/
/
Федеральное агентство по высшему образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Челябинский государственный университет
Факультет лингвистики и перевода
Кафедра общего и романского языкознания
Курсовая работа
«МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ КАК СПОСОБ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ИТАЛИИ»
Выполнил: студентка Загорская А.О.
Научный руководитель: к.ф.н, старший преподаватель Дробышева О.В.
Челябинск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Определение понятия субкультура
1.1 ПОНЯТИЕ СУБКУЛЬТУРА И МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА
1.2 МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ИТАЛИИ
1.3 РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
2.1 МЕТОДОЛОГИЯ
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1
ВВЕДЕНИЕ
Межкультурная коммуникация, как научная дисциплина, находится в стадии формирования и отличается двумя характерными особенностями: прикладным характером (цель -- облегчение коммуникации между представителями различных культур, снижение конфликтного потенциала) и междисциплинарностью.
Понятие межкультурной коммуникации введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им для Госдепартамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах.
Позже, русский ученый А.П. Садохин определил межкультурную коммуникацию как «совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам».
Данное определение справедливо и по отношению к, так называемым, субкультурам.
В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям и требованиям жизни, поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием выбора, сочетающегося с динамизмом и новизной.
В последнее время понятие 'молодежная субкультура' все чаще и чаще стало использоваться учеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде.
Молодежная субкультура - относительно новое и довольно многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. Несомненно, разные молодежные субкультуры возникают в разных странах, таким образом, исходя из прикладного характера данного явления, возникает проблема: возможна ли коммуникация между представителями молодежных субкультур различных стран.
Таким образом, цель данной работы: выяснить влияют ли особенности национальных культур на возникновение субкультур, на примере Италии и России, и возможна ли коммуникация между представителями молодежных субкультур данных стран.
Задачи:
1. Изучить литературу и сформулировать определение культуры и субкультуры.
2. Изучить историю развития молодежных субкультур России и Италии.
3. Выяснить причины возникновения субкультур в этих странах.
4. Провести полевые исследования (анкетирование и опрос) на предмет возможности межкультурной коммуникации между представителями разных субкультур и представителями идентичной субкультуры в разных странах.
5. Сделать выводы.
Объект настоящего исследования: молодые люди России и Италии в возрасте от 12 до 30лет.
Предмет исследования: наиболее популярные субкультуры в данных странах.
Актуальность данной темы обусловлена процессами глобализации и интенсивной международной миграции. А так же, необходимостью ответить на вопрос: к чему может привести появление различных субкультур - к облегчению коммуникации между представителями различных культур или повышению их конфликтного потенциала
Данное исследование может быть интересно всем, кто интересуется проблемами межкультурной коммуникации и может быть использовано как дополнительный материал на занятиях по межкультурной коммуникации.
Материалом для данного исследования послужили работы О.Г. Заярной «Контркультура», А.П. Садохина «Культурология: теория и история культуры», И. Ю. Сундиева «Самодеятельные объединения молодежи», М.А. Царева «Межкультурная коммуникация и диалог культур» и другие.
ГЛАВА 1. Определение понятия субкультура
1.1 ПОНЯТИЯ «СУБКУЛЬТУРА» И «МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА»
Определение понятия “субкультура” затруднено именно из-за фундаментальности лежащего в его основе понятия “культуры” и существования огромного множества его определений.
Прежде всего приставка “суб-” в современном контексте подразумевает, что речь идет о подсистеме культуры как целого. Субкультура не представляет собой самостоятельного целого. Ее культурный код формируется в рамках более общей системы, определяющей основу данной цивилизации и целостность данного социума. Субкультуры, как ее подсистемы, опираются на ее культурный код (общий для большинства их и обеспечивающей их взаимопонимание), а кроме того, ориентированы на постоянный диалог с ней. Этот диалог может принимать формы “обновления культуры”, ее “развития”, “восстановления традиций” - или “противостояния”, “разрушения” и прочее, но он необходимый элемент самосознания и самоопределения субкультур. Каждая из них определяется, прежде всего, по отношению к культуре (господствующей, общепринятой, материнской и т.п.), противопоставляя ей свои нормы и ценности, либо черпая в ней обоснования этих норм.
Большинство известных определений культуры (и субкультуры как ее разновидности) акцентируют ограниченный набор ее основных признаков. Среди них: знаковые (общность идеологии, ментальности, символики, культурного кода, картины мира); поведенческие (обычаи, ритуалы, нормы, модели и стереотипы поведения); социальные (социальная группа, страта и т.д., определяемая как носитель субкультуры или ее “порождающая среда”) и все они вместе (культура как “целостный образ жизни”). Подчеркивается еще небиологический способ воспроизводства всего вышеописанного комплекса (воспитание, образование - социализация, как средство трансляция культурной традиции). [Щепанская Т.Б.Традиции городских субкультур \ Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003.]
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема 'официальной' культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура -- это подкультура или культура в культуре. [Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян). - М.:Высш. школа, 1999.]
Согласно социологическому словарю авторов Аберкромби Н., Хилла С, Тернера Б.C, субкультура это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей социальной группы, составляющей часть целого, будь то целое общество или организация. Потенциально данный термин может использоваться в отношении любой социальной группы, однако чаще всего его применяют относительно девиантных или молодежных культур, противоположных господствующей культуре общества в целом.
Субкультуру как систему уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов, отличающих какую-либо социальную группу от доминирующей культуры большинства общества, определяют В. Касьянов и В. Нечипуренко, авторы словаря специальных терминов по социологии права.
Предметом исследования данной работы являются молодежные субкультуры, поэтому остановимся подробнее на этом термине.
Понятие молодежных субкультур вначале применялось социологами Западной Европы и США только к криминальной среде. Постепенно содержание понятия расширилось и стало использоваться применительно к нормам и ценностям, определяющим поведение определенной социальной группы молодежи -- таким образом, понятие 'субкультура' связалось с понятием 'культурная парадигма', то есть тот набор представлений и правил, который дает своего рода матрицу поведения в разных ситуациях. Однако изучая эту матрицу, ученые натолкнулись на факты, заставившие их подвергнуть сомнению некоторые представления, казавшиеся ранее самоочевидными. Например, английский ученый Грант Мак-Крекен в получившей широкую известность книге 'Паводок: культура, рожденная сумятицей' ('Plenitude: Culture by Commotion'), описывает свои беседы с различными группами подростков (готами, панками и скейтерами). Исследователь обнаружил, что отличия в одежде, моде т.п., то есть внешние отличия, обозначают отличия внутренние, а именно: отличия в ценностях и их градации. Кое-кто из наблюдателей, заметил он, полагает, что поступками подростков руководит одно лишь желание добиться признания ровесников, а все остальное (одежда, язык, музыкальные пристрастия, манера поведения т.п.) -- это всего лишь 'обезьянничанье', необходимое для принадлежности к группе. Такая точка зрения исходит из представления о молодежной культуре как о естественной последовательности.
Другая точка зрения исходит из того, что субкультура представляет собой противостояние, которое состоит в том, что причина разнообразия в подростковом мире являет собой выражение межвозрастной и классовой вражды. Эту позицию развивает, к примеру, книга американских исследователей С.Видикопа и Р.Уифита 'Язык молодежных субкультур: социальная идентификация в действии' (Нью-Йорк,1995). Подростки вступают во враждебный мир. Такую точку зрения отстаивали, в частности, авторы одной из первых значительных книг, посвященных молодежным субкультурам -- англичане Стюарт Гелл и Тони Джефферсон в книге 'Противостояние через ритуалы: молодежные субкультуры в послевоенной Британии', вышедшей в Лондоне в 1976 г.
Исследователь Шабанов Л.В. трактует молодежную субкультуру, в узком понимании, как молодежные организации, имеющие свою собственную конвенциональную культурную основу, создателями которой являются представители очень значительной части молодежи (учащиеся, студенты), не имеющей в полном смысле слова собственного социального положения и характеризующейся либо своим прошлым социальным статусом - социальным положением родительской семьи, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой и будущей деятельностью как специалистов.
Таким образом, исходя из вышесказанного, под молодежной субкультурой, в целом, понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Выявить причины возникновения разных субкультур невозможно в отрыве от истории развития общества. Таким образом, только в процессе наблюдения за развитием субкультур можно выявить эти причины.
Рассмотрим причины возникновения субкультур в России и Италии на примере истории развития молодежных движений в этих странах.
1.2 МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ИТАЛИИ
Уже в 19 веке молодёжь в Европе, по преимуществу студенческая, объединённая в своих организациях (союзах), принимала (первоначально в Германии и некоторых других странах Европы, в том числе и Италии) активное участие в борьбе против деспотизма и феодальной реакции, в национально-освободительном движении угнетённых народов. В большинстве стран Западной Европы возникали национальные союзы студентов, объединявшие учащихся университетов и других высших учебных заведений на базе общих специфических студенческих интересов Рабочая молодёжь, передовые юноши и девушки - выходцы из различных классов и социальных групп - включались в рабочее движение или поддерживали его. В то же время активизировались консервативные молодёжные организации и общества. В 80-90-х гг. в Великобритании, США, Франции, Германии, Италии и других странах Европы создаются религиозные молодёжные организации, имевшие не только религиозный, но и политический характер. В Италии появляется «Молодежь христианской ассоциации итальянских трудящихся». В Европе возникают международные молодёжные христианские объединения.
В 1904 году в Италии создана Федерация республиканской молодежи (ФРМ). Организация насчитывает несколько тысяч членов и представляет интересы части средней и мелкой буржуазии, интеллигенции. Действует на идеологической платформе Итальянской республиканской партии (ИРП)
Итальянская федерация социалистической молодежи (ИФСМ) создана в 1907 году. Объединяет представителей студенчества и учащихся, интеллигенции, служащих, а также рабочих и крестьян в возрасте от 15 до 25 лет.
В 1907-08 в европейских странах зародилось скаутское движение Скаутизм
Итальянская федерация коммунистической молодежи (ИФКМ) была создана в 1921 году во Флоренции. В рядах организации насчитывается около 50 тысяч юношей и девушек.
Во время 2-й мировой войны миллионы юношей и девушек, принадлежавших к различным социальным слоям, боролись против фашизма. Но, в тоже время, создавались и молодёжные ультрареакционные, фашистские организации. В странах, где к власти пришли фашисты (Италия, Германия, Испания), молодёжные организации стали частью фашистского государственно-партийного аппарата.
В сложных условиях войны укреплялась международная солидарность молодёжи. Неудачи фашистских войск на восточном фронте, способствовали углублению политической дифференциации, ослаблению влияния откровенно консервативных и правых сил среди молодёжи, усилились антиимпериалистические, антикапиталистические тенденции в среде социалистической молодёжи и её влиятельных организаций.
В 1943 году возникло Молодежное движение христианско-демократической партии (МД ХДП) Италии, объединяющее представителей молодежи буржуазных слоев, интеллигенции, молодых служащих, часть рабочей молодежи в возрасте от 18 до 25 лет.
Молодежь христианской ассоциации итальянских трудящихся (АКЛИ) была создана в 1947 году в целях «общественного воспитания молодых трудящихся и формирования их личности в духе заповедей христианства». В настоящее время организация объединяет около 80 тысяч представителей трудящейся и учащейся молодежи в возрасте от 14 до 25 лет.
В этом же году создана «Итальянская либеральная молодежь» (ИЛМ), являющаяся молодежной организацией Итальянской либеральной партии (ИЛП). Эта молодежная организация уделяла основное внимание привлечению к ИЛП студенческой молодежи.
В конце 60 -- начале 70-х гг. в ряде стран Европы, в том числе и Италии, происходило укрепление и расширение влияния коммунистических союзов молодёжи и других демократических молодёжных организаций. Были созданы новые марксистские организации молодёжи. Так Итальянская федерация социалистической молодёжи была основана в 1966, а в 1969 году появляется Коммунистический союз молодёжи в Италии.
Передовая молодёжь капиталистических стран всё активнее борется против всевластия монополий, за расширение демократических прав.
Студенческие выступления развернулись в Западном Берлине и ФРГ, в Италии, Японии и Испании. Огромный размах приобрело движение против американской агрессии во Вьетнаме в США. Появляются, так называемые, неформалы, нежелающие принимать участие в политических событиях, и протестующих против действий правительства. Этот период считается зарождением субкультуры хиппи.
В политическом смысле Италия всегда была особенной страной, и эта особенность достигла своего пика в 1950-1970-е гг. В политический конфликт были вовлечены все сферы социального взаимодействия. Спорт и культурные мероприятия рассматривались как проявление поддержки (или же наоборот, сопротивления против) клерикально-консервативных сил общества (чьи взгляды в некоторой степени можно было рассматривать как профашистские) или левых коммунистов.
В сильно политизированном контексте пришествие молодых повстанцев в 60-х и последующее образование группировок «ультрас» являются не только проявлением социокультурного поведения, но также в значительной мере последствием влияния политической ситуации.
В Италии некоторые из новых молодежных стилей получили значимость и силу как раз в годы «студенческих бунтов» (1968-1969) и больших сражений заводских рабочих и находились под влиянием этих слоев общества. В это же время в Италию из Англии пришло движение хулиганизм, со своей сильной привязанностью к территории, сложной процедурой принятия в группу, защитой от «иноземцев», агрессивном поведение и т.д.
В Италии движение протеста не было завязано только на студентах, но также включало значительное число молодых «синерубашечников». На основе опыта движения множество молодых людей объединялись в группы, иногда в небольшие партии, организованые согласно ленинским принципам. Эти группы оккупировали итальянские площади и улицы, сталкиваясь с полицией и организованными правосторонними группировками. Эти банды контролировали места сбора членов различных молодежных субкультур. Поэтому новые уличные культуры и политические взгляды стали смешиваться в этих группах. Получалось так, что дополнительной чертой новых молодежных субкультур, импортируемых из Англии, стала связь типичного для юношей стремления к протесту и антиправительственных идей. В итоге и получились «ультрас». Самая первая подобная группировка называлась «La Fossa Dei Leoni» (т.е. «Логово Льва») и была сформирована в 1968 г. в Милане. За ней последовали «Парни» («Boys») «Интера» и «Красно-Синие Коммандос» («Red And Blue Commandos») Болоньи, а потом уже многие другие группы, которые заимствовали свои имена прямо из политического лексикона. Помимо этого, итальянские «ультрас» прибегли к другой социальной модели, а именно, к небольшим политическим экстремистским группировкам, занимающим улицы и площади и представляющим четко видимую модель воинственности, родовой обособленности и грубости.
Совершенно ясно, что ультра-группировки стремились соответствовать образу этих политических групп, адаптируя свои организационные и структурные характеристики вкупе со своими контркультурными особенностями. Конкретно влияние можно увидеть в спонтанной приверженности некоторых «ультрас» к экстремистским ультралевым группировкам.
Итальянское социалистическое движение, гонимое с улиц и площадей, стремилось взять свое, используя антисоциальный порыв к протесту у молодых футбольных сторонников, которые собирались под сводами стадионов.
Значимой особенностью, которая выделяла движение «ультрас», была комбинация футбольной культуры, которая в меньшей степени была зависима от рабочего класса, и политических групп. Группировки «ультрас» строились из числа представителей рабочего класса и местных банд.
Во время бурного роста молодежных субкультур в Италии, во второй половине 70-х, на североевропейских стадионах стал доминировать стиль скинхедов, и, ввиду роста ксенофобии и расизма, в эту эпоху наблюдалось появление самых жестоких групп, которые также иногда обращались к ультраправой идеологии. В Италии субкультура скинхедов возникла из одного из ответвлений стиляг (движение hard-mod).
Уровень насилия в Италии стал еще более высоким, хотя это может быть отнесено к упадку политических движений 70-х, взращенных на людской злости и чувстве изолированности и вылившихся в яростный и жестокий взрыв в 1977 году, когда страну захлестнули ожесточенные бои с полицией и между право- и леворадикальными движениями. На стадионах стало наблюдаться увеличение использования противозаконного оружия, ножей, железных прутов и ракетниц. Названия новых группировок еще находились под влиянием политической ситуации тех лет: многие называли себя «бригадами», по аналогии с террористическими бандами того периода. Кроме того появилось несколько символов причастности к левому террору (пятиконечная звезда «красных бригад») и правому террору (обоюдоострый топор, который раньше был эмблемой группировки «Ordine Nuovo» - «Новый Порядок»). Рост насилия был подчеркнут смертью фаната Лацио в 1979 г. перед началом дерби Рома - Лацио. Именно в этот день произошли массовые беспорядки со множеством раненных в Асколи, Милане, Брешии. В этот период, крупные группировки ультрас уже практически контролировали целые стадионы. Хотя воинствующих дух был силен и количество стычек велико, шаблоны поведения, активировавшие агрессию, все же следовали политическому правилу «насилие, как инструмент».
В тот же период численность «ультрас» возросла, и многие движения укрепили свою оргструктуру. В эти годы наблюдается появление «директората», по модели леворадикальных политических партий. Функцией директората была координация еще более возросшей активности ультрас. На данной стадии деятельность «ультрас» была типичной для любого организованного клуба. В 1983-1989 гг. движение «ультрас» докатилось и до стадионов провинциальных городов и команд низших дивизионов, вовлекая молодежь разных социальных классов. В небольших богатых провинциальных городах, были основаны самые жесткие и радикальные группы: Асколи, Чезена, Верона, Удине. В этих городках взаимодействие между культурой ультрас, логическим и традиционным соперничеством между городами и регионами появилось в чистой форме.
В 80-е с закатом политических движений основной тенденцией в движении стала региональная и локальная идентичность и узкогрупповые связи, региональное и локальное соперничество, историческая вражда и рассматривание ультра-группировок, как врагов. Поэтому клановость, культ жесткости и парамилитаристская организация вкупе с привязанностью к «малой родине», являясь родственными ультраправым ценностям, открыли дорогу для легкого пришествия на стадионы расистских и ксенофобских моделей поведения. В то же время традиционные большие группы вступают в фазу кризиса. Произошла определенная смена поколений и в иерархии «ультрас» - некоторые харизматичные лидеры, которые также были активны и в политическом мире, покинули стадионы, во многом из-за многочисленных репрессивных мер. Некоторые другие члены покинули группировки или утратили влиятельность из-за пристрастия к наркотикам.
В тоже время наблюдается рождение новых групп, созданных очень юными мальчишками (14-16 лет). Зачастую эти группы были нелюбимы официальными бригадами, однако, новые банды преуспели в занятии своей ниши на трибуне за собственным полотном. их названия особенно подчеркивали разнообразный характер вдохновления, побудившего их собраться воедино, отличный от духа 70-х: в этот период появляются «Wild Kaos», «The Sconvolts», «Verona Alcohol», «Nuclei Sconvolti». Эти группы в основном искали шанса подраться и принадлежали к культуре излишества и чудаковатости. Новые банды стали плодом периода, в котором в обществе доминировали гедонизм, эксбиционизм, недовольство политическими и социальными обязательствами.
Новой стилистической парадигмой «ультрас» стала зачастую шовинистская, жестокая и непримиримая «панинаро» («paninaro»), стиль во многом схожий с кэжуалс. Их не заботили существующие или будущие альянсы и то, что их бесконтрольное поведение ведет к кризису, и регулярно использовали ножи. С такими характеристиками новые группы преодолели принцип «монополии насилия», проявления которого к тому моменту были ограничены особенными случаями и своими правилами. Философией новых «ультрас» было чистое насилие, силовые акции на свой страх и риск, срываться всегда и везде. Поэтому они стали альтернативно привлекательны для потенциальных членов, отдавая приоритет боевым действиям. Однако, хотя в Европе увеличивающаяся тенденция агрегации более жестоких и агрессивных групп приводила к сепаратизму от общей массы фанатов, в Италии этого не случалось. [Интернет ресурс: http://righthools.net/page_id=50/ К.Подалири, К.Балестри]
Несмотря на преобладание политизированных организаций, новом веке принес с собой и новые технологии. С распространением компьютерных технологий, в Италии, как и во всем мире появляются субкультуры, так называемых, компьютерных гениев и ролевиков. С проникновением японского аниме на мировые телеэкраны в Италию пришла новая подростковая субкультура лолиты" или лоли-готы.
'Lolita fashion - это наследие французского рококо. Широкие платья с кружевами, бантиками и оборками, кольца, ожерелья и прочая бижутерия - аксессуары, позволяющие девушке чувствовать себя принцессой. Термин 'лолита' - описание прежде всего девушки-принцессы, он не имеет никакой эротической или сексуальной подоплеки.
Как видно из истории развития молодежных групп в Италии, их особенностью является высокая степень политизированности, агрессивности.
Основными причинами способствующими появлению субкультур в Италии можно отнести следующие:
· Общие специфические интересы
· Идеологические причины
· Последствие влияния политической ситуации
· Стремления к протесту против правительственных идей
· Протест против всевластия монополий, борьба за расширение демократических прав
· Протест против американской агрессии во Вьетнаме в США
Но наряду с политизированными организациями, для Италии характерны и те субкультуры, которые распространены в большинстве стран на базе общих интересов к киноискусству, музыке, литературе, технике и т.д., т.е на идентичных досуговых интересах.
1.3 РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ
В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.
Однако, ещё с середины 19 века и особенно в конце 19 - начале 20 вв, лидеры социалистических и коммунистических партий придавали большое значение работе с молодежью. В общественной жизни России, как и в большинстве европейских стран, важную роль играла студенческая молодёжь. Студенты социал-демократы занимали видное место среди активных деятелей Петербургского 'Союза борьбы за освобождение рабочего класса'. Но наряду с социал-демократическим в движении студенческой молодёжи складывались демократическое, либеральное (к нему примыкало 'академическое'), а также открыто реакционное направления
Во время Революции 1905-07годов радикальное студенчество, активно участвовавшее в общедемократическом движении, нередко поддерживало большевиков, борясь в рядах революционного пролетариата. Радикальное студенчество являлось авангардом всех демократических сил.
В начале 20 века были организованы союзы социалистической рабочей молодёжи, которые содействовали выработке у молодёжи социалистического мировоззрения, боролись против капиталистической эксплуатации, проводили антимилитаристскую пропаганду
Октябрьская революция 1917 (в её победу внесла значительный вклад рабоче-крестьянская молодёжь), оказавшая громадное революционизирующее влияние на капиталистический мир и колониальные, страны, содействовала подъёму всемирного революционного молодежного движения. Его составной частью стал созданный в октябре 1918 Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ; с 1926 - Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи). На многие годы ставшей единственной официально-разрешенной молодежной организации России.
Советские комсомольцы отстаивали Советскую власть (многие с оружием в руках) в тяжелейших условиях Гражданской и Великой Отечественной войны и, впоследствии, в условиях голода и разрухи.
До 60-х годов других субкультур в России не было.
Если попытаться выявить специфику развития молодежных субкультур в России, то (1)связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных, наряду с (2) влиянием западной молодежной моды, феноменом(3) романтической компенсации повседневной рутины, а также (4)воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации причин возникновения молодежных субкультур в России. Разберем каждую из них подробнее.
1) Криминализация молодежных субкультур. Истоки этого процесса носят общесоциальный характер. Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают наказание в местах лишения свободы Часть вернувшихся из мест заключения активно участвуют в формировании молодежных групп криминального характера. Такого рода группировки, а в еще большей мере носители тюремного опыта -- важные каналы проникновения делинквентных субкультур в молодежную среду, но все же проблема этим не исчерпывается. Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики, развлечений и т. д. Организованная преступность фактически составляет параллельную реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное значение в молодежной среде.
Криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объединения имеют легальное прикрытие в виде спортивной организации.
В 1980-е годы в этом плане опасения вызывали различные локальные группировки, название одной из которых осталось в общественном сознании знаком всего этого явления. Речь идет о Люберах. Люберы или Люберам -- одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность (в основном через публикации в СМИ) как своего рода модель агрессивного поведения молодежи. Название движения произошло от города Люберцы под Москвой, где оно и зародилось. Любера выступали резко против всевозможных субкультур 'западного' образца (хиппи, панков, металлистов и т. п.). В самом внешнем виде люберов, их одежде (например, многие носили штаны с вшитыми железными чашечками) выражалась готовность к немедленному физическому столкновению.
Слово «люберы» продолжает обозначать агрессивные молодежные банды. К последователям люберов можно отнести некоторые экстремистские праворадикальные группы с более высоким уровнем организации и субкультурной определенности (скинхеды, баркашевцы).
Примерно с 1970--1980-х годов примитивных, интеллектуально неразвитых, малообразованных молодых людей называют гопниками. Гомпник (Гопотам, Гоп, Гопы) (первичное, с XIX в., значение в уголовном жаргоне -- 'оборванец', затем также 'грабитель', преимущественно уличный) -- мошенник, налётчик, погромщик, хулиган, опустившийся человек, бродяга.
Падонки (искажённое от подонки) -- русскоязычная сетевая субкультура. В единственном числе часто употребляется форма-шаблон падонаг. Оформилась приблизительно в 1997. Позиционируется как контркультурная, протестная. Является разновидностью отечественного трэша. В основе творческого метода -- провокация, эпатаж. Характерно использование обесцененной лексики, преднамеренных орфографических и семантических ошибок. В силу декларируемого нонконформизма, популярна тематика презрения к массовой культуре, беспорядочного секса, гомофобии ('ахтунги'), употребления алкоголя, курения марихуаны и тому подобное.
Середина 2000-х годов стала временем расовых преступлений, совершаемых некоторыми молодежными группами и отдельными лицами совершенно сознательно.
2) Влияние западных молодежных субкультурных феноменов. По этому признаку охарактеризовать российские молодежные субкультуры очень сложно не столько из-за изобилия быстро возникающих и исчезающих форм, сколько из-за того, что в российской среде некоторые из них являются простым заимствованием, в то время как другие могут отражать скорее сходство мотивов действий. В самом деле, российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х годов ХХ века, хоть и по форме близки к западным аналогам, но порождены прежде всего внутренними проблемами страны. В общем, имеются разные дистанции российских субкультурных феноменов от западных образцов. Рассматриваемые ниже субкультурные формы показывают эту разницу: от фактически «наших» футбольных болельщиков, где западное влияние не осознается большинством участников, до рейверов и хип-хоп культуры, где «нашего» (российского) довольно мало.
С конца 1940-х до начала 1960-х гг., существовала советская молодёжная субкультура Стилямги, имевшая в качестве эталона западный образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.
Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов -- одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским. Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах. Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Разумеется, сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).
Байкеры (versus) мотоциклисты. Иногда спонтанные формы субкультурной активности соотносят с некоторыми привычными западными стилями по ошибке, в одно целое соединяются разные по природе явления. Такова ситуация в отношении байкерства. В России есть некоторое число байкерских группировок в привычном для Запада смысле. По своему происхождению они -- слепок с западных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России -- недоступные по цене даже для «среднего класса») и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента. Большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.
Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни, который начинает распространяться в России. Молодые люди данного направления подчеркиваю свое отличие от байкеров, считая их «тупыми» и «пьянью». Это движение формируется в среде молодых людей из семей с небольшим достатком. Возможность свободно ехать на технике, сделанной своими руками, создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни.
Рейверы. Среди заимствований с Запада в Европейской части России достаточно заметны, в основном благодаря средствам массовой информации, рейверы. «Рейв» (от англ. rave -- бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Словаре современного сленга» Т. Торна как «дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения».
Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее -- образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов. Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни российского рейвера -- ночной. В облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, -- своего рода альтернатива рок-музыке.
Хип-хоп культура. Хип-хоперы укоренились в российской молодежной среде уже достаточно давно. Хип-хоп -- «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг. В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.
По своему происхождению хип-хоп культура связана с бедными «цветными» кварталами крупных городов США.. Так, за основу брейк-данса взяты афроамериканский ритм и черты народного «танца в кругу», элементы акробатики, афро-бразильской борьбы капоэйро, приемы китайского кунг-фу. На становление хип-хоп культуры оказало влияние массовое распространение технических новинок в области музыкального оборудования, прежде всего появление виниловых пластинок и техники, позволявшей их проигрывать на уличных «тусовках». На этой базе сформировались первые подходы к ди-джеингу (от DJ -- disk jokej -- ведущий программу, составленную из звукозаписей.
Рэп (ритмическая скороговорка; англ. rap -- легкий удар, стук) тесно связан с культурной традицией, восходящей к искусству африканских поэтов-проповедников (Griots). Рэп как типичный образец городской, уличной культуры многое взял из эстетики «дворовой» жизни, быта музыкантов-лабухов.
По мере роста популярности хип-хоп культуры она приобретает черты молодежной моды, становится частью шоу-бизнеса: брейкеры и рэперы появляются в коммерческих проектах (телешоу, реклама, клипы, демонстрация одежды и т. д. В СССР первая волна хип-хоп культуры прокатилась в середине 1980-х годов. Появившиеся первые команды, ориентированные на хип-хоп, не встречают сопротивления власти в условиях социальной аномии и поддерживаются демократической общественностью. В настоящее время хип-хоп культура в России не воспринимается как контркультурное образование. Первоначально оно рассматривалось как прямое свидетельство американизации общественного сознания российской молодежи, но теперь более ясна адаптивность хип-хопа в отношении различных социокультурных систем, в частности менталитета россиян
Брейк-данс (англ. Breakdance -- «ломаный танец») -- вид «танца в кругу», связанный с хип-хоп культурой. В СССР/России брейк-данс стал известен в середине 1980-х годов. В 1985 г. возникли первые команды брейкеров «Меркурий» и «Магический круг». Началось проведение фестивалей брейк-данса. Вновь интерес к танцу в молодежной среде распространяется в 1990-х годах. Появляются новые команды исполнителей, открываются первые танцевальные школы брейка. С 2001 г. Россия впервые официально участвует в международном чемпионате по брейк-дансу. Брейк-данс -- заметное явление в жизни молодежи современной России.
Граффити (ит. graffito -- «нацарапанный») -- вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. Это своеобразное направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально художественную практику.
В СССР/России это увлечение массового характера не имеет.
Стилистика граффити вместе с ее молодыми почитателями вошла в поп-культуру, преобразовала компьютерный дизайн (особенно компьютерные игры), широко применяется в Интернете, рекламе.
Анализ информации о рейверах, рэперах и большинстве других молодежных сообществах, основанных на заимствованных стилях жизни, показывает, что в своей сущности такие сообщества (с их корпоративными правилами и образцами поведения, одежды, музыкальных вкусов) -- лишь трамплин в институционализированное общество.
3) Романтическая компенсация повседневной рутины. В выделении этого признака ряда молодежных субкультур важна не столько мотивация соответствующих действий, сколько выявление фактора, внешнего по отношению к конкретным субкультурным проявлениям. Она выражает особенности и данного времени, и общего для молодежи стремления к обновлению, приключению, испытанию себя в необычных условиях, поиску смысла жизни и т. д.
«Тяга к опасному» реализуется в различных формах молодежных сообществ. Фактически субкультурными образованиями стали группы, объединяемые интересом к экстремальным видам спорта. Некоторые сообщества сформировали довольно развитую идеологию на перекрестке актуальных общественных проблем и практику испытания волевых качеств личности в экстремальных условиях.
Диггеры. К такого рода субкультурным феноменам относятся диггеры -- исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, -- эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности. Если в начале 1990-х годов активность диггеров отмечалась главным образом в Москве, то к настоящему времени объединения диггеров (обычно -- не зарегистрированные официально) существуют во многих городах России (Владивосток, Самара и др.) Толкинисты. Особняком в молодежных субкультурах России стоят толкинисты. Очевидна их связь с иностранным источником -- образами книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион», сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. В то же время в этом движении многое достаточно оригинально, связано с российскими экзистенциальными и мировоззренческими проблемами, с российским менталитетом.
Начало движения относится примерно к 1992 г. Толкинисты появились на физическом факультете Московского университета. Особенностью времяпрепровождения толкинистов стало соединение популярных в то время ролевых игр с художественным миром Толкиена
На этом фоне в ролевые игры все более активно внедряются мистические идеи, что связано с увлечением некоторой частью участников ролевых игр книгами Н. Перумова, М. Семеновой, А. Сапковского и других российских пропагандистов оккультизма и неоязычества. Такие увлечения закрепляются сценариями некоторых игр.
В целом мифологизация в рамках данного неформального объединения выстроена по конфигурации романтизированного и более яркого мира, чем тот, который окружает молодых россиян. Характерно, что формами общения являются различного рода дискурсы. Обращает на себя внимание и «семейная» организация толкинистского сообщества. Есть факты, когда ролевые браки становились позже реальными. Вообще утеря ясной грани между реальностью и вымыслом оказалась способом компенсации аномии и разрушения идеалов советского времени. Вполне серьезно участники толкинистских встреч видят себя спасителями мира.
В конечном счете в толкинистком движении сказалась ментальность россиян, ранее реализовавшаяся в таких формах, как тимуровское движение. Литературные образы писателя Аркадия Гайдара в книге «Тимур и его команда» (1940) определяли лицо общественного движения детей и подростков в СССР на протяжении десятилетий. Тимуровские отряды создавались повсеместно, в их деятельности соединялась общественная польза и романтическое отношение к жизни. На фоне дискредитации образов советской юношеской литературы, дававшей образцы для поведения молодому человеку в определенной нормативно-ценностной системе, в том числе в прямой форме ролевых игр, как это было в книгах Гайдара, мифологизации Толкиена оказались востребованными, поскольку воспроизводили близкую конструкцию: вполне завершенную и идейно освященную конструкцию, легко воспроизводимую в ролевом поведении.
4) Воспроизводство некоторых черт советского прошлого. Перенос в молодежную среду моделей поведения и организации жизненного пространства из советской эпохи носит субкультурный характер главным образом в крупных городах (сохранение соответствующих черт как свидетельство медленного развития культурных форм в российской провинции вряд ли следует трактовать в субкультурном аспекте). Следы такого переноса обнаруживаются в организациях, сохраняющих связь с пионерией, комсомолом, компартией в их прошлых формах. Среда молодых коммунистов обладает чертами социокультурной общности, близкой по своим показателям к субкультурному феномену. Объединительным мотивом чаще является не политический выбор, а стремление к общению и преодоление обыденной рутины.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
1. Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации общества, западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности, «родимых пятен» советской эпохи.
2. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.
3. Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России приводит к пониманию того, что в российской социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о молодежных субкультурных феноменах в современной России. С этой точки зрения яснее станет характер организованных структур в российском молодежном движении. Собственно, это и позволяет более широко представить субкультуры молодежи в России в их специфике, генезисе и возможном влиянии на стили жизни в ближайшие десятилетия. [Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России / В. А. Луков // Социологические исследования - 2002. - № 10. ]
Таким образом, как можно проследить из истории развития субкультур на примере России и Италии, возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.
1. Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково общество - такова и молодежь, следовательно, и молодёжная субкультура.
2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей 'взрослого' мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной не адаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.
3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный 'образ' субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
Как было сказано выше вопрос взаимодействия и общения представителей идентичных субкультур в разных странах и между субкультурами очень актуален в рамках проблемы глобализации. Как можно увидеть из истории молодежного движения и в России и в Италии, приверженцы разных течений принимали попытки создать международные партии, собирались на международные конференции, съезды.
Возможно ли межкультурное общение внутри определенной субкультуры в разных странах и между субкультурами на современном этапе развития общества и субкультур, как части этого общества.
2.1 МЕТОДОЛОГИЯ
Для изучения данного вопроса было проведено как письменное анкетирование, так и устный опрос респондентов.
В проведенном исследовании приняло участие 200 человек: из которых 170 составляют группу молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет и 30 человек старше 30 лет
Была разработана анкеты целью которой было уточнение отношения современного общества к представителям молодежных субкультур. А также изучение общественного мнения на предмет возможности межкультурного общения в рамках идентичной субкультуры в разных странах и между представителями различных субкультур. И почему молодые люди становятся членами неформальных молодежных объединений.
Так как вопросы анкеты носили как открытый, так и закрытый характер, то при обработке полученных ответов использовался метод контент-анализа и статистический метод
На заключительной стадии исследования данные опроса были проанализировны, интерпретирована и оформлены соответствующим образом.
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Первым вопросом анкеты, всем тестируемым необходимо было закончить предложение «Молодежная субкультура - это…» Этот вопрос направлен на понимание данного определения в обществе. В молодёжной выборке получилось, что субкультуры в первую очередь это возможность для молодых людей общаться и взаимодействовать, затем это притяжение общих интересов, ценностей и увлечений и, наконец, это определенные занятия (музыка, спорт…), поведение людей.
В своих анкетах опрашиваемые в возрасте до 30 лет упоминают о 32 разновидностях субкультур. Это говорит о хорошей осведомлённости и заинтересованности молодых людей в данном вопросе. Но большинство голосов получили лишь 14 субкультур. На их долю приходиться примерно 90% от всех выборов, в то время как на остальные 18 субкультур лишь 10 %. Таким образом, услышав словосочетание, молодежные субкультуры, в первую очередь приходят в голову такие неформальные объединения как: панки, скинхеды, реперы, готы и хиппи. В то же время опрашиваемые возрасте после 30 выделили 20 субкультур, что указывет, также, на хорошую осведомленность по этой теме.
Как наиболее популярные субкультуры, были выявлены такие субкультуры как: реперы, панки, готы, рокеры, эмо, анархисты, скинхэды, хиппи, сатанисты, байкеры, меломаны, экстрималы и металлисты
В ходе анкетирования было выявлено 60 представителей принадлежавших или принадлежащих неформальным молодежным объединениям, что говорит о том, что почти, каждый четвертый молодой человек принадлежит к той или иной субкультуре либо имеет знакомых в неформальной среде.
Выясняя с помощью анкеты почему молодые люди вступают в молодежные объединения, предложеные причины расположтлись в следующем порядке:
1. Самовыражение
2. Приобретение новых друзей с общими интересами
3. Мода, за компанию
4. По политическим взглядам
5. Ищут новые ощущения
6. Скромные, непонятые ищут поддержки
7. От скуки
Таким образом, наиболее популярным ответом оказался желание молодых проявить или выразить свою индивидуальность и найти единомышленников, понимающих их людей. Четвертым по полулярности оказался ответ по политическим убеждениям, что показывает на наличие политизировных субкультур.
Некоторые исследователи этого вопроса (например, И.П. Башкатов) утверждали, что подростков в неформальные объединения толкают непринятие их формальными, классными коллективами. Результаты анкетирования показывают на наличие такой причины, хотя и не на самом популярном месте.
В результате социометрии выяснилось, что среди неформальной молодежи не только не больше процент отверженных (10% неформалов, против 15% их сверстников
Хотя респондентами было названо большое количество субкультур, но ответ на вопрос о досуге представителей различных субкультур, у многих вызвал трудности. Эти характеристики демонстрируют стереотип восприятия конкретных субкультур в нашем обществе. В некоторых случаях эти стереотипы ошибочны, а в некоторых верны. С помощью качественного контент анализа было выделили несколько смысловых групп, которые являются составляющими стереотипа о той или иной молодежной субкультуре.
По представленным выше стереотипам можно сделать вывод, что наиболее наркотизированные субкультуры в общественном сознании это: реперы, панки и готы. Распивание спиртных напитков ассоциируется с панками, скинхедами, реперами и диджеями. Пристрастны к курению, по мнению опрашиваемых, скинхеды, панки, и реперы. А нарушают общественный порядок, устраивают драки скинхеды и панки. Таким образом, можно сказать, что в стереотипах отражены и явно агрессивные субкультуры, и завуалировано негативные, и нейтрально-позитивные.
Многие стереотипы, которые сложились в обществе не гибкие и даже агрессивные. Почему принято относиться, например, к панкам - отрицательно? Возможно, потому что СМИ стараются освещать скандальные негативные последствия деятельности в погоне за рейтингом, естественно люди запоминают сенсационный негатив и именно на нем строят свои представления.
70% опрошенных, считают, что субкультуры делятся на: негативно и позитивно настроенные. Однако, нередко респонденты затруднялись разделить конкретные субкультуры на позитивные и негативные. Некоторые считают, что есть «нейтральные» субкультуры, которые не приносят ни вреда, ни пользы. Часть респондентов слабо представляет деятельность каких-то объединений. Молодые люди имеют знакомых, представляющих какую-либо субкультуру, к одному они хорошо относятся, а к другому - плохо. Таким образом они не могут разделить личные отношения к представителю, и деятельности этой организации. А часть респондентов просто не выполнила разделение.
Тем не менее, положительные и отрицательные выборы по каждой субкультуре с учетом знака и путем их сложения позволили получить для каждой индекс позитивности или негативности. Самым деструктивным поведением отличаются профашистские группировки и скинхеды (их индекс - 61), следующими значатся панки (индекс - 43), далее готы (- 15).
Лидерами в позитивном списке стали экстрималы (+36), затем диджеи (+35), затем реперы (+26) .
В целом можно выделить незначительное преобладание «позитивных» субкультур над «негативными» (235 выборов, против 225-ти). Субкультур деструктивным поведением выделено меньше, и в основном все отрицательные выборы сосредоточены на нескольких субкультурах представленных на диаграмме (Приложение 3). Список позитивно настроенных субкультур больше, но значения по каждой субкультуре меньше. Эти выводы подтверждают и описательные характеристики субкультур, которые анализировались выше.
Исходя из определения принадлежности к позитивным или негативным группировкам, были сформулированы ответы на возможность мужкультурного общения в рамках одной субкультуры в разных странах и представителями разных субкультур.
Так 65% процентов респондентов считают, что в толерантное общение между представителями идентичной субкультуры из разных стран возможно 21% считает невозможным, не знают - 14%.
По мнению 21% опрашивемых, принадлежность к националистическим, профашистским, агрессивным организациям затрудняет общение даже в пределах одной субкультуры.
Например, те же скины, многие из опрошенных, посчитали затруднительным, а иногда и невозможным взаимодействия данной субкультуры между её представителями из разных стран.
При ответе на вопрос о возможности толерантного отношения между представителями разных субкультур, тоже необходима коррктировка на позитивную или негативную направленность субкультуры.
Здесь процент положительных мнений снизился до 43%, а отрицательных мнений повысился до 41%, нейтральный уровень остался почти на том же уровне - 16%.
В рамках процесса глобализации полученные данные носят неутешиткльный реультат, что половина респондентов признают существующие субкультуры не снижают конфликтный потенциал в межкультурном общении.
Но согласно результатам той же анкеты, количество позитивных субкультур на данный момент незначительно, но преобладает, что дает надежду на облегчение коммуникации между представителями различных культур и снижение конфликтного потенциала.
Преполагая такие результаты, респондентам был предложен вопрос на возможные способы чтобы избежать конфликтных ситуаций между представителями разных субкультур. Как среди молодежи, так и среди опрашиваемых старше 30, наиболее популярным оказался ответ о необходимости большего внимания к проблемам и досугу молодежи, начиная с раннего возраста. Об открытии большего количества спортивных, культурных, досуговых центров и их доступности для разных слоев молодежи.
Респонденты старше 30 лет предлагали, так же, ужесточить контроль за деятельностью националистических и агрессивных группировок и более широко и грамотно вести просветительскую работу.
Желание личности самореализоваться и проявить себя не должны вступать в конфликт с подобным желанием другой личности.
Согласно данным анкеты представители молодежных объединений гораздо реже выражали свое безразличие к себе подобным. Таким образом, не смотря на то, что не все субкультуры живут в мире и согласии друг с другом, они, по крайней мере, не безразличны друг другу.
Большинство из опрашиваемых старше 30 лет относятся к неформальной молодёжи положительно, среди них есть и те, кто в юности был неформалом, таких 28%, а у кого-то дети, относятся к определённой субкультуре, и родители одобряют это, из 14%.
Итак, сформулируем ряд выводов:
1. В настоящее время большая часть общественности (70%) осведомлена о субкультурах, и проблемах связанных с межкультурным общением субкультур. Хотя, встречались и те, кто отвечал на вопросы анкеты формально, безразлично, оставляя вопросы без ответа.
2. Стереотипы отношения к различным субкультурам влияют на восприятие только незнакомых людей. Если мы не знаем человека, но видим что он относится к определённой субкультуре, мы, имея негативное отношение к именно этой субкультуре, будем относиться негативно, и непосредственно к этому человеку, а не зная того, что он причисляет себя к той или иной группе мы можем относиться к нему положительно.
3. Принадлежность подростков к субкультурам может способствовать повышению их самооценки.
4. По важному вопросу о возможности межкультурного общения мнения разделились.
Принято считать, что главное для молодёжи в неформальных группировках - возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это не всегда правильно: 'досуг' не стоит на первом месте в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 17%. Около 25% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 31% самое главное - условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.
субкультура национальный коммуникация идентичный
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом в ходе выполнения работы, были решены все поставленные задачи. Были сформулированы определения понятий культуры и субкультуры. В ходе изучения истории развития молодежных субкультур России и Италии были выяснены причины возникновения субкультур в этих странах.
Нужно отметить, что, несмотря на национальные особенности развития молодежных движений данных стран, которые приводят к появлению субкультур характерных только для этих стран, в России как и в Италии существует большое количество субкультур основанных на общих досуговых интересах. Это позволяет предположить положительный ответ на вопрос о возможности бесконфликтного общения как представителей идентичных субкультур в разных странах, так и общение представителей различных субкультур позитивного или не политизированного направления. Это предположение получило подтверждение в ходе проведения полевых исследований (анкетирования и опроса) на предмет возможности межкультурной коммуникации между представителями разных субкультур и представителями идентичной субкультуры в разных странах. Так 65% процентов респондентов считают, что в толерантное общение между представителями идентичной субкультуры из разных стран возможно и 43% считают возможным неконфликтное общение между представителями разных субкультур.
Таким образом, цель данной работы достигнута. И можно утверждать, что субкультуры являются одним их способов межкультурного общения.
Следует, однако, учесть пожелания респондентов и пожелать правительствам всех стран уделять большее внимание молодежной политике, воспитанию толерантности, моральных и духовных ценностей молодежи, чтобы избежать конфликтных ситуаций в межкультурном и межнациональном общении в будущем.
Объединение в молодежи в субкультуры можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения
Не трудно заметить, что бурное развитие различных объединений совпадает с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных неформалов вполне закономерно.
Более того, можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных образований и их участников будут возрастать. Поэтому каждому взрослому по роду своей деятельности вынужденному активно взаимодействовать с подростками, необходимо вооружиться знаниями о внешнем виде, идеологии, символики и психологических особенностях представителей различных субкультур. Это позволит легче находить общий язык с любой группой подростков и просчитать реальные и мнимые опасности вхождения в ту или иную субкультуру.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляев, Г. Поколение выбирает пепси? / Г. Беляев // Педагогический вестник. - 2006. - № 7.
2.Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001.
3.Касьянов В., Нечипуренко В. Социология права. словарь специальных терминов, 2001 г.
4. Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в Росии / В. А. Луков // Социологические исследования - 2002. - № 10.
5. Левикова С. И. Молодёжная субкультура / С. И. Левикова. - М., 2004.
6. Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. - М., 1992.
7. Матвеева С. Я. Субкультура в динамике культуры / С. Я. Матвеева // Субкультурные объединения молодежи: критический анализ ; под ред. И. К. Кучмаевой. - М., 1989.
8. Михайлов М. А. Прокоммунистические ориентации молодежи современной России: Автореф. дис... канд. социол. наук. М., 1999
9. Тарасов А. Кому союзник товарищ Че. Молодежь в провинции - новый тип оппозиции / А. Тарасов // Век. - 2000. - № 42.
10.Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. - Томск: Томский государственный университет, 2005.
11. Шендрик А. И. Социология культуры : учеб. пособ. для студентов / А. И. Шендрик. - М. : ЮНИТИ-Дана , 2005.
12.Щепанская, Т. Б. Система : тексты и традиции субкультуры / Т. Б. Щепанская - 2004.
13.Щепанская Т. Б. Традиции городских субкультур \ Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003.
14.История и развитие хип-хоп культуры /Авт.-сост. С. Н. Возжаев, А. В. Максимов, Ю. К. Ярушников; Предисл. Вал. А. Лукова. М., 2004
15.Российский статистический ежегодник 2001: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2001.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА
Дорогие друзья! Пожалуйста, ответьте на вопросы данной анкеты. Она разработана для того, чтобы выяснить, причины почему молодые люди становятся членами неформальных молодежных объединений и возможно ли безконфликтное общение меджу представителями разных субкультур. Возможно, именно ваши ответы помогут разобраться в этих непростых вопросах. Заранее благодарим вас за сотрудничество!
1. Закончите, пожалуйста, предложение: молодежная субкультура это………………………………
Как вы считаете почему молодые люди становятся членами молодежных объединений?
А)Приобретение новых друзей с общими интересами
Б) От скуки
В) Самовыражение
Г) Мода, за компанию
Д) По политическим взглядам
Е) Скромные, непонятые ищут поддержки.
Ж) Ищут новые ощущения
З) По другим( каким?)……………………….
2. Как вы считаете, чем занимаются молодые люди в таких молодежных объединениях.………………………………………………….
3. Делятся ли на ваш взгляд, молодежные субкультуры на позитивно и негативно настроенные?
- да- нет- не знаю
5. Если вы ответили да на предыдущий вопрос, то разделите все субкультуры, которые вы знаете на два столбика
6. Являетесь(являлись) ли вы представителем какой-нибудь подростковой субкультуры? Какой?……………………………
7. Есть ли у вас знакомые являющиеся представителями других субкультур? - да - нет
8. Как вы считаете возможно ли толерантное общение между представителями различных субкультур?
- да- нет- не знаю
9. Как вы считаете возможно ли толерантное общение между представителями идентичной субкультуры из разных стран?
- да- нет- не знаю
10. Что на ваш взгляд нужно делать чтобы избежать конфликтных ситуаций мужду представителями разных субкультур?……………….
Спасибо.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ДИАГРАММА ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ОПРАШИВАЕМЫХ О МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУРАХ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ДИАГРАММА СООТНОШЕНИЯ МНЕНИЙ О КОЛЛИЧЕСТВЕ «ПОЗИТИВНЫХ» И «НЕГАТИВНЫХ» СУБКУЛЬТУР
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ДИАГРАММА ОПРОСА МНЕНИЙ О ВОЗМОЖНОСТИ ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗЛИЧНЫХ СУБКУЛЬТУР
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ДИАГРАММА ОПРОСА МНЕНИЙ О ВОЗМОЖНОСТИ ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ИДЕНТИЧНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ГРАФИК ПРОЦЕНТНОГО СООТНОШЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОЦЕНОК СРЕДИ НЕФОРМАЛОВ