/
/
Содержание
Введение
Раздел 1. Молодежная политика муниципального образования: цели, задачи, механизмы реализации
Раздел 2. Пути совершенствования механизмов реализации молодежной политики в муниципальном образовании г. Орел
Раздел 3. Предполагаемые результаты совершенствования механизмов реализации молодежной политики муниципального образования г. Орел
Заключение
Приложение
Список использованных источников
Введение
Опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что политических и экономических успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи, что устойчивое развитие демонстрируют именно те общества, которые пересмотрели систему традиционных взглядов на новые поколения, на систему взаимоотношений между поколениями и на их значение для политического и социально-экономического развития.
Очевидно, что стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые научатся эффективно использовать человеческий потенциал и в первую очередь тот инновационный потенциал развития, носителем которого является молодежь.
Россия традиционно находится в центре глобальных политических и экономических процессов. Задача обеспечения ее поступательного, устойчивого развития и безопасности требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения национальной конкурентоспособности во всех сферах. Бабочкин П.И. Молодежь в структуре современного российского общества[текст],-М.: Ниц при институте молодежи, 2008.-204 с.
Поэтому необходимость особой политики в отношении молодежи определяется самой спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.
Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.
Условиями формирования ответственности молодежи за будущее государства являются: расширение демократического участия молодежи в развитии общества; искоренение нищеты и значительного социально-экономического неравенства; расширение прав детей и молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях принятия решений; оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.
Современная Россия переживает сложный период формирования гражданского общества, правового государства и социально ориентированной экономики. В основе любого социального государства лежит принцип ответственности власти за судьбу своих граждан. Сегодня Россия в центре глобальных политических и экономических процессов. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России[текст].- Спб.,2009.- 67 с. Согласно Конституции она является социальным государством, политика которого направлена на формирование условий для достойной жизни и свободного развития людей. При этом государству и обществу необходимо правильно определить стратегические приоритеты, в числе которых молодежная проблематика, занимающая одно из ведущих мест.
Молодежь объективно является активным и заинтересованным участником происходящих в стране преобразований. Развитие позитивных тенденций в молодежной среде и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах создания гражданского общества могут быть устойчивыми лишь при условии формирования адекватной государственно-общественной системы социализации молодежи.
Летом 2008 г. Государственная Дума приняла обращение к Президенту РФ о проведении в 2009 г. в Российской Федерации Года молодежи. Президент России Д. А. Медведев поддержал данную инициативу и своим Указом № 1383 объявил 2009 год Годом молодежи. Это, безусловно, связано с тем, что государство воспринимает молодежь как стратегический ресурс развития России.
В данной работе раскрываются вопросы общественно-политической активизации молодежи, а так же оптимизации молодежной политики в муниципальном образовании г.Орел.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время реализация государственной молодежной политики в муниципальных образованиях не всегда эффективна.
Недооценка органами власти на муниципальном уровне, роли молодежи в процессах развития общества, отсутствие полноценного влияния на нее властных институтов, их отстраненность от активного участия в решении проблем молодого поколения могут стать препятствиями для дальнейшей модернизации, а также и объективной угрозой для нормального функционирования государства и общества в будущем.
Будущее России в целом и региона в частности находится в руках молодого поколения. Именно в этом возрасте для человека важна государственная поддержка и стимулирование личностных способностей, трудового и профессионального потенциалов. Развитие и укрепление эффективной молодежной политики -- цель любого современного государства, которое думает о своем будущем.
Объект исследования - реализация государственной молодежной политики на муниципальном уровне (на примере г. Орла)
Предмет исследования - пути совершенствования механизмов реализации молодежной политики в муниципальном образовании г.Орел
Цель исследования - разработать проект совершенствования механизмов реализации молодежной политики в муниципальном образовании г.Орел
В соответствии с поставленной целью в рамках дипломного проекта решаются следующие исследовательские задачи:
- проанализиравать цели, задачи и механизмы реализации государственной молодежной политики на муниципальном уровне;
- разработать проектные предложения по совершенствованию механизмов реализации молодежной политики в муниципальном образовании г.Орел;
- выявить предполагаемые результаты совершенствования механизмов реализации молодежной политики муниципального образования г.Орел.
Теоретическую базу дипломного проекта составили положения и выводы, содержащиеся в монографиях, научных публикациях, учебниках и учебных пособиях специалистов в области реализации государственной молодежной политики Российской Федерации.
Основные направления формирования и реализации государственной молодежной политики изложены в работах таких авторов как: Ильинский И.М., Лисовский В.Т., Слуцкий Е.Г., Гусев Б.Б., Мерцалов А.А.
Характерные черты и проблемы государственной молодежной политики в Российской Федерации на современном этапе охарактеризованы такими авторами как: Переверзев М.П., Першукин С.Н., Гусев Б.Б..
Система государственных программных мер поддержки молодежи в Российской Федерации представлены в работах следующих авторов: Смирнов В.А., Харченко А.А., Платошкин Н.А..
Нормативно-правовая база исследования представлена комплексом нормативно-правовых актов, в том числе: Федеральными законами, федеральными целевыми программами, Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации и другими нормативноправовыми актами регулирующие процесс формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. В работе использованы такие методы исследования как теоретический анализ и описание, обобщение, моделирование и прогнозирование. Структура работы: работа состоит из трёх разделов, введения, заключения, списка использованных источников и приложения.
Раздел 1. Молодежная политика муниципального образования: цели, задачи, механизмы реализации
Молодежь призвана сыграть особую роль в обеспечении и процветания в России XXI столетии. Именно молодые люди уже сегодня потенциально являются основной движущей силой российского социума. Несмотря на то, что молодежь оказалась в ходе реформ одной из наиболее пострадавших от их издержек группой населения. Она сохраняет свой статус как лидирующая группа российского общества, быстро адаптирующая к постоянно меняющимся социальным условиям, постоянно участвуя в самом процессе их изменения.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:
- возрождения России, как государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие своих граждан;
- создания правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей;
- содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
- воспитания и образования молодежи;
- реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;
- использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;
- создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
- недопущение дискриминации по возрасту, защиты прав и законных интересов молодых людей.
Ни одна страна в мире не может нормально развиваться без четкой и глубоко продуманной программы воспитания и подготовки молодого поколения к профессиональной, в том числе и к политической деятельности. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.
В этом заинтересовано прежде всего само общество. Социальный опыт, накопленный человечеством, показывает, что молодежь всегда была ниспровергателем старого, застойного, консервативного и находилась в первых рядах созидателей нового, прогрессивного.
Молодежь - это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность.
Общества делятся на статичные и динамические. Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном типе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций. Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.
Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.
В противоположность им динамические, стремящиеся к новым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России[текст].- Спб.,2009.- 67 с.
Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.
Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе.
Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она готова к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.
И можно утверждать, что подросток - эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера.
Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи.
Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство.
Исходя из выше сказанного, можно сказать, что главная задача молодежной политики - создание социально-экономических условий для реализации молодежью своих функций в динамическом обществе.
Теперь можно определить значение термина “молодежная политика”.
Для начала обозначим что входит в понятие молодежная политика.
Во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента рождения и до 30 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье).
Во вторых, под “молодежной политикой” подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи.
В - третьих, термин “молодежная политика” охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи.
Таким образом, молодежная политика представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющую целью воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это -- на будущее состояние общества. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.
Другая сторона молодежной политики определяется тем, что система идей, мероприятий, учреждений, кадров того или иного субъекта политической жизни в отношении молодежи разрабатывается и реализуется с тем, чтобы получить поддержку своей политической линии от нее или от ее определенной части, имея в виду как сиюминутные, так и стратегические задачи политической конкуренции.
Субъектами молодежной политики выступают различные общественные силы.
Многопартийность, означающая, среди прочего, равные права политических партий на занятие лидирующего положения в обществе в результате победы на очередных выборах, ограничивает возможность партии политического лидера утвердить свою (партийную) концепцию молодежной политики в качестве государственной.
Это обстоятельство означает, что в государственной молодежной политике должен утверждаться принцип партийной независимости.
Государственная молодежная политика - это система социально- экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан.
Молодежная политика не может развиваться по моделям, противоречащим общей концепции государства в области социального управления, ее приоритетам и механизмам. Когда расширяется перспектива самостоятельного выбора жизненного пути молодым человеком, для молодежной политики становится приоритетной поддержка самореализации молодого поколения.
Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества). Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России[текст].- Спб.,2009.- 67 с.
Цель определяет взаимосвязанные задачи:
-создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики);
-создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества;
-практической отработки новых общественных отношений и форм жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).
Говоря о государственных мероприятиях, призванных решать проблемы молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современной жизни.
Можно утверждать, что государственная молодежная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства. Гаджиев К.С. Каменская Г.В. Родионов Г.А. Введение в политологию[текст]. - М.: Пресс, 2007.с.179.
Российское общество и государство должно рассматривать молодежь как стратегический ресурс, который важнее сырьевых, энергетических и финансовых ресурсов.
В современных условиях требуется выделение молодежной политики в качестве приоритета государственной политики, реализация которой должна служить возрождению России как великой державы.
Данные обстоятельства предполагают постоянное внимание государства к молодежи, что должно реализоваться в определенной совокупности мер государственной молодежной стратегии.
В настоящее время значимость молодежи, как политического и социального ресурса возрастает, что связано с повышением роли человеческого фактора в решении задач развития Российского государства в XXI веке. Проводимые сегодня реформы предполагают получение результатов в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Рожнов О. А., Луков В. А. Государственная молодежная политика и национальная безопасность // Безопасность Евразии[текст]. 2006. №3. с.65.
В научных и политических кругах не раз возникали дискуссии о необходимости сместить приоритеты государственной политики в целом, обеспечить молодежи центральную роль политического, экономического и социального автора.
Преимущественное выделение молодежи среди остальных групп населения может быть аргументировано тем, что молодежь знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы, - обладает всеми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для ответа на новые вызовы современности в форме адаптации и самостоятельного осуществления необходимых инноваций, обеспечена ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач обеспечения конкурентоспособности страны.
Без целенаправленного воздействия со стороны государства и общества это может создавать серьезную угрозу общественной безопасности в настоящем и лишать общество предсказуемого будущего. Молодежь в условиях социально-экономических реформ[текст].// Материалы международной научно-практической конференциии. - 2007.с.15.
Поэтому воздействовать на социализацию молодежи необходимо так, чтобы она смогла ответить на вызовы современности в будущем и не создавала угрозу обществу в настоящем.
Таким образом, в современной социально-политической системе роль государства, его структур на федеральном и региональном уровнях в реализации политики по отношению к молодому поколению занимает доминирующее положение. Политология.[текст]/Под ред. Г. В. Полуниной.- М.: Акалис, 2007.с.196.
Цели государственной молодежной политики реализуются органами государственной власти, органами местного самоуправления. В их осуществлении участвуют неправительственные организации и иные юридические и физические лица.
Задачи по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления реализуют цели и задачи государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Общественные объединения, иные юридические лица участвуют в реализации задач государственной молодежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Муниципальная молодежная политика -- совокупность целей и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и в русле государственной молодежной политики, придавая ей логическую стройность, системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее реализации. Молодежная политика разрабатывается и реализуется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет, общая численность которых в России превышает 30 млн. чел.
Реализация основных направлений муниципальной молодежной политики должна строиться так, чтобы укреплять целостность общегосударственной молодежной политики. Основные направления, программы и проекты молодежной политики целесообразно реализовать в едином пакете федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития соответствующей территории.
Молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанна с государственной политикой, тем не менее, представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации. Последний предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем. Рожнов О. А., Луков В. А. Государственная молодежная политика и национальная безопасность[текст] // Безопасность Евразии. 2006. №3. с.65.
На муниципальном уровне должна быть сформирована целостная система социальной поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая создает возможности регулирования процессов молодежной миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей, способствует развитию молодежного и детско-юношеского движения.
Целью муниципальной молодежной политики является содействие молодым гражданам в возрасте до 30 лет и их общественным объединениям в осуществлении ими своих прав и свобод, жизненном самоопределении, самовыражении и самоорганизации в интересах всего общества.
Современные приоритеты экономического и политического развития регионов и муниципалитетов, в том числе города Орла, не могут не учитывать человеческий капитал, качественное улучшение и развитие которого признано на нынешнем этапе основным вектором развития России. Среди основных ресурсов города важнейшим является население, в котором стратегическая составляющая - молодое поколение.
По оценкам Министерства образования и науки Российской Федерации стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к 14 - 25-летним новые требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов, пожилых поколений.
Коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата возрастет в 2016 году, по сравнению с 2005 годом, на 20% и составит 700 человек. То есть от качественных параметров такой категории населения, как молодежь, зависит социально-экономическое положение города Орла в ближайшем будущим. Целевая программа «Молодеж города Орла на 2011-2015 гг.»[текст]
По данным Федеральной службы государственной статистики по Орловской области на начало 2010 года в городе Орле проживают 75774 граждан в возрасте от 14 до 30 лет и 24 190 человек в возрасте от 30 до 35 лет, что составляет примерно 31,55% от общей численности населения города (316 838 человек). Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.(Приложение А)
Структура молодого поколения становится все более сложной и многослойной. В условиях социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных возможностей на получение образования, достойной работы продолжают существовать негативные явления в молодежной среде. В тоже время молодежи свойственно стремление получить образование, открыть собственное дело, реализовать творческий и интеллектуальный потенциал в различных общественных объединениях.
Молодежь - один из основных стратегических ресурсов, который необходимо направлять на социально-экономическое развитие города. Таким образом, эффективная молодежная политика - один из важнейших элементов развития города Орла, роста благосостояния его жителей и совершенствования общественных отношений.
По данным социологического опроса, для 53% респондентов из числа молодежи остается актуальной проблема трудоустройства и занятости. Среди главных приоритетов при выборе работы молодые люди называют следующие: высокая заработная плата (82%), удобный график работы (31%), наличие перспектив карьерного роста (27%). Целевая программа «Молодеж города Орла на 2011-2015 гг.»[текст]
Среди факторов, мешающих найти работу по специальности, - низкая заработная плата (24%), отсутствие вакансий (25%), отсутствие опыта работы, недостаточный уровень образования (34%). Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.
Только 34% опрошенных молодых специалистов сообщили, что были полностью готовы к исполнению своих обязанностей на первом рабочем месте и им не потребовалось времени на адаптацию.
Для 32% период адаптации на первом рабочем месте длился до 3 месяцев.
Свыше 70% опрошенных молодых рабочих отметили, что в начале трудовой деятельности им требовался наставник, 56% достигли определенного уровня мастерства только через один - два года работы. Медленное решение этих проблем приводит к негативному отношению молодых людей к общественно-политической жизни, их низкой активности в электоральном процессе.
Несовершенство системы выявления и продвижения талантливой молодежи, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность может существенно затруднить реализацию социально-экономических приоритетов по модернизации экономики и других сфер жизни города. Реализация творческого потенциала молодежи нуждается в совершенствовании. Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.
Несмотря на широкий круг участия представителей талантливой творческой молодежи в отборочных и финальных этапах городских творческих конкурсов, рамки мероприятий не могут охватить всех желающих и позволить проявить свои творческие способности ввиду ограниченного финансирования.
Используется вариант привлечения внебюджетных источников (спонсорские средства, собственные средства конкурсантов), но ввиду финансово-экономической ситуации последних лет подобные просьбы зачастую заканчиваются отказом со стороны коммерческих структур.
Уровень финансовой обеспеченности молодежной политики не позволяет направлять представителей молодежи Орла для участия в творческих конкурсах по приглашению других городов и регионов. По тем же причинам делегации молодежи города Орла не имеют возможности принимать участие во многих межмуниципальных и межрегиональных семинарах, конференциях, 'круглых столах' и лагерях актива, приглашения на которые регулярно поступают в администрацию города.
Таким образом, у молодежи отсутствует возможность обмена опытом и реализации своего потенциала за пределами города. Кроме того, это приводит к снижению репутации города Орла на межмуниципальном и межрегиональном уровне.
В настоящее время в городе реализуется долгосрочная целевая программа «Молодежь города Орла на 2011-2015гг.» основными целями данной программы являются:
1) Вовлечение молодежи в социальную практику.
2) Патриотическое, нравственное и гражданское воспитание молодежи, профилактика экстремизма в молодежной среде.
3) Формирование системы выявления, развития потенциала и поддержки талантливой молодежи.
4) Формирование молодежного актива и поддержка молодежных общественных объединений.
5) Формирование здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения в молодежной среде.
6) Совершенствование кадровой, информационно-методической деятельности и развитие инфраструктуры по работе с молодежью.
Структура финансирования программы «Молодежь г.Орла на 2011-2015гг.» (Приложение Б)
По состоянию на начало 2010 года в программных мероприятиях в сфере молодежной политики в городе Орле было задействовано около 40% молодежи города, только около 60% молодежи имели информацию о возможности применения своего творческого, интеллектуального, лидерского потенциала. Опарина М.В. Муниципальная молодежная политика[текст] //Экспертиза, 2009.-154с.
В программные мероприятия, исходя из возможностей их финансирования из городского бюджета, есть возможность привлекать менее половины молодежи города. Однако эта малая доля состоит из лидеров мнений в молодежной среде и формирует молодежный актив города.
Именно через актив общественных объединений, учебных заведений, предприятий и учреждений города может быть налажено взаимодействие органов исполнительной власти с молодежью. Расширение актива и вовлечение его в общественные, экономические и политические процессы - жизненная необходимость развития города Орла.
Ведущим субъектом государственной молодежной политики на территории г.Орла является Управление по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями администрации г. Орла Структура Управления приведена в виде схемы (Приложение В).
Основной миссией управления является разработка и реализация на территории города Орла молодежной политики, направленной на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, становление и развитие молодых граждан города Орла.
Основными функциями управления являются:
- анализ ситуации в сфере молодежной политики, прогнозирование социальных процессов в молодежной среде;
- взаимодействие с общественными организациями;
- выявление реальных потребностей, интересов и проблем молодежи, а также возможности ее участия в социально-экономическом развитии города Орла посредством проведения исследований, семинаров, форумов, научно-практических конференций, совещаний, иных мероприятий с привлечением общественных организаций, движений, инициативных граждан;
- разработка совместно с заинтересованными организациями городских комплексных и целевых программ в сфере реализации молодежной политики и деятельности общественных организаций, координация и контроль их исполнения;
- участие в разработке и реализации областных программ по вопросам своих полномочий; Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.
Спецификой молодежной работы является высокая концентрация высших и средне-специальных учебных заведений, сосредоточенных в городе.
Как показывает общая характеристика Управления по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями круг полномочий осуществляемый им очень широкий, это как и работа с молодежью так и взаимодействие и координация деятельности общественных организаций, к тому же деятельность Управления по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями частично пересекается с деятельностью Управления по физической культуре, спорту и туризму администрации г.Орла.
В городе Орле нерешенной остается проблема несовершенства инфраструктуры по работе с молодежью. Слабо развита система клубов и центров по работе с молодежью. Наблюдается несоответствие материально-технической базы муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр «Десантник» современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей.
Значимым мероприятиями в 2010 году стали: праздничное мероприятие «Российский день молодежи» (июнь), празднование которого приняло масштабный характер. Опарина М.В. Муниципальная молодежная политика[текст] //Экспертиза, 2009.-154с.
На летней сцене детского парка прошли: молодежный концерт «Рок свободы», молодежный бал; в Городском парке культуры и отдыха прошли: концертные программы «Мы вместе», «Молодежный калейдоскоп»; на Александровском мосту: выставка молодых художников, конкурс граффити и фестиваль молодежных культур; перед кинотеатром Победа: фестиваль по брейк-дансу, боди-арт; на площади им. Ленина: турнир по стритболу, концертная программа, праздничная дискотека и фейерверк; молодежная культурно-развлекательная программа «День знаний» (1 сентября), которая проходила на эстраде детского парка с приглашением команды КВН г. Москвы; студенческая акция «Мир во всём мире» (сентябрь), посвящённая Дню солидарности в борьбе с терроризмом. В городском парке культуры и отдыха собралась активная, творческая, неравнодушная молодёжь, которая своим творчеством высказала протест против войн, агрессии, терроризма.
Как символ любви к человечеству и борьбы с терроризмом стало создание полотна мира, запущенное в небо. Молодёжная акция, посвящённая здоровому образу жизни «Ударим по вредным привычкам» (октябрь) с проведением экологического субботника в парке Победы.
В октябре 2010 года организован первый слет молодежного актива города Орла, целью которого было вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь города Орла, формирования активной гражданской позиции и повышения правовой культуры. В рамках слета прошла деловая игра: «Время выбирать молодым!».
Так же совместно с молодежными общественными организациями города Орла проведены следующие мероприятия: автопробег по местам боевой славы (июль), акция, посвященная Дню защиты детей (1 июня), слет Орловских радиолюбителей (сентябрь), молодёжная акция «Флаги России» (22 августа), первенство города Орла по компьютерному спорту, посвященного Дню интернета в России (30 сентября). Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.
Возобновилась работа по формированию штаба молодежных оперативных отрядов. 07 октября 2010г. был организован семинар с представителями прокуратуры, правоохранительными структурами и руководителем городского штаба ДНД, на котором были вручены удостоверения члена оперативного отряда, а также темы последующих семинаров, которые планируется проводить не реже 1-го раза в квартал. В 2010 году было сформировано 22 молодежных оперативных отряда на базе ВУЗов и ССУЗов города Орла.
Впервые проведен конкурс для работающей молодежи «Минута славы» (октябрь-декабрь). Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.
На развитие программных мероприятий в 2010 году было направлено из бюджета города Орла 1 200 тыс.руб., которые были освоены полностью. Также благодаря активной работе управления со спонсорами за второе полугодие 2010г. было привлечено около 155 тыс. руб. дополнительно. Все крупные культурно-массовые молодежные мероприятия широко были освещены в СМИ.
В своей деятельности управление по делам молодежи столкнулось со следующими проблемами:
1. Низкий уровень интереса молодежи к участию в общественно-политической жизни общества, социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, низкий уровень вовлеченности молодежи в экономическую деятельность и подготовленности к конкуренции на рынке труда.
2. Несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям города: усиление тенденции девальвации семейных ценностей, недоверие молодежи к ценностям демократии, институтам власти и гражданского общества, снижение престижа военной службы, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов, приводящее к экстремистским действиям.
3. Снижение престижа общественной деятельности в молодежной среде, низкий уровень подготовленности молодежных общественных лидеров, отсутствие системы поддержки молодежных общественных объединений.
4. Ухудшение здоровья молодого поколения, высокий уровень распространенности вредных привычек и асоциального поведения в молодежной среде. Карпухин И.О. Молодежь в России: особенности социолизации и самореализации// социологические исследования[текст].- 2010
5. Недостаточное количество клубов, центров для работы с молодежью, несоответствие материально-технической базы работающих с молодежью организаций современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей. Молодежь России и вызовы XXI века: социально-нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях / Под общей редакцией д.э.н., профессора А.А.Шулуса. М.,2011. - 203с.
6. Еще одна неблагоприятная тенденция последних лет - влияние различных неформальных объединений в молодежной среде. Требуется постоянный мониторинг ситуации и постоянное обновление методик работы с молодежью, в том числе в среде болельщиков, на межведомственной основе. В настоящее время в городе Орле не придают значения этой проблеме.
Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, снижения экономической активности, криминализации молодежной среды, роста в ее среде нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.
Текущее состояние молодежной политики характеризуется наличием большого количества регуляторов - молодежь является потребителем услуг образования, социальной защиты, здравоохранения, правопорядка, этнокультурного развития и так далее. Проектирование системы государственной молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях целесообразно осуществлять руководствуясь несколькими принципами. К их числу относятся:
1. Системный характер, который проявляется в том, что социальные проекты должны учитывать системный характер муниципального пространства;
2. Вариативность, которая обеспечивается использованием при разработке проекта несколько важных сценариев развития;
3. Инновационность, определяющаяся спецификой объекта, высокой динамикой перемен в российском обществе, достаточно значимым инновационным потенциалом работников молодежных структур;
4. Перспективность, выражающаяся в долгосрочном характере молодежных проектов. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.
Перспективы развития молодежной политики показывают, что комплексные целевые программы в данной сфере деятельности позволяют определить конкретные меры с оптимальным и рациональным расходованием средств федерального, регионального и муниципального бюджетов в соответствие с целями и задачами для достижения социально значимых результатов в том или ином направлении молодежной политики.
Программно-целевой метод управления молодежной политикой - метод управления, при котором разрабатываются цель управления молодежной сферой, механизм реализации направлений молодежной политики, сроки, состояния промежуточных значений процесса, а также предполагаемые конечные результаты предлагаемых мероприятий.
Целевая комплексная программа - ключевое понятие программно-целевых методов планирования и управления, комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных конечных результатов и решение конкретных научно-технических, экономических, социальных проблем. Обычно представляет собой проектный и адресный документ, увязывающий действия разных организаций и лиц-соисполнителей независимо от их ведомственной подчиненности по срокам выполнения этапов работ и выделяемым ресурсам.
Применение программно-целевого метода дает возможность оптимизировать действия разных ведомств, что позволит, с одной стороны, устранить дублирование и создать единые стандарты работы с молодежью на всей территории страны, а с другой, сделать услуги для молодежи комплексными, объединяющими усилия различных органов исполнительной власти.
Кроме того, программно-целевой метод управления позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости применять новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики.
Раздел 2. Пути совершенствования механизмов реализации молодежной политики в муниципальном образовании г. Орел
Современное общество сталкивается с проблемой низкой социальной активности молодого населения, что является характерным и для города Орла. В настоящее время доля молодых людей, активно участвующих в жизни общества, составляет менее 7 процентов от общей численности молодежи. Эта тенденция проявляется во всех сферах жизни молодого человека - гражданской, профессиональной, культурной, семейной.
При сохранении такой ситуации возникает угроза устойчивой привычки к патернализму и восприятия социальной инфантильности как нормы, что уже через десять лет, когда современные молодые люди станут принимающими решения лицами, может ограничить возможности развития города и региона, в том числе из-за сокращения экономически активного населения.
Вместе с тем, молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам.
Формирование здорового образа жизни одна из важнейших задач муниципального образования г.Орла.
Физическая культура - составная часть культуры, муниципального образования социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.
Спорт - составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.
Таким образом, физическая культура и спорт - это один из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как населения в целом, так и каждого отдельного человека, деятельности, оказывающей оздоровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие на общественное развитие человечества.
Наше время характеризуется некоторым упадком интереса молодежи к занятиям физической культурой, в том числе - ее спортивными видами. Молодёжь пассивно относится к состоянию своего здоровья, предпочитая, уделять время азартным играм, употреблению наркотиков и беспорядочному образу жизни, и не понимают того, что такой образ жизни приводит их не только к личным трагедиям, но постепенно может превратиться в глобальную катастрофу.
Сильная спортивная политика, социально взвешенная и ресурсно-обеспеченная, должна стать фундаментом развития массовой физической культуры и спорта для всех как важного фактора оздоровления населения, гармоничного, полноценного формирования подрастающего поколения, утверждения здорового образа жизни. Пипкина Т.А. Государственная муниципальная политика[текст]. - М.: Смарт, 2007.- 324с.
На муниципальном уровне регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурное подразделение (управление, отдел, комитет и т. д.) администрации, которое совместно с другими (в области образования, здравоохранения и др.) регулирует деятельность следующих учреждений и организаций:
- спортивных клубов, коллективов физической культуры, действующих на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организаций независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;
- детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физической подготовки, детско-юношеских спортивно-технических школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва;
- образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм, муниципальных физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
В городе Орле эту деятельность осуществляет Управление по физической культуре, спорту и туризму.
Именно решение проблемы физического воспитания и здоровья жителей города Орла, формирование ценностей здорового образа жизни и создание условий для активного отдыха людей всех возрастных групп, в особенности молодежи, стабилизация показателей физической подготовленности и улучшения состояния здоровья населения города, повышение уровня подготовленности в спорте, позволяющего спортсменам показывать достойные результаты на соревнованиях различного ранга, и может быть определено в качестве основной задачи развития физической культуры и массового спорта в городе Орле.
В целях создания условий для развития физической культуры и массового спорта, формирование здорового образа жизни и повышение эффективности использования средств физической культуры и спорта в укреплении здоровья населения, в городе реализуется долгосрочная целевая программа: «Развитие физической культуры и массового спорта в городе Орле на 2011-2015 гг.»
Основные задачи Программы:
- вовлечение максимально возможного числа жителей города Орла в систематические занятия физической культурой и спортом;
- организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на территории города Орла;
- обеспечение подготовки и участия спортивных сборных команд города Орла в региональных и межрегиональных соревнованиях по различным видам спорта;
- пропаганда активного и здорового образа жизни среди жителей города Орла, повышение спортивного престижа города;
- обеспечение максимально возможного освещения проводимых физкультурных и спортивных мероприятий в средствах массовой информации, подготовка специальных репортажей, публикаций о достижениях спортсменов, тренеров, итогах деятельности за определенный период времени, значимых событиях в области физической культуры и спорта;
- проведение строительно-реконструкционных работ и обустройство имеющихся спортивных сооружений, в том числе и технологий;
- оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территории города Орла, по привлечению горожан к систематическим занятиям физической культурой и массовым спортом;
- совершенствование системы подготовки ведущих, перспективных спортсменов и сборных команд города для участия в соревнованиях различного ранга;
- развитие физической культуры и массового спорта по месту жительства. Ильинский И.М. Молодеж и молодежная политика. Философия.Теория. История[текст].- М.: Голос, 2009.- 696с.
Одной из основополагающих задач является создание условий для развития физической культуры и спорта среди детей, подростков, молодежи. Не в полной мере проводится работа по физическому воспитанию в образовательных учреждениях, недостаточное число занимающихся в спортивных секциях школьников и студентов средних специальных учебных заведений. Незначительный рост учащихся, занимающихся в спортивных школах (26,1% в 2009 году, 26,3% в 2010 году), обусловлен лишь снижением числа учащейся молодежи на 360 человек. К 2015 году необходимо увеличение доли учащихся, занимающихся в спортивных школах, до 40%.
Одна из острейших проблем - отсутствие спортивной базы в большинстве образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, а так же отсутствие широкого студенческого спортивного движения.
Решение вопросов развития спортивной базы федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования не входит в компетенцию органов государственной власти города Орла, но расширение спортивной базы в целом может во многом помочь в снижении остроты проблемы. Ильинский И.М. Молодеж и молодежная политика. Философия.Теория. История[текст].- М.: Голос, 2009.- 696с.
Для увеличения интереса к спорту среди населения по месту жительства, необходима работа по восстановлению дворовых спортивных площадок и дворовых команд, отвечающих общественным нуждам и доступных для всех по ценам.
Однако строительство дворовых площадок не достаточно для популяризации спорта в молодежной среде, одна из первоочередных задач - сделать спорт доступным для молодежи.
Не менее важна организация спортивно-развлекательных и творческих мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни молодежи.
Несовершенство системы выявления и продвижения талантливой молодежи, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность может существенно затруднить реализацию социально-экономических приоритетов по модернизации экономики и других сфер жизни города. Реализация творческого потенциала молодежи нуждается в совершенствовании. Пипкина Т.А. Государственная муниципальная политика[текст]. - М.: Смарт, 2007.- 324с.
Несмотря на широкий круг участия представителей талантливой творческой молодежи в отборочных и финальных этапах городских творческих конкурсов, рамки мероприятий не могут охватить всех желающих и позволить проявить свои творческие способности ввиду ограниченного финансирования. Используется вариант привлечения внебюджетных источников (спонсорские средства, собственные средства конкурсантов), но ввиду финансово-экономической ситуации последних лет подобные просьбы зачастую заканчиваются отказом со стороны коммерческих структур. Молодежь России и вызовы XXI века: социально-нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях[текст] / Под общей редакцией д.э.н., профессора А.А.Шулуса. М.,2011. - 203с.
Уровень финансовой обеспеченности молодежной политики не позволяет направлять представителей молодежи Орла для участия в творческих конкурсах по приглашению других городов и регионов. Карпухин И.О. Молодежь в России: особенности социолизации и самореализации// социологические исследования[текст].- 2010 По тем же причинам делегации молодежи города Орла не имеют возможности принимать участие во многих межмуниципальных и межрегиональных семинарах, конференциях, 'круглых столах' и лагерях актива, приглашения на которые регулярно поступают в администрацию города.
Таким образом, у молодежи отсутствует возможность обмена опытом и реализации своего потенциала за пределами города. Кроме того, это приводит к снижению репутации города Орла на межмуниципальном и межрегиональном уровне. Поэтому возникает необходимость в проведении ряда мероприятий, направленных на отбор у привлечении к общественной деятельности активной молодежи города. Молодежь России и вызовы XXI века: социально-нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях / Под общей редакцией д.э.н., профессора А.А.Шулуса. М.,2011. - 203с.
Сбор молодежного актива г.Орла это методическая и технологическая подготовка молодежного актива региона. Этот проект который соберет общественников-активистов, молодых специалистов интересующихся политикой, экономикой. Проведение сбора в регионе позволит создать актив для реализации молодежных проектов в регионе. Молодежная политика в регионе: проблемы и перспективы[текст]. Межвузовский круглый стол, под общей редакцией профессора А.А. Харченко.-Орел: издательство Орагс, 2009-244 с.
Участники Сбора:
-актив студенческого самоуправления ВУЗов и профсоюзов,
- представители студенческих научных сообществ, молодые ученые,
-представители молодежного правительства и парламента,
-представители молодежных общественных организаций,
молодые люди, прошедшие конкурсные мероприятия, официально приглашенные для участия в сборе.
Образовательная программа:
В рамках сбора проходит специализированная образовательная программа: лекции, мастер-классы, тренинги, панельные дискуссии, круглые столы с ведущими специалистами, образовательная программа по предлагаемым молодежным проектам.
Главным фактором в обеспечении общей эффективности Сбора является обязательное требование по целенаправленному подбору участников на основании строгих критериев, утверждаемых Оргкомитетом. Для разных уровней участников процедура отбора может состоять из нескольких ступеней. К стандартным критериям отбора может относиться оценка анкеты кандидата, анализ предлагаемого проекта/проектной идеи, а также дополнительная оценка индивидуальных особенностей с целью выявления предрасположенностей социально-девиантному поведению и/или иных индивидуальных особенностей, препятствующих эффективному обучению, групповом взаимодействию и восприятию свойств и установок, соответствующих целям и задачам сбора.
Каждое направление в рамках сбора актива предполагает достижение промежуточных и конечных практических заранее запланированных результатов. Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.
По окончании сбора молодежного актива участники получают дипломы подтверждающие участие в данном мероприятии, после курса лекций и проведения курса лекций участники пишут тесты срез знаний.
Следует отметить, что проведение такого сбора должно быть постоянным и детально освещаться в средствах массовой информации города.
Кроме того необходимо проведение такого мероприятия как Дистанционный образовательный курс который представляет собой комплексную учебную программу по направлению «Управление инновациями» и предназначена для начинающих предпринимателей из числа учащейся молодежи ВУЗов, потенциальных авторов и инициаторов инновационных проектов, участников проектных команд и других лиц, которые связывают свое будущее с инновационным бизнесом. Эта категория слушателей является наиболее заинтересованной и мотивированной в получении практических навыков в сфере инновационного бизнеса. Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.
Цель проекта: ознакомление с современной практикой управления инновационным бизнесом, передача передового практического опыта подготовки, оценке коммерческой привлекательности и представления инновационных проектов ранних стадий развития венчурным инвесторам.
Изложение учебного материала для слушателей будет сопровождаться демонстрацией наглядных пособий (схем и компьютерных презентаций по тематике), реальных образцов брошюр и проспектов перспективной отечественной инновационной продукции. Целевая программа «Молодеж города Орла на 2011-2015 гг.»[текст]
Основной формой проведения занятий является семинар-тренинг, а так же деловые игры.
В ходе семинар-тренингов помимо информационного блока не менее 60 процентов времени отнесены на практические занятия со слушателями, что отражено в учебном плане.
В деловой игре слушатели курсов должны на практике показать свои знания и умения.
Слушателем курса может стать молодой человек в возрасте до 30-ти лет (для имеющих научную степень -- до 35-ти лет), заинтересованный в повышении своего образовательного уровня в области современных тенденций научно-технического развития, инновационного менеджмента, и ориентированный на практическую деятельность в инновационной сфере.
В своей деятельности Управление по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями проводит работу с представителями Вузов, а так же профкомами и студсоветами.
Поэтому необходимо не только выявление активной молодежи города, но и последующее ее обучение, примером такого обучения может послужить мероприятие под названием Школа подготовки тренеров-модераторов для работы в молодежной среде, которая проводилась в Москве.
Цель программы: подготовить тренеров, способных вести тренинги по различным тематикам, а также выступать в качестве модераторов молодёжных социальных инициатив в г.Орле, то есть тренеры-модераторы должны стать проводниками идей в молодежною среду.
В ходе прохождения Конвейера участники получают навыки организации и управления процессом, знания реалий сферы, навыки анализа рынка, навыки создания коалиций, команд, получат квалифицированные обоснованные рекомендации относительно наиболее эффективных путей развития своего проекта.
Для реализации проекта требуется соблюдения ряда основополагающих факторов: объявление конкурса для потенциальных участников программы;
1) разработка специфики программы;
2) выработка критериев и ожидаемых результатов;
3) разработка системы отбора кандидатов в участники программы;
4) формирование профессиональной группы в составе 15 -20 человек;
Для успешной реализации молодежной политики на территории муниципального образования г.Орла необходимо либо четкое разграничение работы Управления по делам молодежи и Управления по физической культуре, спорту и туризму администрации г.Орла. либо объединение двух управлений в единый департамент.
Следует отметить, что большинство мероприятий проводимых в г.Орле в сфере молодежной политики являются типовыми. В качестве примера может послужить работа молодежных оперативных отрядов в городе, зачастую учебные заведения не заинтересованы в формировании и предоставлении актуальной информации о деятельности оперативных отрядов, в свою очередь органы внутренних дел не всегда готовы сотрудничать с учебными заведениями и управлением по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями. Ильинский И.М. Молодеж и молодежная политика. Философия.Теория. История[текст].- М.: Голос, 2009.- 696с.
Поэтому возникает необходимость в упразднении либо в реформировании молодежных оперативных отрядов.
Работа с подростками стоящими на различных видах профилактического учета заключается лишь в проведении круглых столов и конференций, однако, как показывает практика, является неэффективной.
Управление по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями проводит ряд мероприятий по работе с работающей молодежьюё которые направлены на пропаганду здорового образа жизни, примером могут послужить ставшие уже традиционными мероприятия «Молодежь выбирает спорт» и «Студенческие гонки», однако следует отметить что для проведения спортивных мероприятий необходимо наличие спортивных центров и спортивного инвентаря.
Для оптимизации деятельности управления и проведения креативных мероприятий необходимо увеличение финансирования, а так же наличие необходимой спортивной базы.
Тесное сотрудничество с профкомами и студенческими советами учебных заведений, а так же с активами учебных заведений, проведение круглых столов.
Для успешной реализации молодежной политики необходимо создать условия для социального становления личности молодого человека, а так же для инновационной деятельности всего молодого поколения в интересах общества.
Первостепенное внимание следует обратить на организацию связи управления со средствами массовой информации, в первую очередь интернета. Целесообразно ввести в практику регулярные встречи руководителей управления по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями с журналистами а так же с активной молодежью города.
В настоящее время в Управлении по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями проводится ряд мероприятий направленных на оптимизацию деятельности.
Раздел 3. Предполагаемые результаты совершенствования механизмов реализации молодежной политики муниципального образования г. Орел
Научный подход к государственной молодежной политике предполагает знание социально-психологических особенностей молодежи, путей ее вхождения в жизнь общества, трудностей адаптации.
Молодежная политика - необходимое условие социального прогресса, развития общества. Однако любая концепция может оставаться на бумаге, если не будет четко продуман механизм ее реализации, не созданы финансово-экономические основы обеспечения поставленных задач.
За последние годы в нашей стране было создано немало иллюзорных мифов о молодежи, с одной стороны идеализирующих, а с другой - негативно оценивающих жизнь и поколение подрастающего поколения в целом. Но для прогнозирования настоящих и будующих процессов необходим строго научный подход к молодежным проблемам , знание реальной картины, глубокое изучение интересов и жизненых планов, ценностных ориентаций и реального поведения молодежи с учетом всех конкретных исторических и социальных условий, в которых она воспитывается. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.
Государственная молодежная политика нередко зависит от отношений руководителей администраций, депутатов представительных органов власти субъектов российской Федерации к данной проблеме. Об этом свидетельствует существенные различия в статусе региональных органов по работе с молодежью и численности их работников.
Анализ практической деятельности органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации показывает, что на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Федерации структуры по реализации государственной молодежной политики не смогли скоординировать деятельность различных органов власти в этой сфере. Существующие организационные структуры по работе с молодежью до сих пор не адаптированы к координации такого вида деятельности и объединению возможностей государственной и иных органов в работе с молодежью.
При всем различии в реализации молодежной политики органами местного самоуправления можно говорить об общих проблемах этого уровня: узковедомственный и отраслевой подход в работе с молодежью; нескоординированость деятельности структур по работе с молодежью; недостаточность или полное отсутствие материально-технической базы органов по делам молодежи. Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.
Для успешной реализации молодежной политики необходимо создать условия для социального становления личности молодого человека, а так же инновационной деятельности всего молодого поколения в интересах общества.
В настоящее время в г.Орле принята и реализуется городская долгосрочная целевая программа «Молодежь города Орла на 2011-2015 гг.», в которой обозначены основные приоритеты развития и реализации молодежной политики в муниципальном образовании города. Целевая программа «Молодеж города Орла на 2011-2015 гг.»[текст]
Одним из приоритетных направлений является отбор активной молодежи города, для успешной реализации данного направления необходимо провести сбор молодежного актива города, ранее аналогичное мероприятие уже проводилось, однако не получило широкое распрастронение среди молодежи.
Ожидаемые результаты:
- выявление и отбор наиболее подготовленных и перспективных молодых лидеров региона;
- сплочение молодежных проектных команд для участия в региональных программах реализации государственной молодежной политики;
- подготовка региональной команды для организации региональных форумов и участия в федеральных мероприятиях.
В последствии из участников данного мероприятия формируется молодежный актив муниципального образования.
Для успешной реализации данного проекта необходимо тесное сотрудничество с профкомами ВУЗов города, реклама в СМИ, прежде всего в интернете.
Отбор и подготовка активной молодежи города может проходить в несколько этапов, например после завершения сбора активной молодежи города Орла провести мероприятие «Школа подготовки тренеров-модераторов» а так же мероприятие «Управление инновациями».
Ожидаемые результаты:
- подготовка профессиональных команд молодежных и детских общественных объединений;
- повышение квалификации специалистов органов по делам молодежи и государственных/муниципальных учреждений поработе с молодежью;
- выстраивание системы эффективного взаимодействия органов по делам молодежи и молодежных организаций используется для оценки и отбора лучших молодежных проектов и особо эффективен при проведении грантовых конкурсов по определенным номинациям. Ильинский И.М. Молодеж и молодежная политика. Философия.Теория. История[текст].- М.: Голос, 2009.- 696с.
В дальнейшим студенты зарекомендовавшие себя во время проведения Сбора, продолжают тесно сотрудничать с Управлением по молодежной политики и взаимодействию с общественными организациями, из актива города впоследствии формируется молодежный парламент.
Молодежная политика в любом муниципальном образовании в частности в г.Орле, должна исходить из диалога молодежи и органов по работе с молодежью.
Активисты молодежных движений, представители ВУЗов, после реализации проектных мероприятий, должны стать проводниками идей для реализации проектов и программ проводимых управлением по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями.
В связи с этим возникает необходимость в проведении встреч между руководителями управления и активистами молодежных движений.
Одна из острейших проблем - отсутствие спортивной базы в большинстве образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, а так же отсутствие широкого студенческого спортивного движения. Ильинский И.М. Молодеж и молодежная политика. Философия.Теория. История[текст].- М.: Голос, 2009.- 696с.
Решение вопросов развития спортивной базы федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования не входит в компетенцию органов государственной власти города Орла, но расширение спортивной базы в целом может во многом помочь в снижении остроты проблемы.
Обязательным элементом реализации молодежной политики в муниципальных сообществах должен стать мониторинг положения молодежи, осуществляемый по единой региональной программе.
Целесообразно проведение региональной научно практических конференций, посвященной проблемам разработки и реализации молодежной политики.
Следует отметить, что реализация проектов на уровне муниципального образования невозможна без содействия со стороны министерства спорта, туризма и молодежной политики в Российской Федерации.
В настоящее время в городе Орле существует ряд проблем связанных реализацией молодежной политики, проблемы
В Управлении по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями администрации г.Орла необходимо организовать социологические и социально-психологические службы по выявлению интересов, потребностей и нужд молодежи муниципального образования. Необходимо всемерно поддерживать инициативы по организации союзов учащихся а так же студенческой и работающей молодежи. Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[текст].- Спб.: 2009.-47 с.
молодежный политика муниципальный
Заключение
Существование в настоящее время социальных проблем детей и молодежи актуальны в любой стране наряду с экономическими, политическими и прочими проблемами, и Россия в этом не исключение. Для реализации основных направлений молодежной политики создаются целевые комплексные программы и выделяются средства бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней.
Для решения проблем молодежи необходимо принятие конкретных действий и разработка проектов, которые, с помощью целенаправленных, продуманных, последовательных мер, составляющих молодежную политику, помогут в разрешении молодежных проблем на всех уровнях.
Молодежь характеризуется теми общественными отношениями и формами, которые определяют ее как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодежь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой ее объективной сущности.
Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Возникающие внутри этого процесса противоречия лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем. Опарина М.В. Муниципальная молодежная политика[текст] //Экспертиза, 2009.-154с.
Государственная молодежная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений.
Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой специальное законодательство о государственной молодежной политике, государственное регулирование молодежной политики, плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики, формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном.
Муниципальная молодежная политика - это совокупность целей и мер, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений, инициатив.
Целью выпускной квалификационной работы ставилось изучение направлений реализации молодежной политики, анализ и выявление проблем молодежи города Орла, и поиск путей решения этих проблем. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.
За последние несколько лет произошли изменения во многих областях жизни молодых людей, таких как образование, культура, социальная защита, ухудшилась демографическая ситуация, соответственно сменился социальный курс молодежи и появились определенные проблемы, с которыми молодые люди сталкиваются каждый день.
Молодежь г.Орла в большинстве считает проводимую на муниципальном уровне молодежную политику малоэффективной или неэффективной.
Главными проблемами, представленными в гипотезе и подтвержденными социологическим исследованием, можно назвать следующие:
- отбор активной молодежи города;
- проблемы, связанные с организацией малого предпринимательства;
- низкая информированность молодежи о культурной жизни города;
Однако, несмотря на всесторонне рассмотренную тему и глубокое исследование проблемы, осталось достаточно нераскрытых аспектов данного вопроса. Проблемы молодежи рассматриваются в значительном объеме научных публикаций, однако, на сегодняшний день недостаточно прикладных исследований, посвященных вопросам разработки рекомендаций по решению проблем молодых людей с учетом всех специфик этой социальной группы. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.
Совершенствование принципов и подходов к реализации молодежной политики на муниципальном уровне должно руководствоваться следующими аспектами:
1. На организационно-управленческом уровне поставлены задачи налаживания координации в сфере молодежной политики, повышения роли органов по делам молодежи в межотраслевом регулировании, укрепления структур по координации деятельности в сфере молодежной политики при главах администраций, при организационном обеспечении их деятельности органами по делам молодежи.
2. Необходимо продолжить линию на формирование органов по делам молодежи, не совмещающих свои специфические функции с другими функциями государственной деятельности. Целесообразно установление вертикали в управлении муниципальной молодежной политикой на основе координации и совместной работы в осуществлении вопросов, относящихся к совместному ведению. Первостепенной задачей является поддержка усилий местного самоуправления по созданию и стабилизации работы органов по делам молодежи. Опарина М.В. Муниципальная молодежная политика[текст] //Экспертиза, 2009.-154с.
3. Молодежная политика должна интегрировать ресурсы из разных источников для концентрации на нескольких ключевых направлениях: обеспечение учебной и трудовой занятости молодежи; воспитание гражданственности и патриотизма; поддержка общественно значимых инициатив различных групп молодежи, детских и молодежных общественных объединений; организация отдыха и оздоровления молодежи.
4. Необходимо исключение остаточного принципа финансирования молодежной политики; утверждение принципа долгосрочного инвестирования на затраты в сфере муниципальной молодежной политики. Введение отдельной строки в бюджетах всех уровней на поддержку молодежных и детских общественных объединений.
5. Одним из приоритетов молодежной политики в области занятости остается создание и развитие полноценных информационных и консультационных служб для молодежи, доступных для молодых людей.
6. Необходимо расширить сеть учреждений социального обслуживания молодежи и разработать нормативы их обеспечения. Ведущее значение имеет формирование системы минимальных социальных стандартов обеспечения молодежи в рамках муниципальной молодежной политики и, на основе их, социальных норм и нормативов, в том числе объемных и сетевых (норм и нормативов обеспечения учреждениями и другими институтами), стандартов деятельности и нормативов финансовых затрат.
7. Для усиления эффективности молодежной политики необходимо мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. Задача заключается в создании условий для развития молодежной инициативы в регионе, стимулировании добровольчества. Молодежь России и вызовы XXI века: социально-нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях[текст] / Под общей редакцией д.э.н., профессора А.А.Шулуса. М.,2011. - 203с.
8. Необходимо разработать меры по регулярному освещению положения молодежи, как в Нижегородском регионе, так и в Российской Федерации, инициатив молодежных и детских общественных объединений, хода реализации молодежной политики.
В Управлении по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями администрации г.Орла необходимо организовать социологические и социально-психологические службы по выявлению интересов, потребностей и нужд молодежи муниципального образования.
Необходимо всемерно поддерживать инициативы по организации союзов учащихся а так же студенческой и работающей молодежи. Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[Текст].- Спб.: 2009.-47 с.
Первостепенное внимание следует обратить на организацию связи управления со средствами массовой информации, в первую очередь интернета. Целесообразно ввести в практику регулярные встречи руководителей управления по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями с журналистами а так же с активной молодежью города.
Приложение А
Таблица 1 - Структура финансирование долгосрочной целевой программы «Молодежь г.Орла на 2011-2015гг.»
Структура финансирования Программы |
Финансовые затраты на реализацию |
||||||
Всего |
в том числе по годам |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
Всего по Программе |
16977 |
2556 |
2969 |
3639 |
3815 |
3998 |
|
из них: городской бюджет |
16242 |
2409 |
2822 |
3492 |
3668 |
3851 |
|
внебюджетные источники |
735 |
147 |
147 |
147 |
147 |
147 |
Приложение Б
Структура управления по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями администрации города Орла
Приложение В
Количество молодежи в возрасте от 14 до 35 лет, проживающих в городе Орле
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации [Текст]. - М.: Норма, 2008. - 33 с.
2. Целевая программа «Молодеж города Орла на 2011-2015 гг.»[текст]
3. . Амелина А.Н. Государственная молодежная политика сегодня[текст]. -М.:ПРИОР,2010.-123с.
4. Беспаленко, П.Н. Проектирование государственной молодежной политики в условиях муниципального образования[Текст]. - Белгород 2010.-100с.
5. Антонов М.Г. Молодежная политика партий, государственных и общественных организаций: историко-политический и теоретический аспект,[текст] : Автореф. дис.канд. ист. наук. - М., 2009. - 28 с.
6. Бабочкин П.И., Задорожная И.И., Рогачева М.Г. Социально-профессиональные ориентации учащихся и факторы выбора профессии[текст]. М., 2010.-203 с.
7. Бабочкин П.И., Ильинский О.И., Ушакова М.В. Московские школьники о профессиональном самоопределении (По материалам II этапа социологического мониторинга учащихся старших классов, апрель 2011)[текст]. М., 2010.-135 с.
8. Бабочкин П.И., Плотников А.Д. Положение молодой семьи в Российской Федерации, 2011 год (По итогам социологического исследования «Положение молодой семьи в Российской Федерации в 2011 году)[текст]. М., 2011.- 203 с.
9. Быков В. В., Парамонов А. И. Развитие предпринимательства в молодежной среде[текст]. Учеб.-метод. пособие. М., 2010.-143с.
10. Быков С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности [текст]// Cоцис, 2010. № 4.
11. Бабочкин П.И. Молодежь в структуре современного российского общества[Текст],-М.: Ниц при институте молодежи, 2008.-204 с.
12. Вишневский Ю.Р. Современная российская молодежь методы изучения// молодеж и общество на рубеже веков/[Текст].-М.: 2010. - 90с.
13. Глазунов И.В. Особенности реализации государственной молодежной политики в Магаданской области. Реализация государственной молодежной политики на территории Магаданской области. Сборник / Упр. по делам молодежи админ. Магадан. обл. - Магадан: ООО 'Охотник', 2007.-343с.
14. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Гусова С. А. Социальная работа с молодежью.[текст] Учебник для студентов вузов. М., 2006.
15. Глазунов И.В. Предпочтения молодежи и направления формирования региональной молодежной политики[текст] // Федерализм, 2007.-145с.
16. Гуров В.Н. Социализация личности[Текст].- Ставрополь 2009.- 325 с.
17. Данилин П.М. Новая Молодежная политика [Текст]2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с.
18. Дмитриева А.Н. Управление муниципальным образованием.[текст] - М.: Олма-пресс, 2008 .-254с.
19. Елешина Н.А. Детское и общественное объединение как самоорганизующаяся система[текст],- ЛОГОС 2011.- с. 180-188.
20. Иванова С.А. Муниципальное право.[текст] - М.: Юридическая литература.-2009.-254с.
21. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи.[текст] Екатеринбург. 1997.
22. Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи[текст]// Социс, 2000. № 6.
23. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений.[текст] М., 2009.-с.123
24. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М.: Социум, 2010.- с. 321
25. Игнатов В.Г. и др. Региональная молодежная политика: Проблемы и опыт становления[текст] / В.Г. Игнатов, А.Н. Нифанов, П.Н. Беспаленко. Ростов н/Д.: Изд-во Сев. -Кавк. акад. гос. службы, 2009.
26. Иванов О.И., Васильев И.Г. Динамика социальной напряженности в отношениях молодежи и общества [текст](основные положения концепции исследования) // Регион: Политика. Экономика. Социология. 2009. № 1
27. Кесельман Л., Мацкевич М. Социальные координаты отечественного наркотизма // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. М., 2009. № 6.
28. Карпухин И.О. Молодежь в России: особенности социолизации и самореализации// социологические исследования[Текст].- 2010
29. Калинкин М.Ю. Международные документы в интересоах детей и молодежи// Регион: Политика. Экономика. Социология. 2011. № 1
30. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России[Текст].- Спб.,2009.- 67 с.
31. Мудрик А.В. Социальная педагогика[Текст].-М.:Академия, 2010.-306с.
32. Молодеж России: Тенденции перспективы/под.ред. И.М.Ильинского[Текст].-М., 2008 - с.100
33. Молодежь России и вызовы XXI века: социально-нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях / Под общей редакцией д.э.н., профессора А.А.Шулуса. М.,2011. - 203с.
34. Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков (Как противостоять агрессивному экстремизму, ксенофобии и насилию среди молодежи): Материалы Международной конференции, 18-19 ноября 2011 г., Россия. М.: Социум, 2011.-383с.
35. Молодежь: будущее России.[текст] М., 2010.-132 с.
36. Молодежь - будущее России. Ч. 1, 2. Екатеринбург, 2008.-253 с.
37. Молодежь в современном российском обществе: научная сессия Института молодежи 22-23 февраля 1995 г. М., 2010.-132 с.
38. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. Вып. 1, 2. СПб., 2009.- 202 с.
39. Молодежь и молодежная политика в Орловской области. Положение молодежи в Орловской области: 2000г.- Орел 2001.-54 с.
40. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001.-34с.
41. Молодежная политика в регионе: проблемы и перспективы[текст]. Межвузовский круглый стол, под общей редакцией профессора А.А. Харченко.-Орел: издательство Орагс, 2009-244 с.
42. Муравьев В.В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты рецидивной преступности молодежи. - Нижний Новгород, 2010.- 321 с.
43. Ильинский И.М. Молодеж и молодежная политика. Философия.Теория. История[Текст].- М.: Голос, 2009.- 696с.
44. Опарина М.В. Государственная молодежная политика//Экспертиза, 2008.-135с.
45. Опарина М.В. Муниципальная молодежная политика[текст] Экспертиза, 2009.-154с.
46. Иваненков С. П. Проблема социализации современной молодежи. М., 2008.-341с.
47. Пипкина Т.А. Государственная муниципальная политика.[текст] - М.: Смарт, 2007.- 324с.
48. Рожнов О. А., Луков В. А. Государственная молодежная политика и национальная безопасность [текст]// Безопасность Евразии. 2006. №3. с.65.
49. Капранов В.А. Молодеж в системе временных координат[Текст].- Спб.: 2009.-47 с.
50. Камалдинова Э. И. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности [текст]. Педагогика. 2008.
51. Гаджиев К.С. Каменская Г.В. Родионов Г.А. Введение в политологию. - М.: Пресс, 2007.с.179с.
52. Рожнов О. А., Луков В. А. Государственная молодежная политика и национальная безопасность[текст] // Безопасность Евразии. 2006.-165с.
53. Смирнова А.Н. Совершенствования муниципальной молодежной политики.[текст] - М.: ПРИОР, 2006.-98с.
54. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики [текст], Отв. ред. В.Т.Лисовский. М., 2008.-342с.
55. Тимофеев А.Е. Муниципальное управление.[текст] - М.: Олма-пресс, 2007.-232 с.
56. Яковлев П.А. Демографические условия формирования молодёжной политики[текст]//Политика молодёжи, 2007.- 341 с.
57. Управление и общество: материалы 2 Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов[текст]/под.ред. О.А. Запорожченко. Тамбов. Издательство Чеснокова 2009г.-231 с.
58. Молодежь в России: Тенденции, перспективы[текст]/под.ред. И.М.Ильинского.-М.,2011.-231 с.
59. Д.А.Медведев. Россия, вперед!//kremlin.ru; Российская газета,2009,11сентября.
60. Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] / Администрация Президента РФ. - М, 2011. Режим доступа: www.president.kremlin.ru.