Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Инклюзивное образование

Работа из раздела: «Социология и обществознание»

/

/

Введение

Актуальность. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.

Детская инвалидность является объектом дaнной курcовой рaботы.

Предмет дaнной курcовой рaботы - проблемы инклюзивного образования.

Цель нaпиcaния дaнной курcовой рaботы - изучить основные проблемы инклюзивного образования в РФ.

Для доcтижения цели определяютcя cледующие зaдaчи:

· рассмотреть инклюзивное образование в России и странах мира;

· изучить права и льготы инвалидов;

· подробно рaccмотреть кaтегории инвалидности.

Методы. Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии - если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты.

Практическая значимость очень велика. Все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения. Есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье.

1. Социальные проблемы инвалидов в России

1.1 Терминология

инвалидность право льгота

Инвалидность - состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Инвалид - человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства[19].

Принято различать следующие ключевые понятия:

· дефект или нарушение: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от неё;

· инвалидность: ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов;

· нетрудоспособность: ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью.

Слово «инвалид» (буквально означающее «непригодный») в настоящее время все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями». Тем не менее, этот устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а также в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах ООН.

Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: «человек с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенесший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»), «слабослышащий» (а не «глухонемой»). Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают жалости или негативных эмоций[19].

1.2 Категории инвалидности и статистика

Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям:

· нарушения статодинамической функции (двигательной),

· нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,

· сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),

· психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

Определение 1 группы инвалидности

Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из категории жизнедеятельности либо их сочетанию. Критерии установления 1 группы инвалидности:

· неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц;

· неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;

· неспособность к ориентации (дезориентация);

· неспособность к общению;

· неспособность контролировать свое поведение.

Определение 2 группы инвалидности

Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию.

Показания к установлению 2 группы инвалидности:

· способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

· способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

· неспособность к трудовой деятельности или способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;

· неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных учебных заведениях, или по специальным программам в домашних условиях;

· способность ориентации во времени и в пространстве, требующая помощи других лиц;

· способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

· способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц.

Определение 3 группы инвалидности

Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойкими незначительно или умеренно выраженными расстройствами функций организма, обусловленными заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетание.

Показания для установления 3 группы инвалидности:

· способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;

· способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния;

· способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);

· способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;

· способность к ориентации во времени и в пространстве при условии использования вспомогательных средств;

· способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации[19].

1.3 Проблемы детей-инвалидов

К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем. Больницы различного уровня (республиканские, краевые, центральные, районные, в т.ч. детские); специализированные больницы и отделения (неврологические, психиатрические, туберкулезные и др.); консультативно-диагностические центры после обследования и лечения могут рекомендовать установление ребенку инвалидности. Рекомендация фиксируется в «Истории развития ребенка» (форма №112/у) и в «Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного». Эти рекомендации учитываются при установлении ребенку инвалидности. Медицинская карта направляется в лечебное учреждение по месту постоянного проживания ребенка. Врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения по месту постоянного проживания ребенка оформляют медико-социальное заключение на ребенка-инвалида. Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребенка нарушений в состоянии здоровья и возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности. Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида оформляется в 2-х экземплярах:

· первый экземпляр Заключения остается в выдавшем его учреждении;

· второй экземпляр в трехдневный срок направляется в районный (городской) отдел социальной защиты населения по месту постоянного проживания ребенка. Родители или опекун ребенка-инвалида уведомляются о направлении медико-социального заключения в органы социальной защиты населения с целью назначения ребенку социальной пенсии по инвалидности.

В медико-социальном заключении на ребенка-инвалида содержатся рекомендации для ребенка-инвалида:

· необходимость пребывания ребенка в специализированном детском учреждении;

· обучение на дому или в специальном учреждении;

· обеспечение необходимым оборудованием, вспомогательными средствами;

· необходимость санаторно-курортного лечения; профиль санатория, срок пребывания;

· комплекс основных реабилитационных мероприятий; и пр. При установлении МСЭК лицам старше 18-ти лет инвалидности с детства 1 или 2 группы они, как и дети-инвалиды в возрасте до 18-ти лет, приобретают право на получение социальной пенсии в размере минимальной пенсии по старости[20].

Гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, пенсия назначается независимо от стажа работы.

Дети-инвалиды имеют льготы:

· 50%-ную скидку на проезд по железной дороге, на авиалиниях, в автобусах междугородного сообщения на период с 1 октября по 15 мая;

· дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси);

· детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородних внутрирегиональных маршрутов;

· дети-инвалиды и сопровождающие их лица имеют право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно;

· дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18-ти лет обеспечиваются жильем вне очереди;

· семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартирную плату не ниже 50% (в общественном жилом фонде).

Понятии «ребенок-инвалид» и «инвалид с детства» различаются. «Инвалид с детства» - это причина инвалидности, устанавливаемая одновременно с группой инвалидности. Указанная причина определяется гражданам старше 18 лет, в случаях, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, возникла до 18 лет. Эта причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. - в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности. Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория «ребенок-инвалид» [20].

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются:

· общее заболевание,

· трудовое увечье, профессиональное заболевание,

· инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны,

· военная травма, заболевание, полученное в период военной службы,

· инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска,

· иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

По оценкам ВОЗ 2011 года, почти 15% населения во всем мире имеет инвалидность (что превышает сделанные ранее оценки ООН на 10%. В 2002-2004 гг. в России 16,4% населения имели ту или иную степень инвалидности, а количество потерянных лет трудоспособной жизни составляло 10 лет на 100 человек в 2004 году. Согласно официальной статистике, в России проживает ок. 10 млн инвалидов, по оценке Агентства социальной информации - не менее 15 млн. Официальная статистика учитывает численность инвалидов, имеющих непросроченное свидетельство об инвалидности, в то время как к ним можно также отнести людей, подпадающих под определение инвалидности, но не знающих об этом или не оформивших соответствующий статус. В 1996 г. в России официально зарегистрированных насчитывалось более 6,2 миллионов человек (4,2% населения) [19].

1.4 Права инвалидов и интеграция в общество

Инвалидность - не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены:

1. Медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.

Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов.

Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными.

2. Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности в том числе и людей с различными ограничениями.

Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.

Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

3. МКФ (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья) в качестве модели инвалидности[20].

Обычно выделяют две главные концептуальные модели инвалидности. Медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения.

Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность - это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. МКФ основывается на такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспекты.

1.5 Социальная поддержка - государственная и частная

ООН в 1983-1992 гг. проводила Десятилетие инвалидов, а в 1992-м году учредила ежегодный Международный день инвалидов.

В России организована широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями. Человек, у которого диагностированы ограничения, может получить подтверждение статуса инвалида. Такой статус позволяет ему получать определенные социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство реабилитации (протезы, коляску или слуховой аппарат), скидки по оплате жилья, санаторные путевки. До монетизации льгот инвалиды также получали бесплатный билет для проезда в место отдыха, скидки на покупку автомобиля и др. Монетизация заменила часть льгот ежемесячными денежными дотациями[19].

Получение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации - основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудоустройству, направления на лечение.

11 июня 1999 г. Министерством Юстиции РФ за №3714 по инициативе общественных организаций инвалидов России зарегистрирован Общероссийский Союз общественных организаций инвалидов «Союз инвалидов России» [. Союз инвалидов России организует благотворительную деятельность и проводит различные общественные и государственные мероприятия.

Есть примеры и частной поддержки. Во многих городах оказываются платные услуги, столичная сотовая сеть МегаФон создала специальный тариф «Контакт» для людей с ограничениями по слуху.

Защиту прав инвалидов, обучающую работу оказывают многие организации, созданные в стране, например:

«Перспектива» была создана в 1997 г. на базе Всемирного Института по проблемам инвалидности (ВИПИ). Цели этой организации - содействовать самостоятельности инвалидов в российском обществе и повышению качества их жизни.

Сеть организаций инвалидов «Независимая жизнь» в городах: Нижний Новгород, Ухта, Самара, Тольятти, Тверь, Ростов-на-Дону, Улан-Удэ, Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Владимир, Архангельск, пос. Майма (Республика Алтай) и в странах СНГ: Грузия, Азербайджан, Армения, Узбекистан.

Поддержку и финансирование проектов также осуществляет ряд иностранных и международных фондов (USAID, Всемирная Организация Здравоохранения) [20].

Неоднократно отмечался низкий уровень социальной поддержки инвалидов в России.

2. Перспективы инклюзивного образования в России

2.1 Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы

В российском обществе неоднократно предпринимались попытки решить проблему социализации детей с ограниченными возможностями, например, через создание специальных реабилитационных центров. Однако их основной особенностью было то, что здоровые педагоги общались с детьми-инвалидами. В случае инклюзивного образования здоровые дети общаются с детьми инвалидами. В статье описывается опыт средней общеобразовательной школы №11 г. Новокуйбышевска Самарской области по созданию системы инклюзивного образования. Рассказывается о трудностях, с которыми столкнулась школа, первых успехах и неудачах, достаточно подробно описываются физические элементы безбарьерной среды. Особое внимание уделено процессу вхождения детей-инвалидов в общеобразовательный учебный процесс и внешкольные мероприятия, восприятию их обычными детьми, их родителями, педагогами. Рассказывается о мероприятиях по выработке толерантного отношения к детям-инвалидам. Статья может быть полезна при анализе опыта внедрения инклюзивного образования в России в рамках конкретного региона [1].

Современное гражданское общество невозможно без активного вовлечения всех своих членов в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения необходимых гарантий безопасности, свободы и равноправия.

Особенно актуально этот вопрос проявляется в деятельности по вовлечению людей, имеющих определённые физические недостатки (мы бы даже сказали - скорее особенности) в нашу социальную среду. Понятие инвалид изначально ущербно, мы приписываем этим людям комплекс неполноценности, в который они сами начинают верить. Для них закрыты многие возможности в учёбе, развитии, занятиях спортом. Отношение рядовых людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками. Причём в нашем обществе данное отношение культивируется ещё с детского возраста.

Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших сограждан, имеющих некоторые особенности физического развития в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества.

Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в России института инклюзивного образования, нацеленного на:

· вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

· социализация детей-инвалидов в современном обществе;

· создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;

· умение превращать свои недостатки в достоинства;

· изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Её целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на их работу и развитие взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями, развитие толерантности и изменения установок. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Система инклюзивного образования только начинает своё развитие в нашей стране, однако мы уже можем привести некоторые примеры её успешного внедрения [19].

Средняя школа №11 города Новокуйбышевска была основана в 1962 году. Является одной из старейших в городе, со своими традициями, сформировавшимся педагогическим коллективом. Последние 12 лет школа активно сотрудничает с детским реабилитационным центром «Светлячок», в котором обучаются дети с особыми нуждами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП, а также задержками интеллектуального развития.

С развитием города, увеличением населения детский реабилитационный центр уже не справлялся с увеличившейся нагрузкой. Вследствие этого, было принято решение о запуске системы интегрированного обучения детей инвалидов на базе одиннадцатой школы, поскольку её педагоги имели определённый опыт работы с такими детьми.

Комитет по делам семьи, материнства и детства, городская администрация проанализировали наработки 11-ой школы в сфере работы с детьми инвалидами, оценили кадровый потенциал школы и предложили директору школы поучаствовать в этой программе. Это повлекло за собой выделение значительных средств на оборудование физической среды в школе, а также подготовку преподавательского и обслуживающего персонала.

Деньги на программу были выделены из областного и городского бюджетов. Причём большая часть со стороны города. Слова зам. директора по учебно-воспитательной работе: «А вот то, что город выделял огромные средства, я считаю…и область какие-то средства выделяла, для того, чтобы мы могли создать безбарьерную среду». Некоторую помощь в процессе подготовки школы в рамках данного проекта оказали различные коммерческие организации. В частности это выражалось поставками средств и материалов для ремонта и переоборудования помещений. Заслуга по привлечению спонсоров в большей части принадлежит директору школы, которая лично посещала руководителей различных организаций, с просьбой оказать посильную помощь.

Интегрированное обучение в одиннадцатой школе регламентируется специальными правовыми документами, для чего было создано «Положение об организации интегрированного обучения». В нем прописываются следующие моменты:

· функции учителя

· условия интегрированного обучения и создания безбарьерной среды в школе

· права и обязанности родителей

Кроме того, было разработано положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме, в котором отдельно прописываются функции школьного психолога и узких специалистов.

Изменению подверглись функции классных руководителей, учителей-предметников. В этом положении прописывается дифференцированный подход к различным детям в рамках единого общеобразовательного процесса.

Образцы нормативно-правовых документов были предоставлены Самарским центром специального образования, курирующим это направление. Свою лепту внёс и городской ресурсный центр, который подготовил положения об «Организации интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии» и «Анализ выполнения диагностических тестовых заданий по математике», а также ряд других методик.

Тем не менее, многие документы приходилось дорабатывать в школе самостоятельно, учитывая специфику школы, а также особенности заболевания детишек.

Набор в школу детей с ограниченными возможностями производится на всех этапах образовательного процесса. Ребёнок может быть зачислен начиная с первого и заканчивая одиннадцатым классом. Для этого необходимо письменное заявление ребёнка и его родителей на имя директора школы, а также справка от психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), о том, что такому ученику не противопоказано по здоровью заниматься в обычной школе. До настоящего времени школа не отклонила ни одной заявки.

Важную роль в развитии инклюзивного образования в регионе играет информационное обеспечение этого процесса, и, если так можно выразиться, PR-компания. Набор в школу детей-инвалидов осуществляется как силами школы, так и различных городских организаций. Размещается информация в городских газетах, на радио и телевидении. Набор производится во все классы, от первого до одиннадцатого. Единственное условие, одобрение ПМПК. Педагоги участвуют в различных образовательных конференциях, где участвуют руководители других учебных заведений города, педагоги. Проводятся специальные презентации школы в различных микрорайонах города, направленные на привлечение внимания детей-инвалидов и их родителей.

Немаловажную роль в развитии системы инклюзивного образования играет подготовка персонала образовательного учреждения. При отборе педагогов школы, которым было доверено заниматься с детьми с ограниченными возможностями, учитывался их уже имеющийся опыт в этой области, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, обучаемость и другие личностные характеристики, необходимые для подобной работы.

Внедрение системы инклюзивного образования в конкретной школе началось с подготовки преподавательского состава на специальных курсах и семинарских занятиях, где участникам раскрывались те или иные аспекты совместного обучения, а также общеправовые вопросы.

Система инклюзивного образования включает в себя создание физической безбарьерной среды, в которую входят специальные механизмы и устройства обеспечения совместного обучения. Соответственно обслуживающему персоналу школы пришлось пройти обучения по работе с этими приспособлениями как по линии Ростехнадзора, так в организации, занимающейся поставками данного оборудования.

Образовательный процесс в школе №11 города Новокуйбышевска построен по принципу полного вовлечения всех детей в образовательный процесс. Исключение, если можно так сказать, составляют только дети надомники. Те, которые не посещают в данный момент школу.

При организации учебного процесса пришлось учитывать специфику таких детей и на этой основе уже вырабатывать стратегию синхронизации обучения с обычными детьми. Обучение начинается с первого класса. Одновременно с этим проводился набор и в старшие (5-е) классы. Согласно санитарным требованиям в классах должно быть не более 23-х детей. При этом количество детей с ограниченными возможностями не должно превышать 4 человек в классе.

Расписание занятий в инклюзивной школе соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах занимаются календарно-тематическим планированием, в рамках которого отдельно планируется работа с детьми с ограниченными возможностями в рамках общеобразовательного учебного процесса и варьируют время, затраченное на тех или иных учащихся в соответствии с их успеваемостью и способностями. При этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания, поскольку у них усвоение материала идёт немного медленнее. Снижается темп ведения урока, им даются только те задания, которые позволяют отработать какие-то базовые знания. Однако на общеобразовательный процесс, как и на успеваемость других детей это не влияет.

В школе обучаются в основном дети-инвалиды с диагнозом ДЦП. Для них характерна плохая координация движений. В связи с этим форма выполнения различных заданий и ответов на вопросы для таких детей немного отличается. Им стараются давать меньший объём письменных заданий, а если это необходимо, то для них предусмотрены либо карточки, с вариантами ответов, которые они выбирают, либо бланки, где такие дети ставят крестики (нечто вроде тестирования).

В период проведения экзаменов таким детям предоставляется возможность прорепетировать сам процесс экзамена и оценить свои возможности. Насколько они готовы его сдавать и какая помощь им требуется в процессе подготовки и сдачи экзамена. Для этого выделяются отдельные аудитории и педагоги, как и родители, находятся рядом с такими детьми.

Система сдачи ЕГЭ для таких детей также отличается от обычной. Для них в школе предусмотрена щадящая форма сдачи экзамена. При этом ребёнок сам выбирает, будет ли он сдавать ЕГЭ или нет.

Вместе с тем, стоит отметить немного скептическое отношение некоторых педагогов к участию детей с ограниченными возможностями в ЕГЭ. Они обосновывают это их достаточно быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания, трудностями физического плана, мешающими, например, написать сочинение. Подготовка к ЕГЭ в настоящий момент осуществляется на общих основаниях, однако вопрос сдачи ЕГЭ такими детьми остаётся пока открытым.

Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить утренники, школьные и городские олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом дети с особенностями в физическом развитии не только являются зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.

Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования в городе Новокуйбышевске сопровождалось определёнными трудностями. Кроме тех, что были описаны выше, а это подготовка персонала и подбор новых сотрудников, готовых работать в рамках данной программы, главной трудностью было - сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению.

Во-первых, это проявилось в отношении родителей здоровых детей к данной идее. Многие не поддерживали её, опасаясь, что это негативно скажется на успеваемости обычных учеников, однако практика доказала обратное.

Во-вторых, среди учителей, даже несмотря на многолетнее сотрудничество школы с реабилитационным центром «Светлячок», проявилось настороженное отношение к таким детям. Исправить ситуацию позволила серия тренингов и семинаров, проведённая вместе с родителями и учителями по проблемам совместного обучения.

Однако главные участники проекта инклюзивного обучения - дети, - как ни странно, практически не заметили того, что в их классах появились новые ученики, отличающиеся от них как по внешнему виду, так и по поведению. За всё время работы данной программы не было отмечено ни одного сколько-нибудь существенного конфликта между детьми. Видимо, чем раньше происходит включение детей с ограниченными возможностями в общую группу, тем успешнее нам удаётся изменять привычный стереотип о неполноценности инвалидов в нашем обществе.

Позволим себе несколько слов сказать об особенностях безбарьерной среды, созданной в школе в рамках программы по инклюзивному образованию. В рамках программы для школы был приобретён автоматический подъёмник, способный поднимать детей с ограниченными возможностями от первого до верхнего этажа учебного заведения. Подъёмник ориентирован как на ослабленных детей, так и для детей-колясочников. Входы в здание были оборудованы специальными пандусами, позволяющими колясочникам без проблем проникать внутрь.

Внутри помещение было оборудовано поручнями по всей длине школьных коридоров и рекреаций, для обеспечения передвижения детей с ограниченными возможностями внутри здания. Переоборудованы были также школьные туалеты и сами классы.

Для детей с ограниченными возможностями были закуплены специальные парты с поддерживающими элементами для книг и тетрадей. Освещение школьных помещений было модернизировано в соответствии с требованиями СЭС и ПМПК. В школе были внедрены элементы травмобезопасности для детей с ограниченными возможностями, приобретено оборудование для спортзала и комната релаксации.

Кроме этого в рамках программы инклюзивного образования для нужд учебного заведения был приобретён микроавтобус, оборудованный гидравлическим подъёмником для инвалидных колясок, что позволяет включать в учебный процесс даже тех детей, которые не могут самостоятельно передвигаться и живут на значительном удалении от школы.

Программа инклюзивного образования работает в России не так давно. Соответственно нам рано ещё делать глобальные выводы о том, насколько она успешна и оправдала ли возложенные на неё задачи. Вместе с тем, первые результаты достаточно обнадёживающие. Опыт средней общеобразовательной школы №11 показывает, что данная система может быть вполне успешной при правильном подходе и соответствующем финансировании.

Мы видим, что существенных трудностей по вхождению детей с ограниченными возможностями в школьную среду не возникает. Они воспринимают себя как равных по отношению к другим ученикам, соответственно и обратное отношение тоже как к равным.

Техническое оснащение школы даёт возможность без особых затруднений включаться в образовательный процесс и во внешкольные мероприятия.

Подготовка преподавательского состава позволяет таким детям приобрести полный объём знаний, необходимых в будущем для поступления в высшие учебные заведения и построения дальнейшей карьеры.

И самое главное, меняется оценка детей с ограниченными возможностями своего места в этом мире, в нашем обществе, в нашей стране [1].

2.2 Правовые особенности различных форм получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ОВЗ всегда сталкиваются с трудностями при получении образования. На их обучение, кроме сложностей, обусловленных состоянием здоровья, оказывают влияние такие факторы, как недостаток контактов с людьми, особенно со сверстниками, ограниченный доступ к информационным ресурсам, культурным ценностям, природе. Все это усложняет социализацию детей-инвалидов. Для них создаются специальные образовательные программы и методы обучения, учебники и учебные пособия, дидактические и наглядные материалы. Образовательные учреждения и прилегающие к ним территории адаптируются для свободного доступа детей с ОВЗ. Большую роль в образовании детей-инвалидов стали играть специализированные технические средства коллективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи. В настоящее время в РФ насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет примерно 8,8% всего населения[21].

В 2008 году РФ подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов» [2]. В соответствии со ст. 24 данной Конвенции, государства-участники обеспечивают инвалидам доступ к инклюзивному образованию. В ст. 2 Закона г. Москвы от 28.04.2010 г. №16, инклюзивное образование определено как совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, детей с ОВЗ и не имеющих таких ограничений[5].

Инклюзивное образование является одной из форм организации образовательного процесса для детей с ОВВЗ. Само понятие инклюзивного образования подразумевает под собой такую систему обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, которая обеспечивает равенство всех учащихся, возможность участия в полном объеме в жизни коллектива для каждого из них, полноценное и полноправное включение каждого ребенка в общество, исключает любую дискриминацию детей. При этом ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и все другие члены школьного сообщества, а программа и процесс обучения учитывают потребности каждого ученика. Одним из главных условий такой формы обучения является отсутствие при совместном обучении детей с ОВЗ и не имеющих таких ограничений, отрицательного влияния на обучение последних. Инклюзивное образование базируется на определенных принципах:

*утверждение о независимости ценности человека от его способностей и достижений, о его способности чувствовать и думать, иметь право на общение, на то, чтобы быть услышанным;

*все люди нуждаются друг в друге, в поддержке и дружбе ровесников, а подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

*для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут сделать, чем в том, что не могут, а разнообразие усиливает все стороны человека[9].

В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 г. №175 утверждена государственная программа по созданию универсальной безбарьерной среды, условий для предоставления детям-инвалидам, с учетом особенностей их психофизического развития, равного доступа к качественному образованию в учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, т.е. обеспечение совместного обучения инвалидов и детей без нарушения здоровья. Такая организация позволит избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками. Это будет способствовать формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом. В рамках программы запланировано к концу 2016 года увеличить количество образовательных учреждений, обеспечивающих условия для беспрепятственного доступа инвалидов, до 20% от их общего числа. Основными проблемами инклюзивного обучения являются неготовность ОУ к включению детей-инвалидов в процесс обучения. Это связано с их архитектурной недоступностью, недостаточным количеством педагогических работников, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой для обучения и интеграции детей-инвалидов компетенцией, недостаточным уровнем знаний родителями детей-инвалидов прав, возможностей и потребностей своих детей и готовности отстаивать их интересы.

Для детей, которые не имеют возможности получения инклюзивного образования открываются специализированные классы компенсирующего обучения или специальные (коррекционные) классы. Целью открытия компенсирующих классов является, в соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 08.09.1992 г. №333, создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях ОУ[7]. В них обучаются дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии, но недостаточно готовые к обучению в ОУ в связи с низким уровнем сформированности психологических и психофизических предпосылок образовательной деятельности. Прежде всего, это дети с признаками социальной и педагогической запущенности, со слабо выраженными симптомами органической недостаточности или соматической ослабленности. Работа компенсирующих классов направлена на устранение недостатков дошкольного и семейного воспитания детей, компенсацию нарушений их работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление здоровья. Компенсирующие классы могут быть организованы во всех видах ОУ при наличии необходимых для этого кадров и материального обеспечения. Как правило, такие классы создаются для учеников на этапе получения ими начального общего образования. Программа обучения разрабатывается для них на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся и обязательно включает в себя программу компенсирующе - развивающей работы. Успешность такой системы обучения во многом зависит от психолого-педагогических условий и наличия высокопрофессионального психологического обеспечения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. №288, специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и индивидуальных возможностей обучающихся. Во всех коррекционных учреждениях ученики могут получать медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и массаж[6]. Также с ними проводятся психотерапия, занятия ЛФК и закаливание. Особенности образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся и уровень реализуемых образовательных программ определяется в зависимости от вида учреждения. В настоящее время, согласно Письму Минобразования РФ от 04.09.1997 г. №48, в России существует 8 видов коррекционных образовательных учреждений. В коррекционном учреждении должны быть помещения и оборудование для организации образовательного процесса, коррекционных занятий, лечебно-восстановительной работы, трудового обучения и производительного труда, быта и отдыха обучающихся. К ним предъявляются особые требования, установленные действующими нормативами. Основными проблемами коррекционных учреждений в условиях недостаточного финансирования являются соблюдение таких норм, создание дополнительных улучшенных условий для обучающихся, а также укомплектованность квалифицированными специалистами.

Не все дети могут получать образование по очной форме обучения. Для них создаются другие формы получения образования, например, с использованием дистанционных образовательных технологий. Это одна из самых «молодых» форм обучения, возникшая благодаря развитию системы компьютерных телекоммуникаций. Приказом Минобразования РФ от 30.05.1997 г. №1050, было разрешено проводить эксперимент по обучению дистанционной форме[13]. С 2009 года в РФ реализуется «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» программы приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы.

В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 06.05.2005 г. №137, дистанционные образовательные технологии представляют собой образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при частично или полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника[10]. Целью использования такой формы обучения является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства или пребывания. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля и аттестации с использованием дистанционных образовательных технологий и при непосредственном взаимодействии преподавателя и обучаемого определяется самим учреждением на основании рекомендаций специалистов. Учебно-методический комплекс для такого обучения состоит из учебных планов ОУ и обучающегося, программы учебного предмета, дисциплины или курса, учебников, практикумов, пособий и тестовых материалов, методических рекомендаций для обучающегося, позволяющих обеспечить освоение и реализацию образовательной программы. У руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала ОУ, реализующего дистанционные образовательные технологии, должен быть соответствующий уровень подготовки. Помещение такого учреждения оборудуется специальной техникой в соответствии с утвержденными нормативами. Согласно Письму Минобрнауки РФ от 30.09. 2009 г. №06-1254, дети-инвалиды, обучающиеся на дому, могут получать образование в данной форме обучения по образовательным программам начального, основного и среднего (полного) общего образования, если они не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером[8]. Для осуществления дистанционного обучения места проживания детей-инвалидов и рабочие места учителей подключаются к сети Интернет. Также они оснащаются комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, расходными материалами в соответствии с требованиями Приказа Минобрнауки от21.09.2009 г. №341, с учетом специфики нарушений здоровья детей[11]. Должно быть организовано обучение всех участников образовательного процесса, в том числе и родителей детей, пользованию предоставленным оборудованием. Формы обучения и объем нагрузки зависят от психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей. Имеет большое значение участие родителей в выборе ребенком учебных курсов, их техническая помощь обучаемому, правильная организация рабочего места.

Преимуществами такой формы обучения являются высокая эффективность подготовки, возможность проведения занятий с несколькими учениками одновременно при снижении таких затрат на обучение, как содержание помещений, оплата проезда учеников и преподавателей. Обеспечивается активное вовлечение учащихся в учебный процесс и возможность управления им. Дети-инвалиды могут заниматься в удобное им время, с установлением индивидуального расписания и темпа обучения. К каждому ученику осуществляется индивидуальный подход, зачастую более внимательный и результативный, чем при групповом обучении. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к различной учебной информации наравне, а иногда даже более эффективно, чем традиционные средства обучения.

Основными проблемами дистанционной формы обучения детей-инвалидов можно считать неудовлетворительное финансирование таких программ и проектов, недостаточный уровень профессиональной компетентности специалистов и преподавателей, технические вопросы, возникающие при организации работы с сетью Интернет, качество сопровождения процесса дистанционного обучения ребенка родителями детей-инвалидов.

Таким образом, многое делается для формирования возможности беспрепятственного доступа детей-инвалидов в наиболее важные для них сферы жизни. Дальнейшее повышение доступности и качества получаемого образования позволит детям-инвалидам реализовывать свои права и основные свободы, обеспечит их полноценное участие в жизни общества и успешную социализацию в будущем[4].

2.3 Инклюзивное образование в России

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I-VIII видов.

Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции.

Вместе с тем в настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми. Реализация в России инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования.

Эту же задачу ставит перед нами проектная инициатива «Наша новая школа».

Сегодня России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. В частности, если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей, имеющих инвалидность, то в 2006 г. их число приблизилось к 700 тыс. человек.

При этом около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.

Для расширения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в России интенсивно развивается дистанционное образование детей-инвалидов. На его реализацию в 2009 году из федерального бюджета выделены средства в размере 1 млрд. рублей, в 2010-2012 годах ежегодный объем финансирования составит 2,5 млрд. рублей.

В настоящее время на дому в дистанционной форме обучается уже более 3 тыс. детей. Предполагается, что по итогам Национального проекта до 2012 года возможность обучаться в дистанционной форме будет иметь большинство детей, обучающихся на дому (по данным из регионов, это около 30 тыс. детей). Всего Более 44 тыс. ребят получают надомное обучение.

Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск) эти процессы значительно продвинулись в своем развитии, в других регионах эта практика только начинает складываться.

В основном это обобщение педагогического опыта, наработанного в российских школах, внедряющих инклюзивные подходы; анализ новых подходов, складывающихся в управлении и финансировании процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008-2010 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов РФ, среди которых:

· Москва,

· Архангельск,

· Самарская область,

· столица Республики Бурятия,

· Ухта (Республика Коми),

· Республика Карелия (Петрозаводск, Сортавала),

· Томск,

· Воронеж,

· Санкт-Петербург,

· Хабаровск,

· республики Северного Кавказа[15]

Развитие инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций. Инициаторами включения детей с особенностями развития в процесс обучения в систему образовательных учреждений общего типа выступают объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и ОУ, работающие в экспериментальном и проектном режиме.

В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей. Таким образом, вопросы из идеологической плоскости переместились в организационные, научно-методические и исследовательские.

В России, при сформировавшейся и развитой системе специального образования, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-педагогической и социальной помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов, приводила к дальнейшей маргинализации молодых людей с инвалидностью.

Кроме того, приоритет развития совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специального образования. Мы считаем необходимым сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных учреждений. Помимо того, что для части детей более целесообразным является обучение именно в коррекционном учреждении, такие учреждения на современном этапе могут выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.

Реформирование любой общественной системы, в том числе образовательной, предполагает разработку необходимой нормативно-правовой базы осуществления этого процесса.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».

К сожалению, в современном российском законодательстве федерального уровня при фиксировании основополагающих принципов права на образование не нашёл своего отражения механизм создания специальных условий для обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе (в образовательном учреждении общего типа).

Сегодня готовится проект нового Закона об образовании, он обсуждается. Мы постараемся, чтобы принципы инклюзии в современной школе были в нём отражены.

Важной задачей является создание в образовательных учреждениях условий для беспрепятственного доступа инвалидов. Для ее решения Минздравсоцразвития России разработал проект концепции федеральной целевой программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

В понятие «Доступная среда» необходимо включает в себя не только приспособление физической среды, но и подготовку педагогов:

· изменение системы оказания индивидуальной и дополнительной поддержки,

· предоставление ученикам возможности обучаться по индивидуальным учебным планам,

· и, соответственно, изменение принципов и процедуры оценки и аттестации учащихся, обучающихся по таким планам.

На текущий день самыми большими трудностями на пути продвижения инклюзивного образования остаются:

· неориентированность стандартов общего образования на обучение детей с особыми образовательными потребностями;

· неучтенность разного уровня потребностей и нужд детей в зависимости от степени ограничений жизнедеятельности для создания доступной среды и поддерживающих услуг при организации целевого финансирования[18];

Рабочая группа при администрации главы Республики Карелия разработала норматив на обеспечение реабилитационных услуг в системе образования ребенка-инвалида, который утвержден на законодательном уровне с целью обеспечения реабилитационной среды в массовой школе. В соответствии с Законом Республики Карелия осуществляется целевое выделение средств на детей с наиболее сложными потребностями. К действующим финансовым нормативам подушевого финансирования на образовательную услугу дополнительно устанавливаются:

· 117.200 рублей в год на каждого ребенка-инвалида со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно,

· 21.800 рублей на одного ребенка данной категории, обучающегося и воспитываемого в муниципальном общеобразовательном учреждении

· 63.186 рублей в год на одну социальную услугу по сопровождению ребенка-инвалида данной категории,

Реализация инклюзивного образования прямо связана с наличием в стране налаженной системы ранней комплексной помощи. Мы считаем, что модель инклюзии на уровне дошкольного звена наиболее перспективна и менее противоречива, так как ориентирована на цели развития ребёнка.

Основной школьной ступени трудно преодолеть ориентацию на цензовое образование. Поэтому у педагогов возникает вопрос: какой аттестат будем давать?

Анализ состояния высшего профессионального образования инвалидов в Российской Федерации, показывает, что возникла необходимость глубоких изменений в его организации и содержании, вызванная как рядом устойчивых тенденций в социальной политике, так и становлением новой целостно-смысловой характеристики профессионального образования. В России только ограниченное количествово ВУЗов ориентированно на обучение лиц с инвалидностью. В основном это лица с сенсорными нарушениями, с двигательными нарушениями. В государственных вузах обучается более 24 тысяч инвалидов, в средних специальных учебных заведениях - более 14 тысяч, в учреждениях начального профессионального образования - более 20 тысяч человек.

Последнее время интенсивно внедряются дистанционные формы высшего образования. Большой проблемой по-прежнему является трудоустройство лиц с инвалидностью. По статистическим данным в Российской Федерации проживает около 10 миллионов инвалидов. Постоянную работу имеют только 13-15% из них. Причем инвалиды, освоившие программы высшего профессионального интегрированного образования, имеют занятость, не превышающую 60%.

Реализация инклюзивного образования может оказаться под угрозой без своевременного принятия целого ряда нормативно-правовых актов, детальнейшим образом регламентирующих организацию и функционирование различных звеньев образовательной вертикали и механизмы их взаимодействия. Здесь особое внимание следует уделить правовому регулированию «переходных» звеньев: от дошкольного - к школьному, и от школьного к среднеспециальному и профессиональному образованию.

Подготовка кадров для инклюзивного образования является одним из условий реализации самой инклюзии. На настоящий момент решение этого вопроса оказывается наименее обеспеченным как организационно, так и методически.

В рамках психолого-педагогического направления ФГОС ВПО третьего поколения разработана ПООП «Психология и педагогика инклюзивного образования», ориентированная на подготовку бакалавров и магистров, открыта магистерская программа «Организация инклюзивного образования» в МГППУ, разработаны программы повышения квалификации педагогов, руководителей и специалистов ИОУ.

Можно отметить и практическое отсутствие учебно-методических и дидактических средств, позволяющих реализовать разноуровневое обучение детей инклюзивных групп и классов. Педагог оказывается обезаружным, не имеющим в своем арсенале методических и дидактических разработок, педагогических технологий, адекватных задачам фронтального инклюзивного обучения.

В тоже время сам процесс включения детей с ограниченными возможностями в образовании оказывается очень сложным, как в своей организационной составляющей так в содержательной компоненте. Поэтому необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.

Проблемы организации инклюзивного образования в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа (как социальный институт) ориентирована на детей, развивающихся нормально, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.

Наиболее важным для развития инклюзии представляется следующее:

· выработка государственной политики и создание нормативно-правовой базы развития инклюзивного образования;

· обязательная профессиональная переподготовка учителей, создание ресурсных центров поддержки инклюзивного образования с привлечением опыта системы специального образования;

· подготовка всех участников школьного сообщества - формирование позитивного общественного мнения и толерантного отношения;

· разработка технологий психолого-педагогических технологий сопровождения;

· вовлечение в процесс развития инклюзивных школ общественных организаций, родительских групп, профессионалов из системы специального образования и других заинтересованных участников.

2.4 Ситуация с развитием инклюзивного образования в Москве

В соответствии со ст. 18. Закона города Москвы №16 от 28 апреля 2010 года «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» финансирование государственных образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы на основании индивидуального штатного расписания в соответствии с финансовыми нормативами затрат, очередной финансовый год[14].

В системе Департамента образования города Москвы насчитывается 3992 учреждений (4 607 зданий), из них приспособлено 925. В рамках Целевой программы «Социальная интеграция инвалидов Москвы. 2011-2013 гг.» предусмотрено полностью приспособить для инвалидов все учреждения социальной сферы города. в т.ч. 2997 объектов образования. На это предполагается затратить 1.180. 000,0 тыс. рублей, в т.ч.

· в 2011 году - 700 000,0 тыс. рублей;

· в 2012 - году 350 000,0

· в 2013 году - 130 000,0

В этом году с учетом приобретаемого оборудования планируется сделать доступными 38% образовательных учреждений в городе.

Сегодня в Москве проживает 25,6 тысяч детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет (данные Департамента социальной защиты населения города Москвы). Из них 74% детей-инвалидов (18 958 человек) в соответствии с профилем заболевания ребенка и желанием родителей обучается и воспитывается в различных образовательных учреждениях города, в частности:

· 48,5% в общеобразовательных учреждениях;

· 35,8% в специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах, школах надомного обучения;

· 10,6% в дошкольных образовательных учреждениях;

· 5,1% в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Каковы приоритеты определяет нам Стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 годы?

· Охват образованием всех без исключения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом территориальной доступности;

· Максимально раннее включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи в образовательный процесс;

· Индивидуализация образования;

· Интеграционные (инклюзивные) процессы;

· Новая система ценностей с установкой на политкорректность и толерантность.

Сегодня всем понятно, что без мощной финансовой поддержки инклюзия в образовании долго не проживёт. Принцип «деньги следуют за учеником» пока не имеет конкретных механизмов своей реализации. Нормативно-подушевое финансирование рассчитывается не на ребёнка, а на тип образовательного учреждения. В обычной общеобразовательной школе инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует дополнительных финансовых вложений:

В 2010 году норматив финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования составляет соответственно:

· в средних общеобразовательных школах - 63.112 рублей,

· в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах - 157831 рублей (норматив больше в 2,5 раза).

Однако, до настоящего времени не определен механизм поступления норматива СКОШ на ребенка с ОВЗ, пришедшего в массовую школу.

В Москве разрабатывается проект Стратегии развития инклюзивного образования. И современный период (2009-2012 гг.) определён в ней как переходный.

На сегодняшний день во всех округах г. Москвы определены образовательные учреждения, в которых осуществляется инклюзивная практика - на сентябрь 2010 года это 186 образовательных учреждений. В каждом из административных округов созданы Окружные ресурсные центры по развитию инклюзивного образования. В большинстве округов при Управлениях образования действуют Координационные советы по развитию инклюзивного образования.

Институтом проблем инклюзивного образования разработаны Программы повышения квалификации для педагогов, руководителей, координаторов и специалистов сопровождения, а также в рамках ФГОС третьего поколения Основная образовательная программа «Педагогика и психология инклюзивного образования» по подготовке бакалавров и магистров.

Выводы

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие. Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии - если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты. Все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения.

Есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье. Принципы очень важны, потому что они помогают людям, работающим в этом направлении, проводить оценку своей работы.

Заключение

В законопроекте «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», представленном в Госдуму РФ, устанавливается возможность обучения детей-инвалидов в массовой школе, а в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001 г.) подчеркивается: «Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медикопсихологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях - в специальных школах-интернатах». Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако, чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.

Рассмотренные выше понятия и принципы инклюзивного обучения, на наш взгляд, могут быть полезны в отечественной практике образовательной интеграции. Можно также надеяться, что анализ имеющихся данных социологических опросов поможет сориентироваться субъектам системы образования в работе по преодолению трудностей обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе. К сожалению, вопрос об инклюзивном образовании пока еще обсуждается недостаточно. Некоторые учебные заведения действуют с опережением, предвосхищая централизованные реформы, которые, возможно, уже не за горами. Однако до сих пор не разработаны единые нормативы организации учебного и реабилитационного процессов, а также механизмы их материально-технического, социального, психолого-педагогического, кадрового и реабилитационного сопровождения. Предстоит утвердить государственный стандарт профессиональной реабилитации инвалидов и организовать систему специальной подготовки и переподготовки, повышения квалификации преподавателей - специалистов инклюзивного обучения. Подобные меры могут способствовать расширению доступности образования для детей-инвалидов.

Библиографический список

1. Дементьева, Изабелла Федоровна (заведующая лабораторией; доктор социологических наук). Инклюзивное образование: проблемы и перспективы / Изабелла Федоровна Дементьева, Светлана Анатольевна Сопыряева // Народное образование. - 2012. - №4. - С. 182-185. - (Технология и практика обучения). Об опыте образования детей инвалидов.

2. «Конвенция о правах инвалидов» Принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 г. Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеей ООН

3. Морозов, Н.И. Правовое пространство инклюзивного образования / Н.И. Морозов // Мир образования - образование в мире. - 2012. - №1 (45). - С. 122-130. - (Педагогический поиск: проблемы и суждения)

4. Нечепоренко, А.Р. Правовые особенности различных форм получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья / А.Р. Нечепоренко // Коррекционная педагогика. - 2011. - №5. - С. 15-19.

5. «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» Закон г. Москвы от 28.04.2010 г. №16

6. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 г. №288

7. «Об утверждении Примерного положения о классах компенсирующего обучения» Приказ Минобразования РФ от 08.09.1992 г. №333

8. «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 г. №137

9. «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» Постановление правительства РФ от 17.03.2011 г. №175

10. №О проведении эксперимента в области дистанционного образования» Приказ Минобразования РФ от 01.05.1997 г. №1050

11. «О рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации» Письмо Минобрнауки РФ от 30.09.2009 г. №06-1254

12. «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. №525» Приказ Минобрнауки РФ от 21.09.2009 г. №341

13. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов» Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997 г. №48

14. ст. 18 Закона города Москвы №16 от 28 апреля 2010 года «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»

15. Пугачев, А.С. Инклюзивное обучение как средство интеграции в трудовую деятельность / А.С. Пугачев // Среднее профессиональное образование. - 2012. - №7. - С. 5-6. - ISSN 1990-679X. - (Модернизация образования).

16. Суворов, А.В. Инклюзивное образование и личностная инклюзия / А.В. Суворов // Психологическая наука и образование. - 2011. - №3. - С. 27-31. - ISSN1814-2052. - (Теоретико-методологические основы).

17. Трубилина, М. Инклюзивное образование / М. Трубилина // здоровье школьника. - 2012. - №9. - С. 10-16.

18. Интернет источник / http://ru.wikipedia.org/ Википедия - свободная энциклопедия/ Инвалидность

19. Интернет источник / http://www.help-patient.ru/oncology/disablement/

20. Интернет источник / mon.gov/ru/

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru