/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Курсовая работа
на тему 'Прогнозирование социального сиротства'
Иркутск, 2013
Оглавление
Актуальность обращения к данной теме объясняется практической потребностью в анализе, помогающем предвидеть последствия для общества социального сиротства, прогнозировать его воздействие на развитие общества в целом. А также потребностью систематизации социальных целей, в прогнозе проблем социального сиротства в нашем регионе и выработке рекомендаций по их решению.
Объектом курсовой работы является социальное сиротство в Иркутской области.
Предметом - прогноз проблем социального сиротства в регионе.
Цель данной работы - прогнозирование проблем социального сиротства и определение путей по его преодолению в регионе.
В соответствие с целью работы были поставлены задачи:
1. Теоретический анализ феномена социального сиротства через призму основных социологических подходов, соотнесение с актуальным состоянием проблемы.
2. Рассмотрение причин социального сиротства.
3. Прогноз проблем социального сиротства в регионе.
4. Определение путей преодоления социального сиротства в регионе.
Теоретическая значимость работы заключается в проведении теоретического анализа явления социального сиротства как одной из важнейших современных социальных проблем. Практической значимостью работы являются выводы, обобщения, разработка 'дерева проблем', 'дерева целей', которые использованы при разработке проекта модели профилактики социального сиротства в регионе, а также в определение основных путей по преодолению данной социальной проблемы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 26 источников. Содержание работы изложено на 41странице основного текста.
1. Теоретические подходы к изучению социального сиротства
Обращаясь к исконному значению слова сирота, мы выясняем, что в русском языке этим словом обычно назывался ребенок, лишившийся одного или двух родителей. Согласно словарю В. И. Даля, так же обозначается 'вообще беспомощный, одинокий, бесприютный, бедняк; в этом значении и старики, и старухи зовут себя сиротами, и так же зовут нищих и побирушек'.
Согласно статье 1 Федерального Закона 'О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей' используется несколько понятий детей-сирот. 'Дети-сироты -- лица, в возрасте до18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей -- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Дети считаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты'. Разводя понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, закон, тем не менее, гарантирует им равные дополнительные права и гарантии в получении образования (ст. 6), медицинского обслуживания (ст. 7), жилого помещения (ст. 8), дополнительные гарантии права на труд (ст. 9).
Федеральный закон от 24 06 1999 года № 120-ФЗ 'Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних' оперирует понятием дети, находящиеся в социально опасном положении. Это дети, которые вследствие безнадзорности или беспризорности, оказались в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершающие правонарушения или антиобщественные действия. Этот же закон дает определение таким детям как безнадзорные и беспризорные:
- безнадзорный -- несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
- беспризорный -- безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
В этом же Законе, по мнению А. М. Нечаевой, мы тоже можем наблюдать 'смешение понятий беспризорный и безнадзорный, употребляемых в тексте этого закона одной строкой'.
Однако такое смешение понятий можно заметить и в научных изданиях. Например, в Российской педагогической энциклопедии читаем: 'Беспризорность детская -- отсутствие у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни'. Но ведь под такое определение попадает и безнадзорность, при которой педагогический, равно как и иной надзор над ребенком отсутствует. Там же: 'сиротство -- негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей'. Согласно этой логике, сиротство -- это образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей, но не сирот в классическом смысле этого понятия.
Л. С. Кочкина разводит понятия 'натуральное сиротство' и 'социальное сиротство'. Первое она определяет как 'случай, когда родителей у ребенка нет или они неизвестны' (дети-сироты или подкидыши), а второе использует, характеризуя 'детей, оставшихся без попечения родителей в случае, когда общество проявляет функциональное неудовлетворение тем, как родители относятся к их воспитанию, и берет эти функции на себя'.
Для Е. Б. Бреевой решающим фактором для отнесения ребенка к категории детей-сирот является его проживание в интернатном учреждении: 'Это дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома -- в детских домах, приютах, интернатах'. Получается путаница -- теперь уже 'классические' сироты не попадают под определение детей-сирот.
Более подробной является классификация 'осиротевших детей' О. А. Дорожкиной, в которой она выделяет следующие категории: 'Отказные дети; дети-подкидыши; дети, чьи родители находятся продолжительное время в местах лишения свободы или неизлечимо больны; дети, родители которых безвестно отсутствуют'. Эти дети чаще всего и оказываются воспитанниками интернатных учреждений. Но в детский дом может попасть и ребенок-сирота, и беспризорник, а потому в обыденной речи все эти понятия часто употребляются как синонимы.
Правовой статус сиротство приобрело после принятия в 1995 году Семейного Кодекса РФ. В ст. 121 Кодекса используются следующие понятия: 'Дети-сироты -- это лица в возрасте до 18 лет, родители которых умерли. Дети, оставшиеся без попечения родителей -- дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных или иных учреждений, а также иные случаи отсутствия родительского попечения'.
Таким образом, феномен социального сиротства отрицательным образом сказывается на состоянии общества в целом, свидетельствуя о деградации базовых социальных ценностей и институтов. Эта проблема носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, социальной психологии и педагогики, включая в себя вопросы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении данной категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т. д. От того, насколько благополучно социальные сироты будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.
1. Отказ родителей от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме.
2. Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее.
К условиям, провоцирующим социальное сиротство авторы относят следующие:
1. Социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи.
2. Кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах).
3. Педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку.
4. Снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги
5. Неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей.
6. Исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства.
7. Развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности; рост влияния СМИ, массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие -- разрыв поколений, пропаганда через СМИ новых форм и ценностей поведения детей и молодежи.
8. Недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.
Сегодня социальное сиротство приобретает новые черты, обусловленные комплексным воздействием различных негативных факторов, включая экономический, медицинский, социальный, экологический, семейный и, наконец, личностный.
Проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность в настоящее время. В обществе происходят сложные и неоднозначные процессы.
В научных исследованиях созданы предпосылки для комплексного изучения данной проблемы: анализ общих подходов к социализации детей-сирот в работах И. Ф. Дементьевой, И. Б. Назаровой, Т. Я. Сафоновой, Л. И. Смагиной и других; раннюю диагностику причин социального сиротства и предотвращение увеличения количества детей данной категории рассматривают авторы В. И. Брутман, Е. В. Андрюшина И. П. Каткова, О. И. Лебединская, В. И. Лопаткина и др.
Проблемы сиротства и устройства детей-сирот в современном обществе выступают сложными и неоднозначными для научного познания и рассматриваются научными направлениями в различных отраслях социологического знания.
Так, субъективистский подход Э. Лемерта, Г. Беккера и российского социолога И. Г. Ясавеева к анализу социального сиротства как отклонения прослеживается в теориях вторичной девиации, появившихся во второй половине ХХ века. Здесь социальное сиротство предстает, как социальный конструкт, стигма или ярлык, а с другой стороны -- как реакция на его присвоение.
В рамках социологии семьи социальное сиротство предстает как деструктивный феномен, актуализирующийся в периоды социально-экономических кризисов и других макросоциальных потрясений, вызывающих дезакцептацию существующих традиционных семейных функций. В отечественной науке социология семьи представлена в работах исследователей М. С. Мацковского, С. И. Голода, З. Х. Саралиевой, А. Б. Любимовой, Е. Р. Ярской-Смирновой, Е. М. Черняк, Т. А. Гурко, Л. Я. Олифиренко, Т. В. Свадьбиной, Н. И. Ловцовой, М. Ф. Дементьевой и др.
Рассмотрение социального сиротства в контексте отклонений внутри родительско-детских систем отсылает нас к работам авторов в области социологии девиантного поведения. Авторы рассматривают это явление как проявление аномии. Истоки данного подхода лежат в работах Э. Дюркгейма и Р. Мертона, в разное время анализировавших понятие аномии и субъективных реакций индивидов на аномические ситуации. По их мнению, массовая дезакцептация социальных норм приводит, с одной стороны, к деградации института материнства и шире -- родительства, в результате чего игнорируют традиционные семейные функции. С другой стороны, поведение самих сирот как жертв также носит отчетливо выраженный девиантный характер, поскольку нарушения процесса социализации приводят к формированию деструктивных поведенческих паттернов.
В раскрытие проблематики социального сиротства В. Брайсон, Н. Чодороу, А. Коллонтай и др. используют потенциал критического подхода к семье, постулирующего принудительный и эксплуатационный характер семейных отношений, объясняющего природу насилия как одного из факторов социального сиротства.
В концептуализации социологии социального сиротства заметная роль принадлежит теоретикам социологии детства (Н. В. Васильева, С. В. Кочнев, Е. М. Рыбинский, З. Х. Саралиева, С. Н. Щеглова и др.), рассматривающим детство как структурный компонент общества. Данная наука рассматривает закономерности развития детских формальных и неформальных сообществ, разрабатывает методологические и методические принципы исследования детей и подростков.
В рамках социальной медицины социальное сиротство предстает как следствие так называемых 'социальных болезней' и фактор формирования специфического медицинского и психосоциального габитуса. В фокусе исследований находится эпидемиология социального сиротства, алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение, являющиеся причинами возникновения социального сиротства.
Анализ законодательства по вопросам профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства показал, что в России основными законодательными актами, обеспечивающими защиту прав детей, оставшихся без попечения родителей, является Конвенция ООН о правах ребенка; Семейный кодекс РФ, принятый Государственной думой 8 декабря 1995 года'; Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ 'О дополнительных гарантиях по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'; Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ 'Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации', Федеральная программа 'Дети России', включающая подпрограмму 'Дети-сироты'.
Перечисленные документы создают совокупность норм, гарантирующих соблюдение прав детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает меры по защите жилищных прав, по их материальному обеспечению, по реализации прав на получение образования, прав на трудоустройство и др.
На сегодняшний день на федеральном уровне базовым законом в области профилактики социального сиротства является Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ 'Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних'.
Анализ современной отечественной историографии показал, что проблема социального сиротства является одним из актуальных ее направлений. Наблюдается несомненный интерес исследователей к различным формам проявления социального сиротства, изучаются способы организации социальной поддержки детства. Вместе с тем, выявляется и определенная нехватка специальных работ по данной проблеме -- в большинстве исследований (как правило, междисциплинарных) сиротство рассматривается как один из аспектов преступности, проституции, пьянства, нищенства и др.
Таким образом, обобщение теоретических основ изучения феномена социального сиротства показало недостаточную степень разработанности проблемы с точки зрения комплексного анализа социального сиротства как социологической категории. В числе существенных факторов, влияющих на социальное сиротство в регионе, в первую очередь эксперты выделили распространение пьянства и наркомании, безответственное родительство.
Одной из основных причин, влияющих на рост числа социальных сирот в регионе, является ненадлежащее выполнение родителями обязанностей по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, стабильный рост числа родителей, лишенных родительских прав, родителей, родительские права которых ограничены судом.
Общественное беспокойство на сегодняшний день относительно социального сиротства носит скорее абстрактный характер и не связывается с личной готовностью к реальному действию. В наибольшей степени озабоченность данной проблемой объясняется отзывчивостью и эмпатией населения, так и большей степенью социальной ответственности за судьбы детей, неравнодушным отношением к социальной данной категории.
На протяжении уже нескольких лет Иркутская область занимает лидирующие позиции среди регионов Сибирского федерального округа по следующим показателям:
· ежегодно выявляемое число детей-сирот;
· общее число детей-сирот в регионе и число детей, проживающих в учреждениях;
· число детей, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах;
· число детей, изъятых из семьи в связи с угрозой жизни.
В результате деятельности органов опеки и попечительства, в 2012 году число вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые удалось снизить на 9%. В 201 году было вновь выявлено 3 217 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2012 году _ 2 932 ребенка.
Оценка причин роста социального сиротства отражает общие характеристики настроения населения, к числу которых можно отнести повышенную озабоченность проблемами распространения пьянства и наркомании, падения нравственности в обществе и семье, негативную оценку социально-экономической ситуации в стране. На первое место в рейтинге причин социального сиротства, по результатам социологических исследований, стоит распространение пьянства и наркомании (70%), далее по убывающей _ безответственное родительство, зацикленность на личных проблемах (58%), экономическая ситуация в стране (55%), падение нравственности в обществе и семье (49%) (рис. 2.1.1).
Рис. 2.1.1. Причины социального сиротства в регионе, %
Как нам видится, основная причина детского неблагополучия -- 'распространение пьянства и наркомании' и экономическая ситуация в стране.
Прирост детей-сирот в регионе ежегодно составляет около 3 000 человек. С целью эффективной социализации, гармоничного и полноценного воспитания их необходимо передавать на воспитание в замещающие семьи. Это, в свою очередь, требует обеспечения достойного содержания детей в семье опекунов (попечителей). Как известно, на сегодня размер пособий ниже прожиточного уровня, установленного в регионе. По этой причине у опекунов (попечителей) отсутствует мотивация по приему детей на воспитание, резко увеличилось и число отказов от приемных детей, в том числе, из-за материальных проблем. Наибольшее число опекунов (попечителей) являются престарелыми родственниками детей, и не имеют соответствующих доходов, позволяющих самостоятельно удовлетворять потребности приемных детей. Тогда, как дети, оставшиеся без попечения родителей, требуют особой заботы и внимания, поскольку нередко имеют большое количество хронических заболеваний и различные девиации (отклонения), обусловленные предшествующим социально-неблагополучным воспитанием (Таблица 2.1).
Таблица 2.1.1 Динамика отказов от приемных детей по различным причинам, (чел.)
2009 |
2010 |
2011 |
2012 г. |
||
Число отмен об установлении опеки (попечительства) |
201 |
295 |
362 |
514 |
Следует отметить, что жилищный вопрос также является актуальной проблемой сирот в регионе. Согласно реестру детей-сирот на 1.12.2011 г., который ведется с 2010 года, 13 768 из них нуждаются в предоставлении жилых помещений, 6 038 уже достигли 18-летнего возраста. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, данная категория детей обладает правом на внеочередное получение жилья. Следовательно, Иркутская область имеет перед ними долговые обязательства в объеме более 5 млрд. рублей. Между тем, финансирование, выделяемое на эти цели, представляется мизерным. Так, в 2010 и 2011 годах из областного бюджета на приобретение жилья было выделено по 100 миллионов рублей. С учетом субсидий, поступивших из федерального бюджета, соответственно в размере 87,8 млн. рублей и 79,9 млн. рублей, было приобретено 253 квартиры для 254 человек в 2010 году и 314 квартир для 315 нуждающихся в 2011 году.
Проблемы существуют не только в вопросах закрепления жилья, но и в вопросах его сохранения. Анализируя обращения сирот, приходится констатировать, что органом опеки и опекунами детей не организован надлежащий контроль за закрепленным жильем. А органы местного самоуправления (как собственники жилых помещений), с момента передачи функций по опеке органу исполнительной власти субъекта, устраняются от исполнения обязанностей по сохранению закрепленного за детьми жилья.
Следует отметить еще одну важную проблему в части обеспечения надлежащей государственной защиты детей-сирот (лиц из их числа), достигших 18-летнего возраста и продолжающих обучение в общеобразовательном учреждении.
Одним из условий прекращения выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством, является достижение им совершеннолетия. Вместе с тем, на территории Иркутской области ежегодно порядка 320 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по достижении 18 лет продолжают обучение в общеобразовательных учреждениях. Дополнительные гарантии права на образование, в соответствии с федеральным и региональным законодательством, предоставляются лицам данной категории, поступающим и обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. В то же время, продолжающие обучение в общеобразовательных учреждениях, не обеспечены мерами социальной поддержки. Де-юре указанная категория граждан становится дееспособной, де-факто _ остается без государственной поддержки и средств к существованию, обучаясь при этом в школе и не имея возможности проживать самостоятельно.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры и усилия, к сожалению, приходится констатировать, что проблемных вопросов в сфере профилактики социального сиротства еще достаточно много.
Ежегодно в регионе выявляются тысячи новых социальных сирот, и большая часть бюджетных средств в системе защиты детства тратится на их содержание. Остается высоким число детей, воспитывающихся в интернатных условиях. Очевидно, что справиться с проблемой сиротства в регионе невозможно, не пересмотрев все существующие на сегодня ресурсы и стратегическим образом не переориентировав деятельность служб по защите детства на раннее выявление случаев семейного неблагополучия, организацию сопровождения семьи на всех стадиях кризиса. Позднее выявление семейного неблагополучия не позволяет достичь желаемого результата. Чем глубже кризис семьи, тем большее количество услуг и бюджетных средств необходимо на ее реабилитацию.
По-прежнему, основным объектом современной профилактики социального сиротства является сам ребенок, а не семья, проблемы которой и являются основной причиной социального сиротства. Органы и учреждения, работающие с детьми, в основном, ведут работу по преодолению семейных кризисов, а не по их предупреждению.
Немаловажными являются такие недостатки в работе органов опеки и попечительства как: отсутствие контроля деятельности по защите прав ребенка, профессиональной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность по защите прав детей и профилактике социального сиротства и др.
Таким образом, поисковый прогноз и определение 'дерева проблем' показали, что действующая система социальной поддержки не позволяет в полной мере детям-сиротам реализовать свои жизненные силы, свою социальную и индивидуальную субъектность и требует создания принципиально иного механизма их поддержки.
2.3 Анализ социальных целей социального сиротства в регионе
Социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется как комплексная система социально-политической деятельности региона, предоставляющая этой категории детей все социальные гарантии, цель которых -- обеспечение возможности для эффективной социализации и полноценного развития в интересах личности и общества. Она нацелена на смягчение социальных проблем, влияющих на жизнеобеспечение детей и на более полное удовлетворение интересов и потребностей данной социально-демографической группы.
В настоящее время в Иркутской области содержание государственной политики по защите детей-сирот, находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в регионе: дети все чаще становятся жертвами переживаемых реформ, перемен и переоценок.
На основании результатов прогнозного поиска проблем социального сиротства и в соответствии с построенным 'деревом проблем', нами проведен нормативный прогноз, включающий в себя определение целей и возможных путей решения обозначенных раннее проблем изучаемого объекта. Нормативный прогноз нами представлен как 'дерево целей' (Рис. 2.3.1).
Построение 'Дерева целей' помог нам наметить пути совершенствования региональной системы профилактики социального сиротства. Теоретический инструмент изучения проблемно-целевых ситуаций мы представили в иду 'проблемно-целевого ромба, вершины которого составляют конечную цель (самоцель) - с одной стороны и ключевая проблема - с другой, а оба бедра на разных уровнях соответствуют целям и проблемам различного порядка (рис. 2.3.2).
Рис. 2.3.2. Проблемно-целевой ромб
Проблемно-целевой ромб позволяет ориентироваться на комплексный подход к исследованию целей и проблем всех порядков как единой иерархической системы, а также предложить проект по решению проблем социального сиротства в регионе для достижения поставленных целей
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста социального сиротства и повышения эффективности его профилактики.
Дети вне семьи (в интернатах, на улице, в колониях и пр.) в таком массовом масштабе, как это наблюдается в России, -- результат глубинного отторжения ребенка российским социумом на разных этапах и в разных сферах его жизни. Однако вся государственная система 'социализации' ребенка устроена в России крайне дезинтегративно: действующие в ней на ребенка силы по отношению к социуму являются центробежными.
А. Ю. Рыкун, К. М. Южанинов считают, что решение описанных выше проблем лежит в плоскости реализации двух основных задач: 1 -- как сохранить ребенка в семье и 2 -- как вернуть в семью потерявшего ее ребенка. Для этого, по их мнению, необходимо восстановление естественной последовательности приоритетов.
Мировой опыт показал: развитие и воспитание ребенка в семье неизмеримо более эффективно, чем содержание в интернатных учреждениях. Однако для нашего государства, по мнению И. И. Осиповой, этот закон не писан. Она считает, что у семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию или имеющей ребенка группы риска, формально имеется выбор: преодолеть имеющиеся проблемы и воспитывать ребенка в семье или сдать его в интернат. Хотя на деле государство однозначно высказывает свои предпочтения в пользу интернатного устройства детей, выделяя гораздо больше средств на содержание ребенка в интернате, чем на поддержку воспитания ребенка в семье и усыновление. Тем самым, государство экономически поддерживает политику сегрегации.
С. Н. Кошман утверждает, что только в случае приоритетной и плотной поддержки родной семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, дети в большинстве случаев не лишатся родной семейной и материнской заботы. Необходимо выстроить систему помощи семье, оставившей у себя ребенка, где специалисты консультируют такую семью, регулярно занимаются с ребенком, способствуя его развитию и обучению, помогают его социальной адаптации.
Исследования Л. К. Сидоровой показали, что начавшееся в последние годы развитие опекунства -- по-прежнему в отсутствии поддержки семьи! -- тоже работает на 'выталкивание' ребенка из семьи. То же можно сказать и об усыновлении: оно станет гуманным актом только в том случае, если прежде будет сделано все возможное для сохранения ребенка в родной семье.
По мнению В. К. Зарецкого, М. О. Дубровской и др. авторов, система образования в целом, и прежде всего -- школа, должна переориентироваться на интеграцию ребенка, находящегося в группе риска. Интеграция должна сопровождаться системой действенных мер финансовой и организационной поддержки: должен быть поддержан и поощрен педагог, интегрирующий 'проблемного' ребенка; руководитель, организовавший интеграцию проблемных детей в своем учреждении.
Немаловажное значение имеет и включение негосударственных организаций (далее -- НГО) в процесс решения проблемы сохранения ребенка в семье. НГО создают необходимую конкуренцию -- мощный импульс к росту качества услуг и вариативных возможностей образования. Государство доверит, наконец, потребителю самому решить, где получить необходимую ему помощь, и направит выделенные на эти цели средства в выбранную им организацию.
Решение задачи по возвращению ребенка в семью лежит в изменении законодательства об опекунстве и разработке системы контроля над семейными формами устройства сирот. По мнению В. Н. Ослон, А. Б. Холмогоровой, И. Ю. Чуркина, необходимо законодательно ограничить количество подопечных на одного опекуна. Коренным образом изменить функции и обязанности органов опеки: последние должны быть нацелены не просто на устройство ребенка 'под опеку', а на устройство его под опеку в семейной форме.
В. К. Зарецкий считает, что возвращение в семью ребенка, попавшего в учреждение исполнения наказаний, должно опираться на реабилитационный принцип вместо карательного. 'Закрытое учебно-воспитательное учреждение', -- должно быть 'трамплином' для будущей нормальной жизни.
Фактором успеха может стать не только повышение профессиональной компетентности специализированных детских учреждений, но и необходимым является широкое информирование и привлечение внимания населения к предотвращению сиротства за счет расширения различных форм попечения над детьми, оставшимися без попечения родителей, что позволит не только частично решить проблему, но и создать дополнительные рабочие места.
Таким образом, вышеизложенное -- не теоретические конструкции, а продуманные предложения, опирающиеся на мировой и отечественный опыт, который ориентирует нас модернизировать сложившуюся систему профилактики социального сиротства.
Проблемы, связанные с предупреждением сиротства, жизнеобеспечением и развитием детей-сирот, настолько масштабны и многообразны, что требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Все это вызывает необходимость проведения комплексных мероприятий на региональном уровне программными методами.
Важнейшим инструментом предупреждения социального сиротства является долгосрочная целевая программа, предусматривающая поэтапное решение указанной проблемы с учетом конкретной ситуации.
Долгосрочная целевая программа Иркутской области 'Точка опоры-2' по профилактике социального сиротства в Иркутской области на 2014 - 2017 годы (далее _ Программа).
Цель (цели) Программы _ создание в Иркутской области комплексной системы работы с семьей и детьми, направленной на снижение уровня социального сиротства, обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи Программы:
1. Внедрение технологий раннего выявления семейного неблагополучия и профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, механизмов профилактики лишений родительских прав, механизмов профилактики отказов от детей в родильных домах, оставления детей в детских больницах.
2. Создание условий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к успешной адаптации к самостоятельной жизни и трудовой деятельности; повышение качества предоставления реабилитационных услуг указанным категориям граждан.
3. Организация деятельности по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи, создание системы профессионального сопровождения замещающих семей и детей, находящихся в замещающих семьях.
4. Создание и развитие адресных, доступных и качественных услуг по профилактике социального сиротства. Проведение эффективной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, расширение спектра и качества социальных и иных услуг, оказываемых воспитанникам организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Объемы и источники финансирования Программы _ финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Общий объем средств на финансирование Программы составит 150 000,0 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:
Сроки реализации Программы: 2014 _ 2017 годы.
Программа реализуется в один этап.
Социальный эффект реализации Программы характеризуется следующими основными показателями:
1) снизить удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте от 0 до 17 лет (за три года) с 4,5% до 4%.
2) увеличить численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 17 300 до 18 500 чел.
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы.
Перечень мероприятий Программы основан на объединении усилий и совместной работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественных объединений, некоммерческих организаций, на принципах межведомственного, межсекторального, междисциплинарного подходов.
Критериями оценки эффективности реализации Программы являются:
1) степень достижения запланированных результатов реализации Программы;
2) процент отклонения достигнутых значений показателей результативности от плановых значений;
3) динамика расходов на реализацию Программы;
4) динамика показателей эффективности и результативности реализации Программы.
Заключение
социальный сиротство семья дети
Актуальность обращения к данной теме объясняется научной и практической потребностью в комплексном анализе, помогающем предвидеть последствия для общества социального сиротства, прогнозировать его воздействие на развитие общества в целом; потребностью в анализе региональной системы профилактики социального сиротства, выработке рекомендаций по ее совершенствованию.
В данной работе проведен анализ феномена социального сиротства с точки зрения основных социологических подходов и выработки концептуальных предложений по созданию системы его предотвращения.
Обобщены основные подходы к определению понятий 'дети-сироты' и 'дети, оставшиеся без попечения родителей'. Систематизированы факторы, влияющие на возникновение социального сиротства.
В теоретической части нами представлена проблематика социальной защиты сирот с целью построения единой организационной системы социальной работы с социальным статусом данной категории граждан.
Теоретические подходы к проблеме социального сиротства предопределили значимость ее решения в нашем регионе. А статистические данные и сложившаяся тревожная ситуация в регионе, свидетельствующая о большом количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволили нам убедиться в актуальности изучаемой темы и рассмотрении ее на примере региональной системы профилактики социального сиротства.
Нами выявлены проблемы, характеризующие несовершенство нормативных документов, отсутствие межведомственного взаимодействия в решении проблем сиротства, неэффективность деятельности органов опеки и попечительства. В недостаточной степени распространены и используются современные технологии профилактической работы.
Предпринята попытка в построении прогноза фона развития проблемы, поискового прогноза проблем и нормативного прогноза, что позволило нам составить 'дерево проблем', 'дерево целей' и ' проблемно-целевой ромб'.
Результатом теоретических изысканий и эмпирической практики нами была разработаны рекомендации по преодолению социального сиротства в регионе. Нами определены стратегии социальной политики, задачи и направления социальной поддержки семей и детей, которые отражены в разработанной Программе.
Уточнены и дополнены организационно-управленческие механизмы, позволяющие улучшить деятельность органов опеки и попечительства, помогающие осуществить переход от административного реагирования к сотрудничеству и взаимодействию с семьей, от карательных принципов -- к восстановительным технологиям работы.
Таким образом, предложенные нами практические аспекты направлены на формирование социальной политики в решении проблем социального сиротства, преодоление кризисных ситуаций в семьях, осуществление межведомственного подхода, как основ преодоления и профилактики социального сиротства в регионе. И здесь, как нам представляется, магистральным путем является социальное проектирование -- как процесс создания региональных механизмов решения проблемы сиротства людьми, проживающими в регионе и принимающими на себя ответственность за происходящее. Это предполагает выработку активной деятельной позиции по отношению к проблеме сиротства, внедрение инноваций и, таким образом, наращивание масштаба региональных преобразований.
1. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ - [электронный ресурс] // Информационно-правовой портал 'Гарант' // http://www.garant.ru/
2. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный Закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ [электронный ресурс] // Информационно-правовой портал 'Гарант' // http://www.garant.ru/
3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ / Российская газета. - 1999. - 27 июня.
4. Об отдельных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области: Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 107-оз - [электронный ресурс] // Информационно-правовой портал 'Гарант' // http://www.garant.ru/
5. О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области: Закон Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-оз - [электронный ресурс] // Информационно-правовой портал 'Гарант' // http://www.garant.ru/
6. Об утверждении Концепции профилактики социального сиротства в Иркутской области на 2009 - 2013 годы: Распоряжение Администрация Иркутской области от 26 сентября 2008 года № 309-ра [электронный ресурс] // Информационно-правовой портал 'Гарант' // http://www.garant.ru/
7. Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы 'Точка опоры' по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Иркутской области на 2011 - 2013 годы: Распоряжение Правительства Иркутской области от 18 ноября 2010 года № 271-рп [электронный ресурс] // Информационно-правовой портал 'Гарант' // http://www.garant.ru/
8. Астоянц М. С. Проблема сиротства в современном политическом дискурсе / М. С. Астоянц // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2006. - № 4. - 0,4 п.л.
9. Бреева Е. Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования / Е. Б. Бреева // Социологические исследования - М. , 2004. - № 4. - С. 45.
10. Брутман В. И. Причины социального сиротства. Аналитический взгляд на проблему / В. И. Брутман // Социальная работа - М. , 1994. - № 5. - С. 12.
11. Воронова Е. Социальная работа с уличными детьми / Е. Воронова // Социальная работа. - М. , 2003. - № 4. - С.44-48.
12. Государственная семейная политика: опыт регионов России по социальной защите семьи и детей / ред.-сост. В. Б. Тасеев // под общ. ред. М. В. Гордеевой, В. В. Терехиной - М. , 1999. - 128 с.
13. Дармоделин С. Причины социального сиротства в современной России / С. Дармоделин // Педагогика. - М. , 2001. - № 5. - С. 5.
14. Дементьева И. Ф. Социальные проблемы сиротства / отв. ред. И. Ф. Дементьева - М., 1992 - 157 с.
15. Дубровская М. Профилактика социального сиротства / М. Дубровская // Социальная работа. - 2006, - № 1. - С. 58-60.
16. Жданова И. В. Организация социальной работы с семьями в контексте формирования региональной модели профилактики социального сиротства: опыт Новосибирской области / И. В. Жданова - СПб. , 2010. - 246 с.
17. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. [и др.]. Пути решения проблемы сиротства в России. - М. : ООО 'Вопросы психологии', 2002. - 208 с.
18. Кошман С.Н. Регионально-муниципальная система профилактики и преодоления последствий социального сиротства / С. Н. Кошман - М. , 2004. - 128 с.
19. Красницкая Г. Социальное сиротство: причины и профилактика / Г. Красницкая, С. Пронина // ОБЖ. - 2002. - № 11. - С. 57-58.
20. Лобатюк В. В. Социальные технологии профилактики социального сиротства в условиях современного российского общества / В. В. Лобатюк // Отечественный журнал социальной работы. - 2003. - № 3. - С. 53.
21. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия / Р. К. Мертон / Социология. Хрестоматия. - М.: Гардарики, 2003. - 528 с.
22. Осипова И. И. Государственная стратегия предотвращения социального сиротства / И. И. Осипова // Народное образование, 2008. - № 6. - С. 46-51.
23. Отчет министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области С.В. Круть / Официальный сайт министерства социального развития, опеки и попечительства иркутской области - [электронный ресурс] // http://www. society.irkobl.ru.ru/
24. Официальный сайт министерства социального развития, опеки и попечительства иркутской области - [электронный ресурс] // http://www. society.irkobl.ru.ru/
25. Реализация государственной семейной политики в сфере профилактики социального сиротства. Сборник статей и нормативно-правовых документов - Томск , 2009. - 160 с.
26. Феномен социального сиротства. Сайт Центра по централизованному учету детей-сирот 'Территория баз сирот' - [электронный ресурс] - Тверь / http:// tver.opekaweb.ru/page.php?id=37722
Приложение