики и оперативной информации о молодых семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; работу по обеспечению занятости членов молодых семей, изучению рынка труда и т.д., изучение тенденций и причин социального и семейного неблагополучия.
Особенно острой остается проблема обеспечения молодых семей жильем. В существующей экономической ситуации в связи с резким сокращением строительства коммунального жилого фонда, ростом цен на строительные материалы, приватизацией жилья подавляющее большинство молодых семей практически лишаются всякой перспективы на улучшение жилищных условий.
В условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде ухудшается состояние здоровья молодежи.
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что семья - это малая группа, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека. Здесь личность приобретает необходимые социальные навыки, осваивает базовые стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоциональные предпочтения, получает психологическую поддержку и защиту, спасается от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром. Семья, являясь составной частью общества, реагирует на его развитие и изменения.
В настоящее время многие законы, принятые в субъектах РФ, закрепили следующее понятие молодой семьи: это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка.
Современная молодая семья переживает тяжелейший кризис и имеет свои, свойственные только ей, особенности.
1. Объективно недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности. Сегодня среднедушевые доходы в молодых семьях в 1,5 раза меньше, чем в среднем по стране. При этом 69% молодых семей живут за чертой бедности.
2. Объективно повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью обустройства семейной жизни: приобретение жилья, организация быта.
3. Время, когда супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место.
4. Необходимая психологическая адаптация к семейной жизни. 18% молодых семей нуждаются в психологическом консультировании.
Нерешенность проблем молодых семей, слабая государственная поддержка зачастую приводят к семейным конфликтам, способствующим распаду семьи. 70% всех разводов происходят в первые 5 лет совместной жизни.
Замеры состояния современной семьи показывают, что и в мире, и в России идет процесс изменения типа семьи. Все более широкое распространение получает незарегистрированный брак. 43% молодежи указывают на недостаток средств как на свою главную проблему; опасение безработицы в той или иной степени испытывают около 70% молодых людей; глобальной же проблемой современной молодежи является недовольство обществом, в котором нет порядка, нет гарантированного будущего. В российском законодательстве не предусмотрен механизм поддержки молодых семей, ввиду чего единственным средством поддержания удовлетворительного уровня жизни является помощь родителей.
Строительство семьи, как правило, молодежь ведет без опоры на какую-либо науку или законы. В стране отсутствует единая правовая база государственной семейной политики. Принимаемые государством меры в основном адресованы индивидууму и мало учитывают интересы семьи как социального института.
Религиозный опыт тоже, к сожалению, утрачен. И сегодня глубинные корни массовой наркомании, агрессивности, половой распущенности, кроются в неблагополучии семьи. Распространение психических заболеваний также связано с душевными травмами, полученными в семье.
У нормальной здоровой семьи есть один главный признак - это доверие всех членов семьи друг к другу.
Анализ современной ситуации показывает необходимость государственной поддержки молодой первичной ячейки общества. При этом речь не идет о поддержке семейного иждивенчества, речь идет о создании благоприятного пространства для функционирования семьи, условий для самореализации ее интересов. Необходим закон 'О государственной поддержке молодой семьи в РФ'. В нем должны быть заложены действующие механизмы, позволяющие молодой семье самостоятельно решать жилищные, социальные, финансовые и другие проблемы. Успешные опыт в стране есть, достаточно вспомнить МЖК (молодежные жилищные кооперативы).
Особого внимания и деликатного подхода требует вопрос, связанный с осуществлением важнейшей функции семьи - ее репродуктивным назначением. В подавляющем большинстве стран мира забота о деторождении введена в ранг государственной политики. Несмотря на крайне низкую деторождаемость, наше государство недостаточно стимулирует этот процесс. В ряде регионов отменяются пособия на детей, слабо поддерживаются многодетные семьи, отсутствует целенаправленная подготовка молодежи к семейной жизни и сознательному родительству.
Несмотря на то, что спектр исследований в области оказания социальной поддержки молодой семьи достаточно широк, до настоящего времени не разработаны теоретико-методологические основы оказания социально-педагогической помощи молодой семье, практически не отражены сущность и содержание социально-педагогического сопровождения, нераскрытыми остаются условия социально-педагогического сопровождения семей на различных проблемных этапах.
Российская Федерация даже по западным меркам характеризуется уникально низкой рождаемостью. В стране наблюдается устойчивая депопуляция населения не только по причине низкой рождаемости, но и за счет сверхсмертности младенцев и мужчин в трудоспособном возрасте. В то же время известно, что в нормальной семье люди живут гораздо дольше и дольше трудятся.
К 2015 году, согласно прогнозам, численность россиян, вступающих в трудоспособный возраст, сократится почти в 2 раза, и численность выходящих за пределы трудоспособного возраста будет превышать их тоже почти в 2 раза.
По прогнозу Госкомстата России, население страны к 2016 году сократится на 11,6 миллиона человек. Демографические службы ООН предсказывают уменьшение жителей РФ к середине XXI века до 121 млн. При сохранении этой тенденции россияне просто не смогут удержать территорию России. Результаты последней переписи показывают, что в стране находится очень много иностранных граждан, особенно в приграничных территориях, а это не отвечает экономическим и геополитическим интересам России.
От развития демографической ситуации в нашей стране зависит:
- решение ключевых социально-экономических проблем и сохранение государственного потенциала, отвечающего современным условиям;
- роль, которую РФ играет в консолидации стран СНГ;
- освоение огромных территорий и более масштабное вовлечение в экономический оборот природно-сырьевых ресурсов и географических преимуществ страны;
- сохранение территориальной целостности федерации.
На решение демографической проблемы направлена 'Концепция демографической политики РФ на период до 2015 года', которая в основном живописует проблемы и говорит о необходимости их решения. А вот как исправлять ситуацию конкретно нужно посредством принятия соответствующих законов.
Демографический кризис - это угроза национальной безопасности России. И, может быть, это обстоятельство заставит государство по-новому взглянуть на проблемы молодой семьи. Теперь судьба большого государства зависит от благополучия этой маленькой первичной ячейки общества.
Список литературы
1. Андреева Т.В. Психология семьи. - СПб.: Речь, 2007. - 188 c.
2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Журнал-вестник московского университета. - 2008. - № 5. - 239 c.
3. Антонов А.И. Семья как социальный институт // Основы социологии. Под ред. Эфендиева А.Г.. Ч. II. . - 2004. - С. 15-25.
4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Инфра-М, 2007. - 640 с.
5. Артюхов А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России//Социс. 2002. № 7.- 145 c.
6. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. - М.: Просвещение, 2003. - 85 c.
7. Буров С.Н. Брачно-семейные отношения. - М.: Экзамен, 2006. - 127 c.
8. Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи // Экология и жизнь. - 2008. - № 88. - С. 4-9.
9. Вишневский А.Г., Захаров С.В., Иванова Е.И. Эволюция российской семьи // Экология и жизнь. - 2008. - № 88. - С. 4-9.
10. Вакулина О.С. Семейное консультирование и семейная терапия в рамках социальной работы с семьей // Российский журнал социальной работы. - 2008. № 2/8. - С. 25-30.
11. Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чешек./Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 2008. - 144 с.
12. Гребенников И.В. «Основы семейной жизни» М.: Просвещение 2005. - 130 с.
13. Гаспарян Ю.А. «Семья на пороге 21 века» С-Пб.: Питер, 2008. - 183 c.
14. Голод С.И. Стабильность семьи. - М.: Наука, 2004. - 136 с.
15. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Питер, 2008. - 220 с.
16. Государственная социальная политика (научная школа профессора Г.И. Климантовой). - М.: МГСУ, 2004. - 175 с.
17. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 2005. 450 с.
18. Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. - М.: Просвещение, 2006. - 117c.
19. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии. - М.: «Академия», 2008 - 279 c.
20. Дорохова М.В. Основные проблемы семей, обращающихся в Центр социально-психологической реабилитации. Ч. 2. - М.: Юнити, 2005. - 225 c.
21. Здравомыслова О.М. Семья и общество: тендерное измерение российской трансформации. - М.: Наука, 2003. - 217 с.
22. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.: Академия, 2004. - 224 c.
23. Ильинский И.М. Молодежь России: тенденции, перспективы. - М.: Социум, 2003. - 152 c.
24. Институт семьи: проблемы становления и развития в современном мире: Сб. науч. статей /Под ред. П.Д. Павленка. - М.: МГУС, 2004. - 312 с.
25. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С. И. Социология. - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2007. - 672 с.
26. Козырев Г.И. Социология: 100 вопросов - 100 ответов / Г.И. Козырев. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 190 с.
27. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. - 512 с.
28. Кузнецова И.М. Семейное право. Изд. «Феникс», 2008. - 118 с.
29. Лисовский В., Вебер Л. и др. Книга молодой семьи. - Л.: Лениздат, 2004. - 242 с.
30. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. М.: Наука, 2007. - 350 с.
31. Медков В.М. Бомба депопуляции: Опыт России - итоги и уроки // Вестник Московского университета. Сер. 18. 2000. № 4.
32. Образ жизни групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации: Материалы Международной научно-практической конференции 7-8 апреля 2005 г. - М.: ГОУВПО «МГУС», 2005. - 215 с.
33. Панкова Л.М. Для будущих супругов. - М.: Просвещение, 2006. - 122 с.
34. Проблемы семьи и современной политики» Вып. 3 М.: Наука, 2003. - 178 с.
35. Российская социологическая энциклопедия. Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2008. - 870 с.
36. Сабитова Г.В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы // Педагогика. - 2007. - № 3. - С. 15-22.
37. Савинов Л.И. Семьеведение - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2005. - 358 с.
38. Социальная работа /Под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 573 с.
39. Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления. Под редакцией В.П. Малыхина. - М.: Юнити, 2007. - 298 с.
40. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 448 с.
41. Социология семьи. Под ред. проф. А.И. Антонова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 640 с.
42. Справочное пособие по социальной работе М.: Просвещение, 2007. - 211 с.
43. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 2007. - 173 с.
44. Фененко Ю.В. Социология. - М.: Проспект, 2008. - 354 с.
45. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - М.: Логос, 2007. - 302 с.
46. Холостова Е.И. «Социальная работа с семьей». Издательский дом «Дашков и К»., 2008. - 193 с.
47. Хрестоматия. Семья: история и современность: Учеб. пособие / Сост., коммент. и вступ. ст. Г.И. Климантовой. - М.: Изд-во РГСУ, 2005. - 615 с.
48. Черняк Е.М. Социология семьи:. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 240 с.
49. Шеляг Т.В. Мир семьи и социальная работа. - М.: МГСУ, 2004. - 400 с.
50. Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. - М.: МГСУ, 2007. - 147 с.
51. Шмелева Н.Б., Донина О.И., Шубович М.М. Профессионально- педагогические основы деятельности социального работника с семьей: Учеб. пособие. - Ульяновск: УлГУ, 2005. - 478 с.
52. Юркевич Н.Г., Красовский А.С. Этика и психология семейной жизни. - Мн.: Нар. Совета, 2003. - 189 с.