/
Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
Кафедра Судовождение
Реферат
на тему:
Средства радиосвязи, используемые на судах
Проверил: Карасев В.В.
Исполнила: Хамрай Ю.Г.
Владивосток - 2014
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1. УКВ- и ПВ/КВ-системы
2. Требования к сети радиосвязи
3. Приобретение, регистрация и установка судовых средств радиосвязи ,
Обзор российского рынка
4. Таблица 1. Стационарные УКВ-радиостанции для судов внутреннего плавания
5. Таблица 2. Носимые УКВ-радиостанции для судов внутреннего плавания
6. Таблица 3. ПВ/КВ-радиостанции, предназначенные для применения на судах внутреннего плавания
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Один из основных видов транспорта в России - водный. Естественные внутренние водные пути - реки и озера Волжского, Камского, Северного, Печорского, Енисейского, Обского, Обь-Иртышского, Ленского, Амурского и Восточно-Сибирского бассейнов вместе с искусственно созданными гидротехническими системами: каналом им. Москвы, Беломорско-Балтийским, Волго-Балтийским, Волго-Донским судоходными каналами, гидроузлами Волги и Камы - составляют более 100 тыс. км.
Эффективность и безопасность работы речного транспорта напрямую зависит от наличия и состояния средств управления и связи. Прием-передача, обработка и накопление необходимой информации на внутреннем водном транспорте (ВВТ) в настоящее время осуществляется бассейновыми системами связи, состоящими из подсистем проводной, радиорелейной и радиосвязи, которые посредством собственных и арендованных у Минсвязи и других ведомств линий связи объединены в единую систему связи. Одним из слагаемых этой системы, обеспечивающей безопасность судоходного процесса, является радиосвязь.
В настоящее время единая система связи, включая радиосвязь, на внутренних водных путях находится в стадии реорганизации. Направления ее развития определены в принятой Минтрансом России в конце октября 2003 г.
Концепции развития комплексной системы электросвязи внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Радиосвязь на внутреннем водном транспорте осуществляется с помощью УКВ- и ПВ/КВ-систем, состоящих из определенного количества береговых и судовых радиостанций.
1. УКВ- и ПВ/КВ-системы
УКВ-радиосвязь
УКВ-радиосвязь на ВВТ является доминирующей благодаря большому количеству радиосетей, развернутых вдоль водных магистралей. С помощью береговых средств УКВ-радио-связи обеспечивается диспетчерское регулирование судоходного процесса и безопасный судопропуск в портах и гидросооружениях, ведется наблюдение за сигналами бедствия, передается путевая и гидрометеорологическая информация для судоводителей.
Необходимо отметить существенное отличие в распространении радиоволн в УКВ-диапазоне на внутренних водных и морских путях. Если на море дальность связи в УКВ-диапазоне определяется дальностью прямой радиовидимости, ограниченной естественной кривизной земной поверхности, то на внутренних водных путях такие благоприятные условия встречаются только в больших акваториях (водохранилищах, озерах). В подавляющем большинстве случаев судно находится между берегов, порою достаточно высоких, которые препятствуют распространению радиоволн и тем самым затрудняют, а иногда и полностью прерывают радиосвязь. Если на море суда расходятся на достаточно большом расстоянии, то речные суда движутся и расходятся в непосредственной близости друг от друга и постоянно вынуждены согласовывать свои действия с помощью радиосвязи. Поэтому радиостанция для капитана речного судна такое же средство судовождения, как, например, штурвал.
В России УКВ-радиосвязь на речном транспорте осуществляется в диапазонах частот 300,0125-300,5125 и 336,0125-336,5125 МГц, которые разбиты на пронумерованные частотные каналы с интервалами 25 кГц. Каждый диапазон разделен на два поддиапазона. Поддиапазоны 300,0125-300,200 и 336,0125-336,200 МГц используются для оперативной симплексной связи (режим, при котором прием и передача осуществляются поочередно). Поддиапазоны 300,225-300,5125 и 336,225-336,5125 МГц используются для дуплексной связи с береговыми радиостанциями (режим, когда прием и передача, как в телефонии, осуществляются одновременно), а также для связи экипажа судна с абонентами АТС. Эти же частотные поддиапазоны могут использоваться предприятиями связи службы речного флота для организации транкинговой связи.
ПВ/КВ-системы и спутниковая связь Радиосвязь на большие расстояния в районах, где затрудненно распространение радиоволн в диапазоне УКВ или с низкой плотностью населения (водные пути Сибири и Дальнего Востока) и неразвитой береговой инфраструктурой, обеспечивается на речном транспорте в основном с помощью ПВ/КВ-радиостанций. Альтернативой использования ПВ/КВ-оборудования являются средства спутниковой связи (абонентские терминалы, судовые земные станции) таких систем спутниковой связи, как Inmarsat, Globalsiar. Euteltracs. Этот вид связи получил довольно широкое распространение благодаря простоте установки и возможности использования как дополнение к существующей системе связи.
Однако и тот, и другой вид связи имеют свои недостатки. Для того чтобы добиться через ПВ/КВ-канал качества связи, сравнимого со спутниковым, требуется более сложное проектирование сети и дополнительная установка оборудования, что соответственно требует более высоких капитальных затрат. Кроме того, скорость передачи данных и ПВ/КВ-канале ниже, чем в спутниковом, что вызывает некоторые ограничения при построении систем передачи данных, факсимильных сообщений, мониторинга. Недостатками спутникового канала являются высокие эксплуатационные расходы (абонентская плата, повременная оплата переговоров) и некоторые ограничения, влияющие на качество связи и возможность использования. Например, неустойчивая связь в приполярных районах страны у Inmarsat. Globalstar и недостаточная зона покрытия у Euteltracs.
радиосвязь внутренний водный транспорт
2. Требования к сети радиосвязи
Требования к сети радиосвязи Общие требования к единой системе радиосвязи на внутреннем водном транспорте должны обеспечивать решение таких задач, как:
* обеспечение оперативной радиосвязи между судами и берегом по следующим видам звеньев при согласовании взаимных действий: 'судно -судно', 'судно берег'. 'берег - берег'. Самые типичные случаи: согласование порядка расхождения и обгона, связь судов с диспетчерами портов, шлюзов, паромных переправ;
* обеспечение магистральной связи на большие расстояния;
* своевременное оперативное оповещение в случаях бедствия судов и навигационных предупреждений;
* передача путевой и гидрометеорологической информации для судоводителей;
* возможность выхода радиоабонента в телефонную сеть общею пользования; * возможность передачи данных и факсимильных сообщений;
* возможность мониторинга движения судов;
* возможность эксплуатации оборудования в условиях длительного воздействия механических и климатических дестабилизирующих факторов (для судовых средств);
* простота установки оборудования, ремонта и модернизации. Кроме того, отдельные типы оборудования и судовые средства связи, применяемые в единой системе ВВТ. должны соответствовать:
* требованиям Госстандарта (безопасность и электромагнитная совместимость) и Минсвязи России;
* требованиям Правил Российского речного регистра (РРР).
С 31 марта 2003 г. вступили в силу 'Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания (ПСВП)', в которых регламентируется состав радиооборудования судов внутреннего плавания с классом РРР. В соответствии с этим документом, в зависимости от класса судна и организации связи, на каждом судне должно быть установлено следующее радиооборудование, обеспечивающее надежную и устойчивую связь судна с береговой радиостанцией в любом районе эксплуатации судна:
* главная УКВ-радиотелефонная станция (300,025-300.5 МГц), предназначенная для передачи н приема оповещений о бедствии, навигационных предупреждений, метеорологических прогнозов, медицинских, срочных и других сообщений, имеющих отношение к безопасности плавания;
* эксплуатационная УКВ-радиотелефонная станция (300,025-300,5 и (или) 336,025-336.5 МГц), предназначенная для передачи и приема служебных сообщений;
* носимая (портативная) УКВ-радиотелефонная станция (300,025-300.225 МГц), масса которой не превышает 1 кг;
* ПВ/КВ-радиостанция. работающая в диапазоне промежуточных и коротких волн; радиолокационный ответчик.
3. Приобретение, регистрация и установка судовых средств радиосвязи
Обзор российского рынка
Приобретение, регистрация и установка судовых средств радиосвязи Вопросы приобретения и регистрации средств радиосвязи регулируются органами Государственной радиочастотной службы. Для приобретения радиостанций судовладелец должен обратиться в местный филиал радиочастотного центра федерального округа за получением разрешения на приобретение РЭС. Получив данное разрешение, судовладелец, обращаясь к поставщику оборудования по вопросу его приобретения, должен в заявке обязательно указать наличие индивидуального сертификата РРР на изделия, устанавливаемые на судах с классом РРР. При этом если комплектующие изделия, такие, как антенна, блок питания, не входят в комплект радиостанции, то они также должны быть одобренного Речным регистром типа и поставляться вместе с сертификатами РРР.
Приобретя оборудование, судовладелец должен зарегистрировать его в местном филиале радиочастотного центра и получить разрешение на использование радиостанций. Установка радиооборудования на судне должна выполняться по согласованной с Российским речным регистром рабочей (проектной) документации.
Организации, выполняющие работы по разработке документации и монтажу оборудования, должны иметь свидетельство о признании РРР на выполнение данных работ.
Наличие индивидуальных сертификатов Речного регистра на оборудование проверяется инспекторами РРР в процессе согласования рабочей документации и при предъявлении выполненных монтажных работ, а также при всех видах освидетельствования судна.
Обзор российского рынка
В настоящее время основной парк судовых и береговых УКВ-радиостанций морально и физически устарел, радиостанции потихоньку доживают свой срок, ЗИПа нет, судовладельцы находят выход из положения, снимая необходимые запасные части с судов, не выходящих в навигацию. Значительную часть парка судовых и береговых УКВ-радиостанций на речном транспорте до сих пор составляют радиостанции семейства 'Кама' Запорожского радиозавода 'Спутник': 'Кама-Р', 'Кама-С', 'Кама-П', 'Кама-РМ', 'Кама-РБ'. Радиостанции этой серии были изготовлены еще в 1970-80 гг. В 1997 г. радиозавод 'Спутник' прекратил свою деятельность.
Первыми на потребности речного флота откликнулись отечественные производители. С 1997 г. на Зеленоградском заводе 'Компонент' начался серийный выпуск радиостанций серии 'Река': стационарной 4-канальной радиостанции 'Река-С' и симплекспо-дуплексной радиостанции 'Река-СД' (в настоящее время эти радиостанции сняты с производства. - Прим. ред.).
В 1998 г. на российский рынок вышел еще один отечественный производитель средств УКВ-радиосвязи для речного транспорта - компания 'Сан-тэл' - с радиостанциями серии 'Гранит': стационарной 'Гранит-24' и носимой ' Гранит- Р44'. Первые зарубежные радиостанции для эксплуатации на судах внутреннего плавания появились в 2001 г. - это стационарная GM-350 и носимая GP340 радиостанции фирмы Motorola. В том же году проходит ведомственные испытания и получает допуск Речного регистра стационарная радиостанция 'Радиома-300' производства компании 'Радиома' (сборка на базе комплектующих фирмы Tait). В 2002 г. получают допуск РРР стационарные радиостанции 'Магнетрон-РРЗОО' Уфимского завода микроэлектроники 'Магнетрон' и 'Дельта- РД' Конструкторского бюро радиосвязи (Украина). В 2003 г. получают сертификат Речного регистра носимые радиостанции Т5020 компании Tait и TW-80 компании Saracom.
4. Стационарные УКВ-радиостанции для судов внутреннего плавания
Таблица 1
Стационарные УКВ-радиостанции для судов внутреннего плавания
Название модели |
Motorola GM-350 |
Радиома-300 |
Магнетрон-РРЗОО |
Гранит-24 |
|
Производитель |
Motorola Technology |
000 'Радиома' |
ЗАО 'Уфимский завод микроэлектроники 'Магнетрон' |
ЗАО 'Сантэл' |
|
Сертификат одобрения (допуск) РРР |
44-11.1-06 (от 22.02.01) |
121-11.2-06 (от 17.01.03) |
98-11.1-06 (от 27.03.02) |
24-11-06 (от 08.12.99) |
|
Диапазон частот, МГц |
300-345 |
300,0125-300,5125/ 336,0125-336,5125 |
300,025-300,500/ 336,025-336,500 |
300-337 |
|
Шаг сетки частот, кГц |
25 |
25 |
25 |
25 |
|
Количество каналов |
128 |
42 |
27 |
99+1 |
|
Мин./макс. мощность передатчика, Вт |
1/15 |
1/15 |
1/10 |
5/20 |
|
Чувствительность приемника, мкВ, не более |
0,35 |
0,35 |
0,5 |
0,23 |
|
Избирательность по соседнему каналу, дБ |
-70 |
-75 |
-75 |
-70 |
|
Диапазон рабочих температур, 'С |
-25...+55 |
-30...+60 |
н/д |
-30...+50 |
На основе данных производителей и поставщиков оборудования в табл. 1 и 2 приведены краткие технические характеристики УКВ-радиостанций, одобренных Российским речным регистром к применению на судах речного флота. Данное оборудование также может использоваться и в качестве береговых радиостанций.
5. Носимые УКВ-радиостанции для судов внутреннего плавания
Таблица 2
Носимые УКВ-радиостанции для судов внутреннего плавания
Название модели |
Motorola GP-340 |
Т5020 |
TW-80 |
Гранит-Р44 |
|
Производитель |
Motorola Technology |
Tait Europe |
Saracom |
ЗАО 'Сантэл' |
|
Сертификат одобрения (допуск) РРР |
43-11.1-06 (от 22.02.01) |
121-11.2-06 (от 17.01.03) |
163-4.18.1-06 (от 29.08.03) |
19-11.2-08 (от 18.05.98) |
|
Диапазон частот, МГц |
300-350 |
300,0125-300,5125/ 336,0125-336,5125 |
300,050-300,500/ 336,050-336,225 |
300-337 |
|
Шаг сетки частот, кГц |
25 |
25 |
25 |
25 |
|
Количество каналов |
16 |
350 |
65 |
99+1 |
|
Мощность передатчика, Вт |
1/2(4) |
1/2(4) |
0,5/2 |
0,5/2 (4) |
|
Чувствительность приемника, мкВ, не более |
0,25 |
0,25 |
0,2 |
0,2 |
|
Избирательность по соседнему каналу, дБ |
-70 |
-70 |
-76 |
-70 |
|
Диапазон рабочих температур, 'С |
-25...+55 |
-30...+60 |
н/д |
-25...+40 |
|
Вес с АКБ, г |
500 |
495 |
н/д |
420 |
|
Габариты, мм |
137x57,5x40 |
150x62x44 |
н/д |
112x54x37 |
Картина с рынком средств радиосвязи ПВ/КВ-диапазона примерно такая же: выбор оборудования очень ограничен. В табл. 3 на основе данных изготовителей и поставщиков приведены краткие технические характеристики ПВ/КВ-радиостанций.
6. ПВ/КВ-радиостанции, предназначенные для применения на судах внутреннего плавания
Таблица 3
ПВ/КВ-радиостанции, предназначенные для применения на судах внутреннего плавания
Название модели |
Icom IC-78 |
Радиома-ПВ |
Yaesu System-600 (FT-600) |
Furuno FS-1503 |
Furuno FS-1562-15125 |
|
Производитель |
ICOM |
ООО 'Радиома' |
Vertex Standard |
Furuno Electric |
Furuno Electric |
|
Сертификат одобрения РРР |
86-11.1-06 (от 19.01.02) |
120-11.1-06 (от 17.01.03) |
26-11.1-06 (от 17.12.99) |
158-4.18.1-06 (от 21.07.03) |
69-11.1-06 (от 14.09.01) |
|
Диапазон частот, RxTx, МГц |
0,03-30/1,6-30 |
0,5-30/1,6-27,5 |
0,05-30/1,8-30 |
0,1-29,9/1,6-27,5 |
0,1-29,9/1,6-27,5 |
|
Виды модуляции |
USB, LSB, CW, RTTY (FSK), AM |
USB, LSB, CW, RTTY (FSK), AM |
USB, LSB, CW, RTTY (FSK), AM |
USB, LSB, CW, RTTY (FSK), AM |
USB, LSB, CW, RTTY (FSK), AM |
|
Количество каналов |
100 |
1136 |
100 |
199 |
199 |
|
Мощность передатчика, Вт |
100 |
150 |
100 |
150 |
150/250 |
|
Чувствительность приемника (в режиме USB), мкВ |
0,5 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,3 |
|
Избирательность по соседнему каналу, дБ |
-70 |
-70 |
-70 |
-70 |
-70 |
|
Диапазон рабочих температур, °С |
-10...+60 |
-30...+60 |
-10...+50 |
-30...+70 |
-30...+70 |
|
Вес, кг |
3,8 |
4,5 |
4,5 |
5,7 |
5,7 |
|
Габариты, мм |
240x95x239 |
240x94x238 |
244x104x286 |
305x112x283 |
303x115x300 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время основную часть парка оборудования ПВ/КВ-диапазона российского речфлота составляют отечественные устаревшие радиостанции семейства 'Ангара'. Из зарубежного оборудования наиболее известна судовладельцам ПВ/КВ-радиостанция Yaesu System-600 (FT-600) производства фирмы Vertex Standard. Данная радиостанция стала первой ПВ/КВ-радиостанцией, получившей в 1999 г. допуск РРР, и успела завоевать популярность среди судовладельцев за счет своей надежности. Конкуренцию ей составила радиостанция IC-78 производства фирмы ICOM, одобренная РРР в 2001 г. В 2001 и 2003 гг.
Российским речным регистром одобрены и тем самым допущены к эксплуатации на судах внутреннего плавания ПВ/КВ-радиостанции FS-1562 и FS-1503 фирмы Furuno Electric. Это оборудование также используется и на морских судах. Необходимо отметить и радиостанцию 'Радиома-ПВ' производства фирмы 'Радиома', одобренную РРР в 2001 г. Данная радиостанция, собранная на базе комплектующих радиостанции Icom IC-M710, имеет повышенную мощность (до 150 Вт) по сравнению с аналогичными радиостанциями, но из-за достаточно высокой стоимости не получила большого распространения. Учитывая тот факт, что с 2004 г. производство радиостанции IC-M710 прекращается, скорее всего, что и радиостанция 'Радиома-ПВ' также больше поставляться не будет.