Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Зависимость типа "эмоционального выгорания" от характера эмоциогенной ситуации

Работа из раздела: «Психология»

/

/

Зависимость типа «эмоционального выгорания» от характера эмоциогенной ситуации

(Дипломная работа)

Содержание

Введение

Глава 1. Определение феномена «эмоционального выгорания»

1.1 Аналитический обзор литературы по проблематике исследования феномена «эмоционального выгорания»

1.2 Формы проявления признаков «эмоционального выгорания»

1.3 Факторы, влияющие на формирование «эмоционального выгорания»

Глава 2. Построение теоретической модели феномена «эмоционального выгорания»

2.1 Характеристика различных видов эмоционального реагирования

2.2 Структура эмоционального явления

2.3 Эмоции успеха/неуспеха как основные предпосылки формирования «эмоционального выгорания»

2.4 Влияние ведущих ценностей на динамику развития феномена «эмоционального выгорания»

2.4.1 Понятие ценности, ее место и роль в структуре личности

2.4.2 Понятие ценностных ориентаций личности

Глава 3. Описание практической части исследования

3.1 Методическое обоснование

3.2 Порядок работы

3.3 Результаты

Выводы

Заключение

Литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение3

Приложение 4

Введение

Начать свою работу я хочу с объяснения того, каким образом я пришла к изучению феномена «эмоционального выгорания». Меня всегда интересовали вопросы, почему разные люди по-разному выражают собственные эмоции: некоторые ярко, импульсивно, непосредственно, открыто, другие - сдержанно, отстраненно, как бы через призму разума (и в этом плане опосредованно), третьи долгое время находятся в подавленном состоянии, и этот факт не позволяет им адекватно выражать эмоции; одни осознают и открыто говорят о собственных эмоциях, другие не могут понять, что или кто вызвал такую эмоцию. Поэтому с младших курсов я занималась изучением эмоций и их влиянием на межличностное общение (что вызывает эмоции и эмоциональные состояния, каким образом люди распознают эмоции, как реагируют в ответ, как это влияет на поведение человека и его жизнедеятельность в целом). Наблюдая за поведением людей, я заметила, что одинаковые ситуации могут вызывать у разных людей совершенно различные (а иногда и противоположные эмоциональные отклики). Возник вопрос, какие основные факторы (внешние и внутренние) влияют на восприятие и переработку ситуаций.

Разбирая методики для диагностики эмоциональности людей, я нашла описание методики для диагностики уровня «эмоционального выгорания» В.В. Бойко. Интересным показались следующие факты: во-первых, что методика представляет собой описание симптомов при «выгорании», и нигде не упоминается модель, согласно которой была выстроена эта методика, во-вторых, что «выгорание» рассматривается как профессиональный стереотип поведения, хотя большинство симптомов (эмоциональное отстранение, истощенность, неадекватное эмоциональное реагирование, сложности в выражении собственных эмоций) можно наблюдать не только в профессиональной деятельности, а и во всех основных сферах жизнедеятельности человека. Я обратилась к изучению литературы по данному вопросу.

В конце 20-го века большой интерес исследователей привлек феномен «эмоционального выгорания», как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, докторов, руководителей, юристов, работников сферы обслуживания и т.д.). Основными компонентами «выгорания» в данный момент считают эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.

Показано наличие синдрома «эмоционального выгорания» у учителей (Форманюк, 1994; Румянцева, 1998), у врачей и медицинских сестер (Абрамова, Юдчиц, 1998; Малышева, 2000; Dierendonck, 1994; Schaufeli, Yanczur, 1994), у ученых (Noworol, Marek, 1994), у управленцев (Водопьянова и др., 1997). Таким образом, этот синдром, очевидно, довольно распространен среди многих профессий, в том числе и не исследованных психологами.

В данное время синдром «выгорания» (burnout) довольно широко известен и исследуется в зарубежной психологии. Что касается отечественной науки, то данный феномен как самостоятельный практически не изучался (можно назвать только работы Аминова, Форманюк Т.В.[33], Барабановой [3], Водопьяновой [12], Румянцевой[29]). В имеющихся работах он либо обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой проблематики. Кроме того, необходимо отметить, что, по сравнению с зарубежными специалистами, отечественные психологи заинтересовались изучением данного феномена не так давно (начиная с 1991 года).

На наш взгляд, исследование «выгорания» в нашей стране незаслуженно обходится стороной, поскольку, как отмечают многие авторы (Маслач, Холмлгорова, Гаранян), именно «эмоциональное выгорание» лежит в основе многих депрессивных, тревожных и соматоморфных расстройств.

Депрессия - один из главных показателей феномена «эмоционального выгорания» на его глубокой стадии развития, когда дефицит эмоций распространяется на другие сферы жизни человека. По данным Национального комитета по психическому здоровью США, к 2020 г. депрессия выйдет на второе место в мире после сердечно-сосудистых заболеваний как причина утраты трудоспособности среди населения. Кроме того, в нашей стране за последние 5 лет число эмоциональных расстройств увеличилось в 3 раза. Поэтому исследование данного феномена является существенным и необходимым для построения успешной практической работы с людьми, находящимися в тревожных и депрессивных состояниях. В этом заключается практическая необходимость исследования данного феномена.

Можно отметить, что до настоящего момента основным теоретическим вопросом, связанным с темой феномена «эмоционального выгорания», являлся следующий: «Каковы личностные черты человека, наиболее подверженного «эмоциональному выгоранию»»? Поэтому большинство известных работ посвящено описанию феномена «выгорания» и установления зависимости с индивидуальными чертами и поведенческими паттернами. В результате этой немаловажной работы был получен довольно большой перечень личностных качеств и свойств, а так же их коррелятов в поведении человека, позволяющий распознавать феномен, отделять его от ряда других поведенческих феноменов.[14, 25]

Итогом этой работы, поведенной за последние 30 лет, стало создание методик, позволяющих диагностировать «эмоциональное выгорание» (например, «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, методика «MBI» К. Маслач и ряд других зарубежных методик).

В данное время исследуются те внешние факторы, которые в наибольшей мере способствуют появлению и развитию феномена «эмоционального выгорания» у людей, работающих в сфере «Человек-Человек». Кроме того, совсем недавно феномен был обнаружен у представителей «несоциальной» сферы, и изучение в этой области является перспективным. [25]

Таким образом, исследования, посвященные выявлению зависимости между индивидуальными и организационными факторами и «выгоранием», за рубежом ведутся постоянно, благодаря чему расширяется перечень факторов, способных повлиять на формирование и развитие «выгорания».

Однако, накопленный за всю историю изучения данного феномена материал не позволяет работать с теми людьми, которые уже давно находятся под влиянием «эмоционального выгорания». Как следствие фактора времени (продолжительность действия эмоциогенных факторов), симптомы данного феномена распространяются на другие сферы жизнедеятельности (семейные отношения, межличностные отношения вне работы, отдых) и теряется связь с источником формирования «выгорания» в данном случае - стрессогенными условиями работы. Человек привыкает жить в подавленном, обедненном эмоциями, депрессивном состоянии, и, устранив «вредные» стрессогенные факторы на работе, ситуация не изменится, а, возможно, усугубится.

Все эти трудности практического характера будет невозможно преодолеть до тех пор, пока не будет выработан понятийный аппарат, позволяющий вскрыть механизм «эмоционального выгорания». И в этом заключается необходимость теоретической проработки структуры и механизма «выгорания».

Данная дипломная работа - попытка теоретически вскрыть и обосновать этот механизм.

Основной недостаток существующих подходов к изучению «эмоционального выгорания» мы видим в следующем: эмоциональные явления, как составляющие «выгорания» рассматриваются как бы сами по себе, то есть описывается их симптоматика на психологическом, физиологическом уровне, но не устанавливается причинная обусловленность их возникновения.

Попытки связать возникновение «эмоционального выгорания» с личностными характеристиками и организационными факторами (особенностями внешних условий) не имели успеха: до сих пор не было установлено однозначной и достоверной связи ни с одним из факторов, равно как и с личностными характеристиками. Иными словами, науке не удалось выделить так называемую «группу риска», в наибольшей степени подверженной «выгоранию». Выгорают абсолютно разные (по психологическим характеристикам) люди и в совершенно разных условиях. И те факторы, которые для одного человека оказались решающими в формировании «эмоционального выгорания», для другого не сыграют никакой роли.

Выход из сложившегося научного затруднения мы видим в понимании эмоций, и, следовательно, «эмоционального выгорания» как аффективно-когнитивно-мотивационный гештальт (в терминологии Л.М. Веккера). [10]

Связка эмоции - мотивация зарубежными авторами практически не рассматривается. По мнению же большинства отечественных авторов, [7, 9, 10, 19, 26, 28, 30], эмоциональная структура личности тесно взаимосвязана с мотивационной. И эта зависимость носит двухсторонний характер: с одной стороны, эмоции сигнализируют человеку о том, насколько удовлетворены его потребности, реализованы жизненные планы, с другой стороны, эмоции этим своим сигналом побуждают человека к продолжению деятельности или ее остановке, направляют и изменяют ее, таким образом, регулируя жизнедеятельность.

И, как следствие того, что мотивирующая функция эмоций (с помощью которой человек узнает, насколько реализованы его жизненные планы, насколько он приблизился к достижению цели) не рассматривается зарубежными психологами, появляется упрощенное понимание эмоциогенной ситуации, как обстоятельств жизни, требующих от индивида таких действий и условий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или превосходят имеющиеся у него резервы. [14] Традиционно, к эмоциогенным ситуациям относят следующие ситуации:

§ недостаток приспособительных возможностей, ограниченность наличного ресурса (новизна, необычность, внезапность ситуации)

§ избыточная мотивация (фрустрация, конфликт, присутствие других и т.д.).

Таким образом, к числу эмоциогенных ситуаций, способствующих формированию «выгорания» традиционно относят внешние воздействия. В связи с этим возникает неразрешимый вопрос: «Почему находясь в одинаковых условиях один человек эмоционально «выгорает», а другой - нет?»

На наш взгляд, эмоциогенной можно считать ту ситуацию, которая угрожает или затрудняет реализацию или утверждение ведущих ценностей, тех ценностей, которые направляют и регулируют жизнедеятельность человека. Поэтому, учитывая различия в системах ценностей у разных людей, для одного человека какие-либо ситуации будут эмоциогенными (если затруднена реализация этих ценностей) и, как следствие, возникнет «выгорание», а для другого эти же ситуации будут являться нейтральными, так как не угрожают реализации доминирующих ценностей. Можно сказать, что в настоящее время исследователями не учитывается та ценность, которая в определенных условиях может быть потеряна или уничтожена. Для того, чтобы сохранить, защитить, утвердить данную ценность, субъект прибегает к различным приемам изменения ситуации, как правило, это психологическая защита в виде «эмоционального выгорания». Какие же ценности способствуют формированию «выгорания»?

В современной культуре за последние 3-4 десятилетия довольно распространился культ успеха и достижения, а также культ конкурентности и силы, способствующие росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде депрессии, тоски, страха, агрессии [34]. В таблице 1 приведены основные уровни жизнедеятельности человека, в которых отражается влияние индивидуальных ценностей, являющихся воплощением этих культурных «культов».

По нашей гипотезе, особые ценности и установки, являющиеся воплощением этих культов, а также поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях (общественное признание, высокое материальное положение, престиж, высокая эффективность в делах, продуктивная жизнь, высокий самоконтроль и другие так называемые «ценности самоутверждения и профессиональной самореализации»), создают психологическую предрасположенность к возникновению «эмоционального выгорания», поскольку симптоматика «выгорания» весьма схожа с данными, представленными в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни

Макросоциальный

Социальные ценности и стереотипы, способствующие росту отрицательных эмоций и затрудняющие их переработку

Культ успеха и достижения

Культ силы и конкурентности

Семейный

Особенности семейной системы, способствующие фиксации данных ценностей на индивидуальном уровне

Высокие родительские требования и ожидания, высокий уровень критики

Недоверие к другим людям (вне семьи), сверхконтроль за своим поведением и поведением других людей

Межличностный

Трудности в построении близких отношений с людьми и получении эмоциональной поддержки

Высокие требования и ожидания от других людей

Негативные ожидания от других людей

Личностный

Личностные установки, способствующие негативному восприятию жизни, себя, других и затрудняющие самопонимание

Скрытая неуверенность

Скрытая враждебность

Поведенческий и симптоматический

Тяжелые эмоциональные состояния, социальная дезадаптация

Пассивность, тоска и недовольство собой, чувство разочарованности в других

Поведение избегания, ощущение беспомощности, тревога, страх критического отношения к себе

Если эта гипотеза верна, то она объясняет 2 факта:

1) что феномен «эмоционального выгорания» исследователи рассматривают как профессиональное «выгорание», поскольку именно профессиональная деятельность (независимо от ее специфики), прежде всего, позволяет реализовывать данные ценности.

2) феномен «выгорания» был впервые замечен и описан в США, где в самой культуре заложены данные ценности, и только спустя 2 десятилетия исследованием данного феномена стали заниматься в России (в связи с увеличением эмоциональных расстройств), когда в обществе стали активно поощряться западные ценности.

Кроме того, традиция изучения феномена «выгорания» подразумевает изучение данного феномена, как феномена, возникающего в рабочих условиях, и только затем распространяющегося на другие сферы жизнедеятельности человека. По мнению автора данной работы, делать такое заключение неправомерно, поскольку человеческое общение и отношения вообще не сводятся к взаимоотношениям с сотрудниками, руководством и клиентами. Это лишь один, далеко не единственный, аспект возникновения «выгорания», наряду с семейными и межличностными отношениями. «Эмоциональное выгорание» мы предлагаем рассматривать как эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного невозможностью или затруднением реализации ведущих ценностей в различных областях жизни человека.

Проследить динамику трансформации ценностей из культурных, поощряемых в социуме, в индивидуальные, личностные - отдельная задача, требующая своего научного и методического обоснования.

Целью же данной дипломной работы является выявление влияния ценностных ориентаций (как основного компонента эмоциогенной ситуации) на формирование и развитие феномена «эмоционального выгорания».

Структура данной работы предусматривает постановку следующих задач:

1. Определить понятие феномена «эмоциональное выгорание» в современной научной литературе

2. Описать область теоретических положений, вскрывающих механизм «эмоционального выгорания».

3. Описать взаимосвязь между доминирующими ценностными ориентациями человека (как основного компонента эмоциогенной ситуации) и формированием «эмоционального выгорания».

4. Подобрать инструментальные средства (методики) для выявления зависимости между ведущими ценностями и «эмоциональным выгоранием», методически обосновать данный выбор.

5. Проанализировать полученный эмпирический материал.

6. Оформить возможные дальнейшие этапы исследования.

Таким образом, предметом нашего исследования является зависимость «эмоционального выгорания» от реализации человеком ведущих ценностей профессиональной самореализации.

Гипотеза:

Возникновение феномена «эмоционального выгорания» зависит от характера эмоциогенной ситуации. В качестве ведущего показателя эмоциогенной ситуации выступают приоритетные ценности, которые реализуются преимущественно в профессиональной деятельности:

o Ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, высокое материальное положение, общественное признание).

Частные гипотезы:

Если в профессиональной деятельности человеком реализуются ведущие ценности профессиональной самореализации, то «эмоциональное выгорание» не возникает.

Если в профессиональной деятельности человека не реализуются ведущие ценности профессиональной самореализации, то возникает «эмоциональное выгорание».

Объектами исследования выступили люди (мужчины и женщины) в возрасте от 23 до 61 года, занятые различными видами профессиональной деятельности (педагоги, инженеры, продавцы, строители, консультанты, руководители). Особо отмечаем, что специфика профессии в данном исследовании не имела значения, поскольку рассматриваемые нами личностные ценности «профессионального самоутверждения» реализуются в любой профессии. Конечно, каждой профессии присущи специфичные ценности, например, для врача будет важным благополучие пациентов, но в данной работе речь идет о том, что помимо этих сугубо специфичных ценностей, в наше время в культуре распространились ценности «достижения», которые усугубляют положение в плане возникновения «выгорания». И «выгорание» возникает как раз на фоне нереализации этих ценностей.

Глава 1. Определение феномена «эмоционального выгорания»

1.1 Аналитический обзор литературы по проблематике исследования феномена «эмоционального выгорания»

Четкого определения «эмоционального выгорания» не существует в научной литературе до сих пор.

Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) ввел американский психиатр Х.Дж.Фрейденберг (Freudenberger, 1974) для характеристики «психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи».[35]

Другой основоположник идеи выгорания, Кристина Маслач (C. Maslach, 1983) определяет это понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам»[35]. Mаслач подчеркивает, что выгорание - это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением».

По данным ряда авторов (Хартман, Джонсон), «выгорание» можно приравнять к третьей стадии развития стресса - стадии истощения (в теории Г.Селье). На стадии истощения индивидуум неспособен к какому-либо приспособлению или сопротивлению. Вместе с психологическим ощущением истощения, опустошенности или даже вместо них появляются физиологические признаки стресса - гипертония, головные боли, хроническая усталость и др.[31]. Все же, момент, когда стресс, как реакция на эмоциогенную ситуацию, переходит в «выгорание», ясно не определен. [37]

Таким образом, первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Затем феномен «эмоционального выгорания» был детализирован, в результате чего выделился его синдром (Maslash,1982; Pelman,1989; Hartman,1982). Б.Пельман и Е.Хартман, обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность.

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут по началу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.

Потеря ощущения личных достижений (редукция личных достижений) проявляется в снижении самооценки, сомнениях по поводу своей профессиональной компетентности (в негативном отношении к себе и своей работе), недовольстве собой, негативном отношении к себе как к личности.

1.2 Формы проявления признаков «эмоционального выгорания»

Подводя итог вышесказанному, можно выделить три формы проявления признаков «эмоционального выгорания» (некоторые из которых являются бессознательной попыткой получить облегчение без идентификации проблемы):

1.Физические

§ Усталость

§ Чувство истощения

§ Восприимчивость к изменениям показателей внешней среды

§ Астенизация

§ Частые головные боли

§ Расстройства желудочно-кишечного тракта

§ Избыток или недостаток веса

§ Одышка

§ Бессонница

§ Нарушения аппетита

2.Поведенческие

§ Работа становится все тяжелее и тяжелее, а способность выполнять ее - все меньше и меньше

§ Рано приходит на работу и остается надолго

§ Поздно появляется на работе, и рано уходит

§ Берет работу домой

§ Обращает внимание на детали

§ Дистанцируется от клиентов и стремится к дистанцированию от коллег

§ Избегает любые контакты

§ Злоупотребляет алкоголем и (или) наркотиками

3.Психологические

§ Испытывает неопределенное чувство, будто что-то не так (чувство неосознанного беспокойства)

§ Чувство скуки

§ Снижение уровня энтузиазма

§ Чувство обиды

§ Чувство разочарования

§ Неуверенность

§ Чувство вины

§ Чувство невостребованности

§ Легко возникающее чувство гнева

§ Раздражительность

§ Подозрительность

§ Чувство всемогущества (власть над судьбой пациента)

§ Ригидность

§ Неспособность принимать решения

§ Повышенное чувство ответственности за пациентов

§ Общая негативная установка на жизненные перспективы

Иными словами, burnout («эмоциональное выгорание») - группа симптомов, появляющихся вместе. Однако, все симптомы ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание - процесс сугубо индивидуальный.

1.3 Факторы, влияющие на формирование «эмоционального выгорания»

Анализ конкретных исследований феномена «эмоционального выгорания» показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих «выгорание». Традиционно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. На основании обобщения материала по изучению некоторых классификаций нами предлагается следующая рабочая схема факторов (таблица 1.3.).

Таблица 1.3.

Факторы, оказывающие влияние на формирование «выгорания».

Индивидуальные факторы

Организационные факторы

Социально-демографические

§ Возраст

§ Пол

§ Уровень образования

§ Семейное положение

§ Стаж работы

Личностные особенности

§ Выносливость

§ Локус контроля

§ Самооценка

§ Тип поведения А

§ Нейротизм (тревожность)

§ Экстраверсия/интроверсия

Условия работы

§ Рабочие перегрузки

§ Дефицит времени

§ Продолжительность рабочего дня

Содержание труда

§ Число клиентов

§ Острота их проблем

§ Глубина контакта с клиентом

§ Участие в принятии решений

§ Самостоятельность в своей работе

Также в современной литературе в качестве отдельного выделяется ролевой фактор.

Ролевой фактор. Значимость этого фактора подчёркивается в исследованиях Кондо, Шваба, Кюйнарпуу. [14, 35, 36] Под ролевым фактором понимаются нечёткие служебные обязанности, непостоянные ожидания, противоречивые требования и общая атмосфера неуверенности. К. Кондо относит на счёт этого фактора те профессиональные ситуации, в которых совместные действия в большей мере не согласованы, когда нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, в то время как продукт труда зависит от слаженности действий (Kondo, 1991; Kuunarpuu,1984).

Кроме того, имеются данные, указывающие на то, что «выгорание» очень «инфекционно» и может быстро распространяться среди сотрудников одной организации или подразделения организации.[37] Кроме индивидуальной симптоматики каждого из профессионалов, в таких организациях можно выделить ряд групповых признаков:

Высокая текучесть кадров (частая смена персонала).

Снижение вовлеченность сотрудников в работу.

Поиск «козла отпущения», «крайнего».

Антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок.

Режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности.

Развитие критического отношения к сотрудникам.

Недостаток сотрудничества среди персонала.

Прогрессирующее падение инициативы.

9. Рост чувства неудовлетворенности от работы.

10.Проявления негативизма относительно роли или функции организации.

Как уже отмечалось выше, проведенные исследования не установили достоверной связи ни с одним из факторов, которые рассматриваются в качестве факторов, обуславливающих появление «выгорания». Более того, в разных исследованиях можно наблюдать совершенно противоположные выводы.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что при достаточно детально описанной феноменологии «выгорания» на разных уровнях (психологическом, физиологическом и поведенческом) остается неясной структура данного феномена как явления именно эмоционального аспекта жизни человека. Поэтому необходимо обратиться к определению основных понятий психологии эмоций, позволяющих описать такую структуру.

Глава 2. Построение теоретической модели феномена «эмоционального выгорания»

2.1 Характеристика различных видов эмоционального реагирования

Большинство авторов предлагают выделять в многообразных появлениях эмоциональной сферы личности 3 уровня.[7, 10, 14, 19, 26, 28, 30]

1. Эмоциональный тон ощущений.

Эмоциональный тон ощущений является филогенетически наиболее древней эмоциональной реакцией. Он связан с переживанием удовольствия/неудовольствия в процессе ощущения. Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений: приятный или неприятный вкус продуктов, приятный или неприятный запах и т.д. Следовательно, это контактный вид эмоционального реагирования.

2. Эмоциональный тон впечатлений.

Эмоциональный тон впечатлений, в отличие от эмоционального тона ощущений, может быть бесконтактным, т.е. не связанным с прямым воздействием физического или химического раздражителя, а является следствием представления (например, воспоминания о приятно проведенном отпуске, о победе любимой команды, о своем удачном выступлении и т.д.).

Очевидно, этот эмоциональный тон тоже связан с центрами «удовольствия/неудовольствия», только их возбуждение идет не через афферентные пути, а более сложным путем - через корковые отделы, связанные с психической деятельностью человека: пониманием содержания книги, восприятием музыки и др. Поэтому можно говорить о том, что эмоциональный тон впечатлений имеет социализированный характер.

Функции эмоционального тона ощущений и впечатлений.

1) Ориентировочная - состоит в сообщении организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно оно или от него надо избавиться.

2) Обеспечение обратной связи, задача которой - сообщать человеку, что имевшаяся биологическая потребность удовлетворена (и тогда возникает положительный эмоциональный тон - удовольствие) или не удовлетворена (и тогда возникает отрицательный эмоциональный тон - неудовольствие).

3) Необходимость проявлять определенные виды поведения до тех пор, пока не будет достигнут нужный организму результат.

3. Собственно эмоция как реакция на ситуацию и событие.

Не смотря на разные слова, используемые психологами при определении эмоций, суть их проявляется в одном слове - переживание, либо в двух - переживание отношения. [14] Таким образом, чаще всего эмоция определяется как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему- или к кому-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.).

Веккер считает, что «определение специфичности эмоций как переживания событий и отношений в противоположность когнитивным процессам как знанию об этих событиях и отношениях недостаточно». [10] Для определения эмоций Л.М. Веккер вводит понятие аффективно-когнитивно-мотивационный гештальт. Эмоция - это не только изолированно взятое переживание отношения к какому-либо событию, это и знание об этом переживании, его представленность в сознании, и, как следствие, побуждение к дальнейшим действиям.

Схожую точку зрения высказывает А.Н. Леонтьев, определяя функцию переживания как сигнал человеку о личностном смысле событий. В этом плане переживание той или иной эмоции есть оценка значимости ситуации в жизни человека. [20]

Исходя из вышеизложенного, мы рассматриваем эмоцию как психовегетативную реакцию, связанную с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации, ее исходу (событию) и способствующую организации целесообразного поведения в данной ситуации. В этом определении акцент сделан на роли эмоций в организации целесообразного в данной ситуации поведения, а не только на переживании отношения к этой ситуации, что свойственно традиционным определениям эмоций.

Подводя итог сказанному, можно отметить следующее:

1. Эмоции - это реакции на ситуацию, а не на отдельный раздражитель. Человек оценивает ситуацию в целом, создаваемую раздражителем, и реагирует возникновением эмоции на эту ситуацию, а не на сам раздражитель. Например, эмоция страха возникает не на отдельный раздражитель (боль), а при оценке ситуации (сильная боль грозит большой неприятностью), т.е. эмоция связана в данном случае с прогнозом будущего, а не с тем, что человек ощущает сейчас.

2. Эмоция - это часто заблаговременная реакция на ситуацию и ее оценка. В результате под влиянием эмоции человек реагирует на еще не наступивший контакт с раздражителем. Таким образом, эмоция выступает в качестве механизма предвидения значимости для человека той или иной ситуации.

3. Эмоция - это дифференцированная оценка разных ситуаций. В отличие от эмоционального тона, который дает эмоциональную оценку (нравится/не нравится, приятно/неприятно), эмоции более тонко показывают значение той или иной ситуации для человека.

4. Эмоции - это не только способ оценки предстоящей ситуации, но и механизм заблаговременной и адекватной подготовки к ней за счет мобилизации психической и физической энергии.

5. Эмоции, как и эмоциональный тон - это механизм закрепления положительного и отрицательного опыта. Возникая при достижении или не достижении цели, они являются положительным или отрицательным подкреплением поведения и деятельности.

Таким образом, говоря о «выгорании», мы имеем в виду собственно эмоциональное реагирование (эмоции) на различные эмоциогенные ситуации. Почему же эти эмоциональные реакции закрепляются в поведении и сознании человека после выхода из эмоциогенной ситуации, и, как следствие, возникает феномен «выгорания»? Ответив на этот вопрос, мы будем иметь представление о механизме формирования данного феномена.

2.2 Структура эмоционального явления

Эмоция всегда «окрашивает» некоторое отражаемое содержание - нечто, нами ощущаемое, воспринимаемое, мыслимое и т.п., то есть эмоции не существуют сами по себе безотносительно к ситуации Предметная отнесенность эмоций, ее обязательная направленность, «адресованность» к некоторой структурной единице психического образа - один из главных постулатов в теории эмоций.

Развивая эту мысль, С.Л. Рубинштейн утверждал: «Психические процессы, взятые в их конкретной целостности, - это процессы не только познавательные, но и «аффективные», эмоционально-волевые. Они выражают не только знание о явлениях, но и отношение к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение для отражающего их субъекта, для его жизни и деятельности. [30]

Таким образом, целостное эмоциональное явление всегда представляет собой единство двух моментов: с одной стороны, некоторого отражаемого содержания (событие, ситуация), с другой - собственно эмоционального переживания, т.е. той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом. Двойственное строение эмоционального явления наглядно обнаруживается в том постоянно наблюдаемом факте, что одно и то же отражаемое содержание может вызывать при разных условиях различные, иногда прямо противоположные эмоциональные переживания, и, наоборот, что одно и то же переживание может окрашивать разные мысли, представления, причем каждое такое сочетание образует отдельное эмоциональное явление.

Особенность эмоциональных явлений состоит в том, что они предполагают возможность возникновения эмоционального переживания, «предметом» которого служит другое эмоциональное переживание. Эти переживания, существуя одновременно, сливаются, «наслаиваются» в сознании человека (человек может быть искренне рад некоторому зарождающемуся чувству, ему может не нравиться его же настроение и т.п.), представляет собой одну из причин, по которым сравнительно простое строение эмоционального явления порой бывает трудно идентифицировать на практике.

Так, если некоторое событие, непосредственно радующее или огорчающее, сказывается, кроме того, еще и на длительном изменении настроения человека, мы можем быть уверены, что данное событие в некотором отношении особо затрагивает его потребности, ценности и планы, что оно, например, о чем-то дополнительно «сигнализирует», что-то напоминает, символизирует и т.п. Ясно, что весь этот сложный и сугубо индивидуальный внутренний контекст, который собственно и составляет предмет настроения, постороннему лицу может быть неизвестным и непонятным. Более того, обманчивое впечатление беспредметности настроения может иногда создаваться и у самого переживающего субъекта, например, когда действительная причина настроения отвергается человеком как заведомо невозможная из-за несовпадения с его представлениями о себе» [10, с.44-45].

Данная сложная структура эмоциональных явлений объясняет возникновение феномена «эмоционального выгорания» как одного из явлений эмоциональной жизни человека.

Очень часто исходное эмоциональное явление порождает сложный эмоциональный процесс, состоящий из целого ряда взаимосвязанных и взаимодействующих переживаний. Подчиненность этого процесса определенным закономерностям позволяет выделить в нем единицы, каждая из которых охватывает несколько эмоциональных явлений. В качестве одной из таких единиц выступает эмоциональное «переключение» (или причинная обусловленность непосредственно эмоциогенного воздействия). Например, одна и та же моральная, душевная боль, может вызвать досаду, если мы причинили ее сами себе, вспомнив о неприятном событии в своей жизни, возмущение - если она была вызвана чьим-то неосторожным словом, гнев - если мы убеждены, что она была нам доставлена по сознательному намерению. Во всех этих случаях предметом вторичного эмоционального переживания становится причина воздействия, вызвавшего исходное переживание душевной боли. «Акт подобного эмоционального «переключения» с некоторого эмоциогенного воздействия на его причину представляет одну из главных единиц эмоционального процесса». [10, с.62]

Таким образом, необходимо различать предмет и причину какого-либо эмоционального явления. Изображая схематично, механизм эмоционального «переключения» выглядит следующим образом:

Таблица 2.2.

(1) Предмет эмоционального явления

(например, воспоминание)

(2) Причина

эмоционального явления

(например, сознательное намерение другого человека доставить вам душевную боль данным воспоминанием)

(5)

(4) Эмоциональное явление

(например, душевная боль)

(3) Отношение к причине

или

эмоциональное явление'

(например, возмущение, гнев)

(5) - эмоциональное явление должно связываться с предметом (в данном случае, воспоминание должно вызвать душевную боль),

но если (3) отношение к причине или эмоциональное явление' достаточно сильно или действует на протяжении длительного периода времени наряду с самим эмоциональным явлением, то человек бессознательно склонен связывать данное эмоциональное явление второго порядка с объектом (6), а не с причиной, его вызвавшей, поскольку причина в большинстве случаев не осознается. Само воспоминание вызывает гнев, злость.

Этот же механизм переключения, по нашему мнению, лежит в основе формирования «эмоционального выгорания», что мы рассмотрим ниже.

2.3 Эмоции успеха/неуспеха как основные предпосылки формирования «эмоционального выгорания»

Выше мы определили эмоцию, как психовегетативную реакцию, связанную с проявлением субъективного, пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации, ее исходу и способствующую организации целесообразного поведения в данной ситуации. Таким образом, роль эмоций в регуляции поведения сводится к следующему.

Любая деятельность, побуждаемая только потребностью при столкновении, например, с непреодолимым препятствием продолжалась бы до полной потери сил. Человеку необходим механизм, который выключал бы фактор, побуждающий деятельность, как только она оказывается бессмысленной или даже «нерентабельной» [10, с. 117]. В качестве такого «подсобного» механизма, который подключается по мере необходимости к процессу регуляции деятельности и корригирует на основе учета фактических достижений ее протекание в конкретной ситуации, выступает эмоция «успеха/неуспеха» (переживание успешности/неуспешности). В пользу такого предположения свидетельствуют также результаты многочисленных исследований, проведенных по классическим методикам школы К. Левина.

Функциональное назначение эмоций успеха заключается в том, что они усиливают и поддерживают исходное побуждение к цели, эмоции неуспеха - что они это побуждение сдерживают и отклоняют. Физиологический механизм возникновения этого класса эмоций описан в биологической теории эмоций П.К. Анохина («…эти эмоции закрепляют или способствуют перестройке «эфферентного интеграла» действия в зависимости от того, привело или не привело оно к ожидавшемуся эффекту»).

Можно выделить два класса эмоций успеха/неуспеха:

Констатирующие эмоции успеха - неуспеха окрашивают отдельную попытку приближения к цели, положительная эмоция, завершающая удавшееся действие, его «санкционирует», закрепляет, тогда как отрицательная - немедленно ведет либо к поискам новой системы действий. Если такой поиск завершается повторным неуспехом, то возникает предвосхищающая эмоция успеха/неуспеха.

Предвосхищающие эмоции успеха/неуспеха, возникая при одном восприятии условий, служивших причиной радостей или огорчений в прошлом, они сигнализируют человеку о вероятном исходе действий до реального их совершения.

Накладывая данное содержание на механизм эмоционального «переключения» можно получить общий механизм формирования эмоционального выгорания, который выглядит следующим образом.

Выполняя свои профессиональные обязанности, в том числе взаимодействуя с партнерами, коллегами, субъект переживает некоторые эмоции - положительные (радость, удовлетворение) или отрицательные - (неудовольствие, огорчение, злобу), в зависимости от того, насколько достигнута цель взаимодействия (сопоставление реально достигнутых результатов с желаемыми, предполагаемыми). Если человек причину непродуктивности взаимодействия видит в себе, то у него наряду с другими эмоциями возникает эмоция неуспеха. Попадая в подобные ситуации постоянно, эмоция неуспеха, до сих пор бывшая ситуативной, начинает доминировать, происходит процесс эмоционального «переключения». Сама ситуация возможного взаимодействия, контакта приводит к возникновению чувства неуспешности.

Таблица 2.3.

(1)

предмет эмоционального явления

(ситуация взаимодействия с партнером)

(2) Причина

эмоционального явления

(признание того, что контакт не удался, оказался менее продуктивным, чем ожидалось и т.п.)

(5)

(4) Эмоциональное явление

(неудовольствие, огорчение и т.п.)

(3) Отношение к причине

или

эмоциональное явление'

(чувство «неуспешности»)

Дальнейшее распространение эмоционального «выгорания» происходит, поскольку эмоция неуспеха, как и любая другая эмоция, обладает свойством обобщения. Т.о. не только ситуация общения с партнером, но и любая похожая ситуация взаимодействия (общение в семье, отдых) воспринимается как заранее неуспешная, и у человека складывается установка на избегание подобных ситуаций, что приводит не только к редукции профессиональных обязанностей, но и расширению сферы экономии эмоций.

Осталось ответить на вопрос, каким образом появляются устойчивые эмоциональные состояния тревоги, депрессии, снижения самооценки эмоционального истощения, которые являются основными показателями феномена «эмоционального выгорания». Для этого перейдем к рассмотрению ценностной структуры личности.

2.4 Влияние ведущих ценностей на динамику развития феномена «эмоционального выгорания»

Мы перешли к заключительному этапу построения теоретической модели механизма «эмоционального выгорания». Теперь нам нужно определить какую роль играют ценностные ориентации в динамике развития эмоционального выгорания. Для этого определимся с основными понятиями.

2.4.1 Понятие ценности, ее место и роль в структуре личности

До настоящего времени в науке не существует единого мнения на тот счет, что такое ценность. Проанализировав различные определения ценностей, Д.А.Леонтьев пришел к выводу о трех основных формах определения ценностей [20]:

1) Общественные идеалы - выработанные обществом обобщенные представления о совершенстве в различных областях жизни

2) Предметное воплощение этих идеалов в действиях или произведениях конкретных людей

3) Мотивационные структуры личности («модели должного»), выполняющие функцию побуждения к предметному воплощению в деятельности общественных идеалов.

Эти три формы ценностей не противоречат друг другу, поскольку являются представленными на разных уровнях. Более того, эти формы переходят одна в другую, связывая различные аспекты человеческой жизнедеятельности, а именно: культуру, непосредственную деятельность и личностный, внутренний мир человека. Существенно упрощая, этот переход можно описать следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью, затем в виде «моделей должного» начинают побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметное воплощение этих моделей, которое, в свою очередь, становится основой для формирования общественных идеалов и т.д.

Механизм становления личностных ценностей описывается в понятиях интериоризации личностью социальных ценностей. [22] Таким образом, личностные ценности являются производными от ценностей социальных общностей разного масштаба. Существует предположение, что «усвоение ценностей больших социальных групп и общностей всегда опосредовано ценностями малых референтных групп». [4, с.38] Личностные ценности выполняют функцию внутренних носителей социальной регуляции, находящихся в структуре личности.

В существующей литературе можно найти 3 точки зрения на понимание психологической природы ценностей [4, 20, 30]:

1) Ценности ставятся в один ряд с понятиями «мнение», «представление» и т.п. Ценности здесь не обладают самостоятельной побудительной силой, а находят ее в других источниках.

2) Индивидуальные ценности понимаются как вид социальных установок или интересов, ценностям приписывается направляющая или структурирующая функция, к которой сводится «эффект ценностной регуляции».

3) Ценность стоит в одном ряду с понятиями цели, мотива и потребности. Здесь ценности обладают реальной побудительной силой.

По мнению Д.А. Леонтьева, наиболее верным является третий подход. Описать соотношение понятий мотива, потребности и ценности можно при помощи двухуровневой модели Е.Ю. Патяевой. Автор различает два уровня мотивационных образований:

§ Конкретно-ситуативные, релевантные конкретной деятельности;

§ Устойчивые, внеситуативные, обобщенные.

По функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценности относят к виду устойчивых мотивационных образований. Их мотивирующее действие не ограничено конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнью человека в целом и изменение в системе ценностей - событие чрезвычайно кризисное в жизни личности. Именно этот факт человеческой жизни (душевная, а иногда и проявляющаяся в физической симптоматике «болезненность» изменений в структуре ценностей и высокая вероятность получения психологической травмы в результате «удара по ценностям» человека) является основным положением данной работы (подробнее ниже).

Также несколько авторов (Жуков, 1976; Рокич, 1973) независимо друг от друга предложили два класса ценностей - ценности-цели жизнедеятельности (терминальные ценности) и ценности-принципы жизнедеятельности (инструментальные или операциональные ценности). Эти два класса ценностей совпадают с предложенными Е.Ю. Патяевой двумя видами мотивационных образований.

Потребности похожи на ценности своей внеситуативностью, устойчивостью, мотивирующей функцией. Таким образом, с функциональной точки зрения потребности и ценности оказываются почти неразличимыми. Но различия все-таки можно найти, рассмотрев феноменологию потребностей и ценностей, и эти различия позволят нам сделать заключение о том, почему именно ценности играют решающую роль в формировании «выгорания» (см. таблицу 2.4.1.).

Таблица 2.4.1.

Сравнительная характеристика потребностей и личностных ценностей.

Показатель

Потребности

Личностные ценности

Источник

Индивидуальные отношения с миром

Культурный опыт социальной общности

Относительная значимость и побудительная сила

Постоянно меняются

Неизменны

Зависимость от момента

Сильная

Отсутствует

Субъективная локализация

«внутри»

«снаружи»

Характер воздействия

«толкают»

«притягивают»

Направленность

На желаемое состояние

В желательном направлении

Насыщение и дезактуализация

Временно возможны

Невозможны

Форма репрезентации

Связи с объективными условиями

Идеал «модель должного»

Критерии необходимости

Индивидуальные

Социальные и интериоризированные личностные

Эмоциональный «коррелят»

Эмоциональный тон ощущений или впечатлений

Эмоция как реакция на личностно значимую ситуацию

2.4.2 Понятие ценностных ориентаций личности

В большинстве исследований ценностные ориентации (от франц. orientation - установка) рассматриваются с точки зрения социальной психологии, представляются как социальное явление. Поэтому понятие ценностных ориентаций личности возникает для объяснения социально-значимого поведения. Ценностные ориентации определяют как идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; иными словами, ценностные ориентации можно определить как способ дифференциации объектов человеком по их значимости. [15] Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта в процессе социализации и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Выражая определенные качества личности, ценностные ориентации в то же время являются и средством реализации определенных общественных целей.

М. Рокич так же рассматривает ценности под социально-психологическим углом зрения. Он определяет ценность как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или существования есть индивидуально или социально предпочтительный перед или наряду с каким-либо иным способом поведения или существования в аналогичной ситуации» [4]. Способы существования названы Рокичем терминальными, смысловыми ценностями, а способы поведения - инструментальными, операциональными.

Таким образом, понятие ценностных ориентаций воплощает в себе попытку изучения личности неразрывно от социума, так как ценностные ориентации, являясь функцией социальной среды, в то же время представляют собой целостную характеристику сущности личности. Система ценностные ориентаций «образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности». [4]

Как видно из таблицы 2.4.1. именно удовлетворение ценностей полностью невозможно, так как они внеситуативны, имеют отношение к реализации социально и личностно значимых жизненных целей вообще, в контексте всей жизни человека. И нереализация какой-либо ценности не ведет к сиюминутному отказу от нее. Структура ценностей вырабатывается и закрепляется годами, это личный опыт человека, основанный на усвоении культурных норм и установок, общественных ценностей, мнений окружающих. Отказ от ведущих личностных ценностей - значит удар по собственной жизни, все ради чего человек жил и творил ставится под сомнение. Поэтому попытки утвердить и реализовать данные приоритетные ценности не прекращаются. Они продолжают притягивать и направлять жизнедеятельность человека.

Согласно нашей гипотезе, такими нереализованными ведущими ценностными ориентациями, лежащими в основе «эмоционального выгорания», являются ценностные ориентации «профессиональной самореализации и самоутверждения» (высоко продуктивная деятельная жизнь, материальное обеспечение, престиж, эффективность в делах и т.д.). Эти ценности широко распространились в нашей культуре за последние 15 лет, и, поэтому, независимо от специфики профессии, эти ценностные ориентации оказывают существенное влияние на формирование «выгорания». Динамика развития «выгорания» в этом случае имеет следующий вид.

В системе устоявшихся ценностных убеждений человека можно выделить его подсистему о себе. Эти убеждения содержат в себе, в частности, определенные правила, касающиеся собственных поступков и переживаний. Например, «Я из тех, кто может справиться с чем угодно», «Я должен сделать это лучше других».

Для человека с убеждением в том, что одним из главных моментов в жизни является профессиональная самореализация, и с соответствующей системой ценностей, осознание эмоции неуспеха будет вступать в противовес образу «собственного Я». Чтобы уменьшить этот диссонанс, можно либо изменить представление о себе, поменять систему собственных ценностей и жизненных приоритетов и жизненных целей - что является весьма болезненной операцией (как было показано выше), либо, продолжать сохранять ценностную структуру - ограждать себя от тех ситуаций, которые потенциально могут вызвать эмоции неуспеха. Но субъективное ощущение того, что ведущие ценности не реализуются в полной мере, приводит к снижению самооценки человека, пересмотру позитивных представлений о себе («Я не способен реализовать собственные жизненные планы, моя жизнь ничего не стоит»). Если не происходит перестройки содержательно-смысловой сферы сознания (изменения системы ценностей), или человек не находит ресурсы для реализации ведущих ценностей, то возникают устойчивые состояния депрессии, тревоги и бессмысленности деятельности и жизни в целом.

Глава 3. Описание практической части исследования

Предмет исследования:
Зависимость «эмоционального выгорания» от реализации человеком ведущих ценностей
Гипотеза:
Возникновение феномена «эмоционального выгорания» зависит от характера эмоциогенной ситуации. В качестве ведущего показателя эмоциогенной ситуации выступают приоритетные ценности, которые реализуются преимущественно в профессиональной деятельности:
o Ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, высокое материальное положение, общественное признание).
Частные гипотезы:
Если в профессиональной деятельности человеком реализуются ведущие ценности профессиональной самореализации, то «эмоциональное выгорание» не возникает.
Если в профессиональной деятельности человека не реализуются ведущие ценности профессиональной самореализации, то возникает «эмоциональное выгорание».
Объект исследования
Объектами исследования являлись 31 человек (15 мужчин и 16 женщин) в возрасте от 23 до 61 года, занятые различными видами профессиональной деятельности (педагоги, инженеры, продавцы, консультанты, руководители). Еще раз отмечаем, что специфика профессии не имела значения, поскольку рассматриваемые нами личностные ценности реализуются в любой профессии.

Методическое обоснование.

В качестве инструментальных средств были использованы следующие методики.

1.Для исследования ценностных ориентаций личности был использован опросник, разработанный М. Рокичем (приложение 1).

Рокич выделяет следующие основные признаки человеческих ценностей [21]:

1) Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

2) Все люди обладают одними и теми же ценностями, но в разной степени;

3) Ценности образуют системы;

4) Источники личностных ценностей находятся в культуре, обществе;

5) Влияние ценностей прослеживается почти во всех социальных явлениях.

Ценностные ориентации, выступающие в сознании в форме ценностных представлений, как правило, хорошо осознаются, поэтому доступны для экспериментального изучения.

Методика М.Рокича «Ценностные ориентации личности» состоит в прямом ранжировании двух списков ценностей - терминальных и инструментальных. В нашем случае нас больше интересовали терминальные ценности, но для получения более полной картины (наблюдения возможных тенденций, закономерностей) методика проводилась полностью.

Для получения более детальных результатов данная методика предоставляет возможность исследователю изменять инструкцию, вносить коррективы. Так, в нашем случае, кроме получения проранжированных списков ценностей, необходимо было выявить субъективное ощущение реализации этих ценностей в жизни. Поэтому мы просили респондента оценить степень реализованности данных ценностей на данный момент жизни (приложение 1).

Инструкция: «Сейчас Вам будут предъявлены 2 списка ценностей (по 18 в каждом). Ваша задача - присвоить каждой ценности ранговый номер по порядку значимости для Вас. Внимательно изучите список и выберите ценность, которая для Вас наиболее значима и слева от нее поставьте цифру 1. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Затем проделайте то же самое со всеми остальными ценностями. Наименее важная займет 18-е место. Затем оцените, насколько каждая из предложенных ценностей уже реализована в Вашей жизни, и поставьте в скобках справа от нее соответствующую цифру в процентах. Работайте неспеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию. То же самое проделайте со вторым списком».

2.Опросник «MBI» для диагностики уровня «эмоционального выгорания».

Авторами методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «Человек - человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой. Методика состоит из 22 вопросов (приложение 2).

Структура опросника имеет три шкалы:

§ «эмоциональное истощение» (9 утверждений), которое понимается авторами как чувство эмоциональной опустошенности и усталости, тревога и депрессия.

§ «деперсонализация» (5 утверждений) - возникновение равнодушного и даже негативного отношения к людям, отстранение и избегание контактов с клиентами и коллегами.

§ «редукция личных достижений» (8 утверждений) - возникновение у человека чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Ответы испытуемого оцениваются следующим образом: 0 баллов - «никогда», 1 балл - «очень редко», 2 балла - «иногда»,3 балла - «часто», 4 балла - «очень часто», 5 баллов - «каждый день».

Ключ к опроснику.

Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника:

§ «эмоциональное истощение» - утвердительные ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов - 45)

§ «деперсонализация» - утвердительные ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов - 25).

§ «редукция личных достижений» - утвердительные ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов - 40).

Всего 105 баллов. Об «эмоциональном выгорании» свидетельствует общий показатель выше 45 баллов. Об уровне «выгорания» можно судить по величине общего показателя.

Инструкция: «Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».

3.Беседа.

Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Целью беседы являлось выявление тех проблемных ситуаций на работе, которые вызывают у человека негативные переживания - тревогу, неудовлетворенность, гнев, раздражение.

Для получения нужной информации мы выбрали свободную беседу, так как именно в свободной беседе снимаются недостатки, присущие стандартизированным методикам, на основе вербальной коммуникации (анкета и стандартизированная беседа, по форме близкая к анкете), а именно: подавление непосредственности ответов респондента, потеря эмоционального контакта, активизация механизмов защиты. Степень свободы участников характеризовалась наличием и формой вопросов (беседа на заданную тему), уровень получаемой информации - богатством и сложностью ответов. Вопросы построены таким образом, чтобы исходя из особенностей ответов респондентов (полных, неполных, открытых, закрытых), можно было получить наиболее полную картину. Беседа содержала примерно следующий ряд вопросов:

1. Какие ситуации на работе или связанные с ней заставляют Вас нервничать, раздражаться, тревожиться? (опишите, пожалуйста, несколько подобных случаев).

2. Как долго длится это состояние?

3. Какие действия Вы предпринимаете, чтобы избавиться от него?

4. Какие ситуации на работе вызывают у Вас разочарование, обиду? (опишите, пожалуйста, несколько подобных случаев).

5. В течение какого времени Вы носите это состояние в себе?

6. Что Вы обычно делаете, чтобы не думать о неприятных переживаниях, связанных с работой?

3.2 Порядок работы

1. На первом этапе исследования респонденты работали с методикой «Ценностные ориентации личности» (20-25 минут). После этого в этот же день респондентам предлагалось ответить на вопросы методики «MBI» (10-15 минут).

2.Беседа с каждым респондентом проводилась через 2-3 дня, поскольку отдельные вопросы методики «MBI» содержат в себе указания на некоторые возможные рабочие ситуации, вызывающие переживания. Для того, чтобы эти «содержащие ответы вопросы» не влияли на результаты, получаемые в ходе беседы, респондентам требовалось некоторое время. Время беседы зависело от характера получаемых ответов (20- 40 минут).

3.Обработка результатов.

4. Интерпретация.

3.3 Результаты

Обработка данных, полученных при помощи методики «MBI» для диагностики уровня «эмоционального выгорания» позволила классифицировать респондентов следующим образом:

§ 17 человек имеют высокий уровень эмоционального выгорания, причем из них у 12 человек равномерно выражены показатели по всем трем шкалам, у пяти человек - ярко выражен показатель по шкале «эмоциональное истощение».

§ 14 человек имеют низкий уровень «эмоционального выгорания» (в пределах нормы).

Результаты, полученные с помощью методики «Ценностные ориентации личности» могут содержать некоторые погрешности:

значимость ценности может субъективно преувеличиваться или преуменьшаться, точно как же, как и субъективное ощущение их реализации, под влиянием механизмов психологической защиты. Но, поскольку все предложенные в списках ценности являются социально одобряемые, поощряемые обществом, у человека не должно возникнуть желание «приукрасить» результаты. Кроме того, для нас важно получение общей тенденции.

Далее нам необходимо было выяснить, существуют ли значимые различия в системах ценностных ориентаций у людей с низким и высоким уровнем «выгорания». Для этого был подсчитан коэффициент ранговой корреляции по формуле:

r = 1 - (6*(d?)/N*(N?-1), где

r - это коэффициент корреляции рангов Спирмена,

d -разности между рангами каждой из пар значений,

N - число сопоставляемых пар.

Полученные высокие коэффициенты ранговой корреляции как для списка терминальных, так и для списка инструментальных ценностей, указывают на то, что в системах ценностей людей с высоким и низким уровнем «выгорания» существуют статистически значимые различия (на уровне значимости p<0.01).

§ Коэффициент корреляции для списка терминальных ценностей составил - r эмп. = 0,760578

В системах терминальных ценностей людей с высоким и низким уровнем «выгорания» наибольшие различия существуют между рангами 7 («материально обеспеченная жизнь»), 9 («общественное признание»), 11 («продуктивная жизнь») и 13 («развлечения») (приложение 3).

У людей с высоким уровнем «выгорания» ценности профессиональной самореализации при низком субъективном ощущении их реализации (от 20 до 50%) занимают высокие позиции:

«Общественное признание» - 2

«Продуктивная жизнь» - 4

«Материально обеспеченная жизнь» - 7.

В то время как эти же ценности у людей с низким уровнем «выгорания» занимают более низкие позиции, соответственно 10, 11 и 12, при достаточно высоком субъективном ощущении их реализации (от 50 до90%).

Если сгруппировать ценности в блоки по их направленности, и определить средние ранги у людей с высоким и низким уровнем «выгорания», получим следующую картину (таблица 3.3.1.):

Из данной сводной таблицы видно, что для людей с высоким уровнем «выгорания» приоритетными являются ценности профессиональной самореализации, в то время как люди с низким уровнем «выгорания» в качестве ведущих терминальных ценностей указывают ценности «активности и полноты жизни»

Таблица 3.3.1.

Терминальные ценности

Высокий уровень

«ЭВ»

Низкий уровень

«ЭВ»

1. Ценности профессиональной самореализации

§ Интересная работа

§ Материально обеспеченная жизнь

§ Общественное признание

§ Продуктивная жизнь

1

3

2. Ценности «эстетического переживания»

§ Красота природы

§ Любовь

§ Творчество

4

2

3. Ценности самосовершенствования

§ Познание

§ Развитие

§ Свобода

§ Уверенность в себе

3

4

4. Ценности «активности и полноты жизни»

§ Активная деятельная жизнь

§ Здоровье

§ Наличие хороших и верных друзей

§ Счастливая семейная жизнь

§ Счастье других

§ Развлечения

2

1

Такая же тенденция наблюдается при интерпретации индивидуальных данных.

§ Коэффициент корреляции для списков инструментальных ценностей составил - r эмп. = 0,630547

В системах инструментальных ценностей людей с высоким и низким уровнем «выгорания» наибольшие различия существуют между рангами 3 («высокие запросы»), 7 («непримиримость к недостаткам в себе и других»), 11 («самоконтроль») и 18 («эффективность в делах») (см. приложение 4).

У людей с высоким уровнем «выгорания» ряд ценностей профессионального самоутверждения при низком субъективном ощущении их реализации (от 20 до 50%) занимают высокие позиции:

«Самоконтроль» - 5

«Эффективность в делах» - 6,

в то время как «высокие запросы» и «непримиримость к недостаткам» занимают еще более высокие позиции (соответственно 3 и 4) и ярко выражены (от 70 до 90%).

У людей с низким уровнем «выгорания» наблюдается зеркально противоположная картина:

ценности «самоконтроля» и «эффективности в делах» занимают более низкие позиции при высоком субъективном ощущении их реализации (от 60 до 90%) соответственно 13 и 16 позиции, ценности «высокие запросы» и «непримиримость к недостаткам в себе и других» тоже занимают более низкие позиции (соответственно 9 и 10), но при низком субъективном ощущении реализации (20 - 35%).

Кроме того, сгруппировав инструментальные ценности в блоки по их направленности, наблюдается следующая общая тенденция (таблица 3.3.2)

Таблица 3.3.2.

Инструментальные ценности

Высокий уровень

«ЭВ»

Низкий уровень

«ЭВ»

1. Ценности самоутверждения

§ Высокие запросы

§ Эффективность в делах

§ Независимость

1

4

2. Ценности «высокой общей культуры»

§ Образованность

§ Широта взглядов

§ Воспитанность

§ Рационализм

§ Аккуратность

3

1

3. Ценности «гуманного отношения»

§ Терпимость

§ Чуткость

§ Жизнерадостность

§ Честность

4

3

4. Ценности самодисциплины

§ Ответственность

§ Самоконтроль

§ Исполнительность

§ Смелость

§ Твердая воля

§ Непримиримость к недостаткам

2

2

эмоциональный выгорание ценностный личность

Из данной сводной таблицы видно, что для людей с высоким уровнем «выгорания» приоритетными являются ценности - принципы «самоутверждения» и «самодисциплины», в то время как люди с низким уровнем «выгорания» в качестве ведущих инструментальных ценностей указывают ценности «высокой общей культуры». Такая же тенденция наблюдается при интерпретации индивидуальных данных.

Проведя контент-анализ результатов бесед, можно отметить, что в качестве проблемных ситуаций, вызывающих переживание негативных эмоций, люди с высоким уровнем «выгорания» называют различные по форме ситуации (частые конфликты, конфликты с начальством, несплоченный коллектив, давление со стороны руководства, неразделение полномочий, ролевая неопределенность, неадекватное реагирование со стороны руководства), но все эти ситуации не позволяют им реализовывать их ведущие ценности-цели (терминальные ценности). Так у людей с высоким уровнем «выгорания» основными ситуациями, вызывающими переживание интересующих нас эмоций (раздражение, тревогу, разочарование), являются:

§ Непризнание личных заслуг коллегами, клиентами, руководством («Моей работы не замечают», «Я делаю больше, чем другие, но остаюсь в стороне», «За свою работу и слова доброго не услышишь», «Мое мнение не берут в расчет при обсуждении важных, в том числе и для меня, вопросов», «Со мной не считаются», «Начальство никак не реагирует на мои достижения», «Я помогаю коллегам справиться с накопившимися делами и не вижу признания своей помощи» и т.п.)

§ Низкий материальный эквивалент проделанной работы («Я столько усилий трачу на работу, а взамен получаю копейки», «Моя работа была оценена как рядовая, типовая, хотя я столько мучился, думал», «Я получаю столько же, сколько и начинающие» и т.д.)

§ Неинтересная работа («Мне приходится выполнять то, в чем я не разбираюсь, мне это совсем не нужно», «То, что я делаю, никому не нужно, и самое главное, мне это надоело»)

§ Неиспользование собственных возможностей и способностей («Я могла бы сделать это лучше, но что-то мне все время мешает», «Перед выполнением задания я чувствую, что сделаю это идеально, но получается совсем не так, и, хотя даже эта работа признается как успешно выполненная, я то сам знаю, что это не все, на что я способен»).

Негативные переживания у «выгоревших» людей сохраняются постоянно. Ниже приведены примеры высказываний, отражающих картину: «Попадая в подобную ситуацию, я понимаю, что ничего не изменилось, меня опять не заметили. Причем не заметил не начальник, как было в прошлый раз, а просто сотрудник. Твои слова просто не слышат, на них никто не реагирует. Как я могу забыть об этом? Я же не пустое место. Мне постоянно хочется доказать всем, что я делаю работу ничуть не хуже и трачу на это столько же, а может быть и больше усилий, чем другие», «…Да ничего я не делаю с этими переживаниями. Это мое нормальное состояние, когда беспокоишься о том, как оценят твой проект, заметят ли его», «Все время думаю, как бы опять не сесть в лужу. Такое впечатление, что эти дурацкие провоцирующие стечения обстоятельств преследуют меня с того момента, как я начала работать. И расплачиваюсь за это собственным здоровьем. А это даже никому не нужно…».

Люди с низким уровнем «выгорания», в качестве эмоциогенных ситуаций называют примерно те же ситуации, но преодолевают их за счет переключения на содержание работы, например: «Нервничаю, конечно, не без этого. Но все как-то за содержанием работы теряется» «Что толку сидеть и переживать, себя жалеть. Нужно брать и делать. Когда включаешься в работу, обо всем забываешь», «Тревога - нормальное состояние в работе. Она стимулирует. Ну и что, что что-то не получается. Нужно стараться, учиться и все получится».

Эти данные подтверждают наше предположение о том, что не сама эмоциогенная ситуация, то есть ситуация, вызывающая эмоциональный отклик, (конфликты, ролевая неопределенность и др.) лежат в основе формирования «выгорания», а те ситуации, которые не позволяют реализовывать ведущие и значимые для человека ценности профессиональной самореализации.

Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза о влиянии ведущих ценностей профессиональной самореализации на развитие феномена «эмоционального выгорания» подтвердилась.

Выводы

Помимо этих результатов были получены довольно интересные, на наш взгляд, данные.

Ценность «интересная работа» в обеих группах занимает довольно высокие позиции (по средним показателям - 5-ую у «невыгоревших» и 8-ую у «выгоревших») и данные различия статистически не значимы. То есть эта ценность важна для обеих групп. Кроме того, среди людей с высоким уровнем «выгорания» только у 3 человек можно наблюдать низкое субъективное ощущение реализации этой ценности, у остальных же (как «выгоревших», так и «невыгоревших») субъективное ощущение реализации велико (50-90%). В современной литературе есть предположение о том, что «выгорание» возникает в случае «несоответствия человека работе» (не нравится содержание, работа не увлекает, не захватывает). Результаты нашего исследования подтверждают обратное: «эмоциональное выгорание» формируется и у тех людей, которые удовлетворены спецификой своей работы, ее содержанием, следовательно, не только, соответствие или несоответствие человека содержанию работы определяет возможность возникновения «выгорания».

Кроме того, как уже отмечалось выше, в группу людей с высоким уровнем «выгорания» попали и те люди, картина синдрома «выгорания» которых сложилась за счет почти максимального показателя по шкале «эмоциональное истощение» (42-43 балла) и низких показателей по шкалам «деперсонализация» и «редукция личных достижений». То есть это те люди, которые постоянно на протяжении долгого времени (как выяснилось из бесед) испытывают трудности в эмоциональной сфере вообще, безотносительно рабочих ситуаций (общее подавленное состояние, снижение настроения, неадекватное эмоциональное реагирование, трудности в проявлении эмоций, постоянное ощущение тревоги, депрессия). При этом это практически не отражается на профессиональной деятельности.

Сравнив различия в системах ценностей этих двух типов «выгоревших» людей можно отметить следующее.

У людей с высоким показателем по шкале «эмоциональное истощение» ведущие позиции в списке терминальных ценностей занимают ценности «активности и полноты жизни» при низком субъективном ощущении их реализации:

1. Счастливая семейная жизнь (30%)

2. Активная деятельная жизнь (20-30%)

4.Наличие хороших и верных друзей (20-30%)

5.Счастье других (30-40%).

Ценности профессиональной самореализации занимают более низкие позиции при достаточно высоком уровне реализации (50-70%).

В списке инструментальных ценностей значимых различий не обнаружилось.

Таким образом, можно сделать предположение, что не только нереализация ведущих ценностей в рабочих условиях может приводить к «выгоранию», но и нереализация ведущих личностных ценностей в семейной и межличностной сферах. Эту гипотезу в рамках данного исследования нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, поскольку на данный момент не существует адекватного инструментального средства. В опроснике «MBI» вопросы, связанные с диагностикой уровня «выгорания» по шкалам «деперсонализация» и «редукция личных достижений» построены таким образом, что их область распространения касается только рабочих ситуаций (например, «Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества на работе», «В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей» и др.). Поэтому необходимо разработать новый инструмент для диагностики этих показателей в семейных и межличностных отношениях.

Еще один интересный факт. Корреляция для списков терминальных ценностей выше, чем для списков инструментальных ценностей. Это можно объяснить следующим образом: система терминальных ценностей (ценностей-целей) более личностно значима, и поэтому более устойчива, в отличие от системы инструментальных ценностей, которая вариативна и более динамична. Другими словами, приблизиться к цели можно разными способами, использую разные принципы в разных ситуациях.

Заключение

Данная работа - новый взгляд на проблему «эмоционального выгорания», попытка вскрыть его механизм и динамику развития, попытка рассмотреть «эмоциональное выгорание» не как отдельно взятый феномен, наблюдаемый в поведении конкретной личности, а во взаимосвязи с социумом, культурой.

Подводя итог, можно отметить, что наша гипотеза о зависимости между реализацией ведущих ценностей профессиональной самореализации и самоутверждения на формирование и развитие феномена «эмоционального выгорания» подтверждена.

Это позволяет объяснить различные факты, которые до сих пор носили описательный характер и рассматривались исследователями феномена как случайные:

§ феномен «эмоционального выгорания» исследователи рассматривали как профессиональное «выгорание», поскольку именно профессиональная деятельность (независимо от ее специфики), прежде всего, позволяет реализовывать данные ценности.

§ феномен «выгорания» был впервые замечен и описан в США, где в самой культуре заложены данные ценности, и только спустя 2 десятилетия исследованием данного феномена стали заниматься в России (в связи с увеличением эмоциональных расстройств), когда в обществе стали активно поощряться западные ценности.

§ имеющиеся данные о том, что «выгорание» инфекционно, то есть распространяется среди членов одной организации, независимо от личностных характеристик отдельной персоны и индивидуальных условий работы. Как известно, существуют так называемые организационные ценности, которые присваиваются индивидами, трансформируются в личностные ценности. И нереализация заявленных организацией ценностей как ведущих, направляющих деятельность организации, приводит к нереализации личностных ценностей людей как представителей этой организации, «носителей» этих организационных ценностей. По описанному выше механизму формируется «эмоциональное выгорание» не только у отдельных представителей организации, но и отдельных ее подразделений.

Если говорить в общем о значении данного исследования, то необходимо отметить, что продуктивная работа с феноменом «эмоционального выгорания» должна проводиться на ценностном уровне.

Появляется возможность практической работы с людьми, находящимися под влиянием «эмоционального выгорания», а именно: помощь человеку в осознании конфликта между наличием приоритетных ценностей и невозможностью или затруднением их реализации на данном этапе, поиск путей реализации и утверждения этих ценностей в других областях жизнедеятельности.

Кроме того, подтверждение данной зависимости делает возможным дальнейшие исследования в этой области.

Во-первых, исследование трансформации культурных, поощряемых в обществе ценностей, способствующих формированию «выгорания» в профессиональной среде в индивидуальные (в каких конкретных формах - установках, стереотипах поведения, гендерных стереотипах, идеалах или других формах - они закрепляются на личностном ценностном уровне).

Во-вторых, проведение кросскультурных исследований. Как уже отмечалось выше, в саму ткань западной культуры вплетены так называемые ценности достижения и самоутверждения (успешность во всем, престиж, общественное признание и др. Интересным и перспективным, на наш взгляд, будет исследование, посвященное выявлению различий между «эмоциональным выгоранием» в отечественной и зарубежных культурах.

Другой перспективной исследовательской задачей является подтверждение нашей гипотезы (заявленной в начале данной работы) о возможности возникновения «выгорания» не только в профессиональной деятельности, но и в других сферах жизни человека. Для этого необходимо разработать экспериментальную процедуру, позволяющую увидеть, насколько реализованы те или иные ведущие ценности в различных областях жизни человека (профессиональной деятельности, семейных отношениях, межличностных отношениях, сфере обучения и образования, сфере увлечений).

Кроме того, необходимыми являются исследования, подтверждающие и/или уточняющие механизм формирования «эмоционального выгорания». Для этого необходимы лонгитюдные исследования, позволяющие отследить динамику развития личности и становления личностных ценностей, целей жизни.

Таким образом, мы считаем, что данная работа имеет как практическую, так и теоретическую ценность.

Литература

Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань, 1987.

Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. - 1989. - №4.

Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник МГУ. - 1995. Серия 14. - №1. - С. 54-55.

Битуева А.В. особенности структурного строения ценностных ориентаций // CREDO, Теоретический журнал. - 2000. - №21.

Бодров. В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Ин-т психологии РАН, 1995.

Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996.

Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига, 1984.

Бурлачук Л.Ф., С.М.Морозов. Словарь-справочник по психодиагностике. С.-Пб., 1999г.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

Веккер. Л.М. Психические процессы. - СПб., 1974.

Вилюнас. В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.

Водопьянова Н.Е. «Синдром психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000.

Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1988. - №4. - С. 65-70.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001.

Краткий психологический словарь. Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.:Политиздат, 1985.

Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). - Ростов, 1986.

Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов/н/Д, 1999.

Леонтьев А.Н.. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1989г.

Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. - 1997. - т.18. - №6. - с.13-27.

Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992, 17с.

Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья первая) // // Вестник МГУ. - 1996. Серия 14. - №4. - С. 35-44.

Люсин Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций // Вопросы психологии. - 1999. - №2. - С. 50-61.

Махнач А.В., Бушов Ю.В. Зависимость динамики состояний эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности // Вопросы психологии. - 1988. - №6. - С.130-133.

Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2001. - Том 22. - №1, С. 90-101.

Психология эмоций. Тексты. - М., 1984.

Рапохин Н.П. Исследование эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности // Психологический журнал. - 1981. - №5.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979г.

Румянцева Е.Ю. Синдром эмоционального выгорания у учителей. - http://www.fortunecity.com/millenium/scooby/454/Vestnik/2/2_13.htm

Рубинштейн. Основы общей психологии. М., 1998г.

Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1982.

Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Эмоции и аффекты: общепсихологический и патопсихологический аспекты // Психологический журнал. - 1998. - №4. - С. 41-48.

Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - №6. - С.57-64.

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье //Вопросы психологии. - 1999. - №2. - С. 61-74.

Maslach. C.Burnout:синдром выгорания http://www.edinorog.boom.ru/psimaster/bornout.htm

Glenn A.Roberts. - http://www.target-21.h1.ru/psy/1/4-2.htm

Glenn A.Roberts. - http://www.psy-net.ru/info_nauka3.htm

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru