Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Особенности взаимоотношений человека и Абсолюта в иудаизме на материале Священного текста Торы

Работа из раздела: «Религия и мифология»

/

/

Введение

Объект исследования

Объектом исследования данной работы является религиозная система иудаизм.

Предмет исследования

Предметом исследования являются уникальные особенности отношения человека и Абсолюта в религиозной системе иудаизм на материале Священного текста «Тора».

Степень изученности

На сегодняшний момент существует множество работ, посвященных изучению Священного текста израильтян - Торе. В большинстве своем, эти труды повествуют об истории иудеев, становлении и развитии их веры и религии, о традициях и обычаях этого народа. В основном проводится пересказ Торы и выборочный анализ некоторых ее частей.

Сущность религиозной системы иудаизм изучает в своей работе понять С.М. Пилкингтон [26]. Используя Священный текст, она знакомит с истоками иудаизма, с его развитием, важнейшими традициями и обрядами и как они проводятся в наше время. Исходя из той мысли, что религию необходимо изучать, начиная с Библии, она объясняет основные тезисы и понятия, непосредственно касающиеся иудаизма.

Вопросам, посвященным космогенезу, антропогенезу, происхождению и становлению монотеизма, религиозно - теологическим и историческим аспектам, а также, о представлении бессмертия души и культе предков, занимался И.Р. Тантлевский в своей книге «Введение в Пятикнижие» [29]. Также он изучает историко - культурный фон и текстологическую структуру текста.

Цель работы Х. Донина «Быть евреем» [13] заключается в том, чтобы показать, объяснить и разъяснить на примерах, взятых из Священного Писания, современному человеку принципы, обряды и традиции всего еврейского народа; о том, как и что необходимо делать в различных ситуациях.

Исследование религии иудаизм с исторической точки зрения проводят Д.В Пивоваров и А.В. Медведев в своей работе «История и философия религии» [25]: во-первых, с точки зрения общей истории религий, во-вторых, с точки зрения собственной истории иудаизма. Рассмотрение Священного текста проводится с нескольких позиций: «как великолепный исторический документ» [25, c. 311], содержащий данные по его истории, культуре, религии, социальной структуре, обычаях и т.д. Как сборник философских мыслей и как «явление эстетической культуры» [25, с. 312].

Изучение книг Торы как законодательных текстов проводится в работе «И сказал Господь Моисею…», также здесь она рассматривается как литературный текст.

В приведенных выше исследованиях можно выделить несколько сторон, по которым рассматривается Тора: с религиозной, исторической, законодательной, философской, лингвистической; изучается образ Бога и образ идеального верующего. Вопрос о взаимоотношениях Абсолюта и человека остается открытым.

Проблемы исследования

Проблемой исследования является изучение Священного текста «Тора» как целостного произведения, и как произведения искусства.

Актуальность

На протяжении всей истории человечества тема взаимоотношений человека и Абсолюта была и остается актуальной. Человек ищет смысл жизни, и найти его может только при общении с Богом. Только он может дать ответы, на интересующие вопросы, так как Бог - это бесконечное и вечное. Только такое всевышнее божество может помочь человеку и направить его на нужный путь. Для того чтобы случилось такое общение, необходима какая-то система связи. Из разнообразия религий, которые предлагают свои варианты встречи, можно выбрать ту, чей способ больше подходит человеку. Свою особую структуру предлагает и религия иудаизма. Главной особенностью этой религии, является то, что она была дарована свыше Богом, а не просто выбрана людьми. Бог не просто избрал определенный народ, но и дал законы, которые могут использоваться и другими людьми, независимо от их вероисповедания, так как они универсальны и затрагивают абсолютно все аспекты человеческой жизни. В этом проявляется актуальность познания данной религии для всех людей. Священным Писанием для иудеев является Тора. Здесь, кроме истории этого народа, прописаны и основные законы, которые должен соблюдать еврей для того, чтобы он мог общаться с Богом. Так как «Тора» - это Закон Божий и вечный, то она актуальна во все времена и для всех поколений. Это писание Бог дал не только с целью выделить один народ, но и чтобы они распространили его повсеместно. Только при полном соблюдении Божьих законов человек не останется один на один с самим собой, а будет под покровительством своего изначального Отца. Общение с ним осуществляется посредством Священного текста. И только изучая и соблюдая законы Всевышнего, он способен на общение с ним.

Цель работы

Исследование особенностей взаимоотношений человека и Абсолюта в религиозной системе иудаизм на материале Священного текста Торы.

Методология

В основу методологии были положены следующие работы:

1. Концепция диалектики Г.В.Ф. Гегеля «Философия религии»;

2. Концепция идеального отношения Д.В. Пивоварова;

3. Теория изобразительного искусства В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой;

4. Общенаучные методы исследования: анализ, измерение, интерпретация, наблюдение, синтез, экстраполяция.

Задачи исследования

1) рассмотрение основных теоретических понятий;

2) выявление особенностей религии иудаизм на основе Священного текста;

3) исследование образа Абсолюта в иудаизме на основе Торы;

4) выявление особенностей образа идеального верующего человека на материале Священного текста;

5) реконструирование модели взаимоотношения верующего и Абсолюта в религиозной системе иудаизм.

Предполагаемый результат исследования

Создание модели отношений между Богом и человеком в Священном тексте «Тора» религиозной системы иудаизм.

Апробация

Результаты исследования могут быть использованы для более глубокого изучения данной религиозной системы, в качестве опорного материала для докладов.

Структура

Работа состоит из нескольких частей: введения, основной части, включающей в себя следующие параграфы: содержание основных теоретических понятий, особенности религиозной системы иудаизм, реконструкция образов Абсолюта и эталонного верующего, модель взаимоотношения человека и Абсолюта. Затем идет заключение и список литературы.

1. Основные теоретические понятия

Для понимания сущности религиозной системы в целом, прежде всего, необходимо раскрыть содержание основных философских понятий.

1.1 Понятие «религия»

Вначале необходимо разобраться, что такое религия в целом. Это слово произошло от латинского religio и означает «благочестие», «сопряжение», «соединение», «неотрывность», «святыня», «союз», «связь»; и от его производных religare - «связывать» и relegere - «возвращаться», «бояться», «обдумывать». Следовательно, религия - это восстановление связи (утраченной). По Д.В. Пивоварову, религия - это «стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней)» [28, с. 9], «поиск и установление сакральных связей с этим Абсолютом, связей, обеспечивающих индивиду и социальным группам степень необходимой целостности» [28, с. 9]. Пивоваров совершает разделение религий по нескольким направлениям (в зависимости от способа достижения Абсолюта) - эгоцентрические, социоцентрические и космоцентрические. В эгоцентрических религиях происходит налаживание или восстановление духовной связи индивида со своим «истинным Я»; такая религия обычно исходит из идеи о самодостаточности «истинного Я» как микрокосма [28, с. 10]. Социоцентрические религии выражают стремление родового человека или какой-либо части общества собрать все свои разрозненные сущностные силы воедино, при этом утрачивается архетип соборности [28, с. 10]. А космоцентрические обычно определяются как восстановление или налаживание связи с Богом, космическим центром, средоточием Вселенной [28, с. 10].

Другие авторы говорят о том, что религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов [40, с. 576]. Мень дает определение религии как силы, связующей миры, мост между тварным духом и Духом Божественным.

Таким образом, религия - это:

· Пространство места встречи Абсолютного и конечного начал;

· Посредник, связующее звено между этими началами;

· Это определенные действия, направленные на создание гармонии отношений между Абсолютом и человеком (культ);

· Определенное убеждение, миропонимание человека.

религия тора абсолют верующий

1.2 Понятие «Абсолют»

Абсолютное и относительное - это парные категории, части которых не могут существовать независимо друг от друга. Они представляют собой единое целое. И соответственно, каждое из них нуждается в своей противоположности. Только через сопоставление, можно выявить их качества, так как если бы не было Бесконечного, то и не было бы конечного, и наоборот. Именно эти два начала связывает религия. Поэтому сначала необходимо обратиться к таким понятиям как «Абсолют», «абсолютное», «всеобщее», «бесконечное».

Абсолют (от лат. Absolutus - безусловный, неограниченный, совершенный, свободный) - одна из предельно обобщенных категорий, обозначающих всеобщую основу мира, полноту бытия и совершенство. Абсолют мыслится, как творческое первоначало всего сущего и противоположен всякому обусловленному существованию [28, с. 15]. Также Абсолют - это вечное, бесконечное, неизменное, самодостаточное, не зависящее ни от чего другого, само по себе содержащее все существующее и творящее [39, с. 5]. Пивоваров выделяет несколько образов Абсолюта, например, Абсолют как личность, или как внутренне присущий каждому человеку (вездесущий Святой Дух), либо как Вечный Закон [16.с. 31-32].

Абсолютное («Absolutum» по-латыни означает отвязанное, отпущенное, отделенное, незыблемое) - идеал полноты и совершенства [28, с. 16]. Бесконечное - философская категория, характеризующая неисчерпаемость материи и движения, многообразие явлений, форм и тенденций развития мира [41, с. 52]. Всеобщее - принцип бытия всех единичных вещей, явлений и процессов; закономерная форма их взаимосвязи в составе целого. Общее - это единичное во многом; общее как закономерность выражается в единичном и через единичное [41, с. 447].

В религии понятие «Абсолют» соответствует понятию «Бог».

Бог (слав. - наделяющий богатством; древнеиран. - baga - господин, участь, древнеинд. bhaga - удача, счастье, дарующий) - одно из религиозно - богословских понятий, означающее некую сверхъестественную сущность, выступающую объектом поклонения. Бог - это верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством - [25, с. 110]. Также это сверхъестественное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им [39, с. 49]. Творец мира и человека, Всемогущий и Всесильный, без воли которого ничего не может произойти [40, с. 72].

Абсолютное начало - это:

· Целостность;

· Всеобщее, Вселенское качество, которое имеет следующие характеристики: совершенность, идеальность, гармоничность, вечностность, безграничность, безусловность, самодостаточность, неизменность, многообразность;

· Персонификацией Абсолютного начала выступает Бог - сверхъестественная ипостась Абсолюта;

· В религиях поклонение происходит именно этому Божественному проявлению Бесконечного начала;

· Бог обладает характеристиками, подобными качествам Бесконечного начала, также Бог творит и управляет миром;

· Абсолютное начало в ипостаси Святого духа присутствует в человеке.

1.3 Понятие «человек»

Абсолютному качеству всегда противопоставляется относительное.

Релятивное (от лат. relativus - относительное) - отнесенное в то или иное место, изменчивое, условное, зависимое от обстоятельств, системы отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее [28, с. 16].

Понятию «относительное» соответствует понятие «конечное».

Конечное - философская категория, характеризующая всякий определенный ограниченный объект. Определенность конечному придает его граница. Конечное, с одной стороны, обладает относительно самостоятельным, обособленным бытием, а с другой - обусловлено чем-то другим и зависит от него [41, с. 272].

Наиболее часто под конечным и относительным понимается человек.

Человек - особый род сущего, субъект социального процесса, творец культуры, исторического развития. Бытие человека социально, он обладает разумом и представлениям о ценностях, он постоянно развивается, ему присуща общественность, он возвышается над природным царством [45, с. 570]. Человек традиционно понимается как единство тела, души и духа [11, с. 627].

Тело (от греч. telos - «конец») - тело человека создано из «праха земного», но это вовсе не означает, что оно плохо само по себе. Если о нем говорят как о «низком», то только для того, чтобы отличить от «высокого» - души. Тело создано Богом, поэтому человек обязан о нем заботится [6, с. 334].

Душа (от лат. anima - душа) - бестелесная, бессмертная нематериальная сила, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование в «потустороннем» мире [39, с. 131-132]. Душа является источником жизни человеческого тела [32, с. 74]. По Далю, душа - это бесплотное тело духа.

Гегель писал: «…Душу можно обозначить как микрокосм, в который микрокосм сжимается, теряя вследствие этого свою внеположность. Душа находится посередине между лежащей позади нее природой, с одной стороны, и вырабатывающимся из природного духа миром нравственной свободы- с другой». Душа находится между телом (миром) и бытием, являясь бытием-в-мире, т.е. экзистенцией [28, с. 110].

Дух (греч. pneuma; лат. spiritus; букв.: дуновение, тончайший воздух, ветер, дыхание) - идеальная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно или пассивно причастен. Высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслопологания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности, способность, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; способность, играющая роль руководящего и сосредотачивающего принципа для других способностей души [45, с. 140]. Дух (по Далю) - бестелесное существо, обитатель не вещественного, а существенного мира. Дух бесплотен, нематериален и как бы внешен телам [28, с. 108]. Дух не связан с необходимостью пребывать в каком-либо отдельном теле, он легко проникает всюду и столь же легко уходит за любую границу, является безграничным и бесконечным [28, с. 110].

Сравнивая душу и дух, Пивоваров делает следующий вывод: «Душа непременно связана с конкретным телом, будь то отдельная тварь или телесность всей природы (мировая душа). Онтология духа иная: дух принципиально свободен от конкретных воплощений и вездесущ. Душа несовершенна и ограничена, дух же совершенен и неограничен. Душа творится духом, дух же (по крайней мере, Абсолютный Дух) вечен и несотворен. Так как душа творится духом, то она имеет общую с ним природу» [28, с. 110].

Исследовав понятие «человек», можно прийти к следующим результатам:

· Это конечное, ограниченное, зависимое, несовершенное, непостоянное начало (исходя из сравнения с Абсолютом);

· Состоит из трех неотъемлемых частей: духа, души, тела - целостность;

· Конечность человека обуславливается, прежде всего, его телесной оболочкой, которая смертна;

· Бессмертными, вечными составляющими являются душа и дух;

· Душа наполняет человеческое тело жизнью;

· Душа - проявление духа;

· Душа как посредник между человеческим началом (телом) и Абсолютным, воплощенным в виде духа;

· Дух как олицетворение Абсолютного Духа, т.е. и самого Абсолюта и обладает подобными ему качествами: он вечен, вездесущ, совершенен, неограничен.

1.4 Понятия «связь», «отношение»

Проанализировав в отдельности понятия «Абсолют» и «человек», необходимо выяснить, что такое отношение и связь. Зачастую оба этих термина рассматривают в соединении друг с другом.

Отношение - момент взаимосвязи всех явлений. Отношение вещей объективно; вещи не существуют вне отношения, последнее всегда есть отношение вещей, существование всякой вещи, её специфические особенности и свойства, её развитие зависят от всей совокупности её отношений к другим вещам объективного мира [39, с. 325]. Связь - взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и (или) во времени [41, с. 598].

Эти понятия говорят, что при общении задействованы как минимум два участника. При общении - связи стороны остаются такими, какими они были до этого, их качества не подвергаются изменениям. При общении - отношении происходит процесс взаимопроникновения, когда каждая сторона стремится преподнести себя в такой форме, которая была бы максимально комфортна для взаимодействия с другой стороной - для создания гармоничного пространства встречи. Таким образом, возникает процесс изменения, в результате которого рождается абсолютно новое качество.

Взаимоотношение между Богом и человеком основывается на вере.

Вера - уверенность в существовании сверхъестественных и надысторических сил - богов, духов, которые руководят жизнью человека [40, с. 97]. Вера - центральная мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, включающая, во-первых, принятие определенных утверждений (догматов) и решимость их придерживаться вопреки всем сомнения; во-вторых, личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего; в-третьих, личную веру Богу [41, с. 78]. Вера - убежденность в реальном существовании явлений и предметов, не подтвержденная опытом или логическими аргументами. Вера в Бога есть синоним религии [32, с. 44]. Согласно Пивоварову, «религиозная вера определяется как те или иные направления поиска Бога. Под верой могут пониматься: преданность Богу, Страх Божий, подчинение человека Богу и Его заповедям, открытость Богу (искренность), благодарность Богу, честность в диалоге с Богом» [28, с. 165].

Отношение и вера связаны непосредственным образом:

· Вера есть базис религии;

· Взаимоотношения между Абсолютом и человеком всегда основываются на вере, уверенности, доверии, без которых невозможно создать общую целостность;

· Вера позволяет человеку беспрекословно выполнять наказы Бога, для воссоединения с ним.

Посредством культа, обрядов, ритуалов становится возможным взаимодействие человека и Абсолюта.

Культ (от лат. cultus - почитание, поклонение) - установленные традицией действия, путем которых достигается помощь сверхъестественных сил человеку. Помимо действий (обрядов) культ включает в себя ритуальные предметы, а также места, где совершаются обряды [32, с. 113]. Культ религиозный - совокупность ритуалов и обрядов, обусловленных веровательной традицией и канонами религиозной организации. Воспринимается верующими как главный способ прямого общения с объектом поклонения [28].

Ритуал (от лат. ritualis - обрядовый, от ritus - религиозный обряд, торжественная церемония) - одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишенная какого-либо утилитарного или самоценного значения [41, с. 585]. Также ритуал - священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами; оно связано с установлением и поддержанием вселенской и социальной упорядоченности [45, c. 510].

Обряд (старослав. «обрядити» - устроить, ряд, порядок) - действие или ряд действий, совершаемых в религиозных целях, установлены обычаем или зафиксированы письменно [32, с. 139].

Священный текст (Писание) становится таковым, когда группа людей начинает свято относиться к нему и наделять его сверхчеловеческой природой [28, с. 12].

Рассмотрев вышеизложенные понятия, можно сделать следующие выводы:

· Культ, обряд, ритуал - это формы действий, совершая которые человек способен воссоединиться с Богом;

· Они возможны лишь на основании веры в Сверхъестественные силы;

· Это особый язык (посреднический), благодаря которому возможно обоюдное общение, взаимодействие обеих сторон;

· Выполняя требования, выраженные в этих действиях, человек может поступенно достигнуть Бога;

· В Священном тексте происходит фиксация требований, как к человеку, так и к его действиям, направленных на постижение Абсолюта.

2. История и основы религиозной системы иудаизм

Иудаизм - это религия, история и догматика которой лежит в основе двух мировых религий - христианства и ислама. В данном параграфе будут рассмотрены некоторые исторические факты становления религии и основные положения культуры иудаизма.

2.1 Историческая ситуация

История религиозной системы иудаизма тесным образом связана с историей еврейского народа. Это единственная религия, название которой исходит от народа, ее исповедующую. «Само слово «иудаизм» образовано от имени Иуда. «Иуда» - принятое в России написание (и произношение) имени, звучащего на иврите примерно как «Иегуда». А «еврей» на иврите - это «иегуди», т.е. слова «Иуда» и «еврей» практически синонимы» [47, с. 350]. Следовательно, изучение истории религии следует начинать с истории самого народа.

Д.В. Пивоваров выделяет два основных периода в развитии народа, связанных с его образом жизни: допалестинский, когда евреи вели кочевой образ жизни, и палестинский - период оседлых земледельцев [28, с. 305]. Это разделение связано с изменением мировоззрения народа. Если в первом периоде верования иудеев схожи со многими воззрениями других племен, то уже во втором периоде религия приобретает своеобразные качества.

В допалестинский период был распространен культ предков и погребальный культ, обряды ингумации, самоистязания и острижения волос. Была распространена вера в существование души и духа не только у человека, но и у деревьев, гор, скал, источников вод. Также евреи поклонялись солнцу, луне, звездам, что роднило их с соседними племенами.

Но уже в этот период начинают зарождаться черты, свойственные только иудейской религии, например, обряд обрезания, зафиксированный в Торе: «Вот союз Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомством твоим после тебя: обрезан у вас будет да всякий мужчина. Вы обрезайте вашу крайнюю плоть, и сие будет знамением завета между Мною и вами» [Брейшит 17:10-11]. Также был широко развит культ жертвоприношений животных (овец, быков, коз), который также перешел в новую религию.

Первоначально евреи обладали политеистическим сознанием. Но уже в то время они особенно выделяли бога Яхве, имя которого означает «Сущий». Его называли Адонай (Господь мой), а после совершенствования письма, эти имена соединились, и с тех пор имя Бога звучало как Йехова (Иегова).

Период XIV-XIII вв. до н.э. именуются «Домом рабства», когда евреи были вынуждены служить фараонам. В это время вера в Единого Бога объединяет еврейский народ, но религия как таковая еще не сформирована. Но уже явно заметна некая обособленность евреев, связанная с верой в одного Бога, в то время как остальные народы исповедуют многобожие.

Примерно с XI-X вв. до н.э. Яхве становится единственным богом (монотеизм), в его честь строится Иерусалимский храм во время правления Соломона - «эпоха Первого храма». В этот период распространяется практика назорейства, т.е. добровольного служения Богу, требовавшего, прежде всего, ритуальной и душевной чистоты. Происходит формирование основных праздников: маццот - весенний праздник опресноков, шабуот - пятидесятница, праздник жатвы пшеницы, суккот - праздник кущей, в честь собирания плодов.

После смерти Соломона государство распадается на две части: северную - Израиль (возвращение к языческим корням) и южную - Иудею, где усиливается позиция Яхве.

В середине VIII в. до н.э. Израиль пал под воздействием Ассирии. Иудейский царь Иосия, стремясь избежать такой же участи, проводит религиозную реформу. Он восстанавливает Иерусалимский храм, который был назван единственным местом, где могут происходить жертвоприношение, т.е. происходит воздействие со стороны государства на преодоление остатков язычества. Следствиями этой реформы являются, прежде всего, установление монотеизма; другими результатами были - централизация культа, регламентация правовой и обрядовой жизни, первая канонизация священных книг.

В это время широкое распространение получает движение пророков. «Пророк (евр. наби, от аккад. набу - «призывать») - призванный, человек, который говорит от лица другого. В Танахе (Ветхом Завете) пророк - посланник, вестник, говорящий от имени Бога» [28, с. 309]. Пророками чаще всего являлись советники царей. Цари, Божьи помазанники, приуготовляют мир для явления Бога «Бог - творец мира и человека, предводитель и руководитель истории поселится среди людей» [28, с. 309]. Для этого государство и общество должно быть совершенным. С середины VIII века до н.э. появляются пророки - писатели, которые сами рассказывали о себе в пророческих книгах, которые затем вошли в Танах.

В начале VI века до н.э. Иудея пала под ударами Нововавилонской империи, Иерусалим был разрушен, Иерусалимский храм уничтожен: «Вавилонский плен продолжался более пятидесяти лет. Лишь когда персидский царь Кир II разгромил Новый Вавилон, евреи вернулись на родину и, получив разрешение от персидских владык, восстановили Иерусалим и Иерусалимский храм» [28, с. 310]. Так начался «период Второго храма».

В этот период иудаизм приобретает свои классические черты. Иудаизм полностью становится монотеистической религией, где Священный текст Тора является законом жизни, которому необходимо следовать. Жречество становится замкнутой наследственной кастой; жертвоприношения возможны только в Иерусалимском храме. Закрепляется идея богоизбранничества иудейского народа, вследствие чего возникает запрет на браки евреев с неевреями для сохранения традиций и культуры. Происходит окончательное сложение основных обрядов, праздников и священных книг.

В 70 году до н.э. происходит разрушение Титом Флавием Иерусалимского храма, а в 133 году до н.э. был разрушен и сам Иерусалим. Происходит потеря государственности. В связи с отсутствием главного религиозного центра получает распространение новая синагогиальная организация. Синагога (сходка, собрание) - молитвенный дом, религиозный и общественный центр, где молятся Богу, знатоки Торы толкуют Священные тексты, но жертвоприношений не приносят, так как это прерогатива Иерусалимского храма. В это время особенно соблюдаются культы и обряды, как связь с предками. Происходит воздействие других культур, что приводит к появлению нетрадиционных направлений. Несмотря на это, иудаизм сохраняет ядро своего учения.

Таким образом, становление религии иудаизм происходит в течение долгого периода времени. В начале она во многом схожа с верованиями, которые были распространены в те времена, например, погребальный и родовой культы. Но уже в тот период проявляются характерные особенности данного вероисповедания - традиция обрезания. Позже начинается процесс становления монотеизма - выделение одного бога из многих, а затем полное ему поклонение. С этого времени начинается становление религии в такой форме, в какой она дошла до нас.

2.2 Основные положения религиозной системы иудаизм

Все основные положения и догматы религиозной системы иудаизм зафиксированы в Священном тексте иудеев - Торе.

Можно выделить догматы, касающиеся Бога, человека, их взаимоотношений, и некоторых особенностей религиозной системы.

Бог.

Согласно тексту Торы можно выделить следующие положения:

· Бог один и един, что говорит не только о единстве самого Бога, но и о единстве созданного им миропорядка и о всеобщем единении людей, независимо от их происхождения;

· Бог - Творец, при этом он созидает каждый день, так как возобновляет сотворение мира;

· Бог не материален, т.е. не имеет никакого образа, но для понимания его сущности человеком, Бог может принимать какие-либо чувственно - явленные образы;

· Бог всеведущ: скрывание деяний, прегрешений бессмысленно;

· Бог всемогущ: для него не существует никаких преград для осуществления его воли;

· Бог как личность, которая вступает в отношения с человеком;

· Бог имеет множество имен, но их употребление всуе нежелательно (Га - Шем, Элоким, Саваоф, Яхве).

Человек:

· Божественное создание;

· Создан из «праха земного» (материальный мир) и души, которую вдохнул в него Бог;

· Человек имеет две души животную, постоянно стремящаяся «вниз» к «земле», из которой была создана, выполняющая прихоти тела, и божественная, обращенная к Богу. Вследствие этого в человека постоянно происходит борьба этих двух начал;

· Человек имеет свободу выбора, но за все свои поступки он отвечает сам перед Богом.

Взаимоотношения.

· Человек может познать Бога через откровение, т.е. через то, что Бог открыл в Торе. Это знание обращено не только к евреям, но и ко всему человечеству, так как оно универсально.

· Одно из обязательств человека постоянное «хождение под Богом», т.е. выполнение всех правил, требований, обязанностей для возможного постижения Бога (данные самим Богом и зафиксированные в Торе);

· Человек изначально состоит с Богом в уникальных отношениях, так как в него была вдохнута душа, он создан по образу и подобию Бога, т.е. человек может и должен уподобиться Богу благодаря своим собственным усилиям;

· Взаимодействие этих начал вероятно при обоюдном стремлении, выраженном в человеческом желании постигнуть непостижимое и о возможном Божественном снисхождении, для обретения гармоничного, комфортного состояния для обеих сторон.

Особенности:

· Иудаизм - религия богоизбранного народа;

· «Тора» - Священный текст;

· Заключение союзнических отношений между Богом и человеком, закрепленных в Торе (союз, завет, договор);

· Традиция обрезания - одно из обязательных требований для поддержания этого союза;

· Движение пророков и неизменная вера в их прорицания.

Таким образом, главные доктрины иудаизма основаны, прежде всего, на вере: вере в Единого Бога, породившего всю Землю, создавшего людей и давшего им законы; вера в собственную исключительность, так как Бог выбрал именно этот народ - богоизбранность евреев. Любое действие человека регулируется законами, закрепленными в Священном тексте - Торе, которым Бог одарил всех людей, так как именно евреи должны были разнести по свету эти учения.

2.3 Священный текст - «Тора»

Священным Писанием для иудеев является «Танах», т.е. первая часть Библии - Ветхий Завет. Свой завершенный вид Танах приобрел примерно в I-II вв. до н.э. Танах делится на три части: первая - «Тора» (Учение), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писание). Всего в Танах входят 39 книг. Заповеди, данные Богом, зафиксированы в Торе. Иудеи верят в божественное происхождение Священного Писания, а вследствие этого - в вечность и актуальность значения.

Тора состоит из пяти книг и иначе называется «Пятикнижие Моисеево»:

· Бытие (Брейшит) рассказывает о сотворении мира, Адаме и Еве, всемирном потопе, первых древнееврейских патриархах, Иосифе и египетском плене;

· Исход (Шмот) повествует об исходе евреев из Египта, о Моисее и Божьих Заповедях, о начале организации культа Яхве;

· Левит (Ваикра) представляет собой свод религиозных догми, правил, ритуалов;

· Числа (Бэмидбар) и Второзаконие (Дварим) посвящены истории евреев после египетского плена.

В переводе с греческого Библия - это собрание книг; «завет» - союз, договор между Яхве и евреями. Таким образом, подчеркивается в самой книге Священного текста идея богоизбранности народа.

В Торе зафиксированы не только догматы, наставления и поучения, но и история всего еврейского народа, начиная от первопредков Адама и Евы. Здесь повествуется об обрядах, обычаях, нравах людей, об их деятельности и бытии вообще. Тора - это посредник между Богом и человеком, так как именно на ее страницах можно найти возможные способы и нормы поведения, способствующие достижению Бога. В то же время здесь происходит явление Господа к людям.

3. Реконструкция образа абсолюта в религиозной системе иудаизм на основе священного текста «Тора»

иудаизм человек тора абсолют

«Тора» - Священный текст иудеев, данный им Богом для повсеместного распространения Божьего учения на Земле. Все написанное в Торе является Божьим словом, переданным человечеству через пророков, главным образом через Моше.

Главный эпитет, характеризующий Абсолюта - Всесильный. Именно так определяется Бог при его любом упоминании: «Бог, Всесильный Бог отцов ваших, Всесильный Бог Авраама, Всесильный Ицхака и Всесильный Яакова, послал меня к вам; Это имя мое навеки, и это упоминание обо мне из поколения в поколение» [35 Шмот 3:15]. Всесилие, прежде всего, подразумевает возможность Бога творить все бытие. Бог делает это только одним своим желанием (словом), которое незамедлительно принимает чувственно-явленные формы: «И сказал Всесильный: «Да будет пространство посреди воды и отделяет оно воду от воды»… и стало так» [35, Брейшит 1:6-7], «И сказал Всесильный: «Да произведет земля существа живые по роду их, скот и гадов, и зверей земных по роду их» и стало так» [35, Брейшит 1:24]. Таким образом, Господь совершает такие деяния, которые никто не может, кроме Него: «Господь Бог! Ты начал показывать рабу твоему величие Твое и мощную руку Твою: кто же тот Всесильный на небе и на земле, который совершил бы подобное деяниям Твоим и свершениям Твоим» [35, Дварим 3:24].

Помимо того, что Бог - Творец, он еще и Повелитель мира, так как именно Он создал его: «Ведь Богу, Всесильному твоему, принадлежит небо, и все, что над небом, земля, и все, что на ней» [35, Дварим 10:14]. Господь выбирает один народ, говорит, что народ Израиля избран для свидетельства о Нем: «А Мои свидетели, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы - свидетели Мои, что Я Бог» [35, Шмот 43:10-12]. Своим желанием Повелителя, он избирает народ, способный стать эталонным в качестве взаимоотношений с Богом: «Народ ты святой у Бога, Всесильного твоего: тебя избрал Бог, Всесильный твой, чтоб ты был ему народом, избранным из всех народов, что на лице земли» [35, Дварим 7:6]. Таким образом, можно выделить такое качество Бога, как желание, стремление вступить в отношения с человеком, в лице определенного народа. При этом первый шаг к этому движению совершает Он сам и предлагает человеку сделать ответный ход. Следовательно, Господь ищет образцовый народ, как некую целостность, внутри которой существует наибольший потенциал, направленный на сохранение Союза, а, следовательно, и на восстановление связи. Одними из качеств, направленных на эту потребность, являются верность и покорность служению Его закону: «Сегодня Бог, Всесильный твой, повелевает тебе исполнять все установления и законы эти, и старайтесь исполнять их всем сердцем твоим и душой твоей. Бога превознес ты сегодня, чтобы был Он тебе всесильным и чтоб шел ты путями его, и соблюдал установления Его, и заповеди Его, и исполнял волю Его» [35, Дварим 26:16-17]. «Если по установлениям моим будете вы поступать, и заповеди мои соблюдать, и исполнять их, то дам Я вам дожди вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут плод свой и установлю Я мир в стране» [35, Левит 26:3-6]. При этом Бог требователен к человеку, заставляя его соблюдать правила Союза, при нарушении человек подвергается суровому наказанию, а при послушании - одаривается всевозможными благами.

Бог Всеведущ и Всемогущ, и ничто не может скрыться от него. Для него не существует никаких преград для осуществления Его воли.

Другим качеством Бога является его Единство и то, что Он Один: «Бог - Всесильный наш, Бог Один!» [35, Дварим 6:4], «Нет подобного Богу, Всесильному нашему!» [35, Шмот 8:6]. Единство Бога означает и единство миропорядка, Им установленного, всеобщей целостности и неразрывности человечества. Первая заповедь Бога «Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня» [35, Шмот 20:3], говорит о Его главенстве и уникальности. Это один из постулатов, в который обязаны верить и который должны соблюдать евреи, иначе Бог выступит в качестве Ревнителя: «Не поклоняйся и не служи им, ибо Я - Бог, Всесильный твой, Бог-Ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого поколения, тех, кто ненавидит Меня, и творящий милость на тысячи поколений любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» [35, Дварим 9-10]. Для Бога не приемлемо предательство, так как люди согласились с условиями Союза: «Все, что сказал Бог, сделаем» [35, Шмот 19:8], ибо сам Бог верен им: «Знай же, что Бог, Всесильный твой, - Он Всесильный, Всесильный Верный, хранящий союз и милость к тем, кто любит Его» [35, Дварим 7:9].

Все действия Бога основаны на любви к людям: «Но из любви Бога к вам и ради соблюдения им клятвы, которую он дал отцам вашим» [35, Дварим 7:8]. Деяния Господа направлены исключительно на благо человека, именно для этого он создает различные законы и правила, которые помогают человеку жить правильно, праведно. Сам Бог дает возможность человеку приблизиться к Нему, заранее определяя те формы поведения, которые приемлемы для Него.

Но Бог далеко не всегда добр и милостив, для Него характерны и противоположные качества: «Бог Всесильный твой, среди тебя, Всесильный Великий и Страшный» [35, Дварим 7:21]. Бог жесток по отношению к другим, неверным народам, которые поклоняются целому пантеону богов, за это, по закону, они должны быть уничтожены. Также Бог относится и отступникам веры и среди иудеев, каждый, кто нарушил его закон или повеление, также должен быть предан смерти: «Если не послушаете Меня, и не будете исполнять все заповеди эти, то пошлю на вас ужас, будете поражены врагами вашими, увеличу я наказание ваше всемеро против грехов ваших» [35, Левит 26:14-18]. Также недопустимо пренебрежительное отношение к Богу, которое сурово карается: «Всякий, кто будет проклинать Всесильного своего, понесет грех свой. А оскорбляющий имя Бога смерти будет предан, камнями забросает его все общество» [35, Левит 24:15-16]. Бог в гневе своем и ярости, может быть представлен различными образами, например, такими как всепожирающий огонь, гром, молния, различные стихийные бедствия, болезни, которые грозят смертью человеческой жизни. Все это также подтверждает всесилие и всемогущество Бога как повелителя всего на земле. При этом Господь не делает различия между мужчиной, женщиной, ребенком или народом, наказанию должны подвергнуться все, кто совершил преступление перед Богом.

Бог справедлив и честен с людьми, и судит он, руководствуясь Законом, не отступая от него: «Бог, Всесильный ваш, - Всесильный богов и Владыка владык, Всесильный Великий, Сильный и Страшны, который не лицеприятствует и мзды не берет» [35, Дварим 10:17]. Бог может судить всех, потому что он выше, чем все боги и правители, ему не свойственна предвзятость, он вне человеческих характеристик.

В тексте говорится, что «Бог, Всесильный твой, среди тебя» [35, Дварим 7:21], этим подчеркивается, что Бог присутствовал среди своего народа через пророка, когда заключал Союз на горе Синай, но и ежедневно и повсеместно и представлен, прежде всего, своими законами, переданными посредством Торы, которым люди следуют постоянно. Бог всегда готов помочь человеку, если он следует Его закону: «…вы станете искать Бога, Всесильного твоего, и найдешь, если будешь искать Его всем сердцем твоим и душой» [35, Дварим 4:29].

Бог нематериален, не имеет никакого образа, ибо Он невместим ни в какой образ. Таким образом, объясняется запрет на изображение Бога. Он не имеет никаких материальных ограничений, поэтому может быть представлен различными явлениями (ветер, дождь, град, тьма, мор, дикие звери). Богу присущи и человеческие качества - любовь, гнев, ярость, верность, но это лишь условность, которая помогает человеку показать то, что по своему определению непостижимо и неопределяемо. Все, что известно о Боге, сказано им самим через своего пророка Моше, после чего, сказанное приобрело приближенные к пониманию формы и образы (слово, закон, текст).

4. Реконструкция образа эталонного верующего в религиозной системе иудаизм на основе священного текста «Тора»

В данной главе будет рассмотрен образ эталонного верующего в иудаизме, который наиболее полно раскрывается в Торе, а также качества, свойства и действия необходимые для установления отношений между истинно верующим и Абсолютом, дающие человеку со своей стороны совершить действия для восстановления ре-лиги.

Основополагающим тезисом религиозной системы иудаизм является богоизбранность иудеев. Именно это качество является определяющим для мировоззрения и жизненной позиции, как всего израильского народа, так и каждого его представителя. При этом Бог совершает двойное избрание - внутри этого народа он выделяет особое привилегированное сословие - левитов, выступающих в качестве священнослужителей: «Будут левиты моими: Я - Бог» [35, Числа 3:45], «Я взял левитов из сынов Израиля вместо всех первенцев» [35, Числа 3:12], «И будут нести левиты стражу у шатра откровения, на хранении у них: ковчег, и стол, и менора, и жертвенники, и священные сосуды, которыми совершают служение, и полог со всем устройством его [35, Числа 3:31]. При этом Бог делает еще один выбор- избрание из числа народа пророков, являющихся Его устами, передающих Божье слово людям. Именно у таких людей есть способность внимать Господу, вступать в диалог с ним. Главным пророком израильтян есть и будет Моше: «Говорил Моше сынам Израиля обо всем, что повелел ему Бог о них» [35, Дварим 1:3]. Именно через него Бог передал людям Тору со Своими наставлениями и заветами.

Одним из основных качеств эталонного верующего является его вера в Одного и Единого Бога. Вследствие этого, первая заповедь, данная самим Богом, гласит: «Я - Бог, Всесильный твой, да не будет у тебя иных богов кроме Меня, не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» [35, Шмот 20:3-5].

Следующее важное качество верующего - это соблюдение Божественного Союза, закрепленного в виде заповедей и предписаний: «И объявил Он вам Союз свой, который повелел вам исполнять десять заповедей, и написал их на двух каменных скрижалях» [35, Дварим 4:13]. Именно благодаря следованию божественным предписаниям у человека появляется возможность вступить во взаимоотношения с Богом, так как сам Господь предлагает путь праведный, заключающийся в постоянном и неукоснительном следовании законам, которые регулируют всю человеческую жизнь. В ответ Бог обещает всему народу израильскому: «Я сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и ты будешь благословением. А Я благословлю благословляющих тебя, а хулящего тебя прокляну» [35, Брейшит 12:2-3]. Соблюдение этих правил выделяет иудеев среди остальных народов: «Храните же и исполняйте, ибо это мудрость ваша и разум ваш на глазах всех народов, которые лишь услышав обо всех этих установлениях, скажут: «Как мудр и разумен народ этот великий!» [35, Дварим 4:6]. В связи с тем, что евреи - это избранный народ, то Бог накладывает на них особую миссионерскую деятельность - распространение Божьего учения по всему миру, как образца эталонных действий, совершаемых для потенциального общения с Господом.

Союз Бога и человека своеобразен тем, что он заключен не с одним конкретным представителем народа, а во-первых, со всем иудейским народом, а во-вторых, со всеми его поколениями, но вновь с условием соблюдения всех правил и требований: «Храни же установления Его и заповеди Его, которые Я повелеваю тебе и сынам твоим после тебя, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Бог, Всесильный твой, дает тебе на все времена!» [35, Дварим 4:40].

Одно из требований Бога к человеку является его святость: «Будьте же святы, ибо свят Я» [35, Левит 11:45].

Обязуясь выполнять свою часть обещаний, Бог ждет и ответной реакции и от человека. Для этого израильтянину необходимо обладать такими качествами, как верность, духовная чистота, покорность, справедливость, уважение как по отношению к Господу, так и при общении со всеми остальными людьми, исключая только неверных, то есть тех, кто не придерживается Божьего закона: «Поступай справедливо и хорошо в глазах Бога, чтобы было хорошо тебе» [35, Дварим 6:18], «Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, и люби ближнего своего, как самого себя» [35, Левит 19:18], «Я - Бог Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен» [35, Брейшит 17:1]. Таким образом, Господь требует максимальной приближенности человека к своей собственной сущности, к своим идеальным качествам.

Послушание - одно из определяющих качеств верующего: «Старайтесь же поступать так, как повелел вам Бог, Всесильный ваш, не уклоняйтесь ни вправо, ни влево» [35, Дварим 5:29]. Благодаря нему, человеку даруется вознаграждение от Бога, за соблюдение Божьей воли: «Слушай же, Израиль, и старайся исполнять, чтобы хорошо было тебе, и чтобы вы очень размножились, как обещал тебе Бог, Всесильный отцов твоих, в стране, текущей молоком и медом» [35, Дварим 6:3].

Человеку присущи также такие качества, как неверие, гордыня, зависть, злоба, он по своей сущности греховен. Если Бог замечает, что человек отходит от его заповедей, преступает закон, если в нем начинает превалировать его низменная, греховная составляющая, то неизбежно человек подвергается наказанию. Оно может быть весьма суровым, вплоть до смерти: «Если забудешь ты Бога, Всесильного твоего, и пойдешь за богами чужими, и будешь служить и поклоняться им, то предостерегаю вас сегодня, что погибнете вы совершенно. Как народы, которые Бог уничтожает пред вами, так погибнете и вы за то, что не слушаетесь Бога, Всесильного вашего» [35, Дварим 8:19-20]. Но при этом у человека есть возможность искупить свой грех, принеся Богу искупительную жертву: «Если кто-нибудь согрешит по ошибке, нарушив какую-либо из запрещающих заповедей Бога, и сделает что-либо наперекор одной из них, то пусть принесет Богу за грех свой, который совершил, грехоочистительную жертву» [35, Левит 4:2-3].

Для Бога неприемлемо упрямство: «И сказал Бог так: видел Я народ этот, и вот - народ упрямый он. Отдалился от Меня, и Я уничтожу их и сотру их из поднебесной» [35, Дварим 9:13-14], но все же Господь милосерден, и поэтому готов принять раскаявшихся обратно в свое лоно: «Удалите же черствость сердца вашего, и не упрямьтесь более» [35, Дварим 10:16].

Возможность делать собственный выбор - неотъемлемая часть человеческого существа. Можно вступить как на праведный, так и на греховный путь. Человек знает об этом, поэтому и несет свое наказание осознанно: «Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и не сошли вы с пути. Чтобы не возгорелся гнев Бога на вас» [35, Дварим 11:16-17].

Нередко в тексте ведется разговор о служении Богу в страхе: «Бойся Всесильного твоего: Я - Бог» [35, Левит 19:14]. Богобоязненность - залог наиболее полного следования указаниям и заповедям Господа для их же собственного блага: «О, если бы сердце их было склонно бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек» [35, Дварим 5:26]. Страшась обрушить на себя гнев Бога, люди наиболее тщательно придерживаются Закона, или искупают свои грехи, опасаясь кары небесной: «Повелел нам Бог исполнять все установления эти, чтобы боялись мы Бога, Всесильного нашего, во благо нам во все дни, чтобы дать нам жизнь, как ныне» [35, Дварим 6:24]. Единственным перед кем иудей должен испытывать страх - это Господь, так как Он Всемогущественный и Всесильный, все же остальное, по сравнению с ним, абсолютно ничтожно и находится в его власти: «Не страшитесь и не бойтесь их! Бог, Всесильный ваш, идущий перед вами, он сражаться будет за вас» [35, Дварим 1:29-30].

Любовь - чувство сильнее страха или трепета, связывающее Бога и человека. Благодаря этому, Господь идет навстречу человеку и человек совершает ответный ход. Именно в любви максимально проявляется богочеловеческое качество единения друг в друге: «Израиль, чего Бог, Всесильный твой, требует от тебя? Только страха пред Богом, Всесильным твоим, идти всеми путями его, и любить его, и служить Богу, Всесильному твоему, всем сердцем твоим и всей душой твоей» [35, Дварим 10:12].

5. Реконструкция модели взаимоотношения человека и абсолюта в религиозной системе иудаизм на основе священного текста «Тора»

В данном параграфе будет реконструирована возможная модель отношения верующего и Абсолюта в иудаизме. Особенности этого взаимодействия можно проследить в главном Священном тексте иудеев - Торе. Он будет рассмотрен в нескольких аспектах - как Свод законов и как Пятикнижие.

5.1 «Тора» - Свод законов

В иудаизме слово «Тора» означает Божественное указание, с течением времени «Торой» стал называться весь свод законов, данный Всевышним. Он посылает эту книгу как Свои указания и наставления для возможной встречи с Ним. Тора является изначальным пространством места встречи Абсолютного и конечного начал, так как сама по своей сути имеет двоякую характеристику - божественную и земную. Божественность заключается в том, что она дарована Богом и является Божественным Откровением. Земное качество Торы проявлено в том, что она зафиксирована при помощи человеческих слов. В связи с тем, что Бог дает человечеству свой собственный Закон, предлагает союзнические отношения, тем самым он первым делает шаг к взаимоотношению, которое нужно обеим сторонам, так как нет абсолютного без конечного и конечного без абсолютного, и познать себя, свои качества в полной мере они могут только через друг друга.

Господь выбирает только один народ, который и будет его главной опорой среди людей. Однако Бог, по тексту Торы, не находит идеального по своим меркам народа и решает создать его Сам, и в качестве основы для этого эталонного сообщества были выбраны иудеи: «Я выделил вас из всех народов, чтобы быть вам Моими» [35, Левит 20:26], «Если вы будете слушаться меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов, ибо Моя - вся земля, и будете вы мне царством священнослужителей и народом святым» [4, Шмот 19: 5-6]. При этом Господь дает свои Законы на пустынном, т.е. свободном от притязаний пространстве и иудеи со своей стороны, добровольно принимают этот Закон, соглашаются с Договором. Даруя Свои законы, Бог, таким образом, формирует этот народ таким, который бы максимально отвечал Его требованиям. Он дает евреям привилегии, которых нет у других народов, например, землю Кнаана в вечное владение, различные блага и вечное покровительство Божье: «Заключу Я союз Мой между Мною и между тобою и между потомством твоим после тебя, во всех поколениях их, вечный Союз, чтобы быть Всесильным тебе и потомству твоему после тебя. И дам тебе и потомству твоему после тебя страну твоего пребывания, всю страну Кнаан, во владение вечное, и буду им Всесильным» [35, Брейшит 17:7-8], «И будет, когда приведет тебя Бог, Всесильный твой, в страну, которую Он поклялся отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Яакову, дать тебе, - города большие и хорошие, которых ты не строил, и дома, полные всякого добра, которые ты не наполнял, и колодцы высеченные, которые ты не высекал, виноградники и масляничные деревья, которые ты не посадил, и будешь есть и насыщаться» [35, Дварим 6:10-11], Даруя Божью благодать и Свою великую любовь к человеку, Господь ожидает ответной реакции человека. Это должно, прежде всего, проявляться в прилежном соблюдении Божественного закона, в почтении Бога, в любви к Нему. К тому же, сами люди говорят: «Все, что сказал Бог, исполним!», тем самым, становясь полноценным участником этого Великого Договора. Союзные отношения, преимущественно, предполагают паритетность обеих сторон. Следовательно, благодаря этому Договору человек и Бог становятся равноправными, каждый со своим правами и обязанностями, которые они должны обязательно исполнять: «Бог, Всесильный твой, - Он Всесильный, Всесильный верный, хранящий союз и милость к тем, кто любит Его и соблюдает заповеди, и установления, и законы, которые Я повелеваю тебе сегодня исполнять» [35, Дварим 7: 9-11].

В процессе непосредственного выполнения Его законов и предписаний каждый еврей старается, как можно больше приблизить свою человеческую греховную, по сути, сущность к душевной чистоте, которая поможет ему достигнуть Бога. Но, тем не менее, далеко не каждому верующему дарована возможность общения с Господом, такое право получает человек, максимально приближенный к идеальному образу эталонного верующего - пророк: «Пусть народ не порывается взойти к Богу, дабы вдруг он не поразил их» [35, Шмот 19:24]. Только такой избранный человек может не просто самостоятельно общаться с Богом, но и передавать Его слова всем людям, быть Его устами. Но при этом участь пророка невыносимо тяжела: «Не могу я один нести весь этот народ, ибо слишком тяжело это для меня. И если ты так поступаешь со мной, то лучше умертви меня!» [35, Числа 11:14-15].

Идеальным верующим в иудаизме, согласно тексту Торы, является пророк Моше, который праведно вел свою жизнь, действовал только согласно Божьему закону, ни на йоту не отступая от него. Пророк в данном случае является и учителем, просветителем: «А теперь, Израиль, слушай установления и законы, которые я учу вас исполнять, чтобы жили вы, и пришли, и овладели страной, которую Бог, Всесильный отцов ваших, дает вам!» [35, Дварим 4:1]. Именно к такому эталону должен стремиться каждый верующий.

Божественное стремление к общению с человеком требует и ответного действия: «Станете искать Бога, Всесильного твоего, и найдешь, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всей душой твоей» [35, Дварим 4:29]. Следовательно, от человека также требуется всеобъемлющее, всецелое и всепокорное стремление, направленное на собственное преображение, благодаря которому будет возможно общение с Богом. Ведь именно при максимальном взаимодействии одного с другим, наиболее полно и гармонично проявляются их качества. При этом энтузиазное стремление должно исходить от человека каждый день, каждую минуту, каждую секунду. И всякий еврей должен постоянно помнить о том дне, когда явился Господь на гору Синай и передавать полученные знания всем последующим поколениям, так как еврейский народ сам решил заключить Договор, а, следовательно, обязался выполнить миссию распространителей, проповедников по всей Земле, так как дарованные законы являются универсальными для любого народа, независимо от конфессиональной принадлежности: «Берегись и весьма оберегай душу свою, чтобы не забыл ты того, что видели глаза твои, и чтобы не ушло это из сердца твоего все дни жизни твоей, и поведай о них сыновьям твоим и сынам сынов твоих: о дне, когда ты стоял перед Богом, Всесильным твоим» [35, Дварим 4:9-10]. Главным условием «пребывания среди нас» Бога является неукоснительное соблюдение всех его правил и законов, полностью регламентирующих жизнь: о жизни, о поведении, об отношениях с другими людьми и с Богом, проявляющиеся и в молениях, обращенных к нему, и в жертвоприношениях, которые могут иметь различный характер - искупительный, умилостивительный, благодарственный. Несмотря на всю диктатность божественных указаний, их обязательность для выполнения, истинно верующий еврей соблюдает свободно и легко, они являются неотъемлемой частью его жизни, жизни его души, стремящейся познать Абсолютный Дух.

Таким образом, Тора как Свод законов принимает непосредственную роль проводника от Бога к человеку и от человека к Богу. Благодаря наставлениям, описанным в тексте, происходит процесс приуготовления верующего для важнейшего духовного соития с Абсолютным началом. Здесь же можно говорить о приобретении Богом некой формы, которая была бы комфортна для человеческого восприятия, с целью наиболее благоприятного единения. Реконструкции такой модели отношения конечного и Абсолютного начал подразумевает под идеальным верующим только человека иудейской национальности.

Предположим, что сама Тора является пространством встречи двух начал. Если это действительно так, то сама структура произведения длжна создавать особое пространство любовного отношения верующего и Бога.

5.2 «Тора» - Пятикнижие

Тора - целостное произведение, состоящее из пяти частей (Пятикнижие). Для каждой из книг характерна собственная, уникальная структура, которая в целом репрезентирует еврейский народ как микрокосм, так как дается постепенный рассказ от сотворения всего мироздания до формирования иудейской нации как особого богоизбранного народа, призванного разнести Божье учение всему миру.

Первую книгу «Бытие» можно условно разделить на две части: 1. От сотворения мира и человека и грехопадения первых людей до строительства Вавилонской башни (или Бавельской), т.е. нового прегрешения; 2. Бегство Авраама в Египет и описание жизни в египетской земле его потомков до начала противоборства с фараонами. Несмотря на относительное деление книги на две части, можно говорить об общих мотивах, прослеживающиеся на протяжении всего повествования. Прежде всего, идет речь о греховности человеческого существования, постоянное стремление (иногда и неосознанное) поступить по-своему, наперекор Божьему дозволению, желание добиться божественного уровня, состояния (первое грехопадение, строительство Вавилонской башни): «Сказал Всесильный: «Не ешьте от него (древа жизни) и не прикасайтесь к нему, а то умрете». И сказал Змей Жене: «Никак не умрете, но знает Всесильный, что, когда поедите от него, откроются глаза ваши и вы станете подобно Всесильному, знающими добро и зло» [35, Брейшит 3:3-5]. Вследствие того, что человек постоянно нарушает Божье волеизъявление, то он подвергается наказанию, чаще всего, смерти: «И увидел Бог, что велико зло человека на земле и что весь образ мыслей сердца его зол во всякое время, и раскаялся Бог, что создал человека на земле, и сожалел в сердце своем. И сказал Бог: «Сотру человека, которого я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до гадов, и до птиц небесных; ибо жалею Я, что создал их» [34, Брейшит 6:5-7]. Таким образом, Бог как Творец всего мира только своим словом может обрушить великие бедствия на человека, он как Создатель одновременно выступает и Разрушителем неугодного Ему, так как только от Его воли и желания будет существовать все в мире. Подчеркивается греховная природа человека, благодаря которой ему трудно восстановить потерянную связь с Богом. Но

Следующий мотив, действующий на протяжении книги - обещание Господа даровать великое потомство, бесчисленное как песок и звезды, и землю великую и плодородную, взамен на служение Ему. Непосредственно с этой клятвой связаны бегства и скитания израильтян в поисках земли обетованной (Кнаан): «Пришельцами будет потомство твое в чужой стране, и служить будут им, а те будут угнетать 400 лет, четвертое же поколение возвратится сюда» [35, Брейшит 15:13, 16]. Можно сделать вывод, что подвергнуто Божьей воле, все, что Он говорит, непременно сбудется, но и человек при этом должен соблюдать определенные условия, например, обрезание крайней плоти. При этом Господь вновь делает первый шаг к взаимоотношению с человеком, который в свою очередь принимает это стремление и совершает ответный ход. Помимо этого, акцентируется неумение человека слышать Божьи законы, вследствие чего происходит ослушание. Но Бог видит среди людей, способных услышать и повиноваться, так как кроме греховности от первопредков, людям достается и некоторая райская чистота, благодаря которой возможен отбор «лучших из лучших», способных вести диалог с Богом.

Итак, первая книга акцентирует внимание на нескольких аспектах: стремление каждого к Богу, несмотря на грешность человеческого существа; неизменность присутствия людей, угодных Ему; ответное стремление Господа воссоединиться со своим конечным началом.

Вторая книга «Исход» также может подвергнуться условному делению: 1. Человеческие мольбы и прошения к Богу о даровании им лучшей жизни или роптания, если этого не происходит; и 2. Синайские заповеди. Также во второй книге происходит избирание Великого потомка Авраама - Моше - «раба Бога» [Дварим 34:5]. Внимая молениям людей, основывающимся на Божественном обещании, Творец дарует Свои заповеди, избранному человеку, приуготовленному к этому (за счет родовой связи и неотступного послушания), таким образом, подчеркивается идея, что у потомков Авраама увеличивается потенциал возможности для общения с Богом, и следовательно, появляется надежда на жизнь в райском пространстве. Главная идея - повиновение всех и каждого, взамен чего Бог и обещает великие блага. Если произойдет ослушание, отступление от Божьих законов, то последует и возмездие за него. Например, сотворение золотого тельца, как некого божества и почитание ему, говорит о том, что жизнь по законам Бога крайне тяжела, что гораздо проще повиноваться менее строгим установлениям и порядкам. Вновь идет разговор или о нежелании слышать, или нехватке душевных сил, которые бы могли помочь человеку быть услышанным, а значит, и о невозможности достижения уровня, на котором мог бы состояться диалог с Богом.

Во второй книге идет разговор о возможности для каждого потомка найти путь к единению с Богом, при наличии двух главных условий - преемственность и соблюдение Завета.

Третья книга «Левит» представляет собой свод законов, но уже более обширных и досконально проработанных, полностью регламентирующих человеческую жизнь. Бог сам идет навстречу человеку, даруя свои диктатные условия, при исполнении которых, человек способен в своем правильном, с божественной точки зрения, энтузиазном стремлении постигнуть Абсолюта, достичь в духе своем. Подробность заповедей говорит о том, что Бог ограничивает человека, но и дает ему при этом выбор-либо следование законам, за которым последует воздаяние, либо вновь отступление от них и очередное наказание.

В третьей книге выделяется качество избранности и приуготовленности человека, так как не всякий способен на неотступное соблюдение законов.

В книге «Числа» можно выделить две основные части - первая, характеризующаяся постоянным выбором Бога из среды иудеев каких-либо людей (особого сословия священнослужителей - левитов, помощников Моше), с целью более успешного благоустройства общества, в котором люди стремились к максимальному приближению к Творцу. И вторая, описывающая военные действия израильтян, благословленных Господом, против народов, неугодных Богу, так как они служат множеству других богов, т.е. язычников. Вновь подчеркивается идея создания Богом гармоничного общества, где бы беспрекословно соблюдались бы Божественные законы, где наказуются «отступники» веры, следовательно, те, кто не может достичь Абсолюта, так как изначально являются грешниками, повинуясь другим богам.

Идея книги «Числа» направлена не просто на отдельного человека, а на весь народ, который изначально и выбрал Бог. Вновь делается акцент на соблюдении норм Божественного волеизъявления.

Заключительная книга «Дварим» представляет собой синтезированный монологический рассказ Моше о событиях, произошедших до того, как народ израильский пришел к реке Иордан, за которой находится Земля Обетованная. Моше вновь говорит о главных Божественных заповедях, которые неукоснительно нужно соблюдать, чтобы Бог не разгневался на людей. При этом в книге нет описания вхождения евреев в избранную «райскую» землю. Эта благодать даже не дается Моше, несмотря на все его «могучие деяния и страшные свершения», который является идеалом для других людей: «Не было более пророка в Израиле, подобного Моше, которого знал Бог лицом к лицу» [Дварим 34:10]. Бог не дает возможности сейчас туда войти не только Великому Моше, но и людям его окружающим, такая вероятность может быть только у потомков, верно чтящих законы Божьи: «Вот страна, о которой Я поклялся Аврааму, Ицхаку и Яакову, сказав: «Потомству твоему отдам Я ее». Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но туда ты не перейдешь» [Дварим 34:4].

Таким образом, главная идея последней книги заключается в том, что все начинается сначала, вновь происходит круговорот событий, совершается цикл, который длится бесконечно, ни на секунду не останавливаясь.

Структура Торы направлена на втягивание каждого человека в свое пространство, с целью осознания сопричастности к происходящему. Она не заканчивается, а дает новый вектор на преображение человека. Речь уже идет не о конкретном народе, а о каждом, в том числе и читателе. Конец произведения отсылает к своему началу, т.е. сотворению мира. Бог не дает возможности вхождения в пространство Земли Обетованной, но он обязуется даровать это благо только потомкам Моше, таким образом, Он еще раз подчеркивает идею самосотворения, самосовершенствования, самостоятельного осознания своей непосредственной возможности вхождения в райские земли. И здесь происходит выбор-либо следование закону, либо самостоятельное, неконтролируемое действие, которое приводит лишь к отрицательному результату. Для всякого происходит осознание своего греха, ослушания и возможного постепенного восхождения для духа, помня об идеальном Моше, что происходит при непосредственном чтении Торы как о постоянном напоминании. Читая законы, человек слышит Бога и принимает Его в себя, и если отзывается своим действием, то соответственно становится услышанным, и появляется уникальная возможность диалогового взаимоотношения, которой не был удостоен Моше. Таким образом, для образования комфортного пространства встречи, необходим синтез действий, как от человека, так и от Бога. В связи с тем, что Абсолют многоаспектен, имеет множество ипостасей, он сам выбирает форму наиболее адекватную и приемлемую для человека. Главное преобразование происходит в человеческой душе, которая стремится к Абсолютному Духу, т.е. к самому Абсолюту. Можно сказать, что встреча - это сложное взаимодействие двух начал. Ведущая роль принадлежит Богу, так как Он - Творец всего мира, Он наделяет благодатью. Вследствие этого, прослеживается монологизм, диктат Бога в отношении. Но нет отношения, если действует только одна сторона. Поэтому можно говорить и о энтузиазном стремлении человека выйти за пределы бытия, открыть свою душу навстречу Божественному благу. Таким образом, гармоничное сочетание диалога и монолога сторон, построенное на обоюдном стремлении друг к другу, является главным залогом для возможного воссоединения.

Заключение

Религиозная система иудаизм предлагает особую модель взаимоотношения человека и Бога на материале Священного текста «Тора». В ходе исследования было поставлено и выполнено несколько задач, благодаря которым стала возможна реализация главной цели - создание уникальной модели взаимодействия человека и Абсолюта в иудаизме.

Исследование основных теоретических понятий привело к следующим выводам:

· Абсолют - это бесконечное первоначало всего существующего, определяющееся как многоаспектное, совершенное, всецелостное, необъемлемое, самодостаточное, обладающее гармонией бытия.

· Человек характеризуется конечностью, относительностью жизни, неизменным стремлением постигнуть свою противоположную сторону - Абсолютное начало, путем преображения души, т.е. связующего элемента между бренным телом и Абсолютным духом.

· Человек, также как и Абсолют, не может существовать без ре - лиги, т.е. без того, что дает ему возможность соития со своей противоположностью. Соединение - взаимоотношение, при котором обе стороны постигают себя посредством друг друга. Такое взаимодействие базируется на вере человека в божество. С помощью культа, молитвы, и других правил, предписанных в Священном тексте, появляется возможность создания пространства встречи, комфортного для обеих сторон.

Следующим этапом исследования было обращение к истории религии и основным теоретическим положениям.

Вначале становления религии для нее было характерно многобожие, которое постепенно по истечении многих лет трансформировалось в монотеизм, с выделением единого и единственного божества. Для иудаизма характерны следующие черты:

· Вера в богоизбранность иудейского народа;

· Полная регламентация жизни при помощи Божественных законов, зафиксированных в Торе;

· Вера в пророков, главный из которых Моше;

· Божественное происхождение Торы, универсальность ее законов для всех людей независимо от их конфессиональной принадлежности;

Последующая задача исследования заключалась в изучении образа Абсолюта в религии иудаизм на основе главного Священного текста «Тора».

Образ Абсолюта характеризуется следующими качествами:

· Единство в многообразии и многоаспектности характеристик;

· Образ Абсолюта синтезирует в своей гармоничности качества как конечного (неистовство, ярость, любовь; право благословления и проклятия), так и бесконечного начал (Он - Творец и Разрушитель; Всемогущественный, Всесильный, Неизменный, бесконечный в своем существовании);

· Неотъемлемое стремление к единению со своим конечным началом - человеком, с этой целью Он избирает из множества народов один - иудейский, которым предписана миссионерская деятельность;

· Не имея какой-либо определенной чувственной формы, Он находит различные пути для общения с человеком (Голос, природные стихии, пророки, ангелы, Тора).

Для дальнейшего хода исследования, было необходимо определить каков образ идеального верующего, заложенный в главной книге иудеев. В процессе работы было выделено несколько основных характеристик.

· Определяющим фактором мировоззрения иудеев является их богоизбранность.

· Истинный верующий, прежде всего, должен независимо ни от каких факторов соблюдать Божий Закон; если случится какое-либо отступление от правил, он должен совершить жертвоприношение.

· Обязательное качество - добродетель человека, путем которой возможно открытие, раскрепощение человеческой души от норм бытия. Служение в любви и страхе как залог дарования божественного блага.

· Примером наивысшего духовного просветления может служить образ пророка Моше. Именно этому человеку была дарована великая благодать общения с Богом, он был Его устами, проводником Его благоволения в человеческий мир.

Завершающим этапом исследования было разрабатывание модели взаимоотношения верующего и Абсолюта в религии иудаизм на основе Торы.

Для решения данной задачи было совершено два шага: рассмотрение а) модели взаимоотношения двух начал внутри текста и б) сам текст как пространство, организующее встречу конечного и Абсолютного.

В первой части этого исследования идет речь о событиях, которые описаны в Торе. Это стороннее наблюдение за ходом действий, предпринимаемых евреями и Богом для взаимодействия друг с другом, которые далеко не всегда имеют положительный результат. Таким образом, модель взаимоотношения двух начал внутри текста выстраивается как действие, доступное и возможное только для иудейского народа, так как они являются богоизбранными людьми, им даруется Божий Закон. Следовательно, данная модель взаимодействия приемлема только для людей еврейской национальности.

Вторая часть исследования посвящена изучению Священного текста как пространства встречи человека и Абсолюта, т.е. формированию особой модели отношения. Эта особенность подтверждается цикличным построением Торы, которое создает механизм включения каждого человека, вне зависимости от религиозной принадлежности, в божественное пространство единения.

Итак, особенностью отношения человека и Бога в иудаизме является постоянное прочтение Торы. Для иудеев она действует как непосредственное общение с Богом и как Свод законов, помогающий этому общению. Также Тора является посредником, выстраивающим отношения любого человека и Абсолютом.

Список литературы

1. Агур, Й. Введение в Устную Тору: Учебное пособие/ Й. Агур; Пер. Р. Лапидус. - М.: Российский открытый университет, 1991. - 44 с.

2. Айзенберг, Й. Что такое «Тора»/ Пер. с иврита П. Гиль. - Иерусалим: «Шамир», 1989. - 173 с.

3. Азбука христианства. Словарь - справочник/ Сост. А. Удовенко. - М.: МАИК «Наука», 1997. - 288 с.

4. Алов, А.А. Мировые религии/А.А. Алов. - М.: «Приор», 1998. - 475 с.

5. Бачинин, В.А. Религиоведение: энциклопедический словарь/ В.А. Бачинин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005.

6. Библейская энциклопедия: В 2-х т. - М.: Символ Медсервис, 1991.

7. Бубер, М. Два образа веры/ Сост. Гуревич П., Левит С. - М.: «АСТ», 1999. - 590 с.

8. Булгаков Сергий Протоиерей. Христианство и еврейский вопрос. - Париж: УМСА - PRESS, 1991. - 171 с.

9. Волков, А.Б. Жить по законам творца (основы еврейского благочестия)/ А.Б. Волков, П.Г. Тарасов. - М.: ИВ РАН, 1999. - 125 с.

10. Всемирная энциклопедия. Религия/ Под общ. ред. М.В. Адамчика. - Минск: «Современный литератор», 2003. - 831 с.

11. Всемирная энциклопедия: философия/ Глав. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, «Современный литератор», 2001. - 1312 с.

12. Гегель, Г.В.Ф. Философия религии в 2-х томах/Г.В.Ф. Гегель. - М.: «Мысль», 1976. - 553 с.

13. Гудинг, Д., Ленокс, Д. Определение христианства/ Пер. с англ.: А. Яковлев, Д. Ханнс, DUNCAN VILLE, USA: WORLD WIDE/ PRINTING, 1998.-143С.

14. Донин, Х. Быть евреем/ Х. Донин. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 352 с.

15. Жуковский, В.И. Визуальная сущность религии: Монография/ В.И. Жуковский, Н.П. Копцева, Д.В. Пивоваров; Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2006. - 461 с.

16. Жульев, В.К. Бог и человек: основы этики/ В.К. Жульев. - М.: НИИСЧ, 1992.-123 с.

17. «…И сказал Господь Моисею…»/ Под общ. ред. Д.Д. Зуева. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 224 с.

18. Каутский, К. Происхождение христианства / Пер с нем. Н. Рязанова. - М.: «Политиздат», 1990. - 462 с.

19. Кислюк, К.В. Религиоведение: учебное пособие для студентов вузов/ К.В. Кислюк, О.Н. Кучер. - 3-е изд. доп. - Ростов н/Д: «Феникс»; Харьков: «Торсинг», 2004.

20. Копцева, Н.П. Основные теории истины: историко-философские и религиоведческие очерки: монография/ Краснояр. Гос. Ун-т. Красноярск, 2000. - 314 с.

21. Мень, А.В. История религии/ А.В. Мень. - М.: «Форум- Инфра», 2000.

22. Миркина, З.А. Великие религии мира: Зарождение и жизнь. Образы и идолы. Учителя человечества/ З.А. Миркина, Г.С. Померанц. - М.: «Рипол», 1995. - 402 с.

23. Мирович, М.О. Моисей: Записки Финееса/ М.О. Мирович, А.В. Альвих. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - 320 с.

24. Митрохин, Л.Н. Понятие религии /Л.Н. Митрохин. - М.: Современный гуманитарный университет, 2003.

25. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный дом, 2003. - 1280 с.

26. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: «АЗЪ», 1996. - 928 с.

27. Пивоваров, Д.В. Дух, Душа и Вера. Философия религии/ Д.В. Пивоваров. - Екатеринбург, 2000. - 232 с.

28. Пивоваров, Д.В. История и философия религии: Учеб. пособие/ Д.В. Пивоваров, А.В. Медведев. - Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та, Нижневартовск. пед. ун-та, 2000. - 408 с.

29. Пилкингтон, С.М. Иудаизм/ С.М. Пилкингтон. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

30. Прейгер, Д., Телушкин, Д. Восемь вопросов об иудаизме. - Лос - Анджелес: «Альманан Пресс», 1986. - 215 с.

31. Пятикнижие и Гафтарот/ Коммент. Сост. Й. Герц. - М.; Иерусалим: Гешарим, 1999.

32. Религиозные верования: свод этнографических понятий и терминов. М: «Наука» - 1993.

33. Тантлевский, И.Р. Введение в Пятикнижие/ И.Р. Тантлевский. - М.: Гуманитарный ун-т, 2000. - 468 с.

34. Телушкин, Р.Й. Еврейский мир: Важнейшие значения о еврейском народе, его истории и религии/ Р.Й. Телушкин. - М.: Лехаим; Иерусалим: Гешарим, 1998.

35. «Тора» (Пятикнижие Моисеево)/ Под. общ. ред. Г. Брановера. - М.: Арт - Бизнес - Центр Иерусалим: Шамир, 1993, - 1135 с.

36. «Тора»/Пер. с иврита Д. Йосифсон. - Иерусалим: «Мосад арав Кук», - 1975. - 271 с.

37. Учение. Пятикнижие Моисеево. - М.: «Республика», 1993. - 335.

38. Филд, У. Песнь о моем народе/ У. Филд. - Иерусалим: Б. изд., 1990.-115с

39. Философский словарь/ Под ред. И. Фролова. - М.: «Республика», 2001. - 719 с.

40. Философский словарь/под общ. Ред. Ярещенко. - Ростов н / Дону: «Феникс», 2004.-560 с.

41. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983 - 840 с.

42. Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия/ З. Фрейд. - М.: «Наука», 1993.-172 с.

43. Христианство: Словарь/ Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. - М.: «Республика», 1994.-559 с.

44. Шимон, Р. Фрагменты из книги Зогар/ Пер. с арамейского. - М.: «Гнозис», 1994.

45. Шиффман, Л. От текста к традиции: История иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда/ Л. Шиффман. - М.: «Мосты культуры», Иерусалим: «Гешарим», 2000. - 275 с.

46. Штейнзальц, Р.А. Введение в Талмуд: Еврейские источники и комментарии/ Р.А. Штейнзальц. - М.: Израильский ин-т талмудических публикаций, 1993.

47. Энциклопедия для детей. Т.6. Религии мира/ Глав. Ред. М.Д. Аксенова. - М.: «Аванта+», 2002.-688 с.

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru