Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Социальная защита неполных семей

Работа из раздела: «Социология и обществознание»

/

Введение

В обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и социальных потребностей. Она представляет собой такую социальную группу, в которой разворачиваются основные процессы жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и вообще со своим существованием. Все это приводит к тому, что по отношению к семье вовсе не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отмечал американский социолог В. Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно» [16, с. 198].

Современные исследователи считают, что семья - важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в постоянной динамике, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Поэтому она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

На современную семью оказывает влияние множество факторов: индустриализация, урбанизация, образование, религия. Являясь основополагающим институтом в структуре общества, семья особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизнедеятельности, ее стабильности и воспитательной дееспособности.

Уязвимость семьи под влиянием различных факторов ставит вопрос о проблемах неполной семьи во главу исследований. Негативные тенденции в развитии общества вызывают следующие проблемы: число детей, воспитывающихся без одного или обоих родителей, растет. Высокий уровень разводов и внебрачной рождаемости негативно влияет на процесс воспитания детей. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.

По данным Росстат, [см.: 12] 30 % детей в России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек.

Анализируя доклад «Положение детей и молодежи в России. Проблемы, политика, благотворительная деятельность», мы видим, что в 94 % случаев неполные семьи - без отца. Возможно отсутствие обоих родителей, проживание детей с дедушками и бабушками. Довольно распространен и такой тип семьи, как супружеская пара старшего поколения, вместе с которой проживает дочь (вдова, разведенная, одинокая мать с детьми).

Ребенок, рожденный вне брака, во взрослой жизни будет иметь меньше шансов на то, чтобы создать полноценную семью. «Вряд ли матери, которые рожают детей и отказываются выходить замуж, будут вместе с ребенком более счастливы, чем в семье, где есть отец, - говорит Галина Зайцева, президент фонда «Мир семьи» [21, с. 78 - 82]. - Психологически человек стремится к полноте взаимоотношений, и даже если мать в состоянии устроить безбедную жизнь для своего малыша, он может быть несчастен. Вопрос: «Где наш папа?» - и соответствующие переживания все равно возникнут на том или ином этапе». «Чисто женское», равно как и «чисто мужское» воспитание детей приводит к формированию искаженного образа поведения. В первом случае - это «феминизация», во втором - «маскулинизация» и все связанные с ними комплексы проявляются особенно ярко, когда единственный родитель воспитывает ребенка противоположного пола.

Исходя из этого, мы считаем, что проблемы неполных семей на сегодняшний день актуальны и требуют изучения.

Объект данной работы - неполная семья.

Предмет данной работы - социальная работа с неполной семьей.

Цель работы - определить некоторые пути совершенствования работы с неполной семьей.

Задачи:

1) изучить научную литературу;

2) раскрыть понятие неполной семьи;

3) проанализировать тенденции и факторы роста числа неполных семей и выделить основные типичные проблемы неполных семей;

4) провести эмпирическое исследование.

Методы исследования: анализ научной литературы, опросные методы, такие как: беседа и интервью.

Глава 1. Научно-теоретические основы исследования проблем неполной семьи

1.1 Неполная семья как объект исследования в социальной работе

Зачатки социальной работы как профессии появились чуть более столетия назад, когда некоторые благотворительные организации начали поиск новых моделей систематической работы со своими подопечными. До этого господствовал принцип разделения бедных и нуждающихся на 'достойных' и 'недостойных', то есть на тех, кому следует помогать, и тех, кто сам виноват, что оказался в трудном положении. Новый взгляд для начала перевел помогающих на сторону бедных, всех бедных. В результате в XIX веке новые христианские 'миссионеры' пришли к бедным в городские трущобы и даже начали селиться в них.

Понятие 'социальная работа' вошло в обиход в конце XIX - начале XX века. Но как самостоятельная профессия и академическая дисциплина социальная работа вполне утвердила себя лишь после Второй мировой войны. Идеи New Deal в Соединенных Штатах 30-х, государства всеобщего благоденствия (Welfare State) в Западной Европе 40-х, стали выражением признания права каждого человека - уже потому только, что он человек, иметь некий минимум достойного существования и превратили государство в гарант реализации этого права. Однако вскоре выяснилось, что для претворения подобной идеи в жизнь недостаточно хороших законов и соответствующих материальных ресурсов. Нужна также специальная система индивидуализированной помощи тем людям, которые по тем или иным причинам не вписываются в современное общество, оказываются за бортом. Правительственным циркуляром и государственным ассигнованиям на социальные нужды предстояло найти конкретного адресата, они должны были быть тонко подогнаны к запросам живых людей, а иногда существенно пересмотрены в свете практики. Эту функцию и взяли на себя специалисты по социальной работе.

Характер профессиональной деятельности требует от специалиста по социальной работе знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, то есть предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с 'клиентами'. Ядром социальной работы, получившей распространение на Западе, стал наработанный и обобщенный метод 'работы с каждым конкретным случаем', впитавший в себя, с одной стороны, элементы разных научных дисциплин, в частности психотерапии, а с другой - опыт оказания помощи индивидам и семьям в кризисных ситуациях [см.: 35]. Выбор форм действия вытекает здесь из определенной интерпретации целей и задач социальной работы. При этом основное внимание уделяется динамике данного общества, реакциям людей на жизненные трудности и особенностям взаимодействия индивидов со своим социальным окружением. Поскольку сфера деятельности специалиста по социальной работе обширна и не всегда может быть четко очерчена, подготовка будущих специалистов в этой области включает помимо академического компонента обязательную практику под руководством опытного наставника. Большое значение придается также формированию индивидуально-психологических черт, отвечающих требованиям профессии, а также выработке профессиональных навыков, среди которых можно назвать умение устанавливать контакты, вести переговоры, защищать интересы клиентов, сотрудничать с представителями смежных профессий, выступать формальным и неформальным лидером.

По мнению Холостовой Е.И., [46, с. 65] сущность социальной работы заключается в оказании помощи, в осуществлении социальных прав, как индивидов, так и групп различного характера. А поскольку социальные права охватывают собой все стороны и грани, обеспечивающие социальное функционирование личности, то характер проблем, с которыми имеет дело социальная работа, весьма обширен и разнообразен; более того, можно констатировать, что в конкретной социальной ситуации, с которой имеет дело специалист по социальной работе, пересекаются различные виды и типы социальных проблем. Во-первых, социальная работа имеет дело не только с индивидуальными, но и с групповыми клиентами - семьями, трудовыми и соседскими коллективами, молодежными или профессиональными группами, объединениями лиц со сходными трудностями. Поэтому в каждом действии специалиста по социальной работе, в любой применяемой им технологии или методике обязательно должно встречаться сочетание индивидуальных и групповых методов. Разрешение проблем детско-родительских или межсупружеских отношений, коммуникативных трудностей сотрудников какого-либо предприятия, межличностных или межгрупповых конфликтов невозможно без изменения личности людей, вовлеченных в конфликт. Также и личностные изменения тех, кто обратился за помощью, невозможны без реструктурирования социальных связей их ближайшего социального окружения.

В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов XX столетия. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него: снижение уровня жизни; безработица; вынужденная миграция населения; профессиональное нищенство; криминогенная обстановка; падение уровня рождаемости; распад института семьи и брака.

Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижение доходов населения. По отношению к 1990 г. платные услуги населения составили в 1993 г. 39 %, а покупательная способность денежных сбережений - 97 %. С 1990 по 1993 гг. дефлятор валового внутреннего продукта вырос в 410 раз. В январе-июле 1992 г. Федеральная служба занятости зафиксировала 1281,7 тыс. неработающих граждан, из них 71 % составляли женщины [см.: 12]. По оценке других экспертов, численность безработных составляла: в 1992 г. - 3594 тыс. человек, в 1993 г. - 4120 тыс., в 1994 г. - 5300 тыс. [см.: 12]. Несмотря на существенное расхождение в цифрах, налицо динамика роста безработицы. Рост безработицы повлек за собой изменение динамики преступности. Так, если в 1986 г. в России зарегистрировано 1 338 424 преступления, то в 1991 г. эта цифра составила 2 173 074 (по другим источникам, в 1991 г. - 2173,1 тыс. преступлений, в 1992 г. - 2760,7 тыс., в 1993 г. - 2799,6) [см.: 12].

Сложная социально-экономическая ситуация не могла не отразиться на институте брака и семьи. По сравнению с 1991 г. сокращается число браков и увеличивается число разводов. Так, если в 1991 г. на 1277,2 тыс. браков было 597,9 тыс. разводов, то в 1994 г. - на 1080,6 тыс. - 680,5 тыс. соответственно [см.: 12]. Такая тенденция сохраняется и в настоящее время.

Таким образом, сохраняется устойчивая тенденция роста рождения детей вне института семьи и брака, а также детей-отказников, т.е. детей, которых матери по тем или иным причинам оставили в родильных домах. Если доля детей, родившихся вне брака, в общем числе родившихся в 1988 г. составляла 12,96 %, то в 1994 г. - 19,60 %, причем это происходило на фоне падения общей численности рождений. В целом уровень рождаемости по России только в 1988-1992 гг. сократился на 38 % [см.: 9].

В последней четверти ХХ века, однако, большинство ученых уже отказались от такого узкого видения причин возникновения неполных семей, поскольку стало очевидно, что этот феномен стал мировой тенденцией, причинами которой является гораздо более широкий спектр факторов.

Тенденция все большей распространенности неполных семей, а также других нетрадиционных форм брака и семьи сегодня является характерной для большинства развитых стран.

Однако Россию эти глобальные мировые тенденции захватили несколько позже, чем зарубежные страны. Во времена Советского Союза официальная идеология оценивала разводы резко отрицательно, а для мужчин, состоящих в коммунистической партии, развод вообще считался «несмываемым пятном» в биографии, которое могло сильно затормозить их карьерный рост (а высокопоставленных чиновников за это могли даже «снять» с должности). Официальная советская мораль также порицала добрачное и внебрачное сожительство, в результате чего многие женщины опасались стать матерями-одиночками из-за риска подвергнуться общественному осуждению, оказаться приравненной к «даме легкого поведения» [22, с. 18 - 39]. Существовали также и объективные причины, препятствующие росту разводов и числа неполных семей, в частности, стесненные жилищные условия и дефицит жилья в стране в целом, в результате чего многие супруги вынуждены были сохранять свой брак долгие годы, даже если отношения между ними давно прервались.

Поэтому в советские годы большинство мужчин и женщин старались избегать семейно-брачного поведения, отклоняющегося от «нормы». Только в 1980-х годах, когда давление идеологии стало менее жестким, люди смогли делать более свободный выбор стиля семейно-брачного поведения - выбор, основанный на собственных взглядах и предпочтениях.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг., с приходом «перестройки» рухнули остатки существовавших идеологических барьеров. Страна жадно начала впитывать западную массовую культуру, заимствовать западные социокультурные образцы и стереотипы поведения. Среди россиян стало распространяться прозападное «свободное» отношение к браку и семейной жизни, особенно среди молодежи.

Следует отметить также еще одну характерную тенденцию, оказавшую значительное влияние на динамику соотношения брачности и разводимости. Дело в том, что многие семейные пары в те годы не оформляли свои фактические отношения посредством официальной регистрации брака в ЗАГСах из-за чисто экономических соображений. В середине 1990-х годов был период, когда из-за сильной инфляции в ходу было безналичное обращение (посредством бартерных сделок и пр.). Особенно это было характерно для села, на котором зарплата чаще всего выдавалась в натуральной форме: сахаром, углем и т.д. В те годы многие сельские женщины перестали вступать в брак потому что, родив ребенка, они имели право на получение пособий на детей как матери-одиночки. В отличие от зарплат отцов, ждать которые приходилось многими месяцами, детские пособия выплачивались «живыми» деньгами и более регулярно. Фактически для многих семей, особенно сельских, детские пособия в те годы были единственным источником выживания, и не только детей, но и взрослых.

Таким образом, согласно статистике, начиная с середины 1990-х гг., каждый пятый российский ребенок рождался вне брака. Каждый раз тем самым в России вновь и вновь возникала новая неполная семья. К сожалению, перешагнув порог нового тысячелетия, Россия не смогла переломить указанные тенденции. Число семей, состоящих из двух родителей, продолжает уменьшаться. Исходя из всего сказанного, роль социальной работы возрастает.

Таким образом, социальная работа - принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку, это систематические мероприятия, направленные на то, чтобы облегчить неудачное приспособление человека к обществу. Соглашаясь с мнением Куприяновой Т.А. [11], мы приходим к выводу что, социальная работа, как комплексная система мер помощи, является мощным средством борьбы с проблемами человека и общества. Именно комплексный подход к решению проблем позволяет эффективно решать возникающие проблемы. Направленность социальной работы на все общество в целом дает нам возможность выделять наиболее значимые проблемы в социуме. Одной из таких проблем является неполная семья [см.: 5].

В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы. С начала 1990-х годов, т.е. с самого начала зарождения и становления сети российских территориальных социальных служб нового типа, неполные семьи стали считаться одной из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки.

Сегодня в Российской Федерации таких семейных социальных служб насчитывается уже более 1200 [см.: 4]. Практически в каждом российском регионе существует развитая сеть территориальных служб (центров, отделений) социальной помощи семье и детям.

На сегодняшний день в этих центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм непосредственной социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.), оказание социальной поддержки в рамках патронажа, привлечение детей и родителей из неполных семей в специально организуемые для них клубы общения, «службы знакомств» и т.д.

Суть этой широкой и многоплановой деятельности - оказание помощи одинокому родителю и его ребенку (детям) на личностном уровне в решении любых проблем их жизнедеятельности, начиная от получения положенного по закону пособия, содействия в трудоустройстве до оказания психологических, юридических, социально-бытовых и иных услуг. Как правило, потребность в этих услугах возникает в периоды кризисного состояния, при возникновении каких-либо затруднений (в семье, школе, на работе, с ближайшим окружением), при появлении различных психологических проблем и т.д.

С какими проблемами может столкнуться современная неполная семья,

что лежит в основе появления такой категории, как неполная семья. Об основных проблемах неполной семьи мы расскажем в следующем параграфе данной работы.

1.2 Характеристика неполной семьи и её проблемы

Неполная семья как объект изучения социальной работы, имеет свои характеристики.

Л.К. Рашитова выделяет следующие источники формирования неполных семей [27]. Первый и наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Среди наиболее распространенных причин разводов сегодня чаще всего фигурируют такие, как отсутствие общих взглядов и интересов, несходство характеров, супружеская неверность, алкоголизм.

Еще одной причиной для образования неполной семьи является рождение ребенка вне брака. Такие семьи называются «внебрачными». Число внебрачных семей с каждым годом растет. Отчасти это можно объяснить ослаблением внешнего давления моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям.

Формированию неполных семей в значительной мере способствует также наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (военные действия, производственные травмы и т.п.) [см.: 13].

Таким образом, неполные семьи можно классифицировать по различным признакам: [см.: 6, с. 75]

- неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;

- неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей;

- неполные семьи по причине смерти одного из родителей;

- прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают ситуации, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки - пенсионеры.

Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Как отмечает социолог И.Е. Калабихина [37], преобладающее число неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей.

Так как чаще всего главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка.

В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина-мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно - психическом развитии, а тем более дети-инвалиды. Если ребенок-инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирование поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Стоит полагать, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Точку зрения о непрямом влиянии на воспитательный результат фактора «отсутствия отца» поддерживает и отечественный ученый-педиатр Е.В. Андрюшина [37]. По ее словам, дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя.

В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляется отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль за ребенком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина - чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания.

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращение к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.

Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует.

Самая же большая сложность - затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя поло-ролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное поло-ролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) - их неадекватная поло-ролевая социализация.

Таким образом, с каждым годом число неполных семей возрастает. С точки зрения экономической безопасности государства, распространение неполных семей влечет за собой дополнительную финансовую нагрузку, поскольку значительная часть неполных семей на практике оказывается малообеспеченными и нуждающимися в мерах материальной поддержки. Существуют и другие проблемные аспекты, в частности, значительная доля асоциальных неполных семей, слабая защищенность одиноких матерей на рынке труда, теоретически более низкий воспитательный потенциал семьи с одним родителем и т.д.

С другой стороны, в современных условиях демографического спада рождение каждого ребенка является несомненным благом для будущего государства и общества. Сегодня российское общество стареет. К началу 2020 года численность населения, по данным Росстата, составит 136,2 млн. человек, что на 7,3 млн. меньше, чем в 2005 году; численность трудоспособного населения - сократится на 13,6 млн. человек. По мнению председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина, это может нанести серьезный удар не только по экономике, но и создаст опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире [см.: 39, с. 1- 6].

Неполная семья имеет множество проблем, которые предстоит решать. Для решения проблем неполной семьи в государстве создана сеть социальных учреждений, разрабатываются различные программы по защите семьи. Об этом мы расскажем во второй главе данной работы.

Глава 2. Практическая деятельность специалиста по оказанию помощи неполной семье

2.1 Направления социальной работы с неполной семьей

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются неполные семьи.

Социальная работа в неполных семьях должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, специалист по социальной работе призван выполнять следующие функции:

диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) [см.: 23].

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты неполных семей:

денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

трудовые, кредитные, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы неполным семьям;

юридическое психолого-педагогическое, медицинское, и экономическое консультирование;

федеральные, региональные целевые и социальные программы помощи семьям

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников.

Как говорилось раньше, проблема увеличения численности неполных семей в нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина кризиса семьи и не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. На Западе с этой проблемой столкнулись гораздо раньше. В США существуют организации, которые занимаются проблемой разводов, вдовства и расставанием родителей. Их главная цель - помочь приспособиться к новым условиям жизни: программы помощи включают психологическую, юридическую и социальную поддержку. В нашей стране такая система помощи только начинает создаваться и, следовательно, еще не распространена так, как в Америке.

Наше государство на всех этапах своего существования проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Конечно, формы и масштабы такой помощи не оставались неизменными.

В Кодексе о браке и семье указано, что государство проявляет заботу о семье путем предоставления пособий и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи).

Наиболее общей формой помощи, которой пользуются практически все неполные семьи с несовершеннолетними детьми, является государственное ежемесячное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей в размере минимальной заработной платы.

Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, назначаются и оплачиваются также вдовам, имеющим детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца.

Огромное значение в обеспечении жизнедеятельности неполных семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

Государственная семейная политика - это целенаправленная деятельность государства, ориентированная на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие, создание необходимых условий для ее функционирования. Цель семейной политики по Указу Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712 заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.

В нашей стране семейные отношения регулируются Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 г., ФЗ № 223, который определяет следующие вопросы, касающиеся неполных семей: установление происхождения ребенка, порядок усыновления детей, а также установление алиментных обязательств членов семьи.

Согласно Указу члены неполных семей пользуются определенными льготами. В дошкольные образовательные учреждения в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей. Детям одиноких матерей выдаются бесплатные или по специальной цене путевки в летние оздоровительные лагеря для школьников. Одной из форм государственной помощи неполным семьям являются бесплатные выдачи нуждающимся детского питания [см.: 27].

Большое значение в оказании комплексной помощи неполной семье для решения разного рода проблем имеют учреждения социального обслуживания. Развитая система учреждений социального обслуживания позволяет решить часть проблем неполных семей путем предоставления психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, материально-бытовых и других услуг.

Деятельность социальных служб регламентируется Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г.

Из всех видов учреждений социального обслуживания основным механизмом регулирования семейно-брачных отношений являются Центры помощи семьи и детям. Основными задачами являются профилактика семейно-брачных отношений, предотвращение разводов, помощь в воспитании детей и др. Чаще всего за помощью обращаются женщины, имеющие самые разнообразные проблемы в отношениях с супругом или с детьми, а также матери-одиночки. Деятельность таких социальных служб является важным инструментом профилактики внутрисемейных конфликтов, образования неполных семей, способствует стабилизации внутрисемейных отношений, существованию успешной семьи, а также позволяет решить разнообразные проблемы неполных семей.

Экстренную социальную поддержку членам неполной семьи оказывают социальные приюты, в которых предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, в первую очередь для женщин и детей. Социальные учреждения такого типа проводят не только медицинскую, но и социально-психологическую реабилитацию подобных клиентов, а также оказывают помощь в последующем жизнеустройстве [см.: 9].

В последние годы в нашей стране стали создаваться Центры планирования семьи как самостоятельные учреждения или на базе действующих лечебно-профилактических учреждений. Важное значение в расширении сети служб планирования семьи, безусловно, имело принятие федеральной целевой программы «Планирование семьи». Основными направлениями данной программы являются: организация служб планирования семьи; обеспечение информированности в области планирования семьи и сексуальной культуры населения посредством создания теле- и радиопрограмм по проблемам семьи, издания специальной литературы для различных групп населения; закупка и разработка средств контрацепции. Проведение этих мероприятий, безусловно, способствует профилактике возникновения неполных семей и роста численности внебрачной рождаемости.

В рамках социальной политики государства осуществляются множество программ, основными направлениями которых являются: меры государственной поддержки безопасного материнства - предусматривается увеличение льгот и размеров компенсаций для отдельных категорий беременных женщин (пособий, продолжительности отпуска по беременности и родам); совершенствование качества акушерско-гинекологической помощи, обеспечение информированности населения по вопросам безопасного материнства и здоровья женщин. Свой вклад в решение проблем неполных семей вносят также территориальные центры социальной помощи семье и детям, предоставляющие целый комплекс социальных услуг. Так, в отделении социально-экономической помощи нуждающимся семьям оказываются услуги социально-экономического характера: содействие в получении льгот, пособий и других выплат, материальной и натуральной помощи, алиментов; проведение благотворительных аукционов для малообеспеченных семей, содействие в решении вопросов занятости. В отделении медико-социальной помощи проводится индивидуальная работа с подростками и молодежью по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка, консультирование по вопросам планирования семьи. Отделение психолого-педагогической помощи оказывает помощь родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок, семейных конфликтов. Данное отделение имеет особо важное значение как в профилактике образования неполных семей, так и в решении проблем уже существующей неполной семьи, поскольку зачастую мать-одиночка не знает, как поступить в той или иной ситуации при общении с ребенком, или же разводящиеся супруги часто конфликтуют по поводу воспитания ребенка. Безусловно, все вышеперечисленные социальные учреждения, предоставляющие различного рода социальные услуги, имеют немаловажное значение в решении разносторонних проблем неполных семей. Однако приоритетным направлением в деятельности таких учреждений, а также государственной семейной политики в целом, должна быть профилактика.

Профилактика образовании неполных семей должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, и в то же время на предотвращение возможных проблем. Так, в целях профилактики внутрисемейных конфликтов, а значит, возникновения неполных семей, рождения внебрачных детей, роста числа матерей-одиночек необходимо расширить систему подготовки молодого поколения к браку и семейной жизни, развивать систему социально-психологических служб помощи семье, систему служб подготовки к семейной жизни [см.: 27].

социальный государство политика гражданский

2.2 Ход и результаты эмпирического исследования. Некоторые рекомендации по совершенствованию работы с неполной семьей

В качестве эмпирического исследования мы провели беседы с членами полных и неполных семей. Нами было опрошено 20 человек. По результатам нашего исследования мы выявили некоторые актуальные проблемы, возникающие в неполных семьях. Проанализировав наше исследование, мы предлагаем некоторые рекомендации к совершенствованию работы с неполной семьей.

Государственная система защиты и поддержки неполной семьи весьма эффективна: немалое количество специальных учреждений, многообещающие целевые программы, развивающаяся инфраструктура.

На наш взгляд, бессмысленно искать и предлагать решение каждой индивидуальной проблемы человека, такой подход практически невозможен. Важно найти ключевые моменты в формировании проблемы.

Основными задачами специалиста по социальной работе будут являться: практическая реализация конституционного права семьи и ее членов на всестороннюю защиту со стороны государства, социальную и психологическую помощь; улучшение положения неполной семьи как социального института, улучшение социального и психологического здоровья семьи и детей; содействие установлению и поддержанию гармоничных семейных отношений, основываясь на принципах добровольности обращения, прав и свобод личности.

Мы считаем, что при решении проблем неполной семьи важно соблюдать комплексный подход к поиску путей ликвидации проблемы. Специалист должен учесть множество факторов, которые сформировали какую-либо проблему. Вся деятельность специалиста на первичном этапе представляет собой последовательность в виде сбора информации. Именно большой объем информации о проблеме клиента поможет специалисту наиболее точно определить причину проблемы.

Многие специалисты видят суть какой-либо проблемы неполной семьи лишь в экономическом плане. Стереотипное понятие о том, что деньги - залог благополучия в семье, дает о себе знать. Руководствуясь таким понятием, мы рискуем упустить из вида другие составляющую проблемы, а именно: психологическую. Для многих неполных семей именно психологический фактор является первопричиной их неблагополучия.

В ходе проведенного исследования нами было это подтверждено. Из беседы с матерью-одиночкой М.: «Само ощущение того, что мы брошены, оставлены, первое время вселяло огромный страх. Страх от одной лишь мысли- «…Я одна, с ребенком на руках. Что дальше?» подавлял всякое желание к дальнейшим действиям….». Заметим, что первой мыслью человека было ощущение страха и безысходности. Именно психологическое консультирование могло бы решить эту проблему. В первые месяцы человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, особенно необходима поддержка в моральном аспекте этого слова, именно доброе слово, напутствие, проявление внимания и понимания к проблеме человека. На первых этапах формирования проблемы специалист должен всеми усилиям внушать человеку уверенность. В человеке заложен огромный потенциал. И если специалист подтолкнет человека, научит решать проблему, дальнейшая работа с клиентом будет очень продуктивна. Специалист может прибегнуть к своей посреднической деятельности и направить клиента в кризисный центр. На наш взгляд, эффективность психологической поддержки очень велика. Именно стимулирование человека за счет внушения ему уверенности благоприятно сказывается на дальнейшем решении проблемы.

В ходе нашего исследования мы подтвердили факт существования такой проблемы, как трудности, связанные с воспитанием ребенка. Из беседы с матерью-одиночкой К.: «….Пока ребенок был маленьким, особых проблем не возникало. Полный уход, доброе отношение формировали в мальчике положительные качества. Он рос добрым, отзывчивым, не капризным ребенком. Проблемы начались с 14 лет. Стремление казаться взрослым, юношеский максимализм, постоянное хамство перечеркнули в нем все доброе. Он начал курить в 9 классе, ввязался в дурную компанию. Довольно частые встречи с милицией уже стали привычными для нас делом. Разумеется, я начала его воспитывать. Но отсутствие «мужского авторитета» сказывалось в каждом моем действие…».

Мы можем сделать вывод о том, что процесс воспитание ребенка в неполной семье осложняется. Ребенок видит лишь одну модель поведения, модель поведения своей матери. Современные исследователи не зря утверждают, что гармоничное развитие ребенка возможно лишь в том случае, если воспитанием ребенка будут заниматься оба родителя. В такой модели воспитания мать опекает ребенка от всех невзгод, заботиться о нем. А отец является авторитетом, человеком, на которого стоит равняться. В силу гендерных особенностей женщины более мягкие, а мужчины более жесткие. Женщина в семье поощряет ребенка, хвалит его за выполнение какой-либо работы, воспитывает в нем положительные качества. Мужчина в семье является неким ограничителем, во время показывают ребенку, что неуместное поведении неприемлемо. Поэтому порой чрезмерная опека матери заменяется четким наставлением со стороны отца. Именно этого компонента не хватает при воспитании ребенка в неполной семье.

В сложившейся ситуации, а такие ситуации встречаются достаточно часто, мы можем выделить две основные проблемы: незанятость ребенка и отсутствие уважения к родственникам. Специалист по социальной работе должен проводить с ребенком воспитательные беседы. Важно сформировать у подростка мнение о его значимости в семье как взрослого человека. Всячески способствовать формированию доброго, взрослого отношения к родителю. Дети из неполных семей взрослеют быстрее, чем дети из полных семей. Из такого ребенка может вырасти очень ответственный и порядочный гражданин, нужно вовремя начать действовать. Специалист может направлять ребенка в лагеря, где он будет занят общением со сверстниками, участием в массовых мероприятиях. При грамотно организованном досуге, на ребенка не будут влиять негативные факторы из вне.

В общении со сверстниками и педагогами ребенок будет проходить социализацию в благоприятных для этого условиях. Именно форма загородного лагеря является предпочтительной - удаленность от города, постоянный контроль над детьми, отсутствие негативной среды. Мы считаем, что такая форма работы будет весьма эффективной.

В России социальная работа с семьей еще не так хорошо развита, как в США и ряде Европейских стран. Понятие «объект социальной работы» за границей предстает в более широком виде. Чаще всего мы сталкиваемся с такой неполной семьей - «мать-одиночка, воспитывающая ребенка». В нашем исследовании мы провели беседу с двумя отцами-одиночками. Как ни странно, но у отцов-одиночек возникают схожие проблемы. Проблемы, связанные с воспитанием детей, организацией собственного времени. Но в нашей стране не хватает специальных учреждений - кризисных центров для мужчин. Из беседы с отцом-одиночкой В.: «Придя в Центр помощи семье и детям, чувствовал себя очень неловко, рядом сидели женщины с детьми. И я один среди всех них. Возникло чувство того, что я единственный мужчина, воспитывающий ребенка один. На приеме у специалиста я не мог понять, зачем мне получать пособие в 200 рублей. Серьезных материальных проблем я не испытывал. Мне нужна была именно консультация о том, как мне воспитывать ребенка».

Гендерные различия мужчины и женщины отражаются на понимании того, как нужно воспитывать ребенка. Так, например, мужчина, воспитывающий девочку, не может в полной мере заботиться о ней. Мужчина более строг, менее эмоционален. Все это может отразиться на личности ребенка. В таком случае роль специалиста по социальной работе очень важна, важна его просветительская деятельность. С отцом нужно проводить беседы о том, как более гармонично развить ребенка. Сам вид оказываемой помощи должен быть другим. На наш взгляд более эффективным средством помощи будет являться совместная творческая деятельность ребенка и отца. Творчество объединяет души. Перед специалистом стоит сложная задача в выборе методов работы по такой системе. В первую очередь, нужно найти общее между ребенком и отцом. И, исходя из этого, предлагать различные формы проведения творческой деятельности. К сожалению, на сегодняшний день в России не так много кризисных центров для мужчин, поэтому оказание специфической помощи мужчине затрудняется. Следующим значительным шагом в развитии социальной работы в России будет являться то, что категориальный аппарат социальной работы расшириться. Будут расширены категории и объекты социальной работы, сеть социальных учреждений пройдет модернизацию, как техническую, так и кадровую.

Еще одной значительной проблемой неполной семьи можно считать отсутствие информации о том, где неполная семья, в случае возникшей затруднительной ситуации, может получить помощь. По результатам проведенного исследования мы выявили, что лишь четверо респондентов владели наиболее подробной информацией о предоставляемых услугах. Человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, необходимо знать о всевозможных видах поддержки. Ведь на первоначальном этапе клиент сам решает, куда ему обратиться и к кому. Поэтому PR-технологии в социальной работе могут быть весьма эффективным методом распространения информации о каком-либо центре социальной помощи. Люди всегда узнают банк, ни с чем не спутают больницу. Свой логотип, цвет, общий стиль оформления, дресс-код сотрудников позволит службе социальной защите выделяться из других государственных учреждений. Создав корпоративный имидж, закрепив этот образ в сознании людей, вопрос о недостаточности информации, о том, где можно, к примеру, проконсультироваться по проблеме неполных семей - отпадет.

Одной из самых главных проблем неполной семьи остается материальная нужда. 75 % опрощенных семей испытывают нехватку финансов.

Проведя исследование, мы выявили, что причинами нехватки денег могут быть: постоянный рост цен на продукты, коммунальные услуги и т.п.; невысокая заработная плата; большие затраты на содержание ребенка. Конечно, государственные выплаты, пособия, социальные пенсии могут скрасить эти проблемы, но 70 % наших респондентов получают денежные выплаты и при этом испытывают материальную нужду. Из беседы с матерью-одиночкой З.: «Все пособия, что я получаю на ребенка, идут на оплату детского садика. Моему ребенку 1,5 года. Сейчас я приучаю его к детскому саду. Вы не поверите, но за каждый час его пребывания в детском садике, я плачу 18 рублей…». Итак, денежных пособий не хватает на то, чтобы полностью обеспечить ребенка. Существенно увеличить суммы пособий в нашей стране пока невозможно. Но снизить плату или полностью отменить ее за использование услуг дошкольных учреждений вполне возможно. Так же, исследование показало, что 40 % респондентов согласны вместо денежных выплат получать помощь натуральными продуктами. Из беседы с матерью-одиночкой А.: «По-моему, гораздо лучшим было бы получать помощь продуктами, а не деньгами. Деньги быстро трачу и не всегда на то, что нужно, а вот набор продуктов, хотя бы самый минимум: крупы, масло, мука были бы всегда дома и при нехватке финансов, я бы не беспокоилась о том, что дома нечего есть….». Анализируя беседу, мы видим, что в качестве альтернативы денежным пособиям, помощь натуральными продуктами была бы так же эффективна.

Проанализировав опыт работы зарубежных социальных служб, мы выяснили, что во многих штатах США существуют социальные магазины. В таких магазинах предлагаются продукты и товары первой необходимости. Клиент, в нашем случае мать или отец-одиночка, отказывается от денежных выплат, и государство заменяет их «корзиной товаров первой необходимости». В чем плюс такой системы? Большая вероятность того, что помощь действительно дойдет до нуждающегося. Психологическая составляющая «за это не нужно платить» лучшим образом влияет на сознание человека, отодвигая страх о нехватке средств на второй план. Предоставление выбора клиенту в составление набора продуктов. Клиент сможет ориентироваться на нужды своей семьи, на предпочтения в питание ребенка. Конечно, такая корзина не будет включать в себя изысканные продукты, удовлетворяющие потребности конкретного человека. Эта корзина будет представлять собой наиболее необходимые товары и продукты для существования человека. Так же сеть социальных магазинов предлагает свою продукцию для всех остальных людей - покупателей. За счет того, что социальный магазин продает товары всем людям, крупных финансовых вложений со стороны государства не требуется. Функционирование магазина, обеспечение его жизнедеятельности - все это оплачивается за счет выручки от продаж товаров обычным покупателям.

По нашему мнению, создание сети таких социальных магазинов будет эффективным способом поддержки неполных семей: во-первых, клиент будет всегда обеспечен минимальным набором необходимых продуктов; во-вторых, клиент экономит массу своего времени на том, что не стоит в очередях за пособием и др.; в-третьих, у клиента появится спокойствие за свое благополучие; в-четвертых, формат магазина, как социального учреждения, предусматривает работу с большим количеством человек.

На наш взгляд работа с неполной семье требует создания все новых методов решения проблем неполной семьи. В результате нашего исследования мы выявили некоторые типичные проблемы неполной семьи и дали рекомендации по совершенствованию социальной работы с неполной семьей.

Заключение

В ходе проделанной работы мы ознакомились с типичными проблемами неполной семьи в современном обществе. Нашли подтверждение этих проблем в проведенном исследовании. Дали собственные рекомендации по работе с неполной семье. И пришли к выводу, что семья как социальная группа, в которой совершаются множество процессов и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается. Она всегда находилась в центре внимания передовой общественной мысли. Семья всегда изменялась под воздействием различных факторов. Претерпевая все новые изменения, семья предстает в разных формах. Одной из таких форм является неполная семья.

Неполная семья - форма семейного жизнеустройства, которая встречается в современном мире все чаще и чаще. За последние двадцать лет число неполных семей увеличилось. Все больше детей рождаются вне брака. Эта тенденция негативно сказывается на уровне жизни населения в целом. Члены неполной семьи нуждаются в защите и постоянной поддержке. Государство разрабатывает новые пути решения этой проблемы. Создание специальных учреждений, разработка различных программ, непрерывная деятельность специалистов по социальной работе в поиске решения проблем неполной семьи обеспечивают максимальную поддержку членам неполной семьи. Именно специалист по социальной работе призван помогать нуждающимся категориям населения, к которым относится неполная семья.

Проведя эмпирическое исследование, мы предложили новые способы решения проблем неполной семьи, которые должны максимально улучшить положение семьи в обществе и закрепить за семьей статус одного из самых важных институтов общества, без которого дальнейшее развитие общества немыслимо.

Список литературы

1. F.Hollis and M.E.Woods, Casework. A psycho-social therapy // New York. -1981.

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи // М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»). - 2006. - С. 304 с.

3. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи // М.: Наука и техника. - 2007.

4. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье// Социологические исследования. - 2001. - №11.

5. В. В. Козловский. Журнал социологии и социальной антропологии. -2008. - Т. 11. - № 3. - С. 210 - 214.

6. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи // Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений // М.: «Академия» . - 2008г. - С. 75.

7. Интернет ресурс http://psylist.net/pedagog/00003.htm.

8. Интернет ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Семья.

9. Интернет ресурс http://soc-work.ru/ article/791

10. Интернет ресурс http://www.psyparents.ru/index

11. Интернет ресурс www.izh.ru/izh/info/i25944.html.

12. Интернет ресурс www. www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat.

13. Интернет ресурс: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/rashitova_101_288_292.pdf.

14. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 - 2010 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 26 января 2007 г.) №79-р // Российская газета. - 2007. - 2 февраля. - С. 18.

15. Крайг Г. Психология развития // СПб.: Питер. - 2006.

16. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // Основы безопасности жизни. - 2003. - №2. - С. 52 - 53.

17. Маркович Д. Общая социология // Пер. с серб.-хорв // Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та. - 2007 . - С. 272.

18. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Пер. З.Матейчик // М.: Прогресс. - 1980.

19. Медведева Г.П. Этика социальной работы // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2009. - С. 208.

20. Методика и технологии работы социального педагога // Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева // М.: «Академия» . - 2007. - С. 192.

21. Нарыкова И.Н., Волохова А.Е. Групповые формы работы с семьей и детьми как одно из направлений деятельности центра // Работник социальной службы. - 2001 г. - №1. - С. 78 - 82.

22. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье // Организация педагогической и социальной помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов // М: Владос. - 2006.

23. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности // М.: «Дашков и Ко». - 2004.

24. Панкова Л.М. Человек и семья: Философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений // Дис. доктора философских наук Л.М. Панкова // С.-Петербург. - 2003.

25. Психология социальной работы // О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др.; Под общ. ред. М.А. Гулиной // СПб.: Питер. - 2007 г. - С. 352.

26. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ // М.: Норма. - 2006 г. - С. 343.

27. Рашитова Л.К. Об основных формах помощи членам неполных семей // Л.К. Рашитова. - 2007.

28. Рикер П. Конфликт интерпретаций // Очерки о герменевтике// М. - 1995.

29. Рылова Э. Будем рожать?! // Антинарк. - 2006. - №1 (8-9). - С. 20 - 22.

30. Сартр Ж.П. Проблемы метода // М. - 1994.

31. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Гарант - справочная правовая система // www.garant.ru.

32. Смелзер Н. Социология // пер. с англ // М.: Феникс. - 2009 г. - С. 688.

33. Социальная политика переходного периода // Общественные науки и современность. - 1994. - № 6.

34. Социальная работа // Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова // Ростов-на-Дону. - 1999.

35. Социальное положение в мире (сравнительный анализ развитых стран и государств СНГ) // М.: РАН. - 1992.

36. Социальные ориентиры изменяющегося общества // Сб. статей РАН // М.: - 1993.

37. Социологические исследования. - 2001. - № 11. - С. 108 - 113.

38. Спицкая А. Социальная история и социальная работа как общественная практика // Теория и методология социальной работы // М. - 1994.

39. Степашин С. Суверенная демография // Российская газета. - 2007 г. - 7 марта. - С. 1 - 6 .

40. Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия // Социологические исследования. - 1998. -№2.

41. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Гарант - справочная правовая система // www.garant.ru.

42. Указ Президента РФ №2122 «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» // Гарант - справочная правовая система // www.garant.ru.

43. Федеральный закон «Об основах государственной поддержки семьи».

44. Фролова И.П. Философский словарь // М. - 1980.

45. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования. - 1986. - №3.

46. Холостова Е.И. Технологии социальной работы: методическое пособие для студентов // М.: Юристь. - 2001.

Приложение

ПРОГРАММА ПО ОКАЗАНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНЫМ СЕМЬЯМ 'СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ'

Цель: оказание комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям.

Задачи:

- повышение социальной компетенции неполных семей;

- изучение и диагностика характера семейного неблагополучия;

- формирование социальных навыков;

- оказание социальных услуг неполным семьям;

- активизация эффективности социально ролевого поведения в процесс построения детско-родительских, деловых, гражданских отношений;

- формирование установок на ведение здорового образа жизни и развитие способов саморегуляции;

- обеспечение отдыха, оздоровления и медицинского обслуживания;

- оказание психолого-педагогической помощи в рамках индивидуального психо-реабилитационного пространства для неполных семей.

Основные функции программы заключаются в следующем:

1. Аналитико-информационная функция, которая предполагает сбор и анализ информации социально-демографического, медико-социального характера.

2. Прогностическая функция, позволяющая на основе анализа имеющейся информации составить медико-социальные и другие прогнозы, дающие возможность научно обоснованного планирования, создания и апробации современных социальных проектов.

3. Социально-бытовая функция, которая заключается в решении ряда бытовых вопросов, в психосоциальной подготовке и адаптации неполных семей, осуществлении социальной помощи и поддержке.

4. Социально-профилактическая функция, которая заключается в социальном оздоровлении неполной семьи, в современном выявлении и оказании социально-правовой, медико-психологической помощи неполным семьям.

Реализация данной программы основывается на теории межличностного взаимодействия в семье, внутрисемейном общении; на особенностях индивидуального и личностного развития ребенка в условиях неполной семьи; на выборе конкретных методов личностной и внутрисемейной диагностики.

Работа программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям основывается на следующих принципах:

1. Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответственен за последствия своего влияния на личность.

2. Принцип компетенции: каждый специалист решает проблему только в рамках своей компетенции.

3. Принцип конфиденциальности, предполагающий требование сохранения тайны полученной информации.

4. Принцип работы по методу междисциплинарных команд, который гарантирует решение проблем путем преодоления профессиональных ограничений.

По срокам исполнения программа рассчитана на 24-45 дней. Основными этапами являются:

1. Подготовительный или организационный (1 день).

2. Ориентировочный или диагностический (2-4 дня).

3. Основной или реабилитационный (5-22 дней).

4. Заключительный или аналитический (23-24 день).

Руководит программой заместитель директора по реабилитации при кураторстве директора Центра социальной реабилитации семьи, исполняют медицинские работники, заведующий отделением семьи и детства, психолог, педагоги, специалисты по социальной работе.

Программа состоит из семи блоков, каждый блоки имеет свою цель, задачи, формы и способы реализации.

Рассмотрим более подробно содержание каждого блока программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям 'Семейное счастье'.

1. Социально-правовой блок 'Мы и наше общество'

ЦЕЛЬ: восстановление неполной семьи в ее правах и обязанностях.

ДЕЙСТВИЯ:

- сбор информации и ее анализ, определение социального статуса семьи, диагностика наличия форм девиантного поведения у членов неполной семьи;

- работа с почтовым ящиком 'Ваши вопросы';

- беседа юридического консультанта ' Неполная семья и закон';

- библиотечная выставка 'Негативное влияние неполной семьи на воспитание детей';

- консультация специалиста по социальной работе 'Социальные гарантии неполной семье';

- викторина для подростков 'Поступки и проступки'.

2. Социально-медицинский блок 'Мы и наше здоровье'

ЦЕЛЬ: создание благоприятной обстановки в неполной семье через оздоровление каждого ее члена.

ДЕЙСТВИЯ:

- анализ сопровождающих документов, первичный медицинский осмотр;

- ежедневная консультация терапевта, стоматолога, педиатра, физиотерапевт;

- курс занятий в зале лечебной физкультуры 'В здоровом теле';

- сеансы ручного и электромассажа;

- водные процедуры, сауна, бассейн;

- курс сеансов аромофитотерапии 'В море запахов';

- медицинский всеобуч для родителей 'Здоровья всей семьи':

* современная семья, медицинский аспект:

- мониторинг здоровья;

- экология среды обитания;

- потенциал здоровья неполной семьи;

* здоровья ребенка в руках его родителей:

- современные болезни детей;

- как уберечь ребенка от простуд?

- народная медицина на страже детского здоровья;

* здоровье девочки, девушки, женщины (мальчика, юноши, мужчины):

- женский (мужской) организм;

- женские (мужские) болезни;

- опасные привычки;

* первая помощь при несчастных случаях:

- бытовые ожоги;

- травмы и ушибы;

- бытовые отравления;

- валеология для самых маленьких 'Сказки о здоровом образе жизни'.

3. Социально-психологический блок 'Семейные отношения'

ЦЕЛЬ: гармонизация семейных отношений в неполной семье.

ДЕЙСТВИЯ:

- построение психологического профиля личности, диагностика характера внутрисемейных отношений;

- психологическая консультация по проблемам семейных отношений в неполной семье;

- курс 'тренинг личностного роста' (коммуникативные проблемы, одиночество, ценностные ориентации);

- 'семейный клуб' (помощь в укреплении внутрисемейных отношений);

- беседа семейного консультанта 'Азбука семейных отношений';

- ток-шоу 'Моя семья';

- выступление агитбригады 'Чья очередь мыть посуду?';

- литературно-музыкальная композиция 'Поговорим о любви'.

4. Социально-педагогический блок 'Мы и наши дети'

ЦЕЛЬ: восстановление воспитательного потенциала неполной семьи как важного условия гармоничного развития личности ребенка.

ДЕЙСТВИЯ:

- психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;

- лекции для родителей 'Я и мой ребенок - поиск взаимоотношений':

*кризис трех лет;

* кризис семи лет;

*подростковый кризис:

- ' период бурь и страстей';

- семья, как одна из причин отклоняющего поведения подростков;

*Эмоциональный контакт с близкими людьми - источник полноценного развития ребенка;

- посиделки для мам 'Как я ожидала своего ребенка';

- творческая выставка семейных работ: 'Яблони и яблочки';

- конкурсная программа 'Дочки-матери'.

5. Социально-трудовой блок 'Мы и наша работа'

ЦЕЛЬ: полноценная профессиональная реализация личности.

ДЕЙСТВИЯ:

- экскурсия по комплексу для детей 'В мире профессий';

- викторина для младших школьников 'Люди труда';

- библиотечная выставка 'Кем быть?';

- круглый стол 'Как добиться успеха?'.

6. Социально-бытовой блок 'Мы и наш дом'

ЦЕЛЬ: эффективное ведение домашнего хозяйства, оптимальное распределение семейного бюджета.

ДЕЙСТВИЯ:

- клуб 'Домашняя академия ведения хозяйства ' (экономия в быту, тайны хорошей кухни, как свить уютное гнездо, ремонт квартиры);

- конкурсная программа для девочек 'Хозяюшка';

- мастерская 'Вторая жизнь вещей';

- выставка комнатных цветков 'То, что дарит нам радость';

- кулинарные этюды 'Вкусные истории';

- беседа с экологом 'Экология жилища'.

7. Социально-досуговый блок 'Мы и наше свободное время'

ЦЕЛЬ: организация семейного отдыха.

ДЕЙСТВИЯ:

- работа кружков по интересам: 'Семейный театр', 'Мягкая игрушка', 'Оригами', 'В вихре танца', 'Вокальный', 'Спортивный';

- музыкально-развлекательная программа 'Таланты и поклонники ';

- конкурсная программа 'Семейный праздник';

- музыкальный круглый стол 'Застолье';

- беседа 'Бытовые обрядовые праздники';

- ночное шоу 'Для тех, кто не спит'.

Для реализации данной программы необходимо кадрово-материальное обеспечение.

При окончании реализации программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям 'Семейное счастье' необходимо достичь следующих результатов:

1. оказать комплексную социально-педагогическую помощь неполным семьям;

2. повысить уровень социальной защищенности неполных семей;

3. снизить численность неполных семей с тенденцией к асоциальному поведению;

4. актуализировать потребность активного участия в общественной жизни, которая способствовала бы более эффективной взаимосвязи неполной семьи с другими социальными институтами;

5. присвоить социальный опыт и поведение в процессе решения проблемных ситуаций;

6. улучшить соматическое и психологическое здоровье детей и взрослых из неполных семей;

7. овладеть знаниями и навыками эффективного ведения домашнего хозяйства;

8. повысить уровень профессиональных знаний и профессиональной культуры;

9. проверить эффективность используемых методов и форм социально-педагогической работы с неполными семьями.

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru