/
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА
Курсовая работа по теме
«Проникновение и развитие буддизма в Средневековой Японии.
Его влияние на социальную, политическую, экономическую и духовную жизнь страны в период с VI до VIII вв»
Научный руководитель
к.и.н., доцент кафедры Истории Древнего Мира и Средних Веков
Сафронов А. В.
Работу выполнил:
студент II, д/о, специальность История и право
Серегина Ю.С.
МОСКВА, 2010г.
Оглавление
Введение
Цель нашей курсовой работы -- проследить проникновение и развитие буддизма в Японии Средних Веков, его слияние с синтоизмом -- более древней и на тот момент и распространенной религией -- и влияние на социальную, политическую, экономическую и духовную жизнь этой удивительной страны. Данная проблема представляется нам достаточно актуальной в связи с активными контактами РФ с Японией, повышенного интереса к японской культуре в мировом сообществе и в отдельно взятом российском обществе. У японцев интересная и ни с чем не сравнимая культура, загадочный, немного странный для европейского человека менталитет. Чтобы понять, как лучше всего выстраивать контакты с этой страной, понять многие феномены ее истории и истории ее международных отношений, нужно знать истоки традиций, верований и особого духа Японии, которые зародились в VI в. н.э. при широком распространении буддизма и позднейшим становлении его как официальной государственной религии. Об этом упоминал и известный востоковед-японист А.Н. Мещеряков: «...именно в эту эпоху были заложены основы поведенческих реакций японцев на иноземное влияние» А.Н. Мещеряков: Древняя Япония: буддизм и синтоизм., - М., 1987, С. 3 Так что, определив, каким образом буддизм совместился с синтоизмом, мы сможем понять хотя бы отдаленно менталитет и традиции японского народа, особенности их восприятия мира.
Для подобного исследования целесообразней всего использовать непосредственно японские летописи с VI по IX-X вв. н. э., но объем данной работы, к сожалению, не позволяет осветить их полностью, поэтому мы коснемся лишь самых важных из них, заимствуя часть материала из летописей и литературных произведений X-XII вв. н.э. для более понятного и точного освещения данной проблемы в рамках этой научной работы. Из летописей Японии нами были изучены переводы «Шести государственных летописей», основная из которых -- «Нихон Сёку» или «Нихонги». Наряду с летописями для оценки влияния буддизма и синкретизма буддизма и синтоизма были исследованы произведения, больше относящиеся к светской литературе: «Энгисики», «Нихон рёики» и подобные. Кроме японских летописей нами были использованы летописи других стран -- китайская хроника «Суй-чжи», так как именно из нее мы можем узнать о проникновении буддизма в Японию и его постепенном распространении, ведь в начале VI в. н.э. письменность в Японии еще не так часто применялась для записи летописей, как будет позднее, при развитии буддизма и храмовых хроник.
В ходе работы необходимо было сравнить буддизм и синтоизм, а так же проанализировать их сочетание, так как «соотношение буддизма и синтоизма в значительной степени определяло ход исторического развития» А.Н. Мещеряков: Древняя Япония: буддизм и синтоизм., - М., 1987, С. 3 Японии, где господствовало и господствует в обществе религиозное сознание, складывавшееся веками.
Начало изучения синтоизма и буддизма имеет свою длительную предысторию. В XVII-XVIII вв. представители религиозно-философской школы 'кокугаку' в Японии подвергли синкретизм синтоизма и буддизма критике, т.к. их основной идеей было сохранить исконно японские традиции. Но при исследовании ученые обошли вниманием социальные и идеологические причины такого явления, как широкое и быстрое распространение буддизма за относительно короткий срок.
Противники школы 'кокугаку' - философы школы 'кангаку' настаивали на превосходстве 'китайского учения', к которому относили в то время и буддизм. Подобное противостояние школ, которые в силу идеологических причин упускали из вида многие факторы, подчеркивая свое превосходство, не создало благоприятных условий для дальнейшего исследования синкретизма буддизма и синтоизма, но обе школы дали толчок к развитию изучения «чистого» буддизма и «чистого» синтоизма.
Вплоть до конца Второй Мировой Войны влияние этих двух школ, а так же политическая обстановка в стране -- постоянное нагнетание националистических настроений и прямые ограничения академических исследований -- все это не давало исторической науке развиваться наиболее продуктивно и свободно.
После войны ситуацию с исследованиями в этой области очень точно охарактеризовал один из крупнейших авторитетов в области изучения синкретизма буддизма и синтоизма Мураяма Сюити: «...несмотря на стремительный прогресс исследований специалистов по истории Японии, наблюдающийся после войны, исследования синкретизма синтоизма и буддизма, за исключением этнографических изысканий, не обнаруживают существенного продвижения вперед» Мураяма Сюити, 1964, с. 1-2
Актуальность нашего исследования, а так же дальнейшее развитие исследований в этой области в своей работе комментирует Такатори Масао: «Взаимовлияние и противоборство синтоизма и буддизма на протяжении древнего периода со времени начала распространения буддизма наиболее четко определяют суть исторического развития религии в Японии, затрагивая подавляющее большинство связанных с ней аспектов» Такатори Масао, 1979, с. 37
К сожалению, большинство работ, посвященных синкретизму буддизма и синтоизма, исследуют более поздний, уже зрелый синкретизм развитого средневековья. В нашей же работе будет исследован более ранний период --с III по VIII вв. н.э. - период Ямато, VIII в. - период Нара, и фрагментарно с VIII по XI вв. - Период Хэйан.
Отрыв религии от общего политического, культурного и социального фона эпохи при исследовании не даст ответы на такие, пожалуй, важные вопросы, как причины сравнительно быстрого распространения буддизма в Японии, его влияние на развитие легендарных школ боевого искусства, особенности двух религий, обеспечивающие их синтез, и т.п. Поэтому в нашем исследовании проблема касается не столько буддизма как такового, сколько его влияния на политическую, социальную и духовную жизнь Средневековой Японии. Для более полной картины считаем уместным краткую справку мнений различных ученых о распространении буддизма и его синтеза с синтоизмом.
Многие ученые, такие как Тамаки, считают, что противоборство религий не задокументировано в литературных памятниках практически нигде, кроме предания «Нихон сёки» о принятии буддизма. Тамаки, 1968, с 15-17 Такой признанный исследователь, как Иэнага Сабуро отвергает реальные основы этого предания и утверждает, что «нет никаких признаков того, что после проникновения в Японию буддизма между ним и национальной религией происходили какие-либо столкновения» Иэнага Сабуро, 1972, с. 54
Другие японские исследователи полагают, что борьба религий была как бы политической борьбой за преобладание. Иноу Мицусада так описал это в своей работе: « Изначально подобные гонения на буддизм имели своей причиной не противостояние буддизма и народной религии -- с самого начала это была политическая проблема» Иноуэ Мицусада, 1974, с. 182
Существует среди японских ученых и точка зрения, отличная от двух, приведенных выше, тем, что она основывается на народных преданиях, но аргументы ученых-приверженцев этой теории не выглядят весомыми ввиду фрагментарности привлекаемого ими материала.
Односторонность подхода большинства японских историков вызвана, прежде всего, недооценкой анализа изменений, происходивших в синтоизме перед распространением буддизма. В результате такого анализа можно понять, что такие черты, как антропоморфизация божеств, противопоставление атропоморфности и зооморфности проявлялась и в синтоистском вероучении, а не только в контексте буддийского. Исследователи, занимающиеся синкретизмом буддизма и синтоизма, к сожалению, не используют в должной мере результатов работ по эволюции синтоизма.
Из работ конца XX века особенно ярко выделяется труд Мияи Ёсио, где автор последовательно рассматривает явления религиозной жизни одновременно на государственном и народном уровнях. Мияи Ёсио, 1979 Уделяя внимание синкретизму буддизма и синтоизма, автор отмечает целенаправленную политику царского рода, рассчитанную на сближение двух религий, но подчеркивает стихийность этого процесса на периферии.
Проблематика религии Японии, ее особенных школ буддизма волновала, волнует и будет волновать и многих западных ученых. Она начала ставиться с конца XIX - начала XX в. Но в многочисленных работах Астона, Хёрна, Чемберлена не содержится достаточно материала по интересующему нас вопросу, тем более в своих оценках эти авторы находились в зависимости от современной им историографии Японии.
В научный оборот проблему буддизма и синтоизма ввел Де Виссер -- выдающийся знаток древней и средневековой Японии. Ученый работал исключительно по первоисточникам, исходил из тогдашнего состояния изученности религиозных и идеологических вопросов, занимался первичной обработкой источников. Виссер, 1935
Достаточно значительный вклад в науку в исследовании синкретизма буддизма и синтоизма внес А. Мацунага в своей монографии Мацунага, 1969, связавшей вероучение «хондзи суйдзяку» с развитием религиозно-философской мысли Индии и Китая.
Наиболее подробно в вопросах раннего этапа проникновения буддизма в Японию и его синтеза с синтоизмом в своих работах касается Дж. Камастра, но данная монография Камастра Дж., 1967 относится скорее к традиционному японскому религиоведению со всеми его достоинствами и недостатками. Она ограничивается традиционным набором источников («Нихон сёки» и «Сёку нихонги»), но тем не менее содержит обилие фактического материала.
Проблема взаимоотношения буддизма и синтоизма, к сожалению, мало исследована в советской и российской историографии. Этой проблемы вскользь коснулись С.А. Арутюнова и Г.Е. Светлова, в монографии Н.А. Иофана буддийско-синтоистский синкретизм рассмотрен на более поздних этапах и на примере иконографии и архитектуры.
Один из крупнейших на данный момент ученый-японист -- В.Н. Горегляд. Он впервые затронул в советской и российской науке многие вопросы общекультурного значения буддизма для Японии VIII-XII вв., в основном влияние на формирование литературы.
В заключение можно сказать, что в западной исторической науке среди ученых-японистов распространено мнение, что синтез буддизма и синтоизма обусловлен чертами типологического сходства между двумя религиями. В.Н. Горегляд замечает, что буддизм быстро распространился в Японии из-за того, что идея религии «великолепно согласовывалась с автохтонными анимистическими верованиями» Горегляд В.Н., 1975, с. 170
Таким образом, исследовать развитие буддизма, его синтез с синтоизмом -- достаточно сложная задача ввиду малой изученности данного вопроса. Что же касается непосредственно проникновения буддизма и его влияния на политическую, духовную и социальную жизнь страны, то в данном вопросе необходимо четко представлять себе феномен Японского Буддизма, а именно -- взаимовлияние синтоизма и буддизма и их общее влияние на японское общество. Поэтому считаем необходимым в начале исследования дать краткую историческую справку о сущности этих религий, возникновении синтоизма в Японии и его состоянии на момент проникновения буддизма.
синтоизм буддизм япония храм подвижник
Основная часть
1. История Синтоизма
Начать следует с определения «синто» как явления и религии. На данный момент историки не пришли к единому мнению, что же именно характеризует термин «синто». Впервые он был применен по отношению к религии в среде самих синтоистских священников в XV-XVI вв., а именно -- Ёсидо Канэмото, который считал синто традицией, которая в неизменном виде существует с момента ее «передачи богами». Он признавал существование других традиций синто, а так же тесную связь традиции синто с буддизмом, но собственное учение считал отдельным и самостоятельным.
В XVIII веке во многом благодаря деятельности представителей школы «национальной науки» Японии, в особенности Мотоори Норинага, по «возрождению синто древности» синто определялось как собственная, «национальная японская религия», основа японской нации, определяющая самобытность японской культуры. В настоящее время некоторые исследователи придерживаются этой точки зрения. Хираи Наофуса по этому поводу пишет в Британской Энциклопедии: «синто не имеет основателя, оно существует с того времени, как предки японского народа поселились на этой земле» Хираи Наофуса - Синто, Британская Энциклопедия,
Другой известный исследователь синто, Джозеф Китагава, придерживается более осторожной позиции. Дж. Китагава Религия в истории Японии, Чикаго, 1988, с. 230 Он выделяет в синто исторически неизменное «внутреннее» содержание и противопоставляет ему изменчивое «внешнее»: внутреннее унаследовало религиозный опыт предков японцев, а внешнее подверглось влиянию сино-корейской цивилизации.
Куросидо Тосио был первым, кто раскритиковал подобный подход -- выделение общего неизменного ядра в синто -- в японской историографии.
Он показал, что до сравнительно недавнего времени отдельной целой религии «синто» не существовало Kuroda T. Sinto in the History in Japanese Religions//The Journal of Japanese Studies 7-1. Tokyo, 1981, p.3 , т.к. ни в одном из древних и средневековых источников слово «синто» не употребляется для указания на особую религию, а скорее используется для обозначения божеств ками; позже термином «синто» стали обозначать экзотическую сторону эзотерического буддизма.
Современные западные японисты в своих работах отталкиваются от Курода Тосио и критически относятся к идеям о полной самостоятельности и независимости синто. Парадокс исследований: отказ от объединения под единым названиям «синто» сочетается с готовностью употреблять этот термин для каждой традиции в отдельности.
Формальное определение термина «синто» дал немецкий историк Нелли Нойманн: «...сейчас слово «синто» в узком смысле используется для обозначения культовых действий, связанных с храмами и для обозначения верований, сформулированных и представленных священнослужителями этих храмов» Naumann N. Die Einheimische Religion Japans. Vol. 1. Leiden, 1988, p. IX
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что в широком смысле термин «синто» обозначает разрозненные комплексы верований японцев в Древности и Средневековье, местные культы почитания божеств ками, основанные на системе государственного культа, официально закрепленной в кодексах «Тайхо рицурё» (702 г.) и «Ёро рицурё» (757 г.). Стоит отметить, что оформление государственного культа начинается во второй половине VII века н.э., а в конце VI в. создается Дзингикан -- Палата небесных и земных божеств -- по образцу китайского Либу (Ведомства ритуалов). С этого момента Синто оформляется как государственная религия. Но следует отметить, что некоторые историки настаивают на невозможности применения термина «синто» к государственному культу именно в силу влияния Китая и даосизма на его формирование. Naumann N/ The state of the Nara and early Heian periods.// Shinto in History. Ways of the Kami. London, 2000, p. 64
2. История Буддизма. Основные положения
Буддизм как религиозное и философское течение возник на северо-востоке Индии примерно в V в. до н.э.. Именно там происходило возвышение светских правителей и воинов -- кшатриев, в противовес югу, где основная власть была в руках духовных правителей и священников -- брахманов, так же на северо-востоке шло бурное строительство и развитие городов, что предполагало усиление светской власти. Таким образом, буддизм в начале своего развития стал оппозицией брахманизму, который был основной религией большинства индийских государств и княжеств. Буддизм стал «царской религией», религией правящих классов, и часто наблюдалась ситуация, когда народ исповедовал свой религиозный культ ( к примеру, ответвление индуизма), а правитель был приверженцем буддизма. Именно буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований. Буддизм для Индии был не только мощным духовным инструментом, но и своеобразной формой свободомыслия, так как основные идеологи -- брахманы -- не были в буддизме некоей «высшей властью».
Пророком, основателем Буддизма считают Будду Гаутама Сиддхарха. По преданию, он был из касты кшатриев, родился в городе Шакья страны Магадха. Отсюда его другое имя -- Шакьямуни -- мудрец из клана Шакья. Роды, по легенде, проходили безболезненно, а младенец уже умел говорить и обладал сознанием. Его мать, Махамая, умерла через 8 дней после родов, и воспитанием ребенка занималась ее сестра -- Махапраджапати. Сразу после его рождения Асита, известный гадатель, сказал его отцу, что Гаутама Сиддхарха будет либо великим правителем, либо великим мудрецом, пророком. Его отец, король Шуддодана, желал, чтобы Сиддхарха стал королем, поэтому оберегал ребенка от всего, что могло бы его подвигнуть на уход в религиозную жизнь: он не должен был видеть несчастья и страдания живых существ -- старость, болезнь, смерть. Живя в роскоши своих дворцов, Сиддхарха стал умелым и ловким воином, женился на принцессе Ясодаре. Но с течением времени его все больше интересовало, что же происходит за стенами его дворца. В конце концов, он хотел увидеть жизнь своих подданных. Выйдя из дворца, он увидел то, от чего оберегали его всю жизнь: старость, болезнь и смерть. Так же он увидел аскета -- монаха, отбросившего все радости жизни, связанные с плотью. Это зрелище смутило и испугало его. В возрасте 29 лет он бросил свой дом и отправился к аскетам, его целью стало найти способ избавить от страданий всех людей:
Когда невежественные люди видят, что кто-то стар, они испытывают отвращение и ужас, хотя однажды, и они состарятся. Я решил для себя: я больше не хочу уподобляться невежественным людям. После этого я не мог ощущать обычной отравы, вызванной молодостью.
Когда невежественные люди видят кого-либо больного, они испытывают отвращение и ужас, хотя однажды они и сами заболеют. Я решил для себя: я больше не хочу уподобляться невежественным людям. После этого я не мог ощущать обычной отравы, вызванной здоровьем.
Когда невежественные люди видят умершего, они испытывают отвращение и ужас, хотя однажды они и сами умрут. Я решил для себя: я больше не хочу уподобляться невежественным людям. После этого я не мог ощущать обычной отравы, вызванной жизнью. (AN III 39)
Долгое время Сиддхарха занимался аскетической практикой и умерщвлял плоть. Но в конце концов он понял, что в этом учении есть свои минусы и недочеты. В городе Бодх Гая он решил посвятить времени концентрации и очищению сознания, медитации, для нахождения ответов на свои вопросы. Он просидел под деревом много дней в состоянии медитации, прежде чем достигнуть просветления. Считается, что он вспоминал свои прошлые жизни и видел все, что происходит во вселенной.В майское полнолуние он нашел ответ на свой вопрос о страданиях и стал буддой - «тем, кто пробудился». После этого события Будда начал проповедовать, основал буддийскую общину и стал великим мудрецом. Первая его проповедь носит название «начало вращения колеса Закона», в которой объясняются основные положения буддизма -- Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Святой Путь.
Четыре Благородные Истины -Чатвари арьясатьяни или четыре истины Святого - представляют собой одно из базовых учений буддизма, которому придерживаются все его школы. Это содержание первых наставлений, данных Буддой после Пробуждения:
1. Дукха -- Истина о страдании (дукха или дуккха, санскр. ???? -- болезнь и страдание). Она говорит о том, что мир полон страданий: рождение страдание, болезнь -- страдание, смерть -- страдание, соединение с неприятным -- страдание, разлучение с приятным -- страдание. Человеческая жизнь сама представляет собой страдание.
2. Самудая -- Истина о происхождении и причинах страдания (карма или самудая (санскр. ??????) -- источник дуккхи). Благородная истина о причинах страданий: «Моё неблагое мышление и плохая карма есть причина моего страдания и условия страдания других». Причина состоит в жажде (танха), которая приводит к круговороту рождения и смерти (сансаре). Источник страдания -- привязанность и ненависть, а корень их в неведении, ложном мировоззрении.
3. Ниродха -- Истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников (истина о нирване или ниродха (санскр. ?????, nirodha?, букв. «подавление») -- прекращение дуккхи). Благородная истина о прекращении страданий: «Моё счастье есть результат моего благого мышления и моей хорошей кармы». Устранение загрязнений ума есть путь достижения счастья.
4. Марга -- Истина о путях к прекращению страдания (санскр. ?????, marga, букв. «путь»). Благородная истина о пути: «Моё благое мышление есть причина моего счастья и условие счастья других». Предложен Восьмеричный Путь достижения нирваны, напрямую связанный с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью.
Четвертая Благородная Истина указывает путь, которым следовал Будда, и которым могут следовать все -- и монахи, и миряне. В буддийской традиции этот путь называется Восьмеричным Путем, он лежит между приверженностью мирским удовольствиям и аскетизмом. Он состоит из нескольких ступеней, разделенных на 3 группы
Русский |
Санскрит |
Японский |
|
Мудрость |
Prajna |
- |
|
I Правильное воззрение |
Samyag Drishti |
ХэТЉ, сё:кэн |
|
II Правильное намерение |
Samyak Sa?kalpa |
ХэЛјО©, сё:сиюи |
|
Нравственность |
Sila |
- |
|
III Правильная речь |
Samyag Vac |
ХэХZ, сё:го |
|
IV Правильное поведение |
Samyak Karmanta |
Хэ?I, сё:го: |
|
V Правильный образ жизни |
Samyag ajiva |
ХэГь, сё:мё: |
|
Духовная дисциплина |
Samadhi |
- |
|
VI Правильное усилие |
Samyag Vyayama |
Хэѕ«ЯM, сё:сё:дзин |
|
VII Правильное памятование |
Samyak Sm?ti |
ХэДо, сё:нэн |
|
VIII Правильное сосредоточение |
Samyak Samadhi |
Хэ¶Ё, сё:дзё |
При этом путь представляет собой не «шагание со ступени на ступень», а скорее движение по спирали, т.е. Продвижение на следующую ступень предполагает, что все предыдущие будут выполняться и дальше. Для более точного понимания учения необходимо раскрыть все приведенные ступени, но объем этой научной работы не позволяет нам это сделать в полной мере.
Поэтому мы считаем нужным рассмотреть три аспекта учения Будды, а затем - изменения в развитии буддизма в истории, а не его основные положения.
Три аспекта учения Сиддхархи Гаутамы называют так же «Три поворота колеса Дхармы»:
1. Указывающий (в яп. традиции •rµг, дзитэн) предназначен для людей с наивысшими способностями, способными постигать по краткому определению, это есть утверждение Четырех Благородных Истин.
2. Назидательный (в яп. традиции УQµг, кантэн) предназначен для людей с обычными способностями, способными постигать благодаря изучению.
3. Наглядный (в яп. традиции Ѕ№µг, сё:тэн) предназначен для людей с меньшими способностями, вдохновляющихся и способными следовать наглядным примерам.
Существует несколько интерпретаций, основные же принадлежат Бхававивеке и Мадхьямикам.
Интерпретация Бхававивеки:
· Первый поворот учения относился к учению Четырех Благородных Истин и предназначался для шраваков, это поверхностные учения;
· Второй поворот соответствует учению Махаяны о признаках, и основан на Самдхинирмочана сутре, это неполные учения;
· Третий поворот соответствует учению Махаяны об отсутствии признаков и основан на праджняпарамитский сутрах, это глубочайшие познания;
Интерпретация Мадхьямиков:
· Будда учил благородным истинам во время первого поворота;
· Учение отсутствия признаков было дано во время второго поворота;
· Учение высшего смысла было дано во время третьего поворота;
То, какой интерпретацией пользоваться, последователи решали в зависимости от школы буддизма и буддийской традиции, исповедуемой в их местности.
На момент проникновения в Японию -- к VI-VII вв. н.э. в буддизме образовались несколько школ. В раннем буддизме было, согласно летописям, 18 школ, но к VI в. н.э. сохранилась только одна -- Тхеравада ( или стхавиравада) -- букв. «учение старейших». Ранее эта школа именовалась Хинаяна, «малая колесница» Кеаун Д. Словарь буддизма, 2003 стр. 38 . Эта самая консервативная школа буддизма, цель ее последователей -- достижение состояния, полностью свободного от всех заблуждений и загрязнений. Характерен рационалистический подход и простота ритуала. Тексты этой ветви буддизма записаны на языке пали и носят название «Палийский Канон». Считается, что эта школа сложилась ок. 250 г. до н.э. во время Третьего Буддийского Собора, в правление императора Ашоки. Если упрощать цель этой школы буддизма, то звучать она будет примерно так «достижение просветления тем, кто следует Восьмеричному Пути, т.е. непосредственно адептом».
Другая крупная школа буддизма -- Махаяна, или с санскр. ?????, «великая колесница», так же называемая «большая колесница». Цель этой школы буддизма -- достижение Просветления во благо всех живых существ. Основа теории -- развитие пробужденного сознания (бодхичитты) и внеличностной мудрости (праджняпарамиты). Представляет собой свод учений идущего по пути Бодхисаттвы. Путь Бодхисаттвы -- это путь человека, пробудившего сознание и принявшего решение стать Буддой во благо всех живых существ. Точное время возникновения этой школы буддизма неизвестно, но самые ранние свидетельства мы получили из сутр, относящихся к началу эры. Ян Натье отметил, что в некоторых из самых ранних текстов Махаяны, таких как Ugraparip?ccha Sutra используется термин 'Махаяна', но нет доктринальных отличий между Махаяной в этом контексте и текстов ранних школ. Натье Я. Несколько хороших людей: путь Бодхисаттвы по расследованию Югры, 2003, стр. 174
Следует также сказать о самой поздней школе буддизма, появившейся в V в. н.э. - Ваджраяне с санскр. ???????, Vajrayana, в переводе с тибетского означающей «Алмазная Колесница» (Дордже Тхепа). Это тантрическое направление буддизма, возникшее внутри махаяны. Есть предположения, что в основе ваджраяны лежит индийский тантризм, но большинство исследователей выделяют буддийский тантризм как самостоятельное течение. В буддизме санскритское слово «ваджра» понимается как нерушимость, подобную алмазу, и просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии. Некоторые буддийские традиции считают, что часть учений Ваджраны была дана Буддой во время третьего поворота колеса Дхармы, большая же часть получена от бодхисаттв и великих йогинов Индии и Тибета. Путь Ваджраяны -- путь трансформации сансаритического ума на основе философии и мотивации Махаяны, но другими методами и поведением. В качестве метода обычно выступает визуализация образов медитативных божеств. Необходимыми качествами практикующего является сострадание, понимание пустотности и чистое видение. В этой школе существует концепция Ади-будды -- верховного божества, остальные будды являются лишь его воплощением. Философские идеи в этой школе считаются недейственными, мертвыми без практики. Священными текстами Ваджраяны являются «Ганджур» и «Данджур», а основными средствами достижения состояния будды считаются йогическая, эзотерическая и магическая практики, медитация, чтение мантр, почитание духовного наставника.
Таковы три основные школы буддизма. К началу VI в. н.э. они уже сформировались, но продолжали деление внутри себя на отдельные течения, подшколы, учения и практики. В таком виде буддизм и попал в Японию. Сейчас же, на наш взгляд, необходимо рассмотреть политическое, социальное, экономическое и духовное состояние Японии на момент проникновения буддизма, чтобы выявить причины, повлиявшие на столь прочное укрепление этой религии и ее дальнейшего совершенно особенного развития на территории этой страны.
3. Историческая картина Японии V-VI вв. перед проникновением буддизма
Время, при котором произошло проникновение буддизма в Японию, принято в современной историографии именовать как период Ямато (с 250 по 710 гг. н.э.). Назван так по государственному образованию, расположенному в районе Ямато (совр. Префектура Нара, р-н Кинки). Характеризуется распространением культуры курганов, возникновением письменности, возникновением государства Ямато и активным импортом достижений китайской цивилизации через Корейский Полуостров. Период Ямато подразделяется на период Кофун (с яп. №Е‰ћ•rґъ -- кофун дзидай), на русский язык это можно прямо перевести как эпоха курганов, временные рамки с 250 до 538 гг. н.э. , и период Асука (с яп. пwшB•rґъ -- асука дзидай), названного по местонахождению политического центра в долине Асука., временные рамки с 538 по 710 гг. н.э.
В это время сформировалось государство Ямато около 250 г. н.э. Точная дата образования государства неизвестна, как и сам процесс происхождения. Существует несколько точек зрения по этому вопросу. Ямато упоминают японские источники VIII в. н.э. Многие исследователи основываются на работах археологов Воробьев М.В. Япония в III-VII веках: этнос, общество, культура и окружающий мир. М.: Наука, 1980. - 344 с. , некоторые пытаются связать Ямато с раннегосударственным образованием Яматайи правительницей Химико, но эта точка зрения не имеет веских научных аргументов.
Название «Ямато» используется и в настоящее время, как устаревшее, литературное обозначение Японии (на яп. «Ниппон» ИХ±ѕ), изначально, с принятием иероглифики, у него было два варианта написания: ЩБ -- с кит. «карлик», т.к. В Китае жителей Японских островов пренебрежительно именовали карликами, но с V-VI вв. н.э. написание было заменено на ґуєН - «великая гармония». В 670 г. н.э. правящая династия приняла решение изменить название страны на «Ниппон» или «Нихон» (ИХ±ѕ, «основа солнца»).
Ямато проводило достаточно агрессивную захватническую политику. Первоначально территория этого государства была сравнительно небольшой и занимала юг острова Хонсю, но с IV по VI вв. н.э. подчинило себе западные, центральные и большинство восточных земель острова Хонсю, завоевало остров Сикоку и поставило под контроль север ос. Хонсю. При этом шел процесс постепенной преемственности достижений китайской цивилизации, и соседние племена рассматривались как варвары. Велись постоянные войны с племенами хаято, эмиси и кумасо, что привело к постепенной ассимиляции и уничтожению этих народностей.
Шла активная внешняя политика, в частности с Китаем и Кореей. У Китая японцы на протяжении всей своей истории заимствовали все лучшие научные достижения, но именно с Кореей -- с государством Пэкче -- в период Ямато контакт был наиболее тесный. В 663 году союзные войска японцев и пэкчийцев были разгромлены войсками Силла и Китая династии Тан, а корейская знать эмигрировала в Японию. После этого знакового события внешняя политика Японии стала менее активной, государи стали больше ориентироваться на внутреннюю политику. Суровень Д.А. Возникновение раннерабовладельческого государства в Японии (I век до н.э. - III век н.э.) // Проблемы истории, филологии, культуры. Москва - Магнитогорск: Ин-т археологии РАН - МГПИ, 1995. Вып.2. С.150-175.
Ямато состояло из нескольких значительных родовых групп -- удзи (КПв западной историографии переводится как клан), главы кланов (КПЙП удзино ками) подчинялись военному вождю (ґуНх о-кими), выполнявшему так же роль главного жреца страны. Позже, в VII в.н.э. О-кимми будет именоваться «тэнно» - Император.
Японское общество так же имело сословно-классовое деление, характерное для большинства рабовладельческих обществ:
1. сословие полноправных свободных:
· o-бито - общинная знать
· удзи-бито - рядовые общинники
2. класс эксплуатируемых производителей:
· бэмин - чужаки (неполноправные свободные)
· яцўко/ нухи - рабы Суровень Д.А. К вопросу о сущности варварского общества и государства на примере древней Японии (конец III-V века) // Исседон: альманах по древней истории и культуре. Екатеринбург, 2002. Т.I. С.104-132.
Таким образом мы можем предположить существование обычных социальных проблем, присущих классовому рабовладельческому обществу, и необходимость мощного инструмента управления обществом и контроля духовной жизни. Все это дает благодатную почву для принятия любой монотеистической (или частично политеистической) религии, укрепляющей государственную власть. Так как наиболее тесно Япония контактировала с Пэкче -- корейским государством, где получил сильное развитие буддизм, который идеально подходил под требования японского общества и правителей.
4. Проникновение буддизма, первые храмы и подвижники
Существуют несколько версий проникновения буддизма в Японию В этой работе мы рассмотрим лишь несколько основных, так как объем работы не позволяет разобрать каждую в подробности, а так же все аргументы и контраргументы на данные гипотезы.
Если рассматривать зарубежные (неяпонские) источники, то следует обратить внимание на Китай, который к предположительному моменту проникновения буддизма в Японию (V-VI вв. н.э.) был уже развитой и прогрессивной цивилизацией, имеющей богатые архивы летописей, как государственных, так и летописей отдельных родов и династий. В частности, в «Истории Династии Лян» есть следующие строки
«·цЙЈФЪґуќh‡ш–|¶юИfрNАп,µШФЪЦР‡шЦ®–|(…)ЖдЛЧЕfџo·р·Ё,ЛОґуГч¶юДкБYЩe‡ш‡LУР±ИЗрОеИЛУОРРЦБЖд‡ш,БчНЁ·р·Ё,Ѕ›Пс,ЅМБоіцјТ,пL ЛЧЛмёД»
что в переводе означает «Фусан находится к востоку от Китая, 20,000 ли (ок. 1500 км) к востоку от Да Хань (восток провинции Ва на острове Кюсю)… В прошлом жители Фусан не знали о буддизме ничего, но во второй год Да Мин династии Сун 467год пять монахов из Кипинь плавали на корабле в Фусен. Они проповедовали Буддизм, передавали тексты и изображения, рекомендовали народу оставить привязанность к мирской суёте. В результате изменились обычаи Фусан.»
Согласно же официальной версии, принятой в Японии по японским хроникам, буддизм пришел в Японию из Пэкче - княжества на Корейском полуострове - от странствующего монаха-проповедника. Произошло это событие в 552 году. Но современные исследователи истории буддизма в Японии склоняются к более ранней дате - 538 год.
Принятие буддизма вызвало раскол среди правящих родов Японии. Буддизм нашел ярых сторонников - род Сога, который участвовал в ярой борьбе за фактическую власть в стране с могущественным родом Мононобэ, защитником традиционных верований - синто. В этой войне род Сога победил, укрепил свое политическое положение и начал поставлять жен императорскому дворцу, т.е. закрепил свое превосходство династическими браками. Самый влиятельный политик из рода - Сога-но Умако, он оказывал значительное влияние на императоров, с его помощью заняла престол императрица Суйко.
Заслуживает отдельного внимания деятельность принца-регента Сётоку, управлявшего страной в период с 574 по 622 гг. н.э. Его правление так же пришлось на период диктатуры рода Сога. Основная его деятельность была направлена на укрепление и централизацию власти и на развитие буддизма в стране. Принц был ярым приверженцем буддизма и не только основал крупные храмы, такие как Ситэнно-дзи в Тэннодзи и Хорю Гакумон -дзи в Икаруга, но и составил комментарии к трем сутрам. В настоящее время принц Сётоку очень почитается японскими буддистами, имеется так же буддийская школа Сётоку-сю, посвященная принцу и представленная несколькими храмами. Помимо религиозных преобразований среди значимых деяний принца-регента можно отметить написание в 604 году «Конституции семнадцати статей», основанной на буддийской и конфуцианской идеологии Нихон-сёки: Анналы Японии. СПб.: Гиперион, 1997. Т.I-II. , введение китайского календаря, налаживание транспортных сетей, и, что особенно важно, ведение первых официальных японских хроник (которые, к сожалению, не дошли до наших дней). Так же принц Сётоку впервые использовал современное название Японии - ИХіц «Хиномото», позднее ИХ±ѕ «Ниппон, Нихон» - при посольстве в китайскую империю Суй.
После правления принца буддизм продолжал развиваться стабильно, вплоть до переворота Тайко в 645 г, когда род Сога был уничтожен будущим императором Тэндзи и основателем рода Фудзивара Накатоми-но Каматари. Произошло обновление Тайка - масштабные государственные реформы, которые затронули и буддизм, но незначительно, в основном реформа была направлена на усиление государственного аппарата, административного контроля и налогообложения. Буддизм в Японии ушел на задний план.
Следующее значительное событие в истории японского буддизма произошло почти через век. В начале VIII в. н. э. пр императоре Сёму, который правил с 724 по 749 гг., буддизм был признан государственной религией, а в 731 году по официальному декрету в каждой провинции (а их было больше 60) был основан монастырь - кокубундзи. Так же к этому времени относится строительство и бурное развитие одного из самых известных храмов в Японии - Тодай-дзи, где была воздвигнута гигантская статуя Большого Будды - дайбуцу.
В период Нара (с с 710 по 794 гг.) в Японии оформились шесть школ:
1. Санрон-сю (яп. ИэХ“Џ@) мадхьямики, которая проникла в 625 году и основывалась на трех трактах:
· Мадхьямика-шастра (яп. ЦРХ“ тю-рон),
· Шата-шастра (яп. °ЩХ“ Хякурон),
· Двадаша-мукха-шастра (яп. К®¶юйTХ“ Дзюнимон-рон),
2. Хоссо-сю (яп. –@‘ЉЏ@) йогачары, основанная в 657 г.. Философия основывалась на догме, что феноменальный мир нереален, это лишь порождение индивидуального сознания. Абсолют - наивысший уровень сознания -- алая-виджняна, «сознание-хранилище», в нем прибывают зачатки всех идей, сравнений и образов;
3. Куся (яп. ‚?ЕhЧЪ) абхидхармы, пришла в Японию из Китая в 660 г. Монахом Досё. Исследователями она считается ответвлением сарвастивады, а основной изучаемый труд - трактат Васубандху «Абхидхармакоша» (Куся-рон яп. ‚?ЕhХ“);
4. Дзёдзицу (яп. іЙЊgЧЪ), ответвление саутрантики, привнесена в 673 г., является отделением Санрон. Осноа - сочинение Харивармана Сатьясиддхи-шастра (Дзёдзицу-рон яп. іЙЊgХ“);
5. Риссю (яп. ВЙЧЪ) винаи основана монахом из Китая Цзяньчжэнем, прибывшим в 674 г. В Японию. Здесь основу составляло не изучение теории, а практическое соблюдение монашеских законов винаи;
6. Кэгон-сю (яп. ИA…—ЧЪ), исследователи проводят параллель с китайской школой хуаньянь и считают, что она была основана ее последователями, но основателем в Японии считается корейский ученый Синсё (736 г.). Основной текст - Аватамсака-сутра (Кэгонгё)
Но эти школы занимались в основном философскими вопросами и оказывали мало влияния на простых людей. Но в этот период все школы активно поддерживались правительством, а духовенство имело большое влияние на императора и его приближенных: одним из примеров может служить издание летописей и законов на основе буддийской идеологии или перенос столицы из Нара в Хэйанкё (буд. Киото).
5. Буддизм и японское общество -- взаимовлияние
Взаимовлияние буддизма и японского общества были достаточно ощутимы, особенно в период Нара. Но мы предпочитаем начать эту часть исследования несколько раньше, ведь буддизм появился в Японии благодаря международным отношениям и затем активно влиял на них, это и следует рассмотреть в первую очередь.
В период Ямато, до середины VII века н.э. Япония активно вмешивалась в войны и конфликты, происходящие на материке. Большой интерес для японских правителей представлял Корейский Полуостров, в особенности государство Пэкче. Именно оттуда, исходя из японских хроник, в страну проник буддизм. Это только укрепило связь японской и корейской аристократии, японская армия начала поддерживать армию Пэкче в борьбе против двух могущественных соседей: Силла и Когурё.
Прочные контакты Японии были и с китайской империей Тан, она даже прибывала в формальной и культурной зависимости от нее. Но в 60 годах VII века на сцене международных отношений произошел резкий поворот событий: империя Тан объединилась с корейским королевством Силла и напала на Пэкче. В битве при Пэктанг в 663 году союзная армия Японии и Пэкче была разгромлена, а корейская знать этого королевства бежала в Японию, оказав тем самым значительное влияние на развитие культуры и науки.
Но после этих событий Япония прекратила активное вмешательство в политику на материке и ушла во внутренние проблемы государства. Так как вместе с корейской знатью в страну бежало множество представителей интеллигенции - то есть в то время людей искусства и науки - японская культура получила мощный толчок к развитию. Государство начало поддержку буддизма, открывались храмы, прибывали монахи из Индии, Китая и Кореи. Вырабатывается собственный архитектурный стиль на основе синтеза новоприбывшего буддизма и традиций синто - этот стиль проявляется в постройке храмов, таких как Хорю-дзи. В период конца VII - начала VIII века формируется особый, реалистичный стиль изображения на фресках, в скульптуре, живописи и литературе. Пишутся традиционные японские стихи - хайку и танко, создаются первые шедевры, которые позже войдут в сборник японской поэзии «Манъёсю».
Вот так внешняя политика плавно перешла во внутреннюю, и особенно в развитие культуры. В период Хэйан, который мы рассматриваем особенно подробно, особо влияние буддизма сказалось на политике и культуре, не так значительно затронув само японское общество. Но следует сказать, что среди японских студентов, посылаемых в Китай для обучения различным наукам и искусствам, преобладали буддийские монахи, особенно в городах Чанъань и Лоян, в Японии после обучения они занимали высокие должности при дворе.
Под влиянием особенностей японского общества и существования синто образовывались новые буддийские школы, перечисленные выше. Это развитие будет набирать обороты в IX и XI веках, появятся особые, не имеющие аналогов школы и течения. База же для этого разделения была заложена именно в VIII веке, когда принесенные учения были переосмыслены, написаны новые труды и сделаны выводы в монастырях, ведь они в это время занимались именно философскими проблемами религии.
Буддизм повлиял на внутреннюю политику в первую очередь тем, что один из самых прогрессивных монархов VII века - принц-регент Сётоку - был буддистом, он первый из важных государственных деятелей начал протекционистскую политику по отношению к новой религии. На основе буддийской идеологии был создан первый официальный сборник законов - «Конституция семнадцати статей». Создание этого документа было началом цепочки реформ, положительно сказавшимся на развитии Японии, укреплении власти и экономики.
В VIII веке по официальному декрету в каждой провинции появился буддийский монастырь, что способствовало развитию культуры и грамотности населения. Император Сёму признал буддизм государственной религией, что способствовало натурализации буддизма. Император Сёму объявил себя «слугой трёх сокровищ -- Будды, Закона и Общины», а буддизм был назван защитником государства. Это означало так же господство буддизма над императорской династией, многие монахи заняли высокие государственные должности и могли уже напрямую влиять на политику страны. Была даже попытка захватить власть в стране, но ей помешало возвышение рода Фудзивара.
Пишутся государственные хроники Кодзики» и «Нихон сёки», где прослеживается начало синкретизма синто и буддизма. Происходит бурное развитие искусств: составляется антология классической японской поэзии «Манъёсю», основные предметы искусства собираются либо при дворах аристократии и императора, либо в монастырях, происходит строительство статуй и развитие живописи, в основном в буддийских храмах - статуя Большого Будды Вайрочаны в Тодай-дзи в 752 году.
Перенесение столицы из Хэйдзё-кё (совр. г.Нара) в Нагаока-кё, а затем в Хэйан (совр. г. Киото) в 784 году так же происходит под влиянием буддийской общины, при этом рядом с городом Хэйан строится новый, большой буддийский храм, а именно - храм Энряку-дзи на горе Хиэй, основанный монахом Сайтё в 788 году. Строительство же новой столицы, вызванное обилием буддийских монастырей и их сильным влиянием в старой, сильно ударило по императорской казне, а это, в свою очередь, принизило власть императора и дало окончательно укрепиться власти рода Фудзивара.
Буддийские монастыри участвовали и в экономике Японии. Они создали на необработанных землях мощную экономическую базу, разработав свои ирригационные системы и тем самым внеся свою лепту в развитии научной инженерной мысли того времени.
На всем протяжении VIII века продолжалось тесное сотрудничество с империей Тан, о чем говорилось выше. Китай, благодаря развитой науке, искусству и философской мысли, стал для японцев на многие века учителем. Оттуда приходили основатели новых буддийских школ, общин и монастырей, туда ездили обучаться монахи и деятели искусства - поэты, художники, архитекторы, придворные музыканты, именно по китайской системе проводились реформы администрации, территориального деления и законодательства. И не смотря на всю политику, всегда существовало сотрудничество буддийских монастырей Китая и Японии.
Заключение
Проанализировав доступные переведенные источники, собрав информацию из статей и трудов авторитетных востоковедов, посетив музеи и изучив предметы искусства, мы провели небольшое исследование. Сопоставив и проанализировав факты, можно сказать, что цель исследования достигнута, а именно мы нашли факты, доказывающие влияние буддизма на политику, экономику, духовную и социальную жизнь Японии в VI-VIII веках н.э. Объем данной работы не позволяет рассмотреть дальнейшее развитие буддизма, так как в этом случае будут упущены многие важные факты.
Так же нам удалось проследить историю японского буддизма от момента проникновения до момента появления шести ранних японских школ. Исследование основывается не только на других научных трудах более авторитетных ученых-востоковедов, но так же на собственноручном изучении источников. Рассмотрены несколько теорий проникновения буддизма: в V веке (467 год), согласно китайским источникам, 538 год согласно корейским источникам и 552 год согласно японским летописям.
Так же мы рассмотрели этапы развития буддизма как государственной религии и его влияние на политическую жизнь Японии. Это влияние трудно переоценить, так как буддизм служил не только идеологической опорой государства, но и главным институтом развития науки, искусства и грамотности. Долгое время буддийские монахи занимали важные руководящие должности, как при дворе, так и в местных административных структурах. Произошло даже столкновение группы буддийских монахов во главе с монахом Докё и постепенно возвышающегося рода Фудзивара в борьбе за власть и контроль императора. В результате монахи оказались смещены с государственных должностей, а женщины - отстранены от наследования престола, ведь именно благодаря симпатии императрицы монах Докё сумел возвыситься, и предпринял попытку свергнуть правящую династию.
Экономическая роль буддизма так же высока: буддийские монастыри обрабатывали свободную необработанную землю, создавали ирригационные системы, давали работу крестьянам.
С деятельностью буддийских монахов связано так же строительство новой столицы - города Хэйан, куда император переехал, дабы избежать чрезмерной активности буддийских общин. Это тоже сыграло свою роль, как в ослаблении монарха, так и в усилении рода Фудзивара.
Буддийские монастыри были главными хранителями знаний и культуры, основные памятники того времени связанные именно с ними. Монахи так же ездили в Китай обучаться наукам и искусству и помогали поддерживать старые и устанавливать новые международные связи, хотя внешняя политика Японии и не была активной.
Из-за большой увлеченности философскими проблемами, буддизм оказывал не такое сильное влияние на общество, как в последующие века. Но именно в этот период в результате начавшегося синкретизма буддизма с народными японскими верованиями - синто - начали складываться свои буддийские школы и течения, что говорит о влиянии общества на новое для японцев учение.
В данном выше кратком анализе мы показали основные итоги этой научной работы. Влияние буддизма на развитие культуры, общества, экономики и, в особенности, политики Японии неоценимо, его сложно не заметить и еще сложнее описать. Это очень обширная тема, мы постараемся раскрыть ее более подробно в дальнейших работах.
Библиография
Источники
1. Синто: путь японских богов. СПб.: Гиперион, 2002.
2. Кодзики: Записи о деяниях древности, свиток 1-й / Пер. Е.М.Пинус. СПб: Шар, 1994. Т.I. - 320 с.
3. Кодзики: Записи о деяниях древности, свитки 2-й и 3-й / Пер. А.М.Ермаковой и А.Н. Мещерякова. СПб.: Шар, 1994. Т.II. - 256 с.
4. Манифест Тайка // Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии. М.: Наука, 1984. С.52-77.
5. Манъёсю: Японская поэзия. М.: ООО “Издательство АСТ”, 2001
6. Нихон-рёики: Японские легенды о чудесах / Пер. А.Н.Мещерякова. СПб.: Гиперион, 1995. - 256 с.
7. Нихон-сёки: Анналы Японии. СПб.: Гиперион, 1997. Т.I-II.
8. Свод законов “Тайхорё”. М.: Наука, 1985. T.I-II.
9. Норито. Сэммё. Перевод со старояпонского, исследование и комментарий Л.М.Ермаковой. М., 1991
10. Сёку нихонги («Продолжение Анналов Японии»). Полный оригинальный древнеяпонский текст на камбуне (ѕAИХ±ѕјoИ«Ћ†) // http://www.j-texts.com/sheet/shoku.html
11. Конституции Сетоку http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/japan.htm
Литература:
1. Мещеряков, А.Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм (проблемы синкретизма): научная работа/ А.Н. Мещеряков. - М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987
2. Горегляд, В.Н. Японская литература VIII-XVI вв.: Начало и развитие традиций. - СПБ., Петербургское востоковедение, 2001
3. Бачурин, А. Синто: традиции и заимствования: научная статья/ Бачурин А. - Япония. Путь кисти и меча, М., Будоспорт, 2002
4. Воробьев М.В. ,Япония в III-VII веках: этнос, общество, культура и окружающий мир. М.: Наука, 1980
5. Суровень Д.А., Возникновение раннерабовладельческого государства в Японии (I век до н.э. - III век н.э.) // Проблемы истории, филологии, культуры. Москва - Магнитогорск: Ин-т археологии РАН - МГПИ, 1995. Вып.2.
6. Суровень Д.А., К вопросу о сущности варварского общества и государства на примере древней Японии (конец III-V века) // Исседон: альманах по древней истории и культуре. Екатеринбург, 2002. Т.I.
7. Жуков А. Е., История Японии : -- М.: Институт востоковедения РАН, 1998. -- Т. 1: С древнейших времён до 1868 г. -- 659 с.
8. Буддизм в Японии / отв. ред. Т. П. Григорьева. -- М.: Наука, 1993.
9. Игнатович А. Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. -- М.: Наука, 1991.
10. Лепехова Е. С. Буддийская сангха в Японии в VI--IX веках. М., Восточная литература. 2009 г. 224 стр.
11. Буддизм в Японии / отв. ред. Т. П. Григорьева. -- М.: Наука, 1993.
12. Ашвагхоша. Жизнь Будды. Пер. К. Бальмонта. М., 1990
13. Пасков С.С. Япония в раннее средневековье. VII-XIII века. Исторические очерки. М., 1987.
14. Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм, - Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2009, 256 стр.
15. Рубель В. А. Японська цивілізація: традиційне суспільство і державність. Київ: «Аквілон-Прес», 1997
16. Китагава, Дж. Религия в истории Японии: монография/Китагава Дж. - Чикаго, 1988
17. Кеаун Д. Словарь буддизма, 2003
18. Натье Я. Несколько хороших людей: путь Бодхисаттвы по расследованию Югры, 2003
19. Kuroda T. Sinto in the History in Japanese Religions//The Journal of Japanese Studies 7-1. Tokyo, 1981
20. Keown D.Dictionary of Buddhism , - Oxford University Press, 2003
21. Мураяма Сюити, 1964
22. Такатори, 1979
23. Тамаки, 1968
24. Иэнага Сабуро, 1972
25. Мияи Ёсио, 1979