/
Минестерство образования и науки р.б.
Бурятский Государственный Университет
Реферат
На тему:
«Философия христианства»
Выполнил: студентка 2 курса
Биолого-географического
факультета
Кляс Е.К. 01551гр.
Научный руководитель:
Профессор Барьядаева В.А.
Улан-Удэ
2007
План
Введение
1. Понятие религии
2. Взгляды Зигмунда Фрейда на происхождение иудеев и их религию
3. Возникновение христианства
4. Направления христианства
5. Философия Ветхого и Нового Заветов с критической стороны
Заключение
Список Литературы
Введение
Основным вопросом для каждого человека всегда был и остается вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность, найти этот смысл и его разумное оправдание. Перед каким же выбором стоит сознание при решении этого основного вопроса жизни?
Современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий, но все они могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма. Третье, часто называемое агностицизмом, по существу не может претендовать на мировоззренческий статус, поскольку в принципе отрицает за человеком возможность познания таких мировоззренческих реалий, как бытие Бога, души, бессмертие личности, природы добра и зла, истины и др.
Религию и атеизм целесообразно рассматривать как теории бытия (или небытия) Бога (поскольку именно этот вопрос является для них принципиальным). Система, не отвечающая этим критериям, может рассматриваться только как гипотеза.
В таком научном контексте религия и атеизм предстают в следующем виде. Религия предлагает огромное количество таких фактов, которые свидетельствуют о существовании мира сверхъественного, нематериального, существовании высшего Разума (Бога), души и др. Одновременно религия предлагает и конкретный практический путь познания этих духовных реальностей, т.е. предлагает путь проверки истинности своих утверждений. Христианство, например, эту возможность выразило в предельно лаконичной формуле: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (2).
Атеизм, с нашей точки зрения, не располагает фактами, подтверждающими небытие Бога и мира духовного. При бесконечности познания мира и вширь, и вглубь небытие Бога никогда нельзя будет доказать хотя бы в силу того, что вес познания человеческие в любой момент времени являются лишь островком в океане непознанного. Поэтому даже если бы Бога не было, это оставалось бы вечной тайной для человечества.
Второе и не менее важное для атеизма -- ответить на вопрос: что конкретно должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога? В атеистической теории этот вопрос остается без убедительного ответа. Для верующего ответ очевиден: необходимо лично встать на религиозный путь и тогда только можно будет получить соответствующее знание.
Таким образом, и религия, и атеизм вместе в парадоксальном единстве призывают каждого ищущего истины человека к изучению и опытной проверке того, что называется религией. Итак, что же она есть?(7)
1. Понятие религии
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей. Одной из причин этого казалось бы странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают и описывают по ее внешним признакам, но тому, как она «практикуется» в культе, в личной и общественной жизни ее последователями. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в некоторых ее сторонах, действительно к ней относящихся, но являющихся в ней второстепенными и незначительными, либо в ее извращениях, которых не избежала ни одна мировая религия. Поэтому вопрос о том, что составляет существо религии, какие признаки являются в ней определяющими, а какие несущественными, требует серьезного внимания.
Религия может быть рассмотрена с двух сторон: с внешней, т.е. как она представляется постороннему наблюдателю, и с внутренней, которая открывается верующему и живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.
С внешней стороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положений, без которых (или хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь в колдовство, оккультизм, сатанизм и т.д. Все эти псевдорелигиозные явления, хотя и содержат в себе отдельные элементы религии, в действительности представляют собой лишь продукты ее распада, деградации, извращения.
Что же относится к общеобязательным истинам, например, христианской религии?
Первым и главным из них является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного Начала -- Бога, являющегося источником (причиной) бытия всего существующего, в том числе и человека. По христианскому учению «Бог есть Любовь» и «мы Им живем, и движемся, и существуем».
Бог есть то изначальное Бытие и одновременно Сознание, благодаря Которым существуют любое материальное и духовное бытие и сознание во всем многообразии их форм, познанных и не познанных человеком. Бог есть реально существующий, неизменный личностный Идеал добра, истины и правды и конечная цель духовных устремлений человека. Этим религия принципиально отличается от других мировоззрений, для которых высший идеал реально не существует и является не более как теоретической моделью, продуктом разума, его надежд и мечтаний.
Другим важнейшим элементом, присущим религии, является убеждение в том, что человек способен к общению, единению с Богом, к вечной с Ним жизни. Эта аксиома религиозного учения составляет фактически самое его существо. От нее и сама религия получила свое название, ибо латинское слово «religion», от которого происходит слово «религия», означает «связывать», «соединять», «благочестие», «святыня». Это соединение человека с Богом осуществляется через веру, под которой подразумевается не только убежденность в существовании Бога, вечности и т.д., но и особый характер всего строя жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии. Религия есть то, что дает человеку при соблюдении правил духовной жизни возможность единения с источником жизни, истины и блага -- Богом.
Указанный элемент неотделим в религии от ее учения о том, что человек принципиально отличается от всех других живых существ, что он есть существо не просто биологическое, а в первую очередь духовное и обладает не только телом, но и, это главное, бессмертной душой, носительницей личности, ее ума, сердца (органа чувств), воли. Отсюда во всех религиях всегда содержится более или менее развитое учение о загробном, посмертном существовании человека. В христианском Откровении находим учение о всеобщем воскресении и вечной жизни, благодаря которым земная человеческая жизнь и деятельность приобретают новый смысл. «Верь, человек, что тебя ожидает вечная жизнь!» -- этим утверждением христианское учение особенно резко контрастирует с атеистическим: «Верь, человек, что тебя ожидает вечная смерть!» Именно в решении вопроса о душе и вечности с наибольшей очевидностью обнаруживается в каждом человеке его духовная ориентация: избрать ли веру в вечную жизнь с вытекающей отсюда полнотой правды и нравственной ответственности за все свои деяния, или остановиться на вере в окончательный и абсолютный закон смерти, перед которой одинаково бессмысленны не только все идеалы и все противоборство между добром и злом, истиной и ложью, красотой и безобразием, но и сама жизнь. В любом случае: «Верь, человек!» Ибо истинна лишь одна из двух вер. И выбором веры человек свидетельствует о том, к чему он стремится и, следовательно, кто он есть и кем может стать.
Происхождение религии в человечестве -- вопрос, неразрешимый при отрицании бытия Бога, о чем свидетельствует целый ряд атеистических гипотез, сменяющих одна другую. Но, по-видимому, достоверным, собирающим наибольшее число ученых в свою поддержку является тот факт, что возникший 30-40 тысяч лет назад человек современного типа (гомо сапиенс) уже имел религию. Имели ли религию проблематические предки человека (питекантропы, синантропы, австралопитеки, гейдельбержцы и пр.) -- вопрос по существу праздный, поскольку ничего определенного о степени их «человечности» неизвестно.
О том, как возникла религия в сознании человека, существующие атеистические гипотезы, по-видимому, ничего доказательного сказать не могут, а религиозная точка зрения исходит из презумпции бытия Бога. Существо ее кратко можно выразить следующим образом: религия потому возникла и существует, что есть Бог действующий и человек, способный при определенных условиях воспринимать Бога. Самой идеи Бога не могло бы быть в человеческом сознании, если бы не было Бога и если бы человек не был существом богоподобным по своей природе (1).
2. Взгляды Зигмунда Фрейда на происхождение иудеев и их религию
Зигмунд Фрейд в работе «Психоанализ. Религия. Культура» выдвигает гипотезу о египетском происхождении Моисея и происхождении монотеистической религии в районе Мерива-Кадеш к югу от Палестины между восточным краем Синайского полуострова и западного конца Аравии на горе Синай-Хорив. Фрейд подтверждает свою гипотезу о происхождении Моисея при помощи анализа египетских имен, таких как, Мосе, Моше, а также имен египетских богов - Омон-Мосе, Птах-Мосе. Фрейд считает, что именно эти имена и послужили прообразом имени Моисей. Безусловно, это не может являться доказательством, поэтому Фрейд приводит в доказательство своей гипотезы и то, что обрезание у иудеев заимствовано у древних египтян, и первым, принесшим иудеям этот обряд, был Моисей. Также Фрейд доказывает в своей работе, что само рождение и появление Моисея является предопределено еще в древних мифах, но в отличие от них, ребенок (Моисей) рождается в бедной семье и попадает в богатую. В других же мифах ребенок из богатой семьи попадает в бедную (легенда об Эдипе). Напрашивается вопрос, зачем? В самом деле, легенда должна иметь египетское или еврейское происхождение. Первое исключено; у египтян не было причин возвеличивать Моисея. Он не их герой. Значит, предание возникло в еврейском народе, то есть было в своей общеизвестной форме привязано к личности вождя. Но для этого оно совершенно не годилось, потому что какой прок народу от предания, которое делает народного героя чужаком?
Если Моисей не царский отпрыск, легенда не вправе делать его героем, если он остается при своем еврейском происхождении. Она не позаботилась о его возвеличии (противостояние ребенка внешним препятствиям затем повторяется в истории детства Иисуса). По Фрейду, мы в таком случае, действительно свободны, принять, что какой-то поздний неловкий обработчик мифологического материала почувствовал потребность приписать своему герою Моисею что-то похожее на классическую, для героя характерную легенду о подкидыше, но это Моисею не подходило, ввиду особенных обстоятельств случая.
Таким образом, мы видим, что еврейская семья - семья Моисея - выдумана, следовательно - исходя из закона жанра, что одна семья фиктивная, а другая - настоящая, то египетская семья Моисея и является настоящей.
Моисей - египтянин, возможно, высокородный, которого в легенде обязательно нужно превратить в еврея. Теперь действительно всё совпадает! Подкидывание в воду занимает место, которое и должно занимать; чтобы приспособить к новому смыслу цель подкидывания, пришлось видоизменить, не без насилия: целью стало не отделаться от ребенка, а спасти его.
Отклонение легенды от всех других объясняется тем, что герой не поднимается ввысь, а снисходит до детей Израиля.
В связи с тем, что Моисей, по Фрейду, является высокородным египтянином, - возможно, сыном фараона, жреца, высшего чиновника, - довольно неправдоподобно звучит то, что он встал во главе горстки приблудных, культурно отсталых чужеземцев и с ними покинул свою страну. Тогда возникает вопрос: зачем же Моисею нужно было все это? Фрейд предполагает, что Моисей является вторым человеком за всю историю Египта после Аменхотепа IV из XVIII-й династии, который решил создать единую монотеистическую религию, но, учитывая промахи своего предшественника, решил создать эту религию не у египтян, а у культурно отсталого еврейского народа.. В Египте на тот момент построение такой религии было невозможно, этому воспротивились бы и жрецы, и высшие эшелоны власти, да и простой египетский народ был не готов кардинально изменить образ жизни и мышления, складывавшийся веками. Евреи же, являющиеся на тот момент угнетенным народом, были не против принять новую религию, которая освобождала их от многовекового египетского гнета.
Еще одним доказательством, что Моисей - египтянин, служит и то, что, как и говорится о нем «был косноязычен» (Исход 4, 10) и нуждался в поддержке Аарона, именовавшегося его братом. Следовательно, можно предположить, что косноязычие Моисея было не то, что он заикался или делал языковые ошибки, а то, что вероятнее всего он не мог свободно изъясняться на еврейском языке.
Зачем же нужно было доказывать, что Моисей египтянин? Этим Фрейд хочет доказать, что монотеистическая религия еврейского народа, то есть иудаизм, была придумана и дана этому народу именно Моисеем и его приспешниками, то есть зародилась в Египте.
Следующим вопросом, который рассматривается Фрейдом, - это происхождение имени божества.
Эдуард Мейер считал, что еврейские племена, из которых позднее произошел народ израильский, приняли религию, но не в Египте, и не у подножия у одной из гор Синайского полуострова, в местности под названием Мерива-Кадеш. Они преклонялись там богу Ягве - по-видимому, от арабского племени, жившего поблизости медианитян.
Ягве, несомненно, бог вулканов. Египет и горы Синайского полуострова никогда не были вулканическими. Вулканическими же были горы вдоль западной границы Аравии. Одна из этих гор была, по-видимому, Синай-Харив, где люди воображали себе жилище Ягве. Характер бога Ягве, по Э. Мейеру, - это жуткий, кровожадный демон, блуждающий ночами и сторонящийся дневного света. Посредником между богом и народом при прошедшем таким образом учреждении религии объявляется Моисей. По Библии, он - зять медианитанского священника Иофора, он пас его стада, когда услышал божественный призыв (Исход 18, 6). Мейер не устает подчеркивать, что образ Моисея тесно связан с медианитянами и их культовыми местами в пустыне.
В итоге иудаизм стал религией отца, а его приемник - христианство, религия сына., то есть во многих аспектах новая религия означала культурный регресс по сравнению со старой, иудаистской, что ведь обычно и случается при вторжении или при допущении новых человеческих масс, стоящих на более низком уровне. Христианская религия не удержала той высоты одуховления, к которой взметнулся иудаизм. Она уже не была строго монотеистической, переняла от окружающих народов многочисленные символические ритуалы, восстановила великое материнское божество и изыскала место для размещения многих божественных образов политеизма в прозрачной оболочке, хотя и на подчиненных позициях. Главное - она не замкнулась, как это сделала религия Атона, исследовавшая за ней Моисеева религия от проникновения суеверных магических и мистических элементов, которым на протяжении ближайших двух тысячелетий суждено было явиться тяжелой помехой умственному развитию.
Триумф христианства был новой победой жрецов Омона над богом Эхнатоном, после полуторатысячелетнего перерыва и на расширившийся исторической арене. И все же в религиозном - историческом смысле, то есть в аспекте возвращения вытесненного содержания, христианство было прогрессом, иудейская религия отныне стала окаменелостью(10).
3. Возникновение христианства
Общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства. Христианство возникло в Палестине в 1 в. н.э. О несомненной близости первоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют найденные в 1947 г. Свитки в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме -- ожидании скорого пришествия Учителя праведности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идеи греховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности.
Относительно быстрое распространение христианства в малоазийских провинциях Римской империи и самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками. Как ясная и понятная форма социального протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство быстро превращалось в мощное идейное течение, остановить которое не могла уже никакая сила.
Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство, прежде всего провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабовладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом -- через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.
Нравственное учение христианства, в особенности о достижении добродетели, близко к взглядам Луция Аннея Сенеки. Главным для всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечеловеческих ценностей зависит не от государственных требований, а всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает признание единства человеческой природы, взаимную любовь, всеобщее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качестве нравственного императива признал «золотое правило морали», которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше».
Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность е умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сформулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгую оценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.
Усвоение христианством различных элементов восточных культов, эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию. Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий поток средиземноморской культуры.
Споры о личности основателя христианства. Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основателя. Рассказы об Иисусе Христе, описанные в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях и деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совершенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни, вызывали немало сомнений. В конечном счете споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ -- мифологической и исторической.
Представители мифологической школы считают, что наука не располагает достоверными данными о Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя после описанных в них событий, не содержат реальной исторической основы. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего не говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых, о чудесах, свершенных Христом, о сто проповеднической деятельности. Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения мифологическая школа считала внепалестинское происхождение христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рождающихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах, наличие в Евангелиях большою числа противоречий, разночтений, неточностей.
Вторая -- историческая -- школа считает Иисуса Христа реальной личностью, проповедником новой религии, который сформулировал ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского вероучения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целою ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел, и других непосредственно связанных с Христом евангельской фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, подтверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длительного времени содержащийся в «Древностях» Иосифа Флания (37 -- после 100) фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интерполяцией. Однако найденный в 1971 г. в Египте арабский текст «Древностей», выполненный египетским епископом Агаписм в X в., дает все основания полагать, что Флавием описан один из известных ему проповедников по имени Иисус, хотя в описании Флавия и не говорится о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему.
Представители и мифологической, и исторической школы внесли значительный вклад в издание библейских текстов, а также других источников, относящихся к первым векам христианства. В последние годы большинство религиоведов разделяют мнение представителей исторической школы.
Очень длительным был процесс формирования христианских таинств и непосредственно связанных с ними обрядов. В конце V в. сложилось таинство крещения, еще позже -- евхаристии (причащения). Затем в течение нескольких веков христианство постепенно вводило миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние и сопутствующую ему исповедь, священство(6).
4. Направления христианства
Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки (исповедники) или принявшие казнь (мученики), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.
Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений - схизм. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства - 'вероисповедания'. Так, в 311 году христианство становится официально дозволенной, а к концу IV века при императоре Константине - господствующей религией, находящейся под опекой государственной власти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империи в конце концов завершилось ее крушением. Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки, значительно возросло. Уже в V - VII веках, в ходе так называемых христологических споров, выяснявших соотношение божественного и человеческого начала в личности Христа, от имперской церкви отделились христиане Востока: монофисты и др. В 1054 году произошло разделение православной и католической церквей, в основе которого лежал конфликт византийской теологии священной державы - подчиненного по отношению к монарху положения церковных иерархов - и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть.
После гибели под натиском турок - османов Византии в 1453 году главным оплотом православия оказалась Россия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели здесь в XVII веке к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.
На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший протест как со стороны светских верхов (особенно германских императоров), так и среди низов общества (движение лоллардов в Англии, гуситов в Чехии и др.). К началу XVI века этот протест оформился в движение Реформации.
ПРАВОСЛАВИЕ
Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название 'православие' (от греческого слова 'ортодоксия') впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV - XI веках.
Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.
В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:
'Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света, от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплатившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечщася. Распятого же за ны при Понтийскем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духе Святаго Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном с поклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будащаго века. Аминь.'
В первом члене говорится о Боге как творце мира - первой ипостаси Святой Троицы.
Во втором - о вере в Сына Божия единородного - Иисуса Христа.
Третий - это догмат Боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии.
Четвертый член Символа веры - о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.
Пятый - о воскресении Иисуса Христа.
В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо.
В седьмом - о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю.
Восьмой член Символа веры - о вере в Духа Святого.
В девятом - об отношении к церкви.
В десятом - о таинстве Крещения.
В одиннадцатом - о будущем всеобщем воскресении мертвых.
В двенадцатом члене - о жизни вечной.
В дальнейшем философском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение Блаженного Августина. На рубеже V века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу 'избранных' предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.
Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:
Крещение - таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.
В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.
В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.
Таинство покаяния или исповеди - это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.
Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.
В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.
В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
КАТОЛИЦИЗМ
Другим крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм. Слово 'католицизм' означает - всеобщий, вселенский. Его истоки от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был Апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III - V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между Западной и Восточной частями Римской империи. Начало разделения Христианской Церкви на католическую и православную было положено соперничеством между Римскими Папами и Константинопольскими Патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и Константинопольским Патриархом Фотием.
Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.
Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того - папские послания и постановления.
Организация Католической Церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой Церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Централизация Католической Церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом Православной Церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли Церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей 'сверхдолжных' дел - 'запасом' добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях - об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед Церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.
Догмат о чистилище (место - промежуточное между раем и адом) есть только в Католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат слишком большие смертные грехи, горят там в очищающем огне (возможно, что это символический образ мук совести и раскаяния), а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле.
Учение о чистилище сложилось еще в I веке. Православная и Протестантские Церкви учение о чистилище отвергают.
Кроме того, в отличие от Православного вероучения, в Католическом есть такие догматы, как о непогрешимости папы - принят на I Ватиканском соборе в 1870 году; о непорочном зачатии Девы Марии - провозглашен в 1854 году. Особое внимание Западной Церкви к Богородице проявилось в том, что в 1950 году папа Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Девы Марии.
Католическое вероучение, как и Православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте 7 -8 лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере.
В православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленное папой Григорием VII, обязательно для всего духовенства.
Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и укреплению католической церкви. Важные элементы культа - праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.
Рождественский пост у католиков называется адвент. Он начинается в первое воскресение после дня Святого Андрея - 30 ноября. Рождество Христово - наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения.
По католической иерархии есть три степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз), епископ. Епископа назначает папа. Папу избирает кардинальская коллегия большинством не менее чем две трети плюс один голос при тайном голосовании.
На II Ватиканском соборе (в 1962 - 1965 годах) начался процесс аджорнаменто - обновления, осовременивания всех сторон жизни церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения. Например, отказ от того, чтобы службу вести обязательно на латинском языке.
ПРОТЕСТАНТСТВО
История протестантства по-настоящему начинается с Мартина Лютера, который первым порвал с Католической Церковью, сформулировал и отстоял основные положения Протестантской Церкви. Эти положения исходят из того , что возможна непосредственная связь человека с Богом. Бунт Лютера против духовной и светской власти, его выступления против индульгенции, против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и Богом были услышаны и восприняты обществом чрезвычайно остро.
Суть протестантства заключается в следующем: божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе Римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы.
ЛЮТЕРАНСТВО
В Библии говорится: 'Праведный верою жив будет'. Эта идея легла в основу сформулированных Лютером главных принципов Реформации. Он записал их в виде 95 тезисов. Они начертаны на северных дверях Замковой церкви Виттенберга.
Вот некоторые из этих тезисов :
«Христос, провозглашая: 'Кайтесь, ибо приблизилось царствие небесное', тем самым свидетельствует, что жизнь верующих от начала и до конца должна быть непрестанным покаянием».
«Покаяние не состоит в одной лишь исповеди перед священником». (В-первых четырех тезисах Лютер показывает, что подлинное покаяние - длительный процесс, а не однократное действие).
«Папа может снимать лишь те наказания, которые он сам налагает по своей воле или на основании церковного устава...» (И поясняет, что ни от каких небесных кар церковь освободить не может).
«Каноны покаяния (то есть постановление о том, какие налагать епитимьи или наказания кающимся) устанавливаются для живых». (Здесь и в нескольких последующих тезисах отвергается власть папы над чистилищем).
«Не по Христу учение , в котором говорится, что не требуется покаяние тех, которые приобретают индульгенции для душ. Истинно кающимся Господь преподает прощение грехов и освобождение от вечных мук, на что согрешивший может уповать и без папской грамоты».
В нескольких тезисах Лютер подчеркивает, что «христианин, который воистину раскаивается, 'не бежит небесного наказания».
«Истинное, подлинное сокровище церкви есть священное Евангелие славы и благодати Божьей». Лютер разъясняет что: «существование 'сокровищницы добрых дел' выгодно богатым, а не бедным, что сокровища эти должны достигаться грешнику не по милости папы. Желание подобными средствами умилостивить Бога называет иллюзией».
«Истинный христианин томится желанием последовать за страстотерпцем Христом. Не в разрешительной грамоте, а в чистосердечном раскаянии путь к спасению».
Таковы тезисы, обнародованные 31 октября 1517 года, и день этот в дальнейшем стал праздником протестантов.
КАЛЬВИНИЗМ
Другим крупным деятелем Реформации был Жан Кальвин (1509 - 1564). Его главный труд 'Наставления в христианской вере', опубликованные в 1536 году, когда протестантство уже сложилось как учение, стал основой нового религиозного направления - кальвинизма. В отличие от деятелей ранней Реформации для Кальвина центром внимания становится не Евангелие, а Ветхий завет. Кальвин разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди, согласно непознаваемой божественной воле, делятся на избранных и осужденных. Ни верою, ни 'добрыми делами' человек не может ничего изменить в своей судьбе: избранные определены к спасению, отверженные - к вечным мучениям. Учение о предопределении строится на положении, что Иисус Христос тоже был определен Богом страдать за наши грехи.
Последователи Протестантских Церквей Кальвинистской ориентации (кальвинисты, или реформаторы) имели широкое влияние в Шотландии, Нидерландах, на севере Германии, Франции, в Англии.
Основополагающий принцип другого направления - конгрегационалистов (от лат. - соединение) - полная вероисповедная и организационная автономия каждой конгрегации. Они - строгие пуритане. В отличие от кальвинистов привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян. Проповедуют принцип мирского и религиозного коллективизма, поэтому получателем благодати считают всю общину. Учение о предопределении судьбы человека и идея непогрешимости Библии для них не так важны, как для кальвинистов. Конгрегационализм распространен в Великобритании и ее бывших колониях.
ПРЕСВИТИРИАНЕ
Пресвитериане (от греч.- старейший) - умеренные пуритане. Парламент Шотландии в 1592 году принял решение сделать это учение государственным. Во главе Церковной общины - пресвитер, избираемый членами общины. Общины объединяются в союзы, местные и государственные. Обряд сводится к молитве, проповеди пресвитера, пению псалмов. Литургия отменена, не читается ни 'Символ веры', ни 'Отче наш'. Праздниками считаются только выходные дни.
АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Англиканская Церковь - государственная церковь Англии. В 1534 году, после разрыва местной католической церкви с Римом, английский парламент объявил короля
Генриха VIII главой Церкви. То есть Церковь была подчинена королевской власти. В середине XVI века было введено богослужение на английском языке, отменены посты, изъяты иконы и образа, перестало быть обязательным безбрачие духовенства. Сложилось учение 'среднего пути', то есть среднего между римским католицизмом и континентальным протестантством. Основы англиканского вероучения отражены в 'Книге общих молитв'.
БАПТИЗМ
Наибольшее по числу последователей протестантское учение - баптизм (от греческого - погружать в воду, крестить водой) - пришло к нам в 70-е годы XIX века. Последователи этого учения проводят крещение только взрослых людей. 'Никто не может выбрать веру для человека, в том числе и родители. Человек должен принять веру сознательно' - основной постулат баптистов и евангельских христиан. Богослужение у них максимально упрощено и состоит из религиозного пения, молитв и проповедей. Евангельские христиане сохраняют четыре обряда: крещение (для взрослых), причащение в виде хлебопреломления, брак, рукоположение (священство). Крест для евангельских христиан не является символом для почитания.
Такова в основных чертах история возникновения протестантства.
Причины расколов церкви многочисленны и сложны. Тем не менее можно утверждать, что главной причиной церковных расколов был человеческий грех, нетерпимость, неуважение к человеческой свободе(6,7).
5. Философия Ветхого и Нового Заветов с критической стороны
христианская религия завет
Люди никогда не творят зло в таком количестве и так полно, как когда они делают это по своим религиозным убеждениям'. Blaise Pascal, Pensees, 1670
Ветхий Завет первая и древнейшая книга, которая дошла до нас еще с незапамятных времен. Есть сведения, что Ветхий Завет знали еще во II-м тысячелетии до нашей эры. Множество религий вышло из этого священного текста, и каждый человек просто обязан знать его. Все основные религии мира поддерживают моральный кодекс, который включает в себя запреты против убийства, воровства и лжи. Или именно так представляет себе это общество 19-ого и 20-ого веков. Свидетельства, приведенные в этом реферате показывают, что это мнение - по сути, тщеславие, которое не имеет отношения к собственно религиозным основам. В частности, правила против убийства, воровства, и лжи, предписанные Десятью Заповедями были предназначены, чтобы применяться только в пределах определенной группы, для того чтобы предоставить этой группе возможность успешно конкурировать с другими обществами. Кроме того, эта внутригрупповая' этика функционировала, и исторически, и по своей сути, как источник враждебных отношений между группами, активно пропагандируя убийство, воровство и ложь как средства соревнования (противоборства)? Современные усилия, направленные на то, чтобы представить Иудейско-Христианскую внутригрупповую' этику как универсальную, игнорируют простое значение текстов (Старого и Нового Заветов), на которых, собственно, и основаны Иудаизм и Христианство. Вместе с этим, эти усилия в конечном счете, безнадежны.
Сначала несколько слов насчет Ветхого, Нового Завета и физического убийства. Все, что необходимо, это разъяснить полную Библейскую точку зрения, о лишении кем-либо, кого-либо физической жизни, и за что и как это может происходить, и как на это смотрит Бог. При сравнении Ветхого и Нового Заветов, многие несколько ошибаются относительно того, что Бог не уничтожал в Новом Завете своих врагов физически, да и не только прямых врагов. Бог умертвил царя Ирода за его возвышение (Дн. 12:22). Физической смерти были подвержены даже верующие (хоть и не честные) Анания и Сапфира.
В Откровении во многих местах говориться, что Христос убьет множество народа не покоряющихся Ему. Очевидно, что и на протяжении всей истории после Христа, Бог лишал жизни неугодных ему, посредством других людей. Если Бог делает различие между убийством, и лишением жизни в наказание за какие-то грехи, то наверно нужно сделать попытку узнать, что же Писание называет убийством, как совершение греха, а что есть Высшая воля Божия, имеющего право дать жизнь и отнять её, и не обязательно лично, но и через людей. Враги Божие 'достойные' смерти в Ветхом завете, не исчезли в Новом. И ведь заповедь 'не убей' в Ветхом завете, встречается незадолго до того, как Бог приказывал людям лишать жизни тот, или иной народ. Даже Самуил священник и пророк, собственноручно убил языческого царя. И в Новом завете, государственный воин, носящий меч, называется Божьим слугою: Римлянам 13:1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.3. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он НЕ НАПРАСНО НОСИТ МЕЧ: он БОЖИЙ СЛУГА, отмститель в наказание делающему злое.
Думаю тем, кто считает, что оружие в руки брать нельзя, будет очень трудно объяснить этот стих. Предполагаю, что некоторые считают: 'Но верующим нельзя носить меч, это говориться о неверующих' Но ни в этом отрывке, нигде в Новом Завете, не сказано, что верующий не может служить в армии, милиции, и на других государственных постах. Даже если сказать, что это неверующий, является Божиим слугой и носит при себе меч, чтоб наказывать (меч не дубинка, а средство уничтожения) то все равно это не сходиться с тем предположением, что в Новом завете, Бог, считает убийцей того, кто является Его СЛУГОЙ, для наказания зла.
Влияние христианства на мир огромно, и это никто оспорить не может. Другое дело, насколько оно благотворно.
У христиан, несомненно, есть немало добрых дел. Были и есть у них пастыри и простые верующие, которые прославились высокими нравственными качествами и своей добродетелью. О них говорят легенды, о них написаны книги. Но, увы, среди христиан немало и таких людей, о которых ничего хорошего сказать нельзя.
Спасая свои нравственные ценности, христиане пытаются внушить, что сам Христос - идеален и безупречен, поэтому плохие последователи Христа всего лишь досадное исключение, что подавляющая часть христиан - люди, которым должно подражать все человечество. Чтобы понять, как возможно сочетать веру в доброго бога с аморальным поведением его последователей, обратимся к истокам христианского учения.
Только после изучения главной книги христианства - Нового завета, мы сможем понять насколько нравственным является учение Иисуса Христа.
В словах Христа и поучениях его последователей есть немало добрых мыслей и здравых суждений. 'Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как я возлюбил вас, так и вы любите друг друга' (Иоан. 13, 34); '...будьте все... сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбивы, смиренномудры, не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство...' (1 Пет., 3, 8, 9); 'Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся' (Мф. 5, 43). К ним относится и так называемое золотое правило нравственности, сформулированное еще древними греками: 'И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними' (Лук. 6, 31), а также призыв, прежде чем критиковать другого, посмотреть на себя: 'Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь' (Лук, б, 41). Ко всем эпохам и народам подходит следующая здравая мысль: 'Всякая неправда есть грех' (1 Иоан., 5, 17).
Hо, у Христа, к сожалению, эти хорошие наставления и призывы относятся только к христианам и распространяются только на них. К остальным отношение не только не доброе, но злое и агрессивное. Hа них христианские нормы нравственности не распространяются. В этом Новый завет ничем не отличается от старого, где мораль также была двойной: одна для себя, другая - для всех не-иудеев.
Христиане говорят, что Бог-отец настолько возлюбил людей, что послал им своего сына единородного, который, в свою очередь, настолько полюбил людей, что принес себя в жертву: погиб на кресте, чтобы своей смертью искупить все грехи всех людей (1 Тим. 2, 5, 6; 1 Иоан. 1, 7). Причем грехи не только настоящие, но и прежние (Рим. 5, 25), в том числе грех первородный (Рим. 5, 15), да еще и все грехи будущие (Иоан. 2, 1, 2). Иначе говоря, своей смертью он спас людей и обеспечил им райское будущее. Звучит красиво, но, так говорит Церковь, то есть ее служители - лица, безусловно заинтересованные в создании 'рекламы' своему богу. Однако совсем другой облик Христа складывается при чтении Евангелий, описывающих его жизнь и деяния.
Характер и нрав Христа раскрылись уже в детские годы. В апокрифическом Евангелии от Фомы рассказывается, как он часто одним лишь проклятием убивал насмерть всех не угодивших ему - в том числе и своих собственных учителей. Там же приводится миленькая история о том, как однажды один мальчик, взяв ивовый прут, вылил ту воду, которую собрал Иисус, с которым они вместе играли на берегу реки. Иисус назвал его 'бессовестным, нечестивым безумцем' и повелел ему 'высохнуть, как дерево', каковая участь обидчика немедленно и постигла. В назидание другим нехорошим детям.
С возрастом же его слова и поучения все чаще расходились с его делами и поступками. В нем все больше проявлялось тщеславие и горделивость: 'Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня ...' (Мф. 10, 37). Удивительно, но отношение его к близким и родным назвать добрыми нельзя никак: '... я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее' (Мф. 10, 35). И еще: 'И враги человеку - доменно его' (Мф. 10, 36). Смысл этих высказываний один: кто не с ним, тот ему враг.
Примечание: христиане любят это толковать в смысле расхождения взглядов: станешь христианином, и родные-язычники на тебя накинутся. Однако, зачем создавать (всемогущему и всезнающему) такую религию, которая не может мирно соседствовать с другими?
Да и к своей матери и братьям он относится плохо, публично отрекся от них (Мф. 12, 47, 50). Он не отпустил своего ученика, желающего исполнить свой семейный долг - похоронить своего отца. 'Но, Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов' (Мф. 8, 22).
Когда он исцелил от проказы десять прокаженных и только один из них вернулся его поблагодарить. Христос обличил остальных (Лук. 17, 17, 18). Не стал он более добрым и терпимым к людям: 'Hе, думайте, что я пришел принести мир на земле; не мир пришел я принести, но меч' (Мф. 10, М. Это ключ к пониманию того, почему он сам, его ученики и последователи столь агрессивно распространяли его учение, уничтожая тех, кто был с ним не согласен. В послании Павла к римлянам (точнее - к римским евреям) говорится о задаче христиан: 'покорять вере все народы' (Рим. 1, 5). Своих учеников - апостолов, он направлял по деревням и городам для распространения своего учения. Однако денег на их пропитание он им не давал, да и сам кормить их не собирался. Успокаивая их, он говорил, что их будет кормить народ, причем если кто-нибудь их не примет и не накормит, то этих людей ждет жестокое наказание. А вот буквально: '...кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отряхните прах от ног ваших'. '...Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому' (Лук. 10, 10-12).
Отношение к неверующим и вообще всем тем, кто не разделяет его учения, у 'доброго пастыря' было просто нетерпимым и крайне жестоким. В известной притче о плевелах на поле Христос приравнивает верующих в него и угодных богу (то есть опять-таки ему) к пшенице, а неверующих - к плевелам, то есть сорнякам. И как после жатвы плевелы отделаются от зерна и предаются сожжению, те 'будут сожжены при кончине века сего' грешники. 'Пошлет Сын человеческий голов своих, и соберут из царства его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную'. Под плевелами, как легко догадаться. И это говорит тот, о ком христиане говорят, что бог - это любовь! Но, если это любовь, то что же такое ненависть?
Не видно было проявлений милосердной любви и к другим своим соплеменникам и единоверцам - фарисеям, которые блюли чистоту религии его предков, - иудаизма. В разговоре с ними Христос произносил такие слова: 'Змии, порождения ехидны! Да падет на вас вся кровь праведная! Падет на ваши головы гнев Отца моего! Гореть вам в геенне огненной, и будет там плач и скрежет зубовный?'
А ведь, именно иудаизм составил ядро Христианства. До сих пор многие считают учение Христа всего лишь очередной сектой иудаизма, получившей демографическое преимущество только благодаря упрощению и популяризации учения.
Но, если еще можно понять, почему Христос не любил тех, кто за ним не последовал, то уж никак не укладывается в понятие 'добрый бог' его жестокое отношение к рабам, причем даже к тем, кто в него верил. Так, однажды он перечислял различные формы наказания, которые ждут рабов, проявляющих непослушания: один будет просто рассечен, другой 'бит будет много', третий 'бит будет меньше' (Лук.12, 46-48). Какой же он после этого защитник угнетенных и обездоленных! Большевики явно переоценивали его гуманность, когда говорили, что на ранних этапах христианство было религией рабов. (Хотя по факту - так оно и было, но это уже в силу других особенностей христианства + низкой степени образованности рабов).
Судя по Евангелиям, Христос позволял себе подчас поступки безнравственные не только с точки зрения обывателя, но и с точки зрения верующего. Примером тому может служить его поведение в храме - святыне всех иудеев. Будучи по рождению и вере иудеем (хоть и родился он от 'святого духа', но его мать была истинной иудейкой), Иешуа Машиах (подлинное имя того, кого называют Христом) прекрасно знал, что в храме всегда торговали и сидели менялы, обменивавшие светские деньги на сикели - храмовые деньги (это название получила национальная денежная единица Израиля - шекель). Только на сикели можно было купить жертвенных животных и птиц. Кроме того, обмен денег был последним актом очищения и первым актом религиозного таинства. Такой порядок был установлен первосвященниками Иудейской Церкви и одобрен самим Яхве, которого Иешуа почтительно называл своим отцом. Однажды зайдя в храм, он устроил в нем настоящий погром: 'И вошел Иисус в храм божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей...' (Мф. 21, 12). Тем самым Христос совершил акт величайшего неуважения к нормам поведения и традициям иудаизма, по сути, акт вандализма и святотатства. Не это ли бесчинство настолько рассердило строгого и весьма жестокого бога Яхве, что повлекло за собой казнь Христа.
Это ладно, но сейчас (да и давным-давно уже) христиане как раз любят торговать в своих храмах - и свечами, и услугами, а сейчас и предметами культа, книгами и т.д. Хоть вешай в каждом 'храме божьем' картину 'ваш бог изгоняет торговцев отсюда'...
Вершиной же Новозаветной нравственности можно считать призыв доброго отношения к своим врагам: '...если враг твой голоден - накорми его, если жаждет - напои его...'. Но за этим следует продолжение, раскрывающее всю суть данной морали: '... ибо, делая се, ты собираешь ему на голову горячие угли!..' Найдутся ли слова, которые описали бы эту крайнюю степень ее двуличия?
На протяжении двух тысяч лет христианские проповедники гордились поучением непротивления злу, считая его вершиной христианской нравственности: 'А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую' (Мф. 5, 39); 'И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду' (Мф. 5, 40). Однако вся история христианства свидетельствует, что этот призыв христианами оказался не услышан. Потому что он был и остается противен природе человека, кого бы он ни представлял: раба, свободного, аристократа, священника или царя. Христиане не только с оружием в руках отстаивали и продолжают отстаивать свои интересы перед светскими и религиозными властями (в Африке, Индии, мусульманских странах), но и постоянно воюют друг с другом: католики с протестантами и православными, протестанты с католиками и православными и т. д. А православные к тому же воюют еще и друг с другом: Русская Православная Церковь с Русской Православной Церковью за границей (Карловатской Церковью), Катакомбная Православная Церковь с Русской Православной Церковью и т.д.
Но это уже творения последователей христианства, и если я буду рассказывать об их зверствах - то даже краткий список растянется на целую книгу. Нет. Рассказывая всё это про христианство я ни в коем случае не собираюсь выгораживать Иудеев и их Ветхий Завет. Ведь многое в Новый Завет перешло из Старого.
Изречение «Возлюби ближнего своего как самого себя» происходит из Торы (Левит 19:18). Но встречается в Библии многократно: повторные изречения Иисуса в Евангелии от Матфея 5:43; 19:19; 22:39, Марка 12:31; 12:33 и Луки 10:27, другие повторения в Новом Завете (Рим. 13:9, Гал. 5:14; и Иак.2:8), и дважды - используемый Иисусом перефразировано в Матф. 7:12 и Лук. 6:31. Именно правильное понимание данной фразы открывает нам глаза на то происхождение двойной морали: Слово, Тора означает Закон, и Тора - есть главный (основной) Закон.
Согласно автобиографичной этнографии древних Израильтян, это был общий принцип, из которого следуют запрещения убийства, воровства, и лжи. Но кто именно квалифицируется как объект для этой вершины этики? Кто есть - Свой ближний?
Большинство современных Евреев и Христиан, почитающих бога Торы, отвечают, что этот закон применим к каждому человеку, ибо, как разъясняется в следующей выдержке из трудов уважаемого Христианами Комитета Иудаизма и Социальной Справедливости: Комитет Иудаизма и Социальной Справедливости обязан своему росту именно Библейской заповеди, гласящей возлюби ближнего как Самого себя' - начиная от семьи и кончая всем обществом, деловым миром и в конечном счете - международными отношениями'
Но когда Израильтяне получили закон любви, они были изолированы в пустыне. Согласно преданию, они жили в палатках, сгруппированных по расширенным семействам, у них не было никаких соседей не-израильтян, а распри были довольно обычным делом.
Со временем междоусобная борьба стала довольно жестокой, например, в отдельном эпизоде было убито 3,000 человек (Исход 32:26-28) . Большинство отрядов хотело поставить (нового) начальника и возвратиться в Египет' (Числа 14:4). Но Моисей, предпочел сплотить группу.
Если мы хотим понять что именно думал Моисей о том, кого имел в виду его бог, говоря ближний', закон должен быть рассмотрен в контексте, и минимальный контекст, который имеет данный смысл - библейский стих из которого так часто извлекается закон любви. Вот три перевода Левита 19:18:
Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего как самого себя (Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета канонические. Синодальное издание)
Не мсти и не имей зуб на детей твоего народа, но люби своего ближнего как самого себя - (Пересмотренная Стандартная Версия (RSV)).
Ты не должен мстить или иметь недовольство против твоих соотечественников.
Люби твоего товарища как самого себя. - ТАНАХ.
Так всё-таки, не убий - кого? В контексте, под ближним подразумеваются сыны народа твоего', дети твоего народа', твои соотечественники' - другими словами, - твои товарищи, члены группы. Определенные законы, которые следуют из закона любви, могут быть лучше поняты, если держать в памяти эти определения внутригруппового' ближнего. Рассмотрим прото-юридическую часть Десяти Заповедей (Второзаконие 5:17-21):
Не убивай
Не прелюбодействуй
Не кради
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.
Читая это, надо помнить, что свитки, с которых были переведены эти слова, не имели точек, запятых, и никаких заглавных букв в начале предложений. (Решения относительно того, где начинаются и заканчиваются предложения и параграфы - целиком на совести переводчика.) Соответственно, вместо того, чтобы быть написанным в виде пяти отдельных параграфов, состоящих из одного предложения каждый, без замены единого слова, Второзаконие 5:17-21 могло быть переведено так:
Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего'.
Здесь на вопрос, не убивай КОГО?' Дается вполне четкий ответ Не убивай ближнего твоего, - т.е. детей твоего народа, твоих соотечественников, твоих товарищей, членов группы'. А с иноверцами - делай что хочешь. Вот она - двойная мораль, унаследованная и многократно усиленная в рамках Нового завета.
Но, всё-таки, есть и кардинальные отличия. В рамках Ветхозаветной морали нет чёткого запрета на 'Смертный грех' - обман. Лож запрещена только при даче свидетельских показаний. Даже Бог обманывает свои только что созданные творения говоря, что они умрут, отведав плод с 'Древа Познания Добра и Зла'. Хотя на самом деле просто боится того, что если люди съедят плод ещё и с 'Древа Жизни' - то станут такими же могущественными. Да и различные персонажи многократно лгут ради спасения собственной жизни без всякого наказания со стороны всевышнего.
И вообще. Ветхий Завет оставляет гораздо больше свободы для своих последователей, разрешая им защищаться, не заниматься аскетическими самоистязаниями во время болезней, обсуждать священное писание и сражаться со своими врагами без лицемерной 'любви'.
Новый Завет больше подходит для людей слабых, или находящихся в положении слабых. Он зарождался в среде тех, кто не мог сам охранить себя от жизненных препятствий (рабов, нищих и т.п.), именно поэтому он перекладывает обязанность возмездия на высшие силы, оставляя на долю верующих 'злорадную любовь'.
Таким образом, мораль и философия, как Старого, так и Нового Заветов далека от так называемой 'Иудео-Христианской', 'официально' господствующей сейчас по всему миру. (1,2,5,6,9,11,1,3)
Заключение
Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовалась главным образом в духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения, и стало выражаться в образовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания. Мы не имели бы известного нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, к ее самых сокровенных внутренних переживаний. «Исповедальность» европейского искусства есть качество, сформированное христианкой духовностью. Без этого обостренного внимания человека к своей личности не было бы так хорошо известных нам гуманитарных наук. Сама идея о том, что существование мира и человека есть восходящий исторический процесс (а не просто чередование космических циклов) пришла к нам от христианства.
Догматы вечны и неисчерпаемы. Этапы их раскрытия в сознании и истории церкви, определения - это верстовые столбы, на которых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная. История религии, а в частности христианства, есть развертывание ступеней все нарастающего откровения Божия в судьбах земного человечества, а еще точнее - в судьбах некоторых его частей, т.е. отдельных народов.
Знакомясь с официальной историей развития Земли, мы видим, как на фоне постоянных войн, борьбы за власть появляются учения, пытающиеся показать каждому человеку его настоящее лицо, цели и задачи, место в космической эволюции. Такими учениями являются мировые религии, и в частности христианство.
Ориген утверждал, что говорить о Боге всегда опасно. Действительно, все, что мы не скажем о нем, оказывается жалким в сравнении с тем, чем Он является. Поэтому мы и боимся, что высказанные нами суждения скроют его от нас, вместо того чтобы приблизить, и станут скорее препятствием, нежели помощью. Поэтому, чтобы мы ни сказали, сразу возникает желание это отрицать. Все, что мы скажем о Нем, истинно, и в тоже время ничто из этого не6 истинно. Ибо Он есть то, что мы о нем говорим, и, однако, не6 есть. Он, как сказал Ариопа-гид, есть все, что существует, и ничто из того, что существует.
А надо ли вообще говорить о Боге? Ведь, хотя Он всегда остается неизвестным, Он все же, как это ни парадоксально, известен хорошо. Почему мы должны рассуждать так, как если бы мы знали Его лучше других, тогда как все Его знают. Ибо нет ничего более известного, чем Бог. Нет ничего, что занимало бы столько места в жизни даже тех, кто Его отрицает или полагают, что не знают Его. Эммануэль Берль сказал недавно, что он никогда не встречал атеистов, но только людей, которые веруют в Бога, не зная точно, во что они веруют. Таким образом, не есть ли Бог самое известное и самое неизвестное? Быть может, дитя познало Его еще до встречи со своей матерью, а величайшие мистики Его еще не познали.
Если можно все же говорить о Боге, то это потому, что Бог говорил сам о себе. Как сказал Барт: “Только Бог говорит о Боге”. Он говорил и говорит всем людям посредством творения, которое есть Его дело, и посредством ума, который есть его образ. Затем Он говорил через своих пророков. Наконец, Он говорил через своего сына. И это один и тот же Бог, который открывался язычникам и философам, иудеям и христианам(3,7,8,10).
Список литературы
1.Аверинцев С.С. «Поэтика ранневизантийской литературы». - М., 1977 с.7-28
2. 'Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета'. - М.,2002.с.3-28.
3.Богословский М. «Время собирать камни». - М., 1990 с.3-30
4.Боннар А. «Греческая цивилизация: От Антигоны до Сократа».- М., 1992 с.9-22
5.Дешнер. «Криминальная история христианства'. - М.,1996
6.»История религии».- М., 1991.с.9 -28
7.Каутский К. «Происхождение христианства».- М., 1990 с.9-22
8.'Тора' под ред. Г. Брановера. - М., 1993 с.22-28
9.Фрейд З. «Психоанализ. Религия. Культура». - М., 1992 с.10
10.Хартунг Дж. «Возлюби ближнего твоего».- М., 1995 с.3-28
11.Розаков В.В. «В тёмных религиозных лучах». - М.,1996 с 22-28