Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Социальное поведение. Формы позитивизма

Работа из раздела: «Социология и обществознание»

/

Оглавление

Таким образом, отклоняющееся (девиантное) поведение можно определить как систему поступков (отдельные поступки), противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, адаптационных механизмов и неспособности к нравственному и эстетическому контролю за своим поведением.

Можно выделить несколько групп причин отклоняющегося поведения учащихся (Н.А. Дорожевец, Н.Ю. Максимова и др.):

Различные отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, специфические особенности интеллектуального развития, характерологические особенности, достигающие степени выраженности акцентуации и психопатии. Эти индивидуальные особенности в определенных ситуациях, затрагивающих «место наименьшего сопротивления» личности, приводят к дезадаптации, в том числе в социальной сфере (в виде преступного поведения). Естественная форма коррекционной и профилактической работы -- направление к психотерапевту, психиатру, клиническому психологу, организация системы медико-психологических воздействий, т.е. центр тяжести с профилактики переходит на лечение.

Результат информированности нравственных представлений, неумения контролировать свое поведение с помощью внутренних норм. Но при этом сохраняется критичность по отношению к себе («Я знаю, что я - плохой, но я хочу быть лучше»). Основа профилактической работы -- воспитание, в том числе родителей и воспитателей детского сада.

Типично подростковая реакция на неадекватное поведение взрослых, родителей и учителей, в основе которой лежит повышенная чувствительность к любым внешним оценкам, максимализм, утрированное чувство справедливости, обидчивость, мстительность, эмоциональная уязвимость. Таким образом, главная причина нарушений поведения в данном случае -- отсутствие у взрослых адекватных знаний о подростковом поведении.

Специфические особенности самосознания и сознания учащихся подросткового и юношеского возраста, которые имеют собственную систему ценностей, норм, правил, не похожих на таковые у взрослых. Несмотря на постоянный внешний конфликт, они уверены в своей правоте. Большинство психологов считает, что подобное поведение имеет в своей основе неудовлетворенную потребность в положительной оценке со стороны окружающих («Я хочу, чтобы меня любили»).

Многие причины, порождающие нарушение норм поведения учащихся, удается выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых еще не найдены действенные средства.

Таким образом, отклоняющееся поведение детей и подростков с одной стороны может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения или развития соответствующих особенностей личности, с другой стороны выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т. е. воспитательного средства).

социальный поведение отклоняющийся позитивизм

2. Охарактеризуйте основные формы позитивизма

В центре внимания позитивизма всегда находился вопрос о взаимоотношении философии и науки.

Главный тезис позитивизма состоял в утверждении, что все подлинное, положительное (позитивное) знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

Философия позитивизма, претендующая на исследование сущности научного знания и его методологическое основание, принимала в своем развитии следующие основные формы:

1. Классический позитивизм, возникший в первой половине XIX в. в период формирования дисциплинарной науки (физики, биологии, химии и др.); его представляют О. Конт (1798--1857), Дж. Милль (1806--1873) и Г. Спенсер (1820-1903).

Его основные идеи:

1) подлинно научное ('позитивное') знание может быть получено лишь специальными (прежде всего - естественными) науками, которые основываются на опыте и его теоретическом осмыслении. Методология естественных наук позволит достичь «универсально истинных» научных утверждений, т.к. она основывается на общепризнанных фактах;

2) философия, чтобы стать научной дисциплиной, должна перестать решать отвлеченные вопросы и заняться проблемами методологии наук-систематизацией конкретно-научного знания: такой подход соответствовал ориентациям естествознания на получение объективного знания о мире.

В этой связи О. Конт рассматривает три стадии интеллектуального развития человечества: теологическую (фиктивную), метафизическую (абстрактную) и позитивную (научную), которая начинается с описания реальных фактов и отвечает на вопрос «как?», а не «почему?». Идеалом признается описательная модель научного знания, цель которой выражена Контом в тезисе: «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать» («Курс позитивной философии»).

II. Эмпириокритицизм (от греч. - критика опыта) - возникает в конце XIX - начале XX вв. Его представители - Р. Авенариус (1843-1896) и Э. Мах (1838-1916) - полагали, что научное знание возможно как результат синтеза физического и психического опыта. Целью физического знания является установление зависимости между чувственными переживаниями, а понятия и теории науки - это средства ее достижения. Критическое отношение к научному опыту связано с тем, что познание объекта зависит от субъективных установок самого ученого. Согласно принципу «экономии мышления», понятия, законы и теории лишены объективного содержания, они - продукты ума познающего субъекта, позволяющие упорядочить его эмпирические знания. При этом все метафизические абстракции, которые не находят непосредственного подтверждения в опыте (материя, причинность, закон и др.), должны быть исключены из языка науки.

III. В неклассической философии позитивизм в форме неопозитивизма стал основанием для аналитической стратегии, базовыми характеристиками которой становятся «лингвистический поворот», использование аналитических методов исследования и акцент на проблеме языкового значения. Неопозитивизм формируется в 20-х гг. XX в. и представлен двумя вариантами: логическим позитивизмом (М. Шлик, Р. Карнап и др.) и лингвистическим позитивизмом (Л. Витгенштейн, Дж. Мур и др.).

Неопозитивизм ориентирован на изучение формально-логической структуры научного знания и логический анализ языка науки. Теоретической и методологической программой такого анализа стала концепция значения и эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия должна быть очищена от метафизических псевдопроблем, которые противоречат опытному познанию, и заняться логическим прояснением мыслей. Основные принципы логического позитивизма: верификации - только те предложения имеют смысл, которые допускают опытную проверку; физикализма - теоретические предложения в эмпирических науках должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку она есть основа всех экспериментальных наук; конвенционализма - в основе утверждений научной теории лежат некоторые соглашения (конвенции), выбор которых осуществляется в соответствии с критериями полезности, удобства, простоты и др. [9, c.59].

Во второй половине XX в. интерес неопозитивизма смещается с логического языка науки на обыденный язык, что нашло развитие в концепции «языковых игр» Л. Витгенштейна.

Если на первом этапе задача философии состояла в том, чтобы заняться терапией языка - очищением его от псевдопроблем, которые ставят философия, религия, этика и др., то на втором, согласно концепции «языковых игр», значение слов определяется их употреблением. Проблема непонимания возникает из-за нашего неумения оперировать понятиями в соответствии с правилами языка, спецификой ситуации и т.д., т.к. высказывание - часть деятельности, в процессе которой формируются значения терминов и выражений.

IV. Постпозитивизм (то, что «после позитивизма») формируется в 60-70 гг. XX в. и переключается на исследование реальной истории науки. Его основоположники - К. Поппер (1902-1994), Т. Кун (1922-1996), И. Лакатос (1922-1974), П. Фейерабенд (1924-1994) и др.

Они подвергают критике неопозитивистский идеал научности, сведённый к простому описанию фактов, анализируют динамику научного знания, его исторический процесс эволюции, причём с учётом социальных (социокультурных) условий. Тем самым они реабилитируют значимость философско-мировоззренческих проблем. К. Попер разработал метод фальсификации как метод переоценки научных знаний. Т. Кун выявил особенность научного знания: оно развивается в рамках определённой научной парадигмы, которую формирует сообщество учёных как коллективный субъект познания со своим особым стилем мышления. Смена парадигм - закон развития научного знания.

Общим для всех концепций постпозитивизма является:

изучение динамики научного знания;

реабилитация метафизики как эвристического средства научного поиска;

исследование социокультурных факторов развития и функционирования научного знания.

Список использованных источников

1. Барулин, В.С. Социальная философия: Учебник / В.С.Базулин. -- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. -- 560 с.

2. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения / Я.И. Гилинский. - СПб.: Питер, 1993. - 265 с.

3. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А. Никитина. - М.: Академа, 1996. - 211 с.

4. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2003. - 438 с.

5. Клейберг, Ю.А. Психологические основы девиантного поведения подростков / Ю.А. Клейберг // Девиантология: хрестоматия / авт.-сост. Ю.А. Клейберг. - СПб.: Речь, 2007. - С.62-64.

6. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.

7. Пятунин, В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции / В.А. Пятунин. - М.: РОО «Центр содействия реформе правосудия», 2010. - 282 с.

8. Соколов, С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов / С.В.Соколов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 431 с.

9. Социальная педагогика / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М.: Гардарики, 2000. - 345 с.

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru