Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

История и развитие Церкви в Великобритании

Работа из раздела: «Религия и мифология»

/

Введение

Англиканская церковь является одной из основных протестантских церквей, появившихся в ходе Реформации (хотя некоторые исследователи считают англиканство самостоятельным направлением в христианстве, а не течением в рамках протестантизма). Её становление тесно связано с историей взаимоотношений английской монархии и Римо-католической церкви, отражает развитие религиозной ситуации в Европе и мире, реагирует на периоды обострения кризисов внутри католичества и протестантизма, а современный этап жизни англиканских церквей соответствует глобализационным и интегративным процессам, характерным для сегодняшнего христианства. На первом этапе своего становления Англиканская церковь, оставаясь на территории Британских островов, имела своеобразные характерные черты в отличие от континентальных протестантских структур (до сих пор Церковь Англии сохранила некоторые особенности, не свойственные другим церквам Англиканского сообщества, например, тесное сотрудничество со светской властью, когда король является главой церкви, а епископы заседают в Палате лордов).

Актуальность темы исследования. Религиозная сфера жизни в России в ее новейшее, постперестроечное время характеризуется распространением различных, не связанных с традиционной культурой страны, движений и организаций. Изучению причин этого процесса, а также вероучения и культовой практики новых для нашей страны деноминаций сегодня посвящено достаточно много работ в отечественном религиоведении. Наряду с этими исследованиями сегодня активно проводится изучение и других аспектов идеологии неопротестантских организаций и иных новых религий. Вместе с тем некоторые конфессии, которые имеют в России многовековую историю, еще слабо изучены. К ним относится Англиканская Церковь.

В области религиоведческого изучения Англиканской Церкви наибольшую актуальность представляют три круга вопросов: теоретико-методологический, философско-теологический и межконфессиональный. Рассмотрение этих вопросов в их единстве и взаимообусловленности позволяет объективно и всесторонне представить генезис и эволюцию англиканства как одной из деноминаций, принадлежащих христианской конфессии - протестантизму.

Степень разработанности проблемы. Анализ имеющейся научной и научно-популярной литературы, посвященной вероучению, канонической практике, организационной структуре и другим аспектам Англиканской Церкви в отечественном религиоведении, говорит о достаточно скромных изысканиях в этой области.

В дореволюционной отечественной (В. М. Михайловский, Е.И. Попов, П. Образцов, митрополит Филарет и др.) и зарубежной (В. Палмер, И. Пуси, В. Биркбек, Дж. Вэрдвэс и др.) литературе особое место уделялось в основном англикано-православному диалогу по широкому спектру межцерковных взаимоотношений. В послереволюционный период англикано-православный диалог российской эмиграции и англиканского сообщества велся благодаря организации «Содружество св. Албания и св. Сергия», а также через их периодические печатные издания «Журнал св. Албания и св. Сергия» и «Соборность».

В советское время англикано-православный диалог возобновился в 40-х гг. XX века. Литература, в основном церковная, освящала вопросы истории взаимоотношений двух церквей, доктринального, организационного, внешнеполитического, экуменического и иного характера. Современная литература, помимо уже указанных вопросов, затрагивает и проблемы, возникшие во взаимоотношениях Англиканской и Русской Православной Церкви за последнее десятилетие.

Объектом исследования является религиозная традиция.

Предметом исследования являются история и развитие Церкви в Великобритании.

Целью исследования является выявление основных тенденций развития Церкви в Великобритании в рамках англиканства в ходе ее исторического развития.

Для раскрытия цели данного исследования предполагается решение нескольких задач:

1. Рассмотреть появление и развитие Англиканской Церкви.

2. Рассмотреть вероучение, богослужебную и социальную практику Англиканской Церкви.

3. Проанализировать нововведения в устройстве и жизни современности Англиканской Церкви.

Цели и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. История возникновения Англиканской Церкви

1.1 Исторический обзор существования христианства в Великобритании до эпохи реформации

Англы, саксы и юты были язычниками, но в конце VI в. они начинают принимать новую для себя веру, которая проповедовала праведность, смирение, милосердие, справедливость и порядок - христианство. Начало неожиданное: надо прежде всего в начале этого раздела дать обзор, кто был коренными жителями на островах, кто - пришельцами и в какое время. Необходимо придерживаться исторического подхода. И опять - побольше ссылок, у вас огромные части текста идут так, как будто вы их автор.

На Британских островах первыми, еще в IV в., были христианизированы язычники - бритты. Новая религия, как и повсюду, приспосабливалась к традициям и ритуалам старой религии бриттов и, сливаясь с ними, создавала достаточно самобытное явление. Во время существования Римской империи этот островной вид христианства не терял связи с центром религии - Римом, но в наступившие после распада империи темные времена эта связь оборвалась. Логично было бы ожидать попытки обратить англосаксов в христианство со стороны валлийцев, которые оставались христианами, но презрение последних к варварам-германцам было настолько непобедимым, что они не попытались таким образом увеличить свое влияние на победителей. Валлийское христианство имело-таки опосредованное влияние на германцев, так как св. Патрик, обративший в 431-61 гг. в веру ирландцев, был по происхождению римско-кельтского происхождения и свое крещение получил в Британии, а именно из Ирландии исходит начальный и самый искренний импульс обратить саксов в христианство.

Ирландское или кельтское христианство несколько отличалось от того типа христианства, который проповедовал папский престол в Риме. Некоторые различия между двумя толкованиями роли христианства в обществе касались вопросов сугубо технических, на современный взгляд, как, например, формы тонзуры у священников. Но помимо этого две разновидности христианства расходились и по ключевым вопросам. Одним из таких вопросов был вопрос о роли, отводимой пастырям в обществе.

Ирландская христианская вера, отделенная в течение долгого времени от римских корней и выросшая в условиях кланового родового общества, наделяла священника теми же качествами, которыми характеризовались друиды - разве что христианский священник не проводил кровавых мистерий. Священник в ирландской разновидности христианства - поэт, мистик, духоборец, отшельник, человек, наделенный сверхъестественными качествами, которому было доступно совершение чудес.

Римская церковь видела роль священника иначе - римским папам очень рано стало очевидно, что церковь может и должна претендовать на то место, которое некогда занимала Римская империя. Поэтому она с самого начала отводила себе роль высшей власти, контролирующей королей и правителей Европы, дающей им указания и духовное руководство, и - что немаловажно - дающей им образованных и умных помощников-служителей. Непобедимое желание Рима контролировать деятельность правителей в более поздние времена обернется только ему на беду, но в первые века раннего Средневековья роль Римской Церкви была неоценимой. Монастыри стали центрами культурной и во многом политической жизни Европы, и все, что мы знаем из истории раннего средневековья, как и многое об античности, сохранилось в первую очередь благодаря традициям монастырской жизни.

У истоков христианизации Англии стоит св. Августин, который в 597 г. получил благословление от папы Римского Григория Великого. Пользуясь тем, что франкская принцесса-христианка выходит замуж за короля Кента, Августин приплывает на остров и через два месяца обращает короля и его подданых в новую веру. С этого момента принято отсчитывать историю христианской церкви в Англии. Если уж говорить точно, то первое принятие христианской веры произошло немного раньше, в 563 г., когда св. Колумба обращает шотландцев в ирландский тип христианства, откуда начинается распространение ирландской разновидности христианства далее на юг, к англосаксам. Два вида христианства конкурируют друг с другом, и исход не всегда предрешен в пользу римского христианства. Так, например, в 627 представитель римской церкви Паулин обращает короля Эдвина Нортумбрийского в римское христианство, позже в Нортумбрии оно заменяется кельтским христианством, что вызывает взрыв духовной деятельности на севере, создавшей десятки монастырей и сотни легенд о святых и связанных с ними чудес. Через столетия легенды о чудесах в Нортумбрии все еще будут пересказываться и переписываться в монастырях.

Но, возможно, именно активная роль Римского престола, позволившего действовать Церкви как политической силе, а не просто как источнику духовных исканий, дала ей возможность победить в этой борьбе. В 669-90 гг. Теодор Тарсийский, папский легат, ставший архиепископом Кентерберийским, объединил и подчинил себе епископскую и монастырскую жизнь в Англии, что ознаменовало окончательную победу Рима над Ирландией. Вскоре после этого наступает новый расцвет монастырской жизни Англии, оказавшей глубокое влияние на политическую жизнь Англии. Открываются новые монастыри, которым суждено будет оказать большое влияние на культурную и политическую жизнь раннесредневековой Европы. Англию охватывает религиозное рвение - истории королей, отказавшихся от власти, чтобы постричься в монахи, довольно распространены в англосаксонской истории.

Монастыри англосаксонской Англии были центрами образования и культурного просвещения. Для примера, в монастырской школе в Кенте преподавали, помимо богословия, латынь, греческий, медицину и риторику. На самом севере Англии, в Нортумбрии монастырская культура переживает особенный расцвет (для примера можно назвать Евангелия Линдисфарна) Артур К. (Хидлэм), епископ. Церковь в Англии. Лондон,1991г.. Монастыри занимались и сохранением культурного достояния англосаксов: многие из поэтических памятников, дошедших до наших дней, судя по всему, сперва были записаны на нортумбрийском диалекте древнеанглийского языка, и только позже переписаны на уэссекском. В монастырях же были записаны законы англосаксонских королевств: например, примерно 690 г. датируется первая рукопись законов Уэссекского королевства, законы других королевств появились чуть позже. Помимо этого, всем корпусом древнеанглийских памятников мы тоже обязаны монастырской культуре.

Что касается того, насколько сильно было влияние островной монастырской культуры, то здесь особенно показательны несколько примеров. Во-первых, первым на ум приходит история Беды Достопочтенного, монаха из монастыря Джарроу, ставшего первым летописцем у англичан в 673-735 гг. Беда хорошо владел латынью, цитируя Плиния и Вергилия, и даже в какой-то степени знал греческий. Он писал трактаты о метрике и авторском мастерстве, комментарии к Ветхому и Новому Заветам, биографию святого Кутберта, и - самое важное - «Церковную Историю Английского Народа», самый ранний и очень ценный документ об истории англосаксов на Британских островах. Кроме Беды, чья слава распространилась по всей Европе, можно привести пример еще двух англосаксов, которые сыграли не последнюю роль в жизни средневековой Европы. Первым был святой апостол Бонифаций, получивший образование в Девоне и Гемпшире. Он переехал в Германию, где открыл новые монастыри и епископства в Тюрингии, Гессе и Баварии, правил в качестве папского легата в Священной Римской Империи, и умер мученической смертью в 754г.

Вторым был Алкуин, глава школы в Йорке, и главный советник Карла Великого в делах духовных. Это, пожалуй, самые яркие примеры того, какой славой пользовались островные монастыри.

1.2 Причины и обстоятельства возникновения Англиканской Церкви

Английская корона начала ссориться с папством довольно рано. Достаточно назвать столкновения Генриха I с Ансельмом, Генриха II с Фомой Бекетом, Иоанна Безземельного с Иннокентием III, чтобы понять всю остроту отношений между Римом и Англией уже в 12 в. Если первые усилия королей избавиться от влияния папства были безуспешными, то во многом это происходило по причине недостаточной поддержки монархов подданными, среди которых не было единства до XIII века, когда на историческую арену вместо англосаксов и норманнов выходит единая английская нация. Уже при Генрихе III (1216-72) эта нация успевает бросить несколько грозных предостережений по адресу Рима. Бароны и общины стараются охранить страну от иноземной эксплуатации. При Эдуарде I (1272-1307) эти усилия становятся очень энергичными. Страна теперь впервые решается не платить дани в 1000 марок и заявляет, что папские притеснения ни в каком случае нельзя терпеть. «Наибольшей силы противодействие достигает в полувековое правление Эдуарда III (1327-77), в период Столетней войны. Папы живут в Авиньоне, в сфере влияния смертельного врага Англии, и радеют о его интересах. Они высасывают из страны массу денег, распоряжаются английскими церковными должностями и зовут к своему суду англичан. Страна единодушно выражает свое возмущение в массе замечательных статутов» Андреев И.Д. История Англиканской церкви. М.: Мир книги, 2008., короля теперь поддерживает парламент. С этой стороны Реформация в Англии была подготовлена превосходно и только в ничтожной степени довершила процесс разрыва с Римом.

Что касается духовенства, то для него зависимость от далекого Рима была предпочтительней опеки светской власти и мирян, притом в высшем слое духовенства было много лиц, присланных из-за границы. Иерархия всеми своими интересами тяготела к папе. Но чем ближе духовенство стояло к Риму, тем дальше оно отстояло от своей паствы. Неприязнь паствы питалась зрелищем зазорной жизни пастырей. Богатство и привилегии плодили распущенность. Особенно бросалось в глаза поведение монахов. На соборе 1437 г. в Лондоне столичному духовенству предъявлялись обвинения в том, что оно развлекается соколиной и псовой охотой, шатается по тавернам. Накануне Реформации дворяне одного графства жаловались, что духовенство отбивает у них жен и дочерей. За деньги священники получали право открыто содержать наложниц. В монастырях дело было еще хуже. Некоторые из них представляли подобие публичных домов. Настроение в XVI в. позволяло сторонникам преобразований делать с духовенством все, что им казалось необходимым, без всякой помехи со стороны общества.

Идеологическое и богословское обоснование претензий на независимость от Рима появляется при Эдуарде III в лице священника Джона Уиклифа (1324-1384). Его работа совпадает с наиболее оживленным моментом Столетней войны и с Авиньонским пленением пап, которых в Англии считали орудием в руках врагов-французов. Сначала Уиклиф только обличает папство и его систему. Но практические нападки церковно-политического характера скоро вывели его на путь новых богословских построений. Он отклоняет притязания папства уже потому, что не считает Петра князем апостолов. Папа, по словам Уиклифа, это человек греха, преклонение перед ним есть detestanda idololatria (отвратительное идолопоклонство). Монашество - это оскорбление христианства; оно как бы хочет показать, что учение Христа недостаточно и несовершенно. Уиклиф ставит вопрос о реформе Церкви во всех областях. Он последовательно приходит к мысли, что Священное Писание есть единственный источник религиозного знания. Отсюда его главная работа-перевод Библии на английский язык. Для проведения своих идей в жизнь он создал новый орден - лоллардов. Эти проповедники были подчинены только велениям собственного усердия и убеждения. Они не имели определенного местопребывания. Всеобщее движение против папства, помогавшего Франции, давало им свободу действий. Обстоятельства, однако, скоро сложились иначе. Лолларды быстро эмансипировались от всякого контроля и главную массу своих слушателей находили среди притесняемого крестьянства. Резкость языка, презрение к авторитету и защита равенства скоро сделались их отличительными чертами. Они оказались замешанными в известном крестьянском восстании под предводительством Уота Тайлера. Это скомпрометировало их в глазах правительства и владетельных классов. Кроме того, прекращение Столетней войны и улучшение отношений с Римом погасили возбуждение в высших классах и сделали работу лоллардов непопулярной.

Новая волна антикатолического движения обусловлена проникновением идей континентальной Реформации. С 1527 начинается дело о разводе Генриха VIII (1509-1547) с Катариной и о женитьбе на Анне Болейн. Папа в этом деле должен был считаться с угрозами Карла V, родственника Катарины. Неподатливость папы раздражает Генриха. Охлаждение между короной и Римом развязывает руки противникам папы в стране. При поддержке нации король свергает власть папы, но в то же время удерживает старую вероисповедную позицию, даже полемизирует с Лютером. Так, в 1538 он перед протестантскими учеными защищает безбрачие духовенства, причащение под одним видом и т.п.

В 1530 запрещено приобретать в Риме хартии, причинявшие ущерб юрисдикции и королевским прерогативам в Англии. Статут следующего года отвергал значение интердиктов. Парламент 1532-1533 высказывает то же в решительной форме. В мае 1532 король получает в руки акт, направленный на подчинение духовенства. Духовенство обязуется не собираться в конвокацию без воли короля и, собравшись, не постановлять ничего неугодного короне. Все постановления прежних конвокаций подлежали пересмотру. 23 марта 1534 папа отлучил Генриха от церкви; 30 марта король утвердил статут, уничтожавший влияние папы на назначение архиепископов и епископов. 3 ноября того же года парламент провозгласил короля единственным верховным земным главой английской церкви. В 1535 Томас Кромвель назначается генеральным викарием в церковных делах.

Одновременно шла борьба и с налоговым притеснением со стороны Рима. Статут 23-го года царствования (1531-1532) отменяет налог, уплачиваемый новопосвящаемыми прелатами. Сумма эта часто добывалась путем займа и в случае смерти епископа ложились бременем на его кредиторов. Статут 25-го года (1533-1534) уничтожил всякие вообще платежи в Рим. В 1534 Оксфордский университет решил, что Писание не дает римскому епископу никакой высшей власти над Англией. Апелляции в Рим отменялись. Дела по всем инстанциям должны были решаться дома: от архидиакона они поступали на рассмотрение суда епископского, а отсюда на решение суда архиепископского. Замещение высших церковных должностей и контроль над десятиной переходит к королю.

В 1535 началась ревизия-визитация церковных учреждений. Ревизорам была вручена инструкция, содержавшая 86 вопросов, и дано было секретное поручение склонять малые монастыри добровольно передавать королю свои владения. В случае отказа монастырям грозили разоблачения и предания суду. Некоторые монастыри уступили. В феврале 1536 отчет ревизоров был прочитан в парламенте, после чего был принят билль об уничтожении малых монастырей: всё их имущество поступало в распоряжение короны. Около 400 монастырей было уничтожено. Около 10 тыс. монахов оставили их стены. Затем дошла очередь до монастырей больших. В 1538 и 1539 они сдались добровольно, понимая бесцельность сопротивления. Монашество было главной опорой папства в стране. Скомпрометированное во время визитаций, оно в своем падении увлекло и папский авторитет. Аверинцев С.С. Христианство: Энциклопедический словарь: В 2 т.: т.1: А - К. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.

Первая вероисповедная формула, принятая в Англиканской церкви, зафиксирована в т.н. «десяти статьях» 1536 года. Это смесь воззрений католичества и протестантизма. Составители признают источником христианского вероучения Библию, но наряду с ней допускают авторитет трёх символов веры и первых четырех Вселенских соборов. Они упоминают только о трёх таинствах, устраняют злоупотребления в иконопочитании, но не отвергают поклонение иконам, признают пост, молитву за усопших, почитание святых, говорят, что хлеб и вино суть истинное тело и кровь Христовы. В 1537 появляется «Наставление христианина», конкретизирующее положения «10 статей». В 1539 парламент принимает документ, названный «6 статей». Здесь говорится, что в евхаристии присутствует, под видом хлеба и вина, тело и кровь Спасителя, что причащение под обоими видами не необходимо, что священники должны быть безбрачными и пр. Это поворот к католицизму. В 1543 было обнародовано «учение, необходимое для каждого христианина», где делается шаг в сторону католицизма.

При сыне Генриха Эдуарде VI (1547-1553) преобразование догматики и богослужения набрало новые обороты. В 1549 была выпущена «Книга общих молитвословий» (плод труда, в основном, архиепископа Томаса Кранмера), пересмотренная в 1552, 1559, 1662 и 1872, и теперь являющаяся в Англиканской церкви служебником, в который введена и догматика. Догматические вопросы изложены в ней недостаточно ясно и определенно, скорее предполагаются решенными, чем решаются. Систематическим изложением воззрений реформированной церкви явились в 1552 году «42 статьи», провозгласившие, среди прочего, что: учение Св. Писания достаточно для спасения; Никейский, Афанасиев и Апостольский символы веры должны быть признаны, потому что могут быть во всём их содержании доказаны из Св. Писания; учение о сверхдолжных делах нечестиво; вселенские соборы могут погрешать и погрешали; из таинств признавать должно только крещение и вечерю Господню; пресуществление не может быть доказано из Св. Писания; епископы, пресвитеры и диаконы не обязаны быть безбрачными и т.д. В основе этих статей лежит Аугсбургское исповедание веры.

Обнародование этих двух документов вызвало сильную католическую оппозицию в стране, приведшую к восстанию. Мария Тюдор (1553-1558), опираясь на значительные католические силы в стране, решила вернуть Англию к католичеству. В 1554 туда прибыл папский легат. С 1555 по 1558 шли репрессии против протестантов. Но уже Елизавета I (1558-1603) отказалась от возрождения католичества в Англии, выбрала средний путь между стремлениями крайних протестантов и католиков. Пересмотренная «Книга общих молитвословий» была введена Актом о единообразии в июле 1559. Затем были подвергнуты пересмотру «42 статьи».

В XVII в. протестантизм получает в Англии окончательное преобладание. В делах церковных король являлся самодержавным повелителем. Между тем в области светского управления он был ограничен парламентом. Отсюда желание королей управлять государством так же, как они правили церковью. Это стремление поддерживалось епископатом. При Иакове I (1603-1625) и Карле I (1625-1649) идут постоянные распри между короной и парламентом по налоговым вопросам. Попытка Карла I ввести в Шотландии епископальную церковь вызвала вооруженное восстание. Английский парламент, созванный после 11-летнего перерыва в 1640, вместо помощи королю предъявил ему ряд обвинений, а после роспуска уступил место Долгому парламенту, ставшему орудием борьбы против абсолютизма и епископализма. Со вступлением на престол Вильгельма III (1688-1702) Англиканская епископальная церковь снова возвращает себе господствующее положение, но сфера её влияния постепенно суживается. В мае 1689 акт терпимости установил, что так называемые диссентеры (просвитериане, индепенденты, баптисты, квакеры), давшие обещание повиноваться королю, не могут более подлежать наказаниям, установленным при Елизавете (1592). Льгота, предоставленная диссентерам, состояла в освобождении их от епископальной системы и в предоставлении им права устанавливать богослужение и организовываться по своей воле. В вероисповедных воззрениях они были связаны символическими книгами господствующей церкви. Они также обязаны были платить все сборы в пользу господствующей церкви и исполнять бесплатные приходские должности, сами или через заместителей. За это они пользовались правом требовать от духовенства совершения таких актов, как крещение, погребение, венчание. Наряду с этим диссентеры были лишены права вступать в парламент, занимать государственные и общественные должности, поступать в университеты и т.д. В Шотландии церковь пресвитерианская стала господствующей, а церковь епископальная только терпимою. В 1791 было дозволено отправление богослужения католикам. Терпимость, таким образом, была распространена на всех нонконформистов. Наконец, в 1828 и 1829 годах диссентеры - протестанты и католики - были допущены на государственную службу, в 1868 были освобождены от налога в пользу Англиканской церкви, а в 1871 для них были открыты университеты. Таким образом, Англиканская церковь, добившись доминирования на территории Великобритании, со временем ввела принцип толерантности в свои отношения с адептами других церквей, в том числе - Католической.

Почин преобразования Римской Церкви в Англии принадлежал королю Генриху VIII, а поводом к отпадению Англии от Рима послужило дело о разводе короля с Екатериной Арагонской. Папа отказал Генриху VIII в разводе, боясь прогневить германского императора Карла V, которому Екатерина Арагонская приходилась теткой. Но народ и парламент поддержали короля, и дело кончилось разрывом с Римом. Но, порвав свою связь с Римом и устами парламента провозгласив себя главою церкви, Генрих на этом и остановился - не пошел дальше в своей реформе Англиканской Церкви: он оставил нетронутыми догматы Римской Церкви, приступив наряду с этим к материальному ущемлению Церкви: передал своим придворным многие монастырские имущества, позакрывал ряд монастырей, устранил в жизни местной Церкви все то, что напоминало ему о ненавистных римских 'десятинах'. В душе он по-прежнему оставался католиком и одинаково преследовал как чистых, верных Риму католиков, так и протестантов, распространявших в народе лютеранское и реформаторское учения. Такая реформа, понятно, никого не могла удовлетворить, и в конце своей жизни, когда Англию наводнили протестанты и образовались в ней различные религиозные партии, король вынужден был поручить нескольким епископам и богословам пересмотреть все учение Церкви, наследованное от Рима.

2. Общие положения Англиканской Церкви

2.1 Вероисповедание Англиканской Церкви

Англиканское вероисповедание представляет собой смесь латинства, лютеранства и кальвинизма.

Первая символическая книга Англиканской Церкви стала книга, изданная в1536 году королем Генрихом VIII от лица парламента: она включала 10 членов вероучения и должна была послужить примирению враждовавших религиозных партий в Англии. В угоду сильно распространившейся протестантской партии вероучение Римской Церкви подверглось в 10-ти членах следующим изменениям: оставлены только три таинства: крещение, покаяние и причащение, причем в покаянии, вопреки лютеранам, признана необходимою устная исповедь, а в причащении - вера в пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову; установлена новая форма поставления епископов; принято учение об оправдании верою, но с признанием необходимости добрых дел спасения; отменено почитание икон, но не запрещены иконы в храмах, как возбуждающие благочестие; оставлено почитание святых и рекомендовано целование Святого Креста; оставлена идея о чистилище, но устранена мысль о действительности индульгенций; оставлено употребление при богослужении священнических одежд.

Вслед за 10-тью членами была издана 'Книга для епископов', в которой говорится, что таинств семь, но три из них: крещение, покаяние и причащение - высшие, а остальные - низшие; целью этой книги было примирить древнюю практику Церкви с протестантским воззрением на таинства. Позднее был издан Генрихом VIII так называемый 'Кровавый шестистатейный статут', в котором под страхом смертной казни запрещалось:

1. говорить или писать что-либо против пресуществления;

2. настаивать на необходимости причащения под двумя видами;

3. вступать священникам в брак;

4. нарушать монашеские обеты;

5. говорить, что частые литургии бесполезны и

6. что устная исповедь перед священником излишняя. Козин И. Вероучение, учреждения и обряды Англиканской церкви: Пер. с англ. СПб., 1868.

Со вступлением на престол малолетнего сына Генриха VIII, Эдуарда IV, благодаря покровительству лиц, стоявших во главе управления страной, протестантство получило перевес над католиками. В первые же дни управления Эдуарда VI парламент отменил 'Кровавый статут', дозволил священникам вступать в брак, воспретил почитание икон и святых мощей. В 1548 году издается 'Книга общих молитв', реформируется богослужение, а в 1552 году издается новое исповедание веры в 42-х членах. В этом исповедании весьма близко к протестантству изложены следующие пункты вероучения: о Священном Писании, оправдании, о Церкви, о таинствах вообще, об евхаристии, чистилище, индульгенциях, иконах, о призывании святых и молитвах за умерших. Вскоре был издан 'Общий молитвенник и обрядник', извлечение из которого, под именем 'Малого катехизиса', было предназначено для народа. В этом молитвеннике освящение воды, употребление колоколов и другие обряды названы суевериями и отменены. Сближаясь позже, в царствование Эдуарда VI, с протестантами, Англиканская Церковь сохранила у себя иерархическое устройство с тремя степенями священства, дозволив своему духовенству вступать в брак. Так закончился второй период англиканской реформации, главная задача которого состояла в примирении враждующих между собою религиозных партий: католической, лютеранской и реформаторской. Эта цель достигнута не была, во-первых, потому, что в новом изложении веры было допущено много неточных и двусмысленных выражений, в которых каждая партия могла видеть свое учение, и, во-вторых, потому, что верующий народ Англии не принял многого из новых идей, подняв в ряде мест страны восстание против обнародованных 42-х членов и 'Общего молитвенника' Соколов В. А. Реформация в Англии: Генрих VIII и Эдуард VI. М., 1881..

Чтобы прекратить нескончаемую борьбу религиозных партий, королева Елизавета распорядилась произвести пересмотр и исправление 42-х членов веры, принятых при Эдуарде VI. После долгих споров была утверждена новая символическая книга в составе 39-ти членов, также представляющая странную смесь католичества, лютеранства и реформаторства. Учение о вере в этой книге изложено в выражениях неясных и двусмысленных. И естественно, что в Англиканской Церкви после объявления 39-ти членов как обязательной нормы христианского учения единства не получилось - партии по-прежнему продолжают существовать. Эти партии существуют в ней и в настоящее время под названиями: 'Высокой Церкви', 'Низкой Церкви' и 'Широкой Церкви'. англиканский церковь великобритания христианство

Основной идеей 'Высокой Церкви' является - противодействуя крайностям протестантства, отстоять и сохранить в Англиканской Церкви все, что в ней содержится от древних времен и, более того, приблизить ее к традиции и практике Вселенской Церкви до ее разделения. 'Низкая Церковь' - самая обширная по числу своих приверженцев, представляет собой крайние течения протестантства; из книг Священного Писания особенным уважением у нее пользуется Пятикнижие Моисея, хотя в теории Новозаветные книги ставятся выше Ветхозаветных. 'Широкая Церковь' - это, собственно говоря, не партия, а равнодушная к религиозно-церковным вопросам масса, которую часто называют 'Индифферентной Церковью'; члены этой партии считают, что спорить о догматических разногласиях не стоит: все христиане - братья между собой, и сознание своего братства они должны обнаруживать в жизни через оказание взаимной помощи, особенно в религиозно-нравственном отношении. Пренебрегая основами Христом данной веры, даже отрицая догматику, так называемая 'Широкая Церковь', уподобляясь буддизму, воспринимает христианство лишь как нравственное учение, лишенное своего источника и своей основы - 'мораль без догмы'.

В вероучении Англиканской Церкви, изложенном в 39-ти членах, являющихся официальным, хотя и неполным, изложением веры англикан, обязательным как для духовенства, так и для мирян, являются:

1. догматы, вполне согласные с Православием (о Боге Едином в Трех Лицах, о Сыне Божием и другие);

2. учения, провозглашенные из противодействия Риму, которые также приближают Англиканскую Церковь к Православию, а именно: отрицание сверхдолжных дел (заслуг), чистилища и индульгенций, предписание богослужений на родном языке, приобщение мирян под двумя видами, отмена обязательного безбрачия духовенства, отрицание главенства папы над всей Церковью;

3. заблуждения, от латинства оставшиеся, такие как исхождение Святого Духа 'и от Сына';

4. заблуждения, принятые от лютеранства: учение о первородном грехе и о состоянии человека после падения, об оправдании верой, о погрешимости Вселенских Соборов, о том, что Восточные Церкви впали в заблуждение, отрицание почитания икон и святых мощей, отрицание призывания святых, протестантское учение о таинствах;

5. учения, изложенные неопределенно, которые могут быть поняты по-разному: о числе таинств, о присутствии в таинстве Евхаристии истинных Тела и Крови Христовых, учение об иерархии, которое можно понимать и в православном, и в протестантском смысле;

6. церковное главенство короля.

2.2 Устройство Англиканской Церкви

Англиканская Церковь по своему устройству епископальная. Пресвитеры и диаконы возводятся в свои степени по особому чину через епископское рукоположение с молитвенным призыванием Святого Духа. Мы не можем пройти мимо вопроса: а являются ли эти хиротонии в Англиканской Церкви благодатными, т.е. существует ли в этом инославном обществе, именуемом Англиканской Церковью, от Апостолов преемственно сохраняющаяся правильная епископская хиротония, и хранит ли она апостольское учение о священстве? На эти вопросы дает нам ответ 25-ый член их вероучения. В нем говорится, что пять таинств (покаяния, миропомазания, брака, елеосвящения и священства) 'не должны признаваться таинствами, установленными Святым Евангелием, так как они родились частью от испорченного подражания Апостолам, частью от житейских условий, хотя и допускаемых Священным Писанием, но не имеющих той же природы, что крещение и причащение'. Можем ли мы, православные, согласиться с мнением, что таинство священства не имеет природы истинного таинства, опирающегося на Слово Божие, что оно родилось или от испорченного подражания Апостолам, или - как обычай, жизнью рожденный - сложилось случайно и позднее Апостолов, а не дано Святой Церкви от Бога как божественное установление? Согласиться с этим означало бы пойти против свидетельства об этом предмете Слова Божия, Христа и Апостолов. Правда, некоторые англиканские богословы, принадлежащие к 'Высокой Церкви', такие как Пуллер в своей книге 'Непрерывность Английской Церкви' Пуллер П.Р. 'Непрерывность Английской Церкви', СПБ, 1933. утверждают, что 39 членов веры, отдельно взятые, 'являются, скорее, членами мира и благочестивого согласия, чем членами веры', но это лишь частное мнение и пожелание; тот же Пуллер признает, что если бы какой-нибудь мирянин решился высказать неблагоприятное суждение о 'членах' и заявить, что они суеверны или ошибочны и подписывать их нехорошо, то он подпал бы отлучению. К сожалению, Англиканской Церкви в целом гораздо ближе и теоретически, и практически протестантизм, чем Православие; она, в общем, твердо стоит и поныне на воззрениях, изложенных в '39-ти членах', в частности, во взгляде на таинство священства. И мало надежды на то, что Англиканская Церковь изменит свою позицию, ибо находится она в полной зависимости от английского парламента, среди членов которого имеются и члены масонских лож, враждебных Христианству, и евреи, и атеисты. А ведь парламент имеет решающее слово даже в вопросах вероучения, он утверждает и отвергает иерархией принимаемые и предлагаемые парламенту изменения в богослужебных чинах и прочие. Англия настойчиво оберегает свой протестантизм, а король - глава Англиканской Церкви - присягает на коронации: 'Объявляю и искренно клянусь перед Богом в том, что верю, что в таинстве причащения не происходит пресуществления хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа, до и после освящения Святых Даров, кем бы оно ни совершалось, и я верю, что призывание и поклонение Приснодеве Марии и святым, а также жертвенное значение Литургии противно протестантскому вероучению'. В 1927 и 1928 годах парламент дважды отверг одобренную собранием духовенства и палатой лордов новую богослужебную книгу взамен устаревшей 'Книги общественных молитв', так как в проекте нового молитвослова было внесено в чин Литургии призывание Духа Святого, а также сохранение Святых Даров для причащения больных.

2.3 Особенности и виды богослужений Англиканской Церкви

Основной богослужебной книгой Англиканской Церкви долгое время была Книга общих молитв (Book of Common Prayer, или BCP) 1662 г. С 1980 по 2000 г. наряду с ней действовал Альтернативный служебник (Alternative Service Book), к-рый дополнял Книгу общих молитв; с первого воскресенья Адвента 2000 г. его сменила Книга общественного богослужения 2000 г. (Book of Common Worship 2000).

Суточный богослужебный круг

Книги общих молитв состоит из утреннего и вечернего богослужений. Утреннее богослужение (Morning prayer, Matins), составленное из древних сарумских (см. Сарумский обряд) чинопоследований утрени и 1-го часа, начинается с чина покаяния: покаянных стихов из Библии, увещания перед исповедью, общей исповеди, имеющей форму произносимой всей общиной молитвы, и отпущения (при отсутствии священника совершающий богослужение читает коллекту «21-го воскресения после дня Святой Троицы» вместо отпущения). Затем следуют: молитва Господня «Отче наш», краткий респонсорий, псалом 95/94, оканчивающийся, как и все проч. псалмы и песни, малым славословием Gloria Patri (лат.- Слава Отцу; см. Слава), псалмы дня, 1-е (ветхозаветное) чтение, Te Deum (см. Тебе, Бога, хвалим), или песнь вавилонских отроков (Benedicite - Благословите), 2-е (новозаветное) чтение, песнь Захарии, отца Иоанна Предтечи (Benedictus - Благословен) или псалом 100/99, т. н. Апостольский Символ веры (в праздники Рождества Христова, Богоявления, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы, Св. Троицы, св. Иоанна Крестителя, ап. Андрея, Матфия, Иакова, Варфоломея, Матфея, Симона, Иуды произносится т. н. Афанасиев Символ веры), Kyrie (Господи; см. Господи, помилуй), «Отче наш», респонсорий, коллекты дня, о мире и о милости, молитвы о королевском величестве, о королевском доме, за духовенство и народ, молитва св. Иоанна Златоуста (молитва 3-го антифона литургии свт. Иоанна Златоуста). В конце произносится благословение из 2 Кор 13. 13.

В основу вечернего богослужения (Evening prayer, Evensong) положены сарумские чинопоследования вечерни и повечерия. Вечерняя служба начинается тем же покаянным чином, что и утреннее богослужение. Далее следуют: «Отче наш», псалмы дня, 1-е (ветхозаветное) чтение, Песнь Богородицы (Magnificat - Величит), псалом 98/97, 2-е (новозаветное) чтение, Песнь прав. Симеона (Nunc Dimittis - Ныне отпущаеши), псалом 67/66, Апостольский Символ веры, Kyrie, «Отче наш» и респонсорий. В конце читаются те же молитвы, что и на утреннем богослужении.

Литания (Litany), или общий молебен, совершается после утреннего богослужений по воскресеньям, средам и пятницам. Литания состоит из множества прошений и ответов народа и в общем носит покаянный характер.

Состав вечернего и утреннего богослужений воскресных дней таков: 1-я часть (вступление) - призыв к покаянию, исповедь, благодарственная молитва и вступительное песнопение (для утреннего богослужения это песнь вавилонских отроков, Пс 95/94, Пс 100/99 или Пасхальный гимн; для вечернего богослужения - Свете тихий, Пс 141, Пс 104). 2-я часть (Слово Божие) состоит из псалмов дня, ветхозаветной песни, библейского чтения, респонсория, евангельской песни (Benedictus на утреннем богослужении, Magnificat - на вечернем), т. н. Апостольского Символа веры, ектении и «Отче наш». 3-я часть (заключение) включает последние молитвы и благословение.

Вечернее и утреннее богослужения должны совершаться клириками Англиканcкой Церкви ежедневно.

В XX в. в Англиканcкой Церкви получили также широкое распространение самостоятельные чины повечерия и 1-го часа. 2 чина повечерия (на среднеангл. и совр. англ. языках) соответствуют чину повечерия рим. обряда и включают обряд покаяния, гимн Te Lucis (Тебя, Света), неизменяемые псалмы, краткие чтения из Свящ. Писания, 2 респонсория, Nunc Dimittis с антифоном и заключительные коллекты. Чины повечерий на совр. и среднеангл. языке отличаются друг от друга порядком следования частей. Повечерие на среднеангл. языке больше соответствует состоянию рим. чина повечерия до богослужебной реформы, начатой II Ватиканским Собором, а повечерие на совр. англ. языке - послереформенному (см. Novus ordo).

Евхаристия (англ. Eucharist, Вечеря Господня - Lord's Supper, Святое Причащение - Holy Communion) Христианство: Энциклопедический словарь: В 2 т.: т.1: А - К / Ред. кол.: С.С.Аверинцев (гл. ред.) и др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.. После утреннего богослужения и литании предписывается совершать евхаристическую литургию. Вводная рубрика Книги общих молитв обязывает мирян сообщать о своем намерении причаститься минимум за 1 день. Чин литургии начинается с молитвы «Отче наш», за которой следуют неизменяемая коллекта «Всемогущий Боже, которому открыты все сердца...», чтение 10 заповедей Моисеевых, коллекта за королеву, коллекта дня, апостольское и евангельское чтения, Символ веры (Никео-Цареградский). Затем читаются поучения и королевские указы, произносится проповедь, делают объявления. После этого во время чтения стихов из Библии производится сбор пожертвований, которые священник поставляет непосредственно на св. престол. Туда же приносят хлеб и вино, обряд приношения не сопровождается особыми молитвами. Далее произносятся молитва о всей полноте Церкви Христовой и 3 увещевания. Затем совершается краткий покаянный чин, состоящий из обращенного к желающим причаститься призыва к покаянию, общей исповеди, отпущения и «утешительных слов» из Нового Завета. Далее следуют евхаристический канон и причащение. Евхаристические дары преподаются со словами: «Тело Господа нашего Иисуса Христа, за тебя преданное, да сохранит тело и душу твою в жизнь вечную: приими и ешь это в воспоминание, что Христос умер за тебя и напитайся Им в сердце своем верою с благодарением» и «Кровь Господа нашего Иисуса Христа, за тебя пролитая, да сохранит тело и душу в жизнь вечную; пей это в воспоминание, что кровь Христова пролилась за тебя, и пребудь благодарен». После причащения читаются «Отче наш», Благодарственная молитва, Gloria in Excelsis (лат. Слава в Вышних) и следует благословение.

Англиканский евхаристический канон в ХХ в. претерпел разительные изменения. Канон Книги общих молитв 1662 г. состоит из 3 частей: praefatio, молитвы о достойном причащении, молитвы освящения даров. В последней можно выделить 3 части: обращение к Богу Отцу, пославшему Своего Сына для нашего искупления, эпиклезу («Услыши нас, милостивый Отче...») и установительные слова. Присутствующее в Книге общих молитв замечание о том, что, если святых даров окажется недостаточно, священник освящает дополнительные хлеб и вино, произнося только слова установления, позволяет утверждать, что первоначально в Англиканской Церкви отчасти сохранялось католич. т. зр. о времени освящения даров. Пирожков Г., прот. Англиканская литургия, ее история и анализ ее содержания. МДА. Загорск, 1969.

Но уже составители Книги общих молитв 1927/28 г., до 70-х гг. ХХ в. во многом вытеснившей Книгу общих молитв 1662 г. (неофициально - в Англии, официально почти во всем Англиканском содружестве), придерживаются иных взглядов на время освящения даров и взаимоотношение разных частей анафоры. Канон Книги общих молитв 1927/28 г. состоит из рraefatio, Sanctus, молитвы освящения (без эпиклезы), молитвы Oblation (англ.- Приношение) с указанием на то, что дары приносятся Богу, и Invocation (англ.- Призывание) - нисходящей эпиклезы. После этого следуют молитва Unde et memores (лат.- Посему и воспоминая; одна из частей рим. канона мессы из Книги общих молитв 1549 г.), «Отче наш», молитва о достойном причащении и только потом - причащение святых даров. При этом в рубрике говорится: «Если освященные хлеб и вино закончатся до того, как все причастятся, священник должен освятить еще по предписанному: начиная от слов «Слава Тебе, Боже всемогущий...» до слов «...причастниками блаженнейшего Тела и Крови Его»». Т. о., освятительное значение приписывается здесь не только молитве, включающей установительные слова, но также и 2 др.- Oblation и Invocation. В свете этого можно предположить, что заголовок «Молитва освящения» относится не только к молитве со словами установления, но и к 2 последующим.

К концу XX в. эпиклеза стала неотъемлемой частью англиканской анафоры. Более того, согласно многим Служебникам, только эпиклеза, без слов установления, достаточна для освящения даров.

Хотя в Книге общих молитв 1662 г. евхаристический пост не назван среди необходимых условий достойного причащения, до XVIII в. он сохранялся в практике А. Ц. В XIX в. в ходе Оксфордского движения обычай обязательного евхаристического поста был восстановлен, и к кон. XIX в. практика евхаристического поста стала всеобщей. В наст. время существует обычай соблюдать евхаристический пост с полуночи. Если литургия служится вечером, время поста может составлять от 12 до 3 ч. Однако несоблюдение его не может служить причиной для отказа в причащении.

Календарь и лекционарий

Общеупотребительными являются календарь и лекционарий Книги общих молитв 1662 г., каторый состоит из великих праздников (Red Letter Days - Дни, (отмеченные) красной буквой), малых праздников (Black Letter Days - Дни, (отмеченные) черной буквой) и дней, на каторые не приходится каких-либо празднований. Великими праздниками считаются Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Обрезание Господне, Благовещение, Обращение св. Павла, дни памяти апостолов и евангелистов, св. Стефана, Иоанна Крестителя, арх. Михаила и всех ангелов, Вифлеемских младенцев и Всех святых. Кроме того, великими праздниками считаются все воскресенья года, понедельники и вторники по Пасхе и Пятидесятнице. Пасха и Пятидесятница не включены в перечень праздников, т. к. всегда совпадают с воскресеньем, но их богослужение - вполне праздничное. Великие праздники отличаются от др. дней наличием коллекты дня и особых чтений на литургии, хотя коллекты и чтения имеются и для нек-рых непраздничных дней: для «пепельной среды» (1-й среды Великого поста) и всех дней Страстной седмицы (коллекты только для пятницы и субботы). В проч. дни чтения идут по порядку, в течение всей недели используется коллекта предыдущего воскресенья.

Лекционарий Книги общих молитв состоит из чтений на вечернем и утреннем богослужениях, апостольских и евангельских чтений на литургии, и Псалтири, разделенной т. о., что она прочитывается за месяц. Псалмы и библейские песни в ней приводятся из Большой Библии 1538 г., переведенной по Вульгате.

В настоящее время календарь Книги общих молитв 1662 г. существует скорее как богослужебный минимум. С 1-го воскресенья Адвента 2000 г. его сменили новые календарь и лекционарий Книги общественного богослужения 2000 г. Календарь включает неск. видов праздников: воскресные дни, главные праздники (Рождество, Богоявление, Сретение, Благовещение, Пасха, Вознесение, Пятидесятница, День Святой Троицы, День всех святых), праздники (библейских святых), малые праздники (небиблейских святых) и «воспоминания» (святых и неканонизированных подвижников веры). Главные и малые праздники имеют собственные коллекту и посткоммунион (благодарственную молитву после причащения). Воскресный лекционарий распределен в рамках 3 лет (для каждого воскресного дня предусмотрено по 3 службы), а Седмичный - в рамках 2 лет.

Церковный год, согласно Книге общих молитв, начинается с 1 янв., но в XX в. все англикан. Церкви вернулись к старой зап. практике начинать его с 1-го воскресенья Адвента. Круг подвижных праздников и постов Книги общих молитв 1662 г. вошел и в новый календарь, но в настоящие время посты в англикан. Церкви, вслед за католич., свелись к соблюдению «пепельной среды» и Великой пятницы. Англикан. монашеские ордена соблюдают посты по правилам соответствующих католич. монашеских орденов. Пожалуйста, верните повсеместно по тексту словам нормальное написание, а не как в справочнике, откуда это скачано

Крещение

Англеканская церковь дает следующее определение таинства крещения: «Крещение - это не только символ исповедания и знак, по которому христиан можно отличить от некрещеных, но также знамение возрождения, посредством которого принимающие истинное крещение прибиваются к Церкви» («Тридцать девять статей», cт. 27).

Книгa общих молитв содержит 3 чина крещения: младенцев в церкви, младенцев на дому (при наличии особых обстоятельств), крещения взрослых.

Чин крещения младенцев в церкви (Public Baptism of Infants) включает: водоосвящение; евангельское чтение (Мк 10); чин отрицания сатаны, исповедания веры, произнесения крестными крещальных обетов; самого крещения, совершаемого через погружение (или, если младенец очень слаб, через обливание) с произнесением формулы: «(Имярек), я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» (как в католич. Церкви); крестного знамения, начертаемого священником на лбу младенца. В конце чина священник обращается к крестным с увещеванием обучить младенца катехизису и в положенное время привести для епископской конфирмации.

Взрослый при крещении сам отрицается сатаны, исповедует веру и дает крещальные обеты. «Крещенный таким образом должен быть конфирмован епископом в кратчайший срок». В преамбуле к чину крещения сказано, что как для младенца, так и для взрослого необходимо наличие не менее 3 крестных, причем 2 должны быть одного пола с крещаемым. В совр. практике крестными младенца могут стать его родители. С крещением связано содержащееся в Книге общих молитв «Благодарение для женщины после рождения ребенка».

Если крещальные обеты не были по каким-либо причинам произнесены при крещении, они должны быть произнесены перед конфирмацией.

Конфирмация

Конфирмация обычно совершается над крещеными подростками 14-16 лет, а также над переходящими в А. Ц. из неепископальных Церквей. Книга общих молитв содержит краткий катехизис, предназначенный для подготовки детей к конфирмации, обучать к-рому вменяется в обязанность настоятелю прихода.

Чин конфирмации совершается епископом. Он возлагает руки на голову каждого конфирманта со словами: «Защити, Господи, сего раба Твоего Твоей небесной благодатью, дабы он пребыл Твоим вовеки. С каждым днем все больше исполняй его Святого Твоего Духа, доколе он придет в вечное Твое Царство. Аминь».

Книга общих молитв прямо указывает, что никто не должен допускаться к причащению без епископской конфирмации. В последнее время, особенно после допущения католич. Церковью неконфирмованных детей к причащению, Церковь Англии также разрешила причащаться до конфирмации. Но на практике это происходит лишь в отдаленных приходах, куда почти нет возможности добраться епископу.

Брак

По англикан. традиции, зафиксированной в Книге общих молитв 1662 г., о желании вступить в брак должно быть объявлено заранее. В течение неск. воскресных дней священники объявляют о состоявшейся помолвке и спрашивают, не знает ли кто-нибудь причин, по к-рым этот брак не может состояться.

Само бракосочетание по канонам совершается в любой день с 8 до 18 ч. Чин состоит из вступительного слова священника, в к-ром говорится о божественном установлении брака, достоинстве этого состояния и его целях. После этого священник просит брачащихся признаться, есть ли их браку к.-л. препятствия, и спрашивает по очереди жениха и невесту об их взаимном желании вступить в брак. Затем жених и невеста, соединив правые руки, дают брачный обет. Священник произносит молитву, призывая Бога благословить новую пару, как Исаака и Ревекку, и после молитвы соединяет руки молодоженов со словами: «Что Бог сочетал, человек да не разлучает», затем торжественно объявляет их мужем и женой. Далее следует благословение: «Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой да благословит, соблюдет и сохранит вас...», по тексту почти совпадающее с молитвой вост. богослужения. Затем читаются или поются псалмы 128/127 и 67/66, «Отче наш» и респонсорий. Священник произносит неск. молитв и поучение, состоящее из новозаветных текстов о браке. Сразу после бракосочетания или в ближайшее время молодожены должны причаститься.

Чин посещения больных

(Viaticum), совершаемый в доме больного, состоит из молитв, увещевания, призванного укрепить больного в вере и подготовить к покаянию, т. н. Апостольского Символа веры, сформулированного в виде вопроса, на к-рый больной отвечает: «Во все это я твердо верую». Затем следует частная исповедь и отпущение грехов. Далее читается молитва об исцелении больного. Хотя в Книге общих молитв 1662 г. не содержится упоминания о помазании елеем, это помазание стало широко распространяться с началом Оксфордского движения.

Чин посещения больных содержит также молитвы о больном ребенке, о смертельно больном, об умирающем и о душевнобольном. К чину посещения больных может присоединяться чин причащения больных. Он представляет собой литургию, совершаемую в доме больного. Несмотря на то что чин литургии Книги общих молитв 1662 г. предписывает потреблять оставшиеся дары сразу после литургии, в наст. время распространено причащение больных запасными дарами. В Шотландской Епископальной Церкви практика заготовки запасных даров никогда не исчезала, будучи зафиксирована в литургических книгах.

Погребение

Священник в полном облачении встречает гроб с телом покойного у ворот церкви. Гроб ставится посреди церкви, и начинается чин отпевания, к-рый состоит из 1 или 2 псалмов (39 и 90), чтения из НЗ (1 Кор 15), несколько молитв и коллекты об усопшем.

2.4 Служение мирян в Англиканской Церкви

Служение мирян обусловлено тем, что Англиканский путь имеет по преимуществу прагматический, или практический, характер. Опасность этого пути заключается в том, чтов своем предельном развитии он может приводить к сугубо моралистическому типу христианства с присущей ему погоней за добрыми делами, которая по существу подменяет собой благоговейное восприятие благодати и мудрость, открывающуюся в молитве, -- основные признаки христианской жизни. Однако англикане сознают эту опасность, о чем свидетельствует их богослужение -- наиболее эффективное средство против морализаторского искажения Евангелия.

Но помимо этого они могут сказать, что этика -- важна. Особенностью Англиканской церкви всегда была активная работа в обществе, в котором она жила; это касается деятельного церковного присутствия в школах, больницах, тюрьмах, социальных учреждениях, органах управления -- местных и национальных. Согласно англиканскому пониманию 'благочестие', которое не проявляется в добрых деяниях, сомнительно по своему существу. Поэтому в течение столетий, начиная с XVI в., англикане дискутируют по поводу роли монашеской жизни и духовности в Церкви. Монашеские общины существуют, и в некотором смысле их значимость не подвергается сомнению среди англикан. Но поскольку само возникновение Англиканской церкви связано с реакцией против средневекового церковного 'разложения' (как это тогда воспринималось), монашеский идеал был подвергнут критическому анализу: необходимо было убедиться в том, что монашество может быть подлинным, что оно оправдывает свое существование. В силу этих исторических причин, усиленных вообще весьма практическим подходом к жизни, англикане не рассматривают монашество как самоочевидное явление в Церкви, в отличие, скажем, от католиков или православных. Однако лишь очень немногие склонны ставить под вопрос значимость жизни, посвященной молитве. Вейш Я.Я. Религия и Церковь в Англии. М.: Изд-во «Наука», 1976.

Одним из важных изменений, которые принес нынешний век, стало все более значимое участие мирян в жизни Церкви - в богослужении и церковном управлении. С одной стороны, это было естественным развитием основополагающей идеи Реформации, согласно которой каждому индивидууму открыт непосредственный доступ к Богу (без абсолютной необходимости в священнике, хотя священники, безусловно, полезны и важны во многих отношениях). С другой стороны, это было церковным отражением общей демократизации жизни в секулярном мире. Будучи по своему статусу государственной церковью, Церковь Англии всегда была подвержена мирским влияниям: ее светский глава - мирянин (король или королева), и все решения относительно церкви подлежат утверждению парламентом. Однако вовлеченность мирян в церковную жизнь в последние годы стала принимать новые формы, начиная с приходского уровня. (Современное богослужение также ориентировано на участие мирян, как мы увидим позднее.) В каждом диоцезе и в Генеральном Синоде (высшая принимающая решения инстанция в Церкви Англии), наряду с епископами и другими клириками, есть представители мирян. В настоящее время расширяется свобода церкви в принятии собственных решений. Часть англикан хотели бы видеть полное отделение церкви от государства; другие считают, что эта историческая связь и сегодня сохраняет свою значимость и полезность. Во всяком случае англикане стоят перед необходимостью выработки путей реализации своей новой свободы, не отказываясь от традиционной ответственности перед нацией в целом, которую всегда чувствовала Церковь Англии. Последняя не обладает монополией в английской религиозной жизни и действует вместе с другими конфессиями; однако ее история и видимое присутствие во всех уголках страны придают ей особую роль. Церковь Англии не получает государственных субсидий, а поэтому источником средств для выплаты жалованья священнослужителям и финансирования различных церковных программ являются сами ее члены.

3. Состояние Англиканской Церкви в ХХ веке

3.1 Новые направления и развитие в Англиканской Церкви

Различиям, которые существуют между отдельными англиканскими церквами, соответствует и многообразие внутри каждой из них. Это традиционно 'широкая церковь'. В силу исторических причин Церковь Англии вынуждена была принять многообразие, хотя и не стремилась к этому. Она постепенно привыкла к мысли, что христиане расходятся, и часто очень существенно, в вопросах веры и поведения. В разные периоды на протяжении последних трех столетий в церкви доминировала то одна, то другая группа: евангелики, 'католики' или либералы, - но и остальные продолжали существовать, внося свой особый вклад во внутрицерковные дискуссии и в церковную жизнь в целом. Внешние проявления этого разнообразия могут обескураживать, и наблюдатель недоумевает, кто же 'настоящие' англикане? Какая форма церковности является 'подлинно' англиканской? Претендовать на это может каждая из партий, однако истина скорее всего в том, что они все являются 'подлинно' англиканскими. Причина же в том, что быть англиканином - это, помимо всего прочего, значит принадлежать к такой церкви, для которой характерно разнообразие - вплоть до расхождения во взглядах. Создается впечатление, что Англиканская церковь всегда находится на грани самораспада; и действительно, время от времени отдельные ее члены и группы покидают ее и реализуют свое понимание христианского призвания в другой церкви, которая не кажется столь болезненно пестрой. Тем не менее церковное тело продолжает существовать как целое. Его приверженцы верят, что этот факт - существенный богословский урок: Англиканская церковь часто склонна рассматривать себя самое - быть может, несколько наивно, но не без оснований - как образец (несовершенный, но значимый) для будущего, модель того, как христианская церковь может выжить и даже процветать, объединяя столь разных мужчин и женщин, которые обладают различными, Богом данными способностями и интуициями и по-разному работают ради Его Царства, восполняя друг друга и созидая Церковь, избегающую обеих крайностей - как тирании сверху, так и анархии снизу.

В 1948 г. в Москве состоялось Совещание Поместных Православных Церквей, на котором встал вопрос об англиканской иерархии. Резолюция Совещания постановила, что англиканская иерархия может быть признана действительной только в случае восстановления единства веры и исповедания между Православной Церковью и Англиканским сообществом (Anglican Communion) Никонов К.И. Англиканское сообщество. НРЭ. М., 2005..

Причем со стороны Англиканского сообщества требуется авторитетное свидетельство, исходящее от собора священнослужителей англиканского исповедания и утвержденное главой Англиканского сообщества о принятии православного вероучения во всей его догматической, канонической и экклезиологической полноте.Православная сторона, исследуя истинность рукоположений, совершающихся в Англиканском сообществе, подходила к решению этой задачи с нескольких сторон. Вопервых, существует ли непрерывность преемства епископских рукоположений в Англиканской церкви? Свт. Филарет Московский писал, что «с пресечением рукоположений пресекается ток иерархической благодати, и рука, не орошенная благодатью свыше, не может передать другим того, чего сама не приняла». Здесь возникает проблема с историческим апостольским преемством англиканской иерархии, т. к. в эпоху первого парламента королевы Елизаветы (1559 г.) М. Паркер, будущий архиепископ Кентерберийский, принял епископское рукоположение от четырех лиц (Уильяма Барлоу, быв. еп. БатУэльского, Джона Скори, быв. еп. Чичестерского, Майлса Ковердаля, быв. еп. Экзетерского, Джона Годжкинса, викарного еп. Бедфордского), которые были низложены (как католические епископы) еще при королеве Марии (1553-1558) отчасти за их брачное состояние, а отчасти за их неправый, с римокатолической точки зрения, образ мысли. Однако видные русские ученые конца прошлого века (В. А. Соколов, И. П. Соколов и др.) в своих исследованиях признавали, что факт апостольского преемства архиепископа Кентерберийского Крамера исторически засвидетельствован удовлетворительно, основные рукополагатели Паркера имели епископские саны и сами были рукоположены, следовательно, напрашивается вывод, что историческое преемство англиканской иерархии во время реформации в Англии можно считать не нарушенным (с внешней стороны).

Во-вторых, является ли англиканское учение о священстве древнехристианским и соответствует ли оно учению о священстве, хранимом Православной Церковью. Англиканское сообщество в своих символических книгах не придает таинству священства таинственноблагодатного значения (см. ХХV член религии). Учение о необходимости иерархического строя для бытия Церкви отсутствует, а некоторые англиканские богословы прямо высказывали и высказывают мнение о ненадобности священной иерархии для бытия Церкви. Так, Барлоу около 1536 г. проповедовал, что «мирянин может епископствовать». Также отсутствует представление о священнике как совершителе Евхаристии: англиканские епископы и богословы, отвечая католикам на вопрос о жертвенном характере священства, писали: «невозможно признать, чтобы Господу благоугодно было принятие в число Своих служителей поставить в зависимость от признания средневековых метафизических определений или от «таинственного дара, подаваемого в св. Евхаристии». Такое учение неизвестно Церкви первых времен ее существования, а повсюду оно распространилось только после утверждения его Римской церковью в XIII в.». За последние 50 лет Англиканская церковь, имеющая неоформленное, допускающее множество толкований учение о священстве (но держащаяся определенных общехристианских традиционных принципов в вопросе о духовной иерархии), вводит революционные преобразования, искажающие древнехристианское учение о священстве в еще большей степени, чем это было раньше. Такими искажениями являются: практика посвящения в духовный сан женщин; рукоположение лиц, публично объявивших, что они являются гомосексуалистами.

Если раньше многие православные исследователи англиканства старались выделить положительные стороны в вопросе об англиканском священстве, отличающие их от других протестантских конфессий (держащихся изначально ложного, недопустимого с православной точки зрения учения о священстве), то после введения практики женских хиротоний Англиканская церковь оправдала самые худшие опасения и предположения критической литературы по англиканству XIX-XX вв. Эти опасения состояли в том, что даже самые консервативные группы Англиканского сообщества (т. н. англокатолики) относились к священству не как к благодатнотаинственному акту в жизни Церкви, а скорее как к социальному служению общине. В декабре 1899 г. на съезде оксфордских англокатолических богословов были даны некоторые ответы на вопросы о священстве, например: «Священство Церкви по необходимости может быть исполняемо только теми, которые получили полномочие быть орудиями Церкви в этом отношении… Однако тех, которым это полномочие не дано, оно не делает чрез это меньшими священниками; это потому, что они суть члены тела, которому принадлежит священство».

Современная практика женских рукоположений в священный сан, приводит нас к мысли, что Англиканская церковь понимает священство лишь как удобный для управления Церкви некий социальный институт, необходимый для более четкой координации внешней деятельности Церкви и направленный на благоустройство последней. Такой подход к священству лишь как к социальному служению является естественным для англиканства (хотя и не всегда признается самими англиканами). Обстоятельства введения в практику Англиканской церкви женских хиротоний дают возможность убедиться в этом.

Прежде всего, необходимо назвать широкое распространение феминистского движения. Возникает феминизм как движение освобождения женщин («движение освобождения») в 60х годах ХХ в. Фактически в первый период возникновения феминизма женщины выступают против притеснения женщин в социальной сфере. В это время появляется книга Mary Daly -- «Церковь и второй пол» (1968 г.). Эта книга, посвященная роли женщины в Церкви, была первой, обозначившей горизонты феминизма. После появления этой книги издательский рынок заполняется феминистской литературой, бросившей вызов идее, что женщина должна подчиняться мужчине по замыслу Творца. Заканчивается первый период с наступлением 1970х гг., когда это «движение освобождения» производит попытку осмыслить окружающий мир (т. е. психологию, социологию, брак и т. п.) через призму своих идей. Фактически именно с этого момента феминизм возникает как таковой. Главной становится идея, что отличие женщины от мужчины теперь является основанием для гордости. Феминизм учит, что женщина должна гордиться своим отличием от мужчины. 26 августа 1970 г. в Нью-Йорке во время демонстрации посвященной 50той годовщине женского избирательного права, феминистка Freedman, как бы подвела итог всего предыдущего периода освободительного движения: «Мои предки евреи, каждый день благодарили Бога, молясь: «Благодарю Тебя Боже, что я не был рожден женщиной». Сегодня все женщины должны и могут сказать: «Благодарю Тебя Боже, что я была рождена женщиной».

В этот период происходит попытка интерпретации прошлого, отображающая новые феминистские принципы. Женщины требуют не только равноправия и независимости для себя самих, но также права влиять самим на окружающий их мир.

В 1980х годах феминистское движение становится уже не только мировоззрением некоторых, но и нормой жизни. Феминизм старается изменить представление о Боге, т. е. все упоминания Библии о Боге в мужском роде пересматриваются с точки зрения феминизма, в некоторых феминистских кругах возникает или возрождается поклонение женскому божеству (божествам). В некоторых христианских движениях появляются женщиныпасторы, диаконы, священники, Библия редактируется в соответствии с феминистскими взглядами и т. п.

Связь между Англиканской церковью и государством традиционна, церковь фактически полностью зависит от государственных структур (правящий монарх возглавляет церковь, епископы являются членами парламента и т. д.), роль священника часто сводится к социальному служению, типа социальной работы, заниматься которой может и женщина. Церковь многократно возглавлялась королевами, что также послужило своеобразным стимулом к продвижению идей о возможности женщинам занимать управляющие (священнические) должности в церкви (если во главе церкви стоит женщина то почему женщина не может быть епископом, священником или диаконом). Кампер П. Религиозная свобода в Великобритании // Мировой опыт государственно-церковных отношений. Учебное пособие (2-е изд-е, дополн. и перераб.). М.: Изд-во РАГС, 1999.

Все выше приведенные размышления приводят нас к определенному выводу, что ряд исторических и культурносоциальных факторов (феминизм, главенство королев над церковью, зависимость церкви от государственной власти, десакрализация священнического служения) являются основной причиной появления женского священства в Англиканском сообществе. Первая женская хиротония в пресвитера состоялась в 1944 г. в Китае (Li Tim Oi). Помимо этого с 1984 г. церковь Англии допускает ординации (рукоположения) женщин (1987 г. -- хиротония первой женщины в диакона; 1990 г. -- хиротония первой группы женщин в священный сан), что явилось следствием уже установившейся практики в Англиканском сообществе. Например, с 1971 г. Епископальная церковь США утвердила хиротонии женщин, а с 1974 г. совершает их (11 женщин было рукоположено в пресвитеры). В Англиканском сообществе уже 11 женщин епископов (на 1998 г.). Статистика последних лет дает нам возможность предполагать, что количество женских рукоположений в Англиканской церкви будет возрастать, т. к. в 1998 г. их количество от общего числа англиканских священников составляло 13-15 %. Хиротонии женщин вызвали в Англиканском сообществе неоднозначную реакцию, однако на последней Ламбетской Конференции (1998 г.) была принята резолюция (№ III;2,4), провозглашающая противников и сторонников ординаций женщин «истинными англиканами», что позволяет сделать нам вывод о все большем удалении англиканского учения по вопросу о священстве от православного.

3.2 Отношение Англиканской Церкви к другим религиозным конфесиям

Англикане участвуют в экуменических или межконфессиональных диалогах на всех уровнях - от консультаций с православными, католиками, лютеранами и реформатами до совместного с другими общинами использования храмовых зданий и особых совместных служений, в которых принимают участие священнослужители разных церквей. Многие православные общины в Великобритании совершают богослужения в англиканских храмах. Хотя Англиканская церковь не находится в общении с Православной и Католической церквами, она вовлечена в работу, направленную на воссоединение церквей, как на официальном, так и неофициальном уровне. На уровне местных общин англикане практикуют так называемое 'евхаристическое гостеприимство', приветствуя и принимая любого крещеного члена других церквей, который желает вступить с ними в евхаристическое общение. Англикане также принимают активное участие в неофициальных экуменических организациях. Содружество св. Албания и преп. Сергия, основанное в 1928 г., - один из таких примеров, свидетельствующих о стремлении англикан вступить в общение со своими братьями-христианами из других традиций. В настоящее время членами Содружества являются представители основных христианских конфессий. Усиливающееся присутствие в Великобритании и других странах значительных нехристианских религиозных общин побудило Англиканскую церковь к участию и в межрелигиозном диалоге. Многие британские церковные школы находятся в районах, где существуют большие общины иммигрантов - мусульман, индусов или сикхов, и это вызвало интересные дискуссии, касающиеся содержания религиозного образования и смысла религиозных церемоний, совершаемых обычно в начале школьного дня.

Что касается Отношения Русской Православной Церкви с англиканами имеют особый характер, обусловленный и их давностью, и особым духом заинтересованности и взаимного уважения и внимания, в котором они традиционно велись. Диалог с англиканами, прерванный революционной сменой власти в России, был возобновлен в 1956 г. на богословском собеседовании в Москве, когда обсуждались темы 'Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Англиканской Церковью', 'О Священном Писании и о Священном Предании', 'доктрина и ее формулировка', 'Символ веры и Соборы', 'Таинства, их сущность и количество', 'Православные обычаи'. С 1976 г. Русская Православная Церковь участвует в общеправославном диалоге с англиканами. В 1976 г. было принято согласованное заявление по семи разделам 1) Богопознание, 2) Боговдохновенность и авторитет Писания, 3) Священное Писание и Священное Предание, 4) Авторитет Вселенских Соборов, 5) Filioque, 6) Церковь как евхаристическая община, 7) Призывание Святого Духа в евхаристии. В результате диалога англиканскими его участниками было принято решение об использовании Символа веры без 'Filioque'. В продолжившемся диалоге обсуждались такие темы как Таинство Церкви, признаки Церкви, общение и интеркоммунион, расширение управления в Церкви, свидетельство, евангелизация, служение, Триадология, молитва и святость, участие в благодати Пресвятой Троицы, молитва, молитва и Предание, богослужение и передача веры, общение святых, иконопочитание. Существенный урон успешному и прогрессировавшему развитию диалога нанесло появление у англиканской стороны практики рукоположения женщин в священный и епископский сан, чуждой традиции Церкви. Но несмотря на возникшие трудности, снизившийся уровень и церковное значение диалога, он должен быть продолжен с более тщательным вниманием к раскрытию духовных основ православной Традиции. Третье Предсоборное Всеправославное совещание в своем постановлении сочло 'удовлетворительной работу, проделанную Смешанной богословской комиссией по диалогу между Православной Церковью и Церковью Англии, несмотря на проявленные англиканами тенденции к снижению значения этого диалога. Комиссией составлены общие тексты по темам триадологии и экклезиологии, а также жизни, богослужения и Предания Церкви. Вместе с тем совещание отмечает, что подписанное в Москве (1976) соглашение относительно изъятия Филиокве из Символа веры еще не встретило широкого отклика. Точно так же, несмотря на состоявшиеся в Афинах (1978) и других местах обсуждения и заявления православных, выступивших против хиротонии женщин, некоторые Церкви англиканского сообщества продолжали совершать подобные хиротонии. Эти тенденции могут отрицательно сказаться на дальнейшем ходе диалога. Серьезную трудность для нормального ведения этого диалога представляют также нечеткие и растяжимые экклезиологические предпосылки англикан, которые лишают конкретности содержание совместно подписываемых общих богословских текстов. Аналогичной является трудность, возникающая в результате различных крайних заявлений по вопросам веры отдельных руководящих деятелей англикан. Относительно тематики диалога совещание, в частности, рекомендует подчеркивать согласие, которое может иметь место по догматическим вопросам, разделяющим обе Церкви. Лосский Н. Православный подход к англиканству. М:. 1998.

Заключение

Становление и развитие Англиканской Церкви происходили в русле радикальных изменений, наблюдавшихся в различных областях социокультурной и политической жизни западноевропейских стран рубежа XV-XVI вв. Разложение феодальной системы сопровождалось появлением нового социального слоя - буржуа, заинтересованного в «дешевой» и социально адаптированной к новым условиям Церкви. Эпоха Возрождения с ее гуманистическими идеалами и секулярным мировоззрением, а также обмирщение и дискредитация Католической Церкви стали соответственно культурной и религиозной предпосылкой Реформации.

К XVI веку в Западной Европе усилился процесс противодействия отдельных государственно-национальных образований политике вмешательства Рима в их государственные дела. Это нашло выражение в выдвигавшихся требованиях создания национальных церквей, не подчиненных Ватикану. В Англии же, как показывает исследование, история противодействия диктату римских пап имела давнюю историю, начиная с XII века.

Островная обособленность Англии сказалась как на специфике церковной жизни, так и на политическом развитии страны. Поэтому церковные реформы здесь приняли особую форму. Политическим подтекстом разлада английской короны с Римом послужил развод Генриха VIII с королевой Катариной, родственницей императора Священной Римской империи Карла V. Результатом противоборства по этому вопросу короля и Римского Папы стало провозглашение Генриха VIII верховным главой Церкви, в котором выражались цезарепапистские претензии монарха на духовную и светскую власть в стране.

Изучение эволюции государственно-конфессиональных отношений в Англии приводит к выводу, что огромную роль в них играла монархическая власть. Это касалось не только политических и социально-экономических, но и вероучительных моментов, что является спецификой Реформации в Англии в отличие от континентальной Европы. Особую роль в становлении догматических основ вероучения, канонического устройства и структуры Англиканской Церкви сыграла королева Елизавета I, во время правления которой был в основном составлен Символ веры англиканства - 39 статей вероучения.

Другой такой особенностью, повлиявшей на содержание англиканского вероучения, является время, в котором оно создавалось. Историческое возникновение Англиканской Церкви проходило параллельно появлению в Англии парламентской демократии. Терпимость и уважение к личным правам и религиозным убеждениям утверждались одновременно. Все это придало англиканскому вероучению определенный мировоззренческкий настрой и религиозную специфику.

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Христианство: Энциклопедический словарь: В 2 т.: т.1: А - К. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.

2. Андреев И.Д. История Англиканской церкви. М.: Мир книги, 2008.

3. Артур К. (Хидлэм), епископ. Церковь в Англии. Лондон, 1921.

4. Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М.: 1990.

5. Барг М.А., Лавровский В.М. Английская буржуазная революция 17 в. М.: 1958.

6. Бондарь С.Д. Англиканская Епископальная церковь. СПб., 1911.

7. Булгаков А.И. К вопросу об англиканской иерархии // ТКДА. 1898.

8. Булгаков А.И. Стремление англикан к восстановлению Древне-Вселенской церковности в Англии в последние шестьдесят лет. Киев, 1894.

9. Вейш Я.Я. Религия и Церковь в Англии. М.: Изд-во «Наука», 1976.

10. Грабе Ю. Англикане и Православная церковь. Варшава, 1930.

11. Жудинова Е.В. Религии мира. М.: Мир книги, 2006.

12. Иларион (Алфеев), иеромонах. Православие и инославие // Православное богословие на рубеже столетий. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1999.

13. Кампер П. Религиозная свобода в Великобритании // Мировой опыт госу

14. дарственно-церковных отношений. Учебное пособие (2-е изд-е, дополн. и перераб.). М.: Изд-во РАГС, 1999.

15. Козин И. Вероучение, учреждения и обряды Англиканской церкви: Пер. с англ. СПб., 1868.

16. Крывелев И.А. История религий: В 2 тт. Т. 2. М.: Мысль, 1988.

17. Лосский Н. Православный подход к англиканству. М:. 1998.

18. Михайловский В. М. Англиканская церковь в ее отношении к православию. СПб., 1864.

19. Никонов К.И. Англиканское сообщество. НРЭ. М., 2005.

20. Пирожков Г., прот. Англиканская литургия, ее история и анализ ее содержания. МДА. Загорск, 1969.

21. Потехин А. Очерки из истории борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах, 1550-1630. Каз., 1894;

22. Пуллер П.Р. 'Непрерывность Английской Церкви', СПБ, 1933.

23. Пучков П.И. Распространение англиканства в мире. http://engchurch.fromru.com/modern02.htm от 29.03.08

24. Савин А. Н. Английская секуляризация. М., 1906.

25. Соколов В. А. Иерархия Англиканской епископальной церкви. М., 1906.

26. Соколов В. А. Реформация в Англии: Генрих VIII и Эдуард VI. М., 1881.

27. Соколов Н. Р. О действительности англиканской иерархии. М., 1902.

28. Стецкевич М.С. Протестантизм, антикатолицизм и британское национальное самосознание Нового времени // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. СПб., 2000.

29. Щипков Д.А. Религиоведение: Сборник. М.: Гардарика, 2002.

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru