'Демография миграции'
миграция равенштейн демографический тверской
Введение
Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, роста рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения, и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Миграционная политика - одно из самых сложных, противоречивых, болезненных для нашей страны. Она служит не только национальным интересам России, обеспечивая безопасность, содействуя развитию экономики, повышая демографический потенциал; она строится и в интересах тех, кто является ее непосредственными участниками - переселенцев и принимающего населения, обеспечивая реализацию их прав. Структура и перечень направлений миграционной политики разноплановы и многообразны - от противодействия нелегальной миграции до содействия и привлечения иммигрантов на работу, от оптимизации внутренних миграционных процессов до привлечения соотечественников из-за рубежа. Именно последнее направление, актуальное, прежде всего, в силу новизны разработки его проектов, имеющихся трудностей в осуществлении, требует особого внимания и изучения.
Актуальность исследования миграции населения определяется тем, что для современного мира характерны глобальные миграционные процессы, без которых было бы невозможно нормальное функционирование народно-хозяйственного комплекса каждого государства и мирового хозяйства в целом. Миграционные потоки влияют на межгосударственные отношения, на демографическую ситуацию, на формирование рынков труда и их сегментацию, на жесткость конкуренции. Приток и отток мигрантов изменяют ситуацию на рынке труда, нагрузку на инфраструктуры, на санитарно-эпидемическую и экологическую обстановку, на уровень преступности, на межнациональные отношения, влияет на уровень жизни коренных жителей. Миграция населения может вызвать обезлюдение и экономический регресс одних районов и концентрацию населения в других. Эти и другие сложности, связанные с миграцией населения, являются предметом государственной миграционной политики.
Основными задачами выделены следующие моменты деятельности:
- рассмотрение теоретических аспектов феномена миграции: его сущности, видов и функции миграции, причин и последствий миграционных движений, существующих в науке подходов к рассмотрению данного явления;
- изучение особенностей текущей миграционной политики - политики в отношении соотечественников, исторического аспекта проблемы и современных тенденций;
- оценка содержания Государственной и Региональной программ, выявление ее преимуществ и недостатков, изучение моделей их устранения;
- выявление позиции участников программы - соотечественников и принимающего населения;
- отражение и анализ полученных эмпирических данных, обоснование заключения об особенностях реализации программы и предложение мер по ее совершенствованию.
Главными целями новой миграционной политики провозглашается обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ.
1. Миграции населения
1.1 Виды и характеристика миграции населения
В демографической науке выделяют три вида движения населения:
социальное, миграционное и естественное, однако предметом ее изучения являются лишь два последних.
Наиболее точное определение миграции дал Рыбаковский: «любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно- территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности (в широком значении этого слова)».
Основными причинами миграции являются:
1. Политические, то есть смена форм правления.
2. Социально-экономические (поиск работы).
3. Природные (наводнения, землетрясения и т.д.).
4. Экологические (АЭС).
5. Региональные.
6. Национальные.
Миграцию классифицируют по способу реализации:
-организованная (при участии государственных и общественных органов)
-неорганизованная (индивидуальная, самодеятельная), осуществляемая силами и средствами самих мигрантов.
В миграционное движение населения включают 4 основных вида:
Маятниковая миграция- это ежедневный (реже еженедельный) переезд с места постоянного жительства на место работы или учебы в другом населенном пункте или в другом государстве.
Эпизодические миграции представляют собой деловые, туристические, рекреационные и т.п. поездки, не имеющие регулярного временного характера. Считается, что по своим масштабам этот вид миграции превосходит все остальные, хотя по своей значимости, особенно демографической, существенно им уступает.
Долгосрочная (постоянная) миграция (из которой выделяют «вынужденную миграцию» и «нелегальную». Понятие «долгосрочная или постоянная миграция» в отечественной и зарубежной литературе часто ассоциируются с безвозвратной миграцией.
Безвозвратная миграция (или переселения), которая связана не только с изменением постоянного места жительства, но и со сменой гражданства, если речь идет о международной миграции.
Главный тезис обозначил Равенштейн: «Миграция означает жизнь и прогресс; малоподвижность населения - стагнацию».
Он сформулировал одиннадцать миграционных законов или правил:
1) больше всего миграций осуществляется на короткие расстояния; 2) миграция происходит постепенно, шаг за шагом; 3) миграции на большие расстояния направляются в основном в крупные торговые или промышленные центры; 4) каждому миграционному потоку соответствует свой контрпоток; 5) городские жители менее подвижны в миграционном плане нежели население в сельских районах; 6) во внутренних миграциях более активны женщины, в международной миграции - мужчины; 7) большинство мигрантов представляет взрослое население, семьи редко мигрируют за пределы своей страны; 8) рост крупных городов в большей степени обусловлен миграцией населения нежели естественным в них приростом; 9) масштабы миграции возрастают с развитием промышленности и торговли и особенно с развитием транспорта; 10) большинство мигрантов из сельской местности направляются в крупные промышленные и торговые центры; 11) экономические причины миграции являются определяющими.
Современными тенденциями международной миграции являются:
1.рост нелегальной миграции (ярко выраженный трудовой характер; государству тоже выгодно: налоги платят, а соц. пособия и льгот не получают);
2.рост вынужденной миграции (из-за увеличения вооруженных конфликтов в мире, обострения межнациональных отношений; 80% беженцев бегут в развивающиеся страны; женщины и дети создают дополнительную экономическую нагрузку на принимающие страны, которая требует денежных затрат)
3.глобализация мировых миграционных потоков (почти все страны вовлечены; определились страны с преобладанием иммиграции и страны с преобладанием эмиграции);
4.качественные изменения в потоке миграции (увеличение доли лиц с высоким уровнем образования, многие страны имеют специальные программы, чтобы человек оставался там как можно дольше - США, Франция, Канада, Швеция);
5.двойственный характер миграционной политики (ужесточение и регламентация миграционной политики против интеграции; в то же время определяющая составляющая миграционной политики - иммиграция).
Выделяются следующие подходы к изучению миграции:
Демографический, в рамках которого -4 теории:
1) общая теория народонаселения, которая определяет миграцию населения, с одной стороны, как собственно демографический процесс, прямо воздействующий на воспроизводство населения. 2) теория демографического перехода, которая органично включает миграцию, которая изменяется при переходе от доиндустриальной к постиндустриальной экономике;
3) концепция «второго демографического перехода», рассматривающая миграцию как важнейший демографический процесс в развитии современных стран Западной Европы;4) концепция «нулевого сальдо международной миграции».
Экономический подход рассматривает миграцию как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения, который стимулирует здоровую конкуренцию на рынке рабочей силы.
Юридический подход- определяет правовой статус разных категорий мигрантов.
Социологический подход- основное внимание уделяет проблемам, связанным с адаптацией мигрантов к новым условиям жизни.
Исторический подход описывает миграцию в контексте исторической эволюции демографических процессов.
Психологический подход - миграция рассматривается как способ удовлетворения ряда социальных потребностей, в том числе и потребности в самоутверждении.
Т.И. Заславская выделила ускорительную, селективную и перераспределительную функции воздействия .
Ускорительная функция ведет к развитию населения. Роль образовательного уровня населения - свидетельство его социального развития, органическим элементом которого является повышение его подвижности.
Перераспределение населения, связанно с размещением производительных сил, распределением производственных мощностей и инвестиций между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Третья функция - селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграции более активно, чем нетрудоспособные и женщины.
Основными абсолютными показателями миграции являются: численность прибывших, численность выбывших, миграционный оборот (валовая миграция или брутто-миграция), сальдо миграции (механический прирост, чистая миграция или нетто-миграцией).
Наиболее применяемыми являются коэффициенты интенсивности миграционных процессов. Они позволяют сравнивать миграционную подвижность населения различных районов. Обычно мужчины мигрируют чаще женщин (у них выше значения показателей интенсивности миграции), лица молодых возрастов участвуют в территориальных перемещениях в большей мере, чем дети и пожилые.
Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии. Именно различия в уровнях заработной платы и являются в настоящее время одним из главных стимулов миграции трудящихся из развивающихся стран.
Миграции делятся на:
- внешние - территориальное перемещение населения, совершаемое между разными странами. Более подробно остановлюсь на внутренней миграции.
-внутренние (внутригосударственные)- территориальные перемещения людей, которые могут совершаться внутри одной страны.
В перспективе будет расти территориальная подвижность населения, будет нарастать поток миграции из регионов Севера и Востока. Также будет продолжаться процесс эмиграции ученых из России и снижение интеллектуального уровня населения.
Основными последствиями миграции на уровне общества и государства являются:
-изменение численности населения и его возрастной структуры;
- изменения в составе населения по образовательному уровню, социальному статусу, сферам деятельности;- увеличение этнической мозаичности населения, возможное обострение конфликтов на религиозной, этнической основе;
- снижение спроса на рабочие места в районах выбытия и повышение его в районах вселения - изменения на локальных и региональных рынках труда, усиление конкуренции в сфере занятости;
- массовые миграции, организованные или регулируемые государством (беженцы, эвакуированные жители) требуют больших материальных затрат и наличия спецслужб;
В рамках общегосударственного направления изучается влияние миграционных потоков на социально-политическое устройство государства и национальную идентичность его граждан, систему внутригосударственных отношений, человеческий потенциал государства. На основании данного измерения строится миграционная политика государства, определяются формы контроля над миграционными потоками (рис.1).
Рис. 1 График динамики числа выбывших из России и прибывших в Россию в 1993-2009 годах, в тыс человек.
Характеристика миграционной политики заключается в следующем:
- «миграционная политика - есть продукт политической системы», это прерогатива не только государства, но и общественных институтов;
- миграционная политика - это процесс согласования интересов государства в области регулирования миграций на федеральном и региональном уровнях с интересами мигрантов, местного сообщества, политических и экономических элит, партий, общественных институтов;
- «миграционная политика - это процесс взаимодействия между государствами, при котором происходит передача юрисдикции.
1.2 Внутренние миграции
Внутригосударственная миграция представляет собой процесс перемещения населения внутри одной и той же страны. Эти переселения не выходят за пределы государственной границы. Внутрипоселенные перемещения различают также миграцию сельского и городского населения.
Во внутренних миграциях участвуют граждане данного государства, которые не меняют своего подданства. Внутренние миграции влияют на его территориальное распределение.
Внутренняя миграция имеет два разреза: межтерриториальный и межпоселенный (сельско-городская). Переезжая из одного района в другой, население одновременно меняет старый населенный пункт на новый - это межрайонные миграции. Переезд из одного населенного пункта в другой одновременно означает и территориальное перераспределение того же населения. Внутренние миграции бывают добровольными, вынужденными и принудительными.
Показатели межрайонной миграции характеризуют объем, результаты и интенсивность миграционного обмена, совершающегося между двумя районами, из которых один - район выхода, другой - район вселения.
Особого внимания заслуживает исследование миграционной подвижности рабочей силы (международный и внутригосударственный аспекты), поскольку она оказывает наибольшее влияние на развитие современного общества.
Наиболее типичными результатами притока мигрантов являются не только увеличение численности и плотности населения, но и общее его омоложение. Заполняется вакуум на рынке труда, улучшается показатель демографической нагрузки на занятое население. Происходят изменения в составе населения по полу, образованию, социальной принадлежности, национальному составу. Большинство мигрантов - мужское население. Они усиливают давление на сферу занятости, пополняя те группы населения, которые сегодня выходят на рынок труда, а среди них преобладают мужчины.
Во внутренних миграциях главенствующее место занимает миграция 'село - город', но по мере урбанизации в развитых странах меняются направления миграционных потоков: миграция 'село - город' все более уступает место миграции 'город - город' и 'город - село'. Население стимулирует экономический рост и сокращается дефицит рабочей силы, происходит рост ВВП, увеличивается доходная часть государственного бюджета за счет роста налогооблагаемой базы, обеспечивается занятость на непристижных рабочих местах, происходит приток капиталов, улучшается демографическая ситуации.
Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2010 г. составила 141,9 миллиона человек и за прошедший год увеличилась на 23,3 тыс. человек (с учетом миграционного прироста за счет мигрантов, зарегистрированных на год и более). Увеличение миграционного прироста населения России на 5,3 тысячи человек (на 2,2%) обеспечивалось за счет сокращения числа выехавших за пределы России на 7, 1 тысяч человек, или на 17,8%.
По данным Госкомстата, самым населенным городом России остается Москва (10,4 миллиона человек). Около трети мигрантов, оседающих в Москве на временное или постоянное проживание, поставляет Центральный район, соседние с Московской областью регионы и сама Московская область.
В мировом миграционном пространстве Россия занимает статус страны, принимающей мигрантов. Положительный миграционный баланс сегодня демографически оправдан: он частично возмещает катастрофическую убыль собственного населения и возникающий при этом дефицит трудовых ресурсов. Россияне, признавая определенную пользу мигрантов для экономики, воспринимают их как некую враждебную силу, с которой связана угроза национальной безопасности страны.( табл.1)
Таблица 1.Мнения россиян об угрозах от мигрантов
Угрозы |
Количество ответов (в % от числа опрошенных) |
|
Рост преступности |
50,7 |
|
Рост межнац. напряженности |
41,1 |
|
Вытеснение местных жителей с престижных рабочих мест |
33,5 |
|
Вывоз значительных денежных средств из России за рубеж |
20,5 |
|
Угроза территориальной целостности России |
16,5 |
|
Зависимость экономики от иностранной рабочей силы |
12,3 |
|
Угроза национальной культуре народов России |
10,3 |
Ощущение угроз формирует у коренных жителей стремление изолироваться от мигрантов, оградить себя от тесных межличностных коммуникаций с ними.
В свою очередь, этнические мигранты, приезжающие в Россию, тоже не проявляют активного желания к интеграции и не спешат «раствориться» в российской социокультурной среде, а, наоборот, конструируют и поддерживают свою этническую идентичность, создают свои поселенческие, хозяйственно-экономические и культурные ареалы, формируют этнические анклавы. Происходит монополизация торговли, рынков, индустрии развлечения и т.?д. отдельными этническими группами. Они плохо владеют русским языком и не стремятся совершенствовать его знание, а также приобщиться к культуре коренного населения.
Такое обоюдное стремление к обособлению и изоляции негативно влияет на все сферы жизнедеятельности российского общества: политическую, экономическую, социальную, культурную, морально-нравственную, это потенциально возможный социальный взрыв на этнической почве.
Ситуация могла бы разрешиться за счет мобильности населения - его перетока в регионы и сферы, в которых обеспечивается наивысшая капитализация (производительность) человеческих ресурсов.
Для того чтобы желание переросло в конкретные действия нужно предложить человеку и его членам семьи:
- единовременное денежное пособие на каждого члена семьи для обустройства;
- оплату стоимости проезда и провоза домашнего имущества от прежнего места жительства до места вселения;
- отдельный жилой дом (квартиру) со всеми хозяйственными постройками и приусадебным участком или долгосрочную беспроцентную ссуду на приобретение жилья;
- обеспечить бесплатным медицинским обслуживанием;
- обеспечить или дать возможность приобрести транспорт и бесплатное топливо в течении первого года;
- домашний скот, птицу для организации личного подсобного хозяйства и оказание помощи в приобретении кормов;
- предоставить работу с достойным заработком, детские сады и школы.
Такое переселение, нужно предлагать специалистам сельского хозяйства, студентам закончившим такого рода учебные заведения, многодетным и малоимущим семьям. Там нужны агрономы, инженеры и техники всех специальностей, зооинженеры и зоотехники, ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшеры, биологи и так далее.
Нужно строить современные медицинские центры и, приглашая специалистов, обязательно предлагать квартиры .Нужно строить жилье для коренных жителей, чтобы они не уезжали и не увозили своих детей. Можно вновь возобновить программу по распределению студентов после окончания учебы.
Также существует программа по добровольному переселению в
Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Эта программа содействия переселению - одно из направлений решения демографической проблемы нашей страны.
1.3 Внешние миграции
Внешняя миграция включает эмиграцию и иммиграцию.
Эмиграция (от лат. emigro - выселяюсь, переселяюсь), переселение в другую страну на постоянное или временное (на длительный срок) проживание, в большинстве случаев с изменением гражданства. Иммиграция (от лат. immigro - вселяюсь), въезд (вселение) в страну на постоянное или временное (как правило, длительное) проживание граждан другой страны, большей частью с получением нового гражданства.
Значительны в РФ и потоки транзитной миграции, когда граждане иностранных государств используют Россию в качестве «стартовой площадки» для последующего перемещения в страны Европы, США.
В последние годы в России резко усилился процесс 'утечки умов'. Его масштабы во многом угрожают существованию и развитию целых направлений отечественной науки, вызывают многие негативные социальные и экономические последствия для российского общества в целом. К тому же такая миграция - ощутимый урон в финансовом плане для государства. Ведь на подготовку одного квалифицированного специалиста, которые и уезжают в первую очередь за рубеж, государство затрачивает около 300 000 долларов .
Причина этого вида миграции - невостребованность научного, интеллектуального потенциала, невозможность для конкретных ученых реализовать себя в стране в научном, материальном и интеллектуальном плане, обеспечивая творческий рост. С 90-х годов из России ежегодно эмигрируют по 110-120 тысяч ученых, врачей, инженеров, музыкантов.
В последние годы все большее развитие получает процесс 'бизнес- эмиграции' из России. Молодые талантливые бизнесмены, добившись высокого благосостояния в России, заработав значительные суммы, эмигрируют, закупают недвижимость и занимаются бизнесом в развитых странах. Общий ежегодный вывоз валюты из страны превышает 20 миллиардов долларов. Эти деньги невозможно возвратить в Россию.
Определенный вклад в сокращение численности населения России вносит эмиграция женщин. Страна теряет населения, причем молодых и красивых, образованных и активных женщин, отложенные рождения детей, потеря здоровья женщин, распад и не создание семей.
Расчеты показывают, что за последние пятнадцать лет Россию покинули около 1 млн. женщин, в том числе 885 тыс. женщин, выехавших на постоянное место жительства и более 106 тыс. женщин, хотя и выехали на временную работу за границу, зачастую также оставались в странах приема на постоянное место жительства.
Таблица 2. Масштабы женской эмиграции из России, человек (Источники: данные Росстата и ФМС РФ)
Год |
Количество женщин, выехавших из России на работу за границу по официальным контрактам |
В том числе в возрасте 14-29 лет |
Количество женщин, выехавших из России на постоянное место жительства за рубеж |
В том числе в возрасте 16-29 |
|
2006 |
13 562 |
11 458 |
29 017 |
9583 |
|
2007 |
10 880 |
9 058 |
25 719 |
8395 |
|
2008 |
12 231 |
10 018 |
21 282 |
6823 |
|
2009 |
12 000 |
10000 |
17333 |
5987 |
|
Итого: |
48673 |
40534 |
93351 |
30788 |
Исследование выявило четкую зависимость: чем ближе к границе регион, тем выше уровень трудовой эмиграции из него.
Многие россиянки работают сиделками, ухаживают за престарелыми людьми, занимаются уборкой домов. С другой стороны, славянские женщины оказались востребованными на брачных рынках Европы, США и Азии. Они красивые, заботливые, неприхотливые, хорошо ведут домашнее хозяйство. Также россиянки оказались востребованными в индустрии развлечений и проституции
Рис.2. Распределение эмигрантов, выехавших на постоянное место жительства из России, по возрасту в 2009 г., %
Наиболее значимыми «выталкивающими» эмиграционными факторами для российских женщин является:
- сложное социально-экономическое положение;
-низкий уровень заработной платы;
- невозможность найти работу;
- сложности профессиональной реализации;
-дискриминация со стороны работодателей.
- число женщин значительно превышает число мужчин, особенно в репродуктивных возрастах, а также в малых городах и сельской местности.
Продолжительность жизни мужчин в России составляет около 62 лет, женщин 74 года (по данным 2009 г.). Столь серьезные отличия связаны с высокой смертностью мужчин в трудоспособных возрастах (убийств, самоубийств, несчастных случаев, отравлений) и асоциального поведения (алкоголизм, наркомания).
Можно выделить три канала, по которым российские женщины выезжают за границу: официальные, полуофициальные и нелегальные.
Официальные каналы:
-организованный экспорт женщин в различные сектора экономики или самостоятельный поиск работы,
-Заключение браков с иностранными гражданами;
- выезд на постоянное место жительства к родственникам на основании соответствующих виз. Чаще женщины используют «визу невесты».
Полуофициальные каналы:
-выезд за рубеж женщин, заключивших фиктивный брак с иностранцем; оказавшись в другой стране, они попадают в полную зависимость от мужа, организаторов поездки или работодателей и не могут отстоять своих прав, т. к. лишаются паспорта, просрочивают визы, не имеют оснований для работы в стране.
-выезд по туристической визе с последующей работой.
- выезд женщин по специальным рекрутинговым программам, которые активно продвигаются в России. Многие женщины, выезжающие по таким каналам на основе легальных документов, не имеют официального контракта и получают за свой труд гораздо меньше, чем местные жители.
Наконец, неофициальный канал -- это трафик девушек и женщин за рубеж, в том числе по поддельным документам с последующим их вовлечением в проституцию.
Согласно данным опроса, треть женщин -- потенциальных мигрантов готова не только поехать на заработки, но и остаться за рубежом навсегда. Это женщины репродуктивного возраста, причем тех возрастных групп, на которые приходится «пик» рождений.
Как правило, работодателей в секторе развлечений, интересуют не только молодые, но и красивые девушки. Это может быть чревато для России потерей генетического потенциала.
Базовые принципы и предложения для реализации подходов к построению иммиграционной политики:
1) Репатриация: приоритет привлечению в Россию соотечественников и ментально близких мигрантов, проживающих за рубежо (беспрепятственное предоставление гражданства и обеспечение жильем).
2) Вторая категория-- это женщины из других государств, вступающие в брак с российскими мужчинами.
Во избежание распространения фиктивности таких брачных союзов целесообразно выдавать гражданство сразу после рождения первого ребенка, либо в случае доказанного бесплодия, через три года совместного проживания.
3) Третья категория мигрантов-- это граждане СНГ и прибалтийских государств, не являющиеся соотечественниками, которые отслужили три года в рядах российских вооруженных сил.
4) К четвертой категории мигрантов относятся иностранные студенты и аспиранты, обучающиеся в российских вузах, по актуальным для российского рынка труда специальностям.
5) Ввести законодательный запрет на деятельность брачных агентств, а также агентств по трудоустройству, предлагающих услуги по выезду российских граждан за рубеж с целью заключения брака или трудоустройства.
7) Создание российскими государственными и частными компаниями производств и иных форм занятости в соседних государствах: Китай, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Азербайджан, Грузия,Армения и т. д
Большинство иммигрантов прибывает из стран СНГ. В 2006 году в Российскую Федерацию иммигрировали граждане из Казахстана (38,6 тыс. человек), Узбекистана (37,1 тыс.), Украины (32,7 тыс.), Киргизии (15,7 тыс.), Армении (почти 13 тыс.), Азербайджана и Молдавии (более 8 тыс. человек).
2.Общая характеристика Тверского региона
Тверская область является одной из наиболее развитых в экономическом отношении областей России. Основные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая. деревообрабатывающая, полиграфическая, стекольная, пищевая. Основу транспортной сети составляют железные и автомобильные дороги, обеспечивающие связь областей с Москвой, Санкт-Петербургом, государствами Прибалтики и с восточными регионами страны. Судоходство осуществляется по р. Волге и озеру Селигер.
Область являет собой уникальный геоэкологический регион - великий водораздел бассейнов трех морей: Балтийского, Каспийского и Черного;
- основной естественный производитель питьевой воды - главного стратегического ресурса Центральной России, Беларуси, Прибалтики, Украины. Здесь протекает более 800 живописных рек и речек общей протяженностью 17 тыс. кв. км, вольготно раскинулись около 600 крупных озер, в том числе красивейшее озеро Селигер. Почти на половине территории области (48%) растут смешанные или хвойно-широколиственные леса. Тверская область - это невосполнимый потенциал России: дар многообразия природы, генофонд флоры и фауны (в том числе исчезающих видов), уникальная Среда обитания и рекреационная зона.
Тверская земля скрывает в своих недрах значительные запасы местных строительных материалов, таких как известняк, кирпичные глины, доломиты, мертели, кварцевый песок, щебень и гравий. Здесь богатые залежи торфа (более 2000 месторождений) с запасом около 1,7 млрд. тонн, добывается бурый уголь. Ведется разведка и оценка запасов нефти и алмазов. Значительны запасы уникальных по своему составу минеральных вод, на базе которых развиваются курортные комплексы, такие как Кашинский, Карачаровский, Митино и т.д.
Численность населения области составляет около 1,7 млн. человек, большая часть которых составляет городское население.
Административное деление - 36 районов, центры обитания - 23 малых города,31 поселок городского типа, свыше 10000 других населенных пунктов; трудовые ресурсы -56% от численности населения.
Ведущими отраслями производства являются электроэнергетика (в области насчитывается 263 электростанции общей мощностью 4,7 млн. кВт и выработкой в год около 18 млрд. кВт/час), в том числе Удомельская АЭС и Конаковская ГРЭС, топливная, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, производство стройматериалов, стекольная и фарфорофаянсовая, легкая, пищевая, мукомольно-крупяная и комбикормовая, полиграфическая. В настоящее время наибольший удельный вес в общем объеме экспорта товаров составляют хлопчатобумажные ткани (11%), машины и оборудование (11%), лесоматериалы (4%), водка (4%), клееная фанера (3%).
Сельское хозяйство - важнейшая сфера производственной деятельности; направленность - животноводство (68%), технические культуры -лен (свыше 30% посевных площадей России), картофель, рожь.
Область располагает развитой транспортной сетью. Железнодорожные магистрали соединяют Тверскую область с Санкт-Петербургом, Мурманском, Таллинном. Общая протяженность железных дорог составляет в области 1,8 тыс. км. Автодороги общего пользования составили около 10 тыс. км. Ведущее место занимают две магистрали международного значения: «Москва - Рига» и «Москва - Санкт-Петербург». Тверские земли пересекает нефтепровод международного значения 'Сургут - Полоцк' и два мощных газопровода.
По данным Тверской таможни, внешнеторговый оборот с 90-х годов уменьшился до 149,9 млн. долларов, сальдо торгового баланса в целом осталось отрицательным, но в структуре экспорта-импорта Тверской области произошли существенные изменения. По итогам года сложилось положительное сальдо в сумме 24,6 млн. долларов. Причем доля экспорта в обороте составила 63%, импорта -- 37%.Крупнейшими по торговому обороту странами-контрагентами, доля которых в общем объеме внешнеторгового оборота области составила 74,2%, являются:
- из стран СНГ: Казахстан, Украина;
- из стран вне СНГ: Германия, Италия, Китай, Турция, Испания, Польша, Нидерланды, Литва, Бельгия.
Область стала больше продавать, чем покупать одежды и обуви, изделий из черных и цветных металлов, машиностроительной продукции. Уменьшение импорта обусловлено снижением уровня доходов населения и его способности покупать резко подорожавшие иностранные товары.
Тверской регион относится к регионам недооцененным по риску и потенциалу и инвесторы не проявляют должной активности при инвестировании в данный регион. Внешнеторговый оборот со странами СНГ составил 36,0 млн долларов США и уменьшился к аналогичному периоду предыдущего года в 3,5 раза.
Основу экспорта составила продукция машиностроения (26,9% от общего объема экспорта), кожевенное сырье, меха и изделия из них (23,7%), металлы и изделия из них (17,4%), продовольственные товары и сырье (9,1%), древесина и изделия из неё (8,3%).Основу импорта составил текстиль, текстильные изделия и обувь (34,7% от общего объема импорта), продукция машиностроения (26,6%),продовольственные товары и сырье (17,0), продукция нефтехимического комплекса (6,6%), металлы и изделия из них (4,8%).
2.1 Демография Тверского региона
Тверская область - пример региона с длительным негативным влиянием миграционных процессов. Положение Тверского региона между двумя крупнейшими центрами экономической активности - Москвой и Санкт-Петербургом - привело к разрушению демографического потенциала значительно большему, чем в других регионах исторического ядра России.
С примосковским положением Тверской области связан и непродолжительный период миграционного притока - за 90-е годы область потеряла миграционную привлекательность, причем быстрее, чем другие регионы Центрального федерального округа. В последние годы миграционный прирост имели только 8 из 12-ти городов областного подчинения, где приток мигрантов обеспечивал замещение от 1/10 до 1/2 естественной убыли населения, миграционное сальдо отрицательное.
По глубине депрессивности демографической ситуации в сельской местности Тверской области можно выделить 3 типа районов:
- Группа районов с относительно благоприятной (на фоне области) демографической ситуацией включает районы центральной и южной частей области. Эти 8 районов обладают определенным внутренним демографическим потенциалом и достаточно привлекательны для мигрантов.
- Группа районов с неблагоприятной демографической ситуацией включает 18 сельских районов. Социально-экономическая ситуация не позволяет надеяться на закрепление прибывающих сюда мигрантов без значительных дополнительных вложений в обустройство приезжих - обеспечение жильем, работой, набором социальных услуг.
- Сельские районы с критической демографической ситуацией (10 районов из 36) расположены на северо-востоке и западе области. Собственный демографический потенциал этих районов подорван, возрастная структура населения наиболее деформирована - удельный вес населения старше трудоспособного возраста более 40%. Социально-экономический потенциал этих районов не позволяет ни привлечь, ни закрепить прибывающих мигрантов.
Сравнение заработной платы по предлагаемым на рынке труда Твери и Москвы вакансиям выявило разницу в 3-5 и более раз для молодых специалистов с высшим образованием. Приток мигрантов в Тверскую область на протяжении последних лет обеспечивают северные регионы Европейской части и Восточные регионы России. Постоянное отрицательное сальдо миграции область имеет со столичными регионами, куда десятилетиями направлялись большие потоки как городских, так и сельских мигрантов (рис.1).
Рис. 3.Схема основных миграционных потоков Тверской области (сальдо внешней миграции за 2002г.)
Тверские корни во втором поколении (по месту рождения родителей) имеют 40,4% опрошенных горожан, причем у каждого пятого (19,1%) уроженцами Твери являются оба родителя . Высока доля горожан, у которых родители являются уроженцами Тверской области: в целом корни в Тверском регионе во втором поколении имеют 71,8% респондентов, причем у 57,3% опрошенных оба родителя являются уроженцами Твери и Тверской области. Ключевая характеристика расселения в Тверской области - мелкоселенность. Она является отличительной чертой как городского, так и сельского расселения в Тверской области: из 23 городов 18 относится к малым и пятую часть всех городских поселений (12 из 54) составляют ПГТ людностью до 3 тыс. чел., значительная часть которых представлена монофункциональными поселками с единственным предприятием.
Проблема этнической миграции для Тверской области, как и для многих регионов Центральной России, длительное время не была актуальна. По итогам переписи 2010г. 92,5% населения области составляют русские, доля других этнических групп не превышает 2% (1,5% украинцы, 1,6% - карелы). Украинцы и белорусы никогда не рассматривались как этнические мигранты. При неизменно низкой доле этнических мигрантов из республик Северного Кавказа, новых независимых государств Закавказья и Средней Азии в 90-е годы стали проявляться накопительные результаты подобной миграции. Увеличение притока и формирование локальных групп при расселении, специфические сферы занятости данной части мигрантов обусловили негативное отношение к ним местного населения.
Выявлены наиболее крупные диаспоры и районы проживания наиболее многочисленных групп этнических мигрантов, во-вторых, в школах с высокой долей этнических мигрантов проведено обследование семей по основным социально-демографическим параметрам (детность, образование и занятость родителей, установки на образование детей, обеспеченность жильем, особенности расселения, а также адаптированность детей и их родителей к новым для них условиям).
Самой крупной диаспорой в Твери является азербайджанская, также - концентрация в районах города армян, чеченцев, таджиков, цыган ,корейцев и вьетнамцев. Представители азербайджанской диаспоры составили 61,9 % от числа обследованных семей, армянской - 22,5 % и 8,2 % анкет приходится на семьи выходцев из районов Северного Кавказа.
Главное отличие семей этнических мигрантов проявляется в их структуре: во-первых, это почти исключительно полные семьи, молодые по возрасту родителей и отсутствию старшего поколения, во-вторых, это преимущественно двух-трехдетные семьи, в азербайджанских семьях детей больше - более 40% семей имеют 3-4 ребенка. На фоне сверхсуженного воспроизводства местного населения, группы этнических мигрантов обладают значительным внутренним потенциалом демографического воспроизводства, и в будущем можно ожидать изменения этнической структуры населения города даже при снижении миграционного прироста.
По уровню образования большинство этнических мигрантов, за исключением армян, отличается от местного населения в худшую сторону, сравнительно высокими установками на образование детей отличаются преимущественно армянские и корейские семьи. Деятельность отдельных диаспор общественное мнение связывает с криминальной и полукриминальной сферами (цыгане, выходцы из регионов Кавказа).
Именно повышенная предпринимательская активность, специфика занятости этнических мигрантов, клановая социальная организация диаспор объясняют негативное отношение к ним местного населения.
О низкой степени включенности этнических мигрантов в жизнь городского сообщества свидетельствует недостаточное владение русским языком - например, в азербайджанских семьях 61 % отцов и только 19 % матерей свободно говорят по-русски, для детей из таких семей незнание русского языка создает особые сложности в обучении и в общении со сверстниками. В некоторых азербайджанских семьях отцы имеют российское гражданство, а матери сохраняют свое, азербайджанское, и на несколько месяцев постоянно с детьми выезжают на родину.
Расчет прогнозной численности населения позволяет говорить о перспективах сокращения городского населения на 9,4 % и сельского населения на 12,3 % к 2012 г. , а к 2020 г. - на 27,9 % . Вероятность таких демографических потерь обуславливает необходимость разработки региональной демографической политики, ориентированной на предотвращение потерь населения (в первую очередь за счет снижения сверхвысокой социальной смертности), закрепление собственной молодежи (создание квалифицированных рабочих мест) и привлечение мигрантов. Миграционный приток может быть обеспечен мерами по обустройству приезжающего в область населения, а также созданию благоприятного социального климата, готовности местного населения принять мигрантов в свое сообщество.
Демографическая проблема - одна из важнейших и сложнейших проблем области. Характер современной динамики численности населения области определяется высокой естественной убылью. Естественная убыль в свою очередь вызвана очень высокой смертностью. Низкая общая рождаемость. Суммарный коэффициент рождаемости в Тверской области равен 1,3, а для замещения поколений необходимо, чтобы он был более 2,0. По муниципальным образованиям Тверской области преждевременная смертность составляет от 17 до 25 % общей смертности населения. Тверская область «лидирует» среди областей Центрального Федерального округа по значениям смертности от основных причин смерти, превосходя средние значения Центрального Федерального округа по смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,36 раза, а от внешних причин - в 1,73 раза.
По данным позапрошлого года, в нашей области сейчас самая многочисленная категория населения - люди в возрасте от 70 лет и старше.
Доля лиц старше трудоспособного возраста в населении Тверской области составила в в 2010 г. - 26,0 .
А меньше всего у нас сейчас мужчин и женщин 14 - 19 лет, а также детей 6 - 7 лет. Эти малочисленные группы - следствие политических и экономических изменений в государстве. То есть, на рождаемость в начале 90-х повлияли перестройка, дефициты и смена строя. Количество пожилых людей так или иначе будет постепенно сокращаться. А молодежи мало. Так что, через несколько лет в любом случае наступит момент, когда смертность сильно превысит рождаемость.
В Тверской области большое влияние на демографическую ситуацию оказывает смена, вызванная социально-экономическим положением общества, семейных ориентиров. Количество семей, имеющих детей моложе 18 лет, за период с 1989 по 2009г. сократилось на 15 %. Количество однодетных семей с 1989 по 2009г. увеличилось с 55 % до 70 %. Число семей воспитывающих двух детей, сократилось на 44 %, трех детей - почти вдвое. В последнее десятилетие получили распространение материнские семьи и нерегистрируемые сожительства. Так число семей, состоящих из матерей и детей до 18 лет возросло за период с 1989 по 2009 г. на 50 %.
Проблемы бедности значительной части населения отрицательно влияют на демографические процессы. Так соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченных групп населения и доходов 10 % наименее обеспеченного населения в IV квартале 2010г. составил 14,9 раза, против 9,8 раза в IV квартале 2009г. Так увеличение только за один год составило 1,52 раза. Состояние окружающей среды, воды ухудшается. Заболеваемость населения злокачественными новообразованиями увеличивается. Цены на отдельные виды платных медицинских услуг стремительно растут. Цены на лекарства не только растут, а взлетают. Растет зарплата (доходы) - растут цены (расходы).
Если будут приняты меры для стабилизации демографической ситуации, в 2020 году на территории Тверской области останется 1265,1 тысячи жителей. Из них: 946,6 тысячи человек - жители города и 318,5 тысячи человек - жители села. То есть население сократится на 178,6 тысячи человек. Для повышения продолжительности жизни населения создана бюджетная целевая программа «Здоровье» департамента здравоохранения Тверской области.
Стратегические цели Программы:
- Улучшение медико-демографической ситуации и повышение качества медицинской помощи населению.
-Повышение доступности медицинской помощи населению.
- Повышение охвата диспансерным наблюдением больных с повышенным артериальным давлением ( в %)
- Повышение среднего числа врачебных посещений на одного жителя
-Снижение смертности населения Тверской области от заболеваний системы кровообращения до 50% в общей структуре смертности;
- Приближение первичной медико-санитарной помощи к 100 000 человек сельского населения (развитие сети общих врачебных практик до 180)
- Повышение уровня здоровья и качества жизни населения
- снижение смертности населения, особенно среди лиц трудоспособного возраста
- Улучшение репродуктивного здоровья населения.
- Внедрение скрининга среди женского населения для предупреждения развития рака шейки матки
- Организация дистанционного диагностики консультационного центра для обеспечения мониторинга беременных «высокого риска» и т.п.
Заключение
В заключении своей работы хотелось бы отметить, что при переходе к рыночной модели экономического развития одна из наиболее сложных проблем, появившихся во всей стране, -- снижение естественного прироста населения. На сегодняшний день резко увеличить рождаемость практически невозможно, и уменьшить смертность также нереально, т.е. необходимо искать другие выходы из сложившейся ситуации. Одним из таких решений можно назвать миграционный процесс, наблюдаемый сегодня.
В концепции внешней политики Российской Федерации отмечается, что Россия видит свои задачи в том, чтобы защищать права и интересы российских граждан и соотечественников за рубежом на основе международного права и действующих двусторонних соглашений, будет добиваться адекватного обеспечения прав и свобод соотечественников в государствах, где они постоянно проживают, поддерживать и развивать всесторонние связи с ними и их организациями (приложение №1).
В последние годы население Центрального района восполняется только за счет миграционных процессов. И здесь уже чувствуется нехватка в государственном регулировании хаотической миграции. Государство обязано вмешиваться в процессы миграции. К сожалению по этому вопросу четкой концепции еще нет. Между тем российское общество должно оградить себя от негативных социальных последствий нелегальной миграции.
Последствия миграции проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической и других. Более того, эти последствия имеют и позитивный и негативный характер, становясь, таким образом, источником конфликтов. Все это определяет актуальность изучения проблем политико-правового регулирования миграции.
Понятно, что в условиях 'прозрачности' границ России пока не удается поставить прочный заслон незаконному проникновению мигрантов на свою территорию. Поэтому законодательная база миграционных процессов основная проблема на пути регулирования социальных проблем в России. Они многообразны и трудны, но решать их необходимо, поскольку посредством миграции Россия сможет перераспределять свой народонаселенческий потенциал с наибольшей для страны пользой.
Численность трудоспособного населения России до 2025 года уменьшится не менее чем на 10 миллионов человек. «Страна вступает в наиболее сложный с точки зрения демографической ситуации период», -- сообщил Секретарь совета безопасности РФ Николай Патрушев. «Предполагается, что численность населения в трудоспособном возрасте с 2011 по 2025 год уменьшится не менее, чем на 10 миллионов человек. При этом резервы повышения уровня экономической активности в молодом и старшем возрастах фактически исчерпаны». «Это требует новых решений и мер по привлечению в нашу страну высококвалифицированной рабочей силы, представителей так называемого „среднего класса», способных решать задачи модернизации», -- заявил секретарь Совбеза РФ.
Для решения накопившихся проблем по поручению президента РФ разрабатывается концепция государственной миграционной политики, ее проект будет рассмотрен на заседании Совета безопасности РФ в 2011году.
Концепция регулирования миграционных процессов представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти РФ в области управления миграционными процессами, включает в себя характеристику современной миграционной ситуации, цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов, основные направления деятельности и, конечно, механизм реализации.
В ряду ее основных направлений указываются:
- обеспечение контроля за иммиграционными процессами в РФ;
- создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;
- содействие привлечению иммигрантов на работу в РФ, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;
- обеспечение вхождения РФ в международный рынок труда и регулирование экономической миграции;
- создание условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания;
- поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом;
- оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;
- создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах РФ;
- содействие добровольному переселению соотечественников из государств - участников СНГ и государств Балтии.
Список литературы
1. Алексеев А.Н. География России хозяйство и географические районы; Москва - Дрофа. 2007
2.http://minisoft.net.ru/
3.Рязанцев С.В., Ткаченко М. Ф. Трудовая эмиграция женщин из России: выезд, трудоустройство и защита прав. -- М.: «Наука», 2007.
7. Глущенко Г.И. Перспективы встраивания миграционной политики в стратегию экономического развития России Глущенко Г.И. Вопросы статистики. - 2008. - № 7. - С. 20-34
8. Демографический ежегодник России 2009: Стат.сб. - М.: Росстат, 2009. - С.557
9. Плисецкий Е.П. Современные миграционные процессы в России www.geo.1september.ru
10. www.fms.gov.ru
11. Бутов, В. И.Демография: Учеб. пособие для вузов В.И.Бутов; Под ред. В. Г. Игнатова. -М.; Ростов н/Д:МарТ,2003.
12.Бюджетная целевая программа «Здоровье» Департамента Здравоохранения Тверской области на 2007-2009 годы.
13. Акмалова, А. А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие А. А. Акмалова, В. М. Капицын. - М.:ИНФРА-М, 2008. - 220 с.
14. Арешев, А. Как управлять потоками миграции в Россию? - Режим доступа: http://fondsk.ru/print.php?id=71.
15. Батыгин, Г. С. Лекции по методолгии социологических исследований - Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library?
16. Вопросы Федеральной миграционной службы: Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 - Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/a3b/ykaz_928.
17. Воробьев, Н. В. Региональная организация миграции населения в сибирских условиях Н. В. Воробьев. - Новосибирск: Наука, 2001. - 158 с.
18. История Федеральной Миграционной Службы России . - Режим доступа: http://www.uhr.ru/index/jobmarket/migrant/9072,0.htm.
19. Качалов, Д. России не обойтись без миграции. Интервью с заведующей лабораторией анализа и прогнозирования миграции Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Жанной Зайончковской . Д. Качалов Деловой Петербург.- 2006. - 23 августа. - С. 7.
20. Комментарий к Федеральному Закону от 24 мая 1999 г. О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом - Режим доступа:http://compatriot.su/legislation/russian/220.html.
21. Концепция регулирования миграционных процессов в РФ [Одобрена распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. №256-р] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fmsrf.ru.
22. Леонидова, Т. И. Содержание миграционной функции государства: теоретические аспекты / Т. И. Леонидова // Миграционное право. - 2007. - № 1. - С. 22-27.
23. Методология и методы изучения миграционных процессов : междисциплинарное уч. пособие / Ж. Зайончковская, И. Молодикова, В. Мукомель [и др.]. - М.: Центр миграционных исследований, 2007. - 370 с.
24. Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса (Очерки теории и методов исследования) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.viperson.ru/wind.php?ID=250095&soch=1. - Загл. с экрана.
25.Богданова Л.П., Ткаченко А.А., Щукина А.С. Демографическое развитие тверского региона. Тверь: Изд-во Тверского университета. 2001. - 64 с.
Приложение
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗ 9 октября 2007 г. N 1 Об утверждении Концепции демографической политики
Российской Федерации на период до 2025 года
В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и граждан Российской Федерации по обеспечению условий для устойчивого демографического развития страны постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
2. Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований руководствоваться положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года при решении задач в области народонаселения.
3. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок утвердить план мероприятий по реализации в 2008 - 2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В. Путин
Москва, Кремль 9 октября 2007 года N 1351
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
(утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351)
1. Общие положения
Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.
1. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации и тенденции ее развития
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке. Во второй половине прошлого века в Российской Федерации ежегодно рождались 2 - 2,5 млн. детей, умирали 1 - 1,5 млн. человек. Продолжительность жизни граждан постоянно увеличивалась и приближалась к показателям европейских стран. Средняя продолжительность жизни в 1990-1991 годах составляла 68 лет.
С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн. человек, что в расчете на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождались в этот период 1,2 - 1,5 млн. человек.
По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно мужчин, Россия все больше отстает от экономически развитых стран: в 2006 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации составила в среднем 66,7 года, в том числе мужчин - 60,6 года, женщин - 73,1 года.
Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, составляющая 55 процентов смертности от всех причин, в России в 3 - 4 раза выше, чем в европейских странах. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 процентов) составляют внешние причины - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи.
Показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей в Российской Федерации системе, несмотря на его снижение с 18 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,2 в 2006 году, примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США (по расчетам в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения).
Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие).
Начиная с 2000 года в Российской Федерации отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения.
На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов).
Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 1992 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3 процента всего населения, то в 2006 году - 20,4 процента.
Наряду с общими демографическими тенденциями, характерными для Российской Федерации в целом, имеются значительные различия между регионами.
В ряде субъектов Российской Федерации демографическая ситуация требует незамедлительного реагирования. За последние 15 лет более чем на 15 процентов сократилась численность населения в Республике Коми, Камчатском крае, Архангельской, Магаданской, Мурманской и Сахалинской областях. На 10 - 15 процентов сократилась численность населения в Республике Карелия, Республике Мордовия и Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Читинской областях. По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000 - 2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население России сократится к 2015 году на 6,2 млн. человек (4,4 процента) и составит 136 млн. человек, а к 2025 году - 124,9 млн. человек.
Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 года, более чем на 18 процентов уменьшится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста.
Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.
3. Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.
Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы: комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения; своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период; учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;
взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;
координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются: сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:
сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;
улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;
сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах; сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;
сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;
сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;
сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;
внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;
повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов. Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя: повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;
обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;
проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности; развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений.
Решение задач по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя: формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;
создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;
обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов; внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями; разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.
Решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя: усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо: развивать систему предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции); усилить стимулирующую роль дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала, расширяя в связи с этим рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства доступного жилья для семей с детьми; создать механизмы оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей, формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми; обеспечить потребность семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста; создать в городах и сельской местности среду обитания, благоприятную для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре; создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:
развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми; реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи; реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе: создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда; расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей; разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.
Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений включает в себя: развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов); повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка; создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, внедрение в работу органов исполнительной власти и судебных органов современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя: содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов; привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы; совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации; разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян; создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.