Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений

Работа из раздела: «Психология»

                                  АННОТАЦИЯ
    на научную работу “Психологические подходы к изучению теории личности
                         и межличностных отношений”.

                                                         Девиз “Психология”.

      В первой главе автор рассматривает психологическую теорию личности  по
Зигмонду Фрейду.  Акцентирует внимание на следующие вопросы:
      Структура личности.  Разработанная  З.Фрейдом  психологическая  теория
личности,  весьма  популярная  в  странах  Запада.   Он  считал,  что   лишь
незначительная часть того, что на самом деле происходит в  душе  человека  и
характеризует его как личность, актуально им осознается.   Только  небольшую
часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить.
      Структура личности по Фрейду имеет три состояния.
      “Оно”-  собственно  бессознательное,  включающие  глубинные  влечения,
мотивы и потребности.
      “Я”- сознание.
      “Сверх Я”- представлено на сознательном и бессознательном уровне.
      “Оно”- действует с принципом удовольствия.
      “Я”- ориентируется на принципе реальности.
      “Сверх Я”- идеальными представлениями - принятыми в  обществе  нормами
морали и ценностями.
      “Оно”-  является  продуктом  унаследованного  человеком  от   животных
биологического   опыта   или   неосознаваемым   результатом   неблагоприятно
сложившегося индивидуального опыта жизни.
      “Я”- это, как правило самосознание человека, восприятие  и  оценка  им
самим собственной личности и поведения.
      “Сверх Я”- это итог воздействия на сознание  и  подсознание  человека,
принятие им  норм  и  ценностей  общественной  морали.   Основные  источники
формирования “Сверх Я”- это родители, учителя, воспитатели, другие  люди,  с
которыми данный человек вступал в длительное общение и  личные  контакты  на
протяжении жизни.
      Такие, выделенные Фрейдом понятия, как сознательное и  бессознательное
помогают   нам   воздействовать   на   поведение   личности.    При   умелом
использовании знаний о бессознательном можно  выявить,  а  в  последствии  и
воздействовать на личность с девиантным поведением.  Это является  одной  из
важных задач в деятельности офицера-воспитателя воинского коллектива.
      Следующий подвопрос защитные механизмы личности.
      Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных  состояний  человек  с
помощью “Я” вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.
      1.  Отрицание.  Когда реальная действительность  для  человека  весьма
неприятна,  он  “закрывает  на  нее  глаза”,  прибегает   к   отрицанию   ее
существования, или старается снизить серьезность возникающей для его  “Сверх
Я” угрозы.
      2.  Подавление.  В отличие  от  отрицания,  которое  в  большей  части
относится  к  информации,  поступающей  из  вне,  подавление   относится   к
блокированию со стороны “Я” внутренних импульсов и угроз, идущих  от  “Сверх
Я”.
      3.  Рационализация.  Этот способ разумного оправдания любых  поступков
и действий противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство.
      4.  Формирование реакции.  Иногда люди могут скрывать  от  самих  себя
мотив собственного поведения за счет его подавления через  особо  выраженный
и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.
      5.  Проекция.  Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности,
которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают.
      6.  Интеллектуализация.  Это своеобразная попытка уйти из эмоционально
угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в  абстрактных,
интеллектуализированных терминах.
      7.  Замещение.  Оно выражается в частичном,  косвенном  удовлетворении
неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.
      Изложенная выше информация представляет огромный интерес для  офицера-
воспитателя.
      Во  второй  главе  автор  уделяет  внимание  аналитической  психологии
К.Г.Юнга.
      Аналитическая  психология  -  одна  из  школ   глубинной   психологии,
базирующаяся  на  понятиях  и  открытиях  человеческой  психики,   сделанных
швейцарским психологом К.Г.Юнгом.
      Задача аналитической психологии - раскрыть  психический  мир  человека
как естественное целое явление.
      Юнг разработал психологические типы личности.  Юнг считал исследование
психики наукой будущего.
      Прежде всего Юнг различал два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
      Экстраверт  характеризуется  врожденной  тенденцией  направлять   свою
психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носители энергии с  внешним
миром.  Данный тип естественно  и  спонтанно  проявляет  интерес  и  уделяет
внимание  объекту   -   другим   людям,   предметам,   внешним   манерам   и
благоустройству.
      Интроверт же характеризуется тем, что устремляет  психическую  энергию
вовнутрь своего либидо, связывая психическую  энергию  со  своим  внутренним
миром мысли, фантазии или чувства.  Такой тип уделяет  значительный  интерес
и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам.
      Любой реальный человек имеет в себе  обе  тенденции,  но  обычно  одна
развита несколько больше, нежели другая.
      Экстраверсия и интроверсия  всего  лишь  две  из  многих  особенностей
человеческого   поведения.    В   дополнение    ним   Юнг   выделял   четыре
функциональных типа,  четыре  основные  психологические  функции:  мышление,
чувство, ощущение, интуиция.
      За частую еще одна функция может быть достаточно развита,  приближаясь
по степени активности к ведущей  функции.   Она  представлена  другой  парой
противоположностей.   В  соответствии  с  ведущей  функцией  можно  выделить
четыре  функциональных  типа:   мыслительный,   чувствительный,   сенсорный,
интуитивный.
      В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями  с
тем, чтобы  давать  соответствующий  адекватный  ответ  на  любые  жизненные
запросы.
      В третьей главе представлен трансакционный  анализ  Э.Берна.   В  этой
главе рассмотрены два вопроса, которые заслуживают особого внимания.
      Структурный анализ.  Берн обнаружил, что  люди  ведут  себя  так,  как
будто они читают театральный сценарий.  Эти  наблюдения  привели  Э.Берна  к
развитию теории, называющейся трансакционный анализ.
      Трансакция  -  единица  общения.   Люди,  находясь  в  одной   группе,
неизбежно  заговорят  друг  с   другом   или   иным   путем   покажут   свою
осведомленность о присутствии друг  друга.   Это  называется  трансакционным
стимулом.  Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в  ответ  что-
то скажет или сделает.  Это называется трансакционной реакцией.
      Трансакции следуют друг за другом в  определенной  последовательности.
Эта последовательность  не  является  случайной,  а  планируется  обществом,
реальной ситуацией или личностными особенностями.
      Трансакционный  анализ  содержит  четыре  вида  анализа:   структурный
анализ, анализ трансакций, анализ игр, анализ сценария.
      Второй вопрос психологическая характеристика  игр,  в  которые  играют
люди.
      Люди  играют  в  психологические  игры  как  бридж,  шашки  и  другие.
Психологические игры имеют скрытую цель и в них играют не для  удовольствия.
   Берн   определяет   психологическую   игру    как    часто    повторяемую
последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую  внешнее  разумное
обоснование.
      Игры препятствуют честным, откровенным  и  открытым  отношениям  между
игроками.  Несмотря на это люди играют в психологические  игры,  потому  что
они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее  мнение  о
себе и других, и наконец, превращаются в их судьбу.
      Игры имеют две основные характеристики:
      - скрытые мотивы;
      - наличие выигрыша.
      Игры   индивидуально   программируются.    Каждая    личность    имеет
психологический сценарий и  живет  в  культуре,  которая  также  имеет  свои
сценарии.
      Достоинство концепции Э.Берна заключается  также  и  в  том,  что  она
ставит  своей  целью  формирование  искренней,   честной,   доброжелательной
личности.

ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru