По дисциплине: «Физические основы передачи информации по ВОЛС»
На тему: «Проектирование ВОЛП г. Якутск - г. Магадан»
Исходные данные
Численность населения, человек:
г. Якутск - 246279
г. Магадан - 106425
Диаметр сердцевины оптического волокна, : 8,5 мкм
Показатель преломления сердцевины оптического волокна, : 1,478
Показатель преломления оболочки оптического волокна, : 1,475
Длина волны источника излучения, : 1,31 мкм
Мощность сигнала на выходе регенератора,: +7 дБ
Минимальная мощность сигнала на входе фотоприемника
регенератора, : 59 дБ
Потери в неразъемных соединениях, : 0,5 дБ
Потери в разъемных соединениях, : 2,0 дБ
Введение
г. Якутск.
Столица Республики Саха (Якутия), порт на реке Лене. Численность населения 246279 (по данным переписи за 2002г.), крупный культурный, научный центр на северо-востоке России. Этот город известен своей алмазогорной промышленностью, масштабной транспортной сетью (речной пассажирский и грузовой транспорт). Все сферы отраслей, необходимые для активного развития (пищевая, энергетическая) присутствуют - наиболее известными предприятиями считаются Якутская ГРЭС и Якутская ТЭЦ, а также можно назвать Якутский хлебокомбинат, Якутский гормолзавод, газоперерабатывающий завод, ЯКСМК (Якутский комбинат строительных материалов и конструкций). Несмотря на развитие речных перевозок, у города имеются некоторые проблемы с другими видами сообщений, включая электротранспорт. Городской и пригородный транспорт представляется в виде автобусов; на данный момент ведется строительство Якутско-Амурской Железнодорожной магистрали, чье предназначение соединить Якутск с «большой землей».
г. Магадан.
Численность населения (по данным переписи за 2002г.) - 106425, центр Магаданской области и порт на северо-востоке России. В Магадане, довольно сильно развита горнодобывающая и рыбная промышленность, здесь производят тяжелую горную технику и запчасти к ней (Магаданский ремонтно-механический завод). Транспортная инфраструктура развита слабо. Федеральная автодорога «Колыма» - ключевое связующее звено между Магаданом и Якутией, а для северо-восточных районов Республики Саха - это единственный путь выхода к Охотскому морю. Наиболее востребованным средством передвижения на дальние следования считается воздушный транспорт.
Необходимость линии ВОЛС между городами обусловлена весьма похожей сферой деятельности как в Магадане, так и в Якутске. Ее наличие помогло бы обеспечить наиболее быструю и качественную связь, что является необходимым условием для успешной торговли и общего развития инфраструктуры этих городов.
трасса кабель сигнал оптоволокно
1. Расчет числа каналов на магистрали
Число каналов, связывающих заданные оконечные пункты, в основном зависит от численности населения в этих пунктах и от степени заинтересованности отдельных групп населения во взаимосвязи.
Количество населения в заданном пункте и его подчиненных окрестностях с учетом среднего прироста населения определяется по формуле:
где - численность населения по переписи,
p=2% - среднегодовой прирост населения,
t - период, определяемый как разность между назначенным годом проектирования и годом проведения переписи населения:
где - год составления проекта, то есть 2012,
- 2002 год, к которому относятся данные H0.
г. Якутск
г. Магадан:
Определим количество абонентов в зоне АМТС по формуле (средний коэффициент оснащенности населения примем за 0,4)
и - количество абонентов, обслуживаемых той или иной оконечной АМТС.
г.Якутск:
г.Магадан:
Количество телефонных каналов рассчитывается по формуле:
где б1 и - постоянные коэффициенты, соответствующие фиксированной доступности и заданным потерям; обычно потери задаются 5%, тогда ; ;
- коэффициент тяготения, ;
у - удельная нагрузка, т.е. средняя нагрузка, создаваемая одним абонентом, Эрл;
Кроме телефонных каналов между заданными городами необходимо организовать каналы для передачи следующих видов сообщений:
Телеграфных, nтг : 30% от телефонных,
Проводного вещания, nпв: 30% от телефонных,
Передачи данных, nпд: 8% от телефонных,
Транзитные каналы, nтр: 10% от телефонных,
Телевизионные каналы, nтв: 1600 (стандартное значение)
Отсюда, общее число каналов между двумя междугородними станциями заданных пунктов:
В это число включены также телевизионные каналы, поскольку проектируемая магистраль является частью магистральной первичной сети. Следовательно, нам нужно выбрать станцию, которая смогла бы обслуживать все 1742 канала.
2. Выбор кабеля и системы передачи
Для организации работы используется система 'Сопка-4М'', задействовано 1770 каналов, 28 будут находиться в резерве.
Таблица 1 - Характеристики системы передачи «Сопка-4М»
Характеристика |
Значение |
|
Число каналов ТЧ |
1920 |
|
Скорость передачи , Мбит/с |
139,264 |
|
Тип источника излучения |
ЛД |
|
Расстояние между ОРП, км |
240 |
Кабель используется универсальный (для прокладки в грунт и канализацию), марки ОМЗКГМ(Н)-10А-01-0,7-16-(7,0).
Конструкция кабеля:
Рисунок 1 - Конструкция ОМЗКГМ(Н)-10А-01-0,7-16-(7,0): 1. Оптическое волокно; 2. Гидрофобный заполнитель 3. Центральная трубка 4. Стальная проволока 5. Защитный шланг
Таблица 2 - Характеристика кабеля ОМЗКГМ(Н)-10А-01-0,7-16-(7,0)
Характеристика |
Значение |
|
Тип сердечника |
Повивный |
|
Тип оптических волокон |
ITU-T G.651 |
|
Число оптических волокон |
16 |
|
Материал силового элемента |
Стеклопластик |
|
Материал влагозащитной оболочки |
Защитная оболочка из полиэтилена |
|
Тип защитного покрытия |
Защитный шланг из безгалогенного ПЭ |
|
Строительная длина, км |
8 |
|
Допустимое тяговое усилие, кН |
7,0 |
3. Выбор и характеристика трассы ВОЛП
В таблицах 3.1 и 3.2 приведены характеристики левой и правой стороны трассы Якутск - Магадан.
Таблица 3.1 - Характеристика левой стороны трассы
Показатели |
Всего |
Участок |
|||||||||
ОП1- ОРП2 |
ОРП2-ОРП3 |
ОРП3-ОРП4 |
ОРП4-ОРП5 |
ОРП5-ОРП6 |
ОРП6-ОРП7 |
ОРП7-ОРП8 |
ОРП8-ОРП9 |
ОРП9-ОП10 |
|||
Протяженность трассы, км |
1862 |
238 |
240 |
223 |
118 |
200 |
238 |
132 |
134 |
209 |
|
Переходы через дорогу, переход |
20 |
3 |
2 |
2 |
2 |
0 |
5 |
2 |
3 |
1 |
|
автомобильные |
20 |
3 |
2 |
2 |
2 |
0 |
5 |
2 |
3 |
1 |
|
железные |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Переходы через реки, переход |
22 |
2 |
3 |
0 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
судоходные |
5 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
|
несудоходные |
17 |
1 |
2 |
0 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Таблица 3.2 - Характеристика правой стороны трассы
Показатели |
Всего |
Участок |
|||||||||
ОП1- ОРП2 |
ОРП2-ОРП3 |
ОРП3-ОРП4 |
ОРП4-ОРП5 |
ОРП5-ОРП6 |
ОРП6-ОРП7 |
ОРП7-ОРП8 |
ОРП8-ОРП9 |
ОРП9-ОП10 |
|||
Протяженность трассы, км |
1862 |
238 |
240 |
223 |
118 |
200 |
238 |
132 |
134 |
209 |
|
Переходы через дорогу, переход |
18 |
4 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
2 |
0 |
4 |
|
автомобильные |
18 |
4 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
2 |
3 |
4 |
|
железные |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Переходы через реки, переход |
22 |
1 |
2 |
1 |
3 |
4 |
6 |
3 |
1 |
1 |
|
судоходные |
4 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
|
несудоходные |
18 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
6 |
2 |
1 |
1 |
Вывод: Трасса будет проходить по правой стороне автодороги, так как данная трасса содержит наименьшее количество сложно преодолимых препятствий.
4. Расчет параметров передачи оптического волокна
Расчет числовой апертуры, нормированной частоты и числа мод.
Числовая аппертура оптического волокна определяет угол вводе излучения в оптическоге волокно при котором достигается режим полного внутреннего отражения.
Определим числовую апертуру по формуле:
где n1, n2 - показатели преломления сердцевины и оболочки соответственно.
Одним из главных параметров оптического волокна является нормированная частота. Данный параметр определяет режим работы оптического волокна.
Если нормированная частота находится в пределах 0 < < 2,405, то режим работы одномодовый, если > 2,405 - режим многомодовый.
Определим нормированную частоту :
где dс - диаметр сердцевины ОВ, мкм;
- длина волны излучателя, мкм;
,Гц
Так как результат расчета нормированной частоты 0 < < 2,405, то режим передачи заданного оптического волокна будет одномодовый.
Определим число направляемых мод для одномодового ступенчатого волокна:
Полученный результат расчета подтверждает одномодовый режим передачи оптического волокна.
Расчет ослабления сигнала ОВ
Ослабление сигнала в ОВ обусловлено собственными потерями и дополнительными кабельными потерями , обусловленными неоднородностями конструктивных параметров, возникающих при деформации и изгибе световодов в процессе наложения покрытий и защитных оболочек при изготовлении кабеля. Коэффициент затухания (ослабления):
Величина в реальных условиях составляет 0,1-0,3 дБ/км, в нашем случае примем ее равной 0,2 дБ/км. Собственные потери состоят из трех составляющих: ослабления за счет поглощения ; ослабления за счет наличия в материале ОВ посторонних примесей ; ослабления за счет потерь на рассеяние :
Тогда коэффициент затухания определяется по формуле:
дБ/км
Чем больше коэффициент затухания, тем меньше длина регенерационного участка.
4.3 Расчет дисперсии и пропускной способности ОВ
Полоса частот ?F, пропускаемая ОВ, определяет оббьем информации, который можно с заданным качеством передать по ОК. Теоретически по ОВ можно организовать огромное число каналов на большие расстояния, а практически ?F ограничена. Это обусловлено тем, что сигнал на другой конец приходит искаженным вследствие различия фаз его составляющих. Данное явление оценивают величиной уширения фи передаваемых импульсов.
Уширение импульса, отнесенное к 1 км, называют дисперсией. Для одномодового волокна дисперсия рассчитывается по формуле:
где ?л=2нМ - ширина спектра излучения источника; л=1,31мкм:
M(л)=-5 пс/(км•нм) - коэффициент удельной материальной дисперсии ОВ
B(л)=8пс/(км•нм) - коэффициент удельной волновой дисперсии ОВ.
,пс/км
Коэффициент широкополосности ДF, МГцкм определяет полосу частот, которую можно передать по волокну.
Коэффициент широкополосности ДF:
=166,6 МГцкм
Система передачи работать по этому волокну может, так как ?F больше скорости передачи fт : ?F=166,6 МГцкм > fт=139,264 Мгц.
5. Расчет длины регенерационного участка
Длина регенерационного участка определяется двумя параметрами: затуханием и дисперсией оптического волокна. Расчет необходимо производить с учетом данных параметров.
Длина регенерационного участка определяется по формулу (5.1):
(5.1)
где - минимальная мощность сигнала на входе фотоприемника регенератора;
- мощность сигнала на выходе регенератора;
an, ap - потери в неразъемных и в разъемных соединениях соответственно;
- строительная длина кабеля;
- коэффициент затухание ОВ.
,км
Длина регенерационного участка по дисперсии определяется по формуле (5.2):
(5.2)
где fт - тактовая частота, Гц. fт = 139,264 МГц.
,км
Из полученных значений выбираем наименьшее, следовательно, длина регенерационного участка должна быть не более 82,4 км.
(5.3)
Для секции ОП1 - ОП2 равно:
nру=
На рисунке 3 представлена схема размещения НРП:
Рисунок 3 - Схема размещения НРП
6. Составление сметы на строительство ВОЛП
Смета на строительство является основным документом, по которому осуществляется планирование капитальных вложений, финансирование и расчет между подрядчиком и заказчиком за выполнение работы.
Смета на строительство проектируемой ВОЛП представлена в таб. 4.
Таблица 4 - Смета на строительство проектируемой ВОЛП
Наименование работ и материалов |
Ед. изм. |
Кол-во на всю линию |
Стоимость материалов и работ, руб. |
Зарплата, руб. |
|||
На ед.изм |
На всю линию |
На ед.изм |
На всю линию |
||||
Кабель |
км |
178.5 |
42760 |
7632660 |
|||
Прокладка кабеля кабелеукладчиком |
км |
161.75 |
6600 |
1067550 |
17100 |
2765925 |
|
Прокладка кабеля вручную (с учетом рытья и засыпки траншеи) |
км |
8.75 |
6300 |
55125 |
5800 |
50750 |
|
Строительство телефонной канализации |
км |
4 |
10200 |
40800 |
3000 |
12000 |
|
Протягивание кабеля в канализации |
км |
4 |
1370 |
5480 |
750 |
3000 |
|
Устройство переходов через шоссейные и ж.д дороги |
переход |
15 |
4500 |
67500 |
13900 |
208500 |
|
Устройство переходов через реки |
переход |
9 |
8100 |
72900 |
12100 |
108900 |
|
Монтаж, измерение и герметизация муфт |
шт |
30 |
2880 |
86400 |
3600 |
36000 |
|
Итого, руб |
9028415 |
3185075 |
|||||
Заработная плата, руб |
3185075 |
||||||
Накладные расходы на заработную плату 87% от 3185075, руб |
2771015,25 |
||||||
Итого (9028415+1,87*3185075), руб |
14984505,25 |
||||||
Плановое накопление 8% от 14984505,25, руб |
1198760,42 |
||||||
Всего по смете, руб |
16183256,67 |
Количество муфт на регенерационном участке рассчитывается по формуле (6.1):
(6.1)
где - длина регенерационного участка,
- строительная длина кабеля.
Стоимость канало-километра определяется по формуле (6.2)
(6.2)
где С - стоимость канало-километра, руб/канкм,
nab - количество каналов, которые задействованы,
- длина магистрали на участке ОП1-ОП2, км
7. Расчет надежности ВОЛП
Надежность - комплексное свойство, которое в зависимости от условий строительства и эксплуатации, может включать долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость, либо определенное сочетание этих параметров. Надежность ОК - свойство сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения.
Коэффициент готовности ВОЛС выражает оценку вероятности того, что ВОЛС окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течении которых он подвергается профилактическому контролю.
Среднее число отказов ОК за счет внешних повреждения на 100 км кабеля в год м=0,34.
Интенсивность отказов ОК за 1 час на длине трассы ВОЛП определится по формуле (7.1)
(7.1)
где L - длина проектируемой магистрали,
8760 - количество часов в году.
Интенсивность отказов линейного тракта определится по формуле (7.2):
(7.2)
где лk - интенсивность отказов на одном километре кабеля в час,
- интенсивность отказов на ОП в час,
- интенсивность отказов на НРП в час,
Наработка на отказ - среднее значение времени наработки между двумя последовательными отказами.
Наработка на отказ линейного тракта определяется по формуле (7.3):
(7.3)
=7633,6 часов
Время восстановления ОК - продолжительность восстановления работоспособного состояния двух или нескольких ОВ.
Среднее время восстановления линейного тракта определяется по формуле (7.4):
(7.4)
где =10 ч - среднее время восстановления 1 км кабеля,
=0,5 ч - среднее время устранения повреждения на ОП,
=2,5 ч - среднее время устранения повреждения на НРП.
=5,7 часов
При существующей на эксплуатации стратегии восстановления, начинающегося с момента обнаружения отказа, коэффициент простоя определяется по формуле (7.5):
(7.5)
=0,00075
Коэффициент готовности линейного тракта определяется по формуле (7.6):
(7.6)
=0,99925>0,9985
Суммарное значение и рано единице. Так как коэффициент готовности >0,9985, то параметры надежности соответствуют современным требованиям.
Заключение
Был произведен расчет числа каналов, связывающих города Москва и Рязань. В результате вычислений в данной курсовой работе был произведен расчет количества каналов передачи на магистрали, между городами Москва - Рязань (на первом этапе будет задействовано 6150 каналов, а 24 каналов останется в резерве); был произведен выбор системы передачи и кабеля; был произведен выбор и характеристика трассы, оборудования, произведен расчет параметров трассы, рассчитана длина регенерационных участков, составлена смета затрат на строительство проектируемой ВОЛП и рассчитана стоимость канало-километра (1 кан/км=15,09 руб/канкм), а также рассчитаны коэффициенты надежности и готовности.
Библиография
1. Физические основы передачи информации по ВОЛС: методические указания по выполнению курсового проекта / Е.И. Гниломёдов - Екатеринбург: УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ» 2014.
2. Атлас автомобильных дорог России
3. Горлов Н.И., Микиденко А.В., Минина Е.А. Оптические линии связи и пассивные компоненты ВОСП. - Новосибирск, 2012
4. Э.Л. Портнов. Принципы построения первичных сетей и оптические кабельные линии связи. - М.: Горячая линия - Телеком, 2009